Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Социально-экономическое развитие. Социальная политика ссср

Экономическое развитие СССР в годы «застоя» (СССР в 60-80-е).

Социально-экономическое развитие Наметившиеся в начале 1960-х гг. кризисные явления в экономике обу­словили необходимость проведения реформ, направленность которых была предметом долгих дискуссий между экономистами. В 1965 г. по­становлением Совета министров были определены основные положения экономической реформы, которая по имени главы правительства А. Н. Косыгина получила название косыгинской. Основные положения косыгинской реформы: отмена учрежденных Хрущевым совнархозов, возврат от террито­риального к отраслевому принципу управления экономикой; расширение самостоятельности отдельных предприятий. Они по­лучали возможность корректировать спускаемый «сверху» план, право распоряжаться частью своей прибыли, направлять ее на ма­териальное поощрение рабочих и служащих, культурно-бытовые нужды и инвестиции в производство; прибыль стала основным показателем работы предприятия. На первых порах косыгинская реформа привела к улучшению эконо­мических показателей. Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) была наибо­лее успешной за весь послевоенный период и получила название «зо­лотой». В это время было введено в строй большое количество новых предприятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти, Братская и Красноярская ГЭС. Однако затем стали выявляться негативные сто­роны реформы: предприятия начали стремиться к занижению для себя плановых заданий, завышению затрат, выпуску дорогой, но некачественной продукции: рост заработной платы населения обгонял рост производительно­сти труда, что приводило к возникновению избыточного спроса, не обеспеченного товарами; в ситуации товарного дефицита в государственных магазинах уве­личилась роль так называемого теневого сектора экономики, кор­рупция и хищения общественной собственности на всех уровнях стали широко распространенными явлениями; каждый работник и каждое предприятие были поставлены в такие условия, когда фактически поощрялось достижение собственной выгоды в ущерб общественной. Несовместимость рыночных методов хозяйствования, предлагавших­ся Косыгиным, с плановой экономикой привела к приостановке ре­форм в начале 1970-х гг. Другой причиной стало то, что в это время в Западной Сибири были разведаны новые нефтяные и газовые мес­торождения. Значительные доходы от экспорта нефти и газа позволя­ли обеспечивать рост уровня жизни населения за счет импорта и вне­шних займов, поддерживать экономическую стабильность без всяких реформ. В долгосрочной перспективе такой путь привел к возрастанию зависимости СССР от внешнего рынка, что повышало степень не­устойчивости советской экономики. Косыгинская реформа 1965 г. затронула также сельское хозяйство. По­вышались закупочные цены на колхозную продукцию, стимулировалось развитие личных подсобных хозяйств колхозников. Были осуществле­ны самые масштабные за весь послевоенный период капиталовложения в механизацию и химизацию сельского хозяйства, произошел переход на денежную оплату труда колхозников вместо натуральной. Эти меры привели к повышению производительности труда в сельском хозяйстве, но впоследствии развитие отрасли вновь затормозилось из-за неэффек­тивного расходования государственных средств, значительных потерь колхозного урожая при сборе и транспортировке, все большего вовле­чения колхозников в теневой сектор экономики и снижения заинтере­сованности в труде в рамках колхоза. Серьезной проблемой было снижение темпов научно-технического прогресса. Притом что уровень подготовки квалифицированных спе­циалистов в СССР был весьма высоким, многие научные разработки и передовые технологии не находили применения в экономике. Оста­валась довольно высокой доля (40 %) ручного неквалифицированного труда. В то же время резервы экстенсивного развития за счет притока рабочей силы из деревни были близки к исчерпанию. Все эти факторы обусловили замедление темпов экономического роста со второй поло­вины 1970-х гг.

Смена политического руководства. Период с 1964 - 1985 гг. вошёл в историю страны вначале как "эпоха развитого социализма ", позже как "период застоя ".

Первым секретарём ЦК КПСС, а с 1966 г. - Генеральным секретарём стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин.

Более полувека страна жила в чрезвычайных условиях. Новые руководители считали, что обществу нужна стабильность. Стабильности можно достичь при отказе от политического курса последних лет, от политики десталинизации и реформ. Но первое время руководство страны ещё тяготело к реформам.

Экономическая реформа 1965 г. Ещё в конце 50-х гг. советская экономика стала терять эффективность. Об этом свидетельствовало падение производительности труда, низкое качество продукции, убытки. Тогда же крупными учёными - экономистами началось обсуждение экономической реформы. К середине 60-х гг. необходимость экономической реформы стала очевидной. Спланировал экономическую реформу, активно способствовал проведению её в жизнь А.Н. Косыгин.

В 1965 г. сентябрьский пленум ЦК КПСС принял решение об экономической реформе. Вводились изменения в систему управления производством. Совнархозы - децентрализованное управление народным хозяйством на региональном уровне - ликвидировались и восстанавливались министерства - отраслевое управление производством. Основные принципы советской экономики остались прежними: всеобъемлющая государственная собственность, единое, централизованное планирование, строгий контроль за основными показателями развития. Главное заключалось в том, что советским предприятиям предоставлялась относительная автономия. Одним из главных показателей работы предприятия становился объём реализованной продукции. Реализация продукции сверх плана позволяла создавать на предприятиях специальные фонды за счёт отчислений от прибыли. Полученные доходы предприятия пускали либо на развитие производства, либо на стимулирование труда персонала.

Таким образом, реформа повышала роль экономических методов управления. Предложенную реформу А.Н. Косыгин предлагал рассматривать как начало процесса дальнейших реформ.

Развитие промышленности. ХХIII съезд КПСС (март 1966 г.) провозгласил переход от административных к экономическим методам управления народным хозяйством.

Только в 1966 г. к работе на новых условиях хозяйствования приступили 704 предприятия. Переход предприятий на условия хозрасчёта осуществился к концу восьмой пятилетки (1966 - 1970 гг.). Начало брежневского правления оказалось успешным для советской экономики. За годы восьмой пятилетки было построено 1900 крупных промышленных предприятий. Объём промышленного производства увеличился на 50%. Наиболее успешно развивались: электроэнергетика - на 54%, машиностроение - на 74%, приборостроение - в 2, 3 раза; радиоэлектроника и нефтехимическая отрасль - на 78%. Началось освоение Тюменского нефтегазодобывающего комплекса, и добыча газа в стране резко возросла. Были построены самая крупная в мире Красноярская ГЭС и Славянская ГРЭС. На европейской территории страны было завершено создание единой энергосистемы, управляемой из единого центра. Были также построены Западно-Сибирский металлургический комбинат, Карагандинский комбинат. При участии итальянской фирмы "Фиат" за 3,5 года был построен Волжский автомобильный завод в г. Тольятти. Он выпускал в год 660 тыс. легковых автомобилей. Продолжалось создание единого народнохозяйственного комплекса страны. С этой целью развивались процессы общесоюзного разделения труда. Так, в Азербайджане основное внимание уделялось газовой и нефтехимической промышленности. Осуществлялись программы создания территориально - производственных комплексов. Сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский, Чимкентско-Джамбульский комплексы. С их помощью предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. В результате появились диспропорции в развитии республик. В наиболее промышленно развитых республиках появились сепаратистские тенденции. Они активизировались в 80-е гг.


В результате за годы восьмой пятилетки был создан мощный промышленный потенциал.

Нарастание противоречий в экономике. С начала 70-х годов темпы роста экономики стали снижаться, а к 80 годам показатели производства перестали расти. Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом (НТП). Западные страны осуществляли продвижение в таких сферах, как комплексная автоматизация производства и управления, электронизация и биотехнологизация хозяйственной деятельности, использование ядерной энергетики, исследование и освоение космического пространства. В нашей стране при разработке научно-технической политики не были учтены все тенденции научно-технической революции. Основное внимание было обращено на автоматизацию и производственных процессов, т.к. считалось, она содержит в себе возможность преобразования материального производства, управления и повышения производительности труда.

Экономика 70-х и первой половины 80-х годов развивалась в целом на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов, что проявилось:

в погоне за увеличением объемов. В 70-е годы нам удалось догнать США по выплавке стали, добыче угля, нефти, газа и других видов промышленной продукции;

экономика СССР развивалась за счет увеличения числа рабочих;

экономика страны была монополизированной, в которой не было конкуренции внутри каждой отрасли (например, в автомобилестроении);

наличие гигантомании, т.е. строительств огромных предприятий, дорогостоящих и не всегда оправдываемых (например, БАМ);

в сверхцентрализации экономики.

В стране вилась определенная работа по осуществлению технической реконструкции. Так, в 1971 году в промышленности действовало 89481 механизированных поточных линий, то в 1985 - 161601; соответственно автоматических линий - 10917 и 34278.

Ресурсы страны все больше истощались. Небольшую часть экономики страны составляли наиболее современные производства высокой технологии, которые работали на военные заказы.

В 70-е годы активно развивался военно-промышленный комплекс (ВПК), где были заняты миллионы людей, использовались лучшие материалы. Экономика страны работала в основном на военно-промышленный комплекс. Военная нагрузка привела к небольшим диспропорциям. Из-за разницы издержек в разных отраслях экономики покупная возможность рубля была различной (в оборонной промышленности она составляла 4-6 долларов, в других отраслях гораздо ниже).

На рубеже 70-80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники достигло 60% всей выпускаемой продукции. В период10-й пятилетки (1976-1980 года) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники труда выполнены не были. Кроме того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство со времён И.В. Сталина находилось в глубоком провале. Руководство решило предпринять срочные меры по поднятию сельского хозяйства.

На мартовском пленуме ЦК КПСС (1965 г.) была предпринята программа ускоренного развития сельского хозяйства. Устанавливался твёрдый и неизменный план закупок зерна. На зерновые культуры, на продукцию животноводства были повышены закупочные цены. Наряду с плановым было предусмотрено сверхплановое, свободное приобретение продовольственных культур в хозяйствах, которые будут иметь излишки товарного хлеба. В целях поощрения продажи колхозами и совхозами продукции сверх плана была установлена надбавка в размере 50% к основной закупочной цене. Конкретные меры намечались по дальнейшему укреплению материально - технической базы сельского хозяйства: предполагалось увеличить выпуск сельскохозяйственной техники, повысить её качество, надёжность и долговечность; разрабатывалась программа электрификации, химизации аграрного производства, орошение и мелиорация полей. Резко увеличились капиталовложения в сельское хозяйство.

В 70-е гг. стали создаваться интегрированные хозяйства - агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы, совхозы, предприятия по переработке сырья, организация транспорта и торговли. К середине 80-х гг. в стране было создано около 4, 8 тыс. межхозяйственных предприятий, но они не давали эффекта. Для улучшения управления сельским хозяйством был создан Государственный агропромышленный комитет, на местах - районные агропромышленные объединения.

Тем не менее, объём валовой продукции сельского хозяйства сокращался. В годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.) он составил 13% совокупного общественного продукта, а в годы десятой пятилетки (1981-1985гг.) - 6%.

Развитие народного образования. Большие успехи были достигнуты в области образования. С 1966 - 67 учебного года в стране начинается переход средней школы на новые учебные планы и программы, разработанные АН СССР и Академией педагогических наук. Новые программы характеризовали: учёт последних достижений науки и техники, преемственность в изучении материала с первого по десятый класс, более рациональное распределение учебной информации по годам обучения, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4 класса, освобождение программ от излишней детализации и второстепенных знаний в целях преодоления перегрузки учащихся. Для углублённого изучения предметов, развития интересов и способностей школьников вводились факультативные занятия по выбору учащихся, начиная с седьмого класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов силами ведущих учёных страны и опытных учителей.

В результате с середины 60-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем, в течение десяти лет (к середине 70-х гг.) - ко всеобщему среднему образованию. Возможность получить образование в объёме средней школы предоставили молодёжи средние ПТУ и техникумы. Необходимые условия для повышения уровня знаний рабочей и сельской молодёжи с последующим поступлением в вузы создавали возникшие в 1969 г. подготовительные отделения.

По сравнению с предшествующим периодом в 70-80-е гг. удалось добиться высоких темпов роста образовательного уровня населения. Относительно 1959 г. удельный вес граждан, имеющих высшее образование, увеличился к 1987 г. в 3,9 раза, а приобретших полное среднее - в 3,6 раза. Одновременно сокращалось количество людей с неполным средним образованием.

Развитие науки. Большое внимание уделялось развитию науки. На её развитие выделялись всё большие ассигнования. Наиболее ярким свидетельством расцвета советской науки являются достижения в области освоения космоса. СССР продолжил изучение Луны с помощью космических аппаратов. В 1965 г. автоматическая станция "Зонд-3" сфотографировала обратную сторону Луны. На основании этих и ранее сделанных снимков были впервые составлены полная карта и глобус Луны. Выдающимся достижением советской науки явилась доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение. Советские космические аппараты достигли поверхности планеты Венера и передали на Землю ценные сведения о её атмосфере. В Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова были сделаны открытия мирового уровня: пущена ядерная установка, с помощью которой осуществлено преобразование тепловой энергии ядерного реактора в электрическую. Учёные этого Института под руководством академика Л.А. Арцимовича заняли ведущее место в изучении свойств плазмы. Выдающиеся открытия были сделаны в области квантовой физики. Советские физики Н.Г. Басов и А.М. Прохоров стали лауреатами Нобелевской премии. Деятельность Академии наук СССР была сосредоточена на разработке наиболее перспективных направлений в области естественных и гуманитарных наук, способствующих развитию науки и культуры. Большое внимание уделялось деятельности академий наук союзных республик. Для поощрения советских учёных за развитие советской науки в 1966 г. были учреждены Ленинские премии, а в 1967 г. - Государственные премии.

Социальная политика. В правительственных документах определялась цель социалистического строительства: "Всё во имя человека и для его блага!". Общество было переориентировано на решение проблем потребления. В течение восьмой пятилетки реальные доходы трудящихся увеличились на 33%. Минимальная заработная плата рабочих и служащих возросла с 40-45 до 60-70 рублей. Главным достижением социальной политики в этот период стало государственное бесплатное жилищное строительство. 55 млн. чел. получили бесплатное или по льготным кредитам жильё. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры. Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском в 15 дней.

Конституция СССР 1977 г. 7 октября 1977 г. сессия Верховного Совета СССР приняла Конституцию. В новой Конституции отмечалось, что в "СССР построено развитое социалистическое общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растёт благосостояние народа… в котором на основе сближения всех классов и социальных слоёв, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ".

Политической основой государства оставались Советы. Все Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти. Составные элементы политической системы - КПСС, Советы, профсоюзы, комсомол, общественные организации. Ядром политической системы общества "развитого социализма" была КПСС. Статья шестая Конституции закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы советского общества.

Нарастание застойных явлений в экономике и социально-политической сфере. С середины 70-х гг. наблюдается появление застойных явлений в экономике. Но с 1970 по 1984 гг. страна получила 174 млрд. долл. Аппарат смог наладить только распределение потока получаемых из-за границы средств и товаров. Дефицит товаров и услуг дополнялся угрозой дефицита продовольствия.

Причины замедления социального развития коренятся в противоречиях "социализма". Сохранилась жёстко централизованная система власти. Костяк этой власти составили аппаратчики. К власти пришло "третье поколение" советских правителей - типичных аппаратчиков - исполнителей. Они выросли в недрах сталинской кадровой политики. Но в отличие от "сталинских кадров" (В.М. Молотов, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущёв и др.) среди них, за редким исключением (А.А. Громыко, Ю.В. Андропов), не было ярких личностей, они были лишены дара стратегического предвидения, способности ставить большие цели и принимать ответственность на себя. Когда в конце 80-х гг. общество оказалось, и настала пора ответить на зов времени, принять адекватные меры, - они оказались не готовы к этому.

В последние годы жизни И.В. Сталина и в период правления Н.С. Хрущёва формирование властных структур обрело новые черты и качество. В моменты ослабления центрального руководства "незаметные" исполнители почувствовали мощь власти и те блага, которые можно приобрести с её помощью. У них возникло желание и впредь сохранить такое положение вещей, оградить себя от "чисток", "перетряхиваний", столь характерных для правления И.В. Сталина. Так возник "принцип коллегиального руководства", характерный для аппарата управления.

Поскольку система имела иерархический характер, то сохранилось значение первого лица в составе высшего лица администрации. На ХХIII съезде КПСС (1966 г.) Л.И. Брежнев был избран Генеральным секретарём КПСС. В 1977 г. он занимает пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Была создана его "блестящая" военная карьера: к 30-летию Победы ему присвоили звание генерала, а в 1976 г. - маршала Советского Союза. Ему было вручено 7 орденов Ленина и 5 звёзд Героя Советского Союза и Социалистического Труда, Ленинская премия мира и Ленинская премия за три брошюры: "Малая земля", "Возрождение", "Целина".

Сосредоточив в своих руках огромную власть, он оказался плохо подготовлен к той роли, которая выпала ему. Его главными достоинствами стали отсутствие злобы и жестокости. Завоевав поддержку правящей элиты страны, он начинает наращивание персональных структур власти за счёт преданных ему людей. В эпоху Л.И. Брежнева произошло окончательное оформление бюрократических структур, старые методы руководства экономикой стали неэффективны, а новые вошли в противоречие в политической системой, государственной формой собственности, уравниловкой в зарплате, отсутствием рынка и т.д.

Поэтому экономический подъём в 60-70-е гг. приобрёл преимущественно экстенсивный характер и свёлся к механическому вовлечению в производство дополнительных человеческих и природных ресурсов, отставание сельского хозяйства, сферы обслуживания, культуры, быта приобрело стабильность.

Экстенсивное производство привело к усиленной миграции в города /в 1959 г. - 47,9% городского населения, в 1981 г. - 63,4%/. Потеряв связь с деревней и не имея возможности из-за низкого уровня культуры и бытовой неустроенности включиться в городской образ жизни, "лимитчики" становились средой, порождавшей в городах пьянство, хулиганство и другие социальные отклонения. Пролетарии и люмпенизированные группы населения апатично относились к происходившим в обществе процессам.

С конца 1972 г. по начало 1974 г. приоритеты экстенсивного развития взяли верх над интенсивными (1965 - 1972 гг.), поддерживаемыми А.Н. Косыгиным.

Негативные явления в политической жизни. Принимаемые в центре решения на местах не выполнялись. Руководство утратило представление о реальном положении дел в обществе. Особенностью партийно-государственного руководства страной стал фактор личной преданности, землячества, родственных отношений, а не демократическая выборность и деловые качества руководителя. Всё это концентрировало власть, укрепляло единовластие, порождало новый культ личности.

Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного решения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление местного национализма. Между тем в стране вызревало недовольство, формировалась оппозиция. Одной из форм оппозиции стало движение диссидентства.

Движение диссидентов . Наиболее видными представителями диссидентства были историк Р. Медведев, писатель А.И. Солженицын , физик А.Д. Сахаров . Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту тех или иных лиц. Так, в 1966 г. 20 известных деятелей науки и культуры (А.Д. Сахаров, И. Тамм, П.Л. Капица, писатели В.П. Некрасов, К.Г. Паустовский и др.) обратились с письмом к Л.И. Брежневу о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрацию протеста в связи с введением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е гг. усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещённых в стране ("Тамиздат"). Возникла так называемая бесцензурная печать ("Самиздат"). В середине 70-х гг. диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнения хельсинкских соглашений. При материальной поддержке различных кругов на Западе деятельность советских диссидентов получила большой резонанс в мире. Деятельность диссидентов оказывала большое влияние на общественное мнение в стране и сыграла значительную роль в расшатывании основ Советского государства.

  • Россия в начале 17 века. Крестьянская война в начале 17 века
  • Борьба русского народа против польских и шведских захватчиков в начале 17 века
  • Экономическое и политическое развитие страны в 17 веке. Народы России в 17 веке
  • Внутренняя и внешняя политика России в первой половине 17 века
  • Внешняя политика Российской империи во второй половине 18 века: характер, итоги
  • Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии (1813 - 1814 годы)
  • Промышленный переворот в России в 19 веке: этапы и особенности. Развитие капитализма в России
  • Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине 19 века
  • Культура России в первой половине 19 века: национальная основа, европейские виляния на культуру России
  • Реформы 1860 - 1870 годов в России, их последствия и значение
  • Основные направления и результаты внешней политики России во второй половине 19 века. Русско-Турецкая война 1877 - 1878 годов
  • Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении России во второй половине 19 века
  • Экономическое и социально-политическое развития России в начале 20 века
  • Революция в 1905 - 1907 годах: причины, этапы, значение революции
  • Участие России в первой мировой войне. Роль восточного фронта, последствия
  • 1917 год в России (основные события, их характер и значение)
  • Гражданская война в России (1918 - 1920 годы): причины, участники, этапы и итоги гражданской войны
  • Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценка сущности и значение НЭП
  • Складывание Административно-командной системы в СССР в 20-30 годы
  • Проведение индустриализации в СССР: методы, результаты, цена
  • Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги коллективизации
  • СССР в конце 30-ых годов. Внутреннее развитие СССР. Внешняя политика СССР
  • Основные периоды и события второй мировой войны и великой отечественной войны (ВОВ)
  • Коренной перелом в ходе великой отечественной войны (ВОВ) и второй мировой войны
  • Завершающий этап великой отечественной войны (ВОВ) и второй мировой войны. Значение победы стран антигитлеровской коалиции
  • Советская страна в первой половине десятилетия (основные направления внутренней и внешней политики)
  • Социально-экономические реформы в СССР в середине 50 - 60 годов
  • СССР в системе международных отношений в середине 60-х и середине 80-х годов
  • Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы
  • Распад СССР: становление новой Российской государственности
  • Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990 годы: достижения и проблемы
  • Общественно-политическое развитие СССР в середине 60-х, половине 80-х годов

    В октябре 1964 года Н.С. Хрущев был обвинен в "волюнтаризме" и "субъективизме", снят со всех постов и отправлен на пенсию.

    Правящая элита не хотела больше терпеть реформаторские действия Хрущева, которые сопровождались кадровой чехардой. Народу была непонятна борьба Хрущева за "светлое будущее" при ухудшении текущей жизни.

    Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, Председателем Совета Министров СССР назначен А.Н. Косыгин. С приходом Брежнева к власти управление советским обществом переходит к "новому" классу (700 тыс. человек), классу управляющих, лишенному веры в социальную справедливость и многих моральных запретов. Номенклатура окружала себя новыми привилегиями и материальными благами, а наиболее коррумпированные ее членами были связаны с "теневой экономикой". Главным источником обогащения правящего класса в 60-х - начале 80-х годов становятся всевозможные злоупотребления должностями, взятки, приписки. К середине 80-х годов правящая элита превращается из управляющих "социалистической" собственностью в ее реальных хозяев. Создается атмосфера безнаказанности и вседозволенности.

    Внутренняя политика брежневской администрации носила консервативный характер ("неосталинизм"). Со 2-й половины 60-х годов была запрещена критика культа Сталина, прекратился процесс реабилитации репрессированных, начались гонения на инакомыслящих. В 1970-е годы инакомыслие влилось в диссидентское движение, характерными чертами которого были антикоммунизм и антисоветизм (академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант М.А. Ростропович).

    В 1977 году была принята новая Конституция СССР, которая юридически закрепила построение "развитого социализма". В Конституции были расширены социальные права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых и др. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. Политическую жизнь страны 1-й половины 1980-х годов характеризовала частая смена высшего руководства: в ноябре 1982 г. умер Л.И. Брежнев, в феврале 1984 г. Ю.В. Андропов, в марте 1985 года - К.У. Черненко.

    С конца 1964 года руководство страны пытается провести экономические реформы. Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) наметил меры по сельскому хозяйству: установить твердый план закупок на 6 лет (1965 - 1970 гг.) повысить закупочные цены, ввести 50%-ную надбавку за сверхплановую продукцию, увеличить капиталовложения в деревню, сократить налоги. Реализация этих мер привела к временному ускорению сельско-хозяйственного производства. Суть экономической реформы в промышленности (сентябрь 1965 г.) состояла в следующем: переход к отраслевому управлению, перевод предприятий на хозрасчет, сокращение числа плановых показателей (вместо 30-9), создание поощрительных фондов на предприятиях. В подготовке и проведении реформы активную роль сыграл А.Н. Косыгин (Председатель Совета Министров СССР).

    Экономическая реформа 1965 г. проявила себя успешно в годы 8-й пятилетки (1966 - 1970 гг.) объем промышленного производства вырос на 50%. Было построено 1900 крупных предприятий (Волжский автозавод в Тольятти выпустил 1970 г. первые "Жигули"). Сельхозпроизводство выросло на 20%.

    К началу 1970-х годов реформа перестала действовать. Рыночные механизмы управления производством были парализованы командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь отошло на 2-й план. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

    С начала 70-х гг. возросли темпы падения производства. Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, главным образом вширь (вовлечение в производство дополнительных материальных и людских ресурсов). На вновь строящихся заводах и фабриках не хватало рабочих рук из-за низкой рождаемости. Упала производительность труда. Экономика стала невосприимчивой к нововведениям. Только предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией.

    Экономика страны была милитаризована. Военные расходы росли в 2 раза быстрее, чем национальный доход. Из 25 млрд. руб. общих расходов на науку 20 млрд. руб. приходилось на военно-технические исследования.

    Гражданская промышленность несла потери. К началу 80-х годов было автоматизировано лишь 10% - 15% предприятий. В годы 9-ой пятилетки (1971 - 1975 гг.) экономический рост прекратился. Видимость благополучия народного хозяйства обеспечивалась за счет продажи природных богатств - газа и нефти. "Нефтедоллары" расходовались на освоение восточных районов страны, создание гигантских территориально-производственных комплексов. Осуществлялись стройки века (ВАЗ, КАМАЗ). С 1974- 1984 гг. строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ) - 3 тыс. км.

    Наиболее слабой отраслью в 70-е - 80-е годы оставалось сельское хозяйство. Старая система управления мешала самостоятельности руководителей колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику - высокими. Государство было вынуждено импортировать зерно (1979 - 1084 гг. - 40 млн. т. в год).

    В 70-е годы широко развернулся поход на "вторую целину" - Нечерноземье (29 областей и республик России). Главный упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают - промышленностью, транспортом, торговлей. Началась массовая ликвидация "неперспективных деревень" (200 тыс.). В 1982 г. была разработана продовольственная программа, призванная решить продовольственный вопрос в ССССР к 1990 г.

    В социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления. Приостановился подъем жизненного уровня населения, наблюдался дефицит, скрытый рост цен. Это стало экономической предпосылкой образования "теневой экономики".

    1. Советское общество в период правления Брежнева

    После смещения Н.С.Хрущева первым секретарем ЦК партии был избран Л.И.Брежнев. Именно он был одним из инициаторов партийного заговора и смещения Хрущева.

    В период пребывания Брежнева у власти роль партии была максимально возвышена над государством. Партийные органы получили широкие права контроля над деятельностью администрации самого разного уровня, начиная от первичных и, кончая отраслевыми и республиканскими. XXIII съезде КПСС, проходившем в 1966 году, был
    восстановлен пост Генерального секретаря ЦК КПСС, который был сразу же занят Брежневым

    В этот же период был проведен ряд важных преобразований, которые дали определенный импульс в развитие советской экономики. Эти экономические реформы 60-х годов были связаны с именем А.Н.Косыгина, занимавшего в то время пост Председателя Совета Министров СССР. Будучи сторонником радикальных мер в экономике, он стремился развивать некоторые элементы рыночного механизма. Прежде всего, он считал необходимым совершенствовать мотивационный механизм, в котором результаты труда были бы теснее увязаны с заработной платой. Стержнем косыгинской реформы стал хозяйственный расчет, на который переводились предприятия промышленности. Согласно нововведению, они имели право часть своих доходов оставлять у себя, а затем распределять их внутри коллектива на материальное поощрение, социокультурные и бытовые нужды работников. Эта была попытка осуществления ленинской идеи, что «социализм — это работа на себя». Подлежали ликвидации совнархозы, введенные при Хрущеве, и была восстановлена отраслевая система управления в виде министерств. Хозяйственная реформа началась с января 1966 г. В первые годы восьмой пятилетки были достигнуты положительные результаты. Объем промышленного производства вырос за этот период в полтора раза. К концу 60-х годов экономическая реформа пошла на убыль. Главным препятствием на ее пути стояла командно-административная система, тотальное планирование и отраслевой монополизм.

    Реформы середины 60-х годов затронули и сельское хозяйство. Сельским жителям были возвращены приусадебные подсобные хозяйства, отобранные или сильно урезанные в хрущевский период. С колхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлены надбавки за сдачу сверхплановой продукции государству. Однако гигантские суммы денег, вложенные в сельское хозяйство, и неэффективно расходовавшиеся, дали, в конечном счете, весьма невысокий прирост производительности труда в аграрном секторе советской экономики. И СССР был вынужден, как и раньше, закупать значительную часть продовольственной продукции за рубежом.

    Если говорить о приросте продукции во всех сферах народного хозяйства, то он имел, прежде всего, экстенсивную природу. В брежневский период страна столкнулась с непреодолимыми трудностями. Почти во всех отраслях экономики показатели прироста производительности труда, продукции приближались к нулевой отметке.

    Советский Союз резко отставал от ведущих стран мира по внедрению в производство научно-технических достижений. Не обновлялся производственный фонд предприятий. Нарастали затраты на ремонт. Даже в оборонных отраслях можно было наблюдать тенденцию старения и износа оборудования. Как пример, — даже в авиационной промышленности, на многих предприятий отрасли до сих пор не обновлено оборудование и до сих пор используются станки и агрегаты, которые были поставлены из Германии после войны по репарациям.

    Страна все больше превращалась в сырьевой придаток Запада. При этом весьма обыденным явлением стал тотальный дефицит товаров и услуг. Очередь стала привычным пейзажем советского социума.

    В период 70 -х — начала 80-х годов в стране сложился механизм торможения, стали резко нарастать застойные явления, которые при этом все шире сопровождались застольными мероприятиями. Страна объективно нуждалась в серьезных и кардинальных реформах.

    В годы брежневского правления советская внешняя политика была довольно активной. Несмотря на продолжавшуюся гонку вооружений и усиление международной напряженности в 70-х годах СССР выступил с рядом миротворческих инициатив. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан договор, в котором обе стороны отказывались от применения силы и подтверждали послевоенные границы. В 1972 г. СССР и США подписали Договор гонку об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а в 1978 г. заключили Договор по ограничению ракет средней дальности. Был подписан еще ряд важных соглашений с ведущими мировыми державами. Кульминацией разрядки стало общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) с участием США и Канады. Оно начало работу в 1972 г. в городе Хельсинки (Финляндия), затем два года работало в Женеве (Швейцария) и завершилось вновь в Хельсинки в 1975 г., где и был подписан Заключительный акт. И в заключение необходимо отметить наиболее серьезный внешнеполитический просчет брежневского руководства — введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

    2. Нарастание застойных явлений и горбачевская «перестройка»

    Ярким проявлением системного кризиса, охватившего советское общества, стала частая смена стареющих и больных партийных лидеров, которые на протяжении трех лет сменяли друг друга. В 1982 г., после смерти Брежнева, пост Генерального секретаря
    занял бывший глава КГБ Ю.В.Андропов, который первым поставил перед партией и страной сакраментальный вопрос: «Какое общество построено в СССР». После его смерти в 1984 г. пост Генерального секретаря занял престарелый и больной К.У.Черненко. После его смерти в марте 1985 г. на политический олимп советской партийной номенклатуры взошел молодой и энергичный М.С.Горбачев. Однако новый лидер явно не мог представить всю глубину и сложность, тех проблем, которые стояли перед обществом и руководством страны. Заранее подготовленной программы реформ у него не было. Причем сами преобразования, которые начались в стране с марта 1985 г., их направленность и характер, не выходили из рамок привычной парадигмы. Сами качественные преобразования мыслились как социалистические и направлены были на совершенствование социализма, устранение негативных факторов в развитии общества и создании механизма ускорения, который способствовал бы быстрому продвижению страны по путям дальнейшего развития социализма.

    В этой связи характерны решения апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. На нем был намечен курс на ускорение социально- экономического развития СССР, который предполагал при этом активное использование достижений науки и техники, осуществление децентрализации в управлении народных хозяйством, расширение прав предприятий, введение хозяйственного расчета, укрепление порядка и дисциплины на предприятиях и учреждениях. Особый акцент был сделан на усилении роли человеческого фактора. Это означало создание условий для повышения творческой активности людей в производственном процессе и ее использования в целях ускорения общественного развития и преодоления застоя. Однако пойти на серьезное совершенствование всего мотивационного механизма партийное руководство не решилось. Как и раньше ведущая роль в обновлении общества отводилась партии. На XXVII съезде КПСС, проходившем в 1986 г., был подтвержден курс на ускорение общественного развития, на съезде был поставлен вопрос о расширении гласности и более глубоком изучении опыта КПСС и извлечении из него уроков. Главное значение съезда состояло в том, что Горбачев объявил о новых подходах во внешней и внутренней политике — и о новом политическом мышлении. Когда стало ясно, что курс на ускорение сам по себе еще недостаточен, и что ускорение можно осуществить лишь произведя кардинальные перемены в общественном строе. С этого момента была принята концепция перестройки, выдвинутая Горбачевым на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. Под
    перестройкой понималось коренное реформирование всех сторон тоталитарного советского общества с сохранением главных параметров системы и ее идеологии.

    Однако введя в стране гласность, плюрализм мнений, элементы демократии, партийное руководство, не желая того, открыло «ящик пандоры». Процесс преобразований, при нерешительности и запаздывании принимаемых решений, пошел совсем не в том направлении, как того желали сами «архитекторы перестройки». Вместо нарастания тенденций созидательного, с точки зрения реформаторов, стремительно выкристаллизовывались оппозиционные течения и настроения. Шел тотальный пересмотр прошлого, всей истории XX века, менялось его содержание, оценки и выводы.

    Новым этапом столкновения мнений о прошлом и будущем страны стала XIX партийная конференция КПСС в 1988 г. Здесь впервые была затронута стержневая проблема перестройки — необходимость политической реформы в стране. На конференции был утвержден курс на создание социалистического правового государства, что подразумевало разделение властей и создание «советского парламентаризма». По инициативе Горбачева было выдвинуто предложение о создании нового высшего органа власти Съезда народных депутатов, а Верховный Совет СССР должен был стать парламентов — постоянно действующим органом законодательной власти. Менялась практика выборов, они должны были проводиться на альтернативной основе. Решения конференции были выполнены. В политический лексикон вошел термин «демократизация».

    После проведения на новой демократической основе выборов был создан Съезд народных депутатов СССР. На съезде из числа его депутатов был избран Верховный Совет СССР — постоянно действовавший законодательный орган власти. Всего состоялось пять Съездов народных депутатов. На первом съезде (май-июнь 1989 г.) Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С.Горбачев. На этом же съезде выявился ряд разногласий и оформилась оппозиция. Ею стала Межрегиональная депутатская группа, которую возглавил академик А.Д.Сахаров и Б.Н.Ельцин. В эту группу вошло 256 депутатов.

    На третьем (внеочередном) съезде в марте 1990 г. Горбачев был избран Президентом СССР. Самым важным решением этого съезда стала отмена статьи 6 Конституции СССР о «руководящей и направляющей роли КПСС». Это означало ликвидацию однопартийной системы в стране. Именно с этого времени можно
    говорить о начале процесса зарождения новых политических групп, партий и течений.

    Попытки преобразований не вели к улучшению социально- экономической обстановки в стране. Наоборот, по мере углубления перестройки, в стране нарастал хаос, резко снизилась производительность труда, стремительно нарастал дефицит самых необходимых товаров и услуг. В целях преодоления этих негативных тенденций советскими экономистами был предложен проект реформы, предполагавший расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета, возрождение частного сектора в экономике, сокращение числа отраслевых министерств, отказ от монополии внешней торговли, признание в аграрном секторе кооперативов и фермерских хозяйств наряду с колхозами и совхозами. Проект реформы было одобрен и реализован на практике. С этого момента в стране заговорили о необходимости развития т.н. «социалистического рынка». Одной из таких программ перехода к рынку была программа «500 дней», разработанная С.С.Шаталиным и Г.А.Явлинским. Однако эта программа не была поддержана руководством. Тем не менее, многие ее положения, например, приватизация предприятий и либерализация цен, нашли применение на практике, в частности в ходе реформ Е.Т.Гайдара и А.Б. Чубайса. С этого периода в стране свободно стала продаваться иностранная валюта. С этого периода в стране начинает развиваться предпринимательство.

    В период горбачевской перестройки были сформулированы принципы нового политического мышления, в основе которого был приоритет общечеловеческих ценностей. На его основе стала строиться новая внешняя политика страны. Стали оформляться новые отношения между СССР и США, странами Европы и Азии. Была подписана декларация между США и СССР о прекращении «холодной войны». Состоялись многочисленные встречи М.С.Горбачева с лидерами западных стран. Все эти процессы привели к необратимым переменам в сфере международных отношений. Курс на обновление социализма, на деле привел к усилению конфронтации оппозиционных сил в странах социализма с местным руководством и осенью 1989 г. в этих странах прошли массовые выступления против существующих режимов. Власть перешла в руки оппозиции. Благодаря новому политическому мышлению в 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана, который был завершен в феврале 1989 г.

    В целом новое политическое мышление ознаменовало переход от конфронтации к сотрудничеству между государствами и отказ от идеи мировой социалистической революции.

    3. Распад СССР и крах перестройки

    Перестройка оказала неоднозначное воздействие на общественные процессы внутри СССР. Вопреки партийным выводам, о том, что в СССР национальный вопрос решен полностью и окончательно, в СССР начал стремительно набирать процесс обострения межнациональных отношений, перераставших в отдельных регионах в этнические войны. В основе этих процессов лежали как политические, так и экономические причины. Резкий спад в экономике, ослабление роли КПСС, переход власти на местах в руки местных национальных элит, межконфессиональные и этнокультурные противоречия — все это способствовало обострению межнациональных конфликтов на территории СССР. Одним из острейших конфликта такого характера стал конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), входившей в состав Азербайджана. На почве этого конфликта начались военные действия между Арменией и Азербайджаном.

    Кульминацией межнациональных конфликтов стал «парад суверенитетов». Его инициаторами стали прибалтийские республики. 12 июня 1990 г. к нему присоединилась РСФСР. Декларация о суверенитете поставила под вопрос дальнейшее существование СССР. Летом и осенью 1990 г. стали провозглашать себя суверенными республики, края и области России. Развернулся «парад суверенитетов». Объявлялось верховенство собственных законов на своей территории и приостановка действия союзных, что получило название «войны законов». В марте 1991 г. на территории СССР был проведен референдум, который показал что большинство населения желает жить в едином государстве. Однако мнение народа демократы на местах и в регионах проигнорировали.

    Распад единого хозяйственного комплекса, стремление разорвать единое государственное пространства вынудило руководство Союза искать пути реформирования и разрабатывать новый союзный договор. Эта работа началась в мае 1991 г. в Ново-Огарево. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 г. Предполагалось создать Союз суверенных государств, в которых вошли бы девять бывших республик СССР. Намечсались также перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы.

    Однако противники подписания такого договора — представители старого партийного аппарата, — решили воспрепятствовать его подписанию. В августе 1991 г. они предприняли попытку переворота. В историю нашей страны эти события вошли под названием «Августовского путча». События 19-22 августа 1991 г. ускорили распад СССР.

    В декабре 1991 г., собравшиеся в Беловежской Пуще лидеры трех суверенных государств — России (Б.Н.Ельцин), Белоруссии (С.С.Шушкевич) и Украины (Л.М.Кравчук) — подписали соглашение, по которому СССР, как субъект международного права, прекратил свое существование. Было также заявлено о создании Содружества независимых государств (СНГ).

    Распад СССР и заключение Беловежских соглашений не получили единодушного одобрения в России. С распадом СССР и образованием СССР перестройка потерпела крах.

    Глоссарий:

    Интенсификация - получение определенных результатов с помощью предельно малого использования ресурсов, рабочей силы или площадей.

    Экстенсификация - получение результатов при игнорировании затрат. Результаты любой ценой.

    Застой - характеристика общественной системы, в которой отсутствует социальная эволюция.

    Гласность - под этим термином понимается открытость, доступность информации, отсутствие цензуры и т.п.

    Плюрализм — разнообразие мнений, свобода суждений и выражений мысли.

    Вопросы:

    1. Назовите наиболее важные положения косыгинской реформы в промышленности СССР?

    2. Какие меры были приняты в период правления Брежнева в сельском хозяйстве? Какие результаты были получены?

    3. Что означает понятие «командно-административная экономика»?

    4. Какой смысл вкладывало партийное руководство в термин «ускорение».

    Какие причины лежали в распаде Советского Союза?

  • LOVE (любовь). Настоящие герои показывают, что им не безразличны другие люди (те, кто спасает жизнь других)
  • V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста
  • V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  • V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  • В начале 60-х гг. в экономике страны проходил спад производства. В марте 1965 г. стали осуществлять аграрную реформу. Намечались меры по решению социальных проблем села, повышались закупочные цены. Однако, опираясь в ходе реформы на административные рычаги, власть по прежнему стремилась повысить роль министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрного сектора. Огромные средства использовались не эффективно. Часть их расходовалась на строительства гигантских комплексов, на непродуманную химизацию мелиорацию почвы. Введение денежных окладов в колхозах обернулись ростом иждивенческих настроений. К началу 80-х гг. колхозы и совхозы в основном оказались убыточны. За 64-88 гг. освоенная пашня сократилась на 22 млн. га. Потери сельскохозяйственной продукции при уборке урожая составляли от 20% до 40%. В октябре 65 г. началась реформа промышленности. Экономическая реформа основывалась на стимулировании труда, внедрении экономических методов хозяйствования. Главным показателем работы предприятия становилась реализация готовой продукции и получение прибыли. В годы 8-ой пятилетки (66-70 гг.) было построено 1900 предприятий. К концу 60 г. реформа пошла на убыль. Средние годовые темпы прироста национального дохода снизились с 6,8% до 3%. В 79 г. правительство приняло еще одну попытку оживить экономику за счет совершенствования хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако реанимировать экономику уже эти усилия не могли. В эти же годы сокращались государственные расходы на здравоохранение. Уже в начале 80-х гг. СССР находился на 35 месте в мире по продолжительности жизни. В начале 80-х гг. обострилась продовольственная проблема в некоторых районах вводились карточки на продовольственные товары. Реальные доходы населения сократились с 5,9% до 2,%. По уровню потребления на душу населения СССР занимал 77 место. В центре общественно-политической мысли 60-х – начало 80-х гг. находилась концепция « развитого социализма». Она была изложена Брежневым на 24 съезде партии 71 г. Согласно новой концепции, на пути к коммунизму есть этап развитого социализма, когда социализм должен приобрести целостность, т.е. гармоническое сочетание всех сторон и отношений – производственных, нравственных, социальных и политических. Во второй половине 60-х г. была приглушена, а затем запрещена критика культа Сталина и сталинского террора. Был, свернут процесс реабилитации репрессированных. В 70-е г. в стране возникает движение правозащитников и диссидентов. В 77г. была принята новая конституция СССР, которая юридически закрепила конституцию развитого социализма. Политическую жизнь первой половины 80-х гг. лихорадила частая смена высшего руководства. В ноябре 82 г. умер Л.И. Брежнев, в феврале 84 г. Андропов, а в марте 85-го Черненко. Страна жила от похорон до похорон, в ходе которых общественная жизнь замерла. В апреле 85 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев.

    Отставка Хрущева знаменовала завершение целого периода в жизни страны. Н.Хрущев вошел в историю как деятель, который в непростое время отважился сказать правду о сталинских преступлениях и взял курс на обновление, очеловечение социализма. Однако его подвела традиционная, воспитанная в сталинские годы вождистская психология, неготовность всерьез принять коллективное руководство. Борец с культом личности сам оказался его жертвой, не выдержал испытания властью, уповал на прежние волевые метода руководства.

    Сместившие Н.Хрущева причину экономических неурядиц видели в административных организационных перестройках предшествующих лет. Они считали, что достаточно установить стабильность системы административного руководства экономикой и осуществить косметический ремонт хозяйственного механизма, как дела пойдут лучше. Олицетворял эту позицию Л.Брежнев. Лозунгом начинавшегося двадцатилетия стал негласный девиз Менять ничего не меняя.

    Косметические изменения, широко рекламировавшиеся как радикальная экономическая реформа, осуществлялись во второй половине 60-х гг. Принципиально изменить состояние хозяйственных дел и условия жизни населения, затрагивая только внешний поверхностный слой экономической системы, заменяя всевозможные производственные показатели по существу такими же было невозможно. Развитие экономики продолжалось на экстенсивной основе.

    Возможно реформы политической даже не обсуждались. Белое того, в общественно-политической жизни страны сразу же после октября 1964 г. начался процесс отказа от достижений робкой либерализации хрущевского десятилетия. Усилились административные, приказные методы руководства. Началось постепенное обеление Сталина и сталинизма и одновременно сворачивание реабилитации жертв режима. Усилилась борьба с инакомыслием.

    Сохранение неэффективной системы хозяйствования в 70-е – начале 80-х гг. обрекло экономику на застой и постепенное сползание к тотальному кризису. В начале 70-х гг. еще продолжался количественный рост производства, но по качественным показателям советская экономика все безнадежнее отставала от западной. Она становилась все более затратной. Система же продолжала исправно уничтожать стихийные ростки эффективного хозяйствования, рождаемые инициативой низов.

    Больную экономику на плаву еще в какой-то мере удерживали поступления от растущего экспорта нефти и газа уникальных месторождений Западной Сибири. Однако темпы падения прироста валового национального дохода неуклонно росли из пятилетки в пятилетку. В конце 70-х гг. прекратился и количественный рост производства. Проявлением кризисных явлений стало вынужденное решение о прекращении строительства непроизводственного назначения (кроме жилья), что касалось прежде всего объектов бытового обслуживания, культуры, образования, спорта. Тяжелые времена переживало сельское хозяйство.

    Глубокий застой в экономике отразился и на жизненном уровне населения. Он был выше, чем в сталинские 30 – 40-е гг., но не шел ни в какое сравнение с уровнем жизни, который обеспечивался в развитых странах. Самым популярным в СССР становилось слово дефицит. Из года в год рос перечень товаров широкого потребления, попадавших в разряд остродефицитной, практически недоступных. Обострилась продовольственная проблема.

    Застой в экономике сопровождался и процессами загнивания в общественно-политической жизни. Эти процессы развивались на фоне все более активных усилий по лакировке действительности, когда желаемое выдавалось за реальность. Стремление обходить острые углы дополнялось безмерным захваливанием тогдашнего руководства, прежде всего Л.Брежнева. Произошло моральное разложение значительной части партийно-государственного аппарата. Все заметнее становился разрыв между словами и делами руководившей народом номенклатуры, и это не могло не отразиться на моральном климате общества в целом.