Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Бюджетный дефицит статьи. Бюджетный дефицит. Сбалансированность бюджета — принципы и способы достижения

В идеале общая сумма правительственных доходов должна покрывать сумму расходных статей госбюджета. В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета; когда же расходы превышают доходы – то наблюдается дефицит государственного бюджета.

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 3% от ВНП считается нормальным явлением.

Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит» бюджета. Их применение объясняется тем, что реальные уровни поступлений в бюджет и расходов в значительной степени зависят от стадии делового цикла, в котором пребывает экономическая система. Дефицит бюджета возрастает в периоды спада, так как государственные доходы от налоговых поступлений снижаются, а объемы трансфертных платежей увеличиваются. Во время подъема экономики возникает противоположная ситуация.

В определенной мере дефицит государственного бюджета может быть обусловлен проводимой фискальной (бюджетно-налоговой) политикой. Поэтому необходимо различать изменения в бюджете, происходящие под воздействием дискреционной фискальной политики, от изменений в результате колебаний экономической системы в ходе делового цикла. Если правительство закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит, т.е. он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально–экономических программ. Это дефицит госбюджета при естественном уровне безработицы. Покрытие структурного бюджетного дефицита происходит главным образом за счет внутреннего финансирования: кредитов Национального банка, выпуска государственных ценных бумаг.

Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом, возникает циклический бюджетный дефицит. Причиной его образования являются изменения в экономическом цикле. Это дефицит республиканского бюджета, образованный в результате падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим социальным программам. По первой причине не обеспечиваются статьи доходов, по второй – увеличиваются статьи расходов госбюджета.

Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования государственных расходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним, среди которых можно выделить: кредитование Центральным (Национальным) банком государства в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию.

В экономической теории выделяют три концепции регулирования бюджета:

  • концепция ежегодно балансируемых бюджетов, в соответствии с которой исключается фискальная деятельность государства как антициклическая, стабилизирующая сила. Балансирование осуществляется с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов
  • концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет. При этом бюджет балансируется не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Так, в период спада экономики правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, что ведет к дефициту бюджета. В период экономического роста правительство принимает противоположные меры, используя положительное сальдо бюджета для возмещения предыдущего дефицита
  • концепция функциональных финансов, в соответствии с которой основной целью государственных финансов является стабилизация экономики, а проблемы, порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение. Это обосновывается тем, что в периоды подъема поступления в бюджет увеличиваются автоматически, следовательно, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться

В целом достичь сбалансированности бюджета, а в отдельные годы сводить бюджет к профициту удавалось таким государствам, как Люксембург, Сингапур, Южная Корея, Латвия, Эстония, Словения. Однако в 90–е годы для большинства и развитых, и развивающихся, и государств с переходной экономикой был характерен бюджетный кризис. Наиболее быстро он нарастал в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии.

Большинство развитых стран финансируют дефицит бюджета с помощью неэмиссионных источников, регулируя доходы и расходы. Поэтому величина чистого денежного кредита центральному правительству у них небольшая. В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, где финансовые рынки недостаточно развиты, значительные размеры дефицита отражают эмиссионный характер финансирования бюджета. Самые высокие размеры дефицита в России, Армении, Аргентине, Бразилии.

Государственный долг

Государственный долг – это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков. Или, другими словами, государственный долг – эта сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у Сбербанка и внешние межправительственные займы.

Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования. Известны три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все три источника, первые два приводят к наиболее тяжелым негативным последствиям для экономики. Увеличение налогов в краткосрочном периоде несомненно увеличивает налоговые поступления в бюджет; однако в долгосрочном – приводят к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, а с другой – образует и увеличивает государственный долг.

В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы и другие платежные средства, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги.

Внутренний долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний государственный долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от «иностранного долга» тем, что внешний долг – это сумма, которую государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Наличие внешнего долга ведет к потере части национального продукта и падению престижа страны.

Экономические последствия государственного долга многообразны. Во–первых, он сокращает запас капитала в экономике. Отвлечение капитала для приобретения облигаций и векселей ведет к уменьшению акционерного капитала. Это означает сокращение выпуска продукции и падение уровня жизни в будущем. Во–вторых, процентные платежи по государственному долгу обременительны для населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег. В–третьих, выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев.

Однако нарастание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью. Немаловажное значение имеет то, что рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение.

Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения. Для оценки внешнего долга определяют степень так называемой вовлеченности во внешний долг, которая рассчитывается как отношение объема внешнего долга к валовому продукту. Кроме того, рассчитываются еще два показателя, характеризующие платежеспособность страны. Один из них показывает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете за год), второй соотносит годовой размер по долгу с объемом валютных поступлений за год. Критическим значением этого показателя считается 25 %.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует профицит бюджета, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, погасить свой долг. Но в любом случае долги правительства покрываются налогоплательщиками.

В 1996 г. государственный долг (в % к ВВП) в отдельных государствах составил: Австрия – 69,8, Бельгия – 130,0, Великобритания – 56,3, Франция – 56,2, Германия – 60,7, Италия – 123,6, Люксембург – 6,4, Испания – 70,3, Швеция – 77,7.

С появлением долга появляется необходимость его управления, под которым понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.

Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны–кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны–должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.

Консолидация – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства–заемщика и правительства–кредитора.

Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводит к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика прежде всего находит выражение в изменениях доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.

Над доходами. Антоним бюджетного дефицита - бюджетный профицит .

Ситуация, когда налоги и другие поступления в бюджет не покрывают всех расходов государства, не редко случается в жизни многих стран.

Казалось бы, ведущие экономисты страны должны работать над методами экономической политики, чтобы в стране всегда был бюджетный профицит. Но это не так. Слишком хорошо - тоже плохо. Результатом профицитного бюджета может стать перегруженность экономики, снижение эффективности использования бюджетных средств . Поэтому идеальное явление - сбалансированность бюджета .

Методы достижения сбалансированности бюджета:

  1. Ограничение бюджетных расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разного уровня (например, региональным и местным - если в одном профицит, а в другом дефицит, можно слегка уравнять их).
  3. Мониторинг деятельности бюджетных организаций.
  4. Стимулирование экономики .
  5. Решение социальных задач.
  6. Соблюдение принципов экономии расходов.
  7. Эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Причины образования дефицита бюджета.

  1. Расходы, связанные с перестройкой экономики (инвестиции в промышленность, например).
  2. Экономический кризис .
  3. Форс-мажор (катастрофы, стихийные бедствия, война, массовые беспорядки),
  4. Неэффективная финансовая система.
  5. Политический популизм (рост социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами).
  6. Коррупция.
  7. Неэффективная налоговая политика .

Виды бюджетного дефицита.

По характеру возникновения:

  • случайный дефицит (больше характерен для местных бюджетов);
  • действительный дефицит (дефицит, который закладывается в законе о бюджете в качестве предельной величины, хотя может оказаться как выше, так и ниже этой величины).

По длительности:

  • хронический (повторяющийся из года в год);
  • временный (случайные колебания доходов и расходов, не опасные для экономики).

По прогнозам:

  • плановый (предусмотренный);
  • внеплановый (непредвиденный).

По отношению к государственному долгу:

  • первичный (не имеющий отношения);
  • вторичный (вызван необходимостью платить проценты по госдолгу).

Покрытие дефицита бюджета.

Существует три стандартных варианта покрытия дефицита:

  1. Эмиссионное покрытие: выпуск дополнительных денег . Естественно, это тут же вызывает инфляцию. Таким видом покрытия следует пользоваться с особой осторожностью.
  2. Налоговое покрытие: введение дополнительных налогов или увеличение ставок существующих. Здесь есть два опасных момента - возможный переход некоторых предпринимателей в теневой сектор (уклонение от налогов) и массовые недовольства и даже бунты населения.
  3. Секвестирование бюджета: снижение всех статей расходов в бюджете. Некоторые статьи, как например государственный долг, секвестировать невозможно (хотя нет! Недавно Украина сама себе разрешила не выплачивать внешние долги. В этой стране возможно все).

Еще один вариант покрытия дефицита - это финансирование. Обычно это означает, что страна залезает в долги.

Государственный долг.

Государственный долг - это заимствование государства с целью покрыть дефицит бюджета.

Обычно размер государственного долга указывают в национальной валюте или в другой валюте (доллары, евро), но я считаю этот способ не совсем корректным при сравнении долга разных стран или как показатель экономической ситуации в стране. Все страны разные - разные по территории, количеству населения, потенциалу экономики и т.д. Долг в миллиард долларов - ерунда для Германии и катастрофа для республики Конго. Поэтому самый правильный показатель долга - это в процентах ВВП .

Лидером по госдолгу среди развитых стран является Япония: в разные года ее долг колебался от 220 до 250% ВВП. Долг Греции - около 170% ВВП, Италии - около 120%. Не малый долг и у США - около 100% ВВП, больше чем у Франции и Германии (70-80% ВВП). Государственный долг России составляет 13% ВВП.

Следует учитывать, что при изучении государственного долга страны (не имеет значения в долларах или процентах от ВВП) не учитывается, сколько другие страны должны этому государству. Так что этот показатель не единственный, который нужно брать во внимание при анализе экономического потенциала стран.

Последствия государственного долга:

  • переложение налогового бремени на последующие поколения;
  • перераспределение доходов населения ;
  • вытеснение частных вкладов (выпуск государственных

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

1. Понятие бюджетного дефицита, причины его образования

2. Классификация бюджетных дефицитов

3. Финансирование дефицита госбюджета

Понятие бюджетного дефицита, причины его образования

Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фoндa - стал характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит бюджета - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира, при котором государственные расходы превышают доходы, и, как следствие, возникает государственный долг. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита (в пределах 3% от ВВП)

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета.

Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях :

- когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета.

Когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован.

Когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на:

· на политические цели: расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов т.п.; расходы на содержание аппарата управления государством;

· на экономические цели : в результате государственного регулирования экономики, когда правительство осуществляет крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства, добиваясь прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;- расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики.

· на социальные цели : расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

Существует множество факторов, в разной степени влияющих на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда, в частности:

· увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах с высокой долей пожилого населения или неблагоприятной экологической обстановкой);

· увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах со значительной долей молодого населения или делающих упор на мероприятия по сокращению безработицы);


· увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;

· увеличение расходов по развитию рыночной инфраструктуры (в странах с трансформационной экономикой);

· увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

· сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;

· уменьшение доходов в связи c ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

· сокращение доходов из-за низкой их собираемости.

· коррупция в государственном секторе и пр.

Большинство из перечисленных факторов увеличения государственных расходов даже в перспективе не обещают отдачи в виде источников для погашения задолженности по заемным средствам, привлеченным под финансирование бюджетного дефицита. Только некоторые из них содержат потенциал повышения эффективности в отраслях экономики, позволяющий изыскать средства для погашения государственного долга.

Таким образом, дефицит бюджета является следствием :

чрезмерности государственных расходов;

недостаточность доходов государства, ограниченности финансовых возможностей государства по мобилизации необходимых доходов (сокращения налогов – сознательного, в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования, либо из-за низкой собираемости доходов);

циклических спадов в экономике.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное.

При рецессии (спаде) доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, как следствие, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он), сокращается.

При буме дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Т.о. состояние доходной базы бюджета напрямую зависит от состояния как субъектов хозяйствования, так и экономики в целом. В ситуации спада производства, других кризисных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если своевременно не обеспечить адекватное сокращение расходов, разовьется (увеличится) отрицательное бюджетное сальдо.

K бесспорно важным факторам, определяющим возникновение и размер бюджетного дефицита, следует отнести колебание объема ВВП в течение бюджетного периода.

Практика показала, что в годы депрессии, когда BBП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом ; в то же время в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета : при спадах резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного, налога на прибыль и др.) из-за уменьшения базы налогообложения, это в то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, попадая тем самым в противофазу c циклом. Как правило, в периоды спада увеличиваются расходы правительства на выплату пособий по безработице и другие меры по социальной защите населения, что вызывает рост трансфертов в отрасли, которые производят товары и оказывают услуги населению.

Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в допустимых размерах не страшен, и это доказали многие экономически развитые государства. Однако следует оговориться, что сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять его экономику, заставляя сворачивать социальные программы, и истощать налогоплательщиков в связи со значительным увеличением расходов по обслуживанию долга.

C начала ХХ в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем мире значительно увеличились. Правительства принимают различные бюджетные решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета: ужесточают налоговые режимы, замораживают финансирование, сокращают трансфертные платежи и т.д.

Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно .

Позиций столько же, сколько и вариантов составления бюджета: c отрицательным сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом), сбалансированный. K примеру, Д. Кейнс подвел научную базу под утверждение, что бюджетный дефицит – совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы и т.п. Заимствованные для финансирования дефицита средства вкладываются в производство, доходы от которого через некоторое время позволят расплатиться по долгам. Теоретически это логично, однако практика не подтверждает правильность такой концепции, особенно в условиях стран c переходной экономикой, включая Беларусь.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление . Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных затрат и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьезна по ряду причин.

· Во-первых, объем необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения.

· Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики), приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования .

Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и попадут ли они вообще в сферу материального производства, не представляется возможным. Как правило, в первую очередь ими обеспечивается финансирование защищенных расходов . Поэтому нет уверенности в том, что расходы, вызвавшие бюджетный дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы и ближайшей перспективе.

· если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики , финансирование приоритетных отраслей и предполагают отдачу (т.е. используются эффективно), то в будущем рост производства и прибыли возместит произведенные затраты.

· если превышение расходов над доходами допускается c целью финансирования текущих затрат , субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главной из которых является усиление инфляционных процессов.

2.Бюджетный дефицит классифицируют по различным критериям .

1. В зависимости от учета обслуживания государственного долга бюджетный дефицит бывает первичным и вторичным .

Дефицит бюджета, рассчитываемый как разница между доходами и расходами без учета процентов, выплачиваемых по госдолгу, называется первичным , a c учетом процентов - вторичным .

2. По способу воздействия на социально-экономические процессы различают пассивный и активный дефицит .

Пассивный возникает в ситуации падения налоговых поступлений в бюджет в условиях снижения экономической активности в стране, когда средства, привлеченные для финансирования дефицита, используются на финансирование текущих расходов бюджета. Активный бюджетный дефицит есть результат сознательного увеличения государственных расходов в целях регулирования экономики. В этом случае средства, привлекаемые под бюджетный дефицит, используются на финансирование инноваций, инвестиции, развитие новых технологий, что в перспективе позволит увеличить доходы бюджета.

3. По отношению к плану выделяют плановый и внеплановый бюджетный дефицит .

Плановый - это норматив, который заранее устанавливается в законе o бюджете на очередной финансовый год. Внеплановый - следствие непредвиденного сокращения объема поступлений, роста расходов бюджета.

4. В зависимости от причин возникновения дефицит бывает чрезвычайным, кризисным, антикризисным и межбюджетным .

Чрезвычайный - следствие особых обстоятельств, которые сложно предусмотреть. Для ликвидации последствий этого дефицита обычно формируются резервные бюджетные и внебюджетные фонды. Кризисный - спутник глобального экономического кризиса или кризиса в денежно-кредитной сфере. Антикризисный - обусловлен мерами по ликвидации кризиса и его последствий. Межбюджетный - отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов как результат несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня.

Бюджетный дефицит – это сумма превышения расходов бюджета над его доходами в каждый бюджетный год.

Бюджетный профицит – это сумма превышения доходов бюджета над его расходами в каждый бюджетный год.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Даже если проект бюджета сбалансирован, в процессе его исполнения равенство сохранить практически невозможно. Выделяют положительные и отрицательные стороны бюджетного дефицита.

Положительная сторона – политика дефицитного финансирования приводит к активизации экономического роста.

Отрицательная сторона - бюджетный дефицит ведет к росту государственного долга, усилению налогового бремени, стимулирует инфляционные процессы.

Дефицит бюджета может возникнуть в результате:

    Необходимости осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики,

    Чрезвычайных обстоятельств (война, крупные стихийные бедствия и др.).

    Кризисных явлений в экономике, ее развала, неэффективности финансово-кредитных связей и др. - наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Функции бюджетного дефицита :

    распределения (перераспределения),

    фондообразующая,

    стимулирующая,

    контрольная.

Различают следующие виды бюджетного дефицита :

Структурный дефицит – дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета.

Дефицит или положительное сальдо бюджета, рассчитанные для экономики, находящейся в условиях естественного уровня безработицы, при естественном уровне ВНП, а также при ставках налога и размерах трансфертных платежей, определяемых действующим законодательством. Обычно наличие структурного дефицита является результатом дискреционной фискальной политики. Дискреционная фискальная политика - осуществляемое правительством преднамеренное изменение налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов (расходов на товары и услуги и программ трансфертных платежей) с целью обеспечить производство неинфляционного ВНП при полной занятости и стимулировать экономический рост.

Представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы.

Циклический дефицит - дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.

Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении делового цикла. Если реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного дефицитом, то разность между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком .

Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Квазифискальный (скрытый) дефицит государственного бюджета – обусловленквазифискальной (квазибюджетной) деятель­ностью Центрального Банка, а также государственных предприя­тий и коммерческих банков.

К числу квазифискальных операций относятся:

а) финансирование государственными предприятиями избыточ­ной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на на­чальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просрочен­ных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.) Эти креди­ты выплачивают, в основном, за счет льготных кредитов ЦБ;

в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на за­купки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинанси­рования коммерческим банкам на обслуживание недейст­вующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяй­ственных, промышленных и жилищных программ по льгот­ным ставкам и т.д.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактичес­кого бюджетного дефицита и государственного долга, что может делаться целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на еже­годно сбалансированный бюджет.

Первичный дефицит - представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает "бремя долга" в экономике.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Активный дефицит возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения.

Пассивный дефицит – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.

Наиболее сложной проблемой является проблема сбалансированности бюджета.

Существуют различные методы покрытия бюджетного дефицита:

    Кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Первая форма – эмиссия денег . В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. Последствия такой эмиссии следующие:

    развивается неконтролируемая инфляция,

    подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, снижается инвестиционная активность,

    раскручивается спираль цена - заработная плата,

    падает уровень жизни населения, обесцениваются сбережения населения,

    воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег.

Вторая форма – кредитная эмиссия . Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти платежи нередко финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

    Выпуск займов .

Государственные займы могут осуществляться в различных формах:

    в виде передачи государственных ценных бумаг;

    займов у внебюджетных фондов;

    получение кредитов.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Национальном Банке.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Государственные займы менее опасны, но и они в какой-то мере подрывают рыночную экономику если имеет место принудительное размещение государственных ценных бумаг или сужаются возможности получения частными фирмами кредитов, что увеличивает спрос на кредиты на рынке ссудных капиталов, способствует удорожанию кредита, т. е. росту учётной ставки.

Если задолженность государства накапливается, то она превращается в государственный долг. Понятие государственного долга и методы управления им были рассмотрены выше.

    Увеличение налоговых поступлений в госбюджет .

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения.

    Секвестр расходов.

Его суть заключается в пропорциональном сокращении государственных расходов по всем незащищенным статьям бюджета.

В перечень защищенных статей как правило включаются:

заработная плата;

начисления на заработную плату;

трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь);

продукты питания;

медикаменты и перевязочные средства;

проценты по государственному долгу;

погашение государственного долга;

оплата услуг научно-исследовательских организаций.

Сокращение бюджетного дефицита должно осуществ­ляться по специально разработанной программе. Она долж­на предусматривать следующие меры:

Повышение эффективности общественного воспроиз­водства, которое будет способствовать росту финансовых ре­сурсов;

Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отноше­ний, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности (с целью сокращения бюджетного финансирования);

Расширение круга плательщиков должно осуществ­ляться одновременно с оптимизацией налогообложения;

Развитие территориально-регионального хозрасчета (укрепление самостоятельности регионов);

Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направ­ляемых в реальный сектор экономики;

Сохранение финансирования лишь важнейших и обоснованное принятие новых социальных программ;

Совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере;

Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансферт­ных платежей;

Реформирование бюджетного процесса в целом. Необ­ходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования;

Составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и рас­ходов;

Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличе­ния денежной массы в обороте;

Принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций.

Для достижения реального эффекта и сокращения бюд­жетного дефицита перечисленные мероприятия должны рас­сматриваться в их единстве и применяться комплексно.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  • 1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  • 2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  • 3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  • 4. Неэффективность финансовой системы государства.
  • 5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  • 6. Коррупция в государственном секторе.
  • 7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов, - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Но еще более опасная и тревожная форма бюджетного дефицита - это когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Особо здесь следует отметить такие явления, как спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят.

Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Также основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остается фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.

Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, на содержание управленческого персонала, дотация убыточным отраслям и др.). Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.

Дефицит бюджетов и связанный с ним рост государственной задолженности и расходов по ее обслуживанию и погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость бездефицитности бюджетов и критики кейнсианских концепций стимулирования развития экономики с помощью увеличения государственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее в европейских странах, учитывая реально складывающуюся ситуацию, не провозглашают в качестве цели формирование бездефицитного бюджета и считают дефицит фактором экономического роста. В 70-90-х гг. минувшего и в начале нынешнего века для европейских стран дефицит бюджетов является обычным явлением. По условиям Маастрихтских соглашений приемлемым является уровень бюджетного дефицита в размере 3% к ВВП. Основными причинами дефицита бюджета Кыргызской Республики в 90-х гг. были резкое уменьшение доходов бюджета из-за сокращения ВВП, трудности с сокращением расходов, существенные размеры нецелевого использования средств. Глубокий кризис производства и расстройство денежно-кредитной системы в 90-х гг. шли рука об руку с расстройством государственных финансов. Либерализация цен в 1992 г. была попыткой сбалансировать спрос и предложение. Неумело проведенная, она породила широкомасштабную инфляцию, привела в сочетании с другими факторами к глубокому финансово-экономическому кризису.

Проявлениями кризиса государственных финансов стали дефицит государственного бюджета, неплатежи органов государственного управления по своим обязательствам, ухудшение собираемости налогов, сокращение и неполное финансирование социальных программ. В 1992-1994 гг. для финансирования дефицита бюджета широко использовалась эмиссия денежных средств. Отказ от финансирования дефицита за счет эмиссии облегчил реализацию мер по снижению уровня инфляции и стабилизации сома. До 1997 г. существенную долю заимствований составляли связанные кредиты правительств иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций.

В разных направлениях экономической мысли по-разному относятся к дефицитному финансированию. Так, представители неоклассического направления, начиная с А. Смита, негативно относятся к долговому финансированию. Они считают, что А. Смит был прав, когда говорил, что дефицитное финансирование - это «улица с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно». В результате долгового финансирования уменьшается богатство нации, усугубляется налоговое бремя, что препятствует накоплению капитала. Современные монетаристы (М. Фридмен, Ф. Кейтен и др.) считают, что если государство финансирует свои потребности за счет займов на рынке капитала, то это ведет к увеличению процентной ставки, а значит, к вытеснению частных инвестиций и резкому сокращению инвестиций. Кроме того, через государственный долг происходит перекладывание экономического бремени на будущие поколения, когда за счет налоговых поступлений в будущем граждане будут вынуждены расплачиваться по долгам государства.

Представители кейнсианского направления, напротив, считают, что в государственных заимствованиях нет ничего страшного. Благодаря им осуществляется распределение налогового бремени во времени, что не так уж плохо, поскольку результатами таких заимствований могут пользоваться несколько поколений, поэтому они и должны нести бремя по их возмещению.

Объективная необходимость использования дефицитного финансирования для удовлетворения потребностей общества обусловлена сегодня многими факторами, прежде всего увеличением расходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная деятельность и т.п. требуют от государства постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены возможностями налогообложения. В этом смысле государственный кредит помогает ослабить противоречие между все увеличивающимися потребностями общества и ограниченными средствами государства.

Существуют разные представления о том, как и на протяжении какого времени следует добиваться сбалансированности бюджета. Так, согласно теории ежегодно балансируемого бюджета, которая была широко распространена в качестве теоретической основы государственной политики большинства развитых стран до 30-х гг. ХХ в., следует добиваться равенства доходов и расходов государства ежегодно. Это, по мнению сторонников данной теории, позволяет национальным правительствам проводить более ответственную политику. Государство живет по средствам, не накапливает долги, не провоцирует инфляцию. Если происходит снижение доходов, то государство должно либо увеличивать налоги, либо снижать расходы. В условиях, когда увеличиваются денежные доходы, государство должно действовать прямо противоположно, т.е. снижать налоги либо увеличивать расходы. В настоящее время этой теории на практике придерживаются ограниченное число стран, главным образом страны с развивающейся и переходной экономикой.

Бюджетный дефицит негативно влияет на экономику, в частности, стимулируя инфляционные процессы. Он является тормозом экономического роста государства, не говоря уже о его негативных социальных последствиях. Однако в научной литературе случаются утверждения, что дефицит бюджета может иметь позитивное влияние на оживление экономической жизни. С этим можно согласиться только частично, потому что не сам дефицит может способствовать экономической активности, а источники его финансирования. В странах, где хорошо развит рынок государственных ценных бумаг, величина бюджетного дефицита имеет менее ощутимое влияние на состояние экономики в данном периоде, но его наличие обязательно будет влиять на хозяйственную жизнь в будущем. Поэтому бездефицитный бюджет - объективное требование экономического развития государства.

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов - как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность.

Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.

Бюджетный дефицит возник как результат негативных явлений в экономической и политической жизни государства и усиливает их в том случае, когда он превышает установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики за счет управляемости процессов. Уровень дефицита определяется по отношению к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого, можно выделить активные и пассивные формы дефицита бюджета.

Активный дефицит бюджета дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный - подчиняется законам инфляции.