Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Расчет НДС. Формула. Пример. НДС: самый особенный и сложный налог Налоговым периодом для исчисления ндс является

Налог на добавленную стоимость (НДС) — федеральный, косвенный, некумулятивный налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного цикла и заканчивая продажей конечному потребителю.

Налог установлен главой 21 НК РФ и взимается с 1992 г.

Добавленную стоимость также можно представить как разность сумм поступлений за проданную продукцию и произведенных затрат (материальных и амортизации):

Исходя из этих способов определения добавленной стоимости, можно использовать четыре различных способа ее налогообложения:

  • прямой аддитивный , предполагающий применение ставки налога к результату сложения компонентов добавленной стоимости;
  • косвенный аддитивный , основанный на применении ставки к каждому из компонентов;
  • метод прямого вычитания , основанный на применении ставки к разнице в ценах реализации и закупки;
  • косвенный метод вычитания , или зачетный метод по счетам, когда ставка применяется отдельно к цене реализации продукции и к цене приобретения сырья, материалов и пр.

Если условно принять ставку налога за , то расчет налога, согласно перечисленным методам, будет иметь вид:

He все возможные способы исчисления НДС одинаково удобны и практически реализуемы. Так, существенным недостатком прямого и косвенного аддитивных методов является то, что при необходимости применить к разным товарам различные ставки налога требуется вести очень сложный аналитический и бухгалтерский учет с разбивкой компонентов добавленной стоимости в зависимости от их отношения к конкретному товару. Соответственно многократно усложняется система налогового администрирования.

При расчете налога на добавленную стоимость используется четвертый метод. Его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам (затратам (кроме заработной платы) и реализованной продукции).

Этот метод удобен, так как:

  • позволяет применять ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического и юридического характера;
  • наличие счета-фактуры, в котором отражаются налоги, становится самым важным и принципиальным моментом совершения сделки и информации о налоговых обязательствах. Использование счета-фактуры с указанием совершенной сделки дает возможность контроля за движением товара с целью налоговой проверки.

При использовании первого и второго методов расчета налога необходимо определить прибыль. Но поскольку в балансах компаний совершенные операции по продаже не подразделяются на виды товарной продукции в соответствии с действующими ставками налога, а также не выделяются по видам товаров закупки, то в этом случае применима лишь единая ставка налога на добавленную стоимость. Четвертый метод позволяет использовать дифференцированную ставку налога.

Таким образом, четвертый метод, или инвойсный, наиболее практичный. Фискальное достоинство НДС заключается в том, что каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара в момент продажи является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Разница между НДС, полученным от покупателя, и НДС, уплаченным ранее поставщикам при покупке товаров для своего производства, вносится в бюджет. Смысл подобной схемы расчета и уплаты налога состоит в том, чтобы облагать на каждой стадии сумму добавленной стоимости (заработной платы, процента, ренты, прибыли). Механизм действия налога на добавленную стоимость является относительно нейтральным по отношению к интересам предпринимателей, так как предполагает возмещение НДС, уплаченного налогоплательщиком, каждым последующим потребителем, падая в результате на конечного потребителя продукции (работ, услуг) — население. Выделение добавленной стоимости в каждом звене реализации имеет важное значение:

  • четко ограничивается цена товара, что побуждает производителя снижать издержки производства;
  • в процессе расчетов по налогу государство получает сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи макроэкономического программирования;
  • государству поступают доходы еще до реализации товара населению — единственному и конечному плательщику НДС.

НДС позволяет государству получать доход на каждой стадии реализации, обеспечивая бюджет стабильным источником дохода. По политическим и экономическим соображениям многие страны устанавливают несколько ставок налога. Пониженные применяются, как правило, к продовольственным товарам и медицинским услугам, повышенные — к предметам роскоши.

Кроме того, существует широкий круг товаров, для которых ставка процента равна нулю (например, для экспортируемых товаров (работ, услуг)).

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Кроме этого, ст. 145 НК РФ предоставляет право организации и индивидуальному предпринимателю на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Освобождение не может быть предоставлено организациям и предпринимателям, реализующим подакцизные товары или ввозящим товары на таможенную территорию Российской Федерации.

Право на освобождение предоставляется на 12 последовательных календарных месяцев в уведомительном порядке. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета:

  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с основаниями, установленными НК РФ.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

  • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;
  • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Организации (или предприниматели), получившие право на освобождение от уплаты НДС, включают «входящий» НДС в свои затраты, т. е. суммы «входящего» НДС уже не могут быть предъявлены ими к вычету.

Объекты налога на добавленную стоимость

Объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, и важно знать условия, при которых местом реализации является РФ (табл. 9).

Таблица №9 Место реализации товаров (работ, услуг)

Товары Работы (услуги)
Нахождение не территории РФ (не отгружаются и не транспортируются) Место нахождения недвижимого имущества, если работы (услуги) связаны непосредственно с этим имуществом. К таким работам (услугам) относятся: строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде.
В момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ Место фактического осуществления работ (услуг), если они связаны с движимым имуществом.
Место фактического оказания услуг, если услуги относятся к сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта.
Место экономической деятельности покупателя услуг.

Перечень конкретных условий освобождения от уплаты НДС отдельных операций достаточно многообразен и конкретизирован применительно к соответствующим товарам (работам, услугам), исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 149 НК РФ. К ним в частности относятся:

  • банковские операции, за исключением операций по инкассации;
  • реализация монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет);
  • медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями для населения, за исключением косметических, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических услуг (кроме финансируемых из бюджета).

Момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) — дата, на которую налоговая база признается сформированной, для того чтобы исчислить и уплатить с нее налог.

Моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Для некоторых операций имеет место специфика определения момента определения налоговой базы:

Момент определения налоговой базы Случаи, когда применяется данный порядок
День отгрузки (передачи товара) В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке (реализации)
День реализации складского свидетельства Реализация налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства
День уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства, в случаях, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 155 НК РФ — как день уступки (последующей уступки) требования или день исполнения обязательства должником, а в случае, предусмотренном п. 5 ст. 155 НК РФ, — как день передачи имущественных прав Передача имущественных прав в случае, предусмотренном п. 2 ст. 155 НК РФ (уступка новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению.
Последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ Реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1-3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НКРФ
Последнее число каждого налогового периода. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
День совершения передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд

Налоговая база по налогу на добавленную стоимость рассчитывается налогоплательщиками самостоятельно. Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне товаров (работ, услуг).

При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.

Для исчисления НДС применяется базовая ставка в размере 18%. Льготная ставка 10% применяется по отдельным продовольственным товарам (за исключением деликатесов), товарам для детей, периодическим печатным изданиям и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения.

Налоговым кодексом также предусмотрена ставка 0%, применяемая в частности при реализации:

  • товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы соответствующих документов, а также работ (услуг), непосредственно связанных с их производством и реализацией;
  • работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  • товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
  • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок, либо такая норма предусмотрена в международном договоре России.

Для обоснования применения ставки 0% в отношении экспортируемых товаров (работ, услуг) и налоговых вычетов налогоплательщики в обязательном порядке представляют в налоговые органы установленные документы (ст. 165 НК РФ).

Сумма налога определяется налогоплательщиками как произведение соответствующей налоговой ставки на налоговую базу, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг). Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Налоговый период устанавливается как квартал.

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.

Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговый период

Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенную форму налогообложения, в соответствии с которой часть стоимости товара или услуги перечисляется в бюджет по мере реализации этого самого товара или услуги.

Налоговый период представляет собой временной отрезок, который применяется к отдельным налоговым отчислениям. По окончанию этого временного отрезка рассчитывается общая налоговая база, из которой и вычисляется сумма отчислений в налоговую службу, которая должна быть уплачена.

В соответствии с положениями ст.285 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. При этом весь период распределяется на несколько этапов, по прохождении которых необходимо отчитаться перед налоговой. Такими отчетными периодами являются полугодие и 9 месяцев. Если же налогоплательщик осуществляет выплату ежемесячно, исходя из фактической прибыли, то для него отчетный период будет наступать каждый месяц, раз в 2 и 3 месяца.

На основании разъяснений ФНС, указанных в письме от 14.09.2009 года №3-1-11-730 общая сумма налога на добавленную стоимость признается фактической, если она рассчитана из текущей налоговой базы, которая сложилась за конкретный период времени. Однако это применимо лишь в тех ситуациях, когда суммарный показатель налога отображен в декларации, которую плательщик предоставляет в налоговую службу.

Ст.163 НК РФ устанавливает, что для всех налогоплательщиков налоговый период устанавливается как квартал. Таким образом, отчисления в бюджет должны быть осуществлены ежеквартально, и должны подкрепляться соответствующими данными, указанными в декларации.

Понятие налоговой ставки

Налоговой ставкой (также встречающейся в нормативной документации под наименованием нормы налогообложения) называют конкретный размер налога, который приходится на единицу налогообложения. Ставки определяются государством и считаются одним из наиболее универсальных инструментов регулирования экономической политики.

Существует несколько разновидностей налоговых ставок.

Налоговые отчисления по налогам и сборам федерального значения определяются Правительством РФ, а также уполномоченными федеральными службами, но при этом обязательно принимается в расчет Налоговый кодекс и его основные положения, которые затрагивают пределы отчислений.

В то же время те налоги, которые предназначены для поступления в региональные бюджеты субъектов РФ, определяются исходя из нормативной документации, принятой в конкретном субъекте, и с учетом всех требований и ограничений, указанный в НК РФ.

Теория налогообложения различает несколько видов налоговой ставки:

  • равная ставка, при которой сумма налога и ставка соответствуют одинаковым показателям и устанавливаются для плательщиков налогов в равных объемах;
  • тождественная ставка, при которой на единицу налога устанавливается твердый размер налога, который не может быть изменен;
  • процентная ставка. При которой сумма отчислений будет определена как процентное соотношение от единицы налогообложения;
  • пропорциональная ставка, при которой процент ставки фиксирован и не может быть изменен;
  • прогрессивная, отличающаяся возможностью резкого увеличения размера налога с ростом базы налогообложения;
  • регрессивная ставка, отличающаяся резким снижением суммы налога.

В соответствии с положениями ст.164 НК РФ, предусмотрено 4 типа налоговых ставок: 0%, 10%, 18% и расчетная ставка (10/110 и 18/118).

Реализация товаров (работ, услуг) по налоговой ставке 0 процентов

Налоговая ставка в 0% допускается в соответствии с положениями ст.164 НК РФ. Однако в нормативах указано, что использование подобной ставки допустимо лишь в тех ситуациях, когда имеется конкретное обоснование.

В соответствии с ключевыми законодательными положениями, ставка в 0% может быть установлена для следующих операций:

  • продажа товаров и услуг, которые вывозятся из страны при процедуре экспорта;
  • оказание услуг по вывозу и ввозу в РФ конкретных товаров;
  • оказание транспортных услуг по перевозке грузов по территории РФ при помощи авиатранспорта;
  • содействие в перевозке пассажиров и их багажа, но при условии, что они отправляются (направляются) в те места, которые неподконтрольны России.

Исходя из данного перечня можно сделать вывод, что от НДС будет освобожден тот доход, который идет на накопление или инвестирование, что в свою очередь является положительным моментом для развития экономики.

Кроме того, ставка может быть отменена в тех ситуациях, когда государство осуществляет социальную и экономическую защиту своих граждан, и в рамках данных мероприятий устанавливает размер ставки в 0% для тех товаров и услуг, которые можно отнести к категории социально-значимых (ст.149 НК РФ). Однако и тут имеются свои нюансы.

В нормативе указано, что при существовании вышеупомянутых причин ставка НДС отменяется, а не устанавливается в пределах 0%, как по нормам ст.164 НК РФ.

Кроме того, стоит обратить внимание на тот факт, что ставка в 0% используется для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономических правоотношений между разными странами мира, тем самым не способствуя ослаблению конкретности на рынках.

Стоит отметить, что несмотря на законодательное регулирование налоговых вычетов для экспортеров, в арбитражных судах все чаще можно столкнуться с делами, которые касаются установления ставки на отметке в 0%. Аналитики объясняют данное явление тем фактом, что нулевое налогообложение способствует развитию злоупотреблений, которые затрагивают возмещение налога, суммы которого бюджет так и не получил.

Реализация товаров (работ, услуг) по налоговой ставке 10 процентов

Исходя из указанных в ст.164 НК РФ возможной ставки НДС в размере 0, 10 и 18%, можно сделать вывод, что ставка на уровне в 10% является пониженной, и может быть применена в отношении тех отраслей народного хозяйства и производственных субъектов, для которых необходимо стимулировать развитие.

В соответствии с данными, указанными в п.2 ст.164 НК РФ, ставка в 10% будет применена в следующих ситуациях:

  • при продаже продовольственных товаров (Постановление Правительства РФ №908 от 31.12.2004 г.). В данной категории можно встретить такие товары, как сельскохозяйственная продукция (мясо птицы и скота, молочные продукты и т.д.), соль и сахар, крупы и макаронные изделия, рыбные продукты (за исключением деликатесов и экзотических сортов рыб), овощи, продукты питания для детей и диабетиков, и т.п.;
  • при реализации товаров для детей (подпункт 2 п.2 ст.164 НК РФ). Здесь указаны следующие товары: трикотажные изделия, продукция швейного производства (за исключением меховых изделий и товаров из натуральной кожи), обувь (за исключением обуви спортивного назначения), кроватки и матрацы, игрушки, подгузники и т.д.;
  • реализация печатной продукции, которая связана с образованием, культурой и наукой. Однако стоит отметить, что пониженная ставка не будет применена в отношении периодики, а также изданий, связанных с эротическим содержанием. Также в данную категорию не попадут те издания, в которых около 40% информации относится к рекламе;
  • товары медицинского применения (Постановление Правительства №688 от 15.09.2008 г.);
  • реализация крупного рогатого скота, а также племенных животных, их спермы и эмбрионов;
  • передача в аренду племенных животных и птиц с правом последующего выкупа.

Случаи производства налогообложения по налоговой ставке 18 процентов

Установление ставки в 18% характерно для всех ситуаций, которые не подпадают под действие положений, указанных в п.3 ст.164 НК РФ. Таким образом, если товар или услуга не могут быть проиндексированы по ставкам в 0% и 10% (п.1 и 2 ст.164 НК), значит в отношении их будет применена 18% ставка.

Отдельно указано, что ставкой в размере 18% также облагаются посреднические услуги. Таким образом, если лицо выполняет роль посредника между компаниями и организациями, он будет обязан уплатить в бюджет 18% от суммы, которая была получена им в качестве финансового вознаграждения.

В соответствии с законодательными нормами, в отношении посреднических операций будет применена данная ставка потому, что налогообложение посреднических услуг не зависит от того, по каким ставкам облагаются те товары и услуги, в реализации которых он принимает непосредственное участие.

НДС введен в России с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» в качестве федерального налога. НДС является основным налоговым источником федерального бюджета. При этом ставка НДС была снижена в 2004 г. с 20% до 18%.

В начале налоговой реформы было признано, что любые резкие изменения в НДС вряд ли будут оправданы, поэтому из серьезных нововведений предлагалось ограничиться только приближением конструкции российского НДС к международным аналогам. В рамках этой задачи модернизация НДС была проведена по следующим направлениям:
- приближение основных понятий и структуры законодательства о НДС к европейским требованиям - введение понятий места реализации товаров и услуг, нулевой ставки;
- включение в число налогоплательщиков индивидуальных пред п рин имател ей;
- введение режима освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС;
- переход к взиманию НДС на основе единой налоговой ставки (не учитывая ставку 0%);
- переход к взиманию НДС на основе метода начислений, при котором момент возникновения налоговых обязательств, как и момент возникновения права на налоговый вычет, определяется как наиболее ранний из трех моментов - получение (выставление) счета-фактуры, получение (осуществление) оплаты, отгрузка (получение) товара;
- сокращение освобождений от уплаты налога до перечня стандартных освобождений, применяющегося в международной практике;
- переход к заявительному порядку возмещения НДС и единой налоговой декларации по операциям, облагаемым по ставке 0%, и прочим операциям;
- регламентация других вопросов в налоговом законодательстве, в частности, порядка возмещения НДС.

Все эти нововведения были реализованы на практике на протяжении периода проведения налоговой реформы.

Следует также отметить, что с 2008 г. продолжительность налогового периода по НДС увеличена до квартала. Это решение позволило не только разово увеличить финансовые ресурсы налогоплательщика, но и облегчить администрирование данного налога.
Правовые основы уплаты НДС закреплены в гл. 21 НК.

Традиционно этому налогу уделяется особое внимание при формировании налоговой политики РФ.

Налогоплательщиками НДС выступают:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ дня собственного потребления;
- ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. Вместе с тем данное положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом на таможенную территорию РФ товаров, подлежащих налогообложению.

В целях налогообложения по НДС местом реализации товаров признается территория РФ, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
- товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.
Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если:
- работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;
- работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание;
- услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
- покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

Статьей 149 НК определен закрытый перечень операций, не подлежащих налогообложению на территории РФ, В него входят, в частности, реализация важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, оказание медицинскими организациями медицинских услуг, услуги скорой медицинской помощи, оказание услуг по перевозке пассажиров, реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы, реализация банками банковских операций, оказываемые учреждениями культуры и искусства услуги в сфере культуры и искусства и многое другое.

В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг). Кроме того, гл. 21 НК предусмотрены особенности определения налоговой базы по отдельным видам сделок, а также для отдельных категорий лиц.

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.

По НДС предусмотрено три вида налоговых ставок: 0%, 10% и 18%.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, некоторых видов работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией отдельных видов товаров, а также в иных обусловленных налоговым законодательством случаях (например, услуг по международной перевозке товаров, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ).

Налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации: продовольственных товаров, товаров для детей, некоторых периодических печатных изданий, книжной продукции, некоторых медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, лекарственных средств, изделий медицинского назначения.

Во всех остальных случаях налогообложение производится по налоговой ставке 18%.

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету (ст. 168,169 НК).

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные НК налоговые вычеты. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных в НК, и при наличии соответствующих первичных документов.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с НК, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

В последнее время одним из наиболее обсуждаемых и актуальных вопросов налоговой политики является возможное снижение НДС. При этом возможны два варианта развития событий: введение единой ставки НДС в размере 12% или же - снижение ставки НДС до 14% с сохранением льготной ставки 10% по отдельным группам товаров (детские товары, лекарства и т.п.). Считается, что оба варианта развития событий будут способствовать стимулированию экономического роста. Однако для осуществления такой налоговой реформы необходимо проанализировать выпадающие доходы федерального бюджета и предложить альтернативные источники доходов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – один из самых популярных налогов среди финансистов и индивидуальных предпринимателей. В данной статье мы разберем формулу расчета НДС, кто должен его платить, кто нет, как правильно его рассчитать, каким образом можно выделить его из суммы и что является основной базой для осуществлении расчетов. Также рассмотрим не менее интересные вопросы касающиеся сроков уплаты НДС, сдачи основной отчетности и особенности данной процедуры.

Формула расчета НДС

Расчет НДС происходит по стандартной формуле, которая имеет следующий вид:

НДС = налоговая база * ставка налога / 100%

Налог на добавленную стоимость рассчитывается по стандартной формуле, идентичной для все остальных видов налогов. Главные отличия заключаются в значениях процентных ставок и расчете налоговой базы.

Расчет налоговой базы НДС

Налогооблагаемая база – стоимость продукции или услуг, которая определяется на день отгрузки товара или оказания услуги или на день получения аванса при предварительной оплате. С налогооблагаемой базы рассчитывается итоговая сумма взносов по налогу на добавленную стоимость.

Расчет ставки НДС

Налоговая ставка – процентная ставка, определяющая размер взносов при продажи продукции или оказании услуг. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ (ст.164 НК РФ) выделяют процентные ставки в – 0%, 10% и 18%. Рассмотрим более подробно на какие товары/услуги распространяются данные налоговые ставки.

Ставка 0%

Налоговая ставка 0% используется при расчете НДС от стоимости экспортных товаров. Эта ставка означает, что иностранные покупатели не платят своим поставщикам НДС. Экспортная компания не начисляет НДС на те товары, которые реализует и не уплачивает налог в бюджет. В тоже время нулевая ставка не значит, что экспортные организации полностью освобождаются от уплаты налога на приобретенные товары. НДС с товаров, которые приобретают поставщики, может направляться к возмещению из бюджета.

Для начисления НДС по ставке 0%, организации необходимо собрать все документы, список которых можно увидеть в ст.165 НК РФ. Согласно законодательству необходимо предоставить документы за 6 месяцев с момента экспорта продукции. Если документы будут поданы не в срок, то придется оплачивать в бюджет НДС по налоговой ставкой в 10 или 18 %. При оформлении счета фактуры компания предоставляет иностранному партнеру с указанием нулевой процентной ставкой.

Данная процентная ставка также используется при продажи некоторых видов товаров, список которых отражен в ст.164 НК РФ. В данный список входят такие товары как: драгметаллы, станки, техника, используемая в космической отрасли и пр.

Ставка 10%

Налоговая ставка используется для расчета НДС на социально-значимые группы товаров. Их перечень приведен в п.2 ст.164 НК РФ. Существует достаточно обширный перечень товаров, поэтому лучше с ним ознакомиться самостоятельно, в эту группу входят:

  • Продовольственных товаров.
  • Медицинские товары, в том числе мед.техника и лекарственные препараты.
  • Товары для детей и подростков.
  • Печатной продукции и т.д.

Ставка 18%. Пример расчета НДС

Во всех случаях, когда не используют ставку 0 или 10% при проведении расчетов НДС используют налоговую ставку 18%. Приведем пример расчета НДС от суммы.

Организация ООО “Альфа”, предварительно обговорив цену товара, хочет продать партию мягких игрушек компании ООО “Бета”. Общая стоимость товарной партии составляет 200 тыс. рублей. Необходимо рассчитать НДС к оплате. Согласно НК детские игрушки относятся к социально важным товарам, к которым применяется процентная ставка – 10%. Налогооблагаемой базой будет равна стоимости мягких игрушек в 200 тыс. руб. Налог на добавленную стоимость рассчитан ниже по формуле:

НДС = 200 тыс. * 10% / 100% = 20 тыс. руб.

В результате проведенных расчетов общая стоимость детских мягких игрушек с учетом НДС будет составлять 220 тыс. руб. Это сумма выставляется для оплаты покупателем. ООО “Альфа” выставляет счет фактуру, где подробно описывает список всех реализованных товаров с начисленным НДС.

На основании этого документа ООО “Бета” направляет сумму НДС (20 тыс. руб.) к возврату из бюджета. Компания-поставщик начисленный НДС в размере 20 тыс. рублей уплачивает в бюджет .

Помимо налоговых ставок НДС 0, 10 и 18% применяется еще две ставки:

100% * 10% / 110%

100% * 18% / 118%.

Данные налоговые ставки применяются когда необходимо выделить НДС из суммы.

Особенности порядка уплаты НДС. Срок сдачи декларации по НДС

Для всех организация определен единый отчетный период – квартал. По итогам квартала учитывается сумма НДС, которую необходимо уплатить в бюджет. На основании полученных данных заполняется декларация и отправляется в налоговую инспекцию. Оплата производится до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Это значит, что необходимо подавать декларацию 4 раза за год до 20 числа таких месяцев: апрель, июль, октябрь, январь. С 2015 г. срок подачи деклараций по этому виду налогов увеличивается на 5 дней, то есть подавать документы необходимо до 25 числа вышеперечисленных месяцев.

Расчетная сумма уплачивается ежемесячно. Она рассчитывается таким образом: рассчитывается показатель НДС за предыдущий квартал, эта сумма делится на три части и выплачивается в течение 3 следующих месяцев (до 25 числа).

Предположим, что за I квартал, с января по март, был рассчитан налог в размере 100 тыс. руб. Начиная с второго квартала организация должна до 25 апреля заплатить 1/3 данной суммы (33 тыс. руб.), до 25 мая еще 1/3 суммы и оставшуюся часть до 25 июня. Далее рассчитывается НДС за II квартал и выплачивается аналогично равными частями. Оплата осуществляется до 25 числа июля, августа и сентября.

НДС (налог на добавленную стоимость) - это самый сложный для понимания, расчета и уплаты налог, хотя если не вникать глубоко в его суть, он покажется не очень обременительным для бизнесмена, т.к. является косвенным налогом. Косвенный налог, в отличие от прямого, переносится на конечного потребителя.

Каждый из нас может увидеть в чеке из магазина общую сумму покупки и сумму НДС, и именно мы, как потребители, в итоге и платим этот налог. Кроме НДС, косвенными налогами являются акцизы и таможенные пошлины. Чтобы разобраться, в чем сложность администрирования НДС для его плательщика, надо будет понять основные элементы этого налога.

Элементы НДС

Объектами налогообложения НДС являются:

  • реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.

Не облагаются НДС товары и услуги, перечисленные в статье 149 НК РФ. Среди них есть социально значимые, такие как: реализация некоторых медицинских товаров и услуг; услуги по уходу за больными и детьми; реализация предметов религиозного назначения; услуги по перевозке пассажиров; образовательные услуги и т.д. Кроме того, это услуги на рынке ценных бумаг; банковские операции; услуги страховщиков; адвокатские услуги; реализация жилых домов и помещений; коммунальные услуги.

Налоговая ставка НДС может быть равна 0%, 10% и 18%. Есть еще понятие «расчетных ставок», равных 10/110 или 18/118. Их используют при операциях, указанных в пункте 4 статьи 164 НК РФ, например, при получении предоплаты за товары, работы, услуги. Все ситуации, при которых применяются определенные налоговые ставки, приводятся в статье 164 НК РФ.

Обратите внимание: с 2019 года максимальная ставка НДС составит 20% вместо 18%. Расчетная ставка вместо 18/118 составит 20/120.

По нулевой налоговой ставке облагаются операции экспорта; трубопроводный транспорт нефти и газа; передача электроэнергии; перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом. По 10% ставке - некоторые продовольственные товары; большинство товаров для детей; лекарства и медицинские изделия, не входящие в перечень важнейших и жизненно необходимых; племенной скот. Для всех остальных товаров, работ, услуг действует ставка НДС в 18%.

Налоговая база по НДС в общем случае равна стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, с учетом акцизов для подакцизных товаров (ст.154 НК РФ). При этом в статьях со 155 по 162.1 НК РФ приводятся подробности для определения налоговой базы отдельно для разных случаев:

  • передача имущественных прав (ст. 155);
  • доход по договорам поручения, комиссии или агентскому (ст. 156);
  • при оказании услуг перевозок и услуг международной связи (ст. 157);
  • реализация предприятия как имущественного комплекса (ст. 158);
  • выполнение СМР и передача товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд (ст. 159);
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ (ст. 160);
  • при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками - иностранными лицами (ст. 161);
  • с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162);
  • при реорганизации организаций (ст. 162.1).

Налоговым периодом , то есть тем периодом времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате по НДС, является квартал.

Плательщиками НДС признаются российские организации и индивидуальные предприниматели, а также те, кто перемещает товары через таможенную границу, то есть, импортеры и экспортеры. Не платят НДС налогоплательщики, работающие на специальных налоговых режимах: , (кроме случаев, когда они ввозят товар на территорию РФ) и участники проекта «Сколково».

Кроме того, могут получить освобождение от уплаты НДС налогоплательщики, которые отвечают требованиям статьи 145 НК РФ: сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг за три предыдущих месяцев без учета НДС не превысила двух млн. рублей. Освобождение не распространяется на ИП и организации, реализующие подакцизные товары.

Что такое вычет по НДС?

На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота). Но если мы вернемся к его полному названию - «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость . Добавленная стоимость - это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.

Отсюда становится понятным необходимость получения налогового вычета по НДС. Вычет уменьшает сумму НДС, начисленного при реализации, на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщику при приобретении товаров, работ, услуг. Рассмотрим на примере.

Организация «А» закупила у организации «В» товар для перепродажи стоимостью 7 000 рублей за одну единицу. Сумма НДС составила 1 260 рублей (по ставке 18%), итого цена закупки равна 8 260 рублей. Далее организация «А» продает товар организации «С» уже по 10 000 рублей за единицу. НДС при реализации равен 1 800 рублей, который организация «А» должна перечислить в бюджет. В сумме 1 800 рублей уже «скрыт» тот НДС (1 260 рублей), который был оплачен при закупке у организации «В».

По сути, обязательство организации «А» перед бюджетом по НДС равно всего 1 800 - 1 260 = 540 рублей, но это при условии, что налоговые органы зачтут этот входящий НДС, то есть, предоставят организации налоговый вычет. Получение этого вычета сопровождается множеством условий, ниже мы рассмотрим их подробнее.

Кроме вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг, НДС при реализации можно уменьшить на суммы, указанные в статье в статье 171 НК РФ. Это НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ; при возврате товара или отказе от выполнения работ, оказания услуг; при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.

Условия получения вычета входного НДС

Итак, какие условия должен выполнять налогоплательщик, чтобы уменьшить сумму НДС при реализации на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщикам или при ввозе товаров на территорию РФ?

  1. должны иметь связь с объектами налогообложения (ст. 171(2) НК РФ). Нередко налоговые органы задаются вопросом - будут ли эти приобретенные товары фактически использоваться в операциях, облагаемых НДС? Еще один подобный вопрос - есть ли экономическая обоснованность (направленность на получение прибыли) при приобретении этих товаров, работ, услуг?
    То есть, налоговый орган пытается отказать в получении налогового вычета по НДС, исходя из своей оценки целесообразности деятельности налогоплательщика, хотя к обязательным условиям вычета входящего НДС это не относится. В итоге, плательщиками НДС подается множество судебных исков на необоснованные отказы в получении вычетов по этому поводу.
  2. Приобретенные товары, работы, услуги должны быть приняты на учет (ст. 172(1) НК РФ).
  3. Наличие правильно оформленной счет-фактуры . В статье 169 НК РФ приводятся требования к тем сведениям, которые должны быть указаны в этом документе. При импорте вместо счет-фактуры факт уплаты НДС подтверждают документы, выданные таможенной службой.
  4. До 2006 года для получения вычета действовало условие о фактической оплате суммы НДС. Сейчас же в статье 171 НК РФ приводятся только три ситуации, при которых право на вычет возникает в отношении именно уплаченного НДС: при ввозе товаров; по расходам на командировки и представительские расходы; уплаченные покупателями-налоговыми агентами. В отношении других ситуаций применяется оборот «суммы налога, предъявленные продавцами».
  5. Осмотрительность и осторожность при выборе контрагента. О том, « » мы уже рассказывали. Отказ в получении налогового вычета по НДС может быть вызван и вашей связью с подозрительным контрагентом. Если вы хотите уменьшить НДС, который должны уплатить в бюджет, рекомендуем вам проводить предварительную проверку своего партнера по сделке.
  6. Выделение НДС отдельной строкой. Статья 168 (4) НК РФ требует, чтобы сумма НДС в расчетных и первичных учетных документах, а также в счетах-фактурах была выделена отдельной строкой. Хотя это условие и не является обязательным для получения налогового вычета, надо отслеживать его наличие в документах, чтобы не вызывать налоговые споры.
  7. Своевременное выставление поставщиком счет-фактуры. Согласно статье 168 (3) НК РФ счет-фактура должна быть выставлена покупателю не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг. Удивительно, но и тут налоговые органы видят причину для отказа в получении покупателем налогового вычета, хотя требование это относится только к продавцу (поставщику). Суды же по этому вопросу занимают позицию налогоплательщика, резонно отмечая, что пятидневный срок выставления счет-фактуры не является обязательным условием для вычета.
  8. Добросовестность самого налогоплательщика. Здесь уже надо доказать, что сам плательщик НДС, желающий получить вычет, является добросовестным налогоплательщиком. Поводом для этого является все то же постановление Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. N 53, которое определяет «пороки» контрагента. В пунктах 5 и 6 этого документа содержится перечень обстоятельств, которые могут указывать на необоснованность налоговой выгоды (а вычет входного НДС тоже является налоговой выгодой)

    Подозрительными, по мнению ВАС, являются:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций;
  • отсутствие условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в указанном объеме;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые связаны с получением налоговой выгоды.

    Это и такие, вполне безобидные, на первый взгляд, условия, как: создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции; разовый характер операции; использование посредников при сделках; осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика.
    Опираясь на это постановление, налоговые инспекторы поступали очень просто - отказывали в получении вычета по НДС, просто перечисляя эти условия. Рвение своих сотрудников пришлось сдерживать самой ФНС, т.к. количество «недостойных» получения налоговой выгоды просто зашкаливало. В письме от 24.05.11 г. № СА-4-9/8250 ФНС отмечает, что «… в практике налогового контроля имеют место случаи, когда налоговый орган, избегая ясности в квалификации обстоятельств получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, ограничиваясь ссылками на пункты 1, 5, 6, 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 делает выводы о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. При этом иные обстоятельства, явно свидетельствующие о том, что хозяйственная операция совершена, не учитываются».

  1. Дополнительными условиями для получения налогового вычета по НДС могут быть еще целый ряд требований налоговых органов к оформлению документов (типичны обвинения в неполноте, недостоверности, противоречивости указанных сведений); к рентабельности деятельности плательщика НДС; попытка переквалификации договоров и т.д. Если вы уверены в своей правоте, во всех этих случаях стоит, по меньшей мере, опротестовывать решения налоговиков об отказе в получении налогового вычета по НДС в вышестоящем налоговом органе.

НДС при экспорте

Как мы уже говорили, при экспорте товаров их реализация облагается по ставке 0%. Право на такую ставку компания должна обосновать, подтвердив факт экспорта документально. Для этого вместе с декларацией по НДС в налоговую инспекцию надо подать пакет документов (копии экспортного контракта, таможенных деклараций, транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможни).

На то, чтобы подать эти документы, плательщику НДС дается 180 дней со дня помещения товаров под таможенные процедуры экспорта. Если в этот срок нужные документы не будут собраны, то НДС надо будет заплатить по ставке 10% или 18%.

НДС при импорте

При ввозе товаров на территорию РФ импортеры платят на таможне НДС, который рассчитывается в составе таможенных платежей (ст. 318 Таможенного кодекса РФ). Исключение - ввоз товаров из Республики Беларусь и Республики Казахстан, в этих случаях уплата НДС оформляется в налоговой инспекции на территории России.

Обратите внимание, что при ввозе товаров на территорию России, НДС платят все импортеры, в том числе работающие на специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН), и те, кто освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ.

Ставка НДС при импорте равна 10% или 18%, в зависимости от вида товаров. Исключением являются товары, указанные статье 150 НК РФ, при ввозе которых НДС не взимается. Налоговая база, на которую будет начисляться НДС при ввозе товаров, рассчитывается как общая сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров).

НДС при УСН

Хотя упрощенцы не являются плательщиками НДС, но вопросы, связанные с этим налогом, тем не менее, в их деятельности возникают.

Прежде всего, почему налогоплательщики на ОСНО не хотят работать с поставщиками на УСН? Ответ здесь такой - поставщик на УСН не может выставить покупателю счет-фактуру с выделенным НДС, из-за чего покупатель на ОСНО не сможет применить налоговый вычет на сумму входного НДС. Выход здесь возможен в снижении продажной цены, ведь в отличие от поставщиков на , упрощенцы не должны начислять НДС при реализации.

Иногда упрощенцы все-таки выписывают покупателю счет-фактуру с выделенным НДС, что обязывает их уплатить этот НДС и сдать декларацию. Судьба такой счет-фактуры может оказаться спорной. Инспекции часто отказывают покупателям в получении налогового вычета, ссылаясь на то, что упрощенцы не являются плательщиками НДС (при этом НДС-то ими реально уплачен). Правда, большинство судов в таких спорах поддерживает право покупателей на вычет НДС.

Если же наоборот - упрощенец покупает товар у поставщика, работающего на ОСНО, то он оплачивает НДС, на который не может получить вычет. Зато, согласно статье 346.16 НК РФ, налогоплательщик на упрощенной системе может учесть входной НДС в своих расходах. Касается это, правда, только плательщиков , т.к. на УСН Доходы никакие расходы не учитывают.

Декларация по НДС и уплата налога

Декларацию по НДС нужно сдавать по итогам каждого квартала, не позднее 25-го числа следующего месяца, то есть, не позднее 25-го апреля, июля, октября и января соответственно. Отчетность принимается только в электронном виде, если она представлена на бумажном носителе, то не считается представленной. Начиная с отчета за 1 квартал 2017 года декларация по НДС подается по обновленной форме (в ред. Приказа ФНС от 20.12.2016 N ММВ-7-3/696@).

Порядок оплаты НДС отличается от других налогов. Сумму налога, рассчитанную за отчетный квартал, нужно разделить на три равные части, каждую из которых нужно внести не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев следующего квартала. Например, по итогам первого квартала сумма НДС к уплате составила 90 тыс. рублей. Сумму налога делим на три равные части по 30 тыс. рублей, и уплачиваем в следующие : не позднее 25 апреля, мая, июня соответственно.

Обращаем внимание всех ООО - организации могут уплатить налоги только путем безналичного перечисления. Это требование ст. 45 НК РФ, согласно которому обязанность организации по уплате налога считается выполненной только после предъявления в банк платежного поручения. Платить налоги ООО наличными деньгами Минфин запрещает.

Если Вы не успели вовремя заплатить налоги или взносы, то помимо самого налога, придется также заплатить неустойку в виде пени, рассчитать которую можно с помощью нашего калькулятора.