Государственный внешний долг рф. Состав и структура внешнего долга россии
Формально низкий внешний долг правительства России, составляющий 50 млрд долларов, или 3,6% ВВП, - лишь верхушка айсберга финансовых обязательств государства перед западными кредиторами.
Если учесть займы госбанков, госкорпораций и структур, где государство владеет более 50% капитала, суммарный внешний долг госсектора превышает официальную цифру в 5 раз и достигает 255 млрд долларов.
Такие данные приводит РАНХиГС в сентябрьском "Мониторинге экономической ситуации" в РФ.
Госдолг в расширенном определении, с учетом контролируемых государством компаний, составляет почти половину всех внешних обязательств российской экономики (520 млрд долларов).
На госбанки приходится 69% внешней задолженности банковского сектора, или 72 млрд долларов, из которых 90% составляют текущие счета и депозиты.
Госкорпорации нефинансового сектора задолжали 107 млрд долларов, что составляет почти треть корпоративного долга перед зарубежными кредиторами (338 млрд долларов).
"Несмотря на формально незначительный внешний государственный долг, задолженность компаний, в которых доля государства превышает 50% капитала, составляет значительную величину", - констатирует директор Центра изучения проблем центральных банков ИПЭИ РАНХиГС Павел Трунин, добавляя, что "такую структуру задолженности необходимо учитывать при анализе устойчивости долговой политики государства".
Долг госсектора в расширенном определении составляет 55% от общего размера международных резервов России (460 млрд долларов) и две трети их суммы, если учитывать только их валютную часть (373 млрд долларов).
Из общей суммы внешних обязательств около 17%, или 89 млрд долларов - это краткосрочный долг, гасить или рефинансировать который нужно в ближайший год. Еще 51 млрд долларов необходимо выплатить на горизонте до двух лет, а 28 млрд долларов имеют статус "до востребования.
Именно значительная доля краткосрочного долга несет риски: оплата процентов и погашения "съедают" 32% всех валютных доходов российской экономики.
Согласно методологии МВФ, это "означает достаточно высокую степень риска", констатируют в РАНХиГС.
В то же время, отношение внешнего долга к ВВП (32%) и экспорту товаров и услуг (120%) с учетом пороговых значений МВФ "говорит о средней степени риска".
С 2014 года внешний долг РФ сократился на 200 млрд долларов, а стагнация внешних инвестиций в последние годы является "неблагоприятным сигналом", отмечает Трунин.
Это "свидетельствует как о нежелании нерезидентов финансировать российские компании в условиях медленного роста экономики и увеличения геополитических рисков, так и об отсутствии новых прибыльных проектов, для инвестиций в которые российские экономические агенты были бы готовы занимать за рубежом", объясняет эксперт.
Российская Федерация относится к категории государств, являющихся одновременно и крупным мировым кредитором, и должником. Хотя до ей еще очень далеко. Разберем, что из себя представляет внешний долг России, каковы его состояние, структура, обслуживание.
Внешний долг России
Бюджетный кодекс РФ, или конкретнее - 6-я статья документа, определяет внешний российский долг как обязательства государства, возникающие в иностранной валюте.
Под внешним принято подразумевать общий внешний долг всех юридических лиц - резидентов РФ, то есть как государственных, так и бизнес-структур.
В то же время государственным внешним долгом России являются обязательства:
- федеральных органов власти;
- субъектов федерации;
- Центрального банка РФ
Официальным источником сведений по текущему состоянию, структуре, истории, планам платежей по внешнему государственному долгу России является ЦБ РФ. Отдельную статью о функциях Центробанка смотрите . Актуальные показатели долга, а также предварительная оценка его состояния на определенную дату - например, 12 апреля была дана примерная оценка на 1 апреля - публикуются в разделе «Статистика внешнего сектора» веб-ресурса ЦБ РФ: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs .
Подробная официальная справочная информация о внешнем российском долге содержится также на сайте российского Минфина: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external. В частности, ведомство выкладывает графики погашения внешнего госдолга по видам долговых обязательств РФ.
История государственного долга РФ
Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году - сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя долги Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории долга ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.
В 1990-е годы - период тяжелейшего экономического кризиса - Россия практически перестала погашать долг СССР и начала набирать новые долговые обязательства. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из :
После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия начала свое экономическое укрепление. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.
Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний российский долг снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.
Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за . Но всего через год показатель внешнего государственного долга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.
В 2013 году были осуществлены выплаты по долгу СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. 8 августа 2017 года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.
Новый (пока не превзойденный) максимум внешнего российского долга - свыше 700 млрд. USD - был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.
Зимой 2014-2015 были произведены пиковые выплаты по российскому внешнему долгу - более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.
Может показаться удивительным, но актуальный государственный долг России к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.
Сравнение внешнего и внутреннего долга РФ
Вот так выглядит динамика внешнего долга РФ по сравнению с государственный внутренним долгом:
Актуальное состояние внутреннего долга РФ: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal. Поскольку внутренний долг на сайте Минфина измеряется в национальной валюте (рублях), то сравнение с внешним долгом в долларах при плавающем валютном курсе лучше делать на конец каждого года. На конец 2017 года внешний долг больше внутреннего в 3.75 раза.
Разница в графиках очевидна — поскольку на внутренний долг санкций быть не может, то по нему в последние 10 лет наблюдался заметный рост — за период 2007-2017 годов внутренний долг РФ вырос в 8 раз. Внешний долг — менее чем вдвое. Наиболее устойчивый период в обоих случаях был в 2000-2005 годы, когда нефтяные доходы покрывали все государственные нужды без необходимости внутренних и внешних займов. Актуальный объем долга РФ, млрд. рублей (внешний + внутренний, поквартально):
Актуальный внешний долг России
По состоянию на 1 января 2018 внешний долг России составил $529,1 млрд. Согласно данным Центробанка показатель 2017 года превышен на 2,9%. В Банке России увеличение внешней задолженности объяснили двумя факторами:
1. ростом интереса заграничных инвесторов к российским государственным ценным бумагам, которые им позволено покупать;
2. привлечением долгового финансирования находящимися за рубежом структурами российских компаний
По данным финансового мегарегулятора, внешняя задолженность российских банковских организаций, наоборот, снизилась до низшего уровня за всё последнее десятилетие.
Ранее в Минфине заявили, что на случай удара новых западных санкций по государственным облигациям РФ у правительства найдутся другие источники финансирования федерального бюджета.
Структура российского внешнего долга
Внешний долг России включает:
- собственно государственный долг РФ - обязательства федеральных властей;
- внешний долг ЦБ РФ;
- долг банковского сектора (коммерческих банков - частной и государственной собственности);
- долг «прочих секторов» - российских компаний, организаций, предприятий.
Федеральные органы власти за истекший год увеличили российский долг с $39,178 до нового показателя $55,629 млрд, или на 42%:
- обязательства в иностранной валюте выросли на 27%, с $11,662 до нового значения $14,882 млрд;
- бумаги в рублях – на 54%, с 25,032 до нового числа 38,708 млрд USD (эквивалент).
Внешний долг ЦБ увеличился – с 12,334 до нового показателя 14,974 млрд. USD, или на 21%.
Долг банковского сектора уменьшился со 119,395 до новой цифры 104,518 млрд. в американской валюте, на 12%.
Корпоративный долг российских компаний вырос с $343,225 до нового значения 353,963 млрд. долл., на 3%, оставшись самым крупным среди обязательств всех секторов.
Все страны мира, включая Российскую Федерацию, имеют государственный долг. Наличие госдолга обусловлено многими факторами, но чаще всего государства привлекают заемные средства для погашения бюджетного дефицита или для осуществления выплат по текщим долговым обязательствам.
Государственный долг разделяют на внешний и внутренний. На сегодняшний день общий долг России составляет примерно 34.7 трлн. рублей, что в пересчете на доллары США составляет 694 млрд. При этом основную часть долга - более 86% составляет внешний долг.
История государственного долга России
Кредитная история Российского Государства начинается с 1769 года, когда российская императрица Екатерина II сделала денежный заем в Голландии. За последующие 150 лет Россия заняла около 15 млрд. рублей и практически вся сумма была погашена к 1917 году.
Наибольшая кредитная активность Российской Империи проявлялась в конце 19, начале 20 столетия. В это время шло активное строительство железных дорог и крупных промышленных предприятий. Увеличению государственного долга способствовала русско-японская война 1904 года. Но правительству России удалось стабилизировать ситуацию, и к началу 1913 года непогашенная часть долга равнялась 38 млн. рублей. Эта сумма была выражена в шестипроцентном государственном займе.
Основу кредитной политики Российской Империи составляли долгосрочные и краткосрочные займы, которые подкреплялись государственными облигациями. После Октябрьской Революции, советское правительство отказалось платить по долговым обязательствам и таким образом, облигации потеряли свою ценность.
В дальнейшем Советский Союз вел очень осторожную кредитную политику и его внешний долг в начале 80-х годов составлял менее 1% ВВП, что для такой огромной экономики отличный показатель. Рост внешнего долга начался в период проведения перестройки и к началу 90-х увеличился более чем в 10 раз.
В 1981 году внешний долг Советского Союза составлял 4.1 млрд. USD, при ВВП в 1 725 млрд. USD, что в процентном отношении составляло всего 0.2%. Первый резкий скачок произошел в 1984 году, когда государственный долг вырос втрое и составил 17.5 млрд. USD. В дальнейшем, до 1991 года госдолг Советского Союза увеличивался, в среднем на 8 млрд. USD каждый год. И в момент распада страны достиг 67.8 млрд. USD, что составляло 3.6% от ВВП.
После ликвидации Советского Союза, обязательства по выплате государственного долга перешли к его правопреемнице - Российской Федерации.
Внешний долг России
Внешний долг России можно разделить на долг частного и федерального сектора . На май 2015 года, долг федерального сектора составлял 51.481 млрд. долларов, а частного сектора - 509. 036 млрд. долларов. Структура внешнего долга Российской Федерации выглядит следующим образом:
Как видно из таблицы, основная часть внешнего долга России приходится на частный капитал, а государственный долг формально составляет всего около 10% от общей суммы. Но не стоит забывать, что государство является гарантом финансовой деятельности субъектов, входящих в его финансовую систему. Например, коммерческих банков. Поэтому сумма долга частного капитала, косвенным образом, может считаться государственным долгом РФ.
Внешние займы осуществляются путем прямого получения кредитных средств от международных финансовых организаций либо путем выпуска облигаций. Структура внешнего федерального долга России выглядит следующим образом:
- Задолженность перед кредиторами не членами Парижского клуба - 876.7 млн. USD;
- Задолженность перед странами бывшими членами СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) - 880.5 млн. USD;
- Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами - 1 080.8 млн. USD;
- Задолженность по внешним облигационным займам - 36 551.7 млн. USD;
- Задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) - 5.4 млн. USD;
- Государственные гарантии РФ в иностранной валюте - 12 064.3 млн. USD;
- Остальные задолженности - 21 млн. USD.
Более 70% долга составляет задолженность по облигациям внешнего займа. Последний срок погашения по ним датирован 2043 годом, а наибольшую сумму придется выплатить в 2030 году - 13 261.4 млн. USD. Также в структуру внешнего долга входят ОВГВЗ. Хотя эти облигации были выпущены в мае 1993 года для погашения внутреннего долга, они входят в структуру внешней задолженности, так как номинированы в долларах США.
Внутренний долг России
Государственный внутренний долг России по состоянию на май 2015 года составил 7.1 трлн. рублей. При этом гарантийные обязательства государства в национальной валюте составляют - 1 608 млрд. рублей, а сумма государственного долга выраженного в ценных бумагах составляет - 5 493 млрд. рублей.
В структуру внутреннего долга России входят следующие виды государственных облигаций:
- ОФЗ-ПК (Облигации федерального займа с переменным купоном);
- ОФЗ-ПД (Облигации федерального займа с постоянным доходом);
- ОФЗ-АД (Облигации федерального займа с амортизаций долга);
- ОВОЗ (Облигации внутренних облигационных займов);
- ГСО-ППС (Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода);
- ГСО-ФПС (Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода).
Официальным источником данных по истории, состоянию, структуре и планам платежей внешнего долга России является Центральный банк РФ.
Энциклопедичный YouTube
1 / 2
✪ Что такое внешний долг и можно ли стране прожить без него?
✪ Вся ПРАВДА про ГОСДОЛГ и ФРС США. Кому и сколько должна Америка? | USA government debt.
Субтитры
История
К 2002 году общий внешний долг упал до 146 млрд. USD. С начала 2000-х годов экономическая ситуация в стране сделала доступными иностранные коммерческие кредиты. Превалировавший в 90-е годы государственный долг продолжил уменьшаться, но бурный рост коммерческого кредитования довел общий внешний долг до полутриллиона долларов к 2008 году. Мировой экономический кризис 2008 года вынудил заметно уменьшить объемы внешних заимствований. Тем не менее уже через год рост заимствований возобновился, а к 2012 году уровень долгов достиг докризисных показателей.
Очередного максимума общий долг достиг к лету 2014 года, превысив 700 млрд. USD. Летом 2014 года в рамках санкций в связи с событиями на Украине , западным финансовым институтам запретили предоставлять кредиты резидентам Российской Федерации. Размер долга стал стремительно уменьшаться. Пиковые выплаты по внешнему долгу пришлись на зиму 2014-2015 года, когда за несколько месяцев было выплачено более 100 миллиардов долларов, что вызвало крупный валютный кризис в России и резкое обрушение курса рубля. За год после объявления моратория на кредитование долг России уменьшился почти на 200 миллиардов долларов. Золотовалютные резервы России также значительно сократились.
Общий внешний долг
Внешний долг Российской Федерации в миллионах долларов США. Федеральный долг, долг СССР, долг Центрального Банка РФ и долги субъектов РФ составляют государственный долг РФ.
Дата | Общий внешний долг | Долг компаний | Долг банков (кроме ЦБ РФ) | Федеральный долг (без СССР, ЦБ и субъектов РФ) | Долг Центрального банка РФ | Долг субъектов РФ | Долг СССР |
---|---|---|---|---|---|---|---|
01.01.1994 | 118 007 | 803 | 1 304 | 9 920 | 1 474 | - | 104 507 |
01.01.1995 | 126 810 | 1 229 | 2 277 | 12 770 | 493 | - | 110 040 |
01.01.1996 | 132 850 | 2 906 | 4 692 | 18 824 | 706 | - | 105 722 |
01.01.1997 | 153 044 | 5 506 | 8 669 | 34 728 | 438 | 6 | 103 697 |
01.01.1998 | 182 883 | 14 797 | 18 153 | 53 331 | 231 | 1 232 | 95 139 |
01.01.1999 | 188 534 | 19 990 | 10 011 | 53 743 | 4 151 | 2 417 | 98 222 |
01.01.2000 | 178 256 | 21 518 | 7 735 | 46 715 | 3 464 | 2 049 | 96 775 |
01.01.2001 | 160 234 | 21 513 | 8 953 | 58 545 | 3 171 | 1 193 | 66 859 |
01.01.2002 | 146 553 | 22 511 | 11 305 | 48 477 | 2 308 | 1 004 | 60 950 |
01.01.2003 | 151 302 | 32 795 | 14 158 | 46 288 | 1 050 | 1 085 | 55 926 |
01.04.2003 | 153 215 | 36 167 | 13 947 | 44 870 | 1 728 | 1 060 | 55 443 |
01.07.2003 | 158 166 | 39 682 | 16 793 | 42 649 | 1 790 | 1 055 | 56 197 |
01.10.2003 | 165 834 | 45 432 | 18 727 | 42 079 | 2 835 | 1 094 | 55 668 |
01.01.2004 | 184 955 | 54 139 | 24 834 | 43 688 | 2 738 | 1 264 | 58 292 |
01.04.2004 | 189 539 | 60 223 | 25 054 | 44 930 | 3 840 | 1 376 | 54 116 |
01.07.2004 | 192 349 | 65 461 | 24 270 | 43 025 | 4 485 | 1 417 | 53 692 |
01.10.2004 | 193 199 | 67 478 | 25 489 | 42 703 | 3 398 | 1 368 | 52 763 |
01.01.2005 | 213 335 | 75 597 | 32 336 | 43 152 | 4 682 | 1 633 | 55 936 |
01.04.2005 | 219 353 | 84 309 | 34 448 | 38 104 | 7 885 | 1 526 | 53 081 |
01.07.2005 | 227 829 | 90 193 | 37 634 | 38 699 | 9 031 | 1 472 | 50 799 |
01.10.2005 | 226 708 | 102 199 | 43 380 | 35 907 | 9 241 | 1 326 | 34 654 |
01.01.2006 | 257 204 | 125 028 | 50 119 | 35 652 | 10 954 | 1 185 | 34 268 |
01.04.2006 | 273 280 | 130 036 | 57 171 | 34 510 | 16 562 | 1 202 | 33 799 |
01.07.2006 | 289 110 | 143 561 | 66 671 | 32 179 | 12 466 | 791 | 33 442 |
01.10.2006 | 269 512 | 136 693 | 78 440 | 32 945 | 9 035 | 905 | 11 494 |
01.01.2007 | 313 214 | 163 472 | 101 094 | 33 844 | 3 928 | 1 486 | 9 390 |
01.04.2007 | 355 587 | 192 615 | 110 834 | 33 000 | 8 762 | 1 518 | 8 857 |
01.07.2007 | 399 548 | 219 332 | 131 270 | 30 798 | 8 161 | 1 462 | 8 527 |
01.10.2007 | 438 836 | 238 379 | 147 987 | 29 956 | 12 803 | 1 556 | 8 155 |
01.01.2008 | 464 384 | 261 115 | 163 978 | 28 745 | 1 912 | 1 534 | 7 100 |
01.04.2008 | 482 501 | 271 450 | 171 601 | 28 189 | 2 587 | 1 670 | 7 004 |
01.07.2008 | 533 423 | 302 504 | 192 961 | 28 435 | 3 293 | 1 546 | 4 682 |
01.10.2008 | 540 232 | 306 400 | 197 895 | 26 553 | 3 366 | 1 451 | 4 567 |
01.01.2009 | 479 823 | 281 354 | 166 222 | 23 624 | 2 762 | 1 312 | 4 550 |
01.04.2009 | 445 526 | 269 303 | 146 358 | 21 744 | 2 480 | 1 206 | 4 434 |
01.07.2009 | 465 886 | 290 315 | 141 584 | 24 100 | 3 937 | 1 516 | 4 432 |
01.10.2009 | 473 398 | 294 180 | 135 800 | 25 058 | 12 221 | 1 688 | 4 451 |
01.01.2010 | 466 294 | 293 184 | 127 157 | 26 300 | 14 630 | 1 834 | 3 189 |
01.04.2010 | 462 840 | 290 291 | 128 976 | 25 758 | 12 227 | 2 439 | 3 149 |
01.07.2010 | 456 956 | 287 504 | 122 059 | 29 920 | 11 916 | 2 486 | 3 072 |
01.10.2010 | 476 186 | 289 139 | 139 964 | 29 384 | 12 234 | 2 483 | 2 983 |
01.01.2011 | 488 537 | 297 805 | 144 146 | 29 292 | 12 035 | 2 359 | 2 900 |
01.04.2011 | 508 361 | 311 532 | 149 014 | 30 096 | 12 424 | 2 509 | 2 786 |
01.07.2011 | 538 120 | 329 693 | 158 916 | 31 658 | 12 676 | 2 480 | 2 697 |
01.10.2011 | 525 578 | 321 747 | 157 217 | 30 061 | 11 765 | 2 211 | 2 577 |
01.01.2012 | 538 884 | 329 842 | 162 764 | 31 081 | 11 547 | 1 141 | 2 510 |
01.04.2012 | 557 521 | 339 825 | 169 234 | 32 798 | 12 076 | 1 177 | 2 410 |
01.07.2012 | 570 652 | 341 725 | 175 357 | 38 411 | 12 041 | 800 | 2 319 |
01.10.2012 | 598 927 | 348 943 | 189 876 | 43 635 | 13 533 | 761 | 2 179 |
01.01.2013 | 636 421 | 364 803 | 201 567 | 51 342 | 15 639 | 941 | 2 129 |
01.04.2013 | 691 672 | 408 783 | 205 864 | 54 427 | 19 545 | 945 | 2 107 |
01.07.2013 | 707 764 | 420 939 | 211 923 | 53 023 | 18 968 | 867 | 2 042 |
01.10.2013 | 716 260 | 428 935 | 207 084 | 59 809 | 17 562 | 808 | 2 063 |
01.01.2014 | 728 864 | 436 764 | 214 394 | 58 949 | 15 963 | 781 | 2 012 |
01.04.2014 | 715 892 | 432 735 | 214 044 | 50 863 | 15 475 | 771 | 2 004 |
01.07.2014 | 732 779 | 450 567 | 208 859 | 54 557 | 16 225 | 682 | 1 888 |
01.10.2014 | 680 857 | 423 411 | 192 250 | 46 926 | 15 815 | 635 | 1 821 |
01.01.2015 | 599 901 | 376 246 | 171 450 | 39 257 | 10 599 | 580 | 1 770 |
01.04.2015 | 556 420 | 357 488 | 154 178 | 31 270 | 11 198 | 513 | 1 773 |
01.07.2015 | 556 016 | 360 421 | 148 920 | 34 105 | 10 258 | 573 | 1 738 |
01.10.2015 | 537 076 | 354 431 | 139 923 | 30 059 | 10 363 | 594 | 1 706 |
01.01.2016 | 519 101 | 345 100 | 131 733 | 28 747 | 11 716 | 564 | 1 240 |
01.04.2016 | 521 211 | 348 460 | 129 802 | 30 273 | 10 857 | 583 | 1 237 |
01.07.2016 | 524 545 | 350 100 | 127 734 | 34 311 | 10 728 | 591 | 1 081 |
01.10.2016 | 520 289 | 345 352 | 123 586 | 38 647 | 10 960 | 662 | 1 081 |
01.01.2017 | 513 478 | 342 640 | 119 395 | 37 921 | 12 265 | 212 | 1 045 |
Предполагаемые выплаты долга
Доступна оценка ЦБ РФ предполагаемых платежей по текущему внешнему долгу. Реальные платежи могут отличаться как по причинам досрочных выплат, просрочки или реструктуризации, так и по причине существования долгов с неопределенной датой платежей. На январь 2017 года ЦБ РФ оценивает величину долга с открытой датой в 81 млрд долларов. Для остальной части долга график платежей представлен в таблице:
Дата | Платеж, млн. USD |
---|---|
январь 2017 | 11 098 |
февраль 2017 | 9 297 |
март 2017 | 12 791 |
апрель 2017 | 7 931 |
май 2017 | 6 020 |
июнь 2017 | 8 175 |
июль 2017 | 4 814 |
август 2017 | 3 608 |
сентябрь 2017 | 7 978 |
октябрь 2017 | 4 829 |
ноябрь 2017 | 5 459 |
декабрь 2017 | 16 714 |
1 квартал 2018 | 27 916 |
2 квартал 2018 | 16 749 |
3 квартал 2018 | 13 203 |
4 квартал 2018 | 19 470 |
свыше 2 лет | 256 181 |
Оценки состояния общего долга
Несмотря на то, что в абсолютных цифрах общий внешний долг РФ сократился из-за санкций, в относительных его показатели ухудшаются. По мнению экономистов Высшей школы экономики Андрея Чернявского и Дарьи Авдеевой, объясняется это сокращением ВВП, обесцениванием рубля и снижением экспорта вследствие падения мировых цен на энергоносители. Такое увеличение может стать самостоятельным фактором сокращения внутреннего российского потребления и накопления, поскольку относительно большие ресурсы придется направлять на погашение внешнего долга.
По сообщению ЦБ РФ 29 июля 2016, показатели устойчивости российской экономики к бремени внешнего долга ухудшились. Соотношение внешнего долга к ВВП достигло рекордной отметки за все время, покрываемое статистикой регулятора (с 2004 года), - 40 %. В 2014 этот показатель составлял 29 %. Обеспеченность внешнего долга валютными поступлениями снизилась до 12-летнего минимума, и к марту общая сумма задолженности на 44 % превышала годовые доходы страны от экспорта. При этом на обслуживание внешнего долга (процентные платежи и погашения) на конец марта, должно было уходить 36 % всего притока валюты в Россию от экспорта. По методологии Счетной палаты, которую использует в своих материалах и сам российский ЦБ, это значение находится выше критического порога, составляющего 25 %. Показатель «платежи по внешнему долгу/экспорт» имеет ключевое значение при анализе платежеспособности дебитора. Критическим считается коэффициент, если расчетная сумма годовых платежей превышает 25 % экспорта, - говорится в материалах Счетной палаты, к которым отсылает ЦБ.
Государственный внешний долг
Внешний государственный долг России c 1991 по 2017 год представлен в таблице.
Дата | Сумма, млрд долл. США |
---|---|
1991 , 25 декабря | 67,8 |
1997 , 31 декабря | ▲ 123,5 |
2000 , 1 января | ▲ 158,7 |
2001 , 1 января | ▼ 143,7 |
2002 , 1 января | ▼ 133,5 |
2003 , 1 января | ▼ 125,7 |
2004 , 1 января | ▼ 121,7 |
2005 , 1 января | ▼ 114,1 |
2006 , 1 января | ▼ 76,5 |
2007 , 1 января | ▼ 52,0 |
2008 , 1 января | ▼ 44,9 |
2009 , 1 января | ▼ 40,6 |
2010 , 1 января | ▼ 37,6 |
2011 , 1 ноября | ▼ 36,0 |
2012 , 1 января | ▼ 34,7 |
2013 , 1 января | ▲ 54,4 |
2013 , 1 октября | ▲ 62,7 |
2014 , 1 января | ▼ 61,7 |
2014 , 1 апреля | ▼ 53,6 |
2014 , 1 июля | ▲ 57,1 |
2014 , 1 октября | ▼ 49,3 |
2015 , 1 января | ▼ 41,6 |
2015 , 1 апреля | ▼ 33,6 |
2015 , 1 июля | ▲ 36,4 |
2015 , 1 октября | ▼ 32,4 |
2016 , 1 января | ▼ 30,8 |
2016 , 1 апреля | ▼ 30,6 |
2016 , 1 августа | ▲ 50,8 |
2017 , 2 февраля | ▲ 51,2 |
Структура государственного внешнего долга
В качестве примера структуры источников заимствований государства приводится структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 октября 2016 года. Источник информации - официальный сайт министерства финансов Российской Федерации. . Рост и спад указаны относительно показателей 2015 года.
Наименование | Сумма, млн. долларов США | Эквивалент, млн. евро |
---|---|---|
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР , принятые Российской Федерацией) | ▲ 51 475,7 | ▼ 45 866,2 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба | ▼ 664,3 | ▼ 591,9 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ | ▼ 399,9 | ▼ 356,3 |
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами | ▼ 870,0 | ▼ 775,2 |
Задолженность по внешним облигационным займам | ▲ 37 659,7 | ▼ 33 555,8 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) | ▼ 5,3 | ▼ 4,8 |
Прочая задолженность | ▲ 20,6 | ▼ 18,3 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | ▼ 11 855,9 | ▼ 10 563,9 |
- возможны неточности из-за округления
Оценки состояния государственного долга
После кризиса 1998 года государственный долг стремительно сокращался, уменьшая и общий внешний долг. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба , после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП). В 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП страны. На 19 декабря 2013 года - 55,8 млрд долларов , что является одним из самых низких показателей в Европе . По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны . Государственный внешний долг РФ остаётся очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны.
Внешний долг России продолжает стремительно увеличиваться, что отражается на прогнозах Минфина на 2018 год. Власти намерены перенести сроки погашения облигаций на более поздние периоды, что положительно отразится на государственных финансах. При этом чиновники подчеркивают, что уровень внешней задолженности далек от критической черты.
Внешний долг России продолжает уверенный рост. За 9 месяцев 2017 года данный показатель увеличился практически на 5% и превысил отметку 537 млрд долл. Около 10% задолженности приходится на органы госуправления, которые нарастили долг в январе-сентябре на 12,5 млрд долл. Обратная тенденция наблюдается в банковском секторе, представители которого за аналогичный период сократили долг на 12 млрд долл. При этом доля других секторов экономики достигла 66,3%, отмечают эксперты.
В следующем году власти продолжат наращивать внешний долг, что зафиксировано в проекте бюджета. Предельный уровень госдолга на следующий год зафиксирован на рубеже 71 млрд долл., что практически на 20 млрд превышает показатели текущего года.
Несмотря на тревожные тенденции (темпы роста госдолга значительно опережают аналогичные показатели ВВП), в Минфине подчеркивают устойчивость государственных финансов. По итогам 2018 года внешний долг достигнет 15,7% ВВП, что существенно ниже критической черты (20%). Кроме того, чиновники рассчитывают реструктуризировать существующую задолженность, что позволит снизить нагрузку на госфинансы.
В следующем году в Минфине рассчитывают сократить выплаты по внешнему долгу более чем на 1 млрд долл. Для этого чиновники планируют обменять евробонды, срок погашения которых истекает в 2030 году. В результате реструктуризации сроки будут смещены на 2027 и 2047 годы. Данная мера позволит повысить ликвидность отечественных ценных бумаг.
В течение 2018 года власти планируют разместить евробонды на общую сумму 7 млрд долл. Преимущественно ресурсы будут привлекаться в долларах, что соответствует предыдущей практике Минфина. Кроме того, для сокращения расходов на обслуживание внешней задолженности чиновники планируют обменять евробонды на 4 млрд долл.
Минфин вернулся на рынок внешних заимствований в 2016 году, успешно разместив ценные бумаги на 3 млрд долл. При этом доходность евробондов оказалась существенно ниже уровня 2013 года.
Несмотря на оптимизм представителей Минфина, в Центробанке отмечают негативные тенденции для государственных финансов. Дальнейший рост внешнего долга России в 2018 году отразится на ухудшении устойчивости отечественной финансовой системы.
Центробанк бьет тревогу
По итогам 2016 года соотношение общего внешнего долга к ВВП достигло 42%, что стало антирекордом с 2004 года. Годом ранее внешний долг составлял 39% ВВП, а в 2014 году данный показатель не превышал 29%. Долг на душу населения превышает отметку 3500 долларов, подчеркивают в Центробанке. Основной причиной ухудшения показателей является стремительная девальвация отечественной валюты.
Кроме того, в результате падения цен на энергоресурсы снижается поступления валютной выручки, что создает дополнительные риски при обслуживании внешней задолженности. На обслуживание внешних кредитов уходит до 40% валютных поступлений, что существенно превышает критический уровень (по методике МВФ – 25%).
Уровень обеспеченности внешнего долга в следующем году будет зависеть от стоимости «черного золота». Рост нефтяных котировок до 55-60 долл./барр. обеспечит дополнительные валютные поступления, что позволит компенсировать увеличение задолженности. Однако реализация пессимистичного сценария приведет к новому обвалу нефтяного рынка, что станет очередным испытанием для государственных финансов.
Эксперты не исключают снижение цен на нефть до 40 долл./барр., если на рынке сохранится перепроизводство. В таких условиях обеспеченность внешнего долга значительно ухудшится, отмечают эксперты. Кроме того, в ближайшие годы российская экономика сохранит низкие темпы роста (в пределах 2%). При этом внешний долг будет расти более высокими темпами, что приведет к приближению соотношения внешнего долга к ВВП к критической черте.
Привлечение внешних кредитов не может заменить реформ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности российской экономики. Размещение евробондов и перемещение сроков погашения долгов решает краткосрочные цели правительства. Однако в долгосрочной перспективе государственные финансы сохранят уязвимость перед внешними вызовами.
Внешний долг России превысил отметку 537 млрд долл. и продолжит увеличиваться в следующем году. В Минфине повысили предельный порог для внешнего государственного долга на 2018 год до 71 млрд долл. В следующем году чиновники планируют продолжить привлекать ресурсы через размещение евробондов. Также в Минфине планируют снизить нагрузку на государственные финансы благодаря обмену ценных бумаг.
В Центробанке отмечают риски, связанные с чрезмерным ростом внешней задолженности. В том числе представители регулятора подчеркивают ухудшение уровня обеспеченности внешнего долга.