Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Государство в условиях рыночной экономики. Государство в рыночной экономике

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции государства в рыночной экономике.
Рубрика (тематическая категория) Производство

Лекция 12. Государство в системе макроэкономического регулирования

1. Функции государства в рыночной экономике.

2. Цели и методы государственного регулирования экономики.

3. Роль и функции государства в транзитивной экономике.

В современной рыночной экономике, которая по существу является смешанной экономикой, основным регулятором хозяйственных пропорций выступает рынок. Государственное регулирование играет лишь вспомогательную роль. Оно строится по принципу ʼʼкрайне важно стиʼʼ только в тех сферах, где рыночные регуляторы по разным причинам являются неэффективными и в связи с этим возникает потребность в государственном вмешательстве.

Степень государственного вмешательства в экономику в разных странах с рыночным хозяйством неодинакова. К примеру, в Швеции или Нидерландах государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США.

Роль государства в экономике проявляется через его функции, множество которых обычно сводят к пяти основным функциям. При этом, первые две из них направлены на создание условий эффективного функционирования рынка, последующие три – связаны с дополнением и корректировкой действия рыночных регуляторов, ᴛ.ᴇ. направлены на устранение недостатков чисто рыночного хозяйства.

1.Государство формирует правовую базу и социальную среду позволяющие рыночной экономике работать эффективно.

2.Государство обеспечивает защиту конкуренции посредством проведения соответствующей антимонопольной политики.

3.Государство перераспределяет доходы с тем, чтобы уменьшить неравенство в доходах различных слоёв населœения.

4.Правительство перераспределяет ресурсы в национальной экономике с тем, чтобы учесть выгоды и издержки от внешних эффектов, а также обеспечить производство общественных блаᴦ.

5.Государство обеспечивает стабильность общего уровня цен и поддерживает в экономике полную занятость.

Вместе с тем, государство в значительной степени координирует и финансирует капиталовложения, создаёт государственный сектор экономики и обеспечивает условия для экономического роста.

Внешние эффекты (выгоды или издержки перелива, экстерналии, эффекты сосœедства) - ϶ᴛᴏ эффекты, возникающие в случаях, когда существует взаимозависимость функции полезности одного субъекта с функцией полезности или производственной функцией другого субъекта.

Некоторые экономисты добавляют к этому определœению ещё один пункт в соответствии с которым взаимозависимость функции полезности и производственной функции не должна быть реализована посредством торговли.

Приносящие пользу (выгоду) внешние эффекты называются положительными или создающими экономию внешними эффектами . Οʜᴎ характеризуются тем, что увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта͵ ᴛ.ᴇ. для того кто их не производит (не вызывает), но может пользоваться ими. К примеру, пчеловод может принœести пользу сосœедним фермерам, в случае если его пчёлы случайно опылят их растения.

Внешние эффекты являются отрицательными , ᴛ.ᴇ. приносящими издержки (антиполезность) , в случае если они снижают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта͵ который их не производит. Примерами этого вида внешних эффектов бывают многочисленные формы загрязнения окружающей среды и, в частности, - сброс в реку стоков целюлозно-бумажного комбината уменьшает количество рыбы на нижнем участке течения реки, что создаёт отрицательный эффект для рыбаков ведущих промысел на этом участке реки, а также для потребителœей покупающих рыбу.

Общественными благами называются товары и услуги, которые при предоставлении их одному индивиду становятся доступными и другим индивидам без соответствующих затрат с их стороны. По этому признаку (признак не исключительности) общественные блага отличаются от частных благ, потребление которых одним индивидом исключает потребление той же единицы блага другими индивидами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для общественных благ характерно неконкурентное потребление. Примерами общественных благ являются уличное освещение, маяк в порту, национальная оборона и др.

По определœению Пола Самуэльсона общественное благо должно быть: 1) неконкурентным в потреблении; 2) обладать свойством не исключительности, ᴛ.ᴇ. , в случае если благо произведено, то производитель не может препятствовать потреблению его кем-то другим. Данные условия исключают возможность возникновения рынка такого блага, так как продавцу не гарантируется, что благо получит только тот, кто заплатил за него. А, поскольку, благо можно получить бесплатно, то никто и не станет платить за него.

Общественные блага часто обладают ещё одним свойством – неделимостью. Οʜᴎ состоят из таких крупных единиц, которые не бывают проданы индивидуальным покупателям (национальная оброна).

Общественные блага обычно производятся в государственном секторе и оплачиваются за счёт обязательного налогообложения.

Функции государства в рыночной экономике. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции государства в рыночной экономике." 2017, 2018.

  • - Какова же роль и функции государства в рыночной экономике?

    Вопросы для самостоятельной подготовки 1. Каково происхождение слова «суверенитет»? Является ли суверенитет обяза­тельным признаком государственности? 2. В Х1Х-ХХ вв. на политической карте мира появились новые государства. При­ведите примеры таких государств. Какая... .


  • - Функции государства в рыночной экономике.

    Сколько существует видов иммунитета международной организации, и назовите их? Что означает иммунитет государственной собственности? Назовите все известные в доктрине теории юрисдикционного иммунитета. Сколько существует... .


  • - ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

    ТЕМА 15: Государственное регулирование в рыночной экономике 1. Функции государства в рыночной экономике 2. Методы и формы государственного регулированияРоль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на... .


  • - Функции государства в рыночной экономике.

    Характеристика рынков Различия между типами конкурентных рынков Тип рынка Число фирм в отрасли Тип товара Барьеры для входа на рынок Возможности влиять на цены своих товаров Примеры отраслей, действующих на таких рынках Совершенная... .


  • - Задачи и функции государства в рыночной экономике

    В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство– форма существования общества, форма его организации, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления. Роль...

  • В рыночных условиях ведения хозяйства государственное регулирование экономической ситуации представляет собой меры контролирующего, законодательного, исполнительного характера, которые осуществляются государственными правомочными органами и общественными организациями с целью стабилизации, оптимизации и адаптации существующей экономической системы к меняющимся условиям рынка.

    Экономики - это комплекс отраслей и сфер деятельности производственного и непроизводственного характера, которые обеспечивают полноценное функционирование рынка. Она включает банки, биржи, страховые компании, посреднические структуры, консалтинговые, маркетинговые, аудиторские организации, транспорт, средства информационные системы, систему подготовки кадров, т.д. Все эти институты своей деятельностью облегчают осуществление товарообмена, повышают эффективность деятельности отдельных элементов экономики. В России большинство из перечисленных элементов находятся в стадии совершенствования, а некоторые - еще в стадии становления.

    Государство воздействует на рыночную экономику для поддержания социальной и экономической стабильности, укрепления сложившегося строя и адаптации его к любым изменениям внутри страны или с учетом международной ситуации.

    Во время кризисов государство стремится стимулировать покупательскую активность и поощрять капиталовложения и контролировать занятость населения. Частному капиталу в связи с этим предоставляются финансовые льготы. В ситуации длительного экономического роста государство наоборот должно притормаживать рост спроса, производства и капиталовложений, для того чтобы предотвратить перепроизводство и перенакопление капитала, что способно привести к кризису перепроизводства в будущем.

    Государство регулирует экономику при помощи разных средств: административных (не связанных с материальными стимулами и базирующимися на запретах и принуждениях) и экономических. К последним относятся средства кредитно-денежной политики и бюджетной политики.

    Рязанская государственная радиотехническая академия

    Инженерно – экономический факультет

    Кафедра экономической теории

    Курсовая работа

    Тема: «Функции и роль государства в рыночной экономике»

    Выполнила: студентка

    1курса ИЭФ гр.070

    Болтукова А.А.

    Руководитель: доцент

    Перфильев С.В.

    Рязань, 2001

    Введение……………………………………………………………………………...3

    Глава 1. Роль государства в рыночной экономике………………………………...4

    1.1. Причины государственного вмешательства в экономику………….…5

    1.2. Задачи государственного регулирования………………………………7

    Глава 2. Функции государственного регулирования……………………………...8

    2.1. Стимулирование сбалансированного экономического роста………...9

    2.2. Обеспечение занятости………………………………………………….9

    2.3. Регулирование цен……………………………………………………...10

    2.4.Создание правовой основы……………………………………………..11

    2.5. Распределение ресурсов………………………………………………..11

    2.6. Регулирование рынка труда……………………………………………12

    2.7 Обеспечение социальной защиты……………………………...……....12

    2.8. Сохранение и улучшение окружающей среды……………...………..13

    2.9. Региональная политика………………………………………………...14

    2.10. Реализация национальных интересов………………………………...14

    2.11. Основные направления экономической деятельностигосударства..16

    Глава 3.Методы государственного регулирования рыночной экономики……..17

    3.1. Требования к методам регулирования экономики…………………...17

    3.2. Воздействие на рыночный механизм…………………………………18

    Заключение………………………………………………………………………….21

    Список литературы…………………………………………………………………23

    Введение

    Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.

    Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране - централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда и т.д. Здесь о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?", одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Задача составления сбалансированного плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности. Но даже в маловероятном случае появления сбалансированного плана - система, где все действия экономических субъектов расписываются на пять лет вперед, оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям.

    Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать свое влияние. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства.

    Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

    Глава 1. Роль государства в рыночной экономике.

    Прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование:

    Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

    1.1 Причины государственного вмешательства в экономику

    Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в эко­номику. Еще в XVIII в. А. Смит определил следующие функции правительства:

    · обеспечение национальной обороны;

    · отправление правосудия;

    · организация общественных работ, невыгодных для частного предпринима­тельства, но необходимых гражданам;

    · образование юношества;

    · сбор налогов для оплаты нужд государства.

    По мере развития раночных хозяйств возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной экономической политики.

    По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Но что особенно показательно, центральные органы вмешива­ются сегодня даже в процесс ценообразования. Ко­нечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на от­дельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вме­шиваться.

    Стоит отметить, что среди экономистов нет единого мнения о том, в ка­кой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распреде­ления ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из та­кого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке.

    В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

    В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

    Как уже отмечалось представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие – рынком, не совпадают. Поэтому степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50–80-х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике.

    Экономика большинства стран мира развивается так или иначе под контролем национальных правительств. Вместе с тем степень вмешательства государства в рыночные процессы может быть разной. Каковы основные теоретические концепции, характеризующие вовлечение в хозяйственные системы? Задействовав какие методы, государство может управлять национальной экономикой? Что предопределяет их эффективность?

    Процесс регулирования

    Государство в современной рыночной экономике может играть значимую роль. На практике - в самых разных аспектах. Так, например, за счет бюджета страны может осуществляться инвестирование в ключевые производственные отрасли.

    Государство - ключевой регулятор налоговой сферы. Вмешательство властей в экономику, как правило, связано с необходимостью распределения приоритетов в развитии тех или иных отраслей в соотнесении с актуальными задачами социально-политического развития.

    Специфика

    Прежде чем изучать конкретные функции государства в рыночной экономике, полезно будет исследовать особенности соответствующего типа хозяйственной системы. Каковы его признаки? По каким критериям рыночная экономика формирует собой самостоятельную категорию, отличающуюся от традиционной и командной хозяйственных систем?

    Прежде всего следует отметить тот факт, что модели рыночной экономики, функционирующие сегодня, и те, что были актуальны, скажем, для 19-го и значительной части 20-го века, - не одно и то же. Соответственно, изучая роль и функции государства применительно к хозяйственным системам, следует учитывать специфику конкретного исторического периода. Условимся, что речь идет о современном мире. Основы рыночной экономики сегодня - это прежде всего свободный доступ к рынку для большинства потенциальных его игроков, приоритет права во взаимоотношениях субъектов бизнеса, развитая банковская сфера. Какими будут место и роль государства в данной модели? Это может прослеживаться в следующих аспектах:

    • денежная эмиссия;
    • законотворчество;
    • перераспределение доходов;
    • поддержка благосостояния социума.

    Собственно, это и есть ключевые функции государства в рыночной экономике современного типа.

    Можно отметить тот факт, что к этой модели мировые хозяйственные системы пришли не сразу. Формирование рыночной экономики в современном виде происходило в ходе сложных процессов, в значительной мере обусловленных особенностями политического развития отдельных стран и современной цивилизации в целом. Поговорим об этом подробнее.

    Исторический аспект формирования современного рынка

    В течение достаточно длительного периода экономика развитых стран мира функционировала в рамках классической либеральной модели, при которой предприниматели при минимальном контроле со стороны государства осуществляли свою деятельность, формируя таким образом совершенную конкуренцию. При этом подход к строительству бизнеса у соответствующих субъектов был чисто капиталистический - с акцентом на извлечение прибыли любыми законным методами. Пользуясь, в частности, тем, что было не развито трудовое законодательство, владельцы фабрик акцентированно эксплуатировали рабочий класс. Во многом именно это обусловило известные политические события начала 20-го века - капитализм не обошел стороной и Российскую империю. Произошла революция под лозунгами социализма.

    Либеральная экономическая модель, как отмечают многие эксперты, оказалась не самой идеальной с точки зрения обеспечения стабильности национальных хозяйственных систем. Пока в СССР делались первые шаги по строительству социалистического государства, в США разразилась Великая депрессия - невиданных масштабов экономический кризис, который, как полагают многие исследователи, был обусловлен издержками либеральной модели в виде чрезмерно свободного рынка. И потому вывод американской экономики из кризиса был осуществлен посредством прямого вмешательства государства - сам по себе рынок, вероятно, не смог бы вывести себя из депрессивного состояния.

    Таким образом, по мере естественного хода мировой политической истории сформировались современные основы рыночной экономики. Ключевые аспекты, отражающие свободу рынка, остались, но к ним добавилось вмешательство государства во многие сферы национального хозяйства как гарантия того, что очередная Великая депрессия не повторится. Или же не произойдет еще одна революция с социалистическим уклоном. Экономика современных развитых стран выстраивалась, как полагают многие аналитики, с учетом опыта, полученного самыми разными государствами в 20-м веке и ранее.

    Теоретические концепции

    Рассмотрим ключевые научные концепции, описывающие функционирование рыночной экономики в соотнесении с возможной ролью государства. Собственно, одну из них мы затронули выше - это классический либерализм. Согласно данной концепции предполагается, что рынок - это среда, которая может сама себя регулировать. Регулирование рыночной экономики государством, таким образом, - явление лишнее. Однако мировые хозяйственные системы уже прошли через соответствующий исторический период. И потому модель классического либерализма в чистом виде сегодня, как полагают исследователи, не слишком применима.

    Кейнсианство

    Есть теория, разработанная Джоном Кейнсом. Ученый предположил, что рынок все же не настолько эффективен с точки зрения качества саморегулирования. И потому государство должно участвовать в его управлении, прежде всего в таких аспектах, как регулирование совокупного спроса, от которого зависят объемы производства и предложения.

    Монетаризм

    Популярная монетаристская концепция. Она в достаточной мере близка к теории классического либерализма. В соответствии с воззрениями монетаристов рыночная система экономики должна развиваться все же при минимальном вмешательстве государства. Его функция должна сводиться, в частности, к созданию необходимых бизнесу финансовых институтов. Главное, за что должно отвечать государство, согласно монетаристской модели, - это денежное предложение. Но это важный аспект, поскольку власти могут определять объемы производства, влиять на уровень инфляции, безработицы.

    Конечно, примеры реализации какой-либо из вышеописанных концепций в чистом виде сегодня обнаружить довольно сложно. Вместе с тем хозяйственные системы современных стран могут включать какие-то отдельные аспекты, характерные для идей, принятых на уровне экономической теории.

    Объекты экономического регулирования

    Функции государства в рыночной экономике современных стран во многом сводятся к управлению циклами хозяйственной деятельности. В основе национальной модели социально-экономического развития могут лежать некие ключевые отрасли. Допустим, это машиностроение. Предприятия, расположенные в стране, производят соответствующего типа оборудование и реализуют его на внутреннем или внешнем рынке. Со временем сегменты, куда поставляются машины, насыщаются. Или же требуют продукта, совершенно иного, к примеру, в аспекте уровня технологий. Отрасль, являющуюся ключевой для экономики страны, необходимо, как следствие, переводить на новые циклы.

    Рыночная система экономики может потребовать вмешательства государства в аспекте, как мы уже отметили выше, денежной эмиссии, регулирования ключевых банковских ставок. Соответственно, монетарная отрасль также является одним из основных объектов регулирования в национальных хозяйственных системах.

    Государство в условиях рыночной экономики современного типа активно участвует в обеспечении занятости населения. Таким образом, объектом регулирования здесь можно выделить социальную сферу в целом либо в категории экономически активных граждан. Занятость - одно из условий формирования спроса. Соответственно, в том, чтобы население было платежеспособным, заинтересован также и бизнес.

    Модели рыночной экономики современных государств, как правило, предполагают значительную роль внешнеторговых связей. Устанавливать их на национальном уровне должно правительство страны. Это, можно сказать, вопрос исключительной компетенции государства. Хотя многие крупнейшие частные бренды по степени влияния на внешнеторговый аспект развития национальных экономик, как считают многие эксперты, сравнимы с правительственными структурами.

    Методы государственного управления экономикой

    Функции государства в рыночной экономике выполняются посредством специфических методов. Рассмотрим их сущность.

    Согласно распространенной в среде российских экономистов концепции, методы, о которых идет речь, можно классифицировать на два типа: административные и экономические. Первые основаны на авторитете государственной власти. Как правило, направлены они на ограничение тех или иных предпринимательских активностей. В свою очередь, экономические методы часто акцентированы на стимулирование бизнеса действовать активнее. Например, решение ЦБ снизить ставку рефинансирования может положительным образом повлиять на желание предпринимателей открывать новые производства вследствие доступности выгодных банковских кредитов, условия по которым в значительной степени определяются решениями Центробанка.

    Вместе с тем некоторые эксперты считают, что рассмотренная классификация не вполне корректна, поскольку любое решение органа власти так или иначе носит административный характер, даже если оно направлено на стимулирование деловой активности в экономике. Поэтому аналитики предпочитают классифицировать методы воздействия государства на экономику по-другому, выделяя, в частности, инструменты реакционного и превентивного характера или же определяя их сущность, исходя из сферы регулирования - налоговой, производственной, банковской и т. д.

    Есть классификация, предполагающая разграничение методов государственного регулирования экономики на ситуационные и долгосрочные. Наибольшее значение, полагают эксперты, с точки зрения стратегии развития национальных хозяйственных систем имеют методы второго типа. Один из самых частных практических способов их реализации - государственные программы. Рассмотрим их специфику.

    Государственные программы

    Политика государства в рыночной экономике может носить программный характер. То есть на уровне высших структур власти - в правительстве, в парламенте, под началом президента или премьер-министра - разрабатываются концепции стратегического характера, которые затем реализуются посредством издания соответствующих правовых актов. Сущность государственных программ может быть разной. Данного типа инструменты могут подразумевать, например, формирование специфических направлений в бюджетной политике, которые могут быть направлены на повышение покупательной способности отдельных категорий граждан, или же, например, придание дополнительной устойчивости социальному положению тех людей, кто занимается определенного типа профессиональной деятельностью.

    Другой вариант - государственные программы могут носить инвестиционный характер и быть направленными на развитие отдельных сфер экономики. Например, наукоемкого производства. Достаточно распространен сценарий, при котором государство выступает крупным заказчиком для предприятий. В частности, в оборонной сфере ключевым клиентом предприятий ВПК выступает, собственно, правительство страны.

    Программы, разрабатываемые государством, могут классифицироваться на основе такого критерия, как уровень политических коммуникаций. Во-первых, бывают региональные инициативы. Они связаны с необходимостью акцентированного развития какой-либо конкретной территории, области, республики - если рассматривать российскую модель политического устройства. Во-вторых, есть национальные программы. Задачи, которые ставятся государством в рамках подобных инициатив, могут затрагивать всю хозяйственную систему страны в целом. Есть, в свою очередь, программы международного сотрудничества. Они могут быть направлены на установление связей между правительствами суверенных государств с целью взаимовыгодных с точки зрения развития национальных хозяйственных систем каждой страны коммуникаций.

    Факторы успешной политики

    Какими могут быть наиболее заметные ошибки государства с точки зрения эффективности регулирования? Эксперты выделяют следующий их перечень.

    Во-первых, та или иная государственная инициатива может быть недостаточно проработанной. Например, законодатель, изучив некую сферу регулирования поверхностно, принимает правовой акт, который по факту оказывается совершенно бесполезным с точки зрения реформирования экономики или же вовсе влияет на развитие отдельных ее сегментов негативно. Таким образом, многие проблемы государства в рыночной экономике связаны с недостаточно качественной работой институтов власти, отвечающих за проработку ключевых направлений регулирования национальной хозяйственной системы.

    Во-вторых, эксперты выделяют такую проблемную область, как недостаточно активная коммуникация с социумом, как в целом, так и в аспекте отдельных его групп - бизнеса, профессиональных объединений, некоммерческих структур. Правительства многих стран, как отмечают эксперты, уделяет этому аспекту недостаточное внимание. Государство в условиях рыночной экономики должно функционировать в формате диалога с участием объектов регулирования. Инициатива должна исходить не только сверху. Современные страны с рыночной экономикой развиваются в рамках обоюдных активностей правительства и общественных институтов.

    В-третьих, многие государства, разрабатывая в целом неплохие программы по модернизации экономики, сталкиваются с неэффективностью их реализации по причине чрезмерно сложного бюрократического аппарата. Недостаточная работа в области подготовки политических институтов - еще одна распространенная, по мнению ряда аналитиков, ошибка многих национальных правительств.

    Фиаско рынка - это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

    • 1) монополия;
    • 2) несовершенная информация;
    • 3) внешние эффекты;
    • 4) общественные блага.

    Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее, доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в ХХ в. имеет обычно тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия всё более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение ХХ в. неуклонно возросла.

    Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи:

    • 1. обеспечить нормальную работу рынка
    • 2. решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.

    Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определённые ограничения. Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

    В начале ХХ в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина нашего столетия вошла в историю как эпоха «государственно- монополистического капитализма» (ГМК). Практика ГМК подтолкнула к идее «государственного социализма» - попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело только к возникновению «административно-командной экономики».

    Современная экономика, преодолев крайности альтернативного социального состояния (или «капитализм» или «социализм»), является «социально-рыночной» (смешанной). Что это значит? Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство - институт, представляющий всё общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в «вечную» проблему. Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

    • 1. При прочих ранних условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыли).
    • 2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
    • 3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
    • 4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.
    • 5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

    Таким образом, современная рыночная экономика является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики. Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

    • · минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
    • · создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
    • · обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

    Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.