Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Отношение государственного долга к ввп. Государственный долг

В настоящее время многих россиян интересуют сведения, касающиеся внешнего долга не только нашего государства, но и других стран мира. У кого из них внешний долг является наименьшим, а у кого – наибольшим? Наши эксперты помогут разобраться с этими вопросами.

Внешний долг

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2019).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Показатели внешнего долга

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

  1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
    • зависимость от экспортных товаров;
    • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
    • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
  2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
  3. Показателями по госсектору, а именно:

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

  • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
  • степень открытости внешнего рынка капитала;
  • режим реального валютного курса;
  • вероятность возникновения экономического кризиса.

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

Позитивные аспекты внешнего долга государства от стран мира

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

Рейтинг стран мира по внешнему долгу

Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2019 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
США 16 893 000 101
Великобритания 9 836 000 396
Германия 5 624 000 159
Франция 5 633 000 188
Нидерланды 3 733 000 309
Япония 2 719 000 46
Испания 2 570 000 165
Италия 2 684 000 101
Ирландия 2 357 000 1060
Люксембург 2 146 000 3411

В результате анализа этих таблиц можно сделать вывод, что стран, не имеющих внешнего долга, удивительно малое количество – только три (Бруней, Макао и Республика Палау), в отличие от других государств, которые должны практически всему миру.

Есть страны, которые являются одновременно и заемщиками, и кредиторами в отношении друг друга. Так почему же они не произведут взаимозачет своих финансовых задолженностей? А вот это зависит не только от политических взаимоотношений между ними, но и от условий кредитного займа – сроков погашения, процентных выплат и т. д. Ведь взаимозачет таких долгов может не только обнулить задолженности, но и серьезно повлиять на оборотные средства государственных финансовых компаний. Такая ситуация в свою очередь может привести к кризису экономики обоих государств.

– Света Гоголь

Страны с самым высоким уровнем долга по отношению к валовому внутреннему продукту пострадали от глобальной рецессии сильнее всего. Безработица в Греции, Ирландии и Португалии перешагнула порог в 14 процентов. Это страны с крайне низким достатком.

В случае с Португалией, ВВП на душу населения в 2010 году составлял всего лишь 25 575 долларов, то есть ниже, чем в любой другой развитой стране за исключением Словакии. Сочетание огромных долгов, непомерных обязательств и гаснущей национальной экономики обернулось понижением кредитного рейтинга многих некогда процветающих стран до уровня ниже инвестиционного.

Moody’s оценило статус Ирландии «BА2», Греции «CА» и Португалии «BА3».

Однако, не все страны с высоким показателем отношения госдолга к ВВП находятся в одинаково плачевном положении. Госдолг Германии и Японии хоть и высок, но пока ничем страшным не грозит.

Соотношение долг/ВВП этих стран уравновешивается относительно сильной экономикой и состоятельностью населения. ВВП Германии – самый высокий в Европе и четвёртый в мире. Экономика Японии остаётся третьей в мире по уровню ВВП даже после землетрясения и ядерной катастрофы.

Экономики таких стран как Германия, Франция, Великобритания, США и Япония, несмотря на огромные долги, пребывают пока в относительной стабильности. Однако вечно так продолжаться не может. В прошлом году Standard & Poor’s понизило идеальный рейтинг Франции и Америки. На днях Франция и Великобритания получили от Moody’s негативный прогноз.

Многие из этих экономик, казалось бы, начали выкарабкиваться из рецессии, тем не менее их долги продолжают расти. Даже самые богатые страны мира вынуждены вводить меры строгого самоограничения. Многие американские штаты, к примеру, пошли на значительное сокращение бюджетных рабочих мест.

24/7 Wall St. (амер. онлайн-издание; прим. mixednews) составило список развитых стран-должников и расположило их по порядку, в зависимости от размера госдолга в соотношении с номинальным ВВП по статистическим данным за 2011 год, опубликованным Moody’s. Издание также сделало обзор номинального ВВП, роста номинального ВВП, ВВП на душу населения и оценки кредитоспособности от Moody’s. Все данные относятся к 2011 году, за исключением ВВП на душу населения – это цифры за 2010 год. Данные по уровню безработицы предоставлены Организацией экономического сотрудничества и развития.

1. Великобритания

Отношение долга к ВВП: 80,9%
Госдолг: $ 1,99 трлн.
ВВП на душу населения (ППС): $ 35 860
Номинальный ВВП: $ 2,46 трлн.
Уровень безработицы: 8,4%
Кредитный рейтинг: AAA

Хотя соотношение долг/ВВП Великобритании — самое высокое среди развитых стран, ее правительству удаётся сохранять относительную стабильность экономики. Великобритания не является частью еврозоны и обладает собственным независимым центробанком. Независимость Великобритании помогла ей защититься от накрывшего Европу долгового кризиса. Доходность государственных ценных бумаг остаётся низкой. Страна сохраняет кредитный рейтинг ААА, отражающий её надёжное финансовое положение.

2. Германия

Отношение долга к ВВП: 81,8%
Госдолг: $ 2,79 трлн.
ВВП на душу населения (ППС): $ 37 591
Номинальный ВВП: $ 3,56 трлн.
Уровень безработицы: 5,5%
Кредитный рейтинг: AAA

Крупнейшая экономика и «островок финансовой стабильности», Германия больше всего заинтересована в сохранении долговой стабильности, как для себя, так и для всей еврозоны. В 2010 году, когда Греция оказалась на грани дефолта, МВФ и ЕС были вынуждены обеспечить её антикризисным пакетом в 45 миллиардов евро. Большая часть этой помощи была оказана Германией. Страна обладает идеальным кредитным рейтингом, а уровень безработицы там один из самых низких в Европе — всего 5,5 процентов. Несмотря на относительную стабильность, соотношение долг/ВВП в Германии одно из наиболее высоких среди развитых стран – 81,8 процентов по данным Moody’s.

3. Франция

Отношение долга к ВВП: 85,4%
Госдолг: $ 2,26 трлн.
ВВП на душу населения (ППС): $ 33 820
Номинальный ВВП: $ 2,76 трлн.
Уровень безработицы: 9,9%
Кредитный рейтинг: AAA

Франция – третья по величине экономика в ЕС, с номинальным ВВП 2,76 триллионов долларов, и лишь немного уступает Великобритании с её 2,46 триллионами долларов. Страна числилась в списке одной из наиболее стабильных, пока в январе Standard & Poor’s не понизили рейтинг её госдолга с идеальных AAA до AA+. То же самое произошло и с восьмью другими странами зоны евро, включая Испанию, Португалию и Италию. Решение S&P’s стало серьёзным ударом для правительства, которое заверяло, что французская экономика находится в таком же стабильном состоянии, как и британская. Рейтинг Moody’s остаётся на прежнем уровне – ААА – но и это агентство дало на днях негативный прогноз в отношении Франции.

4. Соединённые Штаты Америки

Отношение долга к ВВП: 85,5%
Госдолг: $ 12,8 трлн.
ВВП на душу населения (ППС): $ 47 184
Номинальный ВВП: $ 15,13 трлн.
Уровень безработицы: 8,3%
Кредитный рейтинг: AAA

Госдолг США в 2001 году составлял 45,6 процентов от ВВП. К 2011 году он вырос до 85,5 процентов от ВВП. В 2001 году траты американского правительства по отношению к ВВП составляли 33,1 процент. К 2010 году – уже 39,1 процент. В 2005 году долг США равнялся 6,4 триллионов долларов. К 2011 он удвоился. Пока Moody’s сохраняет идеальный кредитный рейтинг для США, в то время как агентство Standard & Poor’s в августе уже понизило статус этой страны до AA+.

5. Бельгия

Отношение долга к ВВП: 97,2%
Госдолг: $ 479 млрд.
ВВП на душу населения (ППС): $ 37 448
Номинальный ВВП: $ 514 млрд.
Уровень безработицы: 7,2%
Кредитный рейтинг: AA1

Соотношение госдолг/ВВП Бельгии достигло в 1993 году 135 процентов, но впоследствии, к 2007 году, его удалось снизить до 84 процентов. За последующие четыре года оно опять поднялось почти до 95 процентов. В декабре 2011 года Moody’s понизило статус местных и иностранных правительственных ценных бумаг с АА1 до АА3. Объясняя своё решение, агентство заявило, что «необходимость повышения налогов или сокращения расходов создаёт дополнительные препятствия для экономического роста». В январе этого года страна была вынуждена урезать расходы на 1,3 миллиарда долларов для того чтобы не нарушить новые финансовые правила ЕС, введённые во избежание повторения долгового кризиса в еврозоне.

6. Португалия

Отношение долга к ВВП: 101,6
Госдолг: $257 млрд.
ВВП на душу населения (ППС): $ 25 575
Номинальный ВВП: $239 млрд.
Уровень безработицы: 13,6%
Кредитный рейтинг: ВA3

Португалия серьёзно пострадала от глобальной рецессии – больше, чем многие другие страны – частично из-за низкого ВВП на душу населения. В 2011 году страна получила от ЕС и МВФ помощь в размере 104 миллиардов долларов. По данным Business Week, португальское правительство «планирует сократить дефицит бюджета с 9,8 процентов от ВВП в 2010 году до 4,5 процентов в 2012-ом. Moody’s снизило статус госдолга страны до «нежелательного» в июле 2011 года, а на днях он был снижен ещё раз – до ВА3.

7. Ирландия

Отношение долга к ВВП: 108,1%
Госдолг: $225 млрд.
ВВП на душу населения (ППС): $ 39 727
Номинальный ВВП: $217 млрд.
Уровень безработицы: 14,5%
Кредитный рейтинг: ВA1

Экономика Ирландии была одной из самых здоровых в Европе. В начале 2000-х это была страна с самым низким уровнем безработицы среди всех промышленно развитых стран. В это время средний рост номинального ВВП составлял около десяти процентов в год. Однако с наступлением мирового финансового кризиса экономика Ирландии начала стремительно «сдуваться». В 2006 году бюджетный профицит составлял 2,9 процентов ВВП. К 2010 году дефицит достиг ошеломляющей цифры 32,4 процента ВВП. С 2001 года долг Ирландии увеличился на 500 процентов. По оценке Moody’s общий госдолг возрос до 224 миллиардов и превысил ВВП – 216 миллиардов. Рейтинг Ирландии по версии Moody’s – ВА1.

8. Италия

Отношение долга к ВВП: 120,5%
Госдолг: $2,54 трлн.
ВВП на душу населения (ППС): $ 31 555
Номинальный ВВП: $2,2 трлн.
Уровень безработицы: 8,9%
Кредитный рейтинг: А3

Огромный госдолг Италии усугубляется вялым ростом экономики страны. В 2010 году ВВП вырос не больше чем на 1,3 процента. Этому предшествовали два года сокращения ВВП. В декабре 2011-го итальянское правительство приняло пакет мер по строгой экономии с целью снижения объёма заемных средств. По данным Financial Times и ассоциации потребителей Federconsumatori, почти сорок миллиардов, которые правительство рассчитывает сэкономить за счёт повышения налогов и урезания расходов, обойдутся каждому домохозяйству примерно в 1 500 долларов в год в течение трёх последующих лет. Несколько дней назад Moody’s понизило рейтинг Италии с А2 до А3.

9. Греция

Отношение долга к ВВП: 168,2%
Госдолг: $489 млрд.
ВВП на душу населения (ППС): $ 28 154
Номинальный ВВП: $303 млрд.
Уровень безработицы: 19,2%
Кредитный рейтинг: СА

В 2009-2010 годах Греция стала олицетворением европейского финансового кризиса. Выпутаться из греческих проблем с тех пор пытается и весь остальной Евросоюз, и МВФ. Но, несмотря на все усилия, экономика Греции и не думает поправляться. В 2010 году отношение долга к ВВП составляло 143 процента. В прошлом году, по оценке Moody’s греческий долг вырос до 163 процентов ВВП. На этой неделе Греция получила второй пакет помощи в объёме 130 миллиардов евро.

10. Япония

Отношение долга к ВВП: 233,1%
Госдолг: $13,7 трлн.
ВВП на душу населения (ППС): $ 33 994
Номинальный ВВП: $5,88 трлн.
Уровень безработицы: 4,6%
Кредитный рейтинг: АА3

Отношение долг/ВВП Японии самое высокое среди развитых стран планеты. Но японскому правительству удаётся справляться с солидным долгом благодаря неплохой ситуации с уровнем безработицы и частным держателям облигаций, которые продолжают вкладывать средства в государственные ценные бумаги. Заместитель министра финансов Японии Фумихико Игараши сказал в своей в своём официальном выступлении в ноябре 2011 года, что «95 процентов госдолга – это внутренний долг, только пять процентов принадлежит иностранцам». Премьер министр Ёсихико Нода предложил к 2015 году удвоить пятипроцентный государственный налог с продаж для того, чтобы сократить госдолг.

– это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.

Общие положения

Государственный долг представляет собой накопление всех бюджетных дефицитов прошлых лет, без учета излишков бюджета. Накопление государственного долга неизбежно приводит к дефициту бюджета, что в свою очередь приводит к прекращению или ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.

При формировании государственного долга не учитываются задолженности других стран перед данным государством. И поэтому обязательства по погашению взятых на себя финансовых займов страны-должника никак не зависят от возврата собственных заемных средств.

Государственный долг подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В первую категорию попадают займы, взятые на срок до одного года. Среднесрочный долг – кредит, взятый на срок до 5 лет, долгосрочный – на срок свыше 5 лет.

Наиболее тяжким бременем для государства являются краткосрочные долги, которые, как правило, берутся под самые высокие проценты. Поэтому, такие долги стараются пролонгировать или консолидировать. Но эти две процедуры могут быть осуществлены только с согласия кредиторов.

Кроме этого государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг – это задолженность государства перед другими странами, иностранными гражданами, компаниями, финансовыми учреждениями. Внутренний долг – это задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг. При этом в сумму внутреннего государственного долга не включается задолженность правительства страны по социальным выплатам.

В странах с твердой национальной валютой отсутствует понятие внешнего или внутреннего государственного долга. Для таких стран, как США или Великобритания существует понятие национальный долг.

При этом уже в скором будущем государственные долговые обязательства как снежный ком смогут смести все на своем пути. Таковы выводы организаторов исследования Всемирной организации кредиторов (WOC).

Госдолг стран мира продолжает увеличиваться, и, согласно последним оценкам, странам все сложнее не просто снизить его объем, а хотя бы стабилизировать, говорится в исследовании. По предварительным итогам 2012 года суммарный долг всех государств мира превысил $55 трлн. Большую часть этого объема (75%) составляют обязательства всего семи развитых экономик мира - стран G7. За предыдущий год они не только не облегчили ситуацию, но и нарастили свои долги на 5%. В целом объем задолженности развитых стран вырос на 12% и составляет 110% от их суммарного ВВП.

В развивающихся странах ситуация не столь критична: за 2012 год общая сумма государственных долгов выросла на 1% и по отношению к ВВП составляет 34%. Наибольший прирост отмечается в странах Ближнего Востока и Северной Африки, где правительственные долги выросли на 5%. В других регионах прирост составляет 1-2% от уровня предыдущего года.

Государственная задолженность ключевых регионов мира

Регионы Объем госдолга (public debt), $ млрд., 2012 Объем госдолга (public debt), $ млрд., 2011 Изменение Госдолг/ВВП, 2012
Развитые страны 46539 41715 12% 110%
G7 42261 40398 5% 129%
Евросоюз 14316 14458 -1% 89%
Развивающиеся страны 9329 9234 1% 34%
Азия 4114 4017 2% 32%
Латинская Америка и Карибы 2812 2817 0% 49%
Ближний Восток и Северная Африка 798 757 5% 27%
СНГ 362 357 1% 14%

Источники: WOC, IMF, CIA .

Лидеры не сменились

Если же рассматривать все страны мира в целом, то существенных изменений в лидерах не произошло. Первые две строчки рейтинга занимают США и Япония, у которых по $16 трлн. и $14 трлн. соответственно. Таким образом, больше половины общемирового суверенного долга приходится на эти две страны. Затем идут страны, госдолг которых колеблется от $1 трлн. до $3 трлн. После Японии, у которой государственные обязательства почти в 3 раза выше собственного ВВП, наиболее сложной ситуация выглядит в Италии. По итогам 2012 года суверенный долг по отношению к ВВП составил 126%. Впрочем, эксперты отмечают, что ситуация в этой стране более устойчива, чем у ее южноевропейских соседей, поскольку государственные облигации имеют длинные сроки погашения и в основном принадлежат внутренним инвесторам.

При этом в процентном соотношении самый значительный прирост госдолга среди рассмотренных стран зафиксирован в Казахстане. Показатель в этой стране вырос больше, чем на треть (+32%), подняв Казахстан на 58-е место в общем рейтинге по объему государственного долга. Наибольший прирост финансовых обязательств среди развитых стран отмечен в Испании и Австралии. По итогам 2012 года задолженность в этих странах увеличилась на 23% и 19% соответственно.

Китай продолжает сокращать свой государственный долг, однако весьма медленными темпами. По итогам 2012 года объем задолженности уменьшился на 6%. При этом годом ранее правительство погасило еще 5% своих обязательств. Сократился на 8% госдолг и в Греции, что можно объяснить списаниями, на которые пошли кредиторы в 2012 году. Уменьшились финансовые обязательства и в Венгрии - снижение на 15% обеспечило стране 42-е место в общем рейтинге.

Место в 2012 Место в 2011 Страна Объем госдолга, $ млрд., 2012 Объем госдолга, $ млрд., 2011 Изменение Госдолг/ВВП, 2012
1 1 США 16730,5 15536,3 8% 107%
2 2 Япония 14148,9 13476,9 5% 237%
3 3 Германия 2888,7 2881,5 0,3% 83%
4 4 Италия 2611,2 2640,7 -1% 126%
5 5 Франция 2440,0 2387,9 2% 90%
6 6 Великобритания 2175,1 1977,4 10% 89%
7 7 Китай 1770,9 1886,1 -6% 22%
8 9 Канада 1579,3 1483,8 6% 88%
9 8 Бразилия 1569,7 1619,0 -3% 64%
10 11 Испания 1267,7 1032,3 23% 91%
11 10 Индия 1202,6 1123,0 7% 68%
12 12 Нидерланды 547,0 547,6 -0,1% 68%
13 13 Мексика 520,3 506,3 3% 43%
14 14 Бельгия 492,0 502,1 -2% 99%
15 15 Греция 462,9 501,3 -8% 171%
26 25 Россия 222,9 221,3 1% 11%

Источники: WOC, IMF, CIA.

Один долг на каждого

В вопросе государственного долга в расчете на каждого жителя в лидерах по-прежнему Япония. На каждого жителя страны приходится более $110 тыс. Последствия цунами и аварии на АЭС в Фукусиме еще долго будут оказывать негативное влияние на экономику страны Восходящего Солнца. За Японией идет Ирландия ($53,9 тыс. на жителя), которую уже практически догнали Сингапур и США. В этих странах на каждого жителя приходится по $53 тыс. государственного долга. В то же время значительно выросло давление на жителей Катара: теперь на каждого из них приходится более $37 тыс., что на 19% выше, чем годом ранее.

В России в целом ситуация с государственным долгом стабильна. По итогам 2012 года его объем вырос на 1% и не превышает 11% от уровня ВВП. Что же касается задолженности в расчете на душу населения, то на каждого жителя приходится чуть более $1,5 тыс.

Место Страна Госдолг на 1 жителя, $, 2012 Госдолг на 1 жителя, $, 2011 Изменение
1 Япония 110875,1 105373,8 5,2%
2 Ирландия 53992,8 50585,1 6,7%
3 Сингапур 53435,9 52994,6 0,8%
4 США 53229,0 49804,4 6,9%
5 Норвегия 49438,7 48246,3 2,5%
6 Канада 45347,6 43086,6 5,2%
7 Бельгия 44549,8 45854,0 -2,8%
8 Италия 42879,6 43557,5 -1,6%
9 Греция 41313,1 44783,4 -7,7%
10 Франция 38474,8 37827,0 1,7%
11 Катар 37506,5 31793,9 18%
12 Швейцария 36240,8 37446,2 -3,2%
13 Австрия 36035,6 35992,4 0,1%
14 Германия 35323,3 35234,9 0,3%
15 Великобритания 34490,5 31565,3 9,3%
47 Россия 1570,8 1554,1 1,1%
51 Китай 1308,1 1399,8 -6,6%

Источники: WOC, IMF, CIA .

Запасы не спасут

В вопросе международных резервов самой внушительной «подушкой безопасности» может похвастаться Китай. За прошедший год страна нарастила объем МР до $3,5 трлн., что в 3 раза больше, чем государственный долг. Второе место удерживает Япония, показатели которой достигают $1,3 трлн. Однако этого хватит на покрытие только 10% государственного долга. Третье место прочно отвоевала себе Саудовская Аравия, которая продолжает наращивать свои резервные фонды. Россию, которая сейчас занимает четвертое место, в скором будущем могут «подвинуть» США, которые также наращивают резервный фонд. Впрочем, следует отметить, что в случае острой необходимости большинству стран не хватит «копилок», чтобы покрыть все свои долги.

Место Страна Объем международных резервов, $ млрд. Резервное покрытие госдолга
1 Китай 3549 200%
2 Япония 1351 10%
3 Саудовская Аравия 626,8 1749%
4 Россия 561,1 252%
5 США 537,267 3%
6 Тайвань 391 195%
7 Бразилия 371,1 24%
8 Швейцария 330,585 114%
9 Корея, республика 319,2 82%
10 Гонконг 299,6 348%
11 Индия 287,2 24%
12 Сингапур 253,3 88%
13 Германия 234,104 8%
14 Алжир 190,5 1078%
15 Италия 173,3 7%

Источники: WOC, IMF, CIA.

Пессимизм становится реальностью

При неуклонно нарастающем давлении, все чаще встречаются прогнозы скорого взрыва «долговых пузырей». Страны, которые и так задавлены долгами, не могут найти возможности для погашения своих обязательств и вынуждены занимать еще больше, чтобы заплатить проценты по текущим займам. Для большинства развитых экономик, а также для стран, в которых отношение госдолга к ВВП превышает 60-70%, точка невозврата, похоже, уже пройдена. Поэтому рано или поздно они повторят судьбу Греции или Кипра, считают эксперты. Однако в этом случае занять средства на «спасение» будет уже не у кого.

Впрочем, исходя из прогноза динамики роста госдолга относительно ВВП, намечается некоторое снижение этого показателя во второй половине текущего десятилетия. Однако оптимисты МВФ все же делают ставку на увеличение ВВП, а не на реальное снижение объемов государственных долгов.

В целом, эксперты все чаще склоняются к пессимистичному сценарию: в скором времени вполне реален кризис государственных финансов, который по своей мощи и последствиям многократно превзойдет финансовые кризисы прошлых лет.

Прогноз динамики государственного долга по отношению к ВВП ключевых регионов мира

Источники: WOC , IMF, CIA.

Самый резкий прирост долга за год продемонстрировали крупнейшие мировые экономики — США и Китай: в обеих странах показатель вырос на $2 трлн. В Китае он достиг $32,7 трлн, а в США превысил $63 трлн. При этом рост американской экономики в номинальном выражении обогнал рост долга, в результате чего отношение последнего к американскому ВВП снизилось на 2,5 п.п.

Несмотря на значительное увеличение долга в Китае, темпы его прироста замедлились, особенно в нефинансовом корпоративном секторе, — следствие ужесточения денежно-кредитной политики. Однако китайские домохозяйства, напротив, увеличили свои заимствования. В первом квартале 2017 года отношение задолженности домохозяйств к ВВП достигло исторического максимума — 45%, значительно превзойдя средний показатель для развивающихся рынков — 35%. По состоянию на май совокупный долг КНР превзошел 304% ВВП, оценил IIF.

Совокупный долг развивающихся рынков увеличился на $3 трлн, превысив $56 трлн, и составил 218% ВВП. Быстрее всего его отношение к ВВП росло в Китае, Чили, Колумбии и Турции. В Таиланде же, Бразилии, России и Венгрии оно, напротив, снижалось.

В конце мая Moody’s Investors Service впервые с 1989 года с Аа3 («очень низкий кредитный риск») до A1 («низкий кредитный риск»), установив по нему стабильный прогноз. Свое решение агентство объяснило медленными темпами реформ, а также большими долгами страны. Хотя Moody"s не понижало китайский рейтинг почти 30 лет, другие агентства делают это чаще. Последним было Fitch, которое понизило суверенный рейтинг Китая в 2013 году.

В сентябре 20​​​16 года Moody’s до «мусорного» уровня Ba1 со стабильным прогнозом, также сославшись на повышение рисков, связанных с необходимостью увеличения внешних заимствований, и ослабление таких показателей, как экономический рост и устойчивость институтов.

«Значение имеет не размер долга, а процентные ставки, — прокомментировал РБК выводы обзора IIF главный экономист Renaissance Capital Чарльз Робертсон. — Даже самый низкий уровень долга может стать непосильным для заемщика, если процентные ставки слишком высоки». Когда глобальные процентные ставки находятся на низком уровне, высокий уровень долга может считаться приемлемым. Ключевой риск, если брать в расчет актуальные уровни долга, заключается в рецессии (и, как следствие, в невозможности выплатить долг) или повышении процентных ставок в результате рецессии, добавляет эксперт. Ни тот, ни другой сценарий сейчас не грозит, заключил Робертсон.

Из четырех компонентов долга, которые измеряет IIF, у России за последние четыре квартала вырос лишь госдолг — с 15,9% ВВП в конце марта 2016 года до 16,3% ВВП в конце марта текущего года. Отношение долга домохозяйств к ВВП уменьшилось до 14,7% (с 15,6%), долга финансового сектора — до 11,8% (с 14,4%), нефинансового сектора — до 48,6% (с 56,1%). До конца 2017 года российским заемщикам предстоят крупные погашения долгов, отмечает IIF. По данным Банка России, во втором полугодии предстоит выплатить $43 млрд в качестве основного долга и $8,3 млрд в виде процентов.