Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Предполагалось, что изъятие из оборота наличных денег снизит инфляцию, а так же ударит по теневой экономике

Конфискационную реформу января 1991 года, которую в Советском Союзе принято называть по фамилии первого и последнего премьер-министра СССР "павловской", многие считали одной из причин провала "августовского путча" ГКЧП и крушения сверхдержавы. Сегодня, когда в мире раскручивается маховик второй волны экономического кризиса, эти события приобретают особый подтекст.

У последней черты

Начало 1991 года ничего хорошего трещащему по швам Советскому Союзу не обещало.

Самая большая в мире супердержава быстро и уверенно катилась к своему развалу. На национальных окраинах Империи разгорались межэтнические столкновения, в гигантских очередях за всем на свете давилось население одной шестой части суши, ограничение продажи качественного алкоголя заставило традиционно пьющих советских людей упрямо глушить все, что хотя бы отдаленно напоминало спиртной напиток и безудержно спиваться от суррогата. Экономические реформы забуксовали окончательно, перестройка проваливалась, гласность добивала разоблаченные сталинистские останки КПСС.

Дефицит был глобальный. Народ уже не желал зрелищ - только бы хлеба. Квартирные воры перестали уносить из домов заношенные вещи и перешли на содержимое холодильников. Преступность шла к кооперации с цеховиками и властью, превращаясь в советскую мафию. Из первых кооператоров вырастали первые миллионеры. Из последних налетчиков - первые бизнесмены.

Армия и милиция разлагались вместе с обществом, не понимая, кого защищать и за кого воевать. В народе ходили упорные слухи о выводе "золота партии" за границу и вложении его в прибыльные зарубежные компании. Общество с надеждой смотрело на Запад, Запад благосклонно поощрял торжественное шествие к пропасти конкурирующей с ним Империи.

Полуголодная, полуодетая, злая от нахлынувшей правды безнадежно больная страна вкатывалась в 90-е годы XX века.

Переход от плановой экономики к рыночной на рубеже 1980-1990 годов в огромной полуголодной стране, с детства приученной к дефициту и очередям, проходил крайне болезненно и с большими материальными жертвами для населения. Почти 300 миллионов жителей, за исключением тонкой прослойки партийной и региональной элит, не могли обеспечить себя в достаточной мере продовольственными и промышленными товарами. Пустые полки магазинов стали привычным зрелищем для советских людей позднего СССР, а скромные зарплаты не позволяли им покупать продукты на дорогих колхозных рынках и в первых коммерческих магазинах-"комках".

При этом сложно назвать граждан СССР заката социализма "обществом потребления", требовавшим большого количества материальных благ. Люди жили от зарплаты до зарплаты, стремясь обеспечить семью в первую очередь достойным питанием, во вторую - крышей над головой.

В широких массах росло недовольство и озлобление, грозившее вылиться в голодные бунты против любой власти, которая не в состоянии будет их в первую очередь накормить и обеспечить товарами первой необходимости. Зарплату, однако, тогда платили аккуратно - ее задержка точно могла стать детонатором для социального взрыва. Но наличие постоянно обесценивавшихся "деревянных" рублей на руках при отсутствии товаров в магазинах делало их бессмысленной макулатурой.

По мнению доктора экономических наук, профессора Южного федерального университета Вячеслава Вольчика, "существовала избыточная денежная масса, природа которой была в нарастающих дисфункциях институтов плановой экономики. Хаотические и непоследовательные рыночные реформы разрушали систему централизованного планирования, но почти не способствовали созданию рыночных механизмов регулирования и институтов".

"Никакой подготовки к реформе не ведется"

Официальной причиной финансовой реформы называлась борьба с фальшивыми банкнотами, "забрасываемыми недругами из-за рубежа", а также с нетрудовыми доходами граждан. Так было легче объяснить задумку с точки зрения привычной советской идеологии тех лет. Неофициально все прекрасно понимали, что необходимо было избавиться от избыточной денежной массы напечатанных в конце 1980 годов купюр для исполнения социальных гарантий, скопившихся на руках населения и разгонявших дефицит товаров народного потребления.

Главным мотором реформы стал 53-летний министр финансов Валентин Павлов, называвший себя сторонником "государственного капитализма". С августа 1986 года он возглавлял Госкомитет СССР по ценам и был в курсе не идеологического, а реального положения дел и давно выискивал различные способы изъятия у населения необеспеченных товарами денежных средств.

В качестве вариантов фигурировали порядка десятка различных концепций, от уже обкатанных на других странах, так и самых парадоксальных. Одна из них, например, предусматривала введение так называемых "параллельных денег" по образцу золотого червонца 1920-х годов, но в безналичном обороте. Другая - простое конфискационное аннулирование всех старых денег без их обмена и механизма кредитного эмиссионного регулирования (на опыте ФРГ и жесткой реформы 1948 года канцлера Конрада Аденауэра, фактически ликвидировавшего таким образом "черный рынок"). Третья - компромиссный вариант в виде компенсационного обмена с изменением масштаба национальной валюты и изъятия накоплений сверх строго установленной денежной суммы.

Реформа была необходима, - утверждает Вячеслав Вольчик, - Но реформа не должна быть только денежной. В СССР в то время давно назрели глубокие структурные реформы в экономике. Это, прежде всего, реформы в сфере экономической координации и ценообразования. Необходимо было начать "выращивание" рыночных институтов, которые впоследствии позволили бы сформироваться рынкам не только потребительских товаров, но и факторов производства.

Сам Валентин Павлов, придя на пост министра финансов в июле 1989 года, постоянно носился с идеей реформы, которая, по его задумке, должна была не только ограничиваться изъятием избыточной денежной массы, но и привести к повышению цен с учетом себестоимости товаров и услуг. Более того, особо министр настаивал на том, чтобы провести обмен в максимально сжатые сроки, дабы хранящиеся гражданами не в банке, а "в кубышке" денежные накопления либо не успели, либо не сумели сдать в полном объеме. В Минфине не сомневались, что подавляющей массе населения из мизерных зарплат копить нечего - держать под подушкой заначки в крупных купюрах способны лишь "бесчестные люди".

Реально проблемы с инфляцией и обнищанием населения начались в 1988-м с появлением кооперативов, - считает известный экономист, руководитель компании экспертного консультирования Михаил Хазин. - Не с каждого конкретного кооператора, а с самой модели, при которой можно было деньги из государственных предприятий выкачивать через кооперативы. Чтобы в условиях кризиса финансировать социальные проекты, государство довольно много напечатало денег в конце 1980-х. Они тоже концентрировались у части населения, мягко говоря, не совсем законными способами. И павловская реформа, в том числе, должна была эти деньги отсечь.

При этом министр прибег к старой "страшилке", подав летом 1990 года секретную записку президенту Михаилу Горбачеву и председателю Совета министров СССР Hиколаю Рыжкову. В ней он объяснял необходимость обмена именно 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года тем, что якобы именно эти банкноты в большом количестве вывезены за границу, а в СССР сосредоточены в руках теневого капитала. Председатель Совмина запросил таможню о пересечении наличности через границу. Оттуда ему сообщили, что из страны как правило утекают алые десятирублевые купюры, а не желтоватые "сотенные".

Препирательства по поводу радикализации реформ сначала отправили Рыжкова в больницу с обширным инфарктом, а оттуда - в отставку стремительно теряющим популярность Горбачевым, которому необходим был человек, взваливший бы на себя ответственность за будущие непопулярные шаги.

Амбициозный Валентин Павлов с его реформой как раз прекрасно подходил на эту роль. Его и утвердили премьером 14 января 1991 года. Аккурат на следующий день после штурма группой "Альфа" вильнюсского телецентра, повлекшем за собой многочисленные жертвы среди населения литовской столицы. Это потом уже расследование установит, что в спину мирного населения с крыш домов стреляли провокаторы из националистического движения "Саюдис". Но на тот момент приход к руководству правительства "госкапиталиста" уже прочно связали с 15 убитыми и 600 ранеными в Вильнюсе. Впрочем, сам будущий реформатор Валентин Павлов сразу же начал руководство кабинетом с откровенной дезинформации.

Никакой подготовки к реформе не ведется, - уверял он с высокой трибуны. - Во-первых, денежная реформа - это только часть комплекса мероприятий, направленных на оздоровление экономической ситуации, и изолированное ее проведение без решения других задач ни к чему не приведет. Во-вторых, проведение реформы обойдется государству примерно в 5 миллиардов рублей. В-третьих, существующие мощности по выпуску дензнаков позволяют накопить необходимое количество новых денег в течение трех лет.

Журналисты деловых изданий указали премьеру на запечатанные кипы банкнот, которые им удалось запечатлеть на фото в различных банках, ссылались на неназванные источники в финансовой сфере. Но "единожды солгавшему" Павлову вторил тогдашний председатель правления Госбанка СССР Виктор Геращенко, на всех углах опровергавший слухи о предстоящей реформе.

Потом все это вранье объясняли "повышенной секретностью операции".

Ни веры, ни надежды, ни любви

Привыкшая к традиционному идеологическому лицемерию, мало что сведущая в рыночной экономике страна смутно подозревала некий подвох со стороны руководящей и направляющей партии. Доверия первые лица государства у рядовых советских граждан уже не вызывали. Информация о подготовке денежной реформы просачивалась из финансовых структур через знакомых, и кое-кто успевал обменять "полтинники" и "сотки" загодя. Один из ростовских криминальных авторитетов, попросивший называть его Гариком, рассказал корреспонденту "РГ", что за два дня до объявления реформы один из "подшефных" кооператоров показывал ему домашний секретер, доверху набитый мелкими банкнотами, разменянными "теневиками" через банковские каналы. Накануне "акции" часть населения успела сбросить часть "реформированной" наличности в кассах метро, железнодорожных вокзалов, у таксистов, в магазинах. Но таковых были единицы.

О будущей реформе все подозревали, но никто не знал точно, когда каким образом ее будут проводить. Это обсуждалось в транспорте, на производстве, в колхозах, вузах, экспедициях, в армии, но большая часть обсуждающих сходилась на том, что с одной стороны "копить вроде нечего", с другой, "все равно обманут". Истина конечно же была где-то рядом.

22 января президент Горбачев подписал указ об изъятии из обращения 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года и обмене их на более мелкие банкноты или купюры нового образца. При этом обмен наличности в сумме до 1 тысячи рублей осуществлялся только в течение трех дней - со среды по пятницу 23-25 января, а снятие наличности в Сбербанке ограничивалось 500 рублями. До конца марта можно было поменять деньги уже в специальных комиссиях, которые рассматривали каждый неуложенный в отведенные сроки случай в отдельности (командировка, экспедиция, состояние здоровья и прочее). Одновременно необходимо было доказать, откуда у человека взялась сумма свыше 1 тысячи рублей.

Указ президента зачитали в 21.00 в вечернем выпуске программы "Время", когда почти все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

Самые сообразительные в панике бросились спасать свои кровные. Кто отправлял перевод на имя жены на все "паленые" купюры, кто покупал несколько билетов на поезд или самолет на разные рейсы, чтобы затем их сдать. Но это успели сделать лишь единицы, ибо времени было лишь до полуночи.

С утра среды в сберкассы выстроились гигантские очереди, в которых стояли "делегаты" от трудовых коллективов, отправленные менять деньги целых бригад. Ставка организаторов реформы на "рабочий день" себя частично оправдала - многие физически не смогли добраться от станка до банка, до своих тайников и кладов.

Впрочем, где-то местные власти пошли навстречу трудящимся, и деньги меняли на почте, на производстве. В очередях возникали потасовки, кому-то становилось плохо, и правительство тогда материли, на чем свет стоит.

По утверждению того же Гарика, имеющего за плечами 17-летний "стаж" пребывания в местах отдаленных, в ростовской колонии строгого режима ее начальнику предлагали взятку в размере 500 тысяч рублей за то, чтобы он на сутки под "честное воровское" отпустил одного из здешних "сидельцев" для того, чтобы поменять тюремный "общак". Тот отказался. Почему начальник не взял столь внушительный куш, стоит только догадываться. Может действительно взыграла тогда еще не ставшая анахронизмом профессиональная гордость? А может и просто испугался, посчитал это за тонкую провокацию. Взятка на такую сумму тянула на "расстрельную" статью при любых погонах.

Способ проведения реформы был абсолютно неправильным с сегодняшней точки зрения, - считает Вячеслав Вольчик. - Но если рассуждать, как тогдашнее советское руководство, то другого способа проведения денежной реформы просто не существовало. Практически все советские реформы носили конфискационный характер. И реформа 1991 года не была исключением.

В итоге изъять из обращения удалось порядка 14 миллиардов рублей, хотя по замыслу организаторов реформы обмену подлежало 51,5 из 133 миллиардов наличных банкнот (39 процентов).

Одновременно и вклады в Сберегательном банке были заморожены. На них начислялись 40 процентов годовых, но деньги можно было получить наличными... только в следующем году. А что с ними произошло после 1 января 1992 года все помнят.

Помимо этого, национальный доход по сравнению с 1990 годом уменьшился на 20 процентов, а дефицит государственного бюджета в 1991 году составлял, по разным оценкам, от 20 до 30 процентов валового внутреннего продукта.

Интересно, что после завершения обмена премьер Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР. Более того, в рамках второго этапа реформы так же без предварительного объявления уже со 2 апреля в СССР втрое выросли цены на товары народного потребления, которые десятилетиями оставались стабильными. Это привело к совершенной утрате всякого доверия к правительству у населения, посчитавшего себя дважды ограбленным. По опросам общественного мнения, именно "павловская реформа" послужила одной из основных причин провала попытки государственного переворота, предпринятого консервативной частью Политбюро ЦК КПСС и правительства в августе 1991 года. Примечательно, что в составе ГКЧП тогда фигурировал и неудавшийся реформатор Валентин Павлов...

Может быть, неоднозначно это покажется, - вспоминал он потом, - но дело заключается в том, что очень мало кто в то время понимал и верил в то, что вопрос идет не об идеологии. Вопрос не идет о формах собственности, о хозяйствовании, о реформах, а вопрос идет о государстве.

Но это все было потом. А тогда, в конце января 1991 года жители страны прощались не только с пропавшими "заначками", но и с частью своего общего прошлого. Жители Владикавказа (только что переименованного из советского Орджоникидзе) до сих пор вспоминают, как утром 26 января 1991 года, через день после прекращения обмена купюр, к зданию Госбанка подошел хорошо одетый мужчина с чемоданом. Открыл его, вывалил в снег гору пятидесятирублевок и поджег ее на потеху прохожим. Вместе с ними горела в пламени самого дорогого в Северной Осетии костерка и вера в "ум, честь и совесть нашей эпохи".

Денежная реформа 1991 года в отечественной истории известна под названием Ее так называют по имени премьер-министра который инициировал ее проведение. Это был Валентин Павлов. С января по апрель проводился обмен денежных купюр крупного номинала.

Предпосылки для проведения реформы

Инициатором денежной реформы 1991 года был непосредственно министр финансов, которого звали Предполагалось, что удастся использовать эффект неожиданности, чтобы максимально эффективно осуществить рублевую реформу и наладить стабильное обращение денежных средств в Советском Союзе. Это была одна из главных предпосылок денежной реформы 1991 года.

При этом удивительно, что накануне этого распоряжения сам Павлов неоднократно публично заявлял о том, что не будет проводить никакой денежной реформы. На тот момент он занимал пост министра финансов.

Однако 14 января Павлова повысили, он стал премьер-министром Советского Союза. Так руководство страны планировало закрепить проведение политических и финансовых реформ, которые должны были стабилизировать обстановку в стране.

Цели проводимой реформы

Данная денежная реформа в СССР преследовала несколько целей. Одной из первоочередных задач, которую ставило перед собой правительство, было обеспечить избавление от избыточной денежной массы, которая находилась в стране в свободном обращении. Это была одна из главных целей денежной реформы 1991 года. Предполагалось, что за счет этого удастся расправиться с дефицитом, образовавшемся в стране на товарном рынке.

При этом формальным поводом для проведения денежной реформы в 1991 году была заявлена борьба с фальшивыми денежными купюрами, которые якобы массово ввозили из-за рубежа.

Большинство исследователей и историков уверяют, что никаких достоверных подтверждений этому найдено не было.

Условия проведения реформы

Указ о фактическом начале денежной реформы в СССР подписал президент Михаил Горбачев. Это произошло 22 января. Советские рубли, выпущенные в 1961 году, номиналом в 50 и 100 рублей изымались из обращения. В 21.00 о подписании этого указа официально объявили по Центральному телевидению. На тот момент практически все магазины и банки были закрыты. Самые находчивые в первые часы после этого начали обменивать имевшиеся у них купюры номиналом по 50 и в кассах метров, в железнодорожных вокзалах и у таксистов. Они воспользовались тем, что большинство водителей и кассиров, которые были на работе, о начале реформы ничего не знали.

Еще часть граждан смогла сбыть советские рубли, отправив их денежными переводами в отделениях почты при вокзалах, которые, как правило, работали до полуночи. Самые находчивые и изворотливые покупали билеты на поезда и самолеты по высокой цене, на самые дальние расстояния, а после приходили сдать эти билеты обратно и получить на руки уже ликвидные деньги.

Правила обмена

При этом во время денежной реформы 1991 года были оглашены официальные правил обмена наличных. За них можно было получить мелкие купюры того же года выпуска либо аналогичные купюры современного образца.

Однако для проведения этого обмена были установлены строгие ограничения. Во многом из-за них подвергалась такой сильной критике денежная реформа 1991 года.

Во-первых, на обмен отводилось всего 3 дня - с 23 по 25 января. Последний был пятницей. К тому же поменять можно было не более тысячи рублей на одного человека. После окончания этих сроков обменивать старые купюры разрешалось только в специально организованных для этого комиссиях. Срок был установлен до конца марта.

Ограничения в Сберегательном банке

Параллельно была резко ограничены сумма, которые имели права снимать в советском Сберегательном банке граждане. В течение месяца каждый вкладчик мог снять не более 500 рублей. В условиях денежной реформы 1991 году жители Советского Союза имели право хранить свои сбережения в нескольких кассах одновременно. В том числе они могли находиться в разных городах. Для того чтобы вкладчики не снимать деньги выше установленной суммы, на последних страницах советского паспорта сотрудники сберегательных касс начали делать особые пометки о движениях по вкладам - сколько денег сумел снять его владелец.

2 апреля произошло еще одно важное событие, ставшее следствием Павловской реформы 1991 года. Заранее о ней никого не предупредили, поэтому удалось резко снизить валютный курс рубля, существовавший на тот момент.

Итоги реформы

Основным итогом денежной реформы 1991 года стало то, что планы правительства удалось реализовать только частично. В результате проведения конфискационной процедуры удалось вывести 14 миллиардов рублей наличными.

Предполагалось, что эффект полной неожиданности поможет справиться со спекулянтами, а также "левыми" доходами, контрабандой, фальшивомонетничеством, фактами коррупции. На деле основным итогом реформы стало практически полное разочарование большинства людей в своем правительстве.

К тому же, реформы Павлова продолжались и после этого. Уже 2 апреля СССР установил новые цены, которые оказались в три раза выше предыдущих. Советское правительство сделало это также неожиданно.

Купюры нового образца

Одними из первых денежных знаков образца 1991 года стали купюры номиналом 50 и 100 рублей. Они пришли на смену старым, которые активно изымались из оборота. После этого в обращении остались купюры 1961 года начиная от 1 до 25 рублей. При этом сохранялись металлические монеты.

Со временем появились новые купюры 1991 года достоинством в 1, 3, 5, 50 и 100 рублей, которые отличались от старых весьма незначительно, преимущественно только оттенком. На них отсутствовали надписи на языках народов союзных республик, как это было ранее, появились и некоторые другие нюансы.

Также появились купюры, которые до этого не ходили в обращении в Советском Союзе с 1920-х годов - в 200, 500 и 1 000 рублей. Новую купюру номиналом в 25 рублей решили больше не выпускать.

Государственный банк начал выпуск и монет нового образцы с 1991 года. Они также отличались от прежних, в первую очередь номиналом. 10 копеек делались из железа и покрывались латунью. 50 копеек, один и пять рублей были из никелевого сплава, а 10 рублей - из биметалла.

Творец реформы

В сознании большинства советских граждан эта денежная реформа прочно ассоциируется с именем премьер-министра Советского Союза Валентина Павлова. Он вошел в истории, как единственный человек, который был премьер-министром СССР. До него такой должности просто не существовало, а вскоре после 1991 года Советский Союз попросту развалился.

Биография Павлова показательна для советского чиновника. Он родился в семье медсестры и шофера в 1937 году. Получил образование в Московском финансовом институте, окончив финансово-экономический факультет.

После вуза занимал должность инспектора государственных доходов в одном из столичных райисполкомов, отсюда и начал строить свою карьеру. В начале 60-х годов перешел в министерство финансов РСФСР. В 1986 году занял пост первого заместителя министра финансов СССР. В 1989 году он стал министром финансов, в 1990 году - членом ЦК КПСС.

Реформы Павлова

Павлов проводил немало реформ. Он многое сделал для формирования большого количества институтов советского государства. В частности, участвовал в формировании налоговой инспекции, коммерческих банков, Пенсионного фонда, а также активно занимался привлечением инвестиций, участвовал в создании и регулировании кооперативов и первый совместных предприятий.

Но, конечно, денежная реформа больше всего запомнилась большинству горожан. Примечательно, что в ночь после объявления этого указа в Москве отключили телефонную связь. Решения Павлова вызвали огромный ажиотаж, привели к росту недовольства во всей стране.

Еще одна акция, которая вызвала серьезные недовольства политикой Павлова в стране, это повышение в два-три раза цен на основные услуги и потребительские товары. Из-за этого Павлова можно считать крайне непопулярным политиком в стране в то время.

Участие в ГКЧП

Павлов был одним из участников ГКЧП. В отличие от многих других членов Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР, Павлов не полетел к Горбачеву в Форос. Более того, он заболел и возложил в тот день свои обязанности на Виталия Догужиева, который на тот момент занимал пост первого вице-премьера.

22 августа по указу Горбачева Павлов был освобожден от должности премьер-министра. После этого у его больничной палаты дежурили силовики. 23 августа стало официально известно о его аресте, Павлова перевезли в тюрьму "Матросская тишина", где к тому времени находились и другие участники ГКЧП.

Верховный Совет утвердил отставку Павлова 28 августа, это автоматически привело к отстранению от работы всего правительства. На допросе Павлов отказался признать свою вину, заявив, что никакого заговора попросту не было.

В 1993 году после ознакомления с делом Павлова освободили из следственного изолятора, в феврале 1994 года его амнистировали решение Государственной думы первого созыва.

Работа на других должностях

После освобождения Павлов занял пост президента "Часпромбанка", покинув его после того, как у банка отозвали лицензию. В середине 90-х годов он занимал пост советника "Промстройбанка", позже был сотрудником различных экономических институтов, был заместителем председателя Вольного экономического общества.

В 2002 году у него случился инфаркт, но уже в январе следующего года он сумел вернуться к работе, активно обсуждал участие в предстоящих выборах в Государственную думу, но в марте у него случился обширный инсульт. Три недели врачи боролись за его жизнь, но безуспешно, 30 марта он скончался. Павлова похоронили в Москве на Пятницком кладбище. Ему было 65 лет.

Те, кто лично знал и работал с Павловым, вспоминали, что это был профессионал, который знал толк в экономике и финансах. Например, российский банкир и экономист Виктор Геращенко, который четырежды за свою карьеру становился руководителем Государственного банка (сначала дважды Госбанка СССР, а затем еще два раза Госбанка России), в своих мемуарах писал, что у Павлова был весьма своеобразный характер. При этом он часто принимал решения, основываясь исключительно на своих личных убеждениях, не советуясь ни с помощниками, ни с другими специалистами, разбиравшимися в этой области.

Так случилось и во время замены купюр номиналом в сто и пятьдесят рублей. Примечательно, что Геращенко подчеркивал, что знал Павлова еще с института, где они вместе играли в баскетбол. Несмотря на то что это командный вид спорта, в работе Павлов был исключительно индивидуалистом, редко к кому-то прислушивался, даже если была возможность получить дельный и полезный совет. За это его неоднократно критиковали, возможно, индивидуализм сыграл с ним злую шутку, ведь многих ошибок можно было бы избежать, если бы он более тщательно просчитывал возможные последствия своих решений.

Экономические реформы в стране

Денежная реформа, которой посвящена эта статья, стала одним из первых знаковых преобразований в России в начале 90-х. Среди других важных экономических реформ необходимо отметить переход к рынку, который Ельцин объявил в 1992 году. Затем, уже после формирования нового правительства, активно проводить новые экономические реформы начал

С 1992 года россияне узнали о таких понятиях, как ваучерная приватизация, либерализация цен, гиперинфляция. В январе вступил в силу указ о свободной торговле. Чуть позже была официально утверждена государственная программа приватизации предприятий.

Экономическая политика, которую проводили демократы в России, многими не одобрялась, часто подвергалась острой критики. В этом плане денежная реформа, устроенная премьер-министром Павловым в 1991 году, стала первой в списке непопулярных методов власти.

22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название "павловской" в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова. Это была конфискационная денежная реформа, которая преследовала цель избавиться от "лишней" денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.

22 января 1991 года Михаил Горбачев подписал Указ "О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан". О подписании Указа было сообщено в программе "Время", когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

После завершения обмена крупных денег Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР.

В результате реформ планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей (приблизительно 10,5 % от всей массы или чуть менее 17,1% от запланированных к изъятию 81,5 миллиардов).

2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги.

В декабре 1991 года эксперты газеты "КоммерсантЪ" подвели итоги всего 1991 года и выяснили, что с учетом "павловской" реформы цены за год выросли в 7,8 раза . При этом наибольший вклад в ценовую гонку внесли отнюдь не рыночные факторы, а различного рода форс-мажорные обстоятельства, такие как обмен купюр и официальные заявления о предстоящих катаклизмах в денежном обращении.

Произошло падение жизненного уровня населения. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства . Многие политики и историки считают, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 г., окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события (августовский путч, Беловежское соглашение).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

22 января 1991 года президент Советского Союза Михаил Горбачев подписал указ, предписывающий населению за три дня обменять старые денежные купюры на новые. Этот день вошел в историю как начало конфискационной «павловской» реформы, названной в честь первого и последнего премьер-министра СССР.

Реформа задумывалась как последняя попытка спасти финансовую систему разваливающейся державы - циничный грабеж населения должен был послужить делу дальнейшего перезапуска экономики. Однако все пошло не так, как планировали организаторы. В итоге павловская реформа стала одной из причин крушения СССР.

Когда деньги было некуда девать

К концу 80-х советская экономика напоминала корабль, весь груз которого сложили вдоль одного борта. Дисбаланс между мощной тяжелой промышленностью и слаборазвитым производством товаров широкого потребления был колоссален. Находившаяся в обращении денежная масса втрое превышала стоимость товаров на внутреннем рынке. Цены ведь в СССР были фиксированными, а производство определялось Госпланом - поэтому ни о каком балансировании платежеспособного спроса и предложения речи не шло.

Товарно-денежный перекос привел к формированию нелегального рынка; его игроками стали подпольные предприниматели-цеховики и, разумеется, спекулянты. Но даже колоссальный теневой товарооборот не смог решить проблему тотального дефицита всего и вся. Население самой большой в мире страны годами давилось в очередях, а покупка любой нужной вещи больше походила на поиски сокровищ.

Очень быстро дефицит стал оказывать влияние на общественную мораль: особое уважение стали вызывать люди, умеющие «выбивать» и «доставать», то есть превращать желания в вещи. Еще одной приметой поздних 80-х стало то, что на фоне неплохих зарплат и многотысячных сбережений граждан воры-домушники начали выносить из квартир… еду. В стране было огромное количество номинально не бедных людей, и при этом отсутствовала возможность качественно тратить кровно заработанное.

Реформатор с большой дороги

Руководство страны масштаб проблемы понимало; другое дело, что рецептов ее преодоления ни у кого не было. Экономисты, консультировавшие Горбачева в начале 80-х, советовали ему усиленно инвестировать в машиностроение. Это, по их мнению, должно было создать базу по производству оборудования для легкой и пищевой промышленности, а та, в свою очередь, должна была наконец заполнить полки магазинов. На самом деле этот курс лишь усугубил межотраслевой дисбаланс, превратив СССР в страну долгостроев и пустых прилавков.

Власти понимали, что рано или поздно придется пойти на непопулярные меры. На роль локомотива предстоящей реформы, а заодно и козла отпущения по собственной воле напросился 53-летний министр финансов. Валентин Павлов, называвший себя сторонником «государственного капитализма», с 1986 года прорабатывал различные способы изъятия у населения «лишних» денег.

Легенда, которая должна была обосновать необходимость реформы 1991 года, была придумана заранее. Павлов заявил, что большое количество купюр номиналом 50 и 100 рублей вывозится за рубеж, что создает угрозу денежной интервенции с обрушением финансовой системы СССР.

Любопытно, что с помощью этой байки министр-комбинатор уже пытался продавить свою идею в верхах: летом 1990 года он подал секретную записку на имя президента Михаила Горбачева и председателя Совмина Николая Рыжкова. «Липа» вскрылась почти сразу: Рыжков запросил данные таможни и получил ответ, что из страны в основном вывозятся не полтинники и стольники, а десятирублевые банкноты. Однако плохо, к сожалению, стало после этого не министру финансов, а главе правительства, который слег с обширным инфарктом.

Другим предлогом для реформы стали демагогические рассуждения о том, что честные граждане живут от зарплаты до зарплаты, а большие сбережения принадлежат исключительно нетрудовым элементам и спекулянтам.

Готовясь провести экспроприацию, Павлов проработал около десяти вариантов реформы, в том числе и проект одномоментного отказа от старых денег, который вообще не предусматривал их обмена на новые дензнаки и компенсаций. В любом случае реформа должна была носить конфискационный характер, а значит - реализовываться внезапно и максимально неудобным для населения способом. Именно поэтому за несколько недель до «часа икс» Павлов официально опровергал слухи о готовящемся денежном обмене.

Государство атакует сберкнижки и кубышки

14 января Павлова назначили премьер-министром, а уже 22-го Горбачев подписал указ об изъятии сотенных и 50-рублевых банкнот. В соответствии с распоряжением купюры образца 1961 года свободно обменивались на новые банкноты в объеме до 1000 рублей на человека. С обменом население должно было успеть в срок с 23 по 25 января.

Одновременно ограничивалось снятие вкладов в Сбербанке: с одного счета можно было за раз снять не больше 500 рублей. Суммы, выходившие за лимит, теоретически можно было обменять, но для этого сначала нужно было доказать специальным комиссиям законность их происхождения. Через эти же комиссии могли поменять свои деньги люди, пропустившие общий обмен по уважительным причинам: из-за командировок, лечения в стационарах.

Объявление в отделении Сбербанка. Фото Станислава Панова /Фотохроника ТАСС

Президентский указ был зачитан в вечернем выпуске новостей в 21:00, уже после того, как магазины и почтовые отделения в стране закрылись. Самые сообразительные граждане тут же начали изобретать способы спасения сбережений: с банковскими вкладами много сделать не получалось, а вот наличность позволяла маневрировать. Крупные суммы отправлялись переводами родственникам, небольшие - менялись у таксистов, которые еще не слышали об указе, и в кассах метро. Самые находчивые скупали авиа- и ЖД-билеты на отдаленные даты, чтобы потом, после обмена дензнаков, их можно было сдать, получив купюры нового образца.

Тем не менее подавляющему большинству граждан так и не удалось спасти свои кубышки. В течение двух суток рушились 15–30 тысячные состояния граждан, которые копили эти деньги, притом не для себя, а для детей и внуков. Хуже всего пришлось тем, кто не смог вырваться с работы и вынужден был в бессильной ярости наблюдать, как утекают бесценные часы.

Впрочем, у касс тоже царило отчаяние: к заветным окошкам выстроились громадные очереди; озлобленные, доведенные до нервного срыва люди давились и дрались с куда большим остервенением, чем за самый вожделенный дефицит. И не удивительно: ведь у них отнимали годы труда, надежды и планы на будущее. Пожалуй, в эти дни граждане СССР получили самую мощную прививку от доверия к властям.

Жулики комбинаторам не по зубам

Какую же пользу принесла грабительская реформа экономике страны? Практически никакой. Планируемое сокращение денежной массы должно было составить 81,5 млрд рублей - со 133 до 51,5 млрд. В реальности правительство смогло изъять из обращения только 14 млрд. Нетрудно догадаться, что пострадали в основном не спекулянты и барыги, а честные трудяги.

Спустя 20 лет после реформы, в 2011-м, вор в законе, попросивший журналистов называть его Гарик, рассказал, что за два дня до реформы один из «подшефных» кооператоров показал ему домашний секретер, полностью заполненный мелкими купюрами. Их теневики наменяли через своих людей в банке. Начальнику одной из ростовских колоний, по свидетельству того же Гарика, предлагали за полмиллиона рублей «под честное воровское слово» отпустить одного из сидельцев, чтобы тот смог обменять общак. Начальник от сделки отказался, и зэки потеряли кассу.

Однако в целом теневой бизнес сумел уйти от удара. А вот легальной экономике этого сделать не удалось. Национальный доход в сравнении с 1990 годом уменьшился на 20%, дефицит госбюджета вырос до 20–30% от уровня ВВП. В апреле 1991-го правительство пересмотрело розничные цены, подняв их «в среднем по больнице» на 70%. Разумеется, население восприняло это шаг как второе ограбление. Однако это было лишь началом: впереди советских граждан ждали , распад страны и шоковая терапия.

Вместо эпилога

Безусловно, экономическая реформа была необходима позднему Союзу. Но отнюдь не только денежная. Нужно было пересматривать принципы ценообразования, заняться ускоренным созданием институтов, позволяющих сформировать качественный рынок потребительских товаров. Вместо этого было сделано то, что сделано.

СССР долгие годы относился к своим гражданам как к расходному материалу, и признание его исторических заслуг не отменяет того факта, что интересы простого человека, его собственность и планы на жизнь не стоили в нем ничего. Все денежные реформы, организованные советскими властями в послевоенный период, носили конфискационный характер. В 1947-м это было более заметно, в 1961-м - менее. Однако в конце концов СССР погорел на том, к чему привык: брать, не спрашивая, распоряжаться чужими деньгами, трудом и жизнями.

Павловская реформа оказалась не только самой скандальной, но и самой неэффективной: экспроприация денежных активов населения не решила экономических проблем, не позволила стране перепрыгнуть очередную пропасть, наступив на головы рядовых граждан. Зато она наглядно показала людям, что свое государство тоже может быть врагом. Объяснение оказалось столь доходчивым, что, когда Союзу понадобилась помощь, миллионы людей не шелохнулись. Что было дальше, мы знаем.

В конце 80-х годов в СССР стали постепенно внедряться рыночные отношения, появились кооперативы, возрастала роль рынка в жизни общества. К 1991 году часть населения уже успела значительно поднять свой бюджет трудовыми и нетрудовыми доходами, многие занимались спекуляцией. У населения на руках осели большие суммы денег и это грозило усилением и без того начавшейся инфляции.

Подготовка и ход реформы

14 января на должность премьер-министра был назначен бывший министр финансов Валентин Сергеевич Павлов. Желая сразу же проявить себя в новой должности, Павлов организовал денежную реформу и решил провести её максимально "советскими" методами. Официально заявлялось о том, что реформа направлена на борьбу с фальшивыми банкнотами крупного номинала, которые по заявлению правительства массово привозились из других стран. В действительности целью было избавление от "лишних" запасов населения в рублёвом эквиваленте, поскольку именно крупные купюры чаще всего откладывались "на чёрный день".

В отличие от сталинской реформы 1947 года, когда на обмен денег отводилось две недели, Павлов выделил всего три дня. Обмену подлежали купюры номиналами 50 и 100 рублей, вместо них можно было получить более мелкие номиналы старого образца, или выдавались новые, образца 1991 года. Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублёвых купюр образца 1961 года был подписан президентом М.С. Горбачёвым 22 января, а обмен начался уже 23 января. Информация об этом появилась только в вечерних новостях, и многие узнали о реформе только на следующий день. Те, кому удалось получить информацию сразу, бросились избавляться от крупных купюр всеми доступными методами. Магазины практически все оказались закрыты, поэтому люди отправляли денежные переводы, расплачивались с таксистами, покупали ЖД и авиабилеты с целью их дальнейшей перепродажи (тогда билет приобретался без паспорта). Но это были единичные случаи, не сильно повлиявшие на общий ход реформы.


100 рублей нового типа

В течение трёх дней, с 23 по 25 января купюры мог обменять любой желающий, причём это были будние дни, что помешало многим занять очереди с самого утра. В дальнейшем до конца марта можно было обменять деньги до 1000 рублей, но при условии одобрения заявки (проверялись источники получения средств). В дополнение ко всему, для ещё большего удара по инфляции (и по гражданам) ограничили сумму снятия вклада в Сберкассах до 500 рублей в месяц одним лицом. Чтобы избежать обращений в другие сберкассы, в которых тоже могли быть вклады, на пустых страницах паспорта ставились штампы. Последний этап реформы был произведён 2 апреля - снижен курс рубля по отношению к доллару и введены новые цены, превышавшие предыдущие примерно в 3 раза.

Итоги


Оборотная сторона купюры 200 рублей

После реформы население в значительной степени утратило доверие к действиям правительства, страна оказалась на пути к хаосу, а рост инфляции только усилился. На фоне всего этого изъятые из обращения 14 миллиардов рублей (именно столько старых купюр осталось на руках) уже не могли повлиять на экономику.

В обращение в ходе обмена поступили новые купюры 50 и 100 рублей, а также номиналы 200, 500 и 1000 рублей, которых денежное обращение не знало с 1923 года. Летом появились новые купюры номиналом 1, 3, 5 и 10 рублей, выполненные по эскизам И.И. Дубасова и планировавшиеся ещё к реформе 1961 года.


Самая крупная купюра 1991 года

На новых деньгах отсутствовало указание номинала на разных языках, на мелких номиналах надпись "казначейский билет" заменили на "Билет Государственного банка" (как на крупных), а дизайн стал более красочным. Старые банкноты 1, 3, 5, 10 и 25 рублей остались в обращении.

К уже имевшимся монетам образца 1961 года в течение года добавились новые 10 и 50 копеек, а также 1, 5 и 10 рублей. Последняя впервые в истории нашей страны была биметаллической. Новые монеты в народе получили название "монеты ГКЧП", хотя сам ГКЧП не имел к ним никакого отношения.

Денежные реформы в СССР:

Денежная реформа 1922-1924 годов ;
Денежная реформа 1947 года ;
Денежная реформа 1961 года ;
Денежная реформа 1991 года.