Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что такое промышленный переворот определение. Промышленный переворот и формирование индустриального общества

совокупность экономич., социальных и политич. сдвигов, ознаменовавших переход от мануфактурной стадии капитализма к фабричной системе капиталистич. произ-ва, опирающегося на машинную технику. П. п. - "...крутое и резкое преобразование всех общественных отношений под влиянием машин..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 231 (т. 2, с. 215)). В результате П. п. капиталистич. способ произ-ва получил соответствующий его характеру технический базис и утвердился как общественно-экономич. формация. Промышленный переворот привел в действие всеобщий закон капиталистического накопления, предопределивший дальнейший рост крайностей богатства и нищеты. Наиболее отчетливо выраженную форму П. п. приобрел в Англии, где он произошел раньше, чем в др. странах. Бурные темпы П. п. в Англии и вызванные им глубокие сдвиги побуждали современников сопоставлять его с "политической революцией", имевшей место во Франции; отсюда - термин "промышленная революция", употребляемый иногда вместо термина "П. п.". Науч. понятие П. п. разработали К. Маркс и Ф. Энгельс, вскрывшие его социально-политич. содержание. Бурж. ист. наука либо вообще отрицает П. п., подменяя его плавной эволюцией, либо, отождествляя его со сдвигами в технике, усматривает П. п. в каждом крупном технич. открытии в различные эпохи - как в самой глубокой древности (что дает ей повод приписывать капитализму весьма древнее происхождение), так и в новейшее время (отсюда - распространенная в бурж. лит-ре оценка науч.-технич. революции 20 в. как второго П. п.). Бурж. исследователи, как правило, отказываются от общей характеристики П. п., его закономерностей и места в истории. Говоря о причинах П. п. в Англии, они обычно произвольно выделяют те или иные стороны этого сложного ист. процесса. Современники П. п.. в Англии объясняли его выгодным географич. положением´ страны и богатыми залежами кам. угля и руды. А. Тойнби видел эту причину в освобождении пром-сти от стеснительной регламентации (А. Тойнби, Промышленный переворот в Англии в 18 столетии, пер. с англ., 2 изд., М., 1912). С 1920-х гг. были выдвинуты новые объяснения. Дж. Гриффит подчеркивал роль спроса со стороны растущего населения (G. Griffith, Population problems of the age of Malthus, Camb., 1926). Дж. Шумпетер видит в П. п. всего лишь фазу продолжит. экономич. цикла (J. Schumpeter, Business cycles, v. 1-2, N. Y.-L., 1939). T. Аштон указывает на падение учетной ставки, как фактор, стимулировавший П. п. (T. S. Ashton, Industrial revolution 1760-1830, L., 1948). У. Ростоу ищет гл. причину в психологич. сфере (W. W. Rostow, Process of economic growth, N. Y., 1952). Все перечисл. авторы, избегая оценки места капитализма в ист. развитии человечества и скрывая, что развитие П. п. было основано на беспощадной эксплуатации трудящихся, отказываются от всестороннего анализа социальных предпосылок и социальных последствий П. п. Отождествляя понятия "индустриализация" и "промышленный переворот", бурж. историки (У. Ростоу, X. Сетон-Уотсон и др.) утверждают, что индустриализация в странах с различным социальным строем будто бы однотипна и т. обр. надеются "обосновать" бурж.-реформистские концепции "индустриального общества". Причины П. п. лежат в совокупности ряда экономич., географич. и социально-политич. условий. Важнейшей предпосылкой П. п. было т. н. первоначальное накопление, сопровождавшееся массовым отрывом непосредств. производителей от средств произ-ва и превращением их в наемных рабочих. Основой этого процесса была экспроприация крестьянства, к-рая в Англии проводилась в форме огораживаний. Англ. революция 17 в., сломавшая феод.-абсолютистский режим, расчистила путь для бурж. развития. Настойчиво и последовательно проводившаяся политика меркантилизма и энергичная колониальная политика ускорили обогащение имущих классов и накопление капиталов. Уже в 17 в. в Англии широкое развитие получает мануфактура (первостепенное значение мануфактура приобрела в суконной пром-сти), с ее детальным разделением труда, подготовившим предпосылки для внедрения машинной техники в произ-во. Началом П. п. в Англии принято считать 60-е гг. 18 в.: в 1765 Дж. Харгривсом была изобретена механич. самопрялка "Дженни", в 1767 Т. Хайсом создана другая машина для прядения, приводившаяся в движение силой воды (ватерная машина). В 1779 мюль-машина, изобретенная С. Кромптоном, комбинируя принципы обоих этих изобретений, привела к окончат. победе машинной техники в прядильном произ-ве. В 1769 начала работать первая прядильная фабрика Аркрайта, положившая начало фабричному произ-ву. Несколько позднее было механизировано и ткацкое дело. Изобретения в текст. деле стимулировали технич. мысль и новые приемы произ-ва в др. отраслях и дали сильный толчок развитию науки. Химия содействовала преобразованию процессов отбелки и окраски тканей, произ-ва стекла и др. производств. процессов в ряде отраслей пром-сти. В связи с начавшейся реконструкцией пром-сти на новой технич. базе сильно возрос спрос на металл, но бедность Англии лесом лимитировала развитие металлургии, поскольку для произ-ва металла требовался древесный уголь. В 70-х гг. широкое распространение получила плавка чугуна на кам. угле, а в 1783-84 был разработан способ пудлингования, т. е. переплавки чугуна в ковкое железо также на кам. угле. Это позволило увеличить произ-во железа и расширить область его применения, в частности - в машиностроении. Дж. Уатт еще в кон. 60-х гг. построил первую работающую модель паровой машины, к-рая после ряда улучшений в 80-е гг. стала новым мощным источником механич. энергии. К сер. 19 в. развитие техники произ-ва машин позволило механизировать и произ-во самих машин, т. е. изготовлять машины при помощи др. машин. Развитие пром-сти оказало решающее воздействие на др. отрасли англ. экономики. Потребности обмена вызвали технич. переворот в транспорте (появление ж. д. и парохода), что облегчило и ускорило связь Англии со всем миром и между отд. р-нами страны. Расширение спроса на продукты питания со стороны возраставшего гор. населения стимулировало развитие с. х-ва, побуждая к улучшению его техники и более тесной связи с рынком, а также к углублению разделения труда; в р-нах, близких к городам и пром. центрам, возникло интенсивное молочное и овощное произ-во. Капиталистич. орг-ция возобладала и в деревне. Фермер стал разновидностью капиталистич. предпринимателя; но, в отличие от промышленника, он вкладывал свой капитал в арендованную землю. Параллельно с распространением машинной техники претерпела изменения и орг-ция произ-ва: машина и фабрика с ее крупными масштабами произ-ва в осн. и ведущих отраслях вытеснили ручной труд и ремесло. "Пар и новые рабочие машины, - по словам Ф. Энгельса, - превратили мануфактуру в современную крупную промышленность и тем самым революционизировали всю основу буржуазного общества" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 271). Прогресс в технике и организации произ-ва вызвал далеко идущие сдвиги в экономич. структуре Англии. Пром-сть выдвинулась на первое место по доле производимого ею нац. дохода и по числу занятого в ней населения. Не довольствуясь внутр. рынком, англ. предприниматели вывозили все большую часть своей продукции и в то же время во все больших масштабах ввозили продовольствие и сырье. Наряду с текст. товарами в экспорте появилась продукция тяжелой пром-сти. Англ. товары, благодаря высокому уровню техники и организации произ-ва, успешно конкурировали с товарами из др. стран на всех рынках мира. Англия превращалась в "мастерскую мира". Экономич. могущество Англии способствовало ее политич. усилению. "Англия, - писал Маркс в 1853, - та страна, где начинается подлинное бурное преобразование современного общества" (там же, т. 8, с. 569). Не менее значительными были географич. и демографич. сдвиги, вызванные П. п. Быстрый рост населения сопровождался его огромной концентрацией в городах. Целые р-ны страны становились средоточием мощной пром-сти (центр. графства, Южный Уэльс и др.). Огромные изменения произошли и в социальной структуре страны. Она заметно упрощалась: на первый план выдвинулись пром. буржуазия и совр. пролетариат. Самостоят. крестьянство исчезло; др. промежуточные классы заметно ослабели. Уже к 1850 рабочий класс составлял в Англии ок. 60% всего самодеят. населения. Полностью отделенный от средств произ-ва, он окончательно утерял связь с с. х-вом; в его составе возрастала доля потомств. рабочих и более значит. часть сосредоточивалась на крупных предприятиях. Развивалось клас. самосознание англ. рабочих. На другом полюсе общества выдвигалась пром. буржуазия, к-рая концентрировала в своих руках богатство и власть. После избирательной реформы 1832 она получила преобладание в парламенте, а с 40-х гг. уже прямо диктовала курс внутренней и внешней политики. Антагонизм двух основных классов - буржуазии и пролетариата - стал определять все развитие английского общества. В условиях утверждения капиталистич. произ-ва машина превращала рабочего в свой придаток, сводила на нет профессиональное умение и в обстановке слабой организованности и недостаточной клас. сознательности рабочего класса, а также огромной безработицы, усиленной резкими структурными сдвигами, сделала его менее способным сопротивляться алчности предпринимателя. Особенно беззащитными объектами эксплуатации являлись женщины и дети, составлявшие огромную часть рабочего класса. На протяжении неск. десятилетий заработная плата рабочих неуклонно падала, эксплуатация труда возрастала. Условия жизни и питание рабочей массы резко ухудшились, повысилась смертность. Бурж. историография новейшего времени пытается оспорить факты, документальные данные и свидетельства современников, рисующие тяжелые последствия П. п. для трудящихся. Произвольно отбирая источники или строя свои концепции на бездоказат. домыслах, бурж. историки утверждают, что машины и фабричная система якобы улучшили положение рабочих, а все отрицат. последствия П. п. связывают с остатками предыдущей системы: сохранением домашнего произ-ва и ремесла (Т. S. Ashton, Standard of life of the workers in England 1790-1830, "J. of Economic History", 1949, v. 9, Supplement; D. Roberts, How cruel was the Victorian poor law?, "Historical Journal", 1963, v. 6, No 1). Прогрессивный историк Э. Хобсбоум убедительно опровергает эти утверждения (Е. J. Hobsbawm, British standard of living 1790-1850, "Economic History Review", 1957, August, Ser. 2, v. 10, No 1). Нек-рые бурж. историки, вынужденные признать резкое ухудшение условий жизни рабочего класса в годы П. п., пытаются связать это ухудшение с различными внутриполитич. и внешнеполитич. событиями, не связанными с П. п. Так, напр., Дж. Клэпем (J. Clapham, An economic history of modern Britain, v. 1 - The early railway age, Camb., 1926), не приводя убедит. аргументации, утверждал, что снижение уровня жизни рабочих в период П. п. имело место лишь в отд. годы, в частности в годы войн с наполеоновской Францией, к-рые и были будто бы гл. или даже единств. причиной этого снижения. Реакцией на невыносимые условия и произвол капиталистов было развитие рабочего движения. От первых стихийных вспышек, нередко направленных против машин (см. Луддиты), рабочий класс постепенно переходит к организованной борьбе за свои права - сначала экономические, а затем, по мере роста его клас. самосознания, и политические. Своего высшего подъема в 1-й пол. 19 в. эта борьба достигает в чартистском движении (см. Чартизм). К сер. 19 в. П. п. в Англии завершился; фабрика и машинное произ-во преобладали в основных и ведущих отраслях; утвердилось господство пром. буржуазии в политич. жизни; сложился пром. пролетариат, клас. борьба к-рого против буржуазии приобрела обнаженную, незамаскированную форму. Англ. капитализм вступил в полосу полной зрелости. П. п. в других странах произошел позднее и сопровождался глубокими изменениями в социальной структуре, сходными с теми процессами, к-рые проходили в Англии. Большую роль при этом играло заимствование технич. достижений и обмен опытом, что ускоряло технич. прогресс. В то же время особенности ист. развития и нац. условий предопределили и своеобразные черты П. п. в каждой стране. Во Франции машины появились в самом конце 18 в. Великая франц. революция, разрушив феод. строй, ускорила развитие мануфактурного произ-ва во Франции и перерастание его в фабричное. Однако мелкое х-во в деревне медленно сдавало свои позиции; обезземеление крестьянства и урбанизация шли здесь гораздо медленнее, чем в Англии, замедляя темпы первонач. накопления и складывание внутр. рынка. Развитие кредитной системы содействовало ускорению всех этих процессов, особенно в 40-50-е гг. 19 в., когда началось усиленное ж.-д. строительство. Завершение П. п. во Франции относится к 50-60-м гг. В США П. п. начался во 2-м десятилетии 19 в., прежде всего в хл.-бум. пром-сти, располагавшей богатой сырьевой базой. Важнейшие особенности П. п. в США - значит. роль иностр., гл. обр. англ., капитала и наличие огромных терр. для нового заселения, освобождаемых в результате оттеснения и истребления индейцев. Массовый приток иммигрантов из Европы компенсировал относит. медленность обезземеливания фермерства, обеспечивая рабочей силой растущую пром-сть и способствуя быстрому росту населения и внутр. рынка. Возникновение зажиточного фермерства содействовало росту емкости внутр. рынка, а спекуляция землями на Западе - образованию крупных капиталов. Интенсивное ж.-д. строительство, начавшееся в 20-х гг., открыло путь к быстрому освоению зап. земель и развитию с. х-ва по капиталистич. пути. К сер. 19 в. П. п. в сев.-вост. штатах США завершился. В Германии серьезным препятствием для П. п. была политич. раздробленность страны. Первые предприятия капиталистич. характера появляются в Германии уже в кон. 18 в., но воен. действия, ареной к-рых стала Германия в нач. 19 в., задержали их развитие. После 1815 в Германии начало быстро расти хл.-бум. произ-во. Герм. хл.-бум. промышленность, где применялись англ. машины, сразу стала развиваться на фабричной основе. Образование Герм. таможенного союза (1834) стимулировало развитие шелковой, а затем и шерст. пром-сти. В 30-40-х гг. и особенно в 50-60-х гг. в Германии развернулось ж.-д. строительство. Прусское пр-во активно участвовало в субсидировании ж.-д. строительства, проводило в интересах предпринимателей политику торговой и пром. экспансии. Одним из источников финансирования крупной пром-сти явилась капитализация выкупных платежей. В 50-60-х гг. в Германии начинает быстро развиваться тяжелая промышленность, что приводит к преобладанию здесь производства средств производства. П. п. в Германии завершается в 70-80-х гг., после образования Германской империи. В Италии П. п. начался в 40-е гг. 19 в. Однако политич. раздробленность и чужеземное господство задерживали экономич. развитие страны. После объединения Италии П. п. значит. ускорился и завершился к концу 19 в. В странах Вост. Европы развитие П. п. замедлялось остатками феод. отношений и крепостничеством. Существование многочисл. мелкого крестьянства, слабо связанного с рынком, тормозило процесс первонач. накопления и складывание внутр. рынка. В чеш. землях П. п. охватывает период от нач. 19 в. до 70-х гг. В России П. п. начался в конце 30-х - нач. 40-х гг. 19 в., прежде всего в хл.-бум. пром-сти, но конкуренция англ. пряжи несколько задержала развитие пром-сти. (Подробнее см. ниже раздел Промышленный переворот в России). Ж.-д. строительство, развернувшееся здесь с 40-х гг., стимулировало развитие металлургии. Однако в условиях крепостного права, при к-ром осн. кадры рабочего класса состояли из несвободных, развитие пром-сти шло медленно. Завершение П. п. в России относится к концу 70-х - нач. 80-х гг. 19 в. Н. А. Ерофеев. Москва. В Японии П. п. начался в последние десятилетия 19 в. на почве, подготовленной революцией Мэйдзи (см. Мэйдзи исин). Гос-во активно содействовало развитию тяжелой и добывающей пром-сти, к-рая, однако, была в значит. мере ориентирована на произ-во вооружений (оборудование для легкой пром-сти ввозилось б. ч. из-за границы). П. п. в Японии окончательно завершается уже после 2-й мировой войны. В других неевроп. странах господство иностр. капитала, с одной стороны, ускорило наступление П. п., а с другой - затормозило его завершение. В целях вывоза сырья и сбыта своих потребительских изделий Англия и др. державы начинают с сер. 19 в. строить в Индии, Китае, Египте, Мексике, Бразилии, Аргентине и нек-рых др. странах ж. д. и развивать фаб.-зав. пром-сть по переработке продуктов с. х-ва и горной пром-сти. Однако эти отрасли совр. пром-сти и транспорта полностью зависели от импорта оборудования из метрополии. К концу 2-й мировой войны лишь в нек-рых латиноамер. странах действовали отдельные машиностроит. заводы, в колониях же и др. зависимых странах Азии и Африки произ-во совр. орудий труда отсутствовало. Это делало невозможным машинизацию осн. сфер произ-ва, а существовавшие крупные предприятия и ж. д. были вынуждены пользоваться физически и морально устаревшим импортным оборудованием. В этих условиях произ-во относит. прибавочной стоимости было крайне затруднено и преобладало производство абсолютной прибавочной стоимости (удлинение рабочего дня, интенсификация труда и т. п.). В странах, завоевавших политич. независимость после 2-й мировой войны, П. п. не был завершен ко времени их освобождения. Незавершенность П. п. в развивающихся странах и тех странах, к-рые еще находятся в колон. зависимости, сказывается на структуре как всего самодеят. населения, так и самого рабочего класса. Доля фаб.-зав. пролетариата среди занятых в нар. х-ве крайне мала, а в его составе незначителен удельный вес рабочих обрабатывающих отраслей тяжелой пром-сти. Местные предприниматели расплачиваются за свою технич. зависимость от иностр. монополий частью прибавочной стоимости (через высокие цены на оборудование, материалы и технич. услуги). Проблема завоевания экономич. независимости совпадает для развивающихся стран с задачей строительства нац. пром-сти. В. И. Павлов. Москва. Лит. (кроме указ. в ст.): Маркс К., Капитал, т. 1, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3 (т. 3); Манту П., Промышленная революция XVIII столетия в Англии, пер. с франц., M., 1937; Ерофеев Н. A., Промышленная революция в Англии, M., 1963; Dunham A. L., La r?volution industrielle en France (1815-1848), P., 1953; Henderson W. O., The state and the industrial revolution in Prussia 1740-1870, Liv., 1958; Mr?zek О., V?voj prumyslu v cesk?ch zemich a na Slovensku od manufaktury do roku 1918, (Praha), 1964. См. также лит. к следующему разделу статьи. Промышленный переворот в России. П. п. в России начался, по мнению большинства сов. исследователей, в кон. 30-х - нач. 40-х гг. 19 в. Особенно интенсивно он проходил с кон. 40-х гг. Переход от мануфактуры к фабрике прежде всего начался в наиболее капиталистически развитых отраслях пром-сти (хлопчатобумажная), а затем постепенно охватывал и др. отрасли. Замена ручного труда машинным, резко повысившая производительность труда, была огромным скачком в развитии производит. сил об-ва. Однако для успешного перехода от мануфактуры к фабрике требовался значит. слой свободных наемных рабочих, широкий рынок для сбыта пром. продукции и приток в произ-во больших капиталов. Создание этих условий в сильнейшей степени тормозилось крепостничеством. Поэтому в дореформенный период переход от мануфактуры к фабрике вел к дальнейшему обострению конфликта между старым и новым, приближая падение крепостничества. Показателем завершения технич. перестройки пром-сти является наступление момента, когда в ведущих отраслях произ-ва осн. масса продукции изготовляется предприятиями, оборудованными системой машин, приводимых в движение силой пара. По данным В. К. Яцунского, в дореформ. период лишь в хлопчатобумажной (а именно в прядении и ситцепечатании), свеклосахарной и писчебумажной пром-сти осн. масса продукции изготовлялась на предприятиях фабричного типа. В остальных ведущих отраслях переход от ручного труда к машинному в осн. завершился к кон. 70-х - нач. 80-х гг. 19 в. В 1879 в отраслях текст. пром-сти, исключая шелковую, с помощью машин производилось от 54,8% (суконная и шерстяная) до 96,3% (бумагопрядение) всей продукции. Металлообрабатывающими предприятиями с машинами во всех отраслях производилось 86,3% всей продукции, в свеклосахарной пром-сти - 85,1%. В 1882 в горнозаводской пром-сти пудлинговые печи, сменившие кричные горны, давали ок. 90% всего металла, а 63% энергетич. мощностей черной металлургии приходилось на паровые установки. Даже в мебельной пром-сти 45,2% продукции выпускалось фабричными предприятиями. И лишь в кожев. произ-ве господствовал ручной труд (71,8% всего производства). Технич. перевооружение транспорта также в осн. закончилось в пореформ. период (нек-рые экономисты и историки считают, что П. п. завершился еще до 1861). В 60-70-х гг. 19 в. было построено более 20 тыс. км ж. д., т. е. создан основной костяк ж.-д. сети России. Важной особенностью технической революции в России было слабое развитие ряда отраслей машиностроительной пром-сти (прежде всего станкостроения). Начало и завершение перехода от мануфактуры к фабрике было связано с началом и завершением формирования пролетариата как класса. Пролетарий - это не просто наемный рабочий, а постоянный наемный рабочий, т. е. рабочий, полностью порвавший связь с самостоят. земледельческим или кустарным произ-вом и получающий все жизненные средства путем продажи своей рабочей силы капиталистам. Точно так же и класс пролетариев - не просто слой наемных рабочих, а широкий слой постоянных наемных рабочих. Такой слой создает лишь фабрика, поскольку применение машин, резко повышавшее затраты на средства произ-ва, оправдывало себя лишь при непрерывном произ-ве в течение всего года. Формирование слоя постоянных наемных рабочих началось в России еще в эпоху крепостничества. Однако эти рабочие еще не были пролетариями, поскольку в большинстве своем они не имели личной свободы. Лишь отмена крепостного права превратила постоянных наемных рабочих дореформенной эпохи в подлинных пролетариев. После реформы 1861 формирование пролетариата шло быстрыми темпами. Его источниками были пром. рабочие крепостной эпохи, беззем. и малозем. крестьяне, а также крестьянство, разорившееся в процессе расслоения. К нач. 80-х гг. в России в осн. завершалось формирование пролетариата как класса. Постоянные наемные рабочие составляли в это время большую часть всех пром. рабочих. В 1886-93 в 9 фабричных округах Европ. России постоянные рабочие составляли 71,8% всех рабочих. В округах с высокоразвитой пром-стью доля постоянных наемных рабочих была еще выше (Петербургский - 89,2%, Московский - 80,2%, Владимирский - 80,5%). В нач. 80-х гг. среди фаб.-зав. рабочих преобладали не только постоянные наемные рабочие, но уже сложился многочисл. слой потомств. пролетариев. Переход от мануфактуры к фабрике был решающим этапом и в формировании класса буржуазии. В ходе П. п. сложился и стал господствующим слой крупной пром. буржуазии, к-рая вытеснила на второй план господствовавших ранее представителей торг. капитала. В 1879 в отраслях обрабатывающей пром-сти предприятия с числом рабочих св. 100, составляя всего 4,4% всех предприятий, давали 54,8% всего произ-ва. Формированию слоя крупной буржуазии содействовало самодержавие (покровительств. таможенная политика, казенные заказы, гарантированные прибыли и т. п.). Т. о., в процессе П. п. в стране возникло и стало господствующим крупное пром. произ-во, сформировались классы капиталистич. об-ва, т. е. окончательно утвердился капиталистич. способ произ-ва и оформились присущие ему противоречия. Внедрение машин, приведшее к господству крупного произ-ва, породило противоречие между обществ. характером произ-ва и частнособственнич. формой присвоения, т. е. привело к возникновению осн. противоречия капитализма. Осн. экономич. выражением этого противоречия была цикличность капиталистич. произ-ва, периодич. промышленные кризисы. Первые кризисы в России произошли в эпоху П. п. Социальным выражением указанного противоречия был антагонизм между трудом и капиталом, завершение формирования классов капиталистич. общества сделало борьбу между пролетариатом и буржуазией основным, определяющим потоком всех классовых и обществ.-политич. противоречий в стране. Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., т. 3, гл. 5-8 (т. 3); Струмилин С. Г., Промышл. переворот, М., 1944; Яцунский В. К., Промышл. переворот в России. (К проблеме взаимодействия производит. сил и производств. отношений), "ВИ", 1952, No 12; его же, Крупная промышленность России в 1790-1860 гг., в кн.: Очерки экономич. истории России первой пол. XIX в., M., 1959; Пажитнов К. A., К вопросу о промышл. перевороте в России, "ВИ", 1952, No 5; Ковальченко И. Д., Завершение промышл. переворота. Формирование пролетариата и буржуазии, в кн.: Очерки истории СССР. 1861-1904, М., 1960, с. 86-90; Рашин А. Г., Формирование рабочего класса в России. Историко-экономич. очерки, М., 1958; Иванов Л. М., Преемственность фабрично-заводского труда в формировании пролетариата в России, в сб.: Рабочий класс и рабочее движение в России. 1861-1917, М., 1966. И. Д. Ковальченко. Москва.

Чтобы понять, что сделал промышленный переворот для цивилизации, необходимо обратиться к словам Дантона из пьесы немецкого поэта и драматурга Георга Бюхнера «Смерть Дантона» - «Не мы сделали революцию, а революция сделала нас».

Промышленный переворот - процесс, который не прошел для общества безболезненно, но послужил толчком для перехода в новую жизнь.

Промышленная революция как исторический процесс представляет собой переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Временные рамки, которые затрагивало это историческое событие, охватывали XVIII-XIX века, и происходило оно во всех ведущих странах мира.

Основная черта этого социально-экономического явления - индустриализация, суть которой сводилась к переходу от аграрной экономики к машинному производству.

Характерная черта переворота - резкий рост производительных масс в центре крупнейшей машинной индустрии и установление капитализма в роли первостепенной системы хозяйствования в мире.

Интересно, что смена политических декораций в разных странах происходила не в один и тот же временной промежуток.

Революция в промышленности связана не только с всеобщим использованием машин, но и с трансформацией структуры общества.

Перевороту свойственны были следующие особенности:

  • скорый экономический рост;
  • стремительная урбанизация;
  • прирост жизненного уровня населения.

Первой вступила на революционный путь Англия. Это произошло в 1740-80 годах. Позже это историческое событие охватило и другие развитые европейские страны, США. Термин «промышленный переворот» был внедрен значительно позже - в последние десятилетия XIX века.

Предпосылки промышленного переворота

В XVIII веке в ведущих государствах наблюдался значительный рост населения. Инфляция на продукты питания просто поражала своими темпами. Повышенный спрос и спровоцировал в Англии сельскохозяйственную революцию, которая выразилась в:

  • реформе технологий обработки земли;
  • изменении системы пользования землей;
  • появлении специализированных аграрных районов;
  • проведении селекции пород скота;
  • отборе семян.

Крестьян-держателей сменили арендаторы, с успехом использовавшие труд наемных работников. С этого момента английское сельское хозяйство не только прибавило в продуктивности, но и стало выгодным делом. Пришедшие в деревню деньги породили широкий спрос на промышленную группу товаров.

Преобладающая система производства, основанная на ручном труде, давала серьезный сбой, и удовлетворить стремительно возникшие потребности не могла. Общество расслоилось. Получалось так, что те ремесленники, кому продукция была не по карману, начали массово скупать более дешевые фабричные товары, хотя и низкого качества.

Аграрная революция решила еще одну проблему - позволила добыть средства на возведение фабрик и заводов. А некоторые производства были созданы с нуля.

Стоимость фабрик была выше мануфактур. А капитал, собранный в сельхозпроизводстве, был направлен в промышленный сектор.

К середине XVIII века в Англии объединились сразу несколько секторов:

  • свободные деньги;
  • изобилие природных ресурсов;
  • умение грамотно распоряжаться свободным капиталом;
  • широкий спрос на заводские товары.

Вслед за Англией по своему пути, но к единой цели - проведению промышленного переворота - последовали и другие европейские страны.

Ход «трудолюбивой» революции в разных странах

Доля Англии в мировом производстве в следующие десятилетия увеличилась в десятки раз. Другие страны «обзавидовались» и не преминули воспользоваться заразительным примером.

Стартовые условия далеко не у всех государств были такими же благоприятными, как у англичан. Тем не менее, правительства стран понимали необходимость промышленной трансформации и прилагали все усилия для перестройки экономики на новый лад. Тем более что появилась прекрасная возможность перенимать удачный опыт соседей, их технологии, кадры и капиталы.

Первыми встали на путь переворота страны, где основой была более высокая интенсивность труда. Ведь неслучайно один из историков назовет позже это историческое явление «трудолюбивой» революцией.

Предшествованию ходу промышленного переворота послужили такие события, как:

  • рост населения;
  • приток денег в сельское хозяйство;
  • радикальная перестройка аграрного труда.

Каждая страна по-своему решала проблемы поиска средств и источников труда.

Везде начиналось массовое строительство путей сообщения и железных дорог. Они появились в России, США, Бельгии, Франции и других капиталистических странах. Возникли также платные дороги, вплавь пустились пароходы.

Изобретения сразу же становились известны во всей Европе и за океаном:

  • 1807 год - Р. Фултон придумал колесный пароход;
  • 1830 год - С. Кольт разработал револьвер;
  • 1844 год - С. Морзе изобрел телеграфную линию;
  • 1829 год - Б. Тимонье создал швейную машинку;
  • 1839 год - Л. Даггер подарил миру фотоаппарат;
  • 1850 год - благодаря Дж. Хатону домохозяйки стали мыть посуду в посудомоечных машинах, а в
  • 1851 году - благодаря Дж. Кингу начали стирать белье в стиральных машинах;
  • 1888 год - А. Фик изобрел контактные линзы.

Последствия промышленного переворота

Глазами нашего поколения очевидна необходимость промышленного переворота. Из нее вышла вся технологическая цивилизация. Аграрная структура канула в лету, а ее сменило перспективное и экономически выгодное направление - промышленное производство. Доказательство этому - не только сухие цифры, жизнь человечества изменилась полностью. Продукты питания стали выпускаться на заводах, одежда и обувь - на фабриках. Появились стандартные детали, которые всегда можно заменить. Мосты и корабли отныне стали строиться из металла, а не, как по старинке, из дерева. Земной шар стал настолько мал, что его можно обогнуть за 80 дней.

Не сразу все новое прижилось, и далеко не все были рады промышленному прогрессу. Рушился семейный бизнес, ручной труд продавался за гроши. Упало значение крестьянства, обесценилось значение земельной аристократии. Появились профсоюзы, социалистические организации. Изменились условия труда, появилась жесткая дисциплина. Мир, которым был очарован Маркс, навсегда изменился.

Но люди все же стали жить лучше. И проще.

Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века . Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот французским экономистом Жеромом Бланки .

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией , началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.

Причины промышленного переворота

Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVI века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки .

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных британских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии , способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития . В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании , Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции , Пруссии , США .

Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс , главными факторами промышленной революции в Англии были следующие :

  • формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;
  • высокий уровень развития торговли;
  • формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);
  • широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;
  • развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;
  • развитие науки.

При этом он не переоценивает значение технических изобретений: «Промышленная революция произошла бы и без Кромптона и Аркрайта и была бы, особенно на поздних стадиях, такой же, какая имела место в действительности» .

Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:

Прядильная машина С.Кромптона, 1779 г.

Инновации

Успех промышленной революции в Великобритании был основан на нескольких инновациях , появившихся к концу XVIII в.:

  • Текстильная промышленность - прядение нити из хлопка на прядильных машинах Р.Аркрайта (1769), Дж. Харгрейвза и С. Кромптона. Впоследствии сходные технологии были применены для прядения нити из шерсти и льна .
  • Паровой двигатель - изобретенная Дж. Уаттом и запатентованная им в 1775 г. паровая машина первоначально использовалась в шахтах для откачивания воды. Но уже в 1780-х она нашла применение в некоторых других механизмах, заменяя гидроэнергию там, где она была недоступна.
  • Металлургия - в чёрной металлургии кокс пришел на смену древесному углю , так же, как ранее он уже использовался при производстве свинца и меди . Теперь кокс использовали не только при изготовлении передельного чугуна в доменных печах , но и для получения ковкого чугуна , в том числе при пудлинговании , изобретенном Генри Кортом в 1783-1784 годах.

История промышленной революции

Наиболее известная из ранних паровых машин разработка Дж. Уатта была предложена в 1778 г. Уатт существенно усовершенствовал механизм, сделав его работу более стабильной. Одновременно мощность увеличилась примерно в пять раз, что дало 75 % экономию в себестоимости угля. Ещё более важные последствия имел тот факт, что на базе машины Уатта стало возможно преобразование поступательного движения поршня во вращательное, то есть двигатель теперь мог крутить колесо мельницы или фабричного станка. Уже к 1800 г. фирма Уатта и его компаньона Болтона произвела 496 таких механизмов, из которых только 164 использовались как насосы. Ещё 308 нашли применение на мельницах и фабриках, а 24 обслуживали доменные печи .

В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось.

Текстильная промышленность

Ткацкая фабрика в городе Реддиш, Великобритания

В начале XVIII в. британская текстильная промышленность ещё была основана на обработке местной шерсти индивидуальными ремесленниками. Эта система называлась «коттеджной индустрией», так как работа выполнялась на дому, в небольших домиках-коттеджах, где проживали ремесленники со своими семьями. Требующее более тонкой обработки изготовление нитей из льна и хлопка в средневековой Англии широкого распространения не получило, поэтому текстиль из хлопка импортировали из Индии .

Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу . В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук, а в 1741 г. близ Бирмингема открылась фабрика, прядильную машину на которой приводил в движение ослик . Владельцы фабрики, Пол и Вятт, вскоре открыли новую фабрику близ Нортгемптона , оснащенную уже пятью прядильными машинами с полусотней челноков на каждой, которая работала до 1764 г. В 1771 г. в Кромфорде, Дербишир , начала работать прядильная фабрика Аркрайта , который поощрял изобретательство, и его машины были усовершенствованы, теперь они приводилась в движение водяным колесом . Кроме того, теперь кроме шерсти на новых машинах стало возможно обрабатывать и растительное волокно, импортируемое из Америки. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а ещё через 10 лет - 150 прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700-800 человек.

Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик и 9 машин - для шерстяных фабрик. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

Машиностроение

В средневековой Европе изготовлением механизмов занимались мастера часовых дел и изготовители навигационных и научных инструментов. Детали часовых механизмов даже использовали при изготовлении первых прядильных станков. Многие детали изготавливали из дерева плотники , поскольку металл был дорог и труден в обработке.

С появлением все возрастающего спроса на металлические детали прядильных станков, паровых машин, а также сеялок и других механизмов, введенных в употребление в британском сельском хозяйстве с начала XVIII в. , были изобретены токарные станки , а в первой половине XIX в. фрезерный и другие станки для металлообработки .

Среди других ремесел, требовавших высокоточной обработки металла, было изготовление замков. Одним из самых известных механиков, прославившихся в изготовлении замков, был Джозеф Брама . Его ученик Генри Модсли впоследствии работал для королевского флота и сооружал машины для производства шкивов и блоков. Это был один из первых примеров поточного производства со стандартизацией деталей.

Металлургия

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле, и это потребовало развития металлургии . Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля , использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс . Его ввел в употребление в XVII в. Клемент Клерк и его мастера кузнечных дел и литья.

С 1709 г. в местечке Коулбрукдэйл Абрахам Дарби, основатель целой династии металлургов и кузнецов, использовал кокс для получения чугуна из руды в доменной печи . Из него поначалу делали лишь кухонную утварь, которая отличалась от работы конкурентов лишь тем, что её стенки были тоньше, а вес меньше. В 1750-х годах сын Дарби построил ещё несколько домен, и к этому времени его изделия были ещё и дешевле, чем изготовленные на древесном угле. В 1778 г. внук Дарби, Абрахам Дарби III, из своего литья построил в Шропшире знаменитый Железный мост, первый мост в Европе, полностью состоящий из металлических конструкций.

Для дальнейшего улучшения качества чугуна в 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования . Рост производства и улучшение качества английского металла к концу XVIII в. позволило Великобритании полностью отказаться от импорта шведского и российского железа. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

С 1830 по 1847 г. производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.

Транспорт

Огромное значение имело появление железных дорог . Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком . В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон , который в - гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону , открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Химикаты

Промышленная революция сделала возможным промышленное производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности. Серная кислота была известна ещё в средние века, но получали её из окислов, образующихся при сжигании минеральной серы , в стеклянных сосудах. В 1746 г. Джон Ребук заменил их на более объемистые свинцовые, чем значительно увеличил производительность процесса.

Другой важной задачей было производство щелочных соединений . Метод промышленного производства карбоната натрия был разработан в 1791 г. французским химиком Никола Лебланом . Он смешивал серную кислоту с поваренной солью и получаемый сульфат натрия нагревал со смесью известняка и угля . Смесь продуктов реакции обрабатывали водой, из раствора получали карбонат натрия, а нерастворимые вещества (известняк, уголь и сульфид кальция) отбрасывали. Хлороводород поначалу также загрязнял атмосферу производственных помещений, но позже его научились использовать для получения соляной кислоты. Метод Леблана был прост, дешев и давал значительно более доступный продукт, чем ранее использовавшийся метод получения соды из золы растений .

Карбонат натрия использовали во множестве производственных процессов, в том числе для изготовления мыла, стекла, бумаги, а также в текстильной промышленности. Серная кислота кроме производства соды также находила применение для удаления ржавчины с металлических изделий и в качестве отбеливателя для тканей. Лишь к началу XIX в. Чарльз Теннант и Клод Луи Бертолле разработали более эффективный отбеливатель на основе хлорной извести . Фабрика Теннанта по производству нового отбеливателя в течение длительного времени оставалась крупнейшим в мире химическим предприятием.

В 1824 г. британский каменщик Джозеф Аспдин запатентовал химический процесс производства портландцемента . Он заключался в спекании глины с известняком . Далее смесь перемалывали в порошок, смешивали с водой, песком и гравием , в результате чего получался бетон . Через несколько лет инженер Марк Изамбар Брюнель применил бетон для строительства первого в мире водонепроницаемого тоннеля под рекой Темзой , а в середине XIX в. его использовали для сооружения современной городской канализации.

Газовые фонари

Ещё одним достижением промышленной революции стало уличное освещение. Его появление в британских городах стало возможным благодаря шотландскому инженеру Уильяму Мердоку. Он изобрел процесс получения светильного газа путем пиролиза каменного угля , а также способы его накопления, транспортировки и использования в газовых фонарях. Первые газовые светильники были установлены в Лондоне в 1812-20 гг. Вскоре большая часть угля, добываемого в Великобритании, шла на нужды освещения, так как оно не только повышало комфорт и безопасность на городских улицах, но и способствовало удлинению рабочего дня на фабриках и заводах, ранее зависевших от освещения сравнительно дорогостоящими свечами и масляными лампами.

Промышленный переворот в России

В целом уровень жизни населения в результате промышленной революции вырос. Улучшение качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания привело к значительному росту продолжительности жизни и падению смертности . Произошел демографический взрыв . За 13 веков (с VI по XIX век) европейской истории население континента никогда не превышало 180 млн человек. За один только XIX век (с 1801 по 1914 годы) число европейцев возросло до 460 млн человек.

По мнению исследователей Н.Розенберга и Л.Бирдцелла, «промышленная революция обозначила начало драматического периода улучшения в материальном положении западноевропейских и американских обществ, которое коснулось всех и каждого», а «романтическое представление о благополучной жизни работников в доиндустриальной Европе можно отвергнуть как чистую фантазию».

Образование

Знания об инновациях распространялись разными путями. Работники, получившие квалификацию у одного нанимателя, могли затем перейти к другому. Такой способ повышения квалификации был весьма распространенным, в некоторых странах, таких как Франция и Швеция , отправлять работников на стажировку за границу даже было государственной политикой. Стажеры, как и сейчас, обычно вели записи о своих работах, дошедшие до наших дней как памятники эпохи.

Другим способом распространения знаний были философские общества и кружки, члены которых, в частности, изучали «натуральную философию », как тогда называли естественные науки и её практические приложения . Некоторые общества публиковали отчеты о своей деятельности, на основе которых позже возникли научные журналы и прочие периодические издания, в том числе энциклопедии .

Средневековые университеты в ходе промышленной революции также изменились, а их образовательные стандарты приблизились к современным. Кроме того, появились новые высшие учебные заведения, в частности, политехнические и специализированные институты и академии.

См. также

Литература

  • Потемкин Ф. В. Промышленная революция во Франции. От мануфактуры к фабрике (М.: Наука. 1971)

Ссылки

  • Дмитрий Травин. Отар Маргания. Европейская модернизация
  • Н.Розенберг, Л. Е. Бирдцелл, мл. Как Запад стал богатым
  • Хобсбаум Э. Век Революции. Европа 1789-1848

Примечания

  1. Это является одним из аргументов сторонников теории первоначального накопления .
  2. Хикс дж. Теория экономической истории . М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2003. С.184-188; Hicks J. A Theory of Economic History. Oxford, 1969, pp. 145-166
  3. То есть он считает экономические и социальные факторы основными и главными причинами промышленной революции в Англии
  4. То есть он не считает технические изобретения основной и главной причиной промышленной революции в Англии.
  5. Вопросы экономики, № 8, 2008, «В поисках институциональных характеристик экономического роста», стр. 17
  6. Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York - London, 1980 pp. 233, 266; Wilson C. England’s Apprenticeship, 1603-1763. New York, 1984 pp. 166, 184
  7. J-F.Bergier. The Industrial Bourgeoisie and the Rise of the Working Class 1700-1914. Fontana Economic History of Europe, ed. by C.Cipolla. Vol. III, Glasgow, 1978, pp. 412-413; Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530-1780. Bristol, 1967, pp. 199-201
  8. Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530-1780. Bristol, 1967, pp. 139, 179
  9. Более подробное изложение этого взгляда экономических историков на причины Промышленной революции содержится в книге: Кузовков Ю. Мировая история коррупции. М., 2010, главы XII, XIV-XVII
  10. Eric Bond, Sheena Gingerich, Oliver Archer-Antonsen, Liam Purcell, Elizabeth Macklem The Industrial Revolution – Innovations . Industrialrevolution.sea.ca (17 февраля 2003). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 30 января 2011.
  11. Hulse, David H: The Early Development of the Steam Engine; TEE Publishing, Leamington Spa, U.K., 1999 ISBN 1-85761-107-1
  12. L.T.C. Rolt and J. S. Allen, The Steam engine of Thomas Newcomen (Landmark, Ashbourne, 1997), 44.
  13. Rolt and Allen, 145
  14. Всемирная история. Энциклопедия. Том 6.ГЛАВА VI.ДВОРЯНСКО-МОНАРХИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И БУРЖУАЗНО-РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 20-х ГОДОВ XIX В.

Промышленный переворот 19 века (промышленная революция) — переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, который характеризовался внедрением машин и механизмов, паровых двигателей, а также образованием самостоятельной машиностроительной отрасли.

Индустриализация (от лат. «усердие», «деятельность») — процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства.

Промышленный переворот в странах Западной Европы

Промышленный переворот как исторический процесс определялся общими нормами и определенными особенностями в каждой стране. Первой его осуществила Великобритания в конце XVIII — первой половине XIX в. Именно здесь сложились все необходимые для этого условия: выгодное географическое положение (доступные берега, большое количество рек, сырьевые ресурсы), наличие рынков сбыта английских товаров и господство в мировой торговле, свершившийся , политика меркантилизма и протекционизма, которую проводило английское правительство. Все это сделало страну лидером в переходе от традиционного к индустриальному обществу.

В 1844 г.. немецкий публицист Ф. Энгельс так охарактеризовал промышленные достижения Великобритании: «Шестьдесят-восемьдесят лет назад она была страной, похожей на другие: с маленькими городами, неразвитой промышленностью. Теперь эта страна, не похожая ни на одну другую: со столицей, население которой составляет 2500000 человек, большими фабричными городами и промышленностью, снабжающей весь мир своей продукцией».

Промышленный переворот начался в текстильном производстве, затем распространился в металлургии, энергетике, транспорте и был неразрывно связан с техническими изобретениями.

В 1733 г. английский механик Дж. Кей усовершенствовал ткацкий станок «летучим челноком». Изобретатель Дж. Харгривс в 1765 г. создал механическую прялку «Дженни», которую начали использовать на производстве. В последней трети XVIII в. С. Кромптон сконструировал мюль-машину, которая базировалась на принципах работы прялки «Дженни», но давала тонкую и прочную хлопчатобумажную пряжу. Благодаря этому Великобритания начала поставлять дешевые и качественные во все страны мира. В 1792 г. Э. Картрайт запатентовал механический ткацкий станок, который заменял работу 40 ткачей. Впоследствии во Франции были изобретены станки для изготовления шелковых и льняных тканей, открыт метод их отбеливания и способы окрашивания.

Ключевое значение в истории промышленности имели изобретения шотландца Дж. Уатта. В 1769 г. он создал первый паровой двигатель, который после многих усовершенствований превратил в универсальную паровую машину двойного действия. Это позволило широко использовать уголь как основное топливо, ликвидировало зависимость от наличия источников , позволило размещать фабрики и заводы в любой местности. Паровые машины активно начали применять в различных отраслях промышленности, и их количество и мощность постоянно росли. Если в 1800 г. в Англии насчитывалось 320 паровых машин, то в начале XIX в. — 15 тыс.

Изобретение Дж. Уатта способствовало изменениям в средствах транспортировки и связи. В передовых странах были проложены сети шоссейных дорог, построены каналы, сконструированы механические транспортные средства. В частности, в 1807 году американец Р. Фултон построил . Англичанин Дж. Стефенсон в 1820-х годах сконструировал , который был использован на первой в мире железной дороге общего пользования Дарлингтон — Стоктон. 27 сентября 1825 г. поезд совершил первый рейс. Он двигался со скоростью 8 км/ч и вез 600 пассажиров и 12 вагонов угля. После этого в Великобритании, а затем и по всей Европе развернулось железнодорожное строительство.

Важным направлением промышленного переворота стало совершенствование металлургического процесса. Еще в 1735 г. англичанин А. Дерби для получения качественного чугуна начал выплавлять железную руду вместе с каменным углем, вместо древесного. С того времени изготовления чугуна происходило в доменных печах с коксом в качестве топлива.

Революционным изобретением стал токарный станок английского механика Г. Модели, который точно нарезал винты и гайки. На его основе были созданы и другие модели металлообрабатывающих станков, что позволило наладить массовое производство машин машинами.

Итак, промышленная революция началась в последней трети XVIII в. в Великобритании, охватила Францию, Германию, Бельгию и другие европейские страны и в целом завершилась в 1860-1880-х годах. Она создала экономические предпосылки для утверждения индустриальной цивилизации.

Начало становления индустриального общества

Промышленная революция вызвала изменения во всех сферах общественной жизни и была переломным этапом в формировании индустриального общества. Двигателем экономики стал капитал. В социальном плане главную роль стали играть люди наемного труда и предприниматели. Появились новые слои населения, представители которых сочетали в себе черты работников и собственников (например, фермеры, торговцы).

Капитал — все то, что используется для производства, но непосредственно не потребляется в нем. Также это деньги, которые предприниматели вкладывали в развитие своего дела с целью получить прибыль.

Становление структуры индустриального общества имело свои преимущества и недостатки. Часто первоначальное накопление капиталов сопровождалось мизерной оплатой труда и ухудшением жизненного уровня основной массы населения. Так, в XVIII — первой трети XIX в. в Великобритании, Франции, Бельгии и Германии доля нищих в среднем составляла от 10 до 20% всех жителей. Однако за годы промышленного переворота общий уровень благосостояния жителей Европы в целом вырос. С середины XIX в. значительно увеличились расходы на здравоохранение, образование и науку.

Внедрение новых технологий и развитие капиталистических отношений стимулировали развертывания масштабного процесса урбанизации. К концу промышленного переворота в городах проживало около 40% европейцев. Великобритания превратилась в страну городов и фабричных поселений, а Лондон стал крупнейшим населенным пунктом в мире.

Урбанизация (от лат. «городской») — процесс быстрого роста старых и появления новых городов, увеличение количества сосредоточенного в них населения, формирования и распространения городского образа жизни.

В то же время прогресс в промышленности и рост населения городов увеличивали спрос на продукты питания, что, в свою очередь, ускорило переход сельского хозяйства к рыночным отношениям.

Вместе с тем развитие транспорта, средств массовой и связи способствовал формированию новой коммуникативной культуры общества. Происходили изменения в мировосприятии и мышлении людей. Среди этических и ценностных ориентиров для европейца первые места начинают занимать деловые качества, практическая целесообразность, стремление к успеху, а важными социальными характеристиками личности становятся профессионализм, уровень квалификации и востребованность в производстве.

Однако переход от традиционного к индустриальному обществу в разных странах Европы происходил неодинаково. В настоящее время выделяют две основные модели этого процесса.

По первой моделью развивались Великобритания, Голландия, Бельгия, Франция и Швейцария. В этих странах модернизация происходила закономерно и эволюционно.

Другая модель была характерна для Германии, Италии, Австрии и России. Здесь в утверждении капиталистических отношений значительную роль играло государство. Оно «сверху» инициировало промышленную революцию и пыталось контролировать процесс индустриализации.

Переход к политике свободной торговли

Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимают совокупность мероприятий, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

  • Протекционизм — это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
  • Фритредерство — направление политической и хозяйственной деятельности, провозглашает свободу торговли и невмешательство государства в сферу частного предпринимательства.

Промышленно-торговой гегемонии Великобритании способствовала экономическая политика государства. До 1840-х годов, когда индустриализация еще не была завершена, в стране царили высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Когда же английская промышленность так окрепла, что перестала бояться иностранной конкуренции, буржуазия провозгласила неограниченную свободу торговли — так называемое фритредерство. Его суть заключалась в полном освобождении от пошлины почти всех товаров, ввозимых в Великобританию, и была рассчитана на взаимное содействие, то есть встречную отмену или значительное сокращение пошлины на ввоз английских товаров в другие страны. Это обеспечивало Великобритании как свободный сбыт за рубежом своих товаров, так и дешевое импортное сырье и продовольствие.

Промышленный переворот это , переход к машинному труду от ручного. Его ещё называют промышленной или индустриальной революцией. Суть данного процесса заключается в том, что общество, где преобладал аграрный уклад жизни и ручной труд, переходит в новую стадию развития к мануфактурам и фабрикам (машинному производству). Производство, таким образом, перемещается в , где оно становится на ступень развития выше, с применением машин, а не только человеческих рук. Население в местах такого производства неуклонно растет, что приводит к образованию городов и крупных промышленных центров. Явление это больше знакомо всем под названием индустриализация. К характерным чертам данного процесса относится рост производительности труда. Это событие знаменует собой зарождение капитализма, как главенствующей системы мирового хозяйства.
Зародился этот процесс в середине восемнадцатого века в Англии. Семьдесят пять процентов населения этой страны было занято в сельском хозяйстве. В этот период в стране произошел скачок, когда более половины населения перешло к фабричному производству, в сферу торговли и транспорта. Изначально это был процесс механизации текстильного производства (ткацкие машины для прядения). Постепенно процесс перешел в шахтное производство и металлургию. На данном этапе по темпам роста производства, уровню своего экономического развития, Англия обогнала все европейские страны. Важнейшей предпосылкой для промышленной революции в Англии послужила буржуазная революция в середине семнадцатого века. Революция позволила ликвидировать феодальную раздробленность страны, и ускорило создание единого общенационального рынка. До сих событий обработка шерсти и сукна производилась в различных районах Англии. Их необходимо было централизовать, создать основные производства в наиболее развитых и имеющих к этому предпосылки областях страны, ведь рассеянное производство есть, не что иное, как ремесло. Так появилось фабричное производство, повлекшее за собой механизацию ручного труда. Это уже были фабрики, которые концентрировали в огромных масштабах труд многочисленных наемных работников. На них присутствовало разделение труда согласно квалификации и специализации каждого индивидуума.
Внутренний рынок Англии, по причине массового обнищания трудовых масс, не мог потреблять всю массу произведенных товаров. Для увеличения рынков сбыта огромное значение приобретают колонии (страны, подчиненные Англии). Борьба за колонии приводит к резкому обострению отношений с Францией, второй на тот момент быстроразвивающейся капиталистической державой. Завершается противостояние войной, которая началась в 1741 году и продлилась восемь лет.
Труд рабочих на мануфактурах эксплуатировался жесточайшим образом. Продолжительность рабочего дня могла достигать четырнадцать часов и более, заработная плата была мизерной, использовался детский труд. Железная дисциплина и беспрекословное подчинение владельцу мануфактуры были закреплены на законодательном уровне. Здесь зародилось понятие «промышленный пролетариат». Именно пролетариату суждено впоследствии сыграть огромную роль в мировой истории. Нещадная эксплуатация и низкий уровень жизни привели к созданию самого революционного класса в истории человечества. Это является одним из важнейших социальных последствий промышленного переворота.
Начавшаяся в Англии промышленная революция, путем которой впоследствии пришлось пройти всем странам, является одним из самых значимых явлений в и экономическом устройстве современного мира. Из нашей статьи становится понятно всем, что такое промышленный переворот .