Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Если предложение денег увеличится то. Спрос и предложение денег

Предложение денег - это количество денег, доступных для использования в экономике.2 В современных экономиках предложение денег определяется центральным банком, в Соединенных Штатах - Федеральной резервной системой.

Подробное объяснение того, как центральные банки управляют предложением денег, увело бы нас сейчас далеко от тех проблем, которые рассматриваются в данной главе, поэтому мы вернемся к этой теме в главе 14. Однако, для того чтобы уловить основную идею, давайте рассмотрим простую гипотетическую ситуацию, в которой деньги существуют только в форме наличности. В этом случае для увеличения предложения денег центральный банк должен только увеличить количество денег в обращении. Каким же образом это можно сделать?

Один из способов, который близок к тому, что используется на практике, - это печатание центральным банком новых денежных знаков для скупки таких финансовых активов, как государственные обязательства, находящиеся во владении физических и юридических лиц (публики). Производя этот обмен, публика увеличивает свои денежные запасы, следовательно, количество денег в обращении также увеличивается. Когда центральный банк использует деньги для покупки государственных обязательств у публики, что увеличивает предложение денег, то говорят о проведении покупки на открытом рынке.

Чтобы уменьшить предложение денег, центральный банк может провести и обратную операцию, продавая имеющиеся у него государственные обязательства публике за деньги. После того как центральный банк изымет полученные деньги из обращения, предложение денег уменьшится. Когда центральный банк продает государственные обязательства публике для уменьшения предложения денег, эта операция называется продажей на открытом рынке.

Покупки и продажи на открытом рынке в совокупности называются операциями на открытом рынке.

Кроме покупки государственных обязательств у публики центральный банк может также увеличить предложение денег, выкупая новые выпуски государственных обязательств непосредственно у правительства. Например, если ми-нистерству финансов страны необходим $1 млрд для оплаты партии новых истребителей, оно может выпустить какую-либо разновидность государственных обязательств на $1 млрд и передать их центральному банку в обмен на вновь напечатанные деньги на сумму в $ 1 млрд. Затем министерство финансов перечисляет этот $1 млрд производителю истребителей. После того как министерство финансов распорядилось этими деньгами, количество денег в обращении - величина денежной массы - увеличилось на $1 млрд. Этот второй способ увеличения предложения денег для финансирования государственных расходов рассматривается как печатание денег. Эта практика является наиболее распространенной в бедных странах или в странах, ведущих военные действия или столкнувшихся с природными катастрофами, где государственные расходы часто намного превышают сумму средств, которые могут быть собраны посредством налогов.2

Для обсуждения материала в остальной части данной главы мы примем допущение, что величина денежной массы в экономике равна М долларов и определяется центральным банком. Величина М может быть представлена агрегатами М1, М2 или каким-либо иным измерителем денежной массы. Однако для разработки теоретической модели не имеет значения, какой из измерителей денежной массы М будет использоваться.

Величина предложения денег определяется экономическим поведением:

Центрального банка, который обеспечивает и контролирует наличные деньги;

Коммерческих банков (банковского сектора экономики), которые хранят средства на своих счетах;

Населения (домохозяйств и фирм – небанковского сектора экономики), которое принимает решения, в каком соотношении разделить денежные средства между наличными деньгами и средствами на банковских счетах.

Центральный банк, коммерческие банки и небанковский сектор определяют предложение денег. Предложение денег(М S) включает в себя наличность вне банковской системы (С ) и текущие депозиты (D ), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок.

Только банки обладают способностью увеличивать предложение денег. Дополнительное предложение денег, возникшее в результате нового депозита, равно

где rr – норма обязательного резервирования;

D – депозит;

Коэффициент 1/rr – банковский мультипликатор.

Общая модель предложения денег строится с учетом роли ЦБ и возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность.

Денежная база (МВ) – наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ:

МВ = С+ R,

где R – резервы банка.

Тогда предложение денег имеет вид

,

где m денежный мультипликатор (показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу):

m = (1 + сr)/(сr+rr),

где сr = С/D ,

rr = R/D.

сr – коэффициент предпочтения наличности (определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты).

Величина rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой ЦБ, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы. Поскольку клиент может помещать деньги на текущий или на срочный вклад, то ЦБ устанавливает разные резервные требования.

Таким образом, предложение денег прямо зависит от денежной базы и денежного мультипликатора.

Графически функция предложения денег имеет три графика (рис. 10.2):

1) ЦБ контролирует денежную массу страны (при монетарной политике, направленной на поддержание М=const);

2) ЦБ контролирует ставку процента (при гибкой денежно-кредитной политике, когда i=const);

3) ЦБ ничего не контролирует (допускаются изменения и массы денег в обращении, и ставки процента).

Рис. 9.2. Денежное предложение при различных целях денежно-кредитной политики

Количество денег в обращении (вне банковской системы) определяется с помощью уравнения количественной теории денег . В основе этой теории лежит следующее суждение: абсолютный уровень цен определяется предложением номинальных денежных остатков. Иными словами, чем больше предложение денег, тем выше уровень цен и наоборот. Эта зависимость описывается так называемым кембриджским уравнением:

М = k PY ,

где М – номинальное количество денег (М1);

k – пропорция между номинальным доходом (ВНП) и желаемыми денежными остатками (называется коэффициентом ликвидности или степенью монетизации ВНП);

Р – абсолютный уровень цен (дефлятор ВНП);

Y – реальный доход (реальный ВНП).

Если считать, что k и Y – фиксированные, неизменяющиеся величины, то можно сделать вывод, что изменение номинального количества денег (М1) вызывает аналогичные изменения абсолютного уровня цен (Р).

Существует еще одно уравнение, базирующееся также на количественной теории денег, которое вывел американский экономист И. Фишер и которое носит название «уравнение Фишера»

MV = PY ,

где М – номинальная денежная масса (М1);

V – скорость обращения денежной массы (измеряется в виде отношения номинального ВНП к номинальной денежной массе);

Р – общий уровень цен (дефлятор ВНП);

Y – реальные доходы (реальный ВНП).

Произведение PY – это номинальный ВВП. Уравнение является тождеством. Оно показывает, что количество денег в обращении с учетом скорости их обращения соответствует величине ВВП в текущих ценах (т.е. номинального ВВП). Это означает, что ежегодно в экономике денег столько, сколько необходимо, чтобы оплатить стоимость произведенного ВВП в ценах этого года. Неслучайно это уравнение также называют уравнением обмена .

Из данного уравнения следует, что при изменении одной из переменных одна или более из оставшихся также должны меняться для сохранения равенства. Например, если количество денег увеличивается, а скорость их обращения остается неизменной, то должны увеличиться либо цена, либо количество товаров.

Количество произведенной продукции (Y) определяется затратами факторов производства и производственной функцией. Стоимостный объем производства в номинальном выражении (PY) определяется предложением денег.

Уровень цен (Р) представляет собой отношение стоимостного объема производства в номинальном выражении к количеству произведенной продукции.

Другими словами, реальный объем ВНП определяется производственными возможностями экономики, а дефлятор ВНП есть отношение номинального ВНП к реальному.

В силу того, что скорость обращения денег является постоянной, любое изменение предложения денег ведет к пропорциональному изменению номинального объема ВНП. Поскольку реальный объем ВНП уже задан существующими в экономике запасами производства и производственной функцией, то изменения номинального объема ВНП целиком обусловлены изменениями уровня цен.

Таким образом, из количественной теории денег следует, что уровень цен пропорционален предложению денег.

Если денег в обращение выпущено больше (увеличится денежная масса) или возрастает скорость обращения денег, то для сохранения тождества правой и левой частей уравнения должен повыситься уровень цен, а это есть не что иное, как инфляция. Скорость обращения денег (особенно в долгосрочном периоде) – величина достаточно стабильная. Она может меняться главным образом в связи с серьезными технологическими усовершенствованиями в банковской сфере (например, к росту скорости обращения денег привело появление банкоматов).

При небольших (до 10%) темпах изменения входящих в это уравнение величин можно получить следующее равенство:

∆M (в %) + ∆V (в %) = ∆P (в %) + ∆Y (в %).

Величина денежной массы может меняться достаточно часто. Ее регулирует центральный банк, который обладает монопольным правом эмиссии денег. Изменение скорости обращения денег отражает изменение спроса на деньги (скорость обращения денег принимается постоянной, поэтому изменение скорости равно нулю).

Изменение уровня цен есть темп инфляции.

Изменение количества произведенного продукта связано с ростом затрат факторов производства и с НТП (можно принять темп роста производства за постоянную величину).

Проведенный анализ показывает, что рост предложения денег определяет темп инфляции. ЦБ полностью контролирует темп инфляции.

Государство, печатая деньги, увеличивает тем самым их предложение. Это ведет к инфляции. Таким образом, эмиссия денег с целью извлечения дохода равносильна введению инфляционного налога. Его платят те, кто хранит наличные деньги. По мере повышения цен реальная стоимость денег падает.

Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег» - неравнозначны.Выпуск денег в оборот происходит постоянно.Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Одновременно клиенты погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте может и не увеличиваться.

Под эмиссией понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия безналичных и наличных денег (последняя и называется эмиссией денег в обращение).

В условиях административно-распределительной экономики и ту, и другую эмиссию осуществлял Государственный банк.

В условиях рыночной экономики эмиссионная функция разделяется:

1) эмиссия безналичных денег производится системой коммерческих банков;

2) эмиссия наличных денег – центральным банком.

При этомпервична эмиссия безналичных денег. Прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков.

Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот – удовлетворение дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Коммерческие банки удовлетворяют эту потребность, предоставляя предприятиям кредиты. Однако кредиты банки могут выдавать только в пределах имеющихся у них ресурсов, т.е. тех средств, которые они мобилизовали в виде собственного капитала и средств, находящихся на депозитных счетах. С помощью же этих ресурсов можно удовлетворить лишь обычную, а не дополнительную потребность хозяйства в оборотных средствах. Между тем либо в связи с ростом производства, либо в связи с ростом цен на товары постоянно возникает дополнительная потребность хозяйства и населения в деньгах. Поэтому должен существовать механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту дополнительную потребность.

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег, находящаяся в обращении. Монополия на эмиссию наличных денег принадлежит центральному банку.

Центральные банки прогнозируют размер предполагаемой эмиссии, используя прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков и собственные аналитические материалы. При этом важно не только установить оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределить ее по отдельным регионам страны.

Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализовано. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков (именно она определяет размер эмиссии) в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, а она постоянно меняется. Поэтому каждый раз завозить деньги из Центра, чтобы удовлетворить эту потребность, было бы не только нецелесообразно (из-за многократно возрастающих издержек обращения), но и невозможно.

Эмиссию наличных денег проводят ЦБ РФ и его расчетно-кассовые центры (РКЦ). Они открываются в различных регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Этиденежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения, являются резервом.

В оборотную кассу расчетно-кассового центра постоянно поступают наличные деньги от коммерческих банков, из нее постоянно выдаются наличные деньги. Таким образом деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу расчетно-кассового центра превышает сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в ее резервный фонд.

Резервными фондами РКЦ распоряжаются управления (городские, областные, республиканские) Центрального банка России. Если в результате действия банковского мультипликатора у данного коммерческого банка возрастает величина денег на депозитных счетах, то в результате:

а) увеличивается и потребность клиентов в наличных деньгах;

б) увеличивается свободный резерв коммерческого банка.

Расчетно-кассовые центры обязаны выдавать коммерческим банкам бесплатно наличные деньги в пределах их свободных резервов. Поэтому если у большинства коммерческих банков возрастет потребность в наличных деньгах, а поступления денег в их операционные кассы недостаточно, то РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого он на основе разрешения управления Центрального банка РФ переведет наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти.

В Управлении ЦБ составляется ежедневный эмиссионный баланс.

Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т.е. поступят в кассы предприятий, непосредственно населению.

Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданной коммерческими банками, в результате действия механизма банковского мультипликатора. В России на долю наличных денег приходится 1/3 всей денежной массы.

Денежное обращение – это движение денег, отражающее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового рынка.

В мире существуют различные системы денежного обращения, которые, как правило, законодательно закреплены в каждом государстве. К важнейшим четырем компонентам денежной системы относятся:

1) национальная денежная единица (рубль, доллар и т.д.), в которой выражаются цены товаров и услуг;

2) система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте;

3) система эмиссии денег, т.е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;

4) государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.

В зависимости от вида обращаемых денег выделяется два основных типа систем денежного обращения:

1) системы обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и (или) серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл (в монетах или слитках);

2) система обращения кредитных или бумажных денег, которые не могут быть обменены на золото, т.е. золото не участвует в обращении.

С 30-х годов XX в. в западных странах постепенно формируется система неразменных кредитных денег. К отличительным чертам этой системы следует отнести:

1) господствующее положение кредитных денег;

2) уход золота из обращения;

3) отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого содержания;

4) усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государства;

5) значительное расширение безналичного оборота;

6) государственное регулирование денежного обращения;

Выпуск как бумажных, так и кредитных денег, как правило, является монополией государства. Центральный банк, находящийся в собственности государства, занимается эмиссией, т.е. печатанием денег.

Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, предприятия (фирмы), организации и государство.

В структуре денежной массы выделяются:

1) активная часть , к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот;

2) пассивная часть , включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.


Предложение денег – это денежная масса, находящаяся в обращении, фактический запас денег, находящихся в распоряжении экономических субъектов.
Денежное предложение формируется банковской системой, но в то же время зависит от поведения небанковского сектора, т.е. фирм и домашних хозяйств.
Современная банковская система является двухуровневой. Первый уровень образует Центральный банк страны. Второй уровень – коммерческие банки.
Центральный банк контролируетпроцесс создания денег, непосредственно воздействуя на денежную базу.
Денежная базавключаетналичные деньги, эмитируемые ЦБ и резервы коммерческих банков, которые они держат на счетах в Центральном банке.
Резервы коммерческих банков состоят из обязательных резервов и избыточных резервов. Величина обязательных резервов определяется Центральным Банком посредством установления нормы обязательного резервирования.
Норма обязательных резервов (rrоб) определяется в процентах от величины банковских депозитов (ккоб=Rоб/D).
Помимо обязательных резервов, банки имеют избыточные резервы, которые они могут выдавать в ссуду. Выдавая ссуды, коммерческие банки открывают своим клиентам счета и создают безналичные деньги (производят депозитную эмиссию).
Депозитно-чековая эмиссия – это процесс создания безналичных (кредитных) денег коммерческими банками путем открытия клиентам новых текущих счетов при выдаче кредитов.
Каждый отдельный банк может создавать денежную массу только в размере имеющихся у него избыточных резервов. В то же время система коммерческих банков может многократно умножать (мультиплицировать) появляющиеся в ней избыточные резервы.
Депозитный (банковский) мультипликаторпоказывает, на сколько изменится предложение безналичных денег (депозитов), если избыточные резервы увеличиваются на один рубль.
Мультипликация избыточных резервов возможна благодаря тому, что коммерческие банки обслуживают расчеты своих клиентов и таким образом передают друг другу избыточные резервы. Получая новый депозит, каждый банк часть средств оставляет в обязательных резервах, а другую часть снова может отдать в ссуду. Таким образом каждая единица избыточных резервов приводит к появлению несколькихединиц безналичных денег.
Объем депозитно-чековой эмиссии определяется по формуле:
D = mR,
где D – объем депозитно-чековой эмиссии;
m = 1/rrоб, мультипликатор избыточных резервов (депозитный мультипликатор);
rrоб,– норма обязательных резервов;
R– избыточные резервы коммерческого банка.
Денежная база и денежный мультипликатор.
Денежная база (H) равна сумме наличности(CU) и совокупных резервов коммерческих банков (R)
H = CU + R.
Объем денежной массы Mравен сумме наличности (CU) и депозитов (D):
M = CU + D.
Возможности банковской системы при создании депозитов зависят от поведения населения, которое решает, какую часть денег держать в виде наличности.
Склонность населения к наличностиопределяется как отношение наличности к депозитам:

С учетом склонности к наличности соотношение денежной базы и денежной массы определяется денежным мультипликатором:
;

В современной рыночной экономике предложение денег Обеспечивается банковской системой: центральным и коммерче­скими банками страны. Центральный банк выпускает в обраще­ние бумажные деньги разного достоинства и монеты. Коммерче­ские банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссу­ды бизнесу и населению. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. - количест­во денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве.

Для измерения объема денежного предложения используются следующие показатели (агрегаты):

Денежные агрегаты расположены в порядке убывания степе­ни ликвидности. Количество и состав используемых денежных агрегатов различаются по странам мира. В США и России расчет денежного предложения ведется по четырем денежным агрега­там, в Японии и Германии - по трем, в Англии и Франции - по двум.

Вопрос о том, какой агрегат является деньгами, дискуссион­ный. Однако большинство экономистов считает, что подлинны­ми деньгами является агрегат М 1 , так как его компоненты могут быть безотлагательно израсходованы. Агрегат M 1 называют день­гами в узком смысле слова. В развитых странах на долю метал­лических денег приходится 2-3 %, а бумажных денег - 25 % де­нежной массы М 1 . Безналичные деньги стали основной формой денег в современной экономике.

Срочные вклады физических лиц, депозиты предприятий, депозитные сертификаты и облигации государственных займов, являющиеся компонентами денежных агрегатов М 2 и M 3 , - вы­соколиквидные финансовые активы. Хотя они и не функциони­руют непосредственно как средство обращения, но могут легко переводиться в наличные и безналичные деньги. Поэтому цен­тральный банк рассчитывает денежные агрегаты M 2 и M 3 и учи­тывает их величину при регулировании денежного предложения.

Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду ком­мерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка. Если в качестве своей тактической цели устанавливается некое фиксированное предло­жение денег и поддерживается на данном уровне независимо от того, что будет происходить с процентными ставками, то кривая предложения денег будет вертикальной линией (S М1). Если же тактическая цель центрального банка - стабилизация процент­ной ставки (по меньшей мере в краткосрочном временном интервале) на некотором фиксированном уровне вне зависимости от изменения количества денег, то кривая предложения денег бу­дет горизонтальной (S m 2). Если же центральный банк не устанав­ливает тактических целей ни для величины предложения денег, ни для значения нормы процента и допускает расширение мас­штаба предложения денег по мере того, как растет норма процен­та, то кривая предложения денег будет возрастающей (S m 3).

Угол наклона кривой предложения денег зависит от тактиче­ской цели, определяемой центральным банком страны.

Кривая предложения денег отражает зависимость количества денег в обращении от уровня процентной ставки (при неизменной денежной базе). Различают кратко- и долгосрочную кривую предложения денег. Для агрегата M1 краткосрочная кривая предложения денег является вертикальной линией, так как денежный мультипликатор стабилен и не зависит от процентной ставки. Для других агрегатов (M2 , M3) она представлена наклонной линией.

Долгосрочная кривая предложения денег отражает зависимость денежной массы от изменения процентной ставки при изменениях спроса на деньги. Вид кривой предложения денег зависит от тактических целей денежно-кредитной политики , проводимой Центральным банком.

Кривая предложения имеет вертикальный вид тогда, когда Центральный банк реализует цель поддержания количества денег на постоянном уровне и уверенно контролирует количество денег в обращении независимо от колебания процентной ставки. Она представлена на рис. 25.1, а: по оси абсцисс откладывается величина предложения денег (M s), а по оси ординат - процентная ставка (r). Такая ситуация характерна для жесткой монетарной пиитики, направленной на сдерживание инфляции . Для этого пользуются такие инструменты, как изменение нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке.

Кривая предложения денег имеет горизонтальный вид тогда, когда целью монетарной политики является сохранение стабильным номинального размера ссудного процента (рис. 25.1, б). Достигается это путем фиксации учетной ставки Центрального банка и привязки к ней ставок коммерческих банков, а также операций на открытом рынке. Такая политика называется мягкой (гибкой) монетарной политикой. Обычно она используется в тех случаях, когда изменение спроса на деньги вызывается, например, ростом скорости обращения денег. В этом случае удается избежать кризиса неплатежей.

Кривая предложения денег имеет наклонный вид тогда, когда Центральный банк допускает определенное увеличение количества денег, находящихся в обращении, и соответственно номинальной ставки процента (рис. 25.1, в). Как правило, это имеет место, когда ЦБ сохраняет постоянной норму обязательных резервов, но не проводит операций на открытом рынке. Данная комбинированная политика обычно применяется, когда изменения спроса на деньги обусловлены колебаниями ВВП .

Предложение денег может характеризоваться двумя переменными: номинальным количеством денег в стране или реальным. Последние называют еще реальными кассовыми остатками (M p). Они характеризуют покупательную способность денег, т.е. отношение номинальной массы денег (M н) к уровню цен: M p = M н / Р.

Если предположить, что все сделки учитываются в величине номинального валового национального продукта (Y), то получим, что Y = Р х Q .

Отсюда МV = Y и M d = Y/V .

В данном случае величина спроса на деньги зависит от следующих факторов: уровня реального объема производства и скорости обращения денег.

Модификация количественной теории денег была предложена представителями Кембриджской школы. Кембриджское уравнение имеет следующий вид:

М = k х P х Y , тогда M d = М/Р = k х Y ,
где Y - размер реального дохода.

Коэффициент k представляет собой ту часть денежных средств (доходов), которая для удобства держится в виде наличных денег.

Люди желают поддерживать постоянную покупательную способность реальных кассовых остатков. Спрос на запасы реальных денежных средств пропорционален доходу. Для этого уровень цен должен меняться прямо пропорционально номинальной величине денежного предложения.

В условиях долгосрочного равновесия деньги являются нейтральными: номинальные изменения денежного предложения не влияют на реальные экономические переменные (производство, занятость , размещение ресурсов). В этом заключается принцип классической дихотомии. В его рамках происходит теоретическое разграничение реальных и номинальных переменных. К первым относятся количественные - реальный объем ВНП, реальная заработная плата , реальная ставка процента, ко вторым - уровень цен, номинальная заработная плата.

Количественная теория денег получила развитие в работах М. Фридмена, представителя современного монетаризма . Он рассматривал спрос на деньги отдельного лица, который ограничен суммой имеющегося у него "портфеля ресурсов" - денег и других активов:

M d = P f (R b , R e , р, h, у, u) ,
где M d - величина спроса на деньги; Р - абсолютный уровень цен; R b - номинальная норма процента по облигациям ; R e - рыночная стоимость дохода по акциям; р - темп изменения уровня, в %; у - общий объем богатства; u - величина, отражающая возможное изменение вкусов и предпочтений; h - отношение между человеческим богатством (трудом) и всеми другими формами богатства.

Монетаристами также разработаны "портфельные" теории спроса на деньги. В них спрос на деньги рассматривается в связи с задачей оптимизации портфеля активов экономических субъектов. С их точки зрения, население стоит перед выбором разных активов и спрос на деньги связан с единственным мотивом предпочтения ликвидности. Экономические субъекты формируют такой состав портфеля всех своих активов, который позволяет максимально удовлетворить их полезность от владения имуществом при определенном риске. В результате спрос на деньги как на имущество порожден не спекулятивным мотивом, а мотивом предпочтения ликвидности. В портфельных теориях делается акцент на функции денег как средства накопления или образования имущества.

Кейнсианский подход к спросу на деньги . В теории денег М.Кейнса главная роль отводится ставке процента. Он исходил из того, что деньги - один из видов богатства в структуре портфеля активов экономических агентов. Теория спроса на деньги Кейнса получила название теории предпочтения ликвидности, поскольку, согласно данной теории, часть портфеля активов, которую экономические субъекты желают иметь в виде денег, зависит от их оценки свойства ликвидности. Кейнс в отличие от представителей классической школы , которые главное внимание уделяли трансакционному спросу на деньги, рассматривал и другие мотивы.

Согласно кейнсианской теории предпочтения ликвидности, существуют три главных побудительных мотива хранения экономическими агентами части их богатства (портфеля активов) в форме денег.

  1. Трансакционный мотив. Часть богатства находится держать в денежной форме с целью использования денег в качестве средства платежа и средства обращения.
  2. Мотив предосторожности связан с желанием иметь в перспективе возможность распоряжаться частью своего богатства в денежной форме, чтобы реализовать преимущества неожиданных возможностей или удовлетворить неожиданные потребности .
  3. Спекулятивный мотив вызван желанием избежать потерь капитала , связанных с хранением его в виде ценных бумаг в периоды снижения их курсовой стоимости.

В теории предпочтения ликвидности важное внимание уделяется ставке процента, которая определяет сумму процента, которую заемщик уплачивает кредитору в обмен на использование заемных денег в течение определенного периода.

Различают реальную и номинальную ставки процента. Реальная, ставка процента (r) представляет собой доход от активов, которые можно хранить в качестве альтернативы деньгам. Реальная ставка процента - это "цена ", которую приходится платить за обладание частью богатства в форме не приносящих дохода денег, а не в виде альтернативных активов, приносящих владельцу процент.

Основные различия между неоклассиками и кейнсианством в трактовке роли денег в экономике сводятся к следующему. Кейнсианцы отводят деньгам второстепенную роль, монетаристы считают, что именно денежное обращение определяет уровень производства, занятости и цен.

По-разному они трактуют характер обращения денежной массы. Неоклассики считают, что скорость (V) стабильна. Но если скорость обращения денег (V) стабильна, то из количественного уравнения обмена (М x Y = V) действительно следует, что между количеством денег и ВНП существует непосредственная зависимость.

Кейнсианцы же считают, что изменение предложения денег изменяет сначала уровень процентной ставки, затем инвестиционный спрос и только через мультипликатор вызывает изменение номинального ВНП. Неоклассики считают, что в долгосрочной политике государство должно обеспечивать обоснованный постоянный прирост денежной массы (M).

В отличие от неоклассиков кейнсианцы полагают, что наращивание денежного предложения чревато многими негативными последствиями. Если предложение денег растет, то спрос на них падает, сокращается и цена кредита, т.е. процентная ставка, и она перестает реагировать на рост предложения денег. В результате экономика попадает в "ликвидную ловушку" и функциональные зависимости между основными макроэкономическими параметрами нарушаются. Поэтому в отличие от неоклассиков кейнсианцы основным средством стабилизации экономики считают не денежную, а фискальную политику.

В рыночной экономике обычно имеет место инфляция. Темп инфляции представляет собой дополнительную альтернативную стоимость хранения денег. Это обусловлено тем, что инфляция подрывает полезность денег как средства сбережения , а потому увеличивает желание экономических агентов хранить неликвидные активы, например недвижимость или запасы товаров, цены на которые растут тем быстрее, чем выше темпы инфляции в стране.

Ввиду этого спрос на деньги находится под влиянием как реальной ставки процента, так и ожидаемого темпа инфляции. Представим функцию спроса на деньги следующим образом:

(2)

где Y - номинальный национальный доход ; r - реальная ставка процента; p - ожидаемый темп инфляции.

Реальная ставка процента и ожидаемый темп инфляции являются альтернативными стоимостями не приносящих дохода денег. Следовательно, их сумма составляет общую альтернативную стоимость денег в виде номинальной нормы процента. Это можно выразить следующим уравнением:

Поэтому формулу (2) можно переписать в виде:

M d = f(Y,i) ,
где i - номинальная норма процента.

Трансакционный мотив и мотив предосторожности формируют прямую функциональную зависимость между увеличением номинального дохода и увеличением спроса на деньги. Спекулятивный мотив вызывает увеличение спроса на деньги при снижении ставки процента, и наоборот.

Рассмотрим кривую спроса на деньги, представленную на графике (рис. 25.2). Отложим на вертикальной оси номинальную ставку процента, а на горизонтальной оси - количество денег в обращении. Функциональная зависимость данных переменных выражается кривыми M d1 и M d2 , соответствующими различным уровням номинального национального дохода.

Кривая спроса на деньги имеет отрицательный угол наклона, так как по мере уменьшения ставки процента спрос на деньги возрастает (при определенном уровне номинального национального дохода). При снижении ставки процента происходит скольжение вдоль кривой спроса на деньги M d1 из точки A в точку B . С увеличением уровня номинального национального дохода происходит сдвиг кривой спроса на деньги из положения M d1 в положение M d2 .

Равновесие на рынке денег . Равновесие на рынке денег устанавливается в процессе взаимодействия спроса на деньги и предложение денег и характеризуется таким состоянием рынка, при котором объем спроса на деньги равен объему предложения денег. Равновесие на денежном рынке означает равенство количества денег, которое экономические агенты хотят иметь в портфеле своих активов, количеству денег, предлагаемому Центральным банком (банковской системой) в условиях проведения данной кредитно-денежной политики.

Денежный рынок практически всегда стремится к равновесию, так как на нем действует множество посредников, практически мгновенно реагирующих на факторы, вызывающие нарушение равновесия.

Процесс установления равновесия на рынке денег можно представить графически (рис. 25.3). Рассмотрим его действие на примере ограничительной кредитно-денежной политики, проводимой Центральным банком.

Кривая предложения денег M s показывает количество предлагаемых денег при каждом значении ставки процента. На графике рис. 25.3 кривая M s имеет вертикальный вид, что предполагает проведение Центральным банком политики поддержания денежной массы на неизменном уровне независимо от изменения ставки процента. Кривая спроса на деньги имеет отрицательный угол наклона и представлена кривой M d .

Равновесие находится в точке пересечения кривых спроса и предложения денег - E . В данной точке получены равновесные значения M* (на оси абсцисс) и i* (на оси ординат), выражающие соответствие количества денег, которое экономические субъекты хотят иметь, количеству денег, предоставляемому банковской системой при равновесной ставке процента. Таким образом, при заданном предложении денег, равном M* , равновесие достигается при значении процента, равном i* .

Предположим, что процентная ставка поднимется выше равновесного уровня (i 1 > i*). Это будет означать увеличение альтернативной стоимости хранения денег. Спрос на деньги упадет до M 1 .

Экономическим субъектам станет выгоднее держать свои денежные средства в альтернативных активах, и они захотят вкладывать их, например, в покупку государственных облигаций. Возникнет излишек денег, от которого экономические агенты попытаются избавиться. При этом банковская система будет избавляться от излишних денег, скупая государственные ценные бумаги , цены на которые поднимутся. Действие рыночных механизмов в конечном счете приведет к тому, что спрос и предложение денег не установятся на исходном равновесном уровне. При этом процентная ставка снизится с уровня i 1 до уровня i* .

Если процентная ставка опустится ниже равновесного уровня (i 2 < i*) до уровня то альтернативная стоимость хранения денег уменьшится, следовательно, возрастет спрос на деньги, которых будет не хватать. Экономические субъекты (коммерческие банки, население) для увеличения своих денежных средств начнут продавать свои государственные ценные бумаги и одновременно закрывать свои срочные депозиты. В ответ на это коммерческие банки начнут предлагать более высокий процент по срочным вкладам. Избыток на рынке государственных облигаций вызовет понижение их рыночного курса и повышение их доходности. Начнет развертываться обратный процесс, который завершится восстановлением равновесия на прежнем уровне при ставке процента i* .

В обоих рассмотренных случаях нарушение равновесия соответствовало на графике точкам A (в первом случае) и B (во втором случае).

Нарушение равновесия на денежном рынке может возникнуть и в результате изменений в спросе на деньги или предложения денег. Графически это будет означать соответствующий сдвиг кривых M d и M s .

Рассмотрим, как изменение спроса и предложения денег влияет на изменение равновесного состояния на денежном рынке. Пусть изменилось предложение денег при неизменном уровне спроса на них (рис. 25.4).

Предположим, что денежный рынок находится в состоянии равновесия в точке E 1 . Если количество денег в обращении уменьшится, то кривая предложения денег переместится из положения M s1 , в положение M s2 .

При заданном уровне резервов банки не способны предложить количество денег в размере M 1 , которое желают иметь экономические субъекты при исходной ставке процента. В этой ситуации коммерческие банки будут стремиться пополнить свои резервы за счет продажи государственных ценных бумаг. Они также повысят требования для получения кредита, что приведет к росту процентной ставки. В ответ на это экономические субъекты начнут большее предпочтение отдавать не деньгам, а другим, альтернативным (более доходным) активам.

В конечном счете произойдет сдвиг кривой предложения и установится новый равновесный уровень в точке E 2 на пересечении кривых M d и M s2 . Мы получим новое равновесное состояние, когда количество денег, которое желают иметь экономические субъекты, будет соответствовать количеству денег, предложенному банковской системой. Этому новому равновесному состоянию будут соответствовать новое равновесное значение количества денег M 2 (M 2 < M 1) и новая равновесная ставка процента i 2 (i 2 > i 1). При обратном процессе логика рассуждения аналогичная.

Теперь рассмотрим, что произойдет при изменении спроса на деньги, вызванного увеличением номинального национального дохода, при неизменном уровне предложения денег (рис. 25.5).

Начальное равновесие на денежном рынке характеризуется состоянием в точке E 1 . При процентной ставке i 1 увеличение номинального национального дохода увеличит спрос на деньги, что выразится в сдвиге кривой спроса на деньги из положения M d1 в положение M d2 . Увеличение спросу на деньги будет стимулировать экономических субъектов продавать ценные бумаги, а также брать деньги в ссуду. Это вызовет понижение рыночной цены государственных ценных бумаг и повышение ставки процента. В условиях фиксированного предложения денег состояние равновесия E 2 достижимо тогда, когда процентная ставка повысится до уровня i 2 . При этом величина спроса на деньги соответствует величине предложения денег.

В общем случае спрос на деньги может увеличиться в результате позитивных изменений в национальной экономике : роста номинального национального дохода, изменений в производительных силах, ожиданиях, банковском законодательстве и др. Графически это отразится в сдвиге кривой спроса вправо.

У экономических агентов будет изменяться структура портфеля активов в сторону наличных денег. Это приведет к увеличению продаж ценных бумаг и необходимости изыскивать кредитные ресурсы. Поскольку предложение денег ограничено, то реальными результатами этого в краткосрочном периоде будут рост процентных ставок и снижение курса государственных ценных бумаг.

Если кривая предложения денег имеет наклонный вид, то увеличение спроса на деньги окажет первоначальное влияние на норму процента. По мере того как фактическая норма процента станет превышать норму, намеченную Центральным банком, последний будет снижать норму обязательных резервов или покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Эти действия приведут к росту избыточных резервов коммерческих банков и, следовательно, к увеличению кредитования . Количество денежной массы в экономике будет увеличиваться до тех пор, пока не образуется новое равновесие при новой равновесной величине ссудного процента.