Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Конспект урока по экономике российская экономическая система. Командная экономическая система. Традиционная экономическая система

Тема урока «Типы экономических систем» Образовательная цель: учащиеся должны понять, что такое экономическая система и какие проблемы она должна решать, обобщить и систематизировать знания учащихся об экономических системах, доказывать преимущества и недостатки каждой системы. Развивающая цель: развивать аналитическое мышление, логику, память, устойчивость внимания, формировать умение принятия нестандартных решений, развивать творческие способности, формировать познавательный интерес. Воспитывающая цель: умение сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие, культуру поведения.




Три основных вопроса в любой экономической системе 1. Что производить? (какие товары и услуги, в каком количестве) 2. Как производить? (с использование каких технологий и какими ресурсами) 3. Для кого производить? (как эти товары и услуги будут распределяться)








Традиционная система – способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями и обычаями. Традиционные экономические системы характерны для ряда слаборазвитых стран так называемого третьего мира, к которым относятся страны Африки и Латинской Америки.




Достоинства и недостатки Традиционная экономика Стабильность общества Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса Плохая приспособляемость к изменению внешних условий Ограниченность числа производимых благ Кастовость, патриархальность Принцип наследственности Сырьевая направленность экономики В духовной и культурной областях консерватизм


Командная (плановая) система – способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планом. В настоящее время такая экономика существует на Кубе и в Северной Корее.


Достоинства и недостатки Достоинства и недостатки Командная экономика Удовлетворительный уровень жизни для всех Устойчивость цен Своевременная выплата зарплаты Уверенность в завтрашнем дне Отсутствие разрыва в доходах граждан Отсутствие безработицы Социальная защищенность Бесплатность основных услуг Отсутствие у предприятий возможности принимать самостоятельные решения. Нехватка товаров Невысокое качество товаров Слабое внедрение передовых технологий из-за его направленности на план, а не на прибыль. Низкий уровень развития сельского хозяйства. Продовольственная проблема.






Достоинства и недостатки Достоинства и недостатки Рыночная экономика Большая свобода выбора для производителей и потребителей. Широкий выбор товаров и услуг. Внедрение передовых технологий. Высокое качество продукции. Воздействие конкуренции на эффективность, повышение качества Отсутствие дефицита Высокая продуктивность фермерских хозяйств Значительная разница в доходах граждан, в уровне жизни. Проблемы социальной справедливости Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады. Безработица Неуверенность в завтрашнем дне. Платность большинства услуг.




Смешанная система Смешанная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Практически все существующие в современном мире экономики следует отнести к смешанному типу. В реальной жизни любой страны не присутствует в чистом виде ни одна экономическая система. В Англии, например, около 30% рабочей силы заняты в государственном секторе, остальные 70% заняты в частном.


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Командная (плановая) Рыночная


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Рыночная


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Товары по государственному плану Вопрос решается государством, предприятия мало заинтересованы в обновлении оборудования Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством. Рыночная


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Товары по государственному плану Вопрос решается государством, предприятия мало заинтересованы в обновлении оборудования Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством. Рыночная Те товары, которое нужны людям, иначе их не удастся продать Вопрос решается частными фирмами, выбирается самая передовая технология. Конкуренция между фирмами. Для тех, у кого есть деньги на их покупку. Существует неравенство, т.к. люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены.






Три основных вопроса в любой экономической системе 1.Что производить? (какие товары и услуги, в каком количестве) 2.Как производить? (с использование каких технологий и какими ресурсами) 3.Для кого производить? (как эти товары и услуги будут распределяться)




Традиционная система – способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями и обычаями. способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями и обычаями. Традиционные экономические системы характерны для ряда слаборазвитых стран так называемого третьего мира, к которым относятся страны Африки и Латинской Америки.


Традиционная экономика Достоинства Стабильность общества Недостатки Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса Плохая приспособляемость к изменению внешних условий Ограниченность числа производимых благ Кастовость, патриархальность Принцип наследственности Сырьевая направленность экономики В духовной и культурной областях консерватизм


– Командная (плановая) система – способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планом. способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планом.


Командная экономика Достоинства Удовлетворительный уровень жизни для всех Устойчивость цен Своевременная выплата зарплаты Уверенность в завтрашнем дне Отсутствие разрыва в доходах граждан Отсутствие безработицы Социальная защищенность Бесплатность основных услуг Недостатки Отсутствие у предприятий возможности принимать самостоятельные решения. Нехватка товаров Невысокое качество товаров Слабое внедрение передовых технологий из- за его направленности на план, а не на прибыль. Низкий уровень развития сельского хозяйства. Продовольственная проблема.




Рыночная экономика Достоинства Большая свобода выбора для производителей и потребителей. Внедрение передовых технологий. Высокое качество продукции. Широкий выбор товаров и услуг. Воздействие конкуренции на эффективность, повышение качества Отсутствие дефицита Высокая продуктивность фермерских хозяйств Недостатки Значительная разница в доходах граждан, в уровне жизни. Проблемы социальной справедливости Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады. Безработица Неуверенность в завтрашнем дне. Платность большинства услуг.


Смешанная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Практически все существующие в современном мире экономики следует отнести к смешанному типу. В реальной жизни любой страны не присутствует в чистом виде ни одна экономическая система. В Англии, например, около 30% рабочей силы заняты в государственном секторе, остальные 70% заняты в частном.


Экономичес кая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционн ая Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Товары по государственному плану Вопрос решается государством, предприятия мало заинтересованы в обновлении оборудования Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством. Рыночная Те товары, которое нужны людям, иначе их не удастся продать Вопрос решается частными фирмами, выбирается самая передовая технология. Конкуренция между фирмами. Для тех, у кого есть деньги на их покупку. Существует неравенство, т.к. люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены. Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?»

§ 1 Что такое экономическая система?

Экономика решает очень важные вопросы в жизни общества. Что производить - какие потребности считать необходимыми и как распределить ограниченные ресурсы для их удовлетворения. Как производить - какой способ производства выбрать. И для кого производить - это проблема распределения и обмена произведенных товаров и услуг. Решение вопросов Что? Как? Для кого? зависит от типа экономической системы.

Прежде нужно выяснить, что такое экономическая система. Для нормальной работы экономики любой страны необходима организация и согласование хозяйственной деятельности людей.

Совокупность способов организации экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики называется экономической системой.

Способы организации и координации экономической жизни в обществе зависят от трех позиций:

Какие формы собственности преобладают в обществе;

Как принимаются экономические решения об организации производства и распределении благ;

Как привлекаются люди к хозяйственной деятельности, через принуждение, материальную заинтересованность или интерес.

§ 2 Типы экономических систем и их особенности

В истории человечества ученые выделяют несколько типов экономических систем. Это традиционная, рыночная, командно - административная и смешанная. В чистом виде они практически нигде не существуют, и деление достаточно условное. Рассмотрим преобладающие черты каждой из экономических систем.

Главная особенность традиционной экономической системы заключена в самом названии: основой ее являются обычаи и традиции, и именно с их помощью решаются основные экономические вопросы.

Перечислим основные черты этой системы:

Сельское хозяйство является основой экономики, земля и капитал находятся во владении общины;

Применяются примитивные ручные орудия труда; на протяжении столетий в сельском хозяйстве и производстве вырабатывается одна и та же продукция;

Существует замкнутое натуральное хозяйство и уравнительное распределение продукта, неразвитость обмена.

Распределение в таком обществе также происходит согласно традициям и обычаям. Элементы традиционной экономической системы можно встретить в основном в слаборазвитых и развивающихся странах.

Рыночная система основана на нескольких принципах:

Многообразие форм собственности, главной из которых является частная;

Свобода предпринимательства;

Конкуренция и свободное ценообразование.

В данной экономической системе вопросы что, как и для кого производить, решаются в процессе общения продавцов и покупателей на рынке. Здесь возможна путаница - иногда мы употребляем термин рынок в значении базар, место для торговли. В нашем случае, рынок - это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг. Рынок создает условия, благодаря которым продавцы и покупатели встречаются и совершают сделки. В условиях рыночной экономики большая часть ресурсов производства находятся в частной собственности. Каждый предприниматель сам принимает решение, что, как и для кого, он будет производить, и сам отвечает за последствия своего решения. Это может быть прибыль, или же в случае неудачи - разорение. Потребитель в условиях рынка самостоятельно принимает решение, покупать или нет данный товар или услугу, надеясь получить большую пользу. В условиях свободной рыночной экономики спрос рождает предложение. Производятся те товары, и по той технологии, в результате применения которых возможно получить максимальную прибыль. Применение новых технологий обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. То есть, рыночная экономика, в отличие от традиционной, благоприятствует техническому прогрессу. Роль государства заключается в том, что оно создает законодательную базу и поддерживает конкуренцию среди производителей. Рыночная экономика приводит к значительному социальному расслоению: одни имеют большие возможности и материальные ресурсы, чтобы пользоваться товарами и услугами лучшего качества, чем другие, менее обеспеченные. В чистом виде рыночная экономика не существует.

Командная экономика, также ее называют административная, плановая, централизованная - это такая экономическая система, где основные решения принимаются государством. Основные черты такой экономической системы:

Государственная собственность на средства производства, на экономические и природные ресурсы;

Хозяйство ведется строго по плану;

Нет свободы экономической деятельности и нет конкуренции;

Цены устанавливает государство;

На большую часть товаров существует дефицит;

Технический прогресс ограничен;

Малая заинтересованность в результатах труда у работников, т.к. способ оплаты преимущественно уравнительный.

При этом типе экономики не существует безработицы, устанавливаются низкие цены на товары повседневного спроса, гарантирована заработная плата. В годы Великой отечественной войны именно то, что экономика нашей страны была командно-административной, позволило очень быстро перестроить ее на военный лад.

В большинстве стран мира экономическая модель сейчас смешанная. В ее основе лежит рыночная система, но государство при этом использует различные формы регулирования экономики, в основном правовые и через налоговое законодательство. Виды собственности частная и государственная взаимодействуют друг с другом. В разных странах соотношение отличается - где-то частный сектор имеет преимущество, где-то государственный.

§ 3 Краткие итоги по теме урока

Итак, задачей экономической системы является эффективно использовать имеющиеся ограниченные экономические и природные ресурсы. Любая экономическая система решает доступными ей способами главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

Список использованной литературы:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 8 кл. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.– М.: Просвещение.
  2. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.
  3. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.
  4. Словарь терминов и понятий по обществознанию /автор – составитель А. М. Лопухов.- М.: Айрис-пресс.
  5. С.В. Краюшкина Тесты по обществознанию: к учебнику «Обществознание. 8 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и Н.И. Городецкой/ С.В.Краюшкина.-М.: Издательство «Экзамен».

Использованные изображения:

Конспект урока по обществознанию

Тема: Типы экономических систем

8 класс.

Учитель истории и обществознания

МБОУ « СОШ с. Красноармейское

Калининского района Саратовской области

Никитина Е.В.

2015

Тема урока : Типы экономических систем.

Цель урока : раскрыть понятие «экономическая система», рассмотреть особенности основных экономических систем.

Основные понятия : экономическая система, командная экономика, рыночная экономика, традиционная экономика.

Оборудование : учебник, рабочие листы, таблица, ИКТ.

Тип урока : Изучение нового материала.

Ход урока:

    Организационный момент.

    План изучения новой темы.

    Экономическая система.

    Характеристика типов экономических систем.

    Главные вопросы экономики.

    Актуализация знаний.

    Что такое экономика? (Это все виды деятельности людей, направленной на создание благ, способных удовлетворить их потребности).

    Какова роль экономики в жизни общества? (Экономика призвана удовлетворять общественные потребности – главным образом, в пище, одежде, жилище, тепле и т.д.)

    Что такое потребности? (это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом)

    Вспомните классификацию потребностей:(физиологические, социальные, духовные)

    Безграничны ли потребности людей? (Да. По мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают новые и люди совершают выбор в условиях ограниченности ресурсов.)

    Рассказ учителя об экономической системе. Для того чтобы экономика любой страны нормально работала, необходимо найти

способ координировать этот выбор миллионов людей. Разнообразие способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности(кто имеет доступ к экономическим ресурсам), методов принятия экономических решений об организации и распределении благ (стихийно или с помощью приказов, команд), а также методов привлечения людей к экономической деятельности (стимулы и мотивы участия в деятельности). Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем.

Экономическая система – совокупность организационных способов согласования

экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить? Экономисты выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, командную, рыночную. Каждая из них ищет свои подходы к решению главных экономических вопросов и пути распределения ограниченных ресурсов. Ни одна из этих систем не существует в чистом виде, реальная экономика всегда смешанная. Дело в степени влияния той или иной экономической системы.(Рассмотрим таблицу)

Типы экономических систем

Традиционная

Командная

Рыночная

5.Самостоятельная работа :(Приложение 1.)Изучить характеристики экономических систем, и занести в таблицу (задание 1 рабочего листа

Традиционная экономика

В командной экономике

В рыночной экономике ответы на вопросы, что, как и для кого производить, дают покупатели и продавцы совместно. Главный принципиндивидуальный интерес, выгода: покупатели заинтересованы в том, чтобы купить подешевле, продавцы – продать подороже. Главная цель производителей – получить прибыль, т.е. разницу между стоимостью произведенного товара и ценой, по которой его продали. Потребители в свою очередь, ищут лучшие товары по наиболее низкой цене. Рынок разрешает противоречия, существующие между их интересами. На вопрос о том, как производить, отвечают производители и владельцы материальных ресурсов. Работники хотят получать более высокую заработную плату. Владельцы сырьевых ресурсов и капиталов хотят продавать свою продукцию по более высоким ценам. Производители стремятся получить высокие прибыли, а для этого необходимо снизить расходы на производство товаров. Тот, кто найдет наиболее эффективный способ производства, сможет продать свои товары дешевле, чем другие. Люди будут покупать именно их. Другие производители, чтобы сохранить свой бизнес, вынуждены перенимать методы удачливого бизнесмена. Так эффективные способы охватывают целые отрасли. Важнейшими признаками рыночной системы ученые признают: максимальную свободу хозяйственной деятельности, активный учет спроса и предложения, доминирование частной собственности при равноправии видов собственности, свободное ценообразование.

    Задание для обучающихся. 1.Прослушайте стихотворение (используем м/м экран) и ответьте на вопрос: Какой тип экономической системы описан в стихотворении?

Песенка о ярмарке.

Будь ты шериф или ковбой,

Иль золотоискатель,-

Давай отправимся с тобой

На ярмарку приятель!..

Хоть и случается монет

Здесь быстрая утечка,

Но в мире не было и нет

Приятнее местечка.

Тут продается с молотка

Что только захотите-

К примеру, плавки Спартака

И лифчик Нефертити.

Тащи хоть сломанный комод,

Хоть дохлую гиену-

Всегда найдется идиот,

Который спросит цену.

Тут всяк товар необходим

И сбыть его нетрудно,

Тут продается даже дым

С костра Джордано Бруно.

Здесь вы отыщите легко-

Хоть сей продукт и дорог!

Не только птичье молоко,

Но даже птичий творог.

Ну, словом, кто ты там ни будь,

Пусть даже сам Создатель,-

Тебе не вредно заглянуть

На ярмарку, приятель!..

Леонид Филатов.

(Это характерно для рыночной экономики)

2.Проанализируйте ситуации и определите тип экономической системы

(используем экран)

а) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствиями с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.

(Традиционный тип экономической системы.)

б) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.

(Командная экономика)

    Закрепление темы. (Работа с заданиями 2-3 в рабочих листах.)

    Домашнее задание: Вопросы на карточках.

    Подведение итогов. Отметки после проверки рабочих листов . (Приложение2)

Приложение 1.

Изучить характеристики экономических систем, и занести в таблицу

( задание 1 рабочего листа ) основные признаки каждой системы.

Традиционная экономика – эта система опирается, прежде всего, на хозяйственный опыт, традиции народа. Именно опыт, традиции подсказывают, что лучше производить в данном месте – рожь или овес, ячмень или пшеницу. Профессиональные навыки передаются от родителей к детям. Сколько и для кого производить, также определяется традицией и обычаями. Новое с трудом проникает в традиционное общество, там господствует натуральное хозяйство. Производство удовлетворяет только внутренние нужды хозяйства. Хозяйство ведется замкнуто. Продукты сразу поступают к потребителю, минуя сферу обмена. Один человек выполняет все виды работ.

В командной экономике основные решения принимаются сверху. Вопрос о том, что и сколько производить, решает государство. Централизованно решается и проблема, как производить (сколько необходимо работников, где размещать производство и др.). От центральной власти зависит также ответ на вопрос: для кого производить? Для командной экономики характерно прямое управление из центра; полный контроль государства за производством и распределением продукции; управление с помощью административных методов.

В рыночной экономике ответы на вопросы, что, как и для кого производить, дают покупатели и продавцы совместно. Главный принцип – индивидуальный интерес, выгода: покупатели заинтересованы в том, чтобы купить подешевле, продавцы – продать подороже. Главная цель производителей – получить прибыль, т.е. разницу между стоимостью произведенного товара и ценой, по которой его продали. Потребители в свою очередь, ищут лучшие товары по наиболее низкой цене. Рынок разрешает противоречия, существующие между их интересами. На вопрос о том, как производить, отвечают производители и владельцы материальных ресурсов. Работники хотят получать более высокую заработную плату. Владельцы сырьевых ресурсов и капиталов хотят продавать свою продукцию по более высоким ценам. Производители стремятся получить высокие прибыли, а для этого необходимо снизить расходы на производство товаров. Тот, кто найдет наиболее эффективный способ производства, сможет продать свои товары дешевле, чем другие. Люди будут покупать именно их. Другие производители, чтобы сохранить свой бизнес, вынуждены перенимать методы удачливого бизнесмена. Так эффективные способы охватывают целые отрасли. Важнейшими признаками рыночной системы ученые признают: максимальную свободу хозяйственной деятельности, активный учет спроса и предложения, доминирование частной собственности при равноправии видов собственности, свободное ценообразование.

Приложение 2

    Используются ли в нашей жизни земледельческие традиции славян?

    Назовите страны, в которых в ХХ в. существовала командная экономика?

    Назовите основные принципы рыночной экономики.

    В какой системе быстрее происходят изменения, экономический рост?

Рабочий лист

Конкурс планов конспектов «Мой лучший урок»

Номинация: экономика

Название работы:

«Типы экономических систем.
Их преимущества и недостатки» (проект урока экономики в 8 классе)

Долинина Наталья Леонидовна, учитель экономики первой квалификационной категории, филиала МКОУ Кудринской ООШ «Пелеговская ООШ», электронный адрес: ndlb 35@ yandex . ru

Пояснительная записка

Тема «Экономические системы. Их преимущества и недостатки»

    входит в стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень), обязательный минимум содержания основных образовательных программ,

    включена в требования к уровню подготовки выпускников как элемент содержания, проверяемых на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по обществознанию и элемент содержания, проверяемый на едином государственном экзамене по обществознанию.

Данная тема является базовой для успешного освоения такой темы, как «Экономическая роль государства», понимания особенностей развития современной российской экономики.

    Цель данной методической разработки - раскрыть формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме учебной программы.

    Содержание методической разработки направлено на то, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов,формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

    Данная методическая разработка содержит конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (поурочные разработки, тесты, задания с кратким и развернутым ответом, структурно -логические схемы, выход на цифровые образовательные ресурсы)

    В рамках Областной программы экономического образования школьников (5-11 классы) данная тема изучается на всех трех ступенях обучения: 6 класс (по примерному тематическому планированию отводится 2 часа); 8 класс (3 часа); 10 класс (2 часа). Программой предполагается на каждой ступени экономического образования школьников формирование основных знаний и умений.

Главные вопросы экономики.

Понятие экономической системы.

Традиционная экономика.

Рыночная экономика.

Сравнительная характеристика экономических систем.

Смешанная экономика как способ объединения преимуществ командной и рыночной экономики.

Российская экономика на современном этапе.

Выделять преимущества и недостатки различных типов экономических систем.

Аргументировать необходимость перехода к смешанной экономике.

Выделять особенности современной российской экономики, понимать трудности перехода от командной экономики к рыночной.

Мною разработан проект урока экономики по теме «Типы экономических систем. Их преимущества и недостатки» в 8 классе. В зависимости от подготовленности класса проект реализуется за 1-2 урока. Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, формированию навыков работы с различными источниками информации, грамотному использованию информационных ресурсов, подготовке к ГИА.

С учетом возраста обучающихся, их исходного уровня развития работа на уроках должна быть направлена не только на изучение новых знаний, но и формирование навыков самостоятельного получения знаний обучающимися, умению сотрудничать и работать в группах. С этой целью был разработан проект урока на тему «Типы экономических систем. Их преимущества и недостатки.» А также в ходе урока были использованы различные виды работ.

На данный момент учащиеся знают:

Понятия экономика, микроэкономика, макроэкономика, отраслевая и региональная экономика,

Потребности, их безграничность, классификация потребностей,

Ресурсы и их ограниченность, блага, проблема и цена выбора,

Главные вопросы экономики и типы экономических систем (из курса экономики 6 класса).

Умеют:

Самостоятельно работать с учебником,

Работать в группах,

В предложенном тексте определять главную мысль.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Типы экономических систем. Их преимущества и недостатки»

Задачи урока:

Образовательные : обобщить и систематизировать знания учащихся об экономических системах, определить преимущества и недостатки каждой системы, выделять преимущества и недостатки различных типов экономических систем, научить аргументировать необходимость перехода к смешанной экономике, понимать трудности перехода от командной экономики к рыночной.

Развивающие : развивать навыки учебной деятельности (заполнение таблиц и схем), работы с различными источниками информации; развивать умения размышлять, сравнивать, обобщать, формировать умение принятия нестандартных решений, формировать познавательный интерес.

Воспитывающие : прививать навыки грамотного использования информационных ресурсов, умения сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие, культуру поведения.

Оборудование.

Компьютер;

Медиапроектор и мультимедийный экран для компьютерной
презентации;

Карточки – задания.

Карточки – схемы.

Учебник И.В. Липсица «Экономика»

Хронометраж урока

N

п / п

Этапы урока

Время

Организационный момент.

4 мин.

Сообщение темы урока.

1 мин.

Формирование новых знаний.

5 мин.

Самостоятельная работа обучающихся по карточкам

а) работа обучающихся в группах

- (заполнение таблицы)

Проверка

в) самостоятельная работа обучающихся

Заполнение схем

Проверка

8мин. 6 мин.

4 мин.

3 мин.

Знакомство с новым понятием

6 мин.

Закрепление материала.

6 мин.

Подведение итогов.

1 мин.

Домашнее задание

1 мин.

45 мин.

План-конспект урока.

N

п / п

Содержание урока.

Теоретиче-ское обоснование

1

Организационный момент.

Формулировка темы урока. Целеполагание.

Здравствуйте, ребята. Начинаем урок экономики.

У вас на партах лежат карточки с текстом, в котором вам нужно исправить ошибки. Для этого вы должны вспомнить понятия, которые изучали раньше в младших классах.

Текст: При натуральном хозяйстве семья производит все, что ей нужно, своими силами. Но не все продукты способствует снижению производительности труда. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для собственного потребления . Разделение труда дает возможность механизировать производственный процесс. Самый современный вид торговли - бартер.

(слайд № 4)

Ошибки: При натуральном хозяйстве семья производит все, что ей нужно, своими силами . Все продукты , производимые в натуральном хозяйстве, потребляются его участниками. Натуральное хозяйство способствует росту производительности труда. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для продажи. Разделение труда дает возможность механизировать производственный процесс. Самый древний вид торговли - бартер.

(слайд № 5)

Натуральное или товарное хозяйство существует сейчас? (И то, и другое. Но натуральное хозяйство постепенно себя изживает, а товарное хозяйство все больше развивается.)

Почему главная роль в настоящее время принадлежит товарному хозяйству?

(Этому способствуют разделение труда, технический прогресс, потребность людей в боле разнообразных товарах, увеличение численности населения и т.д.)

Настрой учащихся на учебную деятельность.

Умение применять полученные знания, размышлять, систематизировать материал.

Подведение к теме урока.

Активизация внимания и нацеленность на работу во время урока.

Переход

от повторения к изучению нового материала.

2

Сообщение тему урока.

Остановимся подробнее на товарном хозяйстве. Существуют различные способы организации товарного хозяйства, т.е. различные экономические системы. Наша с вами задача сегодня - познакомится с различными типами экономических систем, определить их достоинства и недостатки.

3

Формирование новых понятий.

Каждая экономическая система в первую очередь отвечает на три главных экономических вопроса:

Что следует производить (какие товары и услуги)?

Как их производить (каким способом)?

Для кого эти товары и услуги производить (кто их будет
потреблять)?

(Слайд № 6)

Общество отвечает на эти вопросы разными способами. Способ ответа общества на эти вопросы и есть его экономическая система.

Экономическая система - это форма организации хозяйственной жизни общества, различающаяся по:

    Способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм, государства.

    Типу собственности на экономические ресурсы.

(Слайд № 7)

Существуют следующие типы экономических систем:

Традиционная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии длительно существующими традициями.

Командная система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в собственности государства, а ограниченные ресурсы распределяются по указаниям центральных органов управления в соответствии с планами.

Рыночная система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынка.

(Слайд № 8)

Давайте определим, как же данные экономические системы отвечают на главные вопросы экономики? Что производить? Как производить? Для кого производить?

Изучение новых знаний.

Знакомство учащихся с новыми понятиями.

4

Самостоятельная работа учащихся.

Каждый учащийся получает карточки с характеристиками экономических систем и таблицу, которую должен заполнить.

Карточки

1. Традиционная экономическая система.

На протяжении большей части истории человечества вопросы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, решались в соответствии с традициями и обычаями («так, как раньше»). В настоящее время в чистом виде такая экономическая система сохранилась у некоторых племен Центральной Африки, Южной и Юго - Восточной Азии, долины Амазонки. В Индии, например, люди делились на касты священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбрать себе профессию по своему желанию, человек обязательно наследовал ремесло отца. Таким образом, распределение самых важных в ту пору ресурсов – трудовых – диктовалось нерушимыми многовековыми традициями. .
То же самое можно сказать и о выборе производимых благ и технологий. Одни и те же изделия производились из поколения в поколение, а способы производства при этом оставались такими, какими они были сотни лет назад.
С одной стороны, это позволяло потомственным ремесленникам достичь высочайшего уровня мастерства, с другой – не изобреталось и не производилось ничего нового. Технический прогресс и рост эффективности производства были невозможны, потому что каждый ремесленник копировал приемы работы своих учителей. Распределение и обмен продуктов также решались согласно обычаям.

2. Командная экономическая система .

В этой экономической системе решения о том, ЧТО,КАК и ДЛЯ КОГО производить, принимаются из единого центра, которым обычно является глава государства. Командная экономика в сравнительно чистом виде существовала, например, в государстве древних инков. Через много веков похожая экономическая система сложилась в СССР и других социалистических странах.В настоящее время такую экономику можно найти лишь на Кубе и в Северной Корее.
В централизованной экономике все материальные ресурсы и продукты производства обычно принадлежат государству.
Согласование экономической деятельности происходит с помощью планов (плановая экономика). Расчет плана в реальной жизни происходит так: все существующие в стране промышленные и сельскохозяйственные предприятия сообщают наверх, сколько они могли бы произвести в будущем году. Эти цифры суммируются и с небольшими поправками составляют план, который затем возвращается на те же предприятия.
Все работники подчинены государственному чиновнику, тот – более важному чиновнику, и так далее по административной лестнице вплоть до верховного правителя, как бы он ни назывался: фараоном, императором или генеральным секретарем правящей партии. Технология производства определяется государством, потому что ему принадлежат все здания, сооружения, станки, ресурсы и т.д. Для работы сложного механизма централизованной экономики требуется огромное количество управляющих, планирующих, рассчитывающих и проверяющих чиновников.

3. Рыночная экономическая система.

В рыночной экономической системе действуют люди, свободные от власти традиций и не подчиненные единому центру. Факторы производства и его результат – продукт – принадлежит не общине и не государству, а частным лицам.

Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый из них сам решает, что изготовлять, как и в каком количестве, исходя при этом из одной единственной цели – личного интереса, увеличения собственного богатства и благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производители связаны друг с другом через обмен товарами. Эта система не гарантирует каждому, что он всегда сможет обменять свой продукт на другие. Обратной стороной свободы выбора являются риск и полная личная ответственность.

Только обменивая товар, производитель может получить все необходимое для удовлетворения своих потребностей.

Таблица для заполнения.

Экономическая система

Способ принятия решений

Что производить?

Как производить?

Для кого

производить?

Традиционная

Командная (плановая)

Рыночная

(слайд № 8)

Теперь проверим. У вас вот что должно было получиться.

(слайд № 10)

Каждая из данных экономических систем имеет свои плюсы и минусы. Класс делится ни 3 группы. Сейчас вы самостоятельно будете работать с учебником. А затем заполните следующие схемы.

Схема 1.

Схема 2.

Схема 3.

Для этого каждая из групп получает по одной схеме и карточке, в которых указаны вперемешку положительные и отрицательные черты экономических систем. Их задача: определить. К какой экономической системе нужно отнести данный пункт и в какой столбик – положительная или отрицательная это черта.

(слайд № 11)

Карточки. Для учителя.

Традиционная экономическая система.

Преимущества:

1.Стабильность общества.

2.Высокое качество производимых благ.

Недостатки:

1.Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса.

2.Плохая приспособляемость к изменению внешних условий.

3.Ограниченность числа производимых благ.

Командная экономическая система.

Преимущества:

1.Способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо цели.

Недостатки:

1.Невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, как следствие, перепроизводство одних благ и дефицит других.

2.Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения.

3.Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий.

Рыночная экономическая система.

Преимущества: 1.Большая свобода выбора для производителей и потребителей. 2.Для управления экономикой не нужен большой аппарат чиновников. 3.Снабжение потребителей необходимыми им товарами. Широкий выбор товаров и услуг. 4.Постоянная направленность на поиск современных методов производства новых товаров, на внедрение передовых технологий, которые обеспечивают высокое качество продукции и высокую прибыль фирм. 5.Воздействие конкуренции между фирмами на эффективность их работы, на снижение цен и повышение качества товаров и услуг. 6.Отсутствие дефицита из-за быстрой реакции предпринимателей на запросы потребителей. 7.Высокая продуктивность фермерских хозяйств из-за частной собственности на землю.

Недостатки: 1.Неравенство. Значительная разница в доходах граждан. Неудовлетворительное решение проблемы социальной справедливости. 2.Обогащение лишь тех, кто добивается успеха, и разорение неудачников. 3.Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады. 4.Безработица. 5.Неустойчивость цен. 6.Неуверенность в завтрашнем дне. 7.Платность большинства услуг. Зависимость медицинского обслуживания и образования от уровня доходов граждан. 8.Большое количество бездомных людей, беспризорных детей. 9.Более высокий уровень преступности на фоне социального неравенства. 10.Помощь малоимущим людям оказывает не рынок, а государство. 11.Рынок не обеспечивает оборону страны. 12.Рынок не в состоянии возместить ущерб, нанесенный окружающей среде производством продукции.

Для обучающихся:

1. Ограниченность числа производимых благ.

2. Помощь малоимущим людям оказывает не рынок, а государство.

3.Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса.

4.Плохая приспособляемость к изменению внешних условий.

5. Стабильность общества.

6. Безработица.

7.Невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, как следствие, перепроизводство одних благ и дефицит других.

8. Не равенство. Значительная разница в доходах граждан. Неудовлетворительное решение проблемы социальной справедливости

9.Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий.

10.Большая свобода выбора для производителей и потребителей. 11.Для управления экономикой не нужен большой аппарат чиновников. 12.Снабжение потребителей необходимыми им товарами. Широкий выбор товаров и услуг.

13. Рынок не в состоянии возместить ущерб, нанесенный окружающей среде производством продукции.

14.Воздействие конкуренции между фирмами на эффективность их работы, на снижение цен и повышение качества товаров и услуг. 15.Отсутствие дефицита из-за быстрой реакции предпринимателей на запросы потребителей. 16.Высокая продуктивность фермерских хозяйств из-за частной собственности на землю.

17. Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения..

18.Обогащение лишь тех, кто добивается успеха, и разорение неудачников. 19.Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады.

20. Способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо цели.

21.Неустойчивость цен. 22. Постоянная направленность на поиск современных методов производства новых товаров, на внедрение передовых технологий, которые обеспечивают высокое качество продукции и высокую прибыль фирм. 23.Платность большинства услуг. Зависимость медицинского обслуживания и образования от уровня доходов граждан. 24.Большое количество бездомных людей, беспризорных детей. 25.Более высокий уровень преступности на фоне социального неравенства. 26. Высокое качество производимых благ.

27.Рынок не обеспечивает оборону страны.

28. Неуверенность в завтрашнем дне.

Теперь давайте проверим, что у вас должно было получиться.

(слайд №12)

(слайд №13)

(слайд №14)

Но также остановиться еще на одном моменте. В настоящее время в чистом виде данных экономических систем почти не существует.

Практически все существующие в современном мире экономические системы следует отнести к смешанному типу.

Развитие мышления.

Развитие умения систематизи-ровать учебный материал.

Развитие навыков самостоятель-ной работы, умение работать с учебником.

Формирование умения работать

в группе.

Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Умения сотрудничать.

Развивитие чувства коллек-тивизма, трудолюбия.

Развитие умения сравнивать, обобщать. Систематизи-ровать, выделять главное. Умения применять полученные знания на практике.

Наглядность увеличивает продуктив-ность урока. Темп урока увеличивается.

5

Смешанная экономика - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в собственности государства, а ограниченные ресурсы распределяются как рынками, так и при значительном участии государства.

(слайд № 15)

Смешанная экономика призвана использовать сильные стороны и преодолеть недостатки рыночной и централизованной экономик. Главные экономические вопросы в основном решаются рынком, но общенациональные и региональные экономические проблемы решаются государством. .
Основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах существует достаточно крупный государственный сектор. .
Часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов. В реальной жизни любой страны не присутствует в чистом виде ни одна экономическая система. В Англии, например, около 30% рабочей силы заняты в государственном секторе, остальные 70% заняты в частном.

(слайд № 16)

Знакомство с новым понятием.

При работе с информацией на слайде, учитель акцентирует внимание учеников на примерах из жизни.

6

Закрепление материала.

Чтобы закрепить знания, полученные на уроке, сделаем следующее задание: в карточках -задания отметьте, какие утверждения, по вашему мнению, являются верными, а какие - нет.

1. Традиции и опыт как составные механизма принятия решения сегодня используют в большей степени, чем в предыдущие исторические периоды.

2. Политика, основанная на принципах свободной конкуренции, означает, что правительство мало вмешивается в экономику.

3. Проблемы «что, как, кто» в командной экономике решаются автоматически.

4. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это – редкость ресурсов.

5. Проблема «как производить» не существует, если количество производственных ресурсов строго фиксировано и «привязано» к конкретным товарам.

6. Проблема «что производить» может стоять только перед частным предпринимателем, но не перед обществом.

7. Экономика страны является рыночной, потому что ее правитель владеет и распоряжается всеми ресурсами данной страны.

8. Смешанная экономика основана на натуральном хозяйстве и главенствующей роли государства.

(слайд №17)

(ответы: 1- неверно, 2- верно, 3- неверно, верно, 5- неверно, 6- неверно, 7 – неверно, 8- неверно)

Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания. Поставьте оценку.

Проверка степени усвоения материала.

Практическое использование полученных знаний.

Развитие логического мышления, сообразительности, умения выделять существенное.

7

Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

(Главные вопросы экономики, какие существуют типы экономических систем, как решают главные вопросы экономики в традиционной, командной, экономической системах, преимущества и недостатки различных типов экономических систем.)

Что было особенно трудным на уроке? Что вам далось легко?

Что было интересным?

Вы много работали в группах и самостоятельно. Давайте дадим оценку каждого из вас сегодня на уроке.

(выставление оценок)

(слайд №18)

Развитие умения делать выводы, обобщать.

Рефлексия.

Развитие умения давать оценку своей работе на уроке и работе одноклассни-ков.

8

Домашнее задание.

Работа по учебнику: определить, к какой экономической системе относится современная Россия. Проанализировать особенности этой экономической системы в тетрадях .

(слайд №19)


Список используемой литературы и ресурсов интрнета:

    Азимов Л.Б. Преподавание экономики в школе: Основные экономические понятия.- М.:Финансы и статистика,2008

    Лавренова Е.Б. Сборник заданий по экономике для подготовки к ЕГЭ: Пособие для 10-11 классов.-М.:Вита-Пресс, 2010

    Преподавание курса «Основы экономической теории». Пособие для учителя 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики. Под ред. С.И. Иванова – М.: Вита-Пресс, 2010