Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Модернизация экономики россии - доклад. Что такое модернизация? Определение и основные признаки

В этом выпуске экспертной колонке мы публикуем отрывки из главы 7 «Модернизация экономики и устойчивое развитие» Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г.

Подобные Доклады издаются по инициативе Программы развития ООН (ПРООН) во многих странах мира. Доклады готовятся группами независимых экспертов. Основная цель Доклада 2011 года – рассмотреть задачи модернизации России в контексте человеческого развития, показать необходимость модернизации экономики и социальной сферы, совершенствования многих институтов общества.

Глава 7
7.1 Модернизация и экологизация экономики
Суть и направления модернизации (при всей важности задачи обеспечения технологического прогресса и конкурентоспособности) определяются ее конечной целью, которой – при всей важности экономического роста – является улучшение условий жизни каждого человека уже сегодня и обеспечение благоприятных условий для будущих поколений. Эта задача обычно определяется как обеспечение устойчивого развития. Переход к устойчивому развитию тесно связан с процессами модернизации и экологизации экономики. В документах ООН рост благосостояния на планете тесно связан с реализацией Цели 7 Целей развития тысячелетия «Обеспечение экологической устойчивости».
Все нарастающие природные и социальные аномалии есть следствие неверного поведения человечества, ответ на недооценку важности экологических приоритетов. В связи с финансово-экономическим кризисом, обострением глобальных проблем, необходимостью формирования нового типа экономики в мире оживленно обсуждается необходимость выработки «зеленого» экономического курса. Для постиндустриальных стран «позеленение» экономики из желательного, но вторичного эффекта превращается в основную цель. Для обозначения процесса экологизации в мире все чаще используют понятия «зеленая экономика» (green economy) и «зеленый рост» (green growth). Начиная с 2009 г. эти термины все более активно входят в основные документы и терминологию международных организаций. В качестве ключевых терминов для дальнейшего развития человечества и отдельных стран особенно комплексно они рассматриваются в документах структур ООН и ОЭСР.

Зеленая экономика определяется как экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее деградации. Важными чертами такой экономики являются:
низкие углеродные выбросы,
эффективное использование природных ресурсов;
сохранение, увеличение и восстановление
природного капитала;
предотвращение утраты биоразнообразия и экосистемных услуг;
рост доходов и занятости.

Зеленая экономика часто рассматривается в контексте борьбы с глобальным изменением климата (рис. 7.1) и перспективного направления преодоления глобального экономического кризиса. Приоритетной чертой ее роста является радикальное повышение энергоэффективности. В дальнейшем предлагается мобилизовать и перестроить глобальную экономику в направлении увеличения инвестиций в чистые технологии и «природную» инфраструктуру, стимулировать экологизацию экономики, вернуть рынки к нормальному функционированию и избежать катастрофических последствий глобального изменения климата.

Реализация нового зеленого курса предполагает минимизацию использования невозобновимых полезных ископаемых для производства электроэнергии за счет инвестиций в возобновляемые энергоносители, а также обязательность энергосбережения. Все эти мероприятия позволят снизить спрос и затраты на энергию, а также ее стоимость. По оценкам ЮНЕП, достаточно 2% мирового ВВП в «озеленение» 10 секторов для изменения характера мирового развития, снижения выбросов парниковых газов и эффективного использования ресурсов.

Можно долго обсуждать, идут ли климатические изменения, но в ближайшие десятилетия развитые страны будут иметь экономику с новой инновационной и технологической основой, важнейшей характеристикой которой будет минимальное воздействие на окружающую среду. Многие страны уже вложили десятки и сотни миллиардов долларов в переход к новой экономике (особенно это заметно в США, Германии, Японии, Южной Корее, Китае и др.), используя для этого также антикризисные программы. Ключевым определением для передовых экономик мира станет «низкоуглеродная экономика» с ее высокой энергоэффективностью и минимальным воздействием на климатическую систему.
А реализация энергетических и климатических приоритетов автоматически означает резкое снижение экологического давления в силу тесной корреляции величин энергопотребления, использования природных ресурсов, выбросов парниковых газов и объемов загрязнений. Кому из развитых стран через два-три десятилетия будут нужны в больших объемах нефть и газ?
Ответ на этот вопрос является чрезвычайно важным для России в связи с необходимостью колоссальных инвестиций в новые сложные и малорентабельные месторождения.
Важным результатом модернизации и критерием перехода к устойчивому развитию является эффект дикаплинга, отражающий рассогласование трендов роста экономики, с одной стороны, и потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, с другой, – экономические результаты должны расти быстрее, чем потребление и экологическое воздействие. В лексиконе ученых и политиков термин «дикаплинг» стал в последнее время общеупотребимым. Эффект дикаплинга особенно желателен для актуальной в мире ситуации в энергопотреблении и макроэкономических трендах – он отражается в опережении темпов роста ВВП над темпами потребления энергетических ресурсов. Этот важный эффект достигнут практически во всех развитых странах. Например, Дания за последние три десятилетия смогла удвоить ВВП при сохранении объемов потребления энергоресурсов.
Для реализации идей устойчивого развития необходим переход от гуманитарных призывов к экономической заинтересованности, поддержке экологической направленности модернизации.
Это должно войти в «правила игры» для бизнеса, что обеспечит развитие экономики в верном направлении. При определившейся значимости приоритета повышения ценности природы движение в этом направлении должно быть выгодно (что обеспечивается экономическими рычагами) и престижно (что определяется уровнем культуры).

Намеченный сейчас магистральный путь, нацеленный на снижение природоемкости и повышение энергоэффективности экономического роста, есть реализация приоритета повышения ценности природы. В решении этой задачи объединяются экологические и экономические интересы. Разная мотивация обеспечивает главное – повышение ценности природы как условие устойчивого развития.
Общая тенденция повышения ценности природы в развитии человечества не вызывает сомнений и не имеет отношения к кратковременным флуктуациям рыночных цен на определенные природные ресурсы. Становится все более очевидным, что такое повышение становится важнейшим приоритетом для мировой экономики. Фактически усилия человечества за последние два десятилетия были направлены на его реализацию. Особенно ярко это проявилось в развитых странах. Глобальная модернизация технологий, направленная на уменьшение использования традиционных природных ресурсов и загрязнений, радикальное увеличение конечного выхода товаров и услуг из единицы сырья, зеленый рост и экологизация экономики, повышение внимания к ценности климатической системы, энергоэффективность и возобновимые источники энергии, расширение спектра экономических и правовых инструментов для перехода к экологически устойчивому развитию и многое другое – все это звенья цепи, с помощью которой человечество пытается вытянуть общество и экономику к новому типу развития.
Россия, желая стать членом ОЭСР и активно участвовать в деятельности ООН (в частности, глобальной конференции ООН Рио+20), в любом случае будет обязана использовать концептуальный аппарат ведущих международных организаций и развитых стран. Внимание к экологическим проблемам в стране за последние два года возросло. В выступлениях Президента РФ, премьер-министра РФ отмечается «запущенность» этих проблем, необходимость экологизации экономики и «зеленого» роста.
Новые возможности для страны дает начавшийся в мире процесс "Рио+20" к Всемирной конференции ООН по устойчивому развитию в 2012 году, через 20 лет после встречи в Рио-де-Жанейро. Россия сегодня среди стран, для которых это особенно актуально. На то есть ряд оснований. Это и экономический рост, и богатые природные ресурсы, и постановка вопроса о поисках оптимального пути развития. Приоритеты страны в инновационной политике, в энергоэффективности, в модернизации экономики в соответствии с современными требованиями естественным образом определяют движение в направлении устойчивого развития. Россия, совместно с другими странами БРИК (включая Бразилию, Индию и Китай), могла бы выступить в качестве лидера движения в направлении устойчивого развития.
Лидировать в этом процессе должен тот, для кого это особенно актуально. Это предполагает осознание необходимости такого пути развития и определенные экономические возможности для его реализации. Ряд развитых стран активно включились в процесс после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Так, появились новые стратегии развития – «Устойчивая Америка», «Устойчивые Нидерланды» и другие. Сейчас они ставят более конкретные задачи, связанные с зеленым ростом, предотвращением изменений климата. Многие другие страны, всецело сконцентрированные на обеспечении экономического роста для решения крайне острых социальных проблем, не смогли полноценно откликнуться на этот призыв мирового сообщества. При всей актуальности идей устойчивого развития для любой страны и необходимости совместных усилий всего мирового сообщества всерьез продвижение в этом направлении могут обеспечить лишь страны с достаточно развитой экономикой. Подключение других стран возможно по мере их роста и при поддержке со стороны развитых стран.
Успех в распространении идей устойчивого развития и обеспечении активного участия в процессе предполагает их адаптацию с учетом специфики каждой страны. Сами представления об устойчивом развитии и путях его достижения различны у разных стран и, несомненно, будут меняться и дальше. На международном уровне это предполагает, в дополнение к официальному сотрудничеству мирового сообщества по линии ООН, неформальное партнерство представителей разных стран.
В России необходима оценка успехов и проблем на пути обеспечения устойчивого развития, разработка и принятие национальной Стратегии устойчивого развития. Большое значение имеет обобщение богатого регионального опыта.

7.2. Политика «двойного выигрыша» – и экономика, и экология
В отличие от сложившихся тенденций в мировой экономике, в России после кризиса сохраняются и закрепляются антиустойчивые тенденции. Россия попала в сырьевую ловушку, связанную с формированием в стране экспортно-сырьевой модели экономики. Сейчас более половины экономики составляют сектора с большим воздействием на окружающую среду – энергетика и металлургия. К сожалению, во время кризиса правительство было вынуждено спасать крупных "экспортных" игроков, которые взяли большие кредиты за рубежом, тогда как в мире многие правительства использовали это время для модернизации и экологизации экономики. В перспективе в стране ожидается наращивание производства углеводородов (Северный и Южный потоки, шельфы, Ямал). Все эти тенденции могут сделать экономику страны еще более высокоуглеродной и неустойчивой.
Обеспечение экономического роста в стране сегодня связано с ростом загрязнения и деградации среды, исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы, изменением климата, что ведет к ухудшению здоровья человека и ограничивает возможности дальнейшего развития. Это означает, что решение крайне важной задачи повышения благосостояния населения не обеспечивает необходимого качества жизни.
Все это и определяет важнейшую черту модернизации как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды для развития человеческого потенциала (экологической безопасности, которая становится определяющей для экономического роста и существования человека).
Глобальный кризис и борьба с ним продемонстрировали наличие ряда серьезных рисков устойчивости экономического и социального развития на предстоящий период. В частности, в современной российской ситуации доминирующим настроением остается рентоориентированное поведение, стремление к посткризисному статус-кво, что означает ожидание восстановления цен на товары российского экспорта (топливно-энергетические ресурсы и металлы), финансовых потоков предыдущего десятилетия и возврата к докризисной экспортно-сырьевой модели роста. Политические риски современной ресурсной зависимости очень велики, поскольку ее результатом становится деградация основных общественных институтов. Это принципиально новое явление.
Необходима поддержка модернизации экономики на пути реализации политики так называемого двойного выигрыша, связанной с обеспечением как экономической эффективности, так и с обеспечением неистощительного использования природных ресурсов, сокращением вредных выбросов. В связи с этим реализация экологических приоритетов должна сочетаться с экономическими задачами страны: экономические мероприятия должны давать как экономические, так и экологические выгоды. В России огромные резервы получения экологических эффектов («снятия экологических сливок») – в виде сэкономленных природных ресурсов и снижения загрязнений – за счет стандартных и сравнительно недорогих экономических мероприятий (в том числе внедрения многих энергоэффективных и экологически чистых технологий). Таких экологических резервов лишены развитые страны, так как эти резервы уже использованы, и получение новых экологических эффектов очень дорого (например, борьба с климатическими изменениями и реализация Киотского протокола).
В России направления перехода к инновационной социально-ориентированной экономике и к экологически устойчивому развитию в ближайшие годы фактически совпадают. Достаточно привести только пример необходимости радикального повышения энергоэффективности (на 40% к 2020 г.), что даст огромный экологический эффект. Такая тесная связь между энергетической и экологической эффективностью отмечена в Указе Президента РФ (2008).
Таким образом, в ближайшие 10-20 лет важным принципом социально-экономической политики и основой экологической политики должна стать политика «двойного выигрыша».
Необходимо стимулировать создание, распространение и использование инноваций для обеспечения роста результатов в природно-продуктовых цепочках, связывающих первичное сырье с конечными товарами и услугами, и «подавления» видов деятельности, истощающих природный капитал и загрязняющих окружающую среду. На этом направлении в мире накоплен обширный экономический инструментарий, позволяющий реализовывать подобного рода инновации, снизить давление на окружающую среду при росте конечных результатов, т.е. обеспечить дикаплинг. Многие из действующих экономических инструментов уже показали свою эколого-экономическую эффективность в развитых странах. Здесь можно отметить роль налоговой системы, которая должна ограничивать развитие природоэксплуатирующих и загрязняющих отраслей и стимулировать рост обрабатывающих отраслей и инфраструктуры, обеспечивающих эффективное использование природного сырья и высокую добавленную стоимость товаров и услуг, получаемых на его основе.
Мировой и российский опыт модернизации экономики на основе политики двойного выигрыша показывает не только улучшение экономических показателей, но и существенное улучшение условий жизни людей (положительный опыт Томской и Кемеровской областей по утилизации попутного газа при добыче нефти, угля, производстве кокса). Необходима поддержка и распространение такого опыта. Это является центральной задачей современного инновационного развития. А для этого необходимы как строгие экологические требования, так и экономическая заинтересованность, включая все возможные механизмы –помимо осознания важности, – экономические стимулы – модернизация должна быть выгодна.
Такая выгодность должна быть поддержана государством через систему налогов, кредитов, льгот, субсидий, тарифов, пошлин, страхования, инвестиционного климата.
Это предполагает в перспективе переход на политику ресурсосберегающих (наилучших доступных) технологий, а уже сегодня – законы о платежах и штрафах за загрязнение окружающей среды, обеспечение мониторинга, устранение практики временных согласованных разрешений на выбросы, устранение прошлого экологического ущерба, закон о зонах экологического неблагополучия. В частности, одной из достаточно простых, малозатратных и показавших свою эффективность в мире мерой, способствующей решению проблемы отходов и развитию необходимого для этого производства, было бы принятие закона о залоговой стоимости тары.
Необходимость модернизации обусловлена и развитием антиустойчивых тенденций, которые во многом связаны с природоемкой реструктуризацией экономики в 1990-е гг. в пользу сырьевых и загрязняющих окружающую среду секторов, происходившей на фоне деградации ресурсосберегающих и высокотехнологичных производств. ≪Утяжелению≫ структуры российской экономики способствовали и высокие цены на энергоносители, огромный рост цен на нефть в 2000-е гг. После 1990 г. удельный вес энергетики и металлургии, т.е. секторов, оказывающих наибольшее среди промышленных отраслей воздействие на окружающую среду, значительно вырос. За этот же период существенно снизилась доля отраслей, оказывающих небольшое воздействие на окружающую среду, в частности, машиностроения. В целом в экономике произошел значительный сдвиг в пользу природоемких отраслей. Российская экономика становится все больше сырьевой экономикой. По оценкам Минэкономразвития, она становится также все более уязвимой и все сильнее зависит от мировых цен на энергоносители в период после 1998 года.

В связи с этим главной экологической опасностью посткризисного периода представляется дальнейшее закрепление сложившейся экспортно-сырьевой модели развития, которая себя исчерпала. В экономике может произойти дальнейшее уменьшение удельного веса технологичных отраслей (машиностроение, различные виды обрабатывающей промышленности и т.д.). Все это может привести к дальнейшему загрязнению окружающей среды и увеличению объемов нерационального использования природных ресурсов. В этих экономических условиях любая экологическая политика будет малоэффективна, затратна и фактически лишь пытаться смягчить последствия техногенного и антиустойчивого развития.

Важным аргументом модернизации является необходимость радикального технологического обновления всей материальной базы экономики страны. Старое оборудование не способно обеспечить эффективное использование природных ресурсов и приводит к росту загрязнения окружающей среды. Необходимость скорейшей модернизации хорошо видна на примере физической и моральной деградации основных фондов (машины, оборудования, здания, сооружения, инфраструктура и т.д.) (рис. 7.2). В России фактически половина основных фондов промышленности физически изношена.
Массовое старение производственных фондов приводит к негативному влиянию на природопользование, росту загрязнения окружающей среды, увеличению числа экологических аварий и катастроф. Старое оборудование слабо заменяется новым из-за недостаточного инвестирования. Коэффициент обновления составляет около 4%, что означает необходимость десятков лет для обновления основных фондов (рис. 7.2). Речь не идет о простой необходимости замены фондов –она неизбежна в силу их физической изношенности, – необходимо обеспечить технологическое качество такой замены. Для радикального изменения сложившейся ситуации с деградацией физического капитала необходимы значительные инвестиции и бы-
строе распространение прогрессивных ресурсосберегающих технологий.
Колоссальный потенциал модернизации в переходе к экологически и экономически устойчивому развитию заключен в структурно-технологической перестройке экономики, позволяющей осуществить эффективное ресурсосбережение, снизить загрязнение окружающей среды.
Здесь модернизация играет особую роль. Внедрение инноваций, развитие научно-технического прогресса, информационные технологии, новые материалы, продукты и технологии и пр. способны снизить затраты природных ресурсов и объемы загрязнений на единицу выпускаемой продукции и услуг в несколько раз. Технологическая рационализация экономики и ее структуры может позволить высвободить 30-50% всего объема используемых сейчас неэффективно и теряемых природных ресурсов при увеличении конечных результатов, существенном снижении уровня загрязнения. В стране можно стабилизировать добычу и площади разработок энергетических ресурсов, полезных ископаемых, территории обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, вырубку леса и т.д. и за счет улучшения использования и углубления переработки природных и сырьевых ресурсов значительно повысить уровень благосостояния населения. Так, в соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. на основе распространения достаточно простых энергосберегающих технологий можно сберечь почти половину потребляемой сейчас энергии.
Другими словами, при уже достигнутом в стране уровне добычи и использования природных ресурсов за счет модернизационных структурно-технологических сдвигов, позволяющих вовлечь в экономику и/или экспортировать сэкономленные гигантские объемы сырья, можно увеличить ВВП в 2– раза, значительно повысить благосостояние, социальное и экологическое качество жизни населения.
В контексте модернизации и теории технологических укладов, сформулированных С. Ю. Глазьевым, для России важно отметить, что в процессе замещения старых укладов отстающие страны могут получить определенное преимущество, поскольку они не обременены перенакоплением капитала в рамках устаревших технологических структур экономики. И при формировании нового уклада могут ориентироваться на уже накопленный инвестиционно-технологический опыт развитых стран в области инноваций и их распространения.
Инвестируя ресурсосберегающую структурную перестройку экономики, радикально меняя ее технологический базис, добиваясь ее экологизации, устойчивости и сокращения природоемкости, тем самым минимизируются затраты на ликвидацию негативных экологических последствий техногенного экономического развития в будущем.
Возможности огромной экономии природных ресурсов делают необходимой разработку и проведение эффективной модернизационной и инновационной политики в экономике, что должно проявляться в практической реализации достижений научно-технического прогресса в области технологий, продуктов и услуг. Все новые технологии, которые внедряются и распространяются в экономике, должны соответствовать необходимым экологическим стандартам и нормативам, быть экономически выгодными. Государство должно стимулировать такую технологическую модернизацию и предоставлять государственную поддержку всем
спектром накопленных в стране и мире экономических и правовых инструментов.
С широким распространением ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и соответствующих экологически благоприятных технологических сдвигов в экономике тесно связано значительное уменьшение затрат природных ресурсов и производимых загрязнений на единицу конечного результата (на макроуровне –на единицу ВВП), выражающееся в уменьшении показателей природоемкости (в частности энергоемкости) и интенсивности загрязнений. В настоящее время в России затраты природных ресурсов и загрязнения на единицу ВВП превышают показатели развитых стран. Вместе с тем нельзя и идеализировать новые технологии. Они способны усилить экологическое воздействие и деградацию окружающей среды. Потенциальные опасности новых технологий хорошо видны на примере ядерных катастроф в Чернобыле (1986) и Фукусиме (2010), аварии нефтяной платформы в Мексиканском заливе (2010). В целом значительная часть достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, инновационная активность человечества часто приводят к необратимым последствиям воздействия экономики на окружающую среду.
Для России является перспективным подход к технологической модернизации на основе широко распространенной в мире концепции «наилучшей доступной/существующей технологии», задающей высокие научно-технические стандарты для используемого оборудования, в том числе в области ограничений на потребление природных ресурсов и производимых загрязнений. В России эта концепция была законодательно введена в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ ≪Об охране окружающей среды≫. С точки зрения экономических методов регулирования охраны окружающей среды, важным положением Закона является отмеченная в нем необходимость предоставления налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, возобновимых (нетрадиционных) видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов и т.д. (статья 14). К сожалению, это конструктивное экономическое положение остается декларативным, так как стимулы и льготы за внедрение экологически приемлемых технологий фактически отсутствуют.

7.7 Устойчивое развитие и общество
Важнейшую роль в модернизации и обеспечении устойчивого развития должно сыграть гражданское общество. Это и распространение идей, и обеспечение поддержки и активного участия в их реализации, и, в конечном счете, делегирование власти обеспечения продвижения страны в этом направлении. Гражданское общество могло бы выступить в качестве инициатора процесса, который после проведения необходимых оценок и определения приоритетов действий мог бы продемонстрировать заинтересованность населения и делегировать власти обеспечение активного участия страны в продвижении мирового сообщества в направлении устойчивого развития. Прежде всего, это предполагает широкую просветительскую деятельность по распространению идей устойчивого развития. Сегодня не только широкие слои населения, но и многие лица, принимающие решения, имеют весьма смутные представления о том, что такое устойчивое развитие и почему его обеспечение является приоритетом мирового сообщества.
Успех реализации идей модернизации экономики, энергоэффективности, устойчивого развития зависит от активной позиции и личной заинтересованности каждого. Это определяет необходимость образовательной и просветительской деятельности, целенаправленной работы СМИ и работников культуры, социальной рекламы. Государство должно содействовать обеспечению повышения эколого-экономической культуры населения для реализации задачи повышения энергоэффективности и экоэффективности (включая практические меры сбережения воды, газа, электричества, обеспечения экологических требований при использовании личного транспорта, продовольствия, утилизации отходов и пр.). Необходимо незамедлительное обеспечение экологических знаний – предмет в школе и просвещение, обязательность освещения тематики в СМИ и определение обязательных лимитов для социальной рекламы. Большую роль здесь должны сыграть структуры гражданского общества, включая как массовые общественные организации, молодежные движения, так и профессиональные институты устойчивого развития (как институты общественной политики, работающие в контакте с общественными палатами). Развитие таких институтов как в центре, так и в регионах способствовало бы консолидации усилий экспертного сообщества и вовлечению гражданского общества для определения путей и реализации конкретных задач модернизации экономики для обеспечения устойчивого развития.

7.8 Выводы и рекомендации
Процесс модернизации должен позволить заложить основы для экологически устойчивого инновационного развития страны. Среди первоочередных мер, которые должны быть реализованы:
Разработать и принять Стратегию устойчивого развития страны.
Экономическая поддержка экологизации экономики и ≪зеленого роста≫, включая страхование, налоги, кредиты, субсидии, тарифы, пошлины и пр.
Использовать в качестве показателей развития не только ВВП/ВРП, а и показатели, учитывающие «цену» экономического роста для природы и человека. Это индикаторы устойчивого развития – показатели, отражающие истощение природных ресурсов и ущерб от загрязнения окружающей среды.
Поддержка бизнеса со стороны государства в посткризисных условиях должна сопровождаться обязательным соблюдением экологических требований, развитием «зеленого» производства и инноваций.
Следует отказаться от высокозатратных мегапроектов по использованию природных ресурсов с непредсказуемыми последствиями для природы и человека, форсирования разработки сложных новых месторождений.
Обеспечить радикальное улучшение использования природного сырья, повышение отдачи действующих месторождений, обновление оборудования, использование инноваций, «наилучших доступных технологий».
Обеспечить энергосбережение и использование возобновляемых источников энергии, углубление переработки сырья, в том числе и для экспорта.
Поддержка локальных инициатив устойчивого природопользования (инвестиционные проекты): устойчивое лесопользование (включая недревесные ресурсы леса), высокопродуктивное ≪экологически чистое≫ сельское хозяйство, традиционное природопользование, развитие экотуризма и др.
Необходима разносторонняя оценка природных ресурсов и услуг, развитие механизмов платежей за экосистемные услуги.
Широко использовать возможности взаимовыгодного сотрудничества с международным сообществом для повышения энергоэффективности, сокращения выбросов, перевоору жения производства и сохранения природного богатства.

Модернизация экономики – это вид экономической деятельности, главной целью которого является развитие российской экономики до уровня развития западных стран. По сути, модернизация заключается в стремлении экономики России побороть отставание путем усовершенствования всех сфер экономики внутри страны.

Модернизация экономики – понятие довольно общее, в различных научных трудах можно встретить разную расшифровку этого определения. Например, часто понятие модернизация встречается не как процесс, а как сам проект.

Цели модернизации экономики

Как вид экономической деятельности, модернизация экономики может иметь цели. Основными целями являются:

  • Формирование современной российской экономики – главная цель модернизации.
  • Обновление всех технически устаревших аспектов производства, развитие материальной базы производства.
  • Сокращение некоторых отраслей экономики.
  • Мощное развитие и поддержка некоторых отраслей, которые являются катализаторами общего экономического развития страны.

Главной целью модернизации все же считается формирование правильной и современной экономики, все остальные цели являются сопутствующими.

Механизм модернизации экономики, его понятия

Интересным определением является часто встречающийся «механизм модернизации». Он вызывает интерес и с теоретической точки зрения, и в контексте общенаучных категорий. Он также имеет несколько значений, основным из которых считается следующий: механизм – это совокупность движущихся тел, которые тесно связаны друг с другом и постоянно соприкасаются. Это понятие актуально для деталей машин и прочего. Проведя параллель между общим определением модернизации и механизма, можно прийти к выводу, что механизм модернизации – это совокупность действий, направленных на непрерывное формирование современной экономики России, которые связаны между собой различными сферами деятельности. То есть, можно сказать, что эти действия являются основополагающими в разрезе ресурсов экономической деятельности.

Многие ученые считают, что механизм модернизации представляет собой не что иное, как регулирование всех сфер экономики, отслеживание результатов и выработка управляющих воздействий.

А.Ю. Чаленко считает, что необходимо ввести определенные понятия, которые будут отличать тот самый механизм от других процессов. Поэтому отличительными особенностями механизма модернизации экономики России являются:

  • Данный механизм не может существовать без процесса, он является основополагающей всех процессных механизмов и является его составной частью.
  • Механизм не может сам регулировать свои процессы, так как направлен лишь на выполнение определенных функций, следуя указаниям, он находится в ожидании управления.
  • Соединенный с управлением механизм – содержание всего процесса.

Есть и другие, более углубленные, формулировки понятия механизма, одна из таких формулировок полагает, что механизм – есть нечто среднее между тремя стадиями:

1) Посылка субъектом в центр сообщений.

2) Вычисление центром данных сообщений и построение логических выводов и результатов вычислений.

3) Объявление центром имеющихся результатов.

Но это понятие слишком общее для механизма модернизации.

Модернизация российской экономики и ее механизм – сложное явление, тем самым она вызывает множество споров, критик и размышлений у великих умов человечества. Разносторонность понятий влияет на появление массы теорий, различных точек зрения и объяснений. Модернизация и заинтересовала не только представителей экономических сфер науки, но притянула других ученых из других отраслей. Львиную долю исследований и большую инициативу проявляют юристы. Их труды посвящены именно регулированию процессов механизма и влиянию их на развитие общеполитических понятий.

Промежуточные выводы о модернизации как понятии

Можно на этом этапе провести тонкую черту и подвести небольшой итог. Можно твердо утверждать, что:

1) Разносторонность и многоаспектность механизма модернизации порождает массу теорий об определении данного понятия, среди которых выделяют общие:

  • Способ функционирования всей .
  • Совокупность регулирующих и воздействующих факторов на развитие экономики России.
  • Элемент экономического механизма.
  • Саморегулирование действующих субъектов экономической сферы и регулирование функций государства.

2) При наличии такого спектра имеющихся определений, модернизация и развитие экономики не должны путаться с иными понятиями. Нельзя совмещать понятия технического характера или хозяйственного с развитием экономических функций государства.

3) Модернизация российской экономики сравнивается с процессом игры. Данное сравнение крайне неудачное и не может объяснить всю суть выполняемых действий на пути к развитию экономики страны. Игра, точнее форма игры, - довольно абстрактное понятие, которое не может описать все цели и средства модернизации.

4) Экономический механизм – есть способ функционирования экономической деятельностью. Данное понятие олицетворяет движение и выполнение различных функций. А.Ю. Чаленко правильно и корректно описывает определение механизма, ведь он не имеет собственного управления, а лишь является составной частью процесса. Он будто находится в «обездвиженном» состоянии и не может выполнять все свои задачи, контролирую весь процесс.

5) Модернизация экономики России имеет множество видов механизмов, включая экономические, политические, социальные, юридические и другие. Но есть нюанс – все эти сферы необходимо разделять на две основные категории – базисные и надстроечные механизмы. Экономический механизм определенно является базисным. Правовые средства играют важнейшую роль в управлении процессом механизма, то есть являются его катализатором. Экономический механизм не может существовать без процесса, поэтому является внутренней системой, устройством, определяющим порядок функционирования экономической деятельности.

Инновации и модернизация экономики

Многие ученые предполагают, что можно сравнивать модернизацию экономической системы России с понятием «инновации». И.В.Макарова предполагает, что данное определение более схоже с понятие модернизации и является синонимом к нему.

Такая интерпретация выглядит не достаточно убедительно, так как инновационные средства относятся больше к целям модернизации, а не к определению самого общего понятии. То есть инновации – это средства, позволяющие экономическим показателям расти, это необходимый базовый элемент для достижения главной общей цели – модернизации.

Модернизация экономики России больше определяется как средство, поэтому можно сказать, что средство управления экономической сферой деятельности страны является инструментом, то есть способом экономического воздействия на отношения в сфере предпринимательства.

Виды средств экономического механизма

Все средства делятся на две группы: правовые и не правовые.

К не правовым можно отнести экономические, политические и организационно-технологические средства. С правовыми следует разобраться более детально, так как они имеют несколько уровней определения и являются предметом оживленных дискуссий. Во-первых, можно утверждать, что правовые средства охватывают нормы права, индивидуальные правовые акты. Во-вторых, стадия реализации права. И, в-третьих, правовые средства выражаются во всех сферах деятельности, где присутствуют процессы взаимодействия норм права и из реализация. То есть, правовые средства являются общим, собирательным понятием, которое может определяться в зависимости от обстоятельств.

Следует обратить внимание на роль определения «средство» во многих научных работах в сфере экономики. Оно имеет множество классификаций и объяснений, поэтому может иметь несколько определений. В общем межотраслевом экономико-правовом подходе определение «средство» нужно следить за целью использования данного понятия, так как оно является своеобразным инструментом унификации. Собирательное значение приводит к различным спорам и появлению новых определений, то есть усложнению процесса познания экономической отрасли. Модернизация экономики требует тщательного и подробного изучения.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Понятие «модернизация» экономики буквально оно означает обновление, ликвидацию отсталости, выход на современный, сравнимый с передовыми странами уровень развития. Речь идет:

Во-первых, об освоении производства продуктов современного технологического уровня в масштабах, позволяющих российским компаниям занять достойные позиции на мировых рынках;

Во-вторых, это обновление производственного аппарата, замена устаревшего оборудования и технологий на современные, более производительные;

3) в-третьих, это органическое включение в новейшие мировые инновационные процессы, полная интеграция в мировую экономику, скорейшее использование всех важных нововведений, в том числе новинок в области организации и управления;

4) в-четвертых, это переподготовка, переквалификация или замена кадров, переобучение;

5) в-пятых, это осуществление структурных сдвигов в экономике, формирование производственной структуры, отвечающей критериям развитой индустриальной страны. Это предполагает повышение в ВВП и экспорте доли продуктов с высокой добавленной стоимостью, в том числе продуктов новой информационной экономики, уход от однобокой сырьевой ориентации экспорта.

Путь первый, модернизация сверху – это путь усиленного воздействия государственной власти на достижение целей модернизации. Это означает перераспределение валового продукта в пользу государства, концентрацию в его руках ресурсов, необходимых для массовых государственных инвестиций в реконструкцию народного хозяйства, а также масштабное использование властного, административного или даже репрессивного ресурса.

Исторический опыт показывает, что модернизация сверху может быть успешной после длительного периода спокойной эволюции без вмешательства государства, причем видимый успех иногда достигается на сравнительно коротких отрезках времени, что усиливает ее привлекательность. А потрясения, ею вызываемые, обычно оказываются столь отдаленными, что их с давно прошедшей и возвеличенной историками модернизацией сверху уже никто и не связывает. Модернизация сверху, чтобы достичь результатов, которые можно было хотя бы первое время трактовать как позитивные, должна обеспечить колоссальную концентрацию ресурсов, воли и власти, в первую очередь власти, такой как у Петра и Сталина.

Путь второй – модернизация снизу, с опорой на частную инициативу и энергию каждого. Процветание развитых в экономическом отношении стран всюду, на Западе или на Востоке, основано сегодня на свободной открытой экономике. Все они пережили в свое время модернизацию снизу. Государство при этом не стояло в стороне. Но оно не само решало за всех что делать, что строить; оно создавало условия и институты, которые способствовали инициативе и самодеятельности, которые превращали их в подъемную силу.

Сейчас нужно говорить о строительстве структуры экономики в нашей стране в целом. Правительством РФ в этом отношении разрабатывается и реализуется комплекс мер. Выход для России – комплексный, системный и политически волевой подход.

Реставрация существующих и развитие новых экономических институтов, а также внедрение новых технологий в производства могут стать вторым дыханием для российской экономики. Именно инновации дадут толчок модернизации экономики, развитие малого и среднего бизнеса создаст новые рабочие места, повысит уровень жизни людей.

Главное условие перехода экономики на новые рельсы, ее модернизации – это тесное сотрудничество государства и частного бизнеса, грамотное и прозрачное законодательство.

В рамках работы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России вырабатываются экономические принципы проектного финансирования в нашей стране. С помощью механизмов государственно-частного партнерства можно модернизировать и российскую промышленность, и инфраструктуру регионов, и отраслевую науку. При этом нужны не только крупные проекты, но и проекты регионального, муниципального значения. Например, продавать услуги ЖКХ очень выгодно. А система ЖКХ во многих регионах изношена более чем на 50%. В результате – срывы отопительного сезона, люди остаются без воды. Выделить средства из бюджета в масштабах всей страны – слишком дорого. А вот с помощью ГЧП систему коммунального хозяйства модернизировать выгодно и государству, и бизнесу.

Лагута Юлия Александровна

студент кафедры экономики НИУ БелГУ, РФ, г. Белгород

Никулина Ольга Михайловна

научный руководитель доцент кафедры экономики НИУ БелГУ, РФ, г. Белгород

К настоящему времени в России сложился в основном сырьевой тип экономики, основными чертами которого является растущий экспорт нефти, газа, леса и других ценных сырьевых товаров. На внутреннем рынке России преобладают импортные товары (в основном китайского производства), отсюда - потеря конкурентоспособности.

Зависимость России от импорта очень высока. Ни для кого не секрет, что экономические связи нашей страны с внешним миром выстраиваются по схеме: мы им нефть и газ, они нам все остальное. Главным инвестором любой экономики является, как известно, рядовой покупатель, однако три четверти розничного оборота в России в настоящее время формируются за счёт импортных товаров, а это более 10 трлн. рублей, которые уходят ежегодно из страны на поддержку зарубежных товаропроизводителей. Плюс утечка капитала - около 100 млрд. долларов в год.

Для модернизации экономики страны и преодоления отставания в техническом плане от других развитых стран нужно стремиться к импортозамещению. Высокий уровень инфляции, снижение курса рубля приводят к повышению уровня цен на импортные товары, а это побуждает население покупать отечественные товары, т. к. их стоимость становится значительно меньше импортных, что наблюдалось при финансовом кризисе 2008 г. Это позволит решить две проблемы: снизить безработицу, в результате создания новых рабочих мест, и обеспечить технологическое переоснащение производства.

2014-й стал для России годом, который можно назвать началом конца макроэкономической стабильности.

Правительство старается сохранить имеющиеся контуры макроэкономической политики, в первую очередь бюджетное правило, достаточно жёсткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение инфляции. Инструментом поддержки экономической активности останется реализация «дорожных карт» улучшения инвестиционного климата, прежде всего на региональном уровне. Однако при недостаточной свободе и доверии эти условия не обеспечат повышение темпов роста. Сохраняются риски неустойчивости платёжного баланса, снижения курса рубля, напряжённость региональных бюджетов.

В последнее время мы вынуждены признать некоторое отставание по темпам роста ВВП от развитых стран. Это означает, что если не будет осуществлена модернизация экономики, то отставание будет нарастать. В относительно короткое время в целях модернизации и успешного развития экономики предстоит произвести существенные изменения в экономической политике, но, возможно, еще больше - в политической и правовой системах, чтобы создать благоприятные условия для повышения темпов экономического роста.

В 2014 году в российской экономике наблюдались следующие тенденции:

1. Спад инвестиций. Данная тенденция происходила из-за сокращения ресурсной базы и низкой склонности к инвестированию.

2. Замедление роста потребления. Темпы роста доходов населения снизились, вследствие чего наблюдается снижение покупательской способности населения. Это обусловлено дефицитом региональных бюджетов, недостаточными средствами предприятий негосударственного сектора.

3. Изменение структуры сбережений. В первом квартале 2014 года население приобрело наличной валюты на 20 миллиардов долларов, что означало вычет примерно 1 % ВВП из потребления и организованных сбережений.

4. Снижение устойчивости платёжного баланса. Данная тенденция наблюдается в результате прекращения роста экспорта и ускорения оттока капитала. Происходящего сокращения импорта пока недостаточно, чтобы сбалансировать платёжный баланс, поэтому для стабилизации курса рубля Центральный банк Российской Федерации вынужден продавать резервы.

5. Ускорение потребительской инфляции. Вследствие девальвации с февраля 2014 года началось ускорение потребительской инфляции, заметно набравшей обороты в последние месяцы текущего года. Следует отметить, что рост потребительских цен растянут во времени и усиливается по мере распродажи товарных запасов по старым ценам и заключения новых контрактов.

6. Ухудшение структуры экономики. За счёт девальвации пока выигрывает сырьевой сектор, а также отрасли, обеспечивающие его деятельность. При этом в несырьевых секторах экономики растут убытки.

Выход из такой ситуации только один - модернизация экономической модели. В 2010 г. было paзpаботано семь cтpaтегических отраслей, в которых, в пеpвую очеpедь, должен быть осуществлен процесс модеpнизaции: обоpона, тpaнспоpт, инфоpмационные технологии, энеpгетика, космос, cвязь и нанотехнологии. Безусловно, подобная концентрация усилий важный шаг, но также государству необходимо развивать промышленность стрaны в целом, так как модернизация только нескольких секторов не может выправить общую ситуацию в экономике. Это лишь приведет к росту рaзрыва между уровнем развития отрaслей, который и сейчас достaточно велик. В сегодняшней ситуaции целесообразней будет начать с создания комфортных условий для предпринимательства и добросовестной конкуренции, что в свою очередь, будет способствовать росту инновaционной инициативы и модернизации. Таким образом, создание блaгоприятной экономической среды - это однa из ключевых задaч государства, и ее выполнение достигaется рaзличными способaми, один из которых стрaтегия импортозамещения.

Импортозамещение подразумевает тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на зaщиту производителя путем зaмещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. В результате импортозамещение повышает конкурентоспособность отечественной продукции, поскольку возрастает эффективность производства.

Стратегия импортозамещения ведёт к постепенному переходу от производства простых товаров к высокотехнологичной продукции, повышая уровень развития производства и технологий. Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций.

Таким образом, развитие импортозамещения приводит к следующим тенденциям:

· росту занятости населения, а значит к снижению безpаботицы и повышению уpовня жизни;

· внедpению новых технологий и повышению уpовня научно-технического прогpесса;

· росту спроса на товары внутpеннего пpоизводства, что в свою очередь стимулиpует развитие экономики стpаны, pасшиpение пpоизводственных мощностей;

· сохpанению валютной выpучки внутри стpаны и, как следствие, росту вaлютных резервов и улучшению торгового баланса страны.

Политика импортозамещения основывается на создании благоприятной сpеды для pостa отечественной промышленности. Приверженцы данной теории убеждены, что стaбильное экономическое pазвитие госудаpства возможно лишь в случaе существенного увеличения уpовня промышленного сaмообеспечения, увеличения объемов выпускa пpодукции внутри страны.

Однако, при реализации импоpтозамещения основным источником средств для пpидания экономике пеpвоначально импульса pоста останутся доходы экспортного сектоpа. Таким образом, не нужно забывать о том, что создaваемый на импортозамещающих пpоизводствах товар должен быть ориентировaн не только на внутренний рынок, но и на внешний, поскольку только в этом случае уpовень конкуpентоспособности пpодукции будет пpиемлемым и достигнутые в результате успехи не будут бесслaвно потеpяны при возвpащении к пpивычному для данной страны куpсу. Значит нужно pазвивать не только производство определенных отраслей внутри страны, но и повышать уpовень рaзвития экономики, социальной сфеpы, инфрaструктуpы, делaя саму страну способной на рaвных конкуpировать с pазвитыми промышленными стpанами.

В заключение необходимо согласиться с мнениемзаместителя министра промышленности и торговли РФ Сергеем Цыба : «В последние годы ситуация улучшается: ежемесячно у нас открываются новые заводы и индустриальные парки, разрабатываются принципиально новые подходы. Если говорить о сложившейся сегодня геополитической ситуации, то на фоне возможных санкций вопросы импортозамещения становятся наиболее актуальными. Российская экономика, конечно, сильно зависит от поставок импортного оборудования и продукции. Во многих стратегических отраслях промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне более 80% и создает потенциальную угрозу как для национальной безопасности, так и для конкурентности российской экономики в целом. Но, на наш взгляд, сложившаяся ситуация - это не только угроза, но и возможность для реализации стратегии ускоренного подъема отечественного производства во многих отраслях».

Список литературы:

  1. Глазьев С.Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики: (предложения на 2013-2014 гг.) // Российский экономический журнал. - 2013. - № 3. - С. 3-37.
  2. Клейнер Г.Б. Какая экономика нужна России и для чего? // Вопросы экономики. - 2013. - № 10. - С. 4-27.
  3. Савченко Е.С. Макроэкономическая политика России: проблемы и решения // АПК: экономика и управление. - 2013. - № 6. - С. 3-10.
  4. Российская Бизнес-газета[сайт] / cост. и ред. Ю. Воронина №959 (30) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// www.rg.ru/2014/08/05/zameshenie.html (дата обращения: 08.02.2015).

ВВЕДЕНИЕ

Предприятие - основное и незаменимое звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно - исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (доходов). Оно имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Важным признаком предприятия как юридического лица является его способность выступать на рынке от своего имени. Оно в соответствии с законодательством может заключать все виды гражданско-правовых договоров с другими хозяйствующими субъектами (потребителями продукции, поставщиками всех факторов производства, с другими юридическими и физическими лицами).

В рыночной экономике, предприятия представляют собой центры активной деятельности людей, в которых производятся блага для удовлетворения спроса в условиях определенного риска. От предприятия требуется разрабатывать продукцию, соответствующую своему назначению, обеспечению определенного стандарта качественных характеристик и сохранению производственного потенциала, а также предприятия должны в своей деятельности предусматривать и экологические цели.

Цели курсовой работы:

1) раскрыть теоретический материал в первой части работы. В данной работе освещается вопрос "Модернизация экономики".

2) провести экономические расчеты и экономический анализ деятельности предприятия и предложить реорганизацию с учетом изменения конъюнктуры рынка и с учетом прибыльности, исходя из ресурсных возможностей.

"МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ"

Экономический рост для России - категорический императив. Вопрос заключается в том, как в течение 15 лет обеспечить высокие устойчивые темпы в 8-9% в год. Возможности для этого есть, они заложены, прежде всего:

1) в освоении мировых достижений;

2) в посткризисном развитии;

3) в агрессивности молодого российского бизнеса;

4) в преодолении отставания последних 15-20 лет.

В настоящее время есть единственный реальный путь решения задачи стабилизации достаточно высокого экономического роста последних 8 лет - модернизация экономики на основе частной инициативы. Для этого необходимо:

1) максимально возможная либерализация экономики;

2) снятие административных барьеров развития предпринимательства;

3) снижение до минимума участия государства в экономике;

4) сокращение государственных расходов;

5) сокращение в целом бремени государства на бизнес.

Увеличение государственных расходов до определенного уровня позитивно влияет на экономический рост. Кроме защиты правопорядка, прав собственности, стабильности денежной массы государство обязано производить публичные услуги, которые включают национальную оборону, охрану здоровья и окружающей среды, образование и т.п. Однако увеличение государственных расходов в следующем цикле начинает сдерживать экономический рост. Их оптимальный уровень для каждой страны свой и зависит от стадии ее развития.

С 1970-1980 гг. в развитых странах доля государственных расходов в ВВП, до тех пор постоянно возраставшая, стала сокращаться.

Практически во всех странах точка перегиба тенденции наступила между 1980 и 1995 годами. Исключение составили Япония и Корея, где рост доли государственных расходов еще продолжается. К тому же, почти во всех странах наивысшие темпы роста обеспечивались тогда, когда уровень государственных расходов был низким, и снижались по мере его повышения. Среди развитых стран в 1990-е годы темпы роста оказались выше в тех из них, где были ниже государственные расходы.

Сегодня проводимая в России экономическая политика в целом соответствует мировой тенденции. Однако реализуется она недостаточно последовательно. Нынешний уровень налогового бремени и государственных расходов для растущей экономики чрезмерно высок. Между тем, увеличение государственных расходов необходимо практически во всех сферах: армия, наука, образование, здравоохранение, государственная служба и т.д. Но обеспечить эти нужды можно только за счет повышения доходов, то есть роста экономики, а для этого надо сокращать расходы и снижать налоги.

Бремя государства - результат не только увеличения ставок налогов и бюджетных расходов. Оно связано также с наличием крупного государственного сектора в экономике и неформальными воздействиями на нее государственных учреждений и их представителей. Государственные предприятия или АО с государственным участием в значительных масштабах, хотя и не всегда явно, получают преимущества при размещении госзаказов, формировании тарифов на тепло- и электроэнергию, грузовые перевозки и т.п. Государственный сектор генерирует неравенство условий конкуренции и нерыночные отношения, порождает и множит злоупотребления. В России неформальные воздействия государственных учреждений на бизнес включают:

1) излишнее регулирование, административные барьеры, злоупотребление властью ("белая зона");

2) нелегальные принудительные поборы с бизнеса на благие цели ("серая зона");

3) коррупцию, взятки чиновникам ("черная зона").

Доля государственного сектора в ВВП оценивается в 15-16%, неформальные воздействия государства на экономику - 7,5-9 % ВВП. Всего бремя государства оценивается примерно в 60-65% ВВП. Это на порядок больше, чем в странах Европы. По оценкам, под контролем государства находится не менее 50% активов и соответственно около 50,5% ВВП. Если это так, то о российской экономике можно говорить как об экономике государственной, несмотря на проведенные рыночные реформы.

В силу этого, наиболее актуальной задачей сегодня является модернизация экономики и государства. Модернизация - объективный процесс изменения, развития, улучшения, конструирования инновационной деятельности и преодоления традиций, накопления положительных изменений в обществе, рост экономики, совершенствование социальных отношений, выработка гражданской ответственности. Категория "модернизация" трактуется как совокупность взаимосвязанных процессов накопления капитала (мобилизации ресурсов), развития производства и повышения производительности труда и т.п. Модернизация ассоциируется с изменениями, которые происходят в экономической, технико-технологической, политической, общественно-культурной сферах общества.

Модернизация в современном понимании является не индустриализацией (как это было в XIX-XX вв.), а ломкой громоздких институтов и технологий, не отвечающих современным реалиям и движению в направлении постиндустриального общества. Современные концепции модернизации экономики укладываются в рамки постиндустриальной теории с принципом доминирования технологических аспектов организации общественного производства над оценкой его классовой структуры.

При определении перспектив развития российской экономики, необходимость крупномасштабной модернизации рассматривается в качестве стратегической задачи реструктуризации народнохозяйственного комплекса страны. Механизмы экономической модернизации в трансформируемой экономике приводятся в действие инструментами денежно-кредитной, финансовой, страховой, инвестиционной, налоговой и валютной политики. Все составляющие модернизационного процесса (материально-вещественные, человеческий капитал, организационные формы и структуры) требуют качественного, радикального улучшения сложившейся макроэкономической среды, общих условий развития предпринимательства. Таким образом, экономическая модернизация предприятий, фирм и корпораций на современном этапе включает глобализацию экономических отношений и их трансформацию в соответствии с требованием обеспечения конкурентоспособности российских экономических агентов.

Важно определить приоритетные направления и формы экономической модернизации. Они не могут выбираться произвольно на основе субъективных пожеланий и решений какого-либо уровня законодательной или исполнительной власти. Опыт последних 200-300 лет показывает, что лидирующие позиции в мировой экономике занимали те страны, которые в своем экономическом развитии опирались в первую очередь на собственные сравнительные, конкурентные и выявленные преимущества.

Важнейшая задача России в контексте модернизации состоит в переходе от сырьевой экономики к экономике развития, инновационной стратегии роста. Ограничение модернизации заключается в том, что Россия не обладает нормальными организационными и финансовыми технологиями роста. В осуществлении стратегии модернизации роль государства в жизнеустройстве страны имеет, таким образом, принципиальное значение. "Государственнический комплекс" российского общества предопределяется также исторической судьбой страны и сакральным восприятием высшей власти, основным этическим измерением которой оно полагает не формально-юридическую законность, а социальную справедливость. По этой причине вытеснение государства из экономической жизни и его ограничение функциями "ночного сторожа" не было и никогда не будет позитивно воспринято российским обществом.

Доминирующее в России последнее время либеральное представление о роли государства в экономическом развитии предполагало невмешательство государства в хозяйственные процессы - для достижения благополучия достаточно "правильных" институтов и "правильных" законов. В этом отношении присутствие государства в экономике должно быть минимальным. Сегодня активно развивается идея резкого усиления роли государства в экономике, которая воплощается в жизнь в форме скрытой национализации крупных активов. Однако так ведет себя слабое государство, которое хочет только подстраховаться на случай неожиданностей, в том числе политических, и иметь гарантированный доход в бюджет от сырьевых компаний.

Механизмы экономической модернизации приводятся в действие способами денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной, налоговой и валютной политики. Все составляющие модернизационного процесса (материально-вещественные, человеческий капитал, организационные формы и структуры) требуют качественного, радикального улучшения существующей ныне макроэкономической среды, общих условий развития предпринимательства, конкурентоспособной модели развития национальных фирм.

Современная модернизация включает, кроме основополагающих внутренних компонентов, также формирование новой модели развития компаний. Обеспечивая опережающие темпы развития своих национальных предприятий и фирм, Россия может реализовать стратегию модернизации и встретится с развитыми странами на будущей исторической траектории.

Формирование новой стратегии модернизационного роста экономики обозначило проблему выбора факторов роста: должен ли рост, как и прежде, опираться на внешний спрос и осуществляться через расширение экспорта, что в российских условиях означало сохранение сырьевой основы роста экономики, или же главным должен стать внутренний спрос. Проектируя модель и факторы роста, необходимо также выделить внутренние и внешние риски, снижающие складывающуюся экономическую стабильность.

Принципиальной отличительной чертой экономики развития является переход от доминирования трансформационных изменений к хозяйственной самоподдерживающей динамике. Значительно усиливается роль внутренних факторов, национального рынка в силу укрепления целостности, органического единства экономической системы государства, с одной стороны, и в результате ограничений, связанных с усилением в последнее время, турбулентных процессов в мировой экономике - с другой.

Таким образом, новая парадигма экономического роста состоит в переходе от экономики предложения к экономике спроса, базирующейся не на внешних финансовых, товарных и других инъекциях и жестких монетарных ограничениях, а на ощутимом увеличении внутреннего производственного и личного потребления, на диверсификации доходов и потребительского спроса, на максимальном привлечении и утилизации собственных материальных, финансовых, трудовых, технологических, интеллектуальных ресурсов.

Прежде всего, должны быть правильно определены и сформулированы цели экономической политики, которые непосредственно вытекают из национальных экономических интересов и тесно коррелируют с ними. Главной целью экономической политики России является закрепление, приумножение, диверсификация сравнительных и конкурентных преимуществ в различных областях и сферах экономики, что в условиях ее открытости представляет главный ресурс для решения и текущих, и стратегических социально-экономических проблем. Речь идет о совокупности мероприятий экономического, политического, финансового, организационного содействия отраслям и производствам, которые по своим статическим и в особенности динамическим характеристикам, таким, как цена, качество, производительность, долговечность и пр., являются сейчас и будут оставаться в перспективе конкурентоспособными на внутреннем и мировом рынках.