Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сущность и основные функции финансов. Финансы и их функции

Финансовое дело зародилось в глубокой древности. Уже в документах индийской культуры IV в. до н. э. можно найти сведения о налоговых льготах, предоставляемых купцам-мореходам, хозяевам караванов, всем тем, кто заселял новые земли. Возникновение финансов стало результатом перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и связано с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Сам термин «финансы» появился значительно позже. Существуют разные точки зрения по поводу его происхождения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии, другие – что понятие «финансы» было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1577 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Сущность финансов

Представление о финансах как экономической категории видоизменялось. Изначально понятие «финансы» рассматривалось только применительно к формированию и использованию денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

С развитием крупномасштабного товарного производства совершенствовались методы, способы мобилизации, распределения и использования денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

Эволюцию взглядов на сущность финансов можно представить следующим образом. Что касается определения, то финансы трактуются:

В мировой экономической теории (экономике) как совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов;

В политической экономии как экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств (наиболее распространена среди российских экономистов).

Различают узкое, расширенное и широкое понимание термина «финансы». В узком понимании финансы охватывают лишь бюджетные процессы и к ним относятся только государственные (публичные) финансы.

Расширенное понимание термина означает, что финансы охватывают только часть денежных отношений. В российской экономической литературе эта точка зрения преобладала до недавнего времени. Так, например, в советский период к финансам относились: государственный бюджет; финансы материального производства; финансы непроизводственной сферы. С 90-х гг. XX в. к финансам стали относиться: бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты); государственные внебюджетные фонды; государственный кредит; страхование; финансы хозяйствующих субъектов.

В широком понимании термин «финансы» охватывает движение всех стоимостных потоков, включая и денежно-кредитные, тем самым финансы включают в себя: государственные финансы; кредитную систему; финансы отраслей воспроизводственного процесса; финансы домашних хозяйств; вторичный финансовый рынок; международные финансы.

Таким образом, практически все денежные отношения в обществе, все, что связано с движением денег, причисляется к финансам, а понятие «денежное хозяйство страны» идентично понятию «финансы».

В зарубежных странах, а теперь уже и в России, финансистом называют любого специалиста, связанного с деньгами, равно как и все деньги, включая доходы граждан, называют финансами.

Такое понимание финансов отражено и в современных зарубежных словарях: Finance – искусство, функция, профессия, связанная с валютой или деньгами.

Условием возникновения финансов является наличие в обществе товарно-денежных отношений. В воспроизводственном процессе движение денежных средств должно опосредовать движение товаров (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Движение товаров и денежных средств

На основе движения денежных средств возникают финансовые отношения. Отличительным признаком финансовых отношений является их связь с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота.

Важной особенностью финансовых отношений является то, что процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными. Формирование фондов денежных средств носит строго регламентированный характер.

Можно выделить следующие признаки финансов:

Денежный характер финансовых отношений. Деньги являются материальной основой существования и функционирования финансов (они всегда имеют денежную форму выражения);

Распределительный характер финансовых отношений. Областью возникновения и функционирования финансов являются стадии воспроизводственного процесса, на которых происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте;

Финансовые отношения находят свое материальное воплощение в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств.

Как экономическая категория финансы – это экономические отношения, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей общества.

Функции финансов

Сущность финансов проявляется прежде всего через распределительную функцию. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Финансы обслуживают разные этапы распределения стоимости общественного продукта, участвуя как в первичном распределении, так и в перераспределении. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне местных органов управления).

В целом распределительная функция финансов позволяет:

Создавать целевые фонды денежных средств на уровне государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, населения;

Осуществлять распределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами, а также внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное распределение.

Наряду с распределительной функцией финансам присуща и контрольная функция. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера их движения, общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств. Полученная информация позволяет оценить эффективность и целесообразность произведенных расходов. Чтобы информация отражала реальное положение дел, она должна быть полной, своевременной и достоверной.

Использование контрольной функции финансов на практике позволяет осуществлять финансовый контроль, который является функцией финансовых органов.

Обе функции финансов связаны – они действуют одновременно: распределение не может не контролироваться и контроль без распределения невозможен.


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Сущность финансов

1.1. Понятие и сущность финансов 4

1.2. Функции и роль финансов в экономике 8

Глава 2. Анализ современных концепций 15

Заключение 29

Список литературы 30

Введение

Финансы (франц. finance, financia - доход, платеж) возникли в условиях функционирования постоянного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Как историческая категория финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на клас­сы.

Актуальность темы:

Финансы как экономические, денежные отношения орга­нически участвуют в механизме регулирования рыночной экономики. С развитием предпринимательства, деятельности акционерных обществ, конкурентоспособности предприятий и организаций становится весьма необходимым уметь эффек­тивно управлять финансовыми ресурсами. Государственные финансы - это мощный рычаг макро­экономического регулирования. С помощью умелого исполь­зования этого инструмента государство может решать раз­личные задачи: регулировать темпы экономического роста, социальный уровень жизни граждан, сглаживать конъюнк­турные колебания.

Цель моей курсовой работы - проанализировать сущность финансов и концепции финансов.

Из поставленной цели следуют задачи, необходимо охарактеризовать:

Понятие и сущность финансов;

Функции и роль финансов в экономике;

Использование финансов в общественном воспроизводстве;

Основные виды концепций;

Использование современных концепций в экономике.

Объект курсовой работы: сущность финансов и степень их проявления в экономике.

Предмет курсовой работы: финансы и современные концепции финансов.

Глава 1. Сущность финансов

      Понятие и сущность финансов

Финансы - это экономические отношения, организованные государством и связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях реализации функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимаются экономиче­ские отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюд­жетных фондах; под децентрализованными финансами - денеж­ные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэто­му их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег как, по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированный про­изводителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образова­нием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходо­ванием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возни­кают между:

    предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

    предприятиями и вышестоящими организациями при соз­дании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

    государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

    государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

    предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

    отдельными звеньями бюджетной системы;

    органами имущественного и личного страхования, пред­приятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

    денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов, предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возмож­ности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национальной дохода и его отдельных частей - фон­да потребления и фонда накопления - определяются пропор­ции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу про­изводственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государ­ственных финансов. На определенных этапах исторического раз­вития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

Состояние экономики страны определяет состояние финан­сов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

В условиях же экономического кризиса; спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появ­ление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевремен­ного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому перво­степенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.

По своему материальному содержанию финансы - это целе­вые фонды денежных средств, в совокупности представляю­щие финансовые ресурсы страны.

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансы - это, прежде всего, распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Распределительные процессы происходят не только через финансы, но и через цены и кредит. Как известно, цена есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение национального дохода, товар должен быть реали­зован. Цена предопределяет величину денежных средств, посту­пающих от реализации продукции к ее собственникам и высту­пает исходной основой дальнейшего распределительного про­цесса. Цены также регулируют спрос и предложение на товары и тем оказывают воздействие на воспроиз­водство.

Крупные перераспределительные процес­сы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит - взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные фи­нансово-кредитные институты.

Банки аккумулируют свободные денежные средства пред­приятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности предприятиям, нуждаю­щимся в них. Если финансы выражают одностороннее и безвоз­мездное движение стоимости, то кредит должен быть в обуслов­ленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов.

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки финансов:

    экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов;

    в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов государства и их использование.

Сущность финансов и их конкретное содержание раскрываются в их функциях.

1.2 Функции и роль финансов в экономике

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, т.е. их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений.

Финансы как экономическая категория проявляются в выпол­няемых ими функциях. Знание функций финансов необходимо для реализации финансовой политики. С точки зрения финансовой на­уки существует определенное единство функций финансов государ­ства, финансов предприятий и финансов домашних хозяйств. В то же время между ними есть различия, обусловленные, с одной стороны, общегосударственными интересами, а с другой стороны, аспектами предпринимательской деятельности предприятий и личными интересами граждан.

В процессе деятельности, связанной с регулированием реально­го денежного оборота, реализуются три основные функции финан­сов: воспроизводственная, распределительная и контрольная.

Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспече­нии сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расши­ренного воспроизводства. Воспроизводство осуществляется в рамках самостоятельно хозяйствующих субъектов, наделенных имуществом.

Экономическая обособленность имущества, выраженного в сто­имостной форме, приводит к необходимости регулирования его круго­оборота в рамках отдельно взятых организаций, государств и т.д.

Совершающийся непрерывно кругооборот средств является ста­дией оборота капитала. Денежный кругооборот начинается с аванси­рования денежных средств. Авансирование имеет место тогда, когда израсходованные на приобретение сырья, материалов, товаров, оплату работ и услуг денежные средства возвращаются на предприятие в те­чение одного кругооборота продукции в виде выручки от реализации произведенного или закупленного товара, выполненных работ, ока­занных услуг.финансов понятие “финансы ” рассматривается в двух аспекта: ... , что вытекает из сущности финансов . Принципы. Финансовая деятельность...

  • Понятие и сущность стратегического управления

    Доклад >> Менеджмент

    Понятие и сущность стратегического управления Проблема №1 ... многое другое, что составляет сущность стратегического управления, с помощью которого... продукции 1.4. Снабжение 1.5. Сбыт 1.6. Управление финансами 1.7. Управление персоналом 2. Этапы процесса...

  • Итак, финансы представляют собой экономические отношения, связанные аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством своих функций и задачи обеспечения условий для расширенного воспроизводства.

    Следовательно, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государства по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.

    Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

    Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. К таким фондам относятся: во-первых, денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе; во-вторых, внебюджетные централизованные фонды государства; в-третьих, государственное страхование; в-четвертых, государственный, в том числе банковский, кредит.

    Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

    Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, поэтому роль и значение финансов зависят прежде всего от того, какое место занимают денежные отношения в экономических отношениях.

    Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, это орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

    Главное предназначение финансов - путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

    Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами:
    а) предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
    б) предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
    в) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
    г) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
    д) отдельными звеньями бюджетной системы;
    е) страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.

    Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.

    Роль государства в аккумуляции, регулировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных средств особенно возрастает в переходный период к рыночной системе хозяйствования. Что касается централизованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему - налогов, пошлин, различных сборов, эмиссии денег и т.д.

    Другое дело - децентрализованные фонды. В отношении них государственное регулирование выражается совсем по-иному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам частных предпринимателей, поскольку частные финансы - их состояния и динамика - подчиняются законам рыночной экономики.

    Любая финансовая деятельность государства связана с расходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств - банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и проч. Поэтому именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в области экономики и социальных процессов, но в сферах политики, демографии, экологии и т.д.

    Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Иными словами, проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. И именно поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали проведение финансовой деятельности государства, поскольку осуществляется она, естественно, в правовой форме.

    Без участия финансов не может быть распределен национальный доход, являющийся главным материальным источником денежных доходов и фондов. С учетом объемов национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер.

    Как уже говорилось, состояние финансов отражает, определяет состояние экономики страны.

    Основное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - понятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же финансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и стабилизационная и характеризуем каждую из них в отдельности.

    Основные функции финансов две: распределительная и контрольная, которые осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

    Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы: 1) зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян; и 2) доходы предприятий сферы материального производства.

    Дальнейшее перераспределение национального дохода связано: а) с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; б) с наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); в) с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются вторичные, или производные доходы, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги.

    Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:
    производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;
    отраслями материального производства;
    отдельными регионами страны;
    формами собственности;
    социальными группами населения.

    Конечная цель распределения и перераспределения национально дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, - развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах.

    Контрольная функция. Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

    Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

    Финансовый контроль - важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Особое значение финансовый контроль приобретает в настоящее время, когда очень четко проявляется тенденция роста «беловоротничковой» экономической преступности.

    Таким образом, финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

    Другими словами, важнейшая задача финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

    Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.

    Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы - государственные расходы, налоги, государственный кредит - в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

    Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений.

    Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

    Один из важных элементов финансового механизма - финансовое планирование, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.

    В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план на базе бюджета на текущий год. Его целями являются следующие:
    а) информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
    б) комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
    в) выявление необходимости и возможности осуществления перспективных мер в области финансовой политики;
    г) отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.

    Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:
    1-й год - год, на который составляется бюджет;
    2-й и 3-й годы - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты данной экономической политики.

    1 Происхождение финансов

    2 Сущность и необходимость финансов

    3 Функции финансов

    4 Роль финансов в расширенном воспроизводстве

    1 Термин «финансы» возник приблизительно в 13-15 веках в торговых городах Италии и первоначально обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил распространение как понятие, связанное с системой денежных отношений между государством и населением по поводу формирования денежных средств. Финансы возникли и долгое время развивались как система мобилизации средств, материальных и финансовых ресурсов для нужд правящей элиты, разных форм государственных образований и защиты определенной территории. С этой целью государство вводило разные формы налогов, сборов и платежей. Использование собранных таким способом денег исключало контроль со стороны обычных граждан.

    На этом этапе развития термин «финансы» отражал следующее:

      денежные отношения между двумя субъектами – государством и населением

      в этих отношениях субъекты обладали различными правами, государство обладало особыми полномочиями

      в процессе этих отношений сформировался общегосударственный фонд – бюджет

      регулярное поступление средств в бюджет обеспечивалось государственно-принудительным характером взимания налогов и сборов

    Как историческая категория, финансы появились одновременно с появлением государств и расслоением общества на классы. На ранних стадиях развития государств не существовало разницы между ресурсами государства и ресурсами монарха. И только с отделением имущества монарха от государственной казны, появились такие понятия, как: государственные финансы, государственный кредит и государственный бюджет.

    Выделяют следующие предпосылки возникновения финансов :

      отделение имущества монарха от казны и возникновение государства; Власть монархов была значительно урезана. Возник общегосударственный фонд денежных средств, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

      налоги в денежной форме приобретают преимущественный характер; И только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном отношении. Распределительные отношения - это часть экономических отношений в обществе. И финансы, являясь выражением этой сферы экономических отношений, являются экономической категорией

      формирование и использование бюджета стало носить системный характер. (возникли системы государственных расходов и доходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением)

    Финансы в своём развитии прошли 2 этапа :

    1 этап – неразвитые финансы . Характерные черты: примерно две трети денежных средств расходуется на военные цели; не оказывается никакого влияния на экономику со стороны государства; финансовая система имеет только 1 звено – бюджет, а все финансовые отношения связаны только лишь с формированием и использованием бюджетных средств. Этот этап длился до конца 19 века.

    2 этап – развитые финансы . Характерные черты: увеличивается удельный вес расходов государства на экономику и социальные нужды; финансовая система приобретает многозвенный характер, а потому и финансовые отношения приобретают разнообразный характер; получают развитие местные финансы, внебюджетные фонды, финансы предприятий разных форм собственности. Этот этап длится с конца второй мировой войны по сей день.

    Современные подходы к определению сущности финансов значительно расширили содержание этого понятия.

    2 Различают следующие подходы к определению экономической сущности определения «финансы»:

      Финансы - это система экономических (денежных) отношений, при помощи которых создаются, распределяются и перераспределяются фонды денежных средств;

      Финансы – это совокупность объективно обусловленных экономических отношений, которые имеют распределительный характер, денежную форму выражения, материализуются в денежных доходах и накоплениях, которые сосредотачиваются в государственных структурах и у субъектов хозяйствования с целью расширенного воспроизводства, материального стимулирования работников, удовлетворения социальных нужд общества.

      Финансы – это система экономических отношений между государством, юридическими и физическими лицами по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, которые должны регулироваться правовыми нормами.

    Обобщая вышеприведенные формулировки, можно сделать вывод, что финансы – это совокупность экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование финансовых ресурсов государства и которые связаны с обменом, распределением и перераспределением ВВП и национального дохода.

    Выделяют два уровня финансов:

    - централизованные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства, которые аккумулируются в государственном бюджете и внебюджетных фондах. Основной централизованный фонд государства – это бюджет.

    - децентрализованные финансы – это денежные отношения, обслуживающие кругооборот фондов предприятия.

    Финансы имеют как внешнюю форму проявления, так и внутреннее содержание. Видимая (внешняя) сторона финансов проявляется в денежных потоках, которые движение которых происходит между субъектами экономических отношений. Содержательная сторона финансов связана с тем, что они отображают те или иные денежные потоки, т.е. – движение стоимости произведенного в обществе продукта или обменные и распределительные отношения. От налаженности этих отношений зависит эффективность экономической системы и развитие общества. Обменно-распределительные отношения характеризуют внутреннюю сущность финансов и являются предметом науки «Государственные финансы».

    Главное назначение финансов – обеспечение физических лиц, субъектов предпринимательской деятельности и государственных структур достаточным для осуществления их деятельности денежными средствами

    Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость валового внутреннего продукта (ВВП) за вычетом потребляемых в процессе производства орудий и средств производства.

    ВВП (валовой внутренний продукт) – стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

    Ключевыми элементами определения сущности финансов являются понятия финансовые отношения и финансовая деятельность.

    Финансовые отношения – отражают движение стоимости от одного субъекта к другому, характеризуют обменные, распределительные и перераспределительные процессы и проявляются в денежных потоках. Инструментом финансовых отношений являются деньги. Обычно финансы отождествляют с деньгами, однако «финансы» и «деньги» - это две разные экономически категории с разным общественным назначением. Деньги – более древняя категория, возникшая на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента и измеряющий затраты труда производителей. Финансы же возникли с появлением государства, для существования которого требовались определенные ресурсы – сначала в виде натуральных податей и трудовых повинностей, а затем и в денежной форме. Финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения являются финансовыми. Например, работник платит налоги из своей заработной платы – это финансы, а если он приобретает на рынке какой-либо товар, то это не финансы, а отношения купли-продажи.

    Финансовая деятельность субъектов проявляется в формировании ими доходов и осуществлении расходов.

    В экономической науке выделяются следующие характерные признаки финансов:

      обменно-распределительный характер отношений;

      движение стоимости от одного субъекта к другому;

      денежная форма отношений;

      формирование доходов и осуществление расходов;

      эквивалентный (по назначению) характер обмена и распределения и неэквивалентный характер перераспределения.

    3 Сущность финансов проявляется в их функциях. В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов в отношении функций финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции – распределительную и контрольную (Вознесенский Э., Сабанти Б., Родионова В., Дробозина Л., Гридчина М., Захожай В., Осипчук Л., Опарин В. и др.). Хотя в литературе можно найти и утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие – функция использования денежных доходов, стимулирующая, регулирующая и т.д.

    Обобщая существующие в экономической литературе мнения, можно выделить следующие функции финансов:

    1 Фискальная функция (функция формирования денежных доходов): выполняется той частью финансов, которые функционируют в сфере материального производства и участвуют в процессе создания денежных доходов и накоплений (в основном финансы предприятий). Источниками формирования финансовых ресурсов являются:

      государственные доходы (налоги и неналоговые доходы бюджетов; средства внебюджетных фондов);

      ресурсы предприятий (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и т.д.);

      ресурсы населения (заработная плата, доходы фермеров и пр.)

    2 Контрольная функция: проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. В практической деятельности контрольная функция проявляется в финансовом контроле. Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Необходимость контроля вытекает из того, что финансовые отношения имеют ярко выраженный противоречивый характер, поскольку каждый субъект стремится получить как можно больше. Именно для того, чтобы в процессе распределения и перераспределения ВВП отдельные субъекты финансовых отношений не присваивали не принадлежащую им часть, необходим постоянный, всеохватывающий финансовый контроль.

    3 Распределительная функция: состоит в распределении перераспределении НД между производственной и непроизводственной сферами н.х., отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения НД и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. Эта функция выполняется в два этапа:

    а) распределение первичных доходов среди участников материального производства (у физических лиц – это зарплата, у юридических лиц – прибыль, у государства – прибыль госсектора);

    б) перераспределение , в результате которого образуются вторичные (производные) доходы (доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, а также выплаты и бесплатные услуги из централизованных фондов физическим лицам и ассигнования юридическим лицам, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.)

    Сумма первичных доходов равна сумме национального дохода. Эти доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на группы:

    Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

    Доходы предприятий сферы материального производства.

    Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

    Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными слоями населения.

    Перераспределение состоит в распределении и использовании централизованных фондов:

    Общегосударственных (бюджет и фонды целевого назначения);

    Ведомственных (фонды, которые создаются министерствами и ведомствами);

    Корпоративных (фонды, которые формируются корпоративными объединениями).

    Перераспределение включает 2 этапа :

      изъятие доходов у одних субъектов и формирование централизованных фондов;

      использование централизованных фондов и формирование вторичных доходов – доходов, полученных в непроизводственной сфере, а также выплат и бесплатных услуг из централизованных фондов физическим лицам и ассигнований юридическим лицам. Этот этап перераспределения и называется вторичное распределение.

    4 Регулирующая функция : связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, госкредит) в процесс воспроизводства. Элементами регулирования являются финансовое и бюджетное планирование рынка ценных бумаг и денежной массы, однако на сегодняшний день регулирующая функция финансов в Украине развита слабо.

    4Расширенное воспроизводство требует поддержки и развития отраслей народного хозяйства и территорий, инвестиций и воспроизводства рабочей силы.

    Важная роль в расширенном воспроизводстве принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

    Государство (макро уровень) оказывает влияние на процесс воспроизводства.

      через бюджет

      через налоговую политику

      через кредитование

      Государственные финансы и прежде всего бюджетная система путём соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа. Через госбюджет осуществляется межотраслевые и территориальные перераспределения ресурсов для выравнивания экономического и специального развития отдельных регионов.

      Большое влияние на предприятия государство оказывает через налоговую политику: виды взимаемых налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что налоговая система в современных условиях, нацеленная на сокращение дефицита госбюджета, не стимулирует расширенное воспроизводство.

      При переходе от командно-административной системы к рыночной резко сократились объёмы централизованных капитальных вложений. Поэтому наблюдается замедление темпов инвестиционной активности по этой причине и по причине кризиса неплатежей в народном хозяйстве, в связи с чем предприятия свёртывают капиталовложения. Но без увеличения инвестиций в украинскую экономику нельзя обеспечивать постоянный рост производства. Одним из путей решения этого вопроса является переход от возвратного бюджетного финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе). Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования имеет место преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер.

    Привлечение иностранных инвестиций требует упорядочения и стабилизации законодательной базы в Украине.

    Финансы играют большую роль в становлении и развитии любого предприятия, фирмы, корпорации, а также в повышении эффективности их работы. Главная задача хозяйствующих субъектов – рост активов предприятия и рачительное их использование.

    С помощью финансов предприятия организует свою работу на основе коммерческого расчёта, осуществляет контроль своей деятельности. В этой связи в условиях рыночной экономики особое значение приобретают вопросы финансового менеджмента, т.е. наиболее эффективного управления финансовыми ресурсами.

    Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

    Финансы выполняют следующие основные функции:

    1) распределительная функция заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства, а также в создании вторичных или производных доходов путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами, формами собственности и социальными группами. Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработной платы, прибыли).

    Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируются общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция – объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

    Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы;

    2) перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта, т. е. вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. К централизованным фондам относят бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. С помощью системы централизованных финансов в РФ перераспределяется около 60 % стоимости ВВП. Этот перераспределительный процесс обслуживает государственные финансы;

    3) контрольная функция – осуществление соблюдения пропорций в распределительном процессе. Пропорции для разных отраслей различны, складываются при разных условиях, а также объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс.

    Главной контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

    В связи с развитием рыночных отношений, кроме бюджетных отношений, появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально-культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления;

    4) регулирующая функция (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его). Формирование денежных фондов государства означает аккумуляцию доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней. В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства. Использование денежных фондов (доходов) в государстве – обеспечение финансирования бюджетных расходов. В результате действия этой функции происходит обеспечение финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию.

    Многие финансисты считают, что к основным функциям финансов относятся распределительная и контрольная, а остальные – производные от распределительной функции.