Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Натуральное возмещение по осаго юр лицам. Как происходит ремонт. Что означает натуральное возмещение ущерба

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлен приоритет натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой. Закон определяет случаи, когда возмещение может выплачиваться потерпевшему в денежной форме, содержит требования к станциям технического обслуживания (СТО), на которых может производиться ремонт транспортных средств на основании договора со страховщиком.

Кризис автострахования

До недавнего времени российские автовладельцы получали денежные компенсации от страховых компаний в случае возникновения страховых случаев по ОСАГО. Это обстоятельство вызывало негативную реакцию со стороны страховых компаний, которые были обеспокоены чрезмерно большими размерами компенсаций.

Суммы страховых выплат, серьезно превышающие понесенный потерпевшей стороной ущерб, достаточно часто формируются из-за целенаправленных действий автоюристов, специализирующихся в сфере споров по автострахованию. Автоюристы далеко не во всех случаях представляют интересы автовладельцев, пострадавших в ДТП. Одно из наиболее распространенных направлений деятельности автоюристов – выкуп у попавшего в дорожно-транспортное происшествие собственника транспортного средства права требования по страховке. После выкупа автоюристы обращаются в суд и получают компенсации.

Только в 2016 году страховыми компаниями было потеряно около 40 млрд руб., что стало результатом действий автоюристов, отстаивающих интересы своих клиентов в судах. Среди других видов страхования ОСАГО занимает первое место в качестве наиболее частого объекта мошеннических действий. Свыше 68% таких действий совершается в сфере ОСАГО, 22% – в сфере КАСКО и только 6% – в сфере страхования имущества. Это означает, что именно в сфере ОСАГО чаще всего происходят случаи мошеннических выплат.

В результате всего на рынке автострахования создалась кризисная ситуация. Так, суммы страховых выплат приблизились к объемам сборов страховых компаний. Сохранение этой тенденции может привести к тому, что страховые компании начнут работать себе в убыток.

Произошло увеличение и суммы средних страховых выплат по ОСАГО, которая в начале 2017 года составила 72,7 тыс. руб. В такой ситуации от присутствия на рынке услуг ОСАГО отказались все иностранные страховые компании, специализирующиеся в сфере автострахования. Значительно сократилось и количество российских автостраховых компаний, работающих с ОСАГО.

Особенности ремонта

Инициаторы принятия Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» рассчитывают, что внедрение содержащихся в нем изменений в практическую жизнь позволит существенно сократить и убытки страховых компаний, и возможность совершения мошеннических действий в сфере автострахования. То есть с новым законом связываются перспективы возрождения отечественного рынка автострахования.

Согласно изменениям в законодательстве страховые компании будут направлять автомобили, у которых возникли страховые случаи, на станции технического обслуживания для проведения ремонтных мероприятий. Право выбора станции технического обслуживания из представленного страховой компанией списка останется за автовладельцем. Станция технического обслуживания, согласно законодательству, не обязательно должна иметь договор со страховой компанией. По желанию автовладельца для проведения ремонтно-технических мероприятий автомобиль может быть направлен на станцию технического обслуживания, с которой у страховой компании нет договора. В данном случае выбор станции необходимо согласовать со страховой компанией в письменной форме. Предусматривается местонахождение станции технического обслуживания не далее 50 км от места жительства владельца транспортного средства.

Относительно самих ремонтно-технических мероприятий в Законе № 49-ФЗ содержатся достаточно жесткие условия, которые предусматривают: 1) осуществление ремонта в течение не более чем 30 дней; 2) гарантийные обязательства предприятия-изготовителя при необходимости ремонта нового автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие; 3) возмещение страховой компанией ущерба от некачественного ремонта или от задержки ремонтно-технических мероприятий не по вине собственника транспортного средства; 4) использование исключительно новых запасных частей во время ремонта застрахованного транспортного средства; 5) шестимесячный минимальный срок гарантии проведенных ремонтно-технических мероприятий в случае проведения кузовных работ и применения лакокрасочных материалов – двенадцатимесячный гарантийный срок.

Таким образом, после вступления в силу Закона № 49-ФЗ все заключенные позже определенной даты договоры ОСАГО будут подразумевать не выплату страховых средств, а направление пострадавшего автомобиля на станцию технического обслуживания. Однако возможность получить финансовую компенсацию в случае наступления страхового случая у собственника транспортного средства все же останется.

Законом № 49-ФЗ предусмотрены следующие возможные случаи, когда страховая компания будет обязана перечислить потерпевшей стороне (собственнику транспортного средства или его представителю) сумму страховой выплаты в денежном эквиваленте: 1) полная гибель транспортного средства; 2) смерть потерпевшего (в этом случае сумму получают его наследники); 3) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (но эту форму страхового возмещения потерпевшая сторона должна отразить в письменном заявлении о страховом возмещении); 4) наличие инвалидности у потерпевшего (в случае, если он отразит такую форму страхового возмещения в письменном заявлении); 5) превышение стоимости восстановительного ремонта страховой суммы или максимального размера страхового возмещения (а также если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, а потерпевший отказывается производить доплату за ремонт); 6) наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим. Также собственник транспортного средства получает возможность требовать получение страховой выплаты, если страховая компания не может организовать проведение ремонтно-восстановительных работ на станции технического обслуживания, предложенной ранее.

Перспективы и опасения

С нововведениями законодатели связывают возможность для рынка автострахования избавиться и от многочисленных мошенничеств, и от деятельности автоюристов, приносящей страховым компаниям серьезные убытки. Посреднические и мошеннические структуры привлекают те направления деятельности, где предусмотрен большой оборот денежных средств. В случае оказания в большинстве страховых случаев ремонтных услуг вместо финансовых выплат интерес мошенников и посредников к сфере автострахования должен значительно ослабнуть.

Но принятие закона уже вызвало достаточно многочисленные скептические возражения, связанные с убежденностью в том, что ситуация останется практически без серьезных изменений.

Во-первых, есть большие сомнения в перспективе избавления рынка автострахования от активной деятельности автоюристов. Можно прогнозировать, что автоюристы перейдут на новое направление деятельности – представление в судах интересов автовладельцев, пострадавших от низкого качества проведенных ремонтно-восстановительных работ. Доказать неудовлетворительный характер ремонтных работ, а также возможное нарушение сроков их проведения достаточно легко. Не исключено, что страховые компании могут понести в результате судебных исков автоюристов еще большие убытки, чем до вступления закона в силу.

Во-вторых, произойдет переориентация мошеннических схем на работу с ремонтно-восстановительными мероприятиями на станциях технического обслуживания. Это достаточно перспективное поле для деятельности мошенников, и страховым компаниям даже после принятия закона вряд ли удастся окончательно избавиться от связанных с их деятельностью рисков и убытков.

Серьезные проблемы в связи с реализацией на практике требований нового закона могут последовать и для российских автовладельцев, и для страховых компаний. Так, страховые компании, как можно предположить, будут предлагать собственникам транспортных средств ремонтно-восстановительные мероприятия на станциях технического обслуживания, с которыми у них существуют соответствующие договорные отношения. Страховая компания должна обеспечить направление автотранспортного средства на ремонтные работы в сервис – официальный дилер, расположенный не далее 50 км от места жительства собственника транспортного средства.

Однако данное условие проблематично для Российской Федерации. С учетом протяженности территории страны, особенно в регионах Урала, Сибири, Дальнего Востока, ближайшая станция технического обслуживания, являющаяся официальным дилером, может находиться на расстоянии не только более 50 км, но и более нескольких сотен км. Это не учтено в Законе № 49-ФЗ, что может принести неприятности страховым компаниям и автовладельцам.

Отметим, что в результате ремонтных работ, проведенных не у официального дилера, существует очевидная потеря гарантии на транспортное средство. Но, если даже не учитывать протяженность северных территорий, достаточно сложной задачей представляется организация ремонта у официального дилера в случае незначительных поломок автомобиля. С другой стороны, неофициальные станции технического обслуживания не обладают знанием всех нюансов технологии компании – производителя автотранспортного средства, поэтому не могут гарантировать качество произведенных ремонтных работ, особенно касающихся использования электроники.

Если автомобиль старый…

Другой парадокс, более всего вредящий страховым компаниям, заключается в том, что законом предусматривается гарантийное обслуживание всех попавших в дорожно-транспортное происшествие транспортных средств, в том числе и очень старых, находящихся в плохом состоянии автомобилей. Получается, что у страховой компании возникают гарантийные обязательства перед владельцем автомобиля, который может сломаться после выхода со станции технического обслуживания совершенно по другим причинам, например из-за своей изношенности, плохого состояния кузова и т. д. Серьезной проблемой является и обязательность установки новых деталей на все подлежащие страховому ремонту транспортные средства, включая и очень старые автомобили, находящиеся в плохом состоянии.

Ответственность за качество произведенных ремонтно-восстановительных работ будет нести не станция технического обслуживания, а страховая компания, что также может привести к весьма существенным убыткам в случае некачественных ремонтных услуг. Поэтому к проблеме организации ремонтно-восстановительных работ страховые компании будут вынуждены подходить исключительно в индивидуальном порядке, что существенно усложнит их практическую деятельность.

Также есть проблемы с обеспечением новыми деталями при сохранении существующих тарифов на ОСАГО. Поскольку страховая компания обязана обеспечить транспортное средство новыми деталями, она столкнется с существенными финансовыми затратами. Не исключено, что многие страховые компании предпочтут отказаться от ОСАГО.

Таким образом, применение Закона № 49-ФЗ способно повлечь за собой многочисленные проблемы и противоречия, что неизбежно окажет влияние и на комфорт собственников транспортных средств, и на положение страховых компаний. Единственной возможностью избежать тех серьезных негативных последствий, которые мы назвали выше, является дальнейшее совершенствование взаимодействия между страховыми компаниями, официальными дилерами, станциями технического обслуживания, которое обязательно должно найти отражение на нормативно-правовом уровне.

Предназначены пока лишь для обладателей новых полисов ОСАГО, приобретенных после 28 апреля. По полисам, купленным ранее, порядок прежний. Но если вы все же хотите получить направление на ремонт, можно выяснить в своей страховой компании о наличии такой возможности. Дело в том, что и до вступления в силу поправок такая возможность была. Правда, тут все зависит от желания страховой компании. Сумеете договориться - машину отремонтируют, не сумеете - получите деньги.

Если частных владельцев легковых автомобилей в автосервисы будут направлять не предлагая альтернативы, то для юридических лиц сделали поблажку. У многих фирм, которые владеют автомобилями и занимаются, к примеру, перевозками, есть договоренности со «своими» автосервисами. Но если компания-автовладелец все же пожелает получить направление на ремонт в автосервис страховой компании, то с этим проблем не будет.

Давайте рассмотрим подробно, как будет происходить выплата в «натуре».

Что делать после ДТП?

После аварии пострадавший обращается в свою страховую компанию с и предъявляет для осмотра автомобиль. Как и раньше, страховая компания осматривает поврежденную машину, при необходимости проводится экспертиза. После этого вам выдают направление на СТО.

Можно ли выбрать СТО самому?

Конкретный автосервис вы выбираете сами. Сделать это можно, да и нужно, заранее. Каждая страховая компания обязана опубликовать список таких СТО на своем сайте. Посмотрите, выберите наиболее удобный.

Какую СТО выбрать?

На сегодняшний день для СТО в законе установлены лишь общие требования. По словам Марии Щукиной, заместителя начальника Управления методологии обязательных и массовых страховых продуктов «РЕСО-Гарантия», финальной версии Правил ОСАГО пока нет. Обсуждаемый вариант изменений Правил фактически дублирует то, что прописано в законе.

Важно: СТО должна находиться на расстоянии не более 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего. На деле это не всегда возможно. Если страховая компания организовала и (или) оплатила транспортировку автомобиля до места проведения ремонта и обратно, то выбор СТО здесь за страховой компанией. Речь идет о тех случаях, когда разбитый автомобиль не может двигаться своим ходом.

Если автомобиль гарантийный?

При ремонте должны сохраняться гарантийные обязательства производителя транспортного средства. Новые автомобили (до двух лет) будут у дилеров. Это положение, к слову, вызвало множество вопросов. Почему именно 2 года? Ведь у многих производителей гарантийный срок намного больше?

Здесь, скорее всего, законодатель исходил из средней продолжительности гарантии. Так, по словам Татьяны Федосеевой, директору по урегулированию убытков в автостраховании СК «Согласие», одни производители дают ограниченную гарантию один год, другие - на пять лет. Но основная же масса гарантийного срока - это два года.

Действительно, если взять тех же «немцев» (БМВ, Мерседес), то у этих производителей именно двухгодичная гарантия. А , как правило, сопряжены с разными доплатами или определенными условиями и распространяются лишь на некоторые узлы и агрегаты.

Быстро ли отремонтируют?

С направлением вы приезжаете в автосервис, сдаете автомобиль в ремонт. Дальше все как и при обычном обращении в автосервис. Однако срок ремонта не будет превышать 30 рабочих дней с момента предоставления автомобиля на СТО. Это вовсе не означает, что ремонт будет длиться именно столько. Это максимально допустимое время на устранение сложных повреждений.

Какие запчасти будут использовать при ремонте?

Важно отметить, что в законе прописана обязательность использования новых запчастей. Никакие б/у и восстановленные детали на автомобили ставить не должны. Конечно, новые не значит оригинальные. Но не стоит думать, что сервисмены ради экономии начнут использовать дешевые китайские запчасти.

Бояться этого не нужно, уверена Татьяна Федосеева. Во-первых, при ремонте должны использоваться только сертифицированные запчасти, а значит качественные и безопасные. К слову, в том же Китае сейчас производится большое количество и оригинальных запчастей. Взять, к примеру, производителя компанию Fuyao. Продукция этой фирмы официально используется Audi, Volkswagen, Honda, Toyota, Land Rover и другими автопроизводителями, поясняет Федосеева. Во-вторых, мы и сами, ремонтируя машины, не всегда готовы покупать дорогие оригинальные запчасти. Тем более когда аналоги стоят заметно меньше, а по качеству нисколько не уступают оригиналам.

Мария Щукина отмечает, что если бы неоригинальные запчасти были низкого качества, то на них попросту не было бы спроса. «Неоригинальная деталь может быть лучше оригинальной, полностью идентичной и равной по качеству. Аналоги выпускаются всемирно известными заводами непосредственно для рынка автозапчастей, и они всегда гораздо дешевле оригиналов», - подытоживает Щукина.

Кто оплачивает ремонт?

После окончания ремонта автовладелец должен проверить качество работ. Хотя бы визуально. Если все устраивает, то автовладелец подписывает акт приемки и забирает машину. Платить за ремонт будет страховая компания. Но только при отсутствии претензий со стороны автовладельца. Это, к слову, одна из причин, которая не позволит сервисменам халтурить. Ведь если ремонт будет сделан плохо, денег СТО не получит.

Что делать, если ремонт некачественный?

При все вопросы придется решать не с сервисом, а со страховой компанией. Заметили огрехи в ремонте при получении машины? Акт не подписываете, а фиксируете все «косяки» и обращаетесь к страховой компании с требованием устранить дефекты. Если же недостаток проявился через какое-то время, нужно его зафиксировать и опять же направить претензию в страховую компанию. Если в страховой компании согласятся с претензиями, недостатки исправят, возможно, в другом автосервисе. Если не согласятся - придется идти в суд.

По мнению Павла Самиева, исполнительного директора Национального рейтингового агентства (НРА), пока не определено само понятие «качество ремонта», пока не определены критерии, полноценно нововведения работать не будут. И СТО полноценно работать не смогут.

«Начнутся жалобы в ЦБ РФ и Роспотребнадзор. В „тестовый“ период, когда страховые компании должны показать, насколько они готовы к „натуральному“ возмещению, достаточно двух жалоб на качество ремонта, и страховая компания будет вынуждена вернуться к денежным выплатам. И все это на фоне неотработанных процедур в цепочке „потерпевший - страховщик - СТО“. А значит, опять возврат к денежным выплатам, от которых мы должны были уйти, чтобы изолировать деятельность недобросовестных автоюристов. В прошлом году отрасль потеряла на этом 40 млрд рублей, сколько она потеряет в этом - можно только гадать. Стоит ли столько „тестовый“ период? Мы оценим через полгода», - поясняет Самиев.
Пока сложно сказать, как пойдет работа новой системы. Надеюсь, что страховые компании будут выбирать качественные автосервисы, а те, в свою очередь, ремонтировать машины быстро и в строгом соответствии с требованиями и регламентами автопроизводителей.

Владимир Путин предложил перейти на натуральную форму ОСАГО, когда автовладельцу предлагают в случае ДТП не деньги, а ремонт машины. "ДП" определил плюсы и минусы новой системы, а также выяснил причины, которые мешают перейти на этот формат работы.

Президент Владимир Путин поручил правительству и к 1 октября 2016 года подготовить предложения по совершенствованию ОСАГО. Правительство и ЦБ подумают над мерами, которые сделали бы более распространенной формой возмещения по этому виду страхования ремонт автомобиля, а не денежную компенсацию.

Поручение содержится в списке, утвержденном по итогам "прямой линии", которая прошла 14 апреля. Президент Ассоциации по защите прав страхователей Максим Ханжин в ходе этой программы предложил поручить ЦБ проработать вариант перехода исключительно на натуральную форму возмещения убытков по ОСАГО. Еще до прямой линии (РСА) сообщил, что направил в Банк России, Минфин и Госдуму проект поправок в закон об ОСАГО, которые расширяют практику возмещений в натуральной форме и содержат комплекс мер по борьбе с мошенничеством в обязательном автостраховании.

В чем выгода страховщиков

Прежде всего переход на натуральную форму возмещения выгоден страховым компаниям: они получат козырь в борьбе с мошенниками.

"Еще до президентской линии РСА готовил поправки по расширению использования натуральной формы. На то были основания. Одна из серьезных проблем - борьба с так называемыми автоюристами. На них приходится около 30-40% страховых выплат. Еще одна цель поправок - борьба с мошенничеством в сфере ОСАГО, поддельных полисов на рынке сейчас очень много. Эти две проблемы в значительной сфере решаются переходом на натуральную форму возмещения", - пояснила президент .

"Я уверен, что натуральная форма возмещения в ближайшие годы станет значительно более популярна, чем ранее. Раньше у клиента не было шанса при наступлении риска по ОСАГО попасть на ремонт на дилерскую станцию. Страховые компании пытались направить таких клиентов на станции гаражного типа и сами, таким образом, спровоцировали интерес клиента к денежной выплате. На этой ниве по всей стране развились сотни юридических компаний, оказывающих услуги автомобилистам по максимизации выплат. Это буквально разоряло страховые компании. Сегодня страховые компании активно меняют свой подход к ОСАГО - все ведущие компании сегодня предложат клиенту направление на СТО к дилеру", - говорит генеральный директор " " Роман Слуцкий.

Как сэкономят автомобилисты

Для перехода на преимущественно натуральную форму ОСАГО страховые компании готовы не учитывать износ автомобиля по ОСАГО. Это станет большим преимуществом для автомобилистов.

"Средний возраст машин в нашей стране более 10 лет. В условиях снижения платежеспособного спроса населения новых машин покупают меньше и доля старых машин имеет тенденцию к росту, соответственно встает вопрос об износе. ОСАГО предусматривает выплату за минусом износа. Натуральная же форма будет предполагать, что деталь ставится без учета износа. На сегодняшний день РСА заявили, что они готовы идти на то, чтобы в ОСАГО не учитывался износ автомобильных средств. Это большая потеря со стороны страховых компаний, но они сэкономят, когда ликвидируются автоюристы. По последним данным по стране, в прошлом году на выплаты автоюристам ушло более 10 млрд рублей из системы ОСАГО", - объясняет Ирина Лукашевич.

Что будет с правом выбора

На сегодняшний день клиенты страховых компаний имеют право выбрать между денежной компенсацией и натуральной формой. В поправках, которые предлагает РСА, речь не идет о полном переходе на натуральную форму возмещения, но планируется существенно увеличить ее долю в общем объеме. Глава ЦБ ранее подтвердила, что подобные меры обсуждаются, но отметила, что ЦБ примет эту меру, только если она не будет ущемлять права граждан.

"Натуральное возмещение очень комфортно как для страховщиков, так и для адекватных автолюбителей, целью которых является ремонт попавшего в ДТП автомобиля, а не попытка нажиться на этом. Все-таки основная цель страхования - снова ввести автомобиль в эксплуатацию. Тем не менее, на сегодняшний день автомобилист вправе требовать денежную выплату вместо натуральной формы возмещения, и едва ли закон когда-либо сможет ограничить права граждан на этот выбор", - добавляет генеральный директор " " Роман Слуцкий.

"Проблема - определение степени амортизации той части автомобиля, которая оказалась повреждена. Какую поставят вместо нее деталь и будет ли она соответствовать уровню изношенности (или неизношенности) той, которая была? В идеале, если для автовладельца будет выбор - денежная компенсация или замена компонента", - добавляет Михаил Чаплыгин, генеральный директор " ".

Почему без денежных компенсаций не обойтись

Полностью перейти на натуральную форму не позволяет отсутствие сети ремонтных станций. В целом должны быть решены ряд серьезнейших вопросов, которые встают автоматически при переходе на натуральную форму.

"Если станция находится в 500 км пути, то вряд ли что-то хорошее выйдет из того, что вам предложили натуральную форму возмещения. В этой связи РСА предлагает установить предельный размер расстояния до станции техобслуживания, для населенных пунктов с населением более 500 тыс. человек это 10 км, менее 500 тыс - 200 км. Есть и другие предложения, например, организация централизованной службы пунктов ремонта. Этот вопрос будет обсуждаться. В любом случае страна должна быть покрыта сетью станций, на данный момент переход на преимущественно натуральную форму невозможен по этой причине", - говорит Ирина Лукашевич.

"Есть и другие вопросы, которые нужно будет решать. Например, новые машины обслуживаются у официальных дилеров. Стоимость работ у официальных дилеров обычно выше. В проекте РСА предусмотрено, что машины возрастом до двух лет будут обслуживаться у официальных дилеров", - добавляет Ирина Лукашевич.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

В случае, если в аварии пострадало не более двух автотранспортных средств, не был причинен вред жизни и здоровью людей и у обоих участников ДТП есть действующие договора автогражданской ответственности, то подавать заявление о выплате следует в СК потерпевшего.

Извещения о ДТП как виновник, так и потерпевший должны представить в свою СК в установленные законом сроки. Если ДТП было оформлено без вызова сотрудников автоинспекции, то обратиться с заявлением в СК участники должны в течение 5 суток с момента ДТП. Если же на место аварии вызывались сотрудники ГИБДД, то на обращение в СК дается 15 дней с момента аварии (подробнее о том, когда и как нужно подавать заявление о возмещении убытков, читайте в этом материале, а здесь вы можете найти пошаговую инструкцию, как написать это заявление).

Срок в течение которого СК рассматривает заявление о возмещение ущерба составляет 20 рабочих дней. В течение этого срока СК обязана рассмотреть данное дело и либо выплатить потерпевшему сумму ущерба, либо предоставить письменный отказ. Так как на сегодняшний день СК практикуют натуральную форму возмещения ущерба, то в случае если по делу принято положительное решение потерпевшему выдается направление на восстановительный ремонт авто.

В случаях, когда нет возможности получить денежные выплаты, владелец авто будет вправе выбрать ту СТО для возмещения ущерба, которая удовлетворяет его требованиям, но из списка СТО, которые сотрудничают с данной СК. Выбрать СТО страхователь имеет право как при заключении договора обязательного страхования, так и после.

В отличие от денежной компенсации ущерба, при восстановительном ремонте авто износ деталей и агрегатов не учитывается. Также при восстановительном ремонте сотрудники СТО не имеют права использовать бывших в употреблении или же восстановленные комплектующие (в том случае, если иное не было согласовано с СК и потерпевшим по делу).

Внимание! Если в результате ДТП был причинен вред жизни или здоровью людей, то следует подавать заявление о возмещение ущерба в СК виновного лица.

Как уже говорилось на рассмотрение дела СК отведено 20 рабочих дней. Осуществить восстановительный ремонт СТО обязано не позднее 30 рабочих дней со того дня как потерпевший предоставил им свое транспортное средство.Минимальный срок гарантии на работы связанные с восстановительным ремонтом поврежденного авто составляет пол года, а на работы связанные с лакокрасочными материалами и кузовными работами не менее 1 года.

Президент Владимир Путин подписал закон о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО. Закон вступит в силу 28 апреля 2017 года.

Обновление: /17.03.2017 года./ Государственная Дума приняла закон о натуральных выплатах ОСАГО

Обновление: /15.03.2017 года./ Законопроект принят во втором чтении Государственной Думой.

В Государственной Думе РФ подготовили измененный законопроект о внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который должен рассматриваться во втором чтении. Напомним, что поправки изменят в целом весь рынок страхования обязательной гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Главное нововведение, это отмена денежных выплат в качестве возмещения ущерба.

В случае подписания закона и вступления его в силу, в большинстве случаев потерпевшие водители теперь смогут рассчитывать только на натуральное возмещение ущерба, причиненного транспортному средству. То есть, страховщики будут давать направление в технический центр для проведения восстановительного ущерба.

Мы уже проводили подробный анализ нового закона «Об ОСАГО», который должен был вступить в силу еще в начале 2017 года. Но из-за разногласий между Депутатами, ЦБ РФ и Правительством РФ, законопроект так и не был принят, а к его второму чтению документ претерпел многочисленные изменения.

Также ЦБ РФ торопит Депутатов принять законопроект как можно скорее. Вероятнее всего изменения в закон «Об ОСАГО» вступят в силу уже в конце весны текущего года.

Поэтому наше интернет-издание предлагает вам обзор всех новых изменений, которые появились в законопроекте ко второму чтению, в случае принятия которого потерпевшие смогут получить возмещение ущерба только в виде ремонта на станции техобслуживания.

Да, в законопроект ко второму чтению не претерпел изменений. За потерпевшим водителем осталось право выбора автосервиса, где будет осуществляться восстановительный ремонт автомобиля. Правда выбирать придется только из списка тех технических центров, с которыми страховая компания заключила соответствующие договора.

Также закон в некоторых случаях разрешает потерпевшим выбирать автотехцентр для проведения восстановительного ремонта, которого нет в списке страховой компании. Но для этого потерпевший автолюбитель должен обосновать свой выбор.

Как мы уже писали в предыдущих обзорах нового закона «Об ОСАГО», в некоторых случаях потерпевшие все-таки смогут получить вместо натурального возмещения ущерба денежную компенсацию.

— Полной гибели транспортного средства

— Смерти потерпевшего

— Причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения

— Если потерпевший является инвалидом и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения

— Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Купить электронный полис ОСАГО Астро Волга онлайн - 2019

Да, закон разрешает потерпевшему по согласованию со страховой компании самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в техническом центре, с которым у страховой организации нет на момент обращения потерпевшего с письменным заявлением соответствующего договора на ремонтно-восстановительные работы.

То есть, если страховщик не будет против, то вы сможете провести восстановительные работы в выбранном вам автосервисе. В этом случае страховая компания даст вам направление и оплатит восстановительные работы техническому центру, который вы выбрали.

— Полное наименование выбранной станции техобслуживания

— Адрес места нахождения автосервиса

— ИНН, ОГРН и платежные реквизиты компании, которая будет проводить восстановительные работы

Согласно законопроекту, подготовленному ко второму чтению, новый закон начнет действовать в случае его принятия Государственной Думой, Советом Федерации, подписанием Президентом РФ, по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Также натуральная форма возмещения ущерба будет осуществляться только по приобретенным полисам ОСАГО после вступления нового закона в силу.

– причинен тяжелый вред здоровью;

– потерпевший погиб;

– восстановить автомобиль невозможно, так как он полностью уничтожен;

– стоимость ремонта превышает лимит выплат по ОСАГО.

Сама процедура получения возмещения практически не изменена: после ДТП Вам необходимо обратиться в страховую компанию с заявлением на получение возмещения. В рамках прямого возмещения заявление подаётся в ту страховую, с которой у Вас заключен договор, в противном же случае обращаются в страховую компанию виновника ДТП. Далее представители компании производят осмотр авто, оформляют необходимые документы и Вы получаете направление на СТО.

Продолжительность ремонта при наличии необходимых запасных частей не превышает 7 дней, если автомобиль пострадал незначительно. Если же случай сложный, то срок может увеличиться до 2 недель.

Законом установлено, что для осуществления ремонта специалисты СТО могут использовать лишь новые детали. Это условие исключает из схемы авто с правым расположением руля и автовладельцев, проживающих в отдаленных регионах.

Результаты ремонта Вас не устраивают? Вы можете обратиться в страховую компанию с соответствующим заявлением. Сто, проводящая ремонт, в таком случае будет исключена из перечня страховой компании.

Принятый Законхороший инструмент для противодействия мошенникам, которые действуют на всей территории России, делая систему страхования убыточной для страховых компаний.

Создавался документ с целью исключения мошенников, заинтересованных в получении денег, из цепочки страховая компания – автовладелец. Однако внесенные поправки привели к тому, что восстановительный ремонт применим далеко не во всех случаях.

Процедура возмещения

Закон о натуральном возмещении по ОСАГО регламентирует поэтапную процедуру восстановления авто после страхового случая:

  1. Сперва автовладельцу необходимо выбрать СТО, которая будет ремонтировать транспорт;
  2. Восстановительные работы должны быть проведены не позднее 30 дней с момента передачи ТС специалистам. Станция технического обслуживания должна располагаться в 50 км от места проживания страхового лица;
  3. Новые авто, которые попали в аварию, обязательно должны проходить ремонт в сервисных центрах официального дилера. Если вменяется ущерб третьему лицу, гарантийные обязательства будут нарушены. Это касается всех машин, которые не достигли двухлетнего срока эксплуатации.

Натуральное возмещение подразумевает, что после ремонта будет предоставлена гарантия. Минимальный гарантийный срок равен 6 месяцам, а при ремонте кузова или покраске он будет равен 12 месяцам.

Процедура возмещения заключена в таком алгоритме:

  • выбор СТО, которое будет заниматься восстановлением;
  • анализ повреждений и ремонт машины;
  • предоставление гарантий;
  • возврат автовладельцу.

Автовладелец может самостоятельно выбрать станцию техобслуживания из перечня, который предоставляет страховая компания. Желаемая СТО указывается при оформлении полиса ОСАГО или в момент ремонта. В большинстве случаев, список потенциальных автосервисов выставлен на официальном сайте страховых компаний. Здесь же указываются сроки, в течение которых специалисты могут отремонтировать машину, принцип работы, наличие запчастей и т.д.

Если владелец авто выбирает СТО, с которой страховщик не сотрудничает, необходимо получить письменное разрешение. Для этого подается соответствующее заявление в главный офис СК, где указывается подробное наименование автосервиса, место его нахождения и контактные данные. Если известны платежные реквизиты, их также необходимо внести в документ.

В исключительных случаях авто восстанавливается в сервисе страховой компании. В такой ситуации СК не перечисляет деньги СТО. Ремонтные работы производятся за счет бюджетных средств компании. Чаще всего такая процедура необходима, когда в аварию попадает новое авто. Ремонтные работы не нарушат гарантийных обязательств, и в будущем автомобиль будет обслуживаться у официальных дилеров.

Автовладельцы охотнее соглашаются на такой ремонт, потому как страховая компания полностью контролирует действия мастеров и отвечает за конечный результат ремонта.

Какая ответственность ждет страховую компанию за нарушения обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) оплате?

Отказаться от натуральной формы возмещения и получить денежные средства в счет погашения причиненного виновником ущерба можно в следующих ситуациях:

  1. Выбрать денежную компенсацию могут те водители чей полис страхования был приобретен до 29 апреля 2017 года.
  2. Выплатят денежную компенсацию, если в результате аварии наступила смерть потерпевшего.
  3. В том случае, если в результате аварии потерпевшему был нанесен тяжкий или средний вред здоровью.
  4. Потерпевший по делу является инвалидом 1,2,3 группы и автомобиль ему необходим по медицинским показаниям.
  5. Если ДТП привело к невозможности восстановления ТС.
  6. В случае, если сумма за ремонтные работы составляет более 400 тыс.руб. и потерпевший не готов доплатить за ремонтные работы (по Европротаколу не более 50 тыс.руб.).
  7. При обоюдной вине водителей в случае, если потерпевший не хочет доплачивать за ремонт на СТО.
  8. В случае, если в следствии ДТП был причинен ущерб не автомобилю, а другому имуществу потерпевшего.
  9. Собственник авто вправе отказаться от ремонта на СТО, в том случае если она не удовлетворяет требованиям, которые предъявляются к организации осуществляющей восстановительные работы.
  10. СК не может предоставить собственнику авто возможности проведения ремонтных работ на той СТО, которая была указана страхователем на момент заключения договора страхования.
  11. Также собственник авто может произвести ремонтные работы на СТО, который не является партнером данной СК, но только по соглашению со своей страховой организацией.
  12. Если в радиусе 50 км. от места регистрации собственника нет СТО с которым сотрудничает СК.
  13. Если нет официального дилера той марки авто, которое было повреждено (это касается только новых авто).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Калькулятор ОСАГО ВСК 2018 онлайн, рассчитать стоимость ОСАГО страховой компании ВСК

На сегодняшний день страховые организации только начинают работать с таким способом возмещения и для того чтобы отрегулировать данный процесс требуется время. Скорее всего денежная форма компенсации еще какое-то время будет работать, так как не у всех СК на сегодняшний день заключен договор с СТО (об особенностях возмещения по ОСАГО, читайте в этой статье).

И так что же изменилось в законопроекте ко второму чтению? Во-первых, ко второму чтению в законе появился предельный срок, в течение которого страховая компания и технический центр, с которым у страховщика заключен договор на ремонт автотранспортных средств, должны осуществить восстановительный ремонт.

Так, согласно новым поправкам, срок восстановительного ремонта должен быть проведен в течение 30 дней со дня предоставления транспортного средства в технический центр.

В случае нарушения установленных законом сроков ремонта транспортного средства, страховую компанию ждет крупный штраф.

Согласно новым поправкам в закон «Об ОСАГО», подготовленных для рассмотрения в Госдуме ко второму чтению, во время проведения восстановительного ремонта технический центр должен использовать новые запасные части. Есть правда и исключения для тех автомобилей, которые уже давно сняты с производства, в результате чего новых деталей и компонентов невозможно найти.

Да, согласно новому законодательству, после проведения восстановительного ремонта автомобиля, побывавшего в ДТП, распространяется 6-месячная гарантия на все виды ремонтных работ. На кузовной и лакокрасочный ремонт гарантия согласно новому закону об ОСАГО составляет 12 месяцев.

На каком максимальном расстоянии от места проживания потерпевшего должна быть расположена станция технического обслуживания при направлении страховой компании автомобиля на восстановительный ремонт?

Согласно внесенным поправкам в законопроект, подготовленный ко второму чтению, закон претерпел изменения. В частности законодатель сократил максимальное расстояние, где может находиться станция техобслуживания, у которой заключен договор со страховой компании на восстановительные работы транспортных средств, попавших в аварию.

Если ранее максимальное расстояние составляло 200 километров, то ко второму чтению законопроект предусматривает максимальное расстояние в 50 километров от места проживания потерпевшего.

Правда закон разрешает и другую удаленность технического центра от места проживания потерпевшего, но только в том случае, если он по согласованию со страховой компании предоставил ей автомобиль для последующий транспортировки машины в техцентр для проведения восстановительного ремонта силами страховой организации.

Согласно новому законодательству, в случае если автомобиль (возрастом не более 2 лет) потерпевшего находится на заводской гарантии, то восстановительный ремонт может проводиться только в техническом центре официального дилера.

Да, согласно поправкам в Федеральный закон №40 «Об ОСАГО», страховщик должен разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о перечне станций технического обслуживания, с которыми у него заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения восстановительного ремонта в зависимости от объема выполняемых работ и загруженности, сведений об их соответствии установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и поддерживает ее в актуальном состоянии.

Страховщик обязан предоставлять эту информацию потерпевшему (выгодоприобретателю) в целях выбора им станции технического обслуживания при обращении к страховщику с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.

Скорее всего, после вступления нового закона «Об ОСАГО» этот вопрос будет волновать большинство владельцев автомобилей, поскольку существующие максимальные суммы покрытия ущерба по полисам ОСАГО не соответствуют нынешним ценам на запасные части транспортных средств. Особенно импортных, которые за последние годы существенно выросли в цене из-за обесценивания национальной валюты по отношению к доллару и евро.

Также этот вопрос будет возникать и у тех, кто, согласно действующему законодательству, будет оформлять аварию без участия сотрудников ГИБДД. Как вы знаете, в этом случае максимальное возмещение ущерба снижено. Что же делать потерпевшим, если сумма ущерба будет превышать максимальную сумму покрытия по полису ОСАГО? Как в этом случае будут проводиться восстановительные работы?

В случае, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, подлежащего оплате, страховщиком превышает установленную страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред и потерпевший в письменной форме выражает согласие на внесение доплаты за проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик определяет размер доплаты, которую потерпевший должен будет произвести станции технического обслуживания, и указывает его в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт.

Закон об обязательном страховании был принят в 2002 году. В рамках данного договора виновные водители получили финансовую защиту, в результате наступления ДТП. Если ранее пострадавшие получали средства на руки, по итогам оценки независимого эксперта, то с 2017 года появилось такое понятие, как натуральное возмещение по ОСАГО.

Что такое натуральное возмещение по ОСАГО

Натуральное ОСАГО появилось с 28 апреля 2018 года. Суть нового законопроекта заключается в том, что пострадавшая сторона, при наступлении ДТП получает направление на станцию, которая проводит ремонтные работы.

Получается, это компенсация, при которой клиент не получает средства на руки, а предоставляет авто для проведения ремонта. Что касается оплаты, то вся ответственность возложена на страховщика.

В рамках нового закона автолюбителям предложили несколько преимуществ:

  • Время по выплате сократиться, поскольку не нужно показывать машину эксперту и ждать итоги оценки.
  • Часто водителям не хватала полученной суммы, в результате чего приходилось составлять претензию и обращаться в суд. Благодаря этому закону проблема недоплаты решена.
  • Каждый водитель может выбрать сам станцию из доступного списка. Страховщики обязаны сотрудничать только с крупными автосалонами. Получается, что на сомнительный ремонт «в гараж» вас не отправят.

Благодаря натуральному возмещению ущерба по полису ОСАГО государство желает огородиться от многочисленных мошенников, которые делают подставные ДТП с целью получения выгоды.

Можно ли получить деньгами

Изучив отзывы в интернете, станет ясно, что не всем автолюбителям нововведение пришлось по душе. Многих участников движения интересует, можно ли получить наличные и самостоятельно оплачивать ремонтные работы.

В рамках закона предусмотрены исключения, в результате которых выплачиваются деньги по ОСАГО. Денежная выплата производится:

  • наследникам по закону, в случае смерти пострадавшего;
  • если потерпевшему причинен вред здоровью средней тяжести;
  • в случае, если пострадавшая сторона является инвалидом и авто необходимо по медицинским показаниям;
  • при полной гибели авто;
  • если стоимость ремонтных работ превышает установленного лимита, в пределах 400 тысяч рублей и виновник не согласен добровольно доплачивать разницу;
  • при обоюдной вине;
  • если страховщик не может обеспечить проведение ремонтных работ на соответствующей станции.

Также выплаты по ОСАГО в денежной форме предусмотрены по соглашению сторон. Важно учитывать, что соглашение должно быть составлено в письменной форме и подписано как со стороны страхователя, так и страховщика.

Как определяются СТО для ремонта

В новых правилах прописано как происходит возмещение при натуральном ОСАГО и выбор станции. Изучив их, станет ясно, что:

  • СТО выбирает клиент, а не определяет финансовая компания по собственному желанию;
  • страховщик обязан выдать направление на пункт, который находится не более 50 км от места ДТП или прописки владельца автомобиля;
  • если СТО нет поблизости, то страховая организация обязана предложить другую, и оплатить расходы, связанные с дополнительной транспортировкой;
  • в течение 30 дней решить вопрос с ремонтом.

Важно! Если финансовая компания в течение 30 дней не решит вопрос с ремонтом, то в рамках закона она будет обязана выплатить клиенту пени, за каждый просроченный день. Размер пени составляет 0.5% от суммы ущерба.

Можно ли сделать ремонт в другом СТО

Зачастую водители интересуются, можно ли при ОСАГО сделать ремонт на другой станции? Если изучить правила, станет ясно, что страхователь может выбрать из списка.

При желании получить направлению на свое СТО, которая не включена в список, потерпевшая сторона может получить отказ на законном основании. В этом случае страховщики могут только предложить выплату в денежной компенсации.

Порядок натурального возмещения по ОСАГО

Выплата по автогражданской ответственности при натуральном ОСАГО возможна только после получения письменного согласия от потерпевшего. Рассмотрим детально порядок выплаты:

  1. Выбор СТО. При обращении в офис урегулирования убытков необходимо заполнить заявление, в котором указать название СТО, на которой желаете отремонтировать поврежденный транспорт. Как только заявление будет заполнено, пострадавшая сторона получает направление, с которым обязана проехать на выбранный пункт. Сроки обращения строго фиксированы, поэтому не стоит затягивать.
  2. Предоставление транспорта. На станцию необходимо передать поврежденный автомобиль и подписать акт-приема передачи. Именно в этом документе указывается, что авто передается для проведения ремонтных работ. Также фиксируется срок, в течение которого СТО обязана выполнить свои обязательства.
  3. Подписание акта выполненных работ. Отремонтированный автомобиль стоит принять по акту. Если вас не устраивает качество работы, то акт подписывает не стоит. В подобной ситуации следует написать заявление, с просьбой исправить недочеты. При получении отказа следует обращаться в суд. При этом важно учитывать, что показывать отремонтированный автомобиль страховщику не требуется.

Что выгоднее натуральное возмещение или деньги

С введением новых правок по натуральному возмещению вреда при обязательном страховании, автолюбители стали задуматься, что выгоднее: деньги или ремонт. Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо понять, что желает клиент:

  • быстро отремонтировать машину без решения финансовых вопросов;
  • заработать и не делать ремонт.

Натуральная выплата выгодна тем, что:

  • клиент может получить направление на специализированное СТО в день обращения;
  • не нужно самостоятельно вносить оплату на станцию;
  • не стоит переживать, что не хватит средств для оплаты ремонта;
  • машину могут восстановить в течение нескольких дней.

Выплата в денежной форме выгодна тем, что:

  • клиент сам решает, восстанавливать авто или нет;
  • потерпевший может самостоятельно отремонтировать транспорт и сэкономить.

Важные моменты, которые нужно знать про ремонт по ОСАГО

Выбирая в рамках закона натуральное возмещение по автогражданке, следует учитывать основные моменты:

  • прежде чем соглашаться на станцию, стоит изучить отзывы в интернете;
  • согласно закону, вы можете присутствовать во время проведения ремонтных работ и задать интересующие вопросы;
  • принимая машину, тщательно проверяйте отремонтированные детали;
  • после того, как примут авто, в течение 1 месяца должны быть оказаны ремонтные работы;
  • ремонт новых транспортных средств, со сроком выпуска менее 2 лет, должен происходить только на стации официального дилера.

Подводя итог, стоит отметить, что в рамках обязательного договора клиент может отремонтировать машину на станции. Основная цель введения натурального возмещения – быстрое и качественное предоставление ремонтных услуг на станции.

  • насколько вам понравился новый способ получения компенсации;
  • в какую компанию обращались;
  • как быстро отремонтировали авто и устроило ли качество выполненных работ.

Также для всех читателей работает круглосуточный консультант на сайте, который подсказывает ответы на любые вопросы максимально быстро.

После прочтения не забывайте ставить лайк и делиться полезной статьей со своими друзьями в социальных сетях.

Подробнее узнать о том, и какое возмещение лучше сделать, вы сможете в следующей статье.