Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Смотреть что такое "Внебюджетный фонд" в других словарях

Сегодня, 20 декабря, Губернатор Валерий Радаев провел заседание областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В мероприятии приняли участие представители министерств и ведомств, администраций районов, профсоюзов и работодателей.

В своем вступительном слове глава региона отметил, что областное трехстороннее Соглашение на 2013-2015 годы предусматривает обязательство сторон социального партнерства по принятию мер для повышения заработной платы в организациях области. Значимость реализации данного обязательства Соглашения заключается в повышении гарантий работающему населению, сдерживающем факторе оттока трудоспособного населения из региона, повышении доходов бюджета области.

На заседании были подведены итоги выполнения работодателями внебюджетного сектора экономики целевых ориентиров роста заработной платы на 2013 год. Так, темпы роста зарплаты по полному кругу промпредприятий региона за 10 месяцев текущего года составили 7,7% к соответствующему периоду 2012 года, уровень заработной платы сложился в 20 тыс. 900 рублей.

Основным показателем качества жизни, источником благополучия работающего населения является достойный уровень заработной платы, отметил Валерий Радаев, именно поэтому большое внимание в Указах Президента страны уделяется вопросу повышение уровня заработной платы, как в бюджетных, так и во внебюджетных организациях.

«Начиная с 2012 года, в бюджете области предусматриваются средства на доведение заработной платы отдельных категорий бюджетников до среднерегионального уровня. Это серьезные дополнительные расходы, при этом, Правительство стабильно выполняет все социальные обязательства», - сказал Губернатор.

За последние три года зарплата в бюджетной сфере области увеличилась в 1,5 раза (с 10,5 тыс. руб. в 2010 г. до 15,9 тыс. руб. за 9 месяцев 2013 г.).

По словам главы региона, сегодня достаточно активно развивается внебюджетный сектор - реализуются инвестиционные проекты, организуются новые предприятия с высокопроизводительными рабочими местами. Губернатор выразил благодарность работодателям-представителям социально ответственного бизнеса, которые в сегодняшних условиях наряду с ростом производительности труда обеспечивают достойную заработную плату сотрудников.

Между тем, подчеркнул Валерий Радаев, остаются проблемы, требующие решения, сохраняются рабочие места с низкой заработной платой, о чем сообщается в обращениях жителей области в адрес власти.

«Очевидно, что минимальная заработная плата должна обеспечивать человеку прожиточный минимум. И наша общая задача в кратчайшие сроки решить этот вопрос на территории области. В этих целях мы приняли совместное решение повысить с 1 января 2014 года размер минимальной заработной платы до 6200 рублей», - сказал Губернатор.

МРОТ для работников внебюджетной сферы региона увеличится на 11,6% от федерального уровня (5554 руб.) и будет максимально приближен к областной величине прожиточного минимума трудоспособного населения (6657 руб.).

Губернатор отдельно остановился на проблеме теневых зарплат, подчеркнув, что Правительством РФ поставлена задача по принятию мер по легализации заработной платы. «Ни для кого не секрет, что в значительной части организаций используются серые схемы выплаты заработной платы. В результате страдают интересы работающего населения - минимизированы пенсионные накопления, страховые выплаты, не в полной мере поступают налоги в бюджеты, - подчеркнул Валерий Радаев. - Увеличение размера минимальной заработной платы во внебюджетном секторе экономики области позволит повысить социальную защищенность низкооплачиваемых категорий работников».

В ходе заседания было подписано Соглашение о минимальной заработной плате в Саратовской области. Свои подписи поставили: от Правительства - Губернатор Валерий Радаев, от работодателей - председатель Союза товаропроизводителей и работодателей Виктор Муллин, от профсоюзов - председатель Федерации профсоюзных организаций области Михаил Ткаченко.

Сторонами социального партнерства принято решение о заключении регионального Соглашения об установлении с 1 января 2014 года для работников внебюджетного сектора экономики минимальной заработной платы в размере 6200 рублей

В бюджетных организациях работники вступают в отношения найма с работодателями, действующими от имени государства, которое в свою очередь их нанимает. В распоряжение работодателей передаются бюджетные средства, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в соответствии с профилем деятельности организаций. Как правило, в задачи бюджетных организаций не входит получение прибыли.

Взаимоотношения работников и работодателей бюджетных организаций строятся в рамках выделенных органом управления средств. Бюджетные ограничения накладывают отпечаток на организацию оплаты труда. Почти все условия ее осуществления оказываются регламентированными вышестоящими органами управления и бюджетами. В частности, условия тарифной оплаты в организациях бюджетной сферы: здравоохранении, просвещении, высшей школе, науке, культуре и ряде других отраслей определены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» (с последующими изменениями и дополнениями). В этом постановлении говорится, что применение Единой тарифной сетки (ЕТС) является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Единая тарифная сетка имеет 18 разрядов, из них для рабочих отведены разряды с 1 по 8, для служащих со 2 по 18.

Каждому разряду соответствует тарифный коэффициент. Умножая на этот коэффициент ставку (оклад) первого разряда, устанавливаемую правительством, определяют заработную плату по определенной должности. Чем выше разряд, тем больше коэффициент, а следовательно, и заработная плата. Размер тарифной ставки первого разряда является базовым, он пересматривается (правда, недостаточно регулярно), исходя из роста потребительских цен, и это приводит в движение всю тарифную сетку.

Ставки и оклады устанавливаются по результатам аттестаций (тарификации) каждого работника, так как ему должен быть присвоен определенный разряд по тарифной сетке. В частности, при аттестации руководителей и специалистов учитываются следующие факторы:

  • * содержание и характер выполняемых работ;
  • * разнообразие (комплексность) работ;
  • * руководство подчиненными;
  • * степень самостоятельности;
  • * уровень ответственности.

По ряду должностей специалистов, служащих и руководителей устанавливаются своего рода «вилки» разрядов и соответственно окладов.

Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, также могут устанавливаться ставки и оклады исходя из 9-10 разрядов ЕТС, по специальным отраслевым перечням, утверждаемым министерствами и ведомствами РФ, а на особо важных и особо ответственных работах - по перечню, утвержденному Министерством труда России, исходя из 11-12 разрядов ЕТС, хотя вообще для рабочих предусмотрены разряды вплоть до 8 (включительно).

Для обеспечения объективности в присвоении разрядов специалистам разработаны тарифно-квалификационные требования и отраслевые тарифно-квалификационные справочники. Продолжает действовать и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в котором даны характеристики для многих межотраслевых должностей.

В целом единая тарифная сетка позволяет во многом унифицировать оплату труда работников, вместе с тем сохраняя возможность гибкого управления этой оплатой.

Поэтому многие предприятия внебюджетного сектора экономики строят свою тарифную сетку, используя некоторые принципы ЕТС и внося в них изменения и дополнения, основанные на специфике своих производств.

Разумеется, Единая тарифная сетка не может быть отнесена к достаточно совершенным документам. Ее основной недостаток - низкий уровень тарифных ставок, и прежде всего, чрезмерно низкая тарифная ставка 1 разряда. На начало 2001 года тарифные ставки 18 разрядов ЕТС были ниже прожиточного минимума.

Особенности разработки и применения тарифных систем во внебюджетном секторе экономики.

Оплата труда на предприятиях внебюджетного сектора экономики имеет иные организационные основы. Каждый предприниматель вправе самостоятельно, но по согласованию с профсоюзной организацией (или иными представителями наемных работников) определять все условия оплаты труда: тарифные ставки, премии, доплаты, надбавки, вознаграждения. Исключение здесь составляют только ограничения, установленные законодательством. В частности, минимальная тарифная ставка не может быть ниже минимальной заработной платы, определенной в законодательном порядке. Это же касается и ряда гарантийных и компенсационных выплат (оплата простоев не по вине работника, оплата сверхурочных часов работы, оплата отпусков очередных и дополнительных и т.п.).

В условиях перестройки экономики в практике работы предприятий внебюджетного сектора сложилось два подхода к организации заработной платы. Один из них (наиболее распространенный) базируется на применении тарифной системы предприятия, которая учитывает его экономические возможности и решает задачи в части регулирования отношений между работодателями и работниками. В этом случае тарифные ставки (оклады) являются базой для начисления всех других выплат, предусмотренных условиями оплаты (положениями о премировании, доплатах, надбавках и вознаграждениях). Заработок работника при таком подходе к организации заработной платы (называемой иногда тарифной моделью организации заработной платы) формируется из отдельных элементов, а совокупность заработков за определенный период формирует соответствующий фонд заработной платы.

Другой подход, гораздо менее распространенный, базируется на так называемых коэффициентах (долях, паях) распределения фонда заработной платы. При таком подходе (нередко называемом бестарифным ) в качестве условий оплаты устанавливаются определенные коэффициенты, которые присваиваются работникам и на основе которых они участвуют в распределении тем или иным образом сформированного по результатам работы предприятия (или его подразделения) фонда заработной платы.

Принципиальное различие между тарифной и бестарифной моделями организации заработной платы состоит в том, что в первом случае первичным является заработок работника, определенный по результатам его работы. А производным (вторичным) является фонд заработной платы; во втором случае, наоборот, первичным является фонд заработной платы, а производным (вторичным) - индивидуальный заработок работника.

Первая модель устанавливает определенные гарантии оплаты труда работнику за его индивидуальные результаты, но не гарантирует соответствия фонда заработной платы конечным результатам работы предприятия. Вторая модель, напротив, увязывает фонд заработной платы с конечными результатами деятельности предприятия, но не гарантирует стабильной связи между получаемым работником заработком и его индивидуальными результатами труда. В таблице 1 представлены различия в формировании заработка работника при тарифной и бестарифной моделях организации заработной платы.

При разработке условий оплаты труда и тарифная, и бестарифная модели организации заработной платы опираются, как правило, на квалификационные и тарифно-квалификационные справочники, разработанные в условиях прежней экономической системы (с внесенными в них самими предприятиями дополнениями и изменениями), на различные перечни профессий и работ с вредными условиями труда и оценку условий его на рабочем месте, на учет отработанного времени и реально выполненной работы и т.д. Разница состоит только в способе учета факторов формирования заработка: в виде заранее фиксированных и потому гарантируемых при оплате величин или в виде относительных коэффициентов.

Сведения, содержащиеся в таблице 1 (см. в Приложении) достаточно хорошо иллюстрируют относительность принятого и широко распространенного названия «бестарифная модель организации заработной платы». В этой модели тарифная система присутствует и используется для дифференциации заработной платы в зависимости от сложности, условий труда и других тарифообразующих факторов, но в виде коэффициентов, что лишает тарифную систему гарантированности заработной платы за работу в пределах нормы труда (трудовых обязанностей), которую она имеет в тарифной модели организации заработной платы.

К внебюджетным фондам сегодня относятся: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Кроме того, к внебюджетным фондам могут быть отнесены денежные фонды субъектов РФ и муниципальных образований.

Финансовые отношения, опосредующие государственные и муниципальные внебюджетные фонды, весьма многообразны. Это отношения по уплате налогов, сборов, добровольных пожертвований в названные фонды, по выделению средств из этих фондов, а в ряде случаев и по их распределению.

Государственный кредит - это особая форма денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном как заемщик средств, а также кредитор и гарант. Необходимость государственного кредитования связана с опережающим темпом роста государственных расходов по сравнению с возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней.

Для разрешения противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства их удовлетворить за счет бюджета Россия, как и большинство стран мира, использует государственные займы. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Финансовый рынок - составная часть финансовой системы. Финансовым называют рынок, где обращается капитал.

Финансовый рынок в России стал ускоренно развиваться с 1992 г., когда правительство начало предпринимать решительные шаги по либерализации практически всех сторон экономической деятельности. Этот процесс характеризовался в первую очередь возникновением достаточно разветвленной структуры финансового сектора, состоящего из банковской системы, инвестиционных и пенсионных фондов, бирж и страховых компаний. Большое влияние на развитие финансового сектора оказал процесс приватизации, который способствовал развитию рыночной инфраструктуры, совершенствованию соответствующей законодательной базы, вовлечению населения в операции на фондовом рынке и формированию у людей рыночного менталитета.

В первый год экономических реформ (1992 г.) состояние российского финансового рынка было достаточно неустойчивым, операции на денежном рынке и рынке ценных бумаг характеризовались низкими объемами. Банковский сектор был развит слабо, особенно в регионах. К 1995 г. на российском финансовом рынке сформировалась достаточно широкая инфраструктура, выделились самостоятельные крупные сегменты. В настоящее время выделяют различные секторы финансового рынка: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.

Как отмечалось, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на финансовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.

Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефицита. Для этого государство выпускает в обращение и продает государственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа. Следует подчеркнуть, что в настоящее время рынок государственных ценных бумаг является наиболее значительным по объему в, составе финансового рынка. Государственные ценные бумаги, эмитируемые Министерством финансов Российской Федерации, представлены следующими видами ценных бумаг:

государственные краткосрочные облигации (ГКО);

облигации федерального займа (ОФЗ);

облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Основная цель выпуска облигаций государственного внутреннего долга (подчеркнем еще раз) - это мобилизация средств для финансирования расходов, предусмотренных Законом о федеральном бюджете на каждый год. Приоритетом при решении поставленной задачи должна была стать надежность всей конструкции заимствований, а также оптимизация стоимости внутреннего долга и сроков его погашения. Надо подчеркнуть, что на первых порах, по крайней мере до 1996 г., так оно и было. Позднее ситуация изменилась.


В контексте данной статьи под заработной платой будем понимать денежную компенсацию, которую работнику выплачивает работодатель за его труд. Как известно, на Российском рынке труда существуют две сферы: бюджетная и внебюджетная. Работниками бюджетной сферы являются те, кто работают в бюджетных учреждениях. К ним относятся организации, которые создаются органами государственной власти. Эти организации выполняют функции некоммерческого характера. Например, социально-культурная, научно-техническая функции. К ним относятся работники здравоохранения, образования, культуры, госслужащие и т.д. К работникам внебюджетной сферы относят тех, кто работает в коммерческих организациях, частных фирмах (т.е. учреждения, работающие на получение прибыли, и у них свой бюджет).

Существует ли различие между доходами этих двух сфер? Для получения наглядной картины необходимо выяснить, по какому принципу (схеме) начисляется заработная плата для трудящихся в бюджетной сфере и трудящихся во внебюджетной сфере. Итак, заработная плата бюджетников в номинальном выражении является результатом государственной политики Российской федерации в области оплаты труда, основными инструментами данной политики являются: минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и единая тарифная сетка (ЕТС). Наоборот, зарплата внебюджетников формируется на конкурентном рынке труда с учетом того, что действующие здесь фирмы максимизируют прибыль.

Во многих развитых странах зарплата государственных служащих (туда включаются и работники бюджетной сферы) определенным образом зависит от зарплаты занятых в коммерческом секторе. В этом и заключаются переговоры между профсоюзами и работодателями. Осуществляется такой принцип, что за одинаковый труд должна быть одинаковая оплата. В результате этого работники бюджетной сферы получают хорошую как денежную, так и натуральную премию. Объясняется это тем, что у них уровень образованности выше. Политическая значимость сектора и сильное влияние профсоюзов делают возможным получение такой премии. Натуральная часть премии включает в себя довольно высокий уровень социальной обеспеченности, более лучшие условия труда и усиленную защиту от рисков, связанных с рынком труда.

Что касается России, то в пределах нашей страны заработная плата бюджетников складывается иначе, поскольку она не берет во внимание цены, которые установились на рынке труда. Базовая (тарифная) часть оплаты российских бюджетников складывается централизованно, опираясь на МРОТ и ЕТС. В дальнейшем надбавка к основной части имеет почти случайный характер и зависит она от действия рыночных сил и от того какие возможности имеются в регионе. В результате номинальная зарплата бюджетников строится исходя из заработной платы внебюджетников, пытаясь достигнуть установленной планки. И, на мой взгляд, чем богаче регион, тем эта планка выше, но и дотянутся до нее труднее. Как следствие, неудивительно, что разрыв оказывается большим по величине и складывается не в пользу бюджетников. Поскольку работники бюджетной сферы получают относительно низкую зарплату – это стимулирует отток более квалифицированных кадров во внебюджетную сферу.

Как показывает статистика, если сопоставить работников одной сферы деятельности и примерно одной должности, то становится понятно, что внебюджетники получают в среднем примерно на 20% больше, чем они получали бы в бюджетном секторе. По ряду причин это характерно не для всех регионов. Для жителей небольших городов работа на государство выгодна, поскольку разрыв в зарплате там минимален, а сама работа относительно стабильна.

Итак, по данным Росстата, руководители нефтегазовых предприятий имеют самые высокие заработные платы в России. 225 тыс. долларов (7 млн.рублей) – это их средняя ежемесячная зарплата На втором месте - тяжелая индустрия, по 116 тыс. долларов (3,6 млн руб.). Президенты коммерческих и инвестиционных банков примерно также.

В бюджетной же сфере самую большую зарплату среди российских чиновников получают служащие Рособоронпоставки - в среднем 93 тыс. руб. в месяц. Служащие администрации президента - по 87 тыс. руб. в месяц, в Счетной палате - 79 тыс. руб.

Всё это потому, что в частных структурах руководители сами распределяют свою прибыль. А бюджетники получают зарплату из наших налогов.

Решение данной проблемы существует. Большинству бюджетников необходимо устанавливать зарплату исходя из региональных рынков труда. Должны проводиться переговоры профсоюзов работников образования или здравоохранения с региональными администрациями.

В большинстве нормативных актов, регулирующих вопросы денежного содержания работников бюджетной сферы, специальной строкой оговаривается, что подразумевает данный документ под понятием «бюджетная организация». Как правило, это те организации, функции и полномочия учредителя которых выполняют органы исполнительной власти разных уровней – государственного, регионального и муниципального.

В настоящее время определяющим критерием является источник финансирования выплат заработной платы из средств, выделяемых бюджетами этих трех уровней. Получается, что к работникам бюджетной сферы относятся все, кто получает зарплату из бюджета, чей труд оплачивается в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) и те, которые получают оплату непосредственно из того или иного бюджета. Эти выплаты, конечно, заложены в статье «Расходы» этих бюджетов.

В некоторых законодательных актах содержатся определения, по которым работниками бюджетной сферы признаются те физические лица, которые состоят в трудовых отношениях с бюджетными организациями и получают зарплату с учетом окладов, устанавливаемых на основе ЕТС.

Кто является бюджетником

В 2012 году в Российской Федерации численность сотрудников бюджетных организаций составляла более 14 миллионов человек. Из них около 3,7 миллионов работали в федеральных государственных учреждениях, 4 миллиона – в государственных учреждениях субъектов РФ и 7 миллионов – в .

Кроме работников федеральных государственных учреждений, таких, как налоговая инспекция, казначейство, таможенная служба и пр., к относятся работники образования и здравоохранения, социального обслуживания, культуры или науки.

В эту категорию попадает также воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых по закону предусмотрена воинская служба, а также гражданский персонал некоторых федеральных органов исполнительной власти, связанных с деятельностью в области обороны, правоохранительной и государственной безопасности.

Тем, кто может считать себя работником бюджетной сферы, государство предусматривает в бюджете средства на целевые программы, в том числе и на субсидии для приобретения жилья. В государственной казне предусмотрены средства и на различные социальные льготы работникам бюджетной сферы.