Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Проблемы эффективной кредитной политики коммерческих банков. Кредитная политика банков: инструменты, совершенствование, цели, направления

Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить кредитную политику выдачи только абсолютно надёжным заёмщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, это обойдётся банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов.

Трудности с погашением ссуд чаще всего возникают не случайно и не сразу. Это процесс, который развивается в течение определённого времени. Опытный работник банка может ещё на ранней стадии заметить признаки зарождающегося процесса финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учесть, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, наносимый банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами, которые тоже приходится учитывать:

  • - подрывается репутация банка, так как большое число просроченных и непогашенных кредитов приведёт к падению доверия вкладчиков, инвесторов и т.д.;
  • - увеличатся административные расходы, поскольку проблемные ссуды требуют особого внимания кредитного персонала и непроизводительного расходования рабочего времени;
  • - повысится угроза ухода квалифицированных кадров из-за снижения возможностей их стимулирования в условиях падения прибыльности операций;
  • - средства будут заморожены в непродуктивных активах;
  • - возникает опасность встречного иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве ссуды привели его на грань банкротства.

Все эти потери могут дорого обойтись банку и намного превысить прямой убыток от непогашения долга.

Следствием бурного развития потребительского кредита стало возросшее число просроченных долгов горожан банкам. Под воздействием этого процесса началось образование цивилизованного рынка услуг по возврату долгов частных лиц.

На современном этапе развития банковской системы России внутренним регулятором кредитного риска выступает принимаемая за основу методика оценки кредитоспособности заемщика. Методики оценки кредитоспособности заемщиков разрабатываются коммерческими банками самостоятельно. Однако, рекомендуемые ЦБ РФ показатели платежеспособности заемщика, которой он должен обладать при наличии ссудной задолженности соблюдают все кредитные учреждения.

Кредитный риск банков при кредитовании физических лиц, понимаемый как риск невозвратности ссуды и неуплаты процентов по ней в полном объеме, зависит и от материального положения, от физического состояния заемщика и его личностных качеств. В связи с этим при кредитовании частных лиц банк оценивает факторы обеспечения кредита и человеческих качеств заемщика.

Следовательно, наиболее, актуальной проблемой потребительского кредитования банков является выбор методики оценки кредитоспособности заемщиков банка, чем она эффективнее, тем ниже риск невозврата кредита, а, следовательно, выше прибыльность самих кредитных операций банка.

Основные проблемы потребительского кредитования населения на современном этапе можно выделить следующие:

  • - закредитованность населения, что предполагает нахождения заемщика в преддефолтном состоянии неплатежеспособности, а именно, многие заемщики не рассчитав свои возможности по ежемесячным обязательным платежа, и скрыв перед кредитным учреждением информацию о наличии иных обязательных платежей по иным кредитам, получив новый кредит, перестают платить своевременно по всем действующим кредитам.
  • - требуется совершенствование методик оценки кредитоспособности заемщиков, так как действующие со временем устаревают, в связи с развитием экономики в целом, в данном случае, приветствуется зарубежный опыт;
  • - требование действующего законодательства по размерам создания резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности всегда будет снижать рентабельность деятельности кредитной организации, при этом данный фактор является финансовой стабильности кредитного учреждения.
  • - розничное потребительское кредитование остается серьезным фактором риска в рамках развития общеэкономического кризиса в стране, так как, прежде всего, зависит от уровня безработицы, который достигает в период пика развития кризиса 10% работоспособного населения. Следовательно, с учетом, что практически все работоспособное население имеет кредит в настоящее время, можно с уверенность в случае затяжного кризиса прогнозировать увеличение доли проблемных кредитов до 10% от общего портфеля, что приведет к убыточности деятельности банков;
  • - высокие издержки и несовершенство действующего законодательства по взысканию долга кредитом, также является проблемой развития потребительского кредитования в Росси;
  • - экспресс - кредитование сопряжено с максимумом риска потерь, однако конкуренция между значительным количеством кредитных учреждений вынуждает снижать уровень требования к заемщикам и пакету документов, предъявляемых для получения кредита, что негативно сказывается на качестве потребительского кредитования в целом;
  • - снижение стоимости недвижимости в стране в целом, может негативно сказаться на обеспеченности даже наиболее надежных видов потребительского кредита, таких как ипотека. Так в среднем коэффициент отношения суммы кредита в предкризисный период составлял около 70% (20% - первоначальный взнос, в течение срока обслуживания погашено еще около 10% первоначальной суммы кредита). Из-за падения стоимости недвижимости примерно в 2 раза стоимость залога стала составлять 70% суммы кредита (50% первоначальной стоимости квартиры / 70% отношение суммы кредита к первоначальной стоимости залога). Дальнейшее снижение стоимости недвижимости может привести к снижению желания заемщиков обслуживать кредиты.
  • - наиболее дискуссионной является проблема нарушения банками закона о защите прав потребителей, а именно, заемщиков - физических лиц, в части Положения п.2 ст.16 Закона РФ "О защите прав потребителей" запрещают обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). В целях повышения доходности по кредитным операциям, банки положениями кредитного договора предусматривают оплату дополнительных услуг заемщиком при оформлении выдачи кредита, например, комиссию за ведение ссудного счёта, за рассмотрение заявки или за выдачу наличных, что является проблемой развития потребительского кредитования, хотя многие банки уже отказались от указанных тарифов и установили открытые проценты по кредитам.

Для решения указанных выше проблем развития потребительского кредитования на современном этапе, коммерческим банкам необходимо решить ряд задач:

  • - усовершенствование работы НБКИ, возможно в части заимствования из французской картотеки недостающих показателей, чтобы исключить закредитованность заемщиков банков;
  • - повышение активности кредитных организаций по обмену информацией с НБКИ и ЦККИ.
  • - приоритетно рассматривать не только фактические показатели финансового состояния заемщика, но и с учетом прогноза до конца срока кредитования с учетом перспектив развития всемирного экономического кризиса.

Также перспективным направлением решения проблем потребительского кредитования является выход экономики страны из общеэкономического кризиса, снижение уровня безработицы и исключение пробелов в действующем законодательстве по взысканию проблемной задолженности. Однако, основным доступным способом регулирования риска по кредитам физических лиц, на современном этапе, остается вопрос совершенствования собственных методик оценки кредитоспособности заемщиков коммерческих банков России.

На современном этапе, на мой взгляд, актуальным является внедрение скоринговых методик при этом с учетом недостатков зарубежного опыта путем усовершенствования, включения метода оценки "деревьев решений". Основной недостаток скоринговой системы оценки кредитоспособности физических лиц - ее низкая адаптируемость. Используемая же для оценки кредитоспособности система должна отвечать настоящему положению дел. Например, в США считается плюсом, если человек поменял много мест работы, что говорит о его востребованности. В нашей стране было наоборот - данное обстоятельство свидетельствовало, что человек либо не может ужиться с коллективом, либо он малоценный специалист, и, соответственно, повышается вероятность просрочки в платежах.

Сложность заключается только в выборе характеристик, т. е. какая информация является существенной, а какой можно пренебречь. Выборка подразделяется на две группы: "хорошие" и "плохие" риски. В Западной Европе "плохим риском" считается клиент, задерживающийся с очередной выплатой на три месяца, либо клиент, слишком рано возвращающий кредит, банк не успевает ничего на нем заработать. В настоящее время скоринг, широко применяемый во всех экономически развитых странах, вероятнее всего, будет использоваться и в России. И скорее будет применим к юридическим, а не к физическим лицам, потому что у банков накоплено гораздо больше информации о предприятиях (с использованием балльных систем оценки риска различной сложности).

Еще одним вариантом решения поставленной задачи является применение алгоритмов, методом автоматического анализа данных, т. е. отнесения какого-либо потенциального заемщика к одному из заранее известных классов (давать / не давать кредит). Такого рода задачи с большим успехом решаются одним из методов DataMining - при помощи "деревьев решений". Получаемая модель - это способ представления правил в иерархической, последовательной структуре, где каждому объекту соответствует единственный узел, дающий решение.

Сущность этого метода заключается в следующем.

На основе данных за прошлые периоды строится дерево. При этом класс каждой из ситуаций, на основании которых строится дерево, заранее известен. В нашем случае следует знать, были ли возвращены основная сумма долга и проценты и не было ли просрочек в платежах. При построении дерева все известные ситуации обучающей выборки сначала попадают в верхний узел, а потом распределяются по узлам, которые в свою очередь также могут быть разбиты на дочерние узлы. Критерий разбиения - это различные значения какого-либо входного фактора. Для определения поля, по которому будет происходить разбиение, используется показатель, называемый энтропия, или мера неопределенности. Выбирается то поле, при разбиении по которому устраняется больше неопределенности. Неопределенность тем выше, чем больше примесей (объектов, относящихся к различным классам) находятся в одном узле. Энтропия равна нулю, если в узле будут находиться объекты, относящиеся к одному классу.

Полученную модель используют при определении класса (давать / не давать кредит) вновь возникших ситуаций (поступила заявка на получение кредита).

При значительном изменении текущей ситуации на рынке дерево можно перестроить, т. е. адаптировать к существующей обстановке.

Используя такой подход, можно устранить недостатки скоринговой системы оценки кредитоспособности. Дальнейшие усовершенствования модели оценки кредитоспособности физического лица на основе технологии интеллектуального анализа данных DataMining (с использованием деревьев решений) могут затрагивать следующие моменты: более точный подбор определяющих заемщика факторов; изменение самой постановки задачи, например, вместо двух значений целевого параметра можно использовать более детальную информацию (вернул / не вернул / не вовремя), или в качестве целевого значения - вероятность того, что деньги выплачены вовремя. Различные методики отличаются друг от друга числом показателей, применяемых в качестве составных частей общего рейтинга заемщика, а также различными подходами к самим характеристикам и приоритетностью каждой из них. Если бы состав показателей был универсальным для всех банков и стран, то можно было бы обмениваться статистикой и мозаично набирать полную картину. При этом нельзя не отметить отсутствие единства у стран, банков и авторов в выборе системы показателей. В рамках дилеммы "риск - доходность" заемщики, имеющие более слабые финансовые позиции (более подверженные риску), должны платить за кредит больше, чем более надежные заемщики.

В то же время сложность оценки кредитоспособности обусловливает применение разнообразных подходов к такой задаче - в зависимости от особенностей заемщиков, и от намерений конкретного банка-кредитора. При этом важно подчеркнуть: различные способы оценки кредитоспособности не исключают, а дополняют друг друга, значит, применять их следует в комплексе.

Важной причиной "проблемных кредитов" (в зависимости от особенностей заемщиков и от намерений конкретного банка-кредитора) является недостаток кредитной информации. Грамотное управление кредитами и правильная его оценка невозможны без такой информации.

Выше изложенные предложения характеризуют усовершенствование действующих методик российских коммерческих банков в целом на современном этапе развития рынка банковских услуг.

В 1980 гг. для управления рыночным механизмом стала использоваться монетарная политика. В узком смысле она означает меры государства, направленные на эффективный менеджмент финансовой системы. В широком – представляет собой набор мероприятий, разработанных центральным банком (ЦБ) и правительством, в области организации кредитных отношений. Объект операции - спрос на деньги и их предложение. Субъект - государство, ЦБ. Эффективность кредитной политики (КПБ) зависит от стабильности финансовой системы. Детальнее о том, какие ставятся задачи, а также какие механизмы воздействия и инструменты используются в рамках данного направления, читайте далее в статье.

Классификация

Выделяют два типа кредитной политики: экспансионистскую и рестракционную. В первом случае используются прямые запреты, направленные на уменьшение объема или ужесточение условий осуществления операций на денежном рынке. Вторая направлена на расширение количества ресурсов. Денежно-кредитная политика центрального банка бывает двух видов: общая и селективная. В первом случае проводимые мероприятия распространяются на все учреждения, во втором – на отдельные операции.

Цели

Их можно разделить на три группы: стратегические, среднесрочные и тактические. Поскольку КПБ является частью экономической политики, ее долгосрочные цели устанавливаются и регулируются органами власти. Денежно-кредитная политика центрального банка формируется в зависимости от целей развития региона на текущий год. Это может быть экономическое и макроэкономическое равновесие, ценовая стабильность. Эти показатели переносятся на экономические: рост производства, повышение эффективности используемых средств, стабильность денежной единицы, занятость рабочей силы, сальдо платежного баланса. Кредитная политика банков в первую очередь направлена на поддержание стабильного спроса на национальную валюту и обеспечение предложения. Еще одной целью является стабилизация цен, исключение дефицита или профицита денежной массы.

КПБ также используется для регулирования экономики. Чтобы смягчить кризисы, сдержать инфляцию, государство корректирует норму резервов банков, изменяя объем доступных денежных ресурсов. Решение, принятое в одной сфере, оказывает влияние на другие. Поэтому должен поддерживаться баланс между денежной, кредитной и валютной политиками.

Управление займами позволяет достичь стратегических целей более качественно. Недостаток денежных средств стопорит осуществление коммерческих сделок, а избыточная масса обесценивает валюту и снижает жизненный уровень населения. В первом случае кредитная политика центрального банка направлена на расширение деятельности финансовых учреждений, а во втором - на ее сокращение. При этом используются косвенные и прямые методы воздействия. Детальнее они будут рассмотрены далее.

На качество кредитного портфеля влияет уровень просроченной и проблемной задолженностей. Банку нужно соблюдать баланс между риском и доходностью. КПБ снижает риск и максимизирует прибыль. Принятые руководством решения делегируются сотрудникам. Так выполняется важная задача – создается единый подход к проведению сделок.

Преимущества и недостатки

Денежно-кредитная политика банка характеризуется:

  • Быстротой и гибкостью по сравнению с фискальной политикой.
  • Слабой зависимостью от политического давления.
  • Монетаризмом. Изменение предложения оказывает влияние на уровень экономической активности.

Денежно-кредитная политика Банка России имеет свои недостатки:

  • Циклическая асимметрия. Реализация политики «дорогих» денег приведет к точке, в которой банки должны будут ограничить объем займов, то есть предложение ресурсов на рынке. В обратной ситуации мелкие финансовые учреждения смогут сформировать резервы. Средства, направленные на приобретение облигаций у населения, могут быть использованы для погашения ссуд. Такая асимметрия в периоды кризиса может стать помехой. В нормальных условиях повышение резервов увеличивает предложение средств на рынке.
  • Во время инфляции скорость обращения денег склонна к возрастанию, в результате кредитная политика банков перестает эффективно функционировать.
  • Влияние инвестиций. Кредитная политика банков может оказаться в замороженном состоянии из-за большого спроса на инвестиции. Но спад может подорвать доверие к предпринимательству и свести на нет эффект «дешевых» денег.

Кредитная политика коммерческого банка

На уровне конкретного учреждения она представляет собой стратегию и тактику в области финансовых операций, то есть набор принципов и инструментов, используемый организацией для выполнения поставленных задач. Цель кредитной политики банка - создание условий эффективного размещения ресурсов, обеспечение роста прибыли. Структура:

  • организация финансовой деятельности;
  • управление портфелем;
  • контроль за кредитованием;
  • принципы делегирования полномочий;
  • общие критерии отбора займов;
  • лимиты по отдельным сделкам;
  • сопровождение кредитных договоров;
  • резервирование.

Кредитная политика банков создает предпосылки для эффективной работы персонала, объединяет их усилия, уменьшает вероятность ошибок. Она содержит требования к заемщику (минимальный уровень финустойчивости, собственного капитала и т. д.), структуре и предмету залога (лимиты принятия товарного кредита) и т. д.

Ценовая стратегия включает условия изменения ставок по действующим договорам, формы и цели предоставления займов, предельные суммы. Банк стремится наращивать портфель обязательств до разумных пределов, избегая значительной концентрации риска по отраслям, территориям, видам ссуд. Также предусматривается порядок проведения операций с некоторыми категориями заемщиков, рекомендации к осуществлению сотрудником мониторинга «плохой» задолженности.

Требования

Кредитная политика банка должна соответствовать рыночной ситуации. Поэтому все разработанные положения и правила нужно регулярно обновлять. На практике это происходит один раз в год. Дополнения могут поступать как «сверху», так и «снизу». Сотрудник, который ежедневно сталкивается с нестандартными ситуациями, может также подсказать рациональные предложения. В то же время выбранная стратегия не должна противоречить законодательству: максимизация прибыли с одновременным резким увеличением рисков хорошего результата не принесет.

Способы регулирования

Механизм воздействия формируется исходя из условий и порядка применения инструментов и методов. Второе понятие является более емким. Методы - совокупность способов воздействия на объекты для достижения целей. Каждый из них называется инструментом. Они классифицируются по объектам воздействия, форме, характеру, срокам. В рамках первого критерия подразумеваются направления кредитной политики банка. Увеличивая или снижая стоимость займов, государство преследует цель оживить конъюнктуры, предотвратить перенасыщение экономики денежными ресурсами. По форме воздействия инструменты делятся на административные (директивы, предписания, инструкции) и экономические. По характеру - на количественные и качественные параметры.

Государства всех стран мира использует такие способы влияния:

  • Операции с казначейскими ценными бумагами.
  • Учетную ставку процента.
  • Норму резервов.

Все эти инструменты денежно-кредитной политики центрального банка используются для достижения глобальной цели – поддержание стабильного спроса на денежную единицу.

Самыми эффективными считаются операции с ценными бумагами: купля-продажа, валютные свопы, размещение срочных депозитов, ломбардные аукционы. При осуществлении политики «дешевых» денег Банк России приобретает облигации. Их рыночная стоимость растет, а доходность снижается. В результате у коммерческих учреждение увеличиваются ресурсы. Это отражается на стоимости кредитов.

Операции на рынке классифицируются по нескольким параметрам: условиям, объектам (государственные, частные ценные бумаги), срочности сделок, сферы проведения, способа установления ставок (Центробанком или рынком), источника. Прямые операции - это сделки регулятора с ценными бумагами без обязательств. Если они осуществляются на кассовой основе, то оплата должна быть произведена до конца текущего дня. Регулярные сделки предусматривают перенос расчетов на следующие сутки.

Теперь рассмотрим второй инструмент - учетную ставку, по которой регулятор предоставляет займы коммерческим банкам. При осуществлении политики «дорогих» денег она повышается. В результате займы для финансовых учреждений становятся дорогими, они снижают объем кредитных операций, уменьшая, таким образом, обращение средств. Этот метод недавно использовал банк "Россия". Кредитная политика в данном случае направлена на формирование рыночной ставки. Чем выше ее уровень, тем дороже обойдется рефинансирование коммерческому банку. Изменяя ставку, государство регулирует стоимость кредитов. Это косвенный и относительно простой метод влияния. Все банки прибегают к займам от регулятора. Поэтому изменение распространяется на экономику страны в целом.

Третий инструмент - корректировка нормы резервов, то есть величины отчислений от обязательств. В ходе осуществления политики «дорогих» денег регулятор увеличивает норму, сокращая денежную массу. Снижение происходит в случаях, когда необходимо увеличить объем ресурсов банков. Нормы устанавливают в количественных и качественных показателях. Обычно это удельный вес в пассивах или к объему их прироста за определенный период. Во многих странах резервы дифференцируются по типам депозитов: срочные, до востребования. На вторую группу вкладов устанавливается более высокая норма. Одно из требований заключается в размещении в ЦБ депозитов в объеме, который рассчитывается как среднее значение обязательств за определенный период (месяц).

На практике используются еще такие инструменты кредитной политики банка:

  1. Коммерческие финансовые учреждения берут на себя обязательства по соблюдению установленных регулятором требований на добровольной основе.
  2. Фиксирование лимитов прироста средств в обращении.
  3. Валютные интервенции.

Центробанк

Банк России является главным финансово-кредитным учреждением страны. В процессе выполнения своих функций он руководствуется Конституцией, Гражданским кодексом, одноименным Федеральным законом. Он не отвечает по обязательствам правительства и все расходы покрывает за счет собственных доходов.

Инструменты кредитной политики центрального банка:

  • процентные ставки;
  • нормативы резервов;
  • депозитные операции;
  • сделки на открытом рынке;
  • валютный менеджмент;
  • установление ориентиров роста средств;
  • количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций.

О процентных ставках, операциях на открытом рынке и нормах регулирования уже было сказано ранее. ЦБ привлекает средства банков с целью поддержания уровня ликвидности всей системы. Под валютным регулированием понимается купля-продажа иностранной денежной единицы с целью воздействия на курс рубля и предложение денег в целом. Объем средств регулируется также путем установления лимитов на количество проведения определенных операций.

Совершенствование кредитной политики банка

В финансово-кредитных учреждениях есть сотрудники, которые занимаются вопросами алгоритма расчета платежеспособности заемщика, отбором конкретных схем и продуктов. Кредитная политика банка разрабатывается на основе сложившейся ситуации в данном регионе. Знание тенденции позволяет свободно использовать средства. Одним из инструментов, который используется для определения уровня потенциальных рисков, являются стресс-тесты. Они показывают, какие убытки может понести банк в той или иной непредвиденной ситуации.

Классификация:

  • Однофакторные стресс-тесты - отображают изменения конкретного показателя на стоимости портфеля. Но они не всегда показывают полную картину, так как в стрессовых ситуациях могут измениться несколько параметров.
  • Многофакторные стресс-тесты - учитывают большое количество показателей, но основываются на исторических сценариях, не адаптированы под современную инфраструктуру рынка.

Трудности возникают из-за отсутствия данных, которые используются в тестировании, например, оценки кредитного риска. Также не учитывается риск ликвидности, а ведь в периоды кризиса отток капитала сильно влияет на стоимость активов.

В последнее время в РФ широкое распространение получил другой метод оценки – DataMining. Его сущность заключается в построении дерева на основе данных за предыдущие периоды. Класс ситуации зависит от того, были ли возвращены средства в полном объеме или имелись просрочки. Все рассматриваемые ситуации сначала попадают в верхний узел, а затем распределяются вниз в зависимости от дополнительных параметров. Чем их больше, тем дальше продвигаются объекты.

В случае изменения исходных условий дерево можно перестроить. Далее кредитная политика коммерческого банка усовершенствуется путем детализации факторов.

Скоринг

Автоматическая система расчета риска невозврата займа чаще используется российскими банками. Она представляет собой статистическую модель, которая строится на кредитной истории клиента. Она зависит от особенностей банка, законодательства, традиций в стране.

Самая распространенная методика скоринга - модель Дюрана. Она включает группы факторов, которые определяют степень риска по различным коэффициентам. Они характеризуют физических лиц по таким параметрам: возраст, пол, профессия, срок проживания в данном регионе, финансовые показатели. В упрощенном виде модель состоит из суммы этих характеристик. Чем она выше, тем более надежным считается клиент. Сложность заключается в том, что бальные оценки требуют постоянного подтверждения и обновления. А это может дорого стоить банку. Сейчас финансовые учреждения требуют в среднем от 5 до 9 документов для оценки платежеспособности заемщика. Поскольку официального алгоритма работы с ними не существует, то бумаги должны содержать максимум информации о клиенте.

Преимущества скоринга заключаются в быстром и беспристрастном принятии решений, отсутствии затрат на обучение персонала, возможности управлять кредитным портфелем. Основной недостаток - низкая адаптируемость. В США человек, поменявший много мест работы, считается более востребованным. В России это свидетельствует о его неспособности уживаться с коллегами или малоценности как специалиста.

Проблема заключается также в том, что параметры, по которым происходит отбор, делятся на «хорошие» и «плохие». В Европе более рискованным считается клиент, который задерживает платежи более чем на три месяца, а также тот, который быстро погашает долг. Во втором случае банк не успевает на нем заработать. Этот же параметр перенесен на отечественный рынок.

Кредитные бюро

«Проблемные займы» возникают из-за отсутствия информации. Поэтому в США появилась практика обмена данными по вопросам предоставления ссудного капитала. В Национальной ассоциации управления кредитом менеджеры разных учреждений обмениваются информацией о заемщиках. В базе содержатся сведения о всех лицах, когда-либо обратившихся за ссудой в любую организацию страны: социально-демографические показатели, судебные решения, данные о банкротствах. Существование бюро было заложено законодательством страны. Только в США действуют 3 тысячи подобных организаций.

Но более ценной является информация, полученная от других банков, обслуживающих этого клиента. Финансовые учреждения предоставляют данные о размерах депозита, части непогашенной задолженности, задержках в платежах и даже о конкурентах организации. По этой информации можно судить о том, из каких средств финансируется оборотный капитал. Распространение полученных сведений может навредить всем сторонам сделки. Если клиент узнает, что банк предоставил нелестный отзыв от поставщика, то он откажется от партнера. А если дело приобретет широкий резонанс, то банк больше не получит таким образом нужные ему сведения.

Проблемы

Преимущества кредитных бюро очевидны:

  • Увеличивается база сведений о потенциальных заемщиках.
  • Отсеиваются недобросовестные клиенты. У кредитора снижаются риски, уменьшается резерв, повышается ликвидность.
  • Уменьшаются расходы на получение информации.

Однако банки не спешат делиться полученной информацией о клиентах. Участники процесса не умеют правильно пользоваться данными. Механизм информирования о мошеннических операциях вообще отсутствует. Несмотря на это, количество обращений в бюро кредитных историй в последние годы непрерывно растет. Поэтому в 90 % случаев клиенту отказывают в займе из-за плохой кредитной истории в прошлом. Еще 10 % зависит от профессии, возраста и отзыва. А если в кредитной истории будет обнаружен факт принудительного взимания долга или просрочки платежа более чем на 180 дней, рассчитывать на очередной займ не следует.

Решить проблему невозврата кредита помогла бы система напоминания об очередном платеже. Звонок по телефону, SMS-сообщение, email – все эти способы уведомления о задолженности являются эффективными и бесперебойными. Но их полномасштабное внедрение – сложная задача. Информацию надо где-то хранить, как-то обрабатывать, передавать и защищать. Сейчас ИТ-возможности используются на 15-20 %. Чтобы достичь главной цели кредитной политики банка, автоматизированную систему нужно создавать под потребности клиентов в разных продуктах.

Вывод

КПБ используется с целью поддержания стабильного спроса и предложения на валюту. В зависимости от целей, которые ставит государство, ЦБ проводит операции с ценными бумагами, корректирует учетную ставку, нормы резервов, влияя на объем доступных денежных ресурсов. Наборы инструментов объединяются в методы кредитной политики банка. При прочих равных условиях, снижая нормы и ставки, регулятор стремится увеличить объем доступных средств. Эти методы хорошо срабатывают в стабильных рыночных условиях. В периоды кризисов использовать их нужно очень аккуратно.

В статье рассмотрены сущность кредитной политики, основные ее аспекты и роль в функционировании любого коммерческого банка.

  • Зарубежные компании на страховом рынке России - причины (не) успеха
  • Автоматизированная система управления предприятием: сущность и основные аспекты
  • Управление кредитным портфелем как важнейший элемент финансовой политики коммерческого банка
  • Проблемы управления кредитным портфелем коммерческого банка

В условиях рыночной экономики, когда развитие банковского сектора происходит под влиянием жесткой конкуренции, коммерческие банки для обеспечения своего поступательного развития не только осуществляют традиционные банковские операции, но и существенно расширяют линейку банковских услуг, как для корпоративных клиентов, так и для населения. В настоящее время кредитные организации являются одними из ведущих игроков рынка валюты и фондового рынка, предлагают клиентам различные виды совершенно новых банковских продуктов, которые постоянно расширяются в связи с развитием новых технологий.

Для обоснованного, рационального и эффективного использования всех элементов кредитного механизма банками разрабатывается соответствующая кредитная политика. От нее во многом зависит успешная деятельность всего банка в целом и его дальнейшее развитие.

Кредитная политика - это внутренний документ банка, сформированный с учетом сложившейся текущей экономической ситуации и определяющий основные подходы к кредитованию и требования, предъявляемые к заемщику. Кредитная политика выражает общую концепцию и устанавливает стратегические основы всей кредитной деятельности банка, определяет приоритеты на кредитном рынке и цели кредитования.

С другой стороны, кредитная политика коммерческого банка представляет собой совокупность всех факторов, действий и документов, определяющих развитие банка в кредитной сфере. Она определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности всего банка, средства и способы их реализации, а также порядок и принципы организации кредитного процесса. Кредитная политика создает фундамент для организации кредитной работы банка в соответствии с общей стратегией его деятельности и управления всем процессом кредитования. Кредитная политика коммерческого банка должна отражать конкретные цели кредитования, содержать правила их реализации, а также содержать соответствующие стандарты и инструкции, представляющие собой методическое обеспечение ее реализации.

В кредитной политике формулируется общая цель и определяются пути ее достижения, а также:

  • приоритетные направления кредитных вложений по отраслевой принадлежности и юридическому статусу;
  • приемлемые для банка виды ссуд и ссудных счетов;
  • ссуды, от которых банк предпочитает воздерживаться;
  • предпочтительный круг заемщиков;
  • нежелательные для банка заемщики по различным категориям;
  • политика в области предоставления кредитов физическим лицам;
  • комплекс мер по контролю за качеством кредитного портфеля.

Основные положения кредитной политики доводятся до низовых звеньев, которые, как правило, являются основными исполнителями и от которых в конечном итоге зависит качество кредитного портфеля. Успех кредитной политики определяется практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь установки кредитной политики на всех этапах кредитного процесса.

Сущность кредитной политики коммерческого банка необходимо рассматривать и с точки зрения выполнения ею определенных функций. Условно они разделяются на две основные группы: общие (характерные для различных элементов банковской политики) и специфические (выделяющие кредитную политику из ряда остальных элементов банковской политики).

К общим относятся следующие функции:

  • коммерческая. Она заключается в получении банком прибыли от кредитных, платежных, расчетных и других операций;
  • стимулирующая. Она стимулирует аккумуляцию и рациональное использование временно свободных денежных средств. Для коммерческого банка стимулирующая функция отражается в его стремлении привлечь наиболее дешевые ресурсы на максимально длительный срок и разместить их с максимальной выгодой. Для клиента данная функция привлекательна получением дополнительного дохода от средств, размещенных в банк на депозит. При этом особое значение в покрытии временной потребности в дополнительных денежных средствах имеет возможность получения ссуды в банке. В то же время обязательная уплата процентов банку за пользование ссудой является стимулирующим фактором для погашения данной задолженности в максимально короткие сроки;
  • контрольная. В данном случае кредитная политика с учетом всех основных приоритетов позволяет контролировать привлечение и распределение кредитных ресурсов.

Таким образом, основная роль кредитной политики коммерческого банка в первую очередь заключается в совершенствовании банковской деятельности в области аккумулирования денежных средств и их инвестирования. Кредитная политика определяет приоритетные направления деятельности банка, повышая его эффективность и усовершенствуя его кредитную сферу деятельности. Она нацелена на совершенствование и развитие кредитных отношений между банком и его клиентами. Кредит при этом, являясь непосредственной основой разработки банком своей кредитной политики, отражает эффективность и оптимальность ее использования.

Разрабатывая кредитную политику, банки имеют возможность организовывать, управлять и регулировать отношения с клиентами по вопросам возвратного движения денежных средств, учитывая уровень развития банковской системы всего государства в целом и конкретного банка в частности. Таким образом, это позволяет рассматривать кредитную политику как на микро - , так и на макроэкономическом уровне.

На макроэкономическом уровне кредитная политика занимает важное место в формировании, распределении и перераспределении национального дохода между сферами и отраслями рыночной экономики, в организации планирования и регулирования денежного оборота страны, в финансировании и кредитовании потребностей экономики и населения. На микроэкономическом уровне кредитная политика необходима для обеспечения надежности и стабильности конкретного банка, поддержания его ликвидности и рентабельности.

Необходимо отметить, что коммерческие банки сталкиваются с рядом проблем при формировании сбалансированной кредитной политики.

Одной из проблем обеспечения сбалансированной кредитной политики российских банков является «непосильный» объем рисков. Банки могут принимать на себя риски любых отраслей, секторов, проектов, если часть этих рисков берет на себя государство. Большой интерес банки проявляют к кредитованию бюджетов областей и городов, хорошо развитых или имеющих потенциал: ставки на кредитных аукционах достигают весьма низких значений, участников, как правило, тоже достаточно. Интересными для банка заемщиками являются также предприятия с гарантированным госзаказом или субъекты монополии. Основная причина интереса и в том и в другом случае - наличие достаточно понятных и надежных источников возврата заемных средств. С большим интересом банк рассматривает возможности кредитования проектов с государственной поддержкой. Стремление банкиров, наученных горьким опытом массовых невозвратов кредитов, разделить риски с кем-то еще, к тому же априори более авторитетным, да и богатым, с одной стороны, понятно.

С другой - настораживает отчетливое иждивенчество позиции. Хотя, с третьей стороны, очевидно, что государство - действительно значимый игрок в деле возрождения кредитования. Прежде всего, речь о таком инструменте воздействия, как уровень инфляции. При не вполне отчетливых перспективах роста цен на все, в том числе и на деньги, осторожность в выдаче кредитов заслуживает только похвал.

Наконец, в безусловной компетенции государства находится и стимулирование экономического роста в целом, что чуть ли не автоматически влечет бурный рост кредитования. Рост кредитования должен быть следствием, но не причиной ожидаемого экономического роста.

Еще одной немаловажной проблемой в обеспечении сбалансированной кредитной политики российских банков является реструктуризация просроченной задолженности. Решая проблему просроченной задолженности сегодня, через некоторое время может возникнуть проблема повторной реструктуризации, таким образом заемщик может «привыкнуть» к льготным условиям кредитования и перестать реально относиться к своей задолженности, рассчитывая на лояльность банка.

Проводящаяся в большинстве банков реструктуризация приводит к изменению кредитного процесса, смещая акценты и временные затраты с выдачи новых кредитов на оценку текущих и залоговую работу. При наблюдающихся объемах реструктуризации необходимы методики, которые позволили бы оценить, какую выгоду принесет банку то или иное решение. При этом под выгодой мы понимаем и минимизацию потерь, то есть балансировку доходности и риска. Реструктурируя же большое количество кредитов, банку важно понимать качество как отдельных заемщиков, так и кредитного портфеля в целом.

Также одной из основных проблем обеспечения сбалансированной кредитной политики российских банков является существующая проблема кадров. Необходимо отметить, что при любой стратегии развития персонал играет очень важную роль. Банковская сфера, к сожалению, не является исключением. В кредитной деятельности, например, сама технология оценки рисков упирается в мотивированное суждение отдельно взятого менеджера. Конечно, используются все известные методики, в том числе красные флажки, за которые не надо заходить. Однако практика показывает, что постепенно отдельные недобросовестные сотрудники к этому приспосабливаются и находят пути обхода как в корыстных целях, так и для выполнения планов. Поэтому для качественного обеспечения сбалансированной кредитной политики необходимо уделять внимание кадровому потенциалу и выделять специальных людей на тот или иной участок работы, чтобы они тщательно следили за формированием и мониторингом кредитного портфеля.

Острота вопросов информационной безопасности именно для банков связана с тем, что от бесперебойной и защищенной работы автоматизированных банковских систем в настоящее время зависит сама возможность банка обслуживать клиентов, работать на финансовых рынках и обеспечивать надлежащий учет проводимых операций.

Таким образом, четкое и подробное описание кредитной политики имеет важное значение для любого банка. Обобщая требования к кредитной политике коммерческого банка, можно сказать, что: в первую очередь, кредитная политика должна быть актуальна, то есть соответствовать текущей рыночной ситуации. Для этого необходимо ее постоянно анализировать и прорабатывать. Банки пересматривают свою кредитную политику не реже раза в год, обычно даже чаще. При этом пересмотр происходит как на верхних уровнях, так и на нижних. Так как именно кредитные работники, непосредственно работающие с клиентами на основе разработанной кредитной политики, видят все ее недостатки и способны внести рациональные предложения по ее практическому усовершенствованию.

Также разработанная банком кредитная политика не должна противоречить действующему законодательству, требованиям Центрального банка и общему направлению экономического развития страны. Она должна следовать миссии и целям конкретного банка, его кредитной культуре, концепции по управлению рисками.

Список литературы

  1. Зарипова Г.М. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей / Г.М.Зарипова // Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях. Министерство образования и науки Российской Федерации. Тамбов, 2012. С. 33-34.
  2. Зарипова Г.М. Инновационное развитие АПК / Г.М.Зарипова // Инновационному развитию агропромышленного комплекса - Научное обеспечение Министерство международной научно-практической конференции в рамках XXII Международной специализированной выставки "АгроКомплекс - 2012". Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, ФГБОУ ВПО "Башкирский государственный аграрный университет", ООО "Башкирская выставочная компания". 2012. С. 105-106.
  3. Зарипова, Г.М. Проверка и оценка результатов обучения / Г.М. Зарипова, Р.Р. Сираева // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: материалы международной научно-методической конференции. – Уфа, 2014. - С. 103-104.
  4. Зарипова, Г. М. Роль нормы процента в устойчивости экономического равновесия/Г. М Зарипова, Р. И. Муллагирова//Вестник ВЭГУ: Научный журнал. №2 (34). Экономика. -Уфа: Восточный университет, 2008. -С. 36-46.
  5. Зарипова, Г.М. Совершенствование информационных потоков в системе управления организацией средствами логистики / Г.М. Зарипова // Информационная среда и ее особенности на современном этапе развития мировой цивилизации Материалы международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. С. 40-42.
  6. Зарипова Г.М. Японский менеджмент/ Г.М. Зарипова, А.В. Гилязова // Проблемы модернизации и посткризисное развитие современного общества (экономика, социология, философия, право) Материалы международной научно-практической конференции. -Саратов,2012. С. 19-20.

Проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер).

Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться.

Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства.

Нестабильность российской экономики приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные стороны методов кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога.

Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.

Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение немалых доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного рода махинаций.

Как показывает мировая практика, институт кредитных историй является закономерным результатом эволюции финансового рынка и развития его институциональной основы. Решение наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед ЦБ РФ, в частности кредитование реального сектора экономики, серьезно затруднено отсутствием системы аккумуляции информации для оценки рисков при предоставлении кредитов. Отсутствие у банков информации о кредитной истории заемщиков сдерживает масштабы кредитования, тормозя тем самым развитие целых секторов экономики.



Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.

В последнее время в России обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП.

Данный показатель называется коэффициент монетизации. В России данный показатель остается довольно высоким и в 2005 г.: 16-17 % (по данным Банка России). Этот показатель свидетельствует о том, что в стране низкий уровень насыщенности наличными деньгами хозяйственного оборота и самый крупный дефицит денег, как в наличном, так и безналичном обращении.

Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести:

Экономический кризис;

Кризис неплатежей;

Кризис наличности;

Плохая организация системы межбанковских расчетов;

Замедление расчетов;

Сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

Резкий рост налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.

Выполняя расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации регулируют объем наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

Денежный рынок наличности также отличается повышенной рисковостью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.

Другой негативный фактор заключается в том, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, замедляя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Кроме того, одной из основных проблем денежного рынка в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе.

Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить денежно-кредитную политику в стране.

Все последние годы фактические темпы инфляции находились на верхней границе задаваемых интервалов. Более того, в 2004 г. потребительские цены возросли на 11,7% при прогнозе в 8-10 %. Для сравнения: в США они выросли на 3,3%, в еврозоне - на 2,1%.

Опасность сохранения высоких темпов инфляции состоит в том, что за 2004-2005 г.г., по данным Банка России, произошло укрепление реального курса рубля к доллару на 14,0% и к евро - на 6,0%. Это привело к дальнейшему снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей.

Кроме того, денежная масса растет вследствие эмиссии денег, предназначенных на покупку поступающей в Россию свободно конвертируемой валюты. Бороться с ее избытком, завышая ставку рефинансирования относительно рыночных ставок, нельзя.

Процентные ставки пока не являются адекватным инструментом для борьбы с инфляцией. Они более важны для регулирования движения капитала и обменного курса.

Эффект девальвации 1998 г. оказался практически исчерпанным. За 1998-2005 гг. реальный курс доллара к рублю возрос всего на 6,7%, а евро - на 26% . Конечно, надо учитывать и динамику цен на импортируемые Россией товары.

Судя по отчетам Банка России о платежном балансе, они в 2005 г. понизились относительно 1997 г. примерно на 24% в пересчете на доллары. Это означает, что снижение долларовых цен на импортируемые товары с лихвой перекрывает реальное укрепление доллара за указанный период времени.

Среди наиболее значимых проблем реализации денежно - кредитной политики Центрального Банка России необходимо выделить следующие:

1. Многосторонний кризис доверия в системе «банк - клиент» в отношениях как с юридическими, так и с физическими лицами. Признаком такого недоверия служит нарастающее изъятие вкладов без объявления мотивов и целей дальнейшего использования средств, а также существенный рост реализованных рисков кредитования.

2. Кризис ликвидности в банковском секторе, ставший следствием кризиса доверия. Попытка разрешить ситуацию административными методами (в частности, выделением ряду банков стабилизационных долгосрочных кредитов большого объема с относительно низкой ставкой процента), похоже, ожидаемых результатов не принесла.

3. Недостоверность отчетности банков, прочих юридических лиц и сведений о кредитоспособности физических лиц. Банки свертывают кредитные программы, скрывают проблемную задолженость, особенно просроченную (их соотношение стало уже 2-10-кратным).

4. Отсутствие достаточного количества проектов, доведенных до стадии финансирования: банки не хотят давать кредиты, а предприятия не могут получить денежные ресурсы на приемлемых условиях.

5. Потеря банками управляемости в кризисных условиях: они не готовы вести стратегическое управление, применять математические методы в экономике, прогнозировать ситуацию. Нет утвержденной модели и расчетов развития всей банковской государственной системы и конкретных банков, особенно системообразующих.

6. Единственным приоритетом остается прибыль. Нет обоснованно сбалансированной системы целей. Кредитная стратегия не соответствует декларируемой кредитной политике.

7. Возрастает тяжесть негативных экономических последствий неверных решений, принятых на наноуровне (уровень физических лиц) для процессов на микро-, мезо- и макроуровнях, особенно для активно взаимодействующих систем типа «банк - клиент».

Так, неверное решение, принятое банком при кредитовании клиента, вызывает цепную реакцию типа «домино», провоцируя кризис отношений в связанных с заемщиком группах банков и предприятий. Наиболее четко это явление наблюдается в вертикально- и горизонтально интегрированных бизнес-группах.

Поэтому, на современном этапе развития денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать денежно-кредитную политику ЦБ РФ для решения вышеобозначенных проблем.