Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Реформирование командно административной системы в послевоенный период

В послевоенный период

Часа

Занятие

1. Народ и власть в послевоенное десятилетие.

2. Попытка реформирования административно-командной системы в 1953-1964 гг.

Занятие

1. «Холодная» война: причины, содержание, результаты.

2. Советская экономика: достижения и проблемы (1960-1985 гг.).

3. Нарастание кризиса системы: 1964-1984 г. Новая попытка реанимирования системы в период «перестройки».

1. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994. - М., 1994.

2. Вербицкая О. М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву. - М., 1992.

3. Горбачев М.С. Жизнь и реформы: В 2 кн. - М., 1995.

4. Ершов В.Н. Премьер, оставшийся в памяти (из воспоминаний о А.Н. Косыгине) // Отиечественная история. 2004. №5.

5. Ефимов Н.Н., Фролов В.С. Карибский кризис 1962 г. // вопросы истории. 2005. № 10. С. 25.

6. Жуков В.И. Реформы в России. 1985-1995 гг. - М., 1997.

7. История современной России. 1985-1994 / Под ред. В.В. Журавлева. - М., 1995.

8. Косолапов Н.А. Что это было? (Размышления о перестройке в свете ее когнитивных итогов) // ОНС. 2005. № 1. С. 5.

9. Логинов В. Репертуар истории: распад или мобилизация // Диалог. 1991. № 6.

10. Медведев Р.А. За кулисами августа. Загадки Фороса // Вопросы истории. 2003. № 7. С. 74.

11. Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? // Отечественная история. 2003. № 4. С.112.

12. Мигранян А. Реформа политической системы: куда она ведет? / СССР - демографический прогноз. - М., 1990.

13. Национальная политика России: история и современность. - М., 1997.

14. Перестройка: факторы необратимости и механизм торможения // Рабочий класс и современный мир. 1988. № 2.

15. Погружение в трясину (Анатомия застоя). - М., 1991.

16. Шубин А.В. Социальная структура СССР в канун перестройки // Отечественная история. 1997. №4.

Занятие

1. Характеристику периода следует начать с рассмотрения изменений в общественно-политической атмосфере советского общества, которые произошли после войны, остановитесь на вопросе о восстановлении системы власти и управления, типичных для довоенного этапа и довоенных норм общественно-политической жизни, т.е. вы должны дать характеристику административно-командной системы как системы, сосредоточившей всю полноту власти в руках бюрократического аппарата. Каковы причины возрождения демократической альтернативы в послевоенный период? В чем Вы видите причины ужесточения политического режима в СССР после окончания войны? По каким направлениям шло укрепление политического режима и в чем оно проявлялось? Какие репрессии были проведены властью в послевоенный период? Чем их можно объяснить?

При характеристике процесса восстановления экономики после войны целесообразно выделить процесс восстановления промышленности и транспорта, процесс восстановления аграрного сектора, основные итоги восстановления экономики к началу 1950-х гг. Обратите внимание на то, что источники восстановления экономики были аналогичны источникам индустриализации. Какой была цена успеха?

2. После смерти И.В. Сталина на повестку дня встал вопрос корректировки политических отношений и структур. Был взят курс на децентрализацию системы государственного управления, развитие (под контролем) активности масс, их привлечение к выполнению некоторых управленческих функций. Каковы были основные причины реформирования «государственного социализма»? Какие меры по либерализации политического режима были предприняты властью? Какие изменения в общественно-политической жизни произошли в 1950-1960 гг.? Обратите внимание на реформирование системы ГУЛАГа и органов КГБ, десталинизацию, осуждение культа личности Сталина, реабилитацию репрессированных народов, оживление культуры, рост бюрократического аппарата управления.

Целями преобразований в области экономики и управления были: децентрализация системы управления, улучшение руководства экономикой; подъем сельского хозяйства и темпов производства промышленности; повышение жизненного уровня населения; стремление догнать развитые страны Запада. Охарактеризуйте реформы 1950-х гг. в сельском хозяйстве, каковы их результаты? В чем суть реформ в промышленности и управлении производством? Как вы оцениваете социальную программу 1950-1960-х гг.? Каковы основные тенденции развития духовной сферы в СССР в 1960-е гг.?

Попытки реформирования «государственного социализма» во второй половине1950-х - первой половине 1960-х гг. были малоэффективными. В СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг. продолжается консервация политического режима, выражавшаяся в усилении контроля партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества; в усилении партийного контроля за деятельностью аппарата государственных органов, продолжается сращивание партийных и государственных органов, образование «партия-государство» достигло своего апогея. Увеличивается система льгот и привилегий партийной и государственной номенклатуры, происходит сращивание коррумпированных бюрократических групп с «теневой экономикой». Приведите примеры, подтверждающие наличие данных процессов в государстве и обществе. Каковы основные положения Конституции «развитого социализма»? В чем ее значение?

Занятие

1. «Холодная война» стала формой существования в послевоенном мире, суть которого была идеологическая конфронтация социалистической и капиталистической систем. Она продолжалась до распада СССР. Принято выделять 2 периода: до и после Карибского кризиса 1962 г. Что изменилось после 1962 г.?

Рассмотрите причины и начало «холодной войны». Определите содержание основных политических доктрин первого периода. Что было сделано руководством СССР для разрядки международной напряженности? Каковы результаты «холодной войны»?

2. Экономические и социальные реформы 1965-1985 гг. ставили следующие задачи: решение социальных проблем села, повышение закупочных цен, увеличение капиталовложений, стимулирование ведения подсобного хозяйства, перераспределение национального дохода в пользу сельского хозяйства; изменение условий планирования в промышленности, усиление экономического стимулирования предприятий, восстановление отраслевого управления промышленностью, введение элементов хозрасчета; улучшение жизни советских людей. Как проводились реформы и каковы их результаты?

Страна продолжала «скатываться» к кризису. Основными тенденциями социально-экономического развития в 1964-1985 гг. были:

Продолжающееся снижение темпов экономического роста (например, официальные темпы роста национального дохода были следующими: в 1951-1955 гг.-11,4%; в 1956-1960 гг.- 9, 4%; в 1961-1965 гг.-6,5%; в 1966-1970 гг. - 7,8%; в 1971-1975 гг.- 5.7%; в 1976-1980 гг.- 4, 3%; в 1981-1985 гг. - 3,2%.);

Крайне слабое развитие наукоемких отраслей производства (каких, приведите примеры);

Сохранение экстенсивных методов хозяйствования, что во многом способствовало формированию затратной экономики;

Превращение страны в сырьевой придаток мировой системы хозяйствования (в чем это выражалось?);

Формирование теневой экономики;

Снижение жизненного уровня населения;

- «остаточный» принцип финансирования сфер медицины, образования, науки, культуры, жилищного строительства;

Накопление критического потенциала в обществе: сомнения в правильности выбранного пути, «в загнивающем капитализме» и т.п.

Приведите примеры, раскрывающие эти тенденции в развитии страны. Каковы основные результаты (отрицательные и положительные) периода «застоя»? Можно ли этот период считать «застоем»?

3. Новую попытку реанимирования системы власть предпринимает в 1985-1991 гг., в период «перестройки», после избрания М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Реформы в стране начинаются с «кадровой революции» (1985-1986 гг.): омоложения партийно-государственных руководителей, поддерживающих идеи перестройки. К каким последствиям привела кадровая революция в центре и на местах?

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главные рычаги: научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения, активизация «человеческого фактора». Для контроля за качеством продукции была введена госприемка, директивный государственный план сменился госзаказом, предприятиям предоставлялась значительно большая самостоятельность. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.

Первый этап реформы (апрель 1985-первая половина 1987 г.) вызвал на короткое время оживление в экономике, но уже с 1988 г. начинается общее сокращение производства. Вторая половина 1987-первая половина 1989 г. - второй этап экономических реформ, в рамках которого осуществлялась либерализация государственной экономики. Со второй половины 1989 до второй половины 1991 г. идет поиск путей перехода к регулируемому рынку.

Дайте оценку основных этапов экономического реформирования СССР за годы перестройки. Назовите общие причины неудач в реформировании экономики за этот период. Каковы результаты внедрения новых экономических отношений? Была ли неизбежной полная смена советской модели экономического развития в начале 1990-х гг.?

Основными направлениями демократизации страны были гласность и плюрализм, демократизация КПСС, предоставление реальной власти Советам, самостоятельность республик. Почему был взят курс на демократизацию внутрипартийных и общественных отношений? В чем противоречивость и непоследовательность политической реформы? Каковы причины возрождения российской многопартийности? Почему попытки реформирования КПСС не дали положительных результатов? Какие причины привели к распаду СССР и был ли он неизбежным?

На конкретных примерах покажите диалектику «нового мышления». Дайте общую оценку внешнеполитической деятельности советского руководства в годы перестройки. Перечислите факторы, сопутствовавшие переменам в духовной жизни.

Семинарское занятие XII

Варианты социально-экономического развития страны и их реализация в 20-е годы ХХ столетия.

В феврале 1917 года в результате осуществления буржуазно-демократической революции к власти пришло Временное правительство. Однако оно оказалось не в состоянии продолжить социально-экономические преобразования.

Причины краха экономической политики временного правительства.

1. Наличие глубоких диспропорций между важнейшими отраслями народного хозяйства.

2. Отсутствие развитой рыночной экономики.

3. Отсутствие сформировавшегося класса буржуазии.

4. Несоответствие проводимой Временным правительством политики текущему моменту (не решили основные вопросы выхода из войны и аграрный).

5. Несоответствие используемых правительством экономических методов ….. реальному состоянию экономики (не готово было обеспечить города и армию продовольствием. экономическими средствами т.к производство не располагало необходимым количеством производственных товаров, которые можно было обменять на сельскохозяйственные товары).

В сентябре 1917 года в результате Октябрьской революции к власти пришла партия большевиков.

После прихода к власти большевиков. В стране сложились условия реализации двух вариантов социально-экономических преобразований:

Крайне революционного военно-коммунистического, который был основан на абсолютизации административных мер, т.е политике «военного коммунизма»;

Умеренно-реформистского, допускающего соединение рыночных и административных элементов, т.е новой экономической политики (НЭП).

С сентября 1918 года реализовано первый вариант

Причины реализации политики «военного коммунизма»:

1. Саботаж управленческой элиты.

2. Отказ крестьянства от сотрудничества с Советской властью.

Основные элементы политики «военного коммунизма»:

Введение продразверстки изъятие прибавочного, а нередко и необходимого продукта без соответствующего эквивалентного возмещения.

Централизованное распределение хлеба: соответствие эквиваленту возмещения

Объявление свободной торговли государственным преступлением.

2) Национализация всей промышленности.

3) Введение всеобщей трудовой повинности.

Осуществление мер «военного коммунизма» оттолкнуло крестьян от большевистской партии и создало социальную базу для гражданской войны.

В ходе гражданской войны сложились предпосылки для осуществления 2-го варианта социально-экономических преобразований.

Предпосылки нэповского варианта преобразований:

1) земельная аристократия была окончательно отстранена от политической власти;


2) к власти пришли представители преимущественно промышленного сословия;

3) была сломана старая структура государства и создана новая государственная распределительная система;

4) были сглажены значительно диспропорции между сельским хозяйством и промышленностью;

5) в ходе войны было достигнуто с крестьянами соглашение о «дани» городу.

В период с марта 1921 года в стране осуществлялась новая экономическая политика (НЭП).С декабря 1922 года по 1928 НЭП осуществлялась в рамках СССР

1) Осуществление налоговой реформы в сельском хозяйстве предполагало замену продразверстки натуральным продналогом (начислялось в виде процентного или долевого отчисления продуктов с учетом числа едоков, наличие скота и полученного урожая).Размер полналога устанавливался до начала сельскохозяйственных работ и носил строго дифференцированный характер.

2) Предоставление концессий (т.е предоставление Советским государством иностранному капиталу предприятий или территорий для разработки ее ресурсов и осуществление контроля за их использованием) .

3) Перевод предприятий на хозрасчет (оперативная самостоятельность или самоокупаемость).

4) Реформа финансовой системы, которая предполагала:

а) формирование советской кредитныой системы;

б) ликвидация дефицита госбюджета;

в) проведение денежной реформы

С 1928 года начинается политика сворачивания НЭПа

Причины отказа от НЭПа:

1) была восстановлена промышленность, а следовательно и воспроизведена диспропорция между промышленностью и сельским хозяйством;

2) значительные социальные изменения внутри партии;

3) был осуществлен захват власти внутри партии военными коммунистами во главе со Сталиным;

4) у сторонников НЭПа отсутствовала разработанная теория и практическая программа реализации данного проекта;

5) наличие у военных коммунистов опыта осуществления административной связи между укладами (политика военного коммунизма);

6) наличие соответствующих политики «военного коммунизма» организационно-экономических структур (община с ее круговой порукой, которая была трансформирована в колхозы и совхозы)

Ускоренное развитие индустриального сектора возможно было только благодаря государственной мобилизации ресурсов и только через создание государственного спроса.

В ходе большого скачка 1928-1933 годов сформировалась командно-административная система (КАС). Ее основой явился механизм внеэкономического перераспределения ресурсов из рентабельных отраслей сельского хозяйства в нерентабельные отрасли добывающей и тяжелой промышленности.

Таким образом, формирование командно-административной системы было обусловлено конкретно-историческими условиями сложившимся в стране, наличием соответствующих объективных социально-экономических и субъективных политико-идеологических предпосылок, т.е теми особенностями социально-экономического развития страны, которые обнаружились в начале ХХ столетия.

3. Командно административная система (КАС): сущность, особенности функционирования, основные черты

Командно-административная система - это система, в которой ресурсы распределяются центральными органами или правительством. Структурными элементами системы явились государственная собственность на средства производства и система централизованного материально-технического снабжения хозяйствующих субъектов. Основой КАС явилось директивное (централизованное) планирование. Централизованный экономический план предполагал разработку плановых заданий по регионам, отраслям,отдельным производителям, включая и сельское хозяйство. Такие плановые задания обязательные для выполнения, доводились до каждого субъекта планирования.

Административно-командная система экономики – это концепция управления, в которой основная роль отводится распределительно-командным методам, а власть принадлежит центральным органам правления.

Характерным является централизм хозяйственной деятельности, а также идеологический метод правления, господствующая партийно-государственная бюрократия и полное отсутствие демократии.

Основные моменты

Виды экономики:

  • административно-командная;
  • традиционная;
  • рыночная;
  • смешанная.

Каждому развитому государству присущ определенный вид. Административно-командная экономика называется еще и чистой или плановой. Ее суть заключается в том, что управление происходит исключительно с помощью политических решений.

Центральные или органы местного самоуправления принимают все решения об использовании ресурсов самостоятельно. Именно они определяют, какого качества и в каком количестве нужно заказывать сырье для предприятий, какие цены ставить на ту или иную продукцию. При этом учитываются как экономико-технические факторы, так и социально-политические.

Характерные черты

Административно-командная экономика характеризуется:

  • государственной собственностью на большинство экономических ресурсов;
  • монополизацией и бюрократизмом;
  • централизованным, директивным, экономическим планированием как основой хозяйственного механизма;
  • иерархией;
  • несбалансированностью спроса и предложения, показатели которой увеличиваются с каждым годом;
  • расцветом теневой экономики, черного рынка;
  • чрезмерным ростом цен, эмиссией денег;
  • развалом общенационального рынка;
  • разгулом центробежных сил;
  • заменой товарно-денежных отношений на бартерный обмен;
  • отсутствием у потребителей права выбора товарной единицы;
  • деформацией экономических интересов (например, приоритетом торговцев становится не "продать", а "припрятать").

Преимущества

Главным плюсом этой системы является возможность исключить явную безработицу (во всяком случае, с теоретической точки зрения). Для этого разработано специальное управление ресурсами, при нем все получают работу. Благодаря этому режиму возможен тотальный контроль над расходами и желаемое распределение доходов.

Недостатки

Основные недостатки такой модели хозяйствования:

  • административно-командная экономика не способна обеспечить эффективную хозяйственную деятельность;
  • производственные монополии не внедряют новые технологии и технические новинки;
  • полностью отсутствуют необходимые материальные и человеческие резервы, которые могут понадобиться в случае нарушения баланса народного хозяйства;
  • для системы характерен низкий уровень удовлетворения потребностей;
  • риск появления скрытой безработицы;
  • дефицит ресурсов;
  • недостаточное количество предметов потребления;
  • «уравниловка».

Концепция Попова

Впервые термин «административно-командная экономика» был использован Гавриилом Харитоновичем Поповым. Он противопоставляет ее рыночной, делая акцент на том, что первая является пирамидой, в которой приказы идут сверху, а вторая ориентирована на среднее звено. Согласно его теории, это уровень директоров заводов, над которыми практически отсутствует приказное управление.

Поповым делается акцент на том, что данная система настолько централизована, что не способна в сжатые сроки ответить на целый ряд вызовов. Он убежден, что функции экономики имеют большой диапазон, но при этом их слабые места весьма открыты.

В целом экономист критикует данную теорию, говоря о том, что переход к рыночной системе – благо для человечества, потому что она больше соответствует реальным потребностям общества.

Исследователи считают публикацию статьи Попова весьма значительным вкладом не только в развитие экономики, но в исторические события СССР. Именно в ней впервые во времена перестройки была провозглашена мысль о восстановлении частной собственности.

Особенности

Административно-командная и рыночная экономика – это два разных режима, которые по-разному действуют на развитие государства и жизнь социума. Для первой основной чертой является директивное планирование. Это значит, что все организации и предприятия должны действовать в соответствии с плановыми заданиями правительственного аппарата. Центральным органам управления принадлежит вся полнота власти.

Исследователи подчеркивают, что административно-командная экономика опирается на тоталитарный или авторитарный режим. Она противоречит демократическим принципам управления и не принимает конкуренцию, свободный рынок или предпринимательство.

Плановая экономика

Управление экономикой исключительно посредствам принятия центральных решений – трудная задача.

Плановая экономика сталкивается с трудностями во время внедрения новых технологий или новинок техники. Все потому, что предприятия не имеют возможности проводить какие-либо эксперименты из-за того, что у них нет прав на это. Плановая экономика подразумевает неограниченную власть в органах управления.

Различные потребители самостоятельно решают, какие товары им покупать, а вот предприятия не имеют права голоса. Они вынуждены производить согласно государственному плану, использовать определенные технологии, закупать сырье, материалы и выполнять специальные задания.

Централизованно-плановая экономика – это концепция, которая основывается на общественной собственности, директивном руководстве и контроле над всеми сферами жизни социума.

Условия экономики таковы, что свободный рынок потребительских товаров сочетается с жестким регулированием предприятий. Это является причиной порождения проблем. Это привело к тому, что страны с плановой экономикой постепенно переходят к рыночной системе, для того чтобы позволить спросу управлять производством.

Господство государства

Административно-командная система встречается во многих странах. Основы экономики заключаются в том, что государство покровительствует крупнейшим предприятиям. Главная отличительная черта – владение всеми ресурсами: землей, недрами, полезными ископаемыми, учреждениями, народным хозяйством и, конечно, финансами. Основы экономики рынка полагаются на спрос, в этом же случае центральные органы власти решают, сколько и кому продукции выпускать.

В таких условиях неминуемо рождается монополия и бюрократия, а это, в свою очередь, значительно снижает стимул к развитию. Из позитивных моментов у административно-командной системы остается свободное медицинское обслуживание, доступ к образованию и хорошее развитие социальной сферы.

Механизм данной системы отличается рядом особенностей. Во-первых, управляет всеми предприятиями государственный аппарат, а точнее, его высшие эшелоны, это сводит на ноль самостоятельность любых хозяйственных субъектов. Во-вторых, исключаются все рыночные связи, отсутствует и классическая связь спроса с предложением, выпуск продукции контролируется центральными органами.

И наконец, в-третьих, государственным аппаратом производится любое руководство при помощи административно-командных методов, а это снижает материальный интерес к результатам труда.

Административно-командная модель экономики в мире

Каждой стране присущи разные виды экономики. Где-то ярко выражены одни, а где-то несколько синтезируют друг с другом и создают один – совершенно новый.

Бывшие социальные страны, в том числе и экономика России, относились к административно-командной системе. На сегодняшней день ею пользуется КНДР и Куба.

В этих странах происходит равномерное распределение потребительских благ, а в таких сферах, как образование или система здравоохранения, действуют элементы уравниловки (перед силой закона все равны).

Еще одна характерная черта – это узкий слой правящей государственной номенклатуры, у которого имеются привилегии в доступе к потребительским благам, например к жилью, санаториям, дефицитным продуктам и др.

Центральная власть выступает и в роли собственника такого важного ресурса, как знание. За счет этого уровень общего, профессионального и технического образования в странах с административно-командной экономической системой достаточно высок. Сюда же можно отнести и всю рабочую силу.

Экономика России

Ядро административно-командной экономики – это СССР. Система сложилась в начале 30-х годов двадцатого века. Этому явлению предшествовали два события: Октябрьская революция, годы военного коммунизма (1917-1920 гг.) и период под названием "новая экономическая политика" (1921-1928 гг.).

Функции экономики того времени сводились не только к государственному контролю за всеми сферами жизнедеятельности общества, но и к созданию производственных кооперативов. В сельском хозяйстве благодаря этому режиму образовывались колхозы.

В Российской Федерации в последние годы осуществилось немало реформ, которые напрямую связаны с разгосударствлением, переходом к рыночным отношениям, приватизацией имущества, демонополизацией. Это привело к возникновению современной системы экономики. Однако полностью перейти на новый режим сразу не удается ни одному государству. Потому в России действует синтез из элементов административно-командной системы и рыночной экономики со свободной конкуренцией.

Хозяйственной жизни присущ главным образом переходной характер. Он может затянуться на десятилетия. Окончательный вариант складывается из многих факторов. Так, современная модель рыночной экономики России зависит от:

  • соотношения политических сил в государстве;
  • характера проводимых реформ;
  • масштаба и эффективности поддержки преобразований международными сообществами;
  • исторических традиций.

приведите конкретные примеры усиления административно командной системы в послевоенный период

Ответы:

Примеры усиления административно-командной системы в послевоенный период: 1. начало проведения репрессий против репатриированных солдат и офицеров. 2. фабрикация дел: а. "Ленинградское дело" (1949-1950 гг.) Партийные лидеры Ленинграда были обвинены в антисоветской деятельности, направленной на свержение Сталина и смену курса на "светлое" коммунистическое будущее. b. "Дело врачей" (1953 гг.) Группа врачей была обвинена в убийстве Жданова и подготовке убийства Сталина. с. Фабриковалось "Московское дело" Данное дело фабриковалось с целью отстранения от власти возможных противников советской власти.

Похожие вопросы

  • №1 обязательными условиями возбуждения механической волны являются А)наличие источника колебаний Б)наличие упругой среды В)наличие газовой среды 1)Аи Б,2)Б и В,3)А и Б,4)А Б и В №2 камертон излучает звуковую волну длиной 0.5 м.Скорость звука340 м/с.Какова частота колебаний камертона? помоги пожалуйсто,только №2 с решением))
  • 1 решите уравнение 0,7+0,3*(х+2)=0,4*(х-3). 2 В Перово корзине в 3 раза больше ягод, чем во второй. Когда из первой корзины взяли 8 кг ягод, а во вторую добавили 14 кг ягод, то в корзинах ягод стало поровну. Сколько кг ягод было в каждой корзине первоначально. 3Сумма двух чисел равна 138. найдете эти числа, если две девятых одного из них равны 80% другого 4 При каких значениях х выражения 3,8-х дробная черта 5,5 и 3,6-х дробная черта 11 будут равны? 5 Найдите два корня уровнения lxl*l-0,9l=l-0.72l ААА ЛЮДИ ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА РЕШЕНИЕ ПОДРОБНО ЖЕДАТЕЛЬНО ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

Социалистическая доктрина нашла наиболее последовательное и устойчивое воплощение в политическом и социально-экономическом устройстве СССР.

Советские идеологи приложили огромные усилия для того, чтобы доказать, что экономическая система СССР опирается на общенародную собственность и служит подъему материального и духовного благосостояния каждого гражданина. Но на самом деле фундаментальный принцип организации советской экономики, прямо следовавший из социалистической доктрины в ее марксистско-ленинском варианте, состоял в полном, тотальном огосударствлении народного хозяйства.

Это означает, что только государство было собственником производственных ресурсов и только государство могло принимать экономические решения. Вся экономическая жизнь подчинялась административным распоряжениям органов власти. На протяжении советской истории государство стремилось наладить всеобъемлющий и всепроникающий контроль над экономикой, и отступления от этой тенденции возникали только тогда, когда пороки сверхбюрократизации начинали подтачивать устойчивость самой власти. В этой системе не было места человеку как самостоятельному максимизирующему экономическому субъекту; работники были полностью отчуждены от владения и управления средствами производства.

Советский государственный социализм не признавал частной собственности, рынка и рыночного саморегулирования. С рыночной организацией экономической деятельности советские идеологи связывали только эксплуатацию, кризисы и «загнивание капитализма». Однако самое жестокое угнетение человека было уделом именно советской системы, в которой материальные и социальные блага перераспределялись с помощью внеэкономических методов в пользу партийно-бюрократической верхушки-«номенклатуры».

Всевластие государства в экономики и других сферах жизни и управление исключительно с помощью бюрократических методов позволяют определить советскую систему как командно-административную и тоталитарную и отличать ее от многочисленных авторитарных стран современного мира, где контроль государства ограничивается политической сферой /6, с.265/.

Из тоталитарной природы советской экономики и отрицания рынка логически вытекал второй принцип организации народного хозяйства - планирование. Он занимал в советской идеологии особенно «почетное» место, поскольку объявлялся инструментом бескризисного, сбалансированного и динамичного развития экономики, способного обеспечить историческую победу социализма над капитализмом. Не трудно увидеть, что принцип планирования был практическим воплощением социалистической идеи об управлении экономикой из единого центра.

Государственный план представлял собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям и организациям народного хозяйства и регламентирующих ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности.

Социалистическое планирование состояло в следующем. На основе партийных установок и анализа экономического состояния центральные государственные органы принимали экономические решения, носившие обязательный характер для исполнителя, и контролировали выполнение решений. Главным плановым документом был пятилетний план, содержащий перечень заданий по производству и продаже продукции в отраслевом и региональных разрезах. Составляя этот документ, государство исходило не только из объективных экономических потребностей и критериев, сколько из политических и социально-экономических задач, поставленных высшим руководством. Опираясь на пятилетний план, органы экономического управления разрабатывали задания для всех иерархических уровней вплоть до отдельного предприятия.

Это определяло принципиальную особенность экономической деятельности в рамках советской системы: лица, принимавшие решения, были обязаны руководствоваться государственными плановыми заданиями, а не экономическими соображениями максимизации прибыли. Цены на сырье и готовую продукцию, оплата труда работников, условия сбыта и все прочие экономические критерии, как правило, не оказывали влияния на решения директоров предприятий и других хозяйственных руководителей. Их главная задача состояла в выполнении плана.

Например, цены не выполняли ни информационных, ни балансирующих функций, присущих им в рыночном хозяйстве, а служили главным образом для измерения и учета произведенной продукции, потому что многие плановые задания давались в стоимостном выражении. На потребительском рынке цены тоже строго задавались государством, и производители или продавцы не имели права их изменить даже при резком не соответствии спроса и предложения. Розничные цены были постоянны и применялись обычно на всей территории страны. Поэтому они часто указывались непосредственно на изделии - печатались, выбивались на металле и т.п./18, с.211/.

В советской системе не было места и конкуренции. Она объявлялась одним из главных пороков капитализма, ведущим к растрате материальных ресурсов, и целенаправленно искоренялась - например, путем борьбы с «дублированием» производственных мощностей, т.е. выпуском одинаковой продукции на разных предприятиях. Кроме того, поощрялась концентрация производства - создание крупных предприятий - для экономии удельных расходов. Все это обернулось необыкновенно высокой степенью монополизации советской экономики и диктатом производителя над потребителем, полностью лишенным права выбора.

Социалистическое планирование отвечало идее советских послереволюционных марксистов об организации экономики как единой фабрики. Если все шахты, заводы и магазины принадлежат государству, то зачем нужны деньги и цены в расчетах между ними? Разве хозяин капиталистического предприятия допускает отношения купли-продажи между цехами своего завода? Советское руководство не смогло реализовать идею экономики как единой фабрики просто в силу технических сложностей управления огромным хозяйством, но она полностью соответствует духу марксистской теории, а в годы наиболее жесткой политической и экономической диктатуры народного хозяйства СССР заметно приближалось к этому идеалу.

Три черты характеризовал планирование как метод управления социалистическим хозяйством. Во-первых, это централизованность, то есть распределение заданий центральным государственным органом - Госпланом- или другими уполномоченными органами, во-вторых, - директивность, или обязательность для исполнения, и в-третьих, - адресность, то есть доведение задания до конкретного предприятия-исполнителя. Кроме того, советские теоретики приписывали социалистическому планированию «научность» как фундаментальную особенность, противопоставляющую социалистическую экономику анархии капиталистического рынка, хоть на самом деле план был инструментом реализации политических и экономических установок государственной власти и, как правило, не учитывал объективных экономических пропорций и тенденций.

Попытки придать планированию «научный» характер постоянно наталкивались и на неразрешимые методологические проблемы составления плана и контроля за его исполнением. Как следует давать плановые - задания в натуральной форме или в стоимостном выражении? Нужно ли расписывать задания детально или можно допустить укрупненные показатели, дающие предприятиям некоторую свободу для маневра? Нужны ли специальные задания по внедрению достижений научно-технического прогресса? Эти и аналогичные вопросы составляли основной предмет социалистической политэкономии, причем вплоть до конца советской экономики они так и не нашли однозначного решения, а методология планирования часто менялась /20, с.31/.

Тотальная государственная собственность и принудительное планирование в сочетании с уравнительной идеологией порождали внеэкономический характер распределения материальных благ. Материальное богатство и социальный статус человека зависели от его положения в государственной иерархии и принадлежности к той или иной профессиональной группе, это воспроизводило принципы феодального устройства общества и было огромным шагом назад в магистральном движении человеческой цивилизации к свободе и автономности индивида.

Таким образом, командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономики, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Конечно, реальная практика функционирования советской системы была сложнее и разнообразнее. Например, после смерти Сталина стали допускаться некоторые формы негосударственной хозяйственной деятельности в виде «индивидуальной трудовой деятельности» или работы на собственном земельном участке, но это официально рассматривалось как временные уступки и действительно нарушало чистоту «социалистической идеи». В 60-80 годы до начала перестройки предпринимались попытки расширить хозяйственную самостоятельность предприятий и усилить так называемое «экономическое стимулирование» рабочих. В этот же период экономические подходы стали проникать в хозяйственную практику и в неофициальной форме.

Кроме того, социалистическую экономику нельзя сводить к советской системе. Народное хозяйство социалистических стран Восточной и Центральной Европы отличалось от советского, в частности, меньшей долей предприятий-гигантов, более высоким развитием потребительского сектора и наличием частного предпринимательства в мелком производстве, сфере услуг и сельском хозяйстве. Например, в Польше сельское хозяйство вообще не подвергалось принудительной коллективизации и оставалось частным. Но дальше всех отошла от советской модели Югославия, где была предпринята попытка построить «самоуправленческий социализм». В югославской системе предприятия находились, по крайней мере формально, в собственности не государства, а трудовых коллективов. Это определило большую гибкость, самостоятельность предприятий и даже наличие элементов конкуренции, но югославская социалистическая модель в конечном счете оказалась нежизнеспособной /15, с.245/.

К середине 80 годов советская экономика столкнулась с полным исчерпанием возможностей наращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных и трудовых ресурсов, а также с падением доходов от экспорта энергоносителей. Особенно тревожным для советского руководства стало растущее отставание от Запада в научно-технической и военной областях. СССР потерял положение второй экономической державы мира, уступив это место Японии. В этих условиях необходимость глубоких реформ в СССР стала для всех очевидной.