Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Что такое система сбалансированных показателей? Уровня коэффициент сбалансированности значение

Показатели данной группы позволяют определить равномерность и сбалансированность отдельных сторон деятельности страховой компании. К числу таких показателей можно отнести:

1. Отношение не заработанной премии к подписанной страховой премии - определяется следующим образом:

Показатель служит для выявления тенденций равномерности осуществления страховой деятельности и отражения доходов от проведения страхования.

2 Отношение заявленных убытков к оплаченным убыткам.

Указанное соотношение позволяет определить средний период регулирования убытков.

Следующая группа показателей позволяет определить факторы оказавшие определяющее влияние на результаты страховой деятельности.

В состав данной группы показателей включены показатели факторов, отражающих сбалансированность формирования страхового фонда и расходования его средств на выполнение обязательств перед страхователями.

Это показатели уровня выплат.

1. Показатели уровня выплат:

ð по страхованию жизни - рассчитываются следующим образом:

Показатель позволяет сопоставить расходы на страховые выплаты и доходы, полученные от проведения страхования жизни в рассматриваемом периоде, и отражает степень достаточности доходов от проведения страхования жизни для покрытия расходов на выплаты по данному виду страховой деятельности. Данный показатель может сравниваться с долей нетто-ставки в брутто-ставке по страхованию жизни, при этом может наблюдаться превышение норматива в связи с наличием в страховых выплатах части, которая должна покрываться за счет инвестиционного дохода. Отрицательной тенденцией является значительный рост показателей (более 10% в год).

ð по видам страхования иным, чем страхование жизни показатель уровня выплат рассчитывается следующим образом:

Показатель позволяет сопоставить величину расходов, отражающих обязательства по выплатам страхового возмещения с величиной доходов по страхованию иному, чем страхование жизни. Показатель, может быть сравнен с усредненной величиной доли нетто-ставки в брутто-ставке. Отрицательным качеством фактором является значительное превышение доли нетто-­ставки над величиной полученного показателя и рост показателя (более 10% в год).

Показатель уровня выплат по видам страхования иным, чем страхование жизни определяется в целом и с учетом доли перестраховщиков:

Показатель рассчитывается с целью определения эффективности проводимых компанией операций по передаче рисков в перестраховании. Показатель уровня выплат за вычетом доли перестраховщиков, превышающий показатель уровня выплат в целом свидетельствует о возможной неэффективности перестраховочной зашиты.

ð при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни и страхования жизни рассчитывается общий показатель уровня выплат:

Данный показатель позволяет сопоставить расходы, отражающие обязательства по страховым выплатам по страхованию в целом с суммой доходов по всем видам страхования, проводимым компанией.

На результаты страховой деятельности оказывает влияние также уровень расходования средств на покрытие расходов на ведение дела.

2 Показатели уровня расхода на ведение дела

ð при проведении только страхования жизни, либо только видов страхования иных, чем страхование жизни уровень расходов па ведение дела определяется следующим образом:

Показатель служит для определения доли расходов на веление дела (затрат по заключению договоров страхования управленческих расходов) в сумме доходов по рассматриваемому виду страховой деятельности. Показатель сравнивается с усредненной долей нагрузки в брутто-ставке по страхованию жизни, либо по вилам страхования иным, нем страхование жизни. Значительное превышение полученного показателя над величиной доли нагрузки указывает на перерасход средств, возможных для использования на ведение дела отрицательной тенденцией является значительный рост показателя (более 10% в год).

При одновременном проведении страхования жизни и видов страхования иных, чем страхование жизни показатель уровня расходов по видам страховой деятельности определяется следующим образом:

Показатели уровня расходов на ведение дела рассчитываются в целом и с учетом участия перестраховщиков. Показатели с учетом участия перестраховщиков определяются следующим образом:

Таким образом, показатели уровня расходов за вычетом доли перестраховщиков служат для сопоставления расходов на ведение дела, частично покрытых комиссионным вознаграждением и тантьемами по рискам, переданным в перестрахование с суммой доходов, полученных по рассматриваемым видам страховой деятельности.

Дополнительным показателем уровня расходов является торговая форма уровня расходов по видам страхования иным, чем страхование жизни:

Данный показатель отражает уровень расходов на ведение дела по отношению к объему продаж и служит вспомогательным инструментом для оценки эффективности деятельности по распространению страховых продуктов.

Дополнительным показателем уровня расходов также является уровень затрат по заключению договоров страхования. Показатель определяется по видам страховой деятельности и рассчитывается следующим образом:

Показатель позволяет определить уровень расходования средств на заключение договоров страхования по отношению к поступившей (начисленной) страховой премии. Данный показатель можно сравнить с нормативной долей комиссионного вознаграждения в брутто-ставке. Отрицательным фактором является значительное превышение норматива, так как оно может предполагать завышение расходов на приобретение компанией договоров страхования.

Для анализа относительного размера расходов по урегулированию убытков возможно применять показатель уровня данного вида расходов, определяемый следующим образом:

Полученное значение показателя сравнивается с нормативной величиной расходов на урегулирование, заложенной при расчете резерва заявленных, но неурегулированных убытков.

В целях определения общего соотношения расходов и доходов по страховой деятельности компании рассчитывается комбинированный показатель уровня расходов, показывающий сумму расходов на 100 рублей доходов. Комбинированный показатель определяется с.о.:

3 Комбинированный показатель уровня расходов - рассчитывается следующим образом:

ð при проведении только страхования жизни

ð при проведении только видов страхования иных, чем страхование жизни

Уровень других расходов рассчитывается как отношение изменения других технических резервов, отчислении в резерв предупредительных мероприятии и фонды пожарной безопасности к заработанной страховой премии.

При проведении страхования жизни и иных видов возможен расчет комбинированного показателя по следующей схеме:

Показатель позволяет сопоставить общую сумму расходов по страховой деятельности с суммой доходов по страхованию, относящихся к рассматриваемому периоду. Значение данного показателя менее 100% свидетельствует о превышении доходов по страховой деятельности над расходами. Данный показатель рассчитывается на основании данных в целом по страховой деятельности, проводимой компанией, и с учетом участия перестраховщиков. Превышение значения показателя, рассчитанного с учетом участия перестраховщиков, над значением общего показателя может свидетельствовать о неэффективности перестраховочной зашиты.

Для сравнения размеров доходов от инвестиционной и страховой деятельности служит.

1

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТЕНДЕМ». Издательство ЭКМОС. – 2013. – 128 с.

2. Программа социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2009 – 2012 годы и на период до 2016 года. – Йошкар-Ола, 2009 г.

3. Кaрчeвский. В.В. Oргaнизaция испoлнeния бюджeтa: учeб. пoсoбиe для вузoв / В.В. Кaрчeвский. – М: Вузoвский учeбник, 2009. – 242 с.

4. Марченко Г.Н. Проблемы сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в условиях финансово-экономического кризиса // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2013. – № 01. С. 36-38.

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. По настоящее время сохраняется проблема стабильности функционирования бюджетной системы, так как продолжается увеличение внутреннего долга, в бюджет будущих периодов закладывается уменьшение доходной части налоговых поступлений и увеличение налогового бремени .

Согласно одному из важнейших принципов Бюджетного кодекса Российской Федерации сбалансированность бюджета - это соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных услуг, к сбоям в системе бюджетного финансирования, порождая неплатежи в экономике страны. Действующая система межбюджетных отношений ориентирована на поддержание сбалансированности бюджетной системы РФ, прежде всего, в краткосрочном периоде, что решается в основном за счет роста количества и объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых региональным бюджетам из федерального бюджета.

Как показывает практика, установленные Бюджетным кодексом РФ ограничения размера госдолга субъекта РФ не позволяют избежать риска неплатежеспособности региона и, как следствие, необходимости решения данных проблем федеральным центром за счет предоставления дополнительной финансовой помощи.

В связи с этим целесообразно было бы проводить оценку качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Для этого необходимо выделить следующие виды сбалансированности:

Общая сбалансированность бюджета, достигаемая с привлечением возвратных финансовых ресурсов;

Базовая сбалансированность, обеспечиваемая за счет общей суммы доходов бюджета субъекта РФ, включая межбюджетные трансферты;

Собственная сбалансированность, оцениваемая только на основе показателя доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Для количественной оценки качества могут рассчитываться коэффициенты, характеризующие соотношение источников финансового обеспечения расходов и общей суммы расходов региональных бюджетов, в разрезе выделенных видов сбалансированности. Эти коэффициенты могут также использоваться для сравнения показателей финансового состояния отдельных субъектов РФ с аналогичным показателем других публично-правовых образований, выявления динамики их развития и тенденций изменения финансового состояния.

В связи с этим предлагается использовать следующие коэффициенты:

1) коэффициент общей сбалансированности бюджета, отражающий соотношение расходов бюджета и всех источников их финансирования:

где Д - доходы бюджета; ИФДБ - источники финансирования дефицита бюджета; Р - расходы бюджета.

В соответствии с трактовкой в Бюджетном кодексе РФ принципа сбалансированности бюджета коэффициент общей сбалансированности любого бюджета равен 1, при этом в случае, если на протяжении длительного периода времени сбалансированность достигается в значительной мере за счет источников финансирования дефицита бюджета, существует риск возникновения проблем с финансовым обеспечением расходных обязательств соответствующего публично-правового образования. В связи с этим анализ качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ целесообразно проводить с использованием дополнительных коэффициентов.

2) коэффициент базовой сбалансированности бюджета, отражающий соотношение расходов и доходов бюджета:

Он показывает, в какой степени общая сумма расходов бюджета покрывается за счет доходов, при этом из расчета исключаются источники финансирования дефицита бюджета. Это позволяет оценить бюджетную сбалансированность, достигаемую без привлечения заемных инструментов. Таким образом, если данный коэффициент принимает значение, близкое к 1, бюджет можно считать сбалансированным при низком уровне риска возникновения проблем финансового обеспечения расходных обязательств.

3) коэффициент собственной сбалансированности бюджета, отражающий соотношение расходов бюджета на реализацию собственных полномочий публично-правового образования и доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений:

где БП - безвозмездные поступления в бюджет; С - субвенции.

Он показывает, в какой степени общая сумма расходов бюджета на реализацию собственных полномочий публично-правового образования покрывается за счет доходов без учета безвозмездных поступлений, объем которых, по сути, не зависит от деятельности органов власти публично-правового образования, имеет непостоянный характер и в любой момент может существенно сократиться.

При расчете коэффициента собственной сбалансированности бюджета следовало бы из знаменателя исключить объем расходов, осуществляемых в рамках исполнения переданных полномочий, а из числителя - объем субвенций. Однако достаточно трудно выделить из общего объема расходов региональных бюджетов те расходы, которые осуществляются в рамках исполнения переданных полномочий. Поэтому, при расчете коэффициента собственной сбалансированности бюджета указанные расходы условно принимаются равными объему субвенций, хотя на практике они могут незначительно различаться.

Это позволяет оценить собственную бюджетную сбалансированность, достигаемую без привлечения источников финансирования дефицита бюджета и безвозмездных поступлений: если данный коэффициент принимает значение близкое к 1, бюджет можно считать сбалансированным за счет собственных источников поступлений с несущественным риском возникновения проблем финансового обеспечения расходных обязательств.

Расчет и анализ значений коэффициентов общей, базовой и собственной сбалансированности в разрезе субъектов РФ повышает степень объективности оценки состояния региональных бюджетов, способствует выявлению факторов, влияющих на такое состояние .

Проведем оценку качества сбалансированности консолидированного бюджета Республики Марий Эл за 2008-2012 гг., представив необходимые сведения в табл. 1.

Таблица 1

Данные для проведения оценки качества сбалансированности консолидированного бюджета РМЭ за 2008-2012 гг., млн. руб.

Таблица 2

Оценка качества сбалансированности консолидированного бюджета РМЭ за 2008-2012 гг.

Показатели

Согласно данным табл. 2, значение коэффициента общей сбалансированности в течение анализируемого периода превышает значение 1. Это свидетельствует о том, что на протяжении последних лет сбалансированность достигается за счет источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к ежегодному возрастанию государственного долга, и как следствие существует риск возникновения проблем с финансовым обеспечением расходных обязательств.

Так, бюджетная политика в области расходов направлена на ограничение принятия новых обязательств, приостановление роста расходов. В 2012 году наблюдается сокращение расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, культуры, и средств массовой информации. Наблюдается незначительное снижение базовой сбалансированности бюджета в период с 2010 по 2012 г. по сравнению с кризисным периодом 2008-2009 гг., но в целом значение этого коэффициента близко к 1, и бюджет может считаться сбалансированным .

Что касается коэффициента собственной сбалансированности, то он находится на низком уровне в течение всего рассматриваемого периода. Менее 60 % расходов регионального бюджета на реализацию собственных полномочий покрывается за счет доходов без учета безвозмездных поступлений. Это вызвано недостатком налоговых поступлений, возросшими потребностями в расходах.

Необходимо отметить, что, несмотря на снижение коэффициента собственной сбалансированности регионального бюджета, благодаря реализации Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. и оперативной работе Минфина России по оказанию финансовой поддержки субъектам РФ удалось сохранить показатель базовой сбалансированности регионального бюджета на достаточно высоком уровне.

Коэффициент собственной сбалансированности бюджета по сравнению с коэффициентом базовой сбалансированности бюджета позволяет более точно оценить качество сбалансированности с учетом возможных рисков снижения источников финансирования расходов, поскольку налоговые и неналоговые доходы в меньшей степени подвержены влиянию различных факторов, в результате которых может произойти их сокращение, в том числе и непредвиденное. В такой ситуации важнейшим инструментом достижения сбалансированности бюджетов субъектов РФ являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Так, в 2009 г. при существенном снижении налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджета РМЭ (на 7,3 % к 2008 г.) за счет предоставления дополнительных дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов (соответствующие бюджетные ассигнования из федерального бюджета были увеличены на 470 млн. руб.) удалось сохранить позиции. В 2009 г. впервые была разработана формализованная методика распределения указанных дотаций, что позволило более эффективно использовать данный инструмент обеспечения сбалансированности бюджетов в условиях кризиса.

Соблюдение баланса бюджета - сложная задача на любом уровне управления. Для стабилизации экономики и поддержания баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств регионального бюджета.

Предлагаем определить четыре основных направления, по которым должна осуществляться работа по увеличению доходов бюджетов субъектов РФ. Это - совершенствование бюджетной системы и межбюджетных отношений; увеличение доходной базы (доходного потенциала); совершенствование региональной нормативно - правовой базы; совершенствование системы администрирования и контроля.

В рамках указанных направлений необходимо выделить ряд мероприятий, способствующих росту доходов субъектов РФ:

Создать благоприятные условия для инвестиций;

Разработать и внедрить политику поддержки инноваций;

Применить фискальные стимулирующие механизмов с целью увеличения поступлений в региональные бюджеты;

Разграничить доходы между уровнями бюджетной системы, что максимально способствовало бы увеличению их поступлений и при этом обеспечивало бы справедливое распределение бюджетных ресурсов;

Снижение недоимки по налогам и сборам за счет совершенствования системы администрирования и контроля, в том числе с использованием современных методов с целью мобилизации дополнительных доходов.

Траты на перестроение системы покроются экономическим ростом и развитием производства, что в свою очередь наполнит доходную часть бюджета.

Библиографическая ссылка

Кожанов Т.В., Романова М.Н., Смирнов А.А. ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 1. – С. 101-104;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4591 (дата обращения: 27.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

«УДК 393 ДИНАМИКА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. КОВАЛЬЧУК...»

ЭКОНОМИКА 103

ДИНАМИКА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ

ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.В. КОВАЛЬЧУК

Учреждение образования «Гомельский государственный

университет им. Ф. Скорины», Республика Беларусь

Л.П. БАБАШ

Учреждение образования «Белорусский торговоэкономический университет потребительской кооперации», г. Гомель На макроэкономическом уровне оценка эффективности внешнеторговой деятельности является не простой задачей, решение которой определяется, в первую очередь, выбором методических подходов к этой проблеме. Поскольку основными показателями, характеризующими внешнеторговые связи на макроэкономическом уровне, являются экспорт, импорт, сальдо и товарооборот (информационное обеспечение этими данными регулирует Министерство статистики и анализа РБ), то целесообразно будет в современных условиях применить методику оценки уровня развития внешнеторговой деятельности , основанную на использовании данных показателей.



Методика оценки уровня развития внешнеторговой деятельности включает в себя в широком смысле три взаимосвязанных между собой этапа. Первый этап – это оценка сбалансированности внешнеторговой деятельности региона (в данном случае республики) с торговыми партнерами; второй этап – оценка эффективности вклада торговых партнеров в общую сбалансированность региона и третий – исследование уровня развития внешнеторговой деятельности, включая ее диверсификацию, за конкретные периоды времени при помощи наглядного изображения, с целью оптимизации структуры внешнеторговых связей республики.

Достоинства данной методики заключаются в следующем: 1) использование «безразмерных» показателей, т. е. не привязанных к единице измерения, что позволяет их сопоставлять между собой за различные временные периоды; 2) доступность информационного обеспечения, при использовании необходимых данных в расчетах показателей; 3) реальная возможность оценки двусторонности внешнеторговых связей, т. е. когда оценка экспортно-импортных операций происходит одновременно (существующие показатели эффективности определяют отдельно эффективность либо экспортных, либо импортных операций).

Согласно данной методике основополагающими при анализе сбалансированности экспортно-импортных операций можно считать два показателя: коэффициент сбалансированности внешнеторговой деятельности и эффективность вклада компонента (региона).

Коэффициент сбалансированности внешнеторговой деятельности является оценочным показателем уровня развития внешнеэкономической деятельности предприятия и рассчитывается следующим образом:

ВЕСТНИК ГГТУ ИМ. П.О. СУХОГО № 2 2002 К = С/ТО, (1) где К – коэффициент сбалансированности внешнеторговой деятельности;

С – внешнеторговое сальдо;

ТО – внешнеторговый оборот.

Коэффициент сбалансированности внешнеторговой деятельности (далее коэффициент) может принимать значения в пределах от «+1» до «–1». При сбалансированности экспортно-импортных операций предприятия коэффициент сбалансированности внешнеторговой деятельности приближается к нулю. Если объемы экспорта и импорта значительно отличаются один от другого, то значение коэффициента в зависимости от знака внешнеторгового сальдо приближается к «+1» или «-1». Значение коэффициента равное «+ 1» или «- 1» говорит о полной односторонности внешнеторговых связей, т. е. внешнеэкономические связи государства представлены либо экспортными, либо импортными поставками. При значении коэффициента, равном «0», внешнеторговые связи можно считать полностью сбалансированными.

Значение коэффициента сбалансированности рассчитывается как для определения сбалансированности внешнеторговых связей с каждым партнером – участником внешнеэкономической деятельности, так и для определения общей сбалансированности со всеми внешнеторговыми партнерами, на основании общих величин сальдо и внешнеторгового оборота, рассчитанных по всем регионам.

На общую сбалансированность внешнеторговых отношений оказывает влияние каждый конкретный торговый партнер, осуществляющий внешнеэкономические связи.

Эффективность вклада каждого партнера в общую сбалансированность внешнеэкономической деятельности рассчитывается по формуле 2:

ЭКi = Кi УДi, (2) где ЭКi – показатель эффективности вклада i-того внешнеторгового партнера; Кi – коэффициент сбалансированности внешнеторговых связей с i-тым партнером; УДi – удельный вес внешнеторгового оборота с i-тым торговым партнером в общем внешнеторговом обороте.

Влияние эффективности вклада i-того внешнеторгового партнера на общую сбалансированность можно определить по формуле 3:

Кобщ = ЭКi / 100, (3) где Кобщ – коэффициент общей сбалансированности внешнеторговой деятельности.

Анализ численных значений формулы 3 позволяет определить, каким образом каждый i-тый внешнеторговый партнер влияет на общую сбалансированность внешнеэкономической деятельности.

Функция внешнеторговой деятельности определяется на заключительном этапе оценки уровня развития внешнеторговой деятельности компонента. С ее помощью выявляется возможность наглядно оценить масштабность внешнеторговых операций региона и выявить изменения во внешнеторговой деятельности на региональном уровне за конкретный период. Определение функции внешнеторговой деятельности осуществляется следующим образом. Рассчитываются коэффициенты сбалансированности внешнеторговой деятельности региона и удельные товарообороты с каждым торговым партнером. Значения коэффициентов сбалансированности откладываются по оси абсцисс, а значения удельных товарооборотов – по оси ординат. При этом область изменения коэффициента сбалансированности на оси абсцисс находится в пределах от –1 до + 1. Удельные внешнеторговые обороты суммируются по признаку соответствия их определенным значениям коэффициента.

Суммирование проЭКОНОМИКА 105 изводится, в том случае, если регион осуществляет внешнеторговую деятельность с большим количеством стран, и, как правило, по интервалам, например:

[- 1; 0,9], и т. д. Полученные суммарные значения откладываются вдоль положительного значения оси ординат. По отложенным точкам строится кривая, определяющая масштабы внешнеторговой деятельности региона за конкретный период.

Анализ уровня развития региона по функции внешнеторговой деятельности базируется на следующих основных аспектах. Если большая часть площади, ограниченная кривой находится в положительной области оси абсцисс, то имеет место превышение экспортных поставок над импортными и наличие в регионе положительного сальдо. И наоборот: наличие в регионе отрицательного сальдо покажет больший объем площади, ограниченной кривой, в отрицательной области оси абсцисс. Площадь, соответствующая определенным значениям удельных товарооборотов, расположенных по оси ординат, и расположенная на графике в пределах соответствующих значений коэффициента сбалансированности покажет размеры объемов экспортноимпортных операций с конкретными участниками внешнеторговой деятельности. В основе построения графика функции лежат относительные величины, что позволяет сопоставлять уровень развития внешнеторговых связей государств за различные периоды времени.

Оценим внешнеторговую деятельность Республики Беларусь с регионами Российской Федерации по вышеприведенной методике.

Республика Беларусь осуществляет внешнеторговые связи с 7 федеральными округами Российской Федерации: Центральным, Северо-Западным, Южным, Приволжским, Уральским, Сибирским и Дальневосточным. Определим сбалансированность внешнеторговых связей Беларуси с каждым из этих регионов и общую – с Россией за 1999-2000 гг., а также эффективность вклада каждого региона России и их влияние на общую сбалансированность внешнеторговых отношений Беларуси и России за каждый исследуемый год.

Таблица 1 Данные о сбалансированности внешнеторговых связей Беларуси и России в 1999 г.

–  –  –

В 2000 году при ухудшении сбалансированности торговых отношений двух государств, общий объем внешнеторгового оборота Беларуси и России значительно увеличился по сравнению с 1999 г. Следует отметить, что при довольно значительном объеме товарооборота Центральный регион обладает высокой сбалансированностью отношений с РБ (К = 0,054). Практически на таком же высоком уровне сбалансированность торговых отношений у республики с Северо-Западным регионом и наиболее высокая – с Приволжским округом (К= – 0,006). Наибольшая несбалансированность отношений остается у республики с Уральским (К = -0,897) и Дальневосточным (К = 0,6507) федеральными округами. Отрицательное влияние Уральского региона на общую сбалансированность отношений РБ и России в 2000 году не только осталось доминирующим, но и по сравнению с предыдущим годом возросло (ЭК = – 24,21).

Таким образом, внешнеторговые связи Республики Беларусь и Российской Федерации за период с 1999 по 2000 гг. имеют следующие особенности: Первая. Общая сбалансированность отношений РБ и России на протяжении исследуемого периода довольно высока, хотя в 2000 г. по сравнению с 1999 г. наметились некоторые тенденции к ухудшению общей сбалансированности их отношений (К=-0,1979). Вторая. На общую сбалансированность внешнеторговых отношений РБ и Российской Федерации за исследуемый период наибольшее влияние оказывают торговые отноЭКОНОМИКА 107 шения с Уральским регионом (ЭК имеет самое высокое значение по сравнению с другими регионами). При этом объемы импортных закупок из этого региона оказывают влияние на формирование отрицательного сальдо в 1999-2000 гг. Третья.

Внешнеторговые отношения РБ с Центральным регионом России характеризуются самыми высокими объемами внешнеторгового оборота и большой степенью влияния на общую сбалансированность отношений двух стран (по эффективности вклада занимает второе место после Уральского региона).

Как отмечалось выше, построение графика функции внешнеторговой деятельности является заключительным этапом анализа, своеобразным симбиозом аналитического исследования. Функции внешнеторговой деятельности определены за период с 1999 по 2000 гг., причем каждому году соответствует своя функция. Графики функций внешнеторговой деятельности представлены на одном рисунке, что позволяет наглядно продемонстрировать изменения в развитии внешнеторговой деятельности Республики Беларусь в последние годы.

–  –  –

Рис. 1. График функций внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь с регионами России в 1999-2000 годах Представленные на рисунке графики функций наглядно подтверждают результаты анализа, проведенного на предыдущих этапах при оценке сбалансированности внешнеторговой деятельности республики. Графическое изображение функций наглядно показывает, что каждая из двух функций имеет по два максимума. Один из максимумов (назовем его первый максимум) расположен в области близкой к нулю, что говорит о высоких объемах внешнеторговой деятельности республики при ее относительной сбалансированности с регионами России. Наибольшее влияние ежегодно на сбалансированность внешнеторговых отношений оказывает Центральный федеральный округ, удельный товарооборот которого колеблется в пределах 50 %.

Второй максимум каждой функции расположен в отрицательной области в интервале близком к единице на оси абсцисс (область значительной несбалансированности импорта). Возникновение этого максимума обусловлено ежегодными большими объемами импортных поставок из Уральского региона.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования внешнеторговых связей с Российской Федерацией (прежде всего, налаживания сбалансированных связей с Уральским федеральным округом), так как ВЕСТНИК ГГТУ ИМ. П.О. СУХОГО № 2 2002 в настоящее время еще не в полной мере используются преимущества создающегося общего экономического и таможенного пространства, единого рынка, обеспечивающих эффективное функционирование имеющегося научно-производственного потенциала наших стран.

Литература

1. Ковальчук В.В. Анализ внешнеторговых связей (переходный период, региональный аспект). – Мн.: Белинформпрогноз, 1997. – 140 с.

2. Внешняя торговля РБ 1995-2000 гг.: Статистический сборник. – Мн.: Информстат Минстата РБ, 2001. – 374 с.

Получено 05.09.2002 г.

Похожие работы:

«ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА «О комплексе мер по улучшению инвестиционного климата и выполнению плановых показателей 2014 года по привлечению инвестиций» Докладчик: Нечаев В.А., заместитель Губернатора Новгородской области Первоочередной задачей инвестиционной политики Новгородской области является создание правовых, экономических и организационных условий, максимально способствующих укреплению инвестиционного потенциала области и его эффективному использованию. В соответствии с поручением Президента...»

«ВЕРХОВНА РАДА УКРАЇНИ ІНФОРМАЦІЙНЕ УПРАВЛІННЯ ВЕРХОВНА РАДА УКРАЇНИ У Д ЗЕРКАЛІ ЗМІ: За повідомленнями друкованих та інтернет-ЗМІ, телебачення і радіомовлення 24 грудня 2008 р., середа ДРУКОВАНІ ВИДАННЯ Бюджетный эксцесс Наталья Непряхина, КоммерсантЪ (Украина) Верховная Рада вчера приняла к рассмотрению доработанный Кабинетом министров проект бюджета на 2009 год. В результате, вопреки рекомендациям МВФ и личной позиции министра финансов В.Пинзеныка, на 2009 год запланирован рекордный дефицит...»

«Размышления над книгой М. Дерябина горизонтальная экономика: контуры управления (О книге Б. Мильнера и Т. Орловой «Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление») В статье рассматриваются основные положения монографии Б. З. Миль­ нера и Т. М. Орловой. Проанализированы предпосылки и главные направле­ ния развития сетевой партнерской рыночной координации и соответствующих методов горизонтального управления. Рассмотрены организационно­управ­...»

« статью в журнале http://publ.naukovedenie.ru Связаться с редакцией: [email protected] УДК 339.137.22 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством Леднев Владимир Алексеевич Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Россия, Москва Первый проректор, научный руководитель факультета спортивного менеджмента, Доктор...»

«Мировая экономика Риски государственно-частного партнерства в инновационной сфере Республики Казахстан Современный этап развития мировой экономики стаТ. М. Матаев вит перед государствами жесткие требования, соответствие которым предполагает наличие системы интенсивно генерируемых и внедряемых инноваций. УДК 339.5 (574) ББК 65.428 С каждым годом инновационный процесс становится М-330 все более интенсивным и более затратным в отношении всех видов ресурсов. Поэтому наиболее эффективное...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Одной из характеристик стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость.

Нижеприведенные коэффициенты финансовой устойчивости , характеризуют независимость по каждому элементу активов предприятия и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива компания в финансовом отношении.

Наиболее простые коэффициенты финансовой устойчивости характеризуют соотношения между активами и обязательствами в целом, без учета их структуры. Важнейшим показателем данной группы является коэффициент автономии (или финансовой независимости , или концентрации собственного капитала в активах ).

Устойчивое финансовое положение предприятия - это результат умелого управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. Финансовая устойчивость обусловлена как стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и от результатов его функционирования, его активного и эффективного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов.

Принцип сбалансированности является принципом построения любых бюджетов. В соответствии со статьей 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета . Несмотря на понятность и логичность теории сбалансированности, достижение ее практической реализации в бюджетам сопряжено с рядом проблем. В связи с этим, более часто наблюдается проблема несбалансированности, которая в свою очередь проявляется в дефиците и профиците бюджета.

В настоящее время существует большое количество методик и показателей, характеризующих сбалансированность бюджета, которые рассчитываются по данным бюджета. Основные показатели бюджета Республики Коми, которые необходимы для расчета коэффициентов сбалансированности и финансовой устойчивости, представлены в таблице 2 .

Таблица 2 - Основные показатели бюджета Республики Коми, в миллионах рублей

Наименование

Отклонение

Доходы всего, в том числе

Налоговые

Неналоговые

Безвозмездные поступления

Субвенции

Дефицит бюджета

Собственные доходы

Собственные расходы

В 2013 году доходы бюджета Республики Коми составили 48,4 млрд. рублей, что на 4,5 млрд. рублей меньше, чем в 2012 году. Что касается расходов бюджета, то можно отметить, что их величина увеличилась на 3,7 млрд. рублей. Основной причиной увеличения расходов бюджета является повышение с 1 июля 2013 года оплаты труда отдельным категориям работников бюджетных учреждений социальной сферы. Кроме того, в 2013 году возросли расходы на увеличение государственного резерва топливно-энергетических ресурсов, на возмещение выпадающих доходов организациям воздушного, речного и железнодорожного транспорта. Сокращение доходов и увеличение расходов привели к росту дефицита бюджета на 8,2 млрд. рублей, который в 2013 году составил 11,5 млрд. рублей.

Для проведения анализа сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Коми были рассчитаны суммы собственных доходов и расходов бюджета, которые определяются как разница между доходами (расходами) бюджета и субвенциями. Также необходимо рассчитать следующие коэффициенты:

1) Коэффициент бюджетного покрытия = Доходы / Расходы

2) Коэффициент бюджетной автономии = (Налоговые доходы + Неналоговые доходы) / Собственные доходы

3) Коэффициент дотационности = Дотации / Собственные доходы

4) Коэффициент дефицита бюджета = (Доходы - Расходы) / (Доходы - Безвозмездные поступления)

5) Коэффициент финансовой независимости = Собственные доходы / Собственные расходы

6) Коэффициент деловой активности = Неналоговые доходы / (Налоговые доходы + Неналоговые доходы)

7) Доходы на душу населения = Доходы / Численность населения

8) Коэффициент бюджетной обеспеченности = Расходы / Численность населения

При расчете доходов на душу населения и коэффициента бюджетной обеспеченности принимаем, что численность населения Республики Коми в 2012 году составляла 880700 человек, а в 2013 году - 872060 человек .

Результаты расчетов показателей сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Коми представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Расчет показателей сбалансированности бюджета

В 2013 году коэффициент бюджетного покрытия составил 0,81, т.е. 81% расходов бюджета покрываются за счет доходов. За год этот показатель сократился на 0,13.

Коэффициент бюджетной автономии, который показывает долю собственных доходов в общей сумме доходов бюджета республики, в 2013 году составил 0,89. Анализируя таблицу 4, можно заметить, что в отношении этого коэффициент наблюдается положительная динамика.

Коэффициент дотационности в 2012 году составил 0,04, т.е. дотации занимают 6% в общем объеме собственных доходов бюджета республики. Однако значение этого показателя в 2013 году уменьшилось в 2 раза. Это обусловлено сокращением дотаций бюджета на 832 млн. рублей

Коэффициент дефицита бюджета Республики Коми в 2012 году составил 0,08. Это значение находиться в пределах нормативов бюджетного законодательства, в соответствии с которым дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Что касается 2013 года, то дефицит бюджета составил 28%. Как уже отмечалось ранее, резкое увеличение дефицита бюджета Республики Коми связано с уменьшением доходов, поступивших в бюджет, и ростом расходов бюджета.

Коэффициент финансовой независимости в 2013 году составил 0,80, который по сравнению с предыдущим годом снизился на 0,14. Это значит, что 80% собственных доходов республика может покрыть самостоятельно без привлечений субвенций

Коэффициент деловой активности в 2013 году составил 0,88, что на 0,01 больше, чем в 2012 году. Это связано с тем, что сумма налоговых и неналоговых доходов сократилась на 2705 млн. рублей, при том, что на 72% это произошло за счет уменьшения налоговых доходов. Полученное значение коэффициента свидетельствует о том, что доля налоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составляет 88%.

Доходы на душу населения в 2013 году составили 54,97 тыс. рублей доходов бюджета на человека, что 5,13 тыс. рублей меньше чем в 2012 году. Это сокращение связано со значительным уменьшением доходов Республики Коми.

Что касается коэффициента бюджетной обеспеченности, или расходов бюджета на душу населения, то в 2013 году они увеличились по сравнению с 2012 годом и составили 68,8 тыс. рублей на человека (в 2012 году - 63,87 тыс. рублей). Это изменение связано с увеличением расходов бюджета при одновременном сокращении численности постоянного населения Республики Коми.

Проанализировав все рассчитанные показатели сбалансированности и финансовой устойчивости, можно сделать вывод о том, что положение республики ухудшается. Об этом свидетельствует увеличение дефицита бюджета, сокращение доходов бюджета на душу населения, рост значения коэффициента бюджетной обеспеченности и т.д.