Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

II. Демографическая ситуация на Дальнем Востоке, основные. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

– адъюнкт Дальневосточного МВД РФ (г. Хабаровск).

Email: *****@***ru

Ключевые слова : миграция, законодательство, конституция, соотечественники, репатриация, демография, переселение, права граждан , иностранный гражданин, беженцы.

В работе рассматриваются наиболее острые вопросы миграционной политики в Российской Федерации и в Дальневосточном федеральном округе в частности.

На основе анализа демографической ситуации в РФ и ДФО, состояния правового обеспечения миграционных отношений выявляются причины неэффективной реализации миграционной политики и предлагается ряд мер, направленных на совершенствование управления миграционной политикой в России и в Дальневосточном федеральном округе в частности.

Проблемы внешней миграции в Дальневосточном федеральном округе и конституционно-правовые аспекты их решения

Период российской истории конца XX – начала XXI столетия характеризуется радикальными преобразованиями всех сфер государственной и общественной жизни. Конституция Российской Федерации 1993 г. юридически закрепила принципиально новые приоритеты и направления развития государства, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства. Одной из ее особенностей является законодательное регулирование прав на свободное передвижение, выбор места жительства, выбор места проживания.

Российская Федерация в настоящее время является открытым государством, в том числе для граждан других государств, которые могут свободно въезжать на ее территорию и свободно покидать ее. А это означает, что объективно возникают различного рода вопросы, связанные с перемещением на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Мобильность населения, одной из форм которой является миграция, может рассматриваться с позиции как положительного, так и отрицательного влияния на общество, но, как и любой социальный процесс, миграция несет в себе позитивный заряд лишь в случае ее подконтрольности.

Если же государство не контролирует и не регулирует миграционные отношения в обществе, то может возникнуть определенная напряженность, так как нарастающее количество прибывающих из-за границы государства мигрантов объективно влияет на возникающие социальные проблемы для местного населения и для соответствующих государственных структур, которые, как правило, не готовы оперативно решать их социальные, экономические, психологические проблемы, что негативным образом сказывается на самих мигрантах. Социальная неустроенность, отсутствие работы, жилья объективно способствуют криминальной активности среди мигрантов. И наоборот, резкое и неконтролируемое увеличение доли мигрантов порождает ответную негативную реакцию местного населения .

Подобные социальные процессы уже имеют место в Российской Федерации, особенно в тех регионах, где наблюдается увеличение доли нетитульного населения. С 1992 г. наметилась устойчивая депопуляция жителей России. Прекращение роста населения произошло за счет сокращения как естественного, так и миграционного прироста . Нестабильная экономическая ситуация в стране, полная либерализация режима эмиграции способствовали оттоку работоспособного населения России в наиболее благоприятные страны. В свою очередь, волна межэтнической напряженности и откровенно межэтнических войн, разразившихся после распада Советского Союза, вызвала значительный поток беженцев и перемещенных лиц на постсоветском пространстве в пределах территории России.

Отставание законодательства, регулирующего миграционные процессы в стране, прозрачность границ, отсутствие должного опыта работы органов исполнительной власти в миграционной сфере также послужили причинами незаконной миграции в Россию, которая постепенно приобрела массовый характер, достигнув невероятных размеров . По оценкам Госкомстата России, к 2010 г. количество нелегальных трудовых мигрантов прогнозируется в пределах от 14 до 19 млн. человек .

Что касается регионов, то к числу самых проблемных относится Дальневосточный федеральный округ (ДФО), поскольку специфика геополитического положения региона привела к резкому увеличению числа мигрантов на его территории. В частности, по данным ФМС, по Хабаровскому краю на территорию ДФО в 2007 году въехало иностранных граждан, что на 10% больше, чем за предыдущий период. В то же время, с рабочими визами на территории ДФО в 2007 году работало 139000 тыс. человек, что на 50% больше чем в 2006 г. (69,8 тыс. чел.). Если следовать данным МВД, по которым соотношение незаконных и законных мигрантов равно приблизительно 1:10, то общее количество иностранных граждан, работающих на территории ДФО, приближается к 1,5 миллионам, что соизмеряется с общим количеством проживающих в ДФО российских граждан .

В то же время, на протяжении длительного времени наблюдается тен­денция сокращения общей численности населения по ДФО, в том числе трудоспособного возраста. Из округа ежегодно эмигрируют тысячи высококвалифицированных специалистов и не только в западные районы страны, но и за рубеж. Принимая во внимание нарастающую естественную убыль населения (смертность в несколько раз выше рождаемости), положение становится критическим. В условиях экономического кризиса, когда многие россияне могут потерять работу, дешевая рабочая сила нелегальных мигрантов является серьезным дестабилизирующим фактором в социально-экономической обстановке региона.

Безусловно, прежде всего, решение этой проблемы лежит в области конституционно-правового регулирования.

При рассмотрении законодательства, регулирующего миграционные процессы в Российской Федерации, первоначально необходимо выделить нормы международного права . Подписание и ратификация международных соглашений и договоров, иных документов международного права способствуют имплементации в российское миграционное законодательство международных терминов и положений.

14. Информационный портал для соотечественников // «Родина-мать зовет. Да принять не может...», 14 мая 2008 г.

15. Статистика УФМС по Хабаровскому краю / Выписка из обзора ФМС России об итогах деятельности территориальных органов ФМС России в 2008 г.

16. Затулин, К. MassMedia / К. Затулин // «Соотечественником можно считать того, кто сам к этому стремится», 19.04.2008 г.

17. Краевая целевая программа «Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» на 2007 – 2012 г. // Закон Приморского края – КЗ.

18. Программа «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе»: Постановление главы г. Владивостока от 22.04.09 № 000 // Официальный сайт администрации г. Владивостока www . vlc . ru


Государство и право
1

Настоящая статья посвящена оценке состояния и тенденций демографического положения Дальневосточного федерального округа. Для определения данных тенденций, были рассмотрены данные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики, материалы и документы Миграционной службы РФ, данные министерств и ведомств, включая официальные сайты, исследования отечественных ученых по проблемам демографии Дальневосточного Федерального Округа, нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации. Были изучены показатели миграции населения и выявлены основные тенденции демографии Дальнего Востока.

Демография

миграция

Дальний Восток

1. Официальный сайт Президента РФ: Закон о территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru (дата обращения: 20.05.16).

2. Газета «Коммерсант»: Судостроительный комплекс «Звезда» вошел в ТОР «Большой Камень» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru (дата обращения 19.05.16).

3. Новостной сайт «Ридус»: Дальний Восток жаждет свежей крови [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ridus.ru (дата обращения: 20.05.16).

4. Газета «Демоскоп weekly»: Минвостокразвития поддержало идею увеличить численность населения за Уралом за счет украинских беженцев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demoscope.ru (дата обращения: 19.05.16).

5. Информационно-аналитический портал On Kavkaz: Жителей Кавказа массово перебросят на Дальний Восток [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://onkavkaz.com (дата обращения: 20.05.16).

6. Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.perspektivy.info (дата обращения: 21.05.16).

7. Вестник: Демографический кризис как угроза национальной безопасности Российской Федерации на Дальнем Востоке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik.mgimo.ru (дата обращения: 20.05.16).

8. Демография.ру: Демографическая ситуация в современной России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.demographia.ru (дата обращения: 20.05.16).

Дальний Восток считается одним из наиболее специфичных регионов в стране. Приморский край, в частности, представляется интересным в связи со своей экономической перспективностью и новизной. Он является заманчивым для привлечения инвестиций и развития предпринимательства, прежде всего благодаря своему географическому положению: близость морских торговых путей. Данный фактор выступает предпосылкой развития региона и становлению благоприятного инвестиционного климата в нём.

Владимир Путин, в декабре 2013 года, заявил, в своём послании Федеральному собранию, Тихоокеанский регион как зону особого интереса. Развитие этой зоны важно не только с точки зрения экономики, но и внешней политики. Закреплено это было в стратегии развития России до 2025 года, где особый акцент был сделан на реализацию усиления экономических интересов в АТР. «В связи с усилением позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе считаем, что миссия Приморского края будет заключаться в обустройстве «фронт-линии» взаимодействия России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, обеспечении наиболее продуктивного включения страны в азиатские рынки товаров, финансов, рабочей силы, технологий и информации». В декабре 2014 года президент подписал Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Вследствие чего на Дальнем Востоке появилось три территории опережающего развития (ТОР). В том числе одна в Приморском крае. В марте 2016 года создаётся ещё одна ТОР на базе судостроительного комплекса «Звезда». А также планируется создание ещё 6 зон в ближайшем будущем (одна в Приморском крае). Таким образом, Дальний Восток и Приморский край в частности, являются зонами, на которые возложены большие надежды. В связи с этим, демографический вопрос представляется одной из главных проблем региона.

Таблица 1

Год/регион

РФ (млн ч.)

Прирост_(%)

ДФО (млн. ч.)

Прирост_(%)

ПК (млн. ч.)

Прирост_(%)

Как мы видим из табл. 1, динамика изменения населения Дальневосточного Федерального Округа и Приморского края в частности отрицательная, в отличии от общероссийского показателя. Отрицательная динамика наблюдается с 1991 года, и за последние десять лет, населения ДФО уменьшилось на 5 % (350 тысяч человек). В Приморском Крае тот же показатель близок к среднему показателю по региону и составляет 4,5 % (90 тысяч человек). Таким образом, не смотря на активный рост интереса к Дальнему Востоку, и возложение на него больших надежд в последние годы, депопуляция населения не сбавляет обороты. «Собственной рабочей силы на Дальнем Востоке недостаточно, крайне трудно найти работников нужной квалификации по отдельным ключевым специальностям» - заявил Максим Паршин - заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости. «До 2020 года на Дальнем Востоке потребуется более 50 тысяч работников по уже реализуемым проектам. Планируемые к реализации инвестиционные проекты создают высокий спрос на рабочую силу» - утверждает заместитель главы Минвостокразвития Сергей Качаев.

Какие же пути решения можно предложить для решения сложившейся ситуации?

В январе 2016 года состоялся Гайдаровский форум «Россия и мир: взгляд в будущее». В рамках дискуссии «Кадры для новой экономики: юго-восточный вектор», основной идеей выступала связь регионов, нуждающихся в кадрах, с регионами с избыточным населением. «Северный Кавказ мог бы выступить одним из доноров для Дальнего Востока» - заявил глава министерства РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов. Агентство по развитию человеческого капитала провело анализ более чем 25 отраслей и подготовлен справочник самых востребованных профессий Дальнего Востока, включающий в себя около 600 пунктов, по которым необходимо будет подготовить работников с учётом растущей и постоянно-изменяющейся экономики. По итогам дискуссии участники решили принять совместную резолюцию, которая в дальнейшем приведёт к разработке и реализации плана мероприятий по развитию кадрового потенциала на территории Северного Кавказа. Таким образом, агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке откроет филиал для привлечения кадров на территории Северо-Кавказского федерального округа, уже разрабатываются программы дополнительного стимулирования студентов.

Помимо привлечения рабочей силы с других регионов страны, не стоит забывать про заграницу. На Дальнем Востоке уже большое количество мигрантов с Китая и Кореи, но это в большинстве своём низкоквалифицированные кадры с низким уровнем знания языка. «А когда мы общаемся с представителями КНР и перечисляем специальности, которые нам требуются, в ответ слышим - нет, этих не отдадим, самим нужны», - говорит генеральный директор международного центра развития регионов Игорь Меламед. В связи с этим необходимо разрабатывать специальные программы для подготовки северных корейцев и китайцев в дальневосточном университете.

В декабре прошлого года депутаты КПРФ обратились в правительство, Федеральную миграционную службу и Минвостокразвития с предложением разработать федеральную целевую программу «Добровольное переселение лиц, вынужденно покинувших Украину, на территорию Сибири и Дальнего Востока». По данным законотворцев, в России выдворению подлежат около 1,5 миллиона украинских граждан по причине окончания срока временного проживания на территории РФ. Вместо того, чтобы выдворить беженцев, депутаты предложили заселить ими пустующие земли. Однако, по мнению председателя Профсоюза трудящихся-мигрантов Рената Каримова, украинцев не устроят низкие зарплаты на Дальнем Востоке. «Если бы в этих регионах было много рабочих мест, то россияне не стремились бы уехать оттуда. Вероятно, это низкооплачиваемые вакансии, и украинцы тоже не захотят там работать.» По мнению Каримова, российские власти и без мигрантов могли бы развить Дальний Восток, однако для этого требуется желание и понимание этого вопроса.

Ещё одной мерой по привлечению людей на Дальний Восток стал законопроект, вступивший в силу 1 июня 2016 года «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе». Однако он тут же подвергся критике и был назван популистской мерой. «Необходимо создание инфраструктуры, производительных сил, привлечение специалистов с Запада» - считает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

Рассмотрим табл. 2 естественного прироста населения на Дальнем Востоке с 2006 по 2015 год.

Таблица 2

Год/наименование

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Как мы видим из таблицы, за последние 10 лет наблюдается улучшение показателя рождаемости (+ 23 %), понижение уровня смертности (- 18 %), естественный прирост также неуклонно улучшает свои показатели. С 2013 года рождаемость начала превышать смертность. Однако, не смотря на положительные показатели естественного прироста, отрицательная динамика населения продолжается. Связано это с высоким уровнем миграционной убыли. Жители Дальнего Востока продолжают покидать регион, не смотря на все попытки правительства помешать этому.

Какие же пути решения можно рассмотреть в сложившейся ситуации? Из предлагаемых путей выхода рассматриваются такие как:

Активизация экономической и социальной жизни региона;

Установление контроля над ценами (на электроэнергию, на проезд);

Перенос столицы и другие меры.

Однако главная проблема оттока населения тесно связана с тем, что у значительной части жителей Дальнего Востока преобладают негативные ожидания относительно своего будущего и будущего территорий, где они проживают. Кроме того, следует отметить высокий уровень недоверия населения к действиям властей. Именно с этими проблемами и стоит разбираться в первую очередь. Государству ещё предстоит проделать большую работу по улучшению экономической и социальной ситуации в регионе.

Библиографическая ссылка

Завальный Т.Д. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-5. – С. 901-903;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9984 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики, обусловленные наличием богатейших природных ресурсов, преимуществами географического положения и важной ролью в народно хозяйстве страны, современное социально-экономическое состояние Дальневосточного федерального округа нельзя признать благоприятным.

1. Сильное отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск знаменитой деловой древесины на предприятиях Приморского края.

2. Существуют проблемы и в рыбохозяйственном комплексе. В настоящее время он в большей степени ориентирован на внешний рынок. Наблюдаются массовый отлов и вывоз за пределы России морских биологических ресурсов российскими добывающими судами, арендуемыми иностранными компаниями. Возросли криминализация в производственной сфере и браконьерство. Недостаточен экспортный и валютный контроль за внешнеторговыми операциями с продукцией морского промысла.

3. Особенность региона - низкая обеспеченностьжелезнодорожными путями автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием (36971 тыс. км при плотности 11 км на 1 тыс.кв.км).

4. Главным последствием экономического кризиса стало значительное сокращение числа постоянных жителей, не только за счет ухудшения показателей естественного прироста. Это обусловлено резким падением в северных районах объемов производств, сокращением потребностей в рабочей силе, ухудшением условий оплаты труда, дефицитом средств на содержание социальной инфраструктуры. Вместе с тем возросла миграция китайцев на территорию Дальнего Востока, владеющих землей и недвижимостью, часто покупаемой через подставных лиц.

5. Очень серьезны экологические проблемы. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов.

Перспективы развития

1. Перспективы развития в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комбинат на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Уральский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработкой углей Уральского месторождения. Энергетическая база нового комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут отрасли машиностроения - производство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая промышленность.

В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западносибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

2. Стратегическими направлениями развития рыбохозяйственного комплекса являются: расширение строительства береговых предприятий, модернизация промыслового флота, изменение системы управления этим комплексом.

3. Стратегическими направления развития транспортного комплекса являются: создание конкурентоспособного и эффективного сквозного транспортного «коридора» Европа-Азия; увеличение объема перевозок грузов; реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры; совершенствование транспортных тарифов.

Регион - основной транспортный «коридор», с одной стороны, между Европой и Азией, а с другой - между Россией и Азией для продвижения товаров в один из самых перспективных и емких регионов мира - Азиатско-Тихоокеанский (АТР). Создание конкурентоспособного транспортного «коридора» предполагает необходимость взаимоувязки технологии и интересов морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта.

Развитие железнодорожного транспорта связано с решением проблемы загрузки в первую очередь Транссибирской магистрали и БАМа.

4. Для уменьшения оттока местных россиян из региона необходимо решить следующие проблемы:

Формирование новых промышленных комплексов;

Ускоренное повышение благосостояния трудящихся, обеспечение им более высокого жизненного уровня;

Развитие местной продовольственной базы;

Ускоренное развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство); Дальневосточный округ ресурс

Совершенствование заработной платы.

5. Для решения экологических проблем в регионе создано НПО «Экопрос», разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа, но этого явно недостаточно и эта проблема в дальнейшем будет решаться.

Для решения всех этих программ необходимы огромные капиталовложения. Поэтому приоритетной задачами в регионе должны стать своевременная поддержка мероприятий, проводимых местными органами, приоритетная инвестиционная программа, развитие малого бизнеса, совместных предприятий с соседними странами.

Заключение

Таким образом, регионы Дальневосточного федерального округа богаты природными ресурсами, однако до настоящего времени Россия не использует весь его потенциал в полной мере. Этому препятствуют следующие ограничивающие факторы - самый суровый в России и на всем северном полушарии климат с продолжительной зимой и очень низкими температурами, отсутствие на большей части территории округа транспортных коммуникаций круглогодичного пользования. В настоящее время действует воздушный транспорт и сильно перегруженная Транссибирская магистраль, а тарифы на билеты очень высоки. Этот округ максимально удален от наиболее развитых районов страны. С другой стороны, Дальневосточный регион установил международные отношения с Японией, КНДР, КНР, США, Канадой, Таиландом.

К тому же большой проблемой является малозаселенность округа. Очень высока естественная убыль населения - 13,4% при рождаемости всего 12,5%, эмигрировало 6 972 чел. Правительство Дальневосточного федерального округа пытается решить проблему с помощью найма людей рабочих специальностей из других регионов, но проблема опять упирается в отсутствие коммуникаций

Аннотация: в статье рассматриваются процессы внутренней трудовой миграции на Дальний Восток России. В качестве аналитической базы в работе приведены статьи дальневосточных ученых и исследователей, производится их краткий обзор.

Ключевые слова: миграционные процессы, Дальний Восток, Дальневосточный федеральный округ, внутренняя трудовая миграция.

Миграционные трудовые процессы оказывают огромное влияние на развитие не только отдельных регионов, но и страны в целом. Иммиграция, равно как и эмиграция способна улучшить ситуацию на региональном рынке труда, так и наоборот, обратить ее в неблагополучную сторону. Целью данной работы является определить, какая же ситуация складывается на рынке труда Дальневосточного федерального округа России (ДФО) в настоящий момент.

Население ДФО на 1 января 2015 года составляло 6 211 021 человека, на 1 января 2016-го - 6 194 969 человек. Итого - минус 16 052 человека.

Миграционный

прирост/ убыль

Республика Саха (Якутия)

Амурская область

Приморский край

Камчатский край

Еврейская АО

Хабаровский край

Чукотский АО

Магаданская область

Сахалинская область

Таблица 1. Динамика численности населения в ДФО за 2016 г. (чел.)

Из таблицы 1 мы можем сделать вывод о том, что ни один субъект ДФО не показал за 2016 год положительное миграционное сальдо, суммарный отток населения в 9 субъектах ДФО за прошлый год составил 17 130 человек.

Подавляющая часть мигрантов - это молодые люди в возрасте от 15 до 35 лет. В структуре выезжающего взрослого населения до двух третей составляют лица с высшим и средним профессиональным образованием. Вместе с ними дальневосточные территории покидают дети, что затрудняет самовоспроизводство в долгосрочной перспективе.

В настоящее время на Дальнем Востоке России существует острая проблема оттока населения в трудоспособном возрасте. Преимущественно покидает пределы родного региона молодежь. По сути, Дальний Восток становится биржей труда для зарубежья и центральной части России. Вследствие чего государством предпринимается ряд мер, направленных на развитие Дальневосточного Федерального округа и соответственно создание привлекательных условий для трудоспособного населения. В частности, распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. №2094-р утверждена «Стратегия социально- экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Одним из основных условий ее реализации является наличие кадрового потенциала.

Одним из результатов государственной политики по развитию Дальнего Востока к 2025 году должно стать увеличение численности населения на 50 тыс. человек за счет естественного прироста и еще на 250 тыс. человек - за счет положительного сальдо миграции. Такие показатели закреплены в принятой 28 июня 2017 г. правительством РФ концепции демографической политики Дальнего Востока.

По словам Дальневосточного консалтингового центра (ДКЦ), Дальний Восток является стабильным потребителем иностранной рабочей силы и количество иностранных граждан, въезжающих по рабочим визам, будет увеличиваться.

В соответствии с федеральной целевой программой инновационного развития России стратегической целью ДФО является создание динамично развивающейся социально-экономической системы инновационного типа. Коллектив авторов в своем исследовании подробно рассматривает механизмы привлечения студентов, аспирантов и молодых ученых к решению задач инновационного развития России до 2020 года.

Для Дальнего Востока особо важным здесь является сохранение собственного населения и создание благоприятных условий для сокращения естественной и искусственной его убыли.

На сегодняшний день выявлен ряд проблем и особенностей, существующих на рынке труда ДФО, а именно:

– старение квалифицированных кадров;

– отток населения, среди которых большой процент молодежи;

– несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда;

– нетрудоустроенность выпускников с высшим образованием;

низкий уровень заработной платы по рабочим специальностям;

– недостаточное развитие предпринимательской деятельности;

– отсутствие образовательных центров подготовки и переподготовки по предпринимательской деятельности.

По итогам опроса, проведенного специалистами ДКЦ 20 мая 2011 г., ключевыми факторами, оказывающими влияние на отток населения и не способствующими его переселению на Дальний Восток, являются: низкая заработная плата (58,3%), отсутствие перспектив для профессионального роста (37%), высокие цены на продукты (33,9%), плохие условия для рождения и воспитания детей (28,7%), дорогое жилье (26,7%), отсутствие перспектив развития бизнеса (25,6%), проблемы климата и экологии (14,4% и 12,8% соответственно).

На сегодняшний день существует острая потребность в кадрах инженерно-технических специальностей. Водо-, газо-, тепло-, энергоснабженческие организации требуют обновления и омоложения сотрудников. Также нехватка трудовых ресурсов имеется в животноводческом секторе, в строительной отрасли, на авиа- и судостроительных предприятиях.

В то же время государством реализуется ряд программ по социально- экономическому развитию Дальневосточного федерального округа. Например, создаются территории опережающего развития, которые позволят вывести социально- экономическое развитие региона на новый уровень.

Для улучшения процесса заселения дальневосточных территорий нужно особое внимание уделить информационному освещению программ развития Дальневосточного федерального округа, всех приоритетных направлений, в которых мигранты смогут реализовать свой потенциал.

Список источников и литературы

1. Демографический ежегодник Республики Саха (Якутия): Статистический сборник / Саха(Якутия) стат. – Якутск, 2016.

2. Миграция населения Республики Саха (Якутия): Статистический сборник: в 2 т. / Саха (Якутия) стат. Tом 2. – Якутск, 2015.

3. Пестерева Н.М., Савинкина Л.А., Цветлюк Л.С. Некоторые особенности рынка труда и стратегия развития трудовых ресурсов в Приморском крае // Образование. Наука. Научные кадры. – 2014. – №2.

4. Сидоркина З. И. Иммиграция на Дальнем Востоке России: история и современность. Естественные и технические науки, № 6, 2009.

5. Сидоркина З. И., Бельская Е. Э. Современное состояние социально-экономического развития муниципальных территорий (на примере Бикинского района Хабаровского края) // Геосистемы и их компоненты в северо-восточной Азии: эволюция и динамика природных, природно-ресурсных и социально-экономических отношений. Материалы Всерос. науч.-практич. конф. Владивосток: Дальнаука, 2016.

6. Сукнёва С.А. Демографический потенциал развития населения северного региона. – Новосибирск: Наука, 2010.

7. Сукнёва С.А. Миграционные процессы в северном регионе // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2010. – № 1.

8. Сукнёва С. А., Барашкова А. С. Влияние миграционных трендов на динамику брачных процессов на Северо-Востоке России // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 8.

9. Шувалова, И.К. Миграционные процессы на Дальнем Востоке России: опыт, проблемы и перспективы развития / И.К. Шувалова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2013. - № 3 (23).

10. Шувалова, И.К. Факторный анализ миграционной активности на Дальнем Востоке России / И.К. Шувалова // Вестник ЗабГУ. - 2014. - № 05 (108).

11. Шувалова, И.К. Проблемы регулирования миграции в начале XXI века / И.К. Шувалова // Вестник открытого юридического института. -2012. -№2(3).

Электронный ресурс:

12. Основные причины оттока населения // «Дальневосточный консалтинговый центр», экспертно-аналитический сайт/