Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что такое финансы предмет функции сущность. Сущность и функции финансов

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются содержание, функции, социально-экономическая сущность финансов, денежная система России, значение бюджета в развитии экономики и социальной сферы, современное состояние внебюджетного перераспределения финансовых ресурсов, а также финансы хозяйствующих субъектов и многое другое. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.

ЛЕКЦИЯ № 1

Сущность и функции финансов

1. Возникновение финансов

Финансы появились одновременно с возникновением госу-царства при расслоении об щества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.

На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.

С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.

Для создания первых капиталистических предприятий широко использовались государственные займы и налоги. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе прогекционизма, позволяющей первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. Военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли больше 2/3 всех государственных расходов. Огромные средства направлялись на содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов были налоги.

К началу XX в. государство стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеция, Норвегия и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Отсюда возникло понятие «шведская модель социализма».

Значительное развитие получило вмешательство государства в экономику. Оно стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии.

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Были созданы межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления безработицы, переподготовки и передислокации рабочей силы, преодоления существенных диспропорций в развитии отдельных регионов.

Появились новые государственные расходы: на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных районов, предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.

Огромные расходы вызывают необходимость увеличения налогов – главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственные и местные бюджеты.

Однако несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает на покрытие все возрастающих расходов государства.

Бюджеты всех стран характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.

2. Сущность финансов

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей, внесение внебюджетных и благотворительных платежей).

Движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений – отношения между различными участниками общественного производства.

Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Важный признак финансов – денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Следующим признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, которые формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение различных потребностей общества.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Реально формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через финансовые фонды специального целевого назначения.

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Это является важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий.

Итак, финансы – это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

3. Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов, то проявляется распределительная функция. Сумма доходов равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства. Первичные доходы не образуют общественных денежных

фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Нужно дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, управление); перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные, доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Доходы, создаваемые в ходе перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, а также объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Одной из важных задач финансового контроля является проверка соблюдения финансового законодательства, своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Финансы, участвуя в распределении стоимости, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как цена, заработная плата, кредит.

Чтобы процесс образования и распределения различных форм денежных доходов и накоплений мог начаться, образованная в производстве стоимость должна быть реализована. Экономическим инструментом, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения, служит цена.

Являясь количественной мерой создаваемой в производстве стоимости, ее денежным выражением, цена предопределяет пропорции будущего стоимостного распределения, но сама не может обеспечить ни распределения по субъектам собственности, ни функционального обособления разных частей стоимости. Это вычленяется на стадии обмена при помощи финансов и заработной платы. Именно благодаря им в процессе первичного распределения образуются различные виды денежных доходов, накоплений и отчислений.

Заработная плата как форма распределения обусловлена необходимостью формирования доходов конкретных работников. Как экономическая категория заработная плата выражает стоимостные отношения, возникающие в результате разделения вновь созданной стоимости при создании индивидуальных доходов, поступающих работникам в зависимости от качества и количества затраченного труда.

Финансы же находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначаются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей. Но они тесно связаны между собой: с одной стороны, финансы способствуют формированию фонда оплаты труда, с другой – заработная плата, начисление которой по времени не сходится с выплатой, выступает источником создания части финансовых ресурсов предприятия, обретая форму устойчивых пассивов.

Находясь в обороте предприятия между начислением и выплатой, заработная плата выступает источником формирования оборотных средств.

В стоимостном распределении участвует и кредит. Финансы и кредит имеют одну экономическую основу, но в отличие от финансов кредит функционирует на условиях возвратности и платности.

Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают основные фонды и оборотные средства.

Опираясь на взаимосвязь финансов с важнейшими экономическими категориями, необходимо особое значение придавать вопросам финансового менеджмента, т. е. наиболее эффективного управления финансовыми ресурсами.

5. Финансовый менеджмент

В экономически развитых странах наибольшее воздействие на финансы предприятий оказывают: интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение компьютерной техники.

Компьютерная и телекоммуникационная технологии резко меняют процесс принятия финансовых решений. Головные компании обеспечены системой персональных компьютеров, объединенных локальной сетью, с компьютерами поставщиков и по-гребителей. Это позволяет финансовому менеджеру постоянно быть в курсе всей информации и принимать наиболее рациональные решения.

Основные задачи финансового менеджмента:

1) максимизация реальных активов и пассивов предприятий;

2) прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятий. Составляются бизнес-планы по объему производства, реализации продукции, прибыли, капитальным вложениям, внедрению новых управленческих решений и финансовых ресурсов для их обеспечения;

3) принятие целесообразных решений при инвестировании крупных средств (оптимальные темпы роста объема реализации, структура привлекаемых средств, методы их мобилизации и т. д.);

4) координация финансовой деятельности предприятий с другими службами (банком, налоговым департаментом и т. д.);

5) проведение крупных операций на финансовом рынке по

мобилизации дополнительных капиталов.

Большое значение имеет финансовый менеджмент и для государственных финансов, включая бюджетную систему и внебюджетные фонды.

В связи с переходом к рыночным отношениям наблюдается тенденция значительной децентрализации финансовых ресурсов. Развитие внебюджетных фондов ведет к рассредоточению средств, не дает возможности мобильного их использования, концентрирования на приоритетных направлениях развития экономики, ослабляет контроль за расходованием государственных средств. Поэтому необходимо обратить особое внимание на развитие финансового менеджмента, на основе которого следует строить финансовую политику.

6. Финансовая политика

Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной программы экономического и социального развития. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Она включает в себя три основных элемента:

1) определение и постановку главных целей и конкретизацию дальнейших и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период;

2) разработку методов, средств и форм организации отношений, при которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановку кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение. Финансовая политика оценивается по тому, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Чтобы определить и сформировать финансовую политику, необходима достоверная информация о финансовом положении государства, его финансовом потенциале, т. е. объективных возможностях государства.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решают одну главную задачу – обеспечение сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политические силы проводят политику, направленную на разрушение действующей и формирование новой системы общественных отношений.

Роль финансовой политики в критические моменты жизни трудно переоценить, так как в первую очередь происходит радикальное перераспределение финансовых ресурсов.

Первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой российского государства, – борьба с инфляцией, преодоление спада производства, повышение социальной защищенности населения.

Понятие "финансы" очень часто отождествляют с деньгами. Но это отнюдь не синонимы. Финансы отражают любые денежные отношения, возникающие между двумя конкретными субъектами, имеется в виду, что деньги - материальная основа функционирования и существования финансов. Кроме того, эти субъекты обладают неодинаковыми правами в рамках данных отношений, так как один из них, а именно государство, обладает совершенно особыми полномочиями.

Финансы принято выделять из совокупности денежных отношений в общем. Так, те денежные отношения, которые происходят между гражданами невозможно отнести к финансам. Ведь они регулируются государством гражданско-правовыми методами, характерной чертой которых является полное равноправие субъектов в рамках данных отношений.

Финансы являются важной частью денежных отношений. Сущность и функции финансов заметно отличаются от денег. Деньги - не что иное, как всеобщий инструмент измеряющий затраты труда. А вот финансы являются экономически необходимым инструментом перераспределения и распределения национального дохода и ВВП. Они - орудие для контроля за использованием и образованием вообще денежных средств.

Сущность и предприятия понятия друг от друга зависящие. Ведь в функциях и проявляется сущность финансов. Выделяют три функции финансов: первая - распределительная, вторая - контрольная, третья - регулирующая.

Экономическая сущность и функции финансов - понятия, которые играют важную роль в распределении национального дохода. Здесь речь пойдет именно о распределительной функции финансов. Сумма первичных или основных доходов равна национальному доходу. Когда национальный доход распределяется среди всех участников конкретно материального производства и формируются основные средства. Этих участников можно разделить на две большие группы: первая - заработная плата служащих, рабочих, доходы фермеров или других лиц, которые заняты именно в сфере материального производства; вторая - доходы учреждений, этой сферы. Но первичные доходы не могут обеспечить выполнение задач и в полном объеме, поэтому и нужно перераспределять и распределять национальный доход. В результате чего образуются производственные или вторичные доходы. Сущность и функции финансов связаны между собой и подчиняются одной цели. Распределительная функция нужна для того, чтобы развить создать рыночные структуры экономики, обеспечить высокий уровень жизни разным слоям населения и так далее.

Сущность и функции финансов необходимо понимать, чтобы контролировать распределение ВВП. Такую задачу выполняет контрольная функция финансов. Она охватывает непроизводственную и производственную сферы. Такой контроль нацелен на значительное повышение стимулирования в экономике, бережное и рациональное расходование трудовых, материальных, а также финансовых ресурсов. необходим, чтобы проверять, точно ли соблюдается законодательство по различным финансовым вопросам, насколько полно выполняются обязательства перед налоговой службой, бюджетной системой и банками.

Сущность и функции финансов невозможно представить без регулирующей функции. Она связаны с каким-либо вмешательством государства именно через финансы (например, налоги, государственные расходы или кредит) в процесс производства.

Сущность и функции финансов реализуются исключительно через который есть часть механизма хозяйственного. А финансовый механизм включает много составляющих: начиная от порядка использования фондов денежных средств, заканчивая финансовым законодательством.

Реферат по предмету: Финансы, денежное обращение и кредит выполнил: Студент IV курса гр. 7212 Кирсанов Э.А.

Московский Государственный Индустриальный Университет

Факультет: Экономики, менеджмента и информационных технологий

Москва, 2001

1. Введение

Прежде, чем начать раскрывать суть данной темы, я хотел бы рассмотреть основные понятия, которые относятся к финансам в целом и непосредственно к теме «Сущность и функции финансов».

ФИНАНСЫ (от французского finances - денежные средства), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования фондов денежных средств. Возникли они, т.е. финансы, при регулярном товарно-денежном обращении с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах. Государство через систему финансов (государственный бюджет, местные финансы, финансы предприятий) перераспределяет часть национального дохода в соответствии с целями экономической и социальной политики.

ФИНАНСЫ - Совокупность денежных средств государства, предприятия, а также система их формирования, распределения и использования.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА - 1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны. При социализме исходное звено финансовой системы - финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства. 2)Совокупность финансовых учреждений страны. В широком смысле охватывает и кредитные учреждения.

ФИНАНСОВЫЕ ГРУППЫ - крупнейшие финансово-промышленные объединения, в основе которых лежит союз нескольких семей или групп. Возникли в конце 19 - начале 20 вв. В кон. 80-х гг. в США около 30 финансовых групп, в Великобритании и Франции примерно по 10, в Японии около 7 финансовых групп.

ФИНАНСОВЫЕ РЕФОРМЫ - 1860-х гг. в России, преобразования финансовой системы: сосредоточение государственных доходов в Государственном казначействе, централизация финансового контроля, публикация росписи государственных доходов и расходов, замена винного откупа акцизом, учреждение Государственного банка.

Так как в данном реферате будут рассматриваться сущность и функции финансов, то я хотел бы кратко сказать и о них.

СУЩНОСТЬ - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений.

ФУНКЦИЯ(от латинского functio - исполнение, осуществление) - деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (например: функция денег, функция финансов).

2. Необходимость финансов

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышеизложенного можно дать следующее определение: финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

3. Сущность финансов

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Вопросы к Государственному экзамену по дисциплине «Финансы»

    Сущность и функции финансов.

    Финансовая система Российской Федерации.

    Виды финансовой политики и ее составляющие.

    Характеристика классической и неоклассической теории финансов.

    Краткая характеристика органов государственного управления финансами.

    Значение, формы и методы финансового контроля.

    Виды финансового контроля.

    Финансы коммерческих организаций. Понятие, функции, финансовые отношения и финансовые ресурсы.

    Финансы некоммерческих организаций. Определение, доходы и расходы.

    Финансы кредитных учреждений. Функции и задачи ЦБ РФ. Функции и операции коммерческого банка.

    Финансы страховых компаний. Сущность страхования, страховой рынок и участники страховых отношений.

    Доходы государственного бюджета.

    Расходы государственного бюджета. Дотация, субвенция, субсидия.

    Бюджетное устройство и его составляющие.

    Бюджетный процесс и исполнение бюджета.

    Сущность и значение государственного и муниципального кредита.

    Методы управления государственным долгом.

    Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов.

    Международные финансовые отношения.

    Характеристика международных кредитно-финансовых институтов.

1. Сущность и функции финансов

По вопросу происхождения термина «финансы» существу­ют различные точки зрения. По мнению одних авторов, этот термин возник еще в ХIII - ХУ вв. в торговых городах Италии как понятие, обозначающее систему денежных отношений меж­ду населением и государством. По мнению других, этот тер­мин был введен французским ученым Ж. Боденом в 1755 г. Понятие «финансы» В дальнейшем трансформировалось и с ХVШ в. под этим словом стали подразумевать «совокупность государственного имущества и состояние всего государствен­ного хозяйства» (С. Витте). Первоначально понятие «финансы» рассматривалось в узком смысле, как формирование, использо­вание денежных фондов, имущества для удовлетворения госу­дарственных нужд.

Современная трактовка термина «финансы» значительно шире и заключается в следующем.

Финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Сразу можно оговориться, что круг участников таких отно­шений достаточно широк, от государства в целом до единолич­ного предпринимателя, гражданина страны.

Важно уяснить отличие экономической категории «финан­сы» от категории «деньги». Так, финансы отличаются от денег прежде всего по своему содержанию . Если деньги - это всеобщий эквивалент для измерения затрат труда, то финансы - это экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта (ВВП) с целью формирования денежных фондов, финансовых ресурсов.

Таким образом, финансы являются вторичной, т .е. производной, ка тегорией.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить потребности госу­дарства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах и одновременно организовать контроль за их целевым использо­ванием.

Финансы как экономические отношения имеют три весьма существенных признака:

    распределительный характер этих отношений, который ос­нован на правовых нормах и этике ведения бизнеса;

    односторонний характер движения денежных средств;

    в результате этих отношений могут создаваться как цент­рализованные, так и децентрализованные фонды денежных средств.

Главным и основным источником денежных ресурсов (фондов) является ВВП. Другими источниками в зависимости от уровня их формирования могут быть:

    На уровне государства и органов местного самоуправления: доходы государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации имущества, доходы от внешне­экономической деятельности (ВЭД), государственный и му­ниципальный кредит, эмиссия денег и ценных бумаг и т. д.;

    На уровне хозяйствующих субъектов : прибыль, амортиза­ция, продажа акций, дивиденды от участия в других орга­низациях, банковский кредит и т. д.;

    На уровне населения: заработная плата, выплаты социаль­ного характера, доходы от операций с личным имуществом, доходы от предпринимательской деятельности, потреби­тельский кредит.

Финансы выполняют три главные функции, которые так­же отличают их от денег: распределительную, контрольную и регулирующую . Рассмотрим их кратко.

    Распределительная функция финансов

Как отмечалось выше, главным источником денежных фондов является ВВП. При помощи финансов он вначале рас­пределяется в макроэкономическом масштабе (первичное рас­пределение), что приводит к созданию так называемых основных (первичных) доходов , состоящих из заработной платы и чистого дохода предприятий производственной сферы. Далее с помощью финансов осуществляется вторичное распределение (перераспределение) ВВП, когда денежные средства переводятся на определенные территории, что приводит к образованию до­ходов организаций, непроизводственной сферы (заработная пла­та бюджетников, пенсионное обеспечение, социальные выпла­ты и т.д.). Экономическим инструментом распределения и пе­рераспределения ВВП является действующая в стране система налогообложения.

Распределительные процессы имеют место и внутри отдель­но взятого предприятия, т.е. в микроэкономическом масштабе.

Так, прибыль, будучи источником формирования таких де­нежных фондов, как фонды производственного или социального развития, резервного фонда и других, является источником фи­нансовых ресурсов (совокупности финансовых активов, всех видов денежных средств, которыми располагает экономичес­кий субъект), выполняет распределительную функцию уже тре­тьего порядка (третичное распределение).

    Контрольная функция финансов.

Данная функция проявляется в контроле за распределением денежных средств на макро- и микроуровне по соответству­ющим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция реализуется через деятельность государ­ственных финансовых органов (например, налоговой инспек­ции) и финансовых служб внутри предприятия. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обес­печение динамичного развития общественного и частного про­изводства.

Финансы выполняют следующие основные функции:

1) распределительная функция заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства, а также в создании вторичных или производных доходов путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами, формами собственности и социальными группами. Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработной платы, прибыли).

Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируются общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция – объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы;

2) перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта, т. е. вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. К централизованным фондам относят бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. С помощью системы централизованных финансов в РФ перераспределяется около 60 % стоимости ВВП. Этот перераспределительный процесс обслуживает государственные финансы;

3) контрольная функция – осуществление соблюдения пропорций в распределительном процессе. Пропорции для разных отраслей различны, складываются при разных условиях, а также объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс.

Главной контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

В связи с развитием рыночных отношений, кроме бюджетных отношений, появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально-культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления;

4) регулирующая функция (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его). Формирование денежных фондов государства означает аккумуляцию доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней. В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства. Использование денежных фондов (доходов) в государстве – обеспечение финансирования бюджетных расходов. В результате действия этой функции происходит обеспечение финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию.

Многие финансисты считают, что к основным функциям финансов относятся распределительная и контрольная, а остальные – производные от распределительной функции.