Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Финансово промышленные группы форма крупного производства. Финансово-промышленная группа (ФПГ)

Горжанкина С.В.

В условиях рынка формирование финансово-промышленных комплексов неизбежно. Механизмы их создания, состав и структура могут быть различны вследствие различного уровня развития экономики, степени ее коммерциализации, состояния финансового, фондового и товарного рынков. Российские особенности связаны с прошедшей широкомасштабной приватизацией, разрушением прежних хозяйственных связей, инфляцией и инвестиционным кризисом.

Слияние финансового капитала с промышленным и образование на этой основе финансово-промышленных объединений отражает объективные устойчивые тенденции современной индустриально развитой экономики. Взаимозависимость основных видов капитала достигла такой степени, что не только их автономное существование не представляется возможным, но и в своем движении они устремлены к созданию единых организационных центров, регулирующих его.

Экономику подавляющего большинства высокоразвитых стран составляют аналоги ФПГ – транснациональные корпорации. Формирование крупных финансово-промышленных комплексов связано с необходимостью проведения широкомасштабных научных исследований и разработок, более полного использования технологического потенциала, расширения производственной кооперации, а также со стремлением противостоять резким колебаниям деловой конъюнктуры.

Финансово-промышленные группы представляют собой универсальные многоотраслевые комплексы, включающие в себя промышленные предприятия, банки, торговые фирмы, страховые, пенсионные, инвестиционные и другие компании. Они обеспечивают гарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам, а также наиболее надежное и прибыльное размещение капитала.

Сегодня в мире накоплен большой опыт создания и развития финансово-промышленных групп, отработано много подходов к их формированию в виде самых разнообразных организационных форм, позволяющих получить дополнительные конкурентные преимущества от соединения промышленного и финансового капиталов. В их рамках происходит объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установления между ними отношений экономической и финансовой взаимозависимости, разделения труда и его координации в целях осуществления совместной хозяйственной деятельности.

Гибкость в принятии решений и координация совместных усилий в сочетании с устойчивым и долговременным характером связей между входящими в группу предприятиями наделяют ФПГ большими преимуществами. Они проявляются, прежде всего, в следующих возможностях:

  • осуществлять свою долгосрочную стратегию, связанную со способностью предвидеть и предопределять будущее состояние рынка;
  • организовывать совместную производственно-хозяйственную деятельность, выполнять совместные научно-производственные программы;
  • углублять специализацию и развивать кооперационные связи, кооперироваться в снабженческо-сбытовой сфере ради экономии соответствующих издержек;
  • повышать согласованность действий предприятий при производственной интеграции;
  • финансировать НИОКР и оперативно внедрять в производство полученные результаты;
  • расширять круг инвесторов, укреплять отношения с кредитно-финансовыми учреждениями;
  • консолидировать инвестиционные ресурсы;
  • выгодно перераспределять инвестиционные ресурсы, концентрировать их на наиболее рентабельных и окупаемых направлениях;
  • оптимизировать материально-финансовые потоки, в том числе с точки зрения налоговых обязательств;
  • экономить на издержках благодаря трансфертным ценам, крупным масштабам производства, что позволяет дифференцировать цены, уменьшать потери, связанные с колебаниями рыночной конъюнктуры;
  • уменьшать потребность в оборотных средствах на основе использования товарных кредитов, векселей и т.д.;
  • улучшать деловой имидж на внутреннем и внешнем рынках.

Потребность российской экономики в крупных, вертикально интегрированных и в то же время диверсифицированных промышленных объединениях начала появляться еще в 60-е годы. Для преодоления ведомственной разобщенности и организации скоординированной работы крупных хозяйственно-технологических комплексов приложили немало усилий многие советские специалисты. Достаточно вспомнить эксперимент с совнархозами. Позже создавались научно-производственные объединения (НПО), всесоюзные промышленные объединения (ВПО), торгово-промышленные объединения (ТПО), агропромышленные комплексы (АПК) вплоть до Госагропрома, территориально-производственные объединения.

Вновь вопрос о создании высоко интегрированных межотраслевых объединений встал уже в 1993 году. В этот период практически завершилось разрушение отраслевой структуры управления промышленностью, что привело к ослаблению координации производственной деятельности предприятий по выпуску многих видов технологически сложной продукции.

В связи с фактической направленностью на дезинтеграцию крупных промышленных комплексов у предприятий сразу возникли проблемы управляемости, финансирования, связанные, прежде всего, с неплатежеспособностью потребителей продукции большинства отраслей, снижающейся инвестиционной активностью, более чем скромным бюджетным финансированием, недостатком оборотных средств.

Решение этих проблем многие исследователи увидели в формировании новых организационно-хозяйственных структур, объединяющих приватизируемые предприятия той или иной степени технологической сопряженности и воплощающих на новых взаимовыгодных началах процесс финансово-промышленной интеграции, слияния промышленного капитала с финансовым. Преимущество этих форм – возможность уже не на сугубо кредитной основе, а на базе акционерного соучредительства решать стратегические проблемы развития производства и повышения его эффективности.

В специфических российских условиях формирование ФПГ кроме подъема конкурентоспособности на мировых рынках могут решить и многие внутренние антикризисные и реформационные задачи. Предлагаемые наборы задач в официальных документах и в работах отдельных исследователей значительно различаются, но их можно сгруппировать следующим образом:

  • усиление регулируемости национальной экономики и облегчение реализации государственных программ;
  • противодействие спаду производства на основе стабилизации хозяйственных связей и формирования внутренней конкурентной среды;
  • повышение конкурентоспособности отечественного производства на внутреннем и внешних рынках;
  • стимулирование денежной стабилизации и ослабление волн неплатежей с помощью облегчения взаиморасчетов технологически связанных предприятий;
  • поддержка малого и среднего бизнеса;
  • реанимация инвестиционных процессов;
  • запуск структурной перестройки, остановка падения научно-технического потенциала страны;
  • сохранение обороноспособности государства с параллельным продвижением конверсии ВПК без утраты огромных возможностей последнего;
  • управление государственными пакетами акций предприятий и производственных комплексов;
  • укрепление дезинтегрированного экономического пространства в общероссийском и всем постсоветском ареале.

Внутри финансово-промышленной группы может быть реализован ряд факторов и механизмов, повышающих эффективность деятельности как отдельных предприятий, составляющих группу, так и ФПГ в целом (рис. 1).

Предприятия одной технологической цепочки, входящие в ФПГ, могут использовать механизм трансфертных цен: они рассчитываются между собой за поставляемую продукцию не по рыночным ценам, а по более низким трансфертным ценам.

Также и частичный или полный перенос платежей НДС с промежуточных стадий реализации продукции одного юридического лица – поставщика другому юридическому лицу – потребителю на конечный в технологической цепочке этап реализации готовой продукции обеспечивает экономию оборотных средств. За счет этого увеличивается эффективность производства.

Общие масштабы развития ФПГ в России

Формирование финансово-промышленных групп в России официально началось с появлением Указа Президента РФ “О создании финансово-промышленных групп в РФ” № 2096 от 05.12.93.

Рисунок 1. Принципиальная схема функционирования ФПГ

По состоянию на 1 марта 1998 года в Государственный Реестр включены 74 ФПГ, в т.ч. 9 транснациональных. В составе групп действует более 1100 юридических лиц, в т.ч. более 150 финансово-кредитных учреждений. В стадии регистрации находятся 8 ФПГ. Сегодня финансово-промышленные группы обеспечивают годовые объемы производства, приближающиеся к 70 млрд. рублей. Общее количество занятых в ФПГ – более 4 млн. чел. По докризисным оценкам специалистов к концу 1998 года в России должно было официально функционировать не менее 100 финансово-промышленных объединений.

В ФПГ объединяются юридические лица различных организационно-правовых форм и форм собственности. Подавляющее большинство участников представляют собой приватизированные и частные предприятия, объединенные по типу вертикальной или горизонтальной интеграции, разнообразные по отраслевой и региональной принадлежности. В основном, направления деятельности зарегистрированных групп соответствуют приоритетам, установленным Программой содействия формированию ФПГ (см. табл. 1).

Таблица 1
Отраслевая принадлежность ФПГ в России

Отрасль промышленности

Количество созданных ФПГ

Перечень созданных ФПГ

Металлургический

“Носта-Трубы-Газ” (г. Новотроицк Орен-

комплекс

бургской области), “Объединенная горно-

металлургическая компания” (г. Москва),

“Магнитогорская сталь” (г. Магнитогорск),

“АтомРудМет” (г. Москва) и др.

Добыча полезных

“Драгоценности Урала” (г. Екатеринбург),

ископаемых

Восточно-Сибирская группа” (г. Иркутск),

“Металлоиндустрия” (г. Воронеж), “Куз-

басс” (г. Кемерово), “Эльбрус” (г. Москва),

“Российский алмазный союз” (г. Москва)

“Нефтехимпром” (г.Москва), “Транснацио-

нефтехимия

нальная финансово-промышленная группа

“Славянская бумага” (г.Москва), “Волжская

компания” (г.Нижний Новгород), “Интер-

химпром” (г.Москва), “Консорциум “Рус-

ский текстиль” (г.Москва), “Интеррос”

(г.Москва), “Эксохим” (г.Москва) и др.

Агропромышлен-

“Объединенная промышленно-строитель-

ный комплекс

ная компания” (г. Рязань), “Единство”

(г. Пермь), “Союзагропром” (г. Воронеж),

“Беловская” (г. Белово Кемеровской об-

ласти), “Зерно-Мука-Хлеб” (г. Москва),

“Каменская агропромышленная финансо-

вая группа” (г. Каменка Пензенской обла-

сти), “Русская меховая корпорация”

(г. Москва), “Вятка-Лес-Инвест” (г. Киров),

“Центр-Регион” (г. Рязань) и др.

Машиностроение

“Контур” (г. Новгород), “Специальное

транспортное машиностроение” (г. Моск-

ва), “Тяжэнергомаш” (г. Москва), “Росса-

Прим” (г. Рязань), “Гормашинвест”

(г. Санкт-Петербург) и др.

Автомобиле-

“Нижегородские автомобили” (г. Нижний

строение

Новгород), “Волжско-Камская финансово-

промышленная группа” (г. Москва), “Дон-

инвест” (г. Ростов-на-Дону), “Сокол”

(г. Воронеж)

Самолето-

“Российский авиационный консорциум”

строение

(г. Москва), “Двигатели НК” (г. Самара),

“Авико-М” (г. Москва), “Аэрофин”

(г. Москва)

Приборостроение

Уральские заводы” (г. Ижевск), “Сибирь”

(г. Новосибирск), Промприбор (г. Москва)

Судостроение

“Скоростной флот” (г. Москва), “Морская

техника” (г. Санкт-Петербург), “Дальний

Восток” (г. Владивосток)

Легкая промыш-

“Союзпроминвест” (г. Москва), “Текстиль-

ленность

ный холдинг “Яковлевский” (г. Иваново),

“Русская меховая корпорация” (г. Москва),

“Консорциум “ Русский текстиль”

(г. Москва), “Трехгорка” (г. Москва)

Стройиндустрия

“Средуралстрой” (г. Екатеринбург), “Рос-

стро” (г. Санкт-Петербург), “Жилище”

(г. Москва) и др.

В целом совокупность ФПГ отличается достаточно широкой диверсификацией и охватывает более 100 направлений деятельности в самых разнообразных отраслях.

Финансово-промышленные группы, как показывает опыт, ориентированы по своей сущности на долгосрочную отдачу. Однако итоги 1995-1997 гг. говорят о том, что группы уже стали существенным фактором противодействия спаду производства и инвестиций. Так, по данным Госкомстата России (форма 1-ФПГ), по представленной совокупности официально зарегистрированных финансово-промышленных групп в 1996 г. обеспечивался 2-х процентный рост объемов произведенной продукции, 10-ти процентный рост объемов отгруженной промышленной продукции, 8-ми процентный рост капиталообразующих инвестиций. Лучшими по динамике объемных показателей стали группы “Нижегородские автомобили”, “Единство” (АПК), “Восточно-Сибирская группа” (ТЭК и нефтехимия) и ряд других. Особо следует выделить вклад в промышленное развитие автомобилестроительных ФПГ, усилиями которых в 1996 г. во многом был обеспечен четырехпроцентный рост выпуска легковых автомобилей в стране.

За счет собственных ресурсов предприятия ФПГ “Промприбор” в 1995–1996 гг. завершили 10 инвестиционных проектов в рамках программы “Создание новых поколений приборов учета и контроля за расходованием энергоносителей и развитие их промышленного производства в 1995–1997 гг.”.

Опыт, накопленный с момента создания первых ФПГ, позволяет сделать предварительные выводы об основных тенденциях процесса их формирования.

Исходя из специфики российской экономики, группы можно классифицировать по следующим критериям:

  • способу создания,
  • инициатору формирования,
  • организационному строению,
  • форме производственной интеграции,
  • масштабам деятельности.

По способу создания все ныне действующие российские ФПГ (прошедшие процедуру официальной регистрации и созданные в соответствии с Федеральным законом РФ “О финансово-промышленных группах” № 190-ФЗ от 30.10.95) можно поделить на:

  • сформированные по решению органов власти (федеральных, региональных, городских и т.д.; на основе межправительственных соглашений);
  • сформированные в инициативном порядке (в результате договорного процесса на добровольной основе; рыночными методами консолидации пакетов акций).

На практике эти пути редко реализуются в чистом виде. Зачастую в каждой из созданных групп использованы комбинации нескольких вариантов. В последнее время ФПГ создаются преимущественно на основе договора по инициативе участников посредством рыночной консолидации активов.

По решению федеральных властей (Указ Президента РФ, Постановление Правительства РФ) были созданы группы: “Магниторская сталь” (Указ Президента РФ от 27.05.1994 г. № 1089); “Эксохим” (Распоряжение Правительства РФ от 06.07.1994 г. № 858-р); “Волжско-Камская” (Указ Президента РФ от 02.11.1994 г. № 2057) и др.

По решению республиканских и областных администраций были созданы группы: “Уральские заводы”, “Зауралье” и др.

По решению муниципальных органов власти была образована, например, ФПГ “Трехгорка” (Распоряжение Мэра Москвы от 30.05.1995г.).

На основании межправительственных соглашений зарегистрированы группы: “Интеррос”, “Нижегородские автомобили”, “Точность”, “Аэрофин”, “ТаНАКо” и др.

В зависимости от инициатора создания , консолидирующего ядра, вокруг которого выстраивается вся группа, имеющиеся ныне ФПГ можно условно поделить на:

  • банковские,
  • промышленные,
  • торговые.

Центром “банковской” ФПГ является кредитно-финансовая организация. Стремление российских банков к сотрудничеству с промышленными предприятиями вызвано желанием диверсифицировать свою деятельность, приобрести новую клиентуру, снизить инвестиционный риск. Сегодня конкуренция банков смещается в сферу кредитования промышленности. Также акционерный контроль над промышленными компаниями позволяет банкам расширить свое влияние на рынках лизинговых, факторинговых, страховых и прочих финансовых услуг. ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них предприятий, которые могут быть совершенно не связаны друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам.

Главным условием возникновения “промышленных” ФПГ является необходимость обеспечить производственно-техническое развитие группы предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий. “Зачинщиками” данного типа ФПГ выступают заводы (АО “Нижегородские автомобили” – ФПГ “Нижегородские автомобили”, Магнитогорский металлургический комбинат – ФПГ “Магнитогорская сталь”, АО “ВАЗ” и “КамАЗ” – “Волжско-Камская” ФПГ).

Если сотрудничество участников финансово-промышленной группы сводится к кооперации в снабженческо-сбытовой сфере, то лидирующие позиции естественно занимают торговые компании. Многие товаропроизводители осознали необходимость тесной кооперации с достаточно крупными и специализированными в области снабжения и сбыта предприятиями, что позволяет им оказывать эффективное воздействие на рынок посредством контроля не только над производственным, но и распределительным циклом.

Возможны “мягкие” (консорциум, ассоциация, союз) и “жесткие” (холдингового типа) варианты организационного строения финансово-промышленных групп. Выбор типа организационного строения ФПГ определяется отношениями собственности в группе, связями по капиталу между ее участниками, совокупностью договорных и неформальных взаимных обязательств, целями создания и направлениями развития.

Анализ деятельности российских ФПГ показал, что организация сотрудничества предприятий-участников группы остается одним из слабых мест финансово-промышленных групп. Претензии к организации управления ФПГ возникают как с точки зрения управляемости развитием группы, так и с позиций финансовой обеспеченности ее замыслов.

В соответствии с Законом РФ “О финансово-промышленных группах” возможны следующие варианты интеграции и консолидации собственности ФПГ:

  • создание холдинга (основное и дочерние общества);
  • система участия на основе договора о создании ФПГ.

Наиболее распространенной формой интеграции пока является формирование “мягких” ассоциативных структур, основанных на развитии договорных отношений.

В первую очередь это рассматривается как наиболее быстрый и дешевый способ апробации возможностей совместной деятельности. Кроме того, привлекательность “мягких” форм связана с мотивацией к объединению с производителями родственной продукции. Для таких ФПГ договор о создании группы – это своего рода учредительный договор простого товарищества, общие дела которого ведет центральная компания.

Основой функционирования финансово-промышленной группы способна служить целая система договоров о совместной деятельности, каждый из которых охватывает тех участников, которые сотрудничают по одному из направлений ее деятельности. При этом центральная компания может вести учет совместной деятельности по всем договорам.

Реально во многих российских ФПГ одновременно используется несколько механизмов консолидации капитала: совместно учреждается акционерное общество, имеет место участие одних членов группы в капитале других, концентрация капитала достигается с помощью кредитов. Так, в финансово-промышленной группе “Интеррос” акционерное общество “ИНРОСКапитал”, внесшее наибольшую долю в капитал учрежденного группой общества (12,9%), владеет 34,8% акций АКБ “Международная финансовая компания” и 20,93% акций АО “Фосфорит”, входящих в эту же ФПГ.

В формировании уставного капитала центральной компании ФПГ наблюдаются противоречивые тенденции. Участники группы стремятся к равенству влияния на деятельность центральной компании и, в этой связи, к паритету вкладов в ее уставный капитал. Особенно явно такое стремление проявляется тогда, когда при значительных различиях между предприятиями по величине активов, взносы в уставный капитал центральной компании устанавливаются равными для всех или почти всех учредителей (ФПГ “Уральские заводы”, ФПГ “Русская меховая корпорация”). Однако равнодолевое участие предприятий ФПГ в капитале создаваемой центральной компании еще не создает властно-хозяйственных предпосылок для сближения их интересов. В то же время нередок значительный разброс долей отдельных участников в этом капитале. Данное обстоятельство нельзя объяснить одними лишь различиями в их финансовых возможностях. Так, участие Автобанка в капитале центральной компании ФПГ “Нижегородские автомобили” составляет всего 0,05%. Разброс долей может рассматриваться как признание уже сложившегося распределения экономических ролей в группе или неизбежности последующей трансформации ФПГ. Например, в финансово-промышленной группе “Магнитогорская сталь” выделяется роль АО “Магнитогорский металлургический комбинат”, вклад которого в уставный капитал центральной компании составляет 65,13%.

Примечательно, что для большинства российских финансово-промышленных групп характерно довольно скромное участие банковских структур в уставном капитале центральной компании группы. Для ФПГ “Святогор” оно составляет менее одного процента, для ФПГ “Нижегородские автомобили” – 8,87%. В ФПГ “Магнитогорская сталь” Промстройбанк владеет 4,2% акций центральной компании, АвтоВАЗбанк” – 2,1%.

Масштабы консолидации ресурсов в уставном капитале центральной компании ФПГ часто относительно невелики. В большинстве случаев центральная компания по своему экономическому весу уступает многим учредителям. Это сказывается на обеспечении управляемости развития финансово-промышленной группы.

Что касается организационных объединений типа холдинга, то их привлекательность пока невысока. Реальные холдинговые структуры в отечественной экономике демонстрируют разную эффективность. Холдинг, как форма организации ФПГ, предполагает наличие материнской и дочерних компаний. Первая владеет вторыми (имеет в их уставном капитале контрольные пакеты акций). Такая группа создается путем поглощения (скупки) или создания новых, зависимых по собственности предприятий.

Среди основных причин, затрудняющих создание ФПГ данного типа, можно привести следующие:

  • отсутствие собственного капитала, достаточного для покупки акций предприятий, являющихся участниками кооперации;
  • нежелание стать “дочерней” или зависимой фирмой и еще не разрушенные надежды самостоятельно обустроиться на рынке;
  • наличие довольно сложных бюрократических процедур при регистрации холдингов; ограничения по сферам деятельности, доле на рынках.

С большой натяжкой к ФПГ такого типа можно отнести группы “Русхим”, “Носта-Трубы-Газ”, ориентированные на трастовые отношения головного предприятия с остальными участниками и имеющие в управлении пакеты государственных акций предприятий, входящих в состав группы.

Доверительное управление имуществом (траст) рассматривается как наиболее приемлемый выход из создавшегося положения. Нехватка денег для обеспечения хозяйственного оборота и истощение ресурсов даже крупнейших коммерческих структур значительно сократили инвестиционный потенциал и привели к исчерпанию возможностей совершенствования структуры экономики за счет прямого приобретения пакетов акций. Траст позволяет организовать формирование крупных корпораций без затрат значительных средств со стороны структурообразующих компаний.

Ориентация на ту или иную из названных форм интеграции в рамках ФПГ в существенной степени зависит и от избранной целевой стратегии комплекса. Опыт показывает, что как только более “мягкие” способы обеспечения управляемости исчерпывают свои возможности для эффективного ведения бизнеса, на их место приходят более жесткие, холдинговые. Поэтому есть основания ожидать в ближайшее время постепенного увеличения числа холдинговых структур.

ФПГ могут различаться по формам производственной интеграции : вертикальные, горизонтальные и конгломераты. Вертикальные ФПГ – это объединения, в которых предприятия-участники выпускают один вид изделия, участвуя в его производстве на разных стадиях. Примером может служить ФПГ “Тульский промышленник”, “Металлоиндустрия”, “Магнитогорская сталь”, “Носта-Трубы-Газ” и др. В частности, в ФПГ “Тульский промышленник” лидирующее положение в группе занимает АО “Тулачермет”. Практически все промышленные предприятия-участники группы либо поставляют ему свою продукцию, либо получают от него сырье, обмениваются заказами, ресурсами. Одновременно “Тулачермет” выступает основным внутригрупповым центром акционерного контроля таких предприятий, как “Юбскомет”, банк “Тульский промышленник”. ФПГ “Металлоиндустрия” представляет собой вертикально интегрированную структуру, объединяющую всю цепочку от добычи и обогащения железных руд до производства машиностроительной продукции.

Горизонтальные ФПГ – это группы, в которых предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию. К данному виду относятся следующие ФПГ: “Промприбор”, “Эксохим”, “Восточно-Сибирская группа” и др. ФПГ “Промприбор” включает в свой состав 16 крупнейших предприятий, выпускающих приборы контроля и регулирования технологических процессов и учета энергоресурсов. Среди них: АО “Саранский приборостроительный завод”, АО “МЗТА” и АО “МЗЭП” (г. Москва) и др.

Вместе с тем стоит заметить, что именно такой тип интеграции наиболее жестко контролируется Госкомитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур: объединения (крупные АО, ФПГ), занимающие более 35% федерального или местного рынка по определенным группам товаров, с большим трудом проходят экспертизу и согласование в данном ведомстве.

Высоко диверсифицированные ФПГ (или конгломераты) представляют собой группы, в состав которых включены несколько непосредственно не связанных между собою производств. Прежде всего, сюда относится ФПГ “Интеррос”, включающая в свой состав такие работающие в различных отраслях экономики предприятия: РАО “Норильский Никель”, АО “Кузнецкий металлургический комбинат”, АО “Новокузнецкий алюминиевый завод” (металлургия), АО “ЛОМО” (оптика), АО “Химволокно”, АО “Фосфорит” (химическая промышленность), государственное предприятие “Октябрьская железная дорога” (транспорт).

Финансово-промышленные группы можно классифицировать по масштабам деятельности на региональные, межрегиональные и транснациональные.

Тенденция к формированию финансово-промышленных групп регионального характера активно поддерживается местными органами исполнительной власти и рассматривается ими, с одной стороны, как способ укрепления позиций регионов в отношениях с центром, а с другой – как средство решения региональных экономических и социальных задач. Местные администрации связывают формирование ФПГ с крупными региональными программами, обеспечивающими структурную перестройку технологически взаимосвязанных предприятий с учетом приоритетных задач сохранения занятости населения и решения экологических проблем. Наибольший положительный опыт становления региональных групп накоплен в Туле и Рязани.

Межрегиональная кооперация характерна, например, для ФПГ “Единство”. Своими целями ФПГ ставит насыщение рынка Уральского и Сибирского регионов высококачественными и дешевыми продуктами питания, обеспечение импортозамещения в этой сфере, а также коренное техническое перевооружение предприятий пищевой промышленности. В связи с этим в составе участников группы представлены предприятия, обеспечивающие поставку сельскохозяйственного сырья, его переработку, технологическое перевооружение пищевой индустрии. Особенностью ФПГ является включение в ее состав высокотехнологичного оборонного предприятия “Машиностроитель” (г.Пермь), производящего технологическое оборудование для АПК.

К межрегиональным ФПГ также относятся “Объединенная горно-металлургическая компания”, “Сибирско-Уральский алюминий”, “Восточно-Сибирская группа” и др. Между предприятиями, обеспечивающими вертикальную интеграцию в рамках ФПГ “Объединенная горно-металлургическая компания”, существуют взаимовыгодные кооперационные связи: от добычи и первичной переработки углей и горнорудного сырья до производства стали, готовой металлопродукции, ее транспортировки и реализации. Близкое расположение предприятий сырьевого звена к металлургическим комбинатам, а также географически выгодное расположение порта-участника группы ОАО “Находкинский морской торговый порт” (поскольку страны Юго-Восточной и Центральной Азии наиболее активные зарубежные партнеры на рынке черных металлов) являются важными достоинствами группы.

Вместе с тем активнее о себе дают знать транснациональные ФПГ, группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-членов СНГ.

Распад СССР, приведший к образованию целого ряда суверенных государств, обусловил разрыв прежних хозяйственных связей, слом устоявшихся кооперационных отношений, и в результате – паралич отдельных секторов экономики новых независимых государств. Страны-участники СНГ стремятся восстановить деловые контакты посредством создания межнациональных финансово-промышленных объединений.

В настоящий момент действует 9 групп данного вида: “Интеррос” (Россия, Казахстан), “Нижегородские автомобили” (Россия, Беларусь, Украина, Кыргызстан, Таджикистан, Молдова, Латвия), “Точность” (Россия, Беларусь, Украина), “Транснациональная алюминиевая компания” (Россия, Украина), “Сибирский алюминий” (Россия, Казахстан), “Аэрофин” и др.

Примером здесь, несомненно, служит ФПГ “Нижегородские автомобили”, подбор участников которой ориентирован на кооперационные связи с предприятиями Украины, Беларуси, Кыргызстана, Латвии. Так, АО “РАФ” (г. Елагва, Латвия) от АО “ГАЗ” (г. Нижний Новгород, РФ) получает 77 позиций готовых деталей и узлов. Украинские участники (ПО “Белоцерковщина” и Черниговский завод) поставляют АО “ГАЗ” автошины и карданные валы. АО “Киргизский автосборочный завод” (г. Бишкек, Кыргызстан), получая от АО “ГАЗ” шасси, поставляет радиаторы охлаждения для нужд ФПГ.

Если подойти к рассмотрению ФПГ с позиции оценки их масштабов: объема промышленной продукции, численности работающих и т.п., то группы можно условно разделить на крупные, средние и малые.

Сегодня, по крайней мере, 10 крупнейших групп имеют возможность превратиться в “локомотивы” национальной экономики. Это “Нижегородские автомобили”, “Металлоиндустрия”, “Магнитогорская сталь”, “Волжско-Камская” и др.

В рамках ФПГ “Магнитогорская сталь”, имеющей четкую технологическую кооперацию и явного лидера в лице АО “Магнитогорский металлургический комбинат”, удалось объединить 18 предприятий с численностью более 260 тыс. человек, основными фондами в 5072 млрд. рублей и объемом выпуска товарной продукции более 3,3 триллиона рублей. Ведущим инвестиционным проектом в рамках ФПГ является ввод в действие в АО “ММК” комплекса по производству 5 млн. тонн горячекатаного и 2 млн. тонн холоднокатаного стального листа в год. Эта продукция будет поставляться как на внутренний, так и на внешний рынок (соответственно 1400 тыс. тонн и 600 тыс. тонн ежегодно).

Среди крупнейших из зарегистрированных ФПГ нельзя не отметить “Волжско-Камскую”, включающую автомобилестроительные объединения АО “АвтоВАЗ” и АО “КамАЗ”. Общая численность работающих достигает 231 тыс. человек. В рамках ФПГ реализуется ряд перспективных инвестиционных проектов. В АО “АвтоВАЗ” – выпуск экономичных автомобилей ВАЗ 2110, 2114, 2123. Намечена программа производства дизельных легковых автомобилей. В АО “КамАЗ” – программа модернизации силовых агрегатов для трехосных тягачей грузоподъемностью 8-12 тонн и автопоездов с грузоподъемностью 16-20 тонн. Расширяется производство автомобилей “Ока”, в том числе для инвалидов.

Результаты деятельности российских ФПГ позволяют говорить о положительном влиянии интеграции финансового и промышленного капиталов не только на макро-, но и на микроуровне. Больше половины из работающих ныне групп можно назвать “островками устойчивости” в море хаоса, захлестнувшего все отрасли экономики. Только по данным 15 ФПГ, в 1997 году их объемы производства выросли на пять процентов, объемы реализованной продукции – на 40%, экспорта – на 28%, инвестиций – на 250%. В портфеле ФПГ имеется свыше 200 инвестиционных проектов с общим финансированием 65 триллионов руб.

Проблемы функционирования ФПГ

Несмотря на определенные результаты, достигнутые финансово-промышленными группами, и проведенную соответствующую законодательную работу, их становление сталкивается с серьезными проблемами и трудностями.

Среди существующих проблем становления и функционирования ФПГ можно выделить: общеэкономические, законодательные, организационные, финансовые.

Трудности общеэкономического характера очевидны. Они касаются сложного финансово-экономического состояния большинства производителей, падения инвестиционной активности, отсутствия государственной поддержки, негибкости налоговой политики.

Скорейшего законодательного решения требуют многие юридические вопросы. Необходима четкая регламентация правовой сущности ФПГ. Главная роль при образовании группы возлагается на договор о ее создании, юридический статус которого не ясен. Некоторые специалисты подводят этот договор под договор простого товарищества, точно определенный в Гражданском кодексе. По этому договору совокупность лиц обязуется соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли и/или иной законной цели. А в законе о ФПГ договорные отношения четко увязываются с образованием нового юридического лица (центральной компании).

Нуждается в уточнении и процедура подготовки документов на регистрацию ФПГ: выходить ли участникам группы на подписание договора с уже зарегистрированной центральной компанией или сначала подписать договор, а потом создавать центральную компанию в рамках реализации договора.

Закон о ФПГ предписывает заключение договора о создании ФПГ во всех случаях, кроме образования группы по холдинговому принципу.

Недостаточно решен вопрос о механизме принятия управленческих решений в ФПГ. Функции управления ФПГ выполняют Совет управляющих и созданная для текущего управления деятельностью ФПГ центральная компания. Способы принятия решения каждым из этих органов различны. В случае, если центральная компания создается в форме акционерного общества и следовательно подчинена действию закона “Об акционерных обществах”, решения принимаются Общим собранием акционеров центральной компании. В Совете управляющих решения принимаются по принципу: один член Совета – один голос, на Общем собрании центральной компании – голосование идет пакетами обыкновенных акций.

Ограничение участия банков более чем в одной ФПГ уже пересматривается Государственной Думой и возможно финансово-кредитным учреждениям будет разрешено входить в несколько групп.

Требует проработки и уточнения статья, касающаяся солидарной ответственности участников по обязательствам центральной компании, возникшим в результате деятельности финансово-промышленной группы. Поскольку солидарная ответственность предполагает ответственность всем своим имуществом, а участие в ФПГ может быть ограничено для каждого предприятия только частью его активов, логичнее было бы ограничить ответственность каждого его долей в совокупных активах, образуемых для реализации программы ФПГ. Закон же позволяет установить в договоре только особенности исполнения солидарной ответственности. Это обстоятельство порождает естественную настороженность потенциальных участников при создании группы.

Нормативно не урегулированы также способы обособления и консолидации активов для деятельности ФПГ: как сделать это в рамках конкретных выполняемых программ, осуществлять ли эту передачу на условиях договоров траста или иным способом и т.п.

Важно отработать четкий механизм распределения государственного заказа между предприятиями, порядка финансирования и ответственности за исполнение заказа.

Что касается правовой базы государственной поддержки, то набор стимулов создания и деятельности ФПГ представлен пока главным образом на бумаге (прежде всего, в статье 15 Закона о ФПГ) и мало связан с существующими особенностями механизма управления единой корпоративной деятельностью.

Проблемы организационного характера вызваны, в первую очередь, неразработанностью организационных структур управления ФПГ; отсутствием нормативно установленных полномочий центральной компании; высокой долей издержек, связанных с внутренним оборотом группы.

Среди финансовых трудностей функционирования ФПГ следует, прежде всего, назвать низкий потенциал российских коммерческих банков, оцененный по их собственному капиталу, что не дает им возможность инвестировать в промышленность значительные суммы. Даже при благоприятных для развития этого процесса экономической и политической ситуациях, российские банки не смогут удовлетворить инвестиционную потребность производства более, чем на 10%. Отсюда необходимость привлечения иностранных инвестиций, что не может быть сделано без государственных гарантий.

Для успешного развития созданных и возникновения новых работоспособных ФПГ необходимы совместные усилия законодательной и исполнительной власти, заинтересованных научных центров и специалистов корпораций по решению вышеперечисленных проблем.

И (система участия) на основе договора. Финансово-промышленные группы создаются в целях технологической или для реализации и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

В индустриально развитых странах финансово-промышленные группы стали организовываться на рубеже XIX и XX вв. в результате процессов сращивания производственного (промышленного, транспортного, торгового) и банковского капитала. Для большинства стран становление и развитие финансово-промышленных групп осуществлялось эволюционным путем и привело к превращению финансово-промышленных групп в ведущее звено мировой экономической системы. В бывшем СССР при высоком уровне концентрации промышленности банковская система страны, отличавшаяся централизованным построением, не создавала условий для интеграции промышленного и банковского капитала, характерной для развитой рыночной экономики. С началом рыночных реформ на постсоветском пространстве возник вопрос о необходимости организации форсированного процесса формирования финансово-промышленных групп.

Исторические прецеденты в разрешении подобных проблем были: после 2-й мировой войны финансово-промышленные группы в сжатые сроки создавались в Японии и Южной Корее, причем для их становления в этих странах имели большое значение государственная поддержка и участие.

Основные принципы создания финансово-промышленных групп:

  • индивидуальный характер проекта формирования каждой финансово-промышленной группы на основе единой нормативно-правовой базы;
  • многообразие путей формирования (включая добровольность вхождения участников в состав финансово-промышленной группы, разнообразие форм консолидации пакетов акций и возможность формирования финансово-промышленных групп из числа казенных предприятий);
  • использование различных форм интеграции финансового, промышленного и торгового капитала на основе взаимной заинтересованности в результатах совместной деятельности в качестве определяющего условия формирования;
  • первоочередное создание финансово-промышленной группы на базе технологически и кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих сложную наукоемкую продукцию, обеспеченную платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках, а также товары для государственных нужд;
  • целесообразное образование ряда (как правило, не менее трех) финансово-промышленных групп на одном отраслевом (или региональном) товарном рынке или наличие на нем конкурентов по соответствующим видам продукции;
  • государственное содействие и поддержка создания и функционирования финансово-промышленных групп, инвестиционные проекты и программы которых отвечают целям и приоритетам социально-экономической политики (формы государственной поддержки финансово-промышленных групп с учетом, как общей экономической ситуации, так и специфики деятельности конкретной финансово-промышленной группы определяются на основе договора о партнерстве и взаимных обязательствах между финансово-промышленной группой и государственным органом исполнительной власти);
  • использование при формировании финансово-промышленных групп как рыночных, так и внерыночных способов консолидации пакетов акций, принадлежащих государству (применение внерыночных способов допускается с целью сохранения государственного контроля за соответствующими производствами);
  • возможность создания межгосударственных финансово-промышленных групп с учетом направленности сложившихся и проектируемых договорных отношений и особенностей целевых товарных рынков;
  • создание на основе финансово-промышленных групп новых инвестиционных механизмов развития промышленного производства, обеспечивающих и снижение нагрузки на ;
  • социально-экономическая обоснованность проектов создания финансово-промышленных групп, подтверждаемая экспертизой.

Состав участников и организационно-правовые формы финансово-промышленных групп могут быть разнообразными с учетом этапов полного цикла воспроизводства, финансового и научно-производственного потенциала предприятий, их роли в овладении конкретными сегментами рынка. Основные варианты состоят в объединении участников финансово-промышленных групп вокруг: промышленного предприятия, научно-исследовательской или конструкторской организации, коммерческого банка, торговой фирмы.

Финансово-промышленные группы могут различаться:

  • по формам производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, );
  • по отраслевой принадлежности (межотраслевые, отраслевые);
  • по масштабам деятельности (международные, государственные, региональные);
  • по степени диверсификации (многопрофильные, монопрофильные).

Формирование финансово-промышленных групп в добровольном порядке может производиться в форме учреждения участниками финансово-промышленных групп открытого типа, на которое по договору между участниками возлагаются функции головной компании. Эти функции может выполнять и один из участников финансово-промышленных групп, получающий контроль над остальными участниками.

При объединении юридических лиц в финансово-промышленные группы ее участники делегируют на договорной основе вопросы принятия решений, распоряжения собственностью и доходами, что ведет во многих случаях к подчинению интересов участников интересам объединения.

Финансово-промышленная группа не является юридическим лицом.

Участниками финансово-промышленной группы являются юридические лица, осуществляющие любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством, и производящие товары (работы, услуги), а также банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации. Участниками финансово-промышленной группы могут быть иные организации, участие которых в соответствии с законодательством обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе. Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности — резиденты и нерезиденты, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания. Участники финансово-промышленной группы для координации своей хозяйственной деятельности и ведения дел учреждают центральную компанию, являющуюся юридическим лицом, либо с согласия всех участников финансово-промышленной группы наделяют полномочиями по координации их хозяйственной деятельности и ведению дел финансово-промышленной группы одного из участников этой финансово-промышленной группы. В этом случае головное предприятие, кроме своей деятельности как субъекта хозяйствования, обладает полномочиями центральной компании.

Участие юридического лица более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Дочерние предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только в случае, если их предприятие-учредитель является участником данной финансово-промышленной группы.

В 90-х гг. ХХ в. в результате масштабных процессов приватизации государственных предприятий в России начался распад промышленных и производственных объединений, что привело к дезинтеграции экономики. Одной из основных предпосылок для законодательного регулирования объединений юридических лиц в форме финансово-промышленных групп стало признание необходимым функционирования в экономике нашей страны наряду с малыми и средними предпринимательскими структурами крупных производственно-хозяйственных комплексов. Поскольку именно крупные структуры обеспечивают конкурентоспособность продукции предприятий наукоемких промышленных отраслей и активизируют процессы инвестирования в сферы реальной экономики.

Финансово-промышленные группы (далее - ФПГ) зачастую называют «особыми экономическими зонами», так как они позволяют минимизировать многие риски, получить выгодный налоговый режим. ФПГ довольно привлекательны и для иностранных инвесторов. В России сейчас имеется около 100 официально зарегистрированных финансово-промышленных групп («Интеррос», «Нижегородские автомобили», «Мостатнафта», «Магнитогорская сталь», «Сибагромаш» и др.), а неофициальных групп - в несколько раз больше (например, «Альфа-груп»). По своей сути многие предпринимательские объединения соответствуют всем признакам финансово-промышленной группы, но не являются таковыми, поскольку не проходили процесс государственной регистрации.

Финансово-промышленные группы создаются во всех государствах - участниках СНГ, но в западной экономике эта особая организационная разновидность объединений отсутствует. Зарубежными аналогами отечественных ФПГ можно считать связанные предприятия или концерны в Германии, группы товариществ во Франции, холдинговые компании в Великобритании и США. Суть таких образований в том, что это объединение участников, не обладающее статусом юридического лица, которое основано на экономической субординации и контроле одного участника над другими.

В настоящее время основным нормативным актом, регламентирующим организацию и деятельность ФПГ, является Закон о финансово-промышленных группах.

Финансово-промышленная группа представляет собой совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Из легального определения финансово-промышленной группы следует, что она не является одной из организационно-правовых форм юридических лиц. Невозможность придания ФПГ статуса юридического лица обусловлена стремлением сохранить за их участниками правосубъектность юридического лица, обеспечивающую ведение предпринимательской деятельности. Несмотря на отсутствие у ФПГ как комплексного образования совокупности прав и обязанностей, присущих юридическому лицу, можно отметить отдельные элементы правосубъектности ФПГ в отношениях, регулируемых антимонопольным и налоговым законодательством.

Во-первых, участники группы, задействованные в сфере производства, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, т.е. единым субъектом налоговых правоотношений.

Во-вторых, в ст. 20 НК РФ содержится понятие «взаимозависимые лица», которыми, в том числе, могут быть организации, если одна из них участвует в уставном капитале другой и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Выделение категории взаимозависимых лиц оказалось необходимым для возможности осуществления налоговыми органами контроля за ценообразованием в операциях, совершаемых между взаимозависимыми лицами. Применение «трансфертного ценообразования» между участниками предпринимательских объединений дает возможность занижать налогооблагаемую базу, что, конечно, не отвечает интересам государства. Следовательно, налоговые органы контролируют взаимозависимых лиц как единого субъекта.

С точки зрения антимонопольного законодательства участники группы, даже если они являются формально автономными (независимыми) юридическими лицами, представляют собой составные части общей структуры, управляются из единого центра и занимаются предпринимательской деятельностью для достижения интересов группы в целом. Поэтому в антимонопольном законодательстве ФПГ признается единым хозяйствующим субъектом.

По формам производственно-хозяйственной интеграции различают «вертикальные», «горизонтальные» финансово-промышленные группы и конгломераты. По статистике в России большинство зарегистрированных ФПГ отличаются вертикальным типом объединения (группы «Аэрофин», «Оборонительный стиль»). Горизонтальная интеграция предполагает объединение предприятий, ориентированных на выпуск однородной продукции (группы «Росстрой», «БелРусАвто»). Конгломераты считаются наиболее устойчивой формой объединения, которое имеет предприятия в разных, не связанных между собой, отраслях бизнеса, для того чтобы не зависеть от экономического положения в отдельной отрасли (группа «Объединенная промышленно-строительная компания»).

По отраслевой принадлежности принято выделять отраслевые и межотраслевые группы; по степени диверсификации бизнеса - монопрофильные и многопрофильные; по масштабам деятельности - региональные, межрегиональные и межгосударственные (транснациональные). Финансово-промышленные группы считаются транснациональными, если среди их участников есть юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, либо имеющие подразделения на территории этих государств, либо осуществляющие там капитальное строительство. Транснациональная компания, созданная на основе межправительственного соглашения, приобретает статус межгосударственной ФПГ.

Участники финансово-промышленной группы могут построить свои взаимоотношения двумя путями: либо как взаимодействие основного и дочерних обществ, либо как взаимодействие на условиях полного или частичного объединения своих материальных и нематериальных активов. В первом случае мы имеем дело с фактически холдинговой моделью, когда основное (материнское) общество имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций (долей) дочерних обществ, т.е. в силу преобладающего участия в их уставном капитале, руководить деятельностью каждого из них. Можно сказать, что ФПГ первого вида представляет собой предпринимательское объединение, основанное на «системе участия», экономической субординации и корпоративном контроле. В таком объединении основное общество выполняет функции центральной компании, через которую, по сути, и ведется деятельность группы в целом.

ФПГ второго вида является добровольным договорным предпринимательским объединением независимых друг от друга юридических лиц. По статистике большинство зарегистрированных (официальных) ФПГ создаются именно по типу объединений на основе договора; их иногда именуют «мягкими нехолдинговыми корпорациями», или «договорными холдингами». Финансово-промышленная группа этого вида создается путем заключения участниками группы договора о создании ФПГ, в соответствии с которым учреждается центральная компания. То есть центральная компания, по сути, представляет собой дочернее или зависимое общество по отношению ко всем участникам ФПГ. По своей юридической природе договор о создании ФПГ является разновидностью договора простого товарищества (ст. 1041-1054 ГК РФ).

Действующим законодательством предусмотрен ряд ограничений на участие в составе финансово-промышленной группы.

Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия могут входить в состав ФПГ на условиях, определяемых собственником имущества. Финансово-промышленная группа предполагает объединение материальных и нематериальных активов, но унитарное предприятие, не обладая правом собственности на закрепленное за ним имущество, не может самостоятельно распоряжаться своими активами, ему требуется согласование своих сделок с собственником имущества. Однако несмотря на данные ограничения, в России более 10% от общего числа участников всех зарегистрированных ФПГ являются предприятиями государственного сектора экономики.

Дочерние общества могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом. Решения, действия, сделки дочерних хозяйственных обществ могут быть достаточно жестко предопределены основными (материнскими) компаниями. Поэтому не исключена ситуация, при которой дочернее общество будет вынуждено выбирать между обязательными для него, но противоречащими друг другу, решениями руководящих органов ФПГ и основной (материнской) компании. Таким образом, данное ограничение обусловлено стремлением обеспечить должную управляемость при исполнении решений в системе ФПГ ее участниками.

Законодательство запрещает юридическому лицу участвовать более чем в одной финансово-промышленной группе. Данное ограничение предотвращает монополизацию рынка, поскольку группы с одинаковым составом участников не создают условий для свободной конкуренции. Однако очевидно, что участники ФПГ вправе входить в состав других видов объединений, например банковских групп.

Общественные и религиозные объединения не могут быть участниками финансово-промышленных групп, поскольку цели деятельности этих организаций (с учетом ограничений на занятие предпринимательством) не предполагают возможности их участия в производственно-финансовых комплексах.

Независимо от того, по какому типу организована финансово-промышленная группа (холдинг или договорное объединение), в ее составе выделяют обязательных и инициативных (необязательных) участников. Обязательными участниками в составе финансово-промышленной группы являются предприятия, действующие в сфере производства, а также банки и кредитные организации. Предприятиям производственного профиля отводятся функции по изготовлению и выпуску товарной продукции либо оказанию услуг, на банки или кредитные организации возлагается роль инвестиционных структур.

В качестве необязательных участников в ФПГ могут входить инвестиционные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, а также любые другие организации.

Первым этапом создания финансово-промышленной группы является разработка ее локальных актов. Во всех видах ФПГ к обязательным локальным документам относится организационный проект группы, т.е. пакет документов, содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности ФПГ. В организационный проект, как правило, входят пояснительная записка и технико-экономическое обоснование будущей деятельности ФПГ.

При договорном типе объединения в финансово-промышленную группу к локальным документам относятся также договор о создании ФПГ и устав центральной компании. Договор о создании ФПГ является разновидностью договора о совместной деятельности (простого товарищества). Наряду с существенными условиями, обязательными для договора простого товарищества, в нем должны содержаться сведения о наименовании ФПГ, порядке и условиях учреждения центральной компании, порядок образования, объем полномочий совета управляющих ФПГ, порядок внесения изменений в состав участников, объем, порядок и условия объединения активов, цель объединения участников, срок действия договора. Другие условия договора о создании финансово-промышленной группы устанавливаются участниками, исходя из целей и задач конкретной ФПГ, с учетом отраслевой, региональной и прочей специфики.

Регистрирует финансово-промышленную группу центральная компания, которая, будучи отдельным юридическим лицом, создается и регистрируется раньше, чем сама группа. Регистрацию группы проводит Министерство экономического развития и торговли РФ в отдельном государственном реестре.

Для регистрации центральная компания финансово-промышленной группы подает заявку на регистрацию, договор о создании ФПГ (договор не требуется, если группа образуется как совокупность основного и дочернего обществ), нотариально заверенные копии свидетельств о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров каждого из участников, включая центральную компанию, организационный проект, нотариально заверенные и легализованные документы иностранных участников группы. Помимо этого, необходимо представить заключение Федеральной антимонопольной службы, подтверждающее, что создание финансово-промышленной группы не приведет к ограничению конкуренции на товарных или финансовых рынках.

После экспертизы представленных документов проводится государственная регистрация финансово-промышленной группы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, структурные элементы и участники финансово-промышленных групп. Классификация финансово-промышленных групп. Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп. Финансово-промышленные объединения континентальной Европы и Юго-восточной Азии.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2008

    Исследование и изучение закономерностей становления, функционирования и развития финансово-промышленных групп. Анализ основных показателей финансовой деятельности финансово-промышленных групп и характеристика особенностей финансов агропромышленных групп.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2011

    Виды финансово-промышленных групп. Ограничения на участие в составе финансово-промышленной группы. Полномочия органов управления финансово-промышленной группы. Понятия "холдинг" и "холдинговая компания". Профильные и непрофильные активы крупных холдингов.

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Теоретические основы функционирования финансового капитала. Финансово-промышленные группы: понятие, виды, преимущества. Зарубежный опыт функционирования финансового капитала. Положительное влияние ФПГ на экономику, специфика функционирования в Украине.

    реферат , добавлен 19.09.2011

    Финансово-промышленная группа как специфическая организационная форма предпринимательской деятельности. Современные тенденции создания ФПГ за рубежом. Опыт функционирования отечественных ФПГ, принцип их классификации и экономико-правовое регулирование.

    реферат , добавлен 21.04.2009

    Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере Брянского городского пассажирского автотранспортного предприятия. Финансовая устойчивость компании. Мероприятия для повышения уровня финансово–хозяйственной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2011

    Сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев. Бюджетное звено финансово-кредитной системы. Государственные внебюджетные фонды РФ. Государственный кредит. Банковское и страховое звено. Финансы предприятий различных форм собственности.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2003

В 90-х гг. ХХ в. в результате масштабных процессов приватизации государственных предприятий в России начался распад промышленных и производственных объединений, что привело к дезинтеграции экономики . Одной из основных предпосылок для законодательного регулирования объединений юридических лиц в форме финансово-промышленных групп стало признание необходимым функционирования в экономике нашей страны наряду с малыми и средними предпринимательскими структурами крупных производственно-хозяйственных комплексов. Поскольку именно крупные структуры обеспечивают конкурентоспособность продукции предприятий наукоемких промышленных отраслей и активизируют процессы инвестирования в сферы реальной экономики.

Финансово-промышленные группы (далее - ФПГ) зачастую называют "особыми экономическими зонами", так как они позволяют минимизировать многие риски, получить выгодный налоговый режим. ФПГ довольно привлекательны и для иностранных инвесторов. В России сейчас имеется около 100 официально зарегистрированных финансово-промышленных групп ("Интеррос", "Нижегородские автомобили", "Мостатнафта", "Магнитогорская сталь", "Сибагромаш" и др.), а неофициальных групп - в несколько раз больше (например, "Альфа-груп"). По своей сути многие предпринимательские объединения соответствуют всем признакам финансово-промышленной группы, но не являются таковыми, поскольку не проходили процесс государственной регистрации.

Финансово-промышленные группы создаются во всех государствах - участниках СНГ, но в западной экономике эта особая организационная разновидность объединений отсутствует. Зарубежными аналогами отечественных ФПГ можно считать связанные предприятия или концерны в Германии, группы товариществ во Франции, холдинговые компании в Великобритании и США . Суть таких образований в том, что это объединение участников, не обладающее статусом юридического лица, которое основано на экономической субординации и контроле одного участника над другими.

В нашей стране холдинговые компании обычно создаются в форме акционерных обществ . Порядок их организации и деятельности сейчас установлен только применительно к холдинговым компаниям, созданным в процессе приватизации , и регламентируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества , утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392.

Согласно Временному положению холдинговой компанией признается предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются "дочерними". Холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме открытых акционерных обществ.

Холдинговая компания является таким акционерным обществом, которое руководит другими обществами. Руководство это осуществляется определяющим воздействием на решения, принимаемые общими собраниями акционеров и другими органами управления дочерних обществ. При этом запрещается перекрестное владение акциями, т.е. только холдинговая компания имеет акции дочерних компаний; сами же дочерние предприятия не могут владеть акциями холдинговой компании.

Однако Временное положение распространяется только на акционерные общества, в которых доля государственного участия составляет более 25%. В случае продажи частным лицам и организациям более 75% акций на это общество распространяется действие общих норм Закона об акционерных обществах. Кроме того, специальными указами из сферы действия данного Временного положения были исключены нефтяные холдинги, в том числе "Транснефть" и "Транснефтепродукт", холдинги угольной промышленности, авиастроительный холдинг "Ильюшин" и др.

Холдинговая модель организации бизнеса , несомненно, имеет много преимуществ. Однако внутри холдинга, как правило, отсутствует конкуренция , требующая постоянного улучшения качества производимой продукции и оказываемых услуг. В нем могут искусственно поддерживаться нерентабельные предприятия, что снижает экономическую эффективность такого объединения в целом. У холдингов, в сравнении с самостоятельными коммерческими организациями , менее выгодный режим налогообложения. Любое преодоление "границы юридического лица " влечет за собой возникновение налогооблагаемой базы. В отдельном юридическом лице убытки одного производства могут погашаться прибылью другого, устанавливается справедливый баланс доходов и расходов . Однако в России не применяется характерный, скажем, для США принцип унитарного налогообложения. В нашей стране холдинги имеют, по сути, "двойное налогообложение". Дочернее общество, получая доходы, оплачивает косвенные налоги и налог на прибыль, а затем передает эту прибыль основному обществу в виде дивидендов, которые также облагаются налогом на прибыль как внереализационный доход основного общества.

В отношении холдинговых компаний действуют особые правила исполнительного производства . Так, акции дочерних компаний, являющиеся активами основного общества, относятся к имуществу, взыскание на которое в ходе исполнительного производства обращается в третью очередь, потому что от этих пакетов акций непосредственно зависит производственная деятельность компании, ведь все дочерние общества вертикально интегрированы в единую экономическую систему. Такой подход подтверждает тезис о частичной правосубъектности холдинга.

Несмотря на то, что закон о холдингах до настоящего времени не принят и универсального определения понятия "холдинг" нет, некоторые законодательные нормы признают самостоятельное участие холдинга как субъекта в определенных правоотношениях . В частности, Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках называет в качестве одной из разновидностей хозяйствующего субъекта на товарном рынке "группу лиц". В ст. 20 НК РФ говорится о "взаимозависимых лицах" в случаях, когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале другого юридического лица и суммарная доля этого участия составляет более 20%. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" в ст. 4 предусматривает, что инвесторами могут быть объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица. Наконец, Закон о банках и банковской деятельности допускает образование банковских холдингов и банковских групп. Как уже говорилось, холдинговая модель может быть воплощена и в рамках финансово-промышленной группы в соответствии с Законом о финансово-промышленных группах.