Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Роль экономики в развитии государства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Экономические функции государства. Теоретические концепции государственного регулирования национальной экономики. Основные формы и методы вмешательства государства в экономику Российской Федерации. Инструменты и методы государственного регулирования.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Антициклическое и антикризисное регулирование экономики. Направления и функции государственного регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Основные виды вмешательства государства в рыночную экономику. Виды государственного регулирования экономики. Сочетание рыночных и государственных механизмов регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Роль государства в экономическом развитии страны. Пирамида целей, инструменты и основные теории государственного регулирования национальной экономики, его направления и объекты. Функции и методы воздействия государства на экономические процессы.

    реферат , добавлен 05.03.2011

    Рыночный механизм макроэкономического регулирования и необходимость государственного вмешательства в экономику. Основные формы и методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика государства. Особенности госрегулирования.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2003

    Методы государственного регулирования и причины вмешательства государства в рыночную экономику. Сущность прямых (административных) и косвенных (экономических) методов. Система инструментов регулирования экономики. Финансовая и денежно-кредитная политика.

    реферат , добавлен 03.03.2009

    Причины, основные формы и методы вмешательства государства в экономику. Баланс частных и общественных интересов как одна из ключевых задач государственного регулирования экономики. Модернизация российской экономики с учетом институциональных изменений.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2016

Рыночная экономика - сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. Рыночный механизм выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, в поступательном ее развитии. Но по мере дальнейшего развития рыночной системы хозяйства все ощутимее проявляются ее недостатки. Таким образом, основные недостатки рыночного механизма заключены в следующем:

· Рынок не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности.

· Рыночное распределение отражает реальный вклад владельца факторов производства в общественный продукт и характеризуется значительным неравенством.

· От механизма рынка не приходится ждать соблюдения социально-экономических прав человека, в частности права на труд для тех, кто может и хочет работать.

· Рыночный механизм не способен регулировать внешние экономические эффекты, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных агентов рынка.

· Рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить производство общественных товаров, которые существуют для всех, в том числе и для неимущих.

· С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решение региональных и межгосударственных проблем и т.д.

В современных условиях необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы. Именно оно способно взять на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства. Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами. Говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используется для достижения той или иной цели.

Функции государства в рыночной экономике:

1. Стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. Для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

2. Обеспечение занятости. Государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

Регулирование цен.

Цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Они определяют права собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, предупреждают злоупотребления, обеспечивают защиту потребителя .

В организации современной экономики все более серьезное внимание уделяется деятельности государства. Усиление его роли находит отражение в росте государственных расходов и значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. В этом нас убеждает экономическое развитие нашей страны, где роль государства возрастает с каждым днем.

Экономической роли государства уделяют свое внимание многие классики экономической теории. Например, Самуэльсон в своей работе «Экономика» уделяет большое внимание роли государства в развитии экономики США.

Существует и прямо противоположные взгляды на роль государства в экономике. Например, Ф. Хайек в работе «Дорога рабства» отвергает все формы государственного вмешательства в экономику, поскольку они, по его мнению, неумолимо ведут к тоталитаризму. Для него социализм является концом рациональной экономики.

И все же большинство экономистов считает, что современная смешанная экономика нуждается в объективном государственном регулировании.

Экономическая роль государства реализуется путем организации хозяйственной деятельности.

Здесь государство выполняет следующие функции:

1. Регулирование процесса расширенного воспроизводства.

2. Прогнозирование объемов и структуры материального производства, капитальных вложений и товарооборота.

3. Регулирование темпов роста и направление развития отраслей народного хозяйства.

4. Распределение, перераспределение и использование через государственный бюджет национального дохода.

5. Обеспечение участия страны в международном экономическом сотрудничестве, интеграционных экономических процессах.

В государственном секторе экономики государство осуществляет управление производством путем:

2. Организации выполнения производственных заданий и договоров.

3. Проведения необходимой кадровой политики и подготовки специалистов в государственных высших и средних учебных заведений.

4. Организации и регулирования коммерческих отношений между предприятиями различных укладов экономики.

5. Контроля за соблюдением трудовой, технологической и договорной дисциплины.

Эффективного использования таких стоимостных рычагов, как цена, прибыль, кредит, налоги, дотации.

Современная рыночная экономика не может существовать без вмешательства государства. Исследователями дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Если государство распоряжается 10-15% национального дохода, то экономика является смешанной. В крупных промышленных странах влияние государства на экономику неуклонно возрастает.

Главными причинами возрастания государственного сектора являются:

Рост расходов на оборону и военно-космические исследования;

Рост народонаселения;

Решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;

Решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения и т.д.

Таким образом, вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность преобразований, связанных с функционированием рыночной экономики.

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками.

1. «Регулирующий субъект». Роль государства в механизме рыночной экономики - основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики -- ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30-х гг. XX в. (со времени Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. В середине 70-х кризис настиг уже государственно - регулируемую рыночную экономику, а следовательно, и кейнсианскую модель рыночной экономики. Причина этого кризиса - чрезмерное государственное вмешательство в экономику. В этих условиях консерваторы в Англии и сторонники «рейганомики» в США сделали ставку на политику деэтатизации. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства в экономику, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которая, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» - через регулирование денежной сферы.

Таким образом, стратегической проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения «государства» и «рынка» в данных исторических обстоятельствах. Все сменявшие друг друга на протяжении XX в. концепции экономики отличались сменой приоритетов между «государственным» и «рыночным» началами экономики.

«Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна - если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий - как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса. Следовательно, доход государства - не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто - и вопреки государству Вот почему никто, пожалуй, так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы - единственный источник «налогового» дохода государства.

«Императивный статус государства» Государство - единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Эта обязанность - жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов.

Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.

Основной механизм экономического вмешательства государства - «налоги», «закупки» и «платежи»:

а) налоги - объективная необходимость, но их пределы - проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;

б) трансфертные платежи - перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;

в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки.

Государство - это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти. Основными признаками государства являются: наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм. Особое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция, милиция, тюрьма, наличие обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством. С помощью права государство закрепляет определенный порядок общественных отношений, а также структуру деятельности государственного механизма, наличие определенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. Государство является не единственным политическим учреждением общества. Наряду с ним, в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, объединения и учреждения. В отличие от других политических институтов государству принадлежит верховенство власти. Поэтому государство можно определить как результат общественного развития, одновременного формирования политической и экономической организации общества. Общие функции государства: защита государственного строя; предотвращение и устранение социально-опасных конфликтов; регулирование экономических и других отношений; осуществление общей внутренней политики страны, как системы ее конкретных проявлений: социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и другой политики; осуществление внешнеполитических функций.

В современных условиях необходимо обратить внимание и на такие функции государства, как:

Социальная функция. Главное ее значение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижениях. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения, справедливое распределение благ. Осуществляет социальную защиту тех, кто нуждается в государственной поддержке;

Экологическая функция. Она обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований. Вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам экологических бедствий;

Налогообложение и взимание налогов. Это функция государства обусловлена тем, что бюджет государства состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Принят Закон об основах налоговой системы Российской Федерации;

Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации закрепила широкий круг основных прав и свобод человека. Они признаются в качестве необсуждаемых, принадлежащих ему с рождения. Выполнение данных функций обеспечивается системой правоохранительных органов: органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности.

Роль государства в экономике – это степень вмешательства и контроля правительства за экономическими процессами. Она зависит от типа экономической политики государства: классического, регулирующего или командного.

В классической экономической политике государство не вмешивается в экономику, которая развивается самостоятельно. Автор и теоретик классической экономики А. Смит считал, что экономика развивается самостоятельно и ей не нужен контроль государства. Правительство должно заниматься лишь внешним, внутренним долгом и защитой границ. Государство может проводить политику протекционизма, т. е. поддержки предприятий и предпринимателей (субсидии, кредиты, выгодные государственные заказы) и защиты собственного производителя от иностранной конкуренции. А. Смит выдвинул идею невмешательства государства в экономическую сферу, т. е. роль государства должна быть минимальной. Его теория была ведущей и основополагающей вплоть до конца XIX в.

В регулируемом рыночном хозяйстве государство вмешивается в экономику, чтобы не допустить экономический кризис. Эта модель была разработана экономистом Дж. Кейнсом. Государство в регулирующей модели экономики контролирует и регулирует экономическую, социальную и политическую сферы.

В командно-административной экономике роль государства очень велика. Вся экономическая деятельность ведется по правилам, установленным государством. Такой тип характерен для государств с тоталитарным режимом (КНР, КНДР). В таких государствах все ресурсы принадлежат государству.

Методы государственного регулирования экономики:

прямое вмешательство. Создается государственный сектор в экономике (государственные предприятия: транспорт, образование, здравоохранение и образование). Государство издает законы по введению налогов, увеличению дотации и кредитов. Правительство может проводить политику протекционизма с помощью государственных заказов или политику сдерживания с помощью увеличения налогов;

косвенное вмешательство. Правительство напрямую не вмешивается в экономические процессы. Оно регулирует их с помощью повышения налогов, таможенных пошлин, социальной политики.

Цели регулирования экономики заключаются в предотвращении экономических кризисов с помощью контроля за инфляцией, уровнем доходов населения, уровнем спроса и предложения, за деятельностью банков и фондовых бирж, покупкой и продажей ценных бумаг. Это позволяет предвидеть кризисные явления, повышать зарплаты, проводить инвестиционную политику и контролировать рынок ценных бумаг На собранные налоги государство строит дороги, школы и больницы, финансирует общественные товары и блага.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет (национальная оборона, охрана общественного порядка, радио и телепередачи, уличное освещение, прогнозы погоды). Общественные блага общедоступны, они не продаются и финансируются из государственной казны (бюджета).

Роль государства в регулировании экономики различна в зависимости от того, каков тип данной экономики. Так, для плановой экономики социалистических государств характерна значительная роль государства, которое руководит деятельностью организаций и предприятий на основе централизации.

Такое руководство осуществляется посредством выработки планов, которые предприятия должны выполнять. Государство наделено правами не только по определению в соответствии с государственными планами объема выпуска продукции, но и полномочно устанавливать цены на всю или часть производимой продукции, государство может обладать монополией на осуществление международных торговых контактов. Таким образом, экономика предприятия всецело определяется государственными органами, а его роль зависит от роли, которую он выполняет в масштабах всего государства.

В рыночной экономике хозяйствующие субъекты ведут себя иначе, как и государство. Последнее непосредственно не осуществляет руководства хозяйствующими субъектами, если только они не являются его собственностью. Оно вправе лишь устанавливать определенные критерии законности деятельности хозяйствующих субъектов, которых те обязаны придерживаться. Относительно целесообразности вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов существует несколько точек зрения, каждая из которых оправдана при наличии в экономике государства соответствующих условий. Согласно первой версии государство не должно вмешиваться в деятельность хозяйственных субъектов ни в коем случае, поскольку деятельность хозяйственных субъектов относится к сфере гражданского общества. Эта сфера способна к саморегуляции и не нуждается в получении указаний извне. К тому же осуществление контроля за этой сферой обходится государству дорого, а результат его оказывается зачастую неэффективным. Вмешательство государства в рыночную экономику вредно еще и потому, что способно провоцировать коррупцию и иные злоупотребления со стороны чиновников.

Что касается второй точки зрения, то согласно ей государство должно все-таки осуществлять регулирование экономических процессов в силу того, что, во-первых, оно выполняет социальные функции в обществе, а во-вторых, рыночная экономика иногда развивается таким образом и в таких направлениях, которые способны привести ее к кризису, если в нужный момент не будет произведено вмешательство со стороны государства. Обычно государство циклично использует то одну, то другую из этих доктрин.

Роль государства в экономике и принципы его вмешательства в деятельность хозяйствующих негосударственных образований определяются законодательством Российской Федерации, и прежде всего Конституцией РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Конституция РФ - особый документ, она проводит в жизнь как гарантии самостоятельности хозяйственных субъектов (корпораций), так и ограничивает их деятельность в различных сферах. В некоторых случаях такие ограничения могут устанавливаться другими законами. Направления ограничения свободы деятельности корпораций могут затрагивать трудовые отношения, налоговые отношения, отношения по регулированию монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и т.д. В свою очередь, гарантии могут быть предоставлены относительно статуса субъектов корпоративной деятельности, предмета их деятельности, порядка управления, прав на результаты деятельности, имущество и т.д.

Согласно ст.

8 Конституции РФ в стране гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Гарантией конституционных прав является положение, согласно которому право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется.

Одно из ограничений деятельности корпораций - ограничение законом трудовых отношений в корпорации. Корпорации обязаны соблюдать трудовое законодательство при осуществлении своей деятельности.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Прямая обязанность государства - создать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью. Для этого структура исполнительной власти должна быть логично и рационально устроена, а госаппарат должен стать работающим инструментом реализации экономической политики. Реформы государственной службы придется проводить в тесной увязке с обновленными принципами работы и построения исполнительной власти.

Еще по теме 11.1. Роль государства в экономике:

  1. Роль, функции, взаимовлияние государства, права и экономики