Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Лекция теоретико-методологические аспекты государственного регулирования экономики. Объекты и направления государственного регулирования экономики

Социально-экономические системы как объект государственного регулирования

В.С. Алуян,

доцент, доцент кафедры, Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, г. Краснодар, ул. Московская, 2; e-mail: [email protected])

Н.А. Саркисян,

инженер кафедры, Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, г. Краснодар, ул. Московская, 2; e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования процессов формирования социально-экономических систем. Определены их свойства. Проведенный анализ показал, что региональные системы могут быть разделены на группы в зависимости от их места в иерархии и уровня социально-экономического развития региона.

Abstract. The article examines government regulation of the formation of socio-economic systems. Their properties are defined. The analysis showed that the regional system can be divided into groups according to their place in the hierarchy and the level of socio-economic development of the region.

Ключевые слова: региональная экономика, социально-экономические системы, региональные системы, государственное регулирование.

Keywords: regional economy, socio-economic systems, regional systems, government regulation.

Прежде чем определить, какими же характеристиками должны обладать социально-экономические системы для решения вопроса о степени государственного регулирования, необходимо дать четкое определение самим социально-экономическим системам как объекту государственного управления.

Рассматривая социально-экономическую систему в общем виде, можно сделать вывод, что она представляет собой некий свод правил жизни общества, определяющий «систему координат», в котором оно функционирует. Достаточно емкий аналитический обзор научных воззрений на понятие региональной социально-экономической системы был проведен Круглико-вой А.В. , которая рассматривает данное понятие в контексте интеграционного регионального маркетинга.

И. Кант в своём немного скорректированном определении, предлагает понимать её как единство многообразных элементов, объединенных общим качеством, которое закладывает основы этой системы и определяет положение элементов относительно друг друга. Это качество образует так называемую тотальность - множество, рассматриваемое как единство. Также необходимо понимать, что между всеми элементами системы существуют определённые связи, обеспечивающие их объединение в одно целое - систему.

Современные представления о системе не имеют кардинальных отличий от вышеизложенных: «Системой является совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности»

Исходя из рассмотренных вариантов, определим социально-экономическую систему как целостную совокупность взаимосвязанных и

взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Любой социально-экономической системе в той или иной мере присущи следующие свойства:

1. Целостность, предполагающая влияние изменений одного компонента на состояние других компонентов, что в результате сводится к изменению системы в целом. Это явление можно чётко проследить на примере диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений, когда при смене средств производства меняются соответственно и производственные отношения, и система в целом. Таким образом, мы находим подтверждение приведённым выше доводам о взаимозависимости компонентов системы.

2. Иерархичность. В данном случае это означает, что любая социально-экономическая система может рассматриваться как часть какой-либо другой системы, более высокого уровня. И наоборот, глобальную социально-экономическую систему можно раскладывать на составляющие её элементы - системы сообществ, государств, регионов и т.д.

3. Интегративность. Данное свойство предполагает, что система в целом может обладать свойствами, как присутствующими, так и отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей), а элементы в свою очередь, могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.

В современных условиях формирования глобального мирового экономического и информационного пространства, всё более остро ста-

МЕЗОЭКОНОМИКА

вятся вопросы, связанные с принципами и формами построения, методами управления и взаимодействия региональных социально-экономических систем. Так как именно на региональном уровне закладывается та база, которая в дальнейшем оказывает влияние на состояние глобальной мировой системы.

Региональные системы можно рассматривать также в контексте процессов агломерации вокруг единого агломерационного центра, которым выступает столица региона, в которой можно наблюдать концентрацию факторов производства. В этом контексте под региональной системой можно понимать совокупность социально-экономических элементов интегрированных вокруг данного агломерационного центра.

Понимание региона в качестве социально-экономической территориальной системы сложилось в отечественной науке еще в советское время. При этом основной акцент в определении делался исходя из основных классических принципов политической экономии, то есть на «совокупность различных видов производительных сил и производственных отношений». В советской теории региональной экономики, не существовало в чистом виде такого понятия как «регион», однако был множество других сходных понятий, в той или иной степени отличающихся друг от друга. Тем не менее, всем им были присущи такие общие черты, как наличие понятий «территория», «специализация» и «экономические связи».

Понятие «региональная система» более узкое, чем термин «регион», характеризующий «практически любое территориальное образование от небольших ареалов, включающих даже часть одного муниципального образования, до межконтинентальных территориальных систем», или «территория», которая понимается некоторыми исследователями как синоним понятия «региональная система» .

В то же время, понятие «региональная система» более широкое, чем понятия «региональные хозяйственные комплексы» или «экономика региона». Необходимо отметить, что помимо экономических составляющих, региональная система включает в себя множество элементов, характеризующих развитие её социально-культурной сферы, жизнедеятельности населения, состояния окружающей среды и др. Тем не менее, при выборе региона в качестве субъекта хозяйствования, исследователи, подчёркивая важность применения системного анализа, продолжают делать акцент на изучении таких процессов как «экономическая целостность территории как хозяйственного комплекса, характер внутренних и внешних экономических связей, общность экономических, социальных и общественно-политических задач, решаемых на территории, возможность эффективного управления территорией».

Формирование региональных систем в условиях федеративного государства может происходить различными путями. Причём в России можно найти примеры практически всех этих вариантов.

Первый путь - как следствие децентрализации власти, то есть прямой передачи предметов ведения и полномочий на более низкий по территориальной иерархии уровень, или с уровня страны в целом на уровень региональных систем. Выражением данного механизма в России стало конституционное закрепление федеративного устройства страны в 1993 г.

Второй путь - посредством деволюции, заключающейся в предоставлении большей автономии региональным и местным органам управления в проведении политики в рамках имеющегося перечня полномочий. Проявлением данного пути можно считать реализацию субъектами РФ принципа, изложенного в знаменитой фразе первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина о возможности реализации регионами максимально возможного суверенитета.

Подобная политика российского правительства в середине 90-х годов прошлого столетия позволила в значительной степени усилить системообразующие связи внутри таких региональных систем как субъекты Федерации.

Укрепление внешних межрегиональных связей способствовало формированию отдельных региональных систем более высокого уровня, трансформировавшихся, к примеру, в такую форму как свободная экономическая зона (СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области и др.).

Третий путь - деконцентрация власти, когда федеральное правительство осуществляет рассредоточение собственной системы управления по территории, осуществляя при этом локализацию сфер ответственности отдельных управленческих органов.

Ярким примером деконцентрации является разделение территории РФ на федеральные округа, (Указ Президента РФ № 849 от 13.05.2000 г.), не совпадающие с границами каких-либо устоявшихся на тот момент региональных систем, образованных путем усиления связей субъектов Федерации.

Следует отметить, что эксперимент с делением территории на федеральные округа показал свою целесообразность, и данные территориальные единицы подтвердили свою устойчивость именно в качестве региональных систем, несмотря на искусственность формирования их целостности. В то же время, в данном случае не нарушен принцип иерархичности системы. Несмотря на искусственное укрупнение и консолидацию, каждый региональный компонент системы «страна», будь то город, край, область или округ, может рассматриваться как самостоятельная социально-экономическая система.

Одной из характерных черт российской социально-экономической системы является её неоднородность, наличие так называемого регионального неравенства. Основными факторами данного явления служат объективные различия в распределении топливно-сырьевых ресурсов, агроклиматических условиях, историко-культурных традициях населения и т.д.

АЛУЯН С.В. - 2014 г.

  • ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНООРИЕНТИРОВАННЫХ РЕГИОНОВ

    ТЕЛЬНОВА Н.Н., ШАТАЛОВА О.И., ШЕХОВЦОВА С.Р. - 2014 г.

  • Методика мониторинга социально-трудовых отношений в организациях АПК
    Экономика фирмы: конспект лекций Котельникова Екатерина

    2. Объекты государственного регулирования экономики

    Как следует из характеристики предпосылок государственного воздействия на экономику, его объектами должны быть сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть перечисленные выше трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически вообще, разрешаемые частично или в отдаленном будущем, в то время как решение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в обществе.

    Многообразие причин государственного регулирования рождает еще большее разнообразие объектов, которые под него подпадают. Основными среди них являются следующие:

    1) экономический цикл и его отдельные фазы;

    2) секторальная, отраслевая и региональная структуры рынка;

    3) условия накопления капитала;

    4) занятость;

    5) денежное обращение;

    6) платежный баланс;

    8) научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;

    9) условия конкуренции;

    10) социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

    11) подготовка и переподготовка кадров;

    12) окружающая среда;

    13) внешнеэкономические связи.

    Безусловно, степень участия государства в регулировании перечисленных объектов совершенно различна: одно направление регулирования охватывает макроэкономические процессы – хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы; другое – отношения между отдельными экономическими субъектами (например, условия конкуренции), между государственными и регулирующими органами и предприятиями; третье – социальные отношения. Характеристика перечисленных объектов представляется в экономической литературе следующим образом.

    Государственная политика по преодолению негативных последствий циклического развития экономики состоит в регулировании хозяйственной конъюнктуры, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на услуги и товары, занятость и капиталовложения. Для этого негосударственному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях долгого и яростного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда – необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государства как регулятора рынка – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов, так какпо о кончании такого подъема это поможет уменьшить продолжительность и глубину возможного спада производства, занятости и инвестиций.

    Регулирование отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений. Таким образом, обеспечиваются привилегированные условия развития для отдельных отраслей и регионов. При этом иногда такая поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса. Поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно-технического прогресса, способных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Также напрямую поддерживаются отрасли, изначально по своей природе нерентабельные, но социально важные. В то же время могут приниматься меры по сдерживанию чрезмерной концентрации производства.

    Важнейшим объектом государственного регулирования является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служили главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государство заинтересовано в поощрении накопления. Это в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам госрегулирования. Оно, создавая дополнительные стимулы и потенциал в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, воздействует на экономический цикл и структуру производства.

    Регулирование занятости населения понимается как поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребности экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. При этом принципиально важно, чтобы соотношение между спросом и предложением не вело к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, которое ведет к увеличению численности безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и серьезным социальным последствиям.

    Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

    7.2. Инструментарий государственного налогового регулирования Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы государственного налогового регулирования:· изменение состава и структуры системы налогов,· замена одного способа или формы

    Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

    16.1. Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и

    Из книги Инвестиции: конспект лекций автора Мальцева Юлия Николаевна

    1. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

    Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

    3. Роль и механизмы государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть

    Из книги Государственное и муниципальное управление автора Сибикеев Константин

    4. Субъекты и объекты государственного управления Субъектами государственного управленияявляются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Граждане (россияне, иностранцы,

    Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

    43. Понятие государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть решены только

    Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

    44. Механизмы государственного регулирования экономики Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:1) прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой

    Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

    1. Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в

    Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

    3. Формы и методы государственного регулирования экономики По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и

    Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

    3. Объективная необходимость государственного регулирования экономики В настоящее время регулирующая роль государства возрастает практически во всех сферах экономической деятельности, например в сфере занятости и производительности труда, в производстве, в

    Из книги Покупка дома и участка автора Шевчук Денис

    4. Основные направления государственного регулирования экономики Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровне федерального правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный

    Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

    7. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

    Из книги автора

    6. Необходимость государственного регулирования Государственный контроль над ценами выражается в осуществлении наблюдения над установлением уровня рыночных цен. Посредством этого можно определить все проблемы рыночной системы вплоть до обнаружения монополий:

    Из книги автора

    2.4. Формы государственного регулирования На рынке недвижимости государство выполняет следующие функции:– идеологической и законодательной инициативы (концепции развития отдельных видов рынка и программы их реализации);– инвестора в приоритетные отрасли

    Из книги автора

    15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики Проблема государственного регулирования рыночной экономики состоит в том, чтобы разработать такие приемы регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему

    Из книги автора

    15.3.4. Средства государственного регулирования экономики Государственное регулирование экономики осуществляется посредством комплекса мер. В странах смешанной экономики применяется административное, правовое и экономическое (прямое и косвенное) регулирование.К

    Хозяйство, изучаемое экономической теорией, существует, в конечном счете, для удовлетворения людей всем необходимым для их жизнедеятельности. Причем хозяйство не следует рассматривать как некую разнородную, хаотически перемешанную массу различных вещей. Социально - экономическая система - особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ, определенный способ производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Экономика любой страны представляет собой набор взаимосвязанных и взаимозависимых звеньев, каждое из которых, в свою очередь, состоит из многих различных видов деятельности, причем любое из них не может полноценно существовать и развиваться без остальных.

    Все субъекты экономики принимают управленческие решения, используя информацию о динамике хозяйственной системы. Между субъектами устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи и отношения, в результате чего образуется общее экономическое пространство деятельности с пересекающимися экономическими интересами. Однако как субъекты экономической системы они четко разграничены на вышеперечисленные домохозяйства, фирмы, государство. И именно в этом качестве и рассматриваются экономической теорией.

    Условно социально – экономическая система состоит из следующих элементов:

    Материально-техническая – материальные ресурсы общества, его природные ресурсы, предметы труда, средства труда, предприятия, производственная инфраструктура;

    Социально-экономическая - совокупная рабочая сила общества, люди с их физическими и умственными способностями, уровнем Образования, квалификацией, производственным опытом;

    Организационно-хозяйственная (хозяйственный механизм) - совокупность способов, инструментов, форм организации связей между различными субъектами экономической системы, механизм распределения ограниченных ресурсов общества.

    Экономическую систему можно структурировать по различным признакам: по функциональному назначению; отраслевому набору; воспроизводственному подходу; институциональному составу; социальному содержанию.

    Функциональная структура экономической системы предусматривает согласование взаимодействия человека, природы и продукта, создаваемого с их участием. Современная функциональная структура российского хозяйства далеко не совершенна. Это выражается в том, что производство нужных стране товаров недостаточно развито по целому ряду позиций. Вместе с тем Россия пытается продавать на мировых рынках товары, которые есть в достаточном количестве в других странах. Примером несовершенства функциональной структуры российской экономики является чрезмерный экспорт леса, нефти и газа.



    Отраслевая структура выражает производственно - технологические связи в хозяйстве, которые в процессе общественного разделения труда обособляются в вертикальные и горизонтальные структуры. По вертикали формируются отрасли единого технологического передела исходного или сопутствующего сырья, а по горизонтали (регионам) - отрасли, связанные единством территориальных интересов.

    В нашей стране в годы перестройки отраслевая структура народного хозяйства была гипертрофирована при преобладании оборонных отраслей и производств. Сегодня требуется реструктуризация экономики. Процесс этот длительный и по обоснованным оценкам экспертов может растянуться на два-три десятилетия.

    Воспроизводственная структура экономики формируется с целью получения макроэкономических параметров при формировании прогнозных горизонтов развития страны на перспективу.

    Институциональная структура экономики представлена формами организации и управления производством, которые закреплены хозяйственным законодательством. Совершенствование институциональной структуры экономики для России - большая и сложная проблема.

    Социальная структура фокусирует изменения, происходящие среди групп и слоев населения. За 1985-2000 гг., когда шла перестройка и переход к рынку, в 2-3 раза понизилось благосостояние основной массы населения. В этих условиях экономические преобразования и начинающийся экономический рост наталкивались на низкий платежеспособный спрос потребителей. В последние годы совершенствованию социальной структуры экономики в России уделяется все больше внимания, происходит рост номинальной и реальной заработной платы.



    Структурные элементы экономической системы динамичны. В своем взаимодействии они постоянно формируют пропорции , т.е. количественные соотношения частей в рамках целого. Наиболее важными среди таких пропорций являются:

    Макроэкономические, складывающиеся на национальном уровне, характеризующие движение валового внутреннего продукта;

    Межотраслевые, показывающие соотношение между добычей и переработкой сырья, между производственной и непроизводственной сферой и др.;

    Внутриотраслевые, свидетельствующие о процессах, происходящих в технологической цепочке по производству тех или иных продуктов;

    Международные, которые ориентируют национальную экономику страны на мировой рынок.

    На основе развития теории экономических систем сформировались современные взгляды на типы экономических систем общества. В самом общем виде можно выделить три типа экономических систем:

    - традиционная система , где в экономике сильны национальные и исторические традиции и обычаи хозяйствования. Основа - натуральное хозяйство, крайне инерционна, опирается на традиции, обычаи, новации затруднены, ручной труд, низкие эффективность и уровень развития производительных сил. Превалировала до начала промышленной революции (18 в.). В современных условиях характерна для наименее развитых стран (Афганистан, Бангладеш, Сомали и т.п.).

    - рыночная система , в которой центральную роль играет не государство, а рынок. В целом эта система основана на частной собственности. Принцип свободного предпринимательства, рыночное ценообразование, договорные отношения между хозяйствующими субъектами, ограниченное вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Исключительно теоретизированная модель. Многие черты присущи странам Европы 19 века, где роль государства в экономике была минимальной.

    - командно-административная система , в которой государство господствует в форме диктата и регламентации хозяйственной деятельности. Его регулирующие функции носят тотальный характер как в производстве, так и в распределении товаров и услуг. По существу в этой системе рано или поздно интерес бюрократии, ведомства подменяет все остальные интересы и выдается за общественный. Государственная собственность на средства производства, директивное планирование, централизованное распределение произведенной продукции, государственные цены, возможность концентрации ресурсов по приоритетам, дефицитность, затратность производства, слабая восприимчивость к научно – технического прогресса. Преимущества системы в том, что в условиях внешней угрозы у государства есть возможность в краткие сроки перераспределить ресурсы по приоритетным направлениям. Эффективна во время войны (СССР во время Великой отечественной войны).

    Смешанная система - государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. Присутствует многоукладность: регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

    · обеспечение занятости;

    · полное использование производственных мощностей;

    · стабилизация цен;

    · параллельный рост заработной платы и производительности труда;

    · равновесие платежного баланса.

    Отличительные черты:

    · приоритетность рыночной организации экономики;

    · многосекторность экономики;

    · государственное управляющее предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

    · ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

    · социальная защита населения.

    Данный тип экономической системы характерен для большинства стран мира: России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, США и других. Различные модели смешанной экономики представлены в таблице 2.1.

    Таблица 2.1.

    Модели смешанной экономики

    Модель Основные характеристики
    Американская модель Малый удельный вес государственной собственности Минимальная регулирующая роль государства Всемерное поощрение предпринимательства Высокая дифференциация на богатых и бедных Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения
    Японская модель Высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики Составление планов развития экономики Социальная направленность модели Незначительные различия в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими
    Немецкая модель Высокий уровень государственного воздействия на экономику Прогнозирование основных макроэкономических показателей Незначительные различия в уровне заработной платы
    Шведская модель Социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных граждан Государство активно вмешивается в ценообразование Высокий удельный вес государственного сектора
    Французская модель Высокая регулирующая роль государства Вмешательство государства в процесс накопления капитала Значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства
    Южнокорейская модель Использование планирования экономического развития Длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере Регулирование внешнеэкономической сферы направлено на стимулирование экспорта
    Китайская модель Переход от «централизованной плановой экономики» к «социальной плановой товарной экономике» Сочетание рынка с государственным планированием В сельском хозяйстве осуществлен переход от «народных коммун» к системе «семейного подряда» оживление хозяйственной деятельности предприятий госсектора путем отделения «права собственности» от «права хозяйствования» Установление прямых хозяйственных связей между предприятиями

    Эволюция экономики смешанного типа протекает в рамках тех или иных моделей экономических систем, весьма отличающихся по своим качественным и количественным характеристикам и сложившихся под влиянием исторических, социальных и национальных условий, а также достигнутых уровней экономического развития. Одна и та же по своей природе система, как известно, может иметь несколько моделей: социально ориентированная рыночная экономика, шведская модель китайская социалистическая рыночная экономика, германское социальное рыночное хозяйство, англосаксонская модель фондового рынка и др. Не ставя задачу детального анализа всех существующих в современном обществе разновидностей смешанных экономических систем, рассмотрим некоторые их модели.

    Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности. Малообеспеченным слоям создается приемлемый уровень жизни за счет разнообразных льгот и пособий. Однако задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. У подобной ориентации имеется и обратная сторона: агрессивность, авантюризм, алчность, легкомыслие американцев. Последнее проявляется сегодня, например, в крайне низкой (вплоть до нуля) сберегательной активности населения и его стремлении к потреблению в долг, что делает США мировым чемпионом по задолженности. Хотя США считаются страной с либеральной экономикой, тяготеющей к минимальной границе государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, на практике данная граница явно не соблюдается. Об активном участии правительства в регулировании социально-экономических процессов свидетельствует, например, существование Федеральной контрактной системы, которая обеспечивает размещение на конкурсной основе и реализацию заказов для государственных нужд, или жесткая протекционистская защита внутреннего рынка от импорта японских автомобилей, аргентинского мяса, российского металла и др. Это дало основания П. Самуэльсону охарактеризовать в учебнике «Экономикс» (1964) американскую экономику как смешанную систему государственного и частного предпринимательства. Характерной чертой американской модели по сей день остается масштабная гонка вооружений. И несмотря на завершение, казалось бы, холодной войны, избыточно милитаризованная экономика США настойчиво продолжает бесплодно перемалывать немалую долю ВВП и нацеливать пирамиду создаваемого чудовищного госдолга на закрепление своего лидирующего статуса в нынешнем во многом однополярном мире.

    Японская модель характеризуется органическим сочетанием свободного предпринимательства с активной структурно-инвестиционной и внешнеэкономической политикой государства, направленной на последовательное достижение приоритетных макроэкономических целей. В своей социальной политике власти осознанно стремятся здесь к определенному отставанию уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от динамики производительности труда. За счет этого достигается снижение издержек производства и неуклонное повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Видимых препятствий к имущественному расслоению населения не ощущается. Интересы нации ставятся заведомо выше интересов конкретного человека, население психологически готово к немалым материальным жертвам в настоящем во имя процветания страны и ее мирового господства в будущем. Очень сильны традиции коллективизма, групповых целей, что находит свое выражение в относительной слабости элементов свободного рынка, прежде всего рынка труда. Всемерно поощряется верность компании, крайне редки случаи увольнения или перехода из одной компании в другую. В результате перекрестного акционирования экономическая структура японской экономики приобрела некую корпоративную целостность и закрытость.

    Шведская модель , которую восприняли и другие Скандинавские страны, а также наиболее успешные, хотя и отстающие от Швеции по уровню экономического развития постсоциалистические государства Восточной Европы, отличается сильной социальной ориентацией экономики. Ведущими макроэкономическими целями здесь признаны справедливость и полная занятость, поэтому социальная политика государства направлена в основном на сокращение имущественного расслоения путем перераспределения национального дохода в пользу наименее защищенных слоев населения. Такое перераспределение осуществляется с помощью высокопрогрессивной шкалы налогообложения физических лиц, при которой с ростом доходов населения резко увеличиваются ставки налогов. Не исключая конечно же существования теневой экономики, высокие налоговые ставки оказались вполне совместимыми с высоким уровнем лояльности налогоплательщиков, поскольку для этой страны характерна социальная солидарность, национальное и культурное единение населения. При этом достаточно обширный для страны с рыночной экономикой государственный сектор (не с точки зрения размеров госсобственности, которая здесь невелика, а по критерию соотношения величины госбюджета и ВВП) позволяет правительству последовательно искоренять глубинные причины безработицы. На этом особо настаивают сохранившиеся в Швеции независимые от правительства профсоюзы. Шведская модель получила название функциональной социализации, поскольку функции производства выполняются частными предприятиями, действующими на конкурентной рыночной основе, а решение задач обеспечения высокого уровня жизни и развития инфраструктуры возложено на государство. Впрочем, данной модели (как некоему современному олицетворению кейнсианской модели государственного регулирования экономики) присущи серьезные дефекты, проявляющиеся в долгосрочном периоде в подрыве конкурентоспособности национальной экономики, особенно в связи с высокой налоговой нагрузкой и ростом издержек на оплату труда. Они явно дают о себе знать в обстановке экономического подъема, когда правительство зачастую не имеет возможности адекватно сокращать объем социальных обязательств для противодействия нарастающей инфляции.

    Немецкая модель социального рыночного хозяйства основывается на предоставлении всем хозяйственным формам равных возможностей устойчивого развития. Особым покровительством властей пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство, не воспринимая роль «ночного сторожа», активно влияет здесь на цены, таможенные пошлины, технологические стандарты и т.п. В формировании и реализации социально-экономической политики активно участвуют разнообразные общественные институты экологические движения, профсоюзы, общества потребителей. Эта модель имеет немало сходных черт со шведской моделью, и поэтому их зачастую объединяют в германо-скандинавскую, или балтийскую, модель - модель социально ориентированной рыночной экономики. Если в либеральной (англо­саксонской, атлантической) модели на долю 20% наиболее состоятельных граждан приходится примерно 50% доходов, а доля 10% самых богатых обычно составляет около 33-35%, то в балтийской модели эти цифры заметно скромнее: 40 и менее 25% соответственно.

    Южнокорейская модель опирается на сочетание плановых и рыночных методов регулирования. В рамках структурной политики здесь традиционно определяются отрасли, способные стать «полюсами роста», т.е. обладающие конкурентными преимуществами на мировом рынке. Разрабатываются и активно внедряются система правительственных мер по обеспечению перелива трудовых и капитальных ресурсов из традиционных отраслей в новые, а также проекты свертывания производства в неперспективных сферах деятельности. Параллельно с этим запускаются государственные программы переподготовки высвобождаемой рабочей силы. Структурная политика включает разработку централизованных планов в интересах обеспечения тех прогрессивных сдвигов, которые недостижимы на основе рыночных механизмов. Банки и финансовые ресурсы, объем и структура иностранных инвестиций в экономику и экспортно-импортные операции, строительство крупных промышленных объектов находятся под жестким административным контролем правительства. Государство оказывает мощную поддержку экспортно-ориентированным отраслям в виде льготных кредитов, выгодных условий для приобретения оборудования, предоставления налоговых льгот и разного рода монопольных прав. Для южнокорейской модели характерен высокий уровень монополизации промышленности: примерно половина производимого здесь национального продукта приходится на пять крупнейших конгломератов (таких, как «Самсунг»), представляющих интересы страны на мировых рынках.

    Китайская модель трансформации экономики, реализуемая в Китае в конце ХХ-начале XXI века. Китайское руководство выработало и реализовало специфическую модель преобразований социально-экономической системы страны, которая оказалась наиболее успешной по сравнению со всеми другими переходными экономиками по своим результатам. В последние три десятилетия Китай добился наивысших в мире темпов экономического развития, превратившись во вторую державу мира по объёмам производства, первую – по экспорту и по валютным резервам. Был существенно повышен жизненный уровень населения. Китаю удалось добиться существенного снижения рождаемости, улучшив тем самым демографическую ситуацию в стране. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., Китаю удалось сохранились высокие темпы экономического роста.

    Основные черты китайской модели преобразований:

    Инициатором и мотором преобразований выступила китайская компартия, которая сохранила свои доминирующие позиции в государстве и обществе. Большую роль в выборе пути сыграл руководитель КПК Дэн Сяопин;

    Китай не разрушил целиком прежний механизм централизованной административно-командной экономической системы, как это было сделано практически во всех бывших социалистических странах, а начал параллельно и в конкуренции активно развивать рыночную систему. Элементы прежней системы постепенно вытеснялись и преобразовывались, а новой - рыночной - расширялись и развивались («двухсистемная модель преобразований»);

    Главным путём создания частного сектора экономики стала не приватизация госсобственности, как в других социалистических странах, а саморазвитие частного сектора, которому власть создавала в целом благоприятные условия.

    Начальным этапом преобразований стала аграрная реформа, главным содержанием которой был роспуск коммун в деревне и распределение земли в пользование крестьянам на основе «семейного подряда». Крестьяне платили налоги и могли распоряжаться произведённой продукцией по своему усмотрению. В результате реформ Китай в целом смог накормить огромное население страны;

    Был выбран экспортно-ориентированный тип развития и открытость экономики для внешней и внутренней конкуренции;

    Круг директивных показателей для предприятий постепенно сужался до ограниченного количества;

    Государство сохраняло значительный контроль за денежно-кредитной системой.

    Объекты государственного регулирования экономики

    Замечание 1

    Объектами государственного регулирования экономики называются сферы, отрасли и регионы, в которых возникают трудные ситуации и проблемы экономического роста, не разрешаемые без вмешательства государства. Также объектами ГРЭ являются явления, условия и ситуации социально-экономической жизни государства, требующие к себе вмешательства государства и государственных органов.

    Главными объектами ГРЭ являются (рис.1):

    Также значительными объектами государственного регулирования являются внешнеэкономическая деятельность и контроль за состоянием экологии и окружающей среды.

    Каждый из приведенных объектов обладает особенностями и носит различный характер. Эти объекты объединяют макроэкономические процессы. Сущность государственного регулирования заключается в различных функциях, проявляющих себя в процессе управления перечисленными объектами.

    Проявление государственного регулирования в воздействии на экономический цикл, состоит в том, чтобы в периоды кризисов, экономических депрессий стимулировать спрос на продукцию (товары/услуги), политику капиталов, занятость населения государства. В этом процессе могут предоставляться как льготы частному капиталу, так и увеличиваться объем государственных расходов и инвестиций. Оказывая воздействие на экономический цикл, государство участвует в процессах "торможения" роста спроса, регулировании необоснованного рост цен и заработной платы, таким образом преследуя цель уменьшить объемы и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости населения в перспективе.

    В аспекте структур хозяйства регулирование государства проявляет себя в предоставлении отдельных привилегий некоторым областям, регионах сферам промышленности и т.д. В одном случае это может быть финансовая поддержка отдельным регионам или отраслям, находящимся в состоянии затяжной рецессии, в другом случае - поощрение развития инновационных отраслей и производства, как представителей научно-технического прогресса, в третьем случае - государство влияет на рынок конкуренции, контролируя баланс монополизации рынка, и преследуя цель создания условий для развития малого и среднего предпринимательства.

    Накопление капитала тоже является важнейшим объектом регулирования государства, поскольку производство, присвоение, капитализация доходов априори являются главными целями любой хозяйственной деятельности, и государственная экономическая политика поощрения накопления капитала, в первую очередь, способствует повышению и соответствию экономических интересов субъектов хозяйствования. Параллельно государственное регулирование накопления капиталов опосредованно служит и прочим объектам ГРЭ, так как на экономический цикл и структуру хозяйства оказывает огромное влияние объемы инвестиций и их наличие.

    В процессах контроля занятости населения государственное регулирование проявляет себя с точки зрения поддержания равномерного соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Данный баланс должен удовлетворять потребность национальной экономики в квалифицированной рабочей силе, заработная плата которой находится на уровне достаточной мотивации к труду. При этом колебание спроса и предложения на рынке рабочей силы не должно привести либо к превышению спроса, что чревато чрезмерным ростом заработной платы, либо к превышению предложения, что может привести резкому снижению уровня занятости и увеличению безработицы.

    Пристального внимания государства и государственных органов удостаивается денежное обращение, поскольку его сбалансированность влияет напрямую на уровень инфляции в государстве, которая является серьезной угрозой для благополучия экономики. Регулирование обращения денежной массы также опосредованно влияет и на другие объекты государственного регулирования:

    • цены,
    • накопление капиталов,
    • социальные отношения.

    Замечание 2

    Платежный баланс - это объективный показатель экономического благополучия (или нестабильного состояния) государства. С помощью платежного баланса осуществляется стратегическое и оперативное регулирование экономических процессов путем воздействия на объемы импортируемой и экспортируемой продукции, отток и приток капиталов, колебание курса национальной валюты и др.

    Еще одним объектом государственного регулирования становятся цены, потому как динамика и структура цены в государстве, в том числе на социально значимые товары и услуги отражает состояние экономики. Уровень цен в достаточной мере влияет на структуру хозяйства, капиталовложения, устойчивость национальной валюты, социальную политику. Следовательно, все объекты государственного регулирования имеют отношение друг и другу и параметры одного объекта непосредственно влияют на параметры прочих объектов ГРЭ.

    Направления ГРЭ

    Важнейшими направлениями государственного участия становится влияние и регулирование со стороны государства на состояние окружающей среды, соблюдение правил конкуренции, научно-технические разработки.

    Согласно объектам, находящимся в сфере влияния государственного регулирования, направления ГРЭ представлены:

    1. Регулированием инвестиций;
    2. Государственным регулированием сбыта;
    3. Государственным регулированием рынка труда;
    4. Содействие развитию научно-исследовательской и опытно-конструкторским работам;
    5. Экологическим регулированием;
    6. Социальной политикой;
    7. Внешнеэкономическим регулированием.

    Следуя по заданным направлениям, государственное регулирование ставит перед собой цели, совокупное достижение которых должно привести к макроэкономическому равновесию в масштабах национальной экономики, при этом, учитывая важный фактор, что чем более высокого уровня развития достигает национальная экономика, тем более открытой она становится к внешней среде, несомненно, что на эту зависимость влияют и дополнительные факторы.

    Объекты государственного регулирования располагаются в иерархическом порядке в зависимости от уровня решаемых задач. Уровни эти можно обозначить следующим образом: уровень организации, региона, отрасли, сектора экономики, хозяйства в целом, глобальный уровень, наднациональный уровень. Собственно, экономическая политика преследует множество целей, связанных между собой иерархической соподчиненностью, которая в современной экономической теории называется "пирамида целей" (рис.2).

    Указанные цели отчасти перекрывают друг друга, одна может оказаться на какой-то период более существенной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной обстановки, уровня понимания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от определенной государственными органами на данный отрезок времени стратегии приоритетности целей. Каждая из вышеуказанных целей может предназначаться, способствовать или мешать достижению другой цели. Определенные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т. д., Например, в обстоятельствах кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле - активность конъюнктуры, а все прочие цели подчиняются ей.