Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Информационный портал форекс арена. Рынок труда. Показатели, характеризующие его состояние

Современная экономическая ситуация в стране характеризуется становлением новых для населения рыночных отношений. Их принципы существенно отличаются от тех, которые были присущи административно-командной системе управления народным хозяйством. В России всегда была сильна тяга к справедливости. Однако она в дореформенный период понималась зачастую как уравнительное распределение благ. Достаточно широко нашли свое развитие и различные формы социального иждивенчества, и некоторые другие негативные аспекты. И вполне очевидно, что успешность решения задач переходного периода требует большого внимания к социальным аспектам. Это необходимо еще и потому, что пока население платит слишком высокую цену за реформирование общества. В связи с этим для переходного периода инфраструктура рынка труда должна состоять из двух самостоятельных, но взаимосвязанных блоков "Рынок труда" и "Социальная защита экономически активного населения" Предлагаемая инфраструктура рынка труда позволяет "разложить" его на ряд отдельных компонент и тем самым существенно облегчить и систематизировать работу по определению системы оценки ситуации на рынке труда.

Выбор критериев системы оценки ситуации на рынке труда базируется на ряде принципов. Критерий - должен быть конкретным, т.е. не иметь какого-либо подтекста. Его трактовка должна быть строго однозначной. Критерии могут быть исчислены только по официальным источникам. Они должны выступать как одно-порядковые величины, которые можно сопоставлять и соизмерять.

Первоначальная информация (входная информация) для проведения анализа состояния может быть получена из различных источников:

­ данные службы занятости (формы статистической отчетности, ведомственная статистика);

­ данные Госкомстата (статистические формы, бюллетени, сборники);

­ обследования населения и предприятий (выборочные обследования населения по проблемам занятости, проводимые два раза в год на всей территории России, специальные выборочные обследования на отдельных территориях);

­ данные переписи населения (пока 1989 г.);

­ другие источники (данные военкоматов, поликлиник и пр.).

Полученные данные, значения параметров необходимо преобразовать, сгруппировать, представить в форме, удобной для анализа; кроме того, необходимо рассчитать различные коэффициенты и другие, промежуточные и конечные параметры (выходные параметры). Эти процессы легко формализуемы и в идеале должны выполняться в автоматическом режиме. В результате этих процессов будет получена необходимая, для количественной оценки критериев информация.

На основе полученной информации можно сделать выводы о состоянии рынка и о причинах тех или иных явлений на рынке труда. Этот процесс творческий и не поддается формализации. Вся исходная информация, относящаяся к рынку труда, разделяется на две большие группы:

1) данные, характеризующие настоящее состояние рынка труда;

2) данные, обеспечившие настоящее состояние рынка труда (затраты, кадры службы занятости и т.п.).

По моему мнению, целесообразно более подробно рассмотреть данные первой группы, т.к. это является основой для прогноза состояния рынка труда и, следовательно, для определения стратегии и тактики работы по управлению трудовыми ресурсами.

Выходную информацию условно можно подразделить на три группы:

1) данные, характеризующие предложение на рынке труда;

2) данные, характеризующие спрос на рынке труда;

3) данные, характеризующие сбалансированность спроса и предложения на рынке труда.

В системе анализа использованы данные двух видов:

­ данные, полученные на определенную дату (они характеризуют фиксированное состояние рынка труда в определенный момент времени);

­ данные в среднегодовом выражении.

Однако в условиях переходного периода показатели рынка труда отличаются большой подвижностью, их средние значения могут не отражать реального положения дел.

Анализ состояния рынка труда целесообразно проводить ежеквартально. На основе результатов анализа строятся варианты прогноза состояния рынка труда, которые используются при разработке системы управления трудовыми ресурсами.

2. ПОКАЗАТЕЛИ (КРИТЕРИИ), ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЫНОК ТРУДА.

2.1 Показатели, характеризующие предложение на рынке труда.

Информация о предложении на рынке труда рассматривается в следующих аспектах:

­ демографическом;

­ социально-экономическом;

­ профессиональном.

а) Показатели демографического аспекта:

­ Численность населения, постоянно проживающего на данной территории;

­ Площадь территории;

­ Половозрастная структура населения;

­ Структура маятниковой миграции;

­ Структура движения населения за год;

­ Численность вступивших в трудоспособный возраст в %;

­ Структура иммигрантов по статусу за год;

­ Половозрастная структура иммигрантов и эмигрантов за период;

­ Численность граждан, выехавших на работу за пределы региона (за период);

­ Численность рабочей силы, привлеченной из других регионов (за период);

­ Средняя предстоящая продолжительность жизни для лиц, достигших трудоспособного возраста.

б) Показатели социально-экономического аспекта:

­ Численность трудовых ресурсов - это сумма численностей трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров;

­ Численность работников, числившихся в списочном составе весь предыдущий год;

­ Численность работающих инвалидов;

­ Численность находящихся в вынужденных отпусках по инициативе администрации;

­ Численность добровольно работающих неполное рабочее время (день, неделю);

­ Половозрастная структура занятого населения;

­ Структура занятых в материальном производстве/ непроизводственной сфере;

­ Структура занятых по секторам экономики;

­ Структура занятых по отраслям экономики;

­ Структура занятых трудовой деятельностью по статусу занятости;

­ Численность экономически активного населения;

­ Структура экономически активного населения по отношению к занятости;

­ Половозрастная структура экономически активного населения;

­ Половозрастная структура реальных безработных;

­ Структура реальных безработных по социальным группам, к которым они относились до начала периода безработицы. Имеются данные по следующим социальным группам: рабочие, служащие, без квалификации;

­ Уровень экономической активности населения - это доля численности экономически активного населения в общей численности населения;

­ Уровень экономической активности по половозрастным группам;

­ Уровень безработицы - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения;

­ Уровень безработицы по половозрастным группам;

­ Структура реальных безработных по продолжительности безработицы;

­ Половозрастная структура безработных, зарегистрированных в службе занятости;

­ Структура зарегистрированных безработных по причинам не занятости;


Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищенности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда. Колебания цены труда в сторону ее снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются налоговые поступления и т.д.

Цены на факторы производства, в том числе на труд, определяются на основе закона спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения - работники с их навыками и умениями. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.

Сокращение предложения труда при увеличении заработной платы происходит из-за действия эффекта дохода. Во-первых, человек располагает лишь 24 часами в сутки, пять или шесть, из которых ему к тому же просто необходимо отдыхать; во-вторых, когда работник достигает определенного уровня благосостояния, меняется его отношение к свободному времени, увеличить количество которое в данном случае можно лишь при сокращении дополнительной работы. Данная зависимость предложения рабочей силы от уровня заработной платы в форме проявления в определенный момент эффекта дохода характеризует индивидуальное предложение труда отдельных лиц или групп лиц.

Еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. При этом миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. В 2005 г. на долю негосударственного сектора экономики уже приходился 78% общей численности занятых. В обстановке конкуренции предприятия будут стремиться к оптимизации состава и численности работников; а работники, в свою очередь, получат возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях. Но реализовано это может быть только при создании подлинно конкурентной среды на основе приватизации, при отмене регистрации, препятствующей свободному передвижению рабочей силы, при создании рынка жилья и действенной системы содействия найму.

Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов.

Сегодня в России достаточно острой является проблема сельской безработицы, отмечается ее рост. Также можно констатировать наличие существенного неформального сектора экономики, в который вовлечено до 12 млн. человек, то есть примерно 20% всех занятых. Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

Анализируя накопленный службой занятости опыт и мнение экспертов, проблемным будет наличие следующих факторов:

  • - частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
  • - условная безработица (непостоянная работа);
  • - временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
  • - потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
  • - безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
  • - безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
  • - вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
  • - безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
  • - безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
  • - безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
  • - безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
  • - первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
  • - безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
  • - безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
  • - безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
  • - безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
  • - безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
  • - безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
  • - безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
  • - безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);

Характерной чертой безработицы в России в кризисный период является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства. Но учет теневого сектора не объясняет всей разницы между большим спадом и существенно меньшим по величине приростом безработицы. На каждый процент прироста безработицы за 5 лет приходится в среднем почти вдвое больший спад реального производства продукции. Основная причина снижения численности безработных связана с расширением сферы приложения труда и активизацией деятельности территориальных органов службы занятости. В последующие годы численность безработных была относительно стабильной величиной, хотя и мела тенденции к росту. Как отчетливо видно из данных таблицы наиболее чувствительно к изменениям в экономике страны являются женщины, здесь мы видим достаточно большую амплитуду колебания численности ищущих работу, не имеющих возможности работать женщин.

Помощь в трудоустройстве обеспечивается, прежде всего, через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей. Информация о ранке трудасообщается населению через различные публикации (газеты, бюллетени, обзоры и т.д.), благодаря организации бирж труда, ярмарок вакансий и т. д. Помощь в трудоустройстве в России обеспечивается на основе Закона о занятости населения РФ. Согласно ст.12 (п.1) «государство гарантирует гражданам… бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве».

Производительность труда является одним из важнейших показателей эффективности общественного производства. Применение этого показателя позволяет оценить эффективность труда, как отдельного работника, так и коллектива. Производительность в широком понимании - это умственная склонность человека к постоянному поиску возможности усовершенствования того, что существует. Оно основано на уверенности в том, что человек может работать сегодня лучше, чем вчера, а завтра еще лучше. Оно требует постоянного совершенствования экономической деятельности.

При изучении вопроса об экономическом содержании производительности труда надо исходить из того, что труд, затрачиваемый на производство продукции, состоит из живого труда , расходуемого в данный момент в процессе производства продукции, и прошлого труда , овеществленного в ранее созданной продукции, используемый для производства новой.

Функцией живого труда является не только создание новой стоимости, но и перенесение рабочего времени, материализованного в вещественных элементах производства, на вновь создаваемый продукт. Поэтому производительная сила живого труда характеризуется его способностью создавать новые потребительные стоимости. Общая тенденция роста производительности труда проявляется в том, что доля живого труда в продукте уменьшается, а доля овеществленного труда (сырья, материалов) возрастает, но так, что общая сумма труда, заключающаяся в единице продукции, сокращается. В этом и состоит сущность повышения производительности труда.

Изменение соотношения между затратами живого и овеществленного труда может происходить по-разному в зависимости от уровня развития производительных сил. На высшем этапе научно-технического прогресса с ростом механизации и автоматизации производства снижаются одновременно затраты и живого и овеществленного труда на единицу продукции, но затраты живого труда снижаются в большей степени, чем затраты прошлого труда, поэтому доля живого труда в продукте уменьшается, а доля прошлого - увеличивается. Отсюда, чем выше уровень механизации и автоматизации труда, тем большую роль в его экономии будет играть сокращение затрат овеществленного труда.

Производительность труда является показателем экономического роста, то есть показателем, обеспечивающим рост реального продукта и дохода. Увеличение общественного продукта на душу населения означает повышение уровня жизни.

Ситуация на рынке труда оценивается посредством целого круга показателей. К ним относятся: 1.

Численность постоянного населения (ПН). Определяется по данным последней переписи населения и представляет собой совокупность лиц, обычно проживающих на данной территории, независимо от местонахождения на момент учета (переписи).

Может быть рассчитано:

ПН = НН-ВП+ВО (31)

где НН – наличное население – совокупность лиц, находящихся на данной территории на момент учета, не зависимо от их места постоянного жительства, чел.

ВП - временно проживающее население – лица, находящиеся на момент учета на данной территории, но имеющие постоянное место жительство за ее пределами, чел.

ВО - временно отсутствующее население – лица, находящиеся на момент учета за пределами данной территории (командировка, временная работа, отдых и т.д.), чел;

Из данных последней переписи постоянная численность населения Вологодской области составляет 1213,7 тыс. человек. 2.

Численность экономически активного населения (ЭАН). Определяется как сумма занятых в национальной экономике (ЗН) и безработных (БН):

ЭАН = ЗН + БН (32)

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет составляет порядка 76 млн. человек. Из них 69,5 млн. человек классифицируются как занятые экономической деятельностью и 6,5 млн. человек как безработные с применением критериев Международной организации труда (МОТ).

Что касается Вологодской области, то численность экономически активного населения составляет 664,86 тыс. человек (28,9 тыс.чел. - безработные и 635,86 тыс. чел - занятые); 3.

Уровень экономически активного населения () представляет собой отношение численности экономически активного населения (ЭАН) к общей численности населения (Ч), в процентах:

Может быть рассчитан по соответствующим возрастным группам.

Обратный ему показатель – коэффициент экономической нагрузки на одного экономически активного.

4. Общая численность занятых в экономике представляет собой численность лиц обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период (в соответствии со стандартами МОТ):

а) выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников;

б) временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; обучения вне своего рабочего места; отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации (продолжительностью менее 6 месяцев); забастовки; других подобных причин;

в) выполняли работу в качестве помогающих на семейном предприятии.

Занятыми считаются также лица, занятые выполнением работ по производству в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для реализации (полностью или частично).

Оценки общей численности занятых в экономике (по месту основной или единственной работы) в текущем периоде производятся на основе результатов обследований населения по проблемам занятости и уточняются после получения итогов очередного обследования; 5.

Численность занятых в трудоспособном возрасте представляет собой численность лиц трудоспособного возраста, занятых согласно критериям МОТ. Число занятых в РФ в среднем составляет 69 млн. человек, из них 64,1 млн. чел. (или 92,6 процента) - занятые в трудоспособном возрасте; 6.

Уровень занятости (Уз) характеризует занятость количественно и может быть рассчитан как отношение количества занятых (ЗН) в общей численности трудовых ресурсов (), в процентах:

7. Общая численность безработных (в соответствии со стандартами МОТ) представляет собой численность лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

а) не имели работы (доходного занятия);

б) занимались поиском работы, т.е.

Обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела (поиск земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов, обращение за разрешениями, лицензиями и т.п.);

в) были готовы приступить к работе. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитывались в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Оценки общей численности безработных (применительно к стандартам МОТ) в текущем периоде производятся на основе результатов обследований населения по проблемам занятости и уточняются после получения итогов очередного обследования; 8.

Численность официально зарегистрированных безработных – это трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории области, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Информация о численности безработных, получивших официальный статус в органах государственной службы занятости, разрабатывается Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Вологодской области.

По данным областной службы занятости ежегодно на Вологодчине официально зарегистрировано в среднем бывает порядка 24,5-26 тыс. чел. безработных, из них около 70-75 процентов - женщин; 9.

Численность безработных в трудоспособном возрасте представляет собой численность лиц трудоспособного возраста, являющихся безработными согласно критериям МОТ. Число безработных в трудоспособном возрасте в РФ в среднем составляет 3,8 млн. человек; 10.

Уровень безработицы () – это отношение численности безработных (БН) к численности экономически активного населения (ЭАН) в рассматриваемом периоде, в процентах:

В Вологодской области данный показатель колеблется от 3,7 процентов до 5 процентов;

11. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию (или коэффициент напряженности) (Кн) рассчитывается как отношение численности лиц, незанятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в органах государственной службы занятости (S), к числу вакансий, сообщенных организациями (В):

В Вологодской области коэффициент напряженности равен 4,01 12.

Заявленная организациями потребность в работниках - число вакансий (требуемых работников), сообщенных организациями в органы государственной службы занятости.

В Вологодской области ежегодно имеется около от 7 до 10 тыс. вакансий (на 01.01.2009г. – 3,8 тыс., на 21.10.2009 – 9 тыс. вакансий). При этом 4700 вакансий (53 процента) составляют временные работы, в т.ч. общественные и работа по совместительству, остальные 4200 вакансий (44 процента) - постоянные вакансии. В разрезе отраслей картина вакансий и уровень зарплаты не меняется на протяжении нескольких месяцев: по-прежнему больше всего вакансий в промышленности (средняя зарплата – 7,1 тыс. руб.), здравоохранении, образовании, культуре (средняя зарплата – 5,2 тыс. руб.), ЖКХ и бытовом обслуживании (средняя зарплата – 5,3 тыс. руб.), строительстве (средняя зарплата – 11 тыс. руб.), сельском хозяйств (средняя зарплата – 6,4 тыс. руб.), управлении (средняя зарплата – 9,8 тыс. руб.). Общественные работы организуются практически во всех отраслях, за исключением пенсионного и страхового обеспечения и финансовой сферы ; 13.

Номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника. В Вологодской области составляет 18893 рубля на одного работника; 14.

Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Рынок труда - это социально-экономическая система, включающая в себя совокупность общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы; это также экономическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

Рынок труда можно рассматривать широко - как совокупный рынок труда, охватывающий все совокупное предложение (все экономически активное население) и совокупный спрос (общую потребность экономики в рабочей силе). В узком смысле принято говорить о текущем рынке труда как составной части совокупного рынка труда основными характеристиками которого являются предложение рабочей силы, т.е. контингент незанятого населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие местa, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности экономики в кадрах.

Текущий рынок труда состоит из отдельных элементов:

открытый рынок труда - это экономически активное население, ищущее работу и нуждающееся в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики;

скрытый рынок труда - это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для производства.

Оба рынка имеют официальную (зарегистрированную) и неофициальную части .

Рынок труда включает в себя два больших блока - занятость и безработицу.

Проблема занятости населения является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. В силу этого категория занятости представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех общественно-экономических формаций. Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, они являются и основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.

Существуют теоретическая и практическая трактовки занятости. Теоретически занятость - это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок или трудовой доход. В практическом смысле занятость - это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда. Однако обе трактовки не учитывают глубинные процессы, свойственные занятости. Занятость имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредством общественно полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

В соответствии с положением МОТ безработным признается человек, не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и ищущий работу.