Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Итоги экономической реформы 1985 1991. Экономические реформы: от плановой экономики - к рыночной

«Стратегия ускорения», экономическая реформа 1987 года, второй этап экономической реформы, программа «500 дней».

«Стратегия ускорения».

В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора». В сентябре 1985 г. М. С. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации многосменного режима их работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания, которая должна была не только обеспечить всеобщую трезвость, но и повысить производительность труда. Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция - госприемка, потребовавшая роста управленческого аппарата и материальных затрат. Качество от этого, однако, радикально не улучшилось.

Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением числа аварий. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов.

Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке программы экономической реформы.

Экономическая реформа 1987 г.

К разработке реформы Горбачев привлек известных экономистов, давно выступавших за проведение преобразований в экономике, - JI. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунича и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения); отказ от монополии внешней торговли; более глубокую интеграцию в мировой рынок; сокращение числа министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения; признание различных форм хозяйствования на селе, в том числе фермерства.

Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г. Тогда же был принят ключевой документ реформы - Закон о государственном предприятии. Несмотря на то что реальных сдвигов в госсекторе не произошло, одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике, хотя этот процесс шел с большими трудностями. Стало возможным вести частное предпринимательство более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. уже более 7 млн человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн - индивидуальной трудовой деятельностью. Оборотной стороной стала фактическая легализация «теневой экономики». Не последнее место в ней занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным оценкам, частный сектор «отмывал» до 90 млрд рублей в год.

Второй этап экономической реформы .

Терпя неудачи в реформировании госсектора, Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. Правда, предлагавшиеся им меры не отличались последовательностью. Так, принятые в 1990 г. законы предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства из этих мер откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20 % предприятий на аренду растягивался до 1995 г. Горбачев опасался не только «консерваторов», способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва. Поэтому он воздерживался от реформ кредитной и ценовой политики, системы снабжения. Тем не менее проводившиеся реформы вели к углублению экономического кризиса.

Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе. Речь шла о заключении крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полном распоряжении полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади участка и поголовья скота передавались колхозам. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % возделываемых земель. Ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, не дала положительных результатов. Более того, непоследовательность действий власти вызвала дезорганизацию производства, нарушила систему перераспределения и на практике обернулась экономической катастрофой. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности.

Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (впервые с 1947 г.). Резко усилились тенденции к росту цен (и н ф л я ц и и) .

Уровень жизни падал, и простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали вскоре повседневным явлением.

Программа «500 дней».

После выборов народных депутатов РСФСР (1990) новое российское руководство (председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, стало предпринимать собственные шаги по экономическому реформированию.

Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала провести приватизацию (передачу в частную собственность) государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть Центра. Но под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы. Согласительная комиссия ее, по существу, отвергла.

Из программы «500 дней». Лето 1990 г.

Главная цель реформы - экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие народного хозяйства и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран. Трудный, но необходимый для судеб страны перелом, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену государственной опеке, иждивенчеству и уравниловке, апатии и бесхозяйственности, порожденным административно-командной системой, должны прийти свобода хозяйственной деятельности и ответственность каждого гражданина за свое благосостояние, напряженный и хорошо организованный труд, вознаграждение в соответствии с его результатами.

Руководство России заявило, что осуществит программу в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада. Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план даже не был обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Его избрание рассматривалось как поддержка курса на ускорение экономических реформ почти 60 % участников выборов.

В 1985 году начался новый и последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка». Руководство страны встало перед необходимостью остановить распад системы «государственного социализма» и защитить интересы правящей номенклатуры. Для этого стали проводиться осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике, поскольку глубокий кризис успел охватить основные звенья системы. В качестве одного из первых шагов по выходу страны из кризисного состояния был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее чем на 4 % , что было крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть продолжающейся гонки вооружений. Для достижения такого роста национального дохода ресурсов у страны не было. Было предпринято искусственное нагнетание инвестиций в эту отрасль за счет других секторов экономики. Низким оставалось качество выпускаемой продукции Барышева А. В. Перестройка: социально-экономические проблемы / А. В. Барышева. - М.: Наука, 1990. -151 с. .

Необходима была смена кадров управления экономикой, разработка новой стратегии экономического развития. Эта работа началась осень 1985 г. К работе над проектом реформы были привлечены известные экономисты. К лету 1987 года проект был завершен. Реформа исходила из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее, предполагалось внесение серьезных изменений в существующую экономическую модель. В общих чертах они предусматривали: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора (на начальном этапе - через развитие производственной кооперации); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равноправного существования на пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств; признания возможности закрытия убыточных предприятий; создание банковской сети.

Экономическая перестройка началась с июня 1987 года, когда был принят «Закон о государственном предприятии», по которому руководителям и коллективам государственных предприятий были предоставлены широкие полномочия, в частности, право самостоятельного выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с иностранными партнерами т.д. На практике этот закон предоставил предприятиям большую свободу распоряжаться своей прибылью: вкладывать ее в производство или повышать заработную плату работникам. Многие предприятия пошли по второму пути, что было заведомо проигрышным вариантом, так как не обеспечивало наращивания в перспективе научно-технического потенциала. К тому же со свободой не появлялась рыночная дисциплина, в соответствии с которой убыточные предприятия следовало закрывать, а выпуск продукции, не пользующейся спросом, прекращать Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие / под ред. проф. М.Н. Чепурина.-11-е изд., - М.: Юстицинформ, 2006. - 416 с..

В середине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалось открывать частные предприятия в более чем 30 видах производственной деятельности. В соответствии с этими законами фактически был легализован большой сектор теневой экономики, где, по самым скромным подсчетам, «прокручивалось» до 90 млрд. руб. (в масштабах цен того времени), доставшихся владельцам самыми разными путями, включая уголовно наказуемые.

Продовольственная проблема в стране обострялась. В этих условиях одним из способов решения продовольственной проблемы могла бы стать аренда земли. В 1989 году были приняты законы, допускавшие аренду земли и других природных ресурсов юридическими и физическими лицами, в результате чего повсюду стали возникать семейные фермы, как один из видов арендного хозяйства. Но к аренде не допускались крестьянские хозяйства. В декабре 1990 г. в Конституцию РФ была внесена поправка, которая признавала возможность закрепления земли крестьянскими хозяйствами в частную собственность, но продажа этих участков запрещалась в течение десяти лет после приобретения их в собственность. Такая отсрочка затягивала решение аграрного вопроса на долгие годы. А полки магазинов пустели.

Со временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которым предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация, и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частного предпринимательства и т.д. Но все эти документы пронизывала идея построения рыночного социализма (создания рынка в условиях Госплана), что само по себе являлось утопией. К тому же реализация этих законодательных актов откладывалась на год, поскольку правительство опасалось, что это повлияет на ухудшение обстановки в стране Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие / под ред. проф. М.Н. Чепурина.-11-е изд., - М.: Юстицинформ, 2006. - 416 с..

Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, некоторые республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований, формировать собственные бюджеты и существенно сокращать отчисления в союзный бюджет. Это противостояние особенно наглядно проявилось в отношениях России и СССР после принятия в июне 1990 года Декларации о суверенитете Российской федерации. Правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А.Явлинским программу «500 дней». Она предполагала за этот короткий период восстановление частной собственности на все факторы производства, в том числе и на землю, признавался суверенитет союзных республик, предлагались антимонопольные меры приватизация государственных предприятий, резкое сокращение государственных расходов, в связи с чем предлагался отказ от строительства крупных промышленных объектов, прекращение помощи другим странам и резкое ограничение военных расходов. Летом и ранней осенью 1990 года казалось, что М.Горбачев действительно принял эту программу. Но партийно-государственная номенклатура испугалась утраты экономической власти, и после некоторых колебаний Программа «500 дней» была отклонена. После отказа Горбачева одобрить эту программу руководство России заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежне экономической системы, а ее полный демонтаж.

«500 дней».

Стратегия ускорения.

В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
В сентябре 1985 i. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания, которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда рабочих и служащих на производстве .

Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция - госприемка, потребовавшая роста управленческою аппарата и материальных затрат. Качество продукции от этого, однако, радикально не улучшилось.

Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов.

Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке программы экономической реформы .

Экономическая реформа 1987 г.

К разработке реформы Горбачев привлек известных экономистов, давно выступавших за проведение преобразований в экономике, - Л. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунина и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
- постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);
- отказ от монополии внешней торговли ;
- более глубокая интеграция в мировой рынок;
- сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;
- признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).

Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г. Тогда же был принят ключевой документ реформы - «Закон о государственном предприятии».
Несмотря на то что реальных сдвигов в экономике не произошло, одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования в ней частного сектора (хотя этот процесс шел с большим трудом). Принятые в мае 1988 г. законы открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. - индивидуальной трудовой деятельностью. Это вело к фактической легализации «теневой экономики». Не последнее место в ней занимали представители номенклатуры, скопившие средства в доперестроечные времена на основе коррупции и казнокрадства. По самым скромным оценкам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд рублей в год (в ценах до 1 января 1992 г.).

Второй этап экономической реформы. По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др.

Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.
Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики , централизованной системы снабжения. Все это вело к углублению экономического кризиса.

Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной опекой районных властей.

Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему.
Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны.


Программа «500 дней».

После выборов народных депутатов РСФСР (1990) повое российское руководство (Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. И. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, попыталось предпринять собственные шаги по экономическому реформированию. Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть центра. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы.

В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада.

Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание трактовалось как поддержка почти 60% участниками выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ.


Документы


Из «Основных положений коренной перестройки управления экономикой», одобреных июньским пленумом ЦК КПСС. 1987 г.

Суть коренной перестройки управления экономикой страны - переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.

Из постановления пленума ЦК КПСС «О положении в стране и задачах КПСС в связи с переходом экономики на рыночные отношения». Октябрь 1990 г.

ЦК КПСС видит основной смысл перехода к рынку в том, чтобы в рамках социалистического выбора прежде всего улучшить жизнь людей, обеспечить полное раскрепощение их инициативы и деловой активности, создать ясные и надежные стимулы и мотивации высокоэффективного труда...
Пленум выступает за разнообразие форм собственности, многоукладную экономику, формирование рыночной инфраструктуры.
Поддерживая разнообразные формы разгосударствления предприятий, ЦК КПСС выступает при этом за приоритет коллективных форм собственности. Должны быть созданы равные экономические условия для развития колхозов, совхозов, крестьянских и личных хозяйств, кооперативов и ассоциаций. Пленум ЦК КПСС не поддерживает идею передачи или распродажи земли в частную собственность.


Из программы «500 дней». Лето 1990 г.

Главная цель реформы - экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие народного хозяйства и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран.

Трудный, но необходимый для судеб страны перелом, который требуется осуществить, со-стоит в том, что на смену государственной опеке, иждивенчеству и уравниловке, апатии и бесхозяйственности, порожденным административно-командной системой, должны прийти свобода хозяйственной деятельности и ответственность каждого гражданина за свое благо-состояние, напряженный и хорошо организованный труд, вознаграждение в соответствии с его результатами.

Вопросы и задания :

1. Используя приведенные документы, дайте оценку основным этапам экономического реформирования в СССР за годы перестройки.

2. Назовите причины неудач в реформировании экономики в эти годы.

3. Охарактеризуйте программу «500 дней». Почему она так и не была принята?

4. В чем заключается радикальный характер провозглашенного курса на переход к „ рынку?

5. Почему руководство СССР так и не приступило к его реализации?

История России, XX - начало XXI века: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2003

История для 9 класса, учебники и книги по истории скачать , библиотека онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки Политические и экономические реформы 1985-1991 гг.

Нарастание негативных тенденций в обществе привело к тому, что страна в середине 80-х годов оказалась на грани серьезного экономического кризиса. Положение в стране поставило общество перед необходимостью радикальной перестройки всех сторон жизни.

Сначала едва незаметно, затем все сильнее стали обозначаться новые явления, процессы, доселе мало предсказуемые. Стали говорить о приоритете общечеловеческих ценностей. Закончился почти десятилетний период пребывания советских войск в Афганистане, начался пересмотр отношений к этой войне. Митинги, демонстрации, зажигательные речи, забастовки. Встречи лидера страны с президентами и лидерами других стран. Создание первых неформальных организаций. В национальных республиках взвиваются флаги с национальной символикой. Заключается договор об уничтожении целого класса ядерного оружия - ракет средней дальности.

Провозглашается гласность. Пресса постепенно поляризуется. Партийное руководство один за другим покидают люди, десятилетиями находившиеся у власти. Прекращается глушение западных радиостанций. В обиход входят такие понятия, как "свободные выборы", "многопартийность", "права человека", "свобода слова". Мучительно идет поиск путей подъема экономики страны. Пустеют магазины, останавливаются предприятия, появляется безработица.

1.Общественно-политическая жизнь страны /1985-1991 гг./

В марте 1985 г. на внеочередном пленуме ЦК Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Начальный период деятельности нового руководства характеризовался попыткой модернизировать социализм. Это проявилось в решениях апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, XXVII съезда КПСС (1986 г.), XIX партконференции (1988 г.).

XIX партконференция высказалась за реформу политической системы в СССР, сущность которой заключалась в том, чтобы полностью демонтировать тоталитарный политический режим, восстановить полновластие народа; радикально перестроить советское многонациональное государство, сформировать и обеспечить гарантии многопартийности и политического плюрализма.

Стратегической целью перестройки политической системы являлось формирование правового государства и гражданского общества, где будет обеспечено верховенство закона и равенство всех перед законом, где гарантированы права и свободы каждому гражданину, где гражданин и государство будут выступать равноправными субъектами права.

В марте 1989 г. впервые в СССР состоялись свободные выборы. На I и II Съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III Съезд народных депутатов СССР (1990 г.) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С. Горбачев. Съезд отменил 6-ю статью Конституции, которая законодательно закрепляла руководящую роль КПСС в Советском государстве. Отмена 6-ой статьи способствовала активизации деятельности новых политических партий. Первой, оппозиционной КПСС партией провозгласил себя "Демократический союз" в мае 1988 г.

На первом этапе перестройки (первые три года перестройки) важнейшим элементом политической жизни стала постоянно расширявшаяся гласность. В 1990 г. она получила правовую основу - Верховный Совет СССР принял закон о печати и других средствах массовой информации.

Существенным элементом общественной жизни стали выборы новых органов власти в республиках. В 1989-90 гг. республики приняли декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными, о введении должности президентов. В марте 1990 г. высший орган власти - Съезд народных депутатов избрали россияне. С мая 1990 г. Председателем Верховного Совета России стал Ельцин Б.Н. 12 июня 1991 г. в России прошли всенародные выборы первого Президента - Ельцина Б.Н.

Весной-летом 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик. Было подписано соглашение "9+1", которое регулировало отношения между центром и республиками. Подписание договора было намечено на 20 августа. Однако, попытка государственного переворота, предпринятая группой высокопоставленных лиц 19 августа, изменила ситуацию. Практически все республики объявили о своей самостоятельности и независимости.

V Внеочередной съезд народных депутатов СССР (сентябрь 1991 г.) объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений. Высшим органом власти стал Верховный Совет СССР, часть которого формировалась из представителей республик. Был создан Государственный Совет СССР, состоящий из Президента и высших должностных лиц республик.

В декабре 1991 г. в Минске встретились лидеры России, Украины и Беларуси. Они заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г., о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в которое вошли 11 бывших союзных республик. (без Грузии и Прибалтийских государств). Президент М.С. Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.

2.Экономическая реформа.

На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, а затем на XXVI съезде партии в 1986 г. был выдвинут курс на ускорение социально-экономического развития, который потерпел неудачу. В 1992 г. была выдвинута совершенно новая по своей сути реформа. Сущность экономической реформы - переход от командно-административной к регулируемой рыночной экономике.

Она предполагала:

1.Разгосударствление экономики и ликвидацию монополизма.

2.Многообразие форм собственности и равенство их перед законом.

3.Преодоление отчуждения трудящихся от средств производства и результатов труда.

4.Основным регулятором экономической жизни должен быть рынок, спрос и предложение, государство же разрабатывает и обеспечивает осуществление крупных, стратегических задач, выделяя для этого средства из бюджета.

5.Изменение приоритетов в развитии экономики, которая должна быть ориентирована на человека (на производство не ради производства, а производство ради человека)

Осуществление экономической реформы.

В начале второй половины 80-х гг. провозглашались различные пути выхода из кризиса. На II съезде народных депутатов СССР в конце 1989 г. правительство предложило свою программу перехода к "планово-рыночной экономике", рассчитанную на 6 лет. На первом этапе (1991-1992 г.) должен был быть осуществлен комплекс чрезвычайных мер. Предполагалось использовать как директивные методы управления, так и экономические рычаги, роль которых постепенно должна была возрастать. На втором этапе (1993-1995 г.) ведущее место отводилось экономическим методам руководства.

Помимо правительственной, был ряд альтернативных программ, в том числе программа межрегиональной депутатской группы, которая предлагала более радикальные меры: ускоренный переход к рыночной экономике, для нормализации потребительского рынка и обеспечения социальной защищенности трудящихся предлагалось создать два сектора на рынке:

1.ввести карточки и обеспечить всех необходимым минимумом продуктов и товаров по более низким ценам.

2.ввести свободный рынок (коммерческие цены), который должен был постепенно расширяться.

Съезд народных депутатов СССР утвердил правительственную программу. Однако, уже вскоре стало ясно, что она не действует. Положение на потребительском рынке усложнилось. В сложившейся обстановке правительство срочно приступило к подготовке целого пакета законопроектов с целью ускорить переход к регулируемой рыночной экономике.

На третьей сессии Верховного Совета СССР правительство выступило с новой программой осуществления экономических реформ (докладчик Н.И. Рыжков), в которой намечалось резкое повышение цен на продукты (на хлеб в 3 раза) и на промышленные товары с частичной компенсацией.

31 июля 1990 г. состоялась встреча Президента СССР М.С. Горбачева с Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным, на которой была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы. Была создана комиссия под руководством академика С.С. Шаталина и Г.Я. Явлинского. Комиссия подготовила общесоюзную "Программу 500 дней".

В чем ее суть?

В качестве первого шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом, цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "отпускаться" по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. Авторы программы четко расписали по периодам, какие меры должны быть осуществлены в течение каждого из них. Это дало возможность осуществлять постоянный контроль за выполнением программы. В ней были также проработаны вопросы разгосударствления и приватизации экономики, структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, социальной защиты населения и т.д.

В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила ее начало-1 сентября 1990 г. Затем эта программа была изложена на Верховном Совете СССР. Одновременно был заслушан доклад Н.И. Рыжкова о правительственной программе. Обсуждение не привело к принятию ни той, ни другой программы. По предложению М.С. Горбачева была выработана единая /компромиссная/ программа, хотя эти программы концептуально были не совместимы.

19 октября 1990 г. Верховный Совет СССР утвердил новый вариант программы, получивший название "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике". Она носила общий, не конкретный характер, не указывала сроки осуществления конкретных мер. Президентская программа фактически блокировала "Программу 500 дней", породила конфликт между Центром и Россией.

После подавления августовского путча 1991 г. создались более благоприятные условия для перехода к рынку. В октябре 1991 г. на X съезде народных депутатов РСФСР Президент России Б.Н. Ельцин объявил об осуществлении программы реформ, включающих либерализацию цен, приватизацию предприятий, создание благоприятных условий для предпринимательства. Однако время было потеряно, и реформы начали осуществляться с большими осложнениями.

3. Внешняя политика СССР 1985-1991 гг.

С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления.

Эта концепция исходило из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно решать только совместно, исходя из признания:

а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми,

б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной формы международных отношений,

в) деидеологизации международных отношений,

г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы,

д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и важности поиска баланса интересов.

В Заявлении М.С. Горбачева от 15 января 1986 г, в подписанной им Делийской декларации /ноябрь 1986 г. /, в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому решению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.

Новый курс внешней политики, в том числе и по отношению к своим союзникам в Восточной Европе, привел к крушению коммунистических режимов в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Румынии, Болгарии, к объединению Германии, к распаду организации "Варшавского Договора" и Совета Экономической Взаимопомощи. Важнейшими событиями стали: вывод советских войск из Восточной Европы, и из Афганистана.

Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч М.С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом и Дж. Бушем. В 1987 г. был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 г. было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.

В марте 1989 г., во время визита М.С. Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 г. во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. Летом 1991 г. впервые на ежегодную встречу лидеров семи ведущих стран мира был приглашен и советский Президент. В октябре 1991 г. СССР участвовал в работе международной конференции по урегулированию положения на Ближнем Востоке. После ликвидации в декабре 1991 г. СССР начался процесс дипломатического признания бывших советских республик странами мирового сообщества. СССР взломал лед международной конфронтации, выступил лидером глобальной перестройки международных отношений, означающие окончание “холодной войны.”

Задание для самоконтроля.

1.Проблемные вопросы

1. Причины, сущность перестройки СССР.

2. Политическая реформа в СССР. Суть, методы осуществления.

3. Новые политические партии, движения, их программы.

4. Национальные отношения в 1985-1991 гг.

5. Экономическая реформа в СССР. Суть и методы осуществления.

6. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

2. Темы рефератов

1. Гласность - важнейшее условие демократизации советского общества.

2. Причины, необходимость глубоких преобразований в стране.

3. Политические портреты М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина.

4. События августа 1991 г.

3. Темы дискусси:

1. Роль и место России в международном сообществе.

2. Причины неудач преобразований в советском обществе и поиск путей их преодоления.

3. Каким Вы видите переход к рынку? Какова цена перехода?

4.Тесты для самоконтроля:

а)Кого из политических деятелей можно назвать инициатором “перестройки” в СССР?

1.Б.Ельцин

2.М.Горбачев

3.А.Сахаров

б)Вывод советских войск из Афганистана произошел в

На каком съезде КПСС была объявлена программа ускорения социально-экономического развития страны?

В каком году XIX Всесоюзная партконференция КПСС объявила об отказе коммунистической партии от руководящей роли?

д)Программа 500 дней это:

1.Программа форсированного перехода к рыночной экономике.

2.Программа перестройки сельского хозяйства.

3.Реформа политической системы.

В каком году был избран Съезд народных депутатов России?

ж)Когда была принята Декларация независимости Российской Федерации?

Работа с первоисточниками.

программы перехода к рыночной экономике "500 дней".

"Залог успеха реформы- ее комплексность и радикальность. Время для постепенных преобразований оказалось упущенным.

Необходимо... учитывать особенности сегодняшней экономической ситуации в стране. Важнейшие из них: всеобщность госсобственности и отсутствие субъекта рыночных отношений; значительная величина "отложенного" денежного спроса; гипертрофированное развитие одного подразделения общественного производства оборонной и инвестиционной сферы; неразвитость инфраструктуры и недостаточная экономико-правовая подготовка населения; низкий уровень жизни.

это диктует тактику радикальных экономических реформ: восстановление товарно-денежной сбалансированности может быть достигнуто в основном путем продажи части госсобственности, а также изменения бюджетной и кредитной политики. Государство должно отказаться от поддержки неэффективных производств, одного из секторов экономики, создавая тем самым условия для глубоких структурных преобразований. Переход к свободным ценам и единому валютному курсу обеспечивается формированием товарных и финансовых резервов; всему населению гарантируется минимальный уровень потребления. Широкому разгосударствлению будет предшествовать налоговая реформа, ограничивающая имущественные расслоения и стимулирующая производственные инвестиции. На протяжении периода преобразований 500 дней отрабатывается реформа и методы регулирования экономики" (В.П. Островский. История СССР. М. 1991 с.65)

Вопросы к тексту:

О каких особенностях экономической ситуации говорится в тексте?

О каких радикальных экономических реформах идет речь в тексте?


3.Экономическая реформа 1987 г

XXVII съезд КПСС провозгласил главными задачами - борьбу с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. К 1987 г. было заменено 40 % членов КПСС, 70 % членов Политбюро и 60 % секретарей обкомов. Премьер-министром теперь стал Н.И. Рыжков вместо Н.А. Тихонова, Н.В. Талызин сменил Н.К. Байбакова на посте председателя Госплана СССР. Московский горком КПСС возглавил секретарь ЦК КПСС Б.Н. Ельцин, который затем стал кандидатом в члены Политбюро. В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса. Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики. Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
- постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);
- отказ от монополии внешней торговли;
- более глубокая интеграция в мировой рынок;
- сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;
- признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).

Правительство Н.И. Рыжкова летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности. При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности. Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком. Таким образом, отсутствие рыночной дисциплины привело к активизации потребительской деятельности организаций. На данном этапе «перестройки» государственные органы полностью потеряли контроль над экономическими процессами в стране, что впоследствии затруднило переход к рынку. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, Основы законодательства об арендных отношениях, в конце 1986 – начале 1987 гг. – первые решения о развитии кооперации. В них было провозглашено равноправие государственного и кооперативного секторов экономики. На самом деле власти, которые опасались расширения негосударственного сектора и потери контроля над ним, приняли многочисленные ограничения юридического характера. В скором времени началась борьба с нетрудовыми доходами, личным подсобным хозяйством людей. Все эти меры остановили развитие всех новых форм хозяйствования. Отсутствие источников сырья привело к тому, что кооператоры стали иметь противозаконные связи с теневыми структурами. Таким образом, ни одна из целей экономических реформ не была достигнута. Происходило дальнейшее ухудшение финансового и экономического положения страны. Национальный доход в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия. Второй этап экономической реформы.По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.
Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это вело к углублению экономического кризиса. Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной опекой районных властей.

4. Программа «500 дней» Нежизнеспособность идеологии рыночного социализма заставила правительство разработать программу выхода из кризиса. В период с лета 1989 г. до осени 1990 г. было представлено 10 крупных реформ. Комиссия во главе с академиком Л.И. Абалкиным создала свою концепцию перехода к рынку, суть которой заключалась в нацеленности соединить элементы рыночных отношений с государственным планированием. Официальная правительственная программа предлагала начало нового хозяйственного механизма не раньше 1991–1992 гг., отвергая при этом возвращение к директивной системе и быстрое вхождение в рынок через приватизацию. Немного позднее группа экономистов под руководством Г.А. Явлинского и С.С. Шаталина разработала альтернативный вариант реформ, который получил название «500 дней». Главными целями этой программы выступали быстрый переход к рынку и передача в частные руки предприятий промышленности и торговли, остальные же вопросы, такие как проведение приватизации, денежная реформа, структура политической системы, денационализация земли, были едва обозначены. С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский обещали провести реформы без снижения жизненного уровня.

В чем ее суть?

В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. Авторы программы расписали по периодам, - какие меры должны быть осуществлены в течении каждого из них. Это давало возможность осуществлять постепенный контроль над выполнением программы. В ней были также обстоятельно проработаны такие вопросы как разгосударствление и приватизация экономики, вопросы структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, социальной защиты населения и т.д. В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года. Затем эта программа была представлена на Верховный Совет СССР. Одновременно был заслушан доклад Председателя Совета Министров Н.И.Рыжкова о правительственной программе. Так как программа «500 дней» не соответствовала интересам номенклатуры, а именно аппарата союзных министерств, ВПК, ЦК КПСС, М.С. Горбачев выбрал концепцию программы реформ под названием «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», которая фактически не являлась программой перехода к рынку.

5.Денежная реформа 1991 г

В 1990 г. во главе правительства встал бывший министр финансов В. С. Павлов, сменивший на данном посту Н. И. Рыжкова. Приверженец консервативных идей Павлов отстаивал интересы ВПК и определенных политических и экономических кругов партийной элиты. При нем речь о приватизации и либерализации уже идти не могла. Более того, его команда взяла курс на ужесточение мер в экономике. Первый президент СССР М. С. Горбачев после обвинения В. С. Павловым некоторых зарубежных банков в дестабилизации положения на территории СССР принял решение о контроле хозяйственной деятельности предприятий и фирм (особенно совместных) органами МВД и КГБ. В результате сократился поток иностранных инвестиций в советскую экономику.23 января 1991 г. из обращения были изъяты 100 и 50-ти рублевые купюры, которые подлежали обмену в течение 3 дней. Государство таким способом пыталось пополнить бюджет и стабилизировать падение рубля. Обмен мог производиться лишь в размере месячного оклада, причем большая часть средств замораживалась. Такой экономический ход больно ударил по простым гражданам, так как предприятия незадолго до обмена получили деньги для выплаты заработной платы в крупных купюрах. Очень пострадали пенсионеры, которым в сберкассах не производили обмен из-за отсутствия мелких денежных купюр. Становилось очевидным, что в такой короткий срок население не сможет обменять значительную часть денег, и правительство решилось на продление данного срока, причем с каждым месяцем доля денежной прибыли государства сокращалась (после обмена – 10 млрд. руб., в марте – 8 млрд. руб., в апреле – 4 млрд. руб.). Но в результате непоследовательности дальнейших шагов правительства «оздоровление» рубля не состоялось. В апреле 1991 г. наличие денежной массы оценивалось как минимальное. Но в момент проведения денежной реформы произошел срыв стабилизации денежного обращения, в результате чего государственные розничные цены возросли в 3 раза, а базарные и кооперативные цены снизились. Предел покупательной способности населения был достигнут. Параллельно государство принялось выплачивать денежные компенсации и включило печатный станок. Распад Советского Союза привел к значительной эмиссии в июне-сентябре 1991 г., так как бывшие республики больше не пополняли госказну. Президент М. С. Горбачев был вынужден пойти на крайние меры и изъял из Госбанка в июле того же года на содержание государственного аппарата и армии 93 млрд. руб. Этот шаг был предпринят с нарушениями союзного законодательства, в результате чего еще доперестроечная инфляция превратилась в гиперинфляцию. Проведенная денежная реформа не изменила положение на потребительском рынке в лучшую сторону. Повышение денежной массы в обращении привело к увеличению цен на товары народного потребления и продукты питания. Встревоженное население скупало по предлагаемым ценам все, что лежало на полках магазинов, способствуя тем самым росту дефицита в стране.

Заключение

Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.). В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны.
В стране нарастал дефицит бюджетных средств. В 1985 г. он составил около 18 млрд. руб., в 1986 г. уже свыше 51 млрд. руб. Возникновению дефицита способствовали война в Афганистане, трагедия Чернобыльской АЭС, горбачевская антиалкогольная кампания и сокращение валютных поступлений. Увеличение денежной эмиссии привело к тому, что повсеместно с прилавков магазинов стал исчезать товар (включая самое необходимое – мыло, сахар, табачные изделия и многое другое). Чтобы хоть как-то разрешить проблему, власти вводили талоны и карточки покупателя на продукты питания (на кур, сахар, табачные изделия, масло, крупы и др.). На фоне общей тревоги за будущее по Советскому Союзу прошла волна митингов, лозунги которой пестрели от требований не повышать цены. М.С. Горбачев, пообещав стабилизировать цены, отложил проведение реформы и направил правительству программу на доработку. В результате деятельности нового руководства страны цены остались регулируемыми, правда, с 2 апреля 1991 г. они двукратно увеличились. В течение 23–25 января 1991 г. был произведен обмен 50– и 100-рублевых банкнот на купюры нового образца. В 1991 г. советская экономика находилась в глубоком кризисе. Спад производства и задолженность по заработной плате предприятий своим работникам достигли небывалого размаха. Дефицит бюджета составлял до 30 %, а внешний долг СССР оценивался в 103,9 млрд. долл. Страна переживала нелегкие времена.