Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

К целям регуляторов экономической политики относят. Понятие государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные мнения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.

Неоклассическая теория (теория невмешательства, нерегулирова- ния). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора - основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория. Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж.М. Кейнса. Он показал, что рыночной экономике, которая хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, издержки общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж.М. Кейнса, расширение функций государства «...единственно практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и как условие для успешного функционирования личной инициативы».

Основным направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, являются ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х гг. XX в. под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Согласно теории монетаризма, активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства - создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на макроэкономические цели.

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, государства выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования - это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены автоматически рынком. Объектами государственного регулирования являются:

  • экономический цикл;
  • отраслевая и региональная структура экономики;
  • условия накопления капитала;
  • занятость и цены;
  • денежное обращение;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • условия конкуренции;
  • состояние окружающей среды;
  • внешнеэкономические связи и т.д.

Цель государственного регулирования - поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства. При определении конкретных целей регулирования государство должно учитывать их взаимозависимость и частую противоречивость. Например, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или иных целей постоянно меняется в зависимости от экономической конъюнктуры.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на состояние спроса и предложения.

Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения. Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти. Наиболее часто административные методы используются при борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда и т.п.

Экономические методы регулирования (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Экономические методы предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая способствует проводимой государственной политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на развитие частного сектора и экономики в целом.

Сегодня большинство государств, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

Удельный вес государственного сектора экономики различен для разных стран. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП.

Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран. В 50-е гг. XX в. в Западной Европе довольно широко осуществлялась национализация - государственный сектор расширялся, а в 80-е гг. происходила приватизация и свертывание государственного сектора.

Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые в отличие от частных не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям. На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е гг. XX в.

Косвенные экономические методы государственного регулирования предполагают использование в качестве инструментов воздействия на экономику государственного бюджета и массы денег в обращении. Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику.

Наряду с краткосрочным регулированием экономики государство осуществляет долгосрочное регулирование - программирование.

Экономическое программирование - система государственного регулирования экономики на основе комплекса программ, формулирующих среднесрочные и долгосрочные цели и определяющих порядок их достижения, органы, ответственные за исполнение программ, необходимые средства и порядок их финансирования. Программирование - это высшая форма государственного регулирования, предполагающая комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.

Государственные программы могут различаться по срокам (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) и по видам:

  • - целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например программы общественных работ);
  • - общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например удвоения ВВП за десять лет);
  • - чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ, их осуществление и контроль за выполнением.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелателыюм) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

Таким образом, основными инструментами государственного воздействия на экономику в условиях рынка как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде являются налоги и правительственные расходы, денежная масса и государственная собственность.

Государственному регулированию так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Существуют случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества. Причинами «провалов» (фиаско) государства может быть:

  • ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для принятия правильных решений;
  • несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;
  • наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;
  • неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;
  • наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка добавляется фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

Цель деятельности государства в рыночной экономике не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы.

Необходимость государственного регулирования рынка обусловлена в первую очередь тем, что в некоторых ситуациях рынок сам не в силах контролировать ситуацию. Вмешательство государства должно заключаться в поддержании и облегчении функционирования рыночной системы, а также в усилении и модификации ее функционирования.

Поддержание и облегчение функционирования рыночной системы. В этой сфере отметим два важнейших вида деятельности государства.

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы.

Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг.

2. Зашита конкуренции.

Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя или суверенитету потребителя. При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок - их агент, а предприятия - их услуга. В случае роста монополии число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказывать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистических продавцов, добивающихся высоких прибылей, а не целям удовлетворения общества в целом. В отношении естественных монополий, т.е. тех отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков, государство должно образовать комиссии для регулирования цен и установить стандарты на предоставляемые услуги. Транспорт, связь, производство, снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени должны подвергаться такому регулированию. Однако на подавляющем большинстве рынков эффективное производство может быть обеспечено при высокой степени развития конкуренции. В этом случае необходимо принятие антимонопольного законодательства и неукоснительное его исполнение.

Усиление и модификация функционирования рыночной системы.

1. Перераспределение дохода и богатства.

Рыночная система представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно. Государство призвано уменьшить это неравенство с помощью программ, осуществляющих передачу доходов правительства липам, в силу определенных причин получающим незначительный доход или вовсе его не имеющим. К этим липам относятся безработные, инвалиды, иждивенцы, пенсионеры, престарелые и другие категории. Также перераспределение возможно осуществить при помоши модификации рыночных цен и установления прогрессивного налога на личные доходы.

2. Корректировка распределения ресурсов.

Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, когда конкурентная рыночная система либо производила излишние количества определенных товаров и услуг (внешние эффекты), либо оказывалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан (государственные, или общественные, блага). В первом случае государством осуществляется принятие законодательства, запрещающего или ограничивающего данный вид деятельности, либо введение особых налогов, равных или очень близких к величине внешнего эффекта. В случае с общественными благами государство должно использовать субвенции (средства, которые можно потратить на определенные нужды) и субсидии (средства, покрывающие убытки). Примерами могут служить субсидирование высшего образования, программы массовых профилактических прививок, государственные больницы и поликлиники, а также субвенции на продовольственные товары для малообеспеченных семей.

3. Стабилизация экономики.

Уровень производства непосредственно зависит от общего, или совокупного, объема расходов. А уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким для реализации полной занятости. Правительству надлежит увеличить собственные расходы на общественные блага и услуги, а также сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Чрезмерный объем совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае государство обязано ликвидировать чрезмерные расходы путем сокращения собственных расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора.

Регулирование экономики государство осуществляет, проводя фискальную, монетарную, антимонопольную, инвестиционную и другие виды политики.

Государственное регулирование экономики является необходимой системой мер контрольного, законодательного и исполнительного характера, цель которых заключается в стабилизации экономики и ее приспособлении к меняющимся условиям.

Государство выполняет регулирующие функции с помощью различных методов и форм влияние на экономику. Выделяют такие методы регулирования как экономические и административные.

В развитых странах преобладают экономические меры воздействия, среди которых особо выделяется налоговое регулирование экономики. является древнейшим инструментом государственного вмешательства в типа. Изменение уровня налогообложения может регулировать важнейшие позиции экономики, такие как совокупный экономический рост и др.

Рынок как механизм управления является эффективным методом согласования действий хозяйствующих субъектов. Оно обуславливает ответственность за качественные хозяйственные решения и итоговые результаты экономической деятельности. Цены в рыночных условиях складываются под воздействием факторов спроса и предложения. Они влияют на принятие решений при распределении труда, проведении инвестиционной политики и т.д.

Тем не менее, непрогнозируемый и нерегулируемый рынок не способен обеспечить достижения планируемых в долгосрочном периоде целей и обеспечить выполнение приоритетных социально-экономических задач. Государственное регулирование экономики в этом плане выступает необходимым фактором уравновешенной ситуации на рынке. Ведь не координируемые способны приводить к лишним тратам на выпуск невостребованной продукции, банкротствам в результате изменения рыночной конъюнктуры и платежеспособности контрагентов.

По сути, законы рынка определяют перспективы развития общества стихийно. Именно в этом и заключается их ограниченность. Поэтому государственное регулирование экономики необходимо сочетать с работой

Государство вмешивается в экономику даже в наиболее развитых странах. Это является оправданной и необходимой мерой. Примечательно, что чем выше уровень производительных сит, тем существеннее разделение труда между отдельными предприятиями и отраслями, чем больше возрастает конкуренция, тем более востребованным становится участие в экономике государства.

Главный идеолог теории регулирования экономики является Дж. Кейнс. По теории английского экономиста государство обязано вмешиваться в экономику, поскольку свободный рынок не имеет механизмов, которые могли бы обеспечивать стабильность системы экономики.

Государственное регулирование экономики заключается в воздействии государственных органов федерального и регионального масштаба на элементы рынка (предложение, спрос), качество товаров, условия реализации, конкуренцию, и т.д.

Сегодня в разных странах существуют разные методы регулирования экономики: контроль над ценами, налоги, долгосрочные нормативы, экспертные оценки, предельные лимиты и другие. Каждое государство выбирает методы воздействия самостоятельно, ориентируясь на их эффективность в конкретных географические и исторических условиях. Они позволяют влиять на рынок и регулировать взаимоотношения продавцов и покупателей.

Методы постоянно обновляются и совершенствуются под влиянием новых задач экономики. Гибкое использование вмешательства государства в экономику обеспечивается за счет сочетания рыночных начал с плановыми методами.

Антициклическое регулирование экономики - направление политики государства в экономической сфере, которое нацелено на смягчение закономерных циклов, свойственным развитию экономики. Основывается такое регулирование на применения стабилизаторов (налогов, пособий, субсидий и т.п.).

Проблема комплексного выяснения сущности регулирования экономики, форм и методов государственного регулирования, его основных моделей в процессе эволюции экономической системы является одной из основных при выяснении оптимальных путей ее развития. Ядром хозяйственного механизма на современном этапе является государственное регулирование экономики. Поскольку экономическая система формируется из нескольких подсистем, многих элементов и еще большего количества компонентов, и каждая из таких подсистем и их структурных элементов различны по своей сути, то и методы государственного регулирования существенно различаются между собой.

Сущность, формы и методы государственного регулирования экономики

Экономическое регулирование.

Содержание этой категории определяется через сущность и структуру понятий "экономичный способ производства" и "экономическая система". Понятие "экономический способ производства" (введено в научный оборот С. Мочерного) представляет собой диалектическое единство экономических отношений и производительных сил, а с точки зрения методологии - единством экономической формы и материально-вещественного содержания. По структуре оно совпадает со структурой экономической системы, в которую входят, кроме отношений собственности, производительные силы, технико-экономические и организационно-экономические отношения и базовые элементы хозяйственного механизма. Поэтому объектами экономического регулирования эти подсистемы в том числе и экономичный способ производства в целом. Если синтезировать объекты государственного экономического регулирования в единое целое, то оно направлено на развитие всей экономической системы, отдельных ее звеньев, достижения равновесия этой системы.

В современной экономической литературе объекты государственного регулирования экономики системно не выделены, что препятствует пониманию сущности и структуры экономической системы.

Значительные расхождения существуют также при выяснении сущности государственного регулирования экономики. Так, в "Современном экономическом словаре" регулирование экономики охарактеризованы как "влияние на экономику со стороны органов управления с целью поддержки процессов, которые в ней протекают на определенном уровне, или предупреждение, угнетение неблагоприятных явлений". В "Большом экономическом словаре" эта категория рассматривается как "целенаправленные процессы, обеспечивающие поддержку или изменение экономических явлений и их связей". В "Экономической энциклопедии" под редакцией Л. Абалкина экономическое регулирование хозяйства истолкован как "распределение ресурсов и формирование пропорций, соответствующих общественным потребностям на данном этапе развития национальной экономики, с помощью определенных механизмов - совокупности институтов, форм и инструментов".

Украинские ученые А. Задоя и Ю. Петруня, выделяя подзаголовок "Регулирование национальной экономики", Г. Климко в редактируемом им учебнике не дают определения этой категории4.

Приведенному определению присущи:

Суженное толкование и нечеткое формулирование цели государственного регулирования. Наиболее полно такая цель очерчена в "Экономической энциклопедии";

Приведены определения не связаны с сущностью хозяйственного механизма, важнейшим элементом которого является государственное регулирование экономики;

Государственное регулирование не связано со структурой экономической системы;

Не указано, что субъектом такого регулирования является надгосударственные органы - как развитый вид государственного регулирования.

Обоснованным является определение этой экономической категории, сформулированное на основе требований диалектического метода исследования.

Государственное регулирование экономики - целенаправленное и активное воздействие государственных и надгосударственных органов управления на функционирование и развитие целостной экономической системы (а значит, на ее расширенное воспроизводство) путем использования экономических законов и решения экономических противоречий с помощью определенной совокупности форм и методов.

Сущность государственного регулирования экономики комплексно раскрывают его основные функции, которые являются, с одной стороны, логическим продолжением функций государства, их конкретизацией, а с другой - обусловлены неспособностью рыночного механизма саморегулирования и монополистической планомерности обеспечить стабильное развитие экономической системы. К таким функциям относятся:

1) управление развитием всех подсистем целостной экономической системы в процессе их диалектического взаимодействия (за исключением ведущего звена хозяйственного механизма - государственного регулирования экономики). Эта функция осуществляется благодаря внедрению и совершенствованию всех форм экономической политики и форм и методов государственного регулирования экономики;

2) обеспечение планомерного развития экономической системы прежде всего на основе использования законов планомерного развития, огосударствление современной экономики в развитых странах. Эта функция может быть реализована путем введения долгосрочных планов экономического развития в форме директивного планирования государственного сектора экономики, прогнозирования и программирования экономики, использование рычагов анти циклического регулирования экономики, осуществления структурной политики и т.д.;

3) обеспечение целостного эколого-экономического воспроизводства национальной экономической системы из-за ослабления и постепенное преодоление экономического кризиса, использования различных правовых, экономических и административных рычагов по охране окружающей среды;

4) обеспечение относительно равномерного развития регионов страны в результате мобилизации и оптимального использования имеющихся в регионах материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов путем осуществления рациональной экономической политики;

б) перераспределение национального дохода с целью справедливого распределения доходов между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения и их социальной защиты. Функция реализуется путем проведения сбалансированной социальной политики;

6) преодоления крупнейших проявлений монополизма и монополистических тенденций в экономике из-за проведения антимонопольной, в том числе антитрестовской политики;

7) создание единой нормативной базы для осуществления различных форм экономической политики, прежде всего финансово-кредитной, налоговой, амортизационной и др.

В рамках национальной экономической системы экономическое регулирование осуществляют государство и его звена (центральное правительство, правительства штатов или земель, регионов, муниципалитетов) в пределах отдельных регионов мирового хозяйства - наднациональные органы интеграционных группировок; в рамках мирового хозяйства - международные организации (в том числе финансово-кредитные) - ООН, МВФ, мощные страны (так называемая "семерка" или "восьмерка"). Весомую роль в достижении равновесия современной экономической системы, ее расширенном воспроизводстве играет государство, государственное экономическое регулирование. Государство и надгосударственные органы осуществляют также правовое и административное регулирование народного хозяйства.

Поскольку в состав современных производительных сил принадлежат человек, средства труда, предметы труда, используемые людьми силы природы, формы и методы организации производства, наука и информация, то регулирование этой системы означает регулирование процесса взаимодействия всех элементов и каждого из них в частности, использование законов этой подсистемы и преодоление ее противоречий. Содержанием производительных сил является взаимодействие человека с природой в процессе труда, так экономическое регулирование этой системы предусматривает обеспечение равновесия во взаимодействии общества и природы, недопущения глобального экологического кризиса (ее обострения), формирование способной обеспечить выживание цивилизации, эколого-экономической системы.

Экономическое регулирование человека предусматривает регулирование деятельности человека-работника и человека-владельца, влияние на развитие человека как биологического и социального существа. Такое регулирование в некоторых развитых странах осуществляется всеми субъектами хозяйственной деятельности и направлено на содействие развитию всех сущностных сил и способностей человека. Наиболее полно оно реализуется в огосударствлении рабочей силы. В слаборазвитых странах оно осуществляется лишь частично, удостоверяющих плохие социальные условия, высокая смертность, короткая продолжительность жизни. Передовые страны пытаются преодолеть важные проблемы в процессе экономического регулирования: несогласованность действий между различными субъектами регулирования, недостаточное участие государства в регулировании процесса воспроизводства рабочей силы на мелких и частично - средних предприятиях, отсутствие прав наемных работников на таких предприятиях в регулировании процесса труда и др., наличие миллионов людей, живущих за чертой бедности. Подобная ситуация еще в большей степени характерна и для народного хозяйства Украины в конце XX - начале XXI в.

Экономическое регулирование технико-экономических отношений предполагает целенаправленное воздействие государства и наднациональных органов на развитие единичной, особой и общей форм общественного разделения труда в пределах отдельных стран и мирового хозяйства, использования соответствующих законов и разрешения противоречий. В рамках мирового хозяйства речь идет о влиянии наднациональных органов на развитие международной специализации, кооперации, комбинирования производства, его концентрации. Для этого используют государственные заказы, заключение договоров между государствами по изготовлению сложной техники и др.

Экономическое регулирование производительных сил и технико-экономических отношений в единстве требует регулирования технологического способа производства. Основной целью этого регулирования является переход от технологического способа производства, основанного на ручном труде технологическому способу производства, основанного на машинном и частично автоматизированной труда, а в дальнейшем - к такому, которое основывается в основном на автоматизированной. Основными рычагами экономического регулирования технологического способа производства является влияние налоговой, бюджетной, кредитной, амортизационной, инвестиционной политики и т.д. на внедрение достижений НТР в производство, на совершенствование рабочей силы и др.

Экономическое регулирование отношений собственности означает воздействие различных субъектов регулирования на экономические связи и отношения между классами, социальными слоями, группами и отдельными индивидами по поводу присвоения объектов собственности (средств производства, рабочей силы, интеллектуальной собственности, ценных бумаг и т.п.) во всех сферах общественного воспроизводства} Этот процесс осуществляется через регулирование таких элементов экономической собственности, как продолжительность рабочего дня, цены, заработная плата, прибыль и др. Важным звеном регулирования влияние с помощью налоговой политики, политики доходов и т.п. соотношение различных типов и форм экономической собственности, различных объектов в пределах отдельных типов и форм (например, между прибылью и заработной платой).

Экономическое регулирование хозяйственного механизма как один из его элементов частично совпадает с самим понятием "хозяйственный механизм", но экономическое регулирование не предусматривает административных и правовых рычагов регулирования экономики (которые относятся к хозяйственного механизма) его объектом является регулирование соотношения между рыночными рычагами саморегулирования экономики, монополистической планомерностью и государственным (а также над государственным) экономическим регулированием.

Основными причинами внедрения экономического регулирования является усложнение всех элементов экономической системы, процесса взаимодействия человека с природой, развитие присущих этим элементам противоречий.

Государственное экономическое регулирование возникло с появлением государства. Однако в докапиталистических формациях оно не было планомерным, хотя некоторые элементы планомерности были присущи организации труда рабов в эргастериях и латифундиях, в феодальных поместьях.

Впервые планомерность как особенность экономического регулирования возникает в пределах отдельных предприятий (на капиталистической мануфактуре, фабрике), впоследствии распространяется на монополистические акционерные компании (в том числе олигополистические), позже охватывает страны, наднациональные экономические организации (например, в пределах ЕС) и становится невод " емкой признаком государственного регулирования. В середине 50-х годов XX в. тенденция к планомерности развития капиталистической экономики перерастает в закон планомерного развития. В других регионах планеты экономическом регулированию не присущ такой степени планомерности и пропорциональности, в слаборазвитых странах оно осуществляется преимущественно через механизм рыночного саморегулирования в процессе функционирования натурального хозяйства и частично через государственное регулирование макроэкономических процессов.

В процессе государственного экономического регулирования формируется экономическая роль государства, которая заключается в выполнении ею экономических функций и зависит от характера действия экономических законов (прежде всего основного экономического заковы), от выбранной страной основной социально-экономической цели, типа воспроизводства, экономического потенциала и других факторов.

Экономическая роль государства - выполняемые государством основные экономические функции в их взаимодействии с целью обеспечения процесса функционирования и развития экономической системы, обеспечения ее расширенного воспроизводства и прежде всего воспроизводства совокупного капитала.

Такие функции государство начало частично выполнять с момента своего возникновения. С появлением классового общества после распада первобытнообщинного строя в господствующего класса собственников возникла потребность в специальном органе управления - государству, олицетворением которой были армия, чиновничий аппарат, суды, тюрьмы и т. Важнейшими функциями государства в этот период были сохранение и укрепление существующего строя, господствующих форм экономической собственности и эксплуатация большинства населения, осуществлялась преимущественно через механизм налогообложения. В то же время в странах Древнего мира государство выполняло такие общие экономические функции, как строительство ирригационных сооружений, прокладки дорог, введение единого денежного обращения и тому подобное.

По феодального способа производства государство способствовало закреплению крестьян за крупными землевладельцами, эксплуатировала их через механизм налогообложения, передавала частным лицам право на землю и эксплуатацию зависимых крестьян, назначала руководителей корпораций (в которые объединялись ремесленники и купцы), регламентировала деятельность иностранных купцов, регулировала цены на важнейшие продукты (хлеб, рыба, мясо). В Киевской Руси государство регламентировало торговлю, вводила систему пошлины, организовывала строительство новых городов.

Со становлением и развитием капитализма круг государственных экономических функций расширялся. После кризиса 1929-1933 гг. Государство берет на себя такую глобальную экономическую функцию, как расширенное воспроизводство совокупного капитала (отношений капиталистической собственности), развитие всей экономической системы. Государственная деятельность охватывает все сферы общественного воспроизводства и проявляется в форме растущего огосударствления средств производства (строительство государственных предприятий, совместных с частным капиталом компаний, финансирования передовых научных отраслей и т.п.), рабочей силы (рост количества работников в государственном секторе, организация общественных работ, рост социальных расходов, установление минимума заработной платы, развитие образования, здравоохранения и т.д.), науки (финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, подготовка научных кадров, строительство и содержание научно-исследовательских центров и т.д.) и других элементов системы производительных сил, Важными экономическими функциями государства является ослабление глубины и остроты экономических кризисов и циклического характера развития народного хозяйства, рациональное перераспределение национального дохода.

Для выполнения этих функций необходимо огосударствление многих объектов "и значительной части национального дохода. Чтобы современная экономическая система была стабильной, доля государства в ВВП должна составлять от 40% до 50% (по Гелбрейтом). Чрезмерное снижение экономической роли государства, которое происходит в Украина со второй половины 90-х годов XX в., нарушает эту закономерность и закон огосударствления капиталистической экономики, негативно влияет на развитие народного хозяйства.

Выполнение функций государства обеспечивает большой и разветвленный государственный аппарат экономического регулирования, как правило, это возглавляемые премьер-министром министерства, которые осуществляют общеэкономическое регулирования. В Великобритании премьер-министр руководит связанной с участием страны в международных организациях деятельностью правительства, формирует и контролирует выполнение кредитно-денежной политики, руководит работой с долгосрочного планирования государственных расходов. В состав кабинета министров постоянно входят министры финансов, торговли, промышленности, министр по вопросам занятости и охраны окружающей среды. В английском парламенте инициатором многих законов является правительство, а в парламентской деятельности примерно треть законов касается экономики.

Наиболее полно государственное регулирование экономики осуществляется в Великобритании в сфере промышленности. Министерство промышленности осуществляет общий контроль над основными отраслями и поддерживает отношения со всеми другими, независимо от типов и форм собственности. Оно оказывает техническую помощь промышленности, стимулирует профилирующие исследования, не берут на себя негосударственные компании, и их внедрение в производство, осуществляет значительную долю капиталовложений в профилирующие отрасли промышленности, оказывает помощь мелким и средним компаниям и др.

Наиболее полно экономическая роль современного государства проявляется в проведении структурной политики, требует модификации экономических функций государства, форм и методов государственного регулирования. Первоочередными в ее экономической деятельности становятся проблемы структурной перестройки экономики, решение стратегических научно-технических задач, которые возникают в результате структурных изменений между отдельными регионами и отраслями народного хозяйства, а также внутри их. Региональные структурные преобразования требуют использования средств и рычагов региональной экономической политики, роста объемов государственных инвестиций, в частности капиталовложений, а также стимулирование капиталовложений со стороны частных предприятий и акционерных компаний, усиление государственного регулирования цен, финансовой помощи депрессивным регионам и др.

На отраслевом уровне государство предоставляет субвенции, дотации, осуществляет регулирование цен на отдельные товары, усиливает таможенный защиту и др. Началась переориентация государственных расходов и субсидий отраслям и предприятиям на развитие НИОКР, внедрение передовых наукоемких технологий в отрасли определяют нынешний этап развертывания НТР - электронику, биотехнику, информационные технологии и др.

Соответствии с национальными приоритетами средством такой переориентации стали программно-целевые методы финансирования НИОКР, создание технологических парков вокруг крупных научных центров - университетов, научно-исследовательских институтов и др. Структурная перестройка и активная деятельность государства в этой сфере предусматривают создание условий для экономического роста за счет инвестиций в фундаментальные и прикладные научные исследования, в систему образования, подготовки и переподготовки кадров, экономическую и социальную инфраструктуру, охрану окружающей среды, активный и целенаправленное воздействие на инвестиционный процесс, а также межотраслевое перераспределение капиталов. Параллельно ставится задача стимулировать конкуренцию, существенно ослабить административное регулирование предпринимательской деятельности компаний, их частичное разгосударствление, в том числе приватизация, ослабление государственного контроля за ценами, расширение контрактной формы взаимодействия государства с негосударственными предприятиями и тому подобное. Важную роль в осуществлении структурной политики отводится модификации антитрестовского законодательства. Оно также должно способствовать росту могущества крупных компаний за счет слияний и поглощений с целью усиления конкурентоспособной национальной экономики.

Государственное регулирование структурной перестройки осуществлялось путем:

1) снижение максимальной ставки налогообложения (в США с 46 до 34%, в Великобритании - с 50 до 35%);

2) предоставление инвестиционных налоговых скидок на выполнение компаниями и научными институтами НИОКР и налоговых льгот, связанных с ускоренным списанием оборудования для этих разработок;

3) увеличение государственных кредитов при проведении промышленной политики.

Во многих странах государство разрабатывала средне-срочные программы модернизации черной металлургии, угольной, судостроительной и др., Параллельно - программы регионального развития, в неперспективных регионах (где уменьшалась роль старых отраслей) стимулировала средне- и долгосрочное кредитование, создавая фонды капиталовложений, выпуская специальные государственные облигации. Кроме того, усиливалось регулирования рынка рабочей силы и трудовых отношений, стимулировалась подготовка работников новых профессий. Законодательство по предоставлению информации, организационной и консультативной помощи предприятиям совершенствовалось, инновационная деятельность государства расширялась и тому подобное. Активизировалась роль государства в решении этих проблем и на наднациональном уровне.

Активную политику структурных реформ осуществляет Япония. Так, в 50- 60-е годы XX в. были реконструированы на технически новой основе старые базовые отрасли экономики (металлургическая, химическая, транспорт и др.) и в то же время созданы такие современные отрасли, как электронная, нефтехимическая и др. Государство при этом непосредственно регулировало инвестиционные проекты и цены в государственном секторе экономики, стимулировала внедрение новых производственных мощностей, контролировала ассортимент выпуска важнейших товаров, использовала другие рычаги такого регулирования. Это сопровождалось активной протекционистской торговой и валютной политикой. Поэтому темпы экономического роста в течение двух десятилетий достигали 10%. В 80-е годы государство отказалось от методов активного государственного регулирования экономики, способствовала активизации рыночных рычагов. Это стало одной из важнейших причин существенного снижения темпов экономического роста (в 80-е годы они составляли менее 4%, в 90-е годы - 2%). Тогда ослабел контроль государства за внешнеэкономической деятельностью государства, выросла безработица, государственный долг превысил 100% ВВП и др. Развития негативных процессов способствовала спровоцирована в условиях активной глобализации МВФ финансовый кризис. На данный момент правительство Японии пытается активизировать социальную и экономическую политику, развивать информатику, связь, кредитно-финансовую сферу и тому подобное.

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой , проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств. Проблемы экономической политики в странах, переходящих к рыночному хозяйству, рассмотрены в гл. 30 Экономическая политика в переходной экономике .

Сущность государственного регулирования экономики и его место в хозяйственном механизме современного капитализма

Необходимость и сущность госрегулирования

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка , предоставленного самому себе (см. 5.6 Несовершенства рынка). При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых - загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам .

4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг , прежде всего медицинских и пенсионных.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

Во всех западных странах центральные банки, хотя их уставные капиталы целиком или большей частью принадлежат государству, не находятся в прямом подчинении правительствам или парламентам и выступают как относительно независимые агенты, отвечающие за твердость и стабильность национальных валют.

Степень независимости ЦБ определяется целым рядом факторов, прежде всего следующими:

  • возможностью для руководства ЦБ действовать самостоятельно, не подчиняясь указаниям извне;
  • правилами назначения и снятия с должности руководящих сотрудников, сроком их полномочий;
  • правилами урегулирования конфликтов между ЦБ и другими государственными органами , особенно правительством;
  • возможностью для ЦБ по правовым или иным соображениям отказаться от покрытия дефицита госбюджета путем предоставления кредита правительству.

По степени независимости ЦБ в западной литературе экспертами обычно выстраивается следующая цепочка: Швейцария, Германия, Австрия, США . Наименее независимыми считаются центральные банки Норвегии, Японии, Бельгии, Испании и Италии.

Государственная собственность

Во многих развитых странах законодательство о труде включает в себя установление минимальной заработной платы. Однако на практике оно нередко не выполняется.

Содействие НИОКР

На современном этапе научно-технической революции прочность позиций той или иной страны в мировом хозяйстве решающим образом определяется ее достижениями в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Это в полной мере осознано правящими кругами всех развитых государств . Во всех странах Запада на НИОКР расходуется более 2% ВВП, а в наиболее продвинутых в этой области странах (США , Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Япония) - 2% около 3% или даже несколько больше. Затраты крупнейших концернов (ТНК) на НИОКР, особенно в электротехнической и электронной, химической и автомобильной промышленности, как правило, достигают 8-12% их оборота и 15-20% их совокупных затрат (издержек).

Развертывание НИОКР в подобных масштабах было бы немыслимо без самого активного стимулирующего воздействия государства на этот процесс. Государства Запада влияют на все стороны НИОКР и сам инновационный процесс, поощряя внедрение результатов НИОКР в производство. По отдельным странам с развитой рыночной экономикой государство финансирует (по различным каналам) от 30 до 60%, а в среднем - около половины совокупных затрат на НИОКР.

Прежде всего государство играет ключевую роль (особенно в Западной Европе) в финансировании и организации высшего образования; только высокий его уровень может обеспечить эффективное построение системы НИОКР. В Западной Европе университеты и равнозначные им высшие учебные заведения, как правило, принадлежат государству в лице его органов центрального (федерального) или регионального (земельного, кантонального) уровней; в них обычно не взимается плата за обучение. В США преобладают организованные на коммерческой основе университеты; в Японии между частным и государственными университетами существует относительный баланс. Во всех случаях деятельность частных университетов и прочих вузов четко лицензируется и регламентируется государством.

Государства Запада финансируют подавляющую часть затрат на фундаментальные исследования. Частный капитал лишь частично спонсирует такие исследования через различного рода исследовательские фонды и общества , которые организуются на частно-правовой или публично-правовой основе и имеют смешанные источники финансирования.

Прикладные исследования, разработки, а тем более сам по себе инновационный процесс протекают в рамках фирм, т.е. на микроэкономическом уровне (это касается и исследований для военного производства). Однако они активно стимулируются государством, прежде всего, посредством налоговых льгот (реже - прямых субсидий). Одной из разновидностей таких льгот является предоставление права на дополнительные, а периодически и особые амортизационные списания стоимости оборудования, используемого для НИОКР.

Кроме того, государство поощряет особенно активный в инновационном процессе венчурный (рисковый) бизнес , например, путем создания необходимых для его функционирования технологических парков, т.е. специально обустроенных для НИОКР и инноваций территорий .

Для эффективного осуществления НИОКР в странах с развитой рыночной экономикой государство нередко прибегает к составлению и реализации среднесрочных и долгосрочных программ, о которых речь пойдет ниже.

Таким образом, госрегулирование НИОКР производится на стыке науки, техники, экономики, образования и ряда других сфер общественной жизни и представляет собой весьма сложный и социально значимый феномен.

Экологическое регулирование

Госрегулирование экологических процессов в развитых странах также носит комплексный характер. Оно было значительно активизировано и усовершенствовано в середине 70-х гг., когда стало очевидным, что Запад (за исключением отдельных малых стран) оказался в состоянии глубокого экологического кризиса. Этот кризис в основном был преодолен в 80-90-е гг. путем создания разветвленной системы экологического госрегулирования, которая «состыкована» с различными направлениями госрегулирования экономики , прежде всего, с государственным воздействием на инвестиции и экономический рост. Экологическое госрегулирование нацелено на поощрение рационального природопользования, охрану окружающей среды , ограничение и уменьшение нагрузки на нее и предотвращение ее дополнительного загрязнения.

К важнейшим элементам экологического регулирования относится, прежде всего, государственное поощрение (путем субсидий, беспроцентной возвратной финансовой помощи и налоговых льгот) инвестиций в возведение сооружений и производство оборудования, улучшающих состояние окружающей среды. Они направлены на защиту населения от шума (например производимого автомобильным транспортом), уменьшение выбросов в атмосферу и водную среду вредных веществ (диоксида углерода, серы и т.д.), а также нейтрализацию и утилизацию твердых отходов (бытового мусора, стекла, отработанных металлов и пластмасс). При распределении бюджетных средств, предназначенных для стимулирования капиталовложений, инвестиционным проектам с экологической направленностью нередко отдается предпочтение.

Другим элементом является установление и реализация правовых норм , предусматривающих для юридических или физических лиц , допустивших загрязнение окружающей среды, правовую ответственность за это и обязанность возместить нанесенный ущерб государству или соответствующим частным собственникам земельных, лесных, водных и иных угодий (по принципу «платит загрязнитель»). При этом пострадавшая сторона в судебном порядке должна доказать виновность субъекта, подозреваемого в нанесении экологического ущерба, и величину последнего. Это дорогостоящая, сложная, а нередко и малоперспективная процедура.

Важнейшими элементами экологического регулирования во всех странах Запада являются также установление государством в административно-правовом порядке максимально допустимых норм выброса («эмиссии») в окружающую среду вредных веществ действующими предприятиями (за превышение таких норм взимаются штрафы до тех пор, пока не будут приняты эффективные меры против этого), а также разрешения или запреты на новые инвестиционные проекты в зависимости от того, обеспечат ли они соблюдение указанных экологических норм.

Наконец, еще одним из основных элементов экологического госрегулирования являются так называемые экологические налоги . К ним относится, например, сбор на вывоз, хранение и нейтрализацию бытового мусора и прочих отходов бытового или производственного характера. В некоторых странах взимаются сборы за сброс сточных вод в водоемы (Франция, Германия, Нидерланды), «экологические налоги» в аэропортах на посадку «шумных» самолетов (Франция, Япония, Великобритания) и на использование в качестве топлива угля и мазута (Швеция, Норвегия). Получателем «экологических налогов» чаще всего являются не центральные (федеральные), а региональные (земельные) и особенно местные (муниципальные) органы.

Социальные аспекты госрегулирования

В области международной миграции рабочей силы страны Запада выступают как принимающая сторона для большей части иностранных («гостевых») рабочих (значительное число таких наемных работников приходится также на богатые нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока, особенно на Саудовскую Аравию). Легально пребывающие на Западе иностранцы (надо отметить, что большое число их работает там нелегально в сфере теневой экономики) составляют 5-10% самодеятельного населения Северной Америки и Западной Европы. В Японии этот показатель намного ниже. Наплыв иностранных рабочих побудил государства Запада принять в последние годы жесткие иммиграционные законы (подробнее см. гл. 36).

Как правило, ежегодный приток иностранной рабочей силы квотируется, причем в каждом конкретном случае необходимо получение разрешения на работу. Любой предприниматель , намеревающийся привлечь иностранного рабочего или служащего, должен доказать, что на данное рабочее место нет местных претендентов подходящей квалификации.

Действительно свободная, без ограничений миграция рабочей силы к настоящему моменту обеспечена только в странах ЕС.

Формы государственного регулирования экономики

По характеру воздействия на процесс экономического развития можно выделить две основные формы государственного регулирования экономики : краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу).

Антициклическое регулирование

Кроме того, длительной поддержкой на безвозмездной основе пользуются структурно-кризисные отрасли промышленности, объем производства которых по тем или иным причинам имеет тенденцию к свертыванию. Так, в Западной Европе к ним относятся угледобыча, текстильная промышленности, черная металлургия и судостроение. Предоставляемая им помощь, прежде всего финансовая, обеспечивает плавное сокращение производства до масштабов, при которых выпускаемая продукция конкурентоспособна и может находить сбыт. Эта помощь смягчает также негативные социальные последствия кризиса указанных отраслей для занятых в них работников, которые переучиваются на новые специальности, получают единовременные пособия или имеют возможность досрочно уйти на пенсию . Типичный пример «коммунитарной» (в рамках интеграционного объединения) программы такого рода - «план Давиньона» для черной металлургии стран - членов ЕС.

Новейшие, «устремленные в будущее» отрасли, как правило, получают государственную поддержку на временной основе, до освоения ими рентабельного массового производства принципиально новой продукции.

Такую помощь, в частности, повсеместно получила микроэлектроника, а в Западной Европе - еще и гражданское авиастроение (изготовление европейских аэробусов «А-310»). Подобная помощь может быть как безвозмездной, так и льготной, возвратной (после достижения соответствующей рентабельности).

Из регионального фонда ЕС осуществляются «коммунитарные» программы экономического содействия структурно слабым регионам. Вся территория ЕС разделена по уровню экономического развития на пять категорий регионов. Чем ниже уровень экономического развития данного региона и соответственно его категория, тем большую поддержку он получает от ЕС. «Коммунитарные» региональные программы в каждой стране - члене ЕС дополняются национальными.

Возможности и границы государственного регулирования экономики

В то же время эффективность госрегулирования далеко не безгранична. Так, оно не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства, порождающую в понижательных фазах цикла (кризис, депрессия) массу тяжелых экономических и социальных проблем. В течение длительных периодов оно не в состоянии, несмотря на все усилия, обеспечить приемлемого, социально терпимого уровня безработицы, а тем более полной занятости самодеятельного населения. Именно так обстоит дело в последние два десятилетия ХХ в., когда сдвиги в технологической базе производства и обострение мирохозяйственной конкуренции привели на Западе к свертыванию производства и уменьшению количества рабочих мест в ряде отраслей и ускорению замещения живого труда трудом, овеществленным в дополнительных элементах основного капитала (машинах, оборудовании и т.п.). При безработице, которая в последние два десятилетия в большинстве стран Запада колеблется в пределах 10-12% и более, неуклонно обостряется проблема финансирования системы социального страхования и ее поддержания на достигнутом качественном уровне.

Целевые установки «магического четырехугольника» во многом противоречат друг другу. Это отчетливо проявилось на протяжении всего периода после Второй мировой войны . Так, неокейнсианская модель госрегулирования 50-х - первой половины 70-х гг. благоприятствовала быстрому экономическому росту и резкому повышению уровня занятости, но одновременно она действовала в сторону постепенного вызревания бюджетного кризиса и развязывания крупномасштабной инфляции . Экономика к концу «кейнсианской эры» оказалась «зарегулированной». Обложение доходов предпринимателей и лиц наемного труда налогами и взносами на нужды социального страхования достигло такого уровня, при котором оказались в значительной мере подорванными стимулы к накоплению капитала путем реинвестирования прибыли , а также к более интенсивному и производительному труду. Все это, а также ряд других факторов поставили на повестку дня проблему так называемого дерегулирования экономики, которое стало осуществляться с конца 70-х гг. на гребне неоконсервативной волны в политической жизни стран Запада.

Дерегулирование включало три основных аспекта: а) распродажу части государственной собственности , которая, например, в США принесла в федеральный бюджет 40 млрд долл.; б) установление режима жесткой экономии бюджетных расходов (т.е. их ограничение и, по возможности, сокращение), что удалось в гораздо меньшей степени, чем первое; в) уменьшение налогов, преследовавшее цель повысить их собираемость и стимулировать экономический рост, который бы обеспечил общее увеличение массы собираемых налогов (удалось в еще меньшей степени).

Результаты дерегулирования оказались далеко не однозначными. С одной стороны, бюджетный кризис на Западе был преодолен или значительно смягчен. Так, в США дефицит федерального бюджета в 1997 г. составил по отношению к ВВП только 0,5% по сравнению с 3% в 1990 г., а в среднем по странам - членам ЕС дефицит центральных (федеральных бюджетов) - соответственно 2,3% против 3,5%. Правда, в Японии этот показатель вырос с 0,5% в 1990 г. до 4,2% в 1996 г. и лишь в 1997 г. вновь снизился до 3,7%.

С другой стороны, оздоровление государственных финансов и связанное с этим резкое уменьшение инфляции имело своей обратной стороной жесткое ограничение или даже урезание расходов на нужды социального обеспечения («социальный демонтаж») и высокий уровень безработицы.

Можно с уверенностью предположить, что госрегулирование в странах с развитой рыночной экономикой и впредь будет двигаться в замкнутом пространстве «магического четырехугольника». Вместе с тем оно будет поддерживать систему рыночно-государственно регулируемого, социально ориентированного капитализма, включая его институты политического плюрализма и демократии, в дееспособном, более или менее стабильном состоянии.

Выводы

1. Государственное регулирование экономики (госрегулирование) представляет собой процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). Оно включает в себя момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор административно-правовых и экономических средств (инструментов).

2. После «великого кризиса» 1929-1933 гг. и особенно после Второй мировой войны госрегулирование было органично встроено в хозяйственный механизм капиталистического общества в качестве третьего, верхнего «слоя» (уровня) наряду с двумя другими «слоями» - спонтанно-рыночным и корпоративным регулированием. В результате сложился рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный капитализм (современный капитализм), который выгодно отличается от исторически предшествовавших ему форм капитализма (капитализм свободной конкуренции, корпоративно-олигополистический, по В.И. Ленину, «монополистический» капитализм) значительно большими экономической и социальной стабильностью, эффективностью общественного производства, уровнем и качеством жизни.

3. В условиях быстрой интернационализации и глобализации хозяйственной жизни в современном мире внутриэкономическое и внешнеэкономическое госрегулирование тесно связаны и взаимопереплетены.

4. По объекту воздействия со стороны государства выделяются различные направления госрегулирования: инвестиций , сбыта (включая регулирование цен), рынка труда, НИОКР, экологическое, социальных отношений, внешнеэкономическое и т.д.

5. По характеру воздействия на процесс общественного воспроизводства выделяются две основные формы госрегулирования: краткосрочное (антициклическое), которое на Западе чаще всего именуется конъюнктурной политикой, и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу), которое, как правило, осуществляется при помощи различного рода прогнозов и программ.

6. Эффективность госрегулирования далеко не беспредельна. Оно не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства с ее многочисленными негативными последствиями, постоянно обеспечивать высокий уровень занятости населения и его всестороннюю социальную защиту. Оно движется в замкнутом пространстве «магического четырехугольника», цели которого (обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны, минимизация безработицы, стабильность цен, внешнеэкономическое равновесие) во многом противоречат друг другу.

7. В развитых странах сложились три главные модели госрегулирования (американская, западноевропейская и японская), характеризующиеся различным сочетанием основных инструментов экономической политики (бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, государственной собственности и др.).

8. Нет никаких объективных оснований полагать, что госрегулирование в обозримой перспективе не обеспечило бы поддержание высокого уровня экономической, социальной, а на этой основе и политической стабильности в странах Запада. Для России и других стран с переходной экономикой опыт госрегулирования на Западе, эффективно адаптированный к своим специфическим условиям, имеет большое значение.

Термины и помятая

Государственное регулирование экономики (госрегулирование)
Цели госрегулирования
Средства (инструменты) госрегулирования
Направления госрегулирования
Формы госрегулирования
Дерегулирование

Вопросы для самопроверки

1; Как соотносится понятие «государственное регулирование экономики» с понятием «экономическая политика государства » и «хозяйственный механизм»?

2. Почему современный капитализм следует охарактеризовать как рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный капитализм?

3. Почему экономическая система в странах Западной Европы в наибольшей мере по сравнению с США и Японией заслуживает быть названной «социальным рыночным хозяйством»?

4. Чем отличаются административно-правовые средства (инструменты) госрегулирования от экономических?

5. Каковы критерии выделения направлений и форм госрегулирования?

6. Возможно ли точное количественное установление возможностей и границ госрегулирования, в чем они выражаются?

Государственное регулирование - одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в его прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. Является составным элементом системы экономического регулирования современного хозяйства наряду с рыночным и корпоративным регулированием. Мировой трансформационный процесс сопровождается усложнением системы экономического регулирования в целом и государственного регулирования в частности. В странах с экономикой смешанной осуществляется диверсификацияЭкономика/ Под ред. А.С. Булатова. М., 2008. С. 554 форм и методов государственного регулирования. В современном их арсенале можно выделить административное и правовое регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование.

Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами.

Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В сою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.

Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40% того или иного вида продукции. Предусмотрены ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация. Законодательство должно запрещать всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением. Бутук Н. Экономическая теория. К., 2008.С. 532

Другим аспектом антимонопольной политики государства и поддержания рабоспособности рыночного механизма является правовая защита производителей и потребителей. Прежде всего должно быть обеспечено право собственности и экономической самостоятельности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.

Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 2008. С.432

Изначально государственное воздействие на экономику в условиях рынка может быть представлено целенаправленной системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, реализуемой соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших результатов экономического и социального развития общества и предотвращения (снижения риска) негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы.

Предпосылки государственного вмешательства в экономику могут быть проиллюстрированы схемой на рис. 1.

Рис. 1

Присутствие государственного вмешательства желательно и даже обязательно для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе и адаптации существующей социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям ее функционирования. Курс экономической теории: учебник.М., 2008. С.522

Решение каждой из проблем развития социально-экономической системы, перечисленных на первом уровне предлагаемой схемы, невозможно без участия общегосударственных, региональных, местных органов власти. Следовательно, существует объективная необходимость в применении системы целенаправленных государственных мер для их решения, причем эта необходимость возрастает.

С другой стороны, по мере экономического и социального развития появляется и объективная возможность в осуществлении мер государственного регулирования экономики. Делает возможным это регулирование прежде всего все возрастающая концентрация производства и капитала, вертикальная и горизонтальная интеграция в экономике.

Экономические объекты государственного вмешательства, его масштаб и глубина, формы воздействия на рынок диктуются степенью общественно-политического и экономического развития страны, региона, остротой противоречий экономического и социального характера, которые наблюдаются в данный период времени.

Поэтому и степень развитости системы государственного участия и регулирования рынка различается в отдельных странах. Традиционно сильны, например, позиции государства в экономике некоторых западноевропейских стран (Франция, Испания, Германия, Нидерланды), в Японии; активно усиливается роль государства в экономическом росте многих стран Азии и Латинской Америки. Сами исторические условия развития, национальные традиции, особенности государственного устройства и место в общемировой экономической интеграции сделали государство в этих странах важнейшим участником экономических отношений и главным регулятором рынка и последствий изменений на нем. При этом менее заметна роль государства в регулировании экономики в США, Канаде, социально-экономические и политические условия развития которых традиционно и объективно отличались от ранее перечисленных стран Европы, Азии, Латинской Америки.

И наконец, принципиально важна роль государственного регулирования в странах с неразвитой рыночной структурой, куда можно отнести страны с исторически обусловленным низким уровнем и односторонностью экономического развития, а также страны, осуществлявшие (или осуществляющие) переход от директивной экономики на базе всеобъемлющего характера государственной собственности к рыночной экономике, основанной на многоукладности хозяйства, разнообразии и равноправности всех форм собственности.

По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и экономические. Косвенные формы регулирования экономической деятельности с участием государства через денежно-кредитные механизмы могут быть конкретизированы с помощью схемы на рис. 2. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Камаева. -- М, 2008. С.489

Рис. 2

Как следует из названий блоков, переориентация (корректировка) интересов экономических субъектов на общенациональные, социальные, перспективные цели может быть достигнута государством либо силой его юридической (законодательной и исполнительной) власти, либо экономическими давлением или поддержкой.

Заметим, что соотношение этих принципиально различающихся по способу воздействия инструментов регулирования так же, как и сама по себе степень государственного регулирования экономики, существенно различается по отдельным странам и в различные периоды экономического развития.

Там, где уровень экономического развития высок, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами, и прежде всего косвенными формами регулирования. И наоборот, там, где степень развитости экономической системы невысока, где существуют искажения в рыночной системе, без административного вмешательства государства в рыночные отношения не обойтись. Современная экономика/ ред. О.Ю. Мамедов. Ростов н/Д, 2006. С. 235

Общий перечень возможных направлений государственного вмешательства в экономику может выглядеть довольно развернутым: разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики; создание государственного сектора и управление им; перераспределение доходов; разработка и реализация программ развития экономики; борьба с искусственной монополией и регулирование естественных монополий; контроль над ценами и заработной платой; регулирование учетной ставки; установление сроков, норм и методов амортизации; регулирование налогов; эмиссионная деятельность; стимулирование внешнеэкономической деятельности фирм и компаний; защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии). Таким образом, государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной.