Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Уральские заводы в 19 веке. Культура быта русских на урале

Человек появился на Урале в эпоху палеолита. В эпоху неолита (VI-IV тыс. до н. э.) возникают первые постоянные поселения людей. Благодаря обилию торфяников сохранились следы ряда древнейших поселений - около Шигирского озера (в окрестностях Невьянска), у Горбуновского озера (около Нижнего Тагила), найденные археологами предметы сохраняются в музеях области.

В эпоху бронзы (III тыс. до н. э.) здесь возник один из древних металлургических центров. Следу древних горных работ позволяли позже заново открывать ряд перспективных месторождений. К началу нашей эры южная зона заселялась древнетюркскими племенами (предками татар), а горно-таежная - финноугорскими (предками хантов и манси).

Экономическое и культурное общение коренных народов Урала с русскими уходит вглубь веков. Еще в XI веке новгородцы проложили водный путь на Урал и в Сибирь. Они вели здесь меновую торговлю, взимали дань с жителей верхнекамских и территорий на северо-западе Урала.

В XVI в. новгородский путь заменяется более коротким московским путем, который шел от верховьев реки Вишеры волоком через Уральский хребет на Лозьву и далее по Тавде в Иртыш. Около 1590 г. на реке Лозьве был сооружен городок Лозьвинск, четыре года спустя ниже устья реки Пелым тоже возник городок. Этим было положено начало заселению русскими Северного Зауралья.

В 1957 г. соликамским жителем Артемием Бабиновым был проложен новый, более удобный и короткий путь от Соликамска на реку Туру (который получил название Бабиновская дорога). Там, где новая дорога сходилась с Турой, был заложен город Верхотурье, ставший центром освоения не только Урала, но и Сибири. Здесь была устроена таможня, взималась таможенная пошлина в 10% со всех провозимых товаров. На протяжении всего XVIII века этот город был главным экономическим центром Зауралья.

Уже в XVIII веке на Среднем Урале производилась выплавка железа, которая велась сыродувным способом (то есть, в горнах с применением ручных мехов). Одним из первых кустарных заводов стал Ницинский (основан в 1630 г. на реке Нице возле современного Ирбита). В 1699 г. было начато строительство казенного Невьянского чугунноплавильного и железоделательного завода. Грамота на владение заводом была выдана Петром I на имя Никиты Демидова.

Уже в 30-х годах XVIII века Средний Урал стал важнейшим металлургическим районом страны. Здесь выплавлялась большая часть российского металла. Много железа вывозилось даже в Англию. Заводы строились в лесистых районах на небольших речках, недалеко от месторождений руд. Горнозаводская промышленность определила особенности расселения - заводской поселок на берегу искусственного пруда. В первой половине XVIII века здесь уже добывались уральские самоцветы, было открыто рудное золото.

В начале XVIII века на Урале работал выдающийся историк и географ В.Н. Татищев. Он первым начал изучать и описывать природу, быт и хозяйство Среднего Урала, под его руководством проводились поиски полезных ископаемых, картографические съемки, строились заводы, дороги. Татищев выбрал место для строительства будущего Екатеринбурга.

Екатеринбург стал главной точкой нового Сибирского тракта, который пересекал Урал в самой суженной и пониженной части. Прошедший здесь во второй половине XVIII века путь способствовал дальнейшему экономическому развитию этой горнозаводской территории. В XIX веке была сооружена горнозаводская железнодорожная линия Екатеринбург - Нижний Тагил и далее на Пермь а после постройки железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени образовался сплошной железнодорожный путь от бассейна Камы до бассейна Оби. Улучшение транспортных связей способствовало дальнейшему развитию промышленности, дальнейшему заселению территории.

В период революционных событий 1917 года Екатеринбург, который был в то время лишь уездным городом пермской губернии, стал главным политическим центром Урала. Именно здесь в 1918 г. содержалась в заключении и была расстреляна царская семья. В послереволюционные годы Екатеринбург, переименованный в Свердловск, стал развиваться как крупнейший пролетарский центр Урала и фактически экономическая и политическая столица всего региона.

- 67.30 Кб

Урал во второй половине 19 века

Промышленностъ

Со времен Петра I Урал являлсяглавным поставщиком в России черных и цветных металлов. В 1860 г. здесь было произведено 71 % всего чугуна, 89 % меди, более 20 % золота, вся платина. Значительной оставалась роль Урала в оборонной промышленности - выпуск артиллерийских орудий, снарядов, ружей, холодного оружия, якорей. Кроме этих отраслей в крае получили развитие суконная, кожевенная, винокуренная, писчебумажная промышленность, добыча соли, многочисленные промыслы.

Развитие горнозаводской промышленности Урала после 1861 г. проходило в сложных условиях. Сохранившаяся монополия заводчиков на землю и недра обеспечивала им достаточно высокие прибыли, и они мало заботились о совершенствовании производства. Монополия заводчиков затрудняла и приток капиталов в регион, а это тормозило развитие промышленности.

Важнейшую задачу расширения индустриальной зоны Урала решили акционерные общества. В 1883 г. на Западном Урале Камским акционерным обществом был пущен Чусовской металлургический завод, располагавшийся на пересечении железных дорог Пермь - Екатеринбург - Тюмень и Чусовая - Березники. На севере вновь образованное Богословское акционерное общество построило Надеждинский (ныне Серовский) завод, в то время самый крупный и технически передовой на Урале.

Происходили изменения в металлургической промышленности. В доменном производстве уральских заводов расширилось применение горячего дутья, распространился мартеновский способ получения стали, шире применялись паровые и гидротурбины, паровые молоты и прокатные станы, каменный уголь и торф.

И все же новый металлургический центр страны - Донбасс - развивался качественно быстрей. За 1870-1899 гг. выплавка чугуна на Урале увеличилась в 3,5 раза, в Донбассе - в 306 раз (!).

Медеплавильная промышленность переживала глубокий кризис, который сказался на резком сокращении заводов. В 1860 г. их насчитывалось 27, в 1900 г.- 5. Причинами кризиса явилась нехватка средств, техническая отсталость предприятий, оскудение рудников вследствие варварских методов эксплуатации месторождений.

В 1899 г. по заданию министра финансов С. Ю. Витте на Урал была направлена группа ученых и инженеров во главе с Д. И. Менделеевым. Перед ними была поставлена задача наметить меры по развитию уральской металлургии. Комиссия прежде всего сочла необходимым расширить деятельность акционерных обществ и увеличить объемы железнодорожного строительства. Железные дороги должны были связать различные части индустриального Урала, а Урал с лесными богатствами Тобольского севера и коксующимися углями Сибири и Казахстана. Д. И. Менделеев считал необходимым при переходе на коксовый метод сохранить значительный объем древесно-угольного производства металла как уникальное достояние уральской индустрии.

На Урале в конце XIX в. доля угля, нефти, торфа составляла всего 3,7 % использованного в горнозаводской промышленности топлива, 96,3 % его приходилось на дрова.

Горнозаводская промышленность Урала давала золото, платину, соль. Добыча золота велась в 16 частных и казенных округах. Ею занимались промышленные предприятия и небольшие артели старателей. Устав золотопромышленности 1870 г. отменил сословные ограничения, чем способствовал росту частного предпринимательства. В прибыльную отрасль хлынул отечественный и иностранный капитал. В 70-е гг. в аренду частным компаниям были переданы крупнейшие Березовское и Миасское месторождения. Все это создало предпосылки роста золотодобычи на Урале с 321 пуда в 1860 г. до 642 пудов в 1890 г. Однако в 90-е гг. она значительно снизилась вследствие прежде всего истощения россыпных месторождений. Освоение рудных коренных было связано с большими затратами, поэтому уменьшилось число мелких предприятий, число крупных осталось практически неизменным, но значительно возросла их доля в общей добыче золота. С 90-х гг. в отрасли начался переход на промышленную основу, что меняло сам ее облик, так как «коренные месторождения... требуют больше знания и капитала, чем случайного счастья». На Березовских, Миасских месторождениях были механизированы водоотлив, сортировка и промывка. Однако в целом преобладал ручной труд.

Во второй половине века Урал давал около 95 % мировой добычи платины. Большая ее часть скупалась одной из английских фирм, длительное время диктовавшей цены на одну из основных статей русского экспорта. С постройкой в 70-х гг. в Петербурге аффинажных заводов цена обработанной русской платины за рубежом значительно возросла. Это способствовало увеличению ее добычи на Урале.

В сложных условиях происходила перестройка старейшей отрасли горной промышленности Урала - соляной. Все более острой становилась проблема перехода на минеральное топливо. Механическое бурение стало распространяться только в 70-80-е гг. Высокой была доля устаревшего оборудования. На переустройство отрасли не хватало средств. Неблагоприятной для Урала становилась ситуация на соляном рынке страны. С конца 50-х гг. все большую роль начинала играть самосадочная соль озер Эльтон и Баскунчак. С 80-х гг. быстро росла добыча каменной соли в Донбассе, занявшая первенствующее положение в соляной промышленности страны. Удельный вес пермской соли быстро падал, ее сбыт встречал все большие затруднения.

Машиностроительные заводы возникали преимущественно в городах и промышленных районах. Они производили горное и металлургическое оборудование, запчасти, двигатели, водоотливные установки и другие. Наиболее крупными были заводы Ятеса, братьев Коробейниковых и братьев Береновых в Екатеринбурге, братьев Каменских в Перми и др. Росли предприятия текстильной промышленности, кожевенной, мукомольной. Несмотря на трудности, развивались мелкие промыслы - металлообрабатывающие, кустарное производство сельхозмашин, сапожные, вязание пуховых платков («оренбургский пуховой платок»!) и др.

Экологическая обстановка

Все более явственными становились отрицательные экологические последствия хозяйственного развития Урала. Окрестности металлургических заводов были изрыты, леса вокруг них вырублены. Д. Н. Мамин-Сибиряк писал: «...лесной вопрос для Урала являлся самым больным, леса везде истреблены самым хищническим образом». Это вело к обмелению ручьев, мелких речек, понижению уровня воды в заводских прудах. Рациональное использование лесных ресурсов было налажено только в немногих округах.

Неблагоприятной становилась санитарная обстановка заводских поселков, заводов, рудников, приисков. Поселки располагались в речных долинах, дым и газ металлургических заводов, углеоб-жигающих печей загрязняли воздух. Опасными для людей становились заводские пруды, отравленные промышленными стоками.

Транспорт

В 60-70-х гг. XIX в. на Урале имелись лишь гужевые и речные пути сообщения. Из гужевых важнейшим оставался Московско-Сибирский тракт. Водными путями служили реки Волго-Камского бассейна, прежде всего Чусовая и Белая. Весной, по «высокой воде» по ним осуществлялся сплав караванов с продукцией заводов, созданной за зиму. Множество барок ежегодно разбивались о береговые скалы- «бойцы». В 70-е гг. наиболее опасные скалы и пороги были взорваны. Но это не исключало главного недостатка водного транспорта - сезонности. Создание современных транспортных средств в условиях развивающейся промышленности стало настоятельной необходимостью.

В 1870 г. был утвержден проект железной дороги, которая была введена в эксплуатацию в 1878 г. и получила название Горнозаводской. Она прошла через Пермь - Кушву - Нижний Тагил - Екатебург, соединив ведущие горнозаводские округа. Затем были сооружены линии Екатеринбург - Тюмень, Оренбург - Самара, Самара - Златоуст. С вводом в строй в 1896 г. ветки Челябинск - Екатеринбург связь с центром получили заводы и Среднего Урала.

К концу XIXв. оторванность Урала от рынков сбыта была преодолена. Но железными дорогами перевозилось всего 20 % грузов.

Торговля

В торговле по-прежнему большую роль играли ярмарки, число которых в крае возросло в 6,3 раза, а объем продаж в 1,3 раза. Они имелись в каждом уезде. Крупнейшими ярмарками были Ирбитская в Пермской губернии, Мензелинская в Уфимской, Котельническая в Вятской и др. На Ирбитской ярмарке, имевшей всероссийское значение, преобладали сельскохозяйственные и промышленные товары. Она была главным пушным рынком России. Из азиатских стран сюда привозили чай, хлопок, фрукты.

За 1860-1890 гг. торговый оборот на Урале вырос в 2,8 раза. При этом к концу века объем стационарной торговли резко вырос и в 5 раз превысил торговые обороты ярмарок.

Развитие экономики повысило роль Урала в общероссийской и внешней торговле. С Урала вывозилось значительное количество металла, соли, леса, хлеба. Оренбург занимал главное место в торговле России с Казахстаном и Средней Азией. Екатеринбург стал важным центром транзитной торговли между европейской и азиатской Россией. Челябинск превратился в один из крупнейших железнодорожных узлов страны, в нем пересекались Уральская и Сибирская магистрали.

Сельское хозяйство

Заметной стала специализация сельского хозяйства: юг Урала стал районом торгового зернового земледелия, северо-запад - производства технических культур - льна и конопли. Выросли размеры пашни, урожайность и сбор хлеба, применение усовершенствованных земледельческих орудий и машин.

После земледелия важнейшей отраслью было животноводство, у башкир и казаков оно долгое время стояло на первом месте. Животноводство давало сырье для пищевой, кожевенной, суконной и других отраслей промышленности. Скот, в основном, был местных пород: русской, башкирской, киргизской - небольшой ростом, крепкий, выносливый, неприхотливый.

Усилилось имущественное расслоение крестьянства. Выросли аренда земли зажиточными крестьянами и найм ими рабочей силы. И в то же время увеличилось число тех крестьян, которые не могли прожить «с земли». Это вело к росту их занятий различными подсобными ремеслами и отхода в город на заработки. Отход крестьян в город значительно превысил средний показатель по Европейской России.

Урал в период капитализма

В результате Крестьянской реформы 1861 г. горнозаводские крестьяне Урала лишились 54% земли, бывшей ранее в их пользовании, среднедушевые наделы уменьшились с 2,8 до 1,2 десятины. Развитие капитализма на Урале тормозилось значительными пережитками крепостничества в деревне и горнозаводской промышленности (сохранение помещичьих латифундий, отработок и т.п.). Во 2-й половине 19 в. появились первые акционерные компании, в т.ч. с участием иностранного капитала.

Был реконструирован ряд старых металлургических заводов и построено несколько новых. Развивались золотодобывающая и платиновая промышленность, добыча каменного угля (Кизеловский бассейн), машиностроение (Екатеринбургская механическая фабрика, Мотовилихинский в Перми, Ижевский, Воткинский и другие заводы), химическая промышленность (Березниковский содовый завод). Но в целом горнозаводская промышленность Урала в конце 19 в. находилась в упадке, особенно старые металлургические заводы, использовавшие энергию воды.

Урал потерял значение главного металлургического района страны, уступив место Югу России. Во 2-й половине 19 в. быстро росло городское население. Развивались промышленные центры, ещё не являвшиеся официально городами (Нижний Тагил, Воткинск, Златоуст и др.). Были построены железные дороги: Самара-Оренбург (1876 г.), Горнозаводская (1878 г.), Екатеринбург-Тюмень (1885 г.), Самара-Уфа-Златоуст-Челябинск (1892 г.), Екатеринбург-Челябинск (1896 г.). В конце 19 в. на Урале было свыше 300 тыс. промышленных и железнодорожных рабочих. Часть пролетариата (рабочие горных заводов) участвовала в борьбе за землю, за более выгодные условия пользования угодьями и т.п. Однако основой рабочего движения была борьба против капиталистической эксплуатации; с 70-х гг. одной из основных её форм становится экономическая стачка с политическими требованиями. В 70-х гг. на Урале существовало несколько групп революционных народников.

Во 2-й половине 90-х гг. возникли социал- демократические организации в Уфе (1895 г.), Челябинске ("Уральский рабочий союз", 1896 г.), Екатеринбурге (1897 г.), Перми (1898 г.) и других городах. В начале 20 в. были созданы социал- демократические комитеты (в 1902 г. - в Перми; в 1903 г. - в Уфе, Среднеуральский - в Екатеринбурге). В 1904 г. на конференции в Нижнем Тагиле был создан Уральский областной комитет РСДРП. Рабочие Урала активно участвовали в Революции 1905-07 гг., большевиками руководили Я.М. Свердлов и Артём (Ф.А. Сергеев).

1-я мировая война 1914-18 гг. тяжело отразилась на народном хозяйстве как всей России, так и Урала. После некоторого оживления военного производства к концу 1916 г. на Урале начался промышленный кризис, сопровождавшийся нехваткой топлива, разрухой на транспорте, сокращением сельско- хозяйственного производства и ухудшением положения трудящихся. После Февральской революции 1917 г. на Урале повсеместно были созданы Советы. Большевики вышли из подполья, росла их численность (827 человек к началу марта, свыше 10 тыс. - в апреле). В апреле 1917 г. в Екатеринбурге состоялась 1-я Уральская (свободная) конференция РСДРП(б), которой руководил Свердлов.

Роль иностранного капитала в развитии уральской промышленности. Мирохозяйственные связи горнозаводского Урала.

В конце 20 в. экономическая политика С.Ю. Витте была нацелена на форсирование развития промышленности в направлении её индустриализационного обновления. Курс Витте на иностранные займы и инвестиции стал основой общего экономического подъёма в стране в конце 19 в. Частью этого процесса было развитие горнозаводского Урала.

Уральская промышленность долгое время мало привлекала иностранных инвесторов. Техническая отрасль уральских заводов, транспортные проблемы, трудно решаемые для иностранцев правовые основы использования земельных и лесных площадей горных округов явились причинами отсутствия их интереса к горнозаводскому Уралу.

Уральская горнозаводская промышленность, природные богатства Урала вызвали интерес зарубежных инвесторов позднее – под влиянием железнодорожного строительства. Активность иностранного промышленного и банковского капитала на Урале заметно Увеличилось в 90-х гг. 19в.

Иностранные инвестиции в горнозаводскую промышленность Урала содействовали вовлечению экономики края в мирохозяйственные связи.

В предвоенное пятилетие (1909-1914) Урал ежегодно поставлял на мировой рынок продукции на 60,4 млн руб. География уральского экспорта определяла различный для зарубежных импортёров приоритете вывозимых товаров.

Описание работы

Со времен Петра I Урал являлсяглавным поставщиком в России черных и цветных металлов. В 1860 г. здесь было произведено 71 % всего чугуна, 89 % меди, более 20 % золота, вся платина. Значительной оставалась роль Урала в оборонной промышленности - выпуск артиллерийских орудий, снарядов, ружей, холодного оружия, якорей. Кроме этих отраслей в крае получили развитие суконная, кожевенная, винокуренная, писчебумажная промышленность, добыча соли, многочисленные промыслы.

В тоже время темпы этих изменений и в России, и на Урале имели региональную специфику, что отражалось в использовании передовых технологий, особенно в энергетике. Этому способствовали: развитие инвестиционной политики правительства с немалой долей региональных предпочтений, концентрация, укрупнение и специализация промышленных предприятий, развитие энергетической базы производства, освоение и внедрение новых видов энергии, создание современной транспортной инфраструктуры российских промышленных регионов, развитие профессионального образования и формирование слоя инженерно-технических кадров и квалифицированных рабочих, что в свою очередь отражалось на темпах и глубине процесса становления индустриального производства и общества.

Процесс индустриализации продуцирует общие и единообразные политические и культурные характеристики в тех обществах, которые до индустриализации могли иметь весьма различающиеся происхождение и социальные структуры. К наиболее явным признакам процесса становления индустриального производства относятся: укрупнение промышленного производства; специализация промышленного производства; технико-технологическое развитие промышленного производства (механизация, машинизация, внедрение новой техники и новых технологий); стандартизация «жизнедеятельности» промышленных предприятий (организация производства, управление производством, учет и контроль, обслуживание и обеспечение, кадры, охрана труда, экологическая безопасность и др.); подготовка инженерно-технических кадров для промышленных предприятий (на заводах и вне их).

Во второй половине XIX – начале XX вв. экономическое развитие России в целом и в частности характеризуется как раннеиндустриальная стадия. В данной стадии выделятся два этапа. Первый этап хронологически соотносится с 1860 – 1870 гг. Эти первые пореформенные десятилетия характеризовались медленным и неоднозначным выходом уральской горнозаводской промышленности из периода спада, длительного застоя и кризиса. Второй этап проходил в 1880 – 1890-е гг. В это время завершился промышленный переворот и произошел переход от мануфактурного к индустриальному производству.

Структура хозяйственно-экономической деятельности Уральского региона в исследуемый период складывалась на основе предприятий фабрично-заводской промышленности, которые в большинстве случаев являлись градообразующими или находились вблизи города. Это объясняет важную роль горнозаводской промышленности в социально-экономическом развитии Урала.

К началу XX в., при всей противоречивости и неоднозначности, на Урале происходили глубокие качественные изменения, крупные модернизационные процессы, проявившиеся в техническом переоснащении уральской промышленности, успехах машинной индустрии, внедрении новой техники и новых технологий, в обновлении техносферы, что стало основой базисных изменений в производственной и организационной структуре горнозаводской промышленности.

Формирование и развитие индустриального общества сопровождается прогрессирующим наступлением техносферы на биосферу. Возрастающее антропогенное воздействие на окружающую среду в результате технико-технологических преобразований выдвигает в ряд первостепенных задач человеческого общества проблему охраны окружающей среды. В России эти процессы стали проявляться и обсуждаться общественностью во второй половине XIX - начале XX вв. Подробный анализ и перспективы санитарно-врачебного дела на Урале в означенный период даны, в частности, в работах Л.Б. Бертенсона и Р.Н. Рума, о состоянии окружающей среды края писал Н.К. Чупин и другие.

Необходимость исследования симптомов осложнения экологической ситуации в России и на Урале в частности обоснована в работе Д.В. Гаврилова «Экологические проблемы Уральского горнопромышленного региона в конце XIX – начале XX веков». Становление на Урале индустриального производства на основе машинной техники, сопутствующие этому процессы (миграция населения, урбанизация и т.п.) и соответствующая трансформация местного общества (новые профессии, ценностные ориентации и т.п.) «существенно изменило взаимоотношения человеческого общества и природы, серьезно нарушив равновесие биосферных процессов».

Экологическое движение на Урале в конце XIX в. было представлено отдельными учеными, писателями, врачами, инженерами, общественными (земство, УОЛЕ, РГО и т.п.) и государственными деятелями, а также немногими государственными и краевыми комиссиями и экспедициями.

В их деятельности условно можно выделить три основных направления. Во-первых, это санитарно-гигиенические обследования состояния территорий и помещений уральских заводов и заводских поселений, мероприятия по профессиональной гигиене. Во-вторых, это охрана труда и здоровья горнозаводских рабочих и служащих, включающая комплексы мероприятий по их защите от возможных повреждений в производственной деятельности, проведение медицинских осмотров, обеспеченность санитарно-врачебными кадрами и учреждениями, а так же организация статистики несчастных случаев и смертности рабочих и служащих «в связи с причинными моментами». И как отмечает Г.В.Калугина: «Почти полное отсутствие в горнозаводской промышленности Урала мер охраны труда приводило к серьезным увечьям и даже смертельным травмам». В-третьих, это изучение воздействия промышленных и хозяйственных объектов на природу и человека и обратное воздействие видоизмененной природной среды на работу уральских горных заводов. Причины расстройства уральских лесов Н.К.Чупин видел в «отсутствии текущего, правильного учета», в «совершенной бесхозяйственности», в «недостатках лесополицейских средств» и в «неверности начал, на коих основан расчет о норме лесопроизводства».

В качестве источников изучения данных направлений использовались годовые отчеты горных начальников уральских заводов, отчеты комиссий и экспедиций по обследованию заводов региона, публикации в периодической печати Урала, отдельные монографии. Несмотря на то, что четкого выделения критериев оценки экологической ситуации в крае в конце XIX в. еще не было, следует отметить, что стали проявляться универсальные тенденции в разработке особых, специальных стандартов. Стандартизация как составляющий элемент процесса становления индустриального производства применялась как к составлению годовых отчетов горнозаводских начальников, так и к программам обследования правительственными и местными комиссиями заводских производств и поселений Урала по санитарно-гигиеническому состоянию. Сопоставление документов и публикаций рубежа XIX – XX вв. и конца XX в. свидетельствует о схожести проблем охраны окружающей среды региона: истощение лесов, загрязнение рек, озер, воздушного пространства и т.д. Это является еще одним подтверждением важности и необходимости исследования данных проблем.

Техническое перевооружение горнозаводской промышленности делало необходимым и стимулировало приток инженеров на производство. В 80-е – 90-е гг. XIX в. российское правительство активно содействовало техническому изобретательству и участию промышленных предприятий в международных выставках. За участие в международных промышленных выставках российские инженеры удостаивались почетного звания «коммерции-советника». Государство способствовало организации научных и технических обществ («Общество для содействия русской промышленности и торговле», «Императорское русское техническое общество» и др.).

Процесс индустриализации края требовал развития системы образовательной и профессиональной подготовки горнозаводского населения. По изданному в 1872 г. Указу, стали открываться шестилетние реальные училища с большой долей профессиональной подготовки для нужд промышленности. С 1888 г. училища были преобразованы в средние учебные заведения с правом поступления окончивших их в высшие технические и сельскохозяйственные институты.

К началу XX в. на Урале сложилась сеть профессиональных учебных заведений: школы ремесленного ученичества, технические училища, горные училища и т.д. В 1882 г. на Юговском заводе было открыто ремесленное отделение при училище. В 90-е гг. XIX в. начали действовать горнотехнические училища на Миасском, Воткинском и других заводах, профессиональное училище в Златоусте.

Часть школ и училищ на Урале существовала за счет владельцев заводов и земств. В отчете по Южно-Верхотурскому горному округу за 1901 г. сообщалось, что «в Нижнетагильском заводе имеется горнозаводское училище, содержимое за счет владельцев завода наследников Демидова. Цель этого училища доставить для своих заводов молодых людей со специальной подготовкой к горнозаводскому делу». Важным моментом для привлечения к профессиональному образованию становилось то, что выпускники технических училищ уравнивались в правах с другими молодыми специалистами. После защиты дипломной работы при поступлении на государственную службу они получали 10 – 12 чин.

На уральские заводы и рудники стали направляться студенты 5-го курса Горного института (С-Петербург) для практических занятий и «к осмотру этих заводов». Инженерно-технические работники заводов, округов и горного управления края привлекались для организации учебных процессов в профессиональных учебных заведениях. Маркшейдер Уральского горного управления Шурупов Н.С. был командирован в 1903 г. на Пермские пушечные заводы «для ознакомления с производством тигельной стали и описания такового в издаваемом учебнике для Уральского горного училища».

Основными формами организации, координации и содействия новаторской инженерно-технической деятельности на Урале в ретроспективный период были, во-первых, Пермское отделение Русского Технического Общества (РТО), начавшее работать в 1891 г., во-вторых, заседания Горного Совета, где решались законодательные, технические и строительные вопросы, в-третьих, съезды горнопромышленников Уральской горной области.

Целями создания Пермского отделения РТО было содействие техническому развитию промышленности Урала, распространение теоретических и практических знаний в периодических и других изданиях, распространение технического образования, устройство выставок, учреждение библиотек, химических лабораторий и т.д. Таким образом, за основу были взяты положения Устава РТО. Обоснованием такой деятельности на Урале могут послужить слова из объяснительной записки об учреждении РТО: «Для наших ученых техников, техническая наука существует как бы сама по себе, …, а наши производители практики, в производстве своем, держатся стародавней рутины и, незнакомые с успехами науки, не могут пользоваться ими на деле».

С 1865 г. стал издаваться Технический сборник – журнал открытий, изобретений и усовершенствований по всем отраслям промышленности. В нем печатались тексты, чертежи и рисунки. В задачи журнала входило «знакомить техников и промышленников с новостями по различным отраслям знаний, в применении их к фабричным и заводским производствам, к железным дорогам, пароходству и кораблестроению, к сельскому и домашнему хозяйствам, к искусствам, ремеслам и прочему».

В конце 90-х гг. XIX в. министром земледелия и государственных имуществ было утверждено Положение о съездах горнопромышленников Уральской горной области. Съезды должны были созываться ежегодно в Екатеринбурге с целью «обсуждения вопросов, касающихся интересов и нужд горной промышленности, по утвержденным каждый раз министром земледелия и государственных имуществ программам».

Активизация процесса индустриализации Урала отразилась на социальной мобильности инженерно-технических работников горнозаводской промышленности. Стали изменяться их социальный состав, образовательный уровень, профессиональный статус, масштабы и виды деятельности, участие в государственной и общественной жизни. К началу XX в. численность инженерно-технического персонала уральских заводов увеличилась примерно до 4 тыс. чел. Его доля в составе всей рабочей силы региона не превышала 1,5%. Относительно невысокие темпы увеличения численного и долевого состава инженерно-технических кадров в какой-то мере сказались на повышение их качественного уровня, т.е. образованности, квалификации и профессионализме.

В целом стадия становления индустриального производства для Урала характеризовалась структурными изменениями в социально-экономической и производственной (технико-технологической) сферах региона, формирование которых с древнейших времен происходило под влиянием климатических, географических, хозяйственно-экономических, политических и культурно-исторических факторов.

Дмитриев А.В. Основные направления развития экономики Урала в пореформенный период (1861 – 1900 гг.) / А.В. Дмитриев. / Промышленность и рабочие Урала в период капитализма (1861 – 1917 гг.): Сб. науч. трудов. Свердловск: УрО АН СССР, 1991. С. 15.
Гаврилов Д.В. Модернизационный взлет Урала в конце XIX – начале XX вв. / Д.В. Гаврилов. / Модернизационные процессы в металлургии Урала XVII – XXI вв. Коллективная монография. Предисл. акад. РАН В.В. Алексеева. Екатеринбург, 2005. С. 40.
Бертенсон Л.Б. Санитарно-врачебное дело на горных заводах и промыслах Урала. Спб., 1892
Рума Р.Н. Материалы для санитарного описания Пермской губернии. Пермь, 1885. Вып. 1
ГАСО. Ф. 129. Оп. 1. Д. 210. Л. 4 – 46
Гаврилов Д.В. Экологические проблемы Уральского горнопромышленного региона в конце XIX – начале XX вв. // Промышленность Урала в период капитализма: социально-экономические и экологические проблемы: Сб. науч. трудов. Екатеринбург: УрО АН СССР, 1992
Там же, С.90
При некоторых оговорках позволительно использовать современную терминологию
Рума Р.Н. Указ. соч. С.3
Калугина Г.В. Условия труда рабочих горнозаводской промышленности Урала конца XIX - начала XX вв.//Социально-экономическое и правовое положение рабочих Урала в период капитализма (1861-1917 гг.): Сб. науч. трудов. Свердловск: УрО АН СССР, 1990. С.19
ГАСО. Ф. 129. Оп. 1. Д. 210. Л. 38
История Урала в период капитализма. М.: Наука, 1990. С.201
ГАСО. Ф.24. Оп.17. Д.88
Там же. Оп.16. Д.616
Там же. Оп.18. Д.4311
Там же. Д.3589
Там же. Оп.19. Д.536. Л.120
Там же. Оп.18. Д.3408. Л.1
Там же. Оп.19. Д.549. Л.5
Об учреждении Русского Технического Общества / Горный журнал. 1865. №5. С.306
Раздел объявлений. /Горный журнал. 1867. №1. С.19-20
Свод постановлений о горнопромышленности. СПб., 1904. С.176
Дашкевич Л.А., Корсунова С.Я. Техническая интеллигенция горнозаводского Урала. XIX век. /Ученые записки Свердловского областного краеведческого музея. Т.2. Екатеринбург, 1997. С.199

Археологические находки свидетельствуют о том, что в середине II тысячелетия до нашей эры изделия из уральского металла появились в Поволжье, Причерноземье, соперничая с изделиями Кавказа и Карпат. Долгое время ориентирами для горнозаводчиков и рудознатцев были остатки древних рудников, так называемые "чудские копи". Самые древние находки на Урале - каменные литейные формы, предназначенные для отливок оружия и предметов домашнего обихода. Коренное население Урала до прихода русских - башкиры, сибирские татары, манси, жили преимущественно вдоль рек. Занимались, в основном, охотой, рыболовством, бортничеством, реже земледелием и скотоводством.

Ермак разбил войска сибирского хана Кучума и присоединил Сибирь к русским владениям. С этого момента началось переселение русских на Урал и в Зауралье. Освоение территории сопровождалось строительством городов и укрепленных городков. Они становились центрами сбора дани с местного населения. Увеличение грузообмена центральной части с Уралом и Сибирью поставило задачу строительства короткого пути. Через леса и болота была проложена дорога, сократившая путь более чем на 1000 верст. Постепенно в начале XVII века строились города, образовывались поселения по берегам рек, развивались кустарные промыслы и ремесла: кузнечное, гончарное, ткаческое. Крестьяне выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху, лен. Легкодоступные залежи бурого железняка позволили с середины XVII века строить на Урале железоделательные заводы. Железо на них плавилось непосредственно из руды сыродутым методом (в горнах) с применением ручных мехов.

Интенсивное строительство заводов на Урале началось с 1722 года. За 12 лет было построено более 20 заводов. Это связано с деятельностью Демидовых, которым был передан казенный Невьянский завод. Подавляющее большинство заводов того времени размещались на реках: Чусовой, Исети, Тагиле, Нейве. По судоходной Чусовой грузы транспортировались в центральную часть России.

К середине XVIII века Средний Урал стал крупнейшим металлургическим центром страны. На его долю приходилось 67% выплавки чугуна в России, а Никита Демидов стал единоличным поставщиком железа в Адмиралтейство. Качество уральского железа высоко ценилось во всем мире. В середине XVIII века были построены еще 24 завода, которые еще более упрочили статус Урала как опорного края державы. Развивалась медеплавильная промышленность, началась добыча золота. (в 1753 г. был построен Березовский золотопромышленный завод; в 1763 - Пышминский золотопромывальный завод). К концу XVIII века Средний Урал прочно занимал ведущее место в экономике России. Не было по тем временам территории, хоть в чем либо равной Уралу по значимости в жизни страны. Производя 81% российского железа, 95% меди, он был единственным районом по добыче золота.

Появились механические фабрики по производству паровых котлов и паровых машин. Ярко расцветал талант механиков Черепановых, демидовских крестьян, имевших отечественное и заграничное образование. Они создали первый русский паровоз. Велик вклад в развитие металлургии И.Ф.Макарова, который разработал печь для получения "мягкого железа". Невозможно переоценить вклад И.И. Ползунова- изобретателя первого в мире поршневого двигателя.

Вторая половина XIX века ознаменовалась введением в хозяйственный оборот сырьевых ресурсов Южного горнопромышленного района России, оттеснившего Урал на второй план. Конкуренция с южными районами заставила уральских горнозаводчиков обновлять оборудование, вводить новые технологии, осуществлять концентрацию производства. Строились новые медеплавильные заводы, росла добыча золота - Урал давал шестую часть золота страны. Сельское хозяйство имело зерновую специализацию. Преобладали серые хлеба.

На рубеже XIX- XX веков территория Урала включала Вятскую, Оренбургскую, Пермскую и Уфимскую губернии. Их территория составляла 3,3% от общероссийской. Урал был поделен на 6 горных округов во главе с горными инженерами. Население в 1897 г. было свыше 9,9 млн. чел. и составляло 7,5% от общей численности страны. Общее количество городов на Урале 39, самый крупный - Оренбург.

Новый толчок в развитии промышленности Урала начался в XX веке , а затем в годы первых пятилеток. Модернизировались старые, возникали новые отрасли промышленности. Заново создавались машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Претерпела качественные изменения черная металлургия. Цветная металлургия расширила свои мощности и номенклатуру изделий в том числе за счет выпуска никеля и алюминия.

Концентрация производства значительно увеличилась в годы Великой Отечественной войны за счет предприятий, эвакуированных из различных западных и южных районов страны. Нельзя назвать иначе, чем героизм труд рабочих, подростков, женщин, преодолевших тяготы, голод, лишения военных лет, сделавших невозможное для достижения победы на фронте.

По современному территориально-промышленному делению в Уральский экономический регион входят несколько областей (Пермская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская) и республик (Башкирия, Удмуртия). А самая последняя политическая реформа 2000 года - создание федеральных округов - объединила в Уральском федеральном округе 4 области (Курганскую, Свердловскую, Тюменскую и Челябинскую) и два автономных округа (Ханты-Мансийский и Ямало - Ненецкий).

Особо нужно сказать о природных ресурсах уральского края, его "подземные кладовые" поистине уникальны. До сих пор богат растительный и животный мир, сильно пострадавший в процессе индустриального развития Урала. Но главное богатство уральского края - его люди. Смекалистые и трудолюбивые, они колоссальными усилиями сумели превратить его в крупнейший экономический район России, в "опорный край державы", где неоднократно ковалась ее судьба.

Южный Урал издревле привлекал людей благоприятными для обитания условиями. Свидетельство тому - открытые археологами многочисленные стоянки человека каменного века, селения бронзового и железного веков, палеолитическая картинная галерея в Игнатиевской пещере (подобных в Евразии менее десяти) и другие следы первобытного искусства. Мировой сенсацией нынешнего века стало открытие на территории области "Страны городов" - около 20 памятников протогородской цивилизации, являющихся остатками одной из древнейших цивилизаций на планете (XVII-XVI века до н.э.). Один из подобных "городов", ровесник египетских пирамид - Аркаим - стал музеем-заповедником.

В средневековье по Южному Уралу проходило пограничье Золотой, Синей и Белой орд, Казанского, Сибирского и Ногайского ханств, затем - башкирских племен и казахских жузов.

Административное формирование территории области началось в XVIII веке и явилось продолжением политики Петра I по развитию производительных сил России и расширению ее границ, что нашло отражение в деятельности Оренбургской экспедиции. Экспедиция в военно-торговых целях основала ряд крепостей, среди них - Верхне-Яицкая (1735), Чебаркульская, Миасская, Челябинская (1736). 13 августа 1737 года по представлению В.Н.Татищева была образована Исетская провинция (на современной карте - северная часть Челябинской области и Курганская область). С 1743 года центр провинции - Челябинск. 15 марта 1744 года была образована Оренбургская губерния, в состав которой вошли Исетская и Уфимская провинции.

Во второй половине XVIII века началось активное формирование горно-заводской зоны Южного Урала. Закладываются горные заводы - будущие города: Нязепетровск, Касли (1747), Златоуст (1754), Катав-Ивановск (1758), Кыштым (1757), Сатка, Юрюзань, Усть-Катав (1758), Миасс (1773).

После упразднения в 1782 году Исетской провинции часть ее территории вошла в состав Оренбургской, часть - Уфимской губернии. Первыми городами на территории нынешней области стали Челябинск, Верхнеуральск (1781) и Троицк (1784).

В начале XIX века основная часть территории, ныне занимаемая областью, входила в Оренбургскую губернию. В середине XIX века в связи с созданием "новой линии" крепостей активно осваиваются оренбургским казачеством степные районы Южного Урала. Возникающим здесь населенным пунктам даются наименования, связанные с местами сражений и побед русских войск: Варна, Фершампенуаз, Бородино, Париж и другие.

В 1919 году была сформирована Челябинская губерния в составе Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов. В соответствии с постановлением ВЦИК 3 ноября 1923 года была создана Уральская область с центром в Екатеринбурге в составе 15 округов, среди которых были Челябинский, Златоустовский, Верхнеуральский и Троицкий.

17 января 1934 года Уральская область была разукрупнена, в результате чего была образована Челябинская область. В дальнейшем площадь области неоднократно уменьшалась. Так, в период с 1938 по 1943 год из Челябинской области переданы в состав Свердловской области семь районов.

После передачи 32 районов в состав вновь образованной Курганской области с 6 февраля 1943 года границы области практически не менялись.

Освоение Урала начали в конце 11-го столетия жители Новгорода. Контроль и управление регионом перешел к Москве в 14-м веке, когда Москва стала центром Руси. Наиболее значимый этап начального развития региона приходится на 17-й век, когда русские поселенцы начали массовое продвижение на восток и достигли даже Аляски.

В 1598 году первые поселенцы основали город Верхотурье, который ныне находится в Свердловской области. Верхотурье стал первой столицей Урала в силу своего стратегического местоположения на важном перекрестке торговых путей. Город оставался административным и духовным центром территорий к востоку от Уральских гор в течение почти двух столетий. В годы своей юности послушником одного из монастырей Верхотурья был Григорий Распутин. Город и сегодня имеет особое религиозное значение для Русской Православной Церкви - в нем находится Свято-Троицкий кафедральный собор, построенный в 1703 году. Храм вмещает от 8 до 9 тысяч человек и является одним из трех кафедральный соборов России наряду с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге и Храмом Христа Спасителя, ныне восстанавливаемым в Москве.

В 1631 г. на торговом пути из России в Сибирь была основана Ирбитская Слобода (ныне город Ирбит). Ирбитская Слобода выросла в ведущий торговый центр, и в течение 300 лет - с 1643 по 1929 год по всей России расходились товары, которыми торговали на знаменитой зимней ярмарке в Ирбите.

В 18 и 19-м веках отмечается процесс быстрой индустриализации Урала. Это стало возможным благодаря усилиям Петра Великого, который понимал значение Урала для быстрого промышленного развития страны. В последующем Урал сыграл значительную роль в развитии военной мощи России. В 1701 году на Урале были заложены первые ка-зенные заводы, которые отливали ядра и пушки из железной руды, добывавшейся на месте. Через какие-то двадцать лет на Урале уже действовало примерно 30 металлургических заводов. 18 ноября 1723 года считается днем основания Екатеринбурга. Именно в этот день был пущен завод на реке Исеть, которые по тем временам считался одним из наиболее современных металлургических предприятий в Европе.

Промышленная революция принесла с собой много технических инноваций, одной из которых является паровой двигатель Ползунова, созданный им в 1766 году. Развитие техники способствовало интенсификации поиска и разведки полезных ископаемых и драгоценных металлов, что в свою очередь вело к повышению качества изделий, которые вы-пускались на территории нынешней Свердловской области, и повышению экономической и стратегической значимости региона в экономике России. Так в конце 18-го века 80% всех российских медных денег чеканилось в Екатеринбурге.

После Октябрьской революции 1917 года Екатеринбург был последним местом пребывания российского царя Николая II, который вместе с женой, пятью детьми и слугами был расстрелян большевиками в доме, который стоял в самом центре города.

Экономика Уральского региона серьезно пострадала от революции. Только в период между 1920 и 1930 годом Урал смог вновь занять свое место ведущего промышленного района России путем укрепления горнодобывающей промышленности, создания новых производственных мощностей, развития энергетики и массового городского строительства.

В годы второй мировой войны промышленный потенциал Урала сыграл неоценимую роль в судьбе всей страны. В те годы свыше 700 различных предприятий были эвакуированы на Урал, отчасти и благодаря центральному положению региона в России и его расположению к востоку от Уральских гор, что представляло собой естественную защиту в военных условиях.

Именно тогда были открыты новые стратегические запасы полезных ископаемых, быстрыми темпами осуществлялась их разработка, что способствовало появлению некоторых из ведущих промышленных комплексов на Урале. Параллельно в регионе развивалась научно-академическая база. Урал быстро стал одним из ведущих научно-исследовательских центров страны со своим региональным отделением Академии Наук СССР и 46 высшими учебными заведениями, которые были также эвакуированы в Свердловск. Уральское Отделение Российской Академии Наук и сегодня находится в Екатеринбурге.

В послевоенные годы Свердловская область продолжала играть ключевую роль в развитии национальной экономики и военного потенциала страны. Будучи одним из наиболее важных промышленных и оборонных центров Советского Союза, Свердловская область оставалась закрытой для иностранцев вплоть до 1991 года. Сегодня на территории области лишь четыре "закрытых зоны", в которых расположены объекты ядерной энергетики и военные производства. Эти районы по-прежнему недоступны для иностранцев, а также российских граждан, не имеющих соответствующего разрешения.

Сегодня значение Свердловской области для экономики России трудно переоценить. Она к тому же рассматривается также как "испытательный полигон" российских полити-ков. Из Свердловской области вышли два крупных российских политика: Борис Ельцин - первый президент Российской Федерации и Николай Рыжков - последний председатель Совета Министров Советского Союза.

Промышленность

К началу века Россия по производству черных металлов стояла на первом месте в мире, а Урал давал 4/5 русского чугуна и железа. Производство металла на Урале росло, но существенно более медленно, чем в других странах. В условиях индустриального переворота, развернувшегося на Западе, промышленность России стала отставать и к 1860 г. по выпуску металла вышла на 8-е место. Если в XVIII веке дешевизна крепостного труда и низкие расходы на заготовку угля и руды были основой процветания промышленности Урала, то в XIX веке институт принудительного труда превратился в тормоз развития промышленности. Без соответствующего материального стимулирования у рабочих господствовала психология «как можно меньше выкладываться».

Отставание металлургии наглядно проявилось в период войны 1812 года, когда уральские заводы не смогли дать нужного количества орудий и боеприпасов. В период Крымской войны отставание стало одной из причин поражения России.

Однако говорить вообще о техническом застое на Урале в первой половине века неправильно, средняя производительность доменных печей выросла вдвое. Предприятия переходили с кричного производства (когда получается сырое железо в виде пористого слитка, требующего дальнейшей проковки) на пудлингование (когда в результате перемешивания железа и шлака получается цельный слиток). В то же время продолжали использовать древесный уголь, а не минеральное сырье, что снижало эффективность производства. Расширялось использование паровых машин, которые появились на Урале в 1799 г., однако даже к 1860 г. они не вытеснили водяных колес. Внутренний рынок России не стимулировал развитие металлургии.

На Урале были достигнуты большие успехи в добыче золота. Открытые в конце XVIII века многочисленные его месторождения долго не использовались, так как частная добыча была запрещена. Принятие указа 1812 г., разрешившего добычу золота всем желающим, привело к распространению золотодобычи. Богатые залежи золота были открыты у Миасского завода, где в 1823 г. были организованы казенные промыслы. В 1824 г., путешествуя по Уралу, император Александр I «самолично выкопал» самородок весом более 8 фунтов. В 1837 г. побывал на Урале и Александр II *.

Центр управления золотопромышленностью на востоке страны располагался в Екатеринбурге. Во главе дела стояли промышленники Рязановы, за ними выступали фамилии Казанцевых, Баландиных, Зотовых. Екатеринбургскими золотопромышленниками было добыто в 1846 году 1238 пудов золота, а в 1847-1387 пудов. Один только Тит Зотов добыл золота на 30 млн руб. Д. Н. Мамин-Сибиряк писал: «Необычный прилив капиталов отразился и на жизни Екатеринбурга... Своего зенита беспримерная жизнь екатеринбургских набобов достигла в момент слияния двух фамилий, как Зотовы и Рязановы: сын Тита Зотова женился на дочери Рязанова, и эта «зотовская» свадьба тянулась целый год...»

К 1845 г. Россия обогнала все страны мира по добыче золота. Ее доля составила 47 % мировой добычи. До открытия калифорнийских и австралийских месторождений Россия оставалась основным поставщиком золота на международном рынке.

Поиски золота привели к открытию на Урале платины. В 1824 г. был заложен первый в Европе и Азии Царево-Александровский платиновый прииск.

С появлением в южных губерниях новых центров добычи соли спрос на уральскую падает. Соликамские промыслы приходят в упадок, а усольские теряют свое прежнее общероссийское значение.

В течение первых десятилетий XIX в. обрабатывающая промышленность Урала развивалась медленно и лишь в середине века начался ее рост. Возникает машиностроительное и инструментальное производство. Важное место среди отраслей обрабатывающей промышленности занимало судостроение, сосредоточенное в Пермской губернии.

В то же время ряд отраслей оставался в стадии крестьянских промыслов. Был распространен пимокатный промысел, производство полотна, изготовление саней, домашней утвари и другое.

Транспорт

Важными видами транспорта в первой половине века был гужевой и водный. Основной дорогой являлся Сибирский тракт, по которому Россия была связана с восточными районами страны. В Сибирь из Европейской части России вели три главные дороги: Ирбитская, Екатеринбургская и Шадринская, которые затем в районе Тюмени сливались в один Московско-Сибирский тракт.

Существенное влияние на развитие края оказало перенесение Большого Сибирского тракта с линии Соликамск - Верхотурье южнее на линию Пермь - Кунгур - Екатеринбург. Это увеличило значение водных путей по Каме и Волге. На Макарьевскую ярмарку везли значительную часть металлов, сала, кож, соли - все, что можно было сплавить по Сылве, Чусовой, Каме. В середине века по Каме к Перми ежегодно сплавлялось более двухсот судов, а по Чусовой - около четырехсот. С верхней Камы шли в основном лодки с солью. Но особенно оживленным движение становилось ниже Перми, где ежегодно проходило свыше тысячи судов.

Но речные перевозки имели большой недостаток: поднимать суда вверх по течению с помощью бурлаков было слишком дорого, дешевле было построить новые. Поэтому, сплавив грузы в низовья, пустые баржи продавали тут же на дрова. Кроме того, водные пути создавали сезонность, так как доставлять товары можно было только по высокой воде. Важную роль сыграло строительство пароходов, которое началось в 1817 г. на Пожевском заводе, близ Перми. В 1846 г. образовалось Пермское пароходство, а к 1860 г. на Каме возникло еще пять пароходных компаний.

Возрастали экономические связи с центральными районами страны. Это стимулировало приток населения в города и села Урала, расположенные на торговых путях.

Торговля

С Урала в центр страны везут лес, лен, свечи, мыло, подносы, сундуки. Часть товаров шла, как и прежде, на Нижегородскую ярмарку, но металлы направлялись прямо к местам их потребления, сало - в Петербург, лес - на Нижнюю Волгу. Вверх по Каме везли хлеб, растительное масло, фрукты, табак, ткани, посуду, галантерейные товары. Существенно оживилась транзитная торговля. Из Сибири везли китайский чай, пушнину, рыбу, а в Сибирь - ткани, вина, металлические изделия, галантерею. Торговый путь с Урала шел и на юг, через Троицк и Оренбург. В южные степи и Среднюю Азию везли железные и медные изделия, сукно, кожу, сахар. Навстречу двигались стада скота, караваны с восточными тканями.

Годовые обороты ярмарок Урала превышали 20 % всего оборота ярмарок страны. А 80 % уральского ярмарочного оборота приходилось на Ирбитскую ярмарку, вторую по величине ярмарку в России. Обороты ее выросли за первую половину века в 17 раз.

Развивалась и постоянная торговля. Увеличилось число торговых точек в городах и заводах. Появляется на Урале и банковский капитал. В 1847 г. в Екатеринбурге открылась контора Коммерческого банка, в Ирбите - его отделение, функционировавшее только во время ярмарок. Еще раньше был создан банк в Верхотурье, а в 50-е гг. банки стали появляться один за другим - Общественный банк в Ирбите, банк в Соликамске и другие. К середине века купеческий капитал стал господствовать в промышленности.


Ирбит. Общий вид внутри гостиного двора во время
молебствия в день открытия ярмарки 1 февраля

Сельское хозяйство

По отношению ко всей площади пашня составляла перед отменой крепостного права в Пермской губернии - около 10 %, в Вятской - 24 %, а в Оренбургской - около 6 %. В южных уездах Вятской и Пермской губерний выращивали пшеницу, разводили лен и коноплю. В Оренбургской губернии пшеница имела большее распространение. В середине века начинает распространяться по всему краю картофель. Особенно плодородными были земли Ишимского, Курганского и Тюменского округов.

Сельскохозяйственные орудия были примитивными. Повсеместно использовалась соха. Плуг стал проникать в крестьянские хозяйства в 40-50-е гг., но преимущественно у богатых хозяев. Косалитовка с длинной рукоятью постепенно вытесняет косу-горбушу. В ряде северных районов не было дорог и даже колесных телег, их заменяли волокуши.

На территории края в первой половине века в основном господствовала трехпольная система. Наряду с ней в малонаселенных, преимущественно лесных местностях применялись подсека и перелог. В Оренбургской губернии в малонаселенных степных районах наряду с трехпольем встречалось переложное земледелие.

Наряду с земледелием важной отраслью было животноводство. В Пермской и Вятской губерниях поголовье лошадей и скота в первой половине века существенно возросло. Особенно благоприятные условия для скотоводства были в Оренбургской губернии. Обеспеченность поголовьем скота и, в частности, лошадьми на Урале была выше, чем по стране. Усилиями пермских крестьян была выведена порода выносливых и крепких лошадей-обвинок, а вятские крестьяне вывели породу гужевых лошадей - вяток.


Сельскохозяйственные орудия, употреблявшиеся
в Пермской губернии в конце XVIII - начале XIX вв.

Развивались огородничество, пчеловодство, охота и рыболовство. В Оренбургской губернии занимались бахчеводством. Развивались крестьянские промыслы и ремесла. Это были металлические поделки, производство холста. Особенно славилась Дымковская слобода, как центр производства кустарных деревянных изделий.

В хозяйственной жизни отдельных групп нерусского населения деревни имелись свои особенности. Так, у коми-пермяков большую роль играл охотничий промысел и отходничество на лесозаготовки, лесосплав. В татарских волостях были развиты коневодство, торговля лошадьми и мелочная торговля вразнос, своя специфика была и в удмуртских деревнях.

____________________________

* АЛЕКСАНДР II, росс, император (с 19.02.1855). В 1837 г., будучи цесаревичем, совершил путешествие по России, посетил Урал, побывал в Перми, Бисерти, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Березовске, Тюмени, Тобольске, Кургане, Ялуторовске, Уральске, Оренбурге. Путешествие великого князя и его свиты сопровождалось пышными празднествами, встречами, фейерверками. Много внимания будущий император уделял осмотру заводов, рудников, бедных изб. В память Александра II на Кафедральной площади Екатеринбурга был установлен монумент.