Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономический механизм охраны окружающей среды ориентирован на. Экономические механизмы защиты окружающей среды

Тема: Экономический механизм охраны окружающей среды

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тема: Экономический механизм охраны окружающей среды
Рубрика (тематическая категория) Экология

1. Типы экономических механизмов и инструментов.

Экономический механизм природопользования - ϶ᴛᴏ совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователœей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.

Выделяют три типа экономических механизмов природопользования:

1. компенсирующий (мягкий) механизм - борьба с последствиями (а не с причинами ) техногенного типа экономического развития.

2. стимулирующий механизм - поощрение развития экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности.

3. жесткий механизм - ограничение природоэксплуатирующей деятельности; такой механизм посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определœенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.

В реальной действительности данные механизмы природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности. Все направления экономического механизма природопользования связаны между собой, часто взаимообусловлены и пересекаются на практике.

Назначение экономических инструментов – использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически релœевантном направлении. В этом случае экономическим агентам предоставляется значительная свобода выбора в поиске эффективных путей достижения общественно значимых природоохранных целœей.

Инструменты эколого-экономического регулирования можно условно подразделить на:

· поощрительные меры - ʼʼметод пряникаʼʼ (льготное налогообложение (экологичных видов продукции), льготное кредитование и субсидирование экопроектов, дотации на приобретение природоохранного оборудования, ускоренные сроки амортизации природоохранного оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности);

· принудительные меры – ʼʼметод кнутаʼʼ (платежи за природные ресурсы, за выбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, сокращение субсидирование природоемких и неэкологичных производств, повышенное налогообложение (ʼʼнеэкологичнойʼʼ продукции));

· компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов, экологическое страхование).

В составе экономических инструментов бывают выделœены рыночные и финансово-кредитные рычаги и стимулы.

Рыночно ориентированные инструменты :

· природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды;

· рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;

· механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;

· залоговая система;

· интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителœей;

· методы прямых рыночных переговоров;

Финансово-кредитные инструменты:

· формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;

· кредитный механизм ООС, займы, субсидии и т. п.;

· режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

· экологические и ресурсные налоги;

· система страхования экологических рисков.

2. Теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение : использование принципа ʼʼзагрязнитель платитʼʼ в экономическом механизме природопользования; понятие экстерналий и Пигувианского налога.

Использование принципа ʼʼзагрязнитель платитʼʼ в экономическом механизме природопользования

ʼʼЗагрязнитель платитʼʼ - принцип, согласно которому загрязнитель обязан возместить обществу затраты, связанные с ликвидацией ущерба от загрязнения.

В области охраны окружающей среды крайне важно заставить оплачивать издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной.

Это один из фундаментальных экономических и правовых принципов. Официально введен ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в свои документы в 1972 ᴦ.

В России данный принцип положен в основу механизма платежей за загрязнение.

В ряде случаев принцип ʼʼзагрязнитель платитʼʼ трансформируется в принцип ʼʼплатит жертваʼʼ – величина платежей оплачивается потребителœем: платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относятся в России на издержки (себестоимость) производства.

В данном случае это справедливо, т.к. за загрязнение, неустранимое при данном уровне техники и технологии, должно расплачиваться всœе общество, в случае если хочет потреблять тот или иной продукт. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие расплачивается всœе общество.

Формы платности за природные ресурсы :

1) Формы платы за использование земли : зависят прежде всœего от типа отношений собственности: землевладения, бессрочного (постоянного) или временного пользования земельными участками, их аренды.

ü земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) Взимается за земельные участки, находящиеся в собствен­ности, земельный налоᴦ. Размеры платы за землю определяются в за­висимости от площади, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки. Платежи за землю обычно поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых находятся земельные участки. Так, в России плата за землю является сегодня единственным видом так называемых природноресурсных налогов и платежей, в установлении размера которого участвуют органы местного самоуправления; после 2005 ᴦ. планируется полное их зачисление именно в местные бюджеты в качестве одного из базовых доходных источников. Важно заметить, что для стимулирования ра­ционального использования земли эти виды платежей должны направляться ис­ключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеуст­ройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат зем­лепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за пользование ими, на фиксированные выплаты земле­пользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории.

ü арендная плата (Взимается за арендуемую землю. При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата͵ как правило, поступает на его счет. Арендная плата͵ получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению)

В разных странах существуют определœенные льготы по взиманию платы за землю. Так, в России от платы за землю полностью освобождаются 23 категорий землепользователœей, в т.ч. заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные в соответствии с кадастровой оценкой земли и т. д.

2) Формы платы за водные ресурсы :

ü плата͵ связанная с использованием водными объектами – водный налог

Существуют две основные схемы взимания платы за водопользование.

1) Первая, которая характерна для России, Австралии, стран Азии и Африки, основана на жестком государственном регулировании размеров платы. Все платежи при этом направляются в государственный бюджет, где аккумулируются для последующего использования на цели содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений.

2) Вторая схема применяется главным образом в странах Западной Европы, США и Канаде. Она основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователœей, которые образуют бассейновые объединœения. Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователœей на содержание объединœения и финансирование его деятельности. Государство же получает налоги от бассейнового объединœения, которые используются в основном для кредитования и субсидирования водохозяйственного строительства и выплат компенсации льготным категориям водопользователœей.

3) Формы платы за пользование лесным фондом :

ü арендная плата

ü плата по договору купли-продажи лесных насаждений

Платежи за лесопользование могут взиматься за заготовку древесины, отпу­скаемой на корню; за заготовку живицы; за заготовку второстепенных лесных ма­териалов; за побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота͵ заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев, пасек и других видов лесного пользования); за лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, туристских или спортивных целœей.

4) Формы платы за пользование недрами :

ü разовые платежи за пользование недрами;

ü регулярные платежи за пользование недрами;

ü плата за геологическую информацию о недрах;

ü разовый сбор (бонус) за участие в конкурсе (аукционе, тендере) за право пользования недрами;

ü периодический сбор (плата) за лицензию на недропользование.

5) Система платежей за пользование животным миром :

ü плата за пользование животным миром, ᴛ.ᴇ. за изъятие из естественной среды обитания следующих групп

Объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

Принадлежащих к видам, занесенных в Красные книги разного уровня;

Не отнесенных к перечисленным выше группам.

ü штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

При крайне важно сти регулирования численности отдельных видов, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, домашних животных, а также для предотвращения нанесения ущерба экономике страны, изъятие должна быть разрешено бесплатно или за вознаграждение.

В целом мировая практика движется по пути постепенного и целœенаправленного внедрения новых, более совершенных экологических налогов и сборов, стимулирующих природоохранную деятельность и рациональное ресурсопользование.

В странах ЕЭС выделяются следующие основные разновидности экологических налогов и платежей (согласно Европейскому экологическому агентству):

1. Компенсирующие налоги - ϶ᴛᴏ налоги (платежи), служащие цели покрытия экологических издержек. Подразделяются на платежи пользователœей и отложенные платежи . К примеру, платежи за сточные воды или за размещение отходов.

плата за забор воды из водоемов, налоги на шумовое загрязнение, специальные налоги на батарейки

в России применяются в основном данный тип налогов

2. Стимулирующие налоги – направлены на поощрение изменения поведения производителœей / потребителœей в сторону экологически безопасного и ответственного. При наличии крайне важно й информации могут устанавливаться на уровне, уравновешивающем предельные экологические издержки и предельные выгоды. В этом случае они именуются оптимальными и выполняют функции, аналогичные первой разновидности налогов. В противном случае их называют инструментальными стимулирующими налогами.

налоги на тару одноразового использования, алюминиевую фольгу, соль для посыпки дорог, мебель из тропической древесины.

в России – в стадии обсуждения

3. Фискальные экологические налоги – налоги, используемые преимущественно в фискальных целях и повышающие бюджетный доход, могут также использоваться для ослабления налогового бремени на труд и капитал.

В России – акцизы на нефть, газовый конденсат, природный газ.

Тема: Экономический механизм охраны окружающей среды - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема: Экономический механизм охраны окружающей среды" 2017, 2018.

До недавнего времени в нашей стране отсутствовали действенные экономические рычаги, воздействующие на сохранение и рациональное использование окружающей природной среды. Ныне в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность -- ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования. Делать выводы о высокой эффективности нового экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования преждевременно, он требует дальнейшего развития и совершенствования.

Нарастание негативных явлений в окружающей среде закономерно поставило еще в 70-х годах XX в. вопрос о необходимости принятия неотложных природоохранных мер как приоритетной задачи, а глобальный характер этих явлений потребовал подключения к ее решению международных организаций. В результате начал формироваться и продолжает совершенствоваться общемировой природоохранный механизм, состоящий из ряда взаимодополняющих компонентов (организаций, решений и мероприятий).

Опасность современного экологического кризиса состоит в том, что он ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Устойчивое развитие требует расширенного воспроизводства возобновляемых природных ресурсов для сохранения равенства условий и использования минерального сырья ныне живущих и будущих поколений. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих разрушение и деградацию окружающей среды.

Для пресечения, исправления и контроля сложившейся ситуации и существует экономический механизм по защите окружающей природной среды. Необходимо решить проблему повышения его эффективности, т.е. улучшение механизма применения и использования эколого-правовых норм. Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе. Необходимо выработать у субъектов права отношение, при котором вред окружающей среде равносилен вреду самому себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.

Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно стать органической составной системой управления и регулирования экономики.

Задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:

  • - планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
  • - установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
  • - установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
  • - предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
  • - возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Прежде всего экономический механизм направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм.

Следующая важнейшая функция экономического механизма -- стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них.

При характеристике роли экономических мер в обеспечении природопользования и охраны окружающей среды нужно отметить, что экономические и административные методы управления природоохранительной деятельностью не являются альтернативой один другому. Наоборот, они дополняют друг друга. Очевидно, что не может быть больше или меньше экологического нормирования, экологического лицензирования или государственной экологической экспертизы. Эти функции государственного управления охраной окружающей среды должны осуществляться в объеме, предусмотренном экологическим законодательством. Критерий тут может быть один - наибольшая полезность в достижении цели. Одновременно в соответствии с требованиями законодательства должны осуществляться экономические меры охраны окружающей среды. Следовательно, важно исследовать и урегулировать применение административных и экономических методов управления природоохранительной деятельностью в направлении их оптимального сочетания, но только не противопоставления.

В конечном счете задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами. Эта задача будет решена тем успешнее, чем оптимальнее будут урегулированы и реализованы отдельные элементы экономического механизма.

Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также явную недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах.

Применение принципа “загрязнитель платит” направлено на создание механизма экономической ответственности субъекта хозяйственной деятельности за негативное воздействие на окружающую среду и заинтересованности в осуществлении природоохранной деятельности.

Таким образом, под экономическим механизмом охраны окружающей среды понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Кадастры

Финансовое и

Экономическое

природных

материально-

пользование

стимулирование

ресурсов

техническое

природными

Экологическое

обеспечение

ресурсами и

Экологические

страхование

их загрязнение

Рис.20.6. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды

Основным принципом экономического механизма природопользо-

вания является платность , что означает использование природных ресурсов в процессе производства исключительно за плату. В основе принципа платности лежитстоимостная оценка природных ресурсов .

Учет и оценка природных ресурсов. Государственные приро-

доохранительные органы Республики Казахстан совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку(кадастры водных объектов, недр, лесов, отходов и др.).

Экономической оценке подлежат все виды природных ресурсов за исключением имеющихся в неограниченном количестве, например атмосферный воздух, вода в Мировом океане.

Экономическая оценка природных ресурсов означает количественное и качественное измерение их потребительной стоимости и предполагает определение народнохозяйственной ценности данного ресурса. Целью данной оценки является создание экономических стимулов, побуждающих предприятия к рациональному использованию и охране этих ресурсов. Экономическая оценка природных ресурсов дает возможность учесть всевозможные потери, связанные с их широким использованием, и оценить в денежном выражении экологические последствия производства на окружающую среду.

Лимиты на природопользованиеявляются системой экологи-

ческих ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования(изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (ОПС) и размещения отходов производства. Эти лимиты уста-

Экология

навливаются специально уполномоченными на то государственными органами РК в области охраны,ОПСисходя из необходимости

поэтапного

достижения

нормативных

использования

(изъятия) природных ресурсов, ПДВ и ПДС и нормативных объемов

размещения отходов производства с учетом экологической обстановки

в регионе.

природопользование является

основных

принципов закона РК об охране окружающей среды (ст. 3).

за природные

ресурсы(землю,

иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

- за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

- на воспроизводство и охрану природных ресурсов (рис.20.7).

Плата за пользование природным ресурсом– это цена потреб-

ляемого количества ресурса. Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы(.е. платежи за природные ресурсы являются налогами) (статья 28).

Плата за воспроизводство и охрану природного ресурса– это компенсация бюджетных затрат на осуществление указанной деятельности. При определении размеров этого вида платежа учитываются:

- затраты на воспроизводство природного ресурса;

- системы контроля и мониторинга состояния природного - ре

Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

ПЛАТЕЖИ ЗА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Плата за загрязнение

Плата за пользование

Плата за другие

природной среды

природными ресурсами

виды воздействия

В пределах допустимых

В пределах

нормативов

установленных лимитов

В пределах временно

За сверхлимитное

РЕГУЛИРУЕТСЯ

согласованных

и нерациональное

нормативов

использование

Отраслевым

природноресурсным

За сверхлимитное

За воспроизводство

законодательством

Загрязнение

ПОСТУПАЕТ

За размещение

на воспроизводство и охрану

Экология

природных ресурсов

Рис.20.7. Платежи за природопользование (по Культелееву С.Т., 2001)

Плата за землю регулируется Законом РК «О Земле» от 24.01.01., а также другими нормативно-законодательными документами.

Формами платы за землю показаны на рис. 20.8.

Рис. 20.8. Форма платы за землю

Земельный налог – это плата за право пользования земельным участком. Таким образом, земельным налогом облагаются собственники земли и землепользователи при постоянном землепользовании.

Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель.

Арендная плата – взимается за землю, предоставленную государством во временное пользование.

Размер арендной платы определяется, исходя из экономической оценки арендуемого участка, затрат на воспроизводство (поддержание состояния). Величина арендной платы базируется на нормативах -зе мельного налога и устанавливается по взаимному соглашению арендодателя и арендатора.

Система платежей при пользовании недрамивключает следую-

щие виды платежей (рис.20.9).

ФОРМА ПЛАТЫ ЗА НЕДРА

За право на

За право поль-

За воспро-

поиски, раз-

зования нед-

изводство

ведку полез-

чу полез-

минераль-

ных иско-

но-сырьевой

копаемых

Рис. 20.9. Формы платы за недра

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством. При добыче мине-

Экология

рального сырья из лучших месторождений, благодаря чему получена сверхнормативная прибыль, производится акцизный сбор.

Плата за воду определяется по тарифу за 1 м3 воды, забираемой потребителем из водохозяйственных систем. В целях рационального использования забираемой воды для промышленных предприятий устанавливаются лимиты водопользования(месячные, годовые)

ФОРМА ПЛАТЫ ЗА ВОДЫ

Рис.20.10. Форма платы за воды

Плата за лесные ресурсы и растительные ресурсы. Установлены сле-

дующие виды платежей за пользование лесным фондом (рис. 20.11, 20.12).

ФОРМА ПЛАТЫ ЗА РЕСУРСЫ ЛЕСА

Рис. 20.11. Форма платы за ресурсы леса

Лесные подати – это плата за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Размер минимальных ставок дифференцирован в зависимости от группы лесных пород, вида древесины и других показателей.

ФОРМЫ ПЛАТЫ ЗА РАСТИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Рис. 20.12. Формы платы за растительные ресурсы

Плата за пользование животным миром представлена на рисун-

ФОРМА ПЛАТЫ ЗА РЕСУРСЫ ЖИВОТНОГО МИРА

Рис.20.13. Форма платы за ресурсы животного мира

Экология

Она включает плату за лицензию на отстрел диких животных. За плату в пользование предоставляются и другие ресурсы животного мира, например, отнесенные к объектам рыболовства и др.

Платежи за загрязнение окружающей среды. Платежи предпри-

ятий за загрязнение окружающей среды устанавливаются отдельно за:

- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, сбросы в водные объекты загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

- за сбросы, выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов:

Для расчета размеров платежей устанавливаются региональные нормативы платы (базовые).

Общая величина платежей предприятия за выбросы(сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов определяются суммирова-

нием платежей за нормативные выбросы (сбросы) и размещение отходов и за их превышение.

Таким образом, система платежей за природные ресурсы, введенная всего несколько лет назад, стала основным действующим рычагом экономического механизма регулирования природопользования и охраны природной среды.

Экономическое стимулирование. Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.

К основным видам экономического стимулирования относятся:

- льготное налогообложение и кредитование предприятий при внедрении мало- и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов;

- применение поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию;

- освобождение от налогообложения экологических фондов;

- введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий и др.

Система налоговых льгот может иметь место при осуществлении природоохранных мероприятий на сумму в размере30 % и больше за счет прибыли предприятия.

Экология

Экономические санкции (штрафы, выплаты и т.п.) за нарушение природоохранного законодательства, превышение допустимых объемов выбросов (сбросов, размещения) загрязняющих веществ выплачивают за счет прибыли предприятия, что также относится к рычагам экономического стимулирования природоохранной деятельности.

Экологические фонды. Согласно Закону РК«Об охране окружающей среды» фонды охраны окружающей среды могут быть государственными и общественными. Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан (рис.20.14).

Средства от прода-

Прибыль от

Пожертво-

жи конфискованных

участия в дея-

вания и про-

орудий охоты и не-

тельности

чие поступ-

законной продукции

предприятий

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

На охрану ОПС

На оздоровление ОПС

Строительство очистных сооруженийВнедрение экологически чистых технологий Компенсация вреда здоровью граждан Научные исследования Экологическое воспитание и образование

Рис. 20.14. Образование и распределение средств экологического фонда

Финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ производится за счет средств бюджетов всех уровней; собственных средств предприятий; экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения и других источников. Источниками финансирования экофондов являются средства, поступающие от природопользователей в виде плат за загрязнение окружающей среды, полученных по искам о возмещении вреда, штрафов за нарушения Законодательства об охране окружающей среды, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой продукции, а также иных поступлений, не противоречащих Законодательству РК.

Для решения неотложных задач охраны окружающей среды, восстановления потерь в окружающей среде, компенсации причиненного вреда и других мероприятий в области охраны окружающей сре-

Экология

ды создается Единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая экологические фонды всех уровней.

Экологическое страхование. Финансовый ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, связанный с авариями промышленных предприятий, чрезвычайно велик. Его доля в общем ущербе от загрязнения окружающей среды достигает25 – 30 %. Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владельца предприятия через систему экологического страхования. Только в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство.

Экологическое страхование – это страхование ответственности за ущерб, нанесенный окружающей природной среде и здоровью людей.

Предприятие (страхователь) заключает договор со страховой компанией (страховщиком) согласно этому договору, страхователь уплачивает страховой взнос, то есть вносит плату за страховую услугу.

А услуга состоит в том, чтобы при наступлении страхового случая выплатить предприятию страховое возмещение, дающее страхователю средства для возмещения ущерба.

Государственное экологическое страхование предприятий, уч-

реждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф, может осуществляться вдобровольной и обязательной форме.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком согласно Закону о страховании.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. В соответствии с ним государственные органы выделяют экологически опасные предприятия(в соответствии с классом опасности объекта), подлежащие обязательному страхованию.

Оценка экономических ущербов от негативных воздействий на окружающую среду производят, имея полную информацию о качестве окружающей среды, которую получают по схеме, представленной на рис. 20.15.

В настоящее время разработано множество методик оценки экономического ущерба окружающей среды, представленные на рис. 20.16.

Экология

Рис.20.15. Схема сбора информации (по О.Ф.Балацкому, 1984)

Экология

Рис. 20.16. Классификация методик оценки экономического ущерба (по О.Ф.Балацкому, 1984)

Экология

приятий, проводят сами или требуют от партнеров по бизнесу проведения экологического аудита.

Экологический менеджмент. Экологическим менеджментом (ЭМ) называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое должно сочетать эффективность производства с охраной окружающей среды (в том числе среды обитания человека), а также с рациональным использованием природных ресурсов.

биосфера», которое должно вести к коэволюции природы и общества. Функции ЭМ. ЭМ выполняет следующиефункции :

- управление состоянием природных ресурсов;

- управление состоянием социоприродных систем;

- управление состоянием и использованием природных ресурсов;

- управление восстановлением запасов природных ресурсов;

- управление процессами антропогенной нагрузки на природу (регулирование процессов роста народонаселения, урбанизации, загрязнения ОС и использования отходов производства).

Для успешного ведения экологического менеджмента необходимы:

- новое мировоззрение экологической направленности;

- экологическая грамотность и информированность;

- изучение и контроль экологических проблем (мониторинг);

- экологизация всех сфер деятельности;

- экономическая и финансовая поддержка.

21. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

- Экологическое образование;

- Экологическое воспитание.

Экологическое образова-

ние - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения

Экология

экологическими знаниями, умениями, навыками.

Цель и задача. Вместе с cоциально-гуманитарным образованием, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали выходу Казахстана из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.

В 1992 г принят закон РК «Об образовании», который определил проблему «Экологической направленности образования» как принцип государственной политики. Таким образом, законодательно созданы все условия для всесторонней подготовки населения в области экологических знаний.

В целях реализации закона «Об охране окружающей среды» было создано образовательное учреждение по экологии в Казахстане«Экоцентр» – некоммерческая организация, деятельность которой регламентируется действующим законодательством РК.

Вступившая в действие система экологического образования -се годня носит непрерывный, комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Вводится экологизация предметов. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется

и экологический компонент содержания профессионального образования. Специалисты экологического профиля готовятся сегодня во многих университетах, академиях и педагогических вузах Казахстана.

Открыты магистратуры и аспирантуры по экологическим специальностям. Развивается международное сотрудничество в области образования по программе ТАСИС, «Болашак».

Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Ее Генеральный директор Ф. Майор, считает необходимым постановку Глобального экологического воспитания в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных организаций и кончая вузами и системами переподготовки кадров. По его представлениям, «наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому…. простую и убедительную мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь» (1990 г.)

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, по Н.Ф. Рей-

Экология

мерсу (1992 г.), достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

Впервые общество по охране природы в Казахстане было организовано в 1958 г. под названием «Друзья лесов и садов», которое в 1962 г. преобразовано в «Общество по охране природы Республики Казахстан». 16 июня 1962 г. был издан Указ «Об охране природы Казахстана». 18 июня 1991 г. – вышел Закон «Об охране окружающей природной среды в Казахской ССР». В 1991 г. в Республике образован Государственный комитет по экологии и использованию природных ресурсов. В 1997 г. вышел новый Закон «Об охране окружающей среды». В 1991 г. выпускаются газеты «Атамекен» на казахском языке, «Экокурьер» на русском языке, с 2000 г. газета «Табигат».

Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестациях, кодексах, сводах и т.д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми:

Всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое;

- Природа – была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

- Чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

- Призрак экологического кризиса стал грозной явью; оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие;

- Если все оставить так, как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро – спустя всего лишь 20 – 50 лет, Земля ответит

одуревшему человечеству неотразимым ударом за уничтожение»;

- Сложившийся в массовом сознании в течении многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира – экоцентрическим;

- люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно к отказу от перепотребления (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающих стран) и от экологической безответственности и вседозволенности.

Экологическое воспитание должно базироваться на осознании того, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Успех в решении глобальной экологической проблемы за-

Экология

висит от переоценки ценностей и смены«приоритетов», а также в планировании численности населения, неустанной практической работе по реализации направлений охраны окружающей природной среды. Однако одного только экологического мышления при решении природоохранных работ будет мало, если оно не опирается на прочную экономическую основу. Т.е. при осуществлении концепции экологически устойчивого развития, экология должна развиваться наряду с экономикой с людьми, у которых сформировано экологическое сознание.

Высшей стадией экологизации сознания являетсяэкологическая культура, под которой понимают весь комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой. Все большое число ученых и специалистов склоняются к мнению, что преодоление экологического кризиса на основе экологической культуры– совместном гармоническом развитии природы и человека, отношении к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности. Российские ученые В.И. Данилов-Данильян и К.С.Лосев(1996 г.) утверждают, что человеку надо думать не об управлении эволюцией, а об управлении самим собой – т.е. следованию законам Природы. Человек должен осознавать свою роль в биосфере как один из видов, который, как и все остальные, обязан подчиняться законам развития биосферы.

Мировое сообщество не может существовать без экологической культуры, поскольку без нее трудно рассчитывать на выживание человечества в условиях экологического кризиса. Именно поэтому одним из ведущих международных проектов ООН в области культуры, науки и образования является программа «Экологическая культура». Правила «не повреди» и думать «глобально, действовать локально» обязательны для всех людей (Реймерс, 1992 г.). Во имя жизни на земле че-

ловечеству предстоит возродить, сберечь и развивать все основные ценности экологической культуры.

В настоящее время Республика Казахстан участвует в международных проектах по охране окружающей природной среды. С 1995 г. Казахстан подписал межгосударственные соглашения с США, Израилем, Грузией, Киргизией, Узбекистаном; участвует в региональной комплексной программе бассейна Аральского и Каспийского морей при поддержке Всемирного Банка, ПРООН, ЮНЕП; проектах при содействии ТАСИС; «Сточные воды Казахстана», «Питьевая вода», Национальном плане действий по охране окружающей среды для устойчивого развития. Выполняются научные исследования и экологический мониторинг всех регионов Казахстана, успешно внедряется ин- формационно-просветительская деятельность, экологическое образование и воспитание, общественное экологическое движение.

Экология

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вронский В.А. Прикладная экология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.

2. Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И. Экология: Кн. для учителя. М.: Школа-пресс, 1996. 192 с.

3. Экология: Учеб. Пособие / Под ред. С.А. Боголюбова М.:

Знание, 1997. 288 с.

4. Воронков Н.А. Основы общей экологии: Учеб. пособие. М.:

Агар, 1997. 87 с.

5. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 1998. 240 с.

6. Горелов А.А. Экология: Курс лекций. М.: Центр, 1998. 240 с.

7. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. М., 1998. 320 с.

8. Экология: Краткий справочник школьника. М.: Дрофа, 1997.

9. Реймерс Н.Ф. Экология: Теория, законы, правила, принципы

и гипотезы. М.: Молодая гвардия, 1994. 367 с.

10. Киселев В.Н. Основы экологии: Учеб. пособие. Минск.: Унiверсiтэцкае, 1998. 367 с.

11. Верзилин Н.Н., Верзилин Н.М. Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее. М.: Просвещение, 1976. C.58 – 80

12. С-Пб.: Гидрометеоиз-

дат, 1992. 59 с.

13. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание: Концептуальная эко-

логия. М., 1992. 368 с.

14. Экологическое состояние окружающей природной среды Республики Казахстан и меры по ее улучшению. Государственный доклад. Алматы, 1996. 129 с.

15. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. и др. Практикум по экологии: Учеб. пособие. М.: АО МДС, 1996. C. 66 – 68

17. Добровольский В.В. География почв с основами почвоведе-

ния. М.: Владос, 1998. 384 с.

18. Информационный экологический бюллетень Республики Казахстан. 3 квартал. Алматы, 1993. 13. с.

19. Тлеубергенов С.Т. Полигоны Казахстана. Алматы: Гылым, 1997. 82 с.

Экология

20. Экология: задания, тесты. М.: Школа-пресс, 1996. 176 с.

21. Кузьменок Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А.И. Экология на

уроках химии. Минск: Красико-принт, 1996. 208 с.

22. Методы анализа объектов окружающей среды. Сб. статей. Новосибирск, 1988. 142 с.

23. Сборник нормативных документов по вопросам охраны -ок ружающей среды. Минск, 1995. Вып. 9. 163 с.

24. Тищенко Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распределение в воздухе. Справочное издание. М.: Химия, 1991. 368 с.

25. Лапицкая М.П. Очистка сточных вод. Примеры расчетов. Минск: Вышэйшая школа, 1969. 168 с.

26. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе

вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД-86. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 93 с.

27. Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Основы промышленной экологии. Минск: Вышэйшая школа, 2001. 343 с.

28. Список ПДК и действующих ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Алматы, 1993.

29. Методика определения размеров платежей за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками. Алматы, 1996.

31. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. ОНД-90. С-Пб.: Госкомгидромет, 1992.

32. Сборник методик по определению концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

33. Мирзаев Г.Г., Иванов Б.А. Экология горного производства.

М.: Недра, 1991. 320 с.

34. Панов Г.Е., Петряшин Л.Ф., Лысяный Г.Н. Охрана окружающей среды на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 1986.

35. Луканин В.,.Н Трофименко Ю. .В Промышленнотранспортная экология. М.: Высшая школа, 2001. 273 с.

специальностей. Алматы: КазНТУ, 2003. 28 с.

39. Вредные вещества в промышленности: Справочник для химиков, инженеров и врачей / Под ред. Н.В. Лазарева и др. М.: Химия, 1977. Т. 3. 608 с.

40. Тлеубергенов С.Т. Полигоны Казахстана. Алматы: Гылым, 1997.

41. Воробейков Г.А. Нитраты вокруг нас. С-Пб.: Гидрометеоиз-

42. Алексеенко В.А. Экологическая геохимия.: Учебник. М.:

Логос, 2000.

43. Яковлев С.В., Стрелков А.К. Охрана окружающей среды.

М.: АСВ, 1998.

44. Ревелль П., Ревелль Ч. М. Среда нашего обитания. В 4-х кн.

М.: Мир, 1994.

45. Агроэкология / Под ред. В.А. Черникова, А.И. Чекереса М.:

Колос, 2000.

46. Лунин В.В., Попович М.П., Ткаченко С.Н. Физическая химия озона. М.: МГУ, 1998.

47. Чигаркин А.В. Геоэкология Казахстана. Алматы: Санат, 1995.

48. Судо М.М. Геоэкология. М.: МНЭПУ, 1999.

49. Козлов Ю.С., Меньшова В.П., Святкин И.А. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. М.: 2000.

50. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: Пресс, 1999. 143 с.

51. Сахаев В.Г., Щербицкий Б.В. Справочник по охране окружающей среды. Киев: Будивельник, 1986.

52. Рыбальский Н.Г., Малярова М.А., Горбатовский В.В., Савицкий А.И. Экология и безопасность. Справочник в 3-х томах: Безопасность человека. Т. 1. Экологическая безопасность. Т. 2. Технологическая безопасность. Т. 3. М.: ЭКИП. АУТО, 1994.

53. Кожемякин В.А. Маплоотходные процессы и охрана окружающей среды в металлургии редких металлов. М.: Недра, 1991. 140с.

1.3. Взаимосвязь экологии с другими науками……………...…..12

2. АУТОЭКОЛОГИЯ – ЭКОЛОГИЯ ОСОБЕЙ

(ФАКТОРАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ)………………………….. ..17

2.1. Организмы и среды их обитания ……………………………...17

2.2. Факторы среды……………………………………………….. ..19

2.3. Закономерности действия факторов среды на организмы.... .22 2.3.1.Закон минимума Либиха ………………………………...…...23

2.3.2. Закон толерантности (оптимума) Шелфорда….…………....23

2.3.3. Обобщающая концепция лимитирующих

факторов Одума……………………………………………...25

2.3.4. Адаптация к природным явлениям ………………………....26

3. ДЕМЭКОЛОГИЯ – ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ И

СООБЩЕСТВ............................................................................................

3.1. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции…………………………………………………….. ...31

3.2. Классификация популяций …………………………………....33

3.3. Количественные показатели (характеристики, свойства)

популяции……………………………………………………....34

3.3.1. Статические показатели популяции………………………...34

3.3.2. Динамические показатели популяции……………………....35

3.4. Действие экологических факторов на популяции………....41 3.4.1. Действие экологических факторов ………………………....42 3.4.2.Закон квантитативной компенсации Чижевского ………....43 3.4.3. Действие биотических факторов в популяциях…………....43

Гаузе. «Золотой закон» экологии ………………………….....71

4.4.1. Свойства экосистем…………………………………..……...71

4.4.2. Основной «золотой» закон экологии ……………………....77

4.4.3. Закон (принцип) конкурентного исключения Гаузе...........3

5. ВАЖНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИИ…………….......84

6. БИОСФЕРА И БИОСФЕРНО-НООСФЕРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

В.И.ВЕРНАДСКОГО………………………………………….........89

6.1. Эволюция биосферы ………………………………………......89

6.2. Сфера жизни…………………………………………………....91

6.3. Границы биосферы …………………………………………....92

6.4. Биосферно-ноосферная концепция В.И.Вернадского…….....95

6.4.1. Учение В.И.Вернадского о биосфере………………….........95

6.4.2. Ноосфера – сфера разума…………………………………....98

6.5. Функции живого вещества …………………………………..101

6.6. Свойства живого вещества …………………………………..103

6.7. Основные свойства биосферы………………………………..104

6.7.1. Фотосинтез ………………………………………………….104

6.7.2. Биомасса поверхности суши ……………………………....106

6.7.3. Биомасса почвы …………………………………………….106

6.7.4. Биомасса мирового океана ………………………………...107

7. БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ КРУГОВОРОТЫ……………………....108

7.1. Характеристика круговоротов ……………………………....109

7.2. Круговорот воды ……………………………………………..112

7.3. Круговорот углерода …………………………...………….. .114

7.4. Круговорот кислорода ……………………………………….117

7.5. Круговорот азота ……………………………………………..119

7.6. Круговорот фосфора………………………………………….122

7.7. Круговорот серы ………………………………………….….124

7.8. Круговорот неорганических катионов ………………….….126

7.9. Антропогенный круговорот: круговорот ксенобиотиков

(ртуть, свинец, хром)......................................................................

8. ЧЕЛОВЕК В ЭКОСИСТЕМЕ. ЧЕЛОВЕК В БИОСФЕРЕ ……..…133

8.1. Человек как биологический вид………………………...…...133

8.2. Наследственность – фактор здоровья человека………….…133

  • 9. Конституционные основы экологического права.
  • 10. Право граждан на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан.
  • 11. Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы (формы, субъекты, объекты, содержание).
  • 12. Право собственности на недра в рф. Право собственности на водные объекты.
  • 12.Право соб-ти на недра в рф. Право соб-ти на водные объекты.
  • 13. Право собственности на леса в рф. Право собственности на животный мир.
  • 13.Право соб-ти на леса в рф. Право соб-ти на животный мир.
  • 14. Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 14.Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 15. Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав
  • 15.Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав природопользователей.
  • 16. Общая характеристика пользования недрами.
  • 16.Общая характеристика пользования недрами
  • 17. Общая характеристика пользования водными объектами
  • 17.Общая характеристика пользования водными объектами.
  • 18. Общая характеристика пользования лесами
  • 18.Общая характеристика пользования лесами
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 20. Правовое регулирование охоты и рыболовства.
  • 20.Правовое регулирование охоты и рыболовства
  • 21.Правовая охрана природных объектов (понятие, содержание)
  • 22.Правовая охрана недр
  • 23.Правовая охрана вод
  • 24.Правовая охрана лесов
  • 25.Правовая охрана животного мира
  • 26.Правовая охрана атмосферного воздуха
  • 27. Понятие и общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 28. Виды, органы и функции управления.
  • 2. Министерство сельского хозяйства
  • 3. Министерство экономического развития рф
  • 29. Экологический мониторинг.
  • 30. Экологическое нормирование.
  • Глава V фз№7 «об охране окр ср» ст. 19-31
  • 31. Оценка воздействия на окружающую природную среду.
  • 32. Экологическая экспертиза.
  • 33. Экологическое лицензирование.
  • 34. Техническое регулирование, экологическая стандартизация и сертификация.
  • 35. Экологический аудит.
  • 36. Экологический контроль.
  • 37. Учет компонентов и объектов окружающей среды.
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.
  • 39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).
  • 40. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 41. Экологическое страхование.
  • 42. Ответственность за экологические правонарушения (понятие и структура экологического
  • 45. Эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
  • 46. Правовая охрана окружающей среды в промышленности.
  • 53. Международно-правовая охрана природной среды.
  • 54 Международные экологические организации
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.

    Экономический механизм - это совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Элементы экономического механизма:

    1. планирование и финансирование природоохранных мероприятий

    2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов.

    3. Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов.

    4. Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот в случае внедрения ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

    5. Осуществление иных эффективных мер по охране окружающей среды

    6. Ведение кадастра того или иного природного ресурса

    7. Заключение договоров в сфере природопользования

    8. Экологическое страхование

    9. Экологический аудит

    Целью экономического механизма является стимулирование природопользования, которая заключается в создании условий экономической заинтересованности юридических и физических лиц в выполнении адресованных им требований экологического законодательства.

    В экологической сфере экономические меры и административные не являются альтернативой одного другому, а гармонично дополняют друг друга.

    39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).

    Статья 20. Платность использования природных ресурсов.

    1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

    2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

    * за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

    * за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

    * на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    3. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

    4. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

    Таким образом, взимание платы за ресурсы предполагает три основания: пользование в пределах лимита; сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная часть проводимого исследования касается проблем разработки и внедрения механизма платы за первое из перечисленных оснований - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов.

    Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем и взимается в виде налогов, арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством и решениями органов власти краев, областей, автономных образований. Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта. В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:

    * земля (налог, средняя плата);

    * лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата);

    * водные ресурсы (водный налог);

    * животный мир (плата за пользование объектами животного мира);

    * недра (платежи за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий, акцизный сбор, платежи за пользование акваторией и участками морского дна).

    Приведенный выше перечень видов платежей (налогов) за пользование природными ресурсами свидетельствует об отсутствии отработанных механизмов взимания платы за пользование природными рекреационными ресурсами, и вообще - единой методологии по установлению ресурсных платежей.

    Экономический механизм - система экономически стимулирующих инструментов (способы воздействия, меры) охраны окружающей среды (планирование, прогнозирование, финансирование, страхование, экономическое стимулирование). В состав экономического механизма входят: · правила заключения договоров, выдача лицензий и установление лимитов на комплексное природопользование; · платность природопользования; · экономическое стимулирование охраны окружающей среды. Договор, лицензия и лимиты на природопользование определяются законом следующим образом: Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием: · вида, объема и лимита хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; · экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. Законом предусматривается платность природопользования, включая плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды осуществляется путем: O установления налоговых и иных льгот; O освобождения от налогообложения экологических фондов; O применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; O введения платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие вредные воздействия на окружающую среду; O применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды. 11)

    Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

    Еще по теме Экономический механизм охраны окружающей среды. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.:

    1. 38.Экономическая оценка природных объектов. Экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
    2. 28. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм).
    3. 35. Понятие и сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования
    4. 20. Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды: методы, формы, функции управления. Соотношение административных и экономических методов управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
    5. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды: понятие, методы.
    6. 23.Понятие, сущность и элементы организационно-правового механизма охраны окружающей среды
    7. 92.Организационно-правовой механизм сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды.
    8. 9.Понятие и содержание эколого-правового статуса граждан. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Права граждан в области охраны окружающей среды. Обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Права и обязанности граждан в области использования природных ресурсов.
    9. 9. Использование достижений научно-технического прогресса с целью охраны и оздоровления окружающей среды и здоровья населения. Анализ состояния здоровья в зависимости от характера и уровня загрязнения окружающей среды.
    10. Экологическое управление как организационный механизм в сфере охраны окружающей среды (понятие, цели, принципы, виды, функции).