Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что будет с Белоруссией после Лукашенко. Предсказания о республике Беларусь

Эксперты сходятся во мнении, что в начале года зарплаты в Беларуси «просядут».

– Сейчас власти искусственно – за счет премий, тринадцатых догоняют зарплату до 1000 рублей, но в январе-феврале изобразить красивые цифры по получке не получится, – рассуждает политический аналитик Александр Класковский .

По мнению Вадима Иосуба , старшего аналитика «Альпари», в начале следующего года средняя зарплата по стране опустится примерно до 850 рублей, и вернуться к 1000 рублей «хорошо, если удастся к лету».

Александр Класковский считает, что до конца следующего года «через выкручивание рук вертикали и директорату» зарплату в 1000 рублей будут стараться удерживать, но о средней получке в полторы тысячи рублей, о которой заявлял Александр Лукашенко , можно забыть.

– Сейчас эта цифра уже не фигурирует. Видно, даже президент понимает, что нельзя задирать планку по зарплате, так как это будет чревато для экономики, – говорит Класковский.

ВВП: рост будет, но недостаточный

Белорусское правительство ожидает, что по итогам 2018 года ВВП в Беларуси вырастет на 3,5%. Независимые эксперты прогнозируют более скромный рост экономики – примерно на 1,5 – 2%.

Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари», говорит, что рост ВВП в Беларуси будет зависеть от мировых цен на нефть, на калийные удобрения, а также от экономической ситуации в России.

– Если по всем этим параметрам все будет неплохо, можно надеяться на рост ВВП на 1,5 – 2%, – говорит Вадим Иосуб.

По мнению политического аналитика Александра Класковского, учитывая то, что несколько предыдущих лет ВВП снижался, его рост в 2017 и, как ожидается, в 2018 годах дает основание для оптимизма. Но оптимизм этот, по мнению Класковского, относительный.

– Такого темпа роста недостаточно. Среднемировой показатель роста ВВП – около 3,5%. А в развивающихся странах внутренний валовой продукт должен расти еще большими темпами, ведь им надо догонять развитые, богатые страны, – говорит Класковский. – Беларусь в этом плане отстает, и это отставание накапливается.

По мнению собеседника, без решительных реформ экономика Беларуси продолжит «топтаться на месте», обеспечивая нашей стране позицию аутсайдера.

В 2015 – 2016 годах ВВП в Беларуси снижался. В 2015 году падение в экономике составило 3,9%, в 2016 – 2,6%. По итогам 2017 года ожидается рост ВВП на 2%.

Курс рубля: корзина валют подорожает на 7%

Сильных потрясений на валютном рынке эксперты не прогнозируют, но и прогнозировать точный курс белорусского рубля к основным валютам не берутся.

Вадим Иосуб считает, что стоимость валютной корзины в следующем году скорее всего будет расти. За год, по мнению эксперта, она подорожает примерно на 7%. Но о курсе белорусского рубля к конкретной валюте (доллару, евро, российскому рублю) судить сложно.

– Все будет зависеть от внешних факторов. Например, мировых цен на нефть, курсов валют по отношению друг к другу, – говорит Вадим Иосуб.

По мнению Александра Класковского, после нескольких девальваций экономические власти страны уже поняли, что «нельзя опять наступать на грабли», и Нацбанк проводит грамотную жесткую монетарную политику. Но вот волюнтаристские политические решения вроде «всем зарплату по 1000 рублей», которые диктуются популизмом и не основываются на реальных экономических условиях могут преподнести неприятные сюрпризы, считает собеседник.

К тому же, отмечает Класковский, белорусская экономика зависит от России, которая в свою очередь «сидит на нефти», и ситуация на валютном рынке нашей страны будет зависеть от курса российского рубля.

– Важно, какими будут цены на нефть, как будут складываться отношения Москвы с Западом. В феврале 2018 года начнет действовать новый пакет американских санкций против России. Если они обвалят российский рубль, незавидная перспектива ждет и белорусский, – рассуждает Класковский.

Бизнес: рывка вперед не будет

В ноябре в Беларуси подписали декрет №7. Документ, призванный раскрепостить бизнес, анонсировали как революционный. Эксперты считают, что декрет №7 – «это лучше, чем ничего», но импульс деловой инициативе в следующем году он вряд ли придаст. Вадим Иосуб не исключает, что предпринимателей в стране станет немного больше, это снизит напряженность на рынке труда, но кардинально ситуация в сфере предпринимательства не изменится.

– Изменения, прописанные в декрете – косметические. Они правильные, но минимальные, их недостаточно, – говорит Вадим Иосуб.

Александр Класковский считает, что в документ вошли не все предложения бизнес-сообщества, к тому же нет гарантии того, что декрет №7 не повторит судьбу директивы №4, подписанной несколько лет назад. Она тоже касалась послаблений для предпринимателей, но на практике большинство ее положений просто не реализовывалось.

– Белорусский бизнес уже не верит в раскрепощение, в справедливость, – говорит Александр Класковский. – У нас порочна вся система – нет правового государства, нет уважения к закону, нет независимых судов. Сегодня могут красиво написать на бумаге, а завтра прийти и уничтожить этот бизнес, надеть на его хозяина наручники.

Александр Класковский считает, что белорусские предприниматели «настолько биты», что боятся рисковать, расширяя свой бизнес, а новые люди в эту сферу вряд ли придут.

С большой осторожностью, по мнению Класковского, смотрят на Беларусь и зарубежные инвесторы.

– Были примеры, когда они оставались здесь без своих предприятий, поэтому к нашей стране они относятся с опаской, – рассуждает Класковский. – Все эти прогрессивные декреты в любой момент могут быть отложены в сторону ради каких-то якобы революционных решений. Они пишутся, но никаких гарантий их выполнения нет.

Декрет №3 и протесты: новый документ не будет драконовским, но могут придумать новую «глупость»

По мнению экспертов, спрогнозировать политическую активность белорусов в следующем году сложно, ведь «протесты всегда непредсказуемы, никто и никогда не предупреждал ни об одной революции, не предвидел февральский марш возмущенных белорусов».

Нынешняя ситуация в стране, считают эксперты, не идеальна, но и поводов для политических волнений пока нет.

– Современная белорусская экономическая модель очень шаткая, ведь советский потенциал исчерпан, подпитка со стороны России стала меньше, а собственных сил у белорусской экономики нет. Но если не будет каких-либо форс-мажорных обстоятельств, то поводов для серьезных социальных протестов в стране не предвидится. Власти не обеспечат чудес благосостояния народа, но и нищеты тоже не будет, – рассуждает Александр Класковский.

По мнению собеседника, ушли в прошлое и народные возмущения по поводу самого скандального за историю страны документа – декрета №3. Он считает, что «протесты дармоедов стали для властей уроком», и этот декрет все еще не отменили лишь для поддержания имиджа руководства страны.

– По сути, этот декрет выхолостили. Я думаю, что после внесения изменений это будет совсем другой документ, в котором не будет драконовских методов воздействия на тунеядцев, и его сверхзадачей будет не поднести спичку к бочке с порохом. Возможно, в будущем этот декрет и вовсе отменят, – говорит Класковский.

При этом Вадим Иосуб не исключает, что в 2018 году неожиданно и непредсказуемо могут возникнуть новые поводы для недовольства людей.

– Белорусские власти могут на ровном месте придумать очередную глупость наподобие декрета №3, которая вызовет волну протестов, – говорит Вадим Иосуб.

Оригинал взят у antisemit_ru в Что ждет Беларусь? Или два прогноза будущего.

By courtesy of valery_brest_by . Я щас приведу оба эти прогноза и слегка откомментирую.


Белорусский среднесрочный прогноз от Колерова

(Модест Колеров : кандидат исторических наук, Действительный Государственный советник России 1-го класса, руководитель портала REGNUM.RU)
1. Продолжится быстрое сближение правящей номенклатуры с Западом и его клиентами внутри страны.
2. Национализация номенклатуры сделает именно ее главным носителем националистические риторики.
3. Отношения с Россией ухудшатся до такой степени, что Минск станет инициатором фактического замораживания своего участия в Союзном государстве, ОДКБ и ЕАЭС.
4. Транзит из центральной России в Калининград по территории Белоруссии и Литвы станет практически невозможным.
5. Транзит из России в Польшу и далее по территории Белоруссии будет переведен в режим ручного управления.
6. Политическая номенклатура приведет к власти одобренной Западом экономическое правительство либертарианцев, которое начнет «шоковые» реформы, главным призом в которых будет свободный доступ граждан Белоруссии на рынок труда в ЕС.
7. Идеологией власти станет «национальное возрождение», быстро переходящее в этнический национализм и русофобию под видом борьбы против «русского империализма».
8. Москва будет молча наблюдать за этими переменами, лишь изредка выступая с обращениями Государственной думы к Минску в защиту «великой дружбы»
9. Западная граница Смоленской области снова станет полноценной границей России.

Белорусский среднесрочный прогноз от Дзерманта

(Алексей Дзермант : философ, политолог, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, руководитель портала IMHOCLUB.BY)
1. «Разрядка» в отношениях с Западом имеет четкую «красную линию» — стратегические интересы России. И белорусское руководство не переступит эту черту.
2. Республика Беларусь, как национальное государство, сохранит символическую и идеологическую преемственность с БССР и советским проектом. Восточноевропейский национализм по типу прибалтийского или украинского не станет в Беларуси идеологией власти.
3. Отношения с Россией будут зависеть от готовности России строить равноправный союз с Беларусью, учитывать интересы партнеров по евразийской интеграции. Вариант вхождения Беларуси шестью губерниями в состав России исключен как самый деструктивный. Военно-политический союз России и Беларуси будет укрепляться, поскольку именно он является основной гарантией белорусского суверенитета.
4. Именно Беларусь, согласовав свои действия с Россией, используя все доступные рычаги (дипломатические, экономические, политические) воздействия на Литву, будет основным лоббистом деблокирования Калининградской области.
5. Беларусь, сохранив внутреннюю политическую устойчивость, на фоне продолжающегося кризиса в Украине, и далее будет самым стабильным транспортным хабом между ЕС и ЕАЭС, а также станет одним из ключевых пунктов китайского Нового шелкового пути в Восточной Европе.
6. Экономические реформы будут проводиться в Беларуси по китайскому сценарию — под жестким контролем государства, с сохранением значительной доли госсобственности в промышленности. Либеральные экономисты никакого реального влияния не получат.
7. Государственная идеология будет оформляться в качестве социал-консерватизма, с креном в «левую» сторону. Либеральные и националистические идеи не выйдут из маргинального поля. В случае преобладания в России националистической, «белогвардейской» риторики, отрицающей субъектность Беларуси и ее политической элиты, это будет использовано внешними силами и их агентами в Беларуси для нагнетания антироссийских настроений. Оба национализма — русский и белорусский следует воспринимать как инструмент манипуляции и разжигания розни.
8. В ближайшее время Москва должна будет определиться со своей стратегией интеграции, сделав ставку не на этнонационалистическую интерпретацию Русского мира, а на создание полноценного Евразийского союза, вобравшего в себя лучшие черты советской модели отношений с союзными республиками. Только в этом случае России удастся собрать вокруг себя жизнеспособный геополитический и геоэкономический блок.
9. Слабое место России — отсутствие полноценного технологического суверенитета, невозможность существовать в режиме автаркии. Элитные разногласия также не позволят в ближайшее время запустить мобилизационный проект. Это будет вынуждать руководство России вовлекаться «разрядку» в отношениях с Западом, с ЕС. Беларусь, не позволяя втянуть себя в масштабное противостояние на стыке России и ЕС, не дает сомкнуться двум очагам напряженности: в Украине и Прибалтике. Статус Беларуси как регионального гаранта равновесия и безопасности может быть использован Россией как одно из условий и оснований будущей «разрядки».

А теперь - демагогия от Антисемита .

1. Делать какие-либо прогнозы на средний срок, умалчивая при этом главное - абсолютно бессмысленное занятие.

2. А главное тут - сохранится или нет, в Беларуси, авторитарный режим Лукашенко.

3. Предполагаю, что мой блог читают, в основном, здравомыслящие люди, с критическим мышлением. Потому мы такие заклинания, как "демократический выбор беларусского народа", "выборная процедура", "манипуляции голосами", даже обсуждать не будем. Постсоветская власть, в новообразованных государствах, давно научилась получать нужные ей результаты. И - переизбираться столько раз, сколько надо. Что, правда, иногда, дает осечки, о чем хорошо осведомлены бывшие "кыргызбаши" (их там двое, или больше, забыл уже?). Или - украинская панда. Но мы не о грустном же, а прогнозируем?

4. Смена политической парадигмы, в постсовке, невозможна без массированного внешнего влияния . Покойный (ли?) Ислам Каримов, наглядно показал, что достаточно решительная тоталитарная власть умеет легко парировать такие попытки. А украинский Овощ, не менее наглядно, что менее тоталитарная - никак не сможет.

5. РБ - достаточно тоталитарна. Потому, логично предположить, что никаких изменений, под действием внутренних ли сил, или внешнего влияния, не будет. Ни во внутренней политике, ни во внешней.

6.Следовательно, вопрос, как долго протянет сам АГЛ. А здоровья у него - вроде как, хватает. Потому отбросьте все, какие-либо надежды, на "трансформацию режима". Не будет этого, не надейтесь даже!

7. Немного про экономику. Никого же не удивляет, когда какая-нибудь крупная западная корпорация, экономически успешна? При этом, частного собственника там - нет . Не смешите мои тапочки, рассказывая, что собрание акционеров - это и есть тот самый частный собственник. Тут кроется самое большое либеральное суеверие и самый наглый обман, что наемный менеджмент, в акционерной компании, может обеспечить экономическую эффективность, а такой же, но в государственной компании - нет. Так что государственными ли будут основные производства РБ, частными, или акционированными, с участием государства, или без него - не суть важно.

8. Я верю и в разум АГЛ, и в креативность и изобретательность белАрусских экономистов и менеджеров. По моему скромному мнению, они достаточно эффективно организовывали жизнь страны, в условиях всемирного экономического кризиса, с 2008 года. Думаю, в среднесрочной перспективе, экономические коллапсы и Республика Беларусь - в разных вселенных. Тем не менее, какие-то подвижки, небольшие реформы, однозначно, будут.

9. Об отношениях РБ с Россией и т.н. "западом". Всё будет без изменений. Лукашенко будет маневрировать, российские "поцреоты" - его обличать, "запад" - давиться, но есть кактус. Не так и сложно кивать в обе стороны, тем более, за это плюшки могут быть. А долговременные интересы беларусов - в союзе с Россией. Если у той будет адекватное руководство. Вот в этом - вопрос...

В своем ежегодном послании парламенту и народу президент Беларуси заявил, что негативные тенденции последних лет вроде бы преодолели, по росту валового внутреннего продукта выходим из двухлетней рецессии, а полученные результаты превосходят то, на что были настроены годом ранее .

Фото из архива Александра Готовского

При этом 2 марта на совещании по подведению итогов прошлого года главой государства был задан правительству вопрос о том, что скрывается за средними цифрами. Было озвучено, что, по мнению некоторых должностных лиц, чуда пока не произошло — на улучшении ситуации в стране сказались подросшие цены на нефть и оживление спроса в России.

Эти заявления, задания по повышению средней заработной платы до тысячи рублей оставили много вопросов о факторах и устойчивости экономического роста Беларуси, а также неприятный осадок, еще больше усилившийся в свете последних событий с российским рублем.

Факторы внутренние или же внешние

Наибольший вклад в экономический рост Беларуси в 2017-м и первом квартале 2018 года был сделан промышленностью. Это 1,5 п.п. из 2,4% увеличения ВВП в 2017 году и 2,4 п.п. из 5,1% в первом квартале 2018-го.

Определить, внутренние или же внешние факторы являются основными в промышленном росте , с ходу не так-то и просто. Росли почти все секторы, потребляющие белорусскую промышленную продукцию, начиная с внутреннего розничного рынка и инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства и заканчивая экспортом (все показатели на рис. 1 приведены в сопоставимых ценах, включая физические объемы экспорта и импорта товаров).

По одному лишь кварталу 2018 года расчеты делать пока преждевременно, его количественные показатели являются следствием сложившихся ранее тенденций и низкой базы начала прошлого года. Поэтому смотрим внимательно на 2017-й, когда маховик промышленного и экономического роста только-только набирал обороты, и можно проследить, как они зарождались.

Начнем с экспорта . Его доля в объемах реализации промышленной продукции республики составила в 2016 году 51,7%, в 2017-м — уже 55,4%.

Но это лишь отгрузка экспортерами своей продукции на внешние рынки. А еще есть предприятия, поставляющие экспортерам сырье, материалы, комплектующие, топливо и энергию. У этих поставщиков есть свои поставщики, а у тех — свои и т.д. Увеличивается реализация на экспорт — оживляется вся производственная цепочка.

Всего, если разворачивать всю цепочку до конца, в объемах промышленного производства Беларуси порядка 64% приходилось на экспортеров и связанных с ними поставщиков. Не так уж и мало, нужно признать.

Из этой цифры и темпов увеличения экспорта в 2017 году (8% прироста в сопоставимых ценах) несложно посчитать влияние на промышленную динамику. Это 5,1 процентного пункта из 6,1% прироста промышленного производства в 2017 году.

Таким образом, основной импульс промышленному росту, без сомнения, был оказан внешним сектором. Реализация на экспорт обеспечила 83,6% (соотносим 5,1 п.п. с 6,1%) промышленного роста страны в 2017 году.

Аналогичные расчеты дают нам цифры по влиянию внутренних факторов .

Наибольшее воздействие было оказано внутренними инвестициями в основной капитал — 8,2%.

О заработной плате как об обеспечившем промышленный рост факторе говорить не приходится. Внутренний потребительский рынок рос вяло, и его вклад в промышленную динамику был небольшим. В части покупок отечественных продуктов питания — 4,9%, в части покупок отечественных непродовольственных товаров — 3,3%.

Российский или нероссийский рынок

Российский рынок и мировой рынок нефти и продуктов ее переработки — два столпа, на которых стоит белорусский экспорт. В 2017 году на них приходилось 67,6% товарного экспорта, а до последнего кризиса в 2013 году — и вовсе 77,6%.

Из-за такой высокой доли два этих рынка способны оказывать наиболее сильное влияние на динамику внешней торговли республики (не только положительное, но и отрицательное). Так оно и было в предыдущие годы.

Неудивительно, что наши аналитики не только внимательно следят за ситуацией с нефтяными ценами в России, но и автоматически связывают с ними любые сколь-либо значимые изменения в белорусской экономике.

Однако 2017 год стал в этом отношении исключением.

Физические объемы экспорта в 2017 году выросли на 8%. Это 1,9 млрд долларов в ценах 2016 года. Вклад в этот прирост российского рынка, исходя из рассчитанных «Белстатом» индексов, составил чуть более 0,5 млрд долларов. Основное влияние обеспечено рынком стран вне СНГ — 1,1 млрд долларов.

Из этих цифр несложно рассчитать влияние внешних рынков на прирост промпроизводства (рис. 3). Получается, что в 2017 году российский рынок обеспечил лишь около четверти промышленного роста Беларуси. Более значимым было влияние рынков стран вне СНГ.

Законный вопрос, почему основной для страны внешний рынок сбыта не стал основным драйвером промышленного роста?

Если очень тезисно, то российский рынок внес наибольший вклад в прирост экспорта продукции машиностроения, металлопроката и иных изделий из металла; шин, пластмасс и различных изделий из них; керамической плитки, отечественного легпрома и мебельной промышленности.

Но этот прирост был легко перекрыт другими рынками за счет калийных удобрений, достаточно высокой динамики сбыта продукции машиностроения на рынки остальных стран СНГ, продукции деревообработки, причем по таким позициям, как ДСП и ДВП, а не только продольно распиленная древесина и тара, как было раньше; широкой номенклатуры строительных материалов, начиная с цемента, изделий из бетона и заканчивая утеплителями.

И, конечно же, нельзя не упомянуть о продовольственной группе. Серьезно просели в тоннаже поставки в Россию молочных продуктов (на 7,5%), сырого мяса (на 9,7%), сахара (на 19,6%), мукомольно-крупяной продукции (в 1,5 раза), свежих фруктов (в 2 раза). Эти объемы были переориентированы на другие рынки, в первую очередь остальных стран СНГ.

А что с ценами?

С ценами гораздо более интригующая ситуация. Если прирост физобъемов экспорта обеспечил увеличение валютной выручки на 1,9 млрд долларов, то за счет повышения цен долларовый поток увеличился на 3,8 млрд долларов.

Однако как через экономику Беларуси прошли эти деньги? Если увеличение физобъемов отразилось в приличном приросте статистических показателей, то почему мы не заметили более значимого объема за счет цен?

Перераспределение через обменный курс белорусского рубля

Укрепление обменного курса белорусского рубля было небольшим (с 1,9876 руб. за доллар в 2016 году до 1,9324 руб. за доллар в 2017-ом), но экспортеры, переводя валютную выручку в белорусские рубли, не досчитались приличных денег. В эквиваленте это 0,8 млрд долларов.

Эти деньги не были учтены белорусской статистикой в показателях в белорусских рублях, но никуда не пропали. На соответствующую сумму подешевел импорт. Неявно через обменный курс произошло перераспределение от экспортеров к импортерам.

Изменение цен на сырьевые товары

Основной прирост валютной выручки от повышения цен был обеспечен по экспорту промежуточных товаров — 2,6 млрд долларов. А на оплату подорожавших импортных промежуточных товаров экономика потратила те же 2,6 млрд долл.

Одной рукой экономика заработала, другой рукой столько же потратила. Эти деньги мы увидели лишь в увеличении издержек и номинальных показателей. Реальные остались на прежнем уровне.

Этот инфляционный рост мы ощутили тоже не в полной мере.

Во-первых, благодаря укреплению обменного курса, который на 3% компенсировал удорожание импортного сырья и материалов, что и способствовало достижению исторически низких показателей по инфляции.

Во-вторых, большая часть этого удорожания произошла по ценам импортируемых энергоресурсов, так называемой 27-й товарной группы «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки» и в основном была переложена на экспортные цены.

Стоимость импорта по этой статье увеличилась на 2,3 млрд долларов, экспорта — на 2,1 млрд долларов. Это включая импорт российской сырой нефти, природного газа, с одной стороны, и экспорт собственной сырой нефти, нефтепродуктов, битумных смесей, с другой.

Соответственно, как бы кому ни хотелось, но тезис о прямых выгодах белорусской экономики от роста мировых цен на нефть по 2017 году не подтверждается.

Здесь мы не обсуждаем договоренности Беларуси и России об изменениях в распределении вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Это больше вопросы балансировки государственного бюджета в условиях выплаты накопленных ранее долгов и поддержания золотовалютных резервов. Они не имеют прямого отношения к повышению мировых цен на нефть.

Изменение цен на готовые инвестиционные и потребительские товары

Стратегию Беларуси в 2017 году по торговле готовыми инвестиционными и потребительскими товарами можно сформулировать очень лаконично — свое продали подороже, себе на эти деньги купили по хорошим ценам и побольше.

Увеличение стоимости экспорта этих товаров (на 1,7 млрд долларов) было в основном обеспечено за счет цен (на 1 млрд долларов). А при покупке импорта лишь 0,2 млрд долларов было израсходовано на оплату удорожания и 1,7 млрд — на увеличение объемов.

Здесь нет никакого криминала. Просто больше всего в регионе дорожали продукты питания — традиционная наша экспортная позиция. На этом фоне даже проседание тоннажа в Россию осталось почти незамеченным (цены перекрыли падение объемов).

А закупала Беларусь в основном инвестиционные и непродовольственные потребительские товары. По ним конкуренция на мировом рынке более интенсивная и цены не так подвержены колебаниям.

Есть здесь и минусы. Рост импорта был спровоцирован не только повышением доходов, но и укреплением белорусского рубля. Импорт по многим позициям либо подешевел, либо имел минимальный рост цен на фоне продолжающейся внутренней инфляции.

Как следствие, прирост доходов белорусы тратили сперва на импорт. Его доля выросла в структуре потребительских расходов, а влияние розничного рынка на отечественное производство, как мы видели выше, было слабым.

А что в 2018-м?

Вся эта история с новой волной роста началась еще в 2016-м. Уже с начала года динамика сбыта на российский рынок демонстрировала увеличение реальных объемов.

Но одного лишь российского рынка оказалось недостаточно. Уверенный рост по экспорту в целом начался в третьем квартале после перелома тенденций на рынке вне СНГ.

Ситуация с ценами начала меняться чуть позже. К четвертому кварталу 2016 года российский рынок лишь остановил падение средних цен белорусского экспорта. И только в первом квартале 2017 года перелом тенденций на рынке вне СНГ вывел динамику в положительную плоскость.

Изменение ситуации с внешним спросом в III квартале 2016 года обеспечило положительные темпы в промышленности к IV кварталу (табл. 1).

В свою очередь, рост промышленного производства и положительные темпы внешнеторговых цен улучшили финансовое состояние предприятий. В I квартале 2017 года был зафиксирован резкий рост полученной предприятиями прибыли. И в этом же квартале реальная заработная плата после падения восстановила положительную динамику.

В следующем II квартале импульс перешел на внутренний рынок. На положительные темпы вышли розничный товарооборот и инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства. А спустя квартал (в III квартале 2017 года) — и сфера услуг в целом.

Таким образом, импульс от внешнего сектора через промышленность поэтапно распространился на всю экономику Беларуси и к I кварталу 2018 года был раскручен весь маховик экономического роста.

Собственно, этим объясняются наблюдаемые сейчас более высокие темпы в промышленности и экономике в целом. В 2017 году факторы внутреннего рынка действовали не весь год, подключались поэтапно. А в 2018 году уже все они работают в полной мере. В том числе строительство, которое по 2017 году в целом сохраняло отрицательное влияние.

И что дальше?

Экономика страны — это, как мы увидели, достаточно тяжелая инерционная машина. Ее сложно вытолкать из пропасти отрицательных темпов. Еще сложнее сделать так, чтобы она, покатившись и ускоряясь, не опрокинулась на ходу, двигалась в нужном направлении.

Передавишь с внутренними факторами — зарплатой, инвестициями — вылетишь в отрицательное внешнеторговое сальдо, рост внешнего долга и закончишь валютным кризисом образца 2011 года.


Стабильность — одна из главных целей экономической политики. Это базовое условие существования экономики, как и правила гигиены для каждого из нас. Здесь не может быть никаких сомнений, должна поддерживаться соответствующая культура. И знаний у нас уже хватает, чтобы это обеспечить, не только теоретических, но, к сожалению, и практических.

Однако у нас все время говорят только об этом. Понятно, обжегшись на молоке, дуют на воду. Складывается даже впечатление, что наши экономисты, как и военные, все время готовятся к «прошлой войне».

Но есть еще и вторая очень важная цель экономической политики — экономическое развитие как таковое. Тоже со своими рисками.

Не задействуешь весь потенциал экономического роста — отстанешь от соседей по темпам и качеству развития, по зарплате и станешь статистом в оттоке людей за рубеж и падении рождаемости в стране.

Сейчас не только Беларусь, но и весь мир выходит на новую волну промышленного и экономического роста. По итогам четвертого квартала 2017 года мировая обрабатывающая промышленность разогналась до 4,7% (по данным Организации Объединенных Наций по промышленному развитию).

Российская экономика пока запаздывает, но западные наши соседи демонстрируют хорошую динамику.

Промышленное производство в Литве выросло за 2017 год на 6,7%, в Польше — на 6,9%, в Латвии — на 8,5%.

В конце 2017-го Европейский союз обогнал среднемировые темпы (4,9%), чего не наблюдалось с первого квартала 2011 года.

Это, с одной стороны, стимулирование белорусской экономики, что прослеживается по росту экспорта промежуточных товаров. Но, с другой, новые вызовы для нас — усиление конкуренции за потребителя, за рабочую силу, что мы видим по активности наших граждан в поездках «на закупы», а в последнее время — и на работу в эти страны.

В нынешних обстоятельствах необходима новая дискуссия о путях нашего развития. Переход от тактики выживания к стратегии, ориентированной в будущее, в новое качество экономического роста.

Этот подробный рассказ о факторах, о рынках сбыта, о достаточно благоприятных для нас условиях был лишь для того, чтобы показать отличия сегодняшней ситуации, новые возможности и вызовы, расставить точки над нашим белорусским «i» и начать принципиальный разговор об экономическом развитии.

Приведенные выводы — лишь основные для начала широкой дискуссии. С более полным, ориентированным на специалистов описанием методики расчетов и полученных результатов можно будет ознакомиться во втором номере Белорусского экономического журнала.

Коммуналка: 100-процентная оплата всего, кроме отопления и горячей воды

С 1 января услуги ЖКХ вновь подорожают. Причем за все коммунальные услуги, кроме отопления и горячего водоснабжения, мы будем платить по полной стоимости. То есть субсидируемые тарифы останутся лишь в двух строчках. И государство нас будет меньше упрекать за то, что мы платим только за часть услуг. Что это будут за тарифы? На момент сдачи номера в печать (25 декабря) они пока не были известны. Напомним, что предельные тарифы на коммуналку утверждаются Совмином. К слову, по 550-му указу президента раз в год, 1 января, тарифы на услуги ЖКХ повышаются на $5. Но не все одинаково! На 5 долларов должна вырасти жировка типичной семьи из трех человека, которые живут в двушке площадью 48 квадратных метров.

Пенсии будут повышать только один раз в год

По закону пенсии в Беларуси должны повышать не менее одного раза в год. Но в середине этого года депутаты заговорили о том, что в бюджет на следующий год уже заложены два повышения пенсий. Правда, в окончательной версии бюджета на 2018 год слова депутатов не подтвердились. Итак, в следующем году пенсии повысят один раз, но сразу на 12%. Правда, как пояснили те же депутаты, если экономика страны будет развиваться быстрее и лучше, то возможны еще повышения. Но минимум - повысить их один раз - точно будет соблюден.

В 2018-й шагнем с новой базовой величиной

Депутаты обещали, что с 1 января в Беларуси поменяется базовая величина - с 23 до 25 рублей. По крайней мере, об этом не раз говорила депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси Ольга Политико. Однако 26 декабря стало известно, что базовая повысится до 24 рублей 50 копеек.

Собственно, базовая величина повышается традиционно раз в год и именно 1 января. Она влияет на президентские премии и стипендии, на единовременные пособия в связи с рождением ребенка, стипендии студентам, матпомощь безработным и т. д. То есть с увеличением базовой все эти выплаты тоже увеличатся.

От базовой величины также зависят штрафы. Соответственно, вырастут и они. Например, за переход в неположенном месте с 1 января 2017 года надо будет заплатить 24 рубля 50 копеек, а не 23 рубля. За проезд без билета в общественном транспорте штраф составит уже 12 руб. 25 коп., а не 11 руб. 50 коп.

Увеличатся также пошлины за женитьбу и развод. Так, чтобы пожениться, надо будет заплатить 24 руб. 50 коп. (вместо 23). Чтобы развестись в первый раз - 98 рублей, а во второй и последующие разы - 196 рублей.

Существенно подорожает и плата за допуск автомобилей к движению. Так, для авто массой от 1,5 до 2 тонн, надо будет заплатить 147 рублей вместо прежних 115. Напомним, депутаты предложили платить за допуск к движению автомобилей частями, то есть помесячно - правда, это пока предложение, а не закон. Возможно, он появится в следующем году.

Развиваем IT -технологии

Декрет о развитии цифровой экономики Александр Лукашенко подписал 22 декабря, и большая часть пунктов вступит в силу через три месяца. Президент, а также члены правительства не раз называли его революционным. Что же в нем такого революционного?

Во-первых, айтишникам продлевают льготы. Например, они будут платить подоходный налог в 9% (у всех остальных он 13%), а взносы в ФСЗН работодатель будет делать не с фактической зарплаты, а со средней по стране. Во-вторых, увеличивается количество видов деятельности, которыми могут заниматься резиденты Парка высоких технологий, - туда вошло развитие киберспорта, обучение по программам, которые одобрены администрацией ПВТ, а также оборот криптовалют (это виртуальные деньги, которые можно добыть - читай, заработать - а также купить и обменять. Самая известная криптовалюта - биткоин, которая еще в начале года стоила $1000, а на 22 декабря уже $14 тысяч. - Ред.). Обычные граждане также могут добывать криптовалюту, менять ее, покупать и даже дарить и завещать, причем это не считается коммерческой деятельностью - со всеми вытекающими льготами по налогам.

Беларусь не будет больше покупать электричество в России

По словам министра энергетики Владимира Потупчика, с 2018 года Беларусь перестанет покупать электроэнергию в России . Причем политики тут нет никакой. Просто нам стало невыгодно закупать электричество у соседей. Ведь мы провели модернизацию белорусской энергосистемы и сократили себестоимость выработки электроэнергии в Беларуси. Соответственно, импортная нам просто не нужна. Напомним, что ранее чиновники говорили о том, что отказаться от импорта энергии мы сможем только с 2020 года. Но это не значит, что за электричество население будет меньше платить. Но бюджет точно сэкономит $300 миллионов в год.

Отдельно нужно подчеркнуть, что предсказание будущего любого персонализированного режима – неблагодарная задача, потому что перспектива всегда зависит от множества факторов: самого лидера, его физического состояния и непредвиденных событий. Поэтому эксперты, как правило, выделяют пути развития Белоруссии после Лукашенко с определённой долей условности. Так, в Центре Карнеги говорят о трёх общих среднесрочных и долгосрочных сценариях.

Первый – хаотическая и непредвиденная передача власти. При таком раскладе, уверены эксперты, поддерживаемые Кремлём политические силы, вероятно, будут признаны обществом легитимными, а у Запада не будет ни политической воли, ни ресурсов, которые могли бы существенно повлиять на ситуацию в стране.

«Внезапная и неожиданная передача власти в ближайшем будущем, скорее всего, приведёт к образованию ещё одного конституционного «супер-президентского» режима, но возглавит его кто-то с меньшей харизмой, чем Лукашенко», - считают в Центре Карнеги, поясняя, что в настоящее время номенклатура полностью очищена от людей с харизмой и при неожиданном транзите власти им просто неоткуда будет взяться.

Второй вариант развития событий, выделенный исследователями центра, заключается в постепенном переходе к «более мягкому авторитаризму». «Основанием для такого постепенного перехода, вероятно, будет экономика. Нервозность по поводу хронического экономического кризиса в стране уже приводит к ошибкам президента», - подчёркивают специалисты.

Параллельно с этим будут происходить и изменения в политике. К власти в течение пяти - пятнадцати лет, по прогнозам экспертов, придёт больше чиновников с рыночными взглядами, и в конце концов Белоруссия станет более олигархической – по аналогии с сегодняшней Арменией или Молдавией при президентстве Владимира Воронина.

Наконец, третий вариант – вынесение на референдум вопроса об изменении конституции. Ещё в начале 2017 года Лукашенко обсуждал с главой Центральной избирательной комиссии Белоруссии Лидией Ермошиной возможность перехода к смешанной избирательной системе, что означало бы увеличение роли политических партий.

В последний раз президент пообещал подумать над перераспределением своих властных полномочий в апреле, выступая с ежегодным обращением к парламенту. И произошло это на следующий день после того, как премьер-министр Армении Серж Сарксян ушёл в отставку после почти двухнедельных уличных протестов. Лукашенко заверил, что рекомендации относительно поправок уже разрабатываются конституционным судом.

Есть свои предложения и у общественности. Так, около года назад коллектив авторов во главе с идейным лидером национально-культурного возрождения страны Зеноном Позняком подготовил программу «Вольная Беларусь». Среди её предложений: вернуть конституцию 1994 года, которая ограничивала власть президента, перейти к парламентско-президентской форме правления, ввести местное самоуправление и смешанную избирательную систему, провести новое административно-территориальное деление страны, выйти из ЕАЭС, не стремиться в ЕС и НАТО, оставить государственным белорусский язык, а русскому придать статус языка межнационального общения.

Есть у Белоруссии и объективные причины надеяться на переход к либеральной демократии европейского образца, подчёркивает политолог Сергей Николюк. Например, в 1996 году 82% белорусов считали, что правительство должно нести ответственность за благосостояние людей, а 17% были уверены, что за это должны отвечать сами люди. К 2016 году соотношение стало уже 65 на 30, что само по себе говорит о большем интересе общественности к политике.