Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономический механизм охраны окружающей среды. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности. Экономический механизм охраны окружающей природной среды

Для совершенствования системы взаимоотношений человека и природы используют экономический механизм, направленный на защиту окружающей природной среды. Он предназначен для стимулирования субъектов хозяйственной деятельности и граждан к бережному отношению к природе. У субъектов права должно быть выработано самосознание, что нанесение вреда окружающей среде равносильно нанесению вреда самому себе. Экономический механизм включает инструменты поощрительного и принудительного характера, направленные на достижение целей государственной экологической политики.

Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды определены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями).

1. Первый метод - разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов.

Прогнозы социально-экономического развития базируются на системе разных видов прогнозов, включающих демографические, экологические, научно-технические, внешнеэкономические, социальные, а также отраслевые, региональные и т.д. Экологический прогноз представляет собой предсказание возможного поведения природных систем, определяемого естественными процессами и воздействием на них человечества. По масштабам прогнозируемых явлений различают глобальный (на уровне биосферы), региональный (в пределах одного материка или нескольких стран, океана, моря), национальный (в пределах государства) и локальный (касается небольших территорий или отдельных объектов) экологические прогнозы.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по стране, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, а также по регионам. В них представлены количественные и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения. В этих прогнозах должна учитываться экологическая составляющая.

О недооценке роли экологического прогнозирования и ее негативных последствиях свидетельствует пример сахельской трагедии - региональной экологической катастрофы. Экологический прогноз, предсказавший жестокие засухи в 70-х гг. XX в. в зоне южнее Сахары, называемой Сахелью, был сделан еще в 40-е гг. XX в., однако это предостережение не было учтено. В результате, несмотря на международную помощь, этот район постигли большие бедствия - пало до 80% скота, погибли почти все дети в возрасте до двух лет.

Число человеческих жертв, по некоторым данным, достигло 2 млн человек .

2. Второй метод - плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата устанавливается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные или подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Платежи за загрязнение являются средством воздействия на организации-загрязнители в целях реализации принципа «загрязнитель платит».

3. Третий метод - установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов - это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения паи- лучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Лимиты на размещение отходов - это ограничения количества отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. При их разработке учитывают количество, вид и классы опасности образующихся отходов и площадь (объем) объекта их размещения.

Лимиты, устанавливаемые на определенный срок для организаций-природопользователей, являются составной частью системы экологических ограничений по территориям и представляют собой объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

4. Четвертый метод - проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов.

Различают экономическую и внеэкономическую оценки природных объектов и ресурсов. Экономическая оценка представляет собой определение общественной полезности природных объектов или ресурсов в денежном выражении, т.е. вклада в удовлетворение общественных потребностей через производство или потребление. Внеэкономическая оценка - определение экологической, социальной, эстетической, культурной или иной ценности объекта или ресурса, обычно не выражаемой в экономических показателях. Однако она может быть условно исчислена в денежном выражении как сумма, которой готово и может пожертвовать общество за сохранение этого вида ресурса.

Необходимо учитывать, что природные объекты редко бывают изолированными, поэтому экономическая оценка должна проводиться комплексно, включая комбинирование данного ресурса с другими и с оценкой природно-экономического потенциала территории.

Природные объекты нельзя создать, но пользователь несет затраты, связанные с получением прав на временное пользование или изъятие ресурса, длительность которого нередко составляет несколько десятков лег.

Экономическая оценка природных ресурсов используется для определения их стоимости, выбора оптимальных параметров использования, расчета экономической эффективности инвестиций в объекты окружающей среды, оценки ущерба, причиненного окружающей среде.

При проведении экономической оценки природных ресурсов и объектов берут за основу базовую цену, определенную на основе данных государственного (в частности, кадастрового) учета. Возможна корректировка этой цены с учетом рыночного спроса. Цена природного ресурса может быть назначена при проведении аукционов, торгов и т.д. Определенное влияние на цену ресурса, помимо экономической и социальной конъюнктуры, оказывают идеологические и психологические факторы. Например, при установлении цены редкого биологического вида, имеющего этическое и эстетическое значение, исходят из того, сколько общество согласно платить за его сохранение.

При дефиците времени и данных проводят экспертную оценку стоимости природных объектов и ресурсов группой экспертов.

  • 5. Пятый метод - предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов, переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды.
  • 6. Шестой метод - поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды. К такой деятельности относятся производство и продажа товаров, оказание услуг, осуществляемые в целях улучшения качества и охраны окружающей среды. Например, к ней можно причислить создание объектов природоохранного назначения; производство оборудования и средств защиты окружающей среды; работы и услуги по обращению с отходами производства и потребления; работы по созданию природоохранного оборудования, прогрессивных природоохранных технологий, методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия; экологический аудит; информационные услуги в сфере экологии и охраны окружающей среды; экологическое страхование и т.п.

Существуют и иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

  • См.: Степановских А. С. Общая экология. М.: Юнити-Дана, 2002.

Экономические механизмы охраны окружающей среды

I. Кадастры природных ресурсов

II. Финансирование и материально-техническое обеспечение

III. Платы за пользование природными ресурсами и их загрязнение

IV. Экологические фонды

V. Экономическое стимулирование

I. Кадастры природных ресурсов – это своды экономических, организационных, экологических и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также категории природопользователей. Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры составляются по видам природных ресурсов: земельный, лесной, водный и др.
На базе их данных определяется денежная стоимость природного ресурса, продажная цена, система мер по его оздоровлению и восстановлению.

II. Источниками финансирования могут быть: бюджетные средства, банковские кредиты, экологические фонды, собственные средства предприятий (в основном, прибыль) и другие источники. Финансирование экологических программ должно обеспечиваться материально-техническими ресурсами.

III. В платах за пользование природными ресурсами и их загрязнение предусмотрено два вида платы :

1. за пользование природными ресурсами;

2. загрязнение окружающей среды.

За загрязнение предусмотрено два вида платы :

1. за выбросы, сбросы вредных веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов;

2. за выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных лимитов, либо без разрешения.

Внесение платы за использование и загрязнение природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению ущерба.

IV. Экологические внебюджетные фонды формируются из средств от организаций, граждан, иностранных юридических лиц; из платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов; из сумм, полученных по искам, штрафам, за счёт средств от продажи конфискованных орудий охоты и незаконной продукции; из платежей всех предприятий за природопользование. Эти средства зачисляются на специальные счета и используются для финансирования природоохранных мероприятий.

Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью.

V. Меры поощрения :

· освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;

· установление налоговых и иных льгот предприятиям при внедрении безотходных технологий, использовании вторичных ресурсов;

· применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды;

· применение поощрительных цен на экологически чистую продукцию.

Меры наказания :

· введение специального добавочного налогообложения на экологически вредную продукцию и продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий;

· штрафы за экологические правонарушения [Цветкова, 1999].

3.2. Экозащитная техника и технологии

Инженерные природоохранные мероприятия делят на две группы:

I. Мероприятия, снижающие выброс загрязняющих веществ и уровень вредных воздействий:

1. Совершенствование технологических процессов и внедрение малоотходных и безотходных технологий.
2. Изменение состава и улучшение качества используемых ресурсов (удаление серы из топлива, переход с угля на газ или нефть, с бензинового топлива на водородное и др.).
3. Установка очистных сооружений с последующей утилизацией улавливаемых отходов.

  • Совокупность факторов неорганической природы. Дайте характеристику этим факторам. Биотические экологические факторы.
  • Экологические факторы, ограничивающие развитие организма. Закон минимума ю. Либиха и толерантности в. Шелфорда.
  • Место популяции в биоте Земли. Основные статические и динамические показатели популяции.
  • Экологические пирамиды.
  • Пищевые взаимоотношения организмов и трофическая структура экосистемы. Какие трофические системы являются проводниками энергетических потоков в экосистемах.
  • Динамика экосистемы. Виды экологических сукцессий.
  • Биосфера. Основные ее отличия от других оболочек земли. Свойства биосферы. Состав и границы биосферы.
  • Учение в.И.Вернадского о биосфере.
  • Круговороты веществ в природе. Функции живого вещества в биосфере.
  • Роль азота в биосфере. Биогеохимический круговорот азота. Роль углерода в биосфере. Биогеохимический круговорот углерода.
  • Фотосинтез и хемосинтез, их роль в окружающей среде.
  • Что такое ноосфера и почему возникло это понятие?
  • Что понимается под антропогенным воздействием на биосферу?
  • Дайте определение загрязнению окружающей среды. Укажите его виды, объекты и масштабы.
  • Наиболее опасные загрязняющее вещества для человеческой популяции и природных биотических сообществ.
  • Оцените роль различных отраслей хозяйства в загрязнении атмосферы. Приведите примеры пагубного влияния высокотоксичных загрязнителей на живые организмы.
  • Основные загрязнители атмосферного воздуха и их воздействие на окружающую среду.
  • Важнейшие экологические последствия глобального загрязнения атмосферы.
  • Кислотные осадки. Воздействие на окружающую среду. Причины и последствия образования химического и фотохимического смогов.
  • Истощение озонового слоя Земли.
  • Деградация почв, ее причины.
  • Антропогенное воздействие на погоду и климат.
  • Литосфера. Разработка недр и ее негативное воздействие на окружающую среду. Другие антропогенные воздействия на литосферу.
  • Почва. Состав и ее свойства. Основные факторы почвообразования. Строение почв в вертикальном разрезе. Состояние земельных ресурсов в Белгородской области. Виды деградации почвы.
  • Химический состав почвы. Виды эрозии почв. Экологический ущерб от эрозии. Особенности антропогенного воздействия и загрязнения на почвы. Рекультивация почвы.
  • Охарактеризуйте функции леса в биосфере. Гибель лесов и ее влияние на состояние окружающей среды.
  • Экологические последствия антропогенного воздействия на биотические сообщества.
  • Взаимоотношения между организмами. Основные функции различных представителей биоты в экосистеме.
  • Антропогенное воздействие на биосферу. Назовите основные причины вымирания животных, сокращения их числа и утраты ими биологического разнообразия в настоящее время.
  • Состав и строение атмосферы. Виды атмосферного загрязнения. Защита атмосферы от антропогенных воздействий.
  • Состав и строение гидросферы.
  • Санитарно-химические показатели качества воды.
  • Жесткость воды, ее виды. Основные методы умягчения вод.
  • Состав и строение атмосферы. Образование смога. Защита атмосферы от антропогенных воздействий.
  • Типы круговоротов в биосфере.
  • Парниковый эффект и глобальное потепление климата.
  • Атмосфера. Загрязнение атмосферы. Кислотные осадки.
  • Содержание кислорода в воде.
  • Природные воды. Их качество, количество и состав.
  • Основные методы очистки сточных вод.
  • Биохимическая очистка сточных вод. Привести пример на основе городских очистных сооружений.
  • Назовите основные стандарты качества окружающей природной среды.
  • Нормирование качества окружающей среды. Пдв и пдс.
  • Состояние человека как отражение состояния экосистемы. Закономерности роста популяции человека. Основные механизмы преодоления действия лимитирующих факторов.
  • Основные факторы, определяющие состояние здоровья. Критерии качества состояния здоровья в Белгородской области.
  • Экологические правонарушения. Основные виды ответственности за экологические правонарушения.
  • Способы повышения заинтересованности природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.
  • Экономические механизмы защиты окружающей среды.
  • Экологические кризисы и катастрофы. История антропогенных экологических кризисов. Пути выхода из современного экологического кризиса.
  • Сущность экологического мониторинга. Виды мониторинга.
  • Биоиндукция и биотестирование. Растения и животные – индикаторы содержания химических веществ в окружающей среде.
  • Экологические пирамиды. Трофические взаимоотношения в экосистеме. Закономерности трофического оборота в биоценозе.
  • Нормирование. Экологические стандарты.
  • Экологическая экспертиза и сертификация.
  • Экологический риск. Экологический аудит.
  • Международные объекты охраны окружающей природной среды.
  • Основные принципы международного экологического сотрудничества.
  • Экологизация общественного сознания. Формирование нового экологического сознания.
  • Природоохранная деятельность и основные ее виды.
    1. Экономические механизмы защиты окружающей среды.

    включает в себя проведение следующих мероприятий:

    1) планирования и финансирования природоохранительных мероприятий;

    2) установления лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения

    3) установления нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

    4) предоставления предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими мало-

    отходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

    5)возмещения в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Финансирование.

    Прежде всего, экономический механизм направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм.

    Следующая важнейшая функция экономического механизма - стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них.

    Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также явную недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах.

    1. Экологические кризисы и катастрофы. История антропогенных экологических кризисов. Пути выхода из современного экологического кризиса.

    В истории планеты многочисленны примеры экологических кризисов и катастроф различного масштаба. Они неоднократно потрясали биосферу, несли гибель многим видам живого и существенно меняли генотипический состав биоты. Нарастание негативных последствий антропогенного воздействия на биосферу привело к современной кризисной ситуации в ней.

    Кризисы, бедствия и катастрофы - это нарушения природного экологического равновесия, потеря устойчивости биологическими системами. При этом кризисы, не разрушают систему полностью, а приводят ее в состояние неустойчивости, из которого возможен выход к изменению уровня функционирования или управления системой, либо к гибели системы. Таким образом, кризис может быть и обратимым. Катастрофа - комплекс изменений в системе, которые ведут к ее исчезновению. При катастрофе нарушается одновременно большое количество взаимосвязей, прекращает функционировать системообразующий фактор, и система, как таковая, перестает существовать.

    История антропогенных экологических кризисов

    История биосферы богата примерами локальных экологических кризисов. Они случались как до появления человечества, так и во время его существования. В районах, оказавшихся испорченными неумелым хозяйствованием человека, «свет цивилизации» постепенно затухал, зато с новой силой и новым блеском он вспыхивал в других районах земного шаpa.

    Подобными кризисами, вызванными антропогенными воздействиями, принято считать следующие.

    Кризис перепромысла животных (кризис консументов). Это был первый 1 антропогенный экологический кризис, который произошел 10-50 тыс. лет назад в результате интенсивного развития охоты. Выход из кризиса был найден в ходесельскохозяйственной революции, ознаменовавшейся переходом к производящему хозяйству.

    Кризис примитивного поливного земледелия (кризис продуцентов). Он возник около 2 тыс. лет назад в связи с повышением производительности сельского хозяйства и появлением излишков продукции, которые можно было менять или продавать. Кризис был вызван истощением плодородия почв. Решить проблему удалось в результате второй сельскохозяйственной революции, переходом к широкому освоению неполивных земель.

    Кризис перепромысла растительного материала (кризис продуцентов). Этот кризис принято считать вторы м антропогенным кризисом, который произошел 150-350 лет назад. В ходе промышленной революции он заставил человечество начать интенсивное использование минеральных (ископаемых) источников энергии, что совместно с другими процессами вызвало дисбаланс в энергетических процессах биосферы. Кризис физического и химического загрязнения биосферы (кризис редуцентов). Далее, 40-60 лет назад, в связи с развитием научно-технической революции начался и продолжается в настоящее время третий антропогенный или глобальный кризис, который уже не в состоянии справляться с разложением всего постоянно растущего «антропогенного букета загрязнений». Особые проблемы возникают с теми впервые синтезированными человеком веществами, которые не имеют природных аналогов, и, следовательно, для которых в природе нет систем (организмов или абиотических процессов), способных редуцировать эти вещества до исходных химических элементов.

    Каковы же пути преодоления глобального экологического кризиса ? Чтобы справиться с ним, сначала необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного человека, то есть от нас с вами. Главную роль в решении этой задачи играет экологическое просвещение всех слоев и всех возрастных категорий общества. Следующий шаг - создание эффективного природоохранного законодательства. Помимо национальных законов, регулирующих отношения между предприятиями, государством и его жителями в области ответственности за загрязнение природной среды, важное значение имеют межгосударственные правовые отношения. Действительно, глобальный ЭК касается всей планеты, границы между странами не служат препятствием для перемещения газов, радионуклидов и экотоксикантов. Общая цель национального и международного природоохранного законодательства достаточно ясна: ни отдельному человеку, ни государству в целом не должно быть выгодно, загрязнять планету сверх заранее согласованной международным сообществом меры и каждый случай сверхнормативного загрязнения должен преследоваться законом.

    Ключевым элементом в борьбе с ЭК является поиск грамотных и действенных научно-технических решений. Это означает, что на экологию должны работать многочисленные институты, лаборатории, университеты, фирмы. Природоохранной экспертизе должно подвергаться любое действующее или реконструируемое предприятие, каждый проект нового строительства независимо от его социальной направленности. И наконец, экологический компонент среднего, специального и высшего образования должен стать неотъемлемой частью подготовки любого специалиста в области техники, естественных наук, медицины, экономики и даже гуманитарных наук. Особое значение имеет экологическая подготовка учителей. Экологический кризис является наибольшей опасностью, стоящей сегодня перед человечеством. Анализ показывает, что другие глобальные кризисы - энергетический, сырьевой, демографический - в своей основе сводятся к проблемам охраны природы. У жителей Земли нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение расправится с большей частью землян

    Экономический механизм - система экономически стимулирующих инструментов (способы воздействия, меры) охраны окружающей среды (планирование, прогнозирование, финансирование, страхование, экономическое стимулирование). В состав экономического механизма входят: · правила заключения договоров, выдача лицензий и установление лимитов на комплексное природопользование; · платность природопользования; · экономическое стимулирование охраны окружающей среды. Договор, лицензия и лимиты на природопользование определяются законом следующим образом: Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием: · вида, объема и лимита хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; · экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. Законом предусматривается платность природопользования, включая плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды осуществляется путем: O установления налоговых и иных льгот; O освобождения от налогообложения экологических фондов; O применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; O введения платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие вредные воздействия на окружающую среду; O применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды. 11)

    Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

    Еще по теме Экономический механизм охраны окружающей среды. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.:

    1. 38.Экономическая оценка природных объектов. Экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
    2. 28. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм).
    3. 35. Понятие и сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования
    4. 20. Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды: методы, формы, функции управления. Соотношение административных и экономических методов управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
    5. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды: понятие, методы.
    6. 23.Понятие, сущность и элементы организационно-правового механизма охраны окружающей среды
    7. 92.Организационно-правовой механизм сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды.
    8. 9.Понятие и содержание эколого-правового статуса граждан. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Права граждан в области охраны окружающей среды. Обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Права и обязанности граждан в области использования природных ресурсов.
    9. 9. Использование достижений научно-технического прогресса с целью охраны и оздоровления окружающей среды и здоровья населения. Анализ состояния здоровья в зависимости от характера и уровня загрязнения окружающей среды.
    10. Экологическое управление как организационный механизм в сфере охраны окружающей среды (понятие, цели, принципы, виды, функции).

    1. Типы экономических механизмов и инструментов.

    Экономический механизм природопользования – это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.

    Выделяют три типа экономических механизмов природопользования:

    1. компенсирующий (мягкий) механизм - борьба с последствиями (а не с причинами ) техногенного типа экономического развития.

    2. стимулирующий механизм - поощрение развития экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности.

    3. жесткий механизм - ограничение природоэксплуатирующей деятельности; такой механизм посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.

    В реальной действительности данные механизмы природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности. Все направления экономического механизма природопользования связаны между собой, часто взаимообусловлены и пересекаются на практике.

    Назначение экономических инструментов – использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически релевантном направлении. В этом случае экономическим агентам предоставляется значительная свобода выбора в поиске эффективных путей достижения общественно значимых природоохранных целей.

    Инструменты эколого-экономического регулирования можно условно подразделить на:

    · поощрительные меры - «метод пряника» (льготное налогообложение (экологичных видов продукции), льготное кредитование и субсидирование экопроектов, дотации на приобретение природоохранного оборудования, ускоренные сроки амортизации природоохранного оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности);

    · принудительные меры – «метод кнута» (платежи за природные ресурсы, за выбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, сокращение субсидирование природоемких и неэкологичных производств, повышенное налогообложение («неэкологичной» продукции));

    · компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов, экологическое страхование).

    В составе экономических инструментов могут быть выделены рыночные и финансово-кредитные рычаги и стимулы.

    Рыночно ориентированные инструменты :


    · природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды;

    · рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;

    · механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;

    · залоговая система;

    · интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей;

    · методы прямых рыночных переговоров;

    Финансово-кредитные инструменты:

    · формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;

    · кредитный механизм ООС, займы, субсидии и т. п.;

    · режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

    · экологические и ресурсные налоги;

    · система страхования экологических рисков.

    2. Теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение : использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования; понятие экстерналий и Пигувианского налога.

    Использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования

    «Загрязнитель платит» - принцип, согласно которому загрязнитель обязан возместить обществу затраты, связанные с ликвидацией ущерба от загрязнения.

    В области охраны окружающей среды необходимо заставить оплачивать издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной.

    Это один из фундаментальных экономических и правовых принципов. Официально введен ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в свои документы в 1972 г.

    В России этот принцип положен в основу механизма платежей за загрязнение.

    В ряде случаев принцип «загрязнитель платит» трансформируется в принцип «платит жертва» – величина платежей оплачивается потребителем: платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относятся в России на издержки (себестоимость) производства.

    В данном случае это справедливо, т.к. за загрязнение, неустранимое при данном уровне техники и технологии, должно расплачиваться все общество, если хочет потреблять тот или иной продукт. Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие расплачивается все общество.

    Формы платности за природные ресурсы :

    1) Формы платы за использование земли : зависят прежде всего от типа отношений собственности: землевладения, бессрочного (постоянного) или временного пользования земельными участками, их аренды.

    ü земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) Взимается за земельные участки, находящиеся в собствен­ности, земельный налог. Размеры платы за землю определяются в за­висимости от площади, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки. Платежи за землю обычно поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых находятся земельные участки. Так, в России плата за землю является сегодня единственным видом так называемых природноресурсных налогов и платежей, в установлении размера которого участвуют органы местного самоуправления; после 2005 г. планируется полное их зачисление именно в местные бюджеты в качестве одного из основных доходных источников. Для стимулирования ра­ционального использования земли эти виды платежей должны направляться ис­ключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеуст­ройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат зем­лепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за пользование ими, на фиксированные выплаты земле­пользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории.

    ü арендная плата (Взимается за арендуемую землю. При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата, как правило, поступает на его счет. Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению)

    В разных странах существуют определенные льготы по взиманию платы за землю. Так, в России от платы за землю полностью освобождаются 23 категорий землепользователей, в том числе заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные в соответствии с кадастровой оценкой земли и т. д.

    2) Формы платы за водные ресурсы :

    ü плата, связанная с использованием водными объектамиводный налог

    Существуют две основные схемы взимания платы за водопользование.

    1) Первая, которая характерна для России, Австралии, стран Азии и Африки, основана на жестком государственном регулировании размеров платы. Все платежи при этом направляются в государственный бюджет, где аккумулируются для последующего использования на цели содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений.

    2) Вторая схема применяется главным образом в странах Западной Европы, США и Канаде. Она основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые образуют бассейновые объединения. Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание объединения и финансирование его деятельности. Государство же получает налоги от бассейнового объединения, которые используются в основном для кредитования и субсидирования водохозяйственного строительства и выплат компенсации льготным категориям водопользователей.

    3) Формы платы за пользование лесным фондом :

    ü арендная плата

    ü плата по договору купли-продажи лесных насаждений

    Платежи за лесопользование могут взиматься за заготовку древесины, отпу­скаемой на корню; за заготовку живицы; за заготовку второстепенных лесных ма­териалов; за побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев, пасек и других видов лесного пользования); за лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, туристских или спортивных целей.

    4) Формы платы за пользование недрами :

    ü разовые платежи за пользование недрами;

    ü регулярные платежи за пользование недрами;

    ü плата за геологическую информацию о недрах;

    ü разовый сбор (бонус) за участие в конкурсе (аукционе, тендере) за право пользования недрами;

    ü периодический сбор (плата) за лицензию на недропользование.

    5) Система платежей за пользование животным миром :

    ü плата за пользование животным миром, т.е. за изъятие из естественной среды обитания следующих групп

    Объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

    Принадлежащих к видам, занесенных в Красные книги разного уровня;

    Не отнесенных к перечисленным выше группам.

    ü штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

    При необходимости регулирования численности отдельных видов, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, домашних животных, а также для предотвращения нанесения ущерба экономике страны, изъятие может быть разрешено бесплатно или за вознаграждение.

    В целом мировая практика движется по пути постепенного и целенаправленного внедрения новых, более совершенных экологических налогов и сборов, стимулирующих природоохранную деятельность и рациональное ресурсопользование.

    В странах ЕЭС выделяются следующие основные разновидности экологических налогов и платежей (согласно Европейскому экологическому агентству):

    1. Компенсирующие налоги – это налоги (платежи), служащие цели покрытия экологических издержек. Подразделяются на платежи пользователей и отложенные платежи . Например, платежи за сточные воды или за размещение отходов.

    плата за забор воды из водоемов, налоги на шумовое загрязнение, специальные налоги на батарейки

    в России применяются в основном этот тип налогов

    2. Стимулирующие налоги – направлены на поощрение изменения поведения производителей / потребителей в сторону экологически безопасного и ответственного. При наличии необходимой информации могут устанавливаться на уровне, уравновешивающем предельные экологические издержки и предельные выгоды. В этом случае они именуются оптимальными и выполняют функции, аналогичные первой разновидности налогов. В противном случае их называют инструментальными стимулирующими налогами.

    налоги на тару одноразового использования, алюминиевую фольгу, соль для посыпки дорог, мебель из тропической древесины.

    в России – в стадии обсуждения

    3. Фискальные экологические налоги – налоги, используемые преимущественно в фискальных целях и повышающие бюджетный доход, могут также использоваться для ослабления налогового бремени на труд и капитал.

    В России – акцизы на нефть, газовый конденсат, природный газ.