Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Основные вопросы экономики. Экономические системы. Экономические сиситемы. Экономика переходного периода. Рыночная экономика — Гипермаркет знаний

  • Способы принятия экономических решений, способы привлечения людей к экономической деятельности-традиционая экономика камандная экономика рыночная экономика
  • Рыночная экономика-многообразие форм собственности, ограниченное вмешательство государства, изменение структуры производства и потребления.

    Традиционная экономика-крайне примитивные технологии, преобладание ручного труда, общинная собственность на средства производства.

    Командная экономика-государственная собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация, государство полностью контролирует весь экономический процесс.

  • ПОЖАЛЙСТА ОЧЕН НАДО, ХОТЯ БЫ ЧТО НИБУДЬ ИЗ ЭТОГО

    1. Определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности – это

    2 . Сходство в поведении животного и деятельности человека

    1)целеполагание 2)целесообразность 3)творческая активность 4)преобразование природы

    3 . Верны ли утверждения?

    А. Многообразные связи, возникающие между социальными группами в процессе экономической, политической, культурной деятельности называются общественными отношениями.

    Б. Человек может самостоятельно определять или изменять цель деятельности.

    4. Верны ли утверждения?

    А. К материальной культуре относятся научные теории, художественные произведения, нравственность.

    Б. К общественным наукам относятся археология, политология, эстетика, социальная психология.

    1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    5. Признак общества как системы:

    1)постоянные изменения в общественной жизни 2)наличие сфер общества 3)деградация элементов общества

    6 . Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – это

    1)активное сообщество 2)научное объединение 3)общество 4)этап исторического развития

    7. Отличие в поведении животного и деятельности человека

    1)целеполагание 2)целесообразность 3)забота о потомстве 4)самосохранение

    8 . Верны ли утверждения?

    А. В широком смысле «культура» - это всё созданное человеком.

    Б. И поведение животного, и деятельность человека целесообразны.

    1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    9 . Верны ли утверждения?

    А. К духовной культуре относятся предметы быта, железные дороги, оборудование предприятий.

    Б. К общественным наукам относятся культурология, правоведение, экономика, история.

    1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    10 . Признак общества как динамической системы:

    1) наличие сфер общества 2) постоянные изменения в общественной жизни

    3)человек – универсальный элемент общества 4)наличие разных групп

    11 . Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества – это

    1)природоцентризм 2)наукоцентризм 3)мировоззрение 4)социоцентризм

    12 . Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения называется:

    1)воспитание 2)адаптация 3)социализация 4)модернизация

    13 . Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

    1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа

    14 . Определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой:

    1)социализация 2)воспитание 3)самореализация 4)самосознание

    15. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

    1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа.

    16. Термин «общество» не включает в себя понятие:

    1) Форму объединения людей

    2) Части материального мира

    3) Природной среды обитания

    4) Способов взаимодействия людей

    17 . Переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию являтся примером взаимосвязи:

    1) Общества и природы

    2) Общества и культуры

    3) Экономики и религии

    4) Цивилизации и формация

    18. Все примеры, за исключением двух, относятся к понятию «социальные потребности». Укажи лишние примеры.

    Создание культурных ценностей, трудовая деятельность, общение, социальная активность,

    участие в игре, сон.

    19. Завершите предложения:

    1)Соответственно потребности в воспроизводстве рода сформировался социальный

    институт - ….

    2)Человек является продуктом биологической, культурной и социальной ….

    3)То, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества

    4)Соответственно общественным потребностям сложились социальные ….

    5)Происхождение человека называется ….

    6)Совершенство, высшая цель человеческого стремления – это …

    20. Духовное и телесное в человеке:

    1)Предшествуют друг другу

    2)Связаны друг с другом

    3)Противостоят друг другу

    4)Независимы друг от друга

    21. Отличительным свойством человека является

    1)Удовлетворение потребностей

    2)Приспособление к окружающей среде

    3)Осмысление мира и самого себя

    4)Использование орудий труда

    22 . Геннадий обладает знанием и способностями защищать личные права, уважает права других, неукоснительно выполняет свои обязанности, соблюдает законы страны. Какими качествами обладает Геннадий?

    1) Гражданственностью

    2) Совестью

    3) Патриотизмом

    4) Ответственностью

  • 1)-активное общество
    2)-преобразование природы

    3)а и б-верно

    4)верно только б
    5) постоянные изменения в общественной жизни

    6)этап развития общества

    7)целесоовразность

    8)верно только а

    9)верно только б

    10)наличие сфер

    11)мировозрение

    12)адаптация

    13)потребность

    14)социализация

    13.-2 14.-4 21.-4

  • Способы привлечения людей к экономической деятельности:
    1)традиционная экономика
    2) командная экономика
    3) рыночная экономика
  • 1) Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
    Вопросы, какие товары и услуги для кого и каким образом производить, решаются на основе традиций, передающихся из поколения в поколение.
    Преимущества: 1) стабильность общества; 2) достаточно высокое качество производимых благ.
    Недостатки: 1) отсутствие технического прогресса; 2) слабая приспособляемость к изменению внешних условий; 3) ограниченность числа производимых благ.
    2) Командная (централизованная, директивная, плановая) экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.
    Преимущества: 1) способность сконцентрировать все силы и средства общества для решения какой-либо проблемы (мобилизационные возможности); 2) гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая уверенность в будущем; 3) позволяет избежать безработицы, хотя достигается всеобщая занятость, как правило, за счёт искусственного сдерживания роста производительности труда.
    Недостатки: 1) невозможность точно спланировать все потребности общества и соответственно распределить ресурсы, что приводит к перепроизводству одних товаров и дефициту других; 2) отсутствие стимула к выпуску качественных товаров; 3) отсутствие экономической свободы у граждан.
    3) Рыночная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находится в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.
    Рыночная экономика – это хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт, все основные решения принимаются ими на свой страх и риск.
    Основы рыночной системы: 1) право частной собственности; 2) экономическая свобода; 3) конкуренция.
    Частная собственность – признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определённым объёмом (частью) любых видов экономических ресурсов.
    Преимущества: 1) гибкость, способность приспосабливаться к изменившимся условиям; 2) наличие стимулов к техническому прогрессу; 3) рациональное (?) использование ресурсов.
    Недостатки: 1) неспособность обеспечить равенство доходов, стабильно высокий уровень жизни; 2) слабый интерес к фундаментальным научным исследованиям; 3) нестабильность развития (кризисы, инфляция); 4) неэффективность использования невосполнимых ресурсов; 5) отсутствие полной занятости и стабильности цен.
  • C5)Кроме этого, важным условием является соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения у них экономических ресурсов, т. е. конкуренция. Благодаря ей товаропроизводители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными затратами, по минимальной цене и как можно лучшего качества. В противном случае им не удастся продать товар и покупатель предпочтет покупать подобный товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже вступают в соперничество между собой за право покупать товар по минимальной цене.
    В данном тексте конкуренция рассматривается с положительных сторон.
    С6)
    Я согласна с утверждением, что рыночная экономия является самой эфективной экономикой. Для того чтобы подтвердить свои слова нужно вспомнить функции экономики. Например рыночная экономика обладает стимулирующей функцией. Она сподвигает участников рынка искать более выгодные условия производства и покупки товаров. Так же не стоит забывать о санирующей функции рынка. Именно благодаря ей рынок избавляется от экономически не выгодных предприятий.
  • Проверьте мое домашнее задание, просто оценка за полугодие за это задание имеет огромное значение!

    Само задание:

    "В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные. ..

    Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования. .. По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

    Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе - лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом"

    1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?

    2. Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований.

    3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве. .. К системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.

    1. 1)Половина экономического активного населения работают не на государство.

    2)На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    2. На смену командной пришла рыночная экономика.

    3. И. Заславский имел ввиду, что в системе экономической активности будут изменения, то есть "от полной и безусловной занятости в общественном производстве"(командной экономики) "к системе экономической активности"(к рыночной).

    Правильно ли я ответил на заданные вопосы?

  • В 1 - 2) скорее не проблема, а дополнение ко 2 вопросу

    1) ответ из 1 - верен + еще одна проблема - безработицы,

    правильно, но добавь 2) из 1 вопроса

    усложнилась организация труда, расширилось частное предпринимательство, увеличивалась деловая активность в таких отраслях, как торговля, снабжение, кредитование, страхование, увеличилось число безработных

    правильно

  • 1. Заполните таблицу

    Производство

    Распределение

    Потребление

    Впишите перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек; составление плана расходов семьи на месяц; завтрак в школьной столовой; посещение парикмахерской; выплата пособия семьям на детей; использование освещения в быту; закупка снаряжения для туристического похода.

    2. Есть ли связь между понятиями «экономика» и «богатство»? Проиллюстрируйте (письменно) ответ примерами.

    Напишите правильно.

  • Производство-изготовление елочных игрушек, посещение парихмахерской.

    распределение-составление плана расхода семьи на месяц, выплата пособий семьям на детей.

    обмен-использование освещение в быту, закупка снаряжений для туристического похода!

    потребление-завтрак в школьной столовой.

    богатсво это деньги, а экономика это хозяйственная деятельность общества!

  • Помогите в классе и дома!
    1. Можно ли согласится со следуещим утверждением: ’Экономика- это сама жизнь во всем ее многообразии,
    2.-
    3. Заполните таблицу Основные сферы экономики
    Производство Распределение Обмен Потредление
    Впишите перечисленные виды экономической деятельности в соотвутствующую графу таблицы.
    4, Есть ли связь между понятиями "экономика" и "богатство"?
    Проиллюстрируй ответ примерами

  • 1) Лично я бы не согласилась с этим высказыванием, т. к ведь когда у людей есть деньги, то человек может позволить себе почти всё. Даже человека можно спасти с помощи денег. 4) Да. В экономике богатство определяется как разница между активами и пассивами на данный момент времени. Противоположностью богатства является бедность. Засчет экономических законов, приемов человек может разбогатеть, скопить капитал, а капитал - это богатство. В конце концов, есть такое определение "Экономика - это наука о богатстве"
  • Несколько правильных ответов.
    №1 Прогресс в экономической сфере приводит к:
    1)возрастанию степени комфортности проживания.
    2)улучшению нравственного состояния общества.
    4)уменьшению плотности информационных связей.
    5)росту неограниченной свободы человека.
    №2 Если в стране существует смешанная, а не чисто рыночная экономика, то госуд. лучше удовлетворяет потребности общества в области:
    1)борьбы с преступностью.
    3)регулирования деятельности валютных бирж
    4)противостояния международному терроризму

    1)трансляция знаний последующим поколениям.
    3)установление закономерностей развития природы и общества
    4)удовлетворение биологических потребностей.
    5)формирование моральных норм.
    №4 Нормами административного права регулируются правоотношения между:
    1)Правительством РФ и Генеральной прокуратурой РФ
    2)иностранным гражданином и миграционной службой.
    3) Президентом РФ и главой субъекта РФ
    5)милиционером и 15-летним подростком, задержанным за грабеж.
    Заранее большое спасибо!
  • №1 Прогресс в экономической сфере приводит к:
    3)росту качества производимых товаров и услуг.
    №2 Если в стране существует
    2)установление цен на дефицитные товары.
    5)социального обеспечения населения.
    №3 Цель познавательной деятельности человека:
    2)приобретение истинных знаний об окруж. мире
    №4 Нормами административного права
    4)инспектором дорожного движения и пешеходом
  • 1. Составьте план текста
    2. Используя текст и обществоведические знания дайте 2 объяснения мысли авторов "кто больше сберегает и инвестирует, тот больше производит в будущем ".
    3. Дайте 2 объяснения необходимости экономического сотрудничества людей.
    4. Как авторы объясняют сущность проблемы экономического выбора? Почему субъектам экономики в принципе приходится решать проблему экономиского выбора? Что является ценой выбора?
    5. Подтвердите 3 примерами мысль авторов о том, что "технологический прогресс продолжает менять нашу жизнь и сегодня"
    ЧЕТЫРЕ ИСТОЧНИКА РОСТА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ:
    Товары и услуги, создающие наше благосостояние, не падают с неба. Их производство требует затрат труда и интеллектуального потенциала, оборудования и инвестиций, организации трудового процесса и кооперации фирм. Существуют четыре основных источника роста производства и дохода.
    Образование, обучение и приобретение опыта являются главными средствами достижения более высокой квалификации. Совершенствуя свои навыки, люди приумножают главный капитал - собственные способности.
    Рабочие произведут больше продукции, используя более совершенное оборудование. Лесоруб, к примеру, срубит больше деревьев, если применит современную бензопилу вместо примитивной ножовки или топора. Водитель грузовика может перевезти больше грузов, чем извозчик. Но оборудование и машины - не бесплатны. Ресурсы, используемые для их производства, могли бы найти иное применение: в изготовлении пищевых продуктов, одежды, автомобилей и других предметов каждодневного потребления.
    Экономика учит, что тот, кто больше сберегает и инвестирует, больше производит в будущем.
    Использование человеческого интеллекта, изобретающего новые товары или более аффективные технологии производства - важнейший источник экономического роста.
    За последние 250 лет развитие техники буквально преобразило нашу жизнь. Сначала паровая машина, затем - двигатель внутреннего сгорания, электричество и ядерный реактор заменили мускулы человека и животных в качестве основного источника энергии. Автомобили, автобусы, поезда и самолеты вытеснили лошадь и повозку как основные способы передвижения. Технический прогресс продолжает изменять нашу жизнь и сегодня. Лазерные проигрыватели, микрокомпьютеры, текстовые редакторы, микроволновые печи, видеокамеры, магнитофоны, автомобильные кондиционеры существенно изменили характер нашей работы и досуга в течение последних двадцати лет.
    Исторически изменения в законодательстве всегда являлись важным источником экономического прогресса. В XVIII в. Патентная система предоставила инвесторам право частной собственности на идеи. Примерно в то же время признание корпорации в качестве юридического лица облегчило создание больших фирм, требовавшихся для массового производства промышленных товаров. Эти прогрессивные изменения в экономической организации общества способствовали росту производства в Европе и Северной Америке.
    Эффективная экономическая организация общества способствует хозяйственному сотрудничеству людей и направляет ресурсы на производство нужных им товаров. Ее главные характеристики более подробно рассмотрены в следующей части.
  • План : 1)Товары и услуги, создающие наше благосостояние
    2)Образование, обучение и приобретение опыта
    3)Производство рабочих больших продукций
    4)Использование человеческого интеллекта для изобретения новых товаров
    5)Технический прогресс за последние 250 лет
    6)Исторически изменения в законодательстве
    7)Эффективная экономическая организация общества
    2) Благодаря сбережениям и экономике можно развить на много больше, чем когда много затрат уходит в одну инвестицию
    3) 1. Экономическое сотрудничество нужно для того, чтоб происходил экономический прогресс
    2. Экономическое сотрудничество людей и направляет ресурсы на производство нужных им товаров.
    или 3)Совершенствуя свои навыки, люди приумножают главный капитал - собственные способности.
    4) Авторы обьясняют это тем, что расходы могут иногда уходить большие на мелкие потребности; Потому что, на оба товара уйдет много средств; Ценой выбора является экономический прогресс
    5) 1. Благодаря техническому прогрессу мы можем многое изобрести
    2. Упрощяет нашу повседневную жизнь
    3. Помогает нам в образовании
  • Способы принятия экономических решений (р.т.4). Традиционная экономика. Командная экономика. Рыночная экономика. В соответствии с обычаями и традициями. Через приказы и распоряжения сверху вниз. С помощью рынка.

    Картинка 15 из презентации «Главные вопросы экономики» к урокам экономики на тему «Экономика»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока экономики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Главные вопросы экономики.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 74 КБ.

    Скачать презентацию

    Экономика

    «Предмет экономики» - Много рецептов экономического благоразумия. Экономика – это жизнь. НПО. Уровень инфляции. Страна может устойчиво развиваться. Ему пришлось разобраться в сущности экономических процессов. Экономика-замечательная наука. Необходимо защищать конкуренцию. Функции денег. Что такое прибыль. Фото учащегося, задумчиво глядящего вверх.

    «Экономическая сфера жизни общества» - Производство. Человек в мире экономических отношений. Структура экономической системы. Государство. Экономика. Что такое экономическая сфера. Экономическая сфера жизни общества. Объективный анализ экономической сферы. Характеристика экономических систем. Кто самый умный. Факторы производства. Работа в группах.

    «Экономика и экономическая наука» - Позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д. Экономическая наука сочетает признаки точной и описательной наук. Платой за использование труда в производственной деятельности является заработная плата. Собственник капитала, авансируемого для производства, получает доход, называемый процентом.

    «Основные проблемы экономики» - Кривая производственных возможностей. Допущения модели КПВ. Экономическая эффективность. Количество. Смещение кривой вправо. Возрастание альтернативных издержек. Модель КПВ. Оценка альтернативной стоимости. Основные проблемы экономики. Отказ от некоторых исходных допущений модели КПВ. Принцип максимума.

    ««Экономика» 5 класс» - Девиз. Аристотель. Работник. Экономические отношения. Рабочая тетрадь. Хозяин. Закон. Что человеку нужно для жизни. Экономические интересы. Типы хозяйства. Примеры натурального типа хозяйства. Экономика. Хозяйство.

    «Человек и экономика» - Золотые руки работника. Экономика как сфера деятельности людей. Виды и формы бизнеса. Экономика и ее основные участники. Прибыль. Мастерство работника складывается из специальных знаний, умений. О чем ты узнаешь. Производство: затраты, выручка, прибыль. Формы бизнеса. Бизнес (предпринимательство) – экономическая деятельность.

    Всего в теме 25 презентаций

    в стране А. государство плановыми методами определяет какие товары, услуги должны быть произведены, какими способами кто и сколько будет их получать.

    какой тип экономической системы существует а стране А.? 1. смешанная 2. рыночная 3. централизованная 4. традиционная

    Спасибо!

    1. В какой фразе слово «общество» употреблено в широком смысле?

    1)Акционерное общество провело ежегодное собрание акционеров.
    2)Общество книголюбов организовало благотворительный аукцион.
    3)Общество объединяет прошлое, настоящее и будущее человечества.
    4)Городское общество протестует против строительства скоростной
    магистрали.
    2. Вера узнала, что Надежда рассказала одноклассникам её секрет. Она не стала выяснять причины этого поступка, а просто перестала разговаривать
    с Надеждой. Какой способ поведения в межличностном конфликте
    иллюстрирует этот пример?
    1)посредничество
    2)уход
    3)арбитраж
    4)сотрудничество
    3.В ходе специальной акции были собраны средства для детского дома.
    Взаимосвязь каких сфер общественной жизни, прежде всего, иллюстрирует
    этот факт?
    1)социальной и экономической
    2)политической и духовной
    3)экономической и политической
    4)духовной и экономической

    4.Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
    А. Глобальные проблемы являются последствием хозяйственной
    деятельности человечества.
    Б. Для решения глобальных проблем необходимы совместные усилия всего
    человечества.
    1)верно только А
    2)верно только Б
    3)верны оба суждения
    4)оба суждения неверны
    5.Целенаправленную деятельность человека по получению новых знаний и
    умений называют
    1)искусством
    2)образованием
    3)творчеством
    4)моралью
    6.Верны ли следующие суждения о патриотизме?
    А. Патриотизм предполагает любовь и уважение к историческим традициям
    своей страны.
    Б. Патриотизм предполагает хорошее знание отечественной истории и
    культуры.
    1)верно только А
    2)верно только Б
    3)верны оба суждения
    4)оба суждения неверны
    7.К факторам (ресурсам) производства относится(-ятся)
    1)прибыль
    2)потребности
    3)труд
    4)налоги
    8.Определённая сумма денег, которую граждане и предприятия должны
    уплатить государству, называется
    1)налог
    2)процент
    3)издержки
    4)дивиденды

    9.В период предновогодних распродаж в разных городах мира потребители
    активно приобретают одежду и обувь по сниженным ценам. Покупатели
    нередко приходят к дверям магазинов задолго до открытия, выстраиваются
    в длинные очереди. Какое экономическое явление проявляется в данном
    факте?
    1)кооперация
    2)инфляция
    3)предложение
    4)спрос
    10.Верны ли следующие суждения о деньгах?
    А. Деньги являются мерой стоимости производимых товаров и услуг.
    Б. В современном мире единственной формой платежа является
    использование наличных денег.
    1)верно только А
    2)верно только Б
    3)верны оба суждения
    4)оба суждения неверны
    11.Ожидаемое поведение личности, связанное с её положением в обществе и
    типичное для данной общественной группы, называют
    1)социальным статусом
    2)социальной мобильностью
    3)социальным престижем
    4)социальной ролью
    12.В семье С. есть хорошая традиция: каждое воскресенье родители со своими
    детьми посещают музей или театр. Какую роль семьи иллюстрирует этот
    пример?
    1)совместное ведение домашнего хозяйства
    2)распределение домашних обязанностей
    3)обеспечение материального достатка
    4)духовное развитие детей

    13.Верны ли следующие суждения о социальных группах?
    А. Каждый индивид может входить в несколько социальных групп.
    Б. В больших социальных группах возможны личные контакты между всеми
    членами.
    1)верно только А
    2)верно только Б
    3)верны оба суждения
    4)оба суждения неверны

    «Современная научно-техническая революция (НТР) характеризуется глубокой интеграцией науки и производства, что выражается в замене традиционных технологий, техники принципиально новыми, сопровождается коренной перестройкой организации труда и производства. <...>
    Начало современной научно-технической революции относится к 50-м гг. XX столетия. С этого времени научная деятельность становится неотъемлемой и важнейшей частью общественного производства. Наука обособляется в самостоятельную сферу со специфической материально-технической базой, высококвалифицированными работниками и особым видом конечной продукции и занимает ведущее место в производстве в качестве непосредственной производительной силы. <...>
    Начало нового этапа НТР в развитии производительных сил характеризуется: особенностями динамики производительности труда; объёмами производства, использующего принципиально новые научные достижения; масштабами ресурсосбережения важнейших видов сырья, материалов, энергии; переходом большинства отраслей хозяйства к трудосберегающему типу экономического развития; увеличением темпов роста финансирования и экономической результативности научных исследований и опытно-конструкторских разработок. <...>
    НТР решительно меняет положение человека... в системе производства: он выводится за пределы процесса создания готового продукта, становится рядом с ним и выступает по отношению к нему в роли контролёра. Ранее человек передавал машине сначала исполнительную функцию (воздействие с помощью инструмента на предмет труда), а затем и двигательную, энергетическую; теперь вместе с сокращением непосредственного участия человека в производстве происходит расширение видов труда, связанных с выполнением контрольно-управляющих... функций всё более высокого уровня, с принятием ответственных решений». (Текст взят из книги: Обществознание: Пособие-репетитор / Под ред. О.С. Белокрыловой, В.И. Филоненко.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- С. 426, 427, 431- и адаптирован.)

    C1
    Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

    К какому времени, согласно тексту, относится начало современной НТР? Почему? Найдите два объяснения в тексте.

    C4
    Используя содержание текста и обществоведческие знания, перечислите любые три направления современной НТР.

    C5
    Рассказывая на уроке об особенностях современной НТР, ученик отметил, что её развитие в XXI в. даёт возможность обеспечить технико-технологическую сторону решения глобальных проблем человечества. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

    C6
    Согласны ли вы с тем, что НТР характеризуется позитивными социальными последствиями, благодаря которым сформировалось всемогущество человека, его превосходство над природой? Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

    Исследователи отмечают, что традиционно в белорусской семье для воспитания детей использовался прежде всего положительный пример матери, отца и старших

    членов семьи, а также следующие методы:

    Внушение маленьким детям различных правил и требований с помощью колыбельных песен, забав, сказок, песен, наполненных родительской любовью;

    Включение детей с самых ранних лет в хозяйственно-трудовую деятельность, общение со старшими и сверстниками;

    Организация совета родителей и старших членов семьи при выборе детьми ответственных решений в жизни;

    Поощрение детей с целью воспитания чувства собственного достоинства и таких моральных качеств, как доброта, трудолюбие, старательность, послушность, уважительность к старшим членам семьи и к другим людям;

    Намёк (прямой или косвенный) - способ показа детям их недостатков и просчётов в поведении и деятельности в этичном и корректном тоне;

    Упрёк - выражение родителями как словом, так и взглядом, жестами, мимикой неудовлетворённости поступками и поведением детей;

    Испытание как способ проверки подготовленности детей к самостоятельной трудовой и семейной жизни, к выполнению моральных правил и норм жизни своего народа;

    Благословение - комплекс родительских наставлений, поучений, предостережений, наказов и просьб к детям в самые ответственные периоды их жизнедеятельности (переход к самостоятельной трудовой деятельности, служба в армии, женитьба или замужество).

    Охарактеризуйте эти методы с точки зрения их действенности, важности для дальнейшей жизни детей, гуманности. Какие из названных методов применяются в вашей семье?

    1) Какую роль играют политические знания в политической деятельности? 2) К чему ведет использование неверной информации? 3) Как человек знающий

    превращается в человека могущего? 4) Какое значение имеют верные представления о действительности для принятия властных решений? ПОЖАЛУЙСТА

    Решая проблему выбора в мире ограниченных ресурсов, экономические субъекты должны всегда решать три основные, фундаментальные вопросы экономической организации производства:

    1. в производить - какие товары следует производить, в каком количестве. Фактически это означает распределение ресурсов, определение структуры экономики, выбор приоритетов экономического развития.

    2. в Как производить - с помощью каких ресурсов и каких технологий будут произведены экономические блага.

    3. Для кого производить - кто станет потребителем произведенных благ, будет им обеспечен сбыт и тем самым возмещения затраченных на производство ресурсов.

    Эти основные вопросы организации производства постоянно стоят как перед каждым отдельным производителем (фирмой), так и перед экономикой в целом. Они непрерывно воспроизводятся как на микро-, так и на макроуровне.

    Названные фундаментальные вопросы экономики являются общими (универсальными) для всех экономических систем, но в каждой из них они решаются по-разному. Каждая система имеет свой, специфический механизм координации и управления экономической деятельностью субъектов хозяйствования.

    Как же происходит процесс координации в различных экономических системах?

    Типы экономических систем

    Экономические системы (economic systems) - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

    Экономические системы отличаются по способу решения главных вопросов: что производить? как производить? для кого производить?, а также по принципу того, кто несет трансакционные издержки. Исторически можно выделить в "чистом" виде следующие экономические системы: традиционную, рыночную, командную. Но в современном мире существует смешанная экономическая система, которая соединяет в себе черты традиционной, рыночной, командной.

    Традиционная экономика

    Методы и техника производства, обмен, распределение доходов базируются здесь на освященных временем обычаях и традициях. Наследственность и касты диктуют экономические роли индивидов, четко прослеживается социоэкономический застой. Технический прогресс и внедрение нововведений резко ограничены, ибо они противоречат традициям и угрожают стабильности общественного строя. Экономическая деятельность вторична по сравнению с религиозными и культурными ценностями.

    Рыночная экономика (market economy) характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

    В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы - возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

    Объективные и субъективные предпосылки для этого возникают после ликвидации всех форм личной зависимости. Важную роль в этом сыграло развитие рыночной экономики. Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученный доход. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на нее.

    Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей - максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

    Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно подписанных контрактов и невмешательства третьих сторон. в Экономическая свобода - фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы.

    Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыночной игры и следящий за выполнением этих правил.

    В противовес рыночной командная экономика (command economy) описывается как система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

    Характерной чертой командной экономики является монополизм производства, который в конечном итоге тормозит научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен, монополизм производства, торможение технического прогресса закономерно рождают экономику дефицита. Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей. Гіперцентралізм закономерно способствует разбуханию бюрократического аппарата. Основой его роста была монополизация роли государства в иерархическом разделении труда. Административно-командная система - это своеобразная, идеологизированная форма бюрократизма. Для нее характерно сращивание законодательной и исполнительной, военной и гражданской, административной и судебной власти, слияние партийного и государственного аппарата.

    Смешанная экономика (mixed economy). Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

    Правительство играет активную роль в экономике, способствуя ее экономической стабильности и росту, обеспечивая ее некоторыми товарами и услугами, которые производятся в недостаточном количестве или вообще не производятся рыночной системой, осуществляя распределение ресурсов и доходов.

    Переходная экономика как система. Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Такое состояние экономики может существовать в одной или нескольких странах и даже в глобальном масштабе. Переход от одной экономической системы к другой никогда не представлял мгновенного скачка. Это очень длительный процесс, что в прошлом измерялся столетиями, а в последнее время - десятилетиями. Например, переход от традиционной системы к рыночной экономике свободной конкуренции занял в Западной Европе конец XVIII - первую половину XIX века. В Украине такое переходное состояние экономики был характерен для периода 1861 - 1913 гг.

    в Конце XX века начался массовый переход нескольких десятков стран от административно-командной к рыночной экономике. Поэтому на данном этапе переходной мы считаем экономику, где отношения, основанные на административно-командных принципах, будут заменяться рыночными механизмами.

    Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты. Исходной точкой является кризис и последующая трансформация экономических отношений прежней системы, а также возникновение новых отношений, присущих системе, что рождается. Старые и новые отношения взаимодействуют в рамках переходной системы.

    В переходной системе возникают и функционируют особые переходные экономические формы, которые указывают на направление движения к новой системе. К их числу можно отнести приватизированные предприятия в современной Украине, что воплощают переход от государственной собственности к частной.

    Для переходной экономики также характерны интенсивное развитие новых форм параллельно с упадком и постепенным исчезновением старых экономических отношений. Так, быстрое расширение частного сектора при переходе от административно-командной к рыночной экономике сопровождался трансформацией государственных предприятий в фирмы, действующие по правилам рыночного хозяйства.

    Переходные процессы в восточных и западных странах происходят по-разному. Во-первых, сохраняется решающая роль государства в экономике при сравнительно слабых позициях частных владельцев и сильных уравнительных тенденциях. Во-вторых, при ослаблении регулирующих функций государства преобладает приватнопідприємницька инициатива, одновременно резко усиливается социальное расслоение. Украина находится на стыке западного и восточного типов цивилизации, что во многом определяет характер рыночной экономики, формируемой в ней.

    Вначале преобладала точка зрения, что переход от административно-командной экономики к рыночной займет годы. Но теперь становится ясно, что этот процесс растянется на десятилетия. Поэтому необходимо уделять внимание закономерностям и специфике переходной экономики.

    Необходимость перехода от административно-командной экономики к рыночной обусловлена нарастающей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста. Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый - это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Второй недостаток - это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

    Чтобы лучше понять как сложилась современная , как человечество научилось находить ответы на ее главные вопросы, необходимо проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации.

    В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем : 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная.

    Из них самая древняя — традиционная экономическая система.

    Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

    Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

    Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.

    Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».

    Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

    Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

    Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

    Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

    На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм) . Основу этой системы составляют :

    1) право частной собственности;

    2) частная хозяйственная инициатива;

    3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

    Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм.

    Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

    К сведению. Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести собственность.

    Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать (лишь бы это не наносило ущерба интересам общества). Вместе с тем эта почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты ее использования.

    Частная хозяйственная инициатива есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере использовать их для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.

    И, наконец, собственно рынки — определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.

    Именно рынки:

    1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

    2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

    3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

    Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар может оказаться ненужным или слишком дорогим и вместо выгоды он получит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.

    Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

    Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

    Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки . В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства , когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете.

    Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как «несправедливую» экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в Х I Х в. общественного движения, названного марксизмом в честь его главного идеолога — немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса . Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось заменить новой экономической системой — командной, или социализмом (от лат. societas — «общество»).

    Командная экономическая система (социализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

    Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций , идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И. В. Сталиным.

    В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник социалистический лагерь.

    Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы , насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

    а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага;

    б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

    В результате в странах командной системы:

    1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались «дефицитом». Привычной картиной в крупнейших городах стали «парашютисты», т. е. жители маленьких городов и деревень, приезжавшие с большими рюкзаками закупать продукты питания, так как в их продовольственных магазинах просто ничего не было;

    2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как планово-убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

    3) самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой-то импортный товар или оборудование. В очередь за югославскими женскими сапогами записывались с вечера.

    В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков.

    Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.

    Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

    Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

    1)некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

    2)оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

    Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.

    Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

    В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые: а) не получают от государства планов; б) работают по рыночным законам; в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

    В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 1).

    Рис. 1. Основные элементы смешанной экономической системы (I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)

    На рис. 2 показана шкала, условно представляющая, к каким экономическим системам относятся сегодня различные государства.


    Рис. 2. Типы экономических систем: 1 — США; 2 — Япония; 3 — Индия; 4 — Швеция, Англия; 5 — Куба, Северная Корея; 6 — некоторые страны Латинской Америки и Африки; 7— Россия

    Здесь расположение цифр символизирует степень близости экономических систем различных стран к тому или иному типу. Наиболее полно чисто рыночная система реализуется в некоторых странах Латинской Америки и Африки . Факторы производства там уже находятся преимущественно в частной собственности, а вмешательство государства в решение экономических вопросов минимально.

    В таких странах, как США и Япония , господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось больше элементов традиционной экономической системы, чем в США. Вот почему цифра 2 (экономика Японии) стоит несколько ближе к вершине треугольника, символизирующей традиционную систему, чем цифра 1 (экономика США).

    В экономиках Швеции и Великобритании роль государства в распределении ограниченных ресурсов еще больше, чем в США и Японии, и потому символизирующая их цифра 4 стоит левее цифр 1 и 2.

    В наиболее полном виде командная система сохранилась сейчас на Кубе и в Северной Корее . Здесь частная собственность ликвидирована, а государство распределяет все ограниченные ресурсы.

    Существование значительных элементов традиционной экономической системы в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и здесь преобладает рыночная система) определяет размещение соответствующей ей цифры 3.

    Расположение России (цифра 7) определяется тем, что:

    1)основы командной системы в нашей стране уже разрушены, но роль государства в экономике еще очень велика;

    2)механизмы рыночной системы еще только формируются (и развиты пока слабее, чем даже в Индии);

    3)факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью, а такой важнейший фактор производства, как земля, фактически находится в коллективной собственности членов бывших колхозов и совхозов, лишь формально преобразованных в акционерные общества.

    К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?