Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Туризм как фактор развития муниципального образования. Транспортный туризм

Славин В.В.
Муниципалитет: экономика и управление. - 2012. - Выпуск 03.

В статье автор рассматривает туризм как один из факторов саморазвития муниципального образования. На основе анализа основных видов туризма предлагаются направления совершенствования организации и регулирования туристической деятельности органами муниципальной власти.

Ключевые слова: муниципальное образование, саморазвитие, туризм.

Туризм в современное время занимает в экономике муниципального образования особое место. Настоящая, зачастую сложная социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях способна измениться в случае полного и рационального использования собственного ресурсного потенциала. Для этого необходимо создать условия, способствующие саморазвитию территории. Туризм способен сыграть в этом процессе решающую роль посредством создания и развития туристской индустрии, саморазвития муниципального образования за счет своего собственного природного богатства и туристско-рекреационных ресурсов.

Важность развития туризма на самых разных уровнях признается всеми. Вместе с тем, его эффективному развитию мешает ряд уже вполне устоявшихся проблем, к которым относятся следующие. Во-первых, это снижение конкурентоспособности отечественного турпродукта. Это связано с ростом цен на основные услуги для иностранных туристов, и самое главное – непредсказуемостью этого роста. Существенной помехой является недостаток рекламы отдельных регионов, мест в России как центров туризма, дефицит современных гостиниц туристического класса с ценой до 80 долларов за номер, нехватка современных автобусов и т.п. К сложностям можно также добавить проблемы отсутствия достоверной статистики.

Все это требует пересмотра основ регулирования туристской сферы, поиска новых форм и средств развития туризма на муниципальном уровне.

Важно отметить, что развитие сферы туризма должно происходить за счет тех видов и форм туризма, которые в полной мере могут использовать туристский потенциал территории.

Конкретные меры для обеспечения муниципального образования саморазвитием за счет активизации сферы туризма и сопутствующей индустрии состоят в следующем:

1. снятие административных барьеров в развитии предпринимательства;
2. развитие сферы услуг для предпри¬нимательского сектора;
3. увеличение инвестиции в сферу туризма, развлечений.

Превращение туризма в один из ведущих секторов экономики на основе природно-рекреационных и рекреационно-познавательных ресурсов, создание и развитие вспомогательной индустрии сувенирной продукции. Данный сектор экономики отличается специфическим свойством, результатом его деятельности является перемещение потребителей к местам размещения туристских ресурсов. Поэтому важным условием является транспортная составляющая, отдаленность от крупных городов. Положительным фактором является то, что город связан со столицей республики автомобильной дорогой хорошего качества. Развитие транспортной инфраструктуры должно со¬ответствовать темпам социально-экономического развития территории и обеспечивать потребность в перевозках.

Также определяющим условием в успешном развитии туризма является наличие на данной территории туристской инфраструктуры и уровень сервиса, степень экономического развития и емкости территории для приема туристов, обеспеченность муниципального образования трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, что означает наличие гостиниц, торгово-ресторанного комплекса.

Интересным в связи с этим является изучение опыта различных территорий по продвижению новых, инновационных форм развития туризма.

К таким новым видам и формам туризма можно отнести геолого-минералогический туризм - это комплексный турпродукт, включающий в себя демонстрацию множества разноплановых объектов. Наряду с геологическими и минералогическими объектами, в перечень туристических объектов могут входить геоморфологические, палеонтологические, стратиграфические, спелеологические, гидроло¬гические, исторические, культурные и другие объекты. Название может быть как геолого-минералогический туризм, так и геолого-исторический . Большие перспективы данного вида туризма видятся в Свердловской области. Свердловская область по ряду причин является ключевым регионом на Урале для развития геолого-минералогического туризма. Именно здесь была найдена первая российская (и европейская) платина, найдено первое российское золото, найден минерал крокоит (минерал, благодаря которому весь мир получил новый элемент – хром), найдены первые самоцветы (изумруды, топазы, аметисты, демантоиды, александриты и др.), найдены уникальные поделочные камни (малахит, родонит)…. И этот список можно продолжать. Большое количество старинных горнорудных предприятий только дополняют список геолого-минера¬логического и геолого-исторического наследия Свердловской области. Бажовские сказы, зародившиеся на территории Свердловской области и разлетевшиеся по всему миру, – это еще один фактор уникальности нашей области и ее визитная карточка.

Развитие малых городов и сельских муниципалитетов позволяет развивать индиви¬дуальный и малогрупповой туризм, создать принципиально новый турпродукт, спецификой которого являлось бы посещение достопри¬мечательностей сельской местности, малых городов. В связи с этим, появляется новый вид туризма - сельский туризм (или агротуризм) – это вид туризма, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и/или участия в сельскохозяйственных работах; сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта . Данный вид туризма перспективен ввиду усиления интереса людей к путешествиям, с предпосылками урба¬нистического характера, с ростом продолжи¬тельности отпусков, с незначительными доходами большей части граждан и т.п. Примеры эффективных проектов в рамках агротуризма уже имеются в Псковской (д. Березнюк) и Тверской областях (с. Медное).

Тем самым, основными тенденциями, способствующими развитию агротуризма, являются ориентация туристов на комфортабельные и небольшие средства размещения, в которых господствует семейная атмосфера, активное времяпрепровождение вне городских зон, повышенный интерес к культурным ценностям, традициям, местным праздникам и т.п.

Наконец, можно выделить еще один вид туризма - рыболовный туризм. Например, на реках Кольского полуострова (реки Поной, Йоканга, Варзуга и др.) организуется ловля атлантического лосося в период его нереста, преимущественно по принципу «поймал – отпустил», на основах бережного отношения к природе и ее биоресурсам. Данный турпродукта также пользуется активным спросом у туристов-рыболовов (иностранцев из Великобритании, Ирландии, США, а также некоторых наших соотечественников, которые познакомились с методом ловли «нахлыстом» за рубежом).

За последние годы в России появилось множество таких клубов. Это растущий и перспективный рынок с потенциалом 3-4 тыс. человек. Эти рыбаки готовы приобретать дорогостоящие и многодневные туры, однако не склонны соблюдать все условия пребывания на реках. По мнению экспертов, именно россияне в недалеком будущем составят большинство среди рыболовов.

Сферы и направления развития отдельных отраслей туризма еще раз свидетельствуют о необходимости обращения внимания на эти области именно муниципальных властей.

Таким образом, можно определить основные направления возможного регулирования сферы туризма муниципальными органами власти:

Рассмотрение и принятие муниципальных правовых актов, способствующих развитию туризма на соответствующих территориях;
- Принятие решения и формирование структурных подразделений в администрациях муниципальных образований по организации внутренней туристской деятельности и определению туристских ресурсов;
- Разработка программ внутреннего туризма на территории муниципального образования, в том числе социального туризма и самодеятельного туризма;
- Выделение денежных средств на создание условий для развития туризма отдельной строкой в местном бюджете .

Для создания условий по устойчивому развитию туризма в муниципальных образованиях возможна организация деятельности по таким направлениям:

- во-первых , привлечение инвестиций в инфраструктуру туризма;
- во-вторых , содействие формированию и продвижению конкурентоспособного туристского предложения на территории муниципального образования;
- в-третьих , стимулирование предпринима¬тельской активности местного населения в сфере туризма.

Для привлечения инвестиций в создание туристского продукта муниципального образования можно более эффективно использовать механизм сдачи в аренду земельных участков, объектов туристского показа, зданий и сооружений, а также уже имеющиеся экскурсионные и туристские маршруты.

При формировании и продвижении туристского продукта роль органов местного самоуправления заключается в привлечении возможностей и ресурсов профессиональных туроператоров, которые занимаются организацией международного и внутреннего туризмом. В этом случае муниципальные образования будут выступать в роли посредников между местными производителями туристских услуг и туристскими организациями, помогая им в формировании, продвижении и реализации конкурентоспособного туристского продукта.

Возможности стимулирования предпринима¬тельской активности местного населения можно реализовать путем информирования о возможностях бизнеса в сфере туризма на территории муниципального образования, при этом используя пути непосредственного привлечения местных жителей к обслуживанию посетителей объектов туристского показа в рамках отдельных совместных проектов.

К стимулирующим мероприятиям также целесообразно отнести введение льгот в сфере налогообложения, путем принятия соответствующих муниципально-правовых актов; реализацию обучающих программ и программы технической помощи; льготное кредитование предпринимателей, занимающиеся вопросами туризма (обслуживание туристов) на территории муниципального обра¬зования. А при стимулировании предпри¬нимательской активности местного населения в сфере туристской индустрии можно широко использовать микрокредитование на льготных условиях для целевого финансирования их проектов.

Для внедрения на практике перечисленных условий считается целесообразным разработать и принять решением представительного органа муниципального образования ряд программ в рамках устойчивого жизнеобеспечения населения и развития туризма.

Литература

1. Ворощук Д.В. Геолого-минералогический туризм как основа для продвижения Свердловской области (и Уральского региона в целом) на международном и российском туристическом рынке // Сайт Отдела туризма "Уральские экспедиции" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://welcome-ural.ru/add/785/ .
2.
3. Службы сервиса и социально-экономическое развитие региона: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией Н.Н. Соловьева. - Псков: Типография "Гименей", 2011. - 456 с.

Slavin V.V. Tourism as a factor of municipal formation development

In the article the author considers tourism as a factor of self-development of the municipality. Based on an analysis of the main types of tourism are offered for improving the organization and regulation of tourism bodies of municipal authority.

Key words: municipal, self development, tourism.

Отправить другу

В настоящее время, по данным последней переписи Федеральной службы Государственной статистики на 1 января 2016 г., в более чем 788 малых городах, что составляет 71 % всех городов России проживает более 16 % населения страны. Большинство малых городов особенно остро, по сравнению с региональными центрами и мегаполисами, переживают последствия глобального экономического кризиса и политических потрясений 90-х гг. По мнению авторов, для категории «малые исторические города» к которой только в ЦФО можно отнести более 220 городов и поселений, единственным выходом из кризиса должно стать интенсивное развитие сферы внутреннего и въездного туризма и гостеприимства.

Вместе с тем сама сфера российского внутреннего туризма переживает сложный период, характеризующийся, с одной стороны, позитивными тенденциями, связанными с улучшением экономической конъюнктуры для внутреннего рынка, а с другой - относительной неразвитостью общего экономико-административного и социального инструментария. Образно говоря, все понимают, что развитие внутреннего туризма является жизненно необходимым для малого исторического города и есть положительные примеры такого развития, но по-прежнему нет внятной государственной и региональной политики в этой сфере, не развита система статистического наблюдения, не созданы условия для улучшения инвестиционного климата, практически не решен кадровый вопрос и т.д.

Одной из проблем является отсутствие точных критериев по определению текущей позиции малого исторического города на рынке внутреннего туризма. Причина этого прежде всего - крайняя неразвитость системы статистического наблюдения за процессами, происходящими на уровне муниципальных образований. Ни у муниципалитетов, ни у региональных органов государственной статистики нет методики таких наблюдений, а также ресурсов для их осуществления. Эти и другие исследования состояния малых городов носят спорадический и несистемный характер. Тем не менее они жизненно необходимы для малых городов, так как без системного анализа не могут быть приняты инвестиционные решения, что, в свою очередь, обрекает малые города на угасание и смерть.

За последние несколько лет ситуация в сфере туризма и гостеприимства существенно изменилась. В связи с экономическим кризисом, введением различного рода санкций, девальвацией рубля и снижением реальных доходов населения направления выездного туризма стали менее доступными для населения. Так, по данным Ростуризма, за первые 9 месяцев 2016 г. выездной поток российских туристов снизился более чем на 20 % по сравнению с аналогичным показателем 2015 г. и на 50 % - по сравнению с аналогичным показателем 2014 г. Снижение выездного потока не привело к прямо пропорциональному росту туризма на внутреннем рынке, более того, количество компаний, работающих в рознице, существенно сократилось. Авиакомпании несут убытки и разоряются, что приводит к росту тарифов, а продвижение российского внутреннего туристского продукта остается на минимальном уровне.

Вместе с тем растущий уровень качества предприятий российской сферы туризма и гостеприимства, увеличение количества объектов показа, коллективных средств размещения и предприятий общественного питания, улучшение транспортной доступности, а также более активное продвижение предприятий, городов и регионов внутри страны и в интернет-пространстве привели к качественному изменению структуры спроса на общем рынке туризма и усилению тенденции роста на тех направлениях внутреннего туризма, которые ранее проигрывали зарубежным конкурентам. Впрочем, изменение политической конъюнктуры может внести коррективы в этот наметившийся тренд, все может вернуться «на круги своя». Тем не менее у российского внутреннего туризма практически неисчерпаемый ресурсный потенциал.

На сегодняшний день показатели, характеризующие въездной и внутренний туризм, продолжают неуклонно расти. По словам главы Ростуризма О. П. Сафонова, в 2014 г. рост внутреннего туризма превысил 30 % по сравнению с аналогичными показателями 2013 г., правда, в 2015 г. рост замедлился, достигнув уровня 20 %. Сразу отметим, что авторы не считают данные статистические показатели верифицированными, и можно говорить, скорее, об экспертной оценке. Глава Ростуризма считает, что в ближайшие годы количество прибытий может увеличиться на 5-6 млн поездок в год, что, безусловно, принесет значительную прибыль отрасли. Общее мнение, обусловленное, прежде всего, ожиданиями участников рынка, таково: ситуация для развития внутреннего туризма сегодня наиболее благоприятна, чем это было несколько лет назад.

Из этого следует, что туризм может и должен стать катализатором экономического развития малых исторических городов. Их ресурсный потенциал достаточно высок, следовательно, многие из них смогли бы стать достойной заменой популярным зарубежным направлениям по крайней мере в сегменте туров выходного дня.

Бесспорно, создание условий для развития сферы туризма - проблема достаточно сложная, и ее решение требует огромных и обязательно согласованных усилий со стороны власти, общества и местного бизнеса. Для этого, с точки зрения авторов, необходимо принять целый комплекс мер - в том числе и административных, направленных на консолидацию городских сообществ, продвижение городских туристических брендов, развитие или создание инфраструктуры и привлечение инвестиций в точки притяжения для возможных туристических групп, что, безусловно, будет способствовать росту туристского потока в малые города.

По мнению авторов, важнейшим фактором, влияющим на относительно низкий темп развития туризма в малых городах, является их недостаточное или некачественное продвижение. В большинстве муниципалитетов практически отсутствуют структурные подразделения, занимающиеся развитием туризма, и очень мало предпринимателей, для которых туризм и гостеприимство являются основным бизнесом. В ходе исследования, проведенного авторами в г. Москве, было выявлено, что, например, москвичи, в возрасте от 18 до 30 лет, в подавляющем большинстве не знают о существовании, а тем более, достопримечательностях малых городов. При этом, узнав, например, о существовании в г. Касимове уникального музея самоваров и самого старого минарета в европейской части России, более 60 % из них хотели бы принять участие в туре по малым городам. Вопросов о наличии гостиницы, ресторана и других элементов туристской инфраструктуры не возникает, предполагается, что все можно найти если не в самом городе, то поблизости. Такой спрос можно назвать отложенным или спящим, он «просыпается» в случае удачного продвижения, связанного с пониманием ожиданий аудитории. Отметим, что при ярко выраженном существующем потенциальном спросе сами города пока еще не в состоянии сформировать линейку турпродукта.

В ближайшие годы нарастание спроса приведет к тому, что работникам администраций, малому бизнесу, ТИЦам - туристско-информационным центрам и другим организациям, относящимся к отрасли туризма, придется совместно разрабатывать качественную маркетинговую концепцию по продвижению их туристского продукта для начала на внутреннем, а в дальнейшем, может быть, - и на международном рынке туризма.

Спрос на туры выходного дня, культурно-познавательный, экологический и сельский туризм ежегодно растет и будет продолжать расти в последующие несколько лет. Элементы данных видов туризма включают в себя путешествие по малым городам. Бренд город может быть «раскручен» различными способами: с помощью рекламы, через прямой маркетинг, участие в крупных туристских выставках, личные продажи; на веб-сайтах и в брошюрах, в средствах массовой информации, а также посредством сотрудничества местных маркетинговых организаций - КМО с журналистами, организаторами мероприятий и фильмопроизводителями. Создать представление о специфической географической местности или области у целевой аудитории можно посредством освещения различных событий в области культуры и искусства, организации досуга, использования объектов культурного наследия, развития спортивных отраслей.

Особый вопрос - качество и подготовка персонала. Для того чтобы привлечь потенциального потребителя, нужно позаботиться о качестве предоставляемых услуг. Первое, о чем подумает турист после того, как удовлетворит свой интерес - где он будет питаться и отдыхать, где находится зона безопасности в новом для него городе. Ни для кого не секрет, что уровень туристской инфраструктуры в России оставляет желать лучшего. Особенно это заметно в малых городах. Большинство объектов индустрии гостеприимства было построено еще в советские времена, что в условиях растущих требований потребителей совсем неприемлемо. Отрасли нужна модернизация, качественное преобразование условий отдыха.

Нельзя отрицать, что за последнее десятилетие было построено много качественных объектов размещения, но, как правило, это автономные крупные базы отдыха, которые самостоятельно привлекают туристов из близлежащих региональных центров в обход малых городов. Необходимо наладить прочное взаимовыгодное сотрудничество между администрациями малых исторических городов и крупными комплексами.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в связи со сложившейся ситуацией на рынке туризма малые исторические города требуют пристального внимания со стороны властей и туристского бизнеса. Развитие туризма в малых городах России может помочь возродить малые города путем создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций, что, в свою очередь, поспособствует росту городского бюджета, а значит, и уровню жизни населения, таким образом предотвратив его отток в большие города.

Щегольков Юрий Юрьевич, 1-й заместитель декана факультета «Международный туризм, спорт и гостиничный бизнес», Финансовый университет, Москва, Россия

Метелкина Полина Владиславовна, студентка факультета «Международный туризм, спорт и гостиничный бизнес», Финансовый университет, Москва, Россия

Что такое и зачем он нужен? Вот главные вопрос этой статьи.

В общем и целом, туризм – это временный выезд человека с, так называемого, насиженного места с целью отдохнуть, развлечься, завести новые знакомства и знакомые места. Транспортный туризм сужает это понятие. Так как подразумевает передвижение исключительно на современных чудесах прогресса. Таких как теплоход, автобус, поезд или даже космическая ракета.
Можно выделить несколько классификаций этого вида туризма. Одна из них разбивает его по временным показателям, другая по целям тура. Итак, приступим.

По временным рамкам транспортный туризм можно разбить на:
Однодневные экскурсии. Правда, иногда этот пункт является предметом для спора. Не все готовы отнести однодневный выезд за территорию своего проживания к туризму.
Кратковременные туры. Как правило, это небольшие поездки в выходные дни. 2-3 дня, не больше. Такие туры откладывают свои отпечатки на загруженность насыщенность туристических дней.
Многодневные туры. Это наш любимый и долгожданный отпуск. Выезд за границу или путешествие на речном теплоходе. Автобусный тур по золотому кольцу или мещерским заповедным местам. Здесь выбор туров очень широк.

А по целям тура на:
Познавательные туры. Проводятся с целью узнать что-либо новое и интересное. Желание посетить уникальные места гонит в турагентства все новых и новых клиентов. Объектами посещения являются памятники архитектуры, исторически важные мести и тп.
Спортивные туры. К спортивным транспортным турам можно отнести соревнования яхтсменов или сплав на байдарках.
Ностальгические туры. К ним относятся поездки к памятным местам прошлого одного человека, либо же целой нации.
Недавно присоединились к транспортным турам и деловые. В настоящее время вполне реально проводить переговоры прямо в поезде или автобусе.
Хобби-туры спортивных болельщиков представляют смешанный вид. Перед тем, как поболеть за любимую команду, многие предпочитают ознакомиться с достопримечательностями города хозяев поля или катка…

Пожалуй, на долю транспортного туризма выпадает самый большой наплыв клиентов. Это объясняется тем, что такой вид туров подходит для людей любого возраста и с любой толщиной кошелька. Что может быть приятнее, чем сидя в удобном кресле любоваться на достопримечательности старинных городов. Такой туризм оценят и школьники, и пенсионеры, и просто ценители культуры.

О состоянии туризма следующая тема.

Организация дорожной сети муниципального образования. Классификация транспорта муниципального образования. Конфигурации магистралей. Понятие транспорта. Виды городского транспорта. Особенности и недостатки городского транспорта. Основные показатели организации систем городского пассажирского транспорта. Функции органов МСУ в сфере управления транспортом. Обеспечение деятельности транспорта как одной из сложных задач городского хозяйства.

Для создания функциональной и рациональной городской среды вся транспортная система города должна быть подчинена единому инженерно-экономическому решению и обеспечивать ряд основополагающих принципов транспортировки жителей: безопасность передвижения населения, охрану окружающей среды, учет особенностей ландшафта территории, а также исторических и национальных приоритетов жителей в отношении определенного вида транспорта. Поэтому для организации рациональной городской транспортной си­стемы необходимо осуществить комплекс сложных инженерно-экономических решений, а именно: использование подземного и наземного пространства; применение многоуровневых развязок, транспорты к туннелям и разгрузочных объездных дорог, что позволит увеличить пропускную способность крупных магистралей; улучшить организацию движения; обеспечить безопасность передвижения пешеходов и транспортных средств по территории муниципального образования.

При организации дорожной сети внимание уделяют прежде всего улицам и проездам. Особые требования касаются прокладки магистралей.

Требования к построению магистрали следующие:

1. Прокладка магистралей осуществляется для обеспечении минимального расстояния между точками маршрута, где создают! | и направляются новые потоки транспорта и пассажиров.

2. Трассировка производится с учетом условий рельефа местнт m проекта основных магистралей, обслуживания наиболее мощный,

градообразующих и создающих крупные потоки предприятий, которые обеспечивают рациональные архитектурно-планировочные решения в городской сфере и удерживают предельные размеры наклона.

3. Обеспечение рациональной густоты сети, позволяющей развязать транспортные узлы и потоки по территории населенного пункта (города).

4. Первоочередное построение сети магистралей является: основой архитектурного облика и транспортной связи города с объектами пригорода и другими регионами.

5. Скоростные городские дороги. Новый класс автодорог д.ля России с полной изоляцией от уличной сети городского и пешеходного движения. Все пересечения происходят в разных уровнях. Въезды и съезды на эти дороги предназначены для всех видов транспорта. Средняя скорость движения по ним - 80-120 км/ч. Ширина скоростной дороги составляет 110-150 м. Уклон - менее 1%. Густота размещения этих дорог 0,1-0,3 км/км 2 Стоимость строительства - 200 млн. - 1 млрд. руб. за километр.


Магистральные улицы. Это транспортные артерии города, кото­рые принимают на себя до 80% его движения. На магистральных улицах преобладают легковые: и грузопассажирские автомобили. Развязки с другими дорогами осуществляется в единой плоскости регулирования движения при помощи автоматических светофоров. Пешеходное движение осуществляется с пересечением улицы. Ширина магистральной улицы- 50-70 м. Уклон-до 3%. Магистральные улицы районного значения предназначены для передвижения по территории жилых районов.

Улицы и дороги местного движения. Жилые улицы, проезды решают задачи сбора транспортного потока для вывода на более крупные магистрали. Их ширина - 20-30 м, проезжая часть составляет около 10 м, уклон улицы доходит до 7%, стоимость строительства-20-180 млн. руб.

Пешеходные дороги (тротуары). Эти дороги выделены в самостоятельную систему путепроводов. Пешеходные дороги специальною назначения проектируются в зонах отдыха, рекреации в городских парках, скверах параллельно скоростным городским дорогам и магм стральным улицам, уклон - до 9%, ширина - 12-20 м, стоимость строительства - от 1,5 до 5 млн. руб. Ширина тротуара внутри микрорайона составляет 1,5-2 м. Тротуары окаймляющих улиц и скоростных городских дорог шириной от 3 до 12 м отделяются от скоростной городской дороги защитной лесополосой из 2-3 деревьев, Ширина- 10-15 м.

Транспортный комплекс современного города включает в себя внутригородской пассажирский транспорт, междугородный, грузовой транспорт, специализированный транспорт (перевозка хлеба, молока, бензина, вывоз бытовых отходов, медицинский транспорт и др.), а также различные службы подразделения, обеспечивающие его функционирование. Организации скоординированной работы этих частей сложного транспортного комплекса требует управления со стороны городских властей.

Весь транспорт, исходя из его функционального назначения, можно разделить по назначению на следующие виды:

Пассажирский;

Грузовой;

Специализированный.

В свою очередь в зависимости от пользования транспортными средствами и их принадлежности городской пассажирский транспорт подразделяется на:

массовый - общего пользования;

общественный - индивидуального пользования (такси, ведом ственные автомобили и автобусы);

индивидуальный - личного пользования (личные автомобили).

Нормальное жизнеобеспечение современного муниципального образования, особенно крупного, невозможно без удобных и надежных транспортных связей. Наибольшее значение для жизнедеятельности города при этом имеют массовые виды городского пассажирского транс­порта, роль которых в современном городе сводится к предоставлению удобств и снижению затрат времени на передвижение. Уровень развития городского пассажирского транспорта, разветвленность и плотность транспортной и маршрутной сети на территории города, интервал и ско­рость движения транспорта определяют время, которое жители города нынуждены затрачивать на необходимые поездки. Продолжительность поездки, вызывающая транспортную усталость населения, непосред­ственно влияет на производительность и качество труда.

Массовые виды городского пассажирского транспорта работают на «ранее установленных маршрутах и характеризуются большой вместимостью, высокой провозной способностью.

Наиболее распространенным из них является автобус. К его пре­имуществам перед другими видами городского пассажирского транс­порта следует отнести:

Хорошую маневренность;

Относительно небольшие капитальные вложения в организацию движения;

Большое разнообразие типов и видов как по вместимости (от микроавтобусов до повышенной вместимости), так и по стоимости.

Недостатки этого вида транспорта:

Экологически вредный вид транспорта, вызывающий загрязнение окружающей среды;

Относительно низкая провозная способность (9-10 тыс. пас­сажиров в час).

Таким образом, автобус - безрельсовый уличный вид транспорта с автономным энергоснабжением, обладающий высокой маневрен­ностью и не требующий сооружения специальных путевых устройств. Автобус обеспечивает возможность легкого изменения маршрутной сети в соответствии с колебаниями пассажиропотоков и организации маршрутов в новых районах жилой застройки.

Главные недостатки автобусного транспорта связаны со сложно­стью автономного двигателя внутреннего сгорания, значительными эксплуатационными затратами, относительно небольшой емкостью транспортных средств, загрязнением окружающей среды, высо­ким уровнем шума. Однако благодаря преимуществам автобусного транспорта перед другими видами и несмотря на присущие ему недостатки, он получил значительное распространение и является единственным видом транспорта в малых городах и поселках m сравнительно небольшими пассажиропотоками.

Троллейбус по эксплуатационным показателям почти не уступает автобусу, но требует больших капиталовложений в организации движения. Главное его преимущество - это экономичный и экологически чистый вид городского транспорта.

Трамвай имеет повышенную провозную способность, но сложное устройство подвижного пути требует больших капиталовложений, кроме того, трамвай как вид пассажирского транспорта отличается крайне низкой маневренностью.

Перечисленные виды городского транспорта отличаются экономическими и эксплуатационными показателями, которые разделяют область их целесообразного применения.

Основными эксплуатационными показателями, которые используются при организации транспортного обслуживания населения, являются:

Провозная способность транспорта;

Скорость сообщения.

Различают низкую, среднюю, высокую и очень высокую провозную способность. Самая высокая провозная способность у трамвая, а самим низкая - у автобуса. Основными экономическими критериями при организации транспортной системы города и выборе вида городского транспорта служит величина капитальных вложений и себестоимость перевозок.

Организация и координация деятельности всех видов, городского пассажирского транспорта, как правило, относятся к компетенции властей города и при необходимости субсидируются из соответству­ющего бюджета.

В крупнейших городах страны функционируют внеуличные виды пассажирского транспорта:

Метрополитен, вопросы функционирования которого относятся к федеральной компетенции в координации с органами городской власти;

Монорельс, который проходит опытную эксплуатацию в Москве. В некоторых городах в качестве внутригородского пассажирского транспорта используются водные, железнодорожные и другие его виды.

Функции органов МСУ в сфере транспорта:

Разработка схемы движения транспорта;

Разработка схемы развития улично-дорожной сети; Принятие правил и порядка организации работы транспорта; Выдача муниципального заказа на пассажирские и специализированные перевозки и заключение контрактов; Установление тарифов на перевозки; Контроль соблюдения графиков движения; Организация диспетчерской службы;

Разработка графиков и диспетчеризация движения транспорта; Контроль экологических параметров работы транспорта.