Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Центральный банк отличается от коммерческого банка. Чем центральный банк отличается от коммерческого? Взаимоотношения Центрального банка России и коммерческих банков

За последние годы произошли глобальные изменения в банковских системах отдельных стран, в частности, России.

Формирование рыночных отношений в России и перспективные задачи развитии экономики страны предъявляют новые требования к устойчивости и масштабам функционирования банковской системы. Обеспечение равновесия и устойчивости банковской системы, в свою очередь, невозможно без решения вопросов управления банковской деятельностью и регулирования банковской ликвидностью. Однако особенности экономики России требуют дальнейшего изучения теории и практики мирового и российского денежно-кредитного регулирования в частности проработки некоторых малоисследованных вопросов, включая прикладные аспекты, требованиям, имеют определенные недостатки, или слишком сложны в применении.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии, Центральный банк Российской Федерации и др.

Центральные банки возникли в процессе исторического развития банковских систем. Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи в банковской системе. Постепенно такие банки монополизировали функцию эмиссии денег и утвердились в качестве эмиссионных центров страны. Затем они получили особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, а также по кредитованию банков и как кредиторы последней инстанции расширили регулирующее воздействие на национальную банковскую систему.

Центральный банк в любом государстве занимает особое место в кредитно-финансовой системе. Значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом. Для современной банковской системы характерны две фундаментальные особенности: во-первых, эта система - регулируемая (причем наряду с саморегулированием имеет место централизованное регулирование со стороны центрального банка), в во-вторых, рыночная (конечным результатом деятельности кредитных институтов является реализация банковских услуг на рынке в условиях усиливающейся конкуренции).

Деятельность центрального банка проявляется преимущественно на макроуровне экономических отношений. Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения, безинфляционное развитие, он создает условия для сохранения ценности денег и тем самым для социального развития всего общества и отдельных его граждан.

Вместе с тем как юридическое лицо центральный банк осуществляет отдельные операции с конкретными другими экономическими субъектами. Микроуровень экономических отношений здесь проявляется в полной мере, однако центральный, в отличие от других банков, работает не на себя, а на экономику в целом. Отличия центрального банка от коммерческого банка представлены в таблице 1.


Таблица 1. Сравнение содержания и функций банка, реализующего государственные полномочия и коммерческих банков

Параметры отличия

Центральный банк

Коммерческий банк

Целевая ориентация

Получение прибыли не является целевым мотивом деятельности центрального банка

Главная цель - получение прибыли

Тип собственности

Капитал центрального банка, чаще всего принадлежит государству

Для коммерческих банков в рыноч-ной экономике наиболее характерна акционерная форма собственности на капитал

Численность и капитальная база

В каждой отдельной стране функционирует свой единый национальный центральный банк

Коммерческих банков в зависимости от национальных традиций, масштабов экономики и разме-ров территории могут быть десятки, сотни и даже тысячи

Направление деятельности

Является универсальным денежно-кредитным институтом, выполняющим широкий круг операций и услуг

Коммерческие банки, осуществляя определенный набор услуг, могут быть как универсальными, так и специализированными.

Отраслевая направленность

Деятельность Центрального банка обеспечивает общие народнохозяйственные потребности и не может быть отраслевой по своей природе

Часто коммерческие банки сосредоточиваются на обслуживании определенной отрасли хозяйства

Региональный признак

Центральный банк является национальным учреждением, обслуживающим экономические субъекты по всей территории страны

Ком-мерческие банки могут подразделяться на региональные
(местные), городские, межрегиональные, международные

Центральный банк не обслуживает непосредственно товаропроизводителей (за исключением случаев, когда в той или иной местности отсутствуют учреждения деловых банков), клиентами центрального банка выступают коммерческие банки

Клиентами коммерческих банков могут быть физические лица, финансовые организации, частные и государственные предприятия.

Законодательство

Деятельность центрального банка — это область применения публичного права

Деятельность ком-мерческого банка — область применения хозяйственного права, особых законов, регулирующих деятельность банков как коммерческих структур

Характер подчиненности

Центральный банк как субъект, представляющий государственную власть в денежной сфере, чаще всего подотчетны только законодательной власти (парламенту, Государственной думе и др.), перед которой периодически отчитываются по результатам своей деятельности.

Коммерческие банки подотчетны только своим акционерам, перед кото-рыми на годовом собрании оглашают итоги своей работы за отчетный период.

Правовое обеспечение начала деятельности

Начало деятельности центрального банка учреждается актом верховной государственной власти.

Начало деятельности коммерческого банка кладет получение им в Центральном банке лицензии.

Назначение высшего руководства

Центральный банк имеет национальную значимость и большая часть его капитала чаще комплектуется на государственной основе, руководитель центрального банка назначается и утверждается президентом и высшим законодательным органом страны

Руководитель коммерческого банка назначается его акционерами.

Надзор и контроль

Контроль за работой центрального банка осуществляется на государственном уровне. В РФ, например, для проверки деятельности Банка России назначается аудиторская организация с высокой профессиональной репутацией. По отдельным вопросам деятельности Банк России может проверяться Счетной палатой Российской Федерации.

Надзор и контроль за работой коммерческих банков могут осуществлять либо специально уполномоченные пра-вительственные учреждения, либо Центральный банк (как это, например, принято в РФ).


Таким образом, анализирую данную таблицу можно сказать о том, что Центральный банк главенствует над всеми коммерческими банками, разрабатывает различные положения и принципы ведения банками своей деятельности, а также контролирует их работу, проводя разнообразные проверки и анализируя отчетность. В свою очередь деятельность коммерческих банков направлена на удовлетворение интересов населения и юридически оформленных хозяйствующих субъектов страны. Они могут выдавать кредиты, принимать вклады, обменивать валюту, продавать драгоценные металлы.

Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Опыт функционирования Банка России в условиях рыночной экономики невелик и российское законодательство о ЦБ РФ пока еще очень молодо.

Независимость Банка России при осуществлении им функций, установленных Конституцией РФ, является основой, главным принципом его конституционно-правового статуса. Приведенные конституционные нормы конкретизиро-ваны в Законе о Банке России, который четко обособляет статус Банка России, указывая, что он определен Конституцией РФ и действующим законодательством. Считается, что независимость центрального банка является гарантией эффективности денежной политики, направленной на стабилизацию цен и покупательной способности национальной денежной единицы. Однако, не следует понимать независимость центрального банка в абсолютном смысле.

К основным факторам независимости центрального банка можно отнести следующие:

  1. Собственность на капитал. Известны три варианта контро-ля исходя из формы собственности на капитал центрального банка. В РФ имущество Банка России является федераль-ной собственностью. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. руб. Банк России владеет, пользуется и распоряжается иму-ществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обяза-тельствами имущества Банка России без его согласия не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.
  2. Наличие прибыли и её распределение. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. Однако сам факт того, что ЦБ передает часть своей прибыли государству, ставит ЦБ в зави-симость от государства, постоянно нацелен-ного на сеньораж (в некоторых странах его конкретная сумма даже закладывается в го-сударственном бюджете).
  3. Характер назначения руководства. Степень независимости будет определяться процедурой назначения главы центрального банка. Пред-седатель ЦБ РФ назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года. Для сравнения: председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США и его члены назначаются президентом с одобрения Конгресса на 14 лет.
  4. Законодательная регламентация возможности прямого или косвенного финансирования дефицита бюджета. Чем более ог-раничено прямое кредитование правительства центральным банком, тем бо-лее он независим. В РФ закон запрещает прямое кредитование правительст-ва для финансирования дефицита государственного бюджета, а также покуп-ку государственных ценных бумаг при их первичном размещении за исключением случаев, когда это предусматривается законом о госбюджете. Государство не отвечает по обязательствам Банка Рос-сии, а Банк России по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

В любом случае между центральным банком и государством (правительством) обязательны тесные связи в силу того, что они действуют на одном экономическом пространстве и экономическая политика государства не может успешно осуществ-ляться без ее четкого согласования с финансовой политикой центрального банка. В долгосрочном плане политика центрального банка должна следовать приоритетам макроэкономического курса правительства.

С другой стороны, наличие тесных связей не означает, что государство может безгранично влиять на полити-ку центрального банка, предписывать ему какую-либо политику, потому что в этом случае центральный банк утратит свою самостоятельность и будет не в состоянии хорошо выполнять возложенные на него специфические функции и задачи. Следовательно, для эффективной деятельности центральному банку в любом случае необходима существенная степень независимости от исполнительной власти.

Не устанавливая конкретной организационно-правовой формы, федеральный закон о Центральном банке вместе с тем закрепляет, что Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означало начало формирования в соответству-ющей стране двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк.

В отечественной экономической литературе Центральному банку уделяется пристальное внимание. Ученые, экономисты и политики и в настоящее время дискутируют по вопросам статуса, целей, функций, подотчетности и независимости Центрального банка.

Отразим дискуссию по вопросу определения статуса Центрального банка.

В экономической литературе встречаются следующие точки зрения на определение статуса Центрального банка:

  1. учреждение;
  2. федеральная служба (министерство);
  3. федеральный банк (федеральный государственный банк);
  4. предприятие;
  5. денежная власть;
  6. орган государственной власти;
  7. государственная корпорация;
  8. федеральный орган государственной власти.

Рассмотрим подробнее данные трактовки определения статуса Банка России.

В научной литературе высказаны различные позиции относительно организационно-правовой формы Банка России. Как считает А. Бадтиев, особенностям правово-го положения Банка России соответствует такая организационно-правовая форма, как государственное учреждение. Учреждение в соответствии с учредительными документами может иметь право осуществлять деятельность, приносящую доход. По мнению А. В. Шестакова, в гражданском законодательстве РФ есть организационно-правовая форма, сходная по своему содержанию с «юридическим лицом публичного права», - это учреждение. «Одним из предназначений учреждения как некоммерческой орга-низации является осуществление управленческих функций в целях, направленных на достижение общественных благ». Однако, согласно ст. 120 ГК РФ, «учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих... или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им пол-ностью или частично».. Статус учреждения не согла-суется с положениями Закона о ЦБ РФ, в частности ст. 2, исходя из которой Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Общеизвестно, что Центральный банк осуществляет финансирование своих расхо-дов за счет собственных доходов. Таким образом, Центральный банк не является, на наш взгляд, учреждением. Л. Ефимова относит Банк России к государственным унитарным предприятиям. Однако государственное унитарное предприятие является коммерческой организацией, а Банк России в силу ст. 3 Закона «О ЦБ РФ» выступает как некоммерческая организация.

Капитал и имущество Банка России - это федеральная собственность, посредством своего имущественного комплекса правительство достигает определенных целей в денежно-кредитной сфере. Согласно ст. 114 Конституции РФ, «…Правительство РФ... обеспечивает проведение... единой финансовой, кредитной и денежной политики». Если сделать акцент на слове «единой», то подразумевается лишь координация денежно-кредитной политики с финансовой, находящейся целиком в ведении правительства. В ином случае получается, что прави-тельство проводит денежно-кредитную политику, делегируя эти полномочия своей службе (министерству). Однако в качестве контраргументов можно привести, во-первых, тот факт, что закрепление статуса федеральной службы нарушило бы принцип независи-мости Банка России и подчинило бы его правительству. Во-вторых, представляется невозможным проведение политики правительством и делегирование ее проведения независимому от него органу. В-третьих, Банк России не обладает полномочиями распорядительного характера по отношению к банкам и не вправе вмешиваться в их оперативную деятельность.

Согласно ст. 2 Закона «О Центральном банке РФ», «… Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью», а ст. 114 Конституции РФ, «… Правительство РФ … осуществляет управление федеральной собственностью», что косвенно можно отнести в пользу версии федерального банка (федерального государственного банка). Однако напрямую в российском законодательстве Банк России не называется федеральным банком.

Наличие признаков юридического лица и факт осуществления своих расходов за счет собственных доходов (ст. 2 Закона «О Центральном банке РФ») косвенно указывают на определение статуса Банка России как предприятия. Однако, согласно ст. 132 ГК РФ, предприятие - это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности». А согласно ст. 3. Закона «О Центральном банке РФ», получение прибыли не является его целью деятельности.

Определение Конституционного суда РФ № 268-О от 14.12.2000 г. «О проверке конституционности части третьей ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» относит исключительное право на осуществление денежной эмиссии и основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля - к функциям государственной власти. Однако против определения Банка России как денежной власти свидетельствует тот факт, что не допускает передачу ее функций, ее государственных полномочий юридическому лицу, имеющему исключительно гражданско-правовой статус.

В п. 2 ст. 75 Конституции РФ содержится косвенная характеристика Банка России как одного из органов государственной власти, выполняющего свою основную функцию «независимо от других органов власти». Несмотря на это, Банк России не значится в перечне органов государственной власти.

Предлагается также рассматривать Банк России в качестве государственной корпорации. Согласно ст. Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается создан-ная на основании федерального закона, не имеющая членства некоммерческая орга-низация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Некоторые авторы полагают, что Банк России - феде-ральный орган государственной власти с особым статусом. В пользу этой точки зрения говорит тот факт, что Банк Рос-сии наделен полномочиями по изданию нормативных актов, а также по применению юридических санкций. Такие пол-номочия характерны только для государственных органов. Кроме того, к аналогичному выводу приводит буквальное толкование Конституции РФ, в ч. 2 ст. 75 которой идет речь о независимости ЦБ РФ от других органов государственной власти. При таком подходе наделение Банка России стату-сом юридического лица необходимо для его участия в иму-щественном обороте.

Многие экономисты считают, что конкретизация статуса Центрального банка России означает либо необходимость разрабатывать отрасль публичного права и делать Центральный банк публичной компанией, либо менять Конституцию и признавать Центральный банк органом государственной власти, то есть четвертой властью наряду с исполнительной, за-конодательной и судебной.

Предшествующий анализ показывает, что при всей важности данного вопроса статус Банка России не определен в полной мере. Автор считает, что статус Банка России можно определить как уникальное юридическое лицо, обладающее специфической правовой природой, особым конституционно-правовым статусом и полномочиями, характер и специфика которых прописаны только в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Роль центрального банка как особого органа государственного управления, взаимосвязь с другими элементами экономического управления проявляется через выполняемые им функции. Познание и использование функций цент-рального банка позволяют четко определить направления его дея-тельности в экономике страны.

Для боль-шей ясности следует определить различие между понятия-ми «цели деятельности» и «функции» Банка России. Под целями деятельности следует понимать набор конкретных ключевых проблем, решение которых отнесено к ведению ЦБ РФ, а под функциями - постоянно осуществляемые виды деятельности, направленные на решение указанных проблем.

Раскрытие сущности Центрального банка будет наиболее полным при рассмотрении его функций. Отметим, что вопрос о функциях Центрального банка также дискуссионный.

Противоречия наблюдаются даже на уровне законодательства РФ: п. 2 ст. 75 Конституции РФ гласит, что основной функцией Центрального банка РФ является защита и обеспечение устойчивости рубля. Между тем, ст. 3 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» относит защиту и обеспечение рубля к целям деятельности Банка России.

Остается констатировать тот факт, что цели и функции Центрального банка часто смешиваются. Это связано с различным пониманием термина «функция» в экономической и юридической науке. С точки зрения банковского дела, функция - нечто специфическое, имеющее постоянный характер взаимодействия банка как целого с внешней средой. С точки зрения банковского права, функция выражает направления деятельности, поэтому функция Центрального банка - это его деятельность как отдельного субъекта, как отдельного юридического лица по отношению к другим субъектам, установленная законодательством и выполняемая банком для реализации поставленных перед ним целей.

Претерпев значительные изменения, цели деятельности современного Банка России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» заключаются в следующем:

  1. защита и обеспечение устойчивости рубля;
  2. развитие и укрепление банковской системы РФ;
  3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

С точки зрения банковского права, Центральный банк как институт создается государством для выполнения только ему присущих функций. Следовательно, перечень функций полностью определяется федеральным законодательством и может меняться в зависимости от понимания законодателями целей, которые ставятся перед Центральным банком.

В ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выделяется перечень из 19 функций.

В экономической литературе можно встретить различные классификации функций Банка России.

В зависимости от направле-ний его деятельности выделяются функция хозяйственной деятельно-сти и функция административной деятельности, которые в свою очередь состоят из организаторской функции (организация и управление денежным обраще-нием) и функции защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков (кре-диторов).

По степени важности разделяются основные функции и дополнительные. К основным относят те, которые направлены на сохранение стабильности денежной единицы. Среди них выделяют регулирующую (управление совокупным денежным оборотом, регулирование денежно-кредитной сферы, регулирование спроса и предложения на кредит), контрольную (осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы, проведение валютного контроля) и обслуживающую (организация платежно-расчетных отношений банков, кредитование банков и правительства, финансовое обслуживание правительства) функции. Дополнительные функции в этом случае содей-ствуют реализации основных функций. К ним относят проведение аналитических исследований, ведение статистической базы данных, создание централизованных баз данных, выпуск в обращение банкнот и обеспечение их циркулирования на территории страны, осуществление связей с небанковской клиентурой и предоставление общественных услуг, предоставление определенного набора услуг коллективного пользования.

В зависимости от экономических субъектов, интересы которых выражает деятельность Банка России, его функции разделяют на функции, выпол-няемые им:

  • от имени и в интересах государства;
  • от своего имени, но в интересах общества;
  • от своего имени и в своих интересах.

Очевидно, что данная классификация напоминает ха-рактер выполняемой центральным банком работы, учитывающей интересы экономических агентов, а не сами специализированные действия, осуществля-емые им и отличающиеся от действий других экономических институтов.

Также встречается разделение функций на внутренние и внешние. Внутренними считаются функции, которые Централь-ный банк выполняет с резидентами в пределах РФ, внешними - те, которые он осуществляет во взаимоотношениях с ино-странными субъектами. Скорее всего, рассматриваемые процессы выражают сферу деятельности центрального банка, подлинные его функции как особого денежно-кредитного института представлены здесь не в полном объёме.

В зависимости от специализированных видов управленческой деятельности выделяют функции Банка России, лежащие в сфере:

  1. денежно-кредитной политики;
  2. управления банковской системой;
  3. осуществление банковских операций.

Можно встретить также упоминание о функции осуществления денежной эмиссии и организации денежного обращения и функции организации взаимодействия с органами государственной власти и управления РФ, а также с кредитными организациями.

Для выполнения возложенных на него функций Банк России наделен полномочиями осуществлять нормотворческую деятельность. Он имеет право издавать норматив-ные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции фе-деральными законами. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и фи-зических лиц. Они не могут противоречить федеральным законам и не имеют обратной силы.

Банк России может быть ликвидирован только на осно-вании принятия соответствующего закона о поправках к Конституции РФ.

Как и в любой сфере деятельности, в сфере банковского регулирования и надзора существует ряд проблем. Обозначим их.

1) В ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» говорится, что «главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров». Такой орган надзора создан не был (в Банке России имеется комитет банковского надзора, но, по своей сущности, он не является тем органом, который предусмотрен Федеральным законом). Правда, в 1997г. Были предусмотрены так называемые региональные центры Банка России по контролю за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках, однако никаких сведений об их деятельности нет, а по результатам кризиса 1998 г., который как раз и разразился на финансовом рынке, можно сделать вывод об отсутствии каких-либо успехов на этом поприще.

2) Совещательный орган, на котором обсуждаются результаты проверки коммерческого банка законом, не предусмотрен. Банк России никакого нормативного акта на сей счет не опубликовал. Как показывает практика, за созданием разных комиссий зачастую скрывается желание «растворить» персональную ответственность должностных лиц за принимаемые ими решения. Между тем при принятии решений о применении к коммерческим банкам тех или иных санкций, в частности об отзыве лицензий (последнее ощутимо сказывается не только на коммерческом банке, но и на интересах вкладчиков, общества в целом), необходимо точно знать, кто и по чьей инициативе принял решение. Персональная ответственность является гарантией законности и обоснованности принимаемого, решения.

3) Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает возможность создания специального надзорного органа при Банке России. В части четвертой ст. 55 Закона сказано, что надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров. Однако Банк России создал Комитет банковского надзора как совещательный орган, что, на наш взгляд, не соответствует требованиям ст. 55, грамматическая конструкция которой такова, что в ней используется союз «или», и поэтому не предусматривается совместное осуществление функций Банком России и органом банковского надзора. Здесь должно быть что-то одно: либо Банк России, либо Комитет банковского надзора.

4) По своей природе банковская деятельность во многих случаях имеет международный характер, что обусловлено, прежде всего, расширением международных экономических связей. Банки обеспечивают международные расчеты, платежи и другие банковские операции. Поэтому их деятельность регулируется не только внутригосударственным, но в соответствующих случаях и международным правом. В интересах сохранения и развития многосторонних производственных, торговых и финансовых отношений, руководствуясь нормами международного публичного права, государства могут заключать договоры о создании межгосударственных банков. Однако ни в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», ни в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» вопрос о банковском надзоре над межгосударственными банками, созданными на территории Российской Федерации, не предусмотрен. Для таких банков применимы только общие нормы законодательства и международные договоры. Между тем многие вопросы банковской деятельности регулируются специальными нормами. В связи с этим появляется необходимость в совершенствовании банковского законодательства. В данном случае речь идет о надзоре.

Международный банк, которому в соответствии с данным соглашением разрешено проведение банковских операций, в том числе валютных, не попадает под надзор Банка России. Заметим, что согласно ст. 15 Конституции РФ правила, установленные международным договором, имеют приоритет над правилами внутригосударственного законодательства. Одновременно с этим в п. 1 и п. 2 ст. 75 Конституции РФ записано: «Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации» и «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Поэтому для управления денежной эмиссией, денежным обращением Банк России должен проверять кредитные организации, через которые проходит денежное обращение. Поэтому он имеет право осуществлять надзор. На наш взгляд, необходимо внести соответствующее изменение в законодательство и предусмотреть в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» механизм осуществления надзора за межгосударственными банками, созданными на территории нашей страны.

5) Предметом банковского надзора, и в частности банковских проверок, является соблюдение коммерческим банком законодательства и правил, установленных Банком России. В законодательстве четко не сказано, соблюдение каких законов должен проверять Банк России. Специалисты во внимание принимают в лучшем случае сугубо банковские законы, прежде всего Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», хотя банковская деятельность регулируется нормативными актами различных отраслей права. В этом отношении очевидной становится роль юридических подразделений в Банке России, способных определить весь состав нормативных актов, нарушение которых создает риски в банковской деятельности. Однако роль юристов, к сожалению, невелика, поэтому в деятельности банков создается нечто похожее на нишу, в которую не заглядывает Банк России. Отсюда берут начало самые распространенные нарушения в кредитных организациях, которые рано или поздно становятся причиной их краха.

6) Что касается надзора и инспектирования выполнения банковских правил, то здесь тоже есть множество нерешенных проблем. Во-первых, Банк России ежегодно издает сотни различных актов. Эти акты, как уже говорилось, далеко не безупречны с точки зрения юридической техники. Кроме того, они недостаточно систематизированы. Возникают проблемы их доступности не только для широкого потребителя, но и для работников Банка России. Во-вторых, нет четкой специализации в самом банковском надзоре, а главное - в инспектировании кредитных организаций.

7) Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы; во- вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, позволяющую выяснить ее влияние на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные. В законе эти цели определены: соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности. Соответственно этим целям следует различать два общих объекта инспектирования:

  • кредитная организация как таковая;
  • системные связи кредитных организаций.

В каждом из этих объектов, в соответствии с частными целями, можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности:

  • правовые отношения;
  • финансовые отношения;
  • бухгалтерский учет и отчетность.

К сожалению, на практике банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов - кредитной организацией как таковой. Практически не изучен второй объект - банковская система, т. е. связи между конкретными кредитными организациями.

Системные связи между кредитными организациями повышают возможности банковской системы в целом и каждой кредитной организации в отдельности. Однако системные связи - всегда возможность системного кризиса. Поэтому правильно организованное инспектирование системных связей между кредитными организациями могло бы уменьшить риск кризиса не только в банковской системе, но и в системе экономики в целом.

8) Следующий аспект - предмет инспектирования. Банк России в лучшем случае инспектирует постановку бухгалтерского учета в коммерческом банке. Это самая легкая задача. Нужно лишь сопоставить проводки с правилами бухгалтерского учета, с письмами Банка России. Иногда делаются попытки проанализировать финансовое состояние кредитной организации в смысле ее доходов и расходов, прибыли и перспектив развития.

Недооценка юридических аспектов в банковском надзоре и в инспектировании коммерческих банков еще раз свидетельствует о необходимости создания специальной организации (Банковской комиссии) при Правительстве РФ, которая могла бы инспектировать соблюдение законодательства в банковской системе. Тогда будет меньше таких злоупотреблений, как, например, обман вкладчиков банками или «утечки капитала». Что же касается проверки финансовых нормативов и соблюдения правил учета, то эти вопросы должны быть предметом инспектирования со стороны Банка России.

9) Банк России имеет довольно широкий набор инструментов для контролирования банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. ЦБ РФ уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью коммерческого банка. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.

В заключение отметим, что на наш взгляд, наряду с некоторыми проблемами банковского законодательства, дальнейшему развитию банковской деятельности во многом препятствуют высокие финансовые риски, сохраняющиеся до настоящего времени. Это кредитные риски, риски ликвидности. Влияет на ситуацию во многом и политическая ситуация, так как уровень развития российского банковского сектора отражает степень развития экономики, финансового рынка, уровень монетизации экономики, состояние финансовой сферы, системы налогообложения и правового регулирования.

Литература

  1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит: Учебник. М.: Юриспруденция, 2003. 234 c.
  2. Банковское дело / Под ред. В.И.Колесникова, Л.П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 1995. 321 c.
  3. Денежное обращение и кредит при капитализме / Под ред. Л.Н.Красавиной. М.: Финансы и статистика, 1989. 326 c.
  4. Федорова А.Е. Организация деятельности Центрального банка Российской Федерации: учеб. пособие / А.Е.Федорова; под ред. проф. А.Ю. Казака, проф. М.С. Марамыгина. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2009. 136 c.
  5. Конституция Российской Федерации (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 №679, от 25.07.2003 №841, Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 №1-ФЗ) (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 27.06.2002 № 86-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов / А.Ю. Казак, М.С. Марамыгин, Е.Н. Прокофьева, Е.Г. Шатковская, О.А. Солодова, Т.Д. Сиколенко; под ред. проф. А.Ю. Казака, проф. М.С. Марамыгина. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2006. 688 c.
  8. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2000. 654 c.
  9. Финансы и кредит: Учебник / А.Ю. Казак и др.; Под ред. А.Ю. Казака. Екатеринбург: АОЗТ «Издательский дом «ЯВА», 1998. 640 c.
  10. Вьюгин О.В. Экономика и денежно-кредитная политика // Деньги и кредит. 2003. № 11. 25 c.

Bibliography

  1. Аbramova М.А., Аlexandrov L.S. Finance and credit: a course-book. М.: Jurisprudenciya, 2003. 234 p.
  2. Banking / Edited by V.I. Koesnikov, L.P. Krolivetskaya. М.: Financy i statistika, 1995. 321 p.
  3. Monetary circulation and credit under capitalism / Edited by L.N. Krasavina. М.: Financy i statistika, 1989. 326 p.
  4. Fedorova А.Е. The organization of the Central Bank of the Russian Federation: a course-book / A.E. Fedorova; edited by Prof. A.Yu. Kazak, Prof. M.S. Maramygin. Ekaterinburg: AMB Publishing, 2009. 136 p.
  5. The Constitution of the Russian Federation (as amended by the Presidential Decree № 20 of 09.01.1996, № 173 of 10.02.1996, № 679 of 09.06.2001, № 841 of 25.07.2003, by the Federal Constitutional Law of 25.03.2004 №1-FL) (adopted by popular vote on 12.12.1993) . Access from the reference-legal system “ConsultantPlus".
  6. On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia): the Federal Law of 27.06.2002 № 86-FL . Access from the reference-legal system "ConsultantPlus".
  7. Money, credit, banks: a textbook for universities / A.Yu. Kazak, M.S. Maramygin, E.N. Prokofieva, E.G. Shatkovskaya, O.A. Solodova, T.D. Sikolenko; edited by Prof. A.Yu. Kazak, Prof. M.S. Maramygin. Ekaterinburg: AMB Publishing, 2006. 688 p.
  8. Banking: a textbook / Edited by O.I. Lavrushin. M.: Financy i statistika, 2000. 654 p.
  9. Finance and credit: a course-book / A.Yu. Kazak et al.; Edited by A.Yu. Kazak. Ekaterinburg: «Publishing house «JAVA» CJSC, 1998. 640 p.
  10. Vjugin O.V. Economy and monetary-credit policy // Money and credit. 2003. № 11. 25 p.
Фактически все банки страны – коммерческие. За исключением одного государственного – Центробанка РФ (Банка России). В чем отличие этих банков? А, главное, как выбрать надежный коммерческий банк?

Отличия коммерческих банков от государственных

  1. Лишь Центральный банк обладает правом выпуска .
  2. Банк России разрабатывает положения по составлению отчетности, а также ведению бухгалтерского учета во всех коммерческих банках.
  3. Центральный банк содержит всех коммерческих банков, тогда как в них содержатся счета физических и юридических лиц.
  4. Банк России кредитует исключительно коммерческие банки. Тогда как операции коммерческих банков включают кредитование юрлиц и населения. Помимо этого функции коммерческих банков предусматривают прием вкладов, проведение операций , и прочее.

Особенности сотрудничества с коммерческими банками

Некоторые полагают, что деятельность коммерческих банков неконтролируема. И в случае деньги «пропадут». На самом деле в случае отзыва лицензии Банком России или же банкротства коммерческого банка вкладчик получает свой депозит. Вклад и проценты по нему должны быть выплачены государственным «Агентством по страхованию вкладов» максимум в 14-дневный срок. Правда, есть ограничения: сумма компенсации не превышает 1 400 000 рублей.Советы клиентам

  • Есть или же госкомпании и госструктуры выступают в качестве акционеров. Для длительного сотрудничества, например, для открытия депозита, следует выбирать именно такие финансовые учреждения. Например, Сбербанк, Газпромбанк, ТрансКредитБанк и прочие. Узнать, является ли государство держателем акций можно на официальном сайте банка.
  • Тем, кто собирается положить деньги на депозитный счет в конкретный банк, следует предварительно выяснить рейтинг этого банка. Рейтинг составляется на основе данных Центрального Банка по ключевым показателям деятельности. Это позволит

В общепринятом смысле понятие коммерческого банка сводится к тому, что он основывается в целях извлечения прибыли и действует как субъект банковской системы. Государственный банк действует не в целях извлечения прибыли, а в качестве регулятора банковской системы и межбанковских отношений. При этом государственный банк контролирует функционирование абсолютно всех коммерческих банков, а также иных финансовых организаций.

Для некоторых граждан понятие государственного банка сводится к тому, что он основан государственными структурами, как, к примеру, Сбербанк. Однако необходимо отметить, что Сбербанк, как и другие кредитные организации, занимается деятельностью, связанной с извлечением прибыли, а потому он также относится к банкам коммерческого характера.

Государственный банк - это субъект или учреждение, которое контролирует банковскую систему в целом, влияет на различные процессы в ней, организует сотрудничество с государственными банками иностранных государств и создано не с целью извлечения прибыли. Государственным банком в Российской Федерации является Центральный банк, имеющий представительства во всех регионах страны.

Поскольку цели создания государственного и коммерческих банков не совпадают, то между такими учреждениями существуют определенные различия. Деятельности и тех, и других банков подчинена этим различиям, то есть, они выполняют совершенно разные задачи.

Отличия коммерческих банков от государственных

Выделяют такие отличия коммерческих кредитных организаций от государственного банка:

  • коммерческие банки обладают установленной формой собственности - акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, а государственный не обладает такой характеристикой, хотя при этом все банки являются юридическими лицами. Таким образом, коммерческий банк, обладая формой собственности, совпадает по данной характеристике с другими юридическими лицами, а государственный банк относится скорее к органам государственной власти, чем к юридическим лицам, хотя и является таковым
  • деятельность Центрального банка коррелирует с банковской системой РФ, то есть он разрабатывает и утверждает различные нормативно-правовые акты, на основании которых проводится банковская деятельность в стране. При этом в его ведении полностью находится данная система, и он обладает правом контролировать функционирование коммерческих банков, выдавать или отзывать у них лицензии, осуществлять их санацию (или финансовое оздоровление)

Коммерческие банки функционируют в пределах банковской системы, обслуживают юридических и физических лиц. Они имеют право разрабатывать и утверждать только внутреннюю документацию самого банка, носящую локальный характер. Коммерческие банки подчиняются законодательству, утвержденному государственным банком, а также отчитываются перед ним по различным показателям, критериям и фактам своей деятельности:

  • Центральный банк обслуживает корреспондирующие счета коммерческих банков, а те в свою очередь обслуживают расчетные счета юридических и физических лиц
  • фактическая деятельность государственного банка связана исключительно с коммерческими банками, то есть он может даже кредитовать их при необходимости. Деятельность коммерческих банков связана с юридическими и физическими лицами, их обслуживанием по самым различным направлениям
  • выпускать денежные знаки России имеет право только Центральный банк РФ, а коммерческие банки имеют право только использовать их в своей деятельности
  • в хранилищах Центрального банка находятся резервный и золотовалютный запас страны, а также средства коммерческих банков, а в хранилищах коммерческого банка - только денежные средства обслуживаемых им физических и юридических лиц
  • Центральный банк участвует в разработке и изменении денежно-кредитной политики государства, то есть функционирует в масштабах всей экономики в целом. Коммерческие банки работают на федеральном или региональном уровне, но никогда не принимают участия в формировании денежно-кредитной политики государства
  • коммерческие банки могут предоставлять населению и хозяйствующим субъектам самые различные услуги, в том числе прием денежных средств в качестве вкладов, выдачу финансов в виде кредитов, взаиморасчеты между юридическими и физическими лицами, обмен валют, инкассаторское и инвестиционное обслуживание. Центральный банк подобных операций не проводит, но имеет право контролировать все сферы деятельности коммерческих банков

Если рассматривать коммерческие банки с позиции собственника, то они могут быть частными или государственными, но в целом их деятельность аналогична вне зависимости от учредителя. Главное различие заключается в том, кому именно принадлежит банк - частному собственнику или государству.

Особенности сотрудничества с коммерческими банками

Физические и юридические лица, сотрудничая с коммерческими банками, имеют определенные гарантии правомерности проводимых операций. Дело в том, что деятельность коммерческих банков полностью контролируется со стороны Центрального банка, который проводит периодические проверки на добросовестность исполнения коммерческими банками возложенных на них обязанностей.

Часто граждане России беспокоятся о том, что их денежные средства, переданные в коммерческий банк в качестве вклада, могут пропасть вследствие отзыва у кредитной организации лицензии или при ее банкротстве. Однако необходимо отметить, что вклады россиян на сумму до 1,4 млн. руб. застрахованы Агентством по страхованию вкладов. Это означает, что при наступлении такой негативной ситуации, когда коммерческий банк не сможет вернуть вкладчику его депозит, это сделает Агентство.

Необходимо учесть главный момент: поскольку существует ограничение по размеру страхуемой части вклада, необходимо ориентироваться именно на эту величину. И если нужно сделать вклад на большую сумму денежных средств, имеет смысл разделить ее на несколько частей, чтобы каждая из них была застрахована и возвращена при возникновении форс-мажорных обстоятельств у коммерческого банка.

Как правило, специалисты советуют вкладывать денежные средства в коммерческие банки, имеющие государственную поддержку, и тогда вероятность наступления негативного события может быть минимальна. Однако такие банки предлагают весьма скромные процентные ставки по вкладам, которые, однако, являются стабильными и защищенными. В противовес этому частные коммерческие банки, менее защищенные и не имеющие государственной поддержки, с целью привлечения клиентов предлагают более высокие процентные ставки. При таком предложении вкладчики могут получить весьма хороший доход, если негативная ситуация в плане банкротства или отзыва лицензии у коммерческого банка не наступит.

Выбирать коммерческий банк для заключения с ним договора вклада имеет смысл после изучения специального рейтинга надежности коммерческих банков, расположенного на официальном сайте Центрального банка. Поскольку ЦБ РФ полностью контролирует деятельность коммерческих банков и анализирует их отчетность, он может с высокой гарантией составлять такой список. Ориентируясь на данный рейтинг, вкладчик имеет возможность организовать выгодное сотрудничество с коммерческим банком и при этом не потерять свои денежные средства.

Сотрудничество с коммерческими банками имеет определенные принципы или правила, к которым относятся:

  • взаимная заинтересованность, при которой обе стороны преследуют собственные интересы, не противоречащие интересам друг друга
  • платность, заключающаяся в том, что коммерческие банки оказывают услуги и физические лица размещают свои средства не бесплатно, а за денежное вознаграждение
  • ликвидность, при которой коммерческий банк должен возвращать депозит, а клиенты должны погашать свои кредитные обязательства
  • взаимная обязательность, при которой и коммерческие банки, и их клиенты обязуются исполнять все условия договора или соглашения, не ущемляя интересов противоположной стороны
  • ответственность, основанная на выполнении определенных требований в случае нарушения условий договоренности о сотрудничестве

Тема 1 Сущность центрального банка и его происхождение ПЛАН 1. СУЩНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА 2. Отличия центрального банка от коммерческого банка 3. Структура центрального банка 4. Происхождение и эволюция центральных банков. 1. СУЩНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА. Центральные банки разных стран занимаются самыми разнообразными видами деятельности. Они не только проводят традиционные для банков операции по кредитованию, организации расчетов в наличной и безналичной формах, хранят денежные средства, но и управляют золотовалютными резервами страны, анализируют и прогнозируют состояние национальной экономики, выполняют надзорную и контрольную функции. . Работая в сфере экономических отношений на макро- и микроуровнях, центральные банки занимаются вопросами материально-технического обеспечения и эксплуатации вверенных им объектов и оборудования, располагают собственными технологическими центрами и информационными системами, собирают и обрабатывают соответствующую информацию. . Сочетание экономических, организационных и материальнотехнических операций в известной степени вуалирует сущность центрального банка, делает его «многоликим» институтом. Для того, чтобы ответить на вопрос, в чем состоит сущность центрального банка, необходимо, во-первых, определить, что наряду с его общими признаками является его спецификой, во-вторых, что составляет основу его деятельности, втретьих, какова структура центрального банка. . Учитывая то, что центральный банк относится преимущественно к сфере экономических отношений, его следует характеризовать как экономический институт. В арсенале центрального банка преимущественно экономические методы регулирования, его денежнокредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса как инструментов стимулирования экономического развития. . В выполняемых центральным банком операциях заметно и другое немаловажное свойство: в большинстве своем все они связаны с обменом. Поэтому на полном основании центральный банк можно назвать институтом обмена, обслуживающим переход материальных благ от одного экономического субъекта к другому. . В определенном смысле центральный банк - это торговый институт. . Аккумулируя на своих счетах денежные средства клиентов (коммерческих банков), центральные банки осуществляют их перераспределение на возвратной основе, кредитуя временные потребности тех банков, которые нуждаются во временной денежной помощи в форме рефинансирования. . Деятельность центрального банка проявляется преимущественно на макроуровне экономических отношений. Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения, безинфляционное развитие, он создает условия для сохранения ценности денег и тем самым для социального развития всего общества. . Вместе с тем как юридическое лицо центральный банк осуществляет отдельные операции с конкретными другими экономическими субъектами. Микроуровень экономических отношений здесь проявляется в полной мере, однако центральный, в отличие от коммерческих банков, работает не на себя, а на экономику в целом. Это и дает нам право охарактеризовать его деятельность как деятельность национального института. . Центральный банк представляет собой некоммерческую организацию. Как любое экономическое учреждение он предоставляет экономическим субъектам свои продукты и услуги и так же, как и коммерческие банки, получает за них определенную плату, компенсирующую его затраты. Однако в отличие от коммерческих организаций получение прибыли не является целью деятельности центрального банка. . При раскрытии сущности центрального банка необходимо рассматривать его деятельность на макроуровне, по отношению к экономике в целом. . Раскрытие сущности банка требует анализа совокупности банковских операций, осуществляемых на протяжении длительного исторического развития. . Как и любой банк, он может осуществлять кредитование, производить расчеты, принимать на хранение денежные средства других экономических субъектов, эмитировать платежные средства. Основа деятельности банка как такового заключена в выполнении им именно этих денежно-кредитных операций. Эти виды деятельности являются главными. 2. Отличия центрального банка от коммерческого банка. Центральный банк работает на макроуровне экономических отношений, обслуживает общие народнохозяйственные потребности, делает то, что не делает ни один другой банк - эмитирует в экономику наличные деньги. Другие параметры: . . . . . . . По целевой ориентации. По типу собственности. По численности и капитальной базе. По направлениям деятельности. По законодательству. По клиентам. По характеру подчиненности (подотчетности). . По надзору и контролю. 3. Структура центрального банка. Структура банка с позиции его сущности - это такое его построение, которое дает ему возможность функционировать как специфическому учреждению. В структуре центрального банка, как и всякого другого банка, имеется четыре блока. . Первый блок - это банковский капитал, отображающий в большинстве случаев капитал национальных центральных банков как часть капитала, выделяемого государством при организации данного учреждения. В отличие от капиталов коммерческих банков, отделившихся от капиталов промышленности и торговли, капитал центрального банка чаще всего образуется с помощью ресурсов государственного бюджета. . Второй блок охватывает специфическую деятельность центрального банка, в совокупности выполняющего денежнокредитные операции, составляющие основу его экономического оборота, и в отличие от коммерческих банков осуществляющего эмиссию наличных денег в обращение. . Главным принципом деятельности центрального банка является защита экономических интересов государства, прежде всего в сфере регулирования денежного оборота. Деятельность подобного рода носит при этом независимый характер. . Третий блок - это особая группа людей, обладающих знаниями и навыками в сфере банковского дела, регулирования денежно-кредитных отношений. Персонал центрального банка является государственными служащими. . Четвертый блок, который выходит за рамки экономической теории, часто называют производственным, ибо он охватывает банковскую технику, здания, сооружения, средства связи и коммуникации, информационные системы, определенные виды производственных материалов. 4. Происхождение и эволюция центральных банков. Центральный банк - результат эволюционного развития банковского дела. Возникнув немногим более 330 лет назад, банки подобного типа проделали заметный путь развития от обычных денежно-кредитных учреждений до банков государств, получив широкие полномочия по регулированию денежного обращения в стране. . Зарождение первых банков денежного обращения в Европе относится к середине ХVII в. К тому времени уже применялись переводной вексель и денежные сертификаты, вводились в оборот бумажные деньги, с развитием международной торговли совершенствовались обменные операции. . Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. . Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам. . Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежнокредитной политики государства. . По мере становления и развития центральных банков совершенствовалась их эмиссионная деятельность, постепенно они приобретали монопольное право на эмитирование банкнот, выступающих средством платежа. . В условиях современной экономики центральные банки - это «банки банков», эмиссионная деятельность которых превращается в важнейший фактор регулирования экономики.

Основными учреждениями, предоставляющими кредит, яв­ляются банки. Банки - финансовые институты, которые аккуму­лируют и хранят денежные средства, предоставляют кредиты, осуществляют денежные переводы, а также другие операции на финансовых рынках. Совокупность взаимосвязанных банковских учреждений, функционирующих на территории страны, состав­ляют банковскую систему. Банковская система - органичный и неотъемлемый элемент экономики. Это означает, что функцио­нирование банков следует рассматривать в тесной связи со всеми процессами, происходящими в экономической жизни общества.

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая банковская система. Первый уровень составляет центральный банк и его учреждения. Исторически центральные банки возникли в результате централизации денежной эмиссии (выпуска банкнот) в надежных банках. Такие банки получили название эмиссионных. В конце XIX - начале XX в. в большин­стве стран эмиссия бумажных денег была сосредоточена в одном банке, который назывался центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. Он занимает является, как прави­ло, государственным учреждением. В качестве банкира прави­тельства центральный банк выступает его кассиром и кредито­ром, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк, как правило, осуществляет кассо­вое исполнение государственного бюджета. Доходы правительст­ва, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспро­центный счет казначейства (министерства финансов) в цен­тральном банке, с которого покрываются правительственные расходы. Функции центрального банка сводятся к следующему:

Эмиссия денег. Это одна из наиболее важных функций. Хотя в современных условиях наличные деньги менее важны, чем безналичные, банкнотная эмиссия центрального банка со­храняет свое значение, так как наличные деньги по-прежне­му необходимы для значительной части платежей;

Хранение золотовалютного резерва страны;

Предоставление кредитов и выполнение расчетных опера­ций для правительственных органов;

Аккумулирование и хранение кассовых резервов коммерче­ских банков. Каждый банк обязан хранить на резервном счете в центральном банке сумму в определенной пропор­ции к размеру вкладов;

Кредитование коммерческих банков. Здесь можно провести такие аналогии. Если фирмы, организации и частные лица кредитуются коммерческими банками, то для центрального банка клиентами являются банки коммерческие;

Регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Центральный банк обладает правом выдачи и отзыва лицензий коммерческих банков;

Денежно-кредитное регулирование (совместно с правитель­ством).

Капитал ЦБ РФ полностью принадлежит государству. Задачи и функции ЦБ РФ сформулированы и закреплены в Конституции РФ и Федеральном Законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Второй уровень банковской системы составляют коммерческие банки. Коммерческий банк - универсальный тип банка, занимающийся широким кругом операции, самой главной из ко­торых является предоставление кредитов промышленным, тор­говым и другим предприятиям преимущественно за счет денежных средств, привлеченных в виде вкладов. Во всем мире коммерческие банки - важнейшее звено банковской системы - концентрируют основную часть кредитных ресурсов и осуществ­ляют широкий диапазон банковских операций и финансовых ус­луг для юридических и физических лиц. Коммерческие банки можно классифицировать по ряду признаков.

По характеру собственности коммерческие банки бывают го­сударственными, акционерными, кооперативными, частными, муниципальными, смешанными. В промышленно развитых стра­нах преобладающей формой собственности коммерческих бан­ков является акционерная.

По характеру выполняемых операций различают универсаль­ные и специализированные коммерческие банки. Универсальные банки выполняют широкий круг операций и услуг. Универсаль­ность означает тип банковской деятельности, не ограниченной по отраслям народного хозяйства, составу обслуживаемых кли­ентов, количеству проводимых операций, регионам. Специализи­рованные коммерческие банки осуществляют одну или небольшое количество банковских операций. К ним относятся инвестици­онные, ипотечные, сберегательные, инновационные, страховые и другие банки. Инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, полу­чая при этом доход; свой капитал они используют для кредито­вания различных предприятий и целых отраслей. Ипотечные банки специализируются на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости. Сберегательные банки привлекают сво­бодные денежные средства населения, хранят сбережения, осу­ществляют безналичные расчеты, предоставляют населению кре­диты, проводят расчетно-денежные операции по обслуживанию населения, включая операции с ценными бумагами. Инновацион­ные банки осуществляют кредитование на всех этапах и стадиях инновационного процесса создания и внедрения различных но­вовведений и научно-технических разработок. Страховые банки привлекают денежные средства путем продажи страховых поли­сов. Полученные доходы они вкладывают, прежде всего, в обли­гации и акции других компаний, государственные ценные бума­ги, также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству. На современном этапе в сфере деятельности ком­мерческих банков наблюдается тенденция к универсализации, что объясняется влиянием конкуренции. Это выражается не только в увеличении числа предлагаемых клиентам услуг, но и в качественном изменении структуры операций, увеличении объе­мов операций с ценными бумагами и снижении удельного веса ссудосберегательных операций.

По отраслевому принципу коммерческие банки можно раз­делить на промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и т. п. В России, например, это Нефтехимбанк, Элек­тробанк, Россельхозбанк, Промстройбанк и др. Основные функции коммерческих банков:

Мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в инвестиции. Банки аккумулируют де­нежных доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процентов или оказывае­мых банком услуг. Сконцентрированные в форме вкладов сбережения превращаются в ссудный капитал, используе­мый банком для предоставления кредитов предприятиям и предпринимателям. Использование кредита обеспечивает развитие производительных сил страны в целом. Заемщики вкладывают средства в расширение производства, покупку недвижимости, потребительских товаров. В результате с помощью банков сбережения превращаются в капитал;

Кредитование предприятий, государства и населения. Пря­мое предоставление в ссуду свободных денежных средств их владельцами заемщикам в практической хозяйственной жизни затруднено. Банк выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства у конечных креди­торов и давая их конечным заемщикам;

Выпуск в обращение так называемых кредитных денег. Эта функция является специфической и отличает коммерче­ские банки от других кредитных учреждений. Современ­ный механизм денежной эмиссии связан с двумя понятия­ми: банкнотная и депозитная эмиссия. Банкнотную эмис­сию осуществляет эмиссионный банк (центральный банк). Коммерческие банки осуществляют депозитную эмис­сию - выпуск кредитных инструментов, которые образу­ются в результате выдачи ссуд клиенту. Денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда возвращаются ссуды, полученные у банков. Вместе с тем экономика нуждается в необходимом, но не чрезмерном количестве денег, поэтому коммерческие банки функционируют в рамках ограничений, предусмат­риваемых государством в лице центрального банка;

Осуществление расчетов и платежей по поручению клиен­тов. Большая часть расчетов между предприятиями осуще­ствляется безналичным путем. Выступая в качестве посред­ников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей;

Эмиссионно-учредительная деятельность. Эта деятельность предполагает выпуск и размещение (продажу) банками цен­ных бумаг. Здесь банки становятся каналом, обеспечиваю­щим направление сбережений для производственных целей;

Консультирование, предоставление экономической и фи­нансовой информации. Располагая возможностями посто­янно контролировать экономическую ситуацию, коммерче­ские банки дают клиентам консультации по широкому кругу проблем (по новым инвестициям, по регистрации предпри­ятий, по составлению годовых отчетов и т. д.).

Обычно выделяют четыре группы банковских операций; пас­сивные, активные, банковские услуги и собственные операции банков. Пассивные операции - операции по привлечению денеж­ных средств для формирования ресурсов банка. Ресурсы банка формируются за счет собственных и привлеченных (заемных) средств. Для создания банка первоначально необходим опреде­ленный собственный капитал. К собственным средствам отно­сятся акционерный и резервный капитал, а также нераспреде­ленная прибыль. Собственные средства составляют незначительную часть ресурсов современного банка. В основном банковские операции базируются на заемных средствах. В экономически развитых странах соотношение между собственным и заемным капиталом находится на уровне от 1:10 до 1:100 (не превышает 10 %). В качестве источников заемных средств, формирующих капитал банка, можно назвать финансовые обязательства перед клиентами банка (депозиты, сберегательные вклады), финансо­вые обязательства перед другими банками. Подавляющая часть всех банковских ресурсов формируется за счет вкладов клиентов банка. Кредиты, полученные от других банков, являются обыч­ной кредитной сделкой. Также источником привлечения средств для банка являются эмиссионные операции, которые состоят в мобилизации банком денежных средств взамен выдачи опреде­ленных пенных бумаг. Активные операции проводятся банком с целью прибыльного размещения привлеченных средств. К ак­тивным операциям банка относят кредитные операции - опера­ции по предоставлению кредитов и ссуд, и фондовые операции - разнообразные операции банков с ценными бумагами: покупка ценных бумаг, размещение вновь выпущенных ценных бумаг среди держателей, покупка и продажа ценных бумаг по поруче­нию клиента и т. п. Банковские услуги представляют собой, как правило, посреднические операции - инкассовые, аккредитив­ные, переводные, трастовые, лизинговые и др. За их предостав­ление с клиентов взимается специальная плата, именуемая ко­миссией. К собственным операциям банков относятся операции, связанные с выполнением банком его функций: приобретение банковского оборудования, охрана банка, выдача заработной платы работникам, транспортные расходы и пр.