Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налоги, их функции, виды, принципы налогообложения. Функции налогов и принципы налогообложения. В зарубежных странах также используются финансово-кредитные и налоговые рычаги регулирования народного хозяйства

Понятие пошлины Налоговый кодекс РФ их не выделяет как самостоятельное. Факт наличия в названии налога или обязательного платежа слов "налог", "сбор", "пошлина" еще не определяет существо данного платежа.

Что же такое налог с учетом экономического содержания возникающих при этом отношений?

Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов на развитие общества и государства.

1.2 Функции налогов и принципы налогообложения

Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения.

Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

С этих же позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов.

Фискальная функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Данная функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Бюджетные средства расходуются на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному дому.

Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой – не нарушить нормальный ход воспроизводства.

Социальная функция реализует через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Распределительная функция нацелена на решение тех или иных задач налоговой политики государства посредством использования налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

Суть регулирующей функции заключается в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие:

· стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;

· дестимулирующая подфункция имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т.д.;

· воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Налоговое регулирование несет нагрузку и контрольного свойства. Регулирующая налоговая функция проявляется на практике не только в виде льгот, но и в форме санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налогов, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогообложения.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Функции налога тесно взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована.

Таким образом, относительное равновесие функций позволяет формировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно.

На современном этапе принципы налогообложения - это, по сути, основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала осуществления налоговых отношений, представляющие собой, с одной стороны, систему координат, в рамках которой развивается российская налоговая система, а с другой стороны, вектор, определяющий направление развития налогообложения.

В налогово-экономической и налогово-правовой литературе выделяется два уровня (вида) принципов налогообложения:

· экономические принципы налогообложения (формулируются в процессе развития финансовой науки и государствоведения, а реализуются (пробируются) при построении конкретных налоговых систем различных государств, в результате их генезис находит свое отражение во многих принципах налогового права). Экономисты к экономическим принципам налогообложения относят, как правило, принципы: справедливости, соразмерности налогообложения, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, экономичности, эффективности налогообложения, рентабельности налоговых мероприятий;

· юридические принципы налогообложения (формулируются в процессе развития юридической науки, и в первую очередь налогового права, затем на определенном этапе развития общества закрепляются в законодательстве в виде основных начал налогового законодательства и становятся принципами налогового права).

Однако при таком подходе не учитываются следующие обстоятельства. Налогообложение, как любое процессуальное отношение, не может существовать вне регламентирующих его правовых рамок. Принципы налогообложения находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права, которые представляют собой экономические гипотезы, закрепленные законодательстве как юридические принципы налогообложения. Заметим, что законодательством различных стран воспринимаются разные, признаваемые необходимыми для налоговой системы конкретной страны экономические идеи. Универсального набора принципов налогообложения не существует. Каждое государство выбирает и закрепляет в законодательстве те принципы, необходимость применения которых обусловлена его историческими, социально-экономическими, политическими особенностями, а в отдельных случаях - определенными задачами, стоящими перед налоговой политикой на конкретном историческом отрезке. Например, не нашли своего закрепления в НК РФ принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий (их содержание упрощенно можно сформулировать так: бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор). Как отмечается, сегодня этому критерию не отвечают налог на имущество физических лиц и налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.

8.3.6 Принципы и механизмы налогообложения

Поскольку на протяжении истории человечества ни одно государство не существовало без взимания налогов, то мировой опыт привел к главному принципу налогообложения, который можно выразить следующим изречением: «Не режьте курицу, несущую золотые яйца». То есть нельзя отчуждать имущество или собственность налогоплательщика в пользу государства таким образом, чтобы подорвать стимулы к индивидуальной или коллективной хозяйственной деятельности, как бы велики при этом ни были потребности государства в финансовых средствах. Этот принцип наглядно демонстрируется эффектом Лаффера.

Экономика предложения, представителем которой является А. Лаф-фер, выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Основные предложения - это отказ от прогрессивного налогообложения, снижение налоговых ставок на предпринимательство, заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки , в результате этого вырастут накопления и инвестиции. Для работников снижение налогов усилит привлекательность дополнительной работы и заработка, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы. Кривая Лаффера изображена на рис. 8.3.

Рис. 8.3. Кривая Лаффера

Американский ученый, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе А. Лаффер описал связь между ставками налогов и объемом налоговых платежей в государственный бюджет, т.е. государственных доходов. Как видно на графике (рис. 8.3), по мере роста налоговой ставки (7) от нуля до 100% налоговые поступления (Д) сначала растут от нуля до определенного максимального уровня на графике - Дmax, где ставка налога оптимальна, а затем снова снижаются до нуля. Налоговые поступления начинают падать после оптимального значения налоговой ставки, так как более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов и налоговая база сокращается. При ставке налога в 100% платежи в бюджет сокращаются до нуля, так как такая ставка носит фактически конфискационный характер и прекращает любую хозяйственную деятельность плательщиков налога. Вывод напрашивается сам собой: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, накапливанию сбережений, инвестициям и т.д. Расширившаяся налоговая база может поддерживать налоговые поступления на достаточном уровне даже при снижении налоговых ставок. Снижение бюджетного дефицита обеспечивается за счет уменьшения случаев уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов и за счет сокращения государственных дотаций и социальных трансфертов малообеспеченным слоям населения (в современных российских условиях последнее обстоятельство может вызвать протесты электората).

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер, и следовательно, в практической жизни весьма сложно решить, при какой конкретно ставке налога (любого) начинается снижение налоговых платежей в государственный бюджет. Тем не менее на эффекте Лаффера была построена экономическая политика американского президента Р. Рейгана в 1980-х гг. Снижение налогов было одним из главных составных элементов этой политики, а ее результатом стал интенсивный экономический рост в США. С этого времени «теория предложения», согласно которой снижение налогов является важнейшим фактором стимулирования экономического развития, стала ведущей в большинстве развитых стран, заменив собой кейнсианскую доктрину.

В современных условиях действуют следующие принципы налогообложения, основывающиеся на налоговом законодательстве (ст. 3 НК РФ):

1) налоговое законодательство основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность плательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости;

2) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из различий между налогоплательщиками;

3) налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;

4) акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он должен платить.

Механизм налогообложения реализуется через его методы и способы.

Методы налогообложения - форма зависимости между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы. Существует равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. При равном налогообложении для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога в абсолютной форме или в процентах от минимального размера оплаты труда. При пропорциональном налогообложении ставка налога равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его доходов (налог на доходы физических лиц 13%). Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности, величины дохода плательщика налогов (примером может служить подоходный налог, действовавший в Российской Федерации до 1 января 2001 г.). Регрессивные налоги предполагают снижение средней ставки налога по мере роста доходов, а также ослабление налогового бремени (единый социальный налог; при доходе плательщика выше 100 ООО руб. налоговые ставки начинают снижаться).

Существует три способа уплаты налогов: по декларации; с источника дохода; кадастровый способ уплаты налога.

Декларация - это документ, в котором плательщик налога самостоятельно приводит расчет полученного дохода и налога с него.

При взимании налога с источника дохода его оплата производится до получения дохода, т.е. получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

При кадастровом способе (от греч. katastichon - лист, реестр) объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку, перечень этих групп и признаков занесен в специальные справочники, и каждая группа имеет индивидуальную ставку налога (налог на владельцев транспортных средств дифференцирован в зависимости от мощности двигателя транспортного средства).


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Юридические черты налога:

Односторонний характер его установления

Налог является индивидуально безвозмездным (так как налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика)

Налог взыскивается на условиях безвозвратности (уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

Так как налог представляет собой одностороннее движение средств и его принципы прямо противоположны принципам гражданского оборота, приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение.

Налог – единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характера наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Конституционный Сур РФ указал, что налоговый платеж – это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.

Функции Налогов.

1)Фискальная (формирование доходов бюджета)

2)Регулирующая

Стимулирующая (поощрение вида деятельности, отрасли экономики и т.д.)

Дестимулирующая (сдерживающие воздействия)

3)Контрольная (получение данных о темпах и тенденциях развития экономики)

Принципы налогообложения

4 принципа Адама Смита

1)принцип справедливости в двух аспектах: справедливость по вертикали и справедливость по горизонтали. Лица, находящиеся в равном положении и получающие одинаковый налогооблагаемый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам. В этом суть справедливости по горизонтали.

Те же, кто располагает разными материальными возможностями, должны отчуждать в виде налогов разные доли своих доходов. Поэтому к более высоким доходам должны применяться повышенные ставки налога. Это направлено на перераспределение доходов. Так понимается справедливость по вертикали.

2)принцип определенности означает, что налог, который лицо обязано платить, должен быть определен точно, а не произвольно. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и для плательщика, и для другого лица.

3) принцип нейтральности налогообложения требует того, чтобы каждый налог взимался в такое время и таким способом, какие наиболее соответствуют соображениям удобства для налогоплательщика. Удобные и необременительные способы уплаты налога должны обеспечить как можно меньшее влияние налогообложения на экономическое поведение лица и устранить разрушающее воздействие на рынок.

4)принцип эффективности налоговой системы означает, что правила взимания налога должны быть таковыми, чтобы налог извлекал из кармана налогоплательщика как можно меньше сверх того, что поступает в казну. Если сбор налогов требует использования труда большого числа чиновников, так что значительная часть собранных налогов расходуется на их оплату, то налоговая система будет неэффективной.

Основные (конституционные) принципы налогообложения.

Часть 3 ст. 75 К-ции РФ предусматривает, что федеральным законом должны быть установлены общие принципы налогообложения и сборов.

Направленность общих принципов налогообложения и сборов – ограничение свободы государства в области финансов. Они на конституционном уровне ставят препоны налоговому произволу, создают основы справедливого, умеренного и соразмерного налогообложения.

Общие принципы налогообложения и сборов являются развитием положений Конституции РФ в специфической области.

В зависимости от направленности действия и смысла решаемых задач основные принципы налогообложения и сборов можно разделить на три группы:

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя.

Принцип публичной цели взимания налогов и сборов (налоги устанавливаются с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти и должны иметь общественно возмездный характер).

Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов (налог устанавливается с целью получения дохода, а не с целью принуждения к определенному поведению и взимание налогов должно проходить на постоянной основе. «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными»)

Принцип ограничения специализации налогов и сборов (по общему правилу налог не предназначен для определенного расхода, однако целевые налоги абсолютно не исключаются, но их установление должно быть обусловлено конституционно значимыми целями)

Принцип установления, изменения или отмены налогов и сборов законами (утверждение налогов законом является инструментом установления безусловной обязанности налогоплательщиков уплачивать налоги, ограничение личного усмотрения. Данный принцип опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч.3 ст.55 К-ции))

Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре (выступает гарантией реального выполнения народными избранниками доверенных им функций в сфере налогообложения. Принцип закрепляет особую процедуру внесения законопроектов о налогах (ч.3 ст.104 К-ции). Принцип ограничивает прямое и косвенное делегирование полномочий по установлению налогов. Обеспечивает также принятие и введение в действие законов о налогах в соответствии с закрепленными правилами (ст.57, 106 К-ции))

Принцип ограничения форм налогового законотворчества (ограничивает включение норм о налогообложении в законы, не посвященные налогообложению как таковому)

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков.

Принцип юридического равенства плательщиков налогов и сборов.

(этот принцип не допускает установления различных условий налогообложения в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных оснований, носящих дискриминационный характер)

Принцип всеобщности налогообложения (означает, что каждый член общества обязан участвовать в уплате налогов наравне с другими. Не допускается предоставление индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованных с позиции конституционно значимых целей)

Принцип равного налогового бремени (направлен на то, чтобы без нарушения формального равенства налогоплательщиков в максимальной степени учесть обстоятельства налогоплательщиков и обеспечить соблюдение неформального равенства. Равенство в налоговом праве реализуется не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков и выражается в том, что за основу берется фактическая способность к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов. Равенство в налогообложении понимается как равномерность обложения через сравнение налогового бремени, которые несут разные плательщики)

Принцип соразмерности налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (налогообложение не должно парализовать реализацию гражданами конституционных прав)

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма.

Принцип единства налоговой политики (недопустимо установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ. Единство налоговой политики обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления не вправе создавать службы и структуры, альтернативные федеральным налоговым органам)

Принцип единства системы налогов (обусловлен задачей унификации налоговых изъятий. Федеральным законом может быть установлен перечень региональных и местных налогов, носящий исчерпывающий характер. «Органы гос.власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей»)

Принцип разделения налоговых полномочий (В федеративном государстве полномочия в сфере налогообложения не могут сосредоточиваться исключительно у федерального законодателя. Субъекты Федерации обладают собственной доходной базой, однако право субъектов Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку они связаны общими принципами налогообложения и сборов).


Похожая информация.


Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

  • фискальную;
  • регулирующую;
  • социальную:
  • контрольную.

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 3.2. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и . Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

1. Функции и принципы налогообложения

Налоги являются важной экономической категорией, исторически связанной с существованием и эволюцией государства как такового. Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, налогом называют обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Как правило, выделяют несколько основных, так называемых сущностных признаков налога:

1) отношения власти и подчинения. Субъект налога не имеет права отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей по уплате налога. В случае отказа субъекта от обязательного внесения своего вклада в бюджетный фонд могут применяться санкции от штрафа до лишения свободы;

2) смена собственника. Посредством налогов некоторая доля частной собственности в денежном выражении становится государственной. Таким образом и формируется централизованный бюджетный фонд, в котором происходит обезличивание денег;

3) безвозвратность и безвозмездность. Налоги никогда не возвращаются плательщику обратно, и он не получает ничего взамен.

Кроме того, для понимания принципов налогообложения необходимо знать элементы налогов . К ним относятся:

1) субъект налога;

2) носитель налога;

3) объект налога;

4) единица и масштаб обложения;

5) ставка налога;

6) оклад налога;

7) налоговый период;

8) налоговая льгота;

9) налоговая квота;

10) налоговая политика;

11) налоговый кадастр;

12) система налогов.

Рассмотрим эти понятия немного подробнее.

Под субъектом налога обычно понимают лицо, на которое законодательно возлагается обязанность выплачивать налог. Переложить эту обязанность на другое лицо можно через механизм цен.

Носитель налога – это физическое или юридическое лицо, которое непосредственно уплачивает налог из своего дохода.

Объектом налога является то имущество или доход, который и облагается налогом, причем объектом налога могут быть самые разнообразные предметы, например недвижимость, предметы потребления, доходы.

Источник налога – это доход, за счет которого данный налог уплачивается.

Единицей или масштабом налога называется некоторая часть налога, принимаемая за основу при исчислении размеров налога.

Под ставкой налога понимают размер налога, установленный непосредственно на единицу налога. Ставка налога может быть установлена как в абсолютных единицах (денежном выражении), так и в процентах.

Оклад налога – это та сумма налога, которая получена со всего объекта налогообложения за определенный период. Она подлежит внесению в бюджетный фонд.

Налоговой квотой называется доля оклада налога в источнике налога. Именно налоговая квота показывает тяжесть налогового бремени, так как она демонстрирует, какую часть своего дохода плательщик изымает из общих доходов на каждый отдельный налог и все налоги в целом.

Налоговой льготой называют снижение размера налогообложения в связи с объективными причинами.

Налоговая политика – это меры, принимаемые в области налогообложения и направленные на достижение какой-либо конкретной цели.

Налоговый кадастр – это перечень объектов налога, в котором указывается их доходность.

Система налогов – это перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых государством.

Чтобы разобраться в принципах налогообложения, надо прежде всего рассмотреть понятие принципов как таковых. Итак, принципами называют основные и главенствующие идеи или ведущие положения, определяющие начало чего-либо. По отношению к налогообложению принципами можно назвать основополагающие идеи, которые существуют в сфере налогов. Причем в различных налоговых сферах выделяют свою систему принципов. Существуют три основные системы принципов.

1. Экономические принципы налогообложения.

2. Юридические принципы налогообложения.

3. Организационные принципы налогообложения.

К экономическим принципам относят базовые сущностные положения, объясняющие целесообразность налогов и оценивающие их как отдельное экономическое явление. Среди этих принципов выделяют четыре основных:

1) принцип справедливости;

2) принцип соразмерности;

3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;

4) принцип экономичности (эффективности).

Правовые принципы налогообложения часто используют в международной практике. К ним относят:

1) принцип юридического равенства перед законом любых хозяйствующих субъектов и всех граждан;

2) все налоговые преференции обязательно утверждаются в законе;

3) принцип стабильности и последовательности в политике налогов;

4) принцип налоговой прозрачности;

5) обратная сила налогового закона запрещается, а именно: система ответственности основана на презумпции невиновности налогоплательщика, учитывая гибкое налоговое воздействие на нарушителей налогового законодательства;

6) принцип ориентации на прогрессивные формы налогообложения;

7) принцип антидискреционности решений налоговых органов;

8) принцип соразмерности распределяемых налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы с расходами, величина которых ежегодно утверждается финансовым законодательством.

Под организационными принципами налогообложения понимают, как правило, те положения, на основе которых строится и работает сама система налогообложения. К таким принципам относятся:

1) принцип единства;

2) принцип подвижности;

3) принцип стабильности;

4) принцип множественности налогов;

5) принцип исчерпывающего перечня налогов.

Итак, налогообложение в целом строится всегда на основе общих определенных принципов. Однако налоги являются стоимостной категорией, поэтому различаются по функциям, которые и показывают их социально-экономическую сущность и назначение. В основном выделяют такие функции налогов , как:

1) фискальная , подразумевает обеспечение финансирования государственных расходов, а именно отторжение части доходов организаций или граждан, идущей на содержание государственного аппарата, обороны и непроизводственной сферы, не имеющей своих источников доходов. Это первостепенная функция налогов;

2) регулирующая , представляет собой функцию поддержания социального равновесия посредством изменения соотношения между доходами различных социальных групп, что помогает сглаживать социальное неравенство. Это очень важная функция для страны, экономика которой основана на товарно-денежных отношениях. Для эффективного функционирования экономической системы в стране необходимо государственное регулирование, которое наиболее эффективно осуществляется посредством налогов. Грамотно изменяя налоговые ставки, льготы и штрафы, вводя и отменяя различные виды налогов, государство может способствовать развитию различных отраслей и производств и решать актуальные социальные проблемы страны;

3) стимулирующая функция выражается в том, что с помощью налоговых льгот и санкций государство может стимулировать технический прогресс и капитальные вложения в расширение производства и таким образом увеличивать число рабочих мест. Правильно организованная налоговая система подразумевает взимание налогов только со средств, которые идут на потребление, и таким образом, средства, идущие на капитальные вложения, освобождены от налогов полностью или частично;

4) социальная функция выражается в том, что посредством налогов в бюджете накапливаются финансовые средства, при помощи которых можно решать народнохозяйственные и социальные проблемы через финансирование специальных программ. Кроме того, посредством налогов государство может перераспределять некоторую часть прибылей предприятий и предпринимателей, а также доходов граждан, вкладывая впоследствии эти средства в капиталоемкие и фондоемкие отрасли, у которых длительные сроки окупаемости затрат.

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

21. Общие принципы организации налогообложения Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет. В этом качестве выступают: имущество; операции по реализации товаров (работ, услуг); стоимость реализованных товаров (работ, услуг); прибыль; доход (в виде

Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

1. Общие принципы налогообложения Каждый предприниматель, начиная свой бизнес, обязательно столкнется с уплатой налогов. Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый должен платить законно установленные налоги и сборы.Учитывая возросшую меру ответственности предпринимателей

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

3. Принципы налогообложения в РФ Выделяют юридические, организационные и экономические принципы.Юридические принципы:1) принцип равного налогового бремени;2) принцип установления налогов законом;3) принцип отрицания обратной силы закона;4) принцип приоритета

Из книги Учет и налогообложение ценных бумаг и долей автора Иванова Ольга Владимировна

6.2. Основные принципы налогообложения сделок РЕПО 6.2.1. Налогообложение доходов и расходов по сделке РЕПО При осуществлении операции РЕПО не меняются цена приобретения ценных бумаг и размер накопленного процентного (купонного) дохода на дату исполнения первой части РЕПО

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

7. Принципы налогообложения: понятие, признаки, функции Принцип налогообложения – основополагающее базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового

Из книги Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов автора Лермонтов Ю М

1.4. Принципы оптимизации налогообложения Система оптимизации налогообложения основывается на определенных принципах – основных руководящих началах, среди которых отметим следующие:– принцип адекватности затрат.Стоимость создания системы оптимизации

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

4.3. Функции и основные элементы налогообложения Налогообложение – сбор, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с физических лиц и корпоративных организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения

Из книги Бухгалтерский и налоговый учет прибыли автора Нечитайло Алексей Игоревич

6.1. Экономическая сущность, функции и элементы налогообложения прибыли Налоги – основа финансовой системы государства, основной источник формирования доходной части государственного бюджета. За счет налогов формируется преобладающая часть доходов как федерального,

Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

Принципы налогообложения Налоги должны быть простыми, чтобы их было легко рассчитывать. Иначе расходы организации и государства, связанные с расчетом и уплатой налогов, а также последующими проверками, могут превысить суммы собираемых налогов. В налоговом

Из книги Маркетинг. Краткий курс автора Попова Галина Валентиновна

Тема 3 ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из книги Ценообразование автора Якорева А С

52. Принципы определения цены для целей налогообложения 1 января 1999 г. вступила в силу первая часть налогового кодекса РФ. В связи с этим поменялся порядок определения цен на товары и услуги для целей налогообложения. Применяемая для расчета налога цена реализации – это

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

101. Принципы и функции международного кредита Связь международного кредита с воспроизводством проявляется в следующих принципах:1. Возвратность кредита. Если полученные средства не возвращаются, то имеет место безвозвратная передача денежного капитала, т. е.

Из книги Доходы и расходы по УСН автора Суворов Игорь Сергеевич

1.1. Принципы упрощенной системы налогообложения Принцип введения в действие упрощенной системы налогообложения заключался в поддержке и стимулировании малого бизнеса путем уменьшения затрат на бухгалтерский учет, упрощения процедуры отчетности в налоговые органы и у

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

5. Налоговая политика, принципы и функции налогообложения Налогообложение – один из главных источников обеспечения доходом государственного бюджета. Данная функция может быть реализована только путем целенаправленной налоговой политики, которая в зависимости от

Из книги Информационные технологии и управление предприятием автора Баронов Владимир Владимирович

Базовые принципы и функции управления проектом «Управление проектом (УП), или Project Management (PM), – это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для