Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Содержание денежно кредитной политики центрального банка. Монетаристская количественная теория денег. Установление ориентиров роста денежной массы

Монетарная политика - комплекс мероприятий, которые проводятся государством или Центральным Банком с целью стабилизации экономики (укрепления национальной валюты, ускорения темпов экономического роста, снижения цен на продукты питания и так далее). Она является частью макроэкономической политики, проводится с применением различных методов и инструментов, в зависимости от конкретных задач.

Цели монетарной политики

Цели кредитно-денежной политики государства (Центрального Банка) условно делятся на три вида:

1. Стратегические (первичные) цели . Реализация следующих задач имеет первостепенное значение:
- повышение занятости среди населения;
- нормализация уровня цен;
- сдерживание инфляционных процессов;
- ускорение темпов экономического роста;
- увеличение объемов производства;
- выравнивание (балансирование) платежного баланса государства.

2. Промежуточные цели реализуются за счет изменения процентной ставки и объема денег в обращении. Таким способом можно корректировать текущий спрос на товары первого потребления и снижать (повышать) предложение денег. Итог - оказание влияние на уровень ценовой политики, привлечение инвестиций, рост занятости и увеличение объемов производства. При этом удается удерживание или оживление конъюнктуры на денежном (товарном) рынке;

3. Тактические цели носят краткосрочный характер. Их задача - ускорить достижение более важных - промежуточных и стратегических целей:
- контроль предложения денег;
- контроль уровня процентной ставки;
- контроль обменного курса.

Виды монетарной политики

Каждое государство выбирает свой вид кредитно-денежной политики. Он может меняться, в зависимости от внешних условий, состояния экономики, развития производства, занятости населения и прочих факторов. При этом выделяются следующие виды:

1. Мягкая монетарная политика (ее второе название - «политика дешевых денег») направлена на стимулирование различных отраслей экономики за счет регулирования процентных ставок и увеличения объемов денежной массы. При этом Центральный Банк проводит следующие операции:

Совершает сделки по покупке государственных ценных бумаг. Все операции при этом проводятся на открытом рынке, а вырученные средства переводятся в резервы банков и на счета населения. Подобные действия позволяют повысить объем денежной массы и улучшить финансовые возможности банков. Как следствие, межбанковский кредит начинает пользоваться большим спросом;

Сводит к минимуму норму банковского резервирования, что существенно расширяет возможности кредитования различных сфер экономики;

Снижает процентную ставку. Как следствие, коммерческие банки получают доступ к более выгодным кредитам. Одновременно с этим возрастает объем выданных займов населению на более выгодных условиях и привлечение дополнительных средств в виде депозитных вкладов.

2. Жесткая монетарная политика (ее второе название - «политика дорогих денег») направлена на введение различных ограничений, удерживание роста денег в обращении с основной целью - сдерживание инфляционных процессов. При жесткой кредитно-денежной политике ЦБ выполняет следующие действия:

- увеличивает предел банковского резервирования. Таким способом достигается уменьшение роста денежной массы;

- повышает процентную ставку. По этой причине коммерческие структуры вынуждены остановить поток заимствований у ЦБ и ограничить выдачу кредитов населению. Итог - подавление роста объемов денежной массы;

- продает государственные ценные бумаги При этом сделки производятся на открытом рынке за счет текущих счетов населения и резервов коммерческих кредитно-финансовых организаций. Итог такой же, как и в предыдущем случае - уменьшение объема денежной массы.

Кроме жесткой и мягкой можно выделить еще два вида кредитно-денежной политики:

1. Стимулирующая монетарная политика. Ее суть заключается в выполнении следующих действий:

Уменьшение учетной ставки;
- снижение нормированной величины резервных требований;
- скупку государственных активов на открытом рынке.

Такие действия актуальны в период общего спада в сфере экономики. Основная цель - приостановить общий рост безработицы в стране, увеличить рост деловой активности.

2. Сдерживающая монетарная политика заключается в проведении обратных действий и направлена на снижение общего предложения денег:

Продажа ЦБ государственных активов;
- увеличение учетной ставки;
- пересмотр нормированной величины резервных требований в сторону увеличения.

Проведение такой политики актуально в период бума, когда требуется сдержать инфляцию и снизить деловую активность.

Инструменты монетарной политики

Все инструменты Центрального Банка можно классифицировать:


1. По объектам, на которые они воздействуют:

- кредитная экспансия. Проводится для роста занятости у населения и подъема общих объемов производства;
- кредитная рестрикция. Основная задача таких мероприятий - защитить экономику страны от «перегрева» (повышенной активности) и снизить рост инфляции.

2. По форме инструменты монетарной политики могут быть:

- прямыми. Такие инструменты имеют вид различных директив, инструкций или предписаний. Указания в этом случае исходят от основного регулятора - Центрального Банка;
- косвенными. В этом случае Центральный Банк направляет свои усилия на создание конкретных условий денежного рынка для достижения конечных целей.

3. По особенностям параметров:

- качественные инструменты. Подразумевают непосредственное регулирование банковских кредитов;
- количественные инструменты. Здесь ЦБ влияет на возможности коммерческих банков в плане кредитования и привлечения займов.

4. По периоду воздействия:

- краткосрочные. Посредством их реализации можно достичь промежуточных (в лучшем случае - тактических) целей;
- долгосрочные. Действие инструментов направлено на достижение улучшений в экономической сфере в течение длительного времени (от года и более). При правильно выстроенной политике возможно достижение стратегических целей.

Основной монетарной политики являются следующие инструменты:

1. Изменение нормированной величины резервов. Этот параметр характеризует часть от общего объема депозитов коммерческих структур, которые должны храниться в ЦБ (резервная система) или в виде наличных средств. Объем обязательных резервов высчитывается по простой формуле:

R обяз=D*rr,

где rr - требуемый объем обязательных резервов, %,
D - общий объем депозитов на счету банка;
- Rобяз - величина обязательных резервов.

По сути, коммерческие банки должны держать в ЦБ какой-то процент от общего баланса депозитных вкладов. У каждого вида депозита есть своя нормированная величина. Чем выше ликвидность вклада, тем больше процент.

Если ЦБ проводит политику по увеличении нормы резервов, то это приводит к резкому снижению объемов денег. Причины здесь две:
- снижаются возможности коммерческого в плане кредитования;
- сокращается объем банковского мультипликатора.


2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) - второй по важности инструмент современных банков. Данный параметр показывает, под какой процент Центральный Банк предоставляет займы коммерческим банкам. Небольшие финансовые структуры часто вынуждены прибегать к кредитам для решения срочных вопросов - реализация выплат клиентам, пополнениерезервов и так далее.


Центральный банк, снижая или увеличивая процентную ставку, может непосредственно действовать на предложение денег. Чем больше ставка рефинансирования, тем меньше коммерческие банки будут прибегать к займам, и тем реже будут выдавать кредиты сами. При снижении ставки рефинансирования происходит обратный процесс.

Изменение ставки рефинансирования сложно назвать гибким инструментом кредитно-денежной политики страны. Причина - небольшой процент займов у Центрального Банка, который не превышает 3-4% общего объема банковских резервов. При этом сам ЦБ не позволяет небольшим структурам злоупотреблять возможность оформления займов. Кредиты выдаются только в том случае, если они оправданы и способствуют решению текущих проблем.

3. Выход на открытый рынок и проведение сделок с ценными бумагами. Такой инструмент подразумевает покупку (продажу) ЦБ ценных бумаг. Все действия производятся на вторичном рынке (работать на первичном рынке ЦБ запрещено). В качестве основных активов выступают казначейские векселя и гособлигации. В первом случае государство получает доход от разницы между покупкой и выкупом, а во втором - от процентов.

Покупка ценных бумаг ЦБ способствует повышению резервов коммерческих структур. При этом есть два варианта:

При покупке государственных облигаций или векселей у коммерческого банка резервы последнего возрастают, повышаются его кредитные возможности. Активы финансового учреждения увеличиваются на всю сумму сделки;


- при покупке ценных бумаг у населения (компаний, домохозяйств и так далее), продавец получает в ЦБ чек. При этом он все равно относит его в коммерческий банк и ложит на свой счет. Возможности банка также возрастут, но не на всю сумму, а только на какой-то процент, ведь часть от этих средств не может быть использована (она должна отходить к обязательным резервам ЦБ).

Покупка ценных бумаг Центральным Банком - одно из наиболее эффективных действий во время спада экономики. В обратном случае (при "перегреве") производится продажа активов, что сковывает возможности коммерческих банков, существенно снижает их резервы и, соответственно, объем денежных средств в обращении.

Методы монетарной политики

Все методы монетарной политики государства можно разделить:


1. Прямые методы. Представляют собой административные меры со стороны ЦБ, направленные на выпуск директив, касающихся денежного обращения и уровня цен. Преимущество таких методов - быстрый эффект и возможность контроля со стороны Центрального Банка. Недостаток - возможные последствия через некоторое время (отток инвестиций за границу, развитие «теневой» экономики и так далее).

2. Косвенные методы. Подразумевают воздействие на рыночные механизмы. Их эффективность зависит от условий и уровня денежного рынка.

Кроме прямого и косвенного можно выделить еще два подхода:

- общий. Его особенность - действие на экономику посредством косвенных инструментов;
- селективный. В этом случае регулируются определенные формы кредита.

Мероприятия проводятся для решения конкретных (менее глобальных) задач. К таким методам можно отнести рефинансирование коммерческих банков, ограничение выдачи ссуд и так далее.

Наиболее популярные следующие:

1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ.

Сегодня есть две основные формы пересмотра (установки) базовой процентной ставки:

- ставка по ломбардным операциям. Речь идет о займах под залог ценных бумаг. Такой кредит имеет краткосрочный характер (до полугода). При этом регулируется не только процентная ставка, но и список ценных бумаг, которые могут выступать в качестве залога;
- ставка рефинансирования. При этом пересматриваются условия, на которых ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих банков.

В банке России можно выделить следующие процентные ставки:


2. Изменение резервных требований к другим кредитным организациям относительно отчислений от привлеченных ресурсов в пользу резервного фонда ЦБ. Такие резервные требования несут несколько основных функций:

- денежного буфера. В случае нехватки ликвидности на МБК процентная ставка существенно возрастает. Для ее регулирования уменьшается резервный коэффициент, что открывает доступ коммерческим банкам к дополнительным ресурсам;

- регулирования предложения на рынке денег. Снижение процента резервирования способствует повышению активности банков в отношении выдачи кредитов (повышение ставки, наоборот, снижает объем выданных кредитных средств). Таким способом государство регулирует объем денежного обращения;

- контроль ликвидности всей банковской системы на небольшом временном промежутке;

- налогообложение. По сути, резервные требования можно сравнить с налогами для коммерческих банков.

3. Сделки на вторичном рынке ценных бумаг. Здесь речь идет о покупке или продаже казначейских векселей, облигаций государственного образца, активов банков и крупных корпораций). Метод хорош для регулирования курса гособлигаций и депозитной базы банков (увеличения или уменьшения).

При покупке ценных бумаг Центраьным Банком к ним предъявляется три основных требования - высокий уровень ликвидности, низкий кредитный риск, обращаемость на рынке. Наибольшей популярностью пользуются сделки РЕПО, когда заключается соглашение о покупке активов с последующей возможностью выкупа. При совершении сделки РЕПО внимание уделяется следующим критериям - стоимости покупки, стоимости обратной продажи, временному лагу (временному диапазону между прямой и обратной сделкой).

4. Рефинансирование коммерческих банков направлено на повышение ликвидности финансово-кредитных учреждений. Из наиболее популярных видов займов можно выделить межбанковские депозиты и валютные свопы. Весьма популярны и операции с ценными бумагами (прямое РЕПО).


5. Валютные интервенции. Это операции, которые подразумевает покупку и продажи валюты других стран на межбанковском и биржевом рынках. Основная цель - воздействовать на курс национальной валюты, предложение денег, общий спрос и уровень волатильности.

В России валютные интервенции с февраля 2015 года не проводятся.

6. Определение новых ориентиров роста объема денег (таргетирование). В качестве предмета для таргетирования могут использоваться денежные агрегаты, темпы инфляции, курсы валют и так далее.

7. Прямые ограничения проводятся очень редко. К ним можно отнести такие меры:

Ограничение объема кредитной маржи;
- установка новых лимитов на привлеченные средства и предоставление займов;
- ограничение процентных ставок по займам, которые предъявляются банками;
- принятие решения по внедрению новых видов обеспечения для активных сделок.

Монетарная политика государства: преимущества и недостатки

Кредитно-денежная политика страны может развиваться по различным сценариям. При этом эффект может быть различным:

1. Плюсы монетарной политики следующие:

- нет внутреннего лага. Данный параметр представляет собой задержку между осознанием ЦБ текущих проблем в стране и выполнением мероприятий по восстановлению экономики. При сделках с ценными бумагами решение принимается быстро, а сами активы обладают высокой надежностью и ликвидностью. Следовательно, при дальнейшей продаже (покупке) активов проблем не возникает;

- нет эффекта вытеснения. Стимулирующая кредитно-денежная политика (в отличие от фискальной методики) направлена на снижение процентной ставки. Это способствует росту инвестиций и ряду других расходов;

- мультипликативный эффект. Во-первых, обеспечивается расширение депозитных счетов банков и рост денежной массы. Во-вторых, увеличиваются расходы после снижения ставки, что приводит к росту общего выпуска.

2. Минусы монетарной политики :

- наличие внешнего лага , то есть результаты проведенных мероприятий видны далеко не сразу. С момента принятия решения ЦБ до решения поставленных задач может пройти какое-то время;

- риск инфляции. Активное использование стимулирующей политики может стать причиной инфляции как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. При этом есть мнение, что монетарная политика будет эффективна только при «перегреве», наличии инфляционного разрыва в экономике. При замедлении экономического роста (рецессии) лучше отдать предпочтение стимулирующей фискальной политике.

Ещё о монетарной политике на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Томский государственный университет

Экономический факультет

Кафедра государственного регулирования национальной экономики

Денежно-кредитная политика

центральных банков.

Научный руководитель:

Доктор экономических наук,

профессор Шушарин А.Л.

Томск 1997

План.

1. Введение..................................................................................................................

2. Ðîëü è çíà÷åíèå öåíòðàëüíîãî áàíêà ...............................................................

2.1 Öåëü äåíåæíî-êðåäèòíîé ïîëèòèêè öåíòðàëüíîãî áàíêà....................................

2.2 Ôóíêöèè öåíòðàëüíîãî áàíêà...............................................................................

2.3 Òèïû äåíåæíî-êðåäèòíîé ïîëèòèêè.....................................................................

3. Èíñòðóìåíòàðèé äåíåæíî-êðåäèòíîé ïîëèòèêè..........................................

3.1 Êîíòðîëü íàä áàíêîâñêîé ñèñòåìîé....................................................................

3.2 Ðåãóëèðîâàíèå ñèñòåìû ïëàòåæåé..................................................................

3.3 Îïåðàöèè íà îòêðûòîì ðûíêå...............................................................................

3.4 Ó÷åòíàÿ ïîëèòèêà...............................................................................................

3.5 Ðåçåðâíûå òðåáîâàíèÿ......................................................................................

4. Заключение..........................................................................................................

5. список ипользованной литературы.......................................................

Введение

Ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики. В этой работе мы попытаемся вкратце рассмотреть функции и методы центрального банка при проведении денежно-кредитной политики, а также затронем мировой опыт использования инструментов данной политики.

На современном этапе развития многих государств мира дискуссия о роли и функциях центральных банков, начавшаяся практически с момента их возникновения, получила дополнительный импульс. Коренные перемены в бывших социалистических странах и их переход к рыночной экономике отчетливо показали огромную роль центрального банка западного образца в осуществлении важнейших социально- экономических преобразований. Недавно новый статус центрального банка принят во Франции, на самом высоком уровне идут дебаты по правам центрального банка в Великобритании, обсуждается положение о чрезвычайных экономических полномочиях центрального банка в США. Эффективность осуществляемой центральным банком финансовой политики в этих условиях многие банковские специалисты, ученые и обозреватели связывают их с полномочиями и степенью независимости от правительственных органов.

На нынешнем этапе банковские системы оказались в эпицентре влияния двух долгосрочных процессов: радикального совершенствования технологий на основе широкомасштабного внедрения автоматизированных систем обработки информации и средств дальней связи в банковской деятельности; снижение барьеров на экономических и политических границах. Эти процессы открывают новые возможности для развития системы платежей и расширения финансовых рынков. В то же время они оказывают влияние на изменение управленческой структуры, частью которой является центральный банк со своей особой ролью в регулировании этих процессов.

Любое государство ставит перед собой цели экономического развития, основными из которых являются: обеспечение устойчивых темпов роста производства, достижение высокого уровня занятости, стабильность цен, сохранение внешнеэкономического равновесия.

Важно при этом отметить, что среди конечных, стратегических целей существует одна, ответственность за реализацию которой несет во всем мире центральный банк - это сохранение внутренней и внешней стоимости национальной валюты. Эта цель достигается с помощью различных инструментов денежно-кредитного регулирования экономики, суть которого заключается в том, что центральный банк воздействует на объем денежной массы в обращении и цену кредита, т.е. процентную ставку. Эти два компонента находятся постоянно в поле зрения центрального банка.

Для устойчивого функционирования банковской системы любой страны также необходимо формирование гибкого механизма денежно-кредитного регулирования экономики, позволяющего центральному банку эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная роль центрального банка по мнению председателя Совета управляющих ФРС США Алана Гринспэна(1) сводится к достижению двух главных целей: с одной стороны, обеспечивать ликвидностью, с другой - согласовывать степень совокупной ликвидности со стабильными ценами. Если фискальная политика фокусирует свои взгляды на составе и уровне правительственных расходов и налогов, то кредитно-денежная - на необходимом уровне ликвидности в данной экономики. Важным моментом оказывается вопрос о степени независимости центрального банка от правительства, чтобы не было возможности получения прямых займов для покрытия бюджетного дефицита, так как такой способ финансирования дефицита бюджета ведет к высокому уровню инфляции. При этом под независимостью понимается лишь часть вопроса о разделении функций.

Независимость центрального банка является довольно ограниченной, и ее следует понимать главным образом как некую самостоятельность внутри системы государственного регулирования, строго в пределах полномочий, данных законодательной властью.

Политика центральных банков ставит своей конечной целью долговременную стабильность цен, чтобы инфляционные ожидания не оказывали сильного влияния на принятие хозяйственных решений.

(1) Алан Гринспэн Коммерческие банки и центральный банк в рыночной экономике // Вопросы экономики -1991-№12-С.87-113

Стабильность цен предполагает снижение степени неопределенности в прогнозах соотношения цен, имеющих решающее значение для инвестиционных решений. Однако центральные банки прибегают и к другим кратко- и среднесрочным макроэкономическим целям, чтобы сгладить конъюнктурные колебания в экономике, например, сохранение низких темпов инфляции, чтобы поддержать экономический рост. Вообще меры кредитно-денежной политики обычно оказывают воздействие на экономику и цены на протяжении длительных периодов, так как решениям в области этой политики внутренне присуща ориентация на будущее. Подтверждением этого служит то, что для достижения макроэкономических целей применяются цели или показатели, представляющие собой нечто среднее между политическими решениями и конечными результатами, например, темпы роста номинального и реального доходов или номинальные или реальные процентные ставки.

Особенность кредитно-денежной политики как орудия государственного регулирования заключается в косвенном характере ее воздействия на производство. Такая политика может повлиять на принятие тех или иных хозяйственных решений участниками процесса воспроизводства через изменения финансовых факторов. Процесс кредитного регулирования можно разделить на два этапа: на первом центральный банк воздействует на соотношение между спросом и предложением на кредитно-денежные ресурсы путем воздействия на изменения денежной массы и процентных ставок, объемов кредитных операций, условий кредитования и т.д. Соответственно цели кредитно-денежной политики подразделяются на промежуточные (процентные ставки, денежная масса, объем кредитов и т.д.) и конечные (национальный доход, занятость, темпы роста цен и т.д.). Задачи кредитно-денежной политики можно сформулировать так: смягчение циклических колебаний в экономике, стабилизация цен и стимулирование экономического роста, обеспечение оптимального платежного баланса. Эти цели за довольно длительный срок не претерпели значительных изменений, только периодически происходит смена приоритетов и идут большие дискуссии о методах решениях поставленных задач.

В России статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России) и другими федеральными законами.

Основными целями деятельности Банка России, выделенными в законе «О Центробанке» являются:

«защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ста­вок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных ка­питалов.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической по­литики. Ее главная задача - регулирование предложения де­нег, поддержание покупательной способности национальной ва­люты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на об­щие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денеж­ных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных пока­зателей, конкретизацию направлений совершенствования бан­ковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулиро­вания, направления международного сотрудничества и др.

Юридическую базу денежно-кредитной политики составля­ют Основные направления денежно-кредитной политики госу­дарства. Этим законодательным документом определяются важ­нейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государст­ва. В данном документе конкретизированы на планируемый пе­риод мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются с макроэконо­мической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюд­жетно-налоговой политикой (государственным бюджетом стра­ны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях цен­тральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, уста­новления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.

Процесс формулирования целей денежно-кредитной поли­тики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанав­ливаются конечные цели денежно-кредитной политики в фор­ме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состо­яния платежного баланса.

На втором этапе определяются промежуточные цели де­нежно-кредитной политики в форме конкретных количествен­ных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших де­нежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относят­ся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Нацио­нального банка.

На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию цен­трального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливае­мые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др.).

На четвертом этапе производится отбор инструментов де­нежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитно­го регулирования зависит от объекта и цели регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирова­ния выступают макроэкономические характеристики исполь­зования кредита, посредством которых центральный банк име­ет возможность воздействовать на экономику, текущее потреб­ление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономиче­ского эффекта центральный банк обеспечивает путем использо­вания рычагов экономического воздействия, корректируя эко­номические мотивации банков.

Инструменты денежно-кредитной политики классифициру­ются по ряду признаков:

· в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);

· по срокам воздействия - кратко- и долгосрочные;

· по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);

· по форме воздействия - прямые и косвенные;

· по числу объектов воздействия - общие и селективные.

Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулиро­вания банковских систем. В условиях слабо развитого внутри­государственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на за­рубежные рынки и в теневую экономику.

С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров фи­нансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в госу­дарстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование - на объем и структуру опера­ций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использова­ние не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.

Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основ­ном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

В зависимости от субъекта, инициирующего конкретный инструмент реализации денежно-кредитной политики, разли­чают группы постоянных механизмов, толчком к действию ко­торых служат обращение коммерческого банка в центральный банк с просьбой о проведении финансовой операции или выход на открытый рынок, инициатором которого выступает цен­тральный банк. В свою очередь совокупность постоянных меха­низмов складывается из механизмов, используемых для изъя­тия избыточной банковской ликвидности (механизмы заим­ствования, депонирования средств), и механизмов, применяе­мых в целях поддержания ликвидности банковской системы (механизмы рефинансирования - ломбардные кредиты, сдел­ки РЕПО и др.).

Центральный банк обычно сочетает использование постоян­ных механизмов и операции на открытом рынке. В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка при­меняются различные комбинации инструментов денежно-кре­дитной политики.

Регулирование количества денег в обороте (объема денеж­ной массы, в узком смысле - денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (по­литику регулирования общего уровня процентных ставок в эко­номике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и дина­мики курса национальной валюты к иностранным.

В совокупности инструментов денежно-кредитного регули­рования выделяют следующие основные группы:

· рефинансирование банков;

· процентные ставки по операциям центрального банка;

· обязательное резервирование;

· валютные операции;

· операции на открытом рынке;

· прямые количественные ограничения;

· установление ориентиров роста денежной массы.

Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной лик­видностью, посредством которых денежные средства поступа­ют от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансиро­вания воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качес­тве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ог­раничения процентных ставок денежных рынков и в других це­лях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

Центральным банком используются следующие инструмен­ты рефинансирования:

· переучет векселей;

· ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего - предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности;

· ломбардный кредитный аукцион;

· операции РЕПО и др.

Переучет эмиссионным банком векселей субъектов хозяй­ствования, то есть покупка центральным банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему, производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих оп­ределенным требованиям, и на основании договора о переучете.

Операции переучета векселя также используются централь­ным банком для регулирования ликвидности кредитных орга­низаций. Их дополнительной функцией является стимулирова­ние банковского финансирования экспорта. Инструментами ре­гулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка - это процентная ставка, которая официаль­но устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов вексе­лей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от вла­дельца векселя.

Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую, мягкую и нейтраль­ную процентную политику (ставка значительно превышает уро­вень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная). Занижен­ный уровень процентной ставки центрального банка по сравне­нию с уровнем инфляции представляет собой форму внеэконо­мического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммер­ческих банков.

Во всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повы­шение - замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Та­ким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и од­новременно служит ограничителем верхнего предела их коле­баний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все больше зависят не от абсолютного уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность процентной политики определяется степенью ее гибкости.

Как правило, используя процентную политику, централь­ный банк может оказывать влияние на валютный курс.

Обязательное резервирование (резервные требо­вания) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке долж­ны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

Система обязательного резервирования выполняет следую­щие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), ста­билизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности бан­ков. Таким образом, резервные требования выступают инстру­ментом и краткосрочного и долгосрочного денежно-кредитного регулирования.

Коммерческий банк обязан депонировать часть привлечен­ных денежных средств в фонде обязательных резервов, разме­щаемом в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовне-сенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспор­ного их списания с корреспондентского счета банка.

В большинстве стран мира используется метод усредненно­го выполнения резервных требований, что создает саморегули­руемую систему стабилизации объемов ликвидности банков­ской системы и цен на кредитные ресурсы, снижает риски в платежной системе. Центральный банк, применяя рассматри­ваемый метод, контролирует лишь среднюю величину резерв­ных требований кредитной организации (среднюю арифмети­ческую ежедневных остатков средств на резервных счетах за период поддержания). Соответственно коммерческий банк имеет возможность в период недостатка ликвидности использовать часть резервов для осуществления платежей, предотвращая возникновение сбоев. Одновременно данный подход стимулирует банк в период краткосрочного избытка ликвидных средств поддерживать остаток резервного счета на более высоком уров­не по сравнению с установленной величиной резервных требо­ваний, при этом происходит автоматическое изъятие избыточ­ной ликвидности.

Норматив резервных требований устанавливается в законо­дательном порядке и представляет собой процентное отноше­ние суммы минимальных резервов к абсолютным или относи­тельным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы об­щие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части суммы обязательств или кредитов).

Устанавливая и пересматривая норматив резервных требо­ваний, центральный банк регулирует объемы, структуру и ди­намику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных ак­тивов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

В начале XXI в. в ряде стран стало снижаться значение обя­зательного резервирования как инструмента денежно-кредит­ной политики центрального банка. Это связано с расширением круга ликвидных активов коммерческих банков, что позволяет центральному банку частично отказаться от применения резерв­ных требований (которым присущи черты административного контроля) в пользу постоянных рыночных механизмов, число и масштабы развития которых заметно возросли.

Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие струк­турные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официаль­ные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам; создаются золотовалютные резервы и осущест­вляется управление ими. Центральные банки регулируют обра­щение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и ре­жим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резиден­тов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентами счетов в национальной и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банках за пределами страны. В функции центрального банка могут быть включены обязанности установления правил бир­жевой торговли иностранными валютами и драгоценными ме­таллами, определения порядка лицензирования биржевой дея­тельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами; установления форм отчетности, ведения учета и статистики валютных операций и работы банка с денежной наличностью, а также порядка и сроков представле­ния необходимой информации о валютных операциях в цен­тральный банк для разработки платежного баланса страны и иных целей.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с упол­номоченными государственными органами устанавливает по­рядок ввоза в республику и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осущест­влении банковских операций, иностранной и национальной ва­люты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте, платежных инструкций в иностранной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функ­ции агентов валютного контроля, которые могут быть возложе­ны на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п.

Операции на открытом рынке, проводимые эмис­сионным банком, состоят из операций покупки-продажи цен­ных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке цен­ных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным бан­ком ценных бумаг у кредитных организаций резервы послед­них увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет лик­видность как отдельных банков, так и банковской системы в це­лом. Когда центральный банк изменяет цену продажи (покуп­ки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздей­ствует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокраще­ние) кредитных вложений в реальный сектор экономики со сто­роны кредитных организаций. Таким образом операции эмис­сионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная - избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики приме­няется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, ре­же - для его увеличения.

Центральный банк инициирует операции на открытом рын­ке, определяет их условия, сроки и инструменты. Применяют­ся стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонние проце­дуры. При проведении операций на открытом рынке использу­ются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объектов и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государствен­ными ценными бумагами могут влиять на изменение валютно­го курса, и потому используются центральным банком для воз­действия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

На открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной ос­нове. Например, продажа краткосрочных казначейских вексе­лей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции бо­лее многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валют­ном рынке, которые он проводит в целях реализации денеж­но-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегу­лярной основе. Наиболее часто центральный банк использует операции валютного СВОПа.

Деятельность центрального банка по регулированию лик­видности банковской отрасли и процентных ставок на денеж­ном рынке (в части их изменения в результате недостатка либо избытка средств на корреспондентских счетах банков в цен­тральном банке) осуществляется на основе ежедневного состав­ления бюджета ликвидности, то есть прогнозного плана увели­чения (уменьшения) денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в эмиссионном банке.

Инструменты регулирования ликвидности банковской сис­темы включают инструменты поддержания и инструменты изъятия ликвидности. В числе операций центрального банка по поддержанию ликвидности выделяют инструменты:

· постоянно доступные: усреднение фонда обязательных резервов; однодневный расчетный кредит; гарантированный выкуп центральным банком государственных ценных бумаг у банков - первичных инвесторов на условиях РЕПО;

· доступные с согласия или по инициативе центрального банка: операции по встречному размещению депозитов; ломбардный аукцион; ломбардный кредит по фиксированной ставке; переучет векселей; покупка у банков ценных бумаг на условиях РЕПО и до погашения, иностранной валюты на условиях СВОП;

· дополнительной поддержки (с согласия либо по инициативе центрального банка). В этих целях используются отдельные из вышеперечисленных операций, но по более высокой процентной ставке.

В случае потребности в ограничении кредитной экспансии банков центральным банком применяются инструменты изъя­тия ликвидности. К примеру, для формирования желаемого уровня нижней границы процентных ставок на денежном рын­ке принимаются в депозиты средства банков. Чаще всего изъя­тие избыточной ликвидности, как уже отмечалось, осуществля­ется эмиссионным банком посредством продажи ценных бумаг и иностранной валюты. Методы ограничения предоставляемых банкам объемов ликвидности также включают: штрафные про­центные ставки; квотирование (прямые количественные огра­ничения на объемы путем установления индивидуальных ли­митов); отказ в доступе. Эти методы обычно комбинируются в целях сдерживания спроса коммерческих банков на денежные ресурсы; лимиты вводятся в большинстве стран мира индиви­дуально для каждого банка.

Из числа инструментов денежно-кредитной политики цен­трального банка следует выделить группу операций, которые широко применяются при неожиданных негативных колебани­ях ликвидности, процентных ставок и других значимых пере­менах финансового рынка. Инструменты антикризисного ре­гулирования включают: валютные СВОПы, скоростные депо­зитные и кредитные тендеры с ограниченным кругом контра­гентов; двухсторонние кредитные и депозитные операции и операции РЕПО с избранными кредитными организациями; двухсторонние сделки покупки-продажи отдельных активов; выпуск центральным банком дисконтных долговых обязательств в целях изъятия избыточных банковских ресурсов.

  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 10 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 11 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 12 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 13 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 14 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 15 страница

  • В одной из прошлых статей, мы познакомили наших читателей с мегарегулятором денежной политики страны – . Сегодня нам предстоит разобраться с теми инструментами и методами денежно-кредитной политики, которые наиболее часто применяются Центробанком сегодня.

    Цели Банка России

    Прежде всего, следует разобраться, зачем мегарегулятор в принципе контролирует денежно-кредитную политику? Какие цели он при этом ставит и чего пытается достичь?

    Итак, основными целями денежно-кредитной политики Банка России на сегодняшний день являются следующие направления работы.

    Во-первых, это снижение темпов инфляции и контроль за курсом национальной валюты. Отметим, что в последнее время, Банк России старается отойти от такого подхода в пользу предоставления возможности рублю «уйти в свободное плавание». То есть курс рубля, в перспективе, должен будет определяться сугубо рыночными факторами. Однако вхождение в состав Российской Федерации Крымской Республики, ситуация на Украине, а также вызванная этим нестабильность финансовых рынков, по всей видимости, заставят мегарегулятор несколько скорректировать свои планы.

    Во-вторых, Банк России должен способствовать, по мере своих возможностей, достижению финансовой стабильности в стране и обеспечивать устойчивость платежного баланса.

    В-третьих, мегарегулятор создает условия для стимулирования экономического роста в стране. Здесь следует заметить, что единую государственную денежно-кредитную политику Банк России разрабатывает совместно с Правительством РФ.

    Какая бывает денежно-кредитная политика?

    Можно выделить два основных вида денежно-кредитной политики. Для каждого такого вида Банком России избирается собственный набор инструментов и методов регулирования . Итак, по порядку.

    Рестрикционная денежно-кредитная политика

    Основные направления данного типа политики – это:

    · ужесточение условий кредитных операций банков второго уровня (коммерческих банков);

    · ограничение объема кредитных операций банков второго уровня (коммерческих банков).

    Проводится данная политика, как правило, путем повышения процентных ставок. Одновременно, в комплексе рестрикционной денежно-кредитной политики зачастую применяются такие меры регулирования как, например:

    · увеличение налогов;

    · сокращение государственных расходов .

    Рестрикционная денежно-кредитная политика проводится в целях сдерживания инфляции, оздоровления платежного баланса, а также для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

    Экспансионистская денежно-кредитная политика

    В комплекс экспансионистской денежно-кредитной политики входят следующие мероприятия:

    · п онижение процентных ставок;

    · расширение масштабов кредитования;

    · ослабление контроля над приростом количества денег в обращении .

    Одновременно, как правило, имеет место снижение налоговых ставок в экономике.

    Тотальная и селективная денежно-кредитная политика

    Отметим также, что в настоящее время норматив резервных требований представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств. Это отношение закрепляется в законодательном порядке. Причем соответствующие ставки могут быть как едиными, так и дифференцированными по видам депозитов.

    Операции на открытом рынке

    В практике также широко применяется международное название на латинице – open market operation .

    Купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг приводит к изменению денежной массы .

    Кроме того, подобные операции могут идти в тесном взаимодействии с Правительством РФ. Через Банк России власть устанавливает оптимальное соотношение между доходностью по государственным ценным бумагам (например, ГКО) и их номиналом.

    Валютное регулирование

    Банк России осуществляет валютное регулирование посредством проведения валютных интервенций различного масштаба. Они производятся для воздействия на суммарный спрос и предложение денег в экономике, а также непосредственно на курс рубля. Так, Банк России достаточно активно пользовался этим инструментом во время нестабильности финансовых рынков, чтобы не допустить резкого падения курса национальной валюты. Последний такой случай (на дату публикации статьи) – украинские события и Крымский инцидент, которые спровоцировали, в том числе, ослабление рубля.

    Если же в стране ощущается недостаток в твердой валюте, то Банк России имеет право ввести определенные ограничения на ее покупку и продажу.

    Таким образом, мы разобрали в статье основные виды денежно-кредитной политики, а также инструментарий Банка России, которым он пользуется при проведении этой политики.

    В заключение скажем, что на сегодняшний день и в ближайшей перспективе среди основных ориентиров в денежно-кредитной политике Банка России присутствуют традиционное уже обеспечение низкого уровня инфляции (с постепенным переходом к таргетированию), переход к полностью рыночной схеме формирования курса рубля, а также снижение процентных ставок и постепенная переориентация денежных потоков из финансового в реальный сектор экономики.

    Резюме:

    1. Цели Банка России: снижение темпов инфляции и контроль за курсом национальной валюты, способствование достижению финансовой стабильности и экономического роста в стране, обеспечение устойчивости платежного баланса.
    2. Различают рестрикционную и экспансионистскую, тотальную и селективную денежно-кредитную политики.
    3. Банк России обладает широким арсеналом инструментов и методов денежно-кредитной политики.


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

    Специальность 08.01.09

    Бухгалтерский учет, анализ и аудит

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине: «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»

    денежно-кредитная политика центрального банка россии: цели и ориентиры

    Исполнитель:

    студентка группы БУА-07-2

    Макеева Е.О. __________ __________

    дата подпись

    студента

    Руководитель:

    ___________ __________

    дата подпись

    руководителя

    Екатеринбург

    ВВЕДЕНИЕ 3

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ-ПОЛИТИКИ 5

    1.1 Сущность и функции денежно-кредитной политики 5

    1.2 Принципы денежно-кредитной политики 7

    1.3 Цели денежно-кредитной политики 9

    1.4 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег) 12

    ГЛАВА 2 РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 15

    2.1 Сущность и функции ЦБ РФ 15

    2.2 Направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ 18

    2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ 20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

    ВВЕДЕНИЕ

    Денежно - кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

    В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

    В настоящее время в России экономическая ситуация и обстановка в денежном секторе является достаточной сложной: Правительство, Министерство финансов и Банк России вынуждены действовать в условиях недостаточности денежной массы, недооценки финансовых активов и активного платежного баланса. Поэтому тема контрольной работы является актуальной, т.к. именно от того, как Россия будет строить свою денежно-кредитную политику, насыщать экономику деньгами, возвращая им роль всеобщего средства обращения, платежа и накопления, изживать суррогаты и иностранную валюту из внутреннего национального оборота, будет зависеть ее будущее.

    В соответствии с Федеральным Законом РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций:

      во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

      монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;

      быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;

      устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

      устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

      проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;

      осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций и т.д.

    Но прежде всего Центральный банк Российской Федерации выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.

    Целью контрольной работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика осуществляется Центральным банком в тесном контакте с Правительством РФ и Министерством финансов. Центральный банк регулирует экономику через денежно-кредитную систему. Поэтому задачами курсовой работы являются:

      раскрытие понятия денежно-кредитной политики,

      анализ принципов денежно-кредитной политики,

      рассмотрение инструментов и критериев денежно-кредитной политики,

      ознакомление с «Основными направлениями единой государственной денежно - кредитной политики».

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ-ПОЛИТИКИ

      1. Сущность и функции денежно-кредитной политики

    Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в области денежного обращения и кредитования.

    Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирование гибкого механизма денежно - кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.

    Наделенный государством особыми правами Центральный банк является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности. Переход к рыночной экономике предполагает повышение эффективности и оперативности осуществления денежно-кредитной политики на макроуровне.

    Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деятельность Центрального банка (при содействии Министерства экономики и финансов и при необходимости иных центральных ведомств) по выполнению общегосударственных задач. Основным объектом денежно-кредитного регулирования выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике. Конечная цель данного регулирования со стороны Центрального банка заключается в обеспечении товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулировании экономического роста, достижении стабильности национальной валюты, урегулировании государственного долга.

    Для реализации возложенных на него функций ЦБ РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

    Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

    Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

    1.2 Принципы денежно-кредитной политики ЦБ РФ

    В современных условиях в основе денежно-кредитной политики большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла. Таким образом, принципы денежно-кредитной политики можно разделить на:

      принципы экспансии (стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств),

      принципы рестрикции (ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы в обращении).

    Рассмотрим более подробно эти направления денежно-кредитной политики государства:

      проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя.

      проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

        Цели денежно-кредитной политики