Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Какая функция налогов является основной. Функции бюджета. Соотношение налога, сбора, пошлины

Фискальная функция налогообложения - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения - производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

· Распределительная (социальная) функция налогообложения - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

· Регулирующая функция налогообложения - направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

· Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

· Стимулирующая функция налогообложения - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

· Дестимулирующая функция налогообложения - направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию , которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ - форма мобилизации в централизованный фонд государства части прибыли (доходов) налогоплательщиков (юридических и физических лиц), регламентируемая налоговым законодательством. Форма Н.п. в РФ постоянно изменяется, что обусловлено становлением и развитием налоговой системы в России. С 1992 г. порядок Н.п. из прибыли в бюджет определяется Законом РФ О налоге на прибыль предприятий и организаций от 27.12.91 г. с последующими изменениями. Законом предусматривается установление ставок налога на прибыль для различных категорий предприятий (банки, страховые организации,
биржи, и т.д), порядок определения налогооблагаемой прибыли, льготы по налогу, а также порядок уплаты, предусматривающий внесение поквартальных авансовых взносов налога на прибыль с последующим окончательным расчетом Поскольку прибыль (или убыток) является конечным финансовым результатом деятельности предприятия, из этой прибыли уплачиваются и другие Н.п.:
налог на имущество, местные налоги и т.д. Т.к. прибыль является источником множества Н.п., важен порядок их уплаты. Вначале уплачиваются все имущественные налоги, пошлины и другие Н.п. Н.п. также называются некоторые налоги, имеющие, как правило, целевую направленность на компенсацию и восстановление нарушенного природного состояния и носящие характер платы за использование принадлежащих государству природных ресурсов (платежи за пользование природными ресурсами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и пр.)

Налоговая система включает различные виды налоговых платежей (далее - налогов).

В основу их классификации положены разные признаки.

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

1. по способу взимания налогов;

2. по субъекту-налогоплательщику;

3. по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

4. по порядку введения налога;

5. по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

6. по целевой направленности введения налога.

По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и на имущество (прямая форма обложения). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обложения). В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.

Прямые налоги , в отличие от косвенных налогов, непосредственно обращены к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения.

По субъекту-налогоплательщику различаются:

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций и др.). Данная разновидность не случайно названа "налоги с предприятий и организаций", а не "налоги с юридических лиц". Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

о органу, который устанавливает и конкретизирует налоги (юридическая классификация) , различают:

Федеральные (общегосударственные) налоги. Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории.

Региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области автономных округов). Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации: республик составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов.

Местные налоги. Местные налоги, механизм их исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе Российской Федерации.

По порядку введения налога различают налоги общеобязательные и факультативные .

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. К общеобязательным налогам относятся все федеральные налоги, налог на имущество предприятий, налог на лесной доход, плата за воду, налог на имущество физических лиц, земельный юг, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, но непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями органов государственной власти, - краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов, городов, иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории - компетенция органов местного самоуправления.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие .

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, внебюджетный фонд.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действуют два таких налога: налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.

По целевой направленности введения налога можно выделить налоги абстрактные и целевые .

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например единый социальный налог, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.

Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

Система налогов и сборов в Российской Федерации - развивающаяся система.

48 . Федеральные налоговые платежи: понятие, виды, особенности.

Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. .Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства. Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций.

НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ - форма мобилизации в централизованный фонд государства части прибыли (доходов) налогоплательщиков (юридических и физических лиц), регламентируемая налоговым законодательством.

В соответствии со ст.13 НК РФ, к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

49 . Региональные и муниципальные налоговые платежи: понятие, виды.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы.

Региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом, устанавливаться не могут (ст.12 Налогового кодекса РФ). Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Налоговый кодекс определяет закрытый перечень региональных и местных налогов и сборов.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом (ст.3, 12 Налогового кодекса).

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

50 . Государственная пошлина в налоговой системе РФ.

В соответствии с Налоговым кодексом России (гл. 25.3. «Государственная пошлина»), государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физ. лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами России, законодательными актами субъектов России и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями России, а именно:

нотариальных действий;

действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;

действий, связанных с приобретением гражданства России или выходом из гражданства России, а также с въездом в Россию или выездом из России;

действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;

государственной регистрации юр. лиц, партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и проч.

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:

право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юрлиц

право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии;

выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;

выдачу разрешений на вывоз с территории России, а также на ввоз на территорию России видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной продаже видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

Государственная пошлина взимается: с подаваемых в суд исковых заявлений, с заявлений по преддоговорным спорам, с заявлений (жалоб) по де лам особого производства, с кассационных жалоб, а также за выдачу судомкопий (дубликатов) документов с подаваемых в арбитражный суд исковых заявлений и заявлений преддоговорным спорам, а также заявлений о пересмот ре решений арбитражного суда; за совершение любых нотариальных действий в уполномоченных на то учреждениях, а также за выдачу копий (дубликатов) нотариально удостоверенных документов; за регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записей актов гражданского состояния; за оформление документов на право выезда за границу и о приглашении в РФлиц из других государств , за внесение изменений в эти документы; за вы дачу или продолжение вида на жительство; за выдачу визы к паспортам иностранных граждан или заменяющих их документам на право выезда из РФ ивъезда в РФ; с заявлений о приеме в гражданство РФ и о выходе из граж данства; за регистрацию места жительства; за выдачу разрешений на право охоты и за другие объекты, определяемые законодательными актами.

Фактически ни одно государство , при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе , сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

Пошлины, в отличие от налогов имеют целью лишь покрытие затрат государственного учреждения, а не извлечение прибыли. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам . При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных издержек не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. "Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы , связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос

Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого выгоды , расходов учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия затрат, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистраций и т.п.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, не могут рассматриваться как платежи по долгам, договорные платежи. Это - денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.

Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда - поддержанием режима законности.

Пошлина не обеспечивает существование государственного органа, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций.

Размер пошлины или сбора, во-первых, должен быть обоснован. При определении их сумм нельзя исходить лишь из финансовых соображений - размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради которых установлены платежи

Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы союза в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги). Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др.

В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.

Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика - принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту.

Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.

Таможенные налоги взимаются при совершении экспортно-импортных операций.


Распределительная функция предполагает аккумулирование финансовых средств в
государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций.
Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования финансовых средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.
Государственный бюджет образует централизованный фонд финансовых ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации.
Основными источниками доходной части государственного бюджета являются налоги и платежи предприятий и организаций, а также налоги с населения, поступления от приватизации собственности и др. Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, то образуется бюджетный дефицит.
К бюджетной системе относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. По своему количественному составу они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные фонды, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета.
Большое воздействие на экономическое развитие оказывают не только расходные, но и доходные механизмы бюджета. Налоги образуют основную часть доходной части бюджетов всех уровней. Поэтому следует уделять приоритетное внимание к формированию налоговой системы и налоговой политики.
Налог представляет собой изъятие в пользу государства части дохода самостоятельно хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, заранее определенных и установленных законодательством.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция - основная, используя ее государство формирует денежные фонды для своего функционирования. Эта экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.
Законодательство устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся: субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог; объект налогообложения - доход или имущество, с которого начисляется налог; ставка налога - величина налоговых отчислений на единицу объекта налогообложения.
По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги - это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.
Государство, регулируя правительственные расходы и налоги, осуществляет фискальную политику. Фискальная политика, проводимая государством, направлена на повышение темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, сглаживание колебаний экономического цикла. Фискально государство воздействует на увеличение или уменьшение национального объема производства путем варьирования налоговых ставок и осуществления государственных расходов. Теоретическим обоснованием этих действий стали расчеты А. Лаффера, доказавшего, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера рис. 4.3).
Кривая Лаффера показывает, что если ставки налогообложения завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается экономическая активность, часть предпринимателей уходит в ""теневую экономику"". В противном случае при ослаблении налогового пресса субъекты производства начинают работать более интенсивно, максимизируя свой доход.
Сумма налоговых


Налоговая политика является неразрывной частью общей экономической политики государства. Налоги призваны всемерно стимулировать развитие малого бизнеса, предпринимательства, учитывать экономические интересы регионов. Налогообложение должно быть стабильно в течение достаточно продолжительного времени, чтобы предприниматели могли прогнозировать доходы и их распределение на перспективу. Необходимо четкое согласование налоговой политики государства с ценовой, а также с политикой в области доходов.
При обосновании налоговой политики необходимо четко определить границы налогообложения. История развития человечества убедительно показывает, что налогообложение имеет пределы. Основополагающим принципом при определении границ налогообложения является принцип способности физических и юридических лиц осуществлять налоговый платеж.

2.1. Функции налогов как проявление их сущности

Налоги как финансовая категория выражают отношения, связанные с процессом изъятия части стоимости национального дохода в бюджет страны. Налоги имеют свои отличительные признаки, особенности, свойства, внутреннее содержание, собственную форму движения, которые раскрывается через определенные функции, присущие налогам, и именно эти функции выделяют их из совокупности других финансовых категорий.

Отечественная финансовая наука при изучении природы налога традиционно уделяет значительное внимание исследованию проявлений конкретных функций этой категории, без определения которых невозможное раскрытие общественного назначения налогов.

Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств .

Авторы разделяют точку зрения российских ученых о том, что в современной экономической среде до сих пор нет единого мнения о составе и содержании функций, которые выполняют налоги. Также, среди исследователей в области налогообложения есть мнение о том, что налоги являются составляющей системы налогообложения, и «теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны опраделенные функции» .

В соответствии с первой из них, характерным представителем которой является И. В. Горский , исключительной функцией налогов является фискальная (от лат. fiskus – государственная казна), так как именно она в процессе эволюции налогов осталась неизменной, является самодостаточной и не нуждается в «регулирующих противовесах».

Другая группа ученых, к которым можно отнести А. В. Брызгалина, В. Г. Панскова , считают, что сущность налогов многофункциональна, и раскрывается через регулирующую, распределительную, контрольную и некоторые другие функции.

Третья группа ученых, таких как Г. Б. Поляк, А. Н. Романов , Д. Г. Черник , В. П. Вишневский, А. С. Веткин, Е. Н. Вишневская и др. , считают, что налогам присущи две функции: фискальная и регулирующая. Это мнение разделяют авторы даного учебного пособия. Фискальная и регулирующая функции находятся в тесной взаимосвязи, несмотря на то, что каждая из них отражает отдельную сторону внутреннего содержания категории „налог”.

Весьма интересным является схематичное представление И. А. Майбуровым различных воззрений на количество функций через понимание сущности налогов как «добра» и «зла». С небольшой доработкой авторов учебного пособия эта схема представлена на рис. 2.1.

Как видно на рис. 2.1, общей для всех подходов, вне зависимости от методологического посыла является только фискальная функция, другие же, по мнению разных исследователей в области налогов, могут существовать на разных этапах социально-экономического развития той или иной страны в соответствии с приоритетными целями ее налоговой политики.

Таким образом, сущность налогов как экономической категории раскрывается в двух функциях: фискальной и регулирующей, а также через ряд подфункций последней: экономической, социальной, стимулирующей, сдерживающей, воспроизводственного назначения (рис. 2.2).

Указанные на рис. 2.2 функции носят объективный характер и существуют с момента возникновения налогов. Вместе с тем, конкретные проявления их черт связаны с условиями общественного развития. Поэтому поиск основных функций – это ошибочный путь исследования налогов как экономической категории .

Интересным является рассмотрение функций налогов украинскими учеными в области налогообложения В. П. Вишневским, А. С. Веткиным, Е. Н. Вишневской и др. , которые сформулировали характерные цели реализации фискальной и регулирующей функций налогов на макро- и микроуровне (рис. 2.3).

Характеризуя налоги также можно отметить, что первоначально они во всех государствах вводились с целью выполнения фискальной функции, то есть финансирование государственных расходов осуществлялось через обеспечение государства плательшиками налогов источниками денежных средств. Позднее государства, в большей или меньшей степени, начали использовать налоговые ставки и налоговые льготы с целью регулирования социально-экономических процессов. Таким образом, налоги стали выполнять регулирующую функцию, то есть влиять на экономические процессы в государстве путем: стимулирования или сдерживания темпов экономического роста; увеличения или уменьшения накопления капитала и платежеспособного спроса населения. Другим важнейшим аспектом налогового регулирования является возможность воздействия на решение разнообразных социальных задач (таких, как защита граждан с низкими доходами, перераспределение доходов для обеспечения социально незащищенных слоев населения, осуществление эффективной демографической политики и т.п.).

Однако на современном этапе развития и модернизации механизмов налогообложения происходит своего рода диверсификация функционального назначения фиска. Поэтому теоретически, в составе названных двух функций налогов можно условно выделить подфункции, которые представлены на рис. 2.2. Каждая из подфункций проявляется в зависимости от того, на достижение какого эффекта направлена ее реализация.

Такой подход, во-первых, существенно не усложняет понятийного аппарата финансовой науки. Во-вторых, дает возможность четко и с достаточной степенью детализации понять специфическое назначение налогов как самостоятельного финансового явления и в то же время избежать концентрации внимания на «побочных, внешних для фиска последствиях» налогообложения.

Таким образом, на основе сказанного выше, можно сделать вывод о наличии широкой палитры мнений относительно количества и названий функций налогов. В этой связи предлагается рассмотреть две основные функции – фискальную и регулирующую, с выделением в рамках последней ряда подфункций.

2.2. Роль фискальной функции в процессе налогообложения

Суть фискальной функции заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства. Фискальная функция обеспечивает объективные условия для образования материальной основы функционирования общества. С ее помощью реализуется большая часть общественного назначения налогов, проявляются конкретные формы образования денежных фондов государства, которые обеспечивают выполнение положенных на нее функций. Налоги выступают основным (важнейшим) источником доходов бюджетов разных уровней. Объективное существование налогов как основного источника доходов предусматривает:

а) поступление их равномерно в календарном разрезе;

б) стабильность поступления;

в) налоги должны равномерно поступать по всем территориальным уровням управления.

В современной финансовой литературе наблюдается использование смешанной марксистской и немарксистской научной терминологии, связанной с различной интерпретацией фискальной функции. Так, одна группа научных работников и практиков считает, что налоги аккумулируют в бюджетных фондах государства часть созданного национального дохода (стоимости необходимого и дополнительного продукта). Вторая – уже применяет понятийный аппарат западной экономической науки, где налоги выступают частью стоимости ВВП или ВНП, а третья – комбинирует оба подхода. Такая запутанная ситуация расценивается как объективно неминуемая, поскольку финансовая наука также переживает трансформацию. Так или иначе, государство, будучи участником распределительных процессов, принудительно отчуждает в виде налоговых изъятий часть стоимости созданных в обществе благ (продукта) для формирования своей казны и финансирования неотложных потребностей общества.

Фискальная функция, в отличие от регулирующей, присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает возростать в условиях развития рыночных отношений. Усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному росту государственных расходов, а, следовательно, и увеличению доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Значение фискальной функции с развитием рыночных отношений резко увеличивается. Это связано, с одной стороны, с процессами разгосударствления собственности и соответствующим уменьшением удельного веса неналоговых источников формирования доходной части бюджета, а с другой, – с необходимостью реализации социальных программ и финансирования бюджетной сферы.

Несмотря на то, что в отдельные исторические периоды действие фискальной функции ослабевало, в более значительных промежутках времени неизбежно сказывалось ее усиление . Так, период с 1996 по 1998 годы в Украине характеризовался стабильными по абсолютной величине налоговыми поступлениями (табл. 2.1 и рис. 2.4), хотя с учетом инфляции, имело место сокращение доходов сводного бюджета.

Таблица 2.1

Динамика налоговых поступлений в Сводный бюджет Украины

Показатели

Доходы Сводного бюджета,

Налоговые поступления, млн. грн.

в том числе:

В государственный бюджет,млн. грн.

абсолютные значения

в процентах

В местные бюджеты, млн. грн.

абсолютные значения

в процентах

Рис. 2.4. Изменение налоговых поступлений и доходов сводного бюджета независимой Украины

Однако, начиная с 2000 года, вновь наблюдается тенденция увеличения и доходов сводного бюджета и налоговых поступлений, которая особенно сильно проявилась в период после 2004 года.

Степень реализации фискальной функции налогов характеризуется также налоговой нагрузкой, которая на макроуровне изменяется налоговым коэффициентом (К н ):

(2.1)

где: НП – общая сумма поступлений налогов и сборов в государственный бюджет и государственные целевые фонды, млн. грн;

ВВП – величина валового внутреннего продукта, млн. грн.

Экономический смысл налогового коэффициента заключается в том, что он показывает, какая доля ВВП перераспределяется через налоговую систему. Чем выше этот показатель, – тем более фискальный характер имеет налоговая система страны.

Анализ динамики налогового коэффициента в Украине за период 1998 – 2006 годы (рис. 2.5) свидетельствует о том, что до 2001 года налоговая нагрузка на экономику имела тенденцию к снижению, а с 2004 года отмечается существенный рост налогового коэффициента.

Рис. 2.5. Динамика налогового коэффициента в Украине

К 2006 году в Украине был достигнут исторический максимум налоговой нагрузкиналоговый коэффициент составлял 39,27%, что с учетом реалий экономической ситуации свидетельствует о чрезмерном увлечении фискальным аспектом налогообложения. Отметим, что такой уровень интегральной налоговой нагрузки намного превышает аналогичные показатели таких стран – новых членов Евросоюза, как Латвия (29,4%), Литва (28,9%), Эстония (30,9%), Румыния (28,0%), Словакия (29,3%) . В среднем по странам ЕС-10 налоговый коэффициент составлял в 2005 году 33,9%. Правда, в Европе существуют и государства с более высоким, чем в Украине, налоговым коэффициентом. К ним относятся, в первую очередь, такие скандинавские страны, как Дания (50,4%) и Швеция (51,3%).

В современной налоговой политике существует несколько путей повышения эффективности реализации фискальной функции налогов.

Наиболее простым, с точки зрения его реализации, и наименее приемлемым с позиций стимулирования экономического роста, является экстенсивное увеличение налоговых поступлений за счет введения новых налогов и увеличения налоговых ставок. Этот вариант, как правило, встречает наиболее резкое сопротивление со стороны налогоплательщиков и таит в себе политические угрозы.

Поэтому наибольшего внимания заслуживает интенсивный путь. В этом плане авторы полностью поддерживают позицию И. А. Майбурова , в том, что эффективность фискальной функции характеризуется показателем роста налоговых поступлений при неменяющемся составе и неизменных ставках налогов. Расчитывая и анализируя такой показатель можно получить рост налоговых поступлений, который обеспечивается не за счет увеличения доли налоговой нагрузки (перераспределения посредством налогов общественного продукта), а за счет роста налоговых баз, увеличения количества плательщиков и объектов налогообложения. Следует добавить, что существенным резервом повышения эффективности реализации фискального потенциала налогов является совершенствование механизмов налогового администрирования, инструментария борьбы с уклонением от налогообложения и сокращение масштабов теневой экономики. В таком случае, при достаточном (рассчитанном для определенного периода развития экономики страны) уровне налоговой нагрузки фискальная функция будет иметь минимум противоречий с регулирующей функцией.

2.3. Регулирующая функция налогов и особенности ее реализации

Налоги и налогообложение оказывают непосредственное влияние на все стороны жизни общества, причем, иногда в самых неожиданных аспектах.

Характерным примером такого влияния является архитектурный облик старой части многих городов центральной Европы. Большинство тесно прилегающих друг к другу домов в таких кварталах имеет 2-3 (максимум 4) окна на фасадной части домов, но зато эти дома, как правило, имеют 2-4 этажа, что не характерно для средневековой архитектуры других регионов мира. А в Амстердаме отдельным туристическим объектом является дом с одним окном на каждом этаже. Связан такой своеобразный архитектурный облик с распространенным в то время в европейских государствах имущественным налогом, базой которого было определено количество окон по ширине фасада дома (пооконный налог). Такое налогообложение повлияло не только на внешний облик европейских городов, но и на внутреннюю планировку этих домов. Ширина лестниц не позволяла заносить мебель на верхние этажи. Эта проблема была решена путем установки специальных блоков для лебедок, при помощи которых мебель заносилась на верхние этажи через окна, следствием чего явилось формирование специальной культуры художественного оформления таких механизмов.

Другим историческим примером использования регулирующей функции налогов является введение в России Петром І налога на бороды, что позволило привести внешний облик бояр в соответствие с действовавшими в то время европейскими стандартами.

Основы регулирующей функции налогов лежат в области экономических интересов участников процесса налогообложения.

С позиций общества, налоги рассматриваются, прежде всего, как основной источник формирования доходной части бюджетов всех уровней, и, исходя из этого, государство объективно заинтересовано в увеличении налоговых поступлений, что обеспечит финансовую основу для расширения масштабов предоставляемых государственных услуг, реализации социальных программ и выполнения других присущих ему функций. Вместе с тем, чрезмерная фискализация налогообложения (т. е. повышенная налоговая нагрузка) лишает плательщиков стимулов к расширению масштабов деятельности, способствует развитию теневой экономики, что уменьшает размер базы налогообложения и суммы налоговых поступлений в долгосрочной перспективе. Поэтому в интересы государства входит и обеспечение условий для экономического роста, в том числе и условий налогового характера.

Для налогоплательщика налоговые платежи, хотя и являются обязательными, но все же, непроизводительными затратами. Вполне понятно, что плательщики не заинтересованы в их увеличении с точки зрения обеспечения необходимых финансовых результатов (прибыли – для юридических лиц или дохода для граждан). Вместе с тем, в целом негативное воздействие налогов на финансовое положение плательщиков отчасти может быть компенсировано соответствующим доступом их к общественным благам. Иными словами, плательщик достаточно легко воспринимает высокие налоги при условии, что он видит соответствующую «отдачу» от этих платежей.

Таким образом, условия налогообложения являются одним из факторов, непосредственно воздействующих на хозяйственные решения налогоплательщиков и соответствующие социально-экономические процессы в обществе.

Регулирующая функция проявляется в том, что с помощью налогов происходит перераспределение стоимости валового внутреннего продукта между государством и его субъектами. Через элементы налога (объект, субъект налогообложения, ставка налога, налоговые льготы и т.п.) государство имеет возможность регулировать стоимостные пропорции такого перераспределения. Изменяя пропорции функционирования ресурсов в экономике, налогообложение существенно влияет на процесс производства, накопление капитала, инвестирование, платежеспособный спрос и предложение. Благодаря налогам государство получает возможность регулировать разные аспекты социально-экономической жизни на макроуровне, а на микроуровне – влиять на конкретное поведение налогоплательщика. Так, манипулируя пропорциями и режимами изъятия у субъектов хозяйствования или домохозяйств доли их доходов, налог может соответственно менять направления их деятельности.

На основе регулирующей функции осуществляется :

    регулирование спроса и предложения;

    стимулирование сбережений граждан страны;

    выравнивание доходов отдельных социальных групп;

    развитие малого и среднего бизнеса, а также частного предпринимательства;

    регулирование экспортно-импортной деятельности;

    стимулирование научно-технического прогреса.

Важную регулирующую роль играет налоговая политика, которую проводит правительство путем вмешательства в систему налогообложения.

Подчеркивая роль регулирующей функции налогов, А. Крисоватый выделяет политику налогового регулирования в отдельный вид налоговой политики, которая представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию стоимостных пропорций распределения и перераспределения части валового внутреннего продукта с целью поддержания на определенном уровне экономических процессов, обеспечения общественного спроса и предложения, а также инициации деловой активности субъектов хозяйствования .

Влияние государства на изменение ставок прямых налогов может привести к возникновению или уменьшению определенных стимулов для капиталовложений плательщика, а регулирование величины непрямых налогов может воздействовать на фонд потребления и на уровень цен .

Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику, государство, изменяя таможенные пошлины, получает от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Понижение или отмена пошлин влечет за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

По мере осуществления и совершенствования государственного регулирования налоги все шире используются для изменения структуры национальной экономики. В экономически развитых странах налоговые ставки все более дифференцируются по регионам с учетом их отраслевой специализации. Они оказывают усиливающее воздействие на отраслевую и подотраслевую структуры производства, на изменение роли отдельных земель, штатов, департаментов в национальной экономику. Так, на добычу нефти и газа традиционно устанавливают более высокие налоги, а в малоосвоенных, экономически менее развитых депрессивных районах применяются относительно низкие .

В современных условиях при сохранении основ и структуры налогового законодательства налоговая система становится все более гибкой. Регулирующая функция, содействуя рациональному использованию производственных факторов, «амортизируя» кризисные явления, устраняя диспропорции в рыночной экономике, стабилизирует и расширяет налоговую базу и соответственно обеспечивает успешное осуществление фискальной функции, а это еще один аргумент в пользу тесной взаимосвязи и взаимообусловленности фискального и регулирующего аспектов функционирования налогов.

С точки зрения характера процессов, выступающих объектами налогового регулирования, регулирующая функция налогов может быть подразделена на такие подфункции, как экономическая, социальная, экологическая. Однако придавать им значение функций налогов вряд ли целесообразно, поскольку все они являются просто различными проявлениями одной и той же характеристики сущности налога, причем механизм воздействия налогообложения на экономические, социальные и экологические процессы, в принципе, одинаков.

В составе регулирующей функции налогов можно выделить стимулирующую и сдерживающую (в некоторых источниках – дестимулирующую) подфункции, а также подфункцию воспроизводственного назначения, которые так же, по мнению авторов вряд ли могут претендовать на статус самостоятельных функций по следующим причинам..

Во-первых, сам термин «регулировать» означает вносить определенный порядок в какую-то деятельность, направлять развитие или изменение чего-нибудь в определенное русло. Руководствуясь таким толкованием, считается, что «регулирование» объединяет в себе и стимулирование, поощрение, ускорение, усиление, побуждение к действию или к определенным изменениям процессов, явлений, и реверсное влияние – сдерживание, замедление, ослабление, ограничение.

Во-вторых, отрицание стимулирующей способности или, наоборот, выделение самостоятельной стимулирующей функции налогов в значительной мере обусловлены психологическими факторами. Так, депресивность отечественной системы налогообложения относительно предпринимательской и инвестиционной активности порождает отрицание любого стимулирующего действия налогов вообще. С другой стороны – преуменьшение их значения в директивно-плановой экономике советского типа и рост роли налогообложения на нынешнем этапе социально-экономического развития страны иногда вызывают определенную гиперболизацию его значимости как стимулятора экономического роста. Западные ученые к исследованию регулирующего влияния фиска на социально-экономические стороны жизни общества подходят на основе взвешеных позиций. Известно, что цикличность развития зрелых рыночных экономик нуждается в использовании налогового механизма не только для экономического оживления, но и для защиты от «перегрева» хозяйственной конъюнктуры рынка (кризиса перепроизводства).

В-третьих, говорить о выполнении налогами отдельной стимулирующей функции неуместно из-за того, что конкретные мероприятия налоговой политики влияют на экономику опосредованно, через процессы распределения и перераспределения стоимостных пропорций ВНП. Поэтому между применением форм налогового поощрения налогоплательщиков и проявлением результатов их влияния проходит определенное время. Иногда, вследствие наличия последнего, экономическая ситуация изменяется настолько, что налоговое стимулирование не только теряет целесообразность, а и может стать деструктивным фактором. Кроме этого, само стимулирующее влияние будет иметь противоречивый характер, вызывая одновременно рядом с положительными эффектами отрицательные.

Иначе говоря, экономическую реакцию субъектов хозяйствования на осуществление регулирующей функции налогов спрогнозировать весьма сложно, так как она зависит от ряда других факторов, которые могут влиять на механизм налогообложения, существенно отдаляя его от начального замысла.

Сдерживающая подфункция налогов заключается в формировании определенных барьеров для развития нежелательных экономических процессов в стране. Так, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение. Например, сдерживающая функция проявляется через увеличения величины акцизного сбора (табачные и алкогольные изделия), а также введение акцизов на некоторые товары, посредством чего увеличивается их продажная цена и, таким образом, может сдерживаться рост потребления этих изделий.

Однако, как отмечает И. А. Майбуров , избирательное значение этой подфункции не стоит преувеличивать, поскольку стимулировать развитие производства нежелательных продуктов или услуг будет сохраняющийся спрос со стороны потребителей. Вариации же с налоговыми ставками не безграничны, так как при сохранении спроса они будут повышать цены, а это может привести к тому, что часть производства вообще уйдет в теневой сектор.

Вполне понятно, что налоговое стимулирование и налоговое сдерживание, по сути дела, являются двумя разнонаправленными аспектами одного и того же процесса налогового регулирования.

В результате применения мер налогового стимулирования (налоговой поддержки), как правило, снижается налоговая нагрузка на плательщика, в результате чего непроизводительные расходы в виде налоговых платежей сокращаются, а собственные его оборотные средства увеличиваются. Следствием этого является возникновение реальной экономической заинтересованности такого субъекта хозяйствования в выполнении всех тех условий, которые предусмотрены нормами налогового законодательства, регламентирующими применение конкретного инструмента налогового регулирования. А выполнение таких условий, если, конечно, они сформулированы корректно и с достаточной полнотой, в конечном счете, должно нацеливать плательщика на решение именно тех задач социально-экономического развития, в которых непосредственно заинтересовано государство.

Налоговое воздействие сдерживающего характера, напротив, способствует увеличению налоговой нагрузки (в случае осуществления плательщиком именно тех операций или видов деятельности, в которых не заинтересовано государство), в результате чего увеличиваются непроизводительные расходы субъекта хозяйствования, а рентабельность его деятельности снижается. Именно этот результат воздействия таких мер заставляет плательщика соответствующим образом откорректировать свою хозяйственную политику и изменить те экономические решения, которые идут вразрез с налоговой составляющей экономической политики государства.

Вместе с тем, абсолютизировать противопоставление налогового стимулирования и налогового сдерживания было бы не совсем корректным. Дело в том, что эти два процесса неразрывно связаны между собой, поскольку реализуются они через один и тот же объект – экономические интересы плательщика. В результате одно и то же регулятивное воздействие при помощи налоговой политики может совмещать в себе как стимулирующий, так и сдерживающий потенциал. Так, например, налоговые льготы инвестиционной направленности имеют явно выраженные стимулирующий характер и назначение. В то же время, такие условия, как, например, соответствие инвестиций установленным государственным приоритетам определенным образом сдерживает плательщика от реализации инвестиционных проектов, не соответствующих условиям по этому критерию.

Подфункция налогов воспроизводственного назначения проявляется при аккумулировании денежных средств на восстановление потребленных общественных ресурсов: сбор за загрязнение окружающей природной среды взимается за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты, а также за размещение отходов; сбор за специальное использование природных ресурсов (за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, а также платы использование лесных ресурсов, пользование земельных участков лесного фонда, водных ресурсов и пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта). Чаще всего эти налоги имеют четко отраслевую принадлежность.

Таким образом, в процессе раскрытия сущности налогов и единства их функций вытекает важный в теоретическом плане вывод о том, что специфическое общественное назначение налогов находит свое выражение не в существовании каждой функции отдельно, а лишь в их единстве.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте существующие взгляды ученых, которые дают возможность выделения определенных группирований функций налогов.

2. Каково современное представление о количестве функций налогов?

3. Выделите характерные цели реализации фискальной и регулирующей функций налогов на макро- и микроуровне.

4. Что предусматривает объективное существование налогов как основного источника доходов?

5. В чем заключается суть фискальной функции?

6. Дайте характеристику степени реализации фискальной функции налогов.

7. Назовите существующие пути повышения эффективности реализации фискальной функции налогов в современной налоговой политике.

8. В чем проявляется сущность регулирующей функции?

9. Какие процессы осуществляются на основе регулирующей функции?

10. Дайте характеристику подфункций регулирующей функции.

План

I. Введение……………………………………………………………………….стр.2

1.Функции налогов и их взаимосвязь………………………………………….стр.4

2.Налог на доходы физических лиц: экономического содержания и назначение; категории плательщиков; ставки……………………………………………...стр.11

II.Заключение…………………………………………………………………..стр.14

Список использованной литературы…………………………………………стр.16

I .Введение.

Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

- защита территории;

- выполнение управляющих и распределительных функций;

- поддержание внутреннего порядка;

- сбор налогов и податей с населения.

По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVIT веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов».

По мере развития государства как социального института, налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция, исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого-то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала, и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций.

В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании. Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. За последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц.

1.Функции налогов и их взаимосвязь.

Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:

1. Фискальная;

2.Распределительная (социальная);

3.Регулирующая;

4.Контрольная;

5.Поощрительная.

Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Фискальная функция.

Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

Распределительная функция.

Распределительная (или как её ещё называют -перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Регулирующая функция.

С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.

Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.

Сущность и внутреннее содержание налогов пробудут в их функциях, в той «работе», кᴏᴛᴏᴩую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

  • фискальную;
  • регулирующую;
  • социальную:
  • контрольную.

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Стоит заметить, что она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства.
Стоит отметить, что основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, будет понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рисунок № 3.2. Функции налогов

Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — ϶ᴛᴏ более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

При этом реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего ϶ᴛᴏ обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

При этом обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов) Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт ϶ᴛᴏ ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. Учитывая зависимость оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — ϶ᴛᴏ налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум) Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — ϶ᴛᴏ льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

Учитывая зависимость от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное оϲʙᴏбождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в т.ч. инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеюттрадиционно четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов пробудет не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при ϶ᴛᴏм значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по кᴏᴛᴏᴩым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выбудет необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной) Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Отметим, что теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.