Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Отличие налога от сбора. Разница между сбором и пошлиной

В законодательстве многих стран мира, в том числе и в России, закреплены процедуры взимания с граждан и организаций налогов и пошлин. В чем специфика данных типов платежей в бюджет страны?

Факты о налоге

Под налогом принято понимать установленный государством платеж в бюджетную систему, начисляемый:

  • на доход или прибыль, получаемые налогоплательщиками вследствие трудовой или предпринимательской деятельности;
  • на актив, имеющий рыночную стоимость (например, недвижимость или транспортное средство) и облагаемый налогом в соответствии с законодательством;
  • на пользование тем или иным инфраструктурным ресурсом - например, казино или торговым центром.

Налоги в РФ классифицируются на федеральные, региональные и местные. Но утверждаются они во всех случаях на федеральном уровне - власти в субъектах РФ и муниципалитетах не могут вводить свои платежи.

Ключевой признак налога - его обязательность. Если гражданин или организация не уплатят его вовремя, то государство вправе инициировать процедуру взыскания соответствующего платежа.

Налог должен иметь:

  • объект (доход, прибыль, актив);
  • базу (конкретный объем дохода, прибыли, величину рыночной стоимости актива);
  • ставку (сколько процентов от дохода, прибыли или рыночной стоимости актива человек или организация должны заплатить государству).

Отмеченные составляющие налога закрепляются законодательно. Также в нормативных актах, утверждаемых государством, фиксируется порядок, в соответствии с которым налог должен исчисляться, и то, в какие сроки его необходимо уплачивать.

Рассматриваемые платежи, как правило, носят периодический, а не единовременный характер. То есть уплачиваются они в соответствии с более или менее стабильным графиком. Например, НДФЛ с зарплаты гражданина вносится его работодателем в бюджет каждый месяц. Налог по УСН уплачивается ежеквартально.

Платежи, о которых идет речь, иногда можно возвращать из бюджета - в виде различных вычетов. Основанием для их предоставления может быть, к примеру, покупка гражданином квартиры - в этом случае он вправе вернуть 13 % от расходов на ее приобретение за счет уплаченного НДФЛ.

Факты о пошлине

Под пошлиной , если следовать нормам законодательства РФ, принято понимать платеж, который:

  • взимается с граждан и юрлиц при обращении за некоторыми видами услуг, оказываемых государственными органами, - таких как, например, регистрация предприятия, оформление загранпаспорта;
  • взимается с граждан и юрлиц при ввозе некоторых видов товаров из-за границы или их вывозе за пределы РФ.

Уплата пошлин - процедура добровольная. Но без их предварительного перечисления в бюджет РФ гражданин или организация не смогут воспользоваться соответствующими государственными услугами, а в ряде случаев - перевезти товар через границу.

Уплата пошлин, как правило, носит единовременный, а не периодический характер. Данные платежи в общем случае не возвращаются государством - только если будут внесены на счета бюджета гражданином или организацией ошибочно.

Пошлины бывают только федеральными - вне зависимости от того, каким конкретно органом власти взимаются.

Сравнение

Главное отличие налога от пошлины в том, что платеж первого типа обязателен, если гражданин или организация получили доход, прибыль или актив, подлежащие налогообложению. Пошлины, в свою очередь, уплачиваются добровольно - но как условие получения государственных услуг или осуществления законной перевозки товара через границу.

Поводы для взимания с гражданина или организации налогов, как правило, появляются у государства чаще, чем необходимость уплаты ими пошлины. И это предопределяет тот факт, что первые являются в основном периодическими платежами, а вторые - единовременными.

Рассмотрев, в чем разница между налогом и пошлиной, отразим выводы в небольшой таблице.

Таблица

Налог Пошлина
Что общего между ними?
Оба типа платежа вносятся в бюджет РФ
В чем разница между ними?
Платятся по факту получения налогоплательщиком дохода, прибыли, приобретения актива со значительной рыночной стоимостью Платятся за получение государственных услуг, за возможность перевезти товар через границу
Обязательны В общем случае добровольны
Могут быть федеральными, региональными, муниципальными Бывают только федеральными
Как правило, являются периодическими платежами Обычно являются единовременными платежами
Могут быть возвращены в виде вычета в случаях, предусмотренных законом Могут быть возвращены только при ошибочной уплате

Налоги и сборы - это обязательные платежи, поступающие в бюджеты разных уровней. Попробуем разобраться, чем они отличаются.

Согласно Налоговому кодексу, налог и сбор сходства и различия имеют, хотя и образуют единый предмет правоотношений. Оба понятия закреплены в статье 8 НК РФ . Попробуем разложить на составляющие определения обоих, чтобы лучше понять их сущность.

Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.

Из анализа определений мы видим, что есть у этих двух терминов как общие характеристики (плательщики и конечная цель), так и отличительные (причины взимания и степень добровольности). Но этим суть вопроса не ограничивается.

Основное отличие налога от сбора

Первый должны отчислять все, поскольку этого требует закон, и ничего не получают при этом взамен. Второй уплачивает тот, кто заинтересован в ведении определенной деятельности на территории страны (области, города).

Из этого вытекает еще одно важно положение. Разница между налогом и сбором заключается в ответственности за их неуплату.

В первом случае физическое или юридическое лицо понесет административное или уголовное наказание — в зависимости от масштаба правонарушения. Все виды их перечислены в главе 16 НК РФ .

Во втором случае неплательщик всего лишь не получит того, чего ожидал от государства (например, лицензию). Упрощенно можно сказать, что сделка между ними не состоялась. А значит, и обязательств нет.

Сбор – взнос, который является условием совершения в отношении плательщика юридически значимых действий (публично-правовыми субъектами – только они имеются в виду).

Определение сборов – по-сути то же, что и определение налога. Только без индивидуальной безвозмездности, т.к. в сборах есть встречное эквивалентное исполнение.

Сбор похож на «плату за услугу государства».

Но и сборы принимаются через закон. Почему? Т.к. если бы их устанавливали чем-нибудь другим, то можно было бы устанавливать астрономические суммы. Например, ты хочешь зарегистрироваться в своей квартире в Москве. Тебе говорят «мы сделаем эту нехитрую юридическую процедуру, но плати 15.000$».

Конституционный Суд сказал – сбор должен быть сбалансированным, соразмерным той услуге, которую оказывает государство.

Получается необходимо за то или другое регистрационное действие нужно через Парламент закон протаскивать мельчайшие поправки в Налоговый Кодекс. Нудно и не удобно, но это лучше, чем отдаваться во власть произвола. Это будет «дверка, открытая в ад – за маленькими пошлинами потянутся очень не маленькие».

Когда мы платим на налог, например, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – мы ничего (кроме абстрактных идеалистически категорий, напр.чувство счастья) в ответ не получаем – нет встречного эквивалентного исполнения. Если ты заплатил 100 р., а сосед 300 р. НДФЛа это не значит, что вашего соседа полиция будет защищать лучше.

Но безвозмездность именно индивидуальная, в целом общество получает какое-то благо от государство.

И у налогов и сборов есть две функции:

· Фискальная

Налоги нужны для того, чтобы пополнять бюджет.

· Регулятивная

Налог по неволе воздействует на поведение налогоплательщиков.

У налогов преобладает фискальная функция (практически исключительно для того, чтобы наполнить бюджет, но есть исключения).

Но иногда налоги, например, акцизы устанавливают не только для того, чтобы наполнить казну, но и для того, чтобы воздействовать на налогоплательщика-производителя и на потребителя – акцизы на сигареты, чтобы увеличить на них цену и часть населения отказалась от населения (чтобы сократить объем производства).

Допустим был очень интересный регулятивный налог на холостяков. Хотели таким образом поднять рождаемость в СССР и платили его даже старики.

У некоторых налогов есть только фискальная функция. Например НДФЛ.

Но если у нас сделают прогрессивное налогообложение (чем больше зарабатываешь, тем больше процентная ставка), тогда НДФЛ будет выполнять и регулятивную функцию.

Уже при ставке 35% люди начинают уходить в тень. При 15% люди в тень не уходят, поэтому не надо регулятивной функцией налогов заставить людей заниматься противоправной деятельностью.


У сборов преобладает регулятивная функция .

Например, чтобы необоснованно судебные споры не затеивали.

Естественно, бывают случаи, когда одно от другого не отличить. Пример – таможенная пошлина, что это – налог или сбор? Хоть она и не является налогом с точки зрения законодательства, но отвечает всем признакам налога, да и сбора.

Трудно приравнять таможенную пошлину к сборам, т.к. уж больно там не соразмерное встречное исполнение. Например, администрирование экспортных поставок нефти не стоит тех бешенных денег, которые собирает таможня (т.к. все трубопроводы строит сам производитель).

Следовательно, тут таможенная пошлина выполняет больше фискальную функцию, значит это налог.

Но бывают случаи, когда таможенная пошлина не очень большая, можно даже сказать, что сопоставимая. Тогда можно сказать, что это сбор.

· Сопоставимая таможенная пошлина похожа на сбор.

· Несопоставимая в плане встречного исполнения таможенная пошлина близка к налогу.

Чем отличается сбор от пошлины? Пример сбора – государственная пошлина, например, за рассмотрение дела в суде. Иногда хотят эту пошлину убрать, но иногда говорят, что нужно оставить, чтобы налогоплательщики не таскались в суд с заведомо проигрышными делами.

Пошлина не имеет самостоятельного значения, он либо налог, либо сбор.

Есть еще одна тайна. Налоги и сборы одинаково устанавливаются, разница только на терминологическом уровне. Разница нужно нам для того, чтобы

· понимать нам смысл совершаемых нами платежей в бюджет;

· чтобы законодатель понимал,что он хочет сделать – наполнить казну налогом или ввести сбор (а у него регулятивная функция).

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

А сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

  • либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
  • либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.

Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.

Чем отличается налог от сбора

Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги - прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, (

Объективная необходимость налогов.

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

С помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.

Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует как на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов.

Для выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (его стимулирование в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема).

Социально-экономическая роль налогов в современном обществе.

Налоги являются основной частью, основным источником бюджета РФ.

От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, уровень благосостояния граждан.

Применение налогов в качестве основного источника доходов бюджета является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.



Современное государство должно развиваться, а для это нужны средства, а так как налоги являются основным источником получения этих средств, то налогообложение надо контролировать, налоги должны быть приемлемы для налогоплательщиков, но и их сумма должна быть существенна, в общем, своем объеме для государства.

Специфические признаки налогов.

К специфическим признакам налогов можно отнести:

1.Тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

2.Обязательность - каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы

3.Уплата в денежной форме; безвозвратная безвозмездность (часть дохода не возвращается субъекту)

4.Общие условия установления налогов и сборов – налог считается установленным в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

5.Участие в экономических процессах общества.

Функции налогов и их взаимосвязь.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Функции налогов:

§ фискальная;

§ контрольная;

§ распределительная или социальная

§ регулирующая

Фискальная функция - основная, характерная изначально
для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Социальная или распределительная функция – осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения.

Регулирующая функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также на его структуру.

Для этой функции выделяют три составляющие: стимулирующая подфункция – проявляется через систему льгот и освобождений; дестимулирующая – через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса и т.п.; воспроизводственная – аккумулирует средства на восстановление используемых ресурсов.

Фискальное и регулирующее значение налогов.(см. вопрос 4)

Отличие понятий «налог», «сбор», «пошлина».

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина - денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства.

Сходство и различия налога, сбора и пошлины.

Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами, установленными государством.

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.

2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.

3) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами. Налог же является платежом безвозмездным.