Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Население мира. Развитые страны и развивающиеся страны: особенности и проблемы

И в развивающихся странах выросла продолжительность жизни, но остается ниже, чем в странах с развитой экономикой: в Африке – 53 года, в Азии – 61 год, в Латинской Америке – 67 лет.

В развивающихся странных, где сосредоточено около 77% мирового населения, снижение смертности к началу 1990-х гг. было главным образом вызвано достижениями в области здравоохранения, а не социальными и экономическими переменами.

Рождаемость остается высокой, особенно в сельской местности. Например, смертность в Кении в период с 1965 по 1969 гг. снизилась вдвое, а в начале 1980-х гг. рост населения в среднем составлял 3,8% в год. Соответственно, население Кении удвоилось менее чем за 20 лет.

Воспроизводство населения проходит в своем развитии ряд этапов, тесно связанных со всем социально-экономическим развитием, причем все определения, свойственные воспроизводству населения вообще, всегда выступают в исторически определенной форме. Каждый крупный этап социально-экономического развития имеет свои социальные механизмы детерминации демографических процессов, включающие социально-экономические отношения на макроуровне, семейные отношения, демографические нормы и ценности, индивидуальное поведение. Демографическое поведение является одним из видов общественного поведения человека, связанным с другими его видами - экономическим, социальным, семейным, экологическим.

Обобщение этих сохраняющих длительную устойчивость взаимодействий и черт приводит к понятию типов воспроизводства населения и рассмотрению демографической истории человечества как последовательной смены таких типов. Количественную меру процесса воспроизводства населения дают показатели режима воспроизводства населения, в которых объединяются показатели режимов рождаемости и смертности и их единства в виде демографической структуры, темпов роста населения и соответствующих обобщающих коэффициентов (брутто- и нетто-коэффициенты, средняя продолжительность жизни и др.). Таким образом, тип воспроизводства населения отражает единство количественных характеристик демографических процессов и механизмов их социального регулирования.

В настоящее время мы имеем представление о трех типах воспроизводства населения. Наименее нам известен архетип, существовавший до неолита (некоторые исследователи вообще сомневаются в его существовании). Два других типа - традиционный и современный - изучены лучше. Накопленный историко-демографический материал позволяет предположить, что типы воспроизводства населения соответствуют укрупненному членению исторического процесса социального (включая экономическое), цивилизационного развития с выделением трех его главных этапов: собирательских, аграрных и индустриальных обществ.

Архетип воспроизводства населения господствовал у племен, находившихся на стадии присваивающей экономики. Люди далеко не сразу изменили окружающий их мир, долгое время они имели в своем распоряжении те средства, которые давала им природа. Но уже в этот период благодаря коллективному труду с применением примитивных орудий люди научились брать у природы гораздо больше, чем любое животное, могли выйти из под контроля природных факторов, обусловливающих их воспроизводство. Палеоэкономические расчеты, археологические и этнографические материалы показывают, что присваивающая экономика позволяет существовать только при очень низкой плотности населения - от нескольких человек до нескольких десятков на 100 кв. км. Чтобы плотность длительное время не выходила за эти пределы, не должны существенно меняться ни численный состав общины, ни общее количество общин, обитающих на данной территории.


Рожда́емость - демографический термин, характеризующий отношение количества рождений за определённый период на 1000 жителей.

Рождаемость. Для характеристики интенсивности рождаемости чаще всего используют общий коэффициент рождаемости - число родившихся за год на 1000 жителей (% - промилле). В начале XX в. средний уровень рождаемости в мире составлял 40 - 45%, в 1950 - 1955 гг.- 37,3%, а ныне - 22,6%. В развивающихся странах (Азии, Африки и Латинской Америки) очень высокий уровень рождаемости (25,4%), а в странах Европы, Северной Америки, Австралии - низкий (11,4%).

В экономически развитых странах пониженный уровень рождаемости объясняется более поздним завершением образования людей и формированием семьи. В этих государствах в семьях более жестко контролируется рождаемость; в структуре населения велика доля лиц преклонных возрастов, людей, не состоящих в браке. В развивающихся странах все сильнее проявляются тенденции к понижению рождаемости, но в целом ее традиционно высокий уровень пока сохраняется. Семьи в этих странах формируются гораздо раньше, и число детей часто вообще не контролируется.

Приближенную оценку уровня смертности населения дает общий коэффициент смертности - число умерших за год на 1000 жителей. Смертность населения в мире до XVIII в. была очень высока - 40 - 50%, затем началось ее постепенное снижение. В 50-е годы XX в. - 19,6%, а в конце столетия - 8,9%. Глобальный процесс понижения смертности ведет к сближению показателей в разных типах стран. Более того, во многих экономически развитых странах смертность уже значительно выше, чем в развивающихся. Например, в Великобритании в последние годы он стабилизировался в пределах 10 - 11%, что почти в 2 раза выше, чем в Мексике и Венесуэле. Одна из главных причин таких контрастов - специфика возрастного состава населения, в первую очередь разная доля контингентов пожилых людей. В Великобритании люди в возрасте 65 лет и старше составляют 15 - 16% населения, а, например, в Мексике - только 3,0%.

Рождаемость, смертность, естественный прирост населения - в основе своей процессы биологические. Но тем не менее решающие воздействие на них оказывает социально-экономические условия жизни в обществе и семье. Уровень смертности обусловлен, в первую очередь, уровнем благосостояния людей и степенью развития общественных служб здравоохранения. Уровень рождаемости также зависит от социально-экономической структуры общества, условий жизни людей. Но эта зависимость не является прямой. Например, в то время как женщины активнее участвуют в производстве и общественной жизни, увеличиваются сроки обучения детей и возрастают затраты на их воспитание, снижается рождаемость. Это является одной из основных причин того, что нередко в относительно более обеспеченных семьях детей не больше, а иногда даже меньше, чем в менее обеспеченных. Однако рост доходов может служить и стимулом к повышению рождаемости. Следует учитывать, также, что показатель рождаемости определяется национальными и религиозными традициями, брачным возрастом, прочностью семейных устоев, характером расселения, климатическими особенностями (в условиях жаркого климата половое созревание людей наступает быстрее). Сильное отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны

Особенности возрастного состава населения отдельных стран связаны с типами воспроизводства населения, характерными для них. В странах с первым типом воспроизводства , где рождаемость и смертность сравнительно невысоки, доля детей (О-14 лет) во всем населении составляет в среднем 25%, средних возрастов (15-64 года) - 60%, а людей старше 65 лет - 15% .

Для стран со вторым типом воспроизводства , в которых рождаемость выше, эти показатели составляют соответственно 42%, 56% и 2%.

Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. В мире ежегодно мальчиков рождается несколько больше, чем девочек, но в большинстве стран мира мужчин меньше, чем женщин. Это объясняется тем, что средняя продолжительность жизни женщин обычно на 5-8 лет выше, чем у мужчин.

Однако в крупнейших по населению странах мира - Китае и Индии, а также некоторых других странах Азии численность мужчин выше, чем женщин, и именно за счет этих стран мужчин в мире примерно на 25 млн больше, чем женщин.

Возрастной и половой состав населения мира и отдельных стран графически изображают при помощи половозрастных пирамид - столбиковых диаграмм, показывающих число мужчин и женщин различных возрастов в составе населения. Зная географические различия полового и возрастного состава населения мира, можно определить, к какому типу воспроизводства относится страна, для которой составлена пирамида, сделать предположение о том, в каком регионе мира она расположена.


Миграция населения (лат. migratio - переселение) - перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.. Российский учёный О. Д. Воробьёва в своих работах пишет, что миграция населения - это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих.

Различные типы миграции включают:

  • внешнюю и внутреннюю
  • сезонную миграцию туристов и сельскохозяйственных рабочих;
  • миграцию из сельской местности в города, происходящую в развивающихся странах в процессе индустриализации (урбанизация);
  • миграцию из городов в сельскую местность, более распространённую в развитых странах (рурализация);
  • кочевничество и паломничество
  • временную и долгосрочную
  • маятниковую
  • приграничную или транзитную

Классификация по формам:

  • общественно организованное
  • неорганизованное

Классификация по причинам:

  • экономическая
  • социальная
  • культурная
  • политическая
  • военная

Классификация по стадиям:

  • принятие решений
  • территориальное перемещение
  • адаптация

Причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и т. д. Внутренние миграции особенно распространены в странах с обширной территорией, разнообразными природно-климатическими и экономическими условиями. В странах с обширной территорией значительное место занимают сезонные миграции рабочей силы - временные перемещения рабочей силы в сельскую местность для выполнения сезонных и сельскохозяйственных работ, и из сельской местности временное сезонное перемещение в город - отходничество.

Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определённом регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. Для внешних миграций рабочей силы характерным является увеличивающийся удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов. Начало данной форме миграции было положено в 1930-х годах, когда США получили возможность отбора учёных-беженцев из нацистской Германии. На современном этапе главные направления миграции высококвалифицированных специалистов - из стран Восточной Европы в США, Канаду, ряд стран Западной Европы.

Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака и Боснии в США и Великобританию), политические конфликты (эмиграция из Зимбабве в США) и природные катастрофы (миграция из Монтсеррата в Великобританию из-за извержения вулкана).

Вынужденная миграция может служить средством социального контроля авторитарных режимов, тогда как добровольная миграция является средством социальной адаптации и причиной роста городского населения.

Разные дома, разные машины, разные суммы денег. Какова концепция экономического неравенства? Какие характеристики присущи развитым странам и развивающимся странам?

Что такое экономическое неравенство?

Между развитыми и развивающимися странами существует целый ряд отличий. Почти в любом городе можно увидеть различные дома, автомобили и людей, занимающихся различными видами деятельности. Эти различия могут быть индикаторами экономического неравенства, что является отличительной чертой отдельных лиц или целых групп населения в плане их богатства, активов или доходов. Хотя чаще всего можно увидеть различия в экономическом уровне в своем городе, экономическое неравенство также может занимать более широкий масштаб, касающийся целых народов и наций.

Два типа стран

Экономически мир был разделен на два типа - развитые страны и развивающиеся страны. Эти две категории основаны, главным образом, на доходах на душу населения, которые рассчитываются путем учета общего национального дохода для страны и деления его на число людей, проживающих в стране. Например, если небольшая страна имеет общий национальный доход в размере 800 000 долларов США и население в 20 000 человек, то доход на душу населения составляет 40 долларов.

Наиболее важные характеристики развивающихся стран

Наименее развитые (развивающиеся) страны имеют следующие общие черты:

  • Низкий уровень жизни. Среди причин: медленные темпы роста национального дохода, стагнирующие темпы роста доходов на душу населения, концентрация доходов в руках нескольких лиц и неравномерное распределение национального дохода, низкий уровень здравоохранения, низкий уровень грамотности и недостаточные образовательные возможности.
  • Низкий уровень производительности труда из-за отсутствия технологий, капитала и т. д.
  • Высокие темпы роста населения. Недостаточно развитые страны характеризуются более высокими темпами роста населения. Показатели смертности также находятся на высоком уровне по сравнению с развитыми странами.
  • Высокий и растущий уровень безработицы и неполной занятости. Некоторые работают меньше, чем могли бы. В неполную занятость также входят те, кто обычно работает полный рабочий день, но у кого нет подходящих вакансий. Замаскированная безработица является особенностью развивающихся стран.
  • Существенная зависимость от сельскохозяйственного производства. Подавляющее большинство людей, почти три четверти, работают в сельской местности. Аналогичным образом три четверти рабочей силы заняты в сельском хозяйстве. Вклад сельского хозяйства в валовой национальный продукт развивающихся стран очень высок по сравнению с развитыми странами.
  • Зависимость от первичного продукта. Большинство экономик из менее развитых стран ориентированы на производство первичной продукции, а не на вторичную деятельность. Эти сырьевые товары составляют основной экспорт в другие страны.
  • Зависимость в международных отношениях. Высшее неравное распределение экономической и политической власти между богатыми и бедными странами проявляется не только в доминирующей власти богатых стран для контроля за международной торговлей, но и в их способности часто диктовать условия, в которых технологии, иностранная помощь и частный капитал направляется на нужды развивающихся стран.
  • Дуалистическая экономика. Почти у всех развитых стран есть дуалистическая экономика. Одно им из них является рыночная экономика; Другая - экономика натурального хозяйства. Один находится в городе и недалеко от него; Другой - в сельской местности.
  • Распределение богатства. Неравенство в отношении богатства и распределения активов является основной причиной неравномерного распределения доходов в сельских районах. наиболее высокая концентрация активов находится на промышленном фронте в руках крупных бизнес-домов.
  • Отсутствие природных ресурсов: плодородных земель, чистой воды и минеральных ресурсов, железа, угля и т. д.
  • Отсутствие предпринимательства и инициативы. Еще одной характерной чертой слаборазвитых стран является отсутствие предпринимательских перспектив. Предпринимательство тормозится социальной системой, которая отрицает возможности творческих способностей.
  • Неэффективное капитальное оборудование и технологии.

Развитые нации

Первая экономическая категория - это развитые страны, которые обычно можно классифицировать как страны с более промышленным развитием и имеющие более высокий уровень дохода на душу населения. Чтобы считаться развитой страной, страна обычно имеет доход на душу населения около 12 000 долларов США. Кроме того, в большинстве развитых стран средний доход на душу населения составляет приблизительно 38 000 долларов США.

По состоянию на 2010 год в список развитых стран вошли США, Канада, Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Скандинавия, Сингапур, Тайвань, Израиль, страны Западной Европы и некоторые арабские государства. В 2012 году совокупное население этих стран составляло около 1,3 миллиарда человек. Этот показатель является относительно стабильным и, по оценкам, в течение следующих 40 лет он будет расти в пределах 7%.

В дополнение к высоким доходам на душу населения и стабильным темпам роста населения развитые страны также характеризуются особенностями использования ресурсов. В развитых странах люди потребляют большое количество природных ресурсов на человека и, по оценкам, потребляют почти 88% мировых ресурсов.

Развивающиеся нации

Первая экономическая категория - это развитые страны, и развивающиеся страны - это, соответственно, вторая экономическая категория. Это широкое понятие включает страны, которые менее индустриализированы и имеют более низкий уровень дохода на душу населения. Развивающиеся страны могут быть разделены на более развитые или менее развитые страны.

У умеренно развитых стран приблизительный доход на душу населения составляет от 1000 до 12 000 долларов США. Средний доход на душу населения для умеренно развитых стран составляет около 4000 долларов США. Список умеренно развитых стран очень длинный и составляет около 4,9 млрд. человек. Некоторые из наиболее узнаваемых стран, которые считаются умеренно развитыми, включают Мексику, Китай, Индонезию, Иорданию, Таиланд, Фиджи и Эквадор. В дополнение к ним идут государства Центральной Америки, Южной Америки, Северной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы, бывшего СССР и многих арабских государств.

Менее развитые страны являются вторым типом развивающихся стран. Они характеризуются наименьшим доходом, при этом общий доход на душу населения составляет примерно менее 1000 долларов США. Во многих из этих стран средний доход на душу населения еще ниже - около 500 долларов США. Страны, перечисленные как менее развитые, находятся в восточной, западной и центральной Африке, Индии и других странах на юге Азии. В 2012 году в этих странах проживало около 0,8 миллиарда человек, и они проживали с очень небольшим доходом.

Несмотря на то, что диапазон доходов довольно велик, до сих пор почти 3 миллиарда человек живут менее чем на 2 доллара в день. Можете ли вы представить себе жизнь менее чем на 2 доллара в день? Это было бы очень трудной задачей для большинства из нас. Помимо низкого уровня доходов, развивающиеся страны также характеризуются высокими темпами роста населения. По оценкам, в следующие 40 лет оно увеличится на 44 %. К 2050 году прогнозируется, что более 86% населения будет жить в развивающихся странах.

Разница между развитыми странами и развивающимися странами

Классификация стран основана на экономическом статусе (ВВП, ВНП, доход на душу населения, индустриализация, уровень жизни и т. д.) Развитые страны относятся к суверенным государствам, экономика которых значительно продвинулась и обладает большой технологической инфраструктурой по сравнению с другими народами. Страны с низкой индустриализацией и низким показателем человеческого развития называются развивающимися странами. В одних государствах обеспечивается свободная, здоровая и обеспеченная атмосфера, в то время как в других этого не хватает.

Развитые и развивающиеся страны мира: сравнительная таблица

Существуют развитые, развивающиеся, переходные страны. В чем их основное различие? Основные особенности развитых и развивающихся стран представлены в таблице:

Развитые страны Развивающиеся страны
Наличие эффективного уровня индустриализации и индивидуального дохода Развивающаяся страна - это страна с медленными темпами индустриализации и низким доходом на душу населения
Низкий уровень безработицы Бедность и высокий уровень безработицы
Показатель смертности, в том числе младенческой, и рождаемости является низким, а средняя продолжительность жизни является высокой. Высокий уровень младенческой смертности, смертности и рождаемости, а также низкий показатель продолжительности жизни
Хороший уровень и условия жизни Низкий уровень и удовлетворительные условия жизни
Развитый производственный сектор, сектор обслуживания и высокий промышленный рост. Зависимость от развитых стран. Развитый сельскохозяйственный сектор экономики
Равное распределение доходов и эффективное использование факторов производства Неравное распределение доходов, факторы производства используются неэффективно

Страны с точки зрения экономики и индустриализации

Развитые страны - это страны, которые развиваются с точки зрения экономики и индустриализации. Их называют еще первыми и самодостаточными. Статистика развития человеческого потенциала оценивает страны на основе их развития. Эти государства имеют высокий уровень жизни, высокий ВВП, высокое благосостояние детей, здравоохранение, отличные медицинские услуги, транспорт, связь и образовательные учреждения.

Они обеспечивают улучшение жилищных условий и условий жизни, промышленное, инфраструктурное и технологическое развитие, более высокий доход на душу населения. Эти страны получают больше доходов от промышленного сектора по сравнению с секторами услуг, поскольку они имеют постиндустриальную экономику. Наряду с другими, в список развитых стран входят:

  • Австралия.
  • Канада.
  • Франция.
  • Германия.
  • Италия.
  • Япония.
  • Норвегия.
  • Швеция.
  • Швейцария.
  • Соединенные Штаты Америки.

Страны, которые переживают начальные уровни промышленного развития наряду с низким доходом на душу населения, известны как развивающиеся страны. Эти страны относятся к категории стран третьего мира. Экономически развитые и развивающиеся страны отличаются друг от друга по многим показателям, в том числе низкий индекс развития человеческого потенциала, отсутствие здоровой и безопасной среды для жизни, низкий валовый внутренний продукт, высокий уровень неграмотности, неудовлетворительные образовательные, транспортные, коммуникационные и медицинские услуги, неустойчивый государственный долг, неравномерное распределение доходов, высокий уровень смертности и рождаемости, недоедание как матери, так и младенца, высокий уровень младенческой смертности, плохие условия жизни, высокий уровень безработицы и нищеты. К ним относятся такие государства, как:

  • Китай.
  • Колумбия.
  • Индия.
  • Кения.
  • Пакистан.
  • Шри-Ланка.
  • Таиланд.
  • Турция.
  • ОАЭ и др.

Ключевые различия

Страны, которые являются независимыми и процветающими, известны как развитые страны. Государства, которые стоят перед началом индустриализации, называются развивающимися. Первые имеют более высокий доход на душу населения, высокий уровень грамотности, хорошую инфраструктуру. Там постоянно улучшают условия в области охраны здоровья и безопасности, которых нет в развивающихся странах.

Экономика развитых и развивающихся стран может иметь схожие черты, однако очевидных различий больше. Существует большая разница между такими государствами. Развитые страны имеют высокий индекс развития человеческого потенциала, они зарекомендовали себя на всех фронтах и ​​сделали себя суверенными своими собственными усилиями, в то время как развивающиеся с переменным успехом все еще пытаются достичь того же.

Социально-культурные характеристики

В одной стране проживают разные виды социальных групп. Они различаются по признаку религии, каст и вероучений, культур и обычаев, языков и убеждений и т. д. Эти социальные и культурные ценности оказывают глубокое влияние на экономику нации. Развивающиеся страны могут иметь диссонирующие социальные модели в своей экономической жизни. Возможности занятости или виды деятельности существуют в городских районах, тогда как традиционный метод производства используется в сельских районах. Возможностей трудоустройства меньше, чем требуется. Следовательно, эти страны имеют дуалистическую экономику, что приводит к различным проблемам с формулированием экономической политики.

Проблемы развивающихся стран: бедность, милитаризация

Бедность - это низкий доход, маленькие инвестиции, меньший объем индустриализации. В определенной промышленной и технологической области развивающиеся страны достигают быстрого роста при условии, если будет достигнута экономическая и геополитическая стабильность.

Милитаризация также мешает стабильно процветать и совершенствоваться. Некоторые развивающиеся страны сталкиваются с проблемами терроризма и угрозы национальной безопасности из-за пограничных споров. Они тратят миллиарды долларов на приобретение современного военного оборудования, что приводит к сокращению средств на развитие и инновации. Примерами являются Индия, Китай, Вьетнам.

Роль образования

Говоря о проблемах развитых и развивающихся стран, не стоит забывать про значение образования для будущего той или иной нации. Важной особенностью развивающейся страны является ее неграмотность. Хотя предпринимаются усилия по ее искоренению, по-прежнему проблема неквалифицированных кадров остается острой по сей день.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Методическая цель: показ приемов и методов формирования информационной страноведческой компетенции обучающихся на основе применения инновационных образовательных технологий.

Цели урока

  • Образовательные цели: закрепить понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост. Сформировать представления о видах структуры населения мира, о структуре населения по полу и возрасту. Сформировать представления о географических различиях в структуре населения по полу и возрасту в различных странах и регионах мира. Установить взаимосвязь между уровнем рождаемости и смертности и структурой населения по полу и возрасту в странах различного уровня социально-экономического развития. Продолжить формировать умения выявлять факторы пространственного развития регионов мира. Продолжить развивать умения работы с ИК в программе Exel с целью обработки и анализа статистических данных.
  • Развивающие цели: продолжить совершенствование и систематизацию умений: осмысливать теоретический материал; оперировать имеющимися знаниями; использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации; использовать компьютерные технологий для решения географических задач; развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний.
  • Воспитательные цели: продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора; формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Материальное обеспечение урока: Демонстрационно-компьютерный комплекс. ПК обучающихся. Раздаточный материал. Максаковский В.П. Экономическая социальная география мира. 10-11 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2008. Электронная презентация учебного материала. Карта мира. Атлас 10-11 класс.

Учебные вопросы:

  1. Понятие структуры населения, виды демографических структур.
  2. Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.
  3. Факторы региональных различий.
  4. Типы половозрастных пирамид.

Задание: Тема 3, параграф 2, пункт 1,2, творческие задания.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Рапорт ЗКВ, приветствие. Слайд 1.

Актуализация знаний обучающихся. Активизация учебно-познавательной деятельности. 5 мин

На экране представлены анаграммы из определений прошлых уроков. Слайд 2. Необходимо правильно расставить слова в определении и записать понятия, зашифрованные в анаграмме. Фронтальная работа, определяют понятия. Взаимопроверка. Анализируют результаты работы. Определяют, насколько сложной и почему была работа.

  1. Непрерывная, происходит, рождаемости, результате, в, поколений, совокупность, смертность, процессов, и, которых, смена.
  2. Детей, жителей, рожденных, количество, 1000, на.
  3. Смертности, между, разница, рождаемости, показателем, и.
  4. Прироста, значение, естественного, отрицательное.
  5. Данный, людей, совокупность, планете, в, живущих, момент, на. Слайд 3. Ответы:
  6. Совокупность процессов рождаемости и смертности, в результате которых происходит непрерывная смена поколений (воспроизводство).
  7. Количество рожденных детей на 1000 жителей (рождаемость).
  8. Разница между показателем рождаемости и смертности (естественный прирост).
  9. Отрицательное значение естественного прироста (естественная убыль).
  10. Совокупность людей живущих на планете в данный момент (население).

Мотивация и целеполагание. 2 мин. Подготовка к восприятию материала. Слушают преподавателя. Просматривают видеофрагмент. Слайд 4. В.Познер. Мир, сокращенный до 100 человек. Определяют тему урока. Записывают ее в тетрадь. Слайд 5. Определяют учебные вопросы урока. Знакомятся с планом урока. Слайд 6.

Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков. 24 мин.

Слушают преподавателя. Слайд 7

Понятие структуры населения, виды демографических структур. Знакомятся с понятием структура населения. Записывают виды структур по полу и возрасту. Составляют схему видов структур в тетради.

При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы: дети (0-14 лет); взрослые (15-64 года); пожилые (65 лет и старше).

Слайд 8. Известно, что при рождении на 100 девочек приходится 105-106 мальчиков. Однако, уже к фертильному (детородному) возрасту численность мужчин и женщин выравнивается. Опасные профессии, участие в войнах, вредные привычки - эти факторы приводят к увеличению мужской смертности в старших возрастах. Поэтому в возрастной группе старше 40 лет преобладают женщины. Не забывайте и о том, что женщины отличаются и более выраженным самосохранительным поведением, что связано с заботой о семье и доме, ответственностью за ребенка.

Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.

Слайд 9. Выполняют практическую работу. Знакомятся со статистическим и графическим методом обработки географической информации (Приложение 1) . По статистическим данным (Приложение 2) строят круговые диаграммы, отражающие структуру населения по полу и возрасту в странах мира по вариантам. Определяют тип развития страны по уровню социально-экономического развития. Выявляют взаимосвязь между структурой населения по полу и возрасту и типом развития страны. Выводы записывают в тетрадь.

  • 1 вариант - Япония, Чили, ОАЭ;
  • 2 вариант - Катар, Австрия, Афганистан.

Факторы региональных различий. Слайд 10. Сопоставляют карты на странице 10-11 в атласе. Выявляют группы стран, где преобладают женщины и население более старшего поколения; страны где преобладают трудоспособные с равенством между мужчинами и женщинами; страны, где резко преобладают мужчины, а структура населения отличается молодостью.

Отвечают на вопросы:

  • В странах какого типа и уровня развития преобладают мужчины?
  • Мужчины или женщины преобладают в развитых странах?
  • Какие различия возникают в составе населения по полу в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?

Слайд 11. Выявляют географическую закономерность и записывают ее в тетрадь. В экономически развитых странах преобладают женщины, а в развивающихся странах - мужчины. Женщин больше в странах Европы, СНГ, Северной Америке и Аргентине. Мужчины преобладают в исламских странах Азии и Африки, Китае. В Центральной и Южной Африке, Австралии и Латинской Америке численность мужчин и женщин примерно равная.

Слайд 12. Сопоставляют гистограммы распределения населения стран по возрасту.

  • В странах какого типа и уровня развития преобладают дети и подростки?
  • Люди каких возрастов преобладают в развитых странах?
  • Какие различия возникают в составе населения по возрасту в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?
  • Как связана возрастная структура населения и продолжительность жизни в странах?
  • Как связаны показатели рождаемости и смертности в странах с возрастной структурой населения?

Слайд 13. Выявляют и записывают географическую закономерность: в странах 1 типа воспроизводства преобладает население старших возрастов, а в странах второго типа воспроизводства увеличена доля детей и подростков.

Слайд 14. Знакомятся с понятием демографической нагрузки и ЭАН (экономически активного населения). В мире к экономически активному относится около 45% всего населения, причем в странах Зарубежной Европы, Северной Америки, России этот показатель составляет 48- 50%, а в странах Азии, Африки, Латинской Америки - 35-40%. Это связано с уровнем занятости женщин в общественном производстве и долей детей в возрастной структуре населения.

Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой. Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах - 45- 50%, в развивающихся - до 100%.

Слайд 15. Работают со статистической таблицей. Заполняют систематизирующую таблицу.

Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту Показатели Страны, регионы Факторы
Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет
Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое. Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.
Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.

Сопоставляют карту рождаемости и смертности с результатами таблицы. Делают вывод о влиянии демографических и социальных процессов на гендерную структур населения мира. Вы воды обсуждают в тетрадь.

1. Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства населения имеет свои особенности. В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22-25%, тогда как доля людей пожилого возраста составляет 15-20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим "старением" населения в этих странах.

В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40-45%, а в отдельных странах уже превышает 50% (Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5-6%.

2. Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые в разных странах оцениваются по-разному. Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения, реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.

3. Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн. превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.

Преобладание женщин имеет место примерно в половине всех стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн.

Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14 лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины.

Типы половозрастных пирамид. Слайд 16. Знакомятся с понятием половозрастная пирамида. Устанавливают форму пирамид для различного типа стран по уровню социально-экономического развития. Заполняют пропуске в схеме.

Для графического анализа возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы. Для каждой страны пирамида имеет свои особенности. В целом для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых). Для пирамиды развивающихся стран, напротив, характерно очень широкое основание и узкий верх. Соотношение мужчин и женщин (левая и правая стороны пирамиды) не имеет столь существенных различий, однако преобладание мужского населения в ранних возрастах, а женского в пожилых - заметно.

В половозрастных пирамидах находят свое отражение и крупные исторические события, оказавшие влияние на изменение численности населения (прежде всего войны).

Повторение и закрепление. Почему во всем мире в структуре населения пожилой возрастной группы преобладают женщины? Преобладание женщин в структуре населения пожилого возраста связано со значительно большей продолжительностью их жизни. Особенно велики различия в развитых странах: здесь средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 72-74 года, у женщин - 78-80 лет.

  1. В чем преимущества и отрицательные стороны высокой доли детей в структуре населения? Преимущество заключается в том, что через определенное время дети пополнят численность экономически активного населения. Отрицательным является тот факт, что большая доля детей увеличивает показатель демографической нагрузки, а для развивающихся стран, для которых характерна такая структура населения, это приводит к продовольственной проблеме, а также к проблеме безработицы.
  2. Почему в арабском мире мужчин больше? Это связано с социальным положением женщины и большим количеством рожденных детей, что ослабляет здоровье и увеличивает женскую смертность.
  3. Почему Китай перешел от формулы "Одна семья - один ребенок" к формуле "Нас двое - нам двоих"? Это связано со старением населения и увеличением демографической нагрузки для суженного поколения китайского населения, рожденного после проведения мер сдерживающей демографической политики. Также среди первых детей увеличена доля мальчиков. Обнаруживается нехватка женского населения в молодых возрастах.

Слайд 18. Проверка тестовых заданий по ключам.

Ключи к тесту: 1-А, 2-А, 3-Г, 4-В, 5-А, 6-Б, 7-Г, 8-Б.

Подведение итогов урока.

Рефлексия. Обучающиеся отвечают на вопросы.

Что нового вы сегодня узнали о мире? Что было наиболее интересным на уроке? Что вызвало затруднения? Почему?

Выставление оценок. Обучающиеся слушают оценки за урок с комментария ми преподавателя. Получают задание на самоподготовку и пояснения к заданию. Тема 3, параграф 2, пункт 1.2. Индивидуальные сообщения и презентации по желанию.

* Краткие сообщения и презентации (по выбору) на темы:

"Символы мировых религий",

"Культура народа мира" (на примере одного народа по выбору - ирландцы, французы, поляки, инки, зулу, масаи, берберы, австралийцы).

Литература.

  1. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия - М.: 2003 / www. KM. ru
  2. География 6-10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. М.: 2003.
  3. География. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 2004
  4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных школ - М.: Просвещение, 2001

Разные типы воспроизводства населения влияют на его возрастной и половой состав. Половой состав – это соотношение мужчин и женщин. В среднем в мире на каждые 100 девочек рождается примерно 104–107 мальчиков, к 15 годам соотношение обоих полов выравнивается. Но в последующих возрастных группах формирование полового состава населения в различных странах происходит неодинаково. Примерно в половине стран мира женщины численно преобладают. Наиболее значителен такой перевес в ряде стран СНГ, в Зарубежной Европе, в Северной Америке. Это объясняется, прежде всего, тем, что средняя продолжительность жизни у женщин обычно на несколько лет больше, чем у мужчин, поэтому, чем старше возраст, тем больше женщин. В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании численность мужчин и женщин примерно одинакова. В Зарубежной Азии мужчины заметно преобладают. В последнее время на половой состав населения ряда стран Азии стали оказывать влияние внешние миграции населения. В нефтедобывающих странах Персидского залива в результате большого притока мужской рабочей силы доля мужчин во всём населении составляет 55–65 %. Такого превышения больше нигде в мире нет. И всё же на итоговом мировом показателе особенно сильно сказывается перевес мужчин в двух самых многонаселённых странах мира – Китае и Индии. Именно поэтому в целом в мире на 100 женщин приходится 101 мужчина.

Возрастной состав – это соотношение людей разного возраста. Возрастной состав населения соответствует типам его воспроизводства. В странах с первым типом воспроизводства в возрастной структуре населения невысока доля детей и высока доля пожилых людей. В странах со вторым типом воспроизводства высока доля детей в возрастной структуре населения и невысока доля пожилых людей.

В развитых странах доля детей во всем населении составляет в среднем 18 %, доля пожилых людей – 19 %. В развивающихся эти показатели составляют соответственно 33 % и 8 %. Доля детей в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки обычно превышает 40 %, а иногда достигает и 50 % (Кения, Ботсвана).

Для графического анализа возрастного и полового состава населения применяется особый вид диаграммы: возрастно-половая пирамида . Возрастно-половая пирамида стран первого типа воспроизводства имеет узкое основание, что говорит о низкой рождаемости, а у стран второго типа воспроизводства основание пирамиды широкое, что свидетельствует о высокой рождаемости в данных странах.

Возраст является критерием при определении основной производительной части населения – трудовых ресурсов. О степени их вовлечения в производство свидетельствует показатель экономически активного населения.

Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере.

Во всем мире примерно 49 % всего населения можно отнести к экономически активному. В России, странах Зарубежной Европы, Северной Америки этот показатель (50–60 % и более) выше среднемирового при высокой, а иногда и очень высокой занятости женщин. В странах Азии, Латинской Америки он обычно ниже среднемирового (40–45 %). Это объясняется их большей экономической отсталостью, очень высокой долей детских возрастов, значительно меньшим вовлечением женщин в общественное производство.

Возрастно-половой состав населения представляет соотношение возрастнополовых групп. Возрастная группа — совокупность людей одинакового возраста. Это основной элемент возрастной структуры населения. В зависимости от целей исследования различают возрастные группы однолетние и укрупненные: 5 — летние и 10-летние. Однако для оценки общих структурных сдвигов применяются и более крупные возрастные группы. В зависимости от репродуктивной способности людей выделяют поколение детей — до 15 лет, поколение родителей — 16-49 лет, поколение прародителей — 50 лет и старше. Чаще используется классификация по способности населения к труду. По ней выделяются группы населения младше трудоспособного (дорабочего) возраста — 0-14 лет, трудоспособного (рабочего) — 15-59 лет (в некоторых странах 15-64-65 лет) и старше трудоспособного (послерабочего) возраста — 60 или 65 лет и старше. При более детальном анализе Б. Ц. Урланисом предложено выделение следующих возрастных групп: дорабочая — до 15 лет (в том числе дети ясельного возраста до 2 лет, дошкольного 3-6 лет, и школьного возраста 7-15); рабочая — 16-59 лет (в том числе юность 16-24, зрелость 25-44, поздняя зрелость 45-59 лет); послерабочая — 60 лет и старше (в том числе пожилой возраст -60-69, ранняя старость 70-79, глубокая старость 80 лет и старше).

На основе анализа возрастных изменений в различных органах и тканях, а также работоспособности организма принята классификация возрастных рубежей второй половины жизни человека. Возраст 45-59 определяется как средний, 60-74 — пожилой, старше 75 лет — старческий, в котором выделяются долгожители — люди в возрасте 90 лет и старше.

Для характеристики половозрастного состава населения используются возрастно-половые пирамиды, которые графически представляют распределение населения по полу и возрасту. Это диаграммы на которых число людей каждого возраста (или доля их в населении) изображено горизонтальной полосой определенного масштаба. Полосы располагаются одна над другой в порядке увеличения значений возраста, в левой части диаграммы — для мужчин, в правой — для женщин. Возрастно-половые пирамиды строятся обычно по годичным или 5-летним возрастным группам, а иногда и по 10-летним группам. Однако половозрастные пирамиды, построенные по крупным возрастным группам, скрадывают детальные особенности возрастного и полового состава населения.

Возрастно-половая структура населения, в первую очередь, результат эволюции . Тип воспроизводства населения, формируемый процессами рождаемости и смертности в настоящий и прошедшие периоды, определяет соотношение населения различных возрастных групп. В начале 20 в. шведским статистом и демографом Г. Сунбергом вводится в науку понятие о трех типах возрастных структур населения: прогрессивном, стационарном и регрессивном Прогрессивный тип (1) характеризуется высокой долей детей и низкой долей старшего поколения во всем населении. В основе его формирования лежит расширенный тип воспроизводства. Возрастная пирамида имеет форму треугольника, основание которого зависит от величины рождаемости. При стационарном типе (2), в основе которого лежит простой тип воспроизводства, возрастная пирамида имеет форму колокола с почти уравновешенной долей детских и старческих возрастных групп. Суженный тип воспроизводства приводит к формированию регрессивного типа, возрастная пирамида которого имеет форму урны (3). Для него характерна сравнительно высокая доля пожилых и старых людей и низкая — детей.

Для характеристики возрастной структуры населения используются иногда и треугольные диаграммы по зонам концентрации, на которых одновременно показывается соотношение в населении трех крупных возрастных групп — 0-14 лет, 15-19 лет и 60 лет и старше. На поле такой диаграммы может быть показана возрастная структура нескольких государств или районов.

На формирование возрастной структуры населения большое влияние оказывают войны, в результате которых происходит, во-первых, убыль населения призывных возрастов, во-вторых, резкое снижение рождаемости. На региональном, а иногда и на государственном уровне большие изменения в возрастной структуре могут возникнуть в результате , обычно увеличивающих число мужчин в трудоспособных возрастах.

В результате этих причин грани возрастной пирамиды становятся неровными, на них отражаются исторические изменения в характере прироста и убыли населения. Такие нарушения надолго оставляют следы в возрастной структуре населения. Например, на возрастной пирамиде России по состоянию на 1. 01. 1996 г. отчетливо видны следы резкого снижения рождаемости в годы 1-ой мировой и гражданской войн 1914-1922 (1), периода коллективизации, форсированной индустриализации 1928-1935 гг. и 1932-33 гг. (2), в годы Великой отечественной войны и послевоенной разрухи (4), а также следы потерь мужчин в годы войны 1941-45 гг. (3). Более низкая численность населения в возрастных группах 14-33 года (5) обусловлена «демографическим эхом» снижения рождаемости, прослеживаемым через поколение. Меньшее поколение родившихся в годы Великой отечественной войны, достигнув репродуктивного возраста, произвели на свет относительно меньше детей, чем соседние поколения. Уменьшение численности детского населения в возрасте 0-8 лет (6) вызвано не только снижением рождаемости в результате уменьшения числа женщин репродуктивного возраста, родившихся во второй половине 60 — начале 70-х годов, но, главным образом, воздействием социально-экономического кризиса.

Анализ возрастнополовой пирамиды позволяет охарактеризовать не только демографическую историю государства, но и прогнозировать демографическую ситуацию в будущем. Снижение численности населения в возрасте 0-8 лет приведет к снижению рождаемости в 2013-2020 гг. и формированию нового «провала» в пирамиде.

Возрастная структура населения мира (%)

Страны или территории Доля населения в возрасте (лет)
0-14 15-64 65 и старше
Мир 32 62 6
45 52 3
Северная Африка 41 56 4
Западная Африка 46 51 3
Восточная Африка 47 50 3
50 48 2
30 64 6
Центральная Африка 46 51 3
Южная Африка 38 58 4
Америка 29 63 8
22 65 13
Центральн. Америка 37 59 4
47 49 4
33 62 5
Карибский район 31 62 7
Азия 33 62 5
Западная Азия 39 57 4
52 45 3
Цен. и Юж. Азия 38 58 4
37 59 4
Восточная Азия 26 67 7
16 70 14
22 67 11
19 67 14
Северная Европа 20 65 15
Западная Европа 18 67 15
18 66 16
Восточная Европа 22 66 12
Южная Европа 18 68 14
Албания 33 62 5
16 68 16
26 64 10
Австралия 22 67 11
о-ва 47 50 3

Рогачев С.В. Социально-экономическая дифференциация стран мира. // . География © 2, 1997.

Половозрастная пирамида (на 1. 01. 1996 г.)
Территориальные различия воспроизводства предопределили значительную разницу возрастной структуры населения мира. Страны с простым и суженным типами воспроизводства населения и с высокой средней характеризуются «старением нации». Для них характерны низкая доля детей и высокий удельный вес населения трудоспособного и старше трудоспособного возраста. К ним относятся страны Европы, Северной Америки, Австралия и , Грузия, Китай, Россия. Наименьшую долю детей имеет Европа. В 34 странах этой части света доля детей составляет менее четверти, в том числе в 22 государствах- менее 1/5. И лишь в четырех странах , и этот показатель более 1/4, достигая максимума — 33% в Албании. Европа является и наиболее «старым» регионом мира. В 11 государствах удельный вес населения старше 65 лет составляет 15% и более, а в — 18%. Такими же пропорциями, что и в большинстве стран Европы, характеризуется и Япония. Остальные мира имеют более оптимальную возрастную структуру. В них ниже доля стариков и выше — детей.

Группировка государств мира по соотношению детей и пожилого населения

Доля детей во всемнаселении (%) Доля стариков во всемнаселении (%)
Регионы мира менее 20 20-30 30-40 более40 до5 5-10 10-15 более15
Северная Африка 5 2 7
Западная Африка 16 15 1
Восточн. Африка 3 13 13 3
Центральная Африка 1 7 7 1
Южная Африка 1 4 5
Северн. Америка 2 2
Центральная Америка 4 4 8
Южная Америка 2 10 1 10 2 1
Карибский район 8 5 1 2 11 1
Западная Азия 4 8 7 15 3 1
Цент. и Юж. Азия 5 9 13 1
Юго-Вост. Азия 7 2 8 1
Восточная Азия 2 4 1 2 4 1
Северная Европа 5 5 7 3
Западная Европа 8 7 1
Восточная Европа 2 7 2 7
Южная Европа 7 4 1 1 3 8

В большинстве развивающихся стран характеризующихся расширенным типом воспроизводства и низкой продолжительностью жизни высока доля детей и очень мала доля пожилого населения. Самым «молодым» континентом является Африка. Здесь ни в одном государстве доля детей не опускается ниже 30%, а в 42 — составляет более 40%. Наиболее высокую долю имеют Йемене этот показатель достигает 52%. Очень , которая была характерна совсем недавно для стран этих регионов, а в некоторых, и сохраняющаяся до сих пор, определяет низкую долю населения старших возрастов. В 20 американских и 38 азиатских государствах удельный вес данных возрастных групп менее 5%. Самую низкую долю стариков имеют , . Большое влияние на формирование их возрастной структуры оказывают населения в средних возрастных группах.

Половой состав населения измеряется числом мужчин, приходящихся на 100 или 1000 женщин, иногда долей или процентом лиц мужского и женского пола во всем населении или отдельных возрастных группах. На формирование половой структуры населения оказывают решающее воздействие следующие факторы.

1. Численное соотношение мальчиков и девочек среди родившихся. Оно составляет 105-106 мальчиков на 100 девочек или 51.2% мальчиков. Эти показатели незначительно различаются по странам и по времени, редко бывая больше 107 и меньше 104. Такое соотношение объясняется биологией человека. Соотношение чисел мужских и женских зигот при оплодотворении примерно составляет 125-130 мужских зародышей на 100 женских. Однако внутриутробная смертность мужских плодов значительно выше, чем женских.

2. Более высокая смертность среди мужского населения, объясняемая несколькими причинами:

  1. биологическими особенностями организма мужчины и женщины. Женский организм более стоек к внешним воздействиям;
  2. занятостью мужчин в более травматичных и опасных для здоровья отраслях народного хозяйства;
  3. более распространенными среди мужского населения вредными привычками: алкоголизм, наркомания и токсикомания, курение.

3. Огромное влияние на диспропорции в половом составе населения оказывают войны, на которых преимущественно погибают мужчины. Это нашло отражение и в возрастно-половой структуре населения России. В возрастных группах старше 70 лет характерно значительное превышение женского населения.

4. Миграции населения. Половой состав мигрирующего населения зависит от отраслевой принадлежности средних специальных и высших учебных заведений, структуры народного хозяйства. В районах развитой тяжелой промышленности, новостроек преобладает мужское население, в районах — и сферы услуг — женское. Специализация учебных заведений на подготовке кадров для «мужских» или «женских» отраслей приводит к несбалансированности полов в молодых возрастных группах. Некоторое влияние на половой состав оказывают и различия в мобильности населения. Как правило, более подвижно мужское население.

Наиболее высокий удельный вес женского населения характерен для стран Восточной и южной Европы (страны Прибалтики, славянские республики экс СССР, Молдавия, ) и от 52 до 54%.

Максимальная доля мужчин наблюдается в , странах , достигая самых высоких показателей в Кувейте и Катаре соответственно 61.4 и 66.2%. Очень высокая доля мужчин в нефтеэкспортирующих странах Персидского залива и объясняется в первую очередь массовой иммиграцией рабочей силы, преимущественно мужчин.

Демографический энциклопедический словарь.-М.: Сов.энциклопедия 1985. с. 422.