Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Бюджетный учет администратора. Материалы журнала «Консультант Свердловская область

Все доходы казенных учреждений подлежат зачислению в соответствующий бюджет. Что касается доходов, поступающих в кассу, то такие доходы перед перечислением администратору кассовых поступлений могут поступать на лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый казенному учреждению. Как отразить такие операции в учете и что учесть при составлении отчетности рассмотрим в данной статье.

Отражение операций в учете казенного учреждения

Казенные учреждения организуют учет и формирование бюджетной отчетности в соответствии с положениями:

  • Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н);
  • Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н);
  • Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н).

То есть, если на отчетную дату будет отражено поступление средств в кассу, однако на лицевой счет денежные средства еще не поступят, между Отчетами (ф. 0503123 и ф. 0503127) будет отклонение в части сданных из кассы, но не поступивших на лицевой счет средств. Данное отклонение можно обосновать наличием остатка на счете 210 03. Если же денежные средства к отчетной дате уже поступили на лицевой счет получателя, то отклонений быть уже не должно.

Особенности при формировании отчетности в программе 1С

Формирование Отчета (ф. 0503123) в программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения реализовано по балансовым счетам. Это не является нарушением Инструкции № 191н , а вызвано особенностями учета в казенных учреждениях, связанными с неустановленным четко на законодательном уровне порядком ведения учета на забалансовых счетах. Кроме того, к примеру, к счету 304 05 забалансовые счета вообще не открываются. В связи с этим операция 1 из перечня обозначенных выше корреспонденций будет отражена в строке 144 раздела 1 Отчета (ф. 0503123), ее необходимо ручным образом убрать из этой строки и вычесть соответствующую сумму из строк 324 раздела 2 Отчета (ф. 0503123) и строки 900 раздела 4 по "расходному" КОСГУ.

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Казенное учреждение культуры не наделено отдельными полномочиями администратора доходов по начислению и учету средств, поступающих в виде доходов от проведения мероприятий. При этом казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, что закреплено в его уставе. Доходы от проведения мероприятий поступают в кассу учреждения, из кассы учреждения сдаются в кассу главного администратора доходов (сельское поселение) для дальнейшей сдачи на лицевой счет сельского поселения с использованием банковской карты с зачислением в доход бюджета на код 11301995100000130.
Чем обусловлена необходимость осуществления казенным учреждением отдельных полномочий по начислению и учету доходов от приносящей доход деятельности? Какие счета бюджетного учета необходимо применять при расчетах между казенным учреждением и администратором соответствующих кассовых поступлений?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Необходимость осуществления казенным учреждением отдельных полномочий по начислению и учету доходов от приносящей доход деятельности обусловлена наличием у него права на осуществление указанной деятельности.
2. Расчеты между казенным учреждением, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, и администратором соответствующих кассовых поступлений учитываются с применением аналитических счетов бюджетного учета счетов 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" и 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты". Основанием для отражения в бюджетном учете указанных расчетов являются оформленные в установленном порядке Извещения (ф. 0504805).

Обоснование вывода:
1. Объектами бухгалтерского учета являются, в частности, факты хозяйственной жизни, активы, обязательства ( Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ). При этом данные о имевших место фактах хозяйственной жизни, оформленные первичными учетными документами, подлежат своевременной регистрации в учете ( Закона N 402-ФЗ). При регистрации объектов бухгалтерского учета не допускаются пропуски и изъятия ( Закона N 402-ФЗ).
Дебиторская задолженность по доходам от услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в рамках приносящей доход деятельности, является одним из объектов бухгалтерского учета, подлежащих своевременной регистрации на основании оформленного первичного учетного документа, подтверждающего факт оказания казенным учреждением услуг (выполнения работ).
В рассматриваемой ситуации казенное учреждение, согласно положениям устава, имеет право на осуществление приносящей доход деятельности, что соответствует положениям БК РФ. Первичные документы, подтверждающие факт оказания казенным учреждением услуг, оформляются именно в этом учреждении. Соответственно, необходимость осуществления казенным учреждением отдельных полномочий по начислению и учету доходов от приносящей доход деятельности обусловлена наличием права у учреждения осуществления указанной деятельности и положениями Закона N 402-ФЗ. В рассматриваемой ситуации обязанность отражения в бюджетном учете операций по начислению доходов, полученных в рамках оказания платных услуг, является неотъемлемой составляющей полномочий по ведению бюджетного учета. Соответственно, при наличии в уставе права на осуществление приносящей доход деятельности необходимость закрепления полномочий по начислению и учету доходов от оказания платных услуг отдельным актом органа местного самоуправления, в ведении которого находится казенное учреждение, отсутствует.
2. В соответствии с п.п. 262, 276 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н), и п. 104 Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - N 162н), для учета расчетов между казенным учреждением, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, и администратором соответствующих кассовых поступлений (в рассматриваемой ситуации - с администрацией сельского поселения), применяются счета:
- 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет";
- 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".
Оформляются соответствующие расчеты Извещениями (ф. 0504805).
Порядок отражения в бюджетном учете казенного учреждения, не наделенного полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме, операций по поступлению денежных средств в погашение дебиторской задолженности по доходам положениями N 162н не предусмотрен. Учитывая, что поступление доходов бюджета в кассу учреждения влечет необходимость отражения соответствующих показателей в Отчете о движении денежных средств (ф. 0503123) (при наличии остатка денежных средств в кассе казенного учреждения по состоянию на отчетную дату), порядок отражения указанных операций целесообразно согласовать одновременно с финансовым органом и главным распорядителем бюджетных средств ( Инструкции N 162н).
В соответствии с положениями N 162н в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
а) в учете казенного учреждения, не наделенного полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме:
1. Дебет КДБ 1 205 31 560 Кредит КДБ 1 401 10 130
- отражено начисление доходов от оказания платных услуг;
2. Дебет КИФ 1 201 34 510 Кредит КДБ 1 205 31 660,
одновременно отражается увеличение забалансового счета 17 (АнГПД 130, КОСГУ 130)
- отражено поступление в кассу учреждения от физических лиц денежных средств за оказанные платные услуги;
3. Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КИФ 1 201 34 610,
одновременно отражается уменьшение забалансового счета 17 (АнГПД 130, КОСГУ 130)
- на основании расходного кассового ордера денежные средства переданы ответственному сотруднику для внесения наличных средств в кассу администратора кассовых поступлений доходов бюджета;
4. Дебет КДБ 1 304 04 130 Кредит КДБ 1 303 05 730
- на основании Извещения (ф. 0504805) отражена информация о начисленных казенным учреждением суммах поступлений в бюджет.
б) в учете администратора кассовых поступлений по доходам:
1. Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КДБ 1 304 04 130
- на основании поступившего от казенного учреждения Извещения (ф. 0504805) отражен ожидаемый к поступлению доход бюджета;
2. Дебет КИФ 1 201 34 510 (увеличение забалансового счета 17 (АнГПД 130, КОСГУ 130)) Кредит КДБ 1 303 05 730
- отражено поступление в кассу администрации средств от приносящей доход деятельности казенного учреждения;
3. Дебет КИФ 1 201 23 510 (увеличение забалансового счета 17 (АнГПД 130, КОСГУ 130)) Кредит КИФ 1 201 34 610 (уменьшение забалансового счета 17 (АнГПД 130, КОСГУ 130))
- отражено выбытие наличных средств из кассы при их внесении на лицевой счет с использованием банковской карты через банкомат;
4. Дебет КДБ 1 210 03 560 (увеличение забалансового счета 17 (АнГПД 130, КОСГУ 130)) Кредит КИФ 1 201 23 610 (уменьшение забалансового счета 17 (АнГПД 130, КОСГУ 130))
- отражено зачисление наличных средств на банковскую карту;
5. Дебет КДБ 1 210 02 130 Кредит КДБ 1 210 03 660 (уменьшение забалансового счета 17 (АнГПД 130, КОСГУ 130))
- на основании выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета отражено зачисление в доход бюджета.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- . Администрирование доходов бюджета. Доходы казенного учреждения;
- . Учет в казенном учреждении, наделенном отдельными полномочиями по начислению платежей в бюджет, доходов, поступающих в кассу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Администратор доходов бюджета ведет бюджетный учет как начисленных сумм поступлений, так и сумм, поступивших в бюджеты от соответствующего начисления. Следовательно, администратору поступлений (территориальному органу администратора поступлений) следует определиться, какие структурные подразделения осуществляют текущий учет начисленных сумм, а какие - учет поступивших сумм. Целесообразно наделить полномочиями по ведению учета начисленных сумм структурные подразделения, которые непосредственно осуществляют действия, приводящие к возникновению дебиторской задолженности.

При организации бюджетного учета операций по администрированию доходов бюджета следует учесть:

Наличие у организации, ведущей бюджетный учет получаемых доходов, правового статуса администратора бюджетных доходов;

Структуру администрируемых доходов (отнесение их к налоговым или неналоговым доходам бюджета, что определяется ст. 41 БК РФ);

Установленный действующим федеральным законодательством, а также законодательством субъекта РФ и (или) муниципального образования порядок зачисления соответствующих доходов в бюджет (с использованием или без использования единого счета доходов в ОФК);

Порядок перераспределения полученных доходов между бюджетами разных уровней;

Изменения, регламентирующие порядок организации бюджетного учета администраторов доходов, внесенные в Инструкцию № 148н Приказом Минфина РФ от 03.07.2009 № 69н (далее - Приказ Минфина РФ № 69н).

Учитывая перечисленные выше факторы, бюджетный учет у администраторов доходов бюджета имеет следующие особенности:

1. Операции по администрированию доходов бюджета осуществляются соответствующими администраторами на основании данных отчетности бюджетных учреждений, а также информации, полученной от соответствующего финансового органа и ОФК. Администрирование доходов отражается в бюджетном учете администраторов в виде изменения их обязательств по перечислению доходов на единые счета бюджетов, открытые соответствующим финансовым органам. В случае если функции администратора доходов возложены на бюджетные учреждения-получатели (например, налоговые и таможенные органы, а также учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность), последние имеют лицевые счета в ОФК, но только как бюджетные учреждения.

Операции по получению средств на указанные счета (Дебет 1 304 05 000 / Кредит 401 01 100 или Дебет 2 201 01 510 / Кредит 2 401 01 100) и перечислению с них сумм доходов в бюджет (Дебет 1 210 02 560 / Кредит 1 304 05 000 или Дебет 2 210 02 560 / Кредит 2 201 01 610) отражаются в бюджетном учете параллельно с операциями по администрированию соответствующих доходов и не относятся к категории последних.

2. Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что операции по администрированию доходов всегда связаны с пополнением единых счетов соответствующих бюджетов (за исключением администрирования доходов от приносящей доход деятельности), все операции по администрированию доходов целесообразно отражать с использованием кода источника финансирования 1 независимо от того, какой код источника финансирования используется при отражении в учете операций по фактическому получению и перечислению сумм доходов с лицевых счетов бюджетных учреждений, осуществляющих функции администраторов доходов.

3. Полученные и отраженные в бюджетном учете администратора доходы в ряде случаев подлежат распределению между несколькими бюджетами (едиными счетами бюджетов). Поэтому отражение доходов в бюджетном учете администраторов и соответствующих финансовых органов на одном счете 0 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами» приводило к возникновению неувязок между отчетами финансового органа и администратора доходов. С 01.01.2009 Инструкцией № 148н в План счетов бюджетного учета для администраторов доходов был введен специальный счет 0 210 04 000 «Расчеты по поступлениям с органами казначейства».

4. Детализация счетов 0 205 00 560, 0 210 02 000, 0 210 04 000 по видам администрируемых налогов и сборов осуществляется на основании первых 17 знаков соответствующего счета (коды ведомственной и функциональной классификации доходов бюджета).

5. Начисление доходов осуществляется на основании данных бюджетной (налоговой) отчетности подведомственных организаций, а также информации, полученной от соответствующего финансового органа.

6. Поступление и перечисление доходов на единый счет доходов бюджета отражаются на основании Справок (ф. 0531468), предоставляемых ОФК. Форма Справки определена Приказом № 92н.

7. Возврат излишне начисленных доходов может производиться следующими способами:

Путем списания обратной проводкой излишних начислений - если доходы только начислены согласно данным отчетности учреждений или иных документов и фактически не поступили на счета администратора или единый счет бюджета.

Путем списания с расчетов администратора доходов (Дебет 1 205 00 000 / Кредит 1 210 04 000) - если полученные доходы еще не были распределены между едиными счетами бюджетов;

Путем списания с расчетов с соответствующими финансовыми органами (Дебет 1 205 00 000 / Кредит 1 210 02 000) - если доходы фактически уже были распределены между едиными счетами бюджетов.

8. В соответствии с изменениями, внесенными Приказом Минфина РФ № 69н в п. 149 Инструкции № 148н, все учреждения, использующие счет 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», названы администраторами доходов бюджета (администраторами источников финансирования дефицита бюджета). Таким образом, правовой статус администратора бюджетных доходов должен быть присвоен всем бюджетным учреждениям в части их поступлений от приносящей доход деятельности, а также от использования закрепленного за ними государственного имущества.

9. При администрировании доходов от оказания бюджетными учреждениями платных услуг требованиями действующего законодательства (в частности, Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 № 88н) не предусмотрена обязательная сдача данных доходов на единый счет соответствующего бюджета, как неналоговых поступлений (ст. 41 БК РФ). Более того, остатки этих поступлений могут в конце года не подлежать сдаче в доход бюджета и использоваться для финансирования потребности учреждений в следующем году в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Вместе с тем в целях повышения эффективности учета и использования таких доходов законодательными актами отдельных регионов предусмотрено зачисление их на единые счета соответствующих бюджетов с последующим возвратом на счета учреждений-получателей (в виде внебюджетных средств или средств дополнительного бюджетного финансирования). В результате порядок бюджетного учета операций по администрированию данных доходов следует более детально прописать в методических документах соответствующего финансового органа субъекта РФ или муниципального образования.

10. При отражении в бюджетном учете администратора доходов бюджета операций, связанных с получением и возвратом межбюджетных трансфертов, следует учитывать, что полученные в прошлые годы и не использованные по целевому назначению трансферты в соответствии с условиями их предоставления могут:

Подлежать возврату в бюджет, из которого они были получены (в этом случае задолженность по получению такого дохода трансформируется в бюджетном учете администратора в его задолженность по возврату трансферта).

Засчитываться в счет получения трансфертов в текущем финансовом году (в этом случае списание нереальной ко взысканию суммы возврата трансфертов прошлых лет отражается в бюджетном учете администратора доходов не в корреспонденции счета 0 205 00 000, а по счету 0 206 12 000).

11. Пункты 215 и 216 Инструкции № 148н, регламентирующие использование счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», Приказом Минфина РФ № 69н были дополнены положениями по организации бюджетного учета администраторов доходов бюджета в части операций по администрированию отдельных доходов, полученных подведомственными администратору бюджетными учреждениями (администраторами более низкого уровня, а также филиалами бюджетных учреждений). К таким доходам относятся, в частности, получаемые указанными организациями поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, от возмещения утрат и недостач имущества. Поскольку указанные выше доходы бюджета носят несистемный характер либо будут отражены в бюджетном учете администраторов более низкого уровня, операции по их администрированию теперь отражаются в бюджетном учете с использованием счета 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» вместо счета 1 401 01 100 «Доходы учреждения».

В данной статье в рамках схемы вопрос-ответ рассмотрим сложные ситуации, которые могут возникнуть у администратора доходов, пути их решения и необходимые бухгалтерские записи.

Вопрос . Какими записями администраторам доходов следует производить начисление дебиторской задолженности?

Ответ . Учет операций по администрированию доходов бюджета осуществляется администратором доходов в соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее - Инструкция № 148н). Функции администратора по соответствующему виду доходов возлагаются на учреждение приказом главного администратора.

Для учета администратором доходов бюджета операций по поступлению в бюджет администрируемых им платежей, а также расчетов с финансовыми органами по средствам, поступившим в бюджет на отчетную дату, предназначен счет (п. 178 Инструкции № 148н). Поступления в бюджет отражаются администратором доходов в бюджет в учете на основании первичных , согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора, и Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (код формы по КФД 0531761), предоставляемой органом казначейства соответствующему администратору.

Для учета администратором доходов бюджета расчетов с органом казначейства по средствам бюджета, находящимся на отчетную дату на счете органа казначейства, для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы России и подлежащим зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде, предназначен счет .

Суммы поступлений на отчетную дату, подлежащих зачислению в доход соответствующего бюджета в следующем отчетном периоде, учитываются на основании Справки о перечислении поступлений в бюджеты (форма 0531468), предоставляемой органом казначейства соответствующим администраторам доходов бюджета (п. 182 Инструкции № 148н). Форма Справки приведена в приложении № 18 к Порядку учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 5 сентября 2008 № 92н (далее - Порядок № 92н).

В следующем отчетном периоде распределенные средства зачисляются органом казначейства на счет соответствующего бюджета. Данная операция учитывается в учете администратора по дебету счета 0 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами" и кредиту счета 0 210 04 000 "Расчеты по поступлениям с органами казначейства" . Учитывая норму статьи 242 Бюджетного кодекса, по завершении финансового года показатели соответствующих счетов аналитического учета счета 0 210 04 000 "Расчеты по поступлениям с органами казначейства" должны быть нулевыми (п. 183 Инструкции № 148н).

Рассмотрим отражение операций, связанных с администрированием налоговых доходов в бюджет.

1. Дебет КДБ 1 205 560
" Увеличение дебиторской задолженности по налоговым доходам"
Кредит КДБ 1 401 01 110
"Налоговые д оходы "
- начислена администратором доходов бюджета задолженность дебитора перед бюджетом;

2. Дебет КДБ 1 210 02 110
" "
Кредит КДБ 1 205 01 660
" Уменьшение дебиторской задолженности по налоговым доходам "
- отражена администратором доходов бюджета сумма администрируемых платежей на лицевой счет 40101, с отражением платежей на основании Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (форма 0531761) и прилагаемых к ней документов, предоставляемой органом казначейства соответствующему администратору;

3. Дебет КДБ 1 401 01 110
" Налоговые доходы "
Кредит КДБ 1 210 02 110
" Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет налоговым доходам "
- отражены администратором доходов бюджета суммы распределяемых доходов текущего отчетного периода, перечисленных органом казначейства в другие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

4. Дебет КДБ 1 210 04 110
"
Кредит КДБ 1 210 02 110
" Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет налоговым доходам "
- отражены суммы администрируемых доходов, поступивших на счет органа казначейства в текущем отчетном периоде и подлежащих зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде, на основании Справки о перечислении поступлений в бюджеты (форма 0531468);

5. Дебет КДБ 1 210 02 110
" Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет налоговым доходам "
Кредит КДБ 1 210 04 110
" Расчеты с органами казначейства по поступившим налоговым доходам"
- зачислены в доход бюджета администрируемые суммы доходов, поступившие к распределению на счет органа казначейства в предыдущем периоде;

6. Дебет КДБ 1 401 01 100
"Налоговые д оходы "
Кредит КДБ 1 210 04 110
" Расчеты с органами казначейства по поступившим налоговым доходам"
- отражены администратором доходов бюджета суммы распределяемых доходов, перечисленных органом казначейства в другие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, если на отчетную дату все администрируемые суммы будут зачислены в доход соответствующего бюджета, в бюджетном учете администратора будут сделаны только записи № 1-3. Если на отчетную дату имеются доходы, не распределенные в текущем периоде и подлежащие зачислению в доход бюджета в следующем отчетном периоде, на основании Справки о перечислении поступлений в бюджеты (форма 0531468) на эту сумму производится запись № 4. После распределения доходов между бюджетами и их зачисления в доход соответствующего бюджета производятся записи № 5-6.

То есть первоначально все доходы текущего периода отражаются администратором по дебету счета 1 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами" в корреспонденции с кредитом счета 1 205 00 660 . Те доходы, которые по данным органа казначейства останутся нераспределенными по состоянию на отчетную дату, должны быть отражены по дебету счета 1 210 04 000 "Расчеты по поступлениям с органами казначейства " в корреспонденции с кредитом счета 1 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами" .

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ю. А. Кошелева,
Д. Д. Хенкеева,
М. Ю. Миллиард.

Статья опубликована в журнале
"Бюджетный учет" № 6 июнь 2010

В декабре месяце 2016г. Министерством выявлено не целевое использование средств субвенции. Согласно акта, учреждение, как администратор указанных доходов, должно восстановить средства в областной бюджет. При сдаче годового отчета данные средства как неиспользованные остатки не отражены, т.к. восстановление кассового расхода не было произведено.Следовательно эти средства возможно вернуть только из доходов местного бюджета в 2017 году. Как произвести возврат данных средств (проводки)?

Ответ

Администраторы доходов бюджета начисляют и отражают поступления в бюджет.

Задолженность перед областным бюджетом отразите на счете 1.209.00.000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 85 Инструкции № 162н).

В учете сделайте проводки:

Дебет КДБ.1.209.ХХ.560 Кредит КДБ.1.401.10.151 - начислена задолженность перед областным бюджетом,

Дебет КДБ.1.210.02.100 Кредит КДБ.1.209.ХХ.660 - перечислено в доход областного бюджета.

Наталии Гусевой,

Администраторы доходов бюджета начисляют и отражают поступления в бюджет. Для этого им открывают отдельный лицевой счет, куда поступают доходы. В органах Федерального казначейства администратору доходов откроют лицевой счет с кодом 04 (подп. «г» п. 4, п. 8.2 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 17 октября 2016 № 21н).

Доходы бывают:

  • постоянные, которые закреплены за главными администраторами: налоги, штрафы, доходы от платных государственных (муниципальных) услуг, от продажи имущества;
  • разовые. Например, возмещение ущерба.

Также в доход бюджета зачисляют дебиторскую задолженность прошлых лет.

Разовые (непостоянные) доходы

Разовые (непостоянные) доходы - это, например, реализация металлолома, страховое возмещение по ОСАГО, возмещение ущерба, продажа сотрудникам трудовых книжек. Расчеты по таким доходам отражают на счете 1.209.00.000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 85 Инструкции № 162н).

Непостоянные доходы могут возникнуть и у администраторов доходов, и у других учреждений, которым не открыт счет администратора. В последнем случае учреждение в своем учете начисляет доход. После чего передает администратору кассовых поступлений, за которым закреплен код соответствующего дохода, Извещение (ф. 0504805) об ожидаемых доходах. Когда доход поступит в бюджет, администратор сообщит учреждению. Рассмотрим оба случая.

2. Учет у администратора доходов.

Если разовые доходы возникают у администратора доходов, тогда он сам и начисляет доходы, и учитывает поступления. В бухучете делайте проводки:

Дебет счета

Кредит счета

Начисление дохода

Начислен доход

КДБ.1.209.ХХ.560

КДБ.1.401.10.100 <5>

Плательщик вносит деньги в кассу

Поступили в кассу средства от плательщика дохода

КИФ.1.201.34.510
одновременно увеличение забалансового счета 17 (код аналитики по доходам)

КДБ.1.209.ХХ.660

Сданы деньги в банк для зачисления на лицевой счет

(на основании выписки из лицевого счета и объявления на взнос наличными)

КИФ.1.210.03.560
одновременно увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 510)

КИФ.1.201.34.610

Зачислены деньги на лицевой счет администратора доходов

КДБ.1.210.02.100 <5>

КИФ.1.210.03.560
одновременно уменьшение забалансового счета 18 (код аналитики 610)

Плательщик перечисляет деньги на счет бюджета

Отражено поступление дохода в бюджет

(на основании выписки из лицевого счета)

КДБ.1.210.02.100 <5>

КДБ.1.209.ХХ.660

ХХ - аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<5> В разрезе статей (подстатей) КОСГУ по доходам.

Такие проводки приведены в пунктах 49, 86, 91, 120 Инструкции № 162н, пункте 365 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

2.Из рекомендации Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как администратору учитывать доходы бюджета

Как отразить в бухучете администратора доходов бюджета района поступление межбюджетного трансферта из краевого бюджета для предоставления субсидии гражданину и его возврат

Поступление межбюджетных трансфертов

Учет межбюджетных трансфертов ведите на счете 1.205.51.000 «Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (п. 199 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

При получении межбюджетного трансферта (субсидии) из краевого бюджета в учете в рамках выполнения функций администратора сделайте проводку:

Для выдачи субсидии гражданину администратор района (как ГРБС) должен довести средства до органа, уполномоченного на предоставление субсидий гражданам (как ассигнования или ЛБО - в зависимости от того, является ли предоставленный трансферт публичным обязательством).

После того как субсидия будет выдана гражданину, в учете администратора доходов нужно отразить начисление доходов в сумме фактически произведенных кассовых расходов (т. е. на сумму субсидии, выплаченной гражданину). Сделайте это на основании отчета, полученного от уполномоченного органа, о предоставлении субсидии. В бухучете сделайте проводку:

При завершении финансового года в бухучете администратора отразите заключение счетов текущего финансового года, в том числе и по счету 1.210.02.151:

Дебет счета

Кредит счета

Отражено закрытие счета 1.210.02.151 при завершении финансового года

гКБК.1.401.30.000

КДБ.1.210.02.151 <3>

Такой порядок следует из пункта 91 Инструкции № 162н.

Возврат неиспользованной субсидии прошлых лет в доход краевого бюджета

Если гражданин не использует полученную субсидию по целевому назначению в отведенное время, он вернет ее в доход района. В таком случае в учете администратора доходов района необходимо восстановить на эту сумму остаток непотраченного межбюджетного трансферта. При этом сделайте проводки:

Дебет счета

Кредит счета

Отражено поступление средств от гражданина на лицевой счет администратора доходов

КДБ.1.210.02.180 <4>

КДБ.1.205.81.660 <4>

Начислен доход от возврата субсидии гражданином в местный бюджет

КДБ.1.205.81.560 <4>

КДБ.1.401.10.180 <4>

Восстановлен остаток межбюджетного трансферта при возврате субсидии от гражданина (после того как сумма возврата поступила на лицевой счет администратора доходов )

КДБ.1.401.10.151 <5>

КДБ.1.205.51.660 <5>

<4> КДБ 000 2 18 05030 05 0000 180.

<5> КДБ 000 2 02 03024 05 0000 151.

После этого необходимо перечислить заявкой на возврат сумму, подлежащую возврату в областной бюджет (т. е. ту же сумму, которую восстановили на остатке). Для этого оформите заявку на возврат. В графе 4 «Код по БК» раздела 3 «Реквизиты получателя» заявки укажите код доходов, по которому должно осуществляться зачисление средств в краевом бюджете (у администратора этого бюджета), - код 000 2 19 05000 05 0000 151 «Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов муниципальных районов». Переводить средства, зачисленные вам от гражданина, на этот код не нужно, так как по нему будут зачисляться средства именно в краевом бюджете.

Кроме того, не нужно переводить средства на счете 1.210.02.000 с кода 000 2 18 05030 05 0000 180 на код 000 2 02 03024 05 0000 151. Связано это с тем, что счет 1.210.02.000 накопительный. Поэтому, если в текущем году поступлений по коду 000 2 02 03024 05 0000 151 не было, после возврата межбюджетного трансферта в краевой бюджет на счете 00020203024050000.1.210.02.151 будет отрицательная сумма. Но это не имеет значения, так как это является показателем того, что в другой бюджет администратор доходов вернул больше, чем получил из него.

В бухучете сделайте проводку:

Такой порядок следует из пункта 91 Инструкции № 162н, пункта 2.5.5 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н, письма Минфина Ставропольского края от 17 января 2014 г. № 01-01-02-21/207. Также подтверждают такой порядок специалисты профильных ведомств в частных разъяснениях.