Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Предельный возраст для поступления на муниципальную службу. О предельном сроке муниципальной службы

Некоторые проблемы увольнения муниципальных служащих по специальным основаниям

В этой связи Верховный Суд РФ отметил, что трудовой договор не оформленный надле­жащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работ­ника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной фор­ме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе. Неисполнение ответчиком обязанности по письменному оформлению с работником тру­довых отношений в течение трех дней с момента его фактического допуска к работе не может повлечь неблагоприятных последствий для работника

На этом основании суд восстановил Д. на службе, поскольку доказательств, свидетель­ствующих об истечении срока взаимного соглашения о продолжении нахождения Д. на муниципальной службе, ответчиком суду не представлено.

Определение ВС РФ от 01.01.2001 05ПР-36 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 8.

Таким образом, при достижении муниципальным служащим предельного воз­раста пребывания на муниципальной службе трудовой договор с ним необходимо расторгнуть и заключить новое соглашение сроком на один год.

Нельзя не коснуться еще одной коллизии между нормами закона о муниципаль­ной службе и общими положениями трудового законодательства. Так, согласно ст. 58 ТК РФ в случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудо­вого договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает ра­боту после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном харак­тере трудового договора утрачивает силу, и трудовое договор считается заключенным на неопределенный срок. Возникает вопрос: насколько применима данная норма к муниципальным служащим? Например, с муниципальным служащим, достигшим предельного возраста, заключен срочный трудовой договор. По ошибке кадровой службы его не предупредили о прекращении трудового договора, и трудовой договор не был прекращен в установленные сроки. Должен ли в этом случае трудовой договор считаться заключенным на неопределенный срок?

Следует отметить, что данная проблема уже возникала на практике. В качестве примере можно привести определение Верховного Суда РФ Т03-5.

Однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей;

Совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утра­ты доверия к нему со стороны работодателя;

Совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморально­го проступка, не совместимого с продолжением данной работы;

Однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, пред­ставительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

Представления работником работодателю подложных документов при заклю­чении трудового договора.

Вполне очевидно, что ни один из указанных случаев под рассматриваемую выше ситуацию не подходит.

Таким образом, имеется прямой запрет ТК РФ на увольнение беременных женщин и лиц с семейными обязанностями с муниципальной службы, даже в случае наруше­ния ими запретов и несоблюдения ограничений, установленных для муниципальных служащих.

Наконец, еще одним основанием для расторжения трудового договора с муни­ципальным служащим, установленным ст. 19 Федерального закона, является применение административного наказания в виде дисквалификации. Это осно­вание только очень условно можно назвать специальным, поскольку оно не имеет никакой специфики по сравнению с аналогичным основанием расторжения трудо­вого договора с обычными работниками, установленным ст. 83 ТК РФ.

Дисквалификация - это административное наказание, заключающееся в лишении физического лица права замещать определенные должности и заниматься опреде­ленной деятельностью. Естественно, что дисквалификация в большинстве случаев влечет невозможность продолжения трудовой деятельности работника (по крайней мере, в прежней должности), что и потребовало установления в ТК РФ соответствую­щего основания расторжения трудового договора.

До 2009 г. суть дисквалификации заключалась в принудительном лишении фи­зического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Исходя из этого, увольнение в результате дисквалификации касалось сравни­тельно узкой категории руководящих работников. Федеральным законом от 01.01.2001 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сфера применения дисквалификации была расширена. В соответствии с действующей редакцией ч. 1 ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) "дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государ­ственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, за­нимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

В настоящее время дисквалификация может затронуть не только руководи­телей, но и служащих, замещающих любые должности государ­ственной гражданской и муниципальной службы.

Таким образом, в настоящее время дисквалификация может затронуть не только руководителей, но и служащих, замещающих любые должности государственной гражданской и муниципальной службы. Одновременно был расширен и круг право­нарушений, за которые может применяться дисквалификация. Помимо таких тради­ционных правонарушений, как нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27), фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12), неправомер­ные действия при банкротстве (ст. 14.13), ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21), совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы уста­новленных полномочий (ст. 14.22), нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц (ч. 4 ст. 14.25), КоАП РФ был дополнен указанием на возможность применения дисквалификации при совершении таких административ­ных правонарушений, как: ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (ст. 14.9); заключение ограничивающего конкуренцию со­глашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности ст. 14.32).

Логика законодателя в данном случае понятна. Некоторые из указанных выше дея­ний могут совершать не только руководители, но и рядовые служащие органов государ­ственной власти и местного самоуправления. Высокая степень общественной вредности этих нарушений требует их предупреждения и пресечения путем лишения возможности дальнейшего осуществления профессиональной деятельности (на определенный срок) совершивших их государственных гражданских и муниципальных служащих.

Расширение сферы применения дисквалификации повлекло за собой внесение изменений в нормы, регламентирующие порядок увольнения государственных гра­жданских и муниципальных служащих. Применительно к государственной граждан­ской службе это было вызвано тем, что создание автономной системы расторжения служебного контракта в Федеральном законе от 01.01.2001 «О государствен­ной гражданской службе Российской Федерации» сделало невозможным применение к гражданским служащим норм трудового законодательства, регулирующих уволь­нение в связи с дисквалификацией.

Иная ситуация имеет место на муниципальной службе. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона муниципальная служба - профессиональная деятель­ность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муни­ципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Часть 2 ст. 3 Федерального закона устанавливает, что «на муниципаль­ных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенно­стями, предусмотренными настоящим Федеральным законом». Соответственно уволь­нение муниципальных служащих подвергнутых административному наказанию в виде дисквалификации, на практике никогда не вызывало проблем: они увольнялись по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, с соблюдением всех установленных этой статьей правил. Тем не менее законодатель, очевидно посчитал необходимым максимально усложнить жизнь сотрудникам кадровых служб сотрудникам местного самоуправления, дополнив ч. 1 ст. 19 Федерального закона п. 4: применение административного наказания в виде дисквалификации. Бессмысленность дополнения тем более очевидна, что по своему смыслу ст. 19 содержит дополнительные основания прекращения трудового договора с муниципальным служащим «помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым, кодексом РФ». Все это в очередной раз свидетельствует о низком качестве законотворческой деятельности в сфере государственной и муниципальной службы.

Таким образом, была создана правовая коллизия, так как теперь руководитель органа местного самоуправления в случае дисквалификации подчиненного ему муниципального служащего окажется перед выбором: на какую статью ему ссылаться в случае увольнения - на п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ или на п. 4 ч. 1 ст. 19 Федерального зако­на №25-ФЗ? Представляется, что в данном случае рассматриваемая коллизия должна быть решена в пользу второго варианта, поскольку указанная норма является специальной и к тому же введена в законодательство позже.

В то же время при дисквалификации муниципальных служащих, в отличие от госу­дарственных гражданских, применению подлежит установленное ст. 83 ТК РФ правило о прекращении трудового договора, только если невозможно перевести работника на другую имеющуюся у работодателя работу. Это вытекает из того факта, что муници­пальные служащие работают на основе трудового договора и автономная система уволь­нений для них, в отличие от государственных гражданских, не сформирована. Указан­ному не противоречит и факт дополнения ч. 1 ст. 19 Федерального закона п. 4, так как в целом ст. 19 устанавливает не обязательные, а лишь возможные случаи расторжения трудовых договоров с муниципальными служащими (трудовой договор с муниципаль­ным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя)). Соответственно, исходя из содержания ч. 1 ст. 19 Федерального закона, при дисквалификации муниципальный служащий может быть переведен на другую работу, а может быть и уволен, если такой перевод невозможен.

В то же время при применении гарантии, закрепленной ст. 83 ТК РФ, к дисквалифицированным муниципальным служащим следует учитывать, что дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать любые должности муни­ципальной службы. Поэтому муниципальному служащему, подвергнутому наказанию в виде дисквалификации, должна быть предложена работа у того же работодателя на должностях, не относящихся к муниципальной службе (должности наемного персо­нала). В случае отсутствия такой работы либо несогласии служащего на перевод он подлежит увольнению.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И КАДРОВ

по порядку продления срока нахождения на муниципальной службе муниципальных

Настоящие Методические рекомендации по порядку продления срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, (далее - Методические рекомендации) подготовлены в целях упорядочения служебных отношений с муниципальными служащими органов местного самоуправления в Пензенской области, достигшими предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы на муниципальной службе в органах местного самоуправления (далее – муниципальные служащие).
Правовые основания для продления срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ).
Порядок продления срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы
Частью 2 статьи 19 Федерального закона № 25-ФЗ для муниципальных служащих установлен предельный возраст нахождения на муниципальной службе – 65 лет.

Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено уведомление муниципального служащего о предстоящем расторжении трудового договора в связи с достижением предельного возраста нахождения на муниципальной службе, рекомендуется все же предварительно направить муниципальному служащему уведомление о том, что в связи с наступлением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, трудовой договор с ним расторгается, после чего муниципальный служащий увольняется (образец уведомления в приложении № 1 к Методическим рекомендациям). Уведомление муниципального служащего о предстоящем расторжении трудового договора осуществляется в письменной форме под расписку.

Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих. Продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего рекомендуется осуществлять на основании личного заявления муниципального служащего (образец заявления в приложении № 2 к Методическим рекомендациям). Заявление должно быть подано предварительно до достижения муниципальным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего не является обязательным для представителя нанимателя (работодателя).

Продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего производится с учетом его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, его профессиональных и деловых качеств, результатов профессиональной служебной деятельности.

В случае если такое продление будет признано нецелесообразным, муниципальный служащий увольняется на основании пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона № 25-ФЗ (образец правового акта в приложении № 3 к Методическим рекомендациям).

В этом случае в трудовую книжку и в форму Т-2 ГС (МС) вносится следующая запись: «Уволен с муниципальной службы по достижению предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, пункт 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (образец записи в приложении № 4 к Методическим рекомендациям).

Часто возникает вопрос: в какой день следует оформлять увольнение, ведь муниципальный служащий после наступления предельного возраста уже не может замещать должность муниципальной службы: в день достижения 65 - летнего возраста или на следующий день после достижения 65- летнего возраста.

Частью второй статьи 13 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Как следует из приведенных норм, гражданин, которому исполнилось 65 лет, считается достигшим предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Соответственно, именно с достижением муниципальным служащим возраста 65 лет связано расторжение трудового договора по инициативе представителя нанимателя (работодателя).

Федеральный закон № 25-ФЗ не содержит норм, устанавливающих порядок расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 19 Федерального закона № 25-ФЗ. Следовательно, в соответствии со статьей 11 Трудового Кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 3 Федерального закона № 25-ФЗ подлежат применению общие правила, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный период исчисления срока - день. Соответственно, только на следующий день после достижения муниципальным служащим возраста 65 лет можно определенно утверждать, что он достиг предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Ведь часть дня рождения еще подпадает под определение «до 65 лет».

Аналогичного подхода придерживается и Верховный Суд РФ в отношении возраста, с которого наступает уголовная ответственность: в соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток. Подобные разъяснения можно распространить на случаи достижения лицом любого возраста (не только возраста, с которого наступает уголовная ответственность) и сделать вывод о том, что лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток.

Таким образом, день, когда муниципальному служащему исполняется 65 лет, является последним днем, в течение которого он еще считается не достигшим предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Следовательно, расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим в связи с достижением им предельного возраста необходимо в день исполнения 65 лет.

В случае если продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих признано целесообразным подготавливается проект правового акта о продлении срока нахождения на муниципальной службе (образец правового акта в приложении № 5 к Методическим рекомендациям).

Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год. Возможно продление срока нахождения на муниципальной службе и на меньший срок.

В соответствии с разъяснениями Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/053050056124056057054.html) понятие «однократность» введено исключительно для обозначения, что за 1 раз служебные отношения могут быть продлены на срок не более одного года, однако количество таких продлений не ограничено.

Поскольку Федеральным законом №25-ФЗ не установлено количество продлений срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, а также не установлен возраст, до наступления которого может быть продлен срок нахождения на муниципальной службе, можно предположить, что представитель нанимателя (работодателя) не ограничен в количестве раз принятия соответствующего решения.

Федеральным законом №25-ФЗ не предусмотрена процедура перезаключения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, на срочный договор, но частью второй статьи 3 указанного федерального закона определено, что действие трудового законодательства распространяется на муниципальных служащих с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом. Поскольку в отношении оформления продления служебных отношений в связи с принятием представителем нанимателя (работодателя) решения о продлении срока нахождения на муниципальной службе Федеральным законом №25-ФЗ особенности не предусмотрены, необходимо руководствоваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации. Это означает, что говорить о заключении срочного трудового договора с муниципальным служащим можно только при условии, что ранее заключенный с ним трудовой договор был прекращен по соответствующим основаниям. При этом, с достигшим 65-летного возраста муниципальным служащим новый трудовой договор не может быть заключен в силу запрета, установленного частью второй статьи 13 Федерального закона №25-ФЗ: гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

На основании изложенного, в случае принятия представителем нанимателя (работодателя) решения о продлении срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, при условии согласия муниципального служащего или обращенной к представителю нанимателя (работодателю) просьбы единственно юридически правильной формой выражения договоренности сторон о продолжении служебных отношений является заключение дополнительного соглашения к трудовому договору (образец дополнительного соглашения в приложении № 6 к настоящим Методическим рекомендациям).

Действие дополнительного соглашения к трудовому договору начинается на следующий день после даты исполнения муниципальному служащему 65 лет, а в случае последующих продлений трудового договора – на следующий день после даты окончания срока трудового договора, продленного в соответствии с частью второй статьи 19 Федерального закона № 25-ФЗ.

Запись о продлении срока нахождения на муниципальной службе в трудовую книжку не вносится.

По истечении срока, на который продлено нахождение муниципального служащего на муниципальной службе, соответствующий срок может быть продлен вновь, но не более чем на один год. При этом, муниципальный служащий должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия (статья 79 Трудового кодекса Российской Федерации). Ответственность за своевременное уведомление муниципальных служащих, подготовку необходимых документов несет кадровая служба органа местного самоуправления или специалист, ответственный за ведение кадрового делопроизводства (далее – кадровая служба). На муниципального служащего, которому продлен срок нахождения на муниципальной службе, распространяются положения Федерального закона № 25-ФЗ, других законов, нормативных и иных правовых актов, регламентирующих муниципальную службу.


Алгоритм продления срока нахождения на муниципальной службе


Уведомление муниципального служащего о достижении им предельного возраста и предстоящем расторжении трудового договора


Подача муниципальным служащим заявления


Отказ от продления срока нахождения на муниципальной службе

Продление срока нахождения на муниципальной службе


Увольнение муниципального служащего в связи с достижением предельного возраста

Издание правового акта о продлении срока и заключение дополнительного соглашения к трудовому договору


Повторное продление нахождения на муниципальной службе


Достижение срока, на который продлено нахождение на муниципальной службе


Увольнение муниципального служащего по истечении срока трудового договора

Образец

Уведомление о расторжении трудового договора в связи с достижением предельного возраста нахождения на муниципальной службе
Уважаемый __________________!
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон) уведомляю Вас о прекращении заключенного с Вами трудового договора от «___» _______________ 20_____ № ____ в связи с достижением Вами предельного возраста нахождения на муниципальной службе. Вы будете освобождены от замещаемой должности и уволены с муниципальной службы __________ 20__ года.
Должность представителя

нанимателя (работодателя) подпись ФИО
С настоящим уведомлением ознакомлен: подпись ФИО
«__» _____________ 20__ г.

ЗАЯВЛЕНИЕ
В связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы частью 2 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», прошу рассмотреть вопрос о продлении срока нахождения на муниципальной службе на должности ________________________ до «___» _____ 20___ г.

(наименование должности и подразделения)
____________________________________

(подпись, дата)

(вид правового акта )

___________ № _____

(дата)
О расторжении трудового договора с … … (ФИО муниципального служащего )
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», руководствуясь Уставом … … …(), … … …():
1. Уволить «___» ________ 20___ с муниципальной службы Иванова Ивана Ивановича, консультанта отдела правового обеспечения администрации … … (наименование муниципального образования ) по достижению предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, пункт 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

2. Выплатить Иванову И.И. денежную компенсацию за неиспользованный ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в количестве _____ календарных дня за период работы с «____» _________ 20__ по «___» _________________ 20__.*

3. Контроль за исполнением настоящего … … (вид правового акта наименование муниципального образования ).

Основание: личное заявление Иванова И.И. от 20.09.2014 .
Должность представителя

нанимателя (работодателя) подпись ФИО

* - отмечается, если таковое имеется

Примечание: если в Положении об оплате труда муниципальных служащих указано, что при увольнении выплачивается единовременная денежная выплата при предоставлении ежегодного отпуска за фактические отработанное время, это обязательно указывается в правовом акте.

Образец
Внесение записи в трудовую книжку о расторжении трудового договора в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы


записи


Дата

Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную

работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)


Наименование,

дата и номер

документа, на

основании которого

внесена запись


число

месяц

год

1

2

3

4

15

21

09

2014

Уволен с муниципальной службы по достижению предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, пункт 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Приказ от 21.09.2014 № 25-п

Ведущий специалист ФИО и подпись специалиста, ответственного за ведение трудовых книжек, дата внесения записи в трудовую книжку, печать

С записями в трудовой книжке ознакомлен (а) ФИО и подпись работника, дата ознакомления

(вид правового акта )

___________ № _____

(дата)
О продлении срока нахождения на муниципальной службе
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», руководствуясь Уставом … … …(наименование муниципального образования ), … … …(примеры: приказываю либо, если распоряжение не пишется ничего ):
1. Продлить срок нахождения на муниципальной службе … … (наименование должности, структурного подразделения, ФИО муниципального служащего ), достигшему предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы на один год с 01.06.2016 по 31.05.2017.

2. Контроль за исполнением настоящего … … (вид правового акта ) возложить на руководителя аппарата администрации … … (наименование муниципального образования ).

Основание: личное заявление … … (ФИО муниципального служащего). от «___» _________ 20__.
Должность представителя

нанимателя (работодателя) подпись ФИО
С распоряжением ознакомлен____________________ «____»______20___ г. (подпись муниципального служащего)

«___» ___________ 20___

ОБРАЗЕЦ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ___

к трудовому договору от «__» __________ 20___ № ___
«___» __________ 20___ _________________
Администрация … … (наименование муниципального образования ), именуемая в дальнейшем «Работодатель», в лице Главы администрации … … (наименование муниципального образования ) ___________________ (Ф.И.О.), действующего на основании Устава … … (наименование муниципального образования ), с одной стороны, и … … (ФИО работника ), именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, совместно именуемые Стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. Пункт 7.1 раздела 7 «Срок действия трудового договора» трудового договора от «___» __________ 20___ № __ изложить в следующей редакции:

«7.1. В связи с достижением … … (дата дня рождения) предельного возраста нахождения на муниципальной службе срок нахождения на муниципальной службе продлен на один год с … … (следующий день после дня рождения) по … … ».

2. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.

3. Настоящее дополнительное соглашение вступает в юридическую силу с момента его подписания сторонами.

4. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью контракта.

Адреса сторон и подписи.

Шайхатдинов Владимир Шамильевич , доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой социального права, государственной и муниципальной службы Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Рассматривается регулирование срочных трудовых договоров на муниципальной службе. Указывается, что соответствующие вопросы должны решаться на основе положений Трудового кодекса РФ о срочных трудовых договорах с учетом специфики муниципальной службы. Обращается внимание на случаи, когда срочный трудовой договор обязательно заключается, а также на случаи, когда срочный трудовой договор может заключаться.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 25) не содержит положений о срочных трудовых договорах. Исключение составляют п. 2 ст. 7, где речь идет о муниципальных служащих, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность, а также п. 2 ст. 19, где сказано о срочном трудовом договоре с муниципальным служащим, достигшим предельного возраста нахождения на службе. Между тем вопросы, связанные со срочными трудовыми договорами на муниципальной службе, имеют существенное значение. От их решения зависит соблюдение прав муниципальных служащих, а также стабильность кадрового состава органов местного самоуправления.

П. 6 ст. 16 ФЗ N 25 поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ N 25. К этому следует добавить, что в силу п. 2 ст. 3 ФЗ N 25 на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ФЗ N 25. Сказанное означает, что вопросы срочных трудовых договоров на муниципальной службе должны решаться на основе положений Трудового кодекса РФ о срочных трудовых договорах с учетом специфики муниципальной службы.

В Трудовом кодексе РФ вопросам срочных трудовых договоров посвящены ст. ст. 58 и 59. В ст. 58 указывается, что срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ. В случаях же, перечисленных в ч. 2 ст. 59, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению его сторон без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Кроме того, в ст. 58 ТК РФ отмечается, что запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок. Наконец, в ст. 58 указано, что срочный трудовой договор заключается, как правило, на срок не более пяти лет.

Перечень случаев, в которых заключается срочный трудовой договор, содержится в ст. 59 ТК РФ. При этом, как уже отмечалось, ч. 1 данной статьи включает случаи, когда срочный трудовой договор обязательно заключается, а ч. 2 - когда он может заключаться по соглашению сторон. Здесь следует подчеркнуть, что дополнительные основания заключения срочного трудового договора могут устанавливаться лишь Трудовым РФ или иным , но не законом субъекта РФ, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или иным подзаконным нормативным правовым актом.

Из ч. 1 ст. 59 ТК РФ выделим лишь те случаи заключения срочного трудового договора, которые применимы к муниципальной службе: 1) на время исполнения обязанностей отсутствующего работника; 2) на время выполнения временных (до двух месяцев) работ; 3) с лицами, направляемыми на работу за границу; 4) для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника; 5) при поступлении на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах местного самоуправления.

На последнем случае необходимо остановиться подробнее. Здесь речь идет о должностях муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность (п. 2 ст. 7 ФЗ N 25). При этом следует ответить на два взаимосвязанных вопроса: 1) кто является лицом, замещающим муниципальную должность; 2) кто относится к муниципальным служащим, непосредственно обеспечивающим исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность? В п. 2 ст. 1 ФЗ N 25 перечислены лица, замещающие муниципальные должности: депутаты; члены выборных органов местного самоуправления; выборные должностные лица местного самоуправления; члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с решающего голоса. Более подробно об этих лицах сказано в ст. ст. 2, 35 - 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131). Что касается конкретных наименований лиц, замещающих муниципальные должности, а также должностей муниципальных служащих, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, то они содержатся в реестрах должностей муниципальной службы в субъектах РФ.

Так, в Реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, утвержденном Законом Свердловской области от 14 июня 2005 г. N 49-ОЗ, закреплены следующие положения.
1. К должностям муниципальной службы, учреждаемым для непосредственного обеспечения исполнения полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования, отнесены советник председателя представительного органа, советник заместителя председателя представительного органа, помощник председателя представительного органа и помощник заместителя председателя представительного органа.
2. К должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий высшего должностного лица муниципального образования, отнесены советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования и помощник главы муниципального образования. Из изложенного можно сделать вывод, что срочные трудовые договоры должны заключаться только с указанными лицами, которые непосредственно обеспечивают исполнение полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования. Сроки действия этих договоров ограничиваются сроком полномочий соответствующих лиц, замещающих муниципальные должности. При досрочном прекращении полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, действие срочных трудовых договоров прекращается.

Следовательно, ни с какими другими муниципальными служащими муниципальных образований Свердловской области не могут заключаться срочные трудовые договоры как с лицами, непосредственно обеспечивающими исполнение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. То же касается и других субъектов РФ. Поэтому противоречащими федеральному законодательству являются положения ст. ст. 21 и 35 Устава Кыштымского городского округа Челябинской области о том, что первый заместитель, заместители главы городского округа назначаются на должность на основании срочного трудового договора, заключенного на срок полномочий главы городского округа. При этом не учитывается, что указанные должностные лица имеют определенные для них относительно самостоятельные направления деятельности и не входят в число лиц, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий главы муниципального образования. Особо следует остановиться на главах местных администраций. Во-первых, они не относятся к лицам, замещающим муниципальные должности, а значит, не могут заключать срочные трудовые договоры с муниципальными служащими на срок своих полномочий. Во-вторых, современное не относит кого-либо из муниципальных служащих к числу лиц, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий глав местных администраций. В частности, таковыми не являются заместители глав местных администраций. Следовательно, с ними должны заключаться трудовые договоры на неопределенный срок или срочные трудовые договоры на срок не более пяти лет.

Часть 1 ст. 59 ТК РФ заканчивается положением о том, что срочный трудовой договор должен заключаться в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Один такой случай касается глав местных администраций. п. 2 ст. 37 ФЗ N 131 глава местной администрации назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Например, п. 1 ст. 38-1 Устава муниципального образования "Город Екатеринбург" глава администрации назначается на срок полномочий городской Думы, но не менее чем на два года.

Второй случай - заключение срочных трудовых договоров с муниципальными служащими, достигшими предельного возраста нахождения на службе. Исходя из п. 2 ст. 19 ФЗ N 25 допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год. Из этих положений можно сделать следующие выводы. Во-первых, продление срока нахождения на муниципальной службе лица, достигшего предельного возраста, не является обязательным для представителя нанимателя (работодателя). Однако если такое решение принято, то заключение срочного трудового договора с муниципальным служащим обязательно. Во-вторых, количество продлений срока нахождения на муниципальной службе не установлено, но каждое продление должно быть произведено на срок не более одного года. О верности такого толкования содержания п. 2 ст. 19 ФЗ N 25 свидетельствует .

До сих пор речь шла о случаях обязательного заключения срочного трудового договора с муниципальными служащими (ч. 1 ст. 59 ТК РФ). Что касается случаев, когда трудовой договор с муниципальными служащими может заключаться, то они предусмотрены в ч. 2 ст. 59 ТК РФ. Это заключение трудового договора: 1) с поступающими на работу пенсионерами по возрасту; 2) с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы; 3) с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (при этом срок трудового договора с данными лицами должен определяться либо уставом муниципального образования, либо соглашением сторон); 4) с лицами, обучающимися по очной форме обучения; 5) с лицами, поступающими на работу по совместительству.

__________________

Уточнение клиента

    муниципальная пенсия

Свернуть

Ответы юристов (4)

    Юрист, г. Кисловодск

    Общаться в чате

    Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации

    Статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой
    2. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Все услуги юристов в Москве

  • Юрист

    Общаться в чате

    Добрый день, Алекс.

    Суть закона в том, чтобы обеспечить муниципальные структуры высококвалифицированными кадрами. Если в случае Вашего увольнения по достижении предельного (65 лет) в системе образуется кадровая брешь, которую невозможно «заделать», работодатель вправе предложить Вам заключить с ним срочный трудовой договор на период до одного года.

    Но, повторяю, это делается по инициативе РАБОТОДАТЕЛЯ, а не работника. Прежде всего, чтобы прикрыть участок компетентным специалистом, а также - чтобы за этот период подготовить достойную смену (которую этот же специалист и будет готовить).

    Видимо, в учреждении, где Вы работаете, такой проблемы нет, поэтому кадровик Вам и сказал Вам «досвидания». Но кадровик - это ещё не работодатель. Прозондируйте обстановку у руководства.

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    У нас с кадровиками просто идет спор, он не касается конкретного увольнения с должности меня как сотрудника, а в моем случае, просто заканчивается контракт на муниципальную службу и подписывается обыкновенный трудовой договор без слова "муниципальный служащий", либо заключается срочный с муниципальным на год?. Здесь идет речь о продлении контракта муниципального служащего на 1 год- с какого момента он заключается, что подразумевал законодатель. В законе сказано, что на муниципальную службу принимаются граждане в возрасте от 18 до 65 лет, мне просто непонятна суть., т.е. мне 64 года 11 месяцев и что? Меня принимают на работу на 1 месяц? Нелогично. Логично - я год (пока мне 65) отработал и потом еще на год срочный. Вот именно это хотелось бы уточнить. И кстати данный закон ущемляет права мужчин - срок службы до 65 лет. Женщина работает 10 лет после выхода на пенсию, а мужчина только 5 лет.

    Уточнение клиента

    Ваш ответ мне понятен и все таки есть место сомнению. Если прием сотрудника (согласно закону) от 18 до 65 лет и в законе отдельно оговорено об ограничении, что в 65 не принимают. то где логика? Принять и уволить? Просто хотелось услышать разные мнения и их обдумать. Но Ваш ответ самый лучший. Спасибо

    Юрист

    Общаться в чате

    Добрый день, Алекс.

    На следующий день после того, как Вам исполнится 65 лет (и не раньше!) администрация обязана по обстоятельствам, не зависящих от воли сторон (ведь действительно, никто не виновен в том, что Вам исполнилось 65 лет!) расторгнуть с Вами бессрочный индивидуальный трудовой договор. Как я уже писал в ответе, если работодатель и в дальнейшем нуждается в услугах работника, он вправе (и закон ему это позволяет) продлить трудовые взаимоотношения с этим работником, заключив с ним срочный индивидуальный трудовой договор продолжительностью до одного года на тех же условиях, с такой же оплатой, с тем же статусом муниципального служащего, с тем же объёмом льгот, прав и обязанностей. Кстати, мне известны случаи, когда и по истечении года работодатель заключал новый договор на один год, а затем - ещё на год, до 68 лет. И никто таких работодателей и не думал наказывать! Специфичность случаев в том, что после первого «сверхсрочного» года муниципальный служащий уступил место руководителя отдела и сохранив статус муниципального служащего, стал ведущим специалистом этого же отдела.

    Согласен с Вами в том, что права мужчин значительно «ущемлены».

    Но раз уж Бог дал им более длительную продолжительность жизни - пусть работают!

    А я думаю, что даже после прекращения работы Вы найдёте себе достойное занятие.

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0