Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Краткие лекции по налоговому праву. Александр Зрелов - Налоговое право: конспект лекций

Данное издание представляет собой конспект лекций, подготовленный в соответствии с государственным образовательным стандартом по курсу «Налоговое право» и содержит основные вопросы по данной дисциплине. Работа с пособием поможет студентам и слушателям ВУЗов освоить и успешно сдать зачеты и экзамен по данному предмету, она будет полезна государственным, муниципальным служащим и другим лицам, применяющим нормы НК РФ.

Основные этапы развития налогообложения.
Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:
IV в. до н. э. – V в. н. э. – появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания. Вначале они носят не регулирующий характер, взимаются по мере необходимости в натуральной форме. По мере увеличения государственных расходов, налоги начинают взиматься в денежной форме, и регулярно увеличивается их размер. Постепенно они становятся основным источником доходов государства.

V–XVIII вв.: существуют определенные налоговые системы, которые запутаны и развиты крайне слабо. Налоги вводятся на определенный период в связи с необходимостью финансирования целевых затрат – взимаются одновременно, когда в казне заканчиваются средства. Большое внимание уделяется косвенному налогообложению, впервые вводятся акцизы с ввозимых и вывозимых товаров. Но сбор налога на данном этапе – вид предпринимательской деятельности: право сбора налога выкупается у государства отдельными гражданами. Налог становится главным источником формирования государственной казны.

СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация
Лекция 1. История возникновения и развития налогообложения
1.1. Основные этапы развития налогообложения
1.2.Основные учения о налогообложении
Частные теории налогообложения:
Лекция 2 Общие положения налогового права России
2.1. Понятие налогового права как отрасли права
2.2. Предмет и метод налогового права
2.3. Система налогового права
2.4. Налоговое право в системе российского права
Лекция 3. Источники налогового права
3.1. Источники налогового права: понятие и классификация
3.2. Налоговый кодекс Российской Федерации
3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству
3.4. Индивидуальные налогово-правовые акты
Классификация:
3.5. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений
Юридическая сила и место в иерархической структуре источников налогового права: Основные характеристики позиций Конституционного Суда РФ:
Виды правовых позиций:
Виды решений Конституционного Суда РФ:
Лекция 4. Понятие налога, его роль и основные функции
4.1. Налог, как правовая категория, его характерные черты
4.2. Соотношение налога и иных обязательных платежей
4.3. Функции и основные элементы налогообложения
Функции налогообложения:
Лекция 5. Правовые основы системы налогов и сборов
5.1. Система принципов налогообложения
5.2. Классификация налогов и сборов в современной теории и практике налогообложения
5.3. Действие налогового законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц
В ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы (п. «з» ст. 71 Конституции РФ).
Лекция 6. Нормы налогового права
6.1. Понятие норм налогового права и их особенности
6.2. Виды норм налогового права
Их можно классифицировать:
6.3. Нормы-принципы и нормы-дефиниции в налоговом праве
Лекция 7. Налоговые правоотношения
7.1. Понятие налоговых правоотношений, их функции, виды
Основные функции:
Классификация:
7.2. Структура налоговых правоотношений. Объект налоговых правоотношений
7.3. Юридические факты в налоговом праве
Функции юридических фактов:
Лекция 8. Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей
8.1. Понятие и виды налогоплательщиков и плательщиков сборов, их права и обязанности
8.2. Налоговые агенты и сборщики налогов
8.3. Институт представительства в налоговых правоотношениях
Лекция 9. Правовой статус органов налогового контроля
9.1. Налоговые органы в Российской Федерации, их права, обязанности и ответственность
Налоговые органы вправе (ст. 31 НК РФ):
Налоговые органы обязаны (ст. 32 НК РФ):
Должностные лица налоговых органов обязаны (ст. 33 НК РФ):
9.2. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации
9.3. Органы МВД России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования
9.4. Банки как субъекты налогового права
Лекция 10. Налоговая обязанность
10.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
10.2. Исполнение налоговой обязанности
10.3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности
10.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм – налогов, сборов или пени
10.5. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени
10.6. Инвестиционный налоговый кредит
Лекция 11. Налоговый контроль
11.1. Понятие и значение налогового контроля
11.2. Формы и виды налогового контроля
11.3. Налоговый контроль за расходами физического лица
Лекция 12. Налоговые проверки
12.1. Налоговые проверки
12.2. Выездная налоговая проверка
12.3. Камеральная налоговая проверка
12.4. Оформление результатов выездной налоговой проверки
Лекция 13. Налоговый учет и налоговая тайна
13.1. Бухгалтерский и налоговый учет в системе налога
13.2. Налоговая декларация
13.3. Налоговая тайна
Лекция 14. Характеристика основных нарушений законодательства о налогах и сборах
14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процесса
14.2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений
14.3. Субъекты налогового правонарушения
14.4. Налоговые правонарушения
14.5.Общее понятие и способы уклонения от уплаты налогов
Лекция 15. Налоговая ответственность
15.1. Принципы налоговой ответственности
15.2. Стадии налоговой ответственности
15.3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
15.4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
Лекция 16. Санкции в налоговом праве
16.1. Налоговые санкции. Давность взыскания налоговых санкций Давность взыскания налоговых санкций
16.2.Конституционные принципы назначения санкций
Лекция 17. Защита прав налогоплательщиков
17.1. Защита прав налогоплательщиков. Административный порядок
17.2. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
Лекция 18. Общая характеристика федеральных налогов и сборов
18.1. Основные положения
18.2. Налог на добавленную стоимость
18.3. Акцизы
18.4. Налог на доходы физических лиц
18.5. Единый социальный налог НК РФ предусматривает льготы при уплате ЕСН (239 НК РФ), а именно освобождаются от уплаты налога:
18.6. Налог на прибыль организаций
18.7. Налог на добычу полезных ископаемых
18.8. Налог на наследование или дарение
18.9.Водный налог
18.10. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
18.11. Государственная пошлина
Лекция 19. Региональные налоги и сборы
19.1. Налог на имущество организаций
19.2. Налог на игорный бизнес
19.3. Транспортный налог
Лекция 20. Местные налоги и сборы
20.1. Земельный налог
20.2 Налог на имущество физических лиц
Ставки налога устанавливаются в следующих пределах (ст. 3 ФЗ):
Лекция 21. Особенности налогообложения для отдельных видов деятельности
21.1. Упрощенная система налогообложения
21.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
21.3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
Лекция 22. Особенности налогообложения отдельных субъектов
22.1. Налогообложение кредитных организаций
22.2. Система налогообложения в свободных экономических зонах
22.3. ЗАТО
Лекция 23. Международное налоговое право
23.1. Понятие и предмет международного налогового права
23.2. Источники международного налогового права
23.3. Международные соглашения по вопросам налогообложения.

1. Становление и развитие налогообложения в России

Налоги и государство являются связанными между собой явлениями. Государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства.

Появление налогов связывают с появлением первых государственных образований, когда происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются органы власти. Изначально налоги выполняли военную функцию государства, т. е. участвовали в формировании и содержании армии, а затем в процессе развития государства у налогов появились фискальная, регулятивная и контрольная функции.

В России этот период приходится на время объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Роль налоговой системы в Древней Руси выполняли податные отношения.

Становление и развитие податных отношений в Древней Руси делится на несколько этапов.

I этап: формирование института податей славянских племен. Податные отношения этого периода не образовывали собой систему, поэтому не носили финансового характера.

II этап: формирование простейших податных форм, когда складываются важнейшие черты налогов (стабильная форма платежа, обязательность и систематичность, определенные гарантии).

III этап охватывает период, характеризующийся разделением податей на ордынские и внутренние.

IV этап длится с момента падения монголо-татарского ига до утверждения централизованного самодержавного государства. По окончании этого периода в России уже введены государственные подати.

Ключевым моментом в формировании системы налогообложения стал период царствования Ивана III.

В это время появляется относительно упорядоченная структура налоговой системы, разделение налогов на прямые и косвенные, а также на общегосударственные и местные. Постепенно происходит трансформация органов, взимающих с населения государственную подать: формируется система приказов, выполняющих функции налоговых органов.

Эпоха царствования Петра I характеризуется введением «подушной подати», т. е. налога, за счет которого одинаково облагалась как платежеспособная часть мужского населения, так и дети, инвалиды, пожилые люди. Основная черта подушной системы налогообложения состоит в том, что она способствует нарастанию финансовой мощи государства. При Петре I существенному реформированию подверглась система налоговых органов: создается Правительствующий сенат, учреждаются финансовые коллегии.

После смерти Петра I финансовая система России переживает упадок, и лишь с приходом к власти Екатерины II начинается повторная реорганизация системы налогообложения и упорядочивание взимаемых сборов.

Вторая половина XIX в. характеризуется преобладанием прямых налогов над косвенными, а также возникновением в 1863 г. патентной системы, предполагавшей обложение налогом права на занятие торгово-промышленной деятельностью. Эта система просуществовала вплоть до революции 1917 г.

Послереволюционное время связано с отменой ранее существовавших видов налогов и введением новых. Оба направления преследовали исключительно революционные задачи. Отмена частной собственности, например, породила отмену поземельного налога, национализация промышленности привела к отмене промыслового налога и т. д. В начале 1920-х гг. была создана новая налоговая система, связанная с переходом к НЭПу: вновь введен промысловый налог, присутствовало четкое разграничение налогообложения городского и сельского населения.

Снижением налоговых платежей характеризуется послевоенный период развития налогообложения в России. С начала 1960-х и вплоть до 1980-х гг. был принят курс на повышение эффективности работы государственных промышленных предприятий. Такой принцип работы системы налогообложения позволил приблизить к минимуму размер налоговых платежей, взимаемых с населения. Уже в 1970- 1980-х гг. налоги и сборы с промышленных предприятий составляли около 90 % общего числа поступлений в государственную казну, тогда как платежи, взимаемые с населения, не превышали 8–9 %.

Современный этап развития налогообложения в России связан с формированием самостоятельной налоговой системы, введением новых видов налогов: налога на добавленную стоимость, подоходного налога с физических лиц. Ранее практически каждый вид налога регулировался соответствующим нормативным актом, что впоследствии обусловило возникновение множества расхождений законов и подзаконных актов. Решением этой проблемы стало принятие Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в 1998 г.

2. Понятие и предмет налогового права. Налоговое право в системе российского законодательства

Налоговое право – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.

В литературе существует три подхода относительно природы налогового права и его места в правовой системе. Налоговое право рассматривается как:

– правовой институт финансового права, который обособленно от него рассматриваться не должен;

– самостоятельная отрасль права, с собственным предметом и методом, правовыми принципами, терминологией и другими атрибутами отрасли;

– подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.

Предмет налогового права – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в России, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, и организационные (неимущественные). Первые являются основными, вторые – вспомогательными, обеспечивающими возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений. Все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, т. е. с приращением собственности.

Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. К признакам метода налогового права относятся следующие:

Приоритет публичных интересов над частными. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоговое право имеет фискальный характер, его главная цель – обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер;

Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие инициативы плательщика, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, а в силу конституционно-правовой обязанности. Поэтому большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют;

Императивность. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения;

Обязательное участие компетентных представителей государства. Налоговые правоотношения носят вертикальный характер, характеризуются субординацией сторон;

Сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования. Разрешительный тип регулирования характеризуется формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом» и применяется к государственно-властным субъектам, общедозволительный – «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и применяется к частным лицам.

Место налогового права в системе российского права определяется тесным его взаимодействием с финансовым правом. О вхождении налогового права в систему финансового права свидетельствует частичное совпадение границ предмета правового регулирования и предмета финансового права; следует отметить также тесное взаимодействие налогового и бюджетного права. Однако налоговое право отнюдь не является подотраслью последнего: бюджетное законодательство лишь предопределяет наличие налоговых норм. Предметы данных отраслей совпадают лишь частично.

Введение

Через призму указанных направлений налоги рассматриваются как регуляторы макро– и микроуровней экономики любой страны, как основа доходов государственного бюджета, как показатели, формирующие результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, как элементы управления в организации, а в итоге – как факторы, влияющие на благосостояние общества, отдельных хозяйствующих субъектов, граждан. Однако между участниками процесса налогообложения естественным образом складываются противоречивые отношения: государство стремится изъять как можно больше средств в виде налогов, а налогоплательщики стараются сохранить максимум своих ресурсов.

Юридические аспекты налогообложения, понятие налоговых рисков, возможность нахождения законного компромисса между лицами с разными налоговыми интересами рассматривает подотрасль финансового права – налоговое право. Его основополагающие источники – Конституция РФ и Налоговый кодекс РФ. Однако налоговое право тесно связано с бюджетным, гражданским, административным, уголовным правом и соответствующим законодательством. Весьма актуальны подзаконные нормативные акты, носящие разъяснительный характер, и судебные решения, создающие налоговые прецеденты и в дальнейшем совершенствующие налоговое законодательство, а значит, и систему права.

Краткий курс «Налоговое право» опирается на перечисленную выше нормативную базу. Цель курса – познакомить читателей с налоговой терминологией, элементами налога, основами налогового права, международного налогового права, налогового планирования, правовым регулированием налогообложения. Особое внимание уделено организации налогового производства и контроля, привлечению к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, защите интересов налогоплательщиков. В разрезе элементов налогообложения рассматривается порядок исчисления и уплаты российских налоговых платежей (федерального, регионального, местного уровней), дается характеристика специальных налоговых режимов.

Мы надеемся, что представленный в учебном пособии материал позволит читателям детально изучить основные вопросы налогового права.

Раздел I
Концептуальные положения налогового права

Глава 1
Значение налогов для государства и общества

1.1. История развития налогообложения

Возникновение налогов связано с зарождением государства, соответственно, их история насчитывает тысячелетия.

Так, уже на начальных стадиях государственной организации существовали жертвоприношения, которые носили принудительный характер и устанавливались в конкретном размере.

Древний мир отличался случайным характером государственных изъятий преимущественно в натуральной форме. Только по мере укрепления товарно-денежных отношений взносы в казну государства приняли в основном денежную форму. Их платили побежденные, рабы, но не граждане древнего государства. Основными источниками доходов были пошлины (ввозные и вывозные, судебные), платежи союзников за их защиту, плата за пользование государственным имуществом (так называемые домены) и т. д. Прямые изъятия с граждан отсутствовали. Только в особых случаях (например, во время войны) с населения взимался равный общепоимущественный налог. Доходы казны носили частноправовой характер, так как являлись собственностью государя, олицетворявшего свое государство.

В эпоху Средневековья в состав плательщиков вошли крестьяне и ремесленники (податное сословие), с которых взималась поголовная плата с очага, с семьи, с души. Неподатными сословиями были духовенство и дворянство. Они освобождались от обложения. В XVI в. появились новые виды платежей в государственный бюджет, так называемые регалии – промысловые источники дохода казны монопольного характера (соляная, горная, монетная, почтовая и другие регалии). В целом налогообложение феодальной эпохи характеризуется тяжелым налоговым бременем, произвольностью установления и многочисленностью налоговых платежей.

С утверждением капиталистических отношений изменяется и подход к налогообложению. В обществе появляются новые концепции, связанные со справедливостью обложения, отменой поголовных налогов, недопустимостью налоговых привилегий. В XVII в. определяется роль налогов в качестве основного источника доходной части бюджета многих государств. Смысл налогообложения понимается как обобществление некоторой части индивидуальных доходов или богатства для выполнения общественно значимых работ и затрат.

Последняя треть XVII в. характеризуется началом исследования проблем теории и практики налогообложения в Европе. Французский ученый Ф. Кене впервые провел взаимосвязь между налогообложением и народнохозяйственным процессом. А в 1776 г. шотландский экономист и финансист А. Смит издает книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Идеи А. Смита как основоположника теории налогообложения начинают оказывать кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь государств.

Зарождение современных налоговых систем относится к началу XX в. В это время в ряде стран были проведены научно обоснованные налоговые реформы. Мировой кризис 1929–1933 гг. заставил рассматривать государственные доходы как инструмент макроэкономической стабилизации.

В 80-е гг. ХХ в. американским экономистом А. Лаффером разработана бюджетная концепция, выявляющая зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также бюджетных доходов от налогового бремени. В это же время страны с развитой рыночной экономикой провели реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов, стимулирование деловой активности, инвестиционной политики.

Российская история налогообложения во многом сходна с аналогичными мировыми процессами. Однако, как и в любом отдельно взятом государстве, формирование налоговой системы в России имеет национальные особенности. В качестве примера целесообразно привести эпоху Петра I, которая известна изобретением многочисленных налогов, обусловленных крупными государственными преобразованиями. Это налоги на бороды, с найма домов, продажи съестного, арбузов, печей, церковных верований, гербовый сбор и прочие платежи. Специфичными с точки зрения налогообложения являются и первые годы советской власти, когда вся тяжесть налогового бремени была перенесена на буржуазию (подоходный и единовременный налоги, налог на прирост прибылей, единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог на буржуазию). К 1920 г. налоги перестали играть существенную роль в доходах бюджета, их место заняла эмиссия денежных знаков. Была сформирована система натуральных налогов: для крестьян – продразверстка, для жителей города – всеобщая трудовая повинность.

Современная российская налоговая система находится в процессе реформирования. Главными направлениями при этом выступают снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков и улучшение качества налогового администрирования. Достижение желаемых результатов возможно путем совершенствования соответствующей правовой базы и четкого следования нормам закона на практике.

1.2. Функции налогов

С юридической точки зрения функция налога – это направление правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающее постоянством, раскрывающее сущность налога и реализующее социальное назначение государства .

С одной стороны, функциям налогов свойственна подвижность вследствие воздействия правовых механизмов на государственные финансы, на различные экономические, социальные и иные процессы, происходящие в обществе. С другой стороны, функциям налогов как функциям права должно быть присуще постоянство, выражающееся в стабильности, непрерывности и длительности их действия. Различают несколько функций налогов.

Фискальная функция всегда удовлетворяет интересам государства, так как означает формирование государственных доходов путем аккумулирования денежных средств налогоплательщиков в бюджете и внебюджетных фондах. Эти поступления идут на покрытие общественно необходимых потребностей: оборону государства, социальные и хозяйственные нужды, административно-управленческие и другие расходы. Для России это одна из главных функций налогообложения. Так, по данным Отчета исполнения Федерального бюджета РФ на 1 января 2009 г. доходы федерального бюджета в 2008 г. на 56,42 % состояли из налоговых поступлений и на 43,58 % – из неналоговых поступлений (адрес официального сайта Федерального казначейства – http://roskazna.ru/).

Фискальная функция вытекает из самой природы налога, присуща налогам во всех государствах и существует с момента появления налогообложения.

В ходе реализации фискальной функции налогов государству необходимо контролировать полноту и своевременность поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и оказывать влияние на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики. Контроль осуществляется налоговыми органами через систему санкций и затрагивает разные виды ответственности субъектов налогообложения.

Другая функция – регулирующая – проявляется через стимулирование или дестимулирование отдельных сфер экономики, перераспределение общественных доходов между различными категориями налогоплательщиков, а также через воспроизводственный процесс.

Сущность стимулирования состоит в предоставлении льгот определенным видам деятельности, приоритетным направлениям экономики. Например, в рамках Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлен льготный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1) и субъектов малого предпринимательства (гл. 26.2 и 26.3). Дестимулирование – это противоположное стимулированию влияние налогов на экономику, которое относится, например, к игорному бизнесу.

Учет социальных интересов граждан также осуществляется с помощью регулирующей функции налогов. Аксиома справедливости в этом случае такова: граждане с большими доходами должны платить больше налогов, и наоборот. Регулирование проявляется путем:

♦ неравного обложения разных сумм доходов налогоплательщиков (действие прогрессивного подоходного налогообложения);

♦ предоставления изъятий и скидок определенным категориям граждан или в отдельных случаях;

♦ введения акцизов на товары, не являющиеся предметами первой необходимости;

♦ установления пониженных ставок НДС на отдельные социально значимые группы товаров.

Еще одной составляющей регулирующей функции является воспроизводство израсходованных природных ресурсов путем установления соответствующих налоговых платежей (например, налога на добычу полезных ископаемых, водного налога).

Регулирование следует рассматривать многогранно и комплексно. Так, при снижении роли иностранных производителей на отечественном рынке путем повышения ввозных таможенных пошлин на их продукцию происходит одновременно дестимулирование иностранцев и стимулирование российских налогоплательщиков. Налогообложение игорного бизнеса носит как регулирующий (дестимулирование через относительно высокие ставки налога), так и фискальный характер (рост поступлений в бюджет от этого вида деятельности).

Правовая основа регулирующей функции заключается в принципе всеобщности уплаты налогов, заложенном в ст. 57 Конституции РФ. Все налогоплательщики должны участвовать в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. В то же время налогу как правовой категории присущ принудительный, обязательный характер взимания. Несмотря на властные предписания, налогоплательщик вправе выбрать вид деятельности с определенными налоговыми обязательствами (например, в сфере оптовой торговли при соблюдении установленных законом критериев налогоплательщик может применять либо общий режим налогообложения, либо упрощенную систему налогообложения). Таким образом, можно утверждать, что налоги влияют на поведение субъекта. В этом проявляется относительность регулирующей функции.

Фискальная и регулирующая функции присущи налогу изначально вследствие их закрепления в законе (ст. 57 Конституции РФ). Правильное сочетание функций влияет на эффективность взимания налога, а значит, на развитие экономики страны и улучшение жизни ее граждан. Это возможно в том случае, когда интересы государства соразмерны с интересами налогоплательщиков.

1.3. Принципы налогообложения

Процесс сбора налогов должен происходить по определенным правилам, то есть должны быть соблюдены принципы налогообложения. Под принципами налогообложения следует понимать базовые идеи и положения, необходимые для построения налоговой системы конкретного государства.

Основополагающими (фундаментальными) принципами налогообложения как с юридической, так и с экономической точек зрения признаются:

1) хозяйственная независимость и свобода;

2) справедливость;

3) определенность;

4) удобство;

5) экономия.

Именно так их впервые сформулировал выдающийся шотландский экономист А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Со временем эти принципы усовершенствовались, получили другие названия, но не изменили своей сущности. Их можно изложить следующим образом.

1. Принцип справедливости означает единый подход государства к налогоплательщикам в отношении порядка изъятия налогов в бюджет. Это правило утверждает всеобщность обложения и равномерность распределения его между гражданами. При этом должны быть учтены :

Принцип полученных благ: тот, кто получает бо́льшую выгоду от предоставляемых государством товаров и услуг, должен платить налоги для финансирования этих товаров и услуг;

Концепция платежеспособности: лица с более высокими доходами выплачивают более высокие налоги.

Реализация принципа справедливости возможна через прогрессивное и шедулярное налогообложение, через систему переложения налогов (так, например, акцизами облагаются товары, не являющиеся предметами первой необходимости и приобретаемые состоятельными слоями населения).

2. Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государства. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Кривая демонстрирует рост поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50 %, и падение поступлений, если ставка более 50 % (рис. 1.1). Данная концепция получила признание в 70-80-е гг. ХХ в.

С юридической точки зрения принцип соразмерности означает недопустимость установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ). Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в случаях, указанных в ст. 55 Конституции РФ, а именно: «…в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».


Рис. 1.1. Кривая Лаффера: Д – доходы; Б – налоговая база; заинтересованность в легальном заработке; Т – ставка налога, %


3. Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов, названных А. Смитом: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика). К проявлениям этого принципа относятся также простота исчисления и уплаты налога, стабильность и одновременно подвижность налогового законодательства.

4. Принцип экономичности (эффективности) базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому необходимо сокращать издержки взимания налога. По своей сути принцип экономичности означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание. Причем расходы целесообразно рассматривать с двух позиций:

Издержки налоговых органов (заработная плата своим работникам, командировочные расходы, канцелярские расходы и т. п.);

Издержки налогоплательщиков (привлечение налоговых консультантов, посещение специализированных семинаров, установление программного обеспечения в целях упрощения налоговых процедур и т. п.).

О неэффективности функционирования налоговой системы государства свидетельствуют факты применения фискальными органами:

♦ завышенных санкций за налоговые правонарушения, уничтожающих основу будущих доходов плательщиков;

♦ методов налогового контроля, унижающих достоинство субъектов налогообложения.

В п. 4.2 гл. 4 данного учебного пособия отдельно рассматриваются принципы налогового права, которые в совокупности с фундаментальными принципами налогообложения выступают мощным рычагом, влияющим на формирование справедливой и эффективной налоговой системы любого правового государства.

Глава 2
Правовая и экономическая сущность налогов

2.1. Понятие и определение налога

Дать точное определение налога необходимо по ряду причин. Во-первых, категория «налог» является главной для налогового права, финансов и экономики. Исходя из этого обстоятельства трактуются предмет, метод, принципы и другие основополагающие составляющие указанных областей знаний. Во-вторых, емкое определение понятия «налог» позволит отделить его от других платежей . В-третьих, такая формулировка поможет четко очертить права и обязанности участников налоговых отношений; определить размер налогового обязательства и порядок его исполнения налогоплательщиком, а также санкции в случае нарушения законодательства. И наконец, особый смысл приобретает категория «налог» с точки зрения нахождения компромисса между налогоплательщиками (частные интересы) и государством (публичные интересы).

Налог не является первой формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Однако введение налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания, экономической и социальной систем общества.

Налог – одно из основных понятий налогового права. Его следует рассматривать одновременно как правовое и экономическое явление.

Ученые и общественные деятели постоянно предпринимали попытки дать дефиницию налога. Вот некоторые из них.

Ф. Аквинский рассматривал налоги как дозволенную форму грабежа.

А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены размер и порядок уплаты налога. С одной стороны, Смит считал налог вредным для общества, так как государственные расходы носят непроизводительный характер. С другой стороны, ученый понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы.

«Налог – жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу», – писал Ж. Сисмонди. При этом «налог есть такая форма доходов государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются их односторонней жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента» (Я. Таргулов). В этих взглядах явственно прослеживается двойственная природа налогообложения.

В. А. Бруннер в «Полном коммерческом словаре» (1909 г.) дал следующее определение налогу: «Налог – установленный государством и узаконенный источник доходов казны, необходимый для достижения целей существования, благоустройства и защиты страны».

Очень часто налог воспринимается как принудительный платеж: «Налоги – принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства» («Советская финансовая энциклопедия», 1924 г.).

В учебнике «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю указывают, что «налог – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги.».

В п. 1 ст. 8 НК РФ дается следующее определение: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Таким образом, основные отличительные признаки налога в трактовке Налогового кодекса:

1) обязательность – каждое лицо-налогоплательщик несет юридическую обязанность перед государством: оно должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

2) индивидуальная безвозмездность – каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо конкретные индивидуальные блага;

3) уплата в денежной форме – налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме; они обязательно должны сокращать денежные средства, принадлежащие налогоплательщику;

4) финансовое обеспечение деятельности государства – налоговые платежи являются одним из основных источников доходов соответствующих бюджетов; предназначены для расходования на публичные цели.

Следует отметить и некоторые другие существенные моменты юридического характера, заложенные в понятие «налог».

♦ Утверждение налогов – прерогатива законодательной власти.

♦ Налог устанавливается в одностороннем порядке.

♦ Уплата налога – обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства.

♦ Налог взыскивается на условиях безвозвратности.

♦ Налог – абстрактный платеж: целью его взимания является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

В заключение хотелось бы отметить, что только при наличии всех юридических признаков, перечисленных в п. 1 ст. 8 НК РФ, платеж может быть признан налогом.

Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т. 1 / Пер. с англ. – М.: Республика, 1992. – С. 124.

В данном случае имеется в виду проблема приоритета формы над содержанием. Так, например, налог на операции с ценными бумагами, действовавший до 1 января 2005 г., по своей сути относился к сборам, а не к налогам.

Налоговое право. Конспект лекций Белоусов Данила С.

Лекция 2 Общие положения налогового права России

2.1. Понятие налогового права как отрасли права

Под термином «налоговое право» понимаются:

> отрасль законодательства;

> подотрасль науки финансового права;

> учебная дисциплина.

Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц.

Налоговое право представляет собой подотрасль финансового права, однако раннее оно выделялось как финансово-правовой институт. Дискуссия о самостоятельном характере налогового права в значительной степени была обусловлена осуществленной в 1998 г. кодификацией налогового законодательства (принятие части первой НК РФ).

Большинство ученых, которые исследуют вопросы финансового права, придерживаются мнения о встроенности в него налогового права.

В период неразвитости рыночных отношений и законодательного приоритета публичной собственности налоговое право рассматривалось не более чем составной частью в правовом институте государственных доходов. Переход к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов обусловили принятие значительного числа нормативных правовых актов, регулирующих налоговый механизм. В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву РФ как его подотрасль.

Порядок взимания налогов и сборов урегулированы налоговым законодательством, которое представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов в бюджетную систему, осуществления налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности.

Поэтому налоговое право как одно из подотраслей финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития. В последнее время происходят существенные изменения налогового права. Это касается его структуры и общего содержания, а также конкретных норм. Таким образом, формирующееся налоговое право РФ признано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производства и укреплении финансов страны.

Кроме того, налоговое право как отрасль законодательства включает в себя не только упомянутые нормы финансового права, но и других отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере.

Налоговое право как учебная дисциплина изучается в рамках спецкурса. Такой подход в современных условиях возросшей роли налогов и налоговой деятельности также имеет положительные стороны, поскольку способствует углубленному комплексному изучению данных вопросов.

Налоговое право является составной частью единой системы российского права, но вместе с тем оно имеет свой предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

4. Источники налогового права. Виды источников налогового права Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы! порождающие право как социальное явление. В качестве таких факторов

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

2.1. Понятие налогового права как отрасли права Под термином «налоговое право» понимаются:> отрасль законодательства;> подотрасль науки финансового права;> учебная дисциплина.Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

2.2. Предмет и метод налогового права Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и

Из книги автора

2.3. Система налогового права Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых

Из книги автора

Лекция 3. Источники налогового права 3.1. Источники налогового права: понятие и классификация Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.Источники налогового

Из книги автора

Лекция 6. Нормы налогового права 6.1. Понятие норм налогового права и их особенности Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями

Из книги автора

6.2. Виды норм налогового права Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования.Их можно классифицировать:1. В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом, его нормы могут быть

Из книги автора

9.3. Органы МВД России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления,

Из книги автора

9.4. Банки как субъекты налогового права Согласно ст. 11 НК РФ под банками (банком) понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ.Однако налоговое законодательство не делает различий между понятиями «банк», «кредитная

Из книги автора

Из книги автора

2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства Норма налогового права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера,

Из книги автора

3. Источники налогового права Источники налогового права – это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Источники налогового права включают нормативно-правовые акты, международные договоры.Конституция РФ закрепляет

Из книги автора

2. Источники налогового права Источники налогового права образуют многоуровневую иерархическую систему, включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты.Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой системы

Из книги автора

9. Метод налогового права Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулируют налогово-правовые нормы, то

Из книги автора

10. Принципы налогового права, его отраслей Принципы налогового права, его отраслей – это основные, основополагающие начала, закрепленные в соответствующих правовых нормах.Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и

Налоговое право. Конспект лекций. Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф.

3-е изд. - М.: Высшее образование, 2009. - 1 75 с.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Налоговое право».

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Формат: doc / zip

Размер: 440Кб

Скачать:

RGhost

Оглавление
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО ПРАВА
1.1. Роль налогов в современном государстве
1.2. Понятие, предмет, метод и теория налогового права
1.3. Налоговое право в системе наук
Тема 2. ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА
2.1. Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах»
2.2. Международные договоры Российской Федерации
2.3. Налоговый кодекс РФ
2.4. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
Тема 3. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ
3.1. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
3.2. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
3.3. Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах
3.4. Институт налоговой тайны в законодательстве РФ о налогах и сборах
Тема 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4.1. Налоговая система Российской Федерации
4.2. Основные этапы налоговой реформы и современная внутренняя налоговая политика России
4.3. Участники налоговых правоотношений
Тема 5. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
5.1. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов
5.2. Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
5.3. Представители налогоплательщика, плательщика сбора
Тема 6. СБОРЩИКИ НАЛОГОВ И СБОРОВ
6.1. Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях
6.2. Налоговые агенты
6.3. Обязанности банковских организаций в сфере сбора налогов и сборов
Тема 7. НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7.1. Налоговая администрация: цели и задачи деятельности
7.2. Организационные модификации налоговой администрации
7.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администрации
7.4. Состав, структура и полномочия налоговых органов
7.5. Органы внутренних дел в системе налоговой администрации
7.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования
Тема 8. УСТАНОВЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГОВ И СБОРОВ
8.1. Принципы установления налогов и сборов
8.2. Элементы налога и их характеристика
8.3. Способы уплаты налогов
8.4. Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора
8.5. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
8.6. Порядок изменения срока уплаты налога и сбора
8.7. Налоговая отчетность
8.8. Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
8.9 Списание безнадежных долгов по налогам, сборам, пеням, штрафов
Тема 9. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
9.1. Сущность и формы налогового контроля
9.2. Государственный налоговый учет
9.3. Мониторинг и оперативный налоговый контроль
9.4. Камеральный и выездной налоговый контроль
9.5. Административно-налоговый контроль
Тема 10. НАЛОГОВО-ПРОВЕРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
10.1. Истребование документов
10.2. Выемка документов и предметов
10.3. Проведение осмотра
10.4. Проведение инвентаризации
10.5. Проведение опроса
10.6. Проведение экспертизы
10.7. Осуществление перевода
Тема 11. НАЛОГОВОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
11.1. Общая характеристика налогового расследования
11.2. Характеристика основных модификаций налогового расследования
Тема 12. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
12.1. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
12.2. Общая характеристика процедуры обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
12.3. Внесудебный порядок обжалования
12.4. Особенности подачи апелляционной жалобы
12.5. Судебный порядок обжалования
Тема 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
13.1. Общая характеристика налогового правонарушения
13.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
13.3. Налоговые санкции
13.4. Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения
13.5. Уголовная ответственность за налоговые преступления
Тема 14. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
14.1. Налог на добавленную стоимость (НДС)
14.2. Акцизы
14.3. Налог на доходы физических лиц
14.4. Единый социальный налог
14.5. Налог на прибыль организаций
14.6. Налог на добычу полезных ископаемых
14.7. Водный налог
Тема 15. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ
15.1. Сбор за пользование объектами животного мира
15.2. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
15.3. Государственная пошлина
Тема 16. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
16.1. Транспортный налог
16.2. Налог на игорный бизнес
16.3. Налог на имущество организаций
Тема 17. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
17.1. Налог на имущество физических лиц
17.2. Земельный налог
Тема 18. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
18.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
18.2. Упрощенная система налогообложения
18.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
18.4. Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции