Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Перспективы развития машиностроения. Особенности размещения машиностроения России. Инвестиционная привлекательность машиностроения России

В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства повторяются периодически, изменения текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Машиностроению России в последнее время присуща диаметрально противоположная тенденция - опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

Распад единого машиностроительного комплекса СССР на отдельные республиканские блоки резко обострил проблемы машиностроения России, так как одновременно распались внешнеэкономические связи в области торговли машинами и оборудованием, которые отлаживались десятилетиями и благодаря чему сложился определенный баланс в насыщении отраслей народного хозяйства России современной техникой. Структура конечной продукции отечественного машиностроения на рубеже последних десятилетий отличалась «утяжеленностью», и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась непомерно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 80-х годов рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший в начале 90-х в обвальное падение.

Уменьшение спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться к условиям использования его продукции, увеличивая выпуск универсальной техники и внедряя примитивные технологии. Это приведет к прекращению выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему свертыванию машиностроительного производства и в конечном счете к затуханию инвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом).

Резкое сокращение производства в начале 90-х годов меньше затронуло выпуск товаров длительного пользования, удельный вес которых был выше среднего - главным образом легковое автомобилестроение и производство бытовой техники, при наиболее быстром росте цен на них и высокой рентабельности производства. Так, основной особенностью происходящих изменений была ориентация на выпуск относительно престижных изделий при ухудшении условий выпуска многих других, что было во многом обусловлено покровительственной таможенной политикой государства, например в отношении автомобилестроения. Поэтому относительное благополучие некоторых предприятий данной отрасли временно и в условиях постоянного повышения издержек производства и нарастающей конкуренции со стороны иностранных производителей неизбежны спад и периодические остановки производства. Положение машиностроения также усугублялось высоким уровнем концентрации и монополизмом производства. Среди 2/3 предприятий каждое выпускает свыше 75% продукции определенного вида, то есть фактически является ее монопольным производителем.

Отличительной особенностью спада была относительная стабильность развития отраслей и подотраслей, изготавливающих мобильную технику, при падении выпуска продукции в отраслях, производящих технологическое оборудование. Причина заключается в более высокой ликвидности мобильной техники относительно оборудования, требующего монтажа, выпуск которого стал превышать платежеспособный спрос в результате перенакопления парка данной техники у потребителя. Это породило серьезные финансовые и производственные проблемы, приведшие к остановке ряда крупнейших предприятий. Основной причиной создавшегося положения является резкое падение инвестиционной активности и снижение спроса на машины и оборудование. Особенно снизился объем капитальных вложений в производство оборудования для строительства и в сельскохозяйственное машиностроение.

В силу рассмотренных неблагоприятных факторов удельный вес наукоемких отраслей снизился, тогда как доля автомобильной промышленности стабилизировалась. Условиями этой стабилизации является сдерживание тарифов на энергоносители, продукцию металлургического и химического комплексов, железнодорожные перевозки, пролонгация протекционистских таможенных мер. Должна подвергнуться изменениям и сама структура выпуска, так как она пока не отвечает современным требованиям. Реализация структурно-целевых программ связана со значительными инвестиционными затратами и временем. Но необходимость, а главное успешность, комплексной структурной перестройки доказана опытом АО «ГАЗ». Своевременно проведенная реструктуризация производства с организацией выпуска автомобилей грузоподъемностью полторы тонны и автомобилей с дизельными двигателями дала возможность наращивать объемы производства. Например, за 10 месяцев 1997 года темпы роста составили 122,4% к соответствующему периоду предыдущего года.

В станкоинструментальной промышленности России на сегодняшний день производство все более и более ориентируется на платежеспособный спрос. Но со стороны прежнего основного потребителя - государства он резко сократился, а хозяйствующие субъекты не компенсируют этого сокращения (особенно на сложную наукоемкую продукцию), отдавая предпочтение более дешевому и простому оборудованию, что влечет за собой потерю заказов, болезненную для станкостроения. Спад производства наукоемких видов оборудования идет здесь опережающими темпами. Положение усугубляется оттоком высококвалифицированных кадров, в том числе из научных и конструкторско-технологических организаций. По сути, возникла угроза утраты Россией собственного станкостроения. Массовой практикой стало освоение в целях выживания непрофильной для станкостроения продукции. Так, АО «ЛСПО им. Свердлова» (Санкт-Петербург) занялось станками для обработки бревен, оборудованием для угольной промышленности; кроме того, оно производит большое количество мебельной фурнитуры. Некоторое оживление производства в машиностроении практически не отразилось на повышении спроса на технологическое оборудование, так как его парк в настоящее время используется менее чем на половину. Следовательно, по мере увеличения производства продукции на предприятиях-потребителях будет первоначально повышаться загрузка уже имеющегося оборудования, идти накопление капитала и только затем может появиться перспектива технического перевооружения, а следовательно приобретения нового оборудования. Слабое частное и иностранное инвестирование, малоактивный спрос негосударственного сектора на технологическое оборудование делает необходимой осуществление государственной поддержки предприятий данной отрасли. Это экономически, а порой и стратегически, эффективно, особенно в случае импортозамещения. Так, средства, выделявшиеся на эта цели позволили создать производственные мощности по выпуску линейных подшипников качения по лицензии фирмы «TNK» (Япония) на АО «Липецкий станкостроительный завод». Эти узлы являются основой российского прецизионного станкостроения, до сих пор они были в основном предметом импорта из дальнего зарубежья. Освоенные мощности по производству синтетических алмазов на АО «Томал» позволяют полностью перейти на производство алмазного инструмента на основе российского сырья взамен его импорта с Украины и Армении, а также сформировать экспортный потенциал в объеме 10 миллионов долларов в год. Эти примеры показывают высокую эффективность государственной поддержки приоритетных направлений развития станкостроительной промышленности.

Определенная тенденция к стабилизации наметилась в электротехнической промышленности и приборостроении. В 1998 был увеличен выпуск электродвигателей, ряда кабельных изделий (силовых, городских телефонных). В целях расширения рынков сбыта и поиска новых потребителей электротехнические и приборостроительные заводы приступили к освоению и производству продукции, пользующейся спросом, в том числе ранее изготавливавшейся в странах СНГ (например, взрывобезопасные электродвигатели, крупные электрические машины, кабельная продукция). Этому также способствовала протекционистская таможенная политика государства, при которой потребителю выгодно закупать эту продукцию у российских предприятий. В рамках федеральной инновационной программы по созданию технических средств для обязательного кассового учета введены дополнительные мощности по выпуску 300 тысяч контрольно-кассовых машин. Увеличение их выпуска содействует приросту налоговых поступлений в бюджет России, упорядочению контроля за денежным обращением в сфере торговли. За последние четыре года в результате неплатежеспособности сельских товаропроизводителей производство сельскохозяйственной техники резко сократилось, большинством заводов производственные мощности используются на 10-15%. В самих хозяйствах заметно сокращается парк сельскохозяйственной техники. В условиях сильного сжатия спроса на сельскохозяйственную технику сейчас предполагается проведение мероприятий по ускорению процесса адаптации предприятий к рынку (структурная перестройка производства, расширение рынка сбыта техники на экспорт, создание на предприятиях торговых домов, проведение ярмарок-выставок). Для решения проблемы неплатежей на предприятиях отрасли будут проводиться бартерные операции и взаимозачеты, шире использоваться векселя и государственные казначейские билеты. Особенно перспективной формой нормализации сбыта представляется практикуемое уже обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды - лизинга. В настоящее время наметилась тенденция к стабилизации объемов производства по некоторым видам продукции тяжелого машиностроения, а по другим - увеличение выпуска. Это относится к производству оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности: машины для непрерывного литья заготовок и агломерационного производства, буровые станки для нужд горнодобывающей промышленности. Предприятия стали более активно вести работу по поиску платежеспособных заказчиков из-за конкуренции со стороны иностранных поставщиков аналогичного оборудования.

Ситуация в энергетическом машиностроении стабилизировалась из-за некоторого увеличения выпуска паровых турбин, обусловленного экспортными поставками оборудования, в основном в Китай, Иран и страны Восточной Европы. Производство дизелей и дизель-генераторов стабилизировалось на уровне 1995 года. При этом наметилась тенденция к освоению производства дизелей по лицензиям зарубежных фирм, что дает возможность заводам данной подотрасли вступить в конкурентную борьбу на мировом рынке.

В подотрасли вагоностроения объемы производства определяются финансовыми возможностями основного заказчика - Министерства путей сообщения Российской Федерации. Не секрет, что они ограничены и не позволяют существенно наращивать выпуск так необходимого железным дорогам России подвижного состава. В связи с этим производство грузовых вагонов возросло незначительно. Предвидится изменение структуры выпуска пассажирских вагонов. Так, АО «Тверской вагон-завод», наращивает выпуск пассажирских купейных вагонов, соответствующих современным требованиям комфортности и безопасности движения. Тем самым создается возможность прекратить их импорт из Германии. Удельный вес купейных вагонов в общем выпуске вагонов локомотивной тяги возрос в 1996 на 39% процентов. На АО «Демиховский машзавод» организован выпуск вагонов электропоездов вместо приобретаемых в Латвии. Введенные на данном предприятии мощности по производству до 500 вагонов в год позволяют выпускать полностью комплектные поезда.

В ближайшие годы даже при условии инвестиционной активности не следует ожидать существенного роста спроса на строительную и дорожную технику. Тем более что в строительном комплексе существует сложившийся до 1995 года парк строительной техники, который загружен сейчас не более чем на половину. Однако параметры обновления выпускаемой продукции ухудшились. Это явление свидетельствует о том, что в отрасли не происходит адаптация к новым условиям функционирования за счет изменения качества продукции. За последние 3 года интенсивность обновления упала на 40%, а доля впервые осваиваемой техники - в 2 раза. На предприятиях данной отрасли способны тиражировать устаревшие технику и технологии.

Подводя итог всему вышесказанному, можно определенно утверждать, что состояние развития машиностроительного комплекса России определяется не просто спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят реструктуризацию производства, в основе которой должно лежать улучшение качества продукции, а следовательно, и повышение ее конкурентоспособности. Наконец, необходимо дать обобщенное представления о сложной социально-экономической ситуации, сложившейся в промышленности в последние годы. Она обусловлена тем, что нарастающий в последние 2 года вал неплатежей увеличил долю убыточных предприятий. Численность безработных в данном комплексе увеличилась в большей степени, нежели в промышленности в целом. Официальные статистические данные последних лет показывают, что скрытая безработица (занятость с неполным рабочим днем или неделей) в целом в промышленности уменьшилась. Обследование же, проведенное в конце прошлого года санкт-петербургским центром «Труд-мониторинг» показало, что доля рабочих машиностроительной промышленности, занятых неполный рабочий день или отправленных в отпуск по инициативе администрации выросла. Среди занятых на машиностроительных предприятиях растет потребность во вторичной занятости. Об этом заявили 86.9% опрошенных рабочих, а у 84.6% заявили о том, что у них регулярно месяц и более задерживается выплата зарплаты.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в оборонном комплексе, где численность производственного персонала сокращается даже быстрее, чем в целом по машиностроению. Наиболее заметно упала занятость в электронной промышленности и в производстве спецсредств связи. Сохраняется отставание и в заработной плате: в 1997г. она составляла 78% от среднего уровня по промышленности.

Все это обуславливает отток высококвалифицированных специалистов из исследовательских организаций и конструкторских бюро, в том числе и за границу. Особенно тяжелое положение сложилось в тех регионах, где предприятия ВПК играют роль градообразующих предприятий (Урал, Удмуртия, некоторые области Центрального экономического района). Необходимо уже сейчас принимать меры для корректировки выбранного рыночного курса. Если этого не сделать, то в ближайшее время пессимистические настроения и социальная напряженность будут нарастать, что создаст угрозу дальнейшего построения социально-ориентированной рыночной экономики в России.

. Развитие машиностроения в России окажет положительное влияние на другие промышленные сегменты, однако для этого предстоит внедрение целого ряда новых научных и технологических разработок. В августе 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведем подписал стратегию развития машиностроения до 2030 года, в этом документе отражены основные перспективы данного сегмента.

Развитие машиностроения в России: направления работы

Повышенное внимание обусловлено новым взглядом на экономику: страна должна избавиться от сырьевой зависимости и развивать собственное производство. С 1991 года передовой машиностроительный комплекс был практически разрушен, а многие в прошлом ведущие изготовители закрыты. В 2013 году Правительство утвердило новую стратегию для развития машиностроения в целях укрепления военно-оборонного комплекса. Программа, рассчитанная на 3 года, предполагала крупные вложения в оборонный сегмент, а также в сопутствующие направления.

Основное внимание уделяется трем отраслям:

  • Транспортная. Предполагается воссоздать строительство , которые смогут конкурировать на экспортном рынке.
  • Станкостроительная. Сегодня новые заводы по производству станков открываются в Перми и Рязани, в Азове, в Свердловской области. Всего за год стоимость выпущенной продукции в годовом объеме увеличилась на три миллиарда рублей.
  • Сельскохозяйственная. Из бюджета выделено около 3 триллионов рублей на восстановление производства сельскохозяйственной техники, необходимой растущему агропромышленному комплексу.

Это лишь некоторые направления, в которых предполагаются большие перемены. Правительство ищет возможность модернизировать производство, чтобы продукция могла конкурировать с иностранными аналогами.

Перспективы развития машиностроения

Денежные вложения - это только одно из условий успешного развития машиностроения. Необходимо разумное внедрение современных ИТ-технологий, которые должны повысить эффективность производственного комплекса и создать условия для повышения производительности труда. Пока что внедрение цифровых технологий на предприятиях только начинается, и оно далеко не всегда дает ожидаемые результаты.

Сейчас предприятия вкладывают крупные суммы в закупку современного оборудования, однако оно должно использоваться максимально эффективно. Ради этого устанавливаются и внедряются в работу ИТ-системы, направленные на взаимосвязь между отделами.

Примером эффективного решения проблемы можно назвать модернизацию предприятия КАМАЗ, которое остается одним из самых крупных в России. Стратегия модернизации рассчитана до 2020 года, предполагает внедрение в практику 900 робототехнических комплексов. В результате большая часть производственного цикла станет автоматизированной.

Проблемы развития

развивается не теми темпами, которые необходимы для быстрого подъема производств аи повышения конкурентоспособности продукции. Развитие машиностроения тормозится из-за целого ряда системных проблем, связанных со следующими факторами:

  • Наукоемкость. Предприятия испытывают острый : нехватка квалифицированных инженеров связана с кризисом образования.
  • Трудоемкость. Развитие машиностроения требует притока квалифицированной рабочей силы, а для этого требуется пересмотреть отношение к организации труда.
  • Металлоемкость. Для развития машиностроения требуется большое количество черных и цветных металлов, а металлургический комплекс также сильно пострадал в ходе либеральных реформ прошлых лет.

Это лишь некоторые сложности, которые руководству страны предстоит преодолевать в ближайшие годы. Возрождение предприятий-гигантов в условиях изменившейся экономики становится малоперспективным, им на смену приходят предприятия меньшего масштаба, однако они должны иметь более гибкую структуру и легко приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.

Что ожидает отрасль в ближайшие годы?

Развитие машиностроения должно стать приоритетным направлением государственной политики. Оно потребует немалых финансовых вложений в модернизацию, а также поддержки на государственном уровне, чтобы обеспечить путь на рынок. Пока Россия только начинает двигаться в этом направлении, и достигнутые успехи являются только первым шагом на пути к цели.

Отрасль будет развиваться, если стратегия отказа от сырьевых доходов будет реализована полно и последовательно. Пока сложно предугадать, какой будет ситуация на рынке уже в ближайшие 5 лет.

В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства повторяются периодически, изменения текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Машиностроению России в последнее время присуща диаметрально противоположная тенденция - опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

Распад единого машиностроительного комплекса СССР на отдельные республиканские блоки резко обострил проблемы машиностроения России, так как одновременно распались внешнеэкономические связи в области торговли машинами и оборудованием, которые отлаживались десятилетиями и благодаря чему сложился определенный баланс в насыщении отраслей народного хозяйства России современной техникой.

Структура конечной продукции отечественного машиностроения на рубеже последних десятилетий отличалась “утяжеленностью”, и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась непомерно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 80-х годов рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший в начале 90-х в обвальное падение.

Уменьшение спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться к условиям использования его продукции, увеличивая выпуск универсальной техники и внедряя примитивные технологии. Это приведет к прекращению выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему свертыванию машиностроительного производства и в конечном счете к затуханию инвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом).

Резкое сокращение производства в начале 90-х годов меньше затронуло выпуск товаров длительного пользования, удельный вес которых был выше среднего - главным образом легковое автомобилестроение и производство бытовой техники, при наиболее быстром росте цен на них и высокой рентабельности производства. Так, основной особенностью происходящих изменений была ориентация на выпуск относительно престижных изделий при ухудшении условий выпуска многих других, что было во многом обусловлено покровительственной таможенной политикой государства, например в отношении автомобилестроения. Поэтому относительное благополучие некоторых предприятий данной отрасли временно и в условиях постоянного повышения издержек производства и нарастающей конкуренции со стороны иностранных производителей неизбежны спад и периодические остановки производства.

Состояние машиностроения также усугублялось высоким уровнем концентрации и монополизмом производства. Среди 2/3 предприятий каждое выпускает свыше 75% продукции определенного вида, то есть фактически является ее монопольным производителем.

Отличительной особенностью спада была относительная стабильность развития отраслей и подотраслей, изготавливающих мобильную технику, при падении выпуска продукции в отраслях, производящих технологическое оборудование. Причина заключается в более высокой ликвидности мобильной техники относительно оборудования, требующего монтажа, выпуск которого стал превышать платежеспособный спрос в результате перенакопления парка данной техники у потребителя. Это породило серьезные финансовые и производственные проблемы, приведшие к остановке ряда крупнейших предприятий.

Основной причиной создавшегося положения является резкое падение инвестиционной активности и снижение спроса на машины и оборудование. Особенно снизился объем капитальных вложений в производство оборудования для строительства и в сельскохозяйственное машиностроение, а спрос на продукцию инвестиционного машиностроения снизился в 3-4 раза.

В силу рассмотренных неблагоприятных факторов удельный вес наукоемких отраслей снизился, тогда как доля автомобильной промышленности стабилизировалась. Условиями этой стабилизации является сдерживание тарифов на энергоносители, продукцию металлургического и химического комплексов, железнодорожные перевозки, пролонгация протекционистских таможенных мер. Несмотря на все положительные стороны данного процесса, автомобилестроение нуждается в реструктуризации, на что потребуются преимущественно централизованные капиталовложения, так как децентрализованные средства крайне недостаточны. Должна подвергнуться изменениям и сама структура выпуска, так как она пока не отвечает современным требованиям. Реализация структурно-целевых программ связана со значительными инвестиционными затратами и временем. Но необходимость, а главное успешность, комплексной структурной перестройки доказана опытом АО “ГАЗ”. Своевременно проведенная реструктуризация производства с организацией выпуска автомобилей грузоподъемностью полторы тонны и автомобилей с дизельными двигателями дал8а возможность наращивать объемы производства. Например, за 10 месяцев темпы роста составили 122,4% к соответствующему периоду предыдущего года.

В станкоинструментальной промышленности России на сегодняшний день производство все более и более ориентируется на платежеспособный спрос. Но со стороны прежнего основного потребителя - государства он резко сократился, а хозяйствующие субъекты не компенсируют этого сокращения (особенно на сложную наукоемкую продукцию), отдавая предпочтение более дешевому и простому оборудованию, что влечет за собой потерю заказов, болезненную для станкостроения. Спад производства наукоемких видов оборудования идет здесь опережающими темпами. Положение усугубляется оттоком высококвалифицированных кадров, в том числе из научных и конструкторско-технологических организаций. По сути, возникла угроза утраты Россией собственного станкостроения.

Массовой практикой стало освоение в целях выживания непрофильной для станкостроения продукции. Так, АО “ЛСПО им. Свердлова” (Санкт-Петербург) занялось станками для обработки бревен, оборудованием для угольной промышленности; кроме того, оно производит большое количество мебельной фурнитуры.

Некоторое оживление производства в машиностроении практически не отразилось на повышении спроса на технологическое оборудование, так как его парк в настоящее время используется менее чем на половину. Следовательно, по мере увеличения производства продукции на предприятиях-потребителях будет первоначально повышаться загрузка уже имеющегося оборудования, идти накопление капитала и только затем может появиться перспектива технического перевооружения, а следовательно приобретения нового оборудования.

Слабое частное и иностранное инвестирование, малоактивный спрос негосударственного сектора на технологическое оборудование делает необходимой осуществление государственной поддержки предприятий данной отрасли. Это экономически, а порой и стратегически, эффективно, особенно в случае импортозамещения. Так, выделявшиеся на эти цели средства позволили создать производственные мощности по выпуску линейных подшипников качения по лицензии фирмы “TNK” (Япония) на АО “Липецкий станкостроительный завод”. Эти узлы являются основой российского прецизионного станкостроения, до сих пор они были в основном предметом импорта из дальнего зарубежья. Освоенные мощности по производству синтетических алмазов на АО “Томал” позволяют полностью перейти на производство алмазного инструмента на основе российского сырья взамен его импорта с Украины и Армении, а также сформировать экспортный потенциал в объеме 10 миллионов долларов в год.

Эти примеры показывают высокую эффективность государственной поддержки приоритетных направлений развития станкостроительной промышленности.

Определенная тенденция к стабилизации наметилась с 1995 года в электротехнической промышленности и приборостроении. В 1995 был увеличен выпуск электродвигателей (на 14%), ряда кабельных изделий (силовых, городских телефонных). В целях расширения рынков сбыта и поиска новых потребителей электротехнические и приборостроительные заводы приступили к освоению и производству продукции, пользующейся спросом, в том числе ранее изготавливавшейся в странах СНГ (например, взрывобезопасные электродвигатели, крупные электрические машины, кабельная продукция). Этому также способствовала протекционистская таможенная политика государства, при которой потребителю выгодно закупать эту продукцию у российских предприятий.

В рамках федеральной инновационной программы по созданию технических средств для обязательного кассового учета введены дополнительные мощности по выпуску 300 тысяч контрольно-кассовых машин. Увеличение их выпуска содействует приросту налоговых поступлений в бюджет России, упорядочению контроля за денежным обращением в сфере торговли.

За последние четыре года в результате неплатежеспособности сельских товаропроизводителей производство сельскохозяйственной техники резко сократилось, большинством заводов производственные мощности используются на 10-15%. В самих хозяйствах заметно сокращается парк сельскохозяйственной техники.

В условиях сильного сжатия спроса на сельскохозяйственную технику сейчас предполагается проведение мероприятий по ускорению процесса адаптации предприятий крынку (структурная перестройка производства, расширение рынка сбыта техники на экспорт, создание на предприятиях торговых домов, проведение ярмарок-выставок). Для решения проблемы неплатежей на предприятиях отрасли будут проводиться бартерные операции и взаимозачеты, шире использоваться векселя и государственные казначейские билеты. Особенно перспективной формой нормализации сбыта представляется практикуемое уже обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды - лизинга.

В 1995 году наметилась тенденция к стабилизации объемов производства по некоторым видам продукции тяжелого машиностроения , а по другим - увеличение выпуска. Это относится к производству оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности : машины для непрерывного литья заготовок и агломерационного производства (АО “Уралмаш” и АО “Южуралмаш”), буровые станки для нужд горнодобывающей промышленности (АО “Бузулукский завод тяжелого машиностроения”). Предприятия стали более активно вести работу по поиску платежеспособных заказчиков из-за конкуренции со стороны иностранных поставщиков аналогичного оборудования.

Ситуация в энергетическом машиностроении стабилизировалась из-за некоторого увеличения выпуска паровых турбин, обусловленного экспортными поставками оборудования, в основном в Китай, Иран и страны Восточной Европы. Производство дизелей и дизель-генераторов стабилизировалось на уровне 1995 года. При этом наметилась тенденция к освоению производства дизелей по лицензиям зарубежных фирм, что дает возможность заводам данной подотрасли вступить в конкурентную борьбу на мировом рынке.

В подотрасли вагоностроения объемы производства определяются финансовыми возможностями основного заказчика - Министерства путей сообщения Российской Федерации. Не секрет, что они ограничены и не позволяют существенно наращивать выпуск так необходимого железным дорогам России подвижного состава. В связи с этим производство грузовых вагонов возросло незначительно.

Предвидится изменение структуры выпуска пассажирских вагонов. Так, АО “Тверской вагон-завод”, наращивает выпуск пассажирских купейных вагонов, соответствующих современным требованиям комфортности и безопасности движения. Тем самым создается возможность прекратить их импорт из Германии. Удельный вес купейных вагонов в общем выпуске вагонов локомотивной тяги возрос в 1996 на 39% процентов. На АО “Демиховский машзавод” организован выпуск вагонов элктропоездов вместо приобретаемых в Латвии. Введенные на данном предприятии мощности по производству до 500 вагонов в год позволяют выпускать полностью комплектные поезда.

В ближайшие годы даже при условии инвестиционной активности не следует ожидать существенного роста спроса на строительную и дорожную технику. Тем более что в строительном комплексе существует сложившийся до 1995 года парк строительной техники, который загружен сейчас не более чем на половину. Однако параметры обновления выпускаемой продукции ухудшились. Это явление свидетельствует о том, что в отрасли не происходит адаптация к новым условиям функционирования за счет изменения качества продукции. За последние 3 года интенсивность обновления упала на 40%, а доля впервые осваиваемой техники - в 2 раза. На предприятиях данной отрасли способны тиражировать устаревшие технику и технологии.

Перспективы машиностроения

Машиностроение довольно активно развивающаяся отрасль промышленности, и по сей день она остается основной отраслью, как для экономики, так и для государства в целом.

В последние годы государство активно начало поддерживать предприятия промышленности, особенно это хорошо заметно в развитии перерабатывающей промышленности.

А так как для развития любого предприятия требуется техника, производимая машиностроением, значит в первую очередь должно развиваться именно оно.

Естественно, что главной целью машиностроительных предприятий считается оснащение новейшим оборудованием цеха.

В настоящее время мы находимся на пороге нового промышленного переворота, подспорьем для этого послужило внедрение облачных технологий, обработка большого количества данных и развитие интернета.

Данная промышленная революция считается уже четвертой, она зарождалась последние лет десять, а то и двадцать.

Предполагается, что структура заводов станет намного гибче и модульнее. Для достижения данной цели необходимы миниатюрные процессоры, устройства хранения данных, датчики и преобразователи. Для улучшения работы, сокращения времени на производство потребуется встроить необходимые вспомогательные средства в оборудование, а также в сами заготовки, материалы и инструменты. Так же не сможет обходится оборудование и без уникального программного обеспечения.

Используя все это станет возможным наладить обмен данными и командами между изделиями и технологическим оборудованием. При этом изделие сразу будет оснащено цифровой памятью, которой оно сможет обмениваться с технологической средой на любых этапах производства.

Вся эта система и процесс будет преобразован в киберфизическую систему, объединяющую реальный и виртуальный миры.

В результате применения подобных технологий получится значительно облегчить процесс оптимизации технологических процессов и улучшить управление ими. Часть данной оптимизированной системы уже существует на заводах, однако для полного достижения цели потребуется еще немало времени.

Для достижения подобной системы потребуется избавится от многочисленных нестыковок при передачи данных, для достижения подобной цели потребуется снизить себестоимость и повысить гибкость производства.

Внедрение киберфизической системы позволит повысить производительность на 30%.

В настоящее время началась новая волна интереса к умным машинам, роботам, это обусловлено в первую очередь значительным снижением стоимости технологии производства. Об этом в частности свидетельствует повышение количества роботов в домах. Из расчетов следует что к 2020-му году роботы станут неотъемлемой частью жизни человека. Уже сейчас существуют роботы способные:

  • присматривать за пенсионерами,
  • подавать лекарства,
  • убирать за домашними животными,
  • помогать с уборкой
  • приносить еду из холодильника.

Даже некоторая домашняя утварь претерпела немалые изменения, начиная от робота пылесоса и заканчивая роботизированными детскими колясками.

Но не только в повседневной жизни, но и в промышленности происходит внедрение робототехнических комплексов нового поколения. Они способны подстраиваться под нужные задачи и обучаться по ходу работы, это приведет к положению «роботы делают роботов».

Все больше заводов переходят на полностью автоматизированную работу.

Переход к подобному производству позволит обеспечить освоение новых продуктов.

Замечание 1

Немалую роль роботы сыграют и в медицине, в настоящее время уже разрабатываются хирургические машины, которые позволят проводить сложнейшие операции. К тому же протезы нового поколения позволят людям с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью.

Технологии будущего и «умные» заводы

«Умные» предприятия подразумевают под собой совокупность всех имеющихся средств автоматизации в сочетании с робототехникой, программного обеспечения, лазеров, мультифункциональных машин, которыми будут управлять искусственный интеллект. Наличие подобных технологий позволит максимально увеличить техническую эффективность предприятия за счет мониторинга и планирования операций. Но естественно это не предел возможностей.

В будущем станет возможно самим механизмам вносить корректировки в свой технологический процесс, подстраиваться под потребности клиента, регулировать изменения в процессе производства, появятся возможности самоуправления.

Замечание 2

Стоит заметить, что новое «умное» производство будет включать в себя переработку отходов и минимально воздействовать на окружающую среду.

Для повышения гибкости предприятия требуется внедрение открытых технологий. Дешевизна – это главное преимущество подобных технологий, к тому же подобные технологии позволяют снизить издержки. Для достижения поставленных задач, так же потребуется внедрение 3Д технологий, для более быстрого и эффективного проектирования.

Будет возможно сокращение размеров заводов, что позволит обеспечить предприятию экономичную эффективность.

Однако нельзя сказать, что внедрение таких технологий в производство будет быстрым. Существует ряд проблем замедляющий процесс модернизации, это в первую очередь отсутствие инвестиций, а во вторую слабая развитость электронной промышленности.

Но это не значит, что совсем ничего не делается. Стоит отметить систему удаленного мониторинга компаний Триол – Trioli Drive. Данное программное обеспечение позволяет управлять промышленными процессами в режиме реального времени, удаленно. И к тому же позволяет контролировать потребляемые ресурсы, температуру, давление, шум и тп.

Эта программа позволяет сократить затраты на обслуживание, минимизирует затраты, а также обеспечивает обслуживание и диагностику оборудования на производстве.

Стоит отметить, что наличие подобных технологий позволит сделать огромный шаг вперед в машиностроительном комплексе.

Устаревшее оборудование, дефицит кадров… Но по некоторым отраслям лидерство России на мировом рынке вполне реально

Машиностроение – одна из центральных отраслей экономики любого государства. От уровня развития машиностроения зависит уровень ВВП, его материалоемкость и энергоемкость. Кроме того, развитие машиностроения влияет на повышение производительности труда и эффективность работы практически всей экономики. Поэтому вполне понятно, что состояние машиностроительного комплекса должно быть постоянным предметом заботы руководства страны.

Отечественное машиностроение находится в упадке

Либерализация российской экономики в свое время привела к значительному росту доли добывающих отраслей (нефтяной, газовой, лесной), но сильно ударила по обрабатывающему производству. И в первую очередь под удар попало машиностроение. Руководители множества заводов не могли найти рынки сбыта своей продукции, в результате чего предприятия начали банкротиться и закрываться. В определенный момент этот процесс все же удалось остановить, и сегодня в России продолжают действовать более двух тысяч предприятий, на которых работает около 4 миллионов человек, но для такой страны, как наша, это достаточно мало. В настоящее время в общем объеме производства нашей страны доля машиностроения не превышает 20%, тогда как в других развитых странах этот показатель выше 40%. Более того, только энергетическое оборудование, произведенное в России, занимает сколь-нибудь заметное место на мировом рынке (2,5%). Остальная машиностроительная продукция не выходит за десятые доли процента, то есть практически отсутствует.

Данные государственной статистики утверждают, что износ оборудования в зависимости от отрасли достигает 70%. Подобная ситуация фиксируется в радиоэлектронике, вертолетостроении и судостроении. Средний возраст оборудования составляет примерно 20 лет. Таким образом, становится понятным, что ни о каком внедрении новых технологий и речи быть пока что не может. В большинстве отраслей необходима кардинальная модернизация всех технологических линий и полная замена основных производственных фондов. Сегодня лишь отдельные предприятия российского машиностроительного комплекса могут выпускать продукцию, которая может быть конкурентоспособной на международном рынке.

Ситуация осложняется тем, что крупные зарубежные корпорации проникают на российский рынок, повышая уровень конкуренции. Одновременно на международном рынке конкуренция также повышается, что заставляет производителей снижать рентабельность производства.

Еще одной важной проблемой является дефицит кадров. Система воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов, существовавшая в СССР, во времена перехода к рынку была разрушена. В настоящее время средний возраст рабочих стремительно приближается к возрасту выхода на пенсию. Кроме того, необходимо понимать, что рабочие кадры старшего возраста зачастую не в состоянии овладевать новыми, современными технологиями, без которых невозможно создание конкурентоспособной продукции. Острая нехватка молодежи на производстве значительно тормозит процесс модернизации.

В области производства станков наблюдается длительный спад. По оценкам экспертов, более 90% основных производственных фондов – российского производства, что значительно затрудняет обновление оборудования за счет использования импортных комплектующих. Для исправления ситуации необходимо инвестировать, как минимум, 14 миллиардов долларов ежегодно в течение 10 лет.

Для простого воспроизводства и замены выходящего из строя оборудования необходимо вводить в строй не менее 50 тысяч единиц оборудования. В 2006 году российское машиностроение сумело поставить всего около 30% от требуемого. Всего же для обеспечения роста отрасли необходимо ввести в строй не менее 700 тысяч единиц механообрабатывающего оборудования до 2015 года.

Нужны приоритеты

Учитывая, что машиностроительный комплекс - одна из главных отраслей экономики страны, которая нужна в качестве двигательной силы для развития других отраслей, необходима срочная модернизация имеющихся производств и создание новых предприятий, отвечающих современным стандартам.

Необходимо также понимать, что одновременная модернизация сразу всех отраслей российского машиностроения с обновлением всех производственных фондов – задача до известной степени нереальная. На это у нас сегодня нет ни финансовых, ни человеческих ресурсов. Поэтому главной задачей руководства страны в данном случае является выбор приоритетных областей, которые способны обеспечить лидерство отечественных производителей на мировом рынке. При этом приоритетными областями должны стать, в первую очередь, те, в которых государство является владельцем значительной части производств. Это, прежде всего, ракетно-космическое производство, атомная энергетика и строительство гражданских самолетов и вертолетов. Именно в этих сферах власть должна предпринимать меры по снижению зависимости от поставок импортных комплектующих и увеличению доли российского производства.

В настоящий момент в машиностроительной отрасли продолжается слияние предприятий в крупные интегрированные структуры. Это однозначно положительная тенденция, поскольку только крупные холдинги способны инвестировать значительные средства на модернизацию производства.

Нужно восстанавливать экономические связи

Последние годы объем государственной поддержки высокотехнологичного производства постоянно растет. Инвестируются значительные средства в авиастроение, транспортное и энергетическое машиностроение, судостроение, а также в развитие инфраструктуры для промышленных предприятий.

Для примера можно рассмотреть ситуацию в отрасли производства железнодорожного оборудования. В связи с тем, что железнодорожная отрасль во многом находится под управлением государственных структур, она достаточно хорошо регулируется. В частности, в стратегии развития машиностроения на период до 2015 года планируется не только значительное инвестирование, но и заключение долгосрочных договоров между РЖД и другими потребителями и производителями. Это позволит производителям планировать доходы и их траты в долговременной перспективе. Именно так будут восстанавливаться разрушенные в 90-е годы экономические связи.

Запланированные меры по развитию машиностроения к 2015 году должны привести к достижению следующих целей:

Внутренний рынок должен вырасти до 127-130 миллиардов рублей в год;

Производство механообрабатывающего оборудования должно увеличиться до 90 миллиардов рублей;

Резко должны вырасти инвестиции (в основном, за счет привлечения заемных средств, в том числе, иностранных) в развитие рынка кредитования и лизинга;

Планируется, что к 2015 году уровень экспорта продукции машиностроения должен вырасти в два раза и еще в пять раз к 2020 году: с 17,5 миллиардов долларов в 2006 году до 92 миллиардов в 2020 году. К этому времени доля машиностроения в экспорте должна возрасти до 18%.

Итог

Есть ли сегодня у России шансы занять хорошее место на мировом рынке машиностроения? Скорее да, чем нет, но для этого должен быть соблюден ряд условий. Работа предстоит непростая. Прежде всего, государству следует сохранять, а в дальнейшем и увеличивать объем финансирования, направляемого на модернизацию оборудования. К сожалению, частные владельцы предприятий, занятых как в машиностроении, так и в других отраслях, сегодня зачастую просто опасаются вкладывать большие средства в качественное развитие своих активов. Одним нужна только быстрая сиюминутная прибыль, вторые просто не хотят рисковать, сомневаясь в общеэкономической стабильности. К сожалению, пока что решиться на долгосрочные инвестиции может только государство.

Государству следует задуматься и восполнении объема рабочих кадров. Сегодня уже есть подвижки: по всей стране предприятия объединяются с образовательными учреждениями – профессиональными училищами, колледжами и т.д., помогают им и в финансовом плане, и в стратегическом (например, формируют заказ на обучение 50 студентов по определенной профессии), обеспечивают выпускникам рабочие места. К рабочей профессии постепенно возвращается и престиж, и интерес молодежи, но здесь надо заметить, что пока этот процесс, к сожалению, происходит только в более или менее крупных городах.

Говоря о возрождении российского машиностроения, нужно понимать главное: за месяц эту махину не поднять. Потребуется довольно серьезный период времени, чтобы восстановить связи между производителем и потребителем, сформировать и стабилизировать внутренние рынки сбыта, подготовить рабочие кадры. Одной из важнейших проблем становится обновление производственной базы – пока устаревшее во всех смыслах оборудование не будет заменено на новое, говорить о внедрении новых технологий просто не имеет смысла.

Если работа будет вестись планомерно, то уже через 5-10 лет мы ощутим реальные результаты. В частности, мы можем значительно снизить зависимость от импорта во многих областях, а в области гражданского авиастроения, тяжелого машиностроения и производстве оборудования для атомной промышленности можем и сами стать лидерами.

А как вы считаете: что еще необходимо сделать для превращения российского машиностроения в заметного участника мирового рынка? Как «омолодить» рабочие кадры? И чья роль в возрождении отечественного машиностроения должна быть больше – государства или частного сектора?