Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Цели деятельности центрального банка рф и методы их реализации

3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ (глава VI).

3.2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА (глава VII)

3.3. БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ И СДЕЛКИ БАНКА РОССИИ (глава VIII)

3.4. МЕЖДУНАРОДНАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИ (глава IX)

3.5. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И БАНКОВСКИЙ НАДЗОР (глава X)

3.6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БАНКА РОССИИ С КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (глава XI)

3.7. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ (глава XII)

3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ (глава VI).

Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ.

Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.

Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

Совет директоров принимает решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Указанное решение в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство РФ.

В целях организации на территории РФ наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;

определение порядка ведения кассовых операций.

3.2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА (глава VII)

Статья 35. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Статья 36. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Статья 37. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Статья 38. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.

Статья 39. Под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:

1) купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России;

2) купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

При осуществлении Банком России операций на открытом рынке допускается купля-продажа акций только при условии совершения позднее обратной сделки, а также их реализация при отказе контрагента от исполнения обязательств по такой обратной сделке.

Статья 40. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Статья 41. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Статья 42. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Статья 43. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

Статья 44. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Статья 45. Банк России ежегодно не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту РФ и в Правительство РФ.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

краткую характеристику состояния экономики РФ;

прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год;

целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

основные показатели денежной программы на предстоящий год;

варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;

план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

3.3. БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ И СДЕЛКИ БАНКА РОССИИ (глава VIII)

Статья 46. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

1.1) предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, и необходимых минимальных показателей соответствующих рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливаются Советом директоров;

2) покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статья 47. Обеспечением кредитов Банка России могут выступать:

золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках;

иностранная валюта;

векселя, номинированные в российской или иностранной валюте;

государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров.

В случаях, установленных решением Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии.

Статья 48. Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Статья 49. Банк России не имеет права:

1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 48 настоящего Федерального закона;

2) приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8, 9 и 39 настоящего Федерального закона;

3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;

4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5) пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

Статья 50. Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.

3.4. МЕЖДУНАРОДНАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИ (глава IX)

Статья 51. Банк России представляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Банк России вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством РФ требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством РФ, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств.

Статья 52. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ в соответствии с порядком, установленным федеральными законами.

Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами.

Статья 53. Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

Статья 54. Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами.

Статья 55. Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства на территориях иностранных государств.

3.5. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И БАНКОВСКИЙ НАДЗОР (глава X)

Статья 56. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются Советом директоров.

Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Статья 57. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.

Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса РФ, для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ.

Положения настоящей статьи распространяются на информацию, собираемую Банком России и передаваемую им по поручению Правительства РФ международным организациям.

Статья 58. Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.

Банк России не вправе устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

Статья 59. Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

Статья 60. Банк России вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

Статья 61. Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее - приобретение) в результате осуществления одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми организациями по отношению друг к другу, свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 20 процентов - предварительного согласия Банка России.

Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства о согласии Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, указанная сделка (сделки) считается разрешенной.

Уведомление о приобретении свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации направляется в Банк России не позднее 30 дней с момента данного приобретения. Порядок получения предварительного согласия Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, порядок уведомления Банка России о приобретении свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20 процентов акций (долей) кредитной организации.

Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации в случае выявления неудовлетворительного финансового положения их приобретателей, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Приобретение акций (долей) кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами.

Статья 62. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) нормативы ликвидности кредитной организации;

6) нормативы достаточности собственных средств (капитала);

7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски и др.

Обязательные нормативы, указанные в части первой настоящей статьи, могут устанавливаться Банком России для банковских групп.

Статья 64. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

При определении максимального размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков.

Статья 65. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 процентов собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций (банковских групп).

Статья 66. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:

отношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов.

Статья 67. Нормативы достаточности собственных средств (капитала) определяются как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.

Статья 68. Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам.

Статья 69. Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков в соответствии с федеральными законами.

Статья 70. Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Размер норматива использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Статья 71. Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Указанный норматив не может превышать 50 процентов.

Статья 72. Банк России устанавливает методики определения собственных средств (капитала) кредитной организации, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива с учетом международных стандартов и консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами.

Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций.

Статья 73. Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.

Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.

Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.

Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:

если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

по мотивированному решению Совета директоров. Такое решение Совета директоров может приниматься в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации. Для указанных целей ходатайство структурного подразделения Банка России должно содержать указания на выявленные признаки неустойчивого финансового положения кредитной организации, если эти признаки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) кредитной организации.

Статья 74. В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в статье 60 настоящего Федерального закона;

осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и др.

Статья 76. Банк России вправе назначить уполномоченных представителей в кредитную организацию в случаях, если:

1) кредитной организацией получен от Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» кредит (заем) в иностранной валюте в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 октября 2008 года N 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ»;

2) кредитной организацией получен от Банка России субординированный кредит (заем) в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ»;

3) кредитной организацией получен от Внешэкономбанка субординированный кредит (заем) в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ»;

4) в кредитной организации размещены средства федерального бюджета на банковских депозитах в соответствии со статьей 236 Бюджетного кодекса РФ;

5) кредитной организацией получен кредит Банка России в соответствии с пунктом 1.1 статьи 46 настоящего Федерального закона на срок более одного месяца;

6) Банк России и государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» осуществили в отношении кредитной организации меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, в соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 года N 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».

Уполномоченные представители Банка России могут быть назначены в кредитную организацию со дня поступления в кредитную организацию средств (части средств) соответствующего кредита (займа) или депозита, и их деятельность может осуществляться до дня полного исполнения кредитной организацией обязательств, возникших в связи с получением соответствующего кредита (займа) или депозита.

Уполномоченный представитель Банка России вправе получать от кредитной организации информацию о размере вознаграждения, выплачиваемого кредитной организацией единоличному и коллегиальному исполнительным органам.

В рамках осуществления своей деятельности уполномоченный представитель Банка России вправе:

2) получать от кредитной организации информацию и документы, которые касаются деятельности кредитной организации по вопросам кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами (требованиями и обязательствами).

Кредитная организация обязана представлять уполномоченному представителю Банка России по его запросу информацию и документы, которые касаются деятельности кредитной организации по вопросам кредитования, в том числе об осуществленных и планируемых объемах кредитования и его условиях, а также по вопросам предоставления гарантий, управления активами и пассивами (требованиями и обязательствами), и обязана не препятствовать деятельности уполномоченного представителя Банка России.

В период осуществления деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация обязана до совершения сделок или операций представлять уполномоченному представителю Банка России информацию о своем намерении совершить следующие виды сделок или операций:

1) связанных с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вкладов в уставный капитал третьих лиц, с распоряжением таким имуществом иным образом, с заменой недвижимого имущества, находящегося в залоге у кредитной организации, на иной предмет залога или иной вид обеспечения;

2) связанных с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 1 процента балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, принятием и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;

3) связанных с исполнением своих обязательств по полученным кредитам (займам), депозитам, договорам купли-продажи с совершением позднее обратной сделки, а также по иным сделкам, если балансовая стоимость обязательства или группы связанных обязательств по таким сделкам составляет более 1 процента балансовой стоимости пассивов кредитной организации;

4) связанных с переводом денежных средств в иностранные банки, если сумма перевода или группа связанных переводов составляет более 1 процента балансовой стоимости активов кредитной организации и др.

Порядок представления кредитной организацией информации и документов уполномоченному представителю Банка России устанавливается Банком России.

3.6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БАНКА РОССИИ С КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (глава XI)

Статья 77. Банк России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

Банк России обязан давать ответ в письменной форме кредитной организации по вопросам, отнесенным к его компетенции, не позднее чем в месячный срок со дня получения письменного запроса кредитной организации. При необходимости срок рассмотрения указанного запроса может быть продлен Банком России, но не более чем на один месяц.

Статья 78. В целях взаимодействия с кредитными организациями Банк России имеет право создавать с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.

Статья 79. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

3.7. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ (глава XII)

Статья 80. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ.

Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта РФ, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории РФ.

Статья 81. Банк России осуществляет межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения.

Статья 82. Иностранная валюта в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары (работы, услуги) может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.

Центральный банк РФ представляет собой основное звено кредитной и банковской системы страны функционирующей на основе отдельного закона монопольно осуществляющий эмиссию денежных знаков наделенный правом контроля за функционированием коммерческих банков и выполняющий иные задачи в интересах реализации экономической, финансовой и денежно-кредитной политике.

Функции ЦБ РФ:

    Во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

    Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег.

    Является кредитором последней инстанции (кредитует коммерческие банки)

    Устанавливает правила ведения расчетов РФ.

    Устанавливает правила проведения банковских операций.

    Устанавливает правила проведения бухучета и отчетности.

    Хранение и управление золотовалютных резервов РФ.

    Принимает решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензию.

    Приостанавливает их действия и действие лицензии.

    Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций.

    Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитных организаций.

    Организует валютные регулирования и валютный контроль.

    устанавливает официальный курс иностранных валют к рублю.

    Принимает участие в разработке платежного баланса РФ и организует его составление.

    Проводит анализ и прогнозирование развития экономики РФ.

    Осуществляет выплаты по вкладам физических лиц признанных банкнот банков не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ в случае и порядке установленным федеральным законом.

38 Вопрос. Сущность денежно-кредитной политики цб рф, ее методы и инструменты.

В соответствии с законом о ЦБ денежно-кредитная политика представляет собой совокупность официальных взглядов правительства и ЦБ, а также практических мероприятий по использованию денег кредита для содействия решению задач установленных экономической политикой, финансовой политикой и социальной политикой страны на перспективу и на ближайшие 3 года. Методами реализации денежно-кредитной политике в соответствии с главой 7 закона о ЦБ является: 1) Учетная политика ЦБ – процентные ставки рефинансирования; 2) Политика обязательных резервов депонируемых, откладываемых коммерческом банком в ЦБ. 3) Операции ЦБ на открытом рынке – это операции ЦБ с государственными ценными бумагами и собственными облигациями ценными бумагами ЦБ. 4) Депозитная политика. 5) Валютная политика это использование валюты. 6) Прямые количественные ограничения (количество наличных денег в обращении). 7) Установление процентных ставок по операциям центрального банка (может устанавливать 1 или несколько процентных ставок по различным видам операций на воздействие рыночных процентных ставок).

39 Вопрос. Объекты и субъекты денежно-кредитной политике рф.

В соответствии с законом о ЦБ денежно-кредитная политика представляет собой совокупность официальных взглядов правительства и ЦБ, а также практических мероприятий по использованию денег кредита для содействия решению задач установленных экономической политикой, финансовой политикой и социальной политикой страны на перспективу и на ближайшие 3 года.

Субъектами денежно-кредитной политики РФ являются: Правительство РФ, ЦБ и его структурные подразделения и коммерческие банки.

Объектом денежно-кредитной политики является предложение денежных средств на финансовом рынке включаемый объем выпуска наличных денег предложение кредита со стороны ЦБ и ограничение кредитов в целом коммерческих банков. 3) Скорость обращения денег. 4) Использование кредитной поддержки экономики и целевых программ национального масштаба, льготные кредиты.

Объекты денежно-кредитной политики: -валютный курс рубля; объем и состав золотовалютных резервов.

В большинстве государств мира учрежден национальный банк, отвечающий за функционирование финансовой системы страны. В РФ подобными полномочиями наделен Банк России. В ведении ЦБ РФ — самый широкий спектр задач. От успешности их решения во многом зависят устойчивость и темпы развития экономики страны. В чем специфика целей деятельности Банка России? Какова его организационная структура, и как она способствует решению учреждением поставленных задач?

Общие сведения о ЦБ РФ

Банк России — юридическое лицо, функционирующее независимо от каких-либо органов государственной власти. Однако его деятельность подотчетна Государственной Думе, а уставный капитал и прочие активы организации являются собственностью государства. Цели деятельности, функции и России в целом схожи с теми, что и у национальных банков в других странах мира.

В частности ЦБ РФ — единственный институт, который имеет право осуществлять эмиссию национальной валюты, а также организовывать ее обращение в экономике страны. ЦБ РФ не считается субъектом налоговой отчетности, осуществляет расходы за счет извлекаемых доходов. Целью деятельности не является содействие исполнению обязательств государства, и наоборот. Если, конечно, отдельным соглашением не установлено иное.

Рассмотрим теперь сущность ключевых целей деятельности главного банковского института России.

Основные цели ЦБ РФ

В соответствии с положениями ФЗ № 86 от 10.06.2002 года, который регламентирует деятельность ЦБ РФ, основные цели деятельности Центрального Банка РФ следующие.

Во-первых, это защита национальной валюты России — рубля — от курсовых колебаний и спекулятивного воздействия. Во-вторых, это модернизация и развитие банковской системы государства. В-третьих, обеспечение функционирования платежных механизмов в экономике государства.

Рассмотрим данные цели деятельности Центрального Банка РФ подробнее.

Защита национальной валюты

В большинстве современных государств курс валюты формируется преимущественно исходя из свободно функционирующего механизма спроса и предложения на международном рынке. То, сколько стоит рубль, определяется, таким образом, под существенным влиянием внешнеэкономических факторов.

Цели, задачи и функции деятельности ЦБ РФ в значительной степени направлены на то, чтобы выявлять среди данных факторов те, которые воздействуют на национальную валюту РФ негативно, не имеют рыночной природы. Если даже их действие вполне легитимно, но активность не соответствует интересам государства, Банк России может противодействовать им. Каким образом? Посредством каких методов?

Прежде всего, это проведение при необходимости валютных интервенций — сессий покупок или продаж имеющейся в распоряжении национальной или иностранной валюты в целях повышения или, наоборот, уменьшения уровня ее предложения на рынке. Создав, к примеру, переизбыток долларов на том участке рынка, в котором торгуется рубль, ЦБ РФ может способствовать снижению его курса. В свою очередь, национальная валюта РФ дорожает.

Однако сейчас политика и цели Центрального Банка России предполагают ограниченное вмешательство в рыночные механизмы формирования курса рубля. Главным образом, это связано с тем, что основной ресурс для проведения ЦБ РФ валютных интервенций — денежные резервы государства. В силу влияния кризисных трендов руководство ЦБ РФ предпочитает не расходовать их на вмешательство в рыночные механизмы, формирующие курс.

Развитие банковской системы

Цели деятельности Центрального Банка РФ включают поддержание функционирования и развитие национальной банковской системы. Активности ЦБ РФ и методы решения поставленных в данном случае могут быть представлены в широком спектре. Какие из них можно назвать ключевыми?

Во-первых, это нормативное регулирование деятельности банков. ЦБ РФ издает различные правовые акты, регламентирующие порядок оказания кредитно-финансовыми учреждениями, работающими в государстве, услуг населению и организациям; устанавливает нормы финансовой и налоговой отчетности для соответствующих субъектов. Это необходимо, прежде всего, в целях обеспечения защиты интересов клиентов банков — вкладчиков, держателей расчетных счетов, заемщиков.

Во-вторых, это политика, связанная с исчислением оптимальной величины ключевой ставки. Данный финансовый показатель определяет, главным образом, то, насколько дорогим будет осуществление займа частного банка у ЦБ РФ в целях последующего использования заемных денежных средств в основной деятельности. Например, связанной с предоставлением собственных кредитов. Если ключевая ставка, установленная ЦБ РФ, высока, то дорожают и кредиты, выдаваемые негосударственными банками.

В-третьих, Центральный Банк, осуществляя деятельность по поддержанию функционирования национальной банковской системы, организует мониторинг ключевых операций с помощью территориальных казначейских учреждений. Значительная часть финансовых транзакций проходит через них и осуществляется по правилам ЦБ РФ.

Обеспечение работы платежных механизмов

Цели деятельности Центрального Банка РФ также включают обеспечение функционирования платежных механизмов внутри государства. Дело в том, что важнейшая функция современных кредитно-финансовых организаций — это не только вклады, кредиты и расчетно-кассовое обслуживание, но и содействие осуществлению финансовых транзакций с участием физлиц, представителей частного бизнеса, государственных структур, международных субъектов.

Гражданин РФ или иностранец должен иметь возможность осуществлять расчеты с другими людьми и организациями посредством различных инструментов: личных счетов, банковских карт, через каналы небанковских кредитных организаций. Слежение за функционированием соответствующих каналов — одна из задач ЦБ РФ.

Работа Центрального банка в данном направлении в целом осуществляется посредством тех же механизмов, что актуальны для предыдущего направления деятельности ЦБ. Это связано с обеспечением работы банковской системы. Центральный Банк РФ издает нормы, регулирующие транзакции, осуществляемые посредством различных каналов, ведет мониторинг данных операций. Работа задействующих платежную инфраструктуру, которая есть у государства, во многом зависит, как и деятельность обычных кредитно-финансовых структур, от величины ключевой ставки ЦБ РФ.

Рассмотренные нами цели деятельности Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) предполагают выполнение им определенных функций. Изучим их специфику.

Функции ЦБ РФ

ЦБ РФ выполняет следующие основные функции:

  • участвует совместно с Правительством РФ в выработке приоритетов государственной политики в сфере финансов;
  • осуществляет в единоличном порядке эмиссию рубля, обеспечивает его обращение в экономике РФ;
  • предоставляет денежные средства негосударственным кредитным организациям в виде займов, обеспечивает рефинансирование выдаваемых кредитов;
  • определяет правила, в соответствии с которыми в экономике РФ осуществляются финансовые транзакции;
  • устанавливает нормы осуществления различных банковских операций;
  • осуществляет мониторинг и обслуживание транзакций на бюджетных счетах РФ;
  • распоряжается в установленном порядке государства;
  • осуществляет регистрацию кредитно-финансовых организаций, выдает им лицензии или же, наоборот, аннулирует их, если обнаруживает нарушения банковского законодательства данными учреждениями;
  • проводит политику валютного контроля;
  • определяет нормы, регулирующие осуществления расчетов российских граждан и организаций с международными субъектами;
  • устанавливает нормы бухучета и бухгалтерской отчетности в пределах своей компетенции;
  • определяет курс национальной валюты на международном рынке и осуществляет его своевременное опубликование;
  • участвует в исчислении платежного баланса экономики государства;
  • регламентирует деятельность валютных бирж;
  • осуществляет аналитическую работу в части исследования экономических процессов на уровне экономики государства в целом, а также по регионам;
  • участвует в обеспечении защиты финансовых интересов вкладчиков банков.

Рассмотрев цели деятельности и функции Центрального Банка России, мы можем изучить особенности организационной структуры главного финансового учреждения РФ. Исследуем для начала то, исходя из каких принципов определяется порядок организации деятельности ЦБ с точки зрения распределений функций учреждения по внутренним подразделениям ЦБ РФ.

Структура ЦБ: принципы управления учреждением

Как мы уже знаем, цели деятельности Центрального Банка РФ включают в себя защиту курса валюты РФ, обеспечение работы банковской системы и платежных механизмов в экономике государства. Достижение каждой из них предполагает, прежде всего, согласование деятельности Банка России с интересами иных субъектов государственного регулирования хозяйства, например, с Правительством РФ. Данная опция формирует один из ключевых принципов работы ЦБ РФ — межведомственную кооперацию.

Деятельность главного банковского учреждения РФ предполагает решение задач не только в федеральной юрисдикции, но также и на уровне регионов. Поэтому представительства Банка России действуют во всех субъектах РФ. Их работа осуществляется с учетом принципа централизации, когда все подразделения учреждения подотчетны главному офису и функционируют в соответствии с разрабатываемыми им регламентами.

Выше мы отметили, что цели деятельности и функции Центрального Банка РФ тесно связаны между собой. Отсюда еще один принцип работы учреждения — функциональная специализация подразделений. В каждой из внутренних структур банка работают специалисты, обладающие наиболее высокой компетенцией для решения поставленных задач.

Еще один принцип деятельности ЦБ РФ — разделение полномочий по принятию решений между центральным офисом и региональными учреждениями. Выше мы сказали о том, что работа структур Банка России в регионах осуществляется в соответствии с регламентами, разработанными центральным аппаратом ЦБ РФ. Однако определенная самостоятельность у региональных подразделений главной банковской организации РФ все же есть, и в этом заключается реализация принципа, о котором идет речь, на практике.

Структура ЦБ РФ: организация управления учреждением

Изучим теперь то, какими ключевыми органами представлена структура управления Центробанка. К таковым можно отнести:

  • Национальный банковский совет.
  • Центральный аппарат организации.
  • Совет директоров ЦБ РФ.
  • Территориальные структуры.
  • Военные подразделения.

Изучим их специфику подробнее.

К основным структурам ЦБ РФ, обеспечивающим функционирование организации, можно отнести Национальный банковский совет. Он является коллегиальным органом учреждения. Выше мы отметили, что целью деятельности Центрального Банка РФ не является содействие государству в выполнении взятых обязательств, а также тот факт, что работа главной российской финансовой организации не подотчетна властям.

Однако на примере Национального банковского совета можно проследить, что на практике зависимость ЦБ от государства может быть значительной. Дело в том, что в составе Нацсовета ЦБ работают представители от Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ, а также лица, назначаемые Президентом РФ. Председатель ЦБ РФ также работает в составе рассматриваемой структуры Центробанка.

Следующий важнейший орган ЦБ — Совет директоров. Он считается высшей исполнительной структурой банка и определяет то, в каких направлениях будет сконцентрирована деятельность Центрального Банка России, цели и ориентиры работы учреждения. Его формирование имеет определенную схожесть с процедурой включения тех или иных лиц в состав Национального банковского совета.

Так, в рассматриваемой структуре ЦБ РФ работает Председатель Центробанка, а также 12 рядовых членов, постоянно осуществляющих трудовую деятельность в банке. Состав Совета директоров ЦБ РФ формируется при непосредственном участии Государственной Думы и Президента РФ. Вновь можно проследить тот факт, что зависимость Центробанка от государства на практике все же значительна, несмотря на то что юридически ЦБ — независимая от органов власти организация.

Совет директоров ЦБ РФ, определяющий цели деятельности, функции и операции Банка России, должен собираться не реже 1 раза в месяц. Данная структура принимает решения касательно эмиссии рубля, установления нормативов для негосударственных банков, формирования перечня векселей и иных ценных бумаг, используемых в целях обеспечения займов ЦБ, установления процентных ставок, лимитов операций на рынке, текущих кредитов, например, рассматривая возможность их продления. Совет директоров ЦБ осуществляет надзорные, а также контрольные функции.

Центральный аппарат и территориальные структуры

Цели деятельности и функции изначально находятся в компетенции Центрального аппарата учреждения, но впоследствии в рамках установленных механизмов делегируются на уровень территориальных структур ЦБ РФ. Кроме того, ЦА представлен различными функциональными подразделениями, которые ответственны за решение задач той или иной сферы. Данные структуры подотчетны Совету директоров и главе ЦБ РФ в части реализации принятых ими резолюций. В регионах функции Центробанка, в свою очередь, выполняют территориальные подразделения главной банковской организации. Ключевая их задача — реализация единых подходов в осуществлении политики управления финансами, принятой на федеральном уровне.

РКЦ и военные подразделения ЦБ РФ

Выше мы отметили, что цели деятельности Центрального Банка РФ включают в себя поддержание функционирования банковской системы государства. В числе главных имеющих компетенции, необходимые для достижения соответствующей цели, — расчетно-кассовые центры ЦБ РФ.

Данные учреждения делятся на головные, осуществляющие деятельность в районах, а также межрайонные. Они выполняют работу, связанную с осуществлением межбанковских транзакций, обслуживанием негосударственных кредитных организаций и бюджетных счетов.

Следующий важнейший тип учреждений, входящих в структуру ЦБ РФ, — военные подразделения. Их задача — обслуживание финансовых транзакций, субъектами которой являются различные учреждения в рамках вооруженных сил РФ.

Итак, мы рассмотрели ключевые функции Центробанка, цели деятельности ЦБ РФ и методы их реализации. Главный банк России — учреждение многофункциональное, сложное по структуре, имеющее широкий спектр компетенций в финансовой сфере.

С одной стороны, ЦБ РФ юридически независим от органов власти, с другой — формируется при непосредственном их участии. Кроме того, Центробанк осуществляет свою деятельность с учетом интересов иных государственных структур.

Центральный банк — это государственное учреждение, которое регулирует кредитно-банковскую систему страны. Он является главным звеном системы, а также занимается обеспечением устойчивости покупательной способности национальной валюты.

Правовой статус

Центральный банк России является юридическим лицом. Надо отметить, что он не входит в структуру органов госвласти. При этом, однако, его имущество и капитал являются федеральной собственностью. Центральный банк, Сбербанк России являются государственными учреждениями. Но это два совершенно разных учреждения. Разница заключается в том, что первый выполняет функции регулятора на рынке, а Сбербанк является самым крупным финансовым учреждением страны. Более того, у Сбербанка есть филиал - Центрально-Черноземный банк России. Это учреждение было основано в 2001 году в результате слияния Воронежского, Белгородского, Курского, Липецкого и Орловского филиалов Сбербанка.

Регулятор имеет исключительное право на эмиссию денежных средств. Деятельность учреждения не регулируется Федеральной налоговой службой. Свои расходы оно финансирует за счет собственных средств, иными словами, Банк России по обязательствам государства не отвечает.

Центральный банк России не может участвовать в капиталах других банков, если иное не предусмотрено законом. Также ЦБ не может быть членом любой организации, если только ее деятельность не связана с обеспечением деятельности регулятора. При этом финансовое учреждение может участвовать в капиталах международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в кредитной, банковской, валютной сферах.

Цели

Деятельность Центрального банка России направлена на достижение таких целей:

  • обеспечение устойчивости нацвалюты;
  • развитие банковской системы;
  • обеспечение функционирования платежной системы.

Задачи

Единственным учреждением страны, которое имеет право эмитировать банкноты, является Центральный банк РФ. Основные задачи и функции направлены на выполнение этой цели:

  • Осуществление валютного контроля путем формирования обязательных резервов в ЦБ, установки процентных ставок, контролированием роста денежной массы.
  • Регулятор выполняет функции банкира правительства, то есть хранит на счетах средства госбюджетов и госзаймов и выполняет их кассовое обслуживание.
  • Банк России работает не с физическими и юридическими лицами, а с коммерческими банками и другими профильными финансовыми институтами. Он контролирует всю финансовую систему страны, устанавливает нормы обязательных резервов и выступает кредитором последней инстанции.
  • Центральный банк хранит валютный запас страны.

Для выполнения данных задач ЦБ использует такие методы регулирования экономики:

  • корректировку норм резервов;
  • операции с иностранной валютой на рынке;
  • рефинансирование кредитной системы.

Функции Центрального банка

  • Обеспечение устойчивости нацвалюты.
  • Выпуск денежных знаков.
  • Разработка правил ведения расчетов.
  • Хранение резервов.
  • Кредитование банков.
  • Разработка денежно-кредитной политики.
  • Ведение счетов бюджетов всех уровней.
  • Выдача лицензии всем финансовым организациям, контроль над соблюдением условий ее использования.
  • Осуществление всех видов банковских операций по поручению Правительства.
  • Осуществление валютного регулирования (установка курсов валют, регулирование денежной массы и т. д.).
  • Определение порядка осуществления расчетов между странами, юридическими и физическими лицами.
  • Разработка правил ведения учета и отчетности.
  • Разработка прогнозного платежного баланса страны.
  • Проведение анализа и формирование прогноза развития экономики страны в целом и по регионам.

Отзыв лицензий в 2016 году

В прошлом году Центральный банк России в очередной раз побил рекорд, отозвав лицензии у 97 банков. Политика очистки рынка от недобросовестных игроков ведется с момента назначения нового председателя в 2013 году. За первые шесть месяцев разрешения на осуществление деятельности лишилось тридцать два учреждения, на следующий год - восемьдесят шесть учреждений, в 2015 году - девяносто три банка.

Во время работы предыдущего председателя массовый отзыв лицензий (59 штук) наблюдался лишь в 2006 году. Всего с 2002 по 2012 годы было отозвано 362 лицензии, а за предыдущие четыре года - 306 лицензий.

Нормативные акты

Федеральный закон «О Центральном банке России» от десятого июля 2002 и ФЗ о БиБД («О банках и банковской деятельности») регулируют деятельность данного финансового института. В свою очередь, ЦБ имеет право разрабатывать нормативные акты по вопросам денежного обращения. Практически все эти законы подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции. Исключения составляют акты, устанавливающие:

  • курсы валют;
  • изменение ставки рефинансирования;
  • размер нормативов;
  • любые количественные ограничения;
  • порядок функционирования системы ЦБ.

Зарегистрированные акты направляются во все кредитные организации страны.

Закон «О Центральном банке России» предусматривает, что прибыль организации определяется как разница между доходами от банковских операций, участия в капиталах других финансовых организаций и расходами, связанными с выполнением функций.

Организация Центрального банка России заключается в том, что управлением данной структурой занимается коллегиальный орган - Национальный совет. Возглавляет его председатель, который избирается большинством голосов. Всего в совет входит двенадцать человек:

  • из Совета Федерального собрания направляется двое членов;
  • из Государственной думы - трое членов;
  • Президент РФ и Правительство РФ назначают по трое представителей Совета.

Члены Совета назначаются на должность на четыре года. Решения принимаются большинством голосов при кворуме из семи человек и обязательном присутствии представителя. При этом мнения членов Совета, оказавшихся в меньшинстве, заносятся в протокол собрания.

Национальный совет решает такие вопросы:

  • анализ годового отчета;
  • вопросы развития банковской системы;
  • направления развития денежно-кредитной политики;
  • участие БР в капиталах других организаций;
  • назначение аудитора БР;
  • банковское регулирование;
  • реализация политики валютного контроля;
  • организации системы взаиморасчетов;
  • выполнение сметы расходов;
  • подготовка проектов в области банковского дела;
  • внесение предложений о проведении проверок Счетной палатой.

Председатель Банка

Кандидата на данную должность представляет Президент РФ минимум за три месяца до истечения полномочий Председателя. Конкретный человек выбирается большинством голосов Госдумы на срок четыре года. Одно и то же лицо не может занимать данную должность больше трех сроков подряд.

Председатель:

  • действует от имени Центрального банка, представляет его интересы без доверенности;
  • присутствует на заседаниях Совета и в случае равенства голосов принимает окончательное решение;
  • подписывает нормативные акты, решения, протоколы заседаний, соглашения;
  • несет полную ответственность за деятельность ЦБ.

Центральный банк России вместе с Центральным аппаратом, территориальными учреждениями, расчетно-кассовыми, вычислительными центрами, учебными заведениями, участвующими в деятельности ЦБ, образует вертикальную структуру управления.

Результаты работы банковского сектора

Прибыль всех кредитных учреждений страны в 2016 году выросла в пять раз: со 192 млрд руб до 929 млрд руб. Остаток резервов увеличился на трис половиной процента за год (до 1352 млрд руб.). Объем заимствований у ЦБ сократился в два раза, объем депозитов казначейства сократился в полтора раза, удельный вес привлеченных от ЦБ средств в пассивах сократился до 3,4 процента, а от казначейства - до 0,4 %.

В декабре 2016 года банки РФ получили прибыль в сумме 141 млрд руб. (в декабре 2015 года был отмечен убыток 72 млрд руб.). Остаток резервов на потери сократился на 4,7 %, в то время как в 2015 году наблюдался прирост резервов на четыре с половиной процента. Просроченная задолженность по корпоративным займам сократилась на 8,9 %, а по розничным - на 0,7 %. В 2015 году просроченная задолженность по корпоративным кредитам за год не изменилась (6,3 %), а по розничным - сократилась до 7,9 %. Чтобы получить более достоверную информацию о финансовом состоянии заемщиков, к концу 2017 года ЦБ планирует создать реестр залогов по кредитам. Это позволит отслеживать и предотвращать появление основной проблемы банковской системы - выдачу кредитов заемщикам, которые не могут предоставить качесвенный залог.

Статистика по ключевой ставке ЦБ

ФЗ «О Центральном банке России» предусмотрено, что регулятор с целью обеспечения устойчивости рубля может изменять ключевую ставку. Она была введена ЦБ еще в 2013 году как мера для перехода к режиму таргетирования инфляции. Также ЦБ формирует коридор процентных ставок, регулируя ликвидность банковского сектора.

С 01.01.13 ставка рефинансирования была приравнена к ключевой. Впервые значение этих двух показателей Центральный банк РФ (Банк России) изменил 13.09.13 г. Значение ключевой ставки для целей предоставления и абсорбирования ликвидности составило пять с половиной процентов. Уже через пять месяцев с целью ужесточения денежно‑кредитной политики ключевая ставка была увеличена до семи процентов годовых. Это позволило предотвратить сильный рост инфляции на фоне повышения волатильности рынка.

Следующее повышение состоялось уже 25.04.14 г. В связи с ростом инфляционных рисков ставка увеличилась до 7,5 %. В последующие полгода было еще два повышения ставки: до 8 % (25.07.14 г.) и 10,5 % (12.12.14 г.).

16 декабря 2014 года Банк России повысил ключевую ставку до 17 % годовых. Дополнительно были введены плавающие 1,75 п. п., предусмотренные для кредитов под нерыночные активы. Такие займы ранее обслуживались по фиксированной ставке.

Учитывая ускоренный рост потребительских цен, регулятор 30.01.15 г. снизил ставку до 15 %. Данные изменения не совпали с прогнозами аналитиков, которые полагали, что ЦБ не изменит ставку. Инфляция в РФ оставалась высокой, а рубль - слабым. Предпосылок для снижения ставки не было. По этой же причине ключевая ставка была снижена еще четыре раза: до 14 % (13.03.15 г.) и до 12,5 % (20.04.15 г.), 11,5 % (16.06.15 г.) и до 11 % (31.07.15 г.).

Золотовалютные резервы

Международные золотовалютные резервы - это высоколиквидные финансовые активы, которые находятся в распоряжении Банка России и Правительства. Они включают в себя активы в валюте, монетарное золото, специальные права заимствования и прочие резервные активы. Золотовалютные резервы являются одним из инструментов регулирования денежно-кредитной политики.

В декабре 2016 года регулятор приостановил закупки золота. На начало 2017 года объем золотовалютных запасов страны составил 51,9 млн унций. Этот показатель за декабрь месяц не менялся. При этом стоимость резервов за счет колебания цен сократилась на 2,4 %. Это повлекло за собой сокращение общего объема резервов на 15,9 %.

За 2016 год ЦБ закупил 200 тонн золота, что на 9 тонн меньше в сравнении с 2015 годом. В результате увеличился объем запасов золота на 14,1 %, а их денежная оценка увеличилась на 24 %. За последние пять лет самые активные закупки золота наблюдались в 2014 году, когда ЦБ приобрел 5,5 млн тройских унций золота.

В банковской системе центральный банк страны играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и ее банковского сектора. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, центральный байк создает экономические предпосылки для движения товаров и услуг от производителя к потребителю.

Особенность

деятельности

центрального

Центральный банк функционирует в сфере обмена.

Создавая свой продут" в виде наличных денег и безналичных платежных средств, эмитируя их в обращение, он обеспечивает кругооборот и оборот капитала экономических субъектов, непрерывность процесса производства, распределения, перераспределения и потребления общественного продукта.

Центральный банк - экономический институт, функционирующий в сфере товарно-денежных отношений. Его денежно-

кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса.

Вместе с тем центральный банк выступает как некоммерческая организацияПредоставляя экономическим субъектам свои продукты и услуги, центральный банк получает за них определенную плату. В отличие от коммерческих банков получение прибыли не является для него целью деятельности.

Центральный банк - общественный институт, работающий на макроуровне экономических отношений. Эмитирование им наличных денег и платежных средств важно для отдельных экономических субъектов и для экономики в целом. Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения, безинфляционное развитие, он создает условия для сохранения ценности денег и тем самым для социального развития общества.

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации и цели его деятельности, функции и полномочия определяют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другие федеральные законы.

Центральный банк Российской Федерации в отличие от коммерческих банков - федеральный орган государственной власти. Его государственно-властные полномочия распространяются на денежно-кредитную сферу и регулирование деятельности банков, входящих в банковскую систему страны. Такое управление не предполагает право собственности на имущество управляемых субъектов, их подчинение банку. Банк России осуществляет государственное управление в форме денежно- кредитного регулирования с помощью введения норм и правил деятельности неподчиненных ему банков, надзора и контроля за их работой.

Независимость

Центрального

Фундаментальный признак деятельности Центрального банка Российской Федерации - ее независимый характер. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» декларирует: функции и полномочия «Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» (п. 2 ст. 1).

" Согласно другой точке зрения центральный банк - коммерческая организация, занимающиаяся предпринимательской деятельностью и получающая от нее доход (см.: Правовое регулирование банковской деятельности / под ред. проф. Е.А. Суханова. М. : Учебно-консультационный центр «ЮрИнфорР», 1997. С. 26). Прежде всего речь идет о независимости операционной деятельности Банка России. Он осуществляет определенный спектр операций, предусмотренных банковским законодательством, по специально разработанным нормам.

Операционная независимость Банка России не означает ничем не ограниченную деятельность. Круг выполняемых им операций ограничен законом. Банк России не вправе: предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета (кроме случаев, предусмотренных законом о федеральном бюджете); кредитовать дефицит бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении; участвовать в капиталах других банков, иных коммерческих и некоммерческих организаций (кроме случаев, установленных федеральными законами).

Финансовую независимость Банка России как юридического лица обеспечивают уставный капитал в размере 3 млрд руб., владение, пользование и распоряжение определенным имуществом, получение прибыли по выполняемым операциям и сделкам. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации Банк России уплачивает налоги и сборы, перечисляет в федеральный бюджет 50% прибыли, фактически полученной им по итогам года.

Банк России подотчетен Государственной Думе. Дума назначает и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Совета директоров Банка России (по представлению его Председателя, согласованному с Президентом РФ), рассматривает годовой отчет Банка России, основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение.

Центрального

Функции Центрального банка России

В названном Федеральном законе отмечается, что целями деятельности Банка России являются: ?

защита и обеспечение устойчивости рубля; ?

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; ?

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержит перечень из 18 функций, который не исключает осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти 18 функций можно группировать исходя из целевой ориентации и назначения Банка России. 1)

денежно-кредитное регулирование (регулирующая функция); 2)

нормативное регулирование (нормативно-творческая функция); 3)

операционная; 4)

информационно-аналитическая; 5)

надзорная и контрольная.

В рамках денежно-кредитного регулирования (регулирующая функция) Банк России в соответствии с законом, определяющим его деятельность: ?

во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; ?

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; ?

выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования.

Нормативное регулирование (нормативно-творческая функция) предусматривает: ?

разработку правил ведения банковских операций; ?

определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; ?

определение правил ведения расчетов в Российской Федерации; ?

разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

В соответствии с операционной функцией Банк России: ?

осуществляет самостоятельно либо по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок; ?

управляет своими золотовалютными резервами; ?

обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

Согласно информационно-аналитической функции Банк России: ?

проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и по регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений и ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные; ?

участвует в разработке прогноза платежного баланса страны, организует его составление; ? устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.

Реализуя надзорную и контрольную функцию, Банк России осуществляет: ?

надзор за деятельностью банков и банковских групп; ?

государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на совершение банковских операций, приостановку их действий и их отзыв; ?

регистрацию эмиссий ценных бумаг банков; ?

валютное регулирование и валютный контроль.

Проводя надзор за деятельностью коммерческих банков

путем наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций.

Операции

Центрального

Функция, в юридическом отношении трактуемая как направление деятельности, предполагает осуществление ряда операций и сделок.

В рамках установленных законом функций Центральный банк Российской Федерации: ?

проводит операции по выпуску денег в обращение; *

осуществляет кредитные, расчетные, кассовые и депозитные операции; ?

покупает и продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; ?

покупает и продает облигации, эмитируемые им, и депозитные сертификаты; *

покупает и продает иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; ?

покупает, хранит, продает драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; ?

принимает на хранение, и управление ценные бумаги н другие активы; ?

выдает поручительства и банковские гарантии; ?

совершает операции с финансовыми инструментами, используемые для управления финансовыми рисками; *

открывает счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств; ?

выставляет чеки и векселя в любой валюте; ?

проводит иные банковские операции.

К кругу иных банковских операций относятся предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»: привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (депозиты); размещение их от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов экономических субъектов; осуществление по поручению своих клиентов расчетов по счетам, открываемым в учреждениях Банка России. Банку России предоставлено право заниматься инкассацией денежных средств, векселей, расчетных и платежных документов, привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы.

Представленные операции имеют ряд особенностей. 1.

Все операции Банка России носят денежный (стоимостный) характер, осуществляются в сфере обмена, охватывают сферу купли-продажи, а через нее все стадии воспроизводственного процесса. 2.

В соответствии с функцией эмиссии наличных денег Банк России эмитирует банкноты и монеты, проводит операции по организации наличного денежного обращения. Данную функцию (и связанные с ней операции) выполняет только Центральный банк Российской Федерации, он обладает монопольным правом приводить такие операции. 3.

Операции, осуществляемые Банком России, могут обслуживать как макро-, так и микроуровень экономических отношений. Так, операции по эмитированию наличных денег имеют общенациональный характер. Кредитные, расчетные, депозитные и некоторые другие операции Банка России имеют адресный характер, производятся непосредственно с конкретными субъектами. 4.

Операции, выполняемые Банком России, носят договорной характер. 5.

Операции совершаются Банком России на комиссионной основе. Без взимания комиссии проводятся только операции со средствами федерального бюджета, ресурсами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами. 6.

Операции Банка России осуществляются по регламенту, разрабатываемому им в форме указаний, положений и инструкций. Данные нормативные документы обязательны для всех юридических и физических лиц, а также для органов государственной власти, ее субъектов и органов местного самоуправления. 7.

Операции Банка России отличаются от операций коммерческих банков, для которых главной и решающей по объему является кредитная операция. Для Банка России более значимы выпуск наличных денег и операции по безналичным расчетам. Отличие операций центрального банка от операций коммерческих банков заключается и в том, что они: выполняются во взаимоотношениях главным образом с кредитными учреждениями; центральные банки не занимаются управлением имущества (кроме ценных бумаг); при сходстве набора операций отдельные операции проводятся центральным банком в нном объеме и на других условиях.

Банк России не имеет права выполнять операции: ?