Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Успехи современного естествознания. Введение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики и организации машиностроительной промышленности

ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Программа, методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочного обучения специальностей 120100 «Технология машиностроения»,

170100 «Горные машины и оборудование»

Составитель С.М. Бугрова

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 7 от 17.03.03 Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 170100 Протокол № 12 от 26.03.03

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2003

ВВЕДЕНИЕ

Ускорение социально-экономического развития страны в условиях рыночной экономики возможно только путем всесторонней интенсификации производства, повышения его конкурентоспособности и совершенствования методов управления.

В связи с этим значительно возрастают требования, предъявляемые к уровню экономической подготовки будущих инженеров. Необходима подготовка специалистов нового типа, компетентных в решении экономических проблем, обладающих предприимчивостью, способных к поиску путей финансового оздоровления предприятий. Современный инженер должен в совершенстве владеть методикой экономического анализа и обоснования прогрессивных технологических решений, знать пути достижения наилучших результатов при создании и производстве машин, уметь применять экономические знания на практике.

Важное значение в системе экономической подготовки инженеровмашиностроителей имеет дисциплина «Экономика машиностроительного производства», которая изучается студентами заочного обучения на 5 курсе. Учебным планом по этой дисциплине предусмотрены лекции и практические занятия, выполнение контрольной работы, экзамен.

Настоящая программа составлена на основе типовой программы дисциплины «Экономика машиностроительного производства» для машиностроительных специальностей высших учебных заведений, утвержденной учебно-методическим управлением по высшему образованию МО РФ. В программе учтены современные тенденции развития экономической науки и задачи дальнейшего совершенствования организаци- онно-экономической подготовки специалистов.

В методических указаниях перечисляются основные вопросы по рассматриваемым темам курса, рекомендуется порядок их изучения, указываются литературные источники.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Экономика машиностроительного производства является одной из отраслевых экономических наук, которая изучает действие и формы проявления объективных экономических законов в условиях машиностроительного комплекса, систему и методы хозяйственного руководства промышленным производством. При изучении курса отрасль «Машиностроение и металлообработка» рассматривается как часть материального

производства, промышленности, с одной стороны, а с другой − как единый производственно-хозяйственный комплекс.

Экономика машиностроительного производства базируется на экономической теории. Вместе с последней она выступает как теоретическая основа при изучении других экономических дисциплин, в частности курса «Организация, планирование и управление машиностроительным предприятием».

Курс экономики машиностроительного производства тесно связан с практикой работы промышленности и её важнейших отраслей. Поэтому для его усвоения необходимо изучать законодательство РФ и постановления правительства по экономическим вопросам, а также практику работы передовых предприятий отрасли.

Изучение экономики машиностроительного производства рекомендуется вести по отдельным темам в такой логической последовательности. Вначале необходимо ознакомиться с содержанием очередной темы по программе. После этого – изучить рекомендуемую литературу, обращая особое внимание на вопросы, выделенные в программе. При изучении литературы целесообразно вести конспект, что способствует лучшему усвоению материала. После изучения темы необходимо проверить степень её усвоения по вопросам самопроверки или приводимым в литературных источниках тестам.

К выполнению контрольной работы следует приступить после изучения основных теоретических положений соответствующих разделов. Перед экзаменом весь материал необходимо повторить, используя ранее составленный конспект.

Курс можно условно разделить на две части:

1. Экономические основы машиностроительного производства.

2. Экономика создания и освоения новой техники.

При изучении первой части курса необходимо уяснить объективность факторов, определяющих ведущую роль машиностроения в народном хозяйстве, уделить внимание информации об основных проблемах и перспективах развития отечественного машиностроения, а также состоянии машиностроения за рубежом.

Отраслевая дифференциация (деление на отрасли) машиностроения складывается в результате разделения труда в производстве машин по их назначению и другим признакам. Поэтому при изучении темы 1 «Отраслевая структура машиностроения» необходимо познакомиться с классификацией машин, машиностроительных производств и составом подотраслей машиностроения и металлообработки на современном этапе.

Особенности отдельных подотраслей машиностроения выявляются из их сопоставления. Целесообразно на примере 2-3 важнейших подотраслей машиностроения продумать эти особенности (характер продукции, особенности применяемой техники и технологических процессов, состав кадров, характеристика производственной базы: количество, размеры, уровень специализации предприятий, тип производства и т.п.).

Важнейшие вопросы при изучении курса экономики машиностроительного производства – основные производственные фонды и оборотные средства машиностроительной промышленности (темы 2.1 и 2.2). Основываясь на знаниях экономической теории, нужно восстановить в памяти понятие основных фондов и их отличие от оборотных, вытекающее из различного функционирования в производстве средств труда и предметов труда в натуральной и стоимостной формах. Важно иметь представление об экономической сущности, назначении различных методов оценки основных фондов, усвоить сущность амортизации, методы расчета амортизационных отчислений.

Изучая состав оборотных средств, следует рассмотреть влияние на него таких особенностей машиностроения, как материалоёмкость продукции, дискретный характер производства, развитие специализации и кооперирования, длительность производственного процесса и др.

Кадры машиностроительной промышленности – главная производительная сила отрасли. Этим определяется значение правильной организации труда и заработной платы, повышения квалификации кадров (тема 2.3). Следует изучить резервы и факторы повышения производительности труда в машиностроении, знать особенности оплаты труда в рыночных условиях.

Укрупнение машиностроительного производства при правильном его проведении характеризуется высокой экономической эффективностью (эффект масштаба). Поэтому при изучении вопросов концентрации производства (тема 3) следует знать, в чём состоят экономические преимущества крупных машиностроительных предприятий, при каких условиях укрупнение производства дает наибольший эффект, изучить содержание факторов, влияющих на уровень концентрации и размеры предприятий машиностроения.

Важнейшая тема курса экономики машиностроительного производства – себестоимость машиностроительной продукции и ценообразование (тема 4.1). Необходимо вспомнить основные положения экономической теории, относящиеся к критериям себестоимости, и четко представлять связи и различия категорий себестоимости и стоимости. Затем изу-

чается состав затрат, входящих в себестоимость машиностроительной продукции, и их классификация (по элементам затрат и статьям калькуляции; деление на прямые и косвенные, условно постоянные и переменные, основные и накладные).

Себестоимость тесно связана с другой экономической категорией – ценой продукции (тема 4.2). Вспомнив назначение цен в экономике, нужно изучить виды цен, применяемых в машиностроении, порядок их формирования в условиях рыночной экономики.

Сложным вопросом является определение цен на новые виды машиностроительной продукции, а также установление их на взаимозаменяемую и аналогичную продукцию. В настоящее время перечисленные вопросы нашли определенное практическое применение, с ними можно ознакомиться по рекомендуемой литературе, обратив внимание на сущность лимитной цены и сферу её применения.

В условиях экономической реформы вопросы финансовой деятельности предприятий являются особенно актуальными (тема 4.3). Повторив сущность прибыли и доходов, рассмотренных в курсе экономической теории, следует изучить виды прибыли, особенности её налогообложения, порядок образования и использования фондов экономического стимулирования. Важно понять, что полный хозрасчет – экономическая форма соединения хозяйственной самостоятельности, заинтересованности и материальной ответственности трудовых коллективов, а смысл новых условий применения хозрасчетных принципов – в переходе от самоокупаемости к самофинансированию.

Вторая часть курса посвящена экономике создания и освоения новой техники. Научно-технический прогресс в машиностроении охватывает два взаимосвязанных направления: создание и совершенствование машин и совершенствование техники и технологии производства этих машин. Поэтому необходимо представлять основные направления НТП как

в области создания новых машин и оборудования, так и при совершенствовании технической базы производства, технологических процессов и материалов, применяемых в машиностроении.

В условиях рыночной экономики качество продукции при умеренных ценах стало главным конкурентным преимуществом предприятий отрасли. Необходимо изучить факторы, определяющие технический уровень и качество машин (тема 5.1), методы их оценки.

Особое внимание следует уделить содержанию международных стандартов ИСО серии 9000 на системы качества, так как стабильное ка-

чество машин и оборудования на международном уровне может быть обеспечено только эффективной системой управления качеством.

При рассмотрении понятия и определении экономической эффективности инвестиций, технических и организационных решений следует исходить из того, что её оценка основывается на сопоставлении результатов и затрат, а также отражает законы общественного производства (тема 5.2). Необходимо овладеть методикой выбора вариантов новой техники и определения экономического эффекта от её внедрения. Для этого важно разобраться с понятием и расчетом таких показателей, как чистый дисконтированный доход, срок окупаемости инвестиций, внутренняя норма доходности, приведенные затраты.

Следует изучить порядок приведения сравнимых вариантов в сопоставимый вид по сумме капитальных вложений и себестоимости продукции, если варианты производства различаются по объему, номенклатуре и качеству продукции, срокам службы техники и другим показателям.

Завершающими темами курса, учитывающими современные тенденции развития экономической науки, являются технико-экономический анализ (ТЭА) технических решений по проектированию новой техники и ТЭА технологических решений (тема 5.3). Технико-экономический анализ – системное исследование характеристик создаваемых образцов новой техники в сочетании с изучением затрат на различных этапах их разработки; исследование взаимосвязи этих характеристик и затрат с использованием экономико-математических методов и ЭВМ.

Следует изучить основные этапы ТЭА и методы его проведения: структурно-стоимостной анализ; функционально-стоимостной анализ (ФСА), технико-экономическое и математическое моделирование и др.

В результате изучения курса экономики машиностроительного производства студент должен:

- иметь представление об особенностях машиностроительной промышленности, основных направлениях технического прогресса в машиностроении, методах планирования и научного прогнозирования развития производства;

- знать состав и структуру основных фондов и оборотных средств;

- уметь производить расчет основных технико-экономических показателей производства, экономической эффективности от производства и эксплуатации новой техники.

ПРОГРАММА КУРСА И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Введение

Проблемы экономического развития промышленности России и её важнейших отраслей на современном этапе. Характерные черты и особенности машиностроительной промышленности как важнейшей отрасли материального производства.

Основные этапы развития машиностроительной промышленности. Краткая характеристика машиностроения Кемеровской области. Концепция ускоренного развития машиностроительного комплекса.

Предмет экономики машиностроительного производства как науки, её задачи. Место экономики машиностроения в системе экономических наук. Экономические законы и формы их проявления в экономике машиностроения. Актуальные экономические проблемы в области машиностроения.

Вопросы для самопроверки:

1. Ведущая роль промышленности в народном хозяйстве.

2. Машиностроение: роль и место в ускорении технического прогресса; основные этапы формирования отдельных отраслей машиностроения.

3. Российское машиностроение и металлообработка на современном этапе, состояние и перспективы развития.

4. Характеристика уровня развития машиностроения и металлообработки в регионе.

5. Предмет и задачи курса «Экономика машиностроительного производства».

Литература:

Тема 1. Отраслевая структура машиностроения

Машиностроительное предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект рынка.

Основные признаки предприятия. Формы и виды предприятий машиностроения. Понятие малого предприятия, его преимущества и недостатки.

Добровольное объединение предприятий в машиностроении – концерны, консорциумы, хозяйственные ассоциации, холдинговые компании.

Понятие отрасли и её роль в научно-техническом прогрессе народного хозяйства, классификация отраслей и производств машиностроительной промышленности.

Структура отрасли, факторы, её определяющие. Важнейшие отрасли машиностроения, уровень их развития, особенности, взаимосвязь и пропорции.

Перспективы развития структуры машиностроения в условиях дальнейшего углубления научно-технического прогресса и развитие рыночных отношений. Экономическое значение опережающих темпов развития машиностроительных отраслей и производств, определяющих уровень научно-технического прогресса.

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие отрасли. Отраслевая структура машиностроения, факторы, её определяющие.

2. Технико-экономические особенности машиностроения как отрасли.

3. Перспективы развития отраслевой структуры машиностроения на современном этапе.

Литература:

Тема 2. Ресурсы машиностроительных предприятий

Тема 2.1. Основные фонды машиностроения и их воспроизводство

Фонды машиностроительной промышленности и их деление на основные и оборотные, производственные и непроизводственные. Экономическая сущность основных производственных фондов, их классификация и структура. Понятие активной части основных фондов. Методы оценки, учет и планирование основных фондов. Физический и моральный износ. Виды ремонтов основных фондов и их экономическое различие. Основные направления и экономическая эффективность модернизации оборудования.

Амортизация основных фондов. Нормы амортизации. Методы амортизации. Технико-экономические показатели использования основных фондов и их влияние на эффективность производства. Резервы и пути улучшения использования основных фондов.

Роль капитального строительства в воспроизводстве основных фондов машиностроения. Виды капитального строительства. Капитальные вложения в отрасли, их направления и структура. Капиталообразующие

инвестиции. Инвестиционный проект. Франчайзинг и лизинг как новые нетрадиционные формы инвестирования предприятий машиностроения.

Вопросы для самопроверки:

1. Основные фонды в машиностроении, их состав и структура.

2. Методы оценки и учета основных фондов.

3. Расчет и порядок использования амортизационных отчислений. Норма амортизации.

4. Обобщающие показатели эффективности использования основных фондов.

5. Расчет показателей эффективности использования машин и оборудования.

6. Виды капитального строительства. Структура капитальных вложений.

7. Пути повышения эффективности использования основных фондов и капитальных вложений в машиностроении.

Литература:

Тема 2.2. Оборотные средства в машиностроении

Экономическая сущность, состав и структура оборотных фондов и средств. Значение рационального использования оборотных средств.

Определение потребности в оборотных средствах. Норматив оборотных средств. Методы нормирования оборотных средств. Источники финансирования оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. Экономическое значение и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Система материально-технического обеспечения на предприятии. Расчет потребности в материалах и полуфабрикатах по основным видам. Системы оперативного управления запасами. Система и организационные формы сбыта продукции.

Вопросы для самопроверки:

1. Оборотные средства машиностроения и их структура.

2. Определение потребности в оборотных средствах.

3. Показатели и пути улучшения использования оборотных средств в машиностроении.

4. Показатели использования материалов. Значение улучшения использования материальных и топливно-энергетических ресурсов.

5. Управление запасами на машиностроительных предприятиях.

Тема 2.3. Кадры, производительность и оплата труда в машиностроительной промышленности

Состав и структура кадров на предприятии, тенденции их изменения. Влияние научно-технического прогресса на структуру кадров. Определение потребности в кадрах. Система подготовки кадров. Методы управления персоналом на предприятии. Производительность труда, методы её расчета. Показатели и измерители уровня производительности труда в машиностроении. Планирование производительности труда по факторам. Резервы и факторы повышения производительности труда в машиностроении.

Основные понятия оплаты труда в условиях рыночных отношений. Организация формы и системы заработной платы. Тарифная и бестарифная системы заработной платы. Сдельная и повременная формы оплаты труда в машиностроении и их разновидности. Оплата по коэффициенту трудовой стоимости. Оплата по трудовому рейтингу. Контрактная система оплаты труда. Особые условия оплаты труда в машиностроительной промышленности.

Вопросы для самопроверки:

1. Состав и структура кадров. Особенности структуры кадров машиностроения.

2. Сущность, показатели и измерители производительности труда.

3. Резервы и факторы роста производительности труда в машиностроении.

4. Тарифная система заработной платы и её основные элементы.

5. Формы и системы оплаты труда рабочих, руководителей, специа-

Литература:

Тема 3. Формы организации производства в машиностроении

Концентрация производства, её формы. Показатели уровня концентрации. Экономические преимущества и недостатки концентрации производства в машиностроении. Факторы, определяющие размеры предприятий в машиностроении и его отраслях.

Специализация производства, её виды. Факторы и условия развития различных видов специализации, значения межотраслевых производств. Показатели уровня и динамики специализации.

Кооперирование, его виды, основные направления развития. Показатели кооперирования.

Л. И. ТРУСОВА

ЭКОНОМИКА

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

ЗАДАЧИ И СИТУАЦИИ

Учебное пособие

Ульяновск2005

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего, профессионального образования

Ульяновский государственныйтехнический университет

Л. И. Трусова

ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО

ПРОИЗВОДСТВА.

ЗАДАЧИ И СИТУАЦИИ

Учебное пособие

Ульяновск 2005

УДК 33: 378 (075)

ББКЗО.бОбя7

Рецензенты: кафедра «Экономика и организация производства», институт Экономики и бизнеса УлГУ, зав. кафедрой, доктор экономических наук В. В. Самохвалов; генеральный директор ОАО «УНИПТИМаш», кандидат технических наук, доцентВ. Е. Быстрицкий

Трусова, Л. И.

Т78 Экономикамашиностроительногопроизводства. Задачи и ситуации

учебное пособие/ Л. И. Трусова. - Ульяновск: УлГТУ, 2005. - 70 с

ISВN 5-89146-673-2

Включает теоретические основы формирования экономической грамотности, культуры экономического мышления при организации производственнохозяйственной деятельности машиностроительного предприятия в условиях рыночныхотношений.

Содержит задания на выполнение самостоятельных работ, описание порядка их выполнения, подходы и методы исследования экономических ситуаций в машиностроительном производстве при изучении ресурсов производства, показателей их использования, анализе факторов эффективности производства.

Представлены методы расчета издержек производства, формирования цен на товары и услуги, определения порогарентабельности производства, определения экономической эффективности инвестиций.

Пособие предназначено студентам, аспирантам и преподавателям технических вузов, инженерам и специалистам машиностроительных предприятий.

Введение......................................................................................................................................................................

Тема 1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ...................................

1.1. Задание на самостоятельную работу по теме №1 (длявсехспециальностей) ...................

1.2. Порядоквыполненияработ........................................................................................

................

Тема 2, ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ И ИХАМОРТИЗАЦИЯ..........................

2.1. Задание на самостоятельнуюработу по теме №2

(длявсехспециальностей). ...............20

2.2. Порядоквыполненияработы...........................................................................................

Тема 3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВАИ ПОКАЗАТЕЛИ ИХИСПОЛЬЗОВАНИЯ.....................................

3.1. Задание на самостоятельнуюработу по теме №3

(длявсех специальностей)..ю..........

3.2. Порядоквыполненияработы............................................................................................................

Тема 4.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬЦЕХА И ЭФФЕКТИВНОСТЬЕЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ..................................................................................................................................................

4.1. Задание на самостоятельную работу по теме№ 4

(длявсехспециальностей)...................

4.2. Порядоквыполненияработы...........................................................................................................

Тема 5. СЕБЕСТОИМОСТЬПРОДУКЦИИ ИЦЕНООБРАЗОВАНИЕ......................................................

5.1. Заданиена самостоятельную работу по теме №5

(длявсехспециальностей)....................

5.2. Порядоквыполненияработы............................................................................................................

Тема 6, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬПРОИЗВОДСТВА.......................................................

6.1. Задание на самостоятельную работу по теме№ 6

(длявсехспециальностей)..................

6.2. Порядоквыполненияработы...........................................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................................................................................

Приложение 1........................................................................................................................................

Приложение 2........................................................................................................................................

Приложение 3........................................................................................................................................

Приложение 4........................................................................................................................................

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

«Экономика машиностроительного производства» является базовой дисциплиной при подготовке инженеров машиностроительных специальностей. Машиностроительное производство - это процесс изготовления, создания, выпуска продукции, товаров и услуг машиностроительным предприятием путем преобразования исходных ресурсов; сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, информации при одновременном использовании труда в готовом продукте производства.

Экономические особенности машиностроительного производства характерны для машиностроительных предприятий любой организационноправовой формы: государственных, использующих государственную форму собственности; частных, основанных на индивидуальной частной собственности; муниципальных, находящихся в собственности муниципальных органов власти; смешанных, где собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства - коллективной, на землю - государственной; коллективных (народных), где собственность на основные средства производства коллективная и доля имущественной собственности отдельного члена коллектива не устанавливается; коллективно-частных (акционерных), где имущество принадлежит всем акционерам, а доля каждого акционера определяется пакетом акций, принадлежащих ему, как частному владельцу, и пр.

Машиностроительное производство выпускает орудия труда, т. е. активную часть основных производственных фондов для всех отраслей народного хозяйства, предметы личного потребления, продукцию оборонного назначения. Машиностроительное производство занимает ведущее место в развитии научно-технического прогресса, повышении производительности труда, эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, т. к. производит все основные средства труда для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, энергетики, добывающих отраслей и т. д., а также обеспечивает инфраструктуру, т. е. науку, образование, здравоохранение, культуру, правоохранительные органы, оборону и пр. Эти средства труда позволяют повысить уровень механизации и автоматизации, электрификации и химизации, компьютеризации, роботизации, информатизации производства, что в конечном итоге приводят к экономии живого труда, повышению производительности труда и эффективности производства.

машиностроительного

производства

характерны

следующие

основные особенности:

1. Продукция

машиностроения

является

воспроизводства

основных

производственных

отраслях

народнохозяйственного комплекса, т. к. эта продукция,

в силу своей

специфики,

превращается у

потребителя в основные производственные

фонды, производящие продукцию других отраслей. Продукция отличается чрезвычайным разнообразием (десятки тысяч наименований и сотни тысяч типоразмеров), точностью изготовления, многодетальностью.

2. Производственные процессы в машиностроении характеризуются многостадийностью, сложностью и разнообразием применяемых методов обработки: пластическая деформация, резание, химическая, термическая,

трудовые процессы, выполняемые с участием человека, и естественные - выполняемые без участия человека (остывание, сушка); основные, направленные на непосредственное изготовление продукции в соответствии с планом производства; вспомогательные, направленные на обеспечение нормального хода основных процессов; и обслуживающие, обеспечивающие бесперебойное выполнение основных и вспомогательных процессов(контроль качества, транспортирование, складирование),

3. Технологические процессы характеризуются высокой сложностью, многооперационностью, разнообразием способов и методов реализации производственных процессов различной физической природы, что требует различного оборудования, оснастки и инструментов, средств механизации и автоматизации. Технологические процессы отличаются достаточно высокой трудоемкостью и длительностью производственного цикла изготовления деталей, узлов и машин. Длительность производственного цикла зависит от организации материальных потоков во времени, т. е. от порядка движения предметов труда в ходе их обработки, который может быть представлен последовательным, параллельным и параллельно-последовательным видом движения, каждый из которых имеет свои достоинства, недостатки и область рационального применения.

4. Машиностроительное производство относится к материалоемким и энергоемким производствам, где используются все известные материалы и энергоносители. Наибольший удельный вес в потреблении материалов занимает металл: черный, цветной, сплавы в виде отливок, поковок,

листового, сортового проката и т. д. Среди энергоносителей наибольший удельный вес занимает электрический ток, хотя применяется и натуральное топливо - уголь, газ, мазут и другие энергоносители.

5. Кадры машиностроительного производства отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки - от рабочего до управляющего, что обусловлено применением сложной техники, проектированием и разработкой наукоемкой продукции, в которой материализуются технические, технологические, информационные, организационные, экономические инновации, позволяющие обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Сложная техника и технология требуют высокого уровня подготовки обслуживающего персонала (слесарей, наладчиков), инженерно-технических работников (мастеров, технологов, конструкторов, менеджеров), которые призваны обеспечить эффективное функционирование производства на основе знаний экономических закономерностейего развития.

Успешное развитие машиностроительного производства во многом зависит от экономического образования инженерно-технического персонала, навыков проведения качественного и количественного анализа принимаемых решений, оценки их эффективности в рыночных условиях хозяйствования, выбора источников финансирования производственнохозяйственной деятельности в условиях инфляции, высокого уровня неопределенности и непредсказуемости рыночной среды и связанных с этим рисков возникновения потерь материальных, финансовых, трудовых, времении пр.

Цель данного учебного пособия - оказать помощь студентам в овладении знаниями по конкретной экономике машиностроительного производства, методами определения капитальных и текущих затрат на всех стадиях создания машин и оборудования, методами оценки экономической эффективности применения новых технологических процессов, оборудования, оснастки, выбора экономически целесообразных способов получения заготовок, обработки деталей, изготовления узлов и сборки

Усвоение студентами указанных вопросов и приобретение навыков их самостоятельного решения требуют проработки практических задач и хозяйственных ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям деятельности машиностроительных производств. Практические занятия нуждаются в конкретизации заданий для самостоятельного выполнения, использования действующих нормативов и методических

В учебном пособии рассматриваются задания для студентов,

«Автомобиле- и тракторостроение». Темы практических занятий подобраны в соответствии с сеткой часов, предусмотренных рабочей программой курса «Экономика машиностроительного производства». Нормативно-справочные материалы соответствуют специализации обучающихся, хотя со временем они могут изменяться и подлежаткорректировке.

Основные темы самостоятельныхпрактическихработ:

1. Система показателей эффективности производства.

2. Основные производственные фонды и ихамортизация.

3. Оборотные средстваи показатели ихиспользования.

4. Производственная мощность и показатели ее использования.

5. Себестоимость продукции, ценообразование и определение порога

рентабельности производства.

6. Экономическая эффективность мероприятийНТП.

В учебном пособии представлены 12 вариантов заданий для самостоятельного решения практических задач и ситуаций. Задачи носят сквозной характер, т. е. результаты расчетов предшествующих задач используются как исходная информация в последующих задачах, поэтому студенты выполняют задания по всем темам по одному номеру варианта, выданному на первом занятии. Задания выполняются индивидуально и группой (2-3 чел.) студентов, но отчет о каждой работе студенты оформляют индивидуально, отчитываются о проделанной работе и получаютзачет.

По каждой теме представлены исходные данные, методические указания, расчетные формулы, порядок выполнения задания. Нормативносправочные материалы приведены в приложениях, на которые даются ссылки. Все расчеты выполняются с использованием калькулятора или ЭВМ в дисплейных классах. Для проверки результатов могут применяться типовые программы расчета показателей на ЭВМ. По окончании работы студенты должны сформулировать изаписать соответствующие выводы.

ТЕМА1. СИСТЕМАПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Для оценки эффективности производства применяется система показателей, отражающая определенную пропорциональность между факторами производства (рабочей силой, средствами труда и предметами труда) и позволяющая сопоставить расход ресурсов с результатами работы (выпуском и реализацией продукции). В табл. 1 приведена матрица показателей эффективности производства, которая может применяться для любого структурного подразделения машиностроительного производства (поточная линия, участок, цех, производство, завод)- Матрица построена по принципу деления показателей, стоящих в ее «числителе», на показатели, стоящие в ее «знаменателе».

В представленной таблице содержится четыре векторстроки: показатели трудоемкости (основных фондов, материальных затрат, продукции), показатели фондоемкости, показатели материалоемкости и показатели выработки продукции (производительности) . Матрица разделена главной диагональю на две части. Особенность матрицы в том, что каждому показателю, стоящему выше главной диагонали, соответствует обратный ему показатель, стоящий ниже главной диагонали. С повышением эффективности производства все показатели, расположенные выше главной диагонали, имеют тенденцию к снижению, а показатели, расположенные ниже главной диагонали, - к повышению. Матрица может быть расширена за счет включения в нее других показателей, например, себестоимости, выпуска товаров (услуг) в натуральных единицах, прибыли, дополнительных капитальных вложений и т. д. Матрица может быть рассчитана для плановых показателей, для отчетных, в динамике с базисным периодом и т. д.

При расчете матрицы показатели рабочей силы могут выражаться числом работников (рабочих) или отработанным ими временем в часах, человеко-часах, человекоднях, годах. Показатели основных фондов, материальных затрат и выпускаемой (реализованной) продукции могут выражаться в натуральных единицах или стоимостных.

Особенность показателей матрицы в том, что все показатели выше главной диагонали являются показателями «емкости» (трудоемкость продукции (Р/В), фондоемкость (Ф/В), материалоемкость (М/В)), показатели ниже главной диагонали (обратные) - показатели «отдачи»

(отдачарабочей силы - производительность труда В/Р5 фондоотдача(В/Ф)? материалоотдача(В/М)).

Матрица показателейэффективности производства

Сказуемое

Рабочая сила

Средства

Предметы

Результаты

Подлежащее

труда Ф, тыс.

трудаМ, тыс.

труда В, тыс.

Показатели трудоемкости

Рабочая сила

(численностьили

затратырабочего

времени) Р, чел.

Показатели фондоемкости

Средства труда

(основный

производственные

фонды) Ф, тыс. руб.

Показатели материалоемкости

Предметы труда

(материальные

затраты) М, тыс. руб.

Показатели выработкипродукции

Результаты труда

(выпуск или

реализация

продукции) В, тыс. руб.

1.1. Задание на самостоятельную работу по теме № 1 (длявсех специальностей)

Дана динамика основных технико-экономических показателей работы цеха за предшествующую пятилетку. Используя матричный метод исследования, выявить динамику производных показателей эффективности производства и пути возможного их улучшения. Построить графики измененияисследуемых показателей.

1

Данное учебное издание имеет гриф «Допущено УМО по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии машиностроения». Тираж издания - 500 экз., объем - 26,4 п.л., год издания - 2007. Структура учебника включает введение, 10 глав с примерами решения задач и тестовыми заданиями. В рукописи рассматриваются теоретические и практические основы экономики и управления машиностроительным предприятием. Работа содержит: табл.92, рис.41, библ. 50 назв.

Учебник написан в соответствии с содержанием дисциплины «Экономика предприятия», предусмотренной Государственным образовательным стандартом специальности 080500 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Содержание материала учебника изложено в соответствии с нормами и правилами современной системы учета, а также трудового и налогового законодательства.

Несмотря на наличие различного рода научной и учебной литературы, посвященной экономике предприятия, наблюдается пробел в виде ограниченности учебников и учебных пособий, ориентированных на машиностроительное предприятие. Экономика машиностроительного предприятия является одной из основных дисциплин в системе экономического обучения специалистов отрасли машиностроения. Данная дисциплина является междисциплинарной и интегрирует в себе такие предметы, как «Экономика отрасли (машиностроения)», «Экономика предприятия», «Организация производства на предприятии машиностроения» и др.

В основу данного учебника положен метод направленного отбора материалов, который выделяет и объединяет наиболее актуальные вопросы экономики, организации и управления современным предприятием. Он соответствует реальности и применим практически для любой организационно-правовой формы предприятия (государственной, коммерческой, крупной, малой и т.д.

Отличительной особенностью данного учебника является то, что содержание дисциплины «Экономика предприятия» рассматривается с позиции всех основных функций управления машиностроительным предприятием: планирования (прогнозирования), организации, мотивации, учета, контроля и анализа. Цель учебника - вооружить студентов знанием методов и средств воздействия на экономику производства, привить им практические навыки ведения экономической работы на машиностроительных предприятиях. Для данного учебника характерным является рассмотрение основ экономической деятельности предприятий с учетом особенностей их функционирования в современных условиях, раскрытие сущности экономических показателей деятельности предприятий и организаций в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Достоинством данного учебника является то, что каждая глава заканчивается практикумами с решением большого количества примеров и задач, которые позволяют студенту самостоятельно освоить основные теоретические положения и получить будущему экономисту-менеджеру навыки проведения плановых и аналитических расчетов. Это облегчает восприятие учебного материала, представленного в учебнике, и создает основу для самостоятельной работы студентов.

Первая глава учебника посвящена рассмотрению основ деятельности предприятия в условиях рынка. В ней изложены правовые аспекты учреждения, реорганизации и ликвидации предприятий, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также место машиностроительного предприятия в системе отрасли и национальной экономики.

Основными факторами деятельности любого предприятия являются его производственные и финансовые ресурсы. Их наличие и эффективность использования предопределяют результаты его работы. Поэтому в учебнике подробно рассмотрены важнейшие виды ресурсов предприятия - персонал, основные и оборотные средства и финансовые ресурсы (главы 2 - 5).

Одной из важнейших проблем, над которыми приходится работать специалистам предприятия, является повышение качества и конкурентоспособности машиностроительной продукции. Данной проблеме посвящена 6 глава учебника. В ней дается характеристика продукции и услуг, производимых предприятием, рассматриваются вопросы стандартизации и сертификации машиностроительной продукции, а также методы оценки ее конкурентоспособности.

Значительная часть учебника посвящена вопросам организации управления машиностроительным предприятием и важнейшим функциям управления: планированию (глава 7), организации производства (глава 8), учету, отчетности и аналитической работе на предприятии (глава 10). В этих разделах рассматриваются основы формирования производственной и организационной структуры предприятия, современные формы и типы организации производства, планирование производственной программы и производственной мощности предприятия машиностроения и его подразделений, виды учета и отчетности, методы аналитической работы. В последней главе один из параграфов посвящен вопросам информационного обеспечения управления машиностроительным предприятием, современным программным продуктам, используемым для автоматизации деятельности предприятия.

Заслуживает внимания раздел, посвященный факторам развития предприятия (глава 9), в котором рассматриваются методы и подходы к оценке производственного потенциала предприятия, раскрывается сущность инновационной и инвестиционной деятельности предприятия, рассмотрены методы оценки экономической эффективности различных научно-технических мероприятий в машиностроении. Показана необходимость учета фактора времени в расчетах экономической эффективности и изложена методика определения чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости, которые базируются на учете дисконтированных результатов и затрат. Здесь же рассмотрены основы природоохранной деятельности предприятия, ее государственное регулирование.

Учебник написан и построен таким образом, чтобы студент самостоятельно мог разобраться в системе экономических терминов, понятий, теории вопроса и других нюансах экономики. Темы учебника расположены в традиционном «классическом» порядке: предприятие, ресурсы предприятия, результаты его деятельности, планирование, организация и управление. Авторы считают, что такое изложение материала будет способствовать лучшему его усвоению и пониманию экономических процессов, происходящих на предприятии. При подготовке учебника был использован опыт российского и зарубежного менеджмента и производственного предпринимательства, официальные материалы государственных органов, литературные источники и авторские разработки по каждой теме.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся на экономических и технических специальностях, слушателей школ бизнеса, менеджеров и специалистов машиностроительных предприятий, а также используется слушателями, обучающимися в системе повышения квалификации и переподготовки кадров. Учебник может быть полезен аспирантам, преподавателям и лицам, самостоятельно изучающим экономику предприятия и предпринимательство.

Библиографическая ссылка

Тонышева Л.Л., Лавров Г.И. ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (учебник) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 154-156;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7800 (дата обращения: 28.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Основной целью курса лекций «Экономика машиностроительного предприятия» является усвоение слушателями основополагающего объёма сведений в области управления экономической деятельностью предприятия. В процессе обучения осуществляется их подготовка к самостоятельному принятию решений, затрагивающих различные стороны деятельности машиностроительного предприятия, на основе овладения всем набором факторов экономической информации.

Отраслевая и региональная структуры российской экономики.
Современная экономика представляет собой совокупность множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой.
Отрасль - часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, характеризующиеся единством назначения производимой продукции, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров. Необходимо отметить, что такое деление достаточно условно, поэтому состав объектов и видов деятельности, включаемых в определенную отрасль, может изменяться.

Общественное разделение труда осуществляется в различных формах. С общей формой разделения труда связано формирование крупных отраслей народного хозяйства - промышленности, транспорта, строительства и др. С частной формой связано выделение самостоятельных отраслей производства внутри каждой сферы народного хозяйства. Например, в промышленности выделились металлургическая, машиностроительная, легкая промышленность и другие отрасли. Под воздействием частного разделения в машиностроении постоянно создаются новые отрасли.

Оглавление
Введение
Раздел 1. Основы экономики машиностроительного предприятия
Глава 1.1. Машиностроительные предприятия - основное звено национальной экономики
1.1.1. Отраслевая и региональная структуры российской экономики
1.1.2. Машиностроительное предприятие - структурная единица экономики
1.1.3. Собственность в Российской Федерации
1.1.4. Организационно - правовые формы предприятий
1.1 4 1. Индивидуальное частное предприятие
1.1.4.2. Хозяйственное товарищество и общество
1.1.4.3. Производственный кооператив
1.1.4.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
1.1.4.5. Дочерние и зависимые общества
1.1.4.6. Объединения крупного капитала
1.1.5. Внешняя среда машиностроительного предприятия
1.1.6. Создание и ликвидация предприятия
Глава 1.2. Ресурсы машиностроительного предприятия
1.2.1. Спрос и предложение экономических ресурсов
1.2.2. Основные фонды (средства) предприятий
1.2.2.1. Экономическая сущность, состав и структура основных фондов
1.2.2.2. Методы оценки основных производственных фондов
1.2.2.3. Износ основных производственных фондов
1.2.2.4. Амортизация основных производственных фондов
1.2.2.5. Ремонт основных производственных фондов
1.2.2.6. Показатели уровня использования основных производственных фондов
1.2.2.7. Направления улучшения использования основных производственных фондов
1.2.3. Оборотные средства машиностроительных предприятий
1.2.3.1. Основные понятия об оборотных фондах и оборотных средствах
1.2.3.2. Нормирование оборотных средств
1.2.3.3. Управление дебиторской задолженностью и денежными средствами
1.2.3.4. Источники формирования оборотных средств
1.2.3.5. Показатели уровня использования оборотных средств
1.2.4. Кадры и оплата труда
1.2.4.1. Состав и структура кадров
1.2.4.2. Производительность труда и значение её повышения
1.2.4.3. Факторы и резервы роста производительности труда
1.2.4.4. Средства на оплату труда
1.2.4.5. Формирование и использование средств, направляемых на потребление
Глава 1.3. Издержки производства. Себестоимость продукции
1.3.1. Классификация издержек производства
1.3.2. Выбор оптимального объёма производства
1.3.3. Себестоимость продукции. Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции
1.3.4. Содержание и расчёт калькуляционных статей расходов
1.3.5. Пути снижения себестоимости продукции
1.3.6. Особенности учёта затрат в условиях рынка
Глава 1.4. Ценообразование и цены на продукцию предприятия
1.4.1. Ценообразование - процесс комплексный
1.4.2. Методы установления цен
1.4.3. Виды цен, и элементы цены
1.4.4. Ценовая стратегия и тактика:
1.4.5. «Директ - костинг» и политика цен
Глава 1.5. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия
1.5.1. Финансовые ресурсы предприятия
1.5.2. Финансовая среда предприятия
1.5.3. Предприятия и банковская система
1.5.4. Предприятия и коммерческие банки. Кредит
1.5.5. Операции на фондовых рынках
1.5.6. Ценные бумаги:
1.5.7. Формирование и распределение прибыли
1.5.8. Анализ динамики прибыли
Глава 1.6. Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.6.1. Основные финансовые документы предприятия
1.6.2. Основные показатели финансово-экономической деятельности предприятия
1.6.3. Предприятия и налоги:
Раздел 2. Экономика создания и освоения новой техники
Глава 2.1. Инвестиционная и инновационная деятельность машиностроительного предприятия
2.1.1. Сущность и содержание инвестиционной деятельности
2.1.2. Классификация инвестиций
2.1.3. Планирование инвестиций
2.1.4. Инновации и их роль в развитии предприятия
Глава 2.2. Методы определения экономической эффективности новой техники и технологии
2.2.1. Предпринимательская идея и жизненный цикл разрабатываемой техники
2.2.2. Выбор базы для сравнения и приведения вариантов в сопоставимый вид
2.2.3. Статические методы расчёта экономической эффективности инвестиций
2.2.3.1. Расчёт и сравнение затрат
2.2.3.2. Расчёт и сравнение прибыли
2.2.3.3. Расчёт и сравнение рентабельности
2.2.3.4. Расчёт и сравнение срока окупаемости
2.2.4. Динамические методы расчёта экономической эффективности инвестиций
Глава 2.3. Методы определения экономической эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
2.3.1. Эффект фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ (НИР)
2.3.2. Методы определения экономической эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
2.3.3. Показатели эффективности работы научно-исследовательских и проектных групп
2.3.4. Особенности расчёта эффекта от изобретений и рационализаторских предложений
Глава 2.4. Технико-экономический анализ (ТЭА) проектных решений
2.4.1. Конкурентоспособность продукции
2.4.2. Цели и содержание технико-экономического анализа
2.4.3. Виды технико-экономического анализа
2.4.4. Прогнозирование экономических показателей на ранних стадиях проектирования
2.4.4.1. Прогнозирование себестоимости изделия
2.4.4.2. Прогнозирование единовременных вложений
2.4.4.3. Прогнозирование эксплуатационных затрат
2.4.5. Технико-экономический анализ технологических решений
2.4.6. Определение сметной стоимости НИОКР
Литература.


ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Каждое предприятие для осуществления производственно-хозяйственной деятельности располагает определенной совокупностью средств труда. Выраженные в денежной форме средства труда, многократно участвующие в производственных процессах не меняющие при этом свою натуральную форму и переносящие свою стоимость по частям по мере износа на вновь создаваемый продукт называются основными фондами предприятия. К основным фондам НЕ относятся: средства труда стоимостью менее 10000 руб. или сроком службы менее года. В практике учета и планирования все средства труда определенным образом группируются и в настоящее время принята следующая группировка основных фондов:

Состав и структура основных фондов

Группа основных фондов

ЛЦ «ЗМЗ»

ЛЦ №6 ГАЗ

1. Здания

2. Сооружения

3. передаточные устройства

4. машины и оборудование:

    силовые машины и оборудование

    рабочие машины и оборудование

    измерительные, регулирующие устройства и лабораторное оборудование

    вычислительная техника

5. транспортные средства

6. спец. инструмент и оснастка

7. производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности

Здания – инженерно-архитектурные объекты, создающие условия для протекания производственных процессов. Подразделяются: производственные и не производственные.

    Производственные, в которых протекают основные и вспомогательные процессы;

    Не производственные - служебно-бытовые;

Сооружения – инженерно-строительные объекты, обеспечивающие условия для протекания производственных процессов (система вентиляции цеха, освещение, очистные сооружения, эстакады для хранения опок, подкрановые пути и т. д.)

Передаточные устройства – служат для передачи и транспортировки по территории всех видов энергии (электросиловые разводки, воздухопроводы, водопроводы, пневмотранспорт и.т.д.)

Силовые машины и оборудование – устройства для производства или трансформации всех видов энергии на предприятии (паровые машины ДВС компрессоры, генераторы тока, трансформаторы, станции зарядки электрокар и т. д.)

Рабочие машины и оборудование – оборудование, которые непосредственно воздействует на предметы труда с целью превращения их в готовый продукт. В ЛП это смесеприготовительное оборудование, формовочные машины, стержневые машины, выбивные и очистные машины, прессовые машины.

Транспортные средства – машины для перемещения грузов, готовой продукции и людей по территории предприятия.

Специальный инструмент и оснастка – в литейном цеху это модели, пресс-формы, стержневые ящики, сушильные плиты, штампы.

Производственный инвентарь – емкости для хранения материалов, заготовок, инструмента.

Хозяйственный инвентарь – оборудование бытовых помещений.

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Основными фондами средства труда становятся в момент их вовлечения в производственный процесс. На этом этапе бухгалтерия предприятия проводит денежную оценку всех средств труда. Существуют три метода оценки:

    По первоначальной (балансовой) стоимости.

Первоначальная стоимость – это стоимость средств труда на начало ввода в производство.

где Цопт – суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

Т – затраты на транспортировку;

М – затраты на монтаж т.е. суммы, уплачиваемые за осуществление работ по договору строительного подряда или иным договорам;

Суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги;

Регистрационные сборы, гос. пошлины;

Вознаграждение посреднической организации через которую преобретен объект ОФ.

По этой стоимости бухгалтерия заносит эту машину на баланс предприятия в его активную часть.

В курсовых работах затраты на транспортировку и монтаж принимают укрупненно в % от отпускной цены машины: затраты на транспортировку 4-8%, затраты на монтаж 6-12%.

    По восстановленной стоимости.

С течением времени меняются условия воспроизводства машин, меняются цены на материалы, энергию, оплату труда. Поэтому воспроизводство аналогичной машины обходится дороже и машины, созданные в разное время будут иметь разную стоимость и предприятия оказываются в не равных условиях. Для того, чтобы условия сделать сопоставимыми и равными на предприятиях периодически проводят переоценку всех основных фондов. Цены всех ранее созданных машин приводятся на момент переоценки или определяется восстановительная стоимость машины (Ц в). Существуют 2 способа переоценки:

Коэффициент переоценки устанавливается правительством. Последняя переоценка состоялась 1 января 1997 года. По сравнению с 1990г Коэффициент переоценки в среднем составил 26-28, по сравнению с 1985г -42.

Предприятиям предоставлено право самим проводить переоценку на уровне коэффициента инфляции. Восстановленная стоимость ставится на баланс.

    Остаточная стоимость – это стоимость машины на момент ее выбытия из производства.

,

где U – денежная величина износа.

ИЗНОС ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Основные фонды в процессе функционирования постепенно утрачивают свою потребительскую стоимость, по мере износа. Износ бывает 2-х видов:

    Физический износ

    Моральный износ

И тот и другой вид износа бывает 2-х родов:

Физический износ 1-го рода происходит из-за употребления машины под воздействием различного вида нагрузок – машина постепенно разрушается

Физический износ 2-го рода происходит из-за неупотребления машины (металл стареет, подвергается коррозии и т. д.).

Моральный износ 1-го рода происходит под воздействием повышения производительности труда в отраслях, производящих машины и производство новой машины становится дешевле. Применение старой машины становится неэффективным.

Моральный износ 2-го рода совершается под воздействием научного прогресса, когда создаются новые более производительные и качественные средства труда, позволяющие или снизить себестоимость продукции или повысить качество продукции. Старые машины становится применять экономически невыгодно.

Физический и моральный износ основных фондов устраняется в 2-х видах:

Натуральное возмещение износа , при котором оборудование заменяется на новое или проводится ремонт. Для этого на предприятиях имеются

специальные службы в отделе главного механика и энергетика. Моральный износ устраняется или путем замены оборудования на более новое или путем модернизации старого.

Стоимостное возмещение предшествует натуральному возмещению, и осуществляется посредством амортизации.

АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Амортизация – это процесс постепенного переноса стоимости машины на вновь производимый продукт и накопление денег, необходимых для возмещения износа машины. Эти деньги называются амортизационными отчислениями . Если известен амортизационный срок службы машины, есть её балансовая стоимость то годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

,

где Л - ликвидационная стоимость машины, т.е. стоимость машины по цене металлолома;

Т а – амортизационный срок службы машины.

Это выражение служит для понятия сущности амортизации и для практических расчетов не применяется. На практике для определения годовой суммы амортизационных отчислений используется понятие норма амортизации, это отношение годовой суммы амортизационных отчислений к балансовой стоимости машины, выражается в % (Н а).

Норма амортизации – отношение

Норма амортизации устанавливается правительством и обязательна для применения всеми предприятиями России не зависимо от формы их собственности. В настоящее время действительны нормы амортизации «на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» введенных в действие постановлением СМ СССР от 22.10.1990г №1072, действует с 1 января 1991 года. Нормы устанавливаются не на каждый объект основных фондов, а на технологически родственные группы

Пользуясь этими нормами, бухгалтерия определяет годовую сумму амортизационных отчислений

,

отсюда можно получить

МЕТОДЫ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ

    Прямолинейный метод.

Амортизационные отчисления определяются в равной доле за амортизационный срок службы машин в соответствии с нормами амортизации

от балансовой стоимости машины.

, руб/год

    Метод понижающегося остатка.

Норма амортизации остается та же, но амортизационные отчисления определяются не от балансовой стоимости, а от остаточной.

Ц б =10000руб На=10%

1год

2год

3год

    Метод ускоренной амортизации.

Применяется в основном на малых предприятиях и заключается в том, что норма амортизации удваивается.

Для машины, выработавшей амортизационные сроки, амортизационные отчисления не начисляются поскольку стоимость её равна нулю.

РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ НА ЕДИНИЦУ ПРОДУКЦИИ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ ОПЕРАЦИЮ

Для инженерных решений и экономических обоснований необходимо рассчитывать амортизационные отчисления, приходящиеся на одну деталь или отдельную операцию, или отдельный технологический процесс.

    в массовом и крупносерийном производстве:

, производство должно быть переоринтировано... школа, 1983 г. 2. "Экономика машиностроительного производства" , Москва, Высшая школа, 1988 г. 3. "Машиностроительный комплекс РСФСР. Пути...

  • Экономика и управление предприятием: Конспект лекций

    Конспект >> Менеджмент

    Типа производства и объемов выпуска продукции. Примерная структура транспортной службы машиностроительного (приборостроительного... Ю.М. Основы предпринимательского дела. М.: 1992.29. Экономика машиностроительного производства . Учебник для вузов / Под ред...

  • Экономика промышленного производства

    Учебное пособие >> Экономика

    Вниманию «вытяжку» из учебника «Экономика промышленного производства» М А Керашева, Краснодар 1999, ... машиностроительный , топливно-энергетический сезонные Отрасли промышленности по производству средств производства (группа А) несезонные по производству ...

  • Машиностроительный комплекс России (2)

    Реферат >> Промышленность, производство

    В условиях интенсификации экономики . Кроме того,само машиностроительное производство должно быть переоринтированнона... школа, 1983 г. 2."Экономика машиностроительного производства" , Москва, Высшаяшкола, 1988 г. 3."Машиностроительный комплекс РСФСР. Пути...

  • Экономика машиностроительного предприятия

    Контрольная работа >> Экономика

    Кафедра: «Экономика предприятий» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Экономика машиностроительного предприятия» г. ... уровня производства ; улучшение организации производства и труда; изменение объема производства и структурные изменения в производстве ; ...