Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Бухгалтерская отчетность состоит из. Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)

Определение

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – необходимая пользователям этой отчетности для принятия экономических решений информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за , систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законом «О бухгалтерском учете», представленная в удобном пользователям, стандартизированном формате (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Периодичность составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Экономический субъект в обязательном порядке составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность (за отчетный период менее года) составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от категории экономического субъекта:

  • ИП, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством – могут не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (за исключением организаций, указанных ниже) – могут составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • прочие организации, включая организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента – должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Упрощенная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н):

    бухгалтерского баланса;

    приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Общий порядок предусматривает оформление в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.п. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п.п. 28 – 31 ПБУ 4/99):

    бухгалтерского баланса;

    отчета о финансовых результатах;

    отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

    отчета об изменениях капитала;

    отчета о движении денежных средств;

    приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности

Формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены:

    для упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности - приложением № 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н;

    для бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в общем порядке - приложениями №№ 1 и 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется по формам, установленным законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности

Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

    при реорганизации юрлица – установлены ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    при ликвидации юрлица – установлены ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается Бюджетным кодексом, Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ЦБ устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Адреса и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется заинтересованным лицам в сроки, установленные законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется всеми организациями (за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ):

    в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в порядке, установленном Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Ответственность за нарушение законодательства в области бухгалтерской (финансовой) отчетности

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган налагается штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму (составляющую) бухгалтерской (финансовой отчетности). Также на должностное лицо такой организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики на организацию может быть наложен административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 руб., на должностное лицо такой организации - в размере от 300 до 500 руб.

Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., за исключением случая исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (ст. 15.11 КоАП РФ).

Где бесплатно получить бухгалтерскую отчетность конкретной фирмы?

Бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций собирает и публикует Росстат. На сайте сайт есть специальный раздел, где можно получить бухгалтерскую отчетность более чем 2 млн. российских организаций , достаточно ввести ИНН искомой фирмы.

Инструменты для работы с отчетностью

Самыми популярными в России программами для ведения бухгалтерского учета являются продукты фирмы 1С .

Для финансового анализа по данным бухгалтерской отчетности существует инструмент " ". Программа выдает готовый отчет о финансовом состоянии предприятия, анализируя ключевые формы бухгалтерской отчетности: Баланс и Отчет о финансовых результатах.

Для трансформации российской отчетности в отчетность, подготовленную в соответствии с международными стандартами (МСФО) существует онлайн-программа " ".




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность): подробности для бухгалтера

  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год

    Заключения об обобщенной бухгалтерской отчетности руководствоваться соответственно указанными... бухгалтерской отчетности (в случае применения концепции достоверного представления бухгалтерской отчетности); б) для того, чтобы бухгалтерская отчетность... составления бухгалтерской отчетности Определение состава показателей бухгалтерской отчетности Состав показателей бухгалтерской отчетности... бухгалтерской отчетности кредитными организациями 10 Изменение состава годовой бухгалтерской отчетности...

  • На что обратить внимание при подготовке годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год

    Ошибок, допускаемых при составлении бухгалтерской отчетности, которых можно избежать. Неправильное... датой. Отчетность оформлена неверно Бухгалтерская отчетность должна содержать собственноручную подпись... представленной внешним пользователям годовой бухгалтерской отчетности прошедшего периода. Поэтому, ... убыток)», пересчитать сравнительные показатели бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год... соответствовать. Взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности означает, что эти показатели...

  • Расхождение показателей налоговой и бухгалтерской отчетности при УСНО: как объясниться с налоговой?

    Орган и годовую (финансовую) бухгалтерскую отчетность. Подавляющее большинство организаций так... налоговиков документами (например, годовой бухгалтерской отчетностью). Рекомендуем представить пояснения в... (финансовая) отчетность. Годовая бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с требованиями... уплачиваемому при УСНО, и бухгалтерской отчетности». Целесообразно указать причины расхождений, ... расхождения показателей налоговой и годовой бухгалтерской отчетности «упрощенцев» не являются ошибкой...

  • Принцип «одного окна» для годовой бухгалтерской отчетности

    2020 года в Росстат представлять бухгалтерскую отчетность больше не нужно, обязательной... Если сегодня получить данные о бухгалтерской отчетности из Росстата можно бесплатно, то... .2021. Представление годовой (финансовой) бухгалтерской отчетности за 2018 год. Поскольку новый... орган. Представление бухгалтерской отчетности в Росстат. Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности в Росстат... с представителями экономического субъекта. Представление бухгалтерской отчетности в налоговый орган. Порядок...

  • Бухгалтерская отчетность – 2017: рекомендации Минфина

    Ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной... обязательств обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (за исключением активов, инвентаризация... работникам». Существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности Показатели об отдельных активах, обязательствах... используется для принятия решений пользователями бухгалтерской отчетности организации. Денежные потоки организации...

  • Сдаем бухгалтерскую отчетность за 2018 год

    Нужно сдать годовую бухгалтерскую отчетность за 2018 год? Составление бухгалтерской отчетности начинается с... соответствующей строки бухгалтерской отчетности. Требования к формированию бухгалтерской отчетности Компании при формировании годовой бухгалтерской отчетности нужно... включает в себя комплект бухгалтерской отчетности? Комплект бухгалтерской отчетности за 2018 год необходимо... об упрощенных формах бухгалтерской отчетности можно забыть. Куда предоставляется бухгалтерская отчетность? По общему...

  • Бюджетная, бухгалтерская отчетность: ответственность за нарушения составления и представления

    Случае представления учреждением недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей, ... КоАП РФ). Представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей значительное искажение показателей, ... что под значительным искажением бюджетной (бухгалтерской) отчетности, признанной недостоверной, будут пониматься (... ответственность за представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей грубое искажение показателей, ...

  • Промежуточная бухгалтерская отчетность отменяется!

    Бухгалтерии. По общему правилу бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление... . По общему правилу бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление... /99«Бухгалтерская отчетность организации» Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц... обязанность составления организацией промежуточной бухгалтерской отчетности за месяц, квартал нарастающим... ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного...

  • Типовые ошибки при формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности

    ... (загрузки) форм бюджетной и бухгалтерской отчетности в ПУиО ГИИС «Электронный бюджет... и представления форм бюджетной и бухгалтерской отчетности средствами ГПУиО ГИИС «Электронный... если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, утвержденной Инструкцией № 33н не... об отсутствии в составе бухгалтерской отчетности указанных форм подлежит отражению... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и...

  • Основные изменения в бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений

    Главный бухгалтер должен подписывать формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и... (или) представлении бухгалтерской отчетности средствами программных комплексов автоматизации документы бухгалтерской отчетности, не имеющие... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и...

  • Особенности представления бухгалтерской отчетности в 2018 году

    Том числе годовой бухгалтерской отчетности. Состав и содержание показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих публичному... раскрытие показателей бухгалтерской отчетности осуществляется субъектом отчетности после представления бухгалтерской отчетности ее... следующих принципов. Принципы формирования бухгалтерской отчетности Допущение имущественной обособленности Допущение... составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и...

  • Новое в бухгалтерской отчетности в 2019 году

    Год. Новые требования к бухгалтерской отчетности Бухгалтерская отчетность до 2019 г. находилась... для ежегодного опубликования (раскрытия) бухгалтерской отчетности. За несвоевременное представление отчетности, ... отчет является самостоятельной формой бухгалтерской отчетности и может иметь собственные... форме сдачи отчетности Раннее бухгалтерская отчетность не считалась составленной, пока... исключения. Например, компании, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к...

  • Аудит бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения

    Для проведения независимой проверки своей бухгалтерской отчетности. Трудность состоит в том, что... контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности. Кроме того, в силу ч...

  • Изменения в бухгалтерской отчетности

    Положения по формированию и представлению бухгалтерской отчетности, в частности: 1) уточнен... порядок подписания форм бухгалтерской отчетности, содержащих плановые (прогнозные) и... формировании и (или) представлении бухгалтерской отчетности средствами программных комплексов автоматизации отчеты... проводимая в целях составления годовой бухгалтерской отчетности и подтверждения ее показателей). ...) учреждениями в составе дополнительной бухгалтерской отчетности. Теперь такую форму заполнять будут...

  • Подготовка к составлению годовой бухгалтерской отчетности

    ... (муниципальных) учреждений к составлению форм бухгалтерской отчетности. Рассмотрены мероприятия, которые необходимо предпринять... подготовку учреждений к составлению форм бухгалтерской отчетности. Показатели бухгалтерского (бюджетного) учета должны... учреждения, которые отражаются в формах бухгалтерской отчетности. За искажение показателей отчетных бухгалтерских... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных...

1. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 208-ФЗ наряду с бухгалтерской отчетностью организации составляется консолидированная финансовая отчетность этой организации.

2. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

(в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

В связи с утратой силы данного документа с 1 января 2013 года пункт "г" части 2 статьи 13 не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 года аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающее достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, не входят в состав этой отчетности (Информация

Г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

(см. текст в предыдущей редакции)

В связи с утратой силы данного документа с 1 января 2013 года пункт "д" части 2 статьи 13 не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 года пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ продолжает применяться раздел VIII Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н. При этом предусмотренная этим разделом информация не является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н утверждена новая Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.1998 N 123-ФЗ)

3. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

В связи с утратой силы данного документа с 1 января 2013 года часть 4 статьи 13 не подлежит применению. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ продолжают применяться пункты 6 и Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

4. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

(в ред. Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

6. Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н и подтверждается письмом Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285.

Таким образом, в состав бухгалтерской отчетности входят следующие документы:

  • Бухгалтерский баланс;
  • Отчет о финансовых результатах;
  • Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах);
  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о целевом использовании средств.

В составе промежуточной отчетности составляйте Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Остальные формы нужно составить только по итогам года. Такой порядок следует из части 3 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 49 ПБУ 4/99.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Поэтому в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также дополнительная информация , которая не включается в Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах, но необходима пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации (п. 6, 24 ПБУ 4/99, письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01).

Состав и содержание пояснений организация определяет самостоятельно, с учетом содержания пунктов 24–27 ПБУ 4/99 и других положений по бухучету.

Отчет о целевом использовании средств представляют все организации, получавшие в отчетном году целевые средства.

Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. в таблице .

Некоторые организации могут вести бухучет и составлять годовую бухгалтерскую отчетность в упрощенном варианте. К ним относятся:

  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково»;
  • некоммерческие организации.

При этом упрощенный порядок бухгалтерского учета и отчетности не могут применять, в частности, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами.

Субъекты малого предпринимательства

Ситуация: по каким формам нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию ?

Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам.

Участники проекта «Сколково»

Участники проекта «Сколково» вправе применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Для них предусмотрены формы:

  • Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, приведенные в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для коммерческих организаций);
  • Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств, приведенные в приложении № 6 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для некоммерческих организаций).

Аналогичные выводы следуют из пункта 3 части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и письма Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 07-01-06/57795 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2014 г. № ГД-4-3/4788).

Вместе с тем, применение упрощенных форм является правом, а не обязанностью. Поэтому организации – участники проекта «Сколково» могут составлять отчетность и в общеустановленном порядке. То есть сдавать в составе отчетности Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Показатели отчетности

Формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, содержат показатели, отражающие финансовое и имущественное положение организации. Ряд показателей, включенных в разные формы, совпадает. Взаимосвязь между показателями типовых форм бухгалтерской отчетности представлена в таблицах . Используйте их для проверки правильности составления отчетности.

Типовые формы Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах, Отчета о движении капитала и Отчета о движении денежных средств сформированы по группам статей (например, «Финансовые вложения», «Прочие доходы»). Детализацию этих статей организации определяют самостоятельно, исходя из существенности того или иного показателя (п. 3 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). При этом для каждой строки, где это необходимо, вводят подстроки. В них указывают числовые значения, входящие в состав укрупненных показателей, предусмотренных типовой формой. Вводить подстроки нужно для существенных показателей. Несущественные показатели в подстроки можно не выделять. Показатель является существенным, если без сведений о нем нельзя правильно оценить финансовое положение организации.

Если отчетность представляется в органы исполнительной власти (например, в органы государственной статистики, налоговую инспекцию), то каждому показателю присвойте код согласно приложению 4 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Код укажите в соответствующей графе. При этом, в случае если в бухгалтерской отчетности отдельных категорий организаций (например, субъектов малого предпринимательства) отражаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей, код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного.

Такой порядок установлен пунктом 5 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Критерий существенности организация определяет самостоятельно и прописывает его в учетной политике для целей бухучета.

Учетная политика

Ситуация: нужно ли сдавать в налоговую инспекцию копию приказа об утверждении учетной политики для целей бухучета?

Нет, не нужно.

Законодательство не содержит таких требований. К тому же существенные элементы и принципы учетной политики раскрываются в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, которые организация сдает в налоговую инспекцию (п. 17, 18 ПБУ 1/2008, подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Вместе с тем, в учетной политике для целей бухучета может содержаться информация, необходимая при проведении проверок (например, рабочий план счетов организации, утвержденный перечень первичных документов, используемых организацией, и т. д.). Поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ. Форма требования приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

В течение 10 рабочих дней после того, как из инспекции получено письменное требование, организация обязана представить копию приказа об утверждении учетной политики. Такие правила установлены пунктом 12 статьи 89 и пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Если организация не исполнит полученное требование, ее могут оштрафовать. Размер штрафа составит:

  • для организаций 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • для должностных лиц (например, руководителя организации) от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности

Пояснительная записка с 1 января 2013 года не входит в состав бухгалтерской отчетности. То есть начиная с отчетности за 2012 год сдавать пояснительную записку не нужно. Это следует из положений части 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается письмами Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285, от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информацией Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Данный документ является информацией, сопутствующей бухгалтерской отчетности. Как правило, такая информация не связана с числовыми показателями Бухгалтерского баланса или Отчета о финансовых результатах (Отчета о целевом использовании средств). Организация может предоставить такую информацию, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В составе информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, раскрываются следующие показатели:

  • планируемое развитие организации;
  • предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
  • деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • природоохранные мероприятия;
  • иная информация.

Из предоставления информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, должно быть ясно, что она не входит в состав данной отчетности. Для этого нужно соблюдать следующие правила:

  • в бухгалтерской отчетности не должно быть ссылок на такую информацию;
  • из наименования предоставленной информации не должно следовать, что она является частью бухгалтерской отчетности;
  • такая информация должна быть обособлена от бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность должна вестись на любом предприятии. Она отражает все результаты финансовых операций.

Понятие бухгалтерской отчетности

Отчетность – это система, в которой фиксируются итоги деятельности компании за отчетное время. Объединяет в себе таблицы, формируемые на основании показателей статистического, оперативного и бухучета. Это заключительный этап учета. Отчетность нужна для ряда целей:

  • Анализа эффективности работы предприятия внешними структурами.
  • Анализа экономических показателей внутри компании.
  • Оперативного управления работой.
  • На основании полученных данных происходит планирование дальнейшей деятельности.

Все сведения отчетности должны быть правдивыми. Для проверки реальности поданной информации указанные значения сопоставляются с данными за предыдущие периоды. Документ формируется по формам, которые установлены Минфином РФ.

Периодичность создания документа

Отчетность подразделяется на виды на основании периодичности ее формирования:

  • Годовая. Выполняется на основании пункта 2 статьи 13 ФЗ от 6.12.2011 г. №402.
  • Промежуточная. Формируется за период меньше 12 месяцев. Обязанность ее составления может быть установлена как законом, так и внутренними документами компании. Подробная информация о данной форме отчетности содержится в пункте 4 статьи 13 ФЗ от 6.12.2011 г. №402.

Практически все компании обязаны составлять годовую форму. Промежуточная отчетность актуальна только для ряда фирм.

Состав

В 2017 году компании обязаны составлять промежуточную и годовую отчетность. Первая объединяет в себе:

  • Баланс. Составляется по форме №1.
  • Отчет о прибыли и тратах. Формируется по .
  • Отчет о движении финансовых потоков.
  • Записку с необходимыми пояснениями.

Состав годовой бухотчетности утвержден ФЗ от 21.11 1996 г. №129:

  • Баланс.
  • Отчет о прибылях и тратах.
  • Приложение к отчету.
  • Отчет о внесении изменений в учредительный капитал.
  • Отчет о целевом применении денег.
  • Заключение аудита (если оно требуется) о том, что представленная информация соответствует реальности.
  • Пояснительная записка.

ВАЖНО! Аудиторская проверка считается обязательной для ряда организаций. Однако некоторые компании принимают добровольное решение об аудите. В рассматриваемом случае итоги аудиторской проверки также включаются в отчетность.

Детали

Формы отчетности и особенности заполнения документа устанавливаются Минфином РФ. В пояснительной записке указывается следующая информация:

  • Оценка деловых операций, проведенных компанией. Она может включать в себя обширность рынка сбыта, проведенные экспортные поставки, репутацию фирмы на рынке.
  • Исполнение поставленного плана, соблюдение установленных темпов роста.
  • Эффективность применения имеющихся ресурсов.
  • Динамика ключевых значений деятельности за несколько лет.
  • Планируемые вложение капитала.
  • Проведенные мероприятия экономического характера.

К СВЕДЕНИЮ! Отчетность формируется в расчете на внешних пользователей. К примеру, это могут быть контрагенты, различные коммерческие структуры.

Составление отчетности для компаний разных организационных форм

Компании, которые соответствуют признакам субъекта малого бизнеса, не использующие УСН и не обязанные осуществлять аудит, имеют право не включать в годовую отчетность:

  • отчет о корректировках капитала;
  • приложения к балансу;
  • записку с пояснениями.

Субъекты малого бизнеса, которые обязаны осуществлять аудит, могут не включать в отчетность:

  • отчет о движении финансовых потоков;
  • приложение.

НКО имеют право не формировать:

  • отчет о внесении изменений в капитал;
  • отчет о движении финансов;
  • приложение к балансу.

ВАЖНО! Общественные субъекты, которые не занимаются предпринимательской деятельностью и, следовательно, не имеют оборота, могут не создавать промежуточную отчетность. Годовой документ оформляется, но в него не включаются отчеты о внесении изменений в капитал, движении финансов. Также не нужно прилагать к отчетности приложение к балансу и записку.

Пользователи бухгалтерской отчетности

Состав отчетности определяется нуждами ее пользователей. Они подразделяются на две категории:

  • Внутренние. Это сотрудники компании. Информация из отчетности нужна им для планирования деятельности компании, отслеживания результатов. Документ используется администраторами, менеджерами, лицами, ответственными за развитие организации и ее финансовые результаты.
  • Внешние. Это могут быть инвесторы, кредиторы, налоговые органы, банковские учреждения, страховые компании. Отчетная информация нужна для принятия решения о выдаче кредита, начале сотрудничества, проверки законности деятельности компании, информационных целей.

Развернутое изложение данных – признак надежной компании, которая нацелена на поиск инвесторов и кредиторов. На основании информации в отчетности можно сделать вывод об успешности деятельности организации. С положительными показателями компания имеет больше возможностей для получения инвестирования, займов, заключения контрактов.

Распространенные бухгалтерские ошибки и ответственность за них

Сложно различить ошибки, допущенные в бухучете, и те, которые содержатся в отчетности. Неправильная информация, изложенная в учете, «идет» в отчетность. Рассмотрим самые распространенные грубые ошибки, которые может допустить бухгалтер:

  • Отсутствуют первичные документы. Вся информация, которая содержится в бухучете и отчетности, должна быть подтверждена «первичкой».
  • Допущена ошибка, которая спровоцировала снижение суммы налогов. Санкции применяются в том случае, если налоги из-за неправильной информации уменьшились более чем на 10%.
  • Данные регистров и данные отчетности не совпадают. Как правило, такая «ошибка» является намеренной. Выполняется она для того, чтобы организация смогла получить заем в банковском учреждении.

Как правило, за несущественные ошибки не следует никакого наказания. Однако за крупные ошибки ответственные лица несут ответственность:

  • Игнорирование установленных сроков предоставления годовой отчетности в налоговую. Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ, полагается штраф в размере 200 рублей. На ответственное лицо может быть наложен штраф 300-500 рублей.
  • Нарушение срока подачи отчетности в учреждение государственной статистики. Положен штраф в размере 3 000-5 000 рублей (на основании статьи 19.7 КоАП РФ). На ответственное лицо может быть наложена ответственность в размере 300-500 рублей.
  • Предоставление неверных данных в объеме более 10% от отчетности. Полагается штраф для должностных лиц в размере 2 000-3 000 рублей.

ВАЖНО! В последнем случае штраф не накладывается, если бухгалтер исправит ошибку до утверждения документа (согласно статье 15.11 КоАП РФ). Корректировки должны быть внесены по утвержденному порядку.

Многие российские предприятия имеют обязательство — предоставлять в Федеральную налоговую службу бухгалтерскую отчетность. Таким образом, взаимодействие государства и бизнеса в РФ, равно как и во многих других странах, не заканчивается простыми расчетами по сборам, предусмотренным законодательством. Какова специфика бухгалтерской отчетности, которую необходимо предоставлять в ФНС бизнесам? В каких случаях компании освобождаются от необходимости направлять в госорганы соответствующие документы?

Сущность бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность — это процедура (в некоторых трактовках - обязательство), предполагающая предоставление коммерческими предприятиями в соответствующие государственные органы сведений о деятельности по установленным формам в рамках требуемой периодичности. Имеет непосредственную связь с бухгалтерским учетом (основные показатели коммерческих активностей берутся с соответствующих счетов).

В некоторых случаях процедура именуется как «финансовая отчетность». Этот термин — неофициальный. Но, несмотря на это, распространено словосочетание «бухгалтерская (финансовая) отчетность». Возможно, это обусловлено большой значимостью соответствующих документов для развития бизнеса. Они не являются формальным статистическим представлением цифр. Это сведения, которые могут стать основными с точки зрения оценки устойчивости бизнеса, эффективности управления организацией. Данные, которые может отражать бухгалтерская (финансовая) отчетность, могут пригодиться не только ФНС. Заинтересованность в ознакомлении с ними могут проявлять потенциальные партнеры фирмы, кредиторы, инвесторы.

В РФ есть несколько источников права, которые регулируют взаимодействие бизнесов и государства в аспекте предоставления последними финансовых документов. Так, в числе ключевых нормативных актов, в соответствии с которыми предприятиями РФ должна предоставляться бухгалтерская отчетность — Положение, принятое Приказом Минфина РФ N 43н от 6 июля 1999 года.

Рассматриваемое обязательство выполняют, конечно же, не только российские предприятия. Фирмы из западных стран также предоставляют в государственные органы такого типа данные, как бухгалтерская отчетность. РФ — государство, в котором, вместе с тем, наблюдается определенная специфика отношения властей к источникам, отражающим коммерческие активности предприятий. В нашей стране, как отмечают некоторые экономисты, проверяющим структурам могут быть интересны не столько конечные цифры, содержащиеся в отчетности, сколько специфика их происхождения. В то время как западные госорганы в большей степени проверяют то, насколько соблюдены сроки бухгалтерской отчетности, а также то, корректно ли подошла организация к исчислению требуемых показателей. Конечно, политика отдельных территориальных структур ФНС в разных регионах может различаться.

Сроки сдачи отчетности

Вместе с тем бухгалтерская отчетность — это, прежде всего, обязательство, предписываемое законом. Соответствующие документы должны сдаваться организацией в ФНС в общем случае 4 раза в год. По состоянию на 1 апреля предоставляются данные за 1 квартал текущего отчетного года, на 1 июля — за 1 полугодие, на 1 октября — за 9 месяцев. Данные, отражающие результаты деятельности компании за весь отчетный год, формируются по состоянию на 1 января следующего года.

Структура бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность чаще всего представлена совокупностью следующих ключевых документов:

Отчеты - о прибылях и убытках, об изменениях капитала, о движениях средств, а также о целевом их использовании.

Дополнять данные источники могут приложения, связанные с бухгалтерским балансом, а также различные пояснительные записки. В некоторых случаях предприятиям необходимо также готовить аудиторские заключения.

Если фирма работает по УСН, ЕНВД либо ЕСХН, то состав бухгалтерской отчетности будет несколько проще. В этом случае в ФНС необходимо предоставлять только первый документ из списка, указанного выше, а также отчет о прибылях и убытках. Направлять данные источники в ведомство нужно до 1 апреля того года, который следует за отчетным.

Кому не надо сдавать бухгалтерскую отчетность

Ведение бухгалтерской отчетности, равно как и бухучета, не обязательно для ИП, а также для малых бизнесов, которые работают по УСН и иным специальным режимам налогообложения. Однако соответствующие организации не освобождаются от некоторых процедур информирования ФНС о своей деятельности — так, они должны оформлять книги учета доходов и расходов, которые ведомство в ряде случаев может запрашивать. На основании соответствующего источника ИП и малое предприятие должно поквартально уплачивать взносы по налогам.

Бухгалтерская отчетность — это серьезная процедура, при проведении которой предприятию крайне нежелательно допускать ошибки. Можно обратить внимание на ряд рекомендаций экспертов, отражающих некоторые нюансы практики предоставления в ФНС соответствующих документов.

Так, достаточно полезным источником информации для фирм, имеющих небольшой опыт в формировании бухгалтерской отчетности, специалисты считают Положение о бухучете ПБУ 4/99. С помощью данного источника можно научиться корректно заполнять необходимые формы, рассчитывать цифры и иные сведения для внесения документов, которые впоследствии будут предоставляться в ФНС.

Рекомендуется сдавать отчетность значительно раньше предельных сроков — хотя бы за неделю (если специфика соответствующих документов позволяет это сделать — например, это вполне возможно при формировании источников, отражающих данные по состоянию на полугодие или год). В противном случае придется иметь дело с большими очередями в ФНС из предпринимателей, которые решили отчитаться перед государством «на флажке». Эта рекомендация, конечно, не будет актуальна для фирм, сдающих документы в ФНС электронно. Но не всем бизнесам удобно пользоваться онлайн-каналами.

Упрощенная форма отчетности

Выше мы отметили, что бухгалтерская отчетность — это обязательство, которое некоторые виды предприятий могут не выполнять вовсе. Однако есть другая примечательная схема взаимодействия бизнесов и государства, являющаяся чем-то вроде промежуточной версии между обязательством предоставлять отчетность во всей ее полноте и отсутствием данной необходимости в силу закона. Речь идет об использовании упрощенных форм, с помощью которых в ФНС направляются сведения о фирме. Введены они были относительно недавно — в октябре 2012 года. Но многие бизнесы, для которых составление бухгалтерской отчетности в традиционном формате являлось в силу тех или иных причин ощутимо трудоемким процессом, с большим энтузиастом приняли возможность взаимодействовать с государством по упрощенной схеме. Какова специфика данного механизма?

Суть рассматриваемой инициативы государства — в утверждении упрощенных бланков бухгалтерского баланса, а также отчета, в котором отражаются финансовые результаты деятельности компании. Использовать их могут только малые предприятия — те, что соответствуют критериям, прописанным в ФЗ №209 от 24 июля 2007 года, а также в Постановлении правительства № 556 от 22 июля 2008 года. Фирмы, для которых разрешено составление бухгалтерской отчетности по упрощенным формам, таким образом, должны обладать следующими характеристиками:

Предельная доля юрлиц в уставном капитале - 25%;

В компании работает не более 100 человек (среднесписочно, за отчетный период);

Годовая выручка — не более 400 млн рублей.

Изучим теперь то, каким требованиям должна соответствовать рассматриваемая отчетность в ФНС.

Основные требования к отчетности

Основной источник данных для нас в этом случае — ПБУ 4/99, о нем мы уже сказали выше. Изучим некоторые из его ключевых положений.

В соответствии с п. 8 рассматриваемого документа, бухгалтерская отчетность организации должна содержать показатели коммерческих активностей всех ее структурных подразделений.

Не считая отчетов, которые составляются фирмой впервые, в соответствующих документах должны отражаться сведения за 2 года — отчетный и тот, который ему предшествует. Вполне может оказаться так, что цифры за предыдущий период будут несопоставимы с теми, которые включает бухгалтерская отчетность организации на момент составления документа. В этом случае, в соответствии с п. 10 Правил, первые показатели можно откорректировать.

Отчетность считается оформленной, как только ее подпишет руководитель организации. Бухгалтерии необходимо, таким образом, хранить соответствующий экземпляр документа.

Детализация

Полезно рассмотреть такой аспект, как допустимая степень детализации отчетности. Дело в том, что в ряде случаев подробное представление в соответствующих документах всех цифр, отражающих хозяйственные операции — очень трудоемкий процесс. Поэтому многие фирмы испытывают объективные сложности в том, чтобы соблюсти строгий порядок бухгалтерской отчетности в аспекте отражения цифр в предусмотренных законом формах. Законодательством РФ предусмотрен ряд норм, направленных на уменьшение трудоемкости составления документов, о которых идет речь.

Так, например, в соответствии с Приказом Минфина № 66н фирмы могут осуществлять детализацию цифр по тем или иным статьям отчетности, исходя из самостоятельно определяемых приоритетов. При этом малые предприятия могут включать в формы бухгалтерской отчетности только базовые показатели — по группам статей. Собственно, данное положение реализовано в упрощенных документах — о которых мы сказали выше. Вместе с тем, формы бухгалтерской отчетности должны содержать существенные показатели деятельности организации, которые отражены обособленно — в соответствии с п. 11 Правил.

Каким образом детализация данных в рассматриваемых документах может быть законным образом уменьшена (например, если их формирует предприятие, относящееся к категории малых бизнесов)? Очень просто. Например, такие фирмы могут фиксировать показатели, отражающие учет затрат только на одном счете — 20. В то время как при полном формате отчетности может потребоваться задействование данных с таких счетов, как 20, 23, 25 и некоторых других.

Заполнение форм: нюансы

Полезно будет рассмотреть некоторые рекомендации экспертов, касающиеся непосредственно заполнения форм бухгалтерской отчетности. В силу того, что стандартный формат предоставления соответствующих данных может быть очень емким и не слишком удобным для отображения в нашей статье, мы изучим ключевые принципы внесения цифр в те или иные пункты документов на примере упрощенных форм отчетности.

Итак, процедура, о которой идет речь, предполагает предоставление в ФНС следующих основных документов:

Бухгалтерского баланса;

Отчета о прибылях и убытках.

Касательно первого источника — в нем необходимо отразить финансовое положение фирмы по состоянии на предусмотренную законодательством отчетную дату. Так как в упрощенном формате достаточно сдавать соответствующие документы раз в год, то это — 31 декабря. Если бухгалтерская отчетность за год сдается фирмой не в первый раз, то необходимо также фиксировать показатели за предыдущие периоды. Аналогично — по состоянию на 31 декабря.

Как мы отметили выше, при упрощенном формате предоставления сведений в ФНС детализация цифр может быть меньшей, чем при стандартной схеме. Так, в частности, в разделе "Актив" бухгалтерского баланса предполагается заполнение только 5 строк. Так как их немного, рассмотрим особенности работы с каждой из них.

Упрощенная форма баланса: актив

Первая строка - «Материальные внеоборотные активы». Здесь нужно зафиксировать стоимость основных фондов (из которых вычтены показатели по амортизации), а также незавершенные вложения в них.

Следующая строка - «Нематериальные активы». Здесь также нужно указать их стоимость (и вычесть, как и в первом случае, амортизацию), отразить незавершенные вложения в них. Здесь же могут быть зафиксированы долгосрочные вложения, отложенные активы, результаты исследований и т. д. Отметим, что малые бизнесы могут учитывать вложения, исходя из их изначальной стоимости. Отложенные активы данного типа предприятия могут при этом не учитывать.

В строке «Запасы» нужно отразить соответствующие резервы по сырью, используемым материалам, а также готовой продукции.

Важнейший пункт, который включает годовая бухгалтерская отчетность в структуре соответствующего баланса, в том числе и та, что предоставляется по упрощенной форме - «Денежные средства и эквиваленты». Здесь фиксируются не только капиталы, но также и высоколиквидные, не подверженные ценовым волатильностям резервы, которые можно конвертировать в стандартную валюту.

Строка «Финансовые и другие активы» должна содержать краткосрочные вложения (которые находятся в обороте не более 12 месяцев после даты предоставления отчета или же конкретного операционного цикла), «дебиторку» и иные оборотные активы, которые не представлены в других разделах бухгалтерского баланса. Минфин РФ рекомендует вычитать из «дебиторки» НДС, который может быть оформлен в качестве вычета — если фирма оплачивает товары и услуги авансом.

Изучим теперь то, каким образом заполняется годовая бухгалтерская отчетность в виде соответствующего баланса в части пассива.

Упрощенная форма баланса: пассив

Структура данной части документа, как и в случае с активом, не предполагает выраженной детализации цифр. Рассмотрим строки, предусмотренные формой, о которой идет речь.

Первая строка - «Капитал и резервы». Здесь необходимо фиксировать цифры по уставному, добавочному, либо, соответственно, резервному капиталу. В этой же строке отражаются показатели по нераспределенной прибыли (в некоторых случаях — непокрытого убытка).

Следующая строка упрощенной формы - «Долгосрочные заемные средства». Следует отметить, что соответствующие данные должны отражаться вместе с процентами (при сроке погашения - более 12 месяцев по состоянию на отчетную дату).

В строке «Другие долгосрочные обязательства» фиксируются цифры, отражающие правоотношения, не относящиеся к категории кредитных. При этом их срок также должен быть больше 12 месяцев.

В строке «Краткосрочные заемные средства» фиксируются показатели по займам — также с процентами, которые фирма должна погасить быстрее, чем за 12 месяцев (по состоянию на отчетную дату).

В строке «Кредиторская задолженность» отражаются цифры по краткосрочным долгам перед партнерами фирмы, работниками, государством. Данные фиксируются, если срок погашения соответствующих обязательств не превышает 12 месяцев по состоянию на отчетную дату, и если это вписывается в структуру операционного цикла, который, в свою очередь, может быть дольше, чем 12 месяцев.

В следующей строке необходимо отметить иные краткосрочные обязательства, не классифицированные в рамках других разделов пассива бухгалтерского баланса. Ключевой критерий тот же — срок погашения не превышает 12 месяцев — с поправкой на специфику операционного цикла. Рекомендуется отражать кредиторские долги за вычетом НДС, который должен быть уплачен государству — при условии, если фирма получила аванс за поставку товаров или услуг.

Таковы рекомендации экспертов, касающиеся заполнения бухгалтерского баланса. Но это еще не все. Другой важнейший источник, который включает в себя бухгалтерская отчетность — это документ, отражающий финансовые результаты деятельности организации. Рассмотрим специфику его составления.

Отчет о финансовых результатах

Как и в случае с бухгалтерским балансом, в рассматриваемом документе фиксируются цифры за год. Иногда он именуется также отчетом о прибылях и убытках. Рекомендуется, однако, называть его по-другому, если речь идет о предоставлении бухгалтерской отчетности за год.

Упрощенная его форма состоит из 7 строк. Рассмотрим специфику их заполнения.

В строке «Выручка» фиксируются доходы, которые фирма получила как результат основной деятельности — за вычетом НДС, а также платежей по акцизам. Не следует, вместе с тем, уменьшать соответствующий показатель на сумму перечисленных государству вывозных пошлин на таможне.

Строка «Расходы по обычной деятельности» предполагает включение всех издержек, имеющих отношение к ключевым активностям фирмы. Не нужно подразделять их на те, что отражают себестоимость, коммерческие транзакции, управленческие расходы.

Строка «Проценты к уплате» должна отражать данные по соответствующим параметрам кредитов, не считая тех, которые должны включаться в структуру инвестиционных активов. Отметим, что малые предприятия (кроме тех, которые выпускают публичные акции) могут относить расходы, имеющие отношение к займам, к категории прочих.

В строке «Прочие доходы» фиксируется выручка, которая может быть получена, например, за счет арендной платы.

В строке «Прочие расходы» могут отражаться цифры, связанные, в частности, со списанием основных фондов.

В строке «Налоги на прибыль» фиксируется величина текущего сбора соответствующего типа.

В строку «Чистая прибыль» (или убыток) вносится показатель с учетом вычета необходимых налогов.

Итак, мы изучили основные нюансы, касающиеся такой процедуры, как предоставление бухгалтерской отчетности российскими предприятиями. Законодательством РФ установлены, с одной стороны, достаточно строгие критерии, предполагающие обязательства фирм по формированию соответствующих документов. С другой, ведение бухгалтерской отчетности (учета) не обязательно для ряда организаций. Предусмотрен, однако, и компромиссный вариант предоставления соответствующих документов в ФНС по упрощенным формам.