Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налоговые льготы вычеты являются. Виды налоговых льгот: кто имеет право на налоговые льготы. Имущественный при покупке квартиры

Налоговая льгота - преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.

Виды налоговых льгот:

Изъятия - это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут предоставляться:

На постоянной основе и на ограниченный срок;

Как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории, например, не подлежат обложению налогом с продаж операции по реализации хлеба и хлебобулочных изделий, молока, детской одежды и обуви, лекарств и т.д.

Скидки - это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

Лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика); общие скидки (ими пользуются все плательщики, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков налога на доходы физических лиц) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов, например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении того же налога).

Налоговые кредиты - это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад.

Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

Снижение ставки налога;

Вычет из налогового оклада (валового налога);

Отсрочка или рассрочка уплаченного налога;

Возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

Зачет ранее уплаченного налога;

Целевой (инвестиционный) налоговый кредит. Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Условия применения налоговых льгот.

В соответствии со статьей 1 Кодекса законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Предоставление налоговых льгот нормативными актами, не относящимися к актам законодательства о налогах и сборах, нарушает принцип всеобщности налогообложения. Изменение режима налогообложения возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в законодательный акт по конкретному налогу.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с ней.

Различия между нормативными правовыми актами определяются, в том числе, предметом регулирования соответствующих отношений. Однако, учитывая переходные положения, вопрос о содержании понятия "законодательство о налогах и сборах" оставался открытым.

Поскольку определение места расположения правовой нормы находится в компетенции законодателя, то в этих условиях в соответствии со статьей 15 Конституции РФ судебная практика признавала действенность норм о льготах, содержащихся в любых законах. С введением в действие налогов, установленных на основе Кодекса, льготы, предусмотренные иными законодательными актами, применению не подлежат.

Согласитесь, мало кто из нас хочет платить налоги. Сколько налогоплательщиков вздохнуло бы свободнее, узнав об их отмене. Может, стоит не отменять их, а лишь значительно уменьшить? Есть ли такая возможность или это нереально?

В статье 56 НК РФ дается определение понятия «налоговые льготы»: «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Информация о праве пользования налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, дается в подр. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Налоговые льготы можно группировать по-разному, например:

  • на личные и льготы для юридических лиц;
  • на общие и специальные — для отдельных категорий налогоплательщиков;
  • на общеэкономические и социальные;
  • на федеральные, региональные и местные (в зависимости от того, кто предоставил льготу).

Оговоримся, что в данной статье речь пойдет именно о льготах, а не о налоговых преференциях. Понятие «преференция» намного шире и включает в себя налоговые льготы, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, налоговый кредит и др. Поскольку данная тема довольно обширна, то рассмотрим в основном льготы, предоставляемые юридическим лицам.

Основанием для предоставления льгот могут быть:

  • материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика;
  • особые заслуги граждан перед отечеством;
  • необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны;
  • социальное, семейное положение граждан;
  • охрана окружающей среды и пр.

Налоговые льготы, в первую очередь, это инструмент контроля и стимулирования развития различных экономических секторов.

Государство в случае необходимости уменьшает налоговое бремя для определенных налогоплательщиков. С одной стороны, ему невыгодно использовать налоговые льготы, ведь поступления в бюджет уменьшаются. Это отметил и министр финансов РФ, вице-премьер Алексей Кудрин, будучи на Московской налоговой конференции 19 ноября 2010 г., где выступил за отмену большинства налоговых льгот. По сообщению РИА «Новости», Кудрин пояснил свою позицию следующим образом: «Если нам нужно провести сокращение дефицита на 4,6 % ВВП, то отмена всех льгот без повышения ставок могла бы решить эту проблему».

Московские чиновники уже решительно сокращают налоговые льготы. В частности 17.11.2010 был принят закон г. Москвы № 49 «О внесении изменений в статью 4 Закона г. Москвы от 5.11.2003 г. № 64 “О налоге на имущество организаций”». В данном законе приняты нормы, увеличивающие ставку земельного налога для спортивных объектов, а также лишающие льгот по налогу на имущество научные учреждения, городские специализированные похоронные службы, аэродромы и аэропорты.

Но с другой стороны, отсутствие сиюминутной выгоды может повлечь за собой куда большие дивиденды. Ведь умеренное налогообложение юридических и физических лиц несомненно увеличивает благосостояние граждан и стимулирует производство. Высвободившиеся от применения льгот средства организация может использовать на развитие собственного бизнеса.

Государство в настоящее время обращает внимание на развитие инновационных технологий. И отвело часть льгот на налоговое стимулирование организаций, чья деятельность является научно-технической или внедренческой.

Льготы предоставляются не только организациям, но и физическим лицам. Данный инструмент направлен на поддержание социальной сферы для сглаживания социального неравенства и перераспределения доходов и благ в обществе. Например, имущественный вычет. Кто из физических лиц не желает воспользоваться своим правом на имущественный вычет, предоставляемый в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически израсходованных денежных средств, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ? Другой вопрос — у кого из нас и когда это произойдет.

К сожалению, стоит отметить, что не все предприятия знают, какие льготы они могут использовать. У малой части организаций есть специалисты разных уровней, готовые изучать огромный пласт законодательства, а потом отстаивать права на эти льготы перед фискальными органами.

Обратите внимание! Еще раз отметим, что льготы зависят от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту федерации в этой области даны значительные права, и, как показывает практика, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Ниже приведена таблица с указанием налоговых льгот для организаций (законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие налоговые льготы в отношении различных организаций в зависимости от их вида деятельности, а также основания для их использования налогоплательщиками).

Налоговые льготы для юридических лиц

План

4.1. Понятие налоговой льготы

4.2. Система налоговых льгот

4.3. Виды и формы налоговых льгот

4.4 Правовое регулирование территориальных налоговых льгот

4.1 Несмотря на то, что налоговые льготы относятся к дополнительным элементами налога, эта проблема - одна из наиболее дискуссионных. Основным назначением льгот является уменьшение налогового давления на плательщика. Льгота может реализовываться путем уменьшения объекта, базы, суммы налога, отсрочки исполнения налоговой обязанности. Через механизм льгот налоги осуществляют регулирующую и стимулирующую функции, создавая заинтересованность плательщиков.

Льгота - это освобождение (полное или частичное) налогоплательщика, учитывающее его особенности, от уплаты налога. Здесь необходимо подчеркнуть три обстоятельства.

Во-первых - льгота - это освобождение именно от уплаты, а не от налоговой обязанности, так как при отсрочке обязанности уплата налога остается, а освобождение (на определенный срок) касается только перерасчета налога, и по окончании определенного срока обязанность подлежит реализации (налоговый кредит). Кроме этого, налоговая обязанность включает несколько составных: налоговый учет; уплату налога; налоговую отчетность. И если плательщик может быть освобожден от уплаты налога, то обязанность по учету и отчетности у него останется.

Во-вторых, освобождение возможно в двух объемах: полном - когда плательщик полностью освобождается от уплаты, и частичном - когда сокращается налоговое давление за счет уменьшения объекта (предмета и т.д.) или отсрочки уплаты налога.

Таким образом, налоговой льготой признается освобождение налогоплательщика от начисления и уплаты налога или уплата им налога в меньшем размере при наличии оснований, определенных законодательством Украины.

Освобождение от уплаты налога возможно в полном или частичном объеме.

При освобождении в полном объеме налогоплательщик целиком освобождается от начисления и уплаты налога.

При освобождении в частичном объеме налогоплательщик освобождается от уплаты налога только в определенной части его налоговой обязанности. Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, которые характеризируют определенную группу налогоплательщиков; вид их деятельности и объект налогообложения.

При характеристике налога необходимо уделять внимание регулированию льгот по налогам. Причем данное положение должно содержать не полный (что вряд ли возможно на длительную перспективу), но довольно широкий перечень исключений, которые затем конкретизировались бы, с включением детального механизма применения в конкретные нормативные акты, касающиеся отдельных видов налогов. Система льгот и привилегий является своеобразным ориентиром для юридических и физических лиц при выборе сфер деятельности, форм получения доходов.

Важно учитывать, что льготы являются альтернативой субсидиям, персональным дотациям и отдельным рычагам налогового кредитования. Именно поэтому здесь необходим системный подход, связывающий эти рычаги в один комплекс. Анализ и их регулирование необходимо проводить в тесной взаимосвязи, как бы дополняя друг друга.

Правовое регулирование налоговых льгот осуществляется на двух уровнях.

Первый - налоговые законы, закрепляющие принципиальные исключения для определенных категорий плательщиков или отраслей.

Второй - подзаконные акты, осуществляющие тактические цели по отношению к конкретным субъектам и решающие более узкие цели.

Спорным является вопрос об отраслевом выделение льгот.

Часто создается целый ряд льгот:

    в области бюджетного регулирования (через дотационные выплаты и т.д.);

    предоставление налоговых освобождений;

    выделение налоговых кредитов.

Налогоплательщик вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в период всего срока ее действия самостоятельно, без предварительного уведомления налоговых органов.

4.2. Систему льгот по налогам необходимо разделить на две группы.

Первая включает относительно традиционные и стабильные освобождения от налога, независимо от изменения обстоятельств и даже государственного устройства.

Вторая группа льгот характеризируется определенной кратковременностью по отношению к конкретным объектам

Характеристика налоговых льгот должна быть основана на равенстве в области налогообложения, и при предоставлении льгот критерием должно быть материальное положение субъекта налогообложения. Вряд ли являются правомерными основания для предоставления льгот, если они не связаны с имущественным положением. Классификация налоговых льгот может осуществляться по различным принципам.

Чаще всего налоговая льгота определяется путем:

1) налогового отчисления, уменьшающего базу налогообложения при начислении налога;

2) уменьшения налоговой обязанности после начисления налога;

3) установления пониженной ставки налогообложения.

1. Отчисление (изъятие) - вид льготы в области налогообложения, при которой осуществляется выделение отдельных составных частей из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога.

Этот вид льготы характеризируется тем, что механизм предоставления льгот проецируется на объект налогообложения, который непосредственно уменьшается. Подобные уменьшения объекта с целью налогообложения можно классифицировать:

а) по видам плательщиков:

полные - предоставляются всем плательщикам;

частичные - предоставляются определенным категориям плательщиков;

б) по срокам:

постоянные - действующие постоянно на протяжении длительного периода времени;

временные - действующие на протяжении определенного, заранее ограниченного периода (предприятия с иностранными инвестициями);

чрезвычайные - предоставляются в связи с появлением определенных внезапных обстоятельств;

в) по элементам объекта:

имущественные - отчисление определенной части налогооблагаемого имущества;

прибыльные отчисления - применяются к части дохода плательщика., в зависимости от вида деятельности.

2. Скидка - вид льготы в области налогообложения, уменьшающая сумму налога на определенные величины. Совокупность этих величин, составляющих основу скидки, определяется суммой расходов плательщика, которые законодатель выводит из-под налогообложения путем уменьшения на эквивалентную сумму налоговой базы. Таким образом реализуется заинтересованность общества в определенной деятельности плательщика, стимулируются его расходы в определенном направлении.

Здесь можно применить классификацию отчислений (изъятий) в области налогообложения (по видам плательщиков; по срокам; по элементам налоговой базы):

а) лимитированные скидки, размер которых ограничен прямо или опосредованно;

б) не лимитированные - скидки, при которых налоговая база может быть уменьшена на всю сумму затрат налогоплательщика.

Личные скидки дают право плательщику исключить из налогооблагаемого дохода расходы, направленные на личное обустройство. В Канаде к подобным расходам относятся накопления для приобретения собственного дома. В США налогоплательщик может заменить личные отчисления стандартной скидкой в размере 10% от суммы налогооблагаемого дохода, но не более 1000 долларов на супружескую пару. При этом семейные скидки зависят от состава семьи. В основе лежит регулирующая функция налогов, и особенное значение такие скидки имеют для малообеспеченных слоев населения. Так, Кодекс прямых налогов Алжира (ст. 96) определяет размер снижения налогового платежа в 1200 динаров на первого ребенка и за каждого следующего ребенка по 800 динаров при условии, что общая сумма этих уменьшений не будет превышать 3600 динаров.

3. Налоговый кредит - вид льготы налогообложения, при которой освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленной для уплаты. Такая формулировка данной льготы в некоторой мере условна, так как «налоговый кредит» находится на своеобразной границе между понятием «кредитование» и «финансирование». Так, если обычный налоговый кредит реализует основные принципы кредитования (срочность, платность, возвратность, целевой характер), то инвестиционный налоговый кредит реализуется на принципах финансирования.

Льготы по налогу являются исключениями из общей схемы начисления конкретного вида налога, закреплены в нормативном акте и учитывают особенности, характеризующие плательщика, объект, ставку или другие условия. При этом льготы зачастую являются полным или частичным освобождением от налога. Совокупность льгот, которая претендует на закрепление в основном законе, регулирующем налоговую систему, может содержать следующие формы:

1. Необлагаемый минимум объекта налога. Привязываться к абсолютной величине денежной суммы в условиях инфляции не имеет смысла. Именно поэтому законодатель выделяет величину, кратную минимальной заработной плате, которая утверждается Верховной Радой Украины и автоматически увеличивается при изменении минимума зарплаты.

2. Изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения. Чаще всего это часть дохода или других объектов налога, направляемая на цели, в реализации которых заинтересовано государство или местные органы самоуправления: природоохранные мероприятия, освоение новых технологий.

3. Освобождение от уплаты налога отдельных лиц или катего рий плательщиков. Таким образом законодатель открывает большие возможности для получения реальных доходов при уменьшении налоговых изъятий, так как нередко средства на содержание данных субъектов выделяются из бюджета, и этот канал несколько упрощает движение средств от налогоплательщиков в бюджет, а потом в обратном направлении, к лицам, которым они требуются. Достаточно развитая система льгот схожего вида предусмотрена Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», которая вступила в силу с 1 января 1994года (п.18ст.12;п.23 ст.13;п.17 ст. 14; п.19 ст. 15 Закона). Согласно им наиболее защищенной в этом плане является категория инвалидов войны, которые полностью освобождаются от уплаты налогов, сборов и таможенной пошлины всех видов.

4. Снижение налоговых ставок. Этот вид льгот отражает как государственное так и региональное значение вида деятельности, подпадающей под пониженную ставку.

5. Отчисление из налогового оклада. Предусматривает прежде всего изъятие из налогового оклада, которое осуществляется за определенный расчетный период.

6. Целевые налоговые льготы. Могут включать различные формы отсрочки взимания налогов. В качестве наиболее характерного примера можно выделить механизм использования налогового кредита.

7. Другие налоговые льготы (налоговые каникулы и т.п.).

4.3. Если рассматривать налоговые льготы как определенное освобождение налогоплательщиков (а именно так подходит российский законодатель - ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации), то вполне обоснованным представляется выделение определенных территорий, на которых устанавливается льготный налоговый режим.

Такие территории могут существовать на двух уровнях:

1) низший уровень - территории, характеризующиеся освобождениями при использовании местных налогов и сборов. Так, в соответствии со ст. 15 Закона Украины «О системе налогообложения» местные органы самоуправления по своему усмотрению могут устанавливать часть местных налогов и сборов и за счет этого формировать более льготный налоговый режим на соответствующих территориях;

2) высший уровень - территории специальных зон, характеризующиеся специфическим льготным налогообложением, регулирующимся специальным законодательством.

При этом подобные территории делятся на два подвида:

а) территории, предоставляющие льготный режим налогообложения для налоговых резидентов Украины и расположенные за пределами территории Украины (к ним относятся прежде всего оффшорные зоны);

б) территории, расположенные в Украине и предоставляющие льготный налоговый режим для налоговых резидентов и нерезидентов Украины (свободные экономические зоны).

Для физических лиц с высоким уровнем доходов одним из путей понижения налогообложения является изменение статуса и законное уменьшение налога. Для юридических лиц - снижение налогового давления за пределами территории собственного государства.

Для осуществления деятельности на территории Украины или России требуется регистрация (принятие на учет) в налоговых органах. В этом случае необходимо предоставить документ, подтверждающий регистрацию фирмы в стране ее постоянного местонахождения; легализованные выписки из торгового реестра или уставные легализованные документы; документ, подтверждающий платежеспособность фирмы (справка из банка об открытии фирме счета за границей); поручение на председателя представительства. Все вышеуказанные документы должны быть переведены на государственный язык и нотариально заверены.

Определенное законодательное обеспечение система оффшорных зон получила в 2000 году. Президент Украины распоряжением № 90/2000/РП 21 февраля 2000 года поручил Кабинету Министров Украины определить и опубликовать перечень оффшорных зон и в дальнейшем обеспечивать его ежегодное опубликование. Основной причиной, подтолкнувшей к закреплению этого перечня, послужил п. ,18 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», регламентирующий порядок работы с налогоплательщиками, которые торгуют с фирмами, зарегистрированными в оффшорных зонах. А именно: при перечислении денег таким фирмам за покупки разрешено относить на расходы только 85% фактической стоимости товара. Остальные 15% - из чистой прибыли. За невыполнение этой нормы предусмотрены высокие штрафные санкции. Понятия же оффшорных зон нет. Поэтому законодатель пошел по несколько упрощенному пути -закрепить исчерпывающий перечень оффшорных зон, а не разъяснять, в чем их природа.

Таким образом, 1 марта 2000 года Кабинет Министров утвердил их перчень, в который вошли: Британские островные регионы: Гибралтар, Олдерни, острова Гернси, Джерси, Мен. Ближний Восток: Бахрейн, Дамаск. Центральная и Южная Америка:Белиз, Коста-Рика, Панама. Европа: Андорра, Ирландия, Кампионе, Кипр, Лихтенштейн, Мадейра, Мальта, Монако, Черногория. Карибские регионы: Ангилья, Антигуа, Антильские острова, Аруба, Багамские острова, Барбадос, Виргинские острова, Гранд Кайман, Гренада, Бермудские острова, Невис, острова Гюркс и Кайкорс, острова Терке и Кайкос. Африка: Либерия, Маврикий, Сейшельские острова. Тихоокеанский регион: Вануату, Гонконг, Западное Самоа, Лабуан, Маршалловы острова, Науру, Ниуэ, острова Кука, Сингапур.

В целом все свободные экономические зоны делятся на две категории:

1) транспортно-транзитные - зоны, расположенные по периметру границ Украины, обеспечивающие привлечение товаров на территорию Украины и поток транзитных товаров через территорию Украины. Создаются они с целью упрощения процедуры перемещения этих товаров;

2) промышленные - зоны, расположенные на территории Украины, закрепленные законодательством, в которые осуществляется инвестирование и на которых устанавливается льготный режим налогообложения. Подобный льготный режим касается преимущественно льгот по ввозному НДС, таможенной пошлине, налогу на прибыль, отчислениям в фонд занятости и Государственный инновационный фонд. Система свободных экономических зон в Украине относительно развита, однако не все созданные зоны действуют уже в полной мере.

В основу территориальных налоговых льгот положен принцип налогового суверенитета государства, на основе которого формируется национальная налоговая система, которая отличается от других своими специфическими подходами. Наряду с большим количеством других особенностей (условия регистрации, регулирование валютных отношений) главную роль играют механизмы налогообложения.

Выделяют две группы стран, которые рассматриваются как налоговые гавани.

1. Развивающиеся страны. Проводят политику привлечения иностранного капитала и устанавливают для иностранных субъектов низкие ставки (Антильские острова, Гонконг) или совсем отменяют налогообложение импортируемого капитала (Багамские, Бермудские острова). Эта группа стран не имеет налоговых соглашений с другими странами, что обеспечивает конфиденциальность финансовой информации, отсутствие юридических обязательств по уплате налога в стране их резидентства.

2. Страны, которые обеспечивают относительные льготы в налогообложении по отношению к некоторым видам доходов, обусловленные спецификой внутреннего налогового законодательства и налоговых соглашений (Люксембург, Швейцария и др.)"

Льготный режим налогообложения в отдельных регионах страны должен стимулировать предпринимательскую деятельность, привлекать инвестиции в национальную экономику.

Структурно-логические модули

Схема 4.1.- Виды налоговых льгот

Схема 4.2.-Формы налоговых льгот

Вопросы и тестовые задания по теме

    Дайте определение налоговой льготы.

    Укажите уровни правового регулирования налоговых льгот.

    Пути определения налоговой льготы.

    Классификация отчислений (изъятий) по видам плательщиков, по срокам, по элементам объекта.

    Виды налоговых льгот.

    Перечислите формы налоговых льгот.

    Охарактеризуйте уровни, на которых установлен льготный налоговый режим.

    Дайте классификацию свободных экономических зон.

    Освобождение налогоплательщика от начисления и уплаты налога (или уплата им налога в меньшем размере при наличии оснований, определенных законодательством Украины это:

а) скидка;

б) отчисление;

в) налоговая льгота;

г) налоговый кредит.

    Вид льготы в области налогообложения, при которой осуществляется выделение отдельных составных частей из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога:

а) налоговый кредит;

б) скидка;

в) отчисление;

г) налоговая льгота.

    Вид льготы, уменьшающий сумму налога на определенные величины:

а) налоговый кредит;

б) скидка;

в) отчисление.

    Вид льготы, при которой освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленной для уплаты:

а) налоговый кредит;

б) скидка;

в) отчисление.

    По видам плательщиков отчисления (изъятия) классифицируются:

а) полные;

б) частичные;

в) средние;

г) временные.

    По срокам отчисления (изъятия) классифицируются:

а) временные;

б) полные;

в) постоянные;

г) чрезвычайные;

    По элементам объекта отчисления (изъятия) классифицируются:

а) имущественные;

б) вещественные;

в) прибыльные;

г) неприбыльные.

    Свободные экономические зоны делятся на:

а) транспортные;

б) транспортно-транзитные;

в) промышленные;

задания

вариант ответа

Это снижение уплачиваемых налогов, предусмотренное НК РФ, либо иное смягчение: например, отсрочка и рассрочка платежа.

Различные системы налогообложения: общий или специальный, применяются в соответствии с налоговым законодательством. К специальным режимам налогообложения относятся: УСН, ЕНВД, ЕСХН. Их применение возможно малому и среднему бизнесу. Они имеют меньшую налоговую нагрузку и упрощенный и упрощенный бухгалтерский и налоговый учет по сравнению с общим режимом.

Спецрежимы применяются для того, чтобы легче было работать малым предприятиям. Это своего рода льготные системы налогообложения для организаций малого бизнеса. Любой спецрежим заменяет несколько основных налогов одним единым налогом.

Льготы по налогу на прибыль

Основная ставка налога -20%, распределяется между бюджетами так:

  1. 2%- в федеральный бюджет;
  2. 18%- в региональный бюджет РФ.

Ставка налога в региональный бюджет местными законами может быть снижена до 13,5 % по отдельным категориям налогоплательщиков.

Так на примере Тульской области местным законом от 13.07.2015 г. № 2336-ЗТО ставка налога на прибыль в бюджет Тульской области снижена на 4,5% и составляет 13,5%.
Льгота распространяется на учреждения уголовно-исполнительной системы, на учебно-производственные организации ВОС при численности инвалидов в них не менее 50%, на организации народных промыслов, производящих баяны и гармони и т.д. Полный перечень льготников указан в ст.1 Закона Тульской области от 13.07.2015 г. № 2336-ЗТО.

Далеко не все регионы РФ ввели такую льготную ставку налога на прибыль, так как это существенно уменьшает доходы региональных бюджетов.
Информацию о принятии местного закона “О снижении ставки налога в региональный бюджет” можно узнать в налоговой инспекции по месту регистрации юридического лица, а также, самостоятельно на официальном сайте правительства субъекта.

Пониженные ставки по видам доходов

Перечень доходов, облагаемых по пониженным ставкам, приведен в ст. 284 НК РФ.
Вот некоторые из них:

  1. Дивиденды могут облагаться по разным ставкам: 0%, 9%, 13% и 15%.
  2. Доходы от продажи долей в других компаниях облагаются по ставке 0 %.
  3. Проценты по государственным и муниципальным ЦБ могут облагаться также по разным ставкам: 15%, 9% и 0%. и т.д.

Доходы сельхозпроизводителей облагаются по ставке 0%

Условия применения льготы: доля льготируемой продукции должна быть не менее 70% от общего объема реализации (п.2, п.2.1 ст.346.2 НК РФ)

Может ли организация, производящая сельхозпродукцию и имеющая право на льготу, отказаться от нее?
В соответствии с п.1 ст.17 НК РФ ставка налога является обязательным элементом налогообложения. Изменять ее по своему выбору организация не вправе. Если организация — сельхозпроизводитель находится на общем режиме и соответствует критериям, указанным в п. 2 статьи 346.2 НК РФ, то отказаться от ставки 0% и перейти на уплату 20% налогоплательщик не имеет права так гласит п. 1.3 ст. 284 НК РФ.

В связи с обязательным применением ставки налога 0% сельхозпроизводители не имеют права переносить убытки предыдущих периодов на будущие периоды. Чтобы воспользоваться таким переносом нужно уменьшить долю производства льготируемой продукции, сделать ее менее 70%.

Условия получения нулевой ставки для образовательных организаций

  1. Наличие лицензии на образовательную деятельность;
  2. Если доходы от образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми, а также от выполнения научных исследований и опытно-конструкторских разработок (далее ОКР) составляют не менее 90% от общих доходов организации;
  3. Если в штате организации числятся не менее 15 работников в течение (года);

Перечень видов образовательной деятельности, подпадающих под ставку 0 %, утвержден постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 917.

Порядок применения нулевой ставки для образовательной деятельности


Организации, применяющие ставку 0% по окончании налогового периода не позднее 28 марта следующего года вместе с декларациями по налогу на прибыль должны сдавать в налоговые инспекции сведения по форме КНД 1150022:

  1. об удельном весе льготируемой продукции;
  2. о численности сотрудников;

Если образовательное учреждение кроме основной деятельности оказывает медицинские услуги и занимается социальным обслуживанием населения, то ограничение по доходам не ниже 90% нужно считать только по образовательной деятельности. Если в совокупности все доходы будут составлять 90 и более процентов, а от образовательной — менее 90%, то нулевую ставку применять нельзя (Письмо ФНС РФ от 14.08.2015 г. № ГД-4-3/14370)

Если образовательная организация создана в течение года, может ли она сразу применять ставку налога на прибыль 0%?

Нет, не может. Согласно Письма Минфина России от 15 .03. 2012 г. № 03-03-10/23 образовательные организации, созданные в течение года, могут начать применять ставку налога 0% только с начала следующего налогового периода. Переход на ставку 0% осуществляется путем подачи заявления в налоговый орган за месяц до начала года, с которого хотите применять данную ставку налога и приложить необходимый пакет документов.

Переход с УСН на ОСНО и ставку 0% по налогу на прибыль

Если образовательная организация, применяла УСН и в течение года утратила право на его применение. В этом случае, за текущий год организация должна начислить налог на прибыль по ставке 20% и только с начала следующего налогового периода, при выполнении условий, предусмотренных п. 3 ст. 284.1 НК РФ можно начать применять ставку налога 0%.

Если организация утратила право на применение нулевой ставки, когда можно применять снова?

Согласно п. 8 ст. 284.1 НК РФ образовательная организация, утратившая право на нулевую ставку налога на прибыль, может вновь применять эту ставку не раньше чем через пять лет.

Условия получения нулевой ставки по налогу на прибыль для медицинских организаций

  1. Наличия лицензии на медицинскую деятельность;
  2. Если доходы от медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и ОКР составляют не менее 90% от общих доходов организации;
  3. Если в штате организации числятся не менее 15 работников в течение налогового периода (года);
  4. Если в штате количество работников, имеющих сертификат специалиста составляет не менее 50% от общей численности работников.
  5. Если организация не совершает в налоговом периоде операции с векселями и с финансовыми срочными сделками.

Перечень видов медицинской деятельности, подпадающих под ставку 0 %, утвержден постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 917. Сюда не относится деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением.

Порядок применения ставки налога 0% для медицинской деятельности

Чтобы пользоваться данной льготой для этого нужно не позднее, чем за месяц до начала налогового периода, с которого хотите применять ставку 0%, подать в налоговый орган по месту регистрации заявление и приложить копию лицензии на образовательную деятельность.
Организации, применяющие ставку 0% по окончании налогового периода в срок, установленный для сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль, обязаны подать сведения в налоговый орган об удельном весе льготируемой продукции и о численности работников в штате организации и о количестве работников, имеющих сертификат специалиста.

Если медицинское учреждение кроме основной деятельности оказывает образовательные услуги и занимается социальным обслуживанием населения, ограничение по доходам в 90 % нужно считать– только по медицинской деятельности.
Согласно Письма Минфина России от 17.07.2015 № 03-03-10/41223, если организация одновременно занимается всеми тремя видами деятельности: образовательная, медицинская, социальное обслуживание, то чтобы применять ставку налога на прибыль в размере 0% необходимо хотя бы по одному из данных видов деятельности были на 100% соблюдены условия для применения данной ставки. Если условия выполняются в целом по всем видам деятельности, и ни по одному в отдельности, то в этом случае ставка 0% не применяется.

Доходы организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, облагаются по ставке налога на прибыль 0%

Условия перехода и применения ставки налога 0 % аналогичны образовательным организациям. Перечень услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 638. Организация должна быть включена в региональный реестр поставщиков социальных услуг. Правила включения организаций в этот реестр определяются соответствующими ведомствами субъекта РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 284.5 НК РФ если организация добровольно или вынужденно отказалась от применения нулевой ставки налога на прибыль, то повторный переход на нее невозможен.

Какие льготы в области налогов и сборов предусмотрены государством для физических и юридических лиц? В нашей статье подробно о том, какие льготы существуют и как их использовать налогоплательщикам.

Определенные преимущества, предоставляемые государством либо местными органами самоуправления отдельным категориям налогоплательщиков, принято называть налоговыми льготами. Такие преимущества являются частью налоговой политики, направленной на реализацию экономических и социальных мер. В соответствии с нормами статьи 56 Налогового кодекса РФ понятие налоговые льготы заключает в себе возможность уплачивать налоги и сборы в меньшем размере или не уплачивать полностью, при этом между собой они подразделяются на следующие группы:

  • личные и предназначенные для коммерческих организаций;
  • налоговые льготы социального и общеэкономического значения;
  • льготы внешнеэкономического значения, направленные на стимулирование экспорта и общеэкономические.
Важно! Любые налоговые льготы в независимости от их групповой принадлежности несут собой отрицательные последствия для государства и положительные для тех, кому они предоставляются, поскольку в первом случае уменьшается доход от сбора налогов, а во втором - повышается благосостояние.

Рассмотрим наиболее используемые льготы подробнее.

Льготы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)

Право на получение ежемесячного налогового вычета по НДФЛ имеет каждый родитель, на обеспечение которого находится ребенок. Начиная с месяца рождения ребенка, часть дохода родителя можно не облагать НДФЛ, однако, при этом нужно получать официальный доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13% - п. 3 ст. 210, пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.

Важно! Право на получение вычета имеют как один родитель, так и оба родителя одновременно. Кроме того, получить такой вычет могут опекуны, усыновители, приемные родители и попечители. Также право на вычет имеют родители, которые не состоят в браке, но официально платят алименты.

Налоговый вычет может быть предоставлен на каждого ребенка в размере, который определяется в зависимости от количества детей в одной семье:

  • 1400 руб. - на первого ребенка;
  • 1400 руб. - на второго ребенка;
  • 3000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка.

Родители ребенка-инвалида могут получить налоговый вычет в размере 12000 рублей, при этом не имеет значения очередность рождения такого ребенка, если при этом он не достиг 18 лет либо является учащимся очной формы обучения/аспирантом/интерном/студентом в возрасте до 24 лет. Налоговый вычет по НДФЛ может предоставляться в двойном размере единственному:

  • родителю или приемному родителю;
  • опекуну или попечителю;
  • усыновителю.

При этом, родитель признается единственным тогда, когда второго родителя у ребенка нет по причине смерти или имеющего статус безвестно отсутствующий, либо в свидетельстве рождении ребенка указан только один из родителей.

Как получить налоговый вычет

Для того, чтобы получить налоговый вычет по НДФЛ, заявителю следует обратиться к работодателю с заявлением и соответствующим пакетом документов:

  1. документы на ребенка - свидетельство о рождении или об усыновлении;
  2. свидетельство о браке при наличии;
  3. если ребенок-инвалид - справка об установлении инвалидности;
  4. если ребенок старше 18 лет - справка из учебного заведения об обучении по очной форме;
  5. исполнительный лист о перечислении алиментов на содержание ребенка или соглашение об уплате алиментов;
  6. расписка родителя о том, что второй родитель, претендующий на вычет, участвует в обеспечении ребенка.

Налоговые льготы на имущество для физических лиц

Плательщиками налога на имущество граждан являются физические лица - собственники имущества, при этом объектом налогообложения признаются: квартиры, дачи, комнаты, жилые дома, гаражи и иные помещения и строения. Налог на имущество является местным налогом, который поступает в бюджет муниципальных образований и предусматривает освобождение от его уплаты для некоторых групп населения. Так, от уплаты налогов на имущество освобождаются инвалиды детства, а также I и II групп, от уплаты налога на строения и сооружения освобождаются пенсионеры, в том числе те, которые вышли на пенсию раньше достижения пенсионного возраста в связи с исполнением определенных профессиональных обязанностей, например, при работе в педагогической деятельности. Кроме того, освобождение от уплаты налога на имущество распространяется и на лиц, которые получают пенсию по потере кормильца, а также ветераны Великой Отечественной Войны и других боевых операций по защите СССР. Граждане, выполняющие интернациональный долг в Афганистане, не уплачивают налог на помещения, строение и сооружения. Стоит отметить, что законодательство не предусматривает льгот на уплату налога на имущество для многодетных семей, однако, в соответствии с Письмом от 04.04.2012 г. №03-05-06-01/17 Министерства Финансов России, установлено, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно установить дополнительные налоговые льготы, а также основания для их использования налогоплательщиками. То есть, освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц из числа многодетных семей может быть урегулировано на местном уровне конкретного региона.

Льготы по земельным налогам

Пункт 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налоговая база может быть уменьшена на необлагаемую сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика в отношении земельного участка на территории одного муниципального образования, находящегося в собственности или бессрочном пользовании:

  • у Героев СССР и РФ, полных кавалеров ордена Славы;
  • у инвалидов и ветеранов ВОВ, а также других боевых действий;
  • у инвалидов с детства и инвалидов с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности либо имеющих I и II группу инвалидности, полученную до 1 января 2004 г.;
  • у лиц, имеющих право на социальную поддержку в соответствии со следующими законодательными документами:
    • Законом РФ О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
    • ФЗ РФ №2-ФЗ от 10 января 2002 г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
    • ФЗ РФ № 175-ФЗ законом от 26 ноября 1998 г. "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
  • у лиц, принимавших непосредственное участие в ядерных и термоядерных испытаниях и ликвидации аварий ядерных установок, а также, получивших или перенесших лучевую болезнь либо ставших инвалидами в результате испытаний;
  • пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Налоговые транспортные льготы

Напомним, что в 2014 г. практически все регионы РФ отменили льготы на транспортный налог, что связано с дефицитом бюджетным средств, а также с появлением все большего числа дорогостоящих автомобилей, регистрируемых на пенсионеров, в целях ухода от налогообложения транспортного средства. Однако для некоторых категорий граждан налоговые льготы на транспорт все же сохранились, они остались у:

  • Ветеранов ВОВ и ветеранов боевых действий;
  • Героев СССР, РФ и Социалистического Труда;
  • Инвалидов I и II групп;
  • Чернобыльцев.
Важно! Данные льготы могут распространяться только на один автомобиль, который принадлежит льготнику, на все другие транспортные средства налог уплачивается в полном размере.

Стоит отметить, что некоторые регионы установили льготы на оплату налога для пенсионеров, если принадлежащее им транспортное средство имеет мощность не более 150 лошадиных сил. Кроме того, в некоторых регионах установлены льготы для многодетных родителей и родителей или опекунов детей-инвалидов.

Налоговые льготы для предпринимателей

С 2015 г. для предпринимателей предусмотрены так называемые «налоговые каникулы» - особый вид налоговых льгот, которые назначают органы местного самоуправления в своем регионе. Чтобы получить льготы, необходимо соблюдать ряд условий:

  1. быть зарегистрированным как ИП впервые и уже после того, как в регионе ведения деятельности предпринимателя ввели «каникулы»;
  2. применять упрощенную систему налогообложения или ;
  3. деятельность предпринимателя должна попадать в список льготных видов деятельности конкретного региона;
  4. доходы от льготного вида деятельности должны составлять не менее 70% среди общего дохода предпринимателя.

Кроме указанных условий, региональные власти вправе установить свои ограничения, в частности, по размеру выручки предпринимателя и по численности работников.

Важно! «Налоговые каникулы» ввели не во всех регионах РФ, поэтому чтобы уточнить возможность получения льготы, рекомендуется заблаговременно обратиться в налоговые органы за информацией.