Вклад ученых в развитие социологии. Великие социологи
Вариант 1
При выполнении заданий с выбором ответа этой части об~ ведите кружком номер
А1. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?
1) ликвидация последствий стихийного бедствия
2) загрязнение реки промышленными отходами
3) высадка на пустыре деревьев и кустарников
4) административное ограничение охоты на оленей
А2. Антон - жизнерадостный общительный человек, всегда готовый придти на помощь своим многочисленным друзьям. Все это характеризует Антона как
1) индивида
2) гражданина
3) личность
4) профессионала
A3. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности человека?
А. Целью познания является получение информации об окружающем мире и самом человеке.
Б. В процессе познания человек использует органы чувств и интеллект.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Пианист сел за рояль и зазвучали дивные звуки. Его игра вызвала бурю эмоций слушателей: они переживали тоску по родине, открывали, подчиняясь музыке, новые земли, любили, надеялись. Этот пример иллюстрирует деятельность в сфере
2) религии
4) искусства
А5. Интересующийся программированием десятиклассник Иван планирует по окончании учебы профессионально разрабатывать компьютерные игры. На какой ступени образования находится Иван?
1) основное общее
2) среднее профессиональное
3) полное (среднее)
4) высшее профессиональное
А. Мораль опирается на представления человека о прекрасном и безобразном.
Б. Человек усваивает моральные нормы в процессе воспитания.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. Что свойственно командной экономической системе?
1) многообразие форм собственности
2) свобода предпринимательской деятельности
3) преобладание сельского хозяйства
4) централизованное ценообразование
А8. С апреля по октябрь население приморского региона Z занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на морском побережье. Рабочих рук в этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Однако в период с ноября па март среди местного населения наблюдается значительная безработица. К какому типу относится безработица в регионе Z?
1) застойная
2) структурная
3) временная
4) сезонная
А9. Государство выполняет различные функции в экономической жизни общества. Так, оно является производителем общественных благ. Какой из приведенных ниже примеров иллюстрирует эту функцию?
1) правительство изменило порядок налогообложения фирм
2) в рамках государственной программы развития здравоох
ранения открылись три новых больницы
3) центральный банк отозвал лицензии двух коммерческих
банков
4) правительство и центральный банк осуществили комп
лекс антиинфляционных мер
АЮ. Верны ли следующие суждения о затратах производства?
А. Часть факторов производства, которую предприниматель вынужден приобретать по рыночным ценам, составляет внешние затраты фирмы.
Б. Стоимость факторов производства, не зависящая от количества производимой продукции, составляет переменные затраты фирмы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
АН. Что отличает семью от других малых групп?
1) совместное проведение досуга
2) сходный социальный статус
3) наличие групповых правил и норм
4) совместное ведение хозяйства
А12. А. работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени А. тратит на общение с родителями своих учащихся. В действиях А. проявляется
1) социальная роль
2) социальный конфликт
3) социальная структура
4) социальная политика
А13. Верны ли следующие суждения об этнических группах? А. Этнические группы выделены по национальному признаку. Б. Разновидностями этнических групп являются племена и народности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А14. К функциям политических партий в демократическом обществе относится
1) разработка и принятие законов
2) предложение программ развития общества
3) управление предприятиями
4) осуществление судопроизводства
А15. Главой государства Z является наследственный правитель. Он издает законы, руководит деятельностью правительства, участвует в деятельности судебных органов. Какова форма правления страны Z?
1) конституционная монархия
3) президентская республика
4) абсолютная монархия
А16. Верны ли следующие суждения о референдуме?
А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопросам.
Б. Референдум, в отличие от выборов, не предполагает голосование за кандидатуры или партии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17. Гражданин приобрел для домашнего пользования стиральную машину. Сервисная служба магазина доставила, установила и подключила машину, а также передала гражданину гарантийный талон. Данная ситуация регулируется нормами права
1) административного
2) гражданского
3) трудового
4) конституционного
А18. Органом законодательной власти в РФ является
1) Федеральное Собрание
2) Правительство РФ
3) Совет Безопасности
4) Общественная Палата
А1Я. Неправительственная экологическая организация провела в парках города акцию по очистке территории от мусора. Активисты организации смогли привлечь к участию в акции горожан разных возрастов и профессий. В этом примере отразилось функционирование
1) органов местного самоуправления
2) государственного аппарата
3) гражданского общества
4) муниципальных органов власти
А20. Верны ли следующие суждения о преступлении?
А. Преступление влечет за собой административную ответственность.
Б. Преступлением называют противоправное деяние, создающее угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.
В1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и религии и отличия науки от религии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1) объяснение природных и общественных явлений
2) вера в сверхъестественные силы
3) быстрое изменение содержания знаний, отказ от устаревших
теорий
4) влияние на формирование мировоззрения человека
В2. В стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как вы храните свои сбережения?»
Результаты опроса представлены в диаграмме.
Проанализируйте данные диаграммы.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.-
1) Хранят свои деньги на банковском счете и покупают цен
ные бумаги менее половины опрошенных граждан.
2) Вложения в недвижимость менее популярны среди опро
шенных, чем открытие банковских счетов.
3) Хранят деньги дома около трети опрошенных граждан.
4) Дает деньги в долг друзьям больше опрошенных, чем
приобретает драгоценности.
5) Вкладывает средства в приобретение драгоценностей на
именьшее число опрошенных.
ВЗ. Установите соответствие между примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
|
одного, относятся к основам конституционного строя России.
1) Демократия, 2) ценность прав человека, 3) федеративное устройство, 4) однопартийная система, 5) разделение властей.
Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.
Ответ: j_______________________________ .
85. Укажите правильную последовательность действий изби
рателя в период проведения выборов в органы государственной
власти.
1) знакомство с программами кандидатов
2) участие в опросе на выходе с избирательного участка
3) получение при необходимости открепительного талона
4) заполнение избирательного бюллетеня
Для ответов на задания этой части (С1 -
Прочтите текст и выполните задания С1 - Сб.
Язык, культура, нравственность, весь духовньш капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева.
Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность - это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.
Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил - единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.
С2. Найдите в тексте два объяснения того, почему социальная (общественная) жизнь - внутренняя форма человеческой жизни.
СЗ. Какие уровни восприятия общества существуют, по мнению авторов текста? Используя содержание текста, определите сущность каждого уровня.
С4. Почему человек «лишь в качестве члена общества может состояться как человек»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.
С5. Рассказывая на уроке о формировании личности, ученик отметил значительное влияние на эт"от процесс семьи и ближайшего окружения человека. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
Сб. Согласны ли вы с тем, что «в каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Вариант 2
ЧАСТЫ
///?« выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружкам номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. Что свойственно обществу традиционного типа?
1) преобладание сельского хозяйства в экономике
2) высокий уровень развития промышленности
3) распространение компьютерных технологий
4) интенсивное развитие науки и техники
А2. Десятиклассник Иван интересуется математикой. Он много занимается, принимает участие в математических олимпиадах школьников, хотя пока ему не удавалось занять призовое место. Как можно назвать качества Ивана, проявляющиеся в этой деятельности?
1) задатки
2) способности
4) гениальность
A3. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного мира?
А. Глобальные проблемы успешно решаются наиболее развитыми странами мира.
Б. Наименее развитые страны мира не подвержены влиянию глобальных проблем.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Отражение действительности в художественных образах свойственно
2) искусству
4) религии
является резуль-
А5. Вывод: «Все познается в сравнении» татом
1) обобщения жизненного опыта
2) научного исследования
3) интуитивной догадки
4) религиозной веры
А6. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Главным контролером человека в вопросах морали является его совесть.
Б. Соблюдение моральных норм является проявлением свободы человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. Фирма Р. производит чистку ковров. К капиталу фирмы относятся (-ится)
1) ковры, которые чистит фирма
2) руководство фирмы
3) оборудование и чистящие средства
А8. Рынок спортивного инвентаря в стране Z поделен между пятью крупнейшими фирмами-производителями, продукция других фирм не представлена. Какой тип рыночной конкуренции отразился в данном примере?
2) монополия
3) неполная конкуренция
4) олигополия
А9. Гражданка А. обнаружила, что коробочка йогурта, стоившая раньше 15 рублей, подорожала до 20 рублей, а еще через месяц - до 30 рублей. То же произошло и с другими товарами и услугами, причем их качество не улучшилось. С каким экономическим явлением столкнулась гражданка А.?
1) конкуренция
2) инфляция
3) перепроизводство
4) безработица
А10. Верны ли следующие суждения об экономических системах?
А. Традиционной экономической системе свойствен высокий уровень развития товарно-денежных отношений.
Б. Командная экономическая система предполагает директивное распределение факторов производства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
социальных групп выделена
All. Какая из перечисленных по экономическому признаку?
1) москвичи
2) инженеры
3) мусульмане
4) землевладельцы
А12. Совершеннолетние юноша и девушка обратились в ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отказано. Что могло послужить причиной отказа?
1) недолгий срок знакомства
2) отсутствие у них жилья
3) недееспособность юноши
4) несогласие родителей на брак
А13. Верны ли следующие суждения о социальном статусе? А. Социальный статус - это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности. Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А14. Что отличает государство от других политических организаций?
1) разработка программ развития общества
2) представление интересов отдельных групп общества
3) выдвижение политических лидеров
4) исключительное право принимать правовые нормы
А15. Государство Z разделено на провинции по территориальному признаку. Главы провинций назначаются правительством государства. В провинциях нет собственных парламентов, конституций. Какова форма государственного устройства страны Z?
1) монархия
2) унитарное государство
3) федеративное государство
4) республика
А16. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Принцип разделения-властей состоит в том, что выделяются три ветви власти со строго определенными функциями.
Б. Принцип разделения властей предполагает наличие системы «сдержек и противовесов».
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17. Гражданское право регулирует
1) имущественные и личные неимущественные отношения
2) отношения граждан с органами исполнительной власти
3) права и обязанности членов семьи
4) порядок предоставления трудовых услуг
А18. Президент РФ
1) руководит внешней политикой
2) разрабатывает государственный бюджет
3) управляет федеральной собственностью
4) разрабатывает и принимает законы
А19. Антон припарковал свой автомобиль на газоне под окнами своей квартиры. Какое правонарушение он совершил?
1) уголовное
2) административное
3) дисциплинарное
4) гражданское
А20. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Правовое государство предполагает взаимную ответственность государства и личности.
Б. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.
В1. В приведенном списке указаны черты сходства большой и малой социальных групп и отличия большой социальной группы от малой. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1) обязательные личные контакты между членами группы
2) наличие у людей сходных социальных признаков
3) наличие социальных норм, регулирующих деятельность
группы
4) количество членов группы
В2. В стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Кому из участников политической жизни страны вы доверяете больше всего?»
Результаты опроса представлены в гистограмме.
Проанализируйте данные гистограммы.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Правоохранительные органы вызывают наименьшее дове
рие опрошенных граждан.
2) Лидерам политических партий и депутатам парламента
доверяют большинство опрошенных граждан.
3) Главе государства опрошенные граждане доверяют боль
ше, чем другим участникам политической жизни.
4) Главе правительства опрошенные граждане доверяют
больше, чем депутатам парламента.
5) Лидерам политических партий доверяют около трети оп
рошенных граждан.
ВЗ. Установите соответствие между ситуацией и отраслью права, которая призвана ее регулировать. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
A) гражданин нарвал на городской
клумбе цветов для своей девушки
Б) гражданин приобрел в магазине мебельный гарнитур
B) гражданка была оштрафована
контролером за безбилетный про
езд в автобусе
Г) группа граждан ночью ограбила случайного прохожего
Д) гражданка открыла счет в коммерческом банке
Отрасль права
1) гражданское
2) административное
3) уголовное
А | Б | В | Г | д |
84. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением
одного, относятся к институтам, осуществляющим социализа
цию индивида.
1) Семья, 2) природа, 3) система образования, 4) государство, 5) церковь.
Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.
Ответ:___________________________ -
85. К. - гражданин России, руководитель крупной компа
нии. Установите правильную последовательность прохождения
им ступеней образования.
1) окончание основной школы
2) получение высшего профессионального образования
3) обучение в средней (полной) школе
4) посещение занятий по подготовке к начальной школе
5) защита диссертации и получение ученой степени
Ответ:
ЧАСТЬ 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Прочтите текст и выполните задания С1 - Сб.
Товар - это продукт труда, произведенный с целью обмена на другие продукты труда или деньги на рынке. Товары могут быть материальными и нематериальными. Материальный товар представляет собой какую-либо вещь: автомобиль, туфли, хлеб, холодильник и т. п. Нематериальный товар - это, как правило, услуга или какая-либо полезная деятельность: посредничество, страхование, услуги связи, медицинские услуги и т. п.
Существование товара связано с последовательным прохождением четырех стадий. Для начала товар должен быть произведен. Производство - это процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения каких-либо общественных потребностей.
Следующая стадия - распределение. Как правило, в производстве каждого товара задействовано множество участников. Значит, необходимо определить долю каждого участника в созданном товаре. В современном обществе распределение чаще всего осуществляется по затратам и результатам труда или по вложенному в производство капиталу.
Наемный работник, выполнив работу, получает заработную плату. Чем лучше он выполняет поставленную перед ним задачу, чем большее количество продукции он производит, тем выше его заработная плата. Это и есть распределение по затратам и результатам труда.
С другой стороны, собственник фирмы может сам не работать в своей фирме. Но прибыль, которую приносит фирма, принадлежит ее владельцу, поскольку фирма создана на его деньги. Так осуществляется распределение по вложенному капиталу.
Третья стадия движения товара - обмен. С целью обмена товар передается на рынок, где у него возникает два важнейших свойства: свойство удовлетворять какие-либо человеческие потребности, быть полезным для покупателя, то есть обладать потребительной стоимостью; свойство обмениваться на другой товар или деньги в определенном количественном соотношении, то есть обладать меновой стоимостью.
Завершающая стадия - потребление, то есть использование товара для удовлетворения потребностей.
Приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя из полезности. То, какую пользу принесет товар его покупателю, определяет сумму, которую покупатель готов за нее заплатить.
(По материалам энциклопедии для школьников)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что такое товар? Какие виды товара названы в тексте? Объясните различие между этими видами товара.
СЗ. Используя содержание текста, заполните таблицу:
С4. Какие два важнейших свойства товара приведены в тексте? Покажите каждое из этих свойств на примере любого товара.
С5. Недовольные низкой зарплатой работники супермаркета обратились к директору с требованием повысить зарплату и улучшить условия труда. Директор отказал им, сославшись на то, что решить этот вопрос может только владелец супермаркета, постоянно проживающий в другой стране. Какие основания (принципы) распределения отразились в данном примере? Приведите фрагмент (-ы) текста, помогающий (-е) решить эту задачу.
Сб. В тексте говорится, что «приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя из полезности». Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Вариант 3
При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. Совокупность социально значимых качеств человека ученые обозначают понятием
1) индивид
2) личность
3) индивидуальность
А2. В обществе Z большинство населения живет в крупных городах. Во всех сферах жизни общества используются компьютерные технологии, интенсивно развивается наука, достижения которой широко используются в экономике и социальном управлении. К какому типу относится данное общество?
1) аграрное
2) индустриальное
3) традиционное
4) постиндустриальное
A3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Обществом называют всех людей, ныне живущих на Земле.
Б. Обществом называют исторические периоды развития человечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Науке свойственно
1) стремление к объяснению событий и явлений
2) обращение к сверхъестественным силам
3) образное отражение действительности
4) использование обрядов и ритуалов
А7. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к экономике как науке?
1) производство косметических средств
2) прогнозирование цен на энергоносители
3) продажа объектов недвижимости
4) постепенное обесценивание денег
А8. В результате поглощения или вытеснения с рынка услуг сотовой связи других фирм в стране Z осталась только одна фирма, оказывающая подобные услуги. Какое экономическое явление отразилось в данном примере?
2) безработица
3) инфляция
4) монополия
А9. Международная финансовая организация предоставила кредиты нескольким странам, другие страны выплатили организации проценты по ранее предоставленным кредитам. Какая функция денег проявилась в данном примере?
1) средство платежа
2) средство обмена
3) средство накопления
4) мировые деньги
АЮ. Верны ли следующие суждения t>6 экономических системах?
А. В рыночной экономической системе преобладает централизованное распределение ресурсов.
Б. В командной (плановой) экономике необходимый минимум жизненных благ гарантирован государством.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
All. К этническим группам относится
1) племя 3) каста
2) сословие 4) класс
А12. Мать троих несовершеннолетних детей А. обратилась в органы ЗАГСа для расторжения брака со своим супругом, являющимся отцом ее детей. Какое обстоятельство делает возможной подобную процедуру развода?
1) согласие обоих супругов на расторжение брака
2) пятилетнее тюремное заключение супруга А.
3) отсутствие у супругов взаимных имущественных претензий
4) согласие супругов в определении места проживания детей
А13. Верны ли следующие суждения о социальных конфлик-
А. Социальные конфликты отражают противоречия в интересах различных социальных групп.
Б. Социальные конфликты оказывают только негативное влияние на развитие общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А14. Для какого политического режима характерны свободные выборы в органы государственной власти, уважение прав человека?
2) тоталитарного
3) демократического
4) диктаторского
А15. Организация Р. распространила свою власть на некоторую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопорядок, издает законы, устанавливает налоги. Данная организация - это
1) государство
2) политическая партия
4) ведомство
А16. Верны ли следующие суждения о политической власти? А. Политической властью обладает только государство. Б. Политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17. Что отличает Конституцию от других ^законов государства?
1) высшая юридическая сила
2) обеспечение принудительной силой государства
3) обязательность исполнения
4) письменная форма
А18. Высшим органом исполнительной власти в РФ является
1) Федеральное Собрание
2) Генеральная прокуратура
4) Правительство РФ
А19. Иван, в пятилетнем возрасте оставшийся без попечения родителей, стал воспитанником детского дома. Какое право ребенка нарушено в данной ситуации?
1) право на жизнь
2) право знать своих родителей
3) право жить и воспитываться в семье
4) право на социальное обеспечение
А20. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. Гражданское общество представляет собой совокупность
негосударственных отношений и организаций граждан в
различных сферах. Б. Гражданское общество требует высокого уровня правовой
культуры граждан, осознания ими своей ответственности
за принимаемые решения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
При выполнении заданий с кратким ответам (В1-В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.
В1. В приведенном списке указаны сходные проявления задатков и таланта человека и отличия проявлений задатков от таланта. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1) способности человека
2) получение принципиально новых результатов деятель
ности
3) успешность в какой-либо деятельности
4) нахождение нестандартных способов деятельности
В2. В одном из регионов социологической службой был проведен опрос выпускников основной школы. Им задавали вопрос: «Какой профиль обучения вы выберете в старшей школе?»
Результаты опроса представлены в таблице.
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Социально-экономический профиль выбрало больше де
вочек, чем мальчиков.
2) Социально-гуманитарный профиль наиболее популярен
среди обеих групп опрошенных.
3) Социально-экономический, математический и естествен
но-научный профиль выбирает приблизительно одинако
вое количество мальчиков.
4) Математический профиль более популярен у девочек, чем
естественно-научный.
5) Социально-гуманитарный профиль выбрало менее двух
третей опрошенных девочек.
ВЗ. Установите соответствие между примером и структурным элементом налога. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Пример
A) гражданин
Б) заработная плата
B) автомобиль
Г) 13%
Д) наследуемое имущество
Структурный элемент налога
Объект налога
Субъект налога
Ставка налога
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г | Д |
84. Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением
одного, относятся к малым социальным группам.
1) Семья, 2) рок-группа, 3) бригада скорой помощи, 4) футбольные фанаты, 5) группа близких друзей.
Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.
Ответ:________________________________ .
85. Установите правильную последовательность этапов фор
мирования Правительства согласно Конституции РФ.
1) Представление Президентом кандидатуры Председателя
Правительства в Государственной Думе.
2) Консультации Председателя Правительства с Президен
том о структуре и составе Правительства.
3) Консультации кандидата на пост Председателя Правитель
ства с партийными фракциями в Государственной Думе.
4) Вступление нового Президента в должность.
5) Указ Президента о назначении членов Правительства.
Ответ.
Вклад ученых в развитие социологии.
Подготовила:
Герман Ксения
Социологические идеи Карла Маркса .
Значительное влияние на развитие социологии оказал Карл Маркс (1818–1883). Он стремился развить строго объективную, основанную на исторических фактах, теорию общественного развития. Важной сферой он считал экономику- сферу материального производства. Как утверждал Маркс, в процессе производства люди выступают в определенные социальные отношения. Носителями таких производственных отношений являлись большие группы людей, социальные классы. Согласно Марксу, во всех человеческих обществах, за исключением первобытного, существовало различие между двумя основными классами.
Во-первых, это класс, обладающий собственностью на средства производства, и занимающий в обществе господствующее положение. Во-вторых, класс, не имеющий собственность.
Как утверждал Карл Маркс, диалектическая борьба между такими классами являлась движущей силой общественного развития. Но в современном капиталистическом обществе он также выделял два основных класса: класс крупных собственников (буржуазию) и класс наёмных рабочих (пролетариат). По мере развития капиталистического общества противоречия между этими классами должны были всё более усиливаться.
Важное место в работах Маркса занимает понятие идеологии. Он понимал под ней ложное искаженное сознание представителей правящего класса. Как утверждал Маркс, правящий класс был заинтересован в сохранении общественного строя и поэтому представители данного класса были способны адекватно воспринимать лишь те явления общественной жизни, которые свидетельствовали об устойчивости, стабильности этого строя.
Формальная социология Георга Зиммеля.
Немецкий философ и социолог, один из главных представителей поздней «философии жизни». Разрабатывал преимущественно проблемы философии культуры и социологии.
Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Формы социальной жизни - это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д. Зиммель считал, что чистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект Ф. с. лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формы социальной жизни будут наполнены историческим содержанием.
Он первым подошел к сексуальному поведению человека как к общественному явлению. Главной заслугой Зиммеля было создание так называемой формальной социологии, к предмету которой он отнес формы социального взаимодействия, сохраняющиеся при любых конкретно-исторических сдвигах и изменениях - договор, конфликт, конкуренцию, авторитет, ранг, подчинение и т. д., определив тем самым многие из основных направлений развития всей мировой социологии. Г. Зиммель оставил также образец предметного исследования - единственный в своем роде социально-психологический анализ роли денег как предпосылки развития личности и индивидуальной свободы в обществе («Философия денег», 1900 г.).
Основные труды:
Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования (1890).
Большие города и духовная жизнь (1903)
Социология. Исследование форм обобществления (1908)
Фундаментальные вопросы социологии (1917)
Конфликт современной культуры (1918)
Вклад Дюркгейма в развитие социологии.
Французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии - считается классиком теории социологического метода (подход - «социальный реализм»). Принципы социологии:
общество - часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы;
общество первично по отношению к составляющим его людям;
изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.
По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и таким образом должна иметь свои специфические методы.
Теория строения и эволюции общества:
Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт.
Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме.
Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.
Кроме того, он рассматривал предмет и задачи социологии, что такое архаическое, индустриальное и гражданское общество, проблема социальное солидарности, коллективное сознание, социальные факты, проблема самоубийств, а также анализ религии.
Основные сочинения :
«Элементы социологии» (1889)
«О разделении общественного труда» (1893)
«Правила социологического метода» (1895)
«Самоубийство» (1897)
«Элементарные формы религиозной жизни» (1912)
Социология О. Конта.
Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г.
Конт был одним из мыслителей, открывших социальную реальность и внесших важный вклад в ее понимание. Некоторые представления о ней, которые он разработал, стали затем парадигмальными и получили дальнейшее развитие в социологии.
Главное условие создания самостоятельной социальной науки, по Конту, – это выделение специфической реальности, не изучаемой никакими другими науками. Для обозначения этой реальности он использует различные термины: “общество”, “социальный организм”, “социальная система”, “социальные явления”, “социальное существование” и т. п.
Одним из первых в социологии Конт разрабатывает подход к обществу как к системе, прообразом которой выступает для него биологический организм. Он постоянно подчеркивает ее целостный, неделимый характер и взаимозависимость ее частей, отмечая “воздействия и обратные воздействия, которые непрерывно оказывают друг на друга любые разнообразные части социальной системы. . . ”
Конт выделяет такие свойства социальной реальности, как максимальная сложность и, вследствие этого, наибольшая неупорядоченность и изменчивость; активность; спонтанность и вместе с тем регулирование искусственным порядком.
Взглядам Конта на социальную реальность присуща одна особенность, которая характерна и для других пионеров социологической мысли: это неразличение общества и человечества. Общество рассматривается как человечество в миниатюре, а человечество – как расширенное до предела общество.
Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга контовского учения “Порядок и прогресс”.
М. Вебер.
Макс Вебер (1864-1920) – классик немецкой и мировой социологии, наибольшее внимание он уделял исследованию социологических проблем, особенно вопросов методологии социальных наук, социологии религии и политики. Основные труды Вебера: “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйственная этика мировых религий”, “Хозяйство и общество”.
Вебер определял социологию как науку, стремящуюся понять социальное действие и дать ему причинное объяснение. Социология изучает поведение людей, вкладывающих в свои действия определенный смысл. Субъектом социального действия, согласно Веберу, может быть лишь отдельный индивид, а не социальная группа или общество в целом.
Вебер рассматривал четыре типа социального действия (целерациональное, ценностно-рационалное, традиционное, аффективное), позволяющих описывать все многообразные формы человеческого поведения.
Важнейшим вкладом Вебера в социологию политики стала разработка концепции легитимного господства и выделение трех типов такого господства (легальное, традиционное, харизматическое).
Г. Спенсер.
В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений.
Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии.
При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д.
Вклад Парсонса в социологическую теорию.
Основные концепции, созданные Парсонсом - это теория социального действия, социальной системы, структурный функционализм.
Социолог видел социальный мир в понятиях человеческих идей - ценностей, норм, значений. Он обращал основное внимание на организацию человеческих актов в системы действия. При этом систему он понимал как совокупность взаимосвязанных частей, несводимых к их простой сумме. В этом смысле он уподоблял общество системе живого организма.
За курс 8 класса.
Вариант 1.
Ученые – обществоведы определяют общество как
Б. единство живой и неживой природы
В. обособившуюся от природы часть материального мира
Г. многообразие органического (живых существ) мира.
2. Какой пример иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?
А. загрязнение почвы бытовыми отходами
Б. ограничение сезона охоты
В. разбивка клумбы возле жилого дома
Г. ликвидация последствия землетрясения.
^
^ 4. Что из перечисленного мы можем отнести к духовной сфере общества?
А. племена, народности В. религия, культура
Б. государство, армия Г. прибыль, налоги
^ 5. Что свойственно обществу индустриального типа?
А. промышленное производство
Б. преобладание сельского хозяйства в экономике
В. сословная структура общества
Г. традиционная культура.
^ 6. Глобальными проблемами человечества называют проблемы:
А. сопровождаемые коренным изменением ценностей жизни
Б. связанные с проблемой выбора жизненного пути
В. затрагивающие жизненно важные интересы человечества
Г. характеризующие нравственное совершенствование общества.
^ 7. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств традиционно обозначают понятием…
А. индивидуальность Б. гражданин В. личность Г. индивид.
^ 8. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к видам деятельности человека. Найди это понятие.
А. игра Б. сознание В. познание Г. труд
^ 9. Основные ресурсы, используемые в процессе производства, называют…
А. материальными потребностями В. прямыми налогами
Б. факторами производства Г. экономическими благами.
^ 10. Верны ли суждения об экономических системах?
1) Экономические системы различаются способом ведения хозяйственной деятельности.
2) Экономические системы различаются по типу собственности на экономические ресурсы.
^ 11. Верны ли суждения о государственном бюджете?
1) Государственный бюджет – это роспись доходов и расходов государства.
2) Государственный бюджет может быть дефицитным и профицитным.
А. верно только 1 В. верно и 1, и 2
Б. верно только 2 Г. оба не верны
^ 12. Наиболее высокая ступень развития культурно-исторической этнической общности – это…
А. класс Б. этнос В. нация Г. народность
13. Семью как малую группу отличает…
А. профессиональный рост
Б. общность быта
В. выполнение общественных функций
Г. высокая политическая активность
Контрольный тест по обществознанию
За курс 8 класса.
Вариант 2.
^ Под обществом в широком смысле понимают
Б. единство природных и социальных сил
В. неотъемлемую часть природы
Г. обособившуюся от природы часть мира.
^ 2. Верны ли суждения о взаимосвязи общества и природы?
1) Климатические условия оказывают влияние на приспособление человека к окружающей среде.
2) Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
А. верно только 1 В. верно и 1, и 2
Б. верно только 2 Г. оба не верны
^ 3. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, обозначается словами…
А. социальная реформа В. социальное движение
Б. общественный прогресс Г. перестройка общества
^ 4. Предприниматели города создали фонд поддержки молодых художников. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?
А. экономической и социальной В. социальной и духовной
Б. политической и экономической Г. экономической и духовной.
^ 5. Что свойственно обществу постиндустриального типа?
А. промышленное производство В. ведущая роль науки и информации в обществе
Б. увеличение крестьянских хозяйств Г. традиционный уклад жизни.
^ 6. Ежегодно в воды Мирового океана попадает от 6 до 10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов. В этом проявляется (-ются)…
А. проблема разрыва в уровнях развития регионов мира
Б. увеличение численности населения земли
В. глобальные экологические проблемы
Г. проблема исчерпания природных ресурсов.
^ 7. Верны ли следующие суждения о личности?
1) Личностью становятся в процессе социализации.
2) Под личностью понимают совокупность социально значимых черт человека, которые он реализует в общественной жизни.
А. верно только 1 В. верно и 1, и 2
Б. верно только 2 Г. оба не верны
8. Для обозначения индивидуально-психологических особенностей человека, от которых зависит успешное выполнение определенной деятельности, традиционно используют понятие…
А. индивид Б. личность В. потребности Г. способности.
^ 9. Фирма Н. занимается выращивание редких растений. К капиталу фирмы относится…
А. участок земли В. оборудование, инвентарь
Б. руководство фирмы Г. налоговые отчисления.
^ 10. Что характеризует рыночную экономику?
А. твердый валютный курс В. государство устанавливает твёрдые цены на продукты
Б. контроль государства за производством Г. конкуренция товаропроизводителей.
^ 11. В каком случае будет взиматься налог?
А. получение кредита в банке В. выигрыш в лотерею
Б. покупка автомобиля Г. получение социального пособия.
^ 12. Стройматериалы представлены на рынке:
А. недвижимости Б. труда В. товаров и услуг Г. капиталов
13. Малой социальной группой являются…
А. пенсионеры города В. дети микрорайона
Б. члены партии «Единая Россия» Г. спортивная команда.
Контрольный тест по обществознанию
За курс 8 класса.
Вариант 3.
Верны ли суждения об обществе?
Учёные рассматривают общество как сферу взаимодействия людей и связей между ними.
Общество – это система.
Б. верно только 2 Г. оба не верны
^ 2. Найдите в приведённом списке пример негативного влияния общества на природу:
А. организация природного заповедника В. уничтожение охотниками некоторых видов животных
Б. экологическое образование школьников Г. очистка лесопарка от мусора.
3. Что из перечисленного мы можем отнести к политической сфере жизни общества?
А. очередные выборы в В. выставка современного искусства
Государственную Думу
Б. концерт симфонической музыки Г. открытие новой школы.
4. В государстве Р. активно развиваются информационные технологий и транспорт, резко увеличивается число городов, растёт число рабочих в составе населения. К какому типу относится общество Р.?
А. традиционному В. постиндустриальному
Б. индустриальному Г. смешанному.
5. За последние 500 лет было истреблено 2/3 покрывающих землю лесов, а сегодня вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз превышает его прирост. В этом проявляется проблема…
А. истощение природных ресурсов В. разрыва в уровнях развития регионов мира
Б. переход к новой ступени
Развития общества Г. роста населения Земли.
^ 6. Володя хорошо учиться, у него много друзей среди одноклассников. Его хобби – коллекционирование моделей автомобилей. Всё это характеризует Володю как…
А. индивида Б. личность В. гения Г. товарища
^ 7. Для обозначения нужды (недостатка) в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человека традиционно используют понятие…
А. потребности Б. способности В. характер Г. задатки
^ 8. Верны ли суждения о факторах производства?
1) Здания и сооружения относятся к такому фактору производства, как земля.
2) Деньги и ценные бумаги относятся к такому фактору производства, как капитал.
А. верно только 1 В. верно и 1, и 2
Б. верно только 2 Г. оба не верны
^ 9. Что характеризует командную экономику?
А. планирование производства
^ 10. Марина получила заработную плату. Часть денег она потратила на туристическую путёвку и покупку нарядов для отдыха. Какая функция денег проявилась в этом случае?
А. средство платежа В. средство накопления
Б. средство учёта Г. мировая валюта.
^ 11. Рыночная конкуренция…
А. приводит к увеличению затрат производства
Б. уравновешивает спрос и предложение
В. снижает уровень потребления
Г. обеспечивает всем высокие прибыли
^ 12. К исторически сложившимся этническим обществам относятся…
А. народности Б. классы В. государства Г. семья
13. Социальная роль, которую способен исполнять и подросток, и взрослый…
А. заёмщик банка В. профессор университета
Б. покупатель в магазине Г. водитель такси.
Контрольный тест по обществознанию
За курс 8 класса.
Вариант 4.
Под обществом в узком смысле понимают…
Б. глобальный современный мир Г. единство живой и неживой природы.
^ 2. Верны ли суждения об обществе и природе?
1) природа влияет на развитие общества
2) общество вполне может обойтись без природы.
А. верно только 1 В. верно и 1, и 2
Б. верно только 2 Г. оба не верны
^ 3. Под общественным прогрессом понимается…
А. постепенность общественных перемен
Б. ускорение изменений во всех сферах
В. переход от менее совершенного в жизни людей к более совершенному
Г. способность общества к изменениям во всех сферах жизни
^ 4. Что из перечисленного мы можем отнести к социальной сфере жизни общества?
А. национальные взаимоотношения В. рост курса рубля
Б. выборы Президента Г. рок-концерт.
^ 5. Верны ли следующие суждения о типах общества?
1) В традиционном обществе развито промышленное производство товаров массового потребления.
2) В индустриальном обществе происходит разрушение традиционных сословных структур и социальных привилегий.
А. верно только 1 В. верно и 1, и 2
Б. верно только 2 Г. оба не верны
^ 6. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?
1) К числу глобальных проблем относят проблему низкого качества автопроизводства в России.
2) К числу глобальных проблем относят проблему борьбы с международным терроризмом.
А. верно только 1 В. верно и 1, и 2
Б. верно только 2 Г. оба не верны
^ 7. Что характеризует человека как личность?
А. тип темперамента В. принадлежность к определенной расе
Б. черты внешнего облика Г. общение с другими людьми.
^ 8. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к биологическим потребностям человека. Найди это понятие.
А. питание В. творчество
Б. дыхание Г. отдых и сон
^ 9. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к капиталу как фактору производства. Найди это понятие.
А. здания В. коммуникации
Б. оборудование Г. участок земли.
^ 10. Что характеризует традиционную экономику?
А. планирование производства
Б. цена на товары зависит от спроса и предложения
В. экономика строится на традициях и обычаях
Г. многообразие форм собственности.
11. Цена товара возрастает, если…
А. спрос возрастает в 3 раза, и предложение повысится в 3 раза
Б. спрос останется неименным, а предложение измениться
В. спрос уменьшится, а предложение возрастет
Г. спрос останется неизменным и предложение останется неизменным.
12. Какой статус является предписанным?
А. офицер Б. студент В. муж Г. сын.
13. По профессиональному признаку выделяю социальную общность…
А. москвичи Б. врачи В. горожане Г. якуты.
Вариант № 82
При выполнении заданий 1-20 выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа. Ответом на задания 21-25 является число, последовательность букв или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель увидит результаты выполнения заданий части В и сможет оценить загруженные ответы к части С. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Учёные-обществоведы определяют общество как
1) весь мир в многообразии его форм и проявлений
2) неотъемлемую часть природы
3) единство живой и неживой природы
4) обособившуюся от природы часть мира
Ответ:
К социальным потребностям человека относятся потребности в
4) воспроизводстве
Ответ:
К. - небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
1) традиционному
2) индустриальному
3) информационному
4) постиндустриальному
Ответ:
Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Одно из проявлений свободы человека - возможность поступать по своему усмотрению.
Б. Свобода - это абсолютное отсутствие ограничений деятельности человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?
1) основное общее образование
2) среднее профессиональное образование
3) полное (среднее) образование
4) высшее профессиональное образование
Ответ:
Верны ли следующие суждения о культурном наследии?
А. Далеко не всё, что создано руками человека, может быть названо культурным наследием.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
Ответ:
Неучастие в общественном производстве трудоспособного населения рабочего возраста, которое стремится найти работу, но не может этого сделать.
2) безработица
3) иждивенчество
4) правонарушение
Ответ:
Ответ:
Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.
Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) общими увлечениями
2) непосредственными личными контактами
3) собственными социальными нормами
4) совместным ведением хозяйства
Ответ:
В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье
1) патриархальной
2) демократической
3) неполной
4) партнёрской
Ответ:
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Все социальные нормы имеют формальный характер.
Б. Как правило, социальные нормы фиксируются в нормативных правовых актах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
В нашей стране подписывает и обнародует законы
1) глава Правительства
2) Президент
3) Председатель Совета Федерации
4) Генеральный прокурор
Ответ:
В конституции государства Z закреплены руководящая роль единственной в стране партии и господство одной идеологии. Эти черты характерны для режима
1) унитарного
2) тоталитарного
3) республиканского
4) демократического
Ответ:
Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.
Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Что является отличительным признаком правового государства?
1) наличие системы законодательства
2) равноправие и равенство граждан перед законом
3) функционирование правоохранительных органов
4) наличие суверенитета
Ответ:
В соответствии с Конституцией граждане РФ обязаны
1) участвовать в отправлении правосудия
2) выбирать род деятельности и профессию
3) участвовать в управлении делами государства
4) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
Ответ:
Производитель (продавец) товара обязан указывать его состав и предупреждать о потенциальных факторах риска от применения товара. Какое право потребителя защищается этими действиями?
1) на полную информацию о товаре
2) на качественный товар
3) на отказ от приобретённого товара
4) на потребительское образование
Ответ:
Верны ли следующие суждения о правах человека?
А. Право на свободу совести и вероисповедания относится к личным (гражданским) правам человека.
Б. Право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом относится к культурным правам человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
В приведенном списке указаны черты сходства понятий «предприниматель» и «управляющий» и черты их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) является участником рыночных отношений
2) является собственником предприятия (фирмы)
3) является руководителем предприятия
4) является наемным работником
Ответ:
Установите соответствие между функциями семьи и их конкретными проявлениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Ответ:
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(A) В стране Z действует несколько тысяч банков и других финансовых организаций. (Б) Социологические исследования показали, что более половины граждан страны Z хранят свои сбережения дома. (B) Очевидно, граждане не доверяют банкам, сомневаются в их надежности и стабильности.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А | Б | В |
Ответ:
В стране X в течение нескольких лет проводились социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «В какой валюте сейчас наиболее выгодно и безопасно хранить свои сбережения и накопления?» Результаты опроса приведены в таблице.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Примерно в два раза увеличилось количество граждан, доверяющих евро.
2) В 2002 г. одна треть населения хранила свои сбережения в евро.
3) Большая часть граждан стала хранить свои сбережения в национальной валюте в 2012 г. по сравнению с 2002 г.
4) В 2005 г. примерно одинаковое количество граждан хранило свои сбережения в долларах и в евро.
5) Большинство граждан хранит свои сбережения в 2012 г. в евро.
Ответ:
В 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологический опрос среди жителей крупных городов России. Предлагалось назвать 2−3 наиболее престижные профессии и столько же наиболее доходных профессий. Полученные данные (в %) представлены в таблице.
Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Престиж профессии врача за последнее десятилетие существенно вырос.
2) Большинство профессий, выделенных опрошенными как наиболее доходные, связаны с экономической сферой деятельности.
3) В 2005 г. юридические профессии входили в число наиболее популярных в обществе.
4) Оценка общественным мнением престижа различных профессий за последние годы резко изменилась.
5) При выборе профессии для большинства опрошенных более значим престиж профессии, чем ее доходность.
Ответ:
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т. д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий её языка, рад встретить лицо, говорящее на своём языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.
Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трём государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.
Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т. д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек; делает однопрофессиональных лиц солидарными друг с другом. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.
Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остаётся одним из самых важных расслоений.
(По П. А. Сорокину)
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара. Именно коллективных, и каждому придётся чем-то поступиться ради общих целей.
Внешние условия изменяются чересчур быстро. А рассогласование, противоречие между условиями жизни и сознанием, несоответствие форм общественной жизни, её моральной основы изменяющимся условиям жизни могут оказаться гибельными. Преодоление этого противоречия, этого рассогласования, должно идти по двум путям.
Первое - целенаправленное воспитание общества и перестройка его нравственно-этического фундамента.
Второе - ограничение характера развития производительных сил. И не просто система запретов на темпы развития и объём производства товаров, энергии и т. д.
Речь - о согласовании того, как это производство будет менять экологическую обстановку на планете, с тем, насколько общество будет готово приспособиться к этим изменениям. А это означает не только широкое распространение безотходных и энергосберегающих технологий. Их будет недостаточно. Понадобится изменение характера потребностей людей, изменение их потребительских идеалов, переход от общества потребления к какому-то новому отношению к вещам. Это может быть только следствием существенного изменения образа жизни.
Потребности общества в условиях современных экологических трудностей будут определяться не только произведённым продуктом, но и тем, как он был произведён, то есть выбором природосберегающих технологий.
(Н. Н. Моисеев, текст адаптирован)
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.
В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, которая в наибольшей степени отвечает их интересам.
В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.
Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет.
Ученые - это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества - это те, кто читал непосредственно в книге вселенной.
В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...
Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то всё-таки эта истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...
(А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы)
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения; если работа задана учителем, она будет ему отправлена.
1)Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества
1) социальной
2) трудовой
3) экономической
4) технической ·
2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации ·
3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как
1) индивида
2) личность
3) ученика
4) товарища ·
4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны ·
5. Что отличает искусство от других форм культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) отражение окружающего мира ·
6. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б. Религия устанавливает определенные правила поведения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны ·
7. В стране Z признаются и защищаются равным образом различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
1) плановому
2) рыночному
3) командному
4) традиционному ·
8. Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют
1) прибылью
2) налогом
3) заработной платой
4) прожиточным минимумом ·
9. Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1) мера стоимости
2) средство платежа
3) средство обмена
4) мировые деньги ·
10. Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?
А. Государство в условиях рынка является основным собственником факторов производства.
Б. Государство в условиях рынка осуществляет централизованное распределение товаров и услуг.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
1) пассажиры
2) демократы
3) горожане
4) инженеры
12. Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга
2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего
13. Что является признаком любого государства?
1) взимание налогов и сборов
2) демократический режим
3) разделение властей
4) федеративное устройство
14.В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы.
Какая форма правления сложилась в стране Z?
1) президентская республика
2) авторитарная республика
3) унитарная монархия
4) конституционная монархия
15.Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей.
Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16.Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с банком регулируются нормами права
1) трудового
2) гражданского
3) государственного
4) коммерческого
18.Ученые-обществоведы определяют общество как
1)весь мир в многообразии его форм
2)обособившуюся от природы часть мира
3)совокупность природных и социальных сил
19.Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием
1)обучение
2)творчество
3)общение
20.Саша хорошо учится и в общеобразовательной, и в музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
1)личность
2)индивида
3)сына
слова? 2) В чем состоит различие между понятиями «социум» и «общество»? 3) Каковы основные уровни рассмотрения общества? 4) Как менялись представления людей о взаимосвязи общества и природы? Чем были вызваны эти изменения? 5) Покажите многозначность понятия «культура». 6) Какова роль культуры в жизни общества? 7) Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную. 8) Какие отношения философы считают общественными? 9) Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы
А 5. Общество как группу людей, объединившихся для совместной деятельности, можно определить как 1) феодальное 2) индустриальное 3) традиционное4) дворянское
А6. Примером влияния природных факторов на развитие общества является
1) строительство пирамид в Древнем Египте
2) возникновение древнейших очагов цивилизации в долинах крупных рек
3) успехи земледелия вследствие строительства оросительных систем
4) загрязнение вод Мирового океана
А7. И общество, и природа
1) являются динамическими системами
2) создаются в процессе целенаправленной деятельности людей
3) развиваются независимо от сознания людей
4) носят характер закрытых систем
A8. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется
1) наукой 2) искусством 3) образованием 4) творчеством
Б6. По обществу, "Социальная ___ А) отражает социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществеБ) было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины ___В), уровня образования, доступа к власти, ___Г) занимаемой позиции. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одной социальной ___ Д) в другую запрещен. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальной ___Е) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым." 1) мобилность 2)привилегии 3) обязанности 4) престиж 5) авторитет 6) доход 7) расслоение 8) страта 9) стратификация