Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономическая интеграция. Опасения и перспективы перехода на единую валюту

В последнее время все чаще поднимается вопрос о введении единой валюты в странах Таможенного союза. В процессе обсуждения проекта приводятся весомые аргументы в поддержку данной инициативы, но высказываются и серьезные опасения. Но есть ли действительная необходимость в таком введении, и как оно отразится на процессе интеграции стран в Единое евразийское пространство?

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что Единое экономическое пространство трех стран начало функционировать с 1 января 2012 года, и с момента своего образования сравнивается аналитиками со структурой объединения стран Европейского союза. Как известно, начало Европейскому союзу положил Маастрихтский договор, подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды). Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, приняли пять критериев для государств, вступающих в Европейский валютный союз: дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП, госдолг должен быть менее 60 % ВВП, государство должно в течение 2 лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне, уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами, долгосрочные процентные ставки по гособлигациям не должны превышать более, чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

В связи с этим, в вопросе о введении единой валюты в странах ТС аналитики нередко опираются на вышеизложенные критерии. Так, Глава Национального банка Белоруссии Надежда Ермакова высказала мнение, что «Белоруссия пока не готова к введению единой валюты в рамках экономической интеграции Белоруссии, России и Казахстана, поскольку инфляция в стране значительно превысила 2% за последний год».

Однако главной проблемой данного проекта большинству все же видится полная потеря контроля стран-участниц ТС над национальной денежно-кредитной политикой. «Где будет находиться центральный банк и кто будет им управлять? Ведь совместный ВВП Беларуси и Казахстана составляет лишь 14% от ВВП России. Поэтому Белоруссия явно не согласна на управление в формате 50/50», - говорят белорусские эксперты. В свою очередь председатель Национального банка Казахстана Григорий Марченко отмечает, что «макроэкономические параметры, подобные тем, которые были согласованы в Маастрихтском договоре, у нас еще не приняты. Прежде всего, нам необходимо согласовать макроэкономические параметры, потом хотя бы 5 лет подряд всем странам-участницам выполнять их, затем создавать наднациональный банк, который, в свою очередь, будет выполнять функции эмитента этой наднациональной валюты». «То, на что в Европе ушло порядка 50 лет, мы можем сделать за десять, с учетом негативного опыта еврозоны. Но пока еще движений в этом направлений мы не начали. Теоретически мы можем через 10 лет иметь единую валюту в рамках ТС», - считает он.

«Единая валюта Белоруссии, России и Казахстана может появиться лишь в отдаленной перспективе», - считает и глава Национального банка Белоруссии Петр Прокопович. По его мнению, создание Валютного союза должно быть заключительным этапом экономической интеграции в рамках Таможенного союза.

В свою очередь министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев считает, что прежде чем вводить единую валюту на пространстве Таможенного союза, необходимо просчитать все риски, чтобы не повторить ошибок Евросоюза. Со своей стороны руководитель НИУ «Высшая школа экономики» Евгений Ясин полагает, что единая валюта больших преимуществ не даст. «Проблем нет до тех пор, пока не происходит нарушение бюджетной устойчивости отдельных государств», - говорит Евгений Ясин. Эксперты Кирилл Евгеньевич Коктыш (доцент МГИМО) и Павел Вячеславович Зарифуллин (руководитель Центра им. Гумилева) сходятся во мнениях, что интеграция больше, чем просто необходима, тем не менее, гораздо выгоднее избавление от долларизации при сохранении национальных валют.

Тем ни менее, не вызывает сомнения тот факт, что введение единой валюты позволит избавиться от транзакционных издержек. В частности, специалистами был проведен следующий эксперимент - через 10 европейских стран было отправлено 40.000 бельгийских франков, а вернулись только 21.300, то есть почти половина всех средств были съедены комиссиями. В свою очередь бывший посол Белоруссии в России Василий Долголев считает неизбежным введение в Таможенном союзе единой валюты. «Людям выгодно было бы рассчитываться единым рублем», - считает Долголев.

Мнения относительно того, что создание наднациональной валюты в рамках Таможенного союза неизбежно и экономически выгодно, придерживается и премьер-министр Армении Тигран Саркисян. По его словам, «это должно стать следующим этапом интеграции в рамках организации, что вполне логично с точки зрения упрощения денежного обращения при трансфертах». Премьер разделяет идею того, что новая валюта может появиться уже 1 января 2015 года.

Введение единой валюты активно поддерживает и премьер-министр России Дмитрий Медведев. По его мнению, это позволит странам - участницам Таможенного союза чувствовать себя более уверенно, а кроме того, усилит интеграцию стран Евразийского союза. В подтверждение своих слов премьер отметил, что после создания Таможенного союза в 2010 году товарооборот между Россией, Белоруссией и Казахстаном вырос на 36%, до $125 млрд.

Действительно, в первый год работы Таможенного Союза только российский экспорт в Казахстан увеличился на 25 процентов, на $11,8 миллиардов, казахстанский экспорт в Россию - на $5 миллиардов; т.е. на 30%. К транзитной выгоде добавляется и тот факт, что казахстанский бизнес получил доступ к рынку размером в 150 млн. человек. Поэтому не вызывает сомнения то, что введение единой валюты позволит увеличить экономические успехи.

Не стоит также забывать, что российская экономика имеет в своем распоряжении третьи в мире международные резервы, более 500 миллиардов долларов, и ВВП порядка 2 триллионов. Поэтому с учетом профицитного бюджета и стремлением всех стран ТС добиться поставленной задачи, сформировать единую валютную зону будет достаточно просто. Более того, введение единой наднациональной расчетной единице позволит странам ТС избавиться от долларовой зависимости, что в свою очередь будет способствовать росту взаимной торговли, а также стимулировать общий рынок инвестиций.

Таким образом, большинство экспертов разделяет вероятность того, что несколько лет согласованной денежно-кредитной и бюджетной политики будет достаточно для осознания необходимости введения единой валюты.

Еще одним важным вопросом в данном проекте является выбор единой расчетной единицы. По мнению ряда экспертов, дабы не подвергать сомнению политический суверенитет стран-участниц ТС, этим целям не сможет служить российский рубль. Глава Национального банка Белоруссии Петр Прокопович отмечает, что «сегодня нет и реальных шагов со стороны России для того, чтобы российский рубль стал резервной валютой среди стран СНГ». При этом специалист не исключает совсем такой возможности, подчеркивая, что для этого российскому руководству необходимо проводить политику вытеснения рублем доллара и евро во взаиморасчетах между странами СНГ. Многие специалисты также отмечают, что, в отличие от белорусской валюты и казахстанского тенге, российский рубль - фактически конвертируемая валюта.

В свою очередь заместитель директора Центра анализа общественных проблем, экономист Канат Берентаев считает, что наднациональную валюту следует ввести не в учетных единицах, а в учетной валюте, привязанной к потребительской корзине каждой страны. «Сейчас необходимо организовать постоянно действующую площадку, на которой можно было бы обсудить различные концепции введения региональной валюты, выбрать механизм ее внедрения, проработать научно-методические и организационно-институциональные аспекты углубления постсоветской интеграции», - заключает Канат Берентаев.

Таким образом, главной причиной, препятствующей положительному решению вопроса о введении единой валюты, сегодня является отсутствие необходимого уровня макроэкономической гармонизации в странах Единого евразийского пространства. При этом экономический кризис еврозоны убедительно продемонстрировал не только необходимость данного нововведения, но и обязательность его тщательной проработки.

Именно поэтому, сегодня в первую очередь необходимо создать соответствующие условия для введения единой валюты и проработать все возможные аспекты. Безусловно, введение единой расчетной единицы на евразийском пространстве должно быть осуществлено на заключительном этапе, при этом необходимость такого шага кажется очевидной. Это позволит не только значительно снизить транзакционные издержки, но и сделает экономику стран, входящих в ЕЭП, устойчивой к европейским кризисам.

Валютно-финансовая интеграция может реализоваться на постсоветском пространстве в трех формах:

  • - взаимодействие при организации взаимных платежей и расчетов;
  • - координация курсовых политик;
  • - создание валютного союза, предполагающего режим фиксированного валютного курса либо введение единой валюты.

Фактически, для стран СНГ на современном этапе характерна первая форма валютной интеграции. Хотя следует признать, что она, как правило, используется странами, которые имеют относительно слабые валюты и нехватку валютных резервов.

Очевидно, что в зависимости от конкретных обстоятельств конфигурация валютного объединения стран СНГ может изменяться, а также включать в себя элементы различных типов. При формировании модели реализации валютной стратегии страны СНГ могут использовать определенный набор инструментов валютно-финансового взаимодействия, применительно к текущей ситуации. В числе основных элементов полноценной модели региональной валютной системы СНГ должны быть:

  • - национальные валюты;
  • - валюта коллективного пользования, способная выполнять функции меры стоимости, средства платежа и средства накопления на пространстве СНГ;
  • - валюты третьих стран (СКВ), используемые участниками для расчетов с внешними контрагентами, а также в инвестиционных целях.

На текущем этапе и в ближайшей перспективе наиболее реальным решением может стать использование валюты коллективного пользования. Так, Третий этап Концепции сотрудничества и координации деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере, утвержденной решением Совета глав правительств СНГ 15 сентября 2004 года, предусматривает проработку вопроса о достижении договоренности о валюте коллективного пользования к 2017 году. А План мероприятий на 2011-2013 и последующие годы по реализации приоритетных направлений развития ЕврАзЭС, утвержденный решением Меж госсовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств), предусматривает формирование институциональной и организационно-правовой основы для введения единой валюты в рамках ЕврАзЭС в ближайшей перспективе. Предполагается, что по мере сближения экономического развития сторон естественной целью взаимодействия в валютной сфере станет создание условий для введения в дальнейшем единой валюты Сообщества.

Во-первых, валюта коллективного пользования позволила бы избежать нестабильности в отношениях между странами, порождаемой использованием множества валют, что осложняет торговые связи, а финансовый сектор не может предложить реальной системы страхования валютных рисков.

Во-вторых, при наличии коллективной валюты расчеты осуществляются также и в национальных денежных единицах, следовательно, нет потребности в крупных валютных резервах.

Путь к введению валюты коллективного пользования лежит через решение задачи повышения роли национальных валют стран Содружества, чему может способствовать реализация проекта создания интегрированного валютного рынка, заключение соглашений о взаимном допуске банков-резидентов государств СНГ на национальные валютные рынки и об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля и других. По нашему мнению, учитывая современный уровень валютной интеграции, нецелесообразно полностью отказываться от использования во взаиморасчетах национальных валют, которые могут применяться наряду с валютой коллективного пользования.

В настоящее время национальные валюты, прежде всего российский рубль, в расчетах по обслуживанию товарооборота уже используются между странами. В расчетах по обслуживанию взаимной торговли России со странами ЕврАзЭС доля российского рубля составляет в среднем около 50%, со странами СНГ - около 40%. Доля других национальных валют на протяжении ряда лет остается стабильной - в пределах 1%. Российский рубль также используется в качестве валюты расчетов между другими странами, помимо России. Например, в платежах по внешней торговле между Белоруссией и Казахстаном доля российской денежной единицы составляет около 20%, а между Белоруссией и Украиной - около 13%. Доминирование российского рубля во взаимных расчетах объясняется устойчивым экономическим и финансовым положением России, наибольшей долей в общем экономическом потенциале региона, активностью во внешней торговле со странами СНГ (справка прилагается).

Условием для повышения привлекательности национальных валют может стать активизация мер по укреплению национальных экономик, снижению дисбалансов во взаимной торговле государств СНГ и, как следствие, повышение сбалансированности финансовых потоков между ними.

Таким образом, стратегию валютной интеграции стран СНГ можно сформулировать как обеспечение конкурентоспособности национальных валют, обеспечение эффективного взаимодействия национальных денежно-кредитных систем и валютно-финансовых рынков, а также постепенное взаимное сближение валютных систем интегрирующийся стран.

В свою очередь, валюта коллективного пользования в перспективе может стать как международным платежным средством, так и резервной валютой. Преимущества такой валюты могут проявляться в ее способности защищать платежный оборот от возможных негативных явлений в национальных валютных системах интегрирующийся стран в случае нарушения макроэкономической стабилизации, а также кризисных тенденций, возникающих в мировой валютной системе. Валюта коллективного пользования в итоге может стать переходным этапом к единой валюте стран постсоветского пространства.

Суммируя сказанное, можно выделить ряд первоочередных мер, которые должны как минимум предшествовать процессу введения единой валюты. Среди них:

  • 1. Поэтапное расширение использования национальных валют во взаимной торговле.
  • 2. Создание механизмов, обеспечивающих взаимную конверсию национальных валют, расширение спектра финансовых инструментов в национальных валютах.
  • 3. Унификация валютного и финансового законодательства, гармонизация правил проведения валютных операций.
  • 4. Формирование единого информационного пространства в валютно-финансовой сфере.
  • 5. Полноценное функционирование общей платежной системы.
  • 6. Активизация деятельности органов, осуществляющих межгосударственное валютное регулирование.
  • 7. В дальнейшем - наделение какого-либо финансового института функциями эмитента валюты коллективного пользования и расчетного центра.

И хотя опыт Евросоюза показывает, что введение единой валюты не отменяет независимость интегрирующийся стран, очевидно, потребуется достаточно много времени, чтобы идея валюты коллективного пользования, а затем и единой валюты была окончательно принята.

Справка. По данным Банка России национальные валюты, прежде всего российский рубль, в расчетах по обслуживанию товарооборота между Российской Федерацией и странами-партнерами наиболее активно используются в рамках региональных интеграционных объединений - ЕврАзЭС, СНГ и Союзного государства России и Белоруссии.

На протяжении ряда лет доля российского рубля в расчетах по внешней торговле в рамках ЕврАзЭС составляет около 50%. В 2009 г. под влиянием мирового финансово-экономического кризиса произошло сокращение объема направленных и полученных платежей с 54,1 млрд. долларов США до 36,6 млрд. долларов США (на 32,3%) при том, что доля российского рубля в валютной структуре взаимных платежей уменьшилась ненамного - до 48,8% (по сравнению с 52,6% в 2008 г.). В 2010 г. в результате укрепления внешних позиций российского рубля его доля в общем объеме направленных и полученных платежей возросла до 55,4% (21,4 млрд. долларов США). Доля доллара США составила 35,4% (13,7 млрд. долларов США), доля евро - 8,1% (3,1 млрд. долларов США). Доля валют других государств-членов ЕврАзЭС во взаиморасчетах на протяжении ряда лет остается в пределах 1,0%. По количеству направленных и полученных платежей между Россией и государствами - членами ЕврАзЭС доля российского рубля составляет по итогам 11 месяцев 2010 г. 87,5%, доля доллара США - 7,6%, доля евро - 3,7%.

Наиболее обсуждаемой темой последних десятилетий является проблема экономической интеграции между различными странами. В качестве примеров могут служить создание разных торговых союзов, международных соглашений по экономическим вопросам, валютные союзы и др. Наиболее успешным можно считать Европейский Союз. В связи с этим очевидным становится интерес России в интеграции на уровне региона, особенно в рамках Таможенного Союза.

С момента создания единого экономического пространства, образованного тремя странами: Россией, Белоруссией и Казахстаном, который начал функционировать в 2010 году, самым обсуждаемым является вопрос создания единой валюты на территории стран-участниц. Необходимо отметить, что дискуссия положила свое начало гораздо раньше в результате начавшихся интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве. Так, впервые вопрос о введении единой валюты получил развитие в 2001 году на встрече глав ЦБ стран СНГ, которые рассматривали два пути для введения единой расчетной единицы: на территории всего СНГ, или более очевидном, в свете образовавшегося Евразийского экономического союза, на территории этих стран.

По итогам первого экономического форума ЕАЭС, прошедшем в феврале 2003 года, одним из приоритетных направлений в рамках завершения формирование единого финансового рынка и валютной интеграции, выступила необходимость приступить к формированию институциональной и организационно-правовой основы для введения единой валюты. Данный путь предполагал схожие условия и цели, которые прошли страны Европейского союза, начало которому положил Маастрихтский договор. Такими условиями, для стран намеревающихся вступить в Европейский валютный союз, являются: дефицит государственного бюджета должен быть менее 3% ВВП, государственный долг – менее 60% ВВП, на протяжении двух лет государство должно участвовать в механизме валютных курсов, поддерживать курс национальной валюты в определенном диапазоне, инфляция не должна быть выше более чем на 1,5% среднего значение трех стран ЕС с наиболее стабильными ценами, по гособлигациям долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% среднее значение аналогичных ставок в государствах с самой низкой инфляцией.

Необходимо отметить, что как показывает мировой опыт, многие попытки в области региональной финансовой интеграции и введения региональных валют не завершились успехом. Примерами являются: Североамериканское соглашение и зоне свободной торговли (НАФТА), общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР), Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, Африканский союз. Если рассмотреть их учредительные документы и соглашения, то очевидно, что эти соглашения параллельно с интеграцией провозглашают принципы суверенитета и независимости государств-членов, что и является тем камнем, который мешает введению единой валюты. В то же время, Евросоюз опирается на добровольное ограничение суверенитета стран-участниц ЕС. Ведь именно результатом интеграции на территории Европы стало обращение единой валюты – евро.

Валютная интеграция в Европе продолжалась ни один десяток лет, а вдохновителем и «интеллектуальным архитектором» единой валюты выступил Роберт Манделл. Среди критериев для создания оптимальной валютной зоны, по его мнению, выступают: мобильность факторов производства, открытость экономики, диверсификация экономики и степень экономической интеграции. Манделл выдвинул теорию оптимальных зон, в соответствии с которой одним из критериев для введения единой валюты необходим схожий характер бизнес-циклов. Ведь именно кризис 2008 года наглядно отразил сложность единой валюты в экономически разных государствах.

На сегодняшний день, можно говорить о том, что преждевременны были позитивные прогнозы для введения единой валюты к 2011 году. Мировой финансовый кризис 2008 года заставил по-новому взглянуть на создание новых мировых валют. Так в 2009 году американский инвестор Джордж Сорос предложил активировать и расширить механизм специальных прав заимствования (SDR) – искусственного платежного средства Международного валютного фонда для замены «недееспособного» доллара. Однако, как посчитали эксперты, SDR не позволит государствам обеспечить достаточные объемы ликвидности при реализации антикризисных программ. Другой альтернативой послужило предложение Президента Казахстана Нурсултан Назарбаев в пользу наднациональной валюты («транзитализм»), которая станет переходным моментом для введения единой мировой валюты. Данную идею поддержал Менделл. Также, Назарбаев выступил за создание единой валюты в рамках ЕАЭС, которая не будет зависеть от курса мировых валют.

Дискуссии в 2011 году показали, что ни одна из сторон не готова отказать от собственной валюты в пользу российского рубля или иной валюты. Так, Александр Лукашенко заявил, что Беларусь не готова к введению единой валюты ЕЭП. По мнению Президента Казахстана, пока ни одна национальная валюта, «включая такую мощную как российский рубль», не годится на роль единой валюты Евразийского союза, который намерены построить Беларусь, Россия и Казахстан. Многие экономисты схожи во мнениях, что, несмотря на многочисленные обсуждения, белорусская сторона во главе с Президентом А. Лукашенко не согласится в ближайшей перспективе создать единое валютное пространство, так как данный переход предполагает уничтожение суверенитета в денежно-кредитной политике стран.

Проанализировав сегодняшнюю расстановку сил и интересов сторон, можно говорить о том, что введение единой валюты представляется возможным не ранее 2025 года. Центральные банки трех стран посчитали, что к 2025 году страны подойдут к системе, когда будет единый рынок финансовых услуг и будет, кроме того, финансовый регулятор. И, возможно, это создаст некую платформу для того, чтобы переходить к стадии валютного союза.

Таким образом, ключевым вопросом в валютной интеграции является выбор валюты и определение степени участия каждой из сторон. Ведь, очевидно, что наиболее привлекательным и объективным становится внедрение российского рубля на всей территории ЕЭП. Необходимо отметить и объективные препятствия, сказывающиеся на развитии проекта.

Первым и основным препятствием оказывается экономическая неоднородность ЕАЭС, связанная с экономическим доминированием России (больше 90% суммарного ВВП и более 80% суммарного товарооборота приходится на РФ), сложностью включения в союз транзитной экономики Белоруссии, объективно не готовой к полномасштабной интеграции в рамках евразийского экономического проекта, а также спецификой экономики Казахстана, имеющей развитый энергетический сектор и сформировавшийся за последнее десятилетие транзитный товарный коридор для поставок из Китая.

Основным риском для участия непосредственно России в интеграционном проекте ТС-ЕАЭС остается вопрос о цене интеграции. Экономическое влияние России в новой интеграционной группировке вместе с опорой на политическую волю руководства России создают идеальную среду для получения партнерами по интеграции экономических уступок со стороны РФ. Имея собственную валюту, представители Белоруссии осознают, что смогут и далее получать льготы и помощь из Москвы, так как Россия не пойдет на то, чтобы потерять такого союзника.

Важно подчеркнуть, что взяв за основу опыт ЕС, необходимо согласовать макроэкономические показатели и придерживаться их на протяжении нескольких лет. Затем важно найти компромисс при создании наднационального банка, определить его полномочия и права сторон, разграничить полномочия между ним и центральными банками стран-участниц.

На мой взгляд, основной причиной, препятствующей валютной интеграции служит отсутствие надлежащего уровня макроэкономической гармонизации в странах ЕЭП. При этом кризис в Европе наглядно продемонстрировал обязательность тщательной проработки данного аспекта. На сегодняшний день для стран ЕЭП закреплены макроэкономические параметры, не в полной мере устраивающие все стороны. Однако соблюдение этих показателей в значительной степени носит рекомендательный характер. В соответствии с Соглашением предельного значение дефицита государственного бюджета не более 3% ВВП, государственного долга – не более 50% ВВП, инфляции – не более чем на 5% выше уровня инфляции государства – входящего в ЕЭП, имеющего наименьший рост цен.

Центральным преимуществом для стран при введении единой валюты может быть при формировании валютных резервов. Образовав валютный союз, каждая страна сможет снизить необходимый объем резервов путем создания единого фонда, которым она сможет воспользоваться для покрытия дефицита платежного баланса. Безусловно, основная часть средств будет вложена российской стороной. Относительно Беларуси, положительный эффект возникнет при реализации национальной антиинфляционной политики при поддержке более сильного партнера, в результате страна сможет обрести доверие со стороны экономических агентов.

Выводом вышеизложенного, для введения единой валюты на территории стран-участниц ЕАЭС, можно сделать:

  1. Опираясь на опыт ЕС необходимо привести экономики стран к равному уровню развития, т.е. определить ряд неуклонных критериев для государств, желающих вступить в единое экономическое пространство;
  2. Очевидным, является создание наднациональных органов с четкими полномочиями в области регулирования экономики, т.о. целесообразным было бы создание нового валютного института, который бы регулировал вопросы валютной сферы и имел целью стать центральным банком;
  3. Необходимо гармонизировать законодательство стран-участниц;
  4. Важным является разработать реализуемый в сегодняшних реалиях механизм обменных курсов, который станет предварительным этапом до введения единой валюты;
  5. Оптимальным, на мой взгляд, является придание российскому рублю статуса региональной резервной валюты.

Создание единой валюты на территории единого экономического пространства не является утопией, однако реализация данного сотрудничества имеет место только в долгосрочной перспективе. Слишком много противоречий между странами-участницами. В настоящее время важно использование в расчетах между странами ТС национальных валют, ведь отказ от доллара и евро мог бы стать ключевым звеном к экономической и валютной интеграции. Безусловно, начавшаяся интеграция на постсоветском пространстве, ярким примером которой, является ЕАЭС, начало деятельности, которого ожидается с января 2015 года, предполагает успех в случае полного взаимодействия во всех сферах, в т.ч. и в валютной – заключительный этап в рамках экономической интеграции.

Интегра́ция - процесс объединения частей в целое.

Экономическая интеграция - процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания экономических систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласования действий.

Под международной экономической интеграцией понимается высокая степень интернационализации экономики государств, ведущая к постепенному слиянию национальных экономических систем.

Интернационализация экономики представляет собой процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей стран (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводственного процесса за рамки национального хозяйства. Росту интернационализации особенно активно способствуют транснациональные корпорации (ТНК).

МЭИ - высшая ступень международного разделения труда, возникшая в результате углубления международной специализации (специализации отдельных стран на производстве определенных товаров и услуг сверх внутренних потребностей для последующей их реализации на мировых рынках) и объединения национальных хозяйств ряда стран.

Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона.

На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капиталов отдельных хозяйственных субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей.

На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования международных организаций и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей вызывает необходимость межгосударственного регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики. (формируются наднациональные правила)

В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими межгосударственными или наднациональными органами управления.

Формы (стадии) экономической интеграции:

1. Преференциальная зона – объединяет страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены торговые ограничения на импортируемые товары. (ВТО )

Преференции - это льготы, которое одно государство предоставляет другому при назначении пошлин на ввоз товаров.

2. Зона свободной торговли – преференциальная зона, где отменено большинство торговых ограничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).

Примером является

Зона свободной торговли СНГ (ЗСТ) - соглашение государств СНГ, подписавших в 2011 году Договор о зоне свободной торговли. Договор, проект которого был разработан российским Министерством экономического развития, предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены.

ЕврАзЭс - Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, включающая (Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан) существовавшая в 2001-2014 годах. Создана для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.

10 октября 2014 года главы государств-членов ЕврАзЭС в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества. Это объединение прекращает свою работу в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года.

Евразийский экономический союз (сокр. ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение, договор о создании которого на базе Таможенного союза ЕврАзЭС подписан 29 мая 2014 года (вступит в силу с 1 января 2015 года). В состав союза входят Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения.

3. Таможенный союз – форма коллективного протекционизма, межгосударственное формирование, в рамках которого помимо торговых ограничений действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Примером является таможенный союз ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения).

Свободная торговля осуществляется в рамках Европейского таможенного союза, включающего, помимо государств-членов Европейского союза, также Турцию

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.

4. Единый или общий рынок – к 3-й форме добавляется свободное перемещение капитала и трудовых ресурсов (без официальных приглашений со стороны и при возможности легального трудоустройства ).

Европе́йская экономи́ческая зо́на (ЕЭЗ, англ. European Economic Area, EEA) - создана 1 января 1994 года с целью предоставить возможность странам, не являющимся членами Европейского союза, присоединиться к Европейскому общему рынку.

Экономическая зона включает в себя все страны Европейского союза и три из четырех стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ, EFTA) (Исландию, Норвегию и Лихтенштейн).

В мире существуют ситуации, когда региональные интеграционные группировки характеризуются общим рынком, но не устанавливают единого тарифа и не проводят единую внешнеторговую политику.

5. Экономи́ческий сою́з - один из видов экономической интеграции государств, включающий признаки 3й и 4й форм экономической интеграции (Таможенного Союза и Общего рынка), а также наличие соглашений о гармонизации (согласовании) бюджетно-налоговой и монетарной политики (единая экономическая политика)

6. Экономический и валютный союз –К 5-й форме добавляется единая валюта и валютно-финансовая политика (например, Еврозона).

Еврозо́на - совокупность стран, входящих в действующий в рамках Европейского союза Экономический и валютный союз (ЭВС), англ. В настоящее время объединяет 18 стран Евросоюза, официальной валютой которых является евро.

6. Полная интеграция – форма МЭИ, которая возможна, если к экономической интеграции добавляется политическая интеграция (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.). Другими словами, интеграционная группировка начинает приобретать признаки единого государства (Еврозона приближается к данной степени интеграции )

Экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отдельных, наиболее отсталых, районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

Вместе с тем нельзя не упомянуть и о проблемах, которые могут возникнуть в процессе интеграционного взаимодействия.

Зона свободной торговли создает неудобство, которое заключается в риске отклонения торговых потоков: производители третьих стран могут ввозить свои товары в зону через страны-участницы с самыми низкими таможенными пошлинами, что уменьшает таможенные сборы государств-членов сообщества.

Создание зоны свободной торговли или таможенного союза может, как повысить, так и понизить благосостояние.

Факторы, определяющие интеграционные процессы:

1. Возросшая интернационализация хозяйственной жизни.

2. Углубление международного разделения труда.

3. Общемировая по своему характеру научно-техническая революция.

4. Повышение степени открытости национальных экономик.

Все эти факторы взаимообусловлены.

Сегодня в экономике очевидно прослеживаются две тенденции: усиление его планомерная глобализация и экономическое сближение стран на региональном уровне.

Экономическая интеграция - это объединение стран на политическом и экономическом уровне путем создания и развития международных взаимосвязей и разделения труда хозяйств отдельных стран. Это взаимодействие начинается с сотрудничества предприятий близлежащих стран (к примеру, путем создания филиалов за границей). На макроуровне интеграция проходит в форме создания экономических объединений разных государств путем согласования национальных политик.

Экономическая интеграция микро- и макроуровня требует государственного регулирования, а в ряде случаев - и надгосударственного. Целью подобного регулирования является обеспечение свободного движения товаров, денежных капиталов и труда (рабочей силы) между разными странами; проведение совместной экономической, финансовой, валютной, социальной, научно-технической, оборонительной и внешней политики. В итоге создаются целостные хозяйственные комплексы с единой инфраструктурой, общими финансовыми фондами и органами межгосударственного управления.

Экономическая интеграция развивается под воздействием сочетания многих факторов. Среди них наиболее существенными являются следующие: глобализация хозяйств, развитие разделение труда на международном уровне, открытость национальных экономик. Все названные факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Самыми быстрыми темпами экономическая интеграция проходит на региональном уровне. Поэтому сегодня главной тенденцией глобализации хозяйств является процесс образования вокруг определенных стран интеграционных зон и мегаблоков. Примерами могут служить США на территории американского континента, Япония в союзе с США - в Тихоокеанском регионе, наиболее Запада.

Экономическая интеграция предъявляет к национальным экономикам требование повышения их открытости. Это подразумевает их более глубокую втянутость в систему международных отношений, ослабление ограничений на перемещение товаров, трудовых ресурсов и капитала между странами, конвертируемость их валют.

Какие формы экономической интеграции существуют? Наиболее простой формой является зона в которой снимаются ограничения между участниками (странами). В отношениях с третьими странами допускается проведение самостоятельной политики. С этой формы начинался ЕС, сегодня на этой стадии развития находится Латиноамериканский регион.

Следующая форма - таможенный союз, которая наряду с зоной требует установления единого тарифа для ведения торговли и общей внешней политики по отношению к не входящим в союз странам. Часто таможенный союз дополняется платежным, что облегчает конвертируемость валют и хождение единой денежной единицы.

Более сложная форма - общий рынок, который обеспечивает устранение препятствий при перемещении производственных факторов и согласование экономической политики с целью выравнивания показателей стран. При такой форме интеграции создаются общие (наднациональные) органы управления и формируется единое экономическое, информационное и правовое пространство.

На более высоком уровне развития образуются экономические (единая экономическая политика) и валютные (совместное хождение национальных валют, фиксированные курсы, затем создание единой валюты и банка) союзы. Эти формы характерны только для стран Западной Европы.

Последняя форма - пол-ная эко-но-ми-че-ская ин-те-гра-ция, при которой унифицируется законодательная база, устанавливаются единые стандарты, трудовое законодательство и т.д.

Введение

В условиях нестабильности мировой валютной системы страны Европы искали пути установления устойчивых валютных отношений между собой, что отразилось в создании Европейского валютного союза (ЕВС), а затем и экономического и валютного союза (ЭВС).

В течение долгого времени одним из центральных элементов ЕВС было использование экю (европейской валютной единицы), которая представляла собой расчетную единицу, построенную по принципу стандартной корзины валют всех государств-членов ЕС. Экю стремилось стать настоящей валютой внутри Европейского экономического сообщества: валютой расчетов, вложений и долговых обязательств.

Однако экю не суждено было занять прочные позиции на европейском валютном рынке. И в рамках Маастрихтского договора 1993 г. рассматривается формирование экономического и валютного союза и введение единой валюты Европы – евро.

Целями данной курсовой работы является изучение истории европейской валютной интеграции и появление новой европейской валютной системы, рассмотрение перспектив развития новой европейской валюты, анализ влияния введения новой валюты на экономику России, а также международная роль евро.

1 Европейская интеграция и процесс введения евро.

1.1Создание Европейской валютной системы.

Европейское сообщество - это наиболее развитая региональная интеграционная группировка стран Западной Европы, функционирующая с 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного в марте 1957 г. шестью странами - ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом. С 1973 г. в ЕС вошли Великобритания, Ирландия, Дания, с 1981 г. - Греция; с 1986 г. - Португалия и Испания, затем Австрия, Швеция, Финляндия. С 1 мая 2004 г. состав Европейского экономического сообщества расширился с 15 до 25 за счет вступления новых членов - Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии.

Созданию «Общего рынка» предшествовало образование странами ЕС интеграционной группировки Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 г.; Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) создано одновременно с ЕЭС. Центростремительные тенденции привели к созданию в 1967 г. группировки под названием Европейские сообщества, включающей ЕС, ЕОУС, Евратом. Они имеют основные общие органы и проводят единую политику.

Основными целями ЕС являлись:

1) создание экономического и политического союза на базе межгосударственного регулирования хозяйственной жизни;

2) укрепление позиции западноевропейского центра для противоборства с монополиями США и Японии на мировом рынке,

3) удержание в сфере своего влияния развивающиеся страны - бывшие колонии западноевропейских держав. Неотъемлемым элементом экономической интеграции является валютнаяинтеграция - процесс координации валютной политики, формирования наднационального механизма валютного регулирования, создания межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций. Необходимость валютной интеграции обусловлена следующими причинами:

1. Для усиления взаимозависимости национальных экономик при либерализации движения товаров, капиталов, рабочей силы требуется валютная стабилизация.

2. Нестабильность Ямайской мировой валютной системы потребовала оградить ЕС от дестабилизирующих внешних факторов путем создания зоны валютной стабильности.

3. Западная Европа стремится стать мировым центром с единой валютой, чтобы ограничить влияние доллара, на котором основана Ямайская валютная система; противостоять конкуренции со стороны Японии.

Механизм валютной интеграции включает совокупность валютно-кредитных методов регулирования, посредством которых осуществляются сближение и взаимное приспособление национальных хозяйств и валютных систем. Основными элементами валютной интеграции являются:

а) режим совместно плавающих валютных курсов (1979-1998 гг.);

б) валютная интервенция, в том числе коллективная, для поддержания курсовых соотношений;

в) создание единой европейской валюты как международного платежно-резервного средства;

г) совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют;

д) международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации для валютного и кредитного регулирования.

13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС). Ее цели заключались в следующем: обеспечить достижение экономической интеграции, создать зону европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, основанной на долларовом стандарте, оградить «Общий рынок» от экспансии доллара.

ЕВС - это международная (региональная) валютная система (1979-1998 гг.) Европейского экономического сообщества, закрепленная межгосударственным соглашением этих стран с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. ЕВС - подсистема мировой валютной системы. Особенности западноевропейского интеграционного комплекса определяли структурные принципы ЕВС, отличавшиеся от Ямайской валютной системы.

1. ЕВС базировалась на экю - европейской валютной единице. Условная стоимость экю определялась по методу валютной корзины, включавшей валюты 12 стран ЕС. Доля валют в корзине экю зависела от удельного веса стран в совокупном ВВП государств - членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах поддержки. Доля марки ФРГ равнялась 32,6%, французского франка - 19,9, фунта стерлингов - 11,5, итальянской лиры - 8,1, датской кроны - 2,7% и т.д. В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный вес» валют в экю был заморожен, однако «относительный вес» колебался в зависимости от рыночного курса валют.

2. В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использовала его в качестве реальных резервных активов. Во-первых, эмиссия экю была частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный фонд за счет объединения 20% официальных золотых и долларовых резервов стран ЕВС в ЕФВС. Центральные банки внесли в фонд 2,66 тыс. т золота (в МВФ - 3,2 тыс. т). Взносы осуществлялись в форме возобновляемых трехмесячных сделок своп, чтобы сохранить право собственности стран на золото. Экю, полученные в обмен на золото, зачислялись в официальные резервы. В-третьих, страны ЕС ориентировались на рыночную цену золота для определения взноса в золотой фонд, а также для регулирования эмиссии и объема резервов в экю.

3. Режим валютных курсов был основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи». Были установлены пределы взаимных колебании: ± 2,25% от центрального курса, а для испанской песеты, итальянской лиры, португальского эскудо и фунта стерлингов ± 6% с учетом нестабильности их валютно-экономического положения. С августа 1993 г. в результате обострения валютных проблем ЕС рамки колебаний расширены до ± 15%.

4. Для осуществления межгосударственного регионального валютного регулирования был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС).

ЕВС возникла на базе западноевропейской интеграции с целью создания собственного валютного центра. Но, будучи подсистемой мировой валютной системы, ЕВС испытывала отрицательные последствия нестабильности последней и влияние доллара США. Сравнительная характеристика экю и СДР позволяет выявить их общие черты и различия. Общие черты заключаются в природе этих международных валютных единиц как прообраза мировых кредитных денег. Они не имеют материальной формы в виде банкнот, зачисляются на специальные счета соответствующих стран и используются в форме безналичных перечислений по ним. Их условная стоимость определяется по методу валютной корзины, но с разным набором валют. За их хранение на счетах сверх лимита эмитент выплачивает странам проценты.

Однако имелись существенные различия экю и СДР, которые определяли преимущества первых:

1. В отличие от СДР эмиссия официальных экю была частично обеспечена золотом и долларами за счет объединения 20% официальных резервов стран - членов ЕВС.

2. Эмиссия экю была более эластична, чем СДР. Сумма выпуска официальных экю не устанавливалась заранее, а корректировалась в зависимости от изменения золотодолларовых резервов стран - членов ЕВС. При этом недостатком являлось влияние на эмиссию колебаний цены золота и курса доллара. Эмиссия частных (коммерческих) экю банками более соответствовала потребностям рынка. Ее эмиссионный механизм включал две операции:

«конструирование» экю, т.е. открытие по просьбе клиента депозита в составе валют, входящих в ее корзину;

«слом корзины» экю, т.е. купля и продажа на еврорынке этих валют (или одной из них по согласованию банка с заемщиком) для выплаты депозитов.

3. Объем эмиссии экю превышал выпуск СДР.

4. Валютная корзина служила не столько для определения курса экю, сколько для расчета паритетной сетки валют, которой не располагала ни одна другая международная валютная единица.

Механизм регулирования курсов валют в ЕВС был основан на следующих принципах:

а) на базе центральных курсов в экю рассчитывались взаимные курсы в форме матрицы с установленными интервенционными точками в пределах допустимых колебаний курсов валют ± 2,25; с августа 1993 г. ± 15%;

б) на основе показаний предупредительного индикатора отклонений, когда фиксировалось достижение 3/4 пределов колебаний курсов в экю, проводились превентивные регулирующие меры – внутримаржинальная интервенция путем изменения процентных ставок с целью влияния на валютный курс;

в) валютная интервенция на базе созданной системы взаимного кредитования

включала операции своп центральных банков, фонд краткосрочного кредитования при ЕФВС. С 1985 г. разрешено использовать официальные резервы в экю для приобретения необходимой валюты, что повысило роль европейской валютной единицы.

5. Уникален режим курса валют, в частности к экю, основанный на их совместном плавании («европейская змея») с пределами взаимных колебаний, что способствовало относительной стабильности Экю и валют стран - членов ЕВС.