Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Развитие туризма в малых городах россии

Диссертация

Тишко, Оксана Николаевна

Ученая cтепень:

Кандидат экономических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч.: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; землеустройство и др.)

Количество cтраниц:

Глава 1. Теоретические основы территориального развития туризма.

1.1. Роль и значение развития отечественного туризма для экономики регионов России.

1.2. Состав и структура туристских потребностей образующих территориальный туристский потенциал.

1.3. Роль местного самоуправления в становлении и развитии инфраструктуры туризма.

Глава 2. Состояние и перспективы развития региональных рынков туризма.

2.1. Анализ зарубежного опыта регионального развития туризма.

2.2. Оценка состояния туристского комплекса Подмосковья.

2.3. Анализ существующих методов расчета перспективной численности туристских потоков.

Глава 3. Научно-методические и практические рекомендации по совершенствованию развития туризма на муниципальном уровне.

3.1. Основные направления управления развитием туризма на муниципальном уровне .

3.2. Инфраструктура как основа формирования рынка туристских услуг.

3.3. Методические подходы к выявлению потребности населения района в туристских услугах.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Развитие туризма на муниципальном уровне"

Актуальность темы исследования. Мировая практика показывает, что туризм в наше время становится наиболее динамичной отраслью экономики, постепенно опережая экспорт энергоносителей, оружия и автомобилей. За период с 1987 года и по настоящее время ее ежегодный рост составлял в среднем 14,8%, в то время как в других отраслях он был на уровне 8,8%. Однако, если в ряде зарубежных стран вклад от туристской отрасли в валовой национальный доход составляет 15-35%, то в России ситуация обратная: в платежном балансе страны, в статье «Туризм » отмечается отрицательное сальдо: в 1996 г. - $ 7,3 млрд., в 2000 г. - $ 5,1 млрд.

Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. В целом оно расценивается как кризисное , связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах. Отмечается значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России, ориентированных на выездной туризм.

Общероссийская ситуация повторяется как в регионах так и в ряде территорий - типичных туристских центров России. В Московской области, за 2002 год бюджет получил от туризма очень незначительные средства, поскольку 91 % туристов выезжали за границу и тратили свои деньги там, а лишь 9 % - в Московской области. Потребности местного населения в активном туризме , лечебном отдыхе и культурно-познавательных мероприятиях и услугах удовлетворяются лишь на 5-6 %.

Становится очевидным, что для развития отечественного туризма как средства пополнения доходной части регионального и муниципального бюджетов , необходимо решить ряд задач, среди которых: возрождение объектов культурного и природного наследия территорий, обустройство рекреационных ресурсов; расширение социальной базы туризма; привлечение инвестиций для развития туристской инфраструктуры , модернизации существующей материальной базы. Необходимо создать такие условия для работы организаций и предприятий туристской отрасли, чтобы отечественный рынок стал для них более привлекательным , чем зарубежный.

Вместе с тем, сама практика реформирования экономики подтверждает, что без учета в этом процессе всей совокупности местных особенностей невозможно достичь желаемых результатов в преодолении кризисных тенденций, связанных с сокращением туристских услуг.

В этой связи, перенос центра экономической ответственности в решении проблемы развития туризма на региональный и, особенно на муниципальный уровень, требует предоставления соответствующих прав в формировании принципов, в выборе методов и функций управления, способных обеспечить реальную экономическую устойчивость на местах. Однако в настоящее время, местные органы власти не располагают для этого достаточной научно-методической базой и не имеют практических механизмов управления, в том числе развитием малого предпринимательства в туризме.

Все это потребовало углубленного исследования и осмысления методологических и методических основ развития туризма на муниципальном уровне, где проблема наполняется реальным содержанием и привязана к условиям той или иной территории с учетом имеющихся ресурсов, реально существующих возможностей и конкретных запросов населения.

Степень исследования проблемы. В последнее время в России растет интерес к исследованию особенностей развития сферы услуг вообще и туризма в частности. Наибольший интерес представляют работы таких авторов, как: В.И. Азар , Ю.В. Бабина, A.M. Бабич, Ю.А. Веденин , Е.А. Горбунов, В.Г. Гуляев, Е.А. Джанджугазова , Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов, Ю.В. Забаев , И.В. Зорин, Д.К. Исмаев, В.Н. Казаков , В.А. Квартальное, Ю.В. Кузнецов, B.C. Преображенский , И.Н. Панов, Н.А. Платонова, Р.Ю. Попова , Ю.С. Путрик, Л.Б. Сульповар, B.C. Сенин и других.

Вопросы и проблемы управления и менеджмента подверглись фундаментальному исследованию в работах отечественных ученых: Герчиковой И., Никулина Л.Ф., Петросяна Д.С., Русинова Ф.М., Фаткина JI.B., Фатхутдинова Р.А., Шнипера Р.И. и др.; в работах практиков регулирования сферы туризма в России: М.М. Маринина , Д.А. Ковалева, Н.А. Шангелия.

Роль и место предпринимательства в осуществлении экономических реформ рассматривают в своих работах А. Агеев, А. Блинов, А. Бусыгин, Г.Егиазарян, А.Иоффе, А.Г. Новицкий , В.Ю. Морозов, В.Н. Казаков, И. Прусс, В. Супян , В. Савченко, А. Чепуренко, В. Хруцкий и др.

Несмотря на столь представительный круг ученых и практиков, затрагивающих в своих работах многие экономические и организационные аспекты сферы услуг в целом и туризма, в частности, обращает на себя внимание, что в исследованиях не до конца раскрыты пути развития туризма на муниципальном уровне.

Таким образом, актуальность и недостаточная изученность проблемы развития туризма на муниципальном уровне определили выбор темы диссертационного исследования.

Цель и основные задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка и обоснование научно-методических и практических рекомендаций по развитию туризма на муниципальном уровне (на примере г. Пушкино, как одного из типичных туристских центров России).

Достижение поставленной цели определили постановку и решение следующих задач: исследовать особенности формирования и использования категорийного аппарата туризма; рассмотреть и проанализировать существующие классификации рекреационной и туристской деятельности; выявить особенности регулирования развития туризма на различных иерархических уровнях: федеральном, региональном и муниципальном; рассмотреть сферу туризма как элемент территориального управления; исследовать состав и структура туристских потребностей; проанализировать состояние развития туризма в Московской области и в Пушкинском районе; обосновать роль и задачи органов местного самоуправления в развитии туризма территории; исследовать существующие возможности разграничения предметов ведения и полномочий между органами управления туризмом различных уровней; предложить рекомендации по формированию механизма информационного обеспечения мониторинга рынка туристских услуг на различных иерархических уровнях (региональном и муниципальном); разработать методику выявления потребности в туристских услугах на основе использования системы социальных предпочтений населения

В качестве объекта исследования выступают предприятия и организации Московской области в целом и Пушкинского района, в частности, удовлетворяющие потребности населения в туристских услугах, существующие и потенциальные потребители , историко-культурные, природные и рекреационные ресурсы, а также органы управления их использования в туризме на муниципальном уровне.

Предметом исследования является совокупность социально-экономических, правовых и организационных отношений, складывающихся между потребителями туристских услуг, субъектами хозяйствования и муниципальными органами управления в процессе развития туризма.

Теоретической и методической основой диссертации послужили труды ведущих российских и зарубежных ученых по управлению экономическими и социальными процессами, проблемам предпринимательской деятельности, формирования и использования туристских ресурсов; Законы, указы Президента России, постановления Правительства, нормативно-методические документы по вопросам предпринимательства, налогообложения , туризма и др., информационно-аналитические материалы и материалы парламентских слушаний по вопросам предпринимательства и туризма. В диссертации использованы результаты социологических опросов населения Пушкинского района Московской области, проведенных в период 20002002 г.г., в которых автор принимал непосредственное участие, как в части постановки исследовательских задач, так и при проведении опросов и обработки полученных результатов.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

1. Проведен содержательный анализ широко употребляемого термина "туристские потребности". Обосновано предложение о введении двух терминологически и содержательно различных видов этого понятия: потребность в туристических услугах (спрос) и потребность в инвестиционных ресурсах для развития туристского потенциала территории.

2. Разработана классификация рекреационной и туристской деятельности, с учетом территориальной нагрузки, основанная на введении в качестве базиса показателя "временной перемены места жительства". Применение предлагаемого классификатора позволит выделить туристскую деятельность из общего объема рекреационной деятельности; представить мотивационный механизм формирования территориального туристского потока; выявить систему прямых и обратных связей между уровнем территориального развития и потенциальной мощностью туристского потока.

3. Обоснована роль местного самоуправления, как важнейшей управляющей структуры, воздействующей на становление и развитие инфраструктуры туризма. На базе социологических обследований проанализирована мотивация деятельности в области туризма и выявлены факторы, оказывающие влияние на уровень существующего и перспективного спроса и предложения в туризме. Предложены основные направления регулирования развития туризма на муниципальном и региональном уровнях.

4. Разработана обобщенная схема фигурантов туристского рынка различных иерархических уровней управления и система взаимосвязей между ними, с выявлением состава и структуры ресурсной базы, субъектов рыночных отношений, связей между ними и их ролей в процессе функционирования территориальных рынков туристских услуг.

5. На основании проведенного анализа состояния существующего рынка рекреационных услуг Московской и области и Пушкинского района, показаны процессы вычленения сектора туристских услуг и формирования соответствующих рынков. Выявлены и определены причины, сдерживающие развитие туризма как в Пушкинском районе Московской области, так в целом в регионе, позволившие объективно уточнить и обосновать основные направления развития туризма на муниципальном уровне.

6. Разработана и представлена методика выявления потребности в туристских услугах на основе использования системы социальных предпочтений населения района, позволяющая с достаточной точностью исследовать существующий и потенциальный спрос населения конкретного территориального ареала на туристские услуги. Методика может быть использована: во-первых, органами муниципальной администрации при разработке концепций территориального развития и определения нем роли и места туризма; во-вторых - туристскими фирмами, действующими на территории данного ареала для изучения спроса его населения на туристские услуги, и формирования стратегии и тактики своей коммерческой деятельности.

Практическая значимость; результаты научного исследования доведены до конкретных выводов и рекомендаций. Материалы работы могут быть использованы при разработке и чтении лекционных курсов в экономических вузах по теме «Менеджмент в туризме», «Малое предпринимательство в туризме », «Муниципальное управление в туризме». Результаты диссертационного исследования, его выводы и рекомендации были использованы при разработке проекта Программы и Концепции «Развитие индустрии туризма в Пушкинском районе Московской области на 2002-2005 годы». Практическая ценность работы определяется возможностью использования предложенных подходов и методов для любого территориального ареала России как региональными и муниципальными администрациями при разработке направлений развития туризма, так и структурами туристского бизнеса .

Апробация работы. Основные результаты настоящего исследования были доложены в администрации г. Пушкино Московской области, в отделе международных связей и были использованы при разработке перспективных направлений развития туризма.

Публикации. Основное содержание диссертации изложено в трех публикациях общим объемом 2,4 п.л.

Заключение диссертации по теме "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч.: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; землеустройство и др.)", Тишко, Оксана Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В диссертации предпринята попытка расширить понятие "туристские потребности". Обычно, говоря о рекреационных потребностях, имеют в виду только потребность людей в восстановлении физических и духовных сил.

С территориальной точки зрения особый интерес представляет характеристика туристской привлекательности территории, которая является производной от целого ряда факторов развития территории. В число этих факторов входит емкость и пропускная способность средств проживания туристов (гостиницы, кемпинги и т.д.), уровень развития транспортной сети, пропускная способность культурно-исторических памятников, обеспеченность туристической сети обслуживающим персоналом и прочее . Совокупности этих факторов более соответствует термин "туристский потенциал". Очевидно, что создание, поддержание и развитие туристского потенциала требует весьма больших затрат, структура которых весьма дифференцирована по территории. И в этом смысле термин "туристские потребности" может пониматься как потребность в денежных ресурсах в развитии каждого элемента, образующего этот потенциал.

Таким образом, обобщая можно полагать, что содержательно "туристские потребности" подразделяются на два вида: это, во-первых, потребности людей в туристских услугах и, во-вторых, потребность в инвестиционных ресурсах для развития туристского потенциала территории. Применительно к последней можно говорить о структуре туристских потребностей, которую следует понимать как структуру затрат на создание, поддержание и развитие элементов, в совокупности образующих территориальный туристский потенциал.

По мнению автора, понятие "туристская инфраструктура" можно использовать в двух значениях - в "узком" и "широком". В узком значении в нее следует включить объекты, специально созданные для обслуживания туристов, и которыми местное население практически не пользуется. По преимуществу это объекты гостиничного хозяйства, туристские базы, специальный транспорт .

В широком смысле туристская инфраструктура выступает как производная от общетерриториальной (муниципальной) хозяйственной инфраструктуры, т.е. от уровня развития всего территориального хозяйственного комплекса и, собственно туристская инфраструктура ("узкий смысл") выступает как его составляющая.

Такое разделение в чем то похоже на рассмотрение отраслей как "чистые " либо "хозяйственные". "Узкий" смысл соответствует "хозяйственному " подходу, "широкий" - "чистому". Ясно, что территориальная энергосистема, например, обслуживает все территориальные объекты, независимо от функциональной роли последних, в том числе и туристские, и в этом смысле она может быть отнесена к туристской инфраструктуре . Вопрос о развитии туристской инфраструктуры в этом случае, ставится так: - "в какой мере мощностей территориальной энергосистемы хватит на обслуживание вновь создаваемых туристских объектов?" Однако на отдаленной туристской базе может функционировать самостоятельный, автономный энергоблок, обслуживающий только данную базу. Первый пример иллюстрирует широкую трактовку термина, второй - узкую. Применимость того или иного подхода зависит от исследовательской позиции. В нашем случае мы используем "узкий" подход, поскольку "широкий" не позволяет провести системную демаркационную границу между элементами туристских ресурсов территориального ареала.

2. В диссертации сделан вывод, что классификацию туристской деятельности людей целесообразно строить на сугубо мотивационной основе, исключив из нее характер использования рекреационных ресурсов. Автором предложен обобщенный классификатор рекреационной и туристской деятельности. Этот классификатор совмещен с принципиальной схемой формирования территориальных рекреационных и туристских потоков и, соответственно, нагрузки на территориальную сферу жизнеобеспечения. Такое совмещение позволяет ясно представить как механизм формирования территориального туристского потока, так и систему прямых и обратных взаимосвязей между уровнем территориального развития и мощностью туристского потока, поскольку туристская привлекательность территории безусловно зависит не только от уровня развития ее систем жизнеобеспечения, но и от объема и состава и структуры всего территориального хозяйственного комплекса.

В классификации приведены признаки рекреационной деятельности, которые с точки зрения исследователя могут быть объединены термином "организационно-технологические условия и признаки туристской деятельности", поскольку все они так или иначе, в конечном счете, имеют значение для технологического и организационного построения сферы обслуживания потоков туристов в конкретном туристском ареале. Применение предлагаемого классификатора позволит в отличие от используемых сейчас: вычленить туристскую деятельность из общего объема рекреационной деятельности территории; представить мотивационный механизм формирования территориального туристского потока; выявить систему прямых и обратных связей между уровнем территориального развития и потенциальной мощностью туристского потока.

3. В диссертации рассматривается сфера туризма , как важнейший элемент муниципального планирования , регулирования и управления. Обосновано значение муниципальной , экономически относительно замкнутой системы, как специфического объекта изучения, оценена роль местных органов власти в управлении, проходящими на этой территории, экономическими процессами.

Обосновывается, что как всякий нерегулируемый рынок, нерегулируемый рынок туристских услуг может вызвать весьма неблагоприятные и для общества в целом, и для территориальных общностей последствия. В частности существенным препятствием в обеспечении развития туризма является проявление следующих отрицательных аспектов: экологический - это тот уровень посещаемости, превышение которого связано с наступлением неприемлемых экологических последствий, либо в результате действий самих туристов, либо как следствие функционирования обслуживающей инфраструктуры; туристский социальный - уровень, превышение которого ведет к ухудшению впечатлений от поездки в результате чрезмерного наплыва туристов; местный социальный - это тот уровень, превышение которого приводит к негативным последствиям для местной культуры и взаимоотношений с туристами .

Это приводит к необходимости определения точного порогового уровня в кругообороте туристских услуг, что также обуславливает необходимость равного доступа к соответствующей информации. Очевидны две линии отрицательных последствий, которые неизбежны для густонаселенных районов с развитыми хозяйственными комплексами и, следовательно, с существенной антропогенной нагрузкой на территорию. Поскольку туризм привлекает на территорию дополнительные массы людей, то при дисбалансе между туристской емкостью территории и туристской нагрузкой на нее могут оказаться перегруженными либо территориальные системы жизнеобеспечения, либо естественно-природные ландшафты, либо и те и другие. В диссертации сформулированы и сгруппированы наиболее значимые и важные мероприятия в области развития туризма на муниципальном уровне, реализация которых может являться серьезным аспектом, с точки зрения ускоренного развития рассматриваемого направления деятельности.

Сделан вывод, что в районе должна иметься четырехуровневая структура управления предприятий туризма. Территориальный подход к решению проблем уровня жизни должен являться приоритетным для решения научных и практических вопросов управления сферой туризма на современном этапе экономического развития общества.

Их деятельность в этом направлении, может происходить в одной из следующих форм:

Создание и поддержка муниципальных предприятий, обеспечивающих потребности в адресном социальном туризме;

Создание, поддержка и контроль за деятельностью предприятий со смешанной собственностью (муниципальной и частной, муниципальной и долевой ), обеспечивающих деятельность внутреннего и въездного туризма;

Поддержка и контроль за деятельностью действующих частных предприятий, вид деятельности которых связан с внутренним, въездным и выездным туризмом;

Контроль за действующими частными предприятиями, видом деятельности которых является выездной международный туризм.

В работе сформулированы наиболее важные задачи муниципального управления сферой туризма, к которым следует отнести:

Комплексное и сбалансированное развитие элементов туристской инфраструктуры, обеспечивающих въездным и внутренним посетителям необходимые условия пребывания, а местным жителям условия проживания;

Охрана историко-культурного наследия и улучшение качества окружающей среды, комплексное и рациональное использование туристских ресурсов;

Обеспечение доступности туризма для широких слоев населения района, включая низкодоходные группы;

Достижение рационального размещения туробъектов внутри района.

4. Сделан вывод, что в настоящее время возникает необходимость в разграничении предметов ведения и полномочий между органами местного самоуправления территорий, администрацией региона и органами государственной власти РФ. Для сохранения единого туристского пространства на территории Российской Федерации, создания единого подхода к регламентации туризма с учетом международных норм и отечественного законодательства требуется проведение согласованной политики управления и регулирования.

Целесообразно расширить сотрудничество органов местного самоуправления, администраций регионов и Правительства Российской Федерации; осуществлять взаимопомощь по выработке единого комплексного подхода к ведению мониторинга туристских ресурсов, оздоровительных местностей и курортных территорий; по стабилизации и защите экологической обстановки; по организации и осуществлению лицензирования и сертификации предприятий и учреждений; по созданию единой информационной системы, содержащей сведения о наличии и состоянии на отдельных территориях производства товаров и услуг в сфере туризма.

Оказывать реальную поддержку частным туристским фирмам, предприятиям гостиничного хозяйства, санаторно-курортного комплекса, выбравшим в качестве одного из основных направлений своей деятельности работу над созданием качественного турпродукта для низкодоходных групп населения. Особой поддержки требует развитие детского и молодежного туризма, создание детских и молодежных загородных лагерей, строительства отелей, внедрение дисконтных систем организации проезда учащихся. Реализация изложенных предложений, будет способствовать созданию и укреплению режима наибольшего благоприятствования развития туризма в различных регионах России.

5. Автором выявлены и сформулированы основные причины существующих проблем развития туризма в Пушкинском районе, среди них: а) отсутствие должной заинтересованности администрации района к проблемам туризма; б) руководителями турфирм не ведется поиск новых форм и направлений деятельности; по сути дела, нет ни одного туроператора в районе, который мог бы вовлечь рекреационную сеть района в сферу активного турбизнеса ; в) неподготовленность некоторых руководителей туристско-рекреационных учреждений к работе в рыночных условиях; г) отсутствие грамотного инвестиционного и бизнес планирования деятельности предприятий районной туристско-рекреационной сети; д) незавершенность работы по заключению договоров о сотрудничестве в сфере туризма между районами Подмосковья.

Сделан вывод, что имеющиеся в районе туристские ресурсы используются слабо ввиду недостаточной творческой работы туроператоров , отсутствия подготовленных профессионалов как в турфирмах , так и в администрации района.

Вместе с тем существует ряд частных районных проблем, так же и проблем развития межрайонного туризма, а также международного -выездного и выездного.

Их выявлению может помочь постоянно действующий мониторинг рынка туристских услуг, как на уровне региона, так и на уровне муниципального образования. Под мониторингом развития рынка туристских услуг мы понимаем комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления формированием и развитием рынка туристских услуг. Таким образом, система мониторинга призвана выявлять наиболее неблагоприятные, опасные тенденции для развития рынка, разрабатывать научные прогнозы его состояния в будущем, а также определять содержание конкретных мероприятий по дальнейшему развитию рынка туристских услуг.

В этой связи автором сформулированы следующие рекомендации: - в начале каждого этапа мониторинга необходимо прогнозировать обобщенную картину ожидаемых сдвигов в динамике туристских потоков на ближайшую перспективу с тем, чтобы четче представить те процессы, на которых нужно сконцентрировать внимание;

Отслеживая сдвиги по итогам конкретного периода, последовательно выделять и изучать факторы, предопределившие их, включая и те, которые лежат за пределами анализируемой сферы, но существенно влияют на нее (целесообразно использовать результаты мониторингов в иных областях экономики, социальной сферы)

Опираясь на полученную информацию, обосновать оценку ситуации и предложения относительно развития рынка туристских услуг.

Система мониторинга состоит из двух уровней - уровня, охватывающего регион в целом, и уровня, состоящего из локальных подсистем мониторинга и управления на уровне района и включает в себя:

1. Региональный центр приема и обработки информации, который предназначен для организации единой системы сбора и обработки данных наблюдений с обеспечением их достоверности и сопоставимости .

2. Фонд информации. Для организации хранения данных наблюдений, ведения специальных банков и баз данных.

3. Оценку и прогноз движения турпотоков и состояния объектов сферы туризма.

4. Информационное обеспечение органов власти и управления, а также населения информацией о состоянии туристских ресурсов, проблемах обеспечения туристской безопасности, о состоянии рынка туристских услуг.

6. В диссертации разработана методика расчета потребности в туристских услугах населения территориальной общности с дифференциацией последних по: социально-потребительским группам, видам туризма, ареалам желаемого посещения.

Методика включает проведение следующих исследовательских операций, практическая реализуемость которых доказана в настоящей диссертации.

I. Выявление на основе специального социологического опроса социально-потребительского состава и структуры населения территориальной общности

2 Вычленение из общего спектра потребностей, реализуемых в рамках досугового времени потребностей в туристских услугах (платежеспособный спрос) в разрезе социально-потребительской модели территориальной общности.

3 Расчет численности социально-потребительских групп на исследуемый период.

4. Расчет объемов и состава платежеспособного спроса на туристские услуги по видам последних на основе результатов п.п.1 и 2

Для кратко- и среднесрочных прогнозов достаточно исследование параметров, характеризующих репрезентативное поведение населения. Для долгосрочного прогноза этого, конечно, недостаточно. Необходимо включить в опрос блок вопросов, вводящих респондента в прожективную ситуацию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Тишко, Оксана Николаевна, 2004 год

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Что такое и зачем он нужен? Вот главные вопрос этой статьи.

В общем и целом, туризм – это временный выезд человека с, так называемого, насиженного места с целью отдохнуть, развлечься, завести новые знакомства и знакомые места. Транспортный туризм сужает это понятие. Так как подразумевает передвижение исключительно на современных чудесах прогресса. Таких как теплоход, автобус, поезд или даже космическая ракета.
Можно выделить несколько классификаций этого вида туризма. Одна из них разбивает его по временным показателям, другая по целям тура. Итак, приступим.

По временным рамкам транспортный туризм можно разбить на:
Однодневные экскурсии. Правда, иногда этот пункт является предметом для спора. Не все готовы отнести однодневный выезд за территорию своего проживания к туризму.
Кратковременные туры. Как правило, это небольшие поездки в выходные дни. 2-3 дня, не больше. Такие туры откладывают свои отпечатки на загруженность насыщенность туристических дней.
Многодневные туры. Это наш любимый и долгожданный отпуск. Выезд за границу или путешествие на речном теплоходе. Автобусный тур по золотому кольцу или мещерским заповедным местам. Здесь выбор туров очень широк.

А по целям тура на:
Познавательные туры. Проводятся с целью узнать что-либо новое и интересное. Желание посетить уникальные места гонит в турагентства все новых и новых клиентов. Объектами посещения являются памятники архитектуры, исторически важные мести и тп.
Спортивные туры. К спортивным транспортным турам можно отнести соревнования яхтсменов или сплав на байдарках.
Ностальгические туры. К ним относятся поездки к памятным местам прошлого одного человека, либо же целой нации.
Недавно присоединились к транспортным турам и деловые. В настоящее время вполне реально проводить переговоры прямо в поезде или автобусе.
Хобби-туры спортивных болельщиков представляют смешанный вид. Перед тем, как поболеть за любимую команду, многие предпочитают ознакомиться с достопримечательностями города хозяев поля или катка…

Пожалуй, на долю транспортного туризма выпадает самый большой наплыв клиентов. Это объясняется тем, что такой вид туров подходит для людей любого возраста и с любой толщиной кошелька. Что может быть приятнее, чем сидя в удобном кресле любоваться на достопримечательности старинных городов. Такой туризм оценят и школьники, и пенсионеры, и просто ценители культуры.

О состоянии туризма следующая тема.

Отправить другу

В настоящее время, по данным последней переписи Федеральной службы Государственной статистики на 1 января 2016 г., в более чем 788 малых городах, что составляет 71 % всех городов России проживает более 16 % населения страны. Большинство малых городов особенно остро, по сравнению с региональными центрами и мегаполисами, переживают последствия глобального экономического кризиса и политических потрясений 90-х гг. По мнению авторов, для категории «малые исторические города» к которой только в ЦФО можно отнести более 220 городов и поселений, единственным выходом из кризиса должно стать интенсивное развитие сферы внутреннего и въездного туризма и гостеприимства.

Вместе с тем сама сфера российского внутреннего туризма переживает сложный период, характеризующийся, с одной стороны, позитивными тенденциями, связанными с улучшением экономической конъюнктуры для внутреннего рынка, а с другой - относительной неразвитостью общего экономико-административного и социального инструментария. Образно говоря, все понимают, что развитие внутреннего туризма является жизненно необходимым для малого исторического города и есть положительные примеры такого развития, но по-прежнему нет внятной государственной и региональной политики в этой сфере, не развита система статистического наблюдения, не созданы условия для улучшения инвестиционного климата, практически не решен кадровый вопрос и т.д.

Одной из проблем является отсутствие точных критериев по определению текущей позиции малого исторического города на рынке внутреннего туризма. Причина этого прежде всего - крайняя неразвитость системы статистического наблюдения за процессами, происходящими на уровне муниципальных образований. Ни у муниципалитетов, ни у региональных органов государственной статистики нет методики таких наблюдений, а также ресурсов для их осуществления. Эти и другие исследования состояния малых городов носят спорадический и несистемный характер. Тем не менее они жизненно необходимы для малых городов, так как без системного анализа не могут быть приняты инвестиционные решения, что, в свою очередь, обрекает малые города на угасание и смерть.

За последние несколько лет ситуация в сфере туризма и гостеприимства существенно изменилась. В связи с экономическим кризисом, введением различного рода санкций, девальвацией рубля и снижением реальных доходов населения направления выездного туризма стали менее доступными для населения. Так, по данным Ростуризма, за первые 9 месяцев 2016 г. выездной поток российских туристов снизился более чем на 20 % по сравнению с аналогичным показателем 2015 г. и на 50 % - по сравнению с аналогичным показателем 2014 г. Снижение выездного потока не привело к прямо пропорциональному росту туризма на внутреннем рынке, более того, количество компаний, работающих в рознице, существенно сократилось. Авиакомпании несут убытки и разоряются, что приводит к росту тарифов, а продвижение российского внутреннего туристского продукта остается на минимальном уровне.

Вместе с тем растущий уровень качества предприятий российской сферы туризма и гостеприимства, увеличение количества объектов показа, коллективных средств размещения и предприятий общественного питания, улучшение транспортной доступности, а также более активное продвижение предприятий, городов и регионов внутри страны и в интернет-пространстве привели к качественному изменению структуры спроса на общем рынке туризма и усилению тенденции роста на тех направлениях внутреннего туризма, которые ранее проигрывали зарубежным конкурентам. Впрочем, изменение политической конъюнктуры может внести коррективы в этот наметившийся тренд, все может вернуться «на круги своя». Тем не менее у российского внутреннего туризма практически неисчерпаемый ресурсный потенциал.

На сегодняшний день показатели, характеризующие въездной и внутренний туризм, продолжают неуклонно расти. По словам главы Ростуризма О. П. Сафонова, в 2014 г. рост внутреннего туризма превысил 30 % по сравнению с аналогичными показателями 2013 г., правда, в 2015 г. рост замедлился, достигнув уровня 20 %. Сразу отметим, что авторы не считают данные статистические показатели верифицированными, и можно говорить, скорее, об экспертной оценке. Глава Ростуризма считает, что в ближайшие годы количество прибытий может увеличиться на 5-6 млн поездок в год, что, безусловно, принесет значительную прибыль отрасли. Общее мнение, обусловленное, прежде всего, ожиданиями участников рынка, таково: ситуация для развития внутреннего туризма сегодня наиболее благоприятна, чем это было несколько лет назад.

Из этого следует, что туризм может и должен стать катализатором экономического развития малых исторических городов. Их ресурсный потенциал достаточно высок, следовательно, многие из них смогли бы стать достойной заменой популярным зарубежным направлениям по крайней мере в сегменте туров выходного дня.

Бесспорно, создание условий для развития сферы туризма - проблема достаточно сложная, и ее решение требует огромных и обязательно согласованных усилий со стороны власти, общества и местного бизнеса. Для этого, с точки зрения авторов, необходимо принять целый комплекс мер - в том числе и административных, направленных на консолидацию городских сообществ, продвижение городских туристических брендов, развитие или создание инфраструктуры и привлечение инвестиций в точки притяжения для возможных туристических групп, что, безусловно, будет способствовать росту туристского потока в малые города.

По мнению авторов, важнейшим фактором, влияющим на относительно низкий темп развития туризма в малых городах, является их недостаточное или некачественное продвижение. В большинстве муниципалитетов практически отсутствуют структурные подразделения, занимающиеся развитием туризма, и очень мало предпринимателей, для которых туризм и гостеприимство являются основным бизнесом. В ходе исследования, проведенного авторами в г. Москве, было выявлено, что, например, москвичи, в возрасте от 18 до 30 лет, в подавляющем большинстве не знают о существовании, а тем более, достопримечательностях малых городов. При этом, узнав, например, о существовании в г. Касимове уникального музея самоваров и самого старого минарета в европейской части России, более 60 % из них хотели бы принять участие в туре по малым городам. Вопросов о наличии гостиницы, ресторана и других элементов туристской инфраструктуры не возникает, предполагается, что все можно найти если не в самом городе, то поблизости. Такой спрос можно назвать отложенным или спящим, он «просыпается» в случае удачного продвижения, связанного с пониманием ожиданий аудитории. Отметим, что при ярко выраженном существующем потенциальном спросе сами города пока еще не в состоянии сформировать линейку турпродукта.

В ближайшие годы нарастание спроса приведет к тому, что работникам администраций, малому бизнесу, ТИЦам - туристско-информационным центрам и другим организациям, относящимся к отрасли туризма, придется совместно разрабатывать качественную маркетинговую концепцию по продвижению их туристского продукта для начала на внутреннем, а в дальнейшем, может быть, - и на международном рынке туризма.

Спрос на туры выходного дня, культурно-познавательный, экологический и сельский туризм ежегодно растет и будет продолжать расти в последующие несколько лет. Элементы данных видов туризма включают в себя путешествие по малым городам. Бренд город может быть «раскручен» различными способами: с помощью рекламы, через прямой маркетинг, участие в крупных туристских выставках, личные продажи; на веб-сайтах и в брошюрах, в средствах массовой информации, а также посредством сотрудничества местных маркетинговых организаций - КМО с журналистами, организаторами мероприятий и фильмопроизводителями. Создать представление о специфической географической местности или области у целевой аудитории можно посредством освещения различных событий в области культуры и искусства, организации досуга, использования объектов культурного наследия, развития спортивных отраслей.

Особый вопрос - качество и подготовка персонала. Для того чтобы привлечь потенциального потребителя, нужно позаботиться о качестве предоставляемых услуг. Первое, о чем подумает турист после того, как удовлетворит свой интерес - где он будет питаться и отдыхать, где находится зона безопасности в новом для него городе. Ни для кого не секрет, что уровень туристской инфраструктуры в России оставляет желать лучшего. Особенно это заметно в малых городах. Большинство объектов индустрии гостеприимства было построено еще в советские времена, что в условиях растущих требований потребителей совсем неприемлемо. Отрасли нужна модернизация, качественное преобразование условий отдыха.

Нельзя отрицать, что за последнее десятилетие было построено много качественных объектов размещения, но, как правило, это автономные крупные базы отдыха, которые самостоятельно привлекают туристов из близлежащих региональных центров в обход малых городов. Необходимо наладить прочное взаимовыгодное сотрудничество между администрациями малых исторических городов и крупными комплексами.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в связи со сложившейся ситуацией на рынке туризма малые исторические города требуют пристального внимания со стороны властей и туристского бизнеса. Развитие туризма в малых городах России может помочь возродить малые города путем создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций, что, в свою очередь, поспособствует росту городского бюджета, а значит, и уровню жизни населения, таким образом предотвратив его отток в большие города.

Щегольков Юрий Юрьевич, 1-й заместитель декана факультета «Международный туризм, спорт и гостиничный бизнес», Финансовый университет, Москва, Россия

Метелкина Полина Владиславовна, студентка факультета «Международный туризм, спорт и гостиничный бизнес», Финансовый университет, Москва, Россия

Малые города — особое звено в структуре внутреннего и въездного туризма любой страны. В 2007 году была создана Ассоциация малых туристических городов России. Собеседник Константина Исаакова — Елена Канева, ее исполнительный директор, заместитель главы администрации Угличского муниципального района по туризму и международным связям. Для чего нужна такая Ассоциация, как она работает и какие цели перед собой ставит, как ее деятельность сказывается на развитии туризма в стране? С этих вопросов и начался разговор.

— Сегодня в составе Ассоциации восемь городов: Углич, Суздаль, Тобольск, Мышкин, Азов, Дмитров, Елабуга, Кунгур. Их объединила насущная необходимость совместных усилий по созданию туристического кластера в каждом из городов-участников. Вы же понимаете, что небольшому городку архитрудно в одиночку пробиться на туристический рынок. И город-партнер, в котором уже создано, например, много музеев и других объектов показа, — это своего рода маяк для тех, у кого такая работа только начинается. Хотя эталонных мест конечно же нет: в каждом из наших малых городов — свои трудности, свои проблемы. То, что люди могли в них сделать только личными, порой неимоверными усилиями, они уже сделали. А теперь, для дальнейшего роста, потребуется объединение: идей, сил, программ. И, безусловно, государственная поддержка.

Мы объединили те города, которые уже позиционировались на туристическом рынке, но при этом обладают огромным импульсом к развитию. И, естественно, немалым потенциалом.

- Это некий принцип отбора членов Ассоциации?
— Да. У нас довольно жесткие критерии вступления в Ассоциацию. По ним, кстати, мы оцениваем города-члены в последующем процессе их продвижения на рынке. Именно поэтому в составе Ассоциации те города, которые уже что-то сделали, а не только мечтают сделать. Они уже сегодня готовы принимать туристов: есть довольно развитая инфраструктура в центральной части города, есть работающие музеи, есть активные туроператоры. Турист, попав сюда, увидит: да, это интересно, это здорово. В этом убеждаются и партнеры по Ассоциации. Они понимают: тут есть чему поучиться, что перенять. И учатся, перенимают, делясь и своими наработками.

Вы назвали города, которые действительно являются туристическими "звездами" российской провинции. Россияне, особенно люди старшего поколения, с удовольствием едут посмотреть и Дмитров, и Елабугу, и Углич. Но и у "звезд" есть проблемы, не так ли?

Знаковые места Смутного времени Каждый год 4 ноября мы отмечаем День народного единства - годовщину освобождения Москвы от польских интервентов. Справедливости ради надо сказать, что в саму суть этого праздника вникают далеко не все - кто-то просто радуется лишнему выходному, кто-то по старой советской привычке соотносит его с ноябрьскими событиями 1917-го.

Главная общая проблема — это недостаточно развитая инфраструктура. Говорят: первое впечатление — самое верное. Так вот образ любого малого города в глазах его гостя складывается в немалой степени из первого впечатления: как выглядит центр, в который ты въехал, как он благоустроен, отремонтированы ли исторические здания, достаточно ли торговых предприятий, есть ли выбор гостиниц. В городах, входящих в Ассоциацию, удалось создать привлекательный, радующий глаз центр.

Вторая проблема — это продвижение. Разумеется, чтобы выйти на большой туристический рынок, особенно международный, нужна серьезная информационная поддержка. И мы обращаемся за ней, в том числе и в средства массовой информации, и это дает ощутимый эффект.

И, наконец, не менее важная проблема — кадры. В малом городе она ощущается особенно остро: не хватает людей, профессионально подготовленных, и в турбизнесе, в сфере обслуживания.

Да, эти три проблемы — самые острые. Хотя, конечно, очень важно и обеспечение безопасности, и восстановление исторического наследия.

Члены Ассоциации участвуют в государственных программах в сфере туризма. Что вы им рекомендуете при подготовке документов, заявок на гранты, позволяющие продвигать тот или иной туристический проект?
— С грантами отдельная история. Уверена, что городам, которые, объединившись, создают некий общий бренд, гораздо легче получить тот или иной грант в качестве поддержки целого направления, межрегионального проекта. На это и ориентируем.

- Есть ли города России, в принципе отвечающие вашим критериям, но не входящие в Ассоциацию?
— Да, есть несколько таких городов, и мы ведем с ними диалог. Тут ведь что важно: местная власть должна быть готова двигаться вперед, развивать туризм, а не просто рассуждать об этом. А на местах порой не понимают, для чего это нужно именно их скромному городку.

Такое непонимание налицо даже в иных больших городах: для чего нам этот хлопотный туризм, что он даст экономике? Как бы вы на это ответили?

Пытаемся объяснять, что называется, на простых примерах. Конечно, во-первых, это рабочие места. Ведь с туризмом косвенно связаны многие области жизни любого города. Если суммировать, то можно с уверенностью сказать, что деньги от развития туризма в малом городе получают в среднем до 6 тысяч человек. Это можно сравнить с огромным успешно функционирующим заводом, на котором трудится примерно тысяч десять человек. И если, скажем, в городе живет 39 тысяч, а 6 тысяч из них зарабатывают от туризма, то, по-моему, это замечательно.

К тому же, туристы — а тот же Углич посещает сейчас примерно 360 тысяч гостей ежегодно — привозят с собой деньги и оставляют их в городе: в гостинице, в музее, в магазине. Это — городской оборот. И он распределяется между всеми жителями, а не только между теми, что работают в туризме.

- 360 тысяч — это сегодня. А с чего начинали?
— Шесть лет назад это было около 150 тысяч человек в год, причем большей частью теплоходные туристы, экскурсанты. Их программы осмотра — жесткие по времени, мало возможности свободно погулять по городу, а потому они оставляли на его объектах самый минимум денег. Сейчас изменилось не только количество, но и качественный состав турпотока. Люди тут гостят не проездом, а приезжают специально, часто с ночевкой, пользуясь всеми услугами, которые предлагает им обновленная инфраструктура. В результате и сам город преобразился. Более того, этой новой инфраструктурой — кинотеатрами, ресторанами, музеями — пользуются и местные жители. Они видят, как у них на глазах город становится краше, интереснее, в нем кипит жизнь. В него стремятся гости, причем не только из России, но и из-за рубежа. Значит, наш город интересен, им можно гордиться! Лучше стали дороги, коммуникации — и все это стимулирует туризм.

- Ваши программы реализуются только муниципальными усилиями? Или вы привлекаете местный бизнес?

Андрей Гаврилов: Ассоциация турагентств создана не для контроля Первого августа в России было зарегистрировано первое объединение независимых турфирм - Альянс туристических агентств (АТА). Президент объединения Андрей Гаврилов в интервью РИА Новости рассказал о целях и задачах, стоящих перед АТА.

Давайте вспомним о том, что в конце 90-х экономика малых городов оказалась в очень сложном положении. Но именно туризм в это тяжелое время многим помог остаться на плаву. Кстати, в это же время стали создаваться ассоциации местных художников, ремесленников, которые стали что-то общими усилиями производить и продавать. Появились и первые частные музеи. Вот в этот период бизнес и почувствовал перспективность туризма — что важно, практически одновременно с муниципальными властями. Тогда же были сформированы программы развития ряда туристических дестинаций. Они получили большой резонанс, и многие предприниматели именно в туризме увидели для себя какой-то шанс. Стали инвестировать в объекты инфраструктуры, что-то строить, развивать. Безусловно, очень важно, что в администрациях городов появились отдельные структуры, занимающиеся именно этой отраслью. Инициатива местных предпринимателей и политическая активность властей очень удачно совместились.

- Во всех городах Ассоциации сложилось именно так? Или где-то иная специфика?
— Это тренд. Но проявляется он везде по-разному. Например, Суздаль давно уже стал крупным туристическим центром. Здесь продвижение бренда произошло за счет федеральных вложений. Мышкин раскрутился в первую очередь усилиями местных сообществ — любителей старины, искусства, этнографии. В каждом случае — свой путь. Но главное: местная администрация везде не просто поддерживает новые идеи, но и непосредственно участвует в реализации туристических программ.

Путешествуя по небольшим городам, мы нередко наблюдаем: да, город старый, он был когда-то очень красив, есть тут уникальные памятники, есть потрясающие соборы, но все это в ужасном состоянии. Говорим с местным населением, и люди разводят руками: нет денег, нет возможностей. Так ведь если самим ничего не делать, то ничего и не изменится!
— Никакая государственная поддержка не сработает, если люди на местах не будут проявлять инициативы. Потому что одно дело — вкладывать в то, что увлекает тех, кто любит свой город, и энтузиазм, желание что-то изменить к лучшему тогда проявляются не только у руководства, но и у общества. И совсем другое — ну, восстановили мы, скажем, храм, а туда никто не приходит.

- Местный турбизнес, местные туроператоры — активная сила?
— Без сомнения. Они по сути и создают туристический образ города: постоянно придумывают какие-то новые программы, события. Поэтому мы должны заботиться о наилучших условиях для местного малого и среднего бизнеса, занятого непосредственно туризмом. Очень важно взаимодействие и взаимопонимание между властью и бизнесом в этой области.

- Интересен ли вам зарубежный опыт?
— Очень интересен. Я объехала малые города во Франции, Испании. Конечно, для русского человека там есть чему удивляться. Да, надо кое-что перенимать, несомненно. Но при этом понимаешь, что у нас — свой путь. И я уверена, что в нашей стране тоже когда-нибудь будет так: просто путешествуешь из городка в городок и удивляешься — все колоритно, все по-своему интересно. И чем больше будет таких непохожих друг на друга городов в России, тем лучше.

Мы сотрудничаем, например, с Французской ассоциацией малых исторических городов и узнаем от коллег много нового и полезного. В прошлом году ездили во Францию, там нам показывали свою работу, а мы немножко рассказывали о своих малых городах. И французы были очень удивлены, что, например, ТИЦ в Угличе не только общается с туристами, но и проводит методическую работу, семинары, издает специальную литературу, формирует программы. Да этого, говорят, не может быть! Отвечаем: приезжайте — посмотрите. Словом, процесс это взаимный. Кстати, приезжали к нам два года подряд французские коллеги — мы их возили и в Суздаль, и в Углич, и в Дмитров, и в Мышкин. Им было странно видеть, какие огромные изменения произошли в этих городах за последние пять лет. Понравились наши музеи, потому что все они — интерактивные, там все движется, живет: демонстрируют театрализованные программы, танцуют, поют.

- Кто помогает вашей Ассоциации в ее повседневной работе?
— Когда мы только организовывались, нас очень поддержал Ростуризм. И, конечно, сегодня мы ощущаем участие и деятельную поддержку со стороны министерства культуры.

На фоне череды громких банкротств на рынке выездного туризма, которые, скорее всего, еще не закончились, россиянам советуют путешествовать по России. Казалось бы, чем не выход?

Но даже если не брать во внимание проблемы со стоимостью перелетов, изношенностью гостиниц, откровенно плохим сервисом (в конце концов, все это можно исправить), камнем преткновения становится отсутствие у муниципалитетов полномочий развивать туризм. Ну какие после этого гостиницы и привлекательные маршруты?

Об этой проблеме "РГ" рассказывали во многих регионах России. "Ни в одном муниципалитете по закону нельзя сформировать отделы по развитию туризма. Мы сейчас формируем туристические кластеры, чтобы их включать в Федеральную целевую программу, но муниципалитеты, в отличие от регионов, не имеют полномочий даже по закреплению специалистов на эту работу. Нет источников, чтобы платить им зарплату, - говорил начальник отдела Департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края Владимир Щур. - В свою программу развития туризма мы включили подготовку гидов-переводчиков, нам не хватает их в Приморье для обслуживания иностранных туристов. Но этот проект не согласовали органы исполнительной власти лишь потому, что у нас нет таких полномочий".

Дело в том, что муниципалитеты работают по 131-му Федеральному закону. В нем есть только "голая" формулировка, что они имеют право развивать туризм. "Но это право не дает ничего, - рассказала "Российской газете" директор Угличского туристско-информационного центра (ТИЦ) Юлия Воронова. - Мы не закреплены в отраслевых перечнях муниципальных услуг, нет описаний квалификационных требований к сотрудникам ТИЦев, нет системы расчета заработной платы". Основная проблема, по мнению экспертов, связана с тем, что законы не успевают за жизненными реалиями.

Туризм в России развивается динамично, энтузиасты стараются копировать зарубежный опыт, который на десятилетия опережает то, что прописано в отечественных нормативных актах. В случае с туризмом есть противоречия со 131-м законом об организации местного самоуправления и Бюджетным кодексом. В кодексе сказано, что дотационные муниципалитеты должны выполнять свои основные обязательства. По закону к ним относится сфера ЖКХ, транспорта, здравоохранения. А развивать туризм, на который согласно формулировке, прописанной в законе, муниципалитеты "имеют право", можно только донорам. "Получается, если ты донор, имеешь деньги, то, значит, имеешь право развивать туризм. То есть эта отрасль законодательно до сих пор воспринимается, как развлечение, а не сектор экономики, - рассказывает "РГ" директор Ассоциации малых туристских городов Елена Канева. - Но у нас в стране почти все малые города дотационные. А туризм - как раз позволяет их спасти".

Угличский ТИЦ появился первым в Ярославской области, 5 лет он работает на имидж и экономику малого города. И теперь примерно 10-15 процентов в общей сумме налоговых отчислений в бюджет дает сфера туризма. В минувшие выходные в городе на Волге прошел международный фотопарад. В нем приняли участие именитые мастера со всего мира, фотокорреспонденты ведущих СМИ и информационных агентств. Для города с населением в 40 тысяч человек - это огромное событие. Еще бы: снимки, сделанные здесь, потом разлетятся по городам и странам, там узнают, что есть в России и красивая река Волга, и милый город Углич. Так что, как видим, "туристические полномочия" нужны малым городам не только для того, чтобы зарабатывать деньги. Но и для имиджа страны.

Хотя деньги, понятно, тоже жизненно необходимы. Тем более скоро могут открыться новые возможности. Недавно председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила ввести так называемый туристический налог. "Вопрос назрел, его надо решать. Я думаю, любой турист, который приезжает в исторические, культурные центры, не пожалеет 3-5 долларов, или 100-150 рублей, для того, чтобы они пошли на восстановление исторических памятников", - заявила глава Совфеда. ТИЦы и муниципальные власти обеими руками "за". Правда, признают, что наши туристы еще к таким взносам не готовы. "Если платить налог при въезде в город даже по 100 рублей с человека для семьи из 4 человек, это будет накладно. Хотя такая практика существует за границей. В некоторых странах Европы муниципальный налог, который идет на развитие туризма, взимают отели", - поясняет Елена Канева. "Опыт есть разный. Например, в Инсбруке небольшие отчисления на содержание туристско-информационных центров делают магазины по продаже сувениров. Это логично, потому что ТИЦы занимаются раскруткой тех же магазинов, ресторанов, гостиниц", - приводит пример Юлия Воронова.

В Угличе то и дело слышна иностранная речь. Сюда ежедневно приходят круизные лайнеры, которые возят интуристов по городам Золотого кольца. В Угличе очень много молодых лиц, это удивляет, потому что мы, к сожалению, уже привыкли к тому, что город на несколько десятков тысяч жителей - это в перспективе умирающая деревня. В Угличе есть выбор ресторанов и гостиниц. Ценовой диапазон на размещение - от 300 руб. до 3,5 тысячи рублей. Сейчас надо только дорабатывать законы и в идеале решать извечную проблему с дорогами. "Если к городу плохая дорога, ехать туда не хочется", - делится мнением Канева.