Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Выделяют семь характерных моделей смешанной экономики в современных условиях: американская, японская, немецкая, южно-корейская, французская, шведская, китайская. Шведская, американская и японская модели экономики

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на базе сложившихся в нем отношений собственности и организа ционно-правовых форм, представляет собой экономическую систему ϶ᴛᴏго общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы:

  • рыночная экономика ϲʙᴏбодной конкуренции (чистый капитализм);
  • современная рыночная экономика (современный капитализм);
  • административно-командная экономика;
  • традиционная экономика.

В каждой системе существуют ϲʙᴏи национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются ϲʙᴏеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. В экономике переходного типа идет интенсивное развитие институтов новой системы и более или менее быстрое устранение (или отмирание) институтов прежней системы. Возможны и переходные экономические формы, например приватизированные предприятия, не прошедшие рыночную реструктуризацию.

Типы и модели экономических систем

Экономическая система — ϶ᴛᴏ совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на базе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни.

Элементы экономической системы

В любой экономической системе первичную роль играет производство товаров и услуг вкупе с последующим их распределением, обменом, потреблением и перераспределением.

В каждой экономической системе по-ϲʙᴏему решаются основные социально-экономические проблемы: что и как производить и на какой основе распределять созданный национальный продукт.

При всем этом экономические системы отличаются друг от друга в ϲʙᴏих основах. В первую очередь, у них различаются формы собственности. Во-вторых, у них различен хозяйственный механизм.

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Изучим характерные черты экономических систем.

Рыночная экономика ϲʙᴏбодной конкуренции (чистый капитализм)

Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила ϲʙᴏе существование в конце XIX — первых десятилетиях XX в. (в разных странах по-разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему (современный капитализм)

Отличительными чертами ϶ᴛᴏй экономической системы являлись частная собственность на экономические ресурсы (в т.ч. на главный для ϶ᴛᴏй системы ресурс — капитал); рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на ϲʙᴏбодной конкуренции и наличии множества самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Важно заметить, что одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная ϲʙᴏбода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала ϲʙᴏбода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и ϲʙᴏбода наемного работника продавать ϲʙᴏю рабочую силу.

Каков хозяйственный механизм в рассматриваемой экономической системе? Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, кᴏᴛᴏᴩые пользуются спросом на рынке. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность миллионов людей.

Предприниматели стремятся получить все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать ϲʙᴏи предпринимательские способности в избранной ими сфере деятельности.
Это служит мощным стимулом развития и совершенствования экономики, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Современная рыночная экономика (современный капитализм)

В ходе длительной эволюции в XX в. рыночная экономика ϲʙᴏбодной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами будут:

1. многообразие форм собственности , среди кᴏᴛᴏᴩых ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от индивидуальной до крупной, корпоративной) В странах с развитой рыночной экономикой сложился ϲʙᴏего рода многослойный тип экономики. Верхушку ее составляют мощные транснациональные корпорации, срединный слой — меньшие по размеру национальные корпорации (те и другие функционируют на базе акционерной формы собственности) Ее фундамент (до 90% общей численности предприятий) составляют партнерства, товарищества и другие формы малого бизнеса, основанные на индивидуальной, семейной, кооперативной формах частной собственности. На данных предприятиях создается около трети валового национального продукта большинства развитых стран;

2. широкое распространение маркетинговой системы управления . Стоит заметить, что она дает возможность еще до начала производства товаров определять их оптимальный ассортимент и качественные параметры создаваемой продукции на базе маркетинговых исследований рынка, а также еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компании в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие со сложившимися на рынке ценами.
Стоит отметить, что основные задачи распределения ресурсов в рамках корпораций решаются на базе стратегического планирования. При ϶ᴛᴏм значительные ресурсы выделяются на развитие человеческого капитала;

3. более активное воздействие государства на развитие экономики и особенно социальной сферы. За счет бюджетных ассигнований осуществляется финансирование значительной части расходов на НИОКР, поддержка сельского хозяйства и других отраслей, а также огромных социальных расходов (на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.)

Традиционная экономическая система основана на совместной (коллективной) общинной собственности на главный для ϶ᴛᴏй системы ресурс — землю. Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на базе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.

Традиционная экономическая система в ϲʙᴏем развитии прошла несколько стадий, причем выше описана более примитивная ступень в ее развитии, а феодализм с несколько другими чертами — ϶ᴛᴏ более высокая ступень традиционной экономической системы.

Традиционная экономическая система господствовала в мире до рыночной системы, но в настоящее время сохранилась в некᴏᴛᴏᴩых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы прослеживаются и в странах среднего уровня развития.

Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)

Кстати, эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Командно-административная система в большинстве стран возникла в результате прерванной эволюции рыночной экономики.

Ее отличительная особенность состоит по сути в том, что она основана на общественной, а в реальности — на государственной собственности. Стоит заметить, что она была создана путем экспроприации частной собственности на землю, национализации в той или иной форме всех промышленных, торговых и других видов предприятий.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Стоит заметить, что он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что ϲʙᴏдит на нет самостоятельность хозяйствующих субъектов. Причем ϶ᴛᴏ управление базируется на государственном плане, кᴏᴛᴏᴩый имеет обязательный (директивный) характер для всех предприятий и отраслей. Во-вторых, государство полностью контролирует не только производство, но и распределение продукции, в результате чего исключаются ϲʙᴏбодные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государство проводит политику очень невысокой дифференциации в оплате труда, что подрывает материальную заинтересованность в его результатах.

Объем, ассортимент производимой продукции, уровень цен и все другие аспекты хозяйственной деятельности определялись исходя из политических и экономических установок партийно-бюрократической элиты, так называемой номенклатуры. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Система жесткого централизованного планирования не позволяла учесть реальные экономические потребности, что порождало тотальную перманентную дефицитность экономики. Ориентация планирования преимущественно на количественные натуральные показатели делали экономику невосприимчивой к достижениям НТР.

Многочисленные попытки в 1950-1980-х гг. в СССР и других социалистических странах реформировать и усовершенствовать плановую экономику были несовместимы с командно-административной системой и отторгались ею. Неспособность командно- административной системы обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделала неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в данных странах определяется основными тенденциями развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

Модели экономик в рамках экономических систем

Для каждой системы характерны ϲʙᴏи национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются ϲʙᴏеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными особенностями. Так, для административно-командной системы характерны: советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели — американская, западноевропейская, японская.

Изучим наиболее известные национальные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий.
Стоит отметить, что основные задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Кстати, эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Западноевропейская модель сформировалась в послевоенный период в условиях прихода к власти коалиции демократических сил. Западноевропейская модель характеризуется значительными позициями в экономике государственного сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры (различные виды транспорта, портовое хозяйство, энергетика), а также в ряде отраслей добывающей промышленности.

Разветвленная система государственного регулирования экономики в ряде стран (Франция, Италия и др.) содержит в себе составление и реализацию общенациональных программ развития. Характерной особенностью западноевропейской модели будет выделение государством значительных ресурсов на социальные нужды. Наконец, западноевропейскому региону присуща глубокая межстрановая экономическая и политическая интеграция. Западноевропейская модель имеет несколько разновидностей: западногерманскую, шведскую и др.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Кстати, эта модель сформировалась на базе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормативы. Лежащий в основе ϶ᴛᴏй системы развитой рынок обнаружил ϲʙᴏи преимущества в использовании побудительных мотивов высокоэффективной хозяйственной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 2000-х гг. составила свыше 50% ВВП, причем более половины данных ассигнований направляется на социальные нужды. Естественно, ϶ᴛᴏ возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Именно такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское обслуживание, социальное страхование) и развития инфраструктуры (транспорт, связь) — на государство.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет ϶ᴛᴏго достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Именно такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель представляет собой вариант японской. Общим для обеих стран будет активное участие государства в перестройке экономики, ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорсйскос государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

При всем этом, как показал конец 90-х годов, у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательством в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

Постиндустриальное общество как будущая система

На рубеже XX-XXI вв. в ведущих развитых странах все более явственно выступают контуры нового, постиндустриального общества. Впервые ϶ᴛᴏт термин использовал известный американский социолог Д. Белл еще в 1959 г. в том значении, в кᴏᴛᴏᴩом он используется и в настоящее время. Речь идет о новом этапе в развитии современной рыночной экономики, а возможно, и вообще о новой экономической системе. Постиндустриальное общество - экономическая система будущего, для кᴏᴛᴏᴩой характерной чертой будет превращение знаний в главный экономический ресурс. Другими характерными чертами постиндустриального общества будут:

  • большая масса накопленных знаний, воплощенных в больших масштабах Н МОКР, и быстрое оϲʙᴏение их результатов экономикой;
  • огромное распространение всех видов образования (особенно высшего и различных форм послевузовского образования), информатизация всей жизни общества;
  • либерализация хозяйственной жизни, выражающаяся в уменьшении государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, по крайней мере прямого (через государственную собственность и административное регулирование);
  • глобализация хозяйственной деятельности, в результате кᴏᴛᴏᴩой для заметного числа фирм весь мир стал единым рынком, для многих фирм — единым рынком стал их регион земного шара, для еше большего числа компаний — экспорт и импорт продукции и экономических ресурсов стал не эпизодом, а систематической операцией.

В наибольшей степени рельефно процессы постиндустриализации пробудут в ведущих развитых странах. При этом отдельные тенденции постиндустриального развития наблюдаются и в ряде других стран, в частности в России. К такого рода тенденциям в России ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

  • распространение новейших информационных технологий, все более широкое применение компьютерной техники и современных форм мобильной связи. Не стоит забывать, что важным шагом в ϶ᴛᴏм направлении будет осуществление одной из приоритетных программ Правительства России «Электронная Россия 2001-2010 гг.». Кстати, эта программа направлена на внедрение информационных технологий во все звенья российской системы образования (от сельских школ до вузов);
  • рост уровня образования, повышение его качества. Так, в России свыше половины работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование;
  • изменение структуры производства и потребления преимущественно за счет возрастания доли услуг. Так, уже в начале 90-х гг. услуги стали преобладать над товарами в структуре валового внутреннего продукта (ВВП)

Подключение России к постиндустриальным процессам создает предпосылки для формирования в ней постиндустриального общества. При этом более полное проявление рассмотренных выше тенденций тормозится из-за значительной неравномерности развития и степени восприимчивости к постиндустриальным процессам различных секторов хозяйства и регионов РФ.

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развитии образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

Шведская модель отличается сильной социальной направленностью, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство. «Сердцевиной» шведской модели является социальная направленность, за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Главное достоинство шведской модели в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране до минимума сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высокий уровень социального обеспечения граждан.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики. Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской модели характерно сохранить свои традиции при этом активно заимствовать в других странах всего того, что нужно для развития страны.

Модели экономических систем: китайская, российская модель переходного периода (90-е гг. ХХ века), российская модель периода относительной стабилизации (2000-е гг.) - характеристика, преимущества и недостатки

Китайская модель экономики. После введения в СССР в рамках «перестройки» (конец 1980-х гг.) разрешения на ведение предпринимательской деятельности в виде кооперативов, в Китайской народной республике в начале 1990-х гг. начали формироваться аналогичные процессы и явления. В настоящее время экономика Китая основана на характеристиках административно-командной экономики с элементами рыночной экономики. Также в рамках данной национальной модели значительное влияние оказывают традиции общества, а также политические процессы в рамках страны.

Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ в. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача Российской модели переходной экономики – это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.

Условия для перехода к рыночной экономики сложились неблагоприятные для России:

· крайне высокая степень огосударствления экономики;

· почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении «теневой экономики»;

· длительное существование нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения;

· крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хозяйства была принижена;

· неконкурентоспособность отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Основными характеристиками модели переходной экономики в России являются:

à сочетание общественной и частной собственности;

à формирование и становление частного предпринимательства на основе частной собственности;

à создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;

à формирование правовой среды в обществе;

à неэффективная система социальной защиты населения;

à неконкурентоспособная на мировом рынке экономика.

Российская модель экономики относительной стабилизации стала формироваться после того, как в 90-е гг. ХХ века были сформированы основные рыночные институты, прошли процессы приватизации, сложилась правовая и политическая среды и т.п. Данный период характеризуется относительной стабильностью, даже «на фоне» кризиса 2008 г., который не оказал столь разрушительного влияния, как дефолт 1998 г. Также в течение данного периода произошел рост основных макроэкономических показателей, снижение уровня инфляции и безработицы, стали формироваться и реализовываться различные социальные программы и проекты.



Основные экономические проблемы общества: Что производить? Как производить? Для кого производить? – сущность и методы их решения в рамках каждой экономической системы – традиционной, рыночной, административно-командной и смешанной


Любое общество независимо от того, насколько оно богато или бедно, решает три основные вопроса экономики: какие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 2.1.).

Рисунок 2.1 - Основные экономические проблемы общества

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в данный момент производить – мороженое или рубашки? Небольшое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного назначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребления.

Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существуют так называемые слаборазвитые страны, которые настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население. В таких странах для того, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объёмы производства, но для этого необходима перестройка национального хозяйства и, прежде всего модернизация производства.

Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономических блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие – государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой – частные фирмы.

Для кого произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограниченно, то возникает проблема их распределения, чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или нет? Чему должен быть отдан приоритет – интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

Основные экономические проблемы в различных социально-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: Что? Как? Для кого? – определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.

«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желание потребителя.

«Как» решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

«Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.

Модель экономики - или экономическая система - это комплекс тесно переплетенных элементов, которые образуют упорядоченную целостность, выраженную в форме экономической структуры общества. Подобная целостность проявляется в единстве отношений, которые возникают в результате производства, обмена, потребления и перераспределения материальных благ.

Важность системного характера экономики заключается в том, что без этого состояния невозможно возобновлять и воспроизводить экономические институты, закономерности и отношения. Без единой системы общепризнанные теории и процессы перестали бы координироваться в рамках общей продуктивной экономической политики.

Любая система экономики создана для того чтобы разрешить три главных вопроса:

  • Как производить?
  • Что создавать?
  • Для кого изготовлять?

Объясняется это тем, что существующие ресурсы ограничены, поэтому общество вынуждено рационально использовать то, что имеет. В зависимости от ответов на эти фундаментальные вопросы и будет зависеть модель действующей экономической системы государства.

Существует ряд критериев, по которым экономические системы разделяются между собой:

  • Доминирующая форма собственности.
  • Влияние государства.
  • Методы координации экономических отношений.

На основе этих показателей выделяют традиционную, командно-административную и рыночную экономику. Рассмотрим каждую из них детальней.

Традиционная модель экономики

Традиционная модель экономики - самый древний тип систем, которая возникла одновременно с появлением общества. Хозяйствование осуществляется на основе коллективной или совместной общинной собственности. Ее основными характеристиками являются:

  • Отсутствие влияния государства и его органов.
  • Решение вопросов жизни осуществляется старейшинами.
  • Развитая на низком уровне технология производства.
  • Существенное влияние ручного труда на все отрасли экономической деятельности.
  • Несущественная роль предпринимательства.
  • Во всей жизнедеятельности общества преобладают обычаи и традиции.
  • Религия влияет на экономические решения.

Главным экономическим ресурсом традиционной экономики является земля. Она составляет основу хозяйствования. Феодализм есть форма развития традиционной экономики.

В настоящий момент традиционная система присуща неразвитым странам, которые базируют свою деятельность на отсталых технологиях с доминированием ручного труда. Подобной системе присуща многоукладность процессов, что означает сохранение традиционных форм хозяйствования (в первую очередь это касается коллективного управления и натурального перераспределения изготовленного продукта).

В традиционной системе весомая доля рынка принадлежит мелкотоварному производству, представленному в форме многочисленных ремесленных и крестьянских хозяйств. А вот предпринимательство в подобных странах развито слабо, что делает влияние иностранного капитала весомым. Общество живет по установленным традициям, которые являются основным тормозом экономического прогресса.

В традиционной системе активная роль достается государству, которое большую часть общего дохода направляет на поддержку имеющейся инфраструктуры и помощь беднейшей прослойке населения.

Командная модель экономики

Командно-административная модель экономики - это вторая по счету модель, которая впервые зародилась в древнем Египте. Она характеризуется тем, что в ней присутствует сильный центр и государственная собственность .

Основные черты:

  • Фундаментом экономики является собственность государства.
  • Принятие всех экономических решений возлагается на государственные органы, что реализуют свою деятельность централизованно.
  • Государство занимается директивным планированием, то есть самостоятельно определяет нужды и потребности всех субъектов общества (назначает исполнителей, поставщиков, устанавливает нормы закупки и производства, а также принимает все прочие стратегические решения).
  • Все имеющиеся в государстве средства производства делятся между отраслями в расчете на долгосрочную перспективу.
  • Управление хозяйствующими субъектами происходит с центра на основе госплана.
  • Низкая дифференциация оплаты труда.
  • Партийно-бюрократическая система устанавливает стоимость, количество и ассортимент производимых благ согласно номенклатуре.
  • Активное развитие промышленно-военного комплекса.
  • Невозможность внедрения научно-технических разработок из-за ориентации на количественные показатели производства.

Когда исполнительная власть злоупотребляет централизацией, в стране развивается бюрократический механизм, который негативно отражается на существующих экономических связях (снижается рост всей хозяйственная деятельности). Объясняется это возникновением крупнейшей монополистической системы, которая посредством законов способна подавить любую конкуренцию. При этом в развитии современных научных технологий отпадала какая-либо потребность.

Важной особенностью командной системы является тот факт, что центральные органы определяли потребности всего общества. Поскольку в крупных масштабах детализировать все потребности невозможно, степень их реализации сводилась к минимуму.

Еще одной значащей характеристикой стран с командной системой является развитость военного комплекса и обособленность партийной элиты, которым со стороны государства выделялась значительная часть всех имеющихся ресурсов.

Непродуктивность командной системы объясняется, в первую очередь, её невосприимчивостью к научным достижениям в сфере экономики, а также неподготовленностью к переходу на более интенсивный этап развития.

Рыночная (капиталистическая) модель экономики

Ключевой предпосылкой капитализма стала практически полная свобода всех субъектов экономических отношений, где личные (порой эгоистические) интересы вышли на первое место.

Основные характеристики рыночной модели экономики:

  • Сильная частная собственность.
  • Маркетинговая система управления, что дает возможность до начала продаж определить ассортимент и качественные характеристики товара.
  • Развитость предпринимательского сектора.
  • Конкурентная борьба за рынок.
  • Тесная взаимосвязь с рыночной системой.
  • Ограниченное влияние государственного аппарата (государство следит за порядком и вмешивается лишь тогда, когда кто-либо из участников нарушает установленные «правила»).

Рыночная система демонстрирует собой механизм, где все индивидуальные решения подвержены гласности и координации. Результат такой политики сказался на широком расслоении всей экономической власти государства. Теперь свободное предпринимательство стало основным фактором финансово-экономического прогресса. В подобной среде обычный рабочий и капиталист-предприниматель начали выступать равноправными участниками экономических отношений. Ценой такой широкой автономии стала персональная ответственность за итоги работы, оговоренные в трудовом соглашении.

В рыночной системе товаропроизводитель начинает самостоятельно перераспределять имеющиеся ресурсы, акцентируя внимание на производстве тех товаров, что в настоящее время пользуются спросом, а не на приоритеты государственного аппарата.

Предприниматели сосредотачиваются на получение максимальной прибыли и рациональном использовании всех имеющиеся ресурсов (инвестиционных, трудовых, естественных и прочих). Параллельно они начинают внедрять свои новаторские разработки в выбранную сферу деятельности, что приводит к возникновению мощного стимула для развития производства и укрепления частной собственности.

Смешанная модель экономики

Вышеизложенные системы являются «идеальными», однако практически любая система (прошлая или действующая) является смешанной. Ее особенность в том, что она впитывает в себя общие черты двух (или более) систем.

Смешанная система являет собой компромисс интересов, основанный на доминировании государства в одних отраслях экономики и допустимой свободы предпринимательского сектора в других. Особенность подобной экономики заключается в том, что она демонстрирует закономерный итог развития общества, а не насильственно внедренной идеологией.

Чтобы определить, какой тип экономики представлен в стране, необходимо определить степень воздействия следующих показателей:

  • Каков размер доли собственности государства (чем выше это значение, тем больше экономика тяготит к командно-административной системе).
  • Какова доля перераспределяемых совокупных доходов (возникающих вследствие налоговых сборов и перераспределяемых трансферов).
  • Уровень влияния государственно аппарата на общую экономическую ситуацию.

Современный смешанный тип экономики является наиболее совершенным из всех существовавших ранее.

Его особенность заключается в умелом сочетании капитализма и командной экономики. Кроме этого смешанная модель экономики характеризуется высокой адаптационной гибкостью, которая позволяет государству приспособиться под переменчивые условия окружающего мира. Нельзя не отметить такие черты смешанной экономики, как рационализм, инновации и высокая роль индивида в общей экономической системе.

Исходя из особенностей каждого из перечисленных критериев, возникли различные локальные экономические модели. Рассмотрим их подробней.

Американская модель

Отличительной характеристикой США является склонность к прогнозированию и долгосрочному стратегическому планированию всего экономического курса. Эта идеология формирует основу всех принимаемых решений в сфере управления государством.

На этапе создания стратегического плана взяты во внимание все основополагающие для страны факторы: международные, технологические, экономико-политические, конкурентные и рыночные.

В государственном регулировании равномерно представлены два типа подразделений: федеральные и местные. Сама же система регулирования изображает собой структуру из множества уровней:

  • Регулятивный механизм правительства.
  • Регулятивный механизм местных органов и штатов.
  • Национальный инструментарий (федеральный бюджет, кредитно-денежная стратегия, налоговая система).
  • Административно-регулирующий аппарат в отдельных секторах экономики.

Особая роль отводится федеральному бюджету, что является важнейшим инструментов корректировки всего экономического курса США. Все бюджетно-налоговые решения правительства направлены в первую очередь на то, чтобы уменьшить остроту кризисных проявлений, поддержать существующие темпы развития и стимулировать экономический рост.

В финансовой системе американской модели дублируется существующая система власти, которая представлена федеральным, штатным и местным бюджетами. Федеральные расходы находятся в приоритете, поскольку на них рассчитано около 60% всех имеющихся средств.

В современной экономике США роль государства укрепляется, и оно постепенно готовится к переходу на новую ступень развития, которая будет соответствовать достижениям современной науки и технологиям. Для воплощения этой цели в бюджете предусмотрена специальная графа расходов, которая с каждым годом планово возрастает.

На всех ступенях налоговой системы предусмотрены следующие типы налогов:

  • Индивидуальные (подоходные).
  • Налоги на корпорационную прибыль.
  • Налоги и различные взносы, которые направляются на социальное страхование личности.
  • Дарственные и наследственные налоги.
  • Акцизы.
  • Таможенные выплаты.

Американская модель характеризуется прогрессивной кредитной системой. ФРС - это ее главный государственный элемент, наделенный полномочиями центрального банка страны. ФРС координирует кредитно-денежный вектор США, воздействуя на экономическую ситуацию через сектор кредита и денежного оборота.

Японская модель

Особенностью регулирования экономики Японии является комплексное применение социально-адаптированных экономических планов и научных программ, которые выступают основными стабилизационными инструментами правительства.

По своему характеру социально-экономические планы индикативны, то есть, направлены на общенациональные цели посредством реализации совокупных государственных программ. Подобный подход позволяет спрогнозировать вероятный путь дальнейшего экономического развития, своевременно обнаружить потенциальные проблемы, а также найти обоснованные рекомендации, позволяющие разрешить или предотвратить надвигающиеся трудности.

За счет эффективно действующих планов-прогнозов правительство и предпринимательский сектор имеет общую ориентировку, которая позволяет в будущем координировать и совершенствовать отдельные отрасли хозяйства и поддерживать отстающие регионы страны.

Экономическую стратегию Японии формирует Министерство финансов вместе с отдельными министерствами и управлениями. Помимо всего финансового сектора на Министерство финансов возложена функция контроля национального бюджета.

На Министерство промышленности и внешней торговли возложена обязанность детальной разработки стратегических планов в каждом отраслевом секторе промышленности. Чтобы составить эффективный план необходимо скрупулезно изучить статистику, рыночный спрос на продукт, предложение, а также уровень внешней и зарубежной конкуренции. После сбора всей информации делается детальный, научно обоснованный анализ, который дает возможность максимально точно предугадать дальнейшее развитие, как отдельного промышленного сектора, так и в целом всей экономики.

Для поддержания жизнеспособности японской модели правительство выделяет немало ресурсов на фундаментальные исследования и подготовку квалифицированных специалистов. Связано это с методом достижения поставленных экономических целей, который ориентирован на технологическое развитие всей отраслевой структуры промышленности. Эта особенность делает японский продукт конкурентным на всей рыночной арене.

Правительство Японии заинтересовано в поиске новых экономических стимулов и рычагов. Для этой цели разработана целая программа льготного кредитования, которая дает шанс инновационным проектам развиваться и активно дополнять существующую модель. Подобный подход позволил Японии быстро преодолеть кризисные явления в 1973 и 1985 гг., а сейчас стимулирует экономику страны на ежегодный рост.

Шведская модель

Прогрессивный рост экономики в сочетании с комплексом массовых реформ и социально-стабильным обществом еще в шестидесятых годах привлек внимание всего мира к шведской модели экономики и развития государства.

Экономическая тактика Швеции в первоочередном порядке направлена на воплощение двух базовых целей:

  • Создание условий для занятости всего населения.
  • Выравнивание черты доходов.

Шведской модели присуща политическая и экономическая устойчивость, высокий уровень жизнеобеспечения граждан и прогрессивный рост. Такие итоги стали возможны после внедрения на государственном уровне следующих принципов:

  • В стране реально действует высокая корпоративная и политическая культура, которая позволяет разрешать даже самые острые разногласия в границах закона, опираясь на переговоры и систему взаимных уступок.
  • Конкурентоспособность промышленности, которая одновременно взаимодействует с научными, частными и государственными институтами. Крупные и малые сегменты экономики тесно контактируют, поддерживают постоянную связь и заинтересованы во взаимном процветании.
  • Весомая поддержка правительства в сфере развития инновационных технологий, направленных на оптимизацию экономических процессов.
  • Увеличение значимости человеческого фактора - развитого и инновационного работника, который способен трудиться, применяя не только свои знания, но творческий потенциал.

На основе этих принципов формируется шведский тип общества, которому присущи экономическая эффективность, высокие стандарты в производстве, экологии и уровню жизни отдельно взятого гражданина.

В Швеции государственные органы серьезно воздействуют на все важнейшие отрасли экономической жизни общества:

  • Контролируются не только доходы населения, но и уровень использования капитала.
  • Через антимонопольный механизм государство способно влиять на сформировавшийся уровень цен.
  • В шведской модели государство является крупнейшим работодателем, который обеспечивает занятость более трети всех трудящихся.

Постоянно изменяющаяся динамика рынка потребует от шведской модели новых методов для сохранения основных приоритетов правительства (высокой занятости и развито-равного экономического общества). В текущих условиях специфические характеристики шведской системы доказывают свою продуктивную экономическую прогрессивность.

Германская модель

Особенность этой модели проявляется в том, что государство самостоятельно не устанавливает экономические задачи. Подобная деятельность должна вытекать из плоскости индивидуальных решений, которые обосновываются потребностями рынка. Роль государственного аппарата сводится к созданию комплекса административно-правовых условий, поддерживающих реализацию экономической инициативы всех субъектов рынка.

Отличительными характеристиками германской модели являются:

  • Индивидуальная предпринимательская свобода и государственная поддержка здоровой конкуренции.
  • Социальное равенство, проявляемое в активном участии государства в поиске компромиссов между разнообразными слоями населения; весомый вклад правительства в действующий комплекс социальных благ.
  • Поддержка инноваций и технологических разработок, способных стимулировать рост всего экономического сектора страны.
  • Органическое единство государства и внутреннего рынка.
  • Мощный банковский сектор, который сильно влияет на стратегическое развитие национальной экономики и весь бизнес-сегмент.

В настоящее время германская модель переживает не лучшие времена и нуждается в модернизации. Связано это с целым комплексом проблемных обстоятельств, основными среди которых являются:

  • Высокие налоги.
  • Отсутствие действенных программ по привлечению и работе с иностранными инвестициями.
  • Прогрессивно растущий уровень расходов, провоцирующий бюджетный дефицит и внешний долг.
  • Затянувшаяся консолидация германских земель.

Действующая германская модель нуждается в комплексном реформировании. Больше всего ей подойдет американский консервативный шаблон реформ, направленный на либерализацию экономики страны.

Китайская модель

В настоящий момент Китай активно переходит к смешанной экономической модели. В государстве формируются новые взгляды на возведение социалистического общества, где экономические отношения базируются на равноправном признании национальной и частной собственности.

Особенность китайской модели связана с мощной поддержкой иностранного капитала. В скором будущем Китай планирует представить миру новейшую экономическую модель, где стратегический государственный план будет гармонично интегрирован в мировой рыночный механизм.

Латиноамериканская модель

Характерными чертами этой модели экономики являются следующие:

  • активная эксплуатация щедрых природных ресурсов без затрат на их восстановление;
  • использование дешевой рабочей силы;
  • криминализация экономики и высокий уровень коррупции;
  • низкая эффективность экономических процессов;
  • значительное социальное неравенство;
  • высокая внешняя задолженность.

Африканская модель

Африканскую модель характеризует:

  • патриархальное ведение хозяйства;
  • многообразие различных форм собственности;
  • низкая производительность;
  • жесткая эксплуатация низкоквалифицированного наемного труда.

Теория модели экономики будущего

В последнее время в связи с явным переформатированием мировой системы на арену выходит понятие устойчивой системы, или ресурсо-ориентированной модели экономики, автором которой является американский инженер Жак Фреско.

Ее постулатом является неразрывность связей между собственно экономикой, социумом и природой. Теория этой модели экономики возникла на фоне того, что в погоне за деньгами и экономическим ростом современные действующие модели совершенно не учитывают возникающие экологические проблемы. Что, в конечном итоге, негативно сказывается на состоянии всей планеты.

Стратегическим направлением ресурсо-ориентированной модели экономики есть отказ от стихийных методов и экономическое планирование в зависимости от ресурсопотребления каждого отдельного государства и планеты в целом.

Кратко и по делу о модели экономики читайте на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства , так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Изучение этих моделей имеет практическое значение при выборе модели экономического развития государства.

Современная рыночная система являет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства. Проиллюстрируем это на примере экономики некоторых развитых стран.

Шведская экономическая модель характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. Сердцевиной шведской системы является социальная политика. Для успешного проведения ее установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50% валового внутреннего продукта. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах различных групп населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство шведской модели состоит в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем полной занятости и благосостояния населения.

Германская экономическая модель - это модель социального рыночного хозяйства, увязывающая расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Японская экономическая модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма с особым социальным значением корпоративного начала.

Японская модель характеризуется определенным отставанием повышения уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

Американская экономическая модель - это либеральная рыночная модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Американская модель построена на системе всемирного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

В американской экономике государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры, обеспечении НИОКР, свободы предпринимательства, развитии образования, культуры.

Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует разработке и использованию совершенных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам.

Общества с различными историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.

Несмотря на имеющиеся серьезные социально-экономические проблемы, экономика США в начале ХХI века продемонстрировала способность преодолевать возникающие кризисы различной природы, что свидетельствует о ее гибкости и высокой адаптивности к меняющимся условиям

Виктор Супян
Американская модель экономики. Характерные черты и современные особенности

" Экономические стратегии – Центральная Азия ", №4-2007, стр. 20-29

Виктор Борисович Супян – д.э.н., профессор.

Экономическое и социальное развитие любой страны, несмотря на общий для всех рыночных экономик механизм функционирования, имеет набор характерных черт, определяющих специфику соответствующей рыночной модели. Это и соотношение рынка и государственного регулирования, и состояние предпринимательского климата в стране, и доминирующий характер отношения граждан к труду, и многие другие факторы, связанные с историей и традициями конкретной страны. Практика показывает, что все эти факторы в совокупности могут играть едва ли не бoльшую роль в социально-экономическом развитии стран, чем базисные принципы рыночной экономики – доминирование частной собственности, соотношение спроса и предложения, конкурентная борьба. В этом контексте рассмотрение социально-экономической модели США, во многом предопределившей высокий уровень жизни и экономического развития страны, а также лидирующие позиции США в мировой экономике, представляет значительный интерес.

Характерные черты экономической модели США в начале ХХI века

В чем же состоят характерные черты и особенности американской социально-экономической модели?
Их можно разделить на две группы: традиционные и формирующие новый облик экономики.

К первой группе относят черты, издавна присущие американской экономической модели:

  • всемерное поощрение американским обществом и государством предпринимательской активности, благоприятный предпринимательский климат, общественная установка на достижение успеха для каждого человека, независимо от его происхождения и социального статуса;
  • относительно низкий уровень перераспределения ВВП через государственный бюджет (менее 17-18% через федеральный и около 30% через консолидированный бюджет, то есть гораздо меньше, чем в большинстве других развитых стран);
  • относительно низкий удельный вес государства в произведенном ВВП (около 12%). Государственная собственность представлена лишь в атомной энергетике, в производственной инфраструктуре (мосты, дороги, трубопроводы), в образовании и здравоохранении;
  • более ограниченное, чем во многих других развитых странах, но весьма эффективное государственное вмешательство в экономику;
  • высокая трудовая мораль, во многом основанная на протестантской этике, трудолюбие и вера большинства граждан в собственные силы.

Названные характеристики – основа американской либеральной экономической модели. Но в последние десятилетия большое значение приобретают новые черты экономической модели, связанные с развитием научно-технической революции. В частности, одна из важнейших особенностей современного экономического развития США – ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, способность адаптироваться к быстро меняющимся потребностям экономики и населения. Это достигается за счет использования и в материальном производстве, и в сфере услуг новейших технологий, основанных на микропроцессорах, микроэлектронике, программируемой автоматизации и биоинженерии.

Еще одна принципиальная черта, характеризующая состояние американской экономики, – повышение уровня ее наукоемкости. Он определяется, с одной стороны, общим увеличением затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), совершенствованием их структуры и кадрового обеспечения, а с другой – становлением и выделением группы отраслей экономики, производственные результаты которых чрезвычайно сильно зависят от затрат на НИОКР. Общий объем расходов на НИОКР в США превысил в 2005 г. $ 280 млрд (около 2,7% ВВП) – это рекордный за всю историю страны уровень. При этом затраты на гражданские НИОКР составили 2,2% ВВП. На долю США приходится около 46% всех расходов на НИОКР в развитых странах мира.

Качественно новой чертой сдвигов в общественном производстве США в начале ХХI в. стала роль сформировавшейся всеобъемлющей информационной инфраструктуры. Ее принципиальное значение состоит в том, что она стала важнейшим и необходимым элементом всей производственной инфраструктуры. Без нее эффективное функционирование экономики и общества в настоящее время невозможно.

В основе информационной инфраструктуры лежит создание комплексной индустрии обработки информации на базе новейшей электронной техники и средств связи. На долю США в начале ХХI в. приходилось более 40% всех работающих в мире компьютеров. Все более заметную роль в экономике играет Интернет: по оценкам, объем коммерческих сделок через Интернет в 2003 г. достиг,3 трлн. Заметных масштабов развития достигла принципиально новая отрасль – специализированные компьютерные услуги, которые представляют более 80 тыс. фирм.

Еще одна очень важная особенность экономического развития США и их экономической модели – роль и масштабы сферы услуг, не имеющие аналогов в других развитых странах. О роли сферы услуг в экономике США говорит уже то, что в начале 2000-х гг. здесь было сосредоточено около 80% занятых (причем, более 85% всех кадров высшей квалификации), около 40% основных производственных фондов, создавалось около 80% ВВП.

Значение сферы услуг, однако, отнюдь не исчерпывается ростом ее доли в ВВП и концентрацией в ней ресурсов и капитала. Многие отрасли услуг приобрели ключевое значение для функционирования экономики в долговременном плане, стали "локомотивами" научно-технического и социально-экономического развития страны. В первую очередь, это касается развития науки и научного обслуживания, образования и здравоохранения, увеличения разнообразия профессиональных услуг, связи, информационного обслуживания и т.д. Эти отрасли также вносят главный вклад в развитие человеческого фактора, приобретшего особое значение в современной высокоразвитой экономике.

Современная американская экономическая модель претерпевает существенные изменения, связанные с отношениями собственности. Ключевой чертой доминирующего частного сектора хозяйства является эволюция структуры производственного капитала. В начале ХХI в. около 90% всех доходов в экономике создавалось в корпоративном секторе хозяйства, доля которого в создании ВВП по сравнению с 1970 г. возросла на 20 процентных пунктов. Таким образом, корпоративная частная собственность стала в США преобладающей по сравнению с другими формами частной собственности (партнерство, индивидуальная частная собственность) и проявила себя как наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений. Получили распространение и заняли свою нишу на рынке и новые формы частной собственности: компании, принадлежащие инвесторам (более 80% акционерного капитала корпоративного сектора страны) или работникам (8%); компании, принадлежащие потребителям, а также бесприбыльные организации (вместе – оставшиеся 12% акционерного капитала).

Немалые изменения произошли и в механизме функционирования различных рынков. Характерной чертой американской экономической модели, влияющей на функционирование рынка труда и трудовые отношения, является тенденция снижения степени охвата работников профсоюзами. Только за последние 12 лет она уменьшилась с 0,1% в 1983 г. до 1,5% в 2005 г. Это делает рынок более мобильным вследствие уменьшения влияния профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров, занятость и уровень заработной платы.

Ощутимые изменения произошли в функционировании товарных рынков и в динамике экономического цикла. Распространение информационных технологий революционизировало, например, всю систему управления материальными запасами: эти технологии позволяют избегать перенакопления запасов и таким образом уменьшают материальную основу перенакопления производственного капитала в целом. Как следствие, претерпел изменения экономический цикл, что, несомненно, привело к принципиальным сдвигам во всем механизме воспроизводства. В последние 50 лет экономические спады стали гораздо менее болезненными для американской экономики. Так, 14 циклических спадов в период с 1900 г. по 1953 г. означали в среднем втрое большие потери ВВП, чем последующих кризисов. Периоды подъема в рамках одного цикла увеличились почти вдвое – с 2,5 лет в 1900-1953 гг. до 5 лет в последующем. Одновременно период спада производства сократился в последние пять десятилетий с 17 до 11 месяцев.

Наряду с внедрением информационных технологий и влиянием научно-технического прогресса в целом, важнейшим фактором изменений механизма цикла стало и государственное регулирование экономики, в частности, стабилизирующая роль фискальной и денежно-кредитной политики. Манипулирование размерами налоговых поступлений в бюджет, а также регуляторы денежно-кредитной политики – учетная ставка Федеральной резервной системы, нормы обязательного резервирования коммерческих банков, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами – позволяют в нужный момент заметно снижать "перегрев" экономики или, напротив, стимулировать ее рост. В целом вся совокупность действий государства в экономической и социальной сфере позволяет рассматривать его как важный системообразующий элемент экономической модели.

Роль государства в экономике и современные приоритеты социально-экономической политики

Характерная черта государственного регулирования экономики начала ХХI в. – все большая ориентация бюджета на решение социально-экономических задач. Доля расходов федерального бюджета на социальные цели, включая развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), социальное страхование и вспомоществование превысила в 2005 г. 60%; доля этих расходов в консолидированном бюджете еще выше. Кажущееся противоречие между социальной ориентацией бюджета и общей достаточно низкой долей перераспределения национального дохода через федеральный и консолидированный бюджет объясняется достижением некоего оптимума между экономическими и социальными целями макроэкономической политики и путями их реализации.

Констатируя весьма высокую эффективность современного государственного регулирования в США, необходимо отметить его качественно новую особенность – стремление найти оптимальную пропорцию между рынком и государственным вмешательством вне зависимости от различий в идеологических и политических взглядах той или иной американской администрации. Очевидно, что в начале ХХI в., несмотря на продолжающиеся политические дискуссии, которые подчеркивают различия между либеральными и консервативными ценностями, в реальной жизни наблюдается явное сближение позиций демократической и республиканской партий США в социально-экономической сфере. С одной стороны, республиканцы отказались от многих казавшихся прежде незыблемыми постулатов, ориентированных на резкое уменьшение роли государства в экономике и социальной сфере, а с другой – демократы взяли на вооружение немало из концептуального арсенала республиканцев. Это показывают как социально-экономические платформы обеих главных партий США на выборах 2000 и 2004 гг., так и практическая деятельность последних демократических и республиканских администраций.

Основные подходы Дж. Буша к социально-экономической политике были отчетливо обозначены им еще во время его первой президентской кампании. Квинтэссенцией их было существенное снижение налогов (как подоходных индивидуальных, так и налогов на прибыли корпораций) и всемерное поощрение предпринимательства. Надо признать, что в более широком контексте экономическая стратегия республиканцев мало чем отличалась от экономических приоритетов демократов. Основные пункты экономической стратегии республиканцев:

  • ускорение экономического роста за счет поддержки благоприятного предпринимательского климата (в том числе путем снижения налогов), использование налоговых льгот, активное манипулирование инструментами денежно-кредитного регулирования;
  • ускорение научно-технического прогресса за счет активной инновационной политики (путем введения налоговых льгот и амортизационной политики) и масштабной государственной поддержки фундаментальной науки;
  • осуществление массированных инвестиций в "человеческий капитал", то есть рост государственных расходов в сфере образования, переподготовки рабочей силы и здравоохранения, а также поощрение расходов частного сектора экономики на эти цели (неслучайно расходы федерального бюджета на социальные и экономические цели, включая образование и здравоохранение, превысили 62% всех бюджетных расходов, а их доля в консолидированном бюджете еще выше);
  • обеспечение социальной функции государства через оптимизацию программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществования, поддержка семейных ценностей;
  • наращивание позитивного эффекта от интеграции американской экономики в мировое хозяйство и от глобализации мировой экономики;
  • улучшение состояния окружающей природной среды, совершенствование экологических регуляторов, выработка соответствующей политики в связи с изменениями мирового климата.

Это стратегические цели республиканцев, которые по тактическим соображениям нередко формулируются иначе, например, чтобы подчеркнуть отличия республиканской экономической программы от демократической или чтобы напомнить о достигнутых республиканцами успехах. Так, в ходе предвыборной кампании 2004 г. Дж. Буш подчеркивал, что именно его экономическая политика и прежде всего принятый закон о снижении налогов в течение 10 лет на,35 трлн позволили вывести страну из экономического кризиса и в дальнейшем будут стимулировать ее экономический рост. Республиканцы активно выступали за дальнейшую либерализацию мировой торговли (на практике, правда, этот лозунг далеко не всегда выполняется), за широкое развитие двусторонних отношений США с другими странами, особенно в рамках НАФТА.

В социальной сфере Буш поддерживал введение инвестиционных счетов в системе социального страхования, то есть частичную приватизацию. В области здравоохранения он подписал закон о выделении в течение 10 лет в рамках программы "Медикейр" $ 400 млрд на компенсирование пожилым американцам расходов на приобретение лекарств. В области образования Буш, как и прежде, выступал за более широкое распространение системы ваучеров, которая бы давала право родителям переводить детей в школы, обеспечивающие более качественное образование.

Соперник Буша на президентских выборах 2004 г. сенатор Дж. Кэрри подчеркивал необходимость государственных усилий в тех же самых направлениях. Как и подобает демократу, он говорил о необходимости большей социальной справедливости в налогообложении, выступал против приватизации системы социального страхования и поднятия возраста выхода на пенсию до 6 лет. Он также призывал к более значительным, чем Буш, ассигнованиям государства на образование и здравоохранение.

Новая экономическая стратегия Дж. Буша, сформулированная в его посланиях к стране в 2005 и 2006 гг., в бюджетных посланиях на 2006 и 2007 гг., а также в экономическом докладе 2006 г., делает упор на следующие ключевые направления.

1. Продолжить снижение налогов и политику предоставления налоговых льгот. В частности, президент предлагает сделать постоянно действующим введенное в 2004 г. на срок до 2010 г. новое налоговое законодательство. Оно предусматривает четвертое после прихода к власти республиканцев снижение налогов, освобождение от налогов на вступление в брак, на дивиденды, увеличение исключаемого из налогообложения дохода в связи с рождением ребенка. Предложено также создать так называемые пожизненные сберегательные счета, вклады на которые имеют льготное налогообложение. Аналогичный льготный режим налогообложения предполагается распространить на так называемые индивидуальные счета развития, открываемые малоимущими семьями и предназначенные для крупных приобретений, например для покупки первого дома. Предполагается пересмотреть налоговый кодекс страны – упростить его и сделать более понятным миллионам американцев.

2. Провести реформу правоохранительной системы. Речь идет о необходимости упрощения и главное – удешевления системы отправления правосудия в США. Стоимость судебных разбирательств, в том числе и в сфере бизнеса, намного превышает аналогичные расходы в других странах. Например, компания с годовым доходом в млн ежегодно тратит не менее 0 тыс. на разного рода судебные издержки. Намечаемая реформа призвана снять с экономики, и в немалой степени с граждан бремя этих расходов.

3. Продолжить реформу в сфере государственного регламентирования, то есть значительно уменьшить количество административных ограничений в сфере бизнеса. Своей заслугой администрация Дж. Буша считает уменьшение на 75% роста количества всякого рода циркуляров и обязательных к исполнению правил за время первого президентского срока.

4. Сократить рост стоимости медицинских услуг, который негативно влияет на уровень жизни и делает медицинские услуги менее доступными. Особенно остро проблемы медицинского страхования стоят перед занятыми в малом бизнесе, где предпринимателям нелегко обеспечить страховкой своих работников. Предлагается шире использовать планы коллективного медицинского страхования, что понизит стоимость страховки для представителей малого бизнеса. Президент предложил также усовершенствовать практику судебных разбирательств в сфере оказания медицинских услуг, что должно уменьшить издержки медицинских страховых компаний и способствовать снижению цен. Государство намерено активно способствовать инвестициям в сферу медицинских информационных технологий и выделять ассигнования на проведение научных исследований в области медицины.

5. Усилить интеграцию американской экономики в мировое хозяйство и получить соответствующие выгоды для страны (удешевление потребляемых продуктов, расширение экспорта и создание новых рабочих мест, привлечение иностранных капиталовложений). Согласно расчетам, сокращение внешнеторговых барьеров на 1/3 увеличит американский ВВП на 4 млрд в год, а годовой доход средней американской семьи – на тыс.

6. Совершенствовать энергосистему и энергоснабжение в США. В этой связи необходимо продолжить реализацию принятой в период первого президентского срока Дж. Буша всеобъемлющей национальной энергетической политики. Речь идет о пополнении стратегических запасов нефти, принятии соответствующего энергетического законодательства, финансировании научных исследований в области энергетики и т.д.

7. Интенсифицировать инновационную политику. Предложено сделать постоянно действующими налоговые скидки на расходы в области НИОКР, предполагается увеличить в 2007 г. федеральные расходы на НИОКР до 7 млрд, усилить исследования в области нанотехнологий, информационных технологий, научных и технологических стандартов.
8. Укрепить государственную политику по развитию и распространению частной собственности (приоритет – распространение собственности среди представителей этнических и расовых меньшинств).

Среди основных социально-экономических задач второго срока администрации Дж. Буша, несомненно, особое место занимают социальные проблемы. Это проблемы образования, особенно школьного, проблемы трудоустройства, медицинского обслуживания и помощи молодежи и, конечно же, проблема социального обеспечения, являющаяся, по мнению многих экспертов, одним из серьезнейших вызовов стране в обозримой перспективе.

Проблема социального обеспечения и, в частности, пенсионного обеспечения стала в последнее время предметом острых общественных дебатов в США. Администрация Буша предлагает план, главный смысл которого – частично снять с государства чрезмерную ответственность за пенсионное обеспечение и другие социальные выплаты. Согласно предложениям республиканцев, для тех, кому 55 и более лет, ничего не изменится. Тем же, кто родился позже 1950 г., предлагается диверсифицировать на добровольной основе свои пенсионные взносы, то есть часть их направлять на индивидуальные инвестиционные счета. Средства на этих счетах могут приносить дополнительный доход, так как будут инвестироваться в различные приносящие прибыль активы. Однако никаких гарантий получения дохода не будет. Те американцы, которые не захотят рисковать, должны быть готовы к тому, что размеры их пенсий заметно уменьшатся.

Предлагаемая система индивидуальных пенсионных счетов будет управляться и контролироваться государством. Аналогичная система уже действует для федеральных служащих – они имеют пять вариантов инвестиционных вкладов в различные паевые фонды.

Критики новой системы социального страхования – прежде всего демократы – считают, что предлагаемая реформа размывает и определенно снижает социальные гарантии. Вместе с тем пока демократическая оппозиция не предлагает никаких конструктивных решений. Если оставаться на традиционной точке зрения, то единственный путь решения проблемы – повышение налогов. В любом случае очевидно, что социальные проблемы и, в частности, проблемы социального страхования становятся во главу угла всей социально-экономической стратегии государства.

Тенденции экономического развития США в первое десятилетие ХХI века

Первые годы ХХI в. прошли в США под влиянием очередного циклического кризиса, а также ряда других факторов, осложнивших социально-экономическую обстановку в стране. После наиболее длительного за всю послевоенную историю страны экономического подъема, который продолжался более 10 лет и сопровождался впечатляющими результатами (минимальные за более чем 30-летний период инфляция и безработица, высокие темпы роста ВВП и производительности труда, достижение в 1998 г. профицита федерального бюджета), с 2000 г. началось замедление темпов экономического роста. Оно вылилось в очередной циклический спад в третьем квартале 2001 г. (сокращение ВВП составило 1,4%). И хотя последующие темпы экономического роста в годовом исчислении были неизменно положительными, состояние стагнации экономики сохранялось и в 2002 г., и в начале 2003 г.
Помимо циклического кризиса ущерб экономике США нанесли террористические атаки 11 сентября 2001 г., которые привели к прямым и косвенным потерям ВВП на сумму более чем в 0 млрд. (разрушенные здания, спасательные работы, страховые выплаты, сокращение спроса на авиа- и автоперевозки и т.д.).

Отрицательное влияние на деловую конъюнктуру в США оказали и корпоративные скандалы 2001-2002 гг., в частности, банкротства и финансовые махинации в крупнейших корпорациях – "Энрон" и "Уорлдком", в аудиторской компании "Артур Андерсен". Кризису и последующей стагнации способствовал и обвал фондового рынка, прежде всего высокотехнологичных компаний, акции которых на волне бурного подъема 1990-х гг. и спекулятивных ожиданий были значительно переоценены. К этому следует добавить войну США в Ираке, которая в первые годы нового столетия стала заметным фактором влияния на федеральный бюджет страны, увеличивая его дефицит.

Негативный эффект всех этих процессов оказался весьма существенным: безработица возросла с 4% в 2000 г. до 6,3 % в 2003 г., объем инвестиций в экономику за это время сократился более чем на 20%, масштабы личного потребления уменьшились на 22%, упали прибыли корпораций. На мировых валютных рынках упал курс доллара относительно других мировых валют, прежде всего, относительно евро (с 0,95 в 2001 г. до 1,1 в 2003 г.). Вновь увеличилась доля американцев, проживающих за чертой бедности, – до 1 ,1% в 2002 г.
В 2002 г., после четырех лет профицита, федеральный бюджет США был вновь сведен с дефицитом в млрд. В дальнейшем – в 2003 ф.г. – дефицит федерального бюджета еще более возрос, хотя уже с 00 г. наметилась тенденция к снижению этого показателя (3,6%, или $ 1 млрд в 2004 г., 2,6%, или $ 1 млрд в 2005 г.). Продолжает оставаться высоким государственный долг США – около $ трлн (около 60% ВВП) .

Несмотря на все отмеченные негативные тенденции в экономике в начале 2000-х гг., статистические данные свидетельствуют, что к 00 г. экономика США в основном оправилась от кризисных явлений и вступила в период экономического подъема, впрочем, не слишком быстрого и не очень стабильного. Хотя поквартальные данные за 2003 г. заметно разнятся (от 1,9 до 7,4%), среднегодовой показатель 3,0% выглядел вполне удовлетворительно. Данные за 2004 и 2005 гг. подтверждают продолжение экономического роста (3,8% и 3,5% соответственно), хотя можно констатировать его некоторую неустойчивость по отдельным кварталам (от 3,1 до 4,5%).

По сравнению с кризисным периодом улучшилась ситуация на рынке труда. Только в 2004 г. в стране было создано 2,2 млн новых рабочих мест. Уровень безработицы в США сократился до 4,7 % (январь 2006 г.) по сравнению с 6,3 % в июне 2003 г. (максимальный уровень за последние годы). Вместе с тем темпы роста занятости все еще отстают от роста экономики, что многие экономисты связывают с ростом производительности труда, демонстрирующим устойчивые темпы на протяжении всего послекризисного периода.
В пятилетний период 2001- 2005 гг., охватывающий кризис и стагнацию, среднегодовые темпы роста производительности труда в несельскохозяйственном секторе экономики превысили 3,6%, что заметно превосходит аналогичные показатели за все периоды в последние 30 лет. Наиболее вероятное объяснение этого феномена – кумулятивный эффект постоянного внедрения в экономику новых технологий, в том числе информационных, который даже на послекризисных фазах оживления и подъема не привел к заметному росту занятости.

Высокими остаются темпы роста инвестиций в основной капитал – в целом за 2003 г. они увеличились на 9,9% (в 2003 г. – на 9,4 %), в третьем квартале 2005 г. составили 8,5%. Инвестиции в жилищное строительство увеличились в 2004 г. на 6% (в 2003 г. – на 12%), в третьем квартале 2005 г. – на 8,5 %, что было стимулировано самыми низкими ставками ипотечного кредитования за минувшие 30 лет (5,8%). В 2005 г. началось строительство млн индивидуальных жилых домов – это самый высокий показатель с 1978 г.

Реальные располагаемые доходы населения выросли к середине 2004 г. по сравнению с 2000 г. на 10%, а в 2004 г. – на 2,3 %. Средний объем накопленных активов домохозяйств вырос в 2004 г. на 6%. Это связывают с проводившимся по инициативе Дж. Буша снижением налогов в 2001 и 2003 гг. Максимального уровня за всю американскую историю достиг процент американцев, живущих в собственных домах, – 69,2 % во втором квартале 2004 г. Этот показатель среди национальных меньшинств также достиг рекордного уровня – 51%.
Продолжают расти корпоративные прибыли. Хотя в первом квартале 2003 г. наблюдался небольшой спад корпоративных прибылей, они не только восстановили предкризисный уровень, но и заметно превысили его во втором квартале 2004 г. (73 млрд). В стране продолжают оставаться невысокими темпы инфляции, несмотря на рост цен на нефть на мировых рынках. Так, индекс потребительских цен увеличился в 2005 г. на 3,4 % (без учета цен на топливо – только на 2,2 %).

Все сказанное отнюдь не означает отсутствия серьезных проблем в экономике США. Помимо уже упомянутого масштабного бюджетного дефицита, растет государственный долг, объем которого в 2004 г. превысил трлн (более 56% ВВП). Некоторые американские эксперты полагают, что власти исчерпали основные инструменты стимулирования экономики – прежде всего, существенное снижение налогов и учетной ставки Федеральной резервной системы (ФРС) – и перешли к ее поэтапному повышению. Подсчитано, что только 59 центов из каждого неполученного от снижения налогов доллара способствовали экономическому росту – остальные можно рассматривать как чистые потери для государственной казны. Кроме того, налоговая политика Буша критикуется не только за ее недостаточную экономическую эффективность, но и за явное пренебрежение принципами социальной справедливости. В опубликованном в 2004 г. докладе Бюджетного управления Конгресса США подчеркивается, что 1/3 всех налоговых льгот за последние три года была получена одним процентом налогоплательщиков, которые относятся к лицам с наиболее высокими налогами – более,2 млн в год. 2/3 всех налоговых льгот достались 20% наиболее богатых получателей доходов (свыше $ 203 тыс. в год.). После налоговой реформы Буша доходы 1% населения, относящегося к наиболее богатому слою, выросли на 10,1%, доходы 20% тех, кто является средним слоем, – на 2,3%, а доходы низшей 20-процентной группы – только на 1,6%.

Несомненно, что именно рост потребительских расходов, на которые приходится 70% ВВП, а также увеличение инвестиций стали главными факторами выхода США из экономического кризиса 2001 г. и дальнейшего ускорения экономического роста.

Весьма противоречивым было послекризисное развитие в сфере внешнеэкономических связей США. На фоне экономического подъема экспорт в США в 2005 г. увеличился на 5%, импорт – на 4,6%. Это заметное падение по сравнению с ростом на 10,6% в 2004 г. Объем внешней торговли товарами и услугами превысил $ трлн. Дефицит торгового баланса США достиг в 2005 г. 5,9% ВВП или 3 млрд. Возрос также и дефицит текущего платежного баланса – свыше $ 9 млрд (6,4 % ВВП). Именно эти дефициты наряду с дефицитом федерального бюджета (так называемый "тройной дефицит") рассматриваются в США как наиболее серьезная угроза экономическому росту, стабильности на финансовых рынках, денежному рынку и курсу доллара. Однако было бы неверно односторонне трактовать феномен дефицитов торгового и платежного балансов как исключительно негативную характеристику американской экономики. Растущий импорт (как, впрочем, и экспорт) способствует большей интеграции США в мировую экономику, позволяет извлечь максимальные выгоды из международного разделения труда, использовать дешевые сырьевые и людские ресурсы за рубежом для производства огромной номенклатуры товаров, поступающих на американский рынок. Это мощнейший фактор понижательного влияния на инфляцию.

Важное событие в сфере внешнеэкономических связей США, произошедшее в 2003 г., – превращение Китая во второго по величине импортера США (первый – Канада). На его долю приходится 12,5% от общего импорта в США (млрд.). При этом номенклатура поставляемых из Китая в США товаров заметно расширилась – это уже не только текстильные изделия, одежда и игрушки, но и во все большей степени сложные машино-технические изделия.

Известно, что США – и крупнейший международный инвестор, и кредитор. Стоимость американских активов за рубежом превышает,5 трлн. Одновременно США являются крупнейшей страной-реципиентом иностранного капитала – стоимость иностранных активов превышает $ 8,5 трлн. Такое положение, с одной стороны, способствует увеличению отрицательного сальдо торгового баланса страны, но с другой – отражает привлекательность американской экономики для других стран, позволяя США использовать инвестиционные ресурсы остального мира. Следует также иметь в виду, что значительная часть вывоза капитала из США осуществляется через американские ТНК за рубежом (из 500 крупнейших ТНК 162 имеют американское происхождение).

США, безусловно, занимают лидирующие позиции в мировой экономике. Это лидерство опирается на размеры хозяйства страны и уровень его развития, на мощный научно-технический потенциал, зрелость и динамизм развития рыночных институтов и механизмов, эффективность государственного регулирования экономики. США принадлежит крупнейшая доля в мировом ВВП, которая по паритету покупательной способности валют превышает 21,3%. По этому показателю к США приближается только Европейский союз (25 стран Европы, около 20% мирового ВВП). По показателю ВВП на душу населения США занимают второе место в мире (после Люксембурга) – ,5 тыс.

Таким образом, несмотря на имеющиеся серьезные социально-экономические проблемы, экономика США в начале ХХI в. продемонстрировала способность преодолевать возникающие кризисы различной природы, что свидетельствует о ее гибкости и высокой адаптивности к меняющимся условиям. Во многом это объясняется весьма высокой эффективностью социально-экономической модели, ориентированной на выработку и реализацию национальных приоритетов развития страны.

Об эффективности сложившейся социально-экономической модели свидетельствуют высокий уровень экономического и научно-технического развития страны, лидирующие позиции США в мировой экономике, способность хозяйственного механизма и общественных институтов в целом успешно справляться с возникающими кризисными явлениями и вызовами.

Нельзя вместе с тем не видеть и серьезных экономических и социальных проблем, стоящих перед страной ("тройной дефицит", вызовы в социальной сфере и др.). Администрация Дж. Буша, пытаясь закрепить положительные результаты экономического развития последних лет, использует весь накопленный арсенал рычагов макроэкономического регулирования и ставит перед собой достаточно амбициозные социально-экономические задачи.