Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Самые первые виды налогов. Какие бывают виды налога

О том, что такое налог, обязательно рассказывают и в курсе школьной программы, и в университете, особенно студентам, проходящим образование по программе экономической направленности. Впрочем, с налогами сталкивается каждый современный человек, поэтому знать, что это такое, в чем суть явления, какова польза и откуда вообще эта беда свалилась на нашу голову, будет полезно и интересно.

Современность и современные явления

Конечно, нельзя сказать, что оплата налогов существует только в наше время. Само это явление довольно старое, но столь массовый интерес в давние времена оно не привлекало, воспринимаясь чем-то более очевидным, нежели это кажется современному человеку. Наши соотечественники (как и жители любой другой страны) ежедневно сталкиваются с необходимостью уплаты установленных пошлин, но далеко не всякий может четко и внятно объяснить, что под термином «налог» следует понимать, зачем он нужен и какую пользу приносит - кроме, конечно, шуток об утекающих из казны деньгах.

Налог в официальном понимании этого слова - такой платеж, выраженный в денежном эквиваленте и установленный госвластью, который подлежит уплате. В равной степени Федеральная служба налогов ждет перечислений и от юрлиц, и от простых граждан страны. В настоящее время под рассматриваемым термином принято понимать такую безвозмездную уплату, которая не связана с обязательствами страны перед гражданами по оказанию услуг. Специальные законы регламентируют, какие именно налоги должны платить ООО, ИП и другие предприятия. Всякий человек, решивший начать свое дело, будет рассчитываться с государством, в котором он зарегистрирован и ведет свою деятельность, будь это хоть маленькая компания, состоящая из одного человека, хоть огромный холдинг, действующий на территории нескольких держав. Расчеты ведутся из общего числа полученной фирмой выручки, положенные суммы перечисляются четыре раза в год.

Функциональная нагрузка экономического явления

Суть налогов - в трех функциях:

  • фискальная;
  • регулирование;
  • контроль.

А если поподробнее?

Рассматривая, что такое налог, особенное внимание следует уделить фискальной функции этого явления. Под термином принято понимать финобеспечение державы. Это позволяет власти исполнять возложенные на нее функции, обеспечивая население медициной, услугами образовательной системы. На отчисления по налоговой системе содержат армию и иные образования, благодаря которым защищена целостность державы, оказывают помощь нуждающимся в этом социальным группам. Фискальная налоговая функция дает возможность пополнения бюджета. Одновременно с этим юрлица, граждане лишаются некоторого процента своих доходов - он используется для поддержания работоспособности государственного аппарата.

Суть налогов - в регулировании госзадач, связанных с экономической политикой и финансовыми аспектами. Для этого применяют наиболее эффективные налоговые механизмы. Одновременно с этим система налогообложения позволяет на федеральном уровне контролировать деятельность отдельных лиц, предприятий, сообществ, учреждений. В любой момент властвующие структуры могут получить информацию о том, откуда приходят финансы некоторому лицу, куда они расходуются. В идеале это должно поддерживать экономическую стабильность, помогать соблюдать установленные законами правовые нормы.

Дополнительная функциональность

Рассматривая, что такое налог, для общего понимания ситуации необходимо уделить внимание и дополнительной функциональности системы пошлин на государственном уровне. С одной стороны, через налогообложение стимулируется деятельность всех лиц в пределах страны, а также осуществляется распределение финансовых масс. Налоги имеют функцию воспроизведения денежных масс и некоторые более мелкие, локальные.

В настоящее время можно узнать налоги, положенные к уплате, в ответственном за это отделении госинстанции, а также на сайте специальной службы. В разных странах введены различные системы налогообложения и методы расчета величин, которые необходимо заплатить. Были изобретены различные формы, есть принципиальные отличия в применении правил налогообложения к разным группам лиц. Общий объем правил, требований, условий формирует собой налоговую федеральную систему.

Законы и правила

Базовая терминология, устанавливающая в пределах нашей державы, что такое налог, представлена в соответствующем кодексе, а именно в восьмой статье. Именно тут указано, что принято понимать под термином: такой платеж, который обязателен к перечислению, строго индивидуален. При этом некоторые финансовые массы отчуждаются в пользу державы у лиц, которым они принадлежат в соответствии с собственническими правами или на основании хозведения, оперативного управления.

Налоги расходуются на обеспечение жизнеспособности муниципальных учреждений. Кроме того, деятельность государства финансируется именно из этого источника. Сбор довольно своеобразный, уплата его показывает, что налогоплательщик выполнил возложенные на него обязательства относительно учреждений, управленческих структур, иных инстанций. Дополнительно система налогообложения включает льготы по налогам, лицензионные оформления и предоставление прав от собственника в адрес федералов.

Действительные в нашей державе сборы

Все взыскания, которые включены в рассматриваемую систему, перечислены в НК. В настоящее время справедливы:

  • взимаемая таможней пошлина;
  • сборы, обусловленные пользованием объектами, принадлежащими к животному миру, иным природным ресурсам;
  • федеральные, региональные, местные сборы, связанные с оформлениями лицензий.

Почему это важно?

Казалось бы, зачем платить, к примеру, подоходный налог? Экономисты, аналитики сходятся во мнении, что система налогообложения - действительно важный элемент жизни любого современного государства, так как ее посредством можно контролировать всех экономических агентов. Это помогает держать деятельность предприятий в пределах страны в фокусе внимания, быть в курсе того, какие именно особенности позволяют вести предпринимательство активнее, а что, наоборот, препятствует предприятиям, частным лицам.

У любого государства в силу самой сути этого формирования есть право принуждения по уплате, на основании чего возникает задолженность по налогам, если некий гражданин или юрлицо не желает исполнять предусмотренные для него финансовые обязательства по официальным таксам. В такой ситуации у властей есть право забрать положенное в свой адрес через специальную процедуру изъятия, предполагающую задействование возможностей правоохранительной системы. Таким образом власть получает в свое распоряжение довольно крупные суммы, ведь кроме непосредственно налогообложения должникам придется столкнуться еще и со штрафными санкциями, пени.

Понятие шире, чем кажется

Как следует из действующего законодательства, налогообложение позволяет государству получать суммы на постоянной основе за счет возможностей принуждать тех, кто находится во власти соответствующей организационной структуры, территориального объединения. За то, какой налог в какой величине взимается с подвластных лиц, отвечают специальные органы. Они имеют соответствующие полномочия, декларированные законодательством. В нормативных документах также прописано, на какие потребности можно направлять полученные таким образом средства.

Как видно из законодательства, налог - это не только такой платеж, у которого соответствующее слово присутствует в наименовании, но и любой другой, который взимается в пользу казны. В частности, таможенные пошлины не имеют в своем наименовании слова «налог», тем не менее принадлежат к этой же категории, равно как и суммы, которые уплачивают запрашивающие лицензию на некоторую деятельность лица. Все те суммы, которые регулярно поступают во внебюджетные фонды, если таковые находятся во владении державы, также входят в систему налогообложения наравне с более привычными нам налогами на имущество, землю и прочими.

Налоги: влияние на общество

Как известно, при нехватке денег в бюджете первое, что может сделать власть - поднять налоги. Например, не так давно в нашей стране общественность столкнулась с увеличением земельного налога. Метод, конечно, хорош, но не универсален, зачастую не подходит. Дело в том, что налоги оказывают очень сильное влияние на сообщество. Чем они выше, тем меньше мотивации заниматься выбранным направлением деятельности у каждого отдельного участника системы. Более того, излишнее бремя пошлин провоцирует избегать уплаты положенного по закону. Конечно, нарушать закон мало кому нравится, но иные просто не видят альтернативного пути, как можно выжить в сложной обстановке.

Фактически в такой ситуации экономический агент или перебирается в «тень», или старается переложить с себя обязательства на кого-нибудь еще, используя лазейки в законе. Иные, кстати говоря, не находя таких путей для себя, систематически нарушают сроки налогов. Конечно, это приводит к штрафам, но и их уплату затягивают до невозможности, надеясь, что «само пройдет». Многие задействованные в области реализации товаров, услуг, активно повышают стоимость продукции, тем самым перекладывая обязательства налогообложения на покупателей. В любом из вариантов неразумное изменение налоговых ставок государством приводит к категорически негативным процессам: ослабеванию экономики, уменьшению предприятий, несоблюдению законов, сокращению покупательской способности населения.

Последствия: к чему быть готовым?

Если государство проводит не самую эффективную и разумную налоговую политику, есть вероятность столкнуться с разнообразными сложностями в сфере экономической жизни общества. К примеру, многие предприятия, оказавшись в тяжелых условиях, снижают производительность, что сокращает не только их прибыль, но и поступления в бюджет. При повышении такс у компании нет заинтересованности в сохранении прежних объемов, так как затраты при этом будут неоправданно большими. Особенно понижается объем товаров при введении акцизов и других программ, применимых к каждой отдельной позиции. Одновременно растет цена на изделие. В то же время налог на прибыль не позволяет предприятию оказаться слишком уж в плюсе. Возложение его на покупателя путем повышения розничной цены тоже не приводит к хорошему результату: люди приобретают позиции из этой категории в намного меньшем количестве, чем раньше, если это не товары первой необходимости.

Государство может пойти другим путем: например, увеличить ставки налогообложения, применимые к заработной плате. В такой ситуации многие работники не предлагают свой труд предприятиям, а сохраняют время свободным для себя. В иной ситуации повышения получаемых на руки сумм добиваются, увеличивая длительности смен. Словом, общественность, столкнувшись с ужесточением налогового бремени, активно ищет пути выхода из ситуации с минимальными потерями для своих интересов, а не государственных.

Другие варианты

Если ввести повышение налога применительно к капиталу, как результат можно вскоре наблюдать отток финансовых сумм из этой области. Обусловлено это понижением эффективности вращения денежных масс - инвесторы ищут другие, более результативные, продуктивные, выгодные для себя пути. Если ввести дополнительный налог применительно к какому-либо рынку, это может спровоцировать экономический перекос, чаще всего негативный, приводящий к существенным потерям инвестированных в эту область денег. Ну и, конечно, в условиях, когда нововведение оказалось сильным ударом для предприятий, государству не стоит ждать, что будут соблюдены сроки налогов: вынужденные уплачивать положенные по закону суммы лица будут тщательно избегать исполнения обязательств и откладывать их на будущее, пока это возможно.

В редких случаях изменение политики налогообложения может спровоцировать положительную корректировку экономической ситуации на федеральном уровне. Например, некоторые виды предпринимательской активности могут спровоцировать отрицательные факторы, влияющие на экономику или общественность. Налогообложение такого рода деятельности приводит к стабилизации ситуации.

Классификация: объекты

Налоги бывают косвенными и прямыми. Первые введены на разнообразные ресурсы, разновидности предпринимательской активности, оказание услуг, товары. К этой группе принадлежат акцизы, пошлины, НДС, уплачиваемый за продажи взнос и ряд других. Прямые - положенные напрямую к уплате гражданами, юрлицами. Классический пример - на прибыль, подоходный, имущественный налоги.

В норме косвенные, прямые таксы должны уравновешивать друг друга. Косвенные - это фискальные, прямые призваны регулировать экономические отношения в обществе. Фискальная составляющая помогает наполнять бюджет державы, регулирующая делает возможным применение механизма налогообложения с целью регулировки воспроизведения, накопления финкапитала.

Некоторые особенности вопроса

Влияние прямых налогов наиболее ощутимо при анализе ставок, льгот, связанных с этой сферой взимания пошлин. Чтобы корректно регулировать область налогообложения, государство должно четко представлять, каковы корпоративные интересы, общегосударственные, уметь находить баланс между ними.

Налогообложение позволяет сформировать подходящие условия для активного роста конкретной целевой области. Именно так стимулируются инновационные разработки, инвестиционная деятельность или число мест, предоставляемых работодателями для населения. Правильный подход помогает скорректировать структуру спроса и предложения, сделать более эффективным производственный процесс на уровне державы. Налог помогает скорректировать соотношение производственных издержек и цены на продукт.

Классификация: субъекты

Выделяют налоги:

  • местные;
  • центральные.

В нашей стране введена на практике система из трех уровней:

  • федеральное налогообложение, устанавливаемое федправительством (суммы перечисляются в федбюджет);
  • региональное, регулируемое на уровне субъектов;
  • местное, устанавливаемое самоуправленцами.

Особенности использования

Принято делить налоги на две крупные категории:

  • немаркированные;
  • маркированные.

Под маркировкой принято понимать такой процесс связывания направления, куда деньги расходуются, и налогообложения. Маркировка всегда предполагает четкое формулирование цели, соответствие поступлений и трат. К категории маркированных принадлежат суммы, направленные в ПФ РФ, дорожный фонд и иные сходные образования. Прочее налогообложение, не удовлетворяющее описанным параметрам, считается немаркированным. Его основное преимущество - гибкость, позволяющая правительству реализовывать политику, соответствующую наблюдаемым в текущий момент экономическим условиям в стране. Финансовые накопления можно направлять на те или иные задачи, признанные госорганами приоритетными в настоящий момент времени.

Классификация: какие еще деления есть?

Современная экономика рассматривает все виды налогов как принадлежащие к одной из трех категорий:

  • прогрессивные;
  • регрессивные;
  • пропорциональные.

Классический представитель первой группы - подоходная такса, которая увеличивается, если растет прибыль. Введена прогрессивная шкала, по которой производится расчет положенных к уплате в адрес бюджета сумм. Регрессивный - это такой вид платежа, который в большей степени доминирует среди прибыли небогатых слоев, а в качестве расчета берут единицы продукта. Чем меньше доход, тем большие отчисления придется передать в бюджет (в процентах от общей суммы) в виде положенных к уплате пошлин.

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

А сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.

Чем отличается налог от сбора

Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги - прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы,

Налоги – это собираемые государством с граждан (так называемых физических лиц) и организаций (так называемых юридических лиц) денежные средства. Налоги – это основа наполнения доходной части бюджетов страны.

Уровень установления

В зависимости от размера части государства, на которой установлен сбор отдельного налога, и от типа бюджета, в который налогоплательщики передают собираемые средства, все налоги разделены на несколько видов:

Способ изъятия

Прямые – налоги, которые собираются с поступлений физического или юридического лица. К прямым налогам могут быть отнесены следующие: налог на прибыль (НПО) организаций, налог на доход физических лиц. Оплачивает прямой налог тот «агент» экономики, который получил доход.

Самый наглядный пример – налог на прибыль организаций. Когда компания занимается коммерцией, у неё возникают доходы (сумма выручки от продаж товаров, работ и услуг своим клиентам) и расходы (затраты, которые организация несёт для получения доходов). Разницу между этими суммами составляет прибыль организации. Чем прибыльнее организация, тем большую величину составляет сумма уплачиваемого налога.

Косвенные налоги находятся «внутри» цены товаров и услуг. Организация-продавец при продаже подсчитывает нужную сумму налога и перечисляет. Таким образом, платит налог продавец, но за счёт покупателя, который будет пользоваться этим товаром или услугой (поскольку покупатель оплатил товар или услугу, включая соответствующие налоги). Это ключевое отличие косвенного налога от прямого. В качестве примера – приобретая в продовольственном магазине бутылку вина, покупатель оплачивает:

  • стоимость самой продукции;
  • акциз на алкогольную продукцию;

Сумму уплачиваемого покупателем НДС при розничной покупке часто можно увидеть в кассовом чеке.

Субъект налогообложения

В зависимости от того, с кого государство взимает налог, можно выделить следующие группы :

  1. Налоги с юридических лиц государство получает с организаций, зарегистрированных в РФ, в том числе российские компании и представители иностранного капитала, представленные в экономике РФ (имеющие представительства и филиалы). Вышеупомянутый налог на прибыль, достаточно редкий налог на игорный бизнес и многие другие налоги включаются в эту группу.
  2. Налоги с физических лиц взимаются с отдельных граждан-налогоплательщиков. Налог этой группы может взиматься как с граждан РФ, так и с граждан других государств, получивших доходы на территории РФ. С физических лиц собираются налоги на доходы и на имущество.
  3. Смешанные налоги могут быть собраны со всех категорий налогоплательщиков. Например, НДС должен быть уплачен всеми потребителями товаров и услуг.

Стоит отметить особую категорию физических лиц – ИП или индивидуальные предприниматели. Человек, будучи физическим лицом, платит все налоги, предусмотренные для физических лиц. Но если он при этом занимается коммерческой деятельностью и зарегистрирован в положенном порядке, он также платит и другие налоги.

В зависимости от выбранной предпринимателем системы налогообложения (общей, упрощённой или специальных видов) это могут быть НДС, налог на прибыль, налог, взимаемый при упрощённой или патентной системах, и так далее.

По назначению налоги делятся на общие и целевые (специальные). Общие налоги собираются в бюджетах «в общий котёл» и используются по усмотрению органа, который распоряжается бюджетом. Целевые налоги используются на конкретную цель. Например, транспортный и земельный налоги могут собираться в соответствующие местные фонды и расходоваться целевым образом на ремонт дорог или развитие территорий.

Источник уплаты

По источнику уплаты налоги делятся на:

  1. Включаемые в себестоимость (товаров, работ или услуг) – налоги, которые относятся к издержкам на производство продукции или услуг. Примерами могут быть транспортный налог автобусного парка, платежи нефтяной компании за пользование недрами, а также взносы, относящиеся к заработной плате работников организации. Сумма уплачиваемых налогов такого типа никак не зависит от величины доходов, но часто зависит от суммы отдельных видов затрат.
  2. Включаемые в выручку – такие налоги, как налог на прибыль коммерческих организаций и налог на «упрощёнке» в варианте «доходы — расходы». Здесь есть зависимость как от полученных доходов, так и от фактических расходов организации.
  3. Налог от величины дохода – налог, который определяется только доходом налогоплательщика и на который никак не влияет величина расходов. В качестве примера – налог на доходы индивидуального предпринимателя на «упрощёнке» при объекте налогообложения «доходы».

Объект налогообложения


Методы исчисления

Налоги могут быть прогрессивные (если ставка налога растёт в процентах, когда растёт в рублях объект налогообложения) и регрессивные (ставка налога падает). Регрессивный налог является стимулирующим.

На сегодня пока нет в налоговой системе РФ примеров налогов первого типа, хотя регулярно обсуждается возможность введения прогрессивного метода и сложной шкалы для НДФЛ.

Практически все налоги в РФ являются пропорциональными (это означает, что ставка остаётся неизменной при изменении величины налогооблагаемого объекта), например:

  • для большинства товаров и услуг ставка НДС – 18% от суммы проданных товаров или оказанных услуг;
  • от прибыли организации государство возьмёт 20%;
  • практически любой доход физических лиц обложен по ставке 13%.

Также по методу исчисления выделяют твёрдые и ступенчатые налоги:

  1. Величина твёрдых налогов вообще не зависит от стоимости налогооблагаемого объекта или фактического дохода. Например, ставка такого налога, как транспортный, определяется мощностью (в лошадиных силах или киловаттах) транспортного средства и никак не зависит от его стоимости. К твёрдым налогам относятся также водный налог и многие виды акцизов.
  2. Ступенчатые налоги : ставка изменяется в зависимости от величины дохода. Примером ступенчатого налога может быть взнос в ФСС (Фонд социального страхования), уплачиваемый организацией и рассчитываемый от дохода работника организации (хотя это не совсем налог). Ставка взноса равна 2,9%, если общая сумма дохода работника не превысит определённой базы (на сегодняшний день – 718 тысяч рублей), при превышении базы налог не взимается. Таким образом, взнос в ФСС является регрессивным (при повышении дохода свыше указанной базы общий процент взимаемого взноса уменьшается). Введением максимальной базы налога государство стимулирует «обеление» зарплат – выплачивать большую заработную плату для организации становится выгоднее.

Кто считает взимаемую сумму

По способу обложения предметы данной статьи делятся на кадастровые (они же безналичные) и декларационные (налично-денежные). Кадастровые налоги рассчитываются самими налоговиками исходя из доступной информации о стоимости облагаемого объекта. Например, для физических лиц все налоги, связанные с имуществом, являются кадастровыми. В том числе:

  1. Транспортный налог (информацию о наличии у физических лиц в собственности автотранспорта налоговые инспекторы получают из ГИБДД).
  2. Налог на имущество , а также земельный налог (кадастровую стоимость недвижимости налоговая служба получает из базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и географии — Росреестра).

Налоговая служба ежегодно рассчитывает сумму налога и рассылает налогоплательщикам уведомления о необходимости уплатить кадастровые налоги. Напротив, декларационные налоги рассчитываются на основе данных, которые предоставлены самим налогоплательщиком. Например, если гражданин перепродаёт недавно купленную квартиру, то он обязан самостоятельно составить декларацию о доходах, выслать её налоговикам и уплатить соответствующую сумму налога.

По порядку зачисления в бюджет

Законодательством может быть предписан порядок уплаты одного и того же налога в бюджеты разных уровней (федеральный, местный, региональный – бывает, что налоги платятся во все три). Если такой порядок сохраняется надолго, то налог является закреплённым .

Если порядок регулярно пересматривается, то это регулирующий налог. Пример последнего – налог на фактическую прибыль компаний, порядок разнесения которого менялся неоднократно.

На сегодняшний день основная ставка составляет 20%, из которых 18% перечисляется в местные бюджеты и всего 2% — в федеральный. Пример закреплённого налога – транспортный, который перечисляемый всегда в местные бюджеты.

По порядку ведения

По порядку ведения налоги делятся на общеобязательные (собираемые по всей стране – акцизы, НПО и т.д.) и факультативные (вводимые отдельными регионами, в качестве примера — ЕНВД).

Кроме того, каждый регион вправе факультативно вводить льготы по некоторым налогам (например, по налогам для «упрощенцев»). Нельзя не упомянуть «Сколково» — на территории этого технопарка действует множество льгот для резидентов.

Штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства

Важным условием жизнеспособности государственной экономики является обязательная и своевременная оплата всеми налогоплательщиками начисленных налогов. При просрочке оплаты и тем более при уклонении от оплаты налоговая служба может предъявлять недобросовестным налогоплательщикам штрафы и пени.

Например, пеня за просрочку уплаты НДС организацией составляет 1/300 от ставки ЦБ за каждый календарный день просрочки (это порядка 12% годовых). Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налога, налоговая инспекция может выставить штраф от 20 до 40% от суммы не уплаченного вовремя налога.

1. Понятие налога и налоговой системы. Налоговое законодательство. Структура закона о налоге

Основные положения о налогах закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие" новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков об­ратной силы не имеют». В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об ос­новах налоговой системы в Российской Федерации» не проводится четкой грани между налогом и другими платежами (сборами, госпо­шлиной и др.) взимаемых в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетный фонд на условиях, определяемых законодательными

Налог - это обязательный безвозмездный платеж (взнос), уста­новленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обяза­тельном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использо­ваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина - это, в отличие от налога, плата за оказанные плательщику какие-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимае­мых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в по­следующие годы в нее были внесены существенные изменения. Поя­вились новые виды налогов, в существующие - внесены изменения. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми ресурсами) и регулирующей (воздействие на общественные отношения в обществе, в первую очередь на производственные процессы). Соотношение этих функ­ций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.

Классификацию налогов можно проводить по разным признакам, Законодательство подразделяет налоги на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации (региональные), местные налоги. В основу данной классификации положена компетенция соответст­вующих органов представительной власти и местного самоуправле­ния в отношении установления и введения налогов. В зависимости от плательщика налога налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые организациями (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами). В зависимости от связи с объектом налогообложения нало­ги подразделяются на прямые и косвенные.

Налоговая система России включает в себя различные виды на­логов. Важнейшими налогами, уплачиваемыми организациями (юри­дическими лицами) различных организационно-правовых форм, яв­ляются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество предприятий и др. Физические лица (граждане) уплачивают следующие основные налоги и сборы: подоходный налог с физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке на­следования или дарения; налог на имущество физических лиц; реги­страционные курортные сборы и др.

Общественные отношения, возникающие при установлении, взи­мании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические при­знаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отноше­ния, принято называть институтом финансового права или даже под­отраслью - «налоговое право». Нормы налогового права содержат­ся в различных нормативных актах: Конституции РФ, федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налого­вые отношения. Совокупность указанных нормативных актов образу­ет налоговое законодательство.

В настоящий период наблюдается процесс кодификации налого­вого законодательства, кардинального его обновления. Проект Нало­гового кодекса предусматривает снижение доли налога на прибыль и повышение доли косвенных налогов: акцизов и НДС; рост доли пря­мых налогов, уплачиваемых населением. Предусматривается уп­разднение части ныне действующих налогов, понижение налоговых ставок с одновременной отменой всевозможных льгот, количество налогов предполагается ограничить 30 налогами, установить исчер­пывающие списки региональных и местных налогов (в настоящее время существует около 200 местных налогов).

Предполагается упразднение всех целевых налогов, а также массы мелких налогов, затраты на сбор которых не покрывают получаемого дохода. Налог на ценные бумаги будет заменен взиманием государ­ственной пошлины на ценные бумаги. Отчисления в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, ме­дицинского страхования и занятости) будут объединены в социаль­ный налог. Проект Налогового Кодекса предусматривает введение некоторых новых налогов:

15-процентного налога на доходы от капитала (под налогооб­ложение подпадут дивиденды, доходы по ценным бумагам и про­центные доходы);

Единый налог на имущество для граждан и организаций, кото­рый будет взиматься с земли и связанных с ней построек, оцененных по рыночной стоимости, предельная ставка - 2% от стоимости иму­щества.

Проект Налогового кодекса предполагает коренные изменения взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов - будет введен механизм предъявления налоговым органам «требования об уплате налога», что позволит плательщику в случае несогласия оп­ротестовать такое требование.

В соответствии со ст. 75 Конституции РФ система налогов, взи­маемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложе­ния и сборов в Российской Федерации устанавливаются федераль­ным законом.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» предусматривает, что закон, устанавливающий какой-либо на­лог, должен иметь определенную структуру, содержать соответст­вующие элементы.

В законе указываются субъекты (плательщики) налога. Субъекта­ми налогообложения могут быть юридические (иные организации) и физические лица, которые в обязательном порядке подлежат поста­новке на учет в органах федеральной налоговой службы по месту их регистрации.

Приказом Госналогслужбы России от 13 июня 1996г. № ВА-3-12/49 была утверждена Инструкция о порядке учета налого­плательщиков, в соответствии с которой разработаны Методические указания для государственных налоговых инспекций по заполнению «карты постановки на учет налогоплательщика-организации».

В литературе было высказано мнение, что понятию «субъект на­логообложения» близко по значению понятие «носитель налога». Понятие «носитель налога» используется в связи с тем, что при взи­мании определенных налогов возможно переложить тяжесть уплаты налога с субъекта налогообложения, который в соответствии с зако­ном обязан уплачивать налог, на другое лицо. Такая ситуация возни­кает при уплате акцизов, косвенных налогов, представляющих над­бавку в цене товара. Акциз в цене не выделяется, и его фактически оплачивает покупатель товара, хотя формально (юридически) его перечисляет в бюджет продавец товара.

В законе о налоге вторым элементом должно присутствовать ука­зание на объект налогообложения. Объектом налогообложения в теории финансового права иногда считают те юридические факты 1 , которые обусловливают обязанности субъекта уплаты налога: совершение оборота по реализации товара, работы, услуги; ввоз товара на терри­торию Российской Федерации; владение имуществом; вступление в права наследства; получение дохода и т. д. Понятие «объект налого­обложения», по нашему мнению, включает в себя указание не на ос­новании возникновения обязанности, а на наличие у субъекта нало­гообложения соответствующего права на предмет обложения. Предметом обложения являются те предметы материального мира, с которыми закон связывает налоговые последствия. Например, объектом налога на имущество является право собственности на соответствующее имущество (жилое строение, транспортные сред­ства), само имущество - предмет налогообложения. Однако законодатель использует, как правило, понятие «объект».

Для определения размера налога в законе устанавливается единица измерения предмета налога, т. е. какой-либо критерий, пара­метр измерения предмета налога. Например, для взимания налога с владельца транспортного средства устанавливается единица, измеряющая мощность двигателя в лошадиных силах и киловаттах; для взимания таможенной пошлины устанавливается единица, измеряющая объем двигателя автотранспортного средства; при взимании акциза, налога на приобретение автотранспортного,

сред­ства единица измерения-его стоимость.

Источниками налога в науке финансового права принято считать доход либо капитал налогоплательщика. При этом налоги должны, оплачиваться из доходов налогоплательщиков и не затрагивать капитал, так как если налог уплачивать постоянно за счет капитала, то исчезнет возможность уплаты налога. Доходы имеют разные формы (заработная плата, прибыль, рента, проценты). Для налогообложения форма дохода имеет существенное значение. Размер налога на единицу налогообложения называют ставкой налога. При этом ставки бывают твердые и процентные (квоты). Ставки непосредст­венно, как правило указываются в законе о налоге.

С целью сокращения размера налогового обязательства налогообложения вводятся налоговые льготы; которые подразделяются на три группы.

Что такое налог

В нашей стране, как и во всём мире, является обязательством уплата налогов.

Налог - это обязательный платёж, который люди безвозмездно платят в государственные органы. Своевременная оплата налогов обеспечивает деятельность государства и других учреждений.

Что такое налог? Существует множество определений этого понятия различных авторов. Все они считают, что налоги - это такие денежные платежи, которые обязаны платить люди своего государства в определённое время.

Виды налога

Налоги можно разделить на:

  • Прямые.
  • Косвенные.
  • Подоходные.
  • Аккордные.

Прямой налог

Это такой платёж, который налогоплательщик платит с какого-либо дохода или имущества. К прямым налогам можно отнести, например, налог на прибыль. Он платится с прибыли различных организаций, банков, компаний. В России действует с 1995 года и составляет 20% от общей суммы прибыли.

Также жители Российской Федерации, имеющие в собственности зарегистрированное транспортное средство, обязаны платить транспортный налог. К транспортным средствам относятся: автомобили, автобусы, самолёты, мотоциклы, моторные лодки и другие виды.

Величина налога определяется субъектом Российской Федерации, поэтому в разных областях она может быть различной. Его оплачивают один раз в год. За неуплату налога вовремя к его сумме начинают прибавлять пени. Тем самым сумма становится больше.

Косвенные налоги

Сумма определяется надбавкой к цене товара. Напрямую зависит от дохода. Косвенные налоги можно разделить на несколько видов. Это акцизы, таможенные пошлины и другие.

Подоходные налоги

Является основным видом прямого налога. Подоходный налог можно разделить на: прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги. В России такой налог составляет 13%. Однако, эта ставка может быть и другой. Например, она может составлять 35%, 9%, 15%, 30%. Подоходный налог платится с любых денежных доходов, в том числе с любых выигрышей в лотереи.

Аккордные налоги

Такой вид не зависит от размера доходов и покупок. В качестве примера можно привести подушный налог.

Учёт налогов - это такая система, которая определяет налоговую ставку. В этой системе регистрируются все налогоплательщики. Все сведения, которые включает в себя учётная система налогов, является налоговой тайной.

Налоговый учёт делится на два вида:

  • Для организаций.
  • Для физических лиц.

Учёт налогов производится специальными органами. Целью его является - контроль налогов. За нарушение порядка проведения учёта следует ответственность по законодательству.

Ещё одним региональным налогом является налог на имущество. Ставка его может быть различна в регионах России. Однако, она не должна превышать 2,2%.

Уплата налогов является обязательным действием каждого гражданина любой страны. Неуплата налогов влечёт за собой присоединение штрафов, а в дальнейшем, злостный неплательщик может нести ответственность как административную, так и уголовную.

Жители Российской Федерации и других стран, имеющие в собственности квартиры, дома, дачные постройки, нежилые помещения, земельные участки и другие объекты обязаны платить налог на недвижимость.

Он включает в себя три других налога:

  1. Налог на землю.
  2. Налог на имущество предприятий.
  3. Налог на недвижимость физических лиц.

С недвижимостью можно производить различные действия. Такие как продажа, обмен, покупка и дарение. Поэтому существуют соответствующие налоги, например, налог на дарение недвижимости.

Освобождаются от уплаты этого налога близкие родственники, между которыми состоялось дарение. Близкими родственниками будут считаться супруги, дети, усыновлённые дети, бабушки, дедушки, братья, сёстры. Если человек имеет российское гражданство и проживает на территории Российской Федерации, то ставка равна 13%. Налог при покупке недвижимости уплачивается новым собственником.

В нашей стране, как и в других странах мира, существует большое количество различных налогов. Ставки их могут быть различными и с течением времени меняются. Все оплаченные налоговые платежи улучшают деятельность субъектов страны и всего государства в целом.

Уважающий себя гражданин должен знать свои права и обязанности. Строго соблюдать все необходимые правила оплаты налогов. Делая это своевременно, вы сможете облегчить себе жизнь, сохранив нервы и денежные средства.